Принцип плановости – 2.3.

2.3.

Общие принципы управления характеризуются тем, что имеют универсальный характер, влияют на все сферы управления и на все отрасли народного хозяйства.

В общих принципов управления можно отнести целеустремленность, спланированность, компетентность, дисциплину, стимулирования, иерархичность.

Принцип целенаправленности определен сущностью программно-целевого управления и предполагает четкую постановку целей перед каждым предприятием и каждым его подразделением. При этом цель должна быть реальной, достижимой и определена четко, что придает работе здравый смысл и мобилизует усилия персонала на ее выполнение.

Для торгового предприятия и его подразделений устанавливаются обычные задания по объему товарооборота. Причем задача по этому показателю определяются, как правило, конкретным числом.

Принцип целенаправленности предполагает не только установку целей, но и соотношение этих целей с необходимыми ресурсами. При этом важно не только обеспечить соотношение целей с главными ресурсами, необходимыми для их достижения, но и акцентировать внимание на самое слабое звено, что может помешать достижению целей.

Принцип плановости управление также связан с программно-целевым управлением и предусматривает составление программы действий и ее реализацию. Спланированность проявляется в нормализации условий работы и ее распределении между исполнителями, в координации действий исполнителей и их инструктировании, а также в организации учета и контроля за выполнением каждой работы и программы в целом. Реализация этого принципа на практике добавляет плановую организацию всей системе управления.

Принцип компетентности означает знание менеджером объекта управления или по крайней мере его способность воспринимать компетентную консультацию специалистов при принятии решений. Принцип компетентности связан с горизонтальным разделением труда по функциям.

Рост популярности торговой деятельности в современных условиях и увеличение количества лиц, не имеющих специальной подготовки, но фактически занятых в торговле, а также частные случаи реализации населению недоброкачественных товаров выдвигают на первый план проблему лицензирования торговой деятельности и осуществления специального обучения лиц, получающих лицензии, с целью обеспечения необходимой компетенции.

Неотъемлемым принципом управления является дисциплина, которая должна присутствовать в любой системе управления на любом уровне. Дисциплина предполагает безусловное выполнение указаний руководителя, должностных обязанностей, инструкций, приказов и других директивных документов. Уровень дисциплины в значительной мере определяет культуру управления. Что касается торговли, роль этого принципа особенно велика, потому что специфика отрасли обуславливает повышенные требования не только к уровню исполнительской дисциплины, но и к финансовой дисциплины в коммерческой деятельности, и к самодисциплине всего персонала от менеджера до продавца. Вместе с тем дисциплина не должна объединять инициативу работников, но и оставлять место для творческого отношения к работе.

Принцип стимулирования предполагает прежде всего мотивацию трудовой деятельности на основе использования материальных и моральных стимулов. Материальное стимулирование базируется на личной экономической заинтересованности работников в результатах труда, моральное — в основном на психологическом воздействии на работников. Как побудительные мотивы, здесь могут выступать различные духовные потребности работников: потребности в принадлежности, в причастности, в успехе.

Следовательно, содержание принципа стимулирования было бы неправильно сводить только к оплаты труда, как это часто происходит на практике. Стимулирование предполагает также использование и моральных стимулов и мотиваций, а также справедливое отношение к персоналу.

Принцип иерархичности предполагает вертикальное разделение управленческого труда, то есть выделение уровней управления и подчинения низших уровней управления высшим. Этот принцип учитывается при формировании организационных структур управления, при построении аппарата управления, при расстановке кадров.

Принцип иерархичности определяет правила построения организации или отдельных ее элементов. Этот принцип характерен не только для организаций, но и для любых сложных объектов. Он рассматривает сложные и большие системы как многоступенчатые, многоуровневые, что делят систему на элементы (уровни, ступени).

Принцип иерархичности вытекает из закона разделения труда. Достижения сложных целей (где недостаточно индивидуального труда человека) требует разделения (специализации) труда. Специализированная труд нуждается в координации, иначе цель не будет достигнута. Необходимость в координации специализированной труда порождает иерархию управления.

Кроме того, содержание общей цели неоднозначный. Для выяснения содержания цели нужна ее разбивка на определенное количество підцілей низшего уровня. Таким образом, формирование системы взаимосвязанных целей базируется на принципе иерархичности.

Принцип иерархичности определяет характер отношений, возникающих в процессе управления между субъектами различных уровней, а также между субъектами и объектами управления.

Таким образом, ведущая роль принципа иерархичности заключается в обосновании количества уровней разделения труда субъекта управления, а также степени его самостоятельности согласно объема работы, которую необходимо выполнить для достижения цели.

Принцип иерархичности управления определяет следующие свойства организации:

• в составе любой организации каждый элемент самостоятельный, что находит выражение в его функциональном назначении и уровни иерархии;

• самостоятельность — это не абсолютная, а относительная величина, поскольку назначение и уровень иерархии каждого элемента обусловлены элементом вышестоящего уровня, то есть наблюдается определенная подчиненность одного элемента другому;

• элементы (или отдельные зависимые организации) различных уровней нельзя сводить друг с другом, что находит отражение в соответствующем распределении между ними целей и их функциональных видов деятельности.

Мартыненко М.М. дополняет эти принципы принципами взаимозависимости динамического равновесия и экономичности.

Принцип взаимозависимости.

Простого указания на то, какие переменные факторы сильнее влияют на деятельность субъекта и объекта управления, явно недостаточно для того, чтобы определить, как организация будет добиваться собственных целей.

Сложность определения заключается в том, что все факторы и все элементы организации взаимосвязаны. Все эти компоненты в организации настолько связаны между собой, что нельзя рассматривать каждый из них отдельно. Поэтому изменения, происходящие в одном из элементов, вызывают цепную реакцию в других элементах. Внутренние элементы организации подвергаются воздействию закона внешнего дополнения. Соблюдение этого принципа требует учета организацией влияния множества факторов внешней среды, которые возникают в процессе ее деятельности в достижении целей.

Внешние переменные являются факторами среды, которые находятся вне организацией, влияющих на ее деятельность. Внешняя среда по-разному влияет на организацию. Различия заключаются как в глубине влияния различных изменений на организацию, так и в скорости, с которой меняется внешняя среда организации, ее внешнее окружение.

В силу влияния принципа взаимозависимости организация вынуждена создавать потенциал, который способен реагировать на воздействие факторов внешней среды. Процесс управления является средством, с помощью которого организация реагирует на факторы внешнего окружения и обеспечивает устойчивый ее состояние. Субъект управления определяет, какими будут цель организации, и каким образом они могут быть достигнуты, основываясь на оценке потребностей и сдерживающих факторов внешней среды.

Принцип взаимозависимости проявляется в том, что функционирование и развитие организации определяется соотношением и характером внешних и внутренних действий, нарушающих или определяют условия нормального функционирования организации.

Принцип динамического равновесия.

Согласно закону инерции успешное функционирование организации зависит от уровня накопленного потенциала. В данном случае под потенциалом понимают способность организации успешно противостоять внешней среде, изменяя свое состояние с такой же сложностью и скоростью, как и изменения, происходящие в среде. Другими словами, потенциал организации должен находиться в динамическом равновесии с факторами внешней среды.

Среди множества факторов внешней среды на развитие системы управления больше всего влияют такие.

1. Определяющую роль в развитии системы управления играют изменения в производительных силах общества: технике и технологии производства, в человеке, как главной производительной силе, в формах организации производства.

Появление новой техники и технологии производства вследствие действия технических и научных революций в корне меняет производственный процесс, а следовательно, изменяет содержание управленческого труда; служит толчками, которые приводят к повышению квалификационного и образовательного уровня работников организации.

2. Организация производства, что изменилась под влиянием объективных условий внешней среды, требует согласованной перестройки всех элементов системы управления.

Если какой-либо элемент или система управления отстает в этой перестройке или работает по-старому, возникнут диспропорции в организации, снизится эффективность ее работы, что неизбежно приведет ее к банкротству.

3. Влияние изменений в производственных отношениях и в надстройке, прежде всего, политико-правовой.

Принцип экономичности.

Организации создаются для достижения определенных целей. Чтобы это делать успешно в течение длительного времени, организация должна быть эффективной и экономичной.

Эффективность измеряет достижения целей организации в условиях воздействия внешней среды. Экономичность измеряет лучшее использование ресурсов и оптимизацию процессов организации.

Относительная эффективность организации называется производительностью. Однако под производительностью понимают отношение количества единиц (изделий, услуг, товаров и др.) на выходе к количеству единиц (ресурсов) на входе.

Чем более экономичным будет вход, тем продуктивнее будет организация. Производительность является следствием использования всех видов ресурсов в комплексе.

Экономичность на всех уровнях организации является критически важным фактором для того, чтобы организация могла выжить и добиться успеха в условиях рынка. Поэтому принцип экономичности является одним из ключевых при оценке работы организации.

Профессор Хмель Ф.И. дополняет эти принципы следующими.

Принцип научной обоснованности практики менеджмента

Соблюдение его предусматривает:

— построение системы менеджмента в каждом отдельном случае на основе предварительного научного анализа;

— соблюдение в процессе менеджмента требований экономических законов и закономерностей менеджмента;

— владение менеджеров теорией менеджмента.

Принцип эффективности

В целом эффективность представляет собой отношение результата к затратам. Следовательно, эффективным считают менеджмент (Е), который обеспечивает максимизацию отношение результата (R) к затрат (И):

V         R

Е = > max.

Принцип оптимальности

Требует выбора наилучшего варианта решения, построения организационной структуры, соблюдение оптимального соотношения между результатом и затратами. Сравнение его с принципом эффективности дает основание для вывода, что максимальное не равнозначно оптимальном, оптимум — это всегда самый приемлемый вариант для определенных условий. Поэтому принцип оптимальности динамичнее, чем принцип эффективности.

Принцип постоянного совершенствования процессов и методов менеджмента

Процессы и методы менеджмента, которые доказали свою эффективность на определенном этапе развития организации, могут оказаться недостаточно или совсем неэффективными на другом этапе. Поэтому необходимо придерживаться требований принципа постоянного улучшения процессов и методов менеджмента.

Принцип плановости

Рынок и план двумя противоположностями, если планирование осуществляется централизованно и сковывает экономическую свободу производителей. За рынке самопланування является одной из важнейших залогов успеха и снижение степени риска хозяйствующих субъектов. Планирование определяет цель, которой стремится достичь организация, стратегия, сроки ее достижения, ресурсы и т.д. Подлежит ему и управленческая деятельность: принятие решений, сроки их выполнения; изменения организационных форм и структур; необходимые трудовые ресурсы и т.д.

Принцип единства целей

Требует сочетания в менеджменте целей организации, ее структурных подразделений и отдельных работников. Цілевстановлення является одной из основных функций менеджмента, с которой начинается его процесс.

Принцип целостности системы менеджмента

Цель управленческих коммуникаций заключается в установлении взаимопонимания между людьми в процессе сотрудничества, направленного на достижение целей организации. Один из аспектов этого принципа требует, чтобы все руководители не посылали сообщения в обход подчиненных, пытаясь выйти непосредственно на исполнителей, поскольку целостность организации зависит от взаимопонимания между высшими и низовыми руководителями. Только по необходимости мгновенной связи можно нарушать этот принцип.

Принцип гибкости организационных структур

Гибкость организационных структур менеджмента улучшает выполнение поставленных задач. Этот принцип требует включения в каждую структуру механизмов, устройств и факторов окружающей среды, которые должны помочь предвидеть изменения и реагировать на них. Организация с жесткой структурой управления рискует не справиться с проблемами, которые возникают в связи с экономическими, техническими, биологическими, политическими и социальными изменениями.

Все принципы управления тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, невозможно добиться четкого функционирования системы управления, игнорируя другие принципы управления (целеустремленность спланированность, компетентность, стимулирования, дисциплина), так же как нельзя обеспечить целенаправленную деятельность организации без плановости, компетентности, дисциплины и иерархичности.

Наряду с общими существуют, как уже отмечалось выше, частичные принципы управления, которые имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы и стороны управления. Например, применительно к управлению предприятиями торговли выделяют обычно такие частные принципы, как ритмичность, непрерывность, параллельность и последовательность управленческих процессов.

Хмель Ф.И. выделяет организационные принципы менеджмента.

 Организационные принципы менеджмента

Они охватывают совокупность правил, норм, которые регулируют внутренние взаимоотношения между управляющей и управляемой системами, а также внутри управляющего.

Каждая организация имеет свой структурное разделение, в основе которого — группировка видов производственной и управленческой деятельности. Оно осуществляется с соблюдением определенных организационных принципов: функциональной дефиниции, скалярного (безусловной ответственности), уровня полномочий, единоначалия, делегирование полномочий, диапазона управления, паритета полномочий и ответственности, соответствия задач.

Принцип функциональной дефиниции

Предусматривает необходимость формулирования ожидаемых от управляющего или производственного подразделения результатов, направлений их деятельности, делегированных организационных полномочий, осознание должностных и информационных взаимосвязей с другими подразделениями. Соблюдение этого принципа активизирует роль подразделений в достижении целей организации, а несоблюдение может дезориентировать подразделения относительно ожидаемых результатов их деятельности.

Скалярное (безусловной ответственности) принцип

Соблюдение его связано с введением Цепочки прямых должностных отношений руководителей и подчиненных в масштабах организации. Это означает, что всегда должна быть лицо, которое обладает верховной властью в организации. Четкая линия должностного связи высшего руководителя с каждым из подчиненных обеспечивает эффективность процесса принятия решений и коммуникацию. Подчиненные должны знать, кто делегирует полномочия и на чей рассмотрение они должны передавать решение проблем, которые выходят за пределы их полномочий.

Принцип уровня полномочий

Предопределяется принципу функциональной дефиниции и скалярным. Суть его заключается в том, что для сохранения эффективности делегирования полномочий необходимо, чтобы сотрудники принимали все решения в пределах своих полномочий, не переадресовывать их на высшие организационные уровни, а на рассмотрение руководства передавали решение только тех вопросов, которые не относятся к их компетенции.

Принцип единоначалия

Чем полнее взаимосвязь подчиненного с начальником, тем меньше вероятность получения им противоречивых указаний и высшее персональная ответственность за последствия работы.

Принцип безусловной ответственности

Ответственность является обязанностью и не может быть делегированной, т.е. ни один руководитель не может путем делегирования освободиться от ответственности за деятельность подчиненных. Подчиненные, получив поручение и необходимые для его выполнения, несут полную ответственность перед руководителями за свою деятельность; руководители несут всю ответственность за организационную деятельность подчиненных.

Принцип паритета полномочий и ответственности

Полномочия — это право на выполнение порученной работы, а ответственность — это обязанность ее выполнить. Поэтому ответственность за конкретные действия не может превышать предусмотренный объем делегированных полномочий, но и не должна быть меньше него.

Принцип делегирования полномочий

Полномочия, делегированные отдельным руководителям, должны быть достаточными для того, чтобы обеспечить возможность получения ожидаемых результатов.

Принцип диапазона управления

Для каждой управленческой должности существует предельное количество сотрудников, которым может эффективно управлять один человек, но эта цифра может меняться в зависимости от ситуаций и их влияния на количество времени, необходимого для эффективного менеджмента.

Принцип прямого руководства

Чем менее косвенные личные контакты руководителя с подчиненными, тем эффективнее руководство. Даже объективная опосредованное информация недостаточна для правильного оценивания подчиненных. По непосредственного контакта руководитель может лучше учить, получать предложения и входить в суть проблем.

Принцип соответствия задач

Задачи отдельных лиц и структурных подразделений организации должны взаимно дополнять друг друга, формируя систему целей организации.

Принципы, локализованные за зонами и направлениям управленческой деятельности, регулируют менеджмент факторов производственного процесса человеческих, материально-вещественных и финансовых согласно специфики производственно-хозяйственной деятельности организации. Эти принципы конкретизируются в рамках каждой системы менеджмента на основе предметной сферы деятельности хозяйствующего субъекта, уровня культуры и общей философии организации.

В практике менеджмента конкретной организации могут проявлять себя и другие принципы. Таким образом формируется индивидуальная система принципов организации, которая обеспечивает высокие результаты их деятельности. Однако эту систему нужно постоянно пересматривать и обновлять, предвидя уточнения, отрицание принципов, если они не обеспечивают ожидаемых результатов.

banauka.ru

18. Принципы планирования.

Принцип планирования − основополагающее правило, на базе которого осуществляется процесс планирования.

Впервые общие принципы планирования были сформулированы А.Файолем. в качестве основных требований к разработке программы действия или планов предприятия им были названы пять принципов:

1.единство,

2.непрерывность,

3.гибкость,

4.точность

Принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и на вертикальном уровнях планирования и управления.

Принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки. Чтобы не было перерывов или остановок в производственной деятельности, необходимы не только непрерывность планирования, но и соответствующее обоснование выпускаемой продукции и выполняемых работ. Непрерывность планирования позволяет сделать возможным постоянный контроль, анализ и модификацию планов при изменении как внутренней, так и внешней среды. В процессе непрерывного планирования происходит заметное сближение фактических и плановых показателей производственно-экономической деятельности на каждом предприятии.

Принцип гибкости планов предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия. Постоянные изменения в технике, технологии и организации производства приводит обычно к снижению расхода запланированных ресурсов и к необходимости уточнения первоначальных планов. При соблюдении этого требования необходимо также планировать величину таких резервов, ибо их необоснованное применение сказывается на результатах планирования.

Принцип точности планов определяется многими как внутрифирменными факторами, так и внешним её окружением. Высокая степень точности планов, видимо, представляется вообще не очень необходимой нашим предприятиям в условиях свободных рыночных отношений. Потому всякий план должен составляться с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния и положения на рынке и многих других факторов. Иначе говоря, степень точности планов возможна любая, но при обеспечении допустимой эффективности производства. Главным образом она определяется применяемыми системами и методами планирования. При оперативном или краткосрочном планировании требуется более высокая степень точности плановых показателей, при стратегическом или долгосрочном − можно ограничиться выбором общей цели и составлением приближенных расчетов.

В условиях централизованного планирования использовались ленинские принципы планирования, некоторые из них сохраняют актуальность и применяются в настоящее время.

1). Принцип выделения ведущего звена в плане.

Использование этого принципа ориентирует на выделение в рамках планирования наиболее приоритетных целей, проблем, для решения которых могут разрабатываться программы или специальные разделы плана.

2). Принцип научности в планировании.

План будет разрабатываться на научной основе, если он базируется на качественной, а значит достоверной, полной, своевременной информации. Также если при его использовании применяются современные методы планирования, обуславливающие систему плановых показателей, нормативов, норм. И если разработку планов ведут квалифицированные специалисты.

3). Принцип директивности.

В настоящее время директивность можно рассматривать как обязательность выполнения плана, разрабатываемого отдельной самостоятельной фирмой.

4). Принцип единства политики и хозяйствующего руководства.

В настоящее время, при существовании многопартийной системы, партии, стоящие у власти, реализуя политические идей, проводят определенную экономическую политику.

5). Принцип оптимального сочетания отраслевых, территориальных интересов.

В условиях рынка решение проблемы отраслевого и территориального планирования основывается на развитии законодательно базы, финансовом регулировании, кредитовании, системе штрафных санкций и других рычагах управления.

Относительно новые принципы планирования.

6). Принцип строго целевой направленности формулируют цели экономического развития, их разделения на подцели все более дробного характера и выявляют ресурсы, необходимее для их согласованной реализации.

7). Принцип комплексной направленности.

Комплексный план всесторонне, полно описывает все аспекты предполагаемой деятельности предприятия. Главным методическим принципом является корректировка и взаимосвязанность, взаимообусловленность планов.

8). Принцип участия.

Каждый член экономической организации становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает.

9). Принцип многовариантности.

В настоящее время любая проблема может быть решена различными способами. Уже в ходе решения могут меняться условия достижения цели, поэтому следует применять и другие мероприятия. Для учета этих объективных обстоятельств в ходе разработки проекта плана целесообразно формирование альтернативных вариантов. Каждый альтернативный вариант охватывает весь комплекс мероприятий по решению данной задачи в конкретных условиях. Задача разработчиков проекта плана состоит в поисках этих альтернатив. Такая работа увеличивает вероятность лучшего использования ресурсов.

10). Принцип оптимальности состоит в правильном и четом формулировании и детализировании целей социально-экономической системы в целом и каждого ее звена, отборе критериев оптимальности для всего комплекса задач планирования и решений каждой задачи в отдельности оптимально, т.е. находят единственно правильное решение с учетом избранных критериев оптимальности, основанных на решении задач математического программирования, экономико-математического моделирования. Критерием оптимальности различных планов может быть минимальная трудоемкость, материалоемкость или себестоимость продукции при существующих условиях производства и ограничениях ресурсов, а также максимальная прибыль и другие конечные результаты, величина которых предварительно определяется в процессе внутрифирменного планирования на каждом предприятии.

11). Принцип преемственности обеспечивается взаимосвязью и технологией разработки долгосрочного, среднесрочного, текущего, оперативного планов.

12). Принцип иерархичности.

Предпосылкой является иерархичность в управлении нижестоящей структурой. Принципы иерархичности носят подчиненный характер планам вышестоящих уровней. Связаны с вероятностным характером экономической системы, позволяют «гасить» мелкие отклонения от планов в пределах отдельных звеньев социально-экономической системы. Принципы иерархичности представляют собой некий компромисс между полной централизацией и децентрализацией управления.

13). Принцип эффективности.

Этот принцип требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Любой плановый эффект показывает степень достижения некоторого планового результата: как будет выполнена работа по производству товара или услуги, удовлетворит ли она потребности потребителя, какая возможна общая прибыль и т.п. при оценке эффекта в процессе планирования обычно происходит сравнение ожидаемых показателей с заранее выбранной целью, установленным нормативом доходности и другими сравнительными данными. Оценить реальный эффект на стадии разработки плана практически не всегда возможно, тем не менее его надо планировать. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами.

Таким образом, в современной науке и практике планирования, помимо рассмотренных классических требований, широкую известность имеют общеэкономические принципы: системность, оптимальность, эффективность, приоритетность, сбалансированность, равнонапряженность, конкретность, динамичность, риск. Основные принципы планирования ориентируют все наши предприятия и фирмы на достижение наилучших экономических показателей. Многие принципы весьма тесно связаны и переплетены между собой. Некоторые из них, например, эффективность и оптимальность, действуют в одном направлении. Другие, гибкость и точность, − в разных направлениях. Наши экономисты-менеджеры имеют в настоящее время большой выбор существующих принципов планирования.

Наряду с важнейшими рассмотренными принципами необходимо остановиться еще на двух основных положениях разработанного Р.Л. Акоффом нового метода интерактивного планирования: принцип участия и принцип холизма.

Принцип участия оказывает активное воздействие персонала на процесс планирования. Он предполагает, что никто не может планировать эффективно для кого-то другого. Лучше планировать для себя − не важно, насколько плохо, чем быть планируемым другими − не важно, насколько хорошо. Смысл этого: увеличивать свои желания и способности удовлетворять потребности как собственные, так и чужие. Планирование другими не может увеличить эти желания и способности, только собственное планирование дает такую возможность. Оно должно быть столь же радостным, сколь производительным. При этом главная задача профессиональных плановиков состоит в стимулировании и облегчении планирования другими для себя. Экономисты-менеджеры должны обеспечивать мотивы, информацию, знание, понимание, мудрость и воображение, необходимые остальным категориям персонала, чтобы планировать для себя.

Принцип холизма состоит из двух частей: координации и интеграции. Каждая из них относится к своему измерению предприятия, которое разделено на уровни, а каждый уровень − на объекты, различающиеся по выполняемым функциям, выпускаемой продукции и обслуживающему рынку. Координация охватывает согласованное взаимодействие объектов одного уровня, интеграция − между объектами разных уровней.

Принцип координации устанавливает, что деятельность ни одной части организации нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от других объектов данного уровня. Отсюда вытекает, что деятельность подразделений одного уровня следует планировать не только одновременно, но и во взаимозависимости с другими. Не важно где возникают проблемы, решать их нужно совместно с остальными.

Принцип интеграции определяет, что планирование осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях. Стратегия или тактика, сформулированная на одном уровне предприятия, часто создает новые проблемы для других уровней. Поэтому для ее решения необходимо изменение стратегии другого уровня.

Сочетание принципов координации и интеграции дает принцип холизма. Согласно ему, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования «сразу всеми» противостоит последовательному планированию.

studfiles.net

29 Принцип системности и плановости

Для достижения поставленных целей финансовые менеджеры должны спланировать и обеспечить баланс технических, финансовых и трудовых ресурсов.  Планирование в сфере финансов является внутренне ориентированным, но не без учёта государственного регулирования.  Системный подход заключается в рассмотрении организации как единой системы, но для достижения наилучших результатов, необходимо анализировать каждую её составляющую в ходе работы по улучшению финансового положения компании.

Плановость и системность означает планирование материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью их сбалансированности. Финансовое планирование в данном случае имеет внутреннюю ориентацию. Его организация в разрезе структурных подразделений предприятия становится необходимым элементом внутреннего управления производством в условиях реального хозрасчета.

30Целевая направленность

Он является основополагающим любой управленческой деятельности.  Для результативного управления финансами менеджер должен чётко определить цель, обеспечить целостность системы элементов для получения желаемого результата, разработать план действий этих элементов для достижения поставленных целей.  Как правило, главными целями в деятельности многих предприятий являются производительность, рентабельность, устойчивые доходы и позиция на рынке.  Многие развитые страны добавляют в этот список использование нововведений и ответственность перед общественностью.

Диверсифицированность Этот принц.специалисты очень часто рассматривают в нескольких аспектах что подразумевают:

1- возможность вложения капитала в различные ценные бумаги, другие объекты, что позволит предприятию расширить возможность получения прибыли.  2- увеличение ассортимента выпускаемой продукции на предприятии.

Диверсификация приводит к освоению новых рынков сбыта, появлению возможности комплексного обслуживания потребителей. Это зачастую приводит к увеличению общей доходности предприятия (хотя продажа некоторых видов продукции может идти к спаду), росту конкурентоспособности и уменьшению риска банкротства.  Однако такой шаг требует немалых финансовых затрат, высокой мобильности, отличного знания рынка, точного анализа и мгновенного реагирования со стороны финансового менеджера.

Стратегическая ориентированность

Основой является то что, каждое предприятие имеет определённую миссию и долгосрочные планы, и потому все финансовые операции должны проводиться в соответствии с ними.  Ни одно предприятие без чётко разработанной стратегии развития не сможет занять на рынке твёрдую позицию. О выходе на неосвоенные рынки не может быть и речи.

Именно поэтому этот принцип считается ведущим принципом, определяя направление и размер стратегически важных инвестиций предприятий. Как правило, такие капиталовложения окупаются не скоро, но именно они сулят предприятию развитие в будущем и получение выгод.

32 Финансовый менеджмент имеет отличительные особенности применительно к различным организациям. Организационно – правовая форма предприятия закрепляется в его учредительных документах, должна полностью соответствовать требованиям законодательных актов.

Хозяйственные товарищества, к которым относятся полнее товарищества и товарищества на вере, а также хозяйственные общества, которые включают АО, ЗАО, имеют:

Основная общая черта из них состоит в том, что формирование уставного капитала производится за счёт взносов учредителей, каждый из которых имеет определённую долю.

Основное различие — это состав участников. В ХТ участниками могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, а в ХО– физические и юридические лица. Хозяйственное общество может иметь единственного участника, который полностью формирует уставный капитал.

Участники ХТ и ХО имеют ряд общих правил:

  1. Участие в управлении делами

  2. Получение информации о деятельности

  3. Участие в распределении прибыли

  4. Получение части имущества пропорционально взносу в уставный капитал в случае ликвидации коммерческой организации после расчёта с кредиторами.

Основная обязанность участников и учредителей в своевременном и полном взносе вклада в уставный капитал в порядке, установленном документами. Невыполнение этой обязанности влечёт за собой признание ничтожности сделки и исключение из числа участников товарищества или общества граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

33 «ООО» – это объединение юридических и физических лиц для совместной предпринимательской деятельности. Для финансового менеджмента важны следующие особенности этой организационно – правовой формы:

Размер уставного капитала.

  • Участники «ООО» вносят вклад в уставной капитал в размере 50% в течение одного месяца после регистрации, а оставшуюся часть в течение одного года.

  • Невыполнение этого условия влечёт за собой ликвидацию общества либо перерегистрацию размера уставного капитала.

Размер доли каждого участника.

  • Доля участия в уставном капитале «ООО» определяется по соглашению сторон.

  • Удостоверённые вклады удостоверяются лишь свидетельствами, которые не являются ценной бумагой и не могут служить предметом залога.

  • Общество освобождается от публичной финансово отчётности, что можно считать как положительным, так и отрицательным моментом общества.

  • Отрицательным моментом является то, что в таком случае общество не может привлечь инвестора.

Ответственность участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов.

  • Высшим органом управления является общее собрание участников.

  • Участники общества получают прибыль в виде процента пропорционально доле в уставном капитале.

  • По решению участников заработанная прибыль может оставаться нераспределённой.

  • Тогда она прибавляется к прибыли прошлых лет и ,тем самым, создаётся база для самофинансирования.

«ОДО». В отличие от «ООО» при недостаточном имуществе участники отвечают по обязательствам перед его кредиторами всем имуществом одинаково для всех участников в кратном размере к сумме вкладов в уставной капитал.

Т.О. участники «ОДО» несут солидарную ответственность, что даёт им преимущество в получении кредитов, повышают ответственность за результаты совершённых сделок и повышают объёмы деятельности. Все вопросы дополнительной ответственности должны быть чётко зафиксированы в учредительном ДОК.

«АО». Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков от его деятельности в пределах части не оплоченной стоимости, принадлежащих им акций.

ОАО имеет неограниченные возможности:

  • в привлечении капитала,

  • увеличении числа акционеров,

  • в количестве и сумме эмиссий,

  • осуществляемой в форме открытой подписки.

До полной оплаты уставного капитала учредители АО не вправе проводить открытую подписку на акции. Целью открытой подписки является увеличение уставного капитала, расширение финансовых возможностей.

ОАО имеет обязательства информировать своих акционеров о результатах деятельности общества. С этой целью оно обязано ежегодно опубликовывать годовой отчёт. Однако, доступ к информации не должен ограничиваться только публикацией отчёта. Многое зависит и от пакета акций, владельцем которого является конкретный акционер.

ЗАО относительно меньше чем ОАО по:

  • составу участников

  • величине уставного капитала

  • имеет ограничение по порядку организации эмиссионного процесса,

  • подписка на акции только закрытая

Акционеры ЗАО пользуются преимущественным правом приобретать акции, продаваемые другими акционерами, однако, условие и порядок продажи должны быть оговорены в уставе «ЗАО».

Законодательством могут быть введены ограничения на количественный состав акционеров «ЗАО». При превышении этого количества общество должно быть преобразовано в «ОАО».

Как правило, «ЗАО» освобождается от публичного предоставления годового отчёта, что вполне закономерно, учитывая закрытость подписки и ограниченность круга акционеров.

Учредительным документом «АО» является устав, который утверждается учредителями и пересматривается общим собранием акционеров.

34 Полное товарищество

действует на основании договора между индивидуальными предпринимателями или коммерческими организациями.

особенность договора являются признание солидарной субсидиарной ответственности по обязательствам, принадлежащим участникам товарищества не зависимо от размера вклада в уставной капитал.

Субсидиарная ответственность означает, что кредитор в праве требовать выполнение обязательств как от всех должников участников полного товарищества, так и от одного из них в отдельности. Кредитор, не получивший полного удовлетворения, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных участников. Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация могут быть участниками только одного полного товарищества.

имеет собственное наименование, по которому можно определить организационно – правовую форму. Фирменное наименование содержит имена или наименования всех участников с дополнением слова «компания».

в учредительных документах полного товарищества подробно указывается размер и состав уставного капитала, размер долей каждого участника, порядок их изменения, а также размер, состав, сроки и порядок внесения вкладов.

отношения участников носит доверительных характер, что и обуславливает солидарную субсидиарную ответственность.

последствия выбытия участников Доля участников в уставном капитале определяет долю в имуществе товарищества, которую он получит после выбытия, причём, эта часть имущества может быть выплачена в денежной форме или выдана в натуральной форме по соглашению сторон. Размер выплаты определяется по данным отчётного баланса, составленного на последнюю отчётную дату или дату выбытия участников из товарищества.

Если остаётся один участник, то он обязан в течение 6 месяцев преобразовать его в АО или ООО. В настоящее время данная организационная форма не получила широкого распространения.

Товарищество на вере, или коммандитное товарищество.

создаётся на основе договора между индивидуальными предпринимателями или коммерческими организациями.

в него могут входить один или несколько участников, занимающихся от имени товарищества предпринимательской деятельностью и несущих ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом.

действует на основании учредительного договора, подписанного всеми полными товарищами.

В отличие от ПТ вкладчики при выбытии ПОЛУЧАЮТ ЛИШЬ СВОЙ ВКЛАД в уставной капитал. Они не имеют право получение части имущества пропорционально доли в уставном капитале.

35 Отличителная черта УП– это отсутствие права собственности на закреплённое за ним имущество.

Имущество УП является неделимым и не распределяется на вклады или долевые участия работников.

Учредительным документом УП является устав, который содержит следующую специфическую информацию:

  1. Предмет и цели деятельности

  2. Размер уставного капитала и других фондов денежных средств

  3. Порядок и источники формирования фондов

Унитарные могут быть только государственные и муниципальные предприятия, соответственно собственность на имущество в них является государственной или муниципальной.

УП имущество может принадлежать на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Управление УП осуществляет руководитель, назначенный собственником либо орган, уполномоченный собственником и подчинённый ему.

УП отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несёт ответственности по обязательствам собственника его имуществом.

Уставный капитал полностью принадлежит оплате собственником на момент регистрации УП. Уменьшение уставного капитала производится только в том случае, если размер чистых активов становится меньше уставного капитала. О предстоящем уменьшении уставного капитала ставят в известность кредиторов предприятия, которые могут требовать прекращение или досрочное исполнение обязательств должником, а также возмещение убытков.

УП вправе учреждать дочерние предприятия, правовой статус которых отличен от статуса дочерних хозяйственных обществ.

studfiles.net

Принцип плановости как один из основных принципов финансового контроля Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

♦

Пункты «г» и «д» являются вполне логичными и оправданными, их применение не будет нарушать прав подконтрольных субъектов, в то время как выполнение других пунктов следует поставить под сомнение, поскольку Порядком не предусмотрено, в каких случаях и какие именно обращения правоохранительных органов, юридических и физических лиц по поводу проведения ревизий и проверок следует принимать во внимание, все ли предложения указанных выше субьектов будут приниматься ГФИ к исполнению. Считаем, что нечеткость изложенных положений, отсутствие перечня оснований для включения предложения и обращения в планы контрольно-ревизионной работы ГФИ и ее территориальных органов будут способствовать нарушению прав и законных интересов подконтрольных субъектов.

Возможность обращения государственных органов к контролирующим субъектам с требованием, просьбой, предложением провести контрольное мероприятие в подконтрольных субъектах отмечается и в других нормативных актах. В частности, в Законе Украины «О Счетной палате» указано, что в план работы Счетной палаты обязательно включается выполнение обращений не менее одной трети конституционного состава Верховной Рады Украины, представленных в порядке, установленном регламентом Верховной Рады Украины. При формировании планов работы Счетной палаты учитывается обязательное рассмотрение обращений и предложений Президента Украины, Кабинета министров Украины. Внеплановые контрольные мероприятия проводятся по решению коллегии Счетной палаты на основании постановлений или протокольных поручений Верховной Рады Украины, обращений комитетов Верховной Рады Украины и запросов народных депутатов Украины, по которым Верховная Рада принимает решение. Учитывая возможное влияние политических сил на деятельность Верховной Рады Украины, а соответственно и на планирование работы Счетной палаты считаем, что указанная норма Закона требует уточнения: в частности, предлагаем обязательно включать выполнение обращений, но не менее двух третьих конституционного состава Верховной Рады Украины, представленных в порядке, установленном регламентом Верховной Рады Украины. В Федеральном законе «О Счетной палате Российской Федерации» (п. 6 ст. 33) отмечается, что обязательному рассмотрению при формировании планов работы Счетной палаты подлежат запросы Президента Российской Федерации, комитетов и комисий палат Федерального собрания, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, федеральних органов государственной власти и органов государственной власти субьектов Российской Федерации. Российский законодатель не указывает на обязательность включения запросов, а только предписывает их обязательное расмотрение, т.е. Счетная палата Российской Федерации, в отличие от Счетной палаты Украины, более свободна в выборе при планировании контрольных мероприятий. В п. 7 указанной статьи отмечается, что контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, проводимые на основании постановлений Совета Федерации и постановлений Государственной Думы, по обращениям не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы на основании решений

коллегии Счетной палаты подлежат включению в годовой план работы Счетной палаты. Считаем, что данная норма также подлежит изменению: предлагается слова «не менее одной пятой» заменить на «не менее двух третьих». Наличие таких норм в законодательстве как Украины, так и Российской Федерации исключит произвол со стороны указанных к законах субъектов, обращающихся в Счетную палату по поводу проведения контрольных мероприятий, и будет способствовать защите прав и законных интересов подконтрольных субъектов. Кроме того, целесообразно учитывать рассмотрение обращений и предложений указанных субьектов только в случае, если они подтверждаются данными о наличии финансовых нарушений у подконтрольных субъектов. Контролирующим субъектам при принятии решения о включении обращений, предложений в планы контрольных мероприятий необходимо учитывать законность таких обращений, обоснование необходимости проведения контроля.

Контролирующие субъекты согласовывают планы контрольных мероприятий с целью избежания дублирования, обеспечения надлежащей деятельности подконтрольных субъектов и проведения их совместно или одновременно. Интересна норма модельного закона «О государственном финансовом контроле», принятого на заседании Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНД от 4 декабря 2004 г., о том, что при выборе объектов контрольных мероприятий преимущество принадлежит Счетной палате государства (уполномоченному государственному органу). К сожалению, в законодательстве Украины и Российской Федерации такой нормы нет. Анализ нормативных актов, определяющих правовой статус контролирующих субъектов, позволяет констатировать, что в них по-разному определяются особенности планирования контрольной деятельности, что препятствует эффективному их сотрудничеству. Учитывая отсутствие как в Украине, так и в Российской Федерации комплексного закона, который бы определял общие вопросы финансового контроля, в том числе его принципы, предлагается их предусмотреть в законопроекте «О принципах финансового контроля», в котором особое внимание следует уделить принципу плановости.

1. Бурцев В.В. Основные принципы организации государственного финансового контроля в современных условиях // Финансовый менеджмент. 2001. № 2. URL: http://www.dis.ru/ library/detail.php?ID=22498.

2. MapuHie Н.А. Правовi принципи проведення податкових перевiрок // Вюник Харювського нацюнального ужверситету внутршжх справ. 2006. № 34. URL: http://archive.nbuv.gov.ua/ portal/soc_gum/vkhnuvs/2006_34/34/34.pdf.

3. Найденко O.G. Податковий контроль: навчальний поабник / O.G. Найденко. Х.: Вид. ХНЕУ, 2012.

4. Орехова 1.С. Принципи державного контролю господарськоТ дiяльностi // Форум права. 2009. № 2. URL: http://www.nbuv.gov. ua/e-journals/FP/2009-2/09oickgd.pdf.

5. Соловйова Ю.О. Принципи здшснення податкового контролю // Развитие государственности и права в Украине: реалии и перспективы: матер. I Междунар. науч.-практ. конф. (г. Симферополь, 24 апреля 2009 г.). Симферополь: Крымучпедгиз, 2009. Ч. 1. С. 291 — 294.

6. Суворов М.А. Правовые принципы проведения налоговых проверок // Известия Томского политехнического университета. 2003. № 2.

бухгалтерский учет

и статистика

удк657.0 Алексей Валерьевич Кузнецов,

аспирант кафедры бухгалтерского учета, alexei-kuznecow/yandex.ru СГСЭУ

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ В СИСТЕМЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА

Предметом исследования являются формирование и отражение информации об обязательствах в системе бухгалтерского учета экономического субъекта. Актуальность данной темы определена тем, что полнота, своевременность, достоверность отражения финансово-экономической информации об обязательствах оказывает влияние на обобщающие показатели работы экономического субъекта в условиях изменяющейся конъюнктуры рынка. Рассмотрены теоретические аспекты формирование учетно-аналитических данных о величине обязательств экономического субъекта. На основе научно-практических исследований по данной тематике представлена авторская точка зрения о предметной сущности неотъемлемой части расчетных операций — дебиторской и кредиторской задолженности. С целью соблюдения единых принципов и методов сбора, обработки и группировки учетной информации о совершаемых финансовых операциях по расчетам с контрагентами рассмотрен ряд моделей группировки информации о состоянии расчетных операций. В частности, предложен вариант разделения классификационных признаков дебиторской и кредиторской задолженности на две группы: балансовые и учетно-аналитические. При раскрытии принципов формирования системы бухгалтерского учета расчетов с дебиторами и кредиторами выделены учетно-аналитические показатели, характеризующие величину обязательств как систему показателей, необходимую для комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта.

Ключевые слова: обязательства, расчетные операции, контрагент, дебитор, кредитор, дебиторская задолженность, кредиторская задолженность.

A.V. Kuznetsov

DATA ON FINANCIAL OBLIGATIONS IN THE ACCOUNTING SYSTEM OF BUSINESSES

The paper studies obtaining and recording data on financial obligations in the accounting system of businesses. The relevance of the research is explained by the fact that completeness, timeliness and reliability of financial and economic

cyberleninka.ru

Основные принципы планирования.

Поделись с друзьями

Планирование – это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу. Принцип планирования − основополагающее правило, на базе которого осуществляется процесс планирования.
К основным принципам планирования можно отнести: 1. принцип необходимости планирования — означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях. 2. принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия, то есть все разделы годового плана должны быть тесно увязаны в единый комплексный план. 3.  принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки; 4. принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия; 5.  принцип точности планов определяется многими факторами, как внешними, так и внутренними. всякий план составляется с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния, положения на рынке и других факторов. В современной практике планирования, помимо рассмотренных классических, широкую известность имеют общеэкономические принципы: 1. Принцип комплексности. На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от уровня развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия. 2. Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами. 3. Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив. 4. Принцип пропорциональности, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия. 5. Принцип научности, т.е. учет последних достижений науки и техники. 6. Принцип детализации, т.е. степени глубины планирования. 7. Принцип простоты и ясности, т.е. соответствия уровню понимания разработчиков и пользователей плана. Большое значение имеют принципы разработанном Р.Л Акоффом:  Принцип участия показывает активное воздействие персонала на процесс планирования. Он предполагает, что никто не может планировать эффективно для кого-то другого. Лучше планировать для себя — неважно насколько плохо, чем быть планируемым другими — неважно насколько хорошо. Смысл этого: увеличить свои желания и способности удовлетворить потребности как собственные, так и чужие. При этом главная задача профессиональных плановиков состоит в стимулировании и облегчении планирования другими для себя. Принцип холизма состоит из двух частей: координация и интеграция. Координация устанавливает, что деятельность ни одной части предприятия нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от остальных объектов данного уровня, а возникшие проблемы необходимо решать совместно. Интеграция определяет, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимосвязи планов на всех уровнях. Поэтому для ее решения необходимо изменение стратегии другого уровня. Сочетание принципов координации и интеграции дает известный принцип холизма. Согласно ему, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования «сразу всеми» противостоит последовательному планированию как сверху вниз, так и снизу вверх.

students-library.com

Основные принципы социалистического планирования — Энциклопедия по экономике

Плановая деятельность отрасли электротехнической промышленности организуется на базе основных принципов социалистического планирования промышленного производства, разработанных В. И. Лениным, которые творчески развиваются Коммунистической партией. К ним относятся партийность, директивность планирования, демократический централизм, непрерывность, комп-  [c.70]
Основные принципы социалистического планирования.  [c.164]

Система норм по МТР должна удовлетворять основному принципу социалистического планирования — демократического централизма, в соответствии с которым задания по производству продукции (работ) и экономии МТР поступают сверху вниз, а формирование потребности в ресурсах и организационно-технических мероприятий по экономии происходит снизу вверх. Соответствие между заданиями и потребностью в ресурсах достигается итерациями как при годовом, так и при перспективном планировании. Для этого требуется обеспечить возможность агрегирования и дезагрегирования (дифференциации) норм расхода, потребности и использования МТР и заданий по их рациональному приме-  [c.70]

Основные принципы социалистического планирования были сформулированы В. И. Лениным и развиты Коммунистической партией и Советским правительством в ходе социалистического строительства.  [c.231]

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ  [c.227]

Организация, планирование и управление производством на социалистических предприятиях основываются на следующих основных принципах  [c.9]

В условиях социалистического общества принцип единства и комплексности планирования — один из основных принципов. Он означает наличие тесной взаимосвязи и взаимозависимости между различными районами, отраслями, объединениями и предприятиями при решении народнохозяйственных задач. Единство и комплексность планирования обеспечивается координацией и согласованием планов отдельных отраслей, экономических районов, установлением пропорций развития между ними и введением единой системы и методологии планирования.  [c.131]

Основными принципами организации и планирования предприятий нефтяной и газовой промышленности, так же как и всей социалистической промышленности, являются плановость деятельности предприятий государственный характер управления предприятиями непрерывное повышение технического уровня производства режим экономии коммунистическое отношение работников предприятий к труду. Эти принципы определяются общественной собственностью на средства производства и социалистическими производственными отношениями.  [c.7]

Планирование народного хозяйства и его отдельных подразделений— основное средство использования социалистическим обществом экономических законов в процессе управления хозяйством. Один из основных принципов планирования — научность — требует не только познания системы законов социалистической экономики, но эффективного использования требований этих законов в практике планирования и управления производством. Помимо других предпосылок для этого нужна определенная нормативная база.  [c.25]

Как показано классиками марксизма-ленинизма, социалистические производственные отношения не только открывают объективную возможность, но и диктуют необходимость планомерного управления экономическими и социальными процессами общественного развития. Ядром, сердцевиной научного управления при социализме является централизованное народнохозяйственное планирование. Его основные принципы, обоснованные В. И. Лениным, получили всестороннее подтверждение и  [c.29]

Техническая база, технология и организация планового процесса диктуются его содержанием. Само же содержание планового процесса задается методологией социалистического планирования, определяющей логику, основные принципы и методы разработки народнохозяйственных планов в соответствии с требованиями объективных экономических законов. Поэтому методология социалистического планирования выступает исходным и определяющим элементом при построении АСПР.  [c.34]

Одним из основных принципов планирования является демократический централизм. Этот принцип означает сочетание централизованного государственного планирования с широким использованием инициативы республик, местных организаций и предприятий. Планирование является основой хозяйственного руководства социалистическим предприятием. В народном хозяйстве СССР деятельность социалистического государственного предприятия базируется на сочетании централизованного государственного планирования с широкой хозяйственной инициативой предприятий.  [c.210]

Один из основных принципов планирования — научность — требует не только познания системы законов социалистической экономики, но и эффективного использования требований этих законов в практике пла-  [c.261]

Принцип плановости был и остается одним из основных принципов управления социалистической экономикой и ее основными звеньями — предприятиями и объединениями. Однако чрезмерно жесткое и детализированное планирование сковывает инициативу руководителей.  [c.106]

Основными принципами Г.м. на в.д. были следующие осуществление непосредственного государственного руководства внешнеторговым обменом и другими видами внешнеэкономической деятельности специально на то уполномоченными органами управления определение государством организаций, имеющих право совершения внешнеэкономических операций планирование внешнеэкономической деятельности валютное регулирование внешнеэкономических операций установление порядка ввоза и вывоза товаров и услуг, а также контроля за соблюдением этого порядка всеми организациями, получившими право выхода на внешний рынок. По мере развития внешнеэкономической деятельности и возникновения новых задач организационные форм осуществления государственной монополии внешней торговли как в СССР, так и в других социалистических странах менялись.  [c.70]

В системе социалистического планирования весьма важное значение имеет принцип выделения ведущих звеньев при разработке планов. Сущность этого принципа научного планирования непосредственно исходит из ленинского учения об основном звене в сложной цепи задач и путей экономического развития.  [c.232]

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ  [c.22]

Распределение дохода при арендном подряде. Одной из форм второй модели хозяйственного расчета являются арендные отношения на государственных предприятиях разных отраслей народного хозяйства (арендный подряд часто называют третьей моделью хозрасчета). Передача предприятий в аренду трудовому коллективу основана на действии Закона СССР о государственном предприятии (объединении) и способствует повышению их рентабельности и финансовому оздоровлению. Наряду с повышением ответственности за сохранность и расширение социалистической собственности обеспечивается реальная самостоятельность и развитие инициативы предприятий, что способствует внедрению полного хозрасчета и самофинансирования. Основные принципы арендных отношений определены в Общих методических положениях по аренде государственного предприятия трудовым коллективом, одобренных 17 мая 1988 г. Комиссией по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма при Совете Министров СССР.  [c.61]

Основными принципами планирования хозяйства являются партийность, директивность, демократический централизм, научность, выделение ведущего звена, непрерывность, комплексность, координация планов социалистических стран, достижение наибольших результатов при наименьших затратах.  [c.19]

Экономика социалистического транспорта исследует экономическую природу и особенности транспорта как отрасли производства, характер взаимосвязей транспорта и других отраслей народного хозяйства, технико-экономические особенности отдельных видов транспорта и их взаимодействие как составных частей единой транспортной системы страны. Одной из важнейших особенностей экономики социалистического транспорта, в отличие от экономики капиталистического транспорта, является изучение основных принципов планирования работы и развития транспорта в тесной взаимосвязи с планированием всего народного хозяйства.  [c.5]

Лит. Программа Коммунистической партии Советского Союза, М., 1961, ч. II, гл. 1, раздел 3 Хрущев Н. С., Развитие экономики СССР и партийное руководство народным хозяйством. Доклад на Пленуме ЦК КПСС 19 ноября 1962 года, М., 1962 Основные принципы международного социалистического разделения труда, СЭВ, Правда , 1962, 17 июня, № 168 Основные проблемы планирования комплексного развития хозяйства экономических районов, Плановое хозяйство ,  [c.202]

Как было отмечено выше, снижение себестоимости продукции неизбежно приводит к увеличению социалистических накоплений (прибыли). Правильное и достоверное отражение в учете расходов, относимых в себестоимость продукции, также способствует точности определения финансовых результатов объединений и предприятий. Поэтому при проведении проверок и экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности работники финансовых органов и учреждений банка должны квалифицированно разбираться в принципах организации учета производственных затрат. С этой целью учебный материал излагается в соответствии с Основными положениями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях,.  [c.143]

Плановое руководство в государственном масштабе впервые стало осуществляться в нашей стране. В ходе социалистического строительства шло накопление опыта планирования, разрабатывались его основные методы и принципы составления отраслевых и народнохозяйственных планов.  [c.94]

Жизненность и действенность социалистических планов определяются принципом демократического центра-лизма в планировании, который проявляется в сочетании централизованного установления основных направлений развития экономики с творческим участием трудящихся в разработке и организации выполнения планов.  [c.83]

Планирование народного хозяйства, основные идеи и принципы которого были разработаны В. И. Лениным, всегда рассматривалось как важнейший фактор успешного развития социалистической экономики и культуры, кровное дело всего народа. Опыт развития экономики и культуры СССР на основе народнохозяйственных планов получил широкое международное признание. Его используют социалистические страны и страны, добившиеся экономической независимости.  [c.127]

Социалистические принципы организации и планирования предприятий создают возможности для рационального сочетания основных элементов производственного процесса — рабочей силы, средств и предметов труда, что обеспечивает выполнение плановых заданий с минимальными затратами трудовых и материальных ресурсов.  [c.30]

В книге изложены основные положения и принципы организации производства и управления в нефтяной промышленности, описана система управления нефтедобывающей отраслью, нефтегазодобывающими и буровыми предприятиями. Значительное внимание уделено основам организации труда, нормирования, заработной платы и материального стимулирования, а также планирования трудовых затрат. Особое место отводится организации социалистического соревнования, распространению опыта передовых коллективов и новаторов производства.  [c.392]

В социалистической экономике прогнозирование на основе генеральных задач, определяемых КПСС, и анализа объективных тенденций научно-технического развития народного хозяйства, вероятностных оценок социального развития, учета наличных ресурсов и перспектив их увеличения выявляет структуры отраслей, масштабы и темпы производства основных видов продукции, ожидаемые затраты трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов. Широкое внедрение в отечественную практику планирования прогнозов определили Основные методические принципы и обязательные требования к составлению научно-технических прогнозов , утвержденные в 1972 г. Госпланом СССР, Госкомитетом СМ СССР по науке и технике, АН СССР.  [c.185]

Различные формы социалистической плановой экономики существовали и существуют в бывших странах СЭВ (Соте-соп), Китае и других странах. Они охватывают диапазон от высокоцентрализованной бюрократической модели бывшего СССР до таких моделей планирования, в которых роль планирующего органа сводится к определению только некоторых основных пропорций экономики. В последнем случае функции планирующего органа могут ограничиваться лишь определением доли национального дохода, идущей на потребление и накопление, или распределением инвестиций среди отраслей экономики. В первой модели планирование и управление осуществляются с помощью директив, включающих показатели использования физического объема ресурсов и производства физического объема продукции, определяемые на основе общегосударственного плана, разрабатываемого с использованием принципа ма-  [c.386]

Один из коренных принципов планирования—демократический централизм. По отношению к планированию он означает органическое сочетание планирования сверху с планированием снизу . Кардинальные вопросы планирования темпов и пропорций социалистического воспроизводства, развития отрасли, I и II подразделений общественного производства, сфер производства и потребления, единой технической политики, оплаты труда, цен, капиталовложений, учета и статистики и т. д. решаются в общегосударственном масштабе. Это — основное условие обеспечения высоких и устойчивых темпов роста производства в масштабе всей страны.  [c.94]

Новый подход к руководству экономикой, новые принципы экономической политики на современном этапе развития социалистического общества были разработаны на мартовском и сентябрьском Пленумах ЦК КПСС. Их основное содержание сводится к усилению роли экономических методов в управлении народным хозяйством, улучшению государственного планирования, расширению хозяйственной са-состоятельности и инициативы предприятий, колхозов, совхозов, строительных и др. организаций и повышению ответственности и материальной заинтересованности 8  [c.8]

Оперативно-хозяйственная самостоятельность означает, что звенья в соответствии со своими относительно обособленными интересами в рамках централизованного планирования могут самостоятельно решать вопросы хозяйственной деятельности и руководства ею21. В этом находит проявление принцип демократического централизма, являющийся одним из основных принципов социалистического хозяйствования. Юридическое закрепление хозяйственной самостоятельности приводит к признанию за звеньями самостоятельной правосубъектности. Иначе говоря, они становятся субъектами прав и обязанностей в различных областях производственно-хозяйственной и управленческой деятельности. Актами оперативно-хозяйственной самостоятельности являются хозяйственные договоры, установление заданий подразделениям, использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, внутренние организационные мероприятия 22 и т. д.  [c.14]

XXIV съезда КПСС, М., 1974 Материалы XXV съезда КПСС, М., 1977 Фейгин Я. Г., Размещение производства при капитализме и социализме, 2 изд., М., 1958 его же, Ленин и социалистическое размещение производительных сил, М., 1961) Леш А., Географическое размещение хозяйства, пер. с англ., М., 1959 Особенности и факторы размещения отраслей народного хозяйства СССР, М., I960 Основные принципы международного социалистического разделения труда, М., 1964 Пробст А. Е., Эффективность территориальной организации производства. (Методологические очерки), М., 1965 И з а р д У., Методы регионального анализа введение в науку о регионах, пер. с англ., М., 1966 Методика определения экономической эффективности размещения промышленности при планировании и проектировании нового строительства, М., 1966 Общая методика разработки генеральной схемы размещения производительных сил СССР на 1971—1980 гг., М., 1966 Проблемы экономической эффективности размещения социалистического производства в СССР, М., 1968 Применение математических методов в размещении производства. Сб. ст., М., 1D68 Г р аник Г. И., Громов В. И., Отраслевое и территориальное разделение труда, М., 1970 Некрасов Н. Н., Проблемы региональной экономики, М., 1974 его же, Региональная экономика, М., 1975. Г. И, Гранин. Москва.  [c.454]

Партия и правительство на всех этапах коммунистического строительства уделяли большое внимание укреплению и развитию предприятий, повышению их инициативы и самостоятельности. Еще в решениях XII съезда ВКП(б) (1923г.) говорилось Корень производственного успеха или, наоборот, неудачи находится в основной промышленной единице, т. е. на фабрике и заводе . В постановлении ЦК ВКП (б) О реорганизации управления промышленностью (1929 г.) отмечалась важность технического обслуживания предприятия, правильной организации его снабжения, укрепления принципа единоначалия, укрепления дисциплины, ответственности всех — от рабочего до директора. В последующие годы вопрос о совершенствовании деятельности предприятий неоднократно обсуждался па съездах, конференциях и Пленумах ЦК КПСС. Особенно большое внимание уделил этому вопросу сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС, обсудивший вопрос Об улучшений управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования . В соответствии с решениями этого Пленума разработано специальное Положение о социалистическом государственном производственном предприятии , утвержденное постановлением Совета Министров СССР 4 октября 1965 г.  [c.24]

Народнохозяйственные планы безируются на ленинском принципе единства политического и экономического подхода к оценке хозяйственных явлений. Это означает, что в основе планирования народного хозяйства лежит политика Коммунистической партии и Советского государства, объективно отражающая насущные потребности экономического развития, коренные интересы советских людей. Это требует партийного общегосударственного подхода к разработке планов на всех уровнях, недопущения местничества и скрытия возможностей и резервов предприятий. В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что программа нашей партии должна дополняться программой хозяйственного строительства, программой воссоздания всего народного хозяйства на новой технической основе. Одним из коренных принципов планирования является демократически и централизм. По отношению к планированию он означает органическое сочетание планирования сверху с планированием сннзу . Кардинальные вопросы планирования темпов и пропорций социалистического воспроизводства, развития отраслей, районов, I и II подразделений общественного производства, сфер производства и потребления, единой технической политики, оплаты труда, цен, капиталовложений, учета и статистики и т. д. решаются в общегосударственном масштабе, что является основным условием обеспечения высоких и устойчивых темпов роста производства в масштабе всей страны.  [c.126]

В связи с этими принципами определены и основные полномочия трудовых коллективов в управлении предприятиями посредством участия в планировании экономического и социального развития заключении коллективных договоров обеспечении сохранности социалистической собственности и рационального использования материальных ресурсов обеспечении трудовой дисциплины внедрении достижений науки и техники развитии творческой инициативы работников организации нормирования и оплаты труда развитии трудовой активности работников и организации социалистического соревнования подготовке, повышении квалификации и расстановке кадров распределении и использовании фондов экономического стимулирования улучшении условий и охраны труда улучшении социально-культурных и жилишно-бытовых условий работников организации работ по воспитанию грудящихся.  [c.223]

economy-ru.info

Принципы и методы планирования

Поделись с друзьями

Планирование деятельности является на каждом предприятии наиболее важной функцией производственного менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж продукции, проводится экономическая оценка затрат и ресурсов, а также конечных результатов производства. В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих действий, устанавливают главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическую систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решение о единой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов.

Впервые общие принципы планирования сформулированы А.Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действий или планов предприятия им были сформулированы пять принципов:

— принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Этот принцип особенно важен в условиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях;

— принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия, то есть все разделы годового плана должны быть тесно увязаны в единый комплексный план. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления;

— принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки;

— принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия;

— принцип точности планов определяется многими факторами, как внешними, так и внутренними. Но в условиях рыночной экономики точность планов трудно соблюсти. Поэтому всякий план составляется с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния, положения на рынке и других факторов.

В современной практике планирования помимо рассмотренных классических широкую известность имеют общеэкономические принципы.

1. Принцип комплексности. На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от уровня развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов. Все они образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующим изменениям многих других экономических показателей. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия.

2. Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами.

3. Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив.

4. Принцип пропорциональности, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия.

5. Принцип научности, т.е. учет последних достижений науки и техники.

6. Принцип детализации, т.е. степени глубины планирования.

7. Принцип простоты и ясности, т.е. соответствия уровню понимания разработчиков и пользователей плана.

Следовательно, основные принципы планирования ориентируют предприятие на достижение наилучших экономических показателей. Многие принципы тесно взаимосвязаны и переплетены между собой. Некоторые из них действуют в одном направлении, например, эффективность и оптимальность. Другие, например гибкость и точность, в разных направлениях. Наряду с рассмотренными важнейшими принципами планирования большое значение в рыночной экономике имеют принципы участия и холизма в разработанном Р.Л Акоффом новом методе интерактивного планирования.

Принцип участия показывает активное воздействие персонала на процесс планирования. Он предполагает, что никто не может планировать эффективно для кого-то другого. Лучше планировать для себя – неважно насколько плохо, чем быть планируемым другими – неважно насколько хорошо. Смысл этого: увеличить свои желания и способности удовлетворить потребности как собственные, так и чужие. При этом главная задача профессиональных плановиков состоит в стимулировании и облегчении планирования другими для себя.

Принцип холизма состоит из двух частей: координация и интеграция.

Координация устанавливает, что деятельность ни одной части предприятия нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от остальных объектов данного уровня, а возникшие проблемы необходимо решать совместно.

Интеграция определяет, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимосвязи планов на всех уровнях. Поэтому для ее решения необходимо изменение стратегии другого уровня.

Сочетание принципов координации и интеграции дает известный принцип холизма. Согласно ему, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования «сразу всеми» противостоит последовательному планированию как сверху вниз, так и снизу вверх.

Существуют также такие принципы планирования, как централизованный, децентрализованный и комбинированный.

В зависимости от главных целей или основных подходов используемой информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования: экспериментальные, нормативные, балансовые, расчетно-аналитические, программно-целевые, отчетно-статистические, экономико-математические и другие.

Расчетно-аналитический метод основан на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов.

Экспериментальный метод – это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.

Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия.

В процессе планирования ни один из рассматриваемых методов не применяется в чистом виде.

students-library.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *