Принцип публичности это – 13. Принцип публичности в уголовном процессе

Кудрявцева А.В. ПУБЛИЧНОСТЬ КАК ПРИНЦИП УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА


Проблемы противодействия преступности в современных условиях:
Материалы международной научно-практической конференции 16-17 октября 2003г. Часть I.- Уфа: РИО БашГУ, 2003. — 280с.

Кудрявцева А.В. — д-р юрид. наук, профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики Южно-Уральского государственного университета г. Челябинск

ПУБЛИЧНОСТЬ КАК ПРИНЦИП УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Принципы — это основные положения уголовно-процессуального права, определяющие социальную сущность и политическую направленность деятельности по расследованию и разрешению уголовных дел, закрепленные в нормах уголовно-процессуального права.

Глава 2 УПК РФ закрепила принципы уголовного судопроизводства, не указав в системе принципов такой основополагающий принцип, как принцип публичности (официальности) уголовного процесса.1 Представляется, что именно этот принцип выражает политику государства в области уголовного судопроизводства и является отправным для баланса интересов личности, общества и государства в процессе расследования и разрешения уголовных дел.

Правовые основы для формулирования этого принципа заложены в Конституции Российской Федерации. Таковыми можно считать ее 2-ю статью, где закреплено: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»; ст.18, закрепившую: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием»; ч.3 ст.55, гласящую: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороноспособности страны и безопасности государства».

На наш взгляд, уголовно-правовая основа этого принципа выражена в нормах Уголовного Кодекса Российской Федерации. В частности, к таким нормам можно отнести ст.2, устанавливающую задачи: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений; и ст.14, устанавливающую признак преступления — общественную опасность.

Если говорить о закреплении этого принципа в УПК РФ, то законодатель сделал это не вполне корректно, по сути уравняв в ст.20 все виды уголовного преследования: публичное, частно-публичное и частное. Нам представляется, что публичное преследование — это одно из выражений, проявлений принципа публичности (официальности), а частно-публичное и частное — это скорее исключения из принципа публичности.

Принцип публичности проявляется также в закреплении законодателем в ч.2 ст.21, обязывающей прокурора, следователя, орган дознания и дознавателя в случае обнаружения признаков преступления принять все меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления; в ч.1 ст.11, предписывающей суду, прокурору, следователю дознавателю обязанность разъяснять права и обязанности участникам процесса. Представляется, что принцип публичности выражен также в ст.8, 29 УПК РФ, именно эти нормы возлагают на суд обязанность осуществлять правосудие от имени государства.

Принцип публичности нельзя отождествлять с обязанностью уголовного преследования со стороны следователя, прокурора, органа дознания и дознавателя.

Нам представляется, что можно говорить о следующих формах выражения принципа публичности

1. Если защита прав граждан — это обязанность государства, то обязанностью государства является защита и охрана прав и свобод граждан от преступных посягательств в лице государственных органов и должностных лиц, обязанностью которых является осуществление уголовного преследования, разрешения дела по существу и восстановление социальной справедливости.

2. Прокурор, следователь, дознаватель, орган дознания в каждом случае обнаружения признаков общественно-опасного деяния обязаны возбудить уголовное дело, вне зависимости от усмотрения отдельных граждан, должностных лиц и организаций, принять все меры к раскрытию и расследованию преступления. Установить все обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу (ст.73 УПК РФ).

3. При расследовании уголовного дела на органах, осуществляющих уголовное преследование, лежит обязанность разъяснения и обеспечения прав участников уголовного судопроизводства, в том числе обязанность обеспечения права на защиту и личную безопасность.

4. Суд при разрешении уголовного дела обязан исследовать представленные стороной защиты и стороной обвинения доказательства, проверить и оценить их, на основании чего вынести приговор (обвинительный и оправдательный).

Если обратиться к делам частного и частно-публичного характера, то необходимо проанализировать характер и степень общественной опасности как основную причину особого порядка возбуждения, расследования и разрешения этой категории дел. Усмотрение самого потерпевшего по делам о клевете и оскорблении диктуется субъективным характером восприятия самим потерпевшим этих деяний. Отнесение к этой категории дел составов, предусмотренных ст.115, 116, объясняется не только небольшой степенью общественной опасности, но и тем, что на практике эти виды преступлений совершаются на семейно-бытовой почве и, соответственно, без желания потерпевшего привлечения к уголовной ответственности. Тем же объясняется отнесение составов, предусмотренных ч.1. ст.131, ч.1 ст.136, ч.1 ст.137, ч.1ст.138, ч.1 ст.139, ч.1 ст.145, ч.1 ст.146, ч.1 ст.147 к делам частно-публичного и публичного характера. Без показаний потерпевшего весьма мала вероятность накопления совокупности доказательств, на основании которой можно вынести приговор.

Таким образом, принцип публичности в уголовном процессе означает обязанность государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, во всех случаях обнаружения общественно-опасного деяния расследовать и разрешить уголовное дело, обеспечить права и законные интересы участников уголовного процесса.

Представляется, что только сочетание принципа публичности и принципа состязательности определяет роль суда в разрешении уголовного дела и обеспечивает решение задач уголовного судопроизводства.

Литература и примечания

1. На этот недостаток УПК РФ указывает также В.А. Азаров Уголовно-процессуальный кодекс российской Федерации: оценка концептуальных основ. /Актуальные проблемы теории борьбы с преступностью и правоприменительной практики. Красноярск, 2003. С.87.

© Кудрявцева А.В., 2003г.


Новости МАСП

kalinovsky-k.narod.ru

ПУБЛИЧНОСТЬ СУДОПРОИЗВОДСТВА — это… Что такое ПУБЛИЧНОСТЬ СУДОПРОИЗВОДСТВА?


ПУБЛИЧНОСТЬ СУДОПРОИЗВОДСТВА

принцип (руководящее начало) отечественного уголовного процесса, означающий, что защита граждан от преступных посягательств, борьба с преступностью являются обязанностью государственных правоохранительных органов. В УПК этот принцип выражен в ст. 3: «Суд, прокурор, следователь и орган дознания обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц. виновных в совершении преступления, и к их наказанию». УПК (ст. 108) в числе поводов и оснований к возбуждению уголовного дела предусматривает наряду с заявлениями и письмами граждан сообщения общественных организаций, предприятий, учреждений и должностных лиц.

сообщения печати, явку с повинной, а также непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления. Таким образом, гражданин, пострадавший от преступления, не обязан сам добиваться привлечения к ответственности и изобличать виновного — это обязанность государственных органов, хотя. вполне естественно, эффективность их деятельности существенно возрастает при активном содействии жертв преступлений или граждан — очевидцев преступных посягательств. Нарушением принципа публичности являются случаи сокрытия преступлений от учета, необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела, несвоевременное возбуждение дела, ведущее к утрате доказательств, и т.п.

П.с. допускает ряд исключений. Так. дела частного обвинения (умышленные легкие телесные повреждения, побои. клевета и оскорбления без отягчающих обстоятельств) возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего и подлежат прекращению в случае его примирения с обвиняемым (ст. 115, 116, 129. 130 УК РФ). Выделяется категория дел частно-публичного обвинения (ст. 131. 146, 147) — дела об изнасиловании без отягчающих обстоятельств, незаконном ис-

пользовании объектов авторского права без причинения имущественного ущерба, отдельные случаи нарушения изобретательского права, которые возбуждаются по жалобе потерпевшего, но прекращению за примирением сторон не подлежат. В связи с принятием УК РФ в УПК введена статья о прекращении уголовного дела в отношении лица, впервые совершившего преступление небольшой тяжести, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред (ст. 9 УПК). Введена новая статья в УПК (27\’), предусматривающая возбуждение уголовных дел о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УК РФ) не иначе как по заявлению руководителя коммерческой организации или с его согласия. Включены и иные элементы диспозитивности, ограничивающие действие П.с. Так, от воли потерпевшего, как правило, зависит рассмотрение вопроса о возмещении ему причиненного преступлением ущерба. рассмотрение дела судом присяжных при отказе прокурора от обвинения и т.п. Однако все эти нормы не могут вести к ограничению прав потерпевшего или навязыванию ему способов действия, противоречащих его воле и интересам.

Бойков А.Д..

Энциклопедия юриста. 2005.

  • ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО
  • ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР

Смотреть что такое «ПУБЛИЧНОСТЬ СУДОПРОИЗВОДСТВА» в других словарях:

  • ПУБЛИЧНОСТЬ СУДОПРОИЗВОДСТВА — демократический принцип судопроизводства. Выражается в том, что возбуждение уголовных дел, их расследование и разрешение, а также рассмотрение гражданских дел осуществляются соответствующими публичными (государственными) органами (дознание,… …   Юридический словарь

  • ПУБЛИЧНОСТЬ СУДОПРОИЗВОДСТВА — (юридическое), демократический принцип судопроизводства, согласно которому возбуждение уголовных дел, их расследование и разрешение осуществляются соответствующими публичными (государственными) органами (дознания, следствия, прокуратуры, суда)… …   Современная энциклопедия

  • ПУБЛИЧНОСТЬ СУДОПРОИЗВОДСТВА — демократический принцип судопроизводства. Выражается в том, что возбуждение уголовных дел, их расследование и разрешение, а также рассмотрение гражданских дел осуществляются соответственными публичными (государственными) органами (дознания,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Публичность судопроизводства — (юридическое), демократический принцип судопроизводства, согласно которому возбуждение уголовных дел, их расследование и разрешение осуществляются соответствующими публичными (государственными) органами (дознания, следствия, прокуратуры, суда)… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПУБЛИЧНОСТЬ СУДОПРОИЗВОДСТВА — демократический принцип судопроизводства; выражающийся в том, что возбуждение уголовных дел, их расследование и разрешение, а тж. рассмотрение гражданских дел осуществляются соответствующими публичными (государственными) органами (дознания,… …   Юридическая энциклопедия

  • публичность судопроизводства — демократический принцип судопроизводства. Выражается в том, что возбуждение уголовных дел, их расследование и разрешение, а также рассмотрение гражданских дел осуществляются соответственно публичными (государственными) органами (дознания,… …   Энциклопедический словарь

  • ПУБЛИЧНОСТЬ СУДОПРОИЗВОДСТВА — демократический принцип судопроизводства; выражающийся в том, что возбуждение уголовных дел, их расследование и разрешение, а т.ж. рассмотрение гражданских дел осуществляются соответствующими публичными (государственными) органами (дознания,… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • публичность судопроизводства — демократический принцип судопроизводства. Выражается в том, что возбуждение уголовных дел, их расследование и разрешение, а также рассмотрение гражданских дел осуществляются соответствующими публичными (государственными) органами (дознание,… …   Большой юридический словарь

  • Публичность судопроизводства —         в советском уголовном процессе означает требование закона, в силу которого органы дознания, следователь, прокурор и суд проводят работу по раскрытию преступлений на основе своих полномочий в интересах Советского государства и общества… …   Большая советская энциклопедия

  • СУДОПРОИЗВОДСТВА ПУБЛИЧНОСТЬ — (см. ПУБЛИЧНОСТЬ СУДОПРОИЗВОДСТВА) …   Энциклопедический словарь экономики и права

dic.academic.ru

Глава 4 Формы выражения принципа публичности

Публичность является источником всякой активности государственных органов и должностных лиц.9 

Можно говорить о следующих формах выражения принципа публичности

  1. Если защита прав граждан — это обязанность государства, то обязанностью государства является защита и охрана прав и свобод граждан от преступных посягательств в лице государственных органов и должностных лиц, обязанностью которых является осуществление уголовного преследования, разрешения дела по существу и восстановление социальной справедливости.

  2. Прокурор, следователь, дознаватель, орган дознания в каждом случае обнаружения признаков общественно-опасного деяния обязаны возбудить уголовное дело, вне зависимости от усмотрения отдельных граждан, должностных лиц и организаций, принять все меры к раскрытию и расследованию преступления, а так же установить все обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу (ст.73 УПК РФ).10

  3. При расследовании уголовного дела на органах, осуществляющих уголовное преследование, лежит обязанность разъяснения и обеспечения прав участников уголовного судопроизводства, в том числе обязанность обеспечения права на защиту и личную безопасность.

  4. Суд при разрешении уголовного дела обязан исследовать представленные стороной защиты и стороной обвинения доказательства, проверить и оценить их, на основании чего вынести приговор (обвинительный и оправдательный).

Таким образом, принцип публичности в уголовном процессе означает обязанность государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, во всех случаях обнаружения общественно-опасного деяния расследовать и разрешить уголовное дело, обеспечить права и законные интересы участников уголовного процесса.

Заключение

Публичность — общественный интерес, выраженный в праве, защищающем общество от произвола и гибели. Это выражение преимущества общественного интереса как разумного сочетания множества частных интересов. Частный интерес учитывается отдельно постольку, поскольку он не вредит и не противоречит интересу общества (публичному).

В то же время, публичность -это главная характеристика уголовного процесса, на которой основаны все принципы, правила и порядок, данной отрасли права.

Проведенное мной исследовоние привело к следующим выводам:

  1. Начало публичности присуще всей без исключения государственной деятельности;

  2. Хотя принцип публичности отсутствует среди норм-принципов, нашедших свое закрепление в главе 2 УПК РФ, он продолжает оставаться интегрирующим и детерминирующим началом уголовно-процессуальной деятельности, определяющим его цель: изобличение лиц, виновных в совершении преступлений и отправление правосудия;

  3. Принцип публичности характеризуется взаимопроникновением норм материального и процессуального права: материальный аспект определяет пределы реализации этого принципа; процессуальный аспект определяет формы этой реализации;

  4. Принцип публичности предполагает, с одной стороны, нацеленность на эффективную борьбу с преступностью, всеми имеющимися в распоряжении государства законными способами и средствами, а с другой — расширение гарантий прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства;

  5. К числу государственных органов и должностных лиц, на которых лежит обязанность по реализации принципа публичности (официальности) относятся органы уголовного преследования (прокурор, следователь, дознаватель, орган дознания) и суд (судья), как должностные лица, действующие от имени и в интересах государственной власти;

Рассматривая реализацию принципа публичности (официальности) на этапе возбуждения уголовного дела, принцип публичности (официальности) находит свое выражение в следующих задачах, стоящих перед государственными органами идолжностными лицами, ведущими уголовный процесс. Основные задачи:

  • надлежащим образом принять и проверить сообщения о любом совершенном, готовящемся или совершаемом преступлении и рассмотреть их;

  • принять меры по сохранению и закреплению следов преступления;

  • в обязательном порядке обеспечить при возбуждении уголовного дела законные права и интересы заявителя, пострадавшего, правонарушителя и т. д.

Я уверена, что принцип публичности (официальности) является принципом уголовно-процессуальной деятельности, регламентированной УПК РФ, пронизывает все его стадии и определяет характер деятельности государственных органов и должностных лиц, ведущих уголовный процесс.

studfiles.net

6. Принцип публичности в уголовном судопроизводстве.

А) принцип является основополагающим началом, определяющим сущность содержания всего уголовного процесса и выражающий типичные черты самого уголовного судопроизводства;

Б) принцип – это объективная правовая категория, отражающая политические и нравственные идеи, господствующие в обществе.

Признаки принципов:

  1. Принципы российского уголовного судопроизводства определяются тем, что Россия является правовым, социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Именно поэтому принципы уголовного судопроизводства тесно связаны с такими общеправовыми принципами, закреплёнными в Конституции РФ, как верховенство закона, равенство всех перед законом и судом, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, права пользования родны языком и другие.

  2. Все принципы уголовного судопроизводства исходят из признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, что является основной идеей демократического государства.

  3. Принципы определяют назначение уголовного судопроизводства и построение всех его стадий, институтов, отдельных процедур. Существует неразрывная связь меду назначением (целью) и принципами уголовного судопроизводства, на основе которых должна осуществляться уголовно-процессуальная деятельность.

  4. Нормативность (существует 2 позиции на нормативность как принцип уголовного судопроизводства:

  1. М. С. Строгович, М. Т. Томин: принципы – это наиболее общие положения, руководящие идеи, которые существуют независимо от их законодательного закрепления;

  2. Т. Н. Добровольская, Тырычев: принципы – это наиболее общие руководящие положения, которые закреплены в законе и определяют их социальную сущность и направленность. Закрепление в законе обеспечивает непосредственное регулятивное воздействие на уголовно-процессуальные отношения.

Вместе с тем, есть принципы, которые прямо определены в законе, а есть принципы, которые логично вытекают из норм права (закреплены в логических нормах). Применительно уголовного процесса – это принцип публичности. Прямого указания на этот принцип нет, однако он логично вытекает из нескольких уголовно-процессуальных норм и имеет основополагающее значение.

5. Принципы представляют собой наиболее общие правовые положения, т.е. содержанием каждого из них является достаточно общая правовая идея, которая находит своё выражение не только в Гл. 2 УПК, но и в ряде других институтов процессуальных правил.

Между тем, принципы действуют за определенным исключением, определяющим их пределы на всех стадиях процесса и эти пределы действия того или иного принципа разные, и эти пределы действия принципа определяются как назначением уголовного судопроизводства в целом, конкретными задачами каждой стадии уголовного судопроизводства, а также общими условиями определённых этапов уголовного процесса.

6. Признаком принципа является руководящее значение правовых норм.

Здесь имеет значение та движущая сила, которая преобразует саму правовую идею в норму-принцип. Такой движущей силой является стремление к эффективности уголовного судопроизводства, а также стремление к защите прав и свобод человека и гражданина.

Содержание одного принципа не входит в содержание другого принципа.

studfiles.net

Принцип публичности — Энциклопедия по экономике

Принцип публичности наиболее ярко выражается в том, что дело об административном правонарушении может быть возбуждено по инициативе органов, обладающих соответствующей компетенцией. Все дела об административных правонарушениях рассматриваются официально. Орган (должностное лицо), рассматривающий дело, в силу своих государственно-служебных обязанностей должен обеспечить полное, объективное и всестороннее рассмотрение дела, по своей инициативе принимает меры к собиранию доказательств по делу, а также меры по взысканию имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, иные меры по защите интересов государства и обеспечению правовых гарантий личности.  [c.261]
Принцип публичной цели взимания налогов и сборов. В соответствии с этим принципом налоги устанавливаются с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти и должны иметь общественно возмездный характер. Государство не может иметь потребности, отличные от потребностей общества, и, расходовать налоговые поступления на эти цели.  [c.69]

Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интересов налогоплательщика и общества в целом. В обязанности платить налог воплощен публичный интерес всех членов общества. Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества 2.  [c.69]

Порядок регистрации фирм основывается на принципах публичности, общеизвестности и достоверности. Это означает, что  [c.66]

Особое внимание в бюджетном процессе заслуживает принцип публичности и гласности, которые для бюджетного процесса предполагают, что проект бюджета до его принятия широко обсуждается как представительными органами, так и общественностью, принятый бюджет обязательно публикуется в печати. Широкое обсуждение проектов бюджетов, их обязательное опубликование после принятия, а также отчетность исполнительных органов власти перед представительными органами власти об исполнении бюджета также служат обеспечению прозрачности бюджетной деятельности в государстве и таким образом помогают исполнить бюджет реально и с наименьшими потерями. Гласным должно быть и отклонение бюджета.  [c.101]

Принцип публичной цели взимания налогов и сборов. В соответствии с этим принципом налоги устанавливаются с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти и должны  [c.178]

В настоящее время эта сложная проблема момента перехода прав на бездокументарные ценные бумаги решена Законом о РЦБ (ст. 29). Думается, что сейчас Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ по аналогичному делу дал бы несколько иную мотивировку. В противном случае, если предположить, что доказательством прав на бездокументарную ценную бумагу является договор, а не запись у уполномоченного лица, как это предусмотрено п. 1 ст. 149 ПС РФ, может возникнуть ситуация, когда последний покупатель должен будет представить реестродержателю всю цепочку предыдущих договоров. А это уже нарушит принцип публичной достоверности, означающий то, что покупатель ценных бумаг должен проверять наличие прав на ценные бумаги у их последнего владельца, но не предыдущую цепочку последовательных отчуждений этих ценных бумаг от одного владельца другому.  [c.211]

В принципе, публичных методов защиты торговой марки (рекламно-информационные материалы в газете) немного. И все они по своей концепции должны быть предупредительны. Как вариант, можно использовать событие по смене упаковки с определенного числа. Например, с 15 июня наш товар будет в новой «летней» упаковке. С 20 июня покупайте только в новой упаковке. Все, что в старой, уже имеет просроченный срок хранения и продаже не подлежит.  [c.78]

В буржуазном гражд. и торг, праве Ф.— фирменное наименование, под к-рым предприятие, компания и т. п. выступают в хоз. практике. В соответствии с принципом публичности Ф. подлежат регистрации в торг, (предпринимательском) реестре, к-рая ведётся, как правило, судебными органами.  [c.306]

Роль учета в условиях рыночной экономики невозможно переоценить. С переходом к рынку изменится традиционное представление о бухгалтерском учете и о его месте в системе управления народным хозяйством, повысится социальный статус бухгалтера. Чтобы создать предпосылки для нормального развития и функционирования системы учета в СССР, необходимо практически реализовать два фундаментальных принципа принцип публичной отчетности и принцип независимой проверки и подтверждения финансовой отчетности лицензированным профессиональным бухгалтером-аудитором.  [c.4]

В чем заключается принцип публичности бухгалтерской отчетности  [c.737]

Принцип публичной веры поземельной книге в немецком праве означает, что открытость поземельной книги не имела бы практического значения, если бы не предполагалось, что информация, в ней содержащаяся, полностью соответствует действительности. Если существует управомоченное лицо, чьи интересы по распоряжению земельным участком ограничиваются через внесение записи в поземельную книгу, но его правомочия там не были отражены или были отражены неверно, — все это не имеет никакого значения для добросовестного приобретателя. Лицу, чьи права нарушены, предоставляется право требовать восстановления нарушенного права через внесение изменений в запись в книге.  [c.289]

Принципы публичного управления. Исследователи называют различные принципы управления как такового и разное их число (наибольшее — 14 — названо французским автором А. Файолем). Подавляющее большинство из них применимы, иногда с некоторыми особенностями, к публичному управлению, другие нуждаются в переосмыслении. В результате складываются следующие принципы публичного управления.  [c.29]

Принцип национализации встречал на протяжении всей истории ОПЕК сильное сопротивление консервативных кругов, в особенности со стороны Саудовской Аравии. Он так и не получил четко сформулированного и безоговорочного одобрения ни в одной резолюции этой организации. Хотя ОПЕК и выражала в своих решениях поддержку конкретных акций такого рода некоторых государств-участников, например Ирака, это выглядело лишь как вынужденное признание крайней меры в исключительных случаях, когда всеми другими средствами воздействия на нефтяные компании не удавалось достичь удовлетворения законных требований страны-продуцента, уже одобренных и закрепленных ранее резолюциями ОПЕК- Кроме того, в случае с Ираком, например, непосредственно затрагивались интересы других нефтеэкспортеров Персидского залива, что также повлияло на их позицию. Этими решениями не утверждалось неотъемлемое и неограниченное право владельцев природных ресурсов на их национализацию как суверенный односторонний акт публичной власти государства-продуцента и самостоятельное определение ее условий.  [c.80]

Принцип гласности социалистического соревнования на предприятиях реализуется на общих собраниях рабочих, служащих и инженерно-технических работников, на которых заключаются договоры о соревновании, заслушиваются сообщения о приемах и методах труда передовиков производства, выносятся коллективные решения о представлении к поощрению работников, выполнивших свои обязательства. Особого внимания заслуживает практика публичной защиты социалистических обязательств и отчетов об их выполнении на собрании. Такая гласность принятия и хода выполнения социалистических обязательств значительно поднимает ответственность соревнующихся. Действенным средством повышения эффективности соревнования, развития состязания среди работников коллектива, стремления достигнуть уровня передовиков является ежедневное подведение итогов соревнования.  [c.166]

Финансовый учет основан на общепринятых принципах, которые регулируют запись, оценку и передачу финансовой информации, т.е. он до определенной степени централизован. Публичная финансовая отчетность подлежит обязательной аудиторской проверке.  [c.31]

Финансовый учет должен вестись в соответствии с нормами и правилами бухгалтерского учета. Внешние пользователи должны быть уверены в том, что бухгалтерские документы составлены в соответствии с общепринятыми принципами (правилами), а публичная отчетность подтверждается аудиторами. В ином случае нет уверенности в правильном понимании данных бухгалтерского учета.  [c.21]

Оптимизация сети научных учреждений, финансируемых из федерального бюджета, должна быть проведена путем сосредоточения средств на поддержание наиболее перспективных тем и направлений, а не самих учреждений, в соответствии с потребностями страны. Прозрачность соответствующих финансовых потоков должна быть обеспечена за счет внедрения практики публичной отчетности. Внедрение контрактных форм финансирования учреждений социальной сферы должно осуществляться по принципу выделение денег зависит от результатов работы структуры. Предусматривается разработать Концепцию реформирования системы социальных льгот и выплат, предусмотрев при этом замену большинства категориальных льгот адресными формами социальной поддержки населения и ликвидацию ведомственных льгот. Особые условия труда отдельных категорий работников должны отражаться в форме денежных выплат.  [c.209]

Методика чтения и анализа бухгалтерской отчетности. В последний годы все большее признание в мировой учетной и финансово-аналитической практиках получает подход к обоснованию логики аналитических процедур, ориентированной на основного пользователя—собственника предприятия. В принципе, аналитические запросы собственника всегда наиболее обширны по сравнению с запросами других категорий пользователей. Поэтому вполне оправданно следующее рассуждение поскольку публичная отчетность устраивает собственников в плане состава и содержания форм и аналитических показателей, рассчитываемых на ее основе, то она по основным параметрам будет удовлетворять и требованиям других категорий внешних пользователей.  [c.339]

Одним из факторов ведения бизнеса является качество сопутствующего информационного обеспечения. Бухгалтерская (финансовая) отчетность в этом обеспечении играет едва ли не ведущую роль, особенно если речь идет об информировании лиц, являющихся внешними по отношению к данному предприятию. Несмотря на то, что во всех странах применяется двойная бухгалтерия, а базовые принципы прохождения данных в системе учета — от первичных документов до бухгалтерской отчетности — по сути, инвариантны, в каждой стране имеются национальные особенности ведения учета, предопределяющие некоторое недоверие или, по крайней мере, непонимание публичной отчетности, предъявляемой зарубежным контрагентом.  [c.251]

Все аналитические процедуры условно группируются в два раздела исходя из принципа конфиденциальности соответствующего информационного обеспечения. Первый раздел — анализ в рамках управления затратами (себестоимостью) — является неотъемлемой частью так называемого управленческого учета. Данные в системе управленческого учета, в том числе и данные анализа, являются конфиденциальными, а аналитические процедуры не предусматривают жесткой унификации и формализации. Второй раздел — анализ, основанный на публичной отчетности предопределенность и открытость соответствующего информационного обеспечения позволяют разработать унифицированные алгоритмы такого анализа.  [c.255]

Результаты финансово-хозяйственной деятельности. Рассмотренные два крупных раздела комплексного анализа относятся в основном к такому виду аналитических работ, который, во-первых, имеет ретроспективный характер и, во-вторых, не предназначен для внешних пользователей, т.е. имеет определенный уровень конфиденциальности. Последний блок — финансовые результаты — в принципе является открытым для всех заинтересованных лиц, поскольку его данные сводятся в публичную отчетность. В данном случае речь идет о так называемых конечных финансовых результатах, т.е. результатах, во-первых, подводящих итоги деятельности предприятия за истекший период и, во-вторых, позволяющих дать комплексную оценку его системообразующих характеристик, имеющих значимость прежде всего с позиции долгосрочной перспективы. К таким характеристикам относятся степень финансовой устойчивости структура активов, в которые вложен капитал и которые, по сути, определяют возможность устойчивого генерирования прибыли оптимальность структуры источников финансирования как с позиции стабильности текущей деятельности, так и с позиции долгосрочной перспективы сравнительная динамика капитала выручки и прибыли и др. Оценка данных характеристик может быть выполнена в данном блоке, а соответствующие алгоритмы оценки и анализа поддаются определенной унификации.  [c.269]

Результативность функционирования коммерческой организации чаще всего оценивается показателями прибыли и рентабельности, которые в свою очередь существенно зависят от организации производственного процесса, его ритмичности, эффективности использования отдельных видов имущественного потенциала, т.е. динамики финансово-хозяйственной деятельности. Динамичность и результативность деятельности могут анализироваться с различной степенью детализации в зависимости, в частности, от доступной информационной базы. В данном разделе мы рассмотрим соответствующие унифицированные методики анализа, следуя декларированным ранее принципам ориентации на публичную отчетность и абстрагирования от отраслевой принадлежности субъекта хозяйствования.  [c.341]

В подавляющем большинстве случаев действия управленческого персонала предприятия с неизбежностью отражаются на его имущественном и финансовом состоянии именно поэтому большинство подобных действий можно рассматривать с позиции эффективности и целесообразности управления активами предприятия и источниками их финансирования, выражать в терминах финансов и обосновывать с помощью аналитических оценок. Если исходить из открытости информационной базы аналитического обоснования решений в отношении активов и источников, можно обособить укрупненные объекты учетно-аналитических процедур и сформулировать общие принципы их анализа. Двигаясь последовательно по балансу, несложно выделить следующие укрупненные объекты внеоборотные активы, производственные запасы и затраты, расчеты, финансовые активы, денежные средства, капитал собственников, привлеченные средства. Рассмотрим общие подходы к анализу выделенных объектов с привлечением, в основном, данных публичной отчетности.  [c.426]

Рациональное сочетание в упрощенной системе бухгалтерского учета основных принципов управленческого и налогового учета является необходимым условием полезности данной системы для малых предприятий. Кроме того, необходимо пересмотреть систему критериев идентификации малых предприятий численность занятых является не лучшим вариантом, поскольку в нынешних условиях легко манипулировать этой величиной. В данном случае следует последовать опыту зарубежных стран и ввести в число критериев идентификации малых предприятий показатели оборота и/или валюты баланса, а также рассмотреть возможность применения дифференцированных требований к предприятиям в зависимости от того, обращаются их ценные бумаги публично или нет.  [c.495]

Предприятия третьей группы, аналогично предприятиям второй группы, также ведут учет и представляют отчетность по российским правилам. Однако потребности пользователей их отчетности существенно отличаются от потребностей пользователей отчетности предприятий первой и второй групп, поскольку данные предприятия не привлекают инвестиционные ресурсы публично. Безусловно, у этих предприятий могут быть крупные акционеры либо кредиторы, заинтересованные в получении финансовой информации, подготовленной по МСФО либо каким-либо иным зарубежным стандартам учета, однако обычно данные требования не связаны с необходимостью публичного раскрытия финансовой информации. Тем не менее, в настоящее время предприятия третьей группы обязаны раскрывать информацию и представлять отчетность в том же объеме, что и предприятия двух первых групп, что неизбежно приводит к противоречию между затратами и выгодами при подготовке отчетности. С нашей точки зрения, целесообразно предусмотреть для этих предприятий менее детальные требования к раскрытию информации, а также более простые правила представления информации в отчетности. Так, например, требования, установленные ПБУ 11/2000 [14] и ПБУ 12 /2000 [15] являются излишними для отчетности этих предприятий. Возможно также рассмотреть вопрос об ограниченном применении ПБУ 7/98 [10] и ПБУ 8/98 [11], например, лишь в части раскрытия информации, но без внесения изменений в отчетность. Вопрос о переходе предприятий третьей группы на учет по МСФО пока представляется в принципе преждевременным.  [c.514]

Для остальных групп российских предприятий должны быть созданы национальные правила бухгалтерского учета в соответствии с подходами, приведенными ниже. Принципиальная позиция в отношении создания правил учета для различных групп предприятий заключается в том, что эти правила должны быть построены по единым принципам. Система правил должна работать таким образом, чтобы по мере роста объемов деятельности той или иной компании и степени его публичности принципы достоверности информации оставались неизменными, а изменялись бы лишь объемы, степень раскрытия финансовой информации. С нашей точки зрения, при изменении масштабов бизнеса не должен меняться принцип зеркала , а должны изменяться лишь его размеры.  [c.556]

Подчинение налогообложения конституционным требованиям вытекает из принципа, закрепленного в статье 14 Декларации прав человека и гражданина (1789). Эта статья гласит, что все граждане имеют право непосредственно или через своих представителей устанавливать необходимость налогового обложения, свободно соглашаться на это, определять назначение налогов, количество и сумму, их использование, принципы обложения и сроки. Статья 15 обязывает лиц, ответственных за налоговое производство, постоянно и публично отчитываться о результатах своих действий.  [c.118]

Насколько текст главы 25 НК РФ и принципы, заложенные в ее основу, ясны и понятны, свидетельствуют многочисленные публичные выступления экспертов, опросы мнения профессионалов-аудиторов, консультантов, бухгалтеров, налоговых инспекторов, которые единодушно высказываются против самой идеи налогового учета, познакомившись с содержанием данного законодательного акта. Среди специалистов отделов методологии, внутреннего аудита крупнейших российских налогоплательщиков отсутствует ясность в подходах к ведению налогового учета, не говоря уже о многочисленных обсуждаемых в настоящее время противоречиях, неточностях самого текста. Конечно, можно сказать, что они мало чего понимают и не мыслят государственными категориями. Однако, цена за эти неясности уже назначена — это тот механизм налоговой ответственности, который достаточно хорошо и подробно проработан в Налоговом кодексе РФ.  [c.17]

В отношениях, регулируемых вексельным правом, это требование заменено правилами об ограничении возражений вексельного должника (ст. 17-19 Положения), из которых вытекает возможность ссылки должника на возражения, вытекающие из его личных отношений к кредитору, предъявившему требование. Под личными отношениями в данном случае понимаются отношения между сторонами в. гражданско-правовой сделке. Исходя из принципа публичной достоверности векселя, добросовестный приобретатель ценной бумаги может доверять ее содержанию. Против требования добросовестного держателя должник по векселю (в рассматриваемом примере — один из индоссантов) не может выдвигать возражений, основанных на его личных отношениях к векселедателю или предшествующим векселедержателям (ст. 17 Положения). (Более подробно вопрос о допустимых возражениях вексельного должника против предъявленного ему требования рассматривается в комментарии к п. 9.)  [c.15]

Принцип публичности — в немецком праве означает возможность доступа к сведениям, содержащимся в поземельной книге и, следовательно, исключение всякой ссылки на незнание того, что занесено в законном порядке в книгу. Эффективность этого принципа напрямую зависит от степени свободы доступа к такого рода сведениям. Российское законодательство также провозгласило принцип открытости сведений о государственной регистрации. В ст. 7 Закона сказано Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, олюбом объекте недвижимостилюбо-му лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме. Отказ в предоставлении информации может быть обжалован обратившимся лицом в суд . Публичный характер государственной регистрации ипотеки предусмотрен также ст. 26 ФЗ Об ипотеке . Учреждение юстиции по регистрации прав несет ответственность за полноту и подлинность выдаваемой информации о правах на недвижимое имущество и сделках с ним (п. 1 ст. 31 Закона).  [c.289]

Конкурсность и публичность в предоставлении права пользования недрами — важнейший принцип, имеющий несколько мотиваций. Во-первых, собственник недр в лице сообщества граждан должен иметь полную информацию о том, как производится управление недрами от его имени. Во-вторых, конкурс позволяет извлечь для собственника недр максимально возможную плату. В-третьих, конкурсность и публичность затрудняют незаконное предоставление права пользования недрами, льгот, затрудняет взяточничество и коррупцию. В-четвертых, распорядитель недр освобождается от весьма ответственных расчетов величины платы за недра. Вместо этого он назначает лишь минимальный, начальный уровень платы, а конкурс выявляет истинную ценность месторождения.  [c.109]

Несколько иной подход использован коллективом авторов (Мелкумов Я.С. и др.) при разработке методики экспресс-анализа финансового положения предприятия [17]. Основным принципом этой методики является балльная оценка финансовых коэффициентов, рассчитанных на основании публичной финансовой отчетности.  [c.66]

В 1899 г. Эндрью Карнеги, основатель Ю. С. стил корпорейшн , опубликовал книгу Евангелие богатства , которая положила начало широкому обсуждению проблемы социальной ответственности предпринимательства, его добровольному отклику на насущные социальные проблемы общества. Позиция автора книги основывалась на двух принципах благотворительность и эффективное управление собственностью. Сам Э. Карнеги активно реализовал первый принцип на практике, направляя многие миллионы долларов на благотворительные цели и общественные нужды. В общей сложности он вложил более 500 млн. долл. (по тем временам огромные деньги) в различные социальные программы и построил более 2000 публичных библиотек.  [c.81]

Перенесение проблем, связанных с иностранными инвестициями, в ряд международно-правовых не снимает самой проблемы, а только изменяет ее характер и механизм ее разрешения. В частности, в области международного публичного права возникает вопрос о том, как разрешить спор, возникающий между МИГА и государством — членом этой организации, по выплате сумм, причитающихся Агентству в силу перехода к нему требований на основе суброгации. Дело в том, что спор может быть отнесен к международно-правовым, поскольку спорящие стороны — субъекты публичного права, а существо заявленного требования носит чисто коммерческий характер. Сеульская конвенция закрепляет следующее положение когда МИГА выступает в качестве суброгата, участники спора могут договориться о порядке его разрешения при условии, если он не будет отличаться от основных принципов разрешения споров, предусмотренных в Приложении II к Конвенции, и что достигнутое по данному вопросу соглашение будет одобрено Правлением МИГА. Для такого одобрения достаточно наличия квалифицированного большинства голосов (2/3 голосующих членов МИГА, представляющих не менее 55% долей участия в уставном фонде (ст. 3 Сеульской конвенции).  [c.102]

Таким образом, страны Северной Америки при определении критериев отбора предприятий для целей упрощенного учета и отчетности исходят из принципа участия компании в финансовом рынке в качестве эмитента. При этом предполагается, что эмитент ценных бумаг, желающий предложить их неограниченному кругу инвесторов, должен понимать, что это потребует от него дополнительных затрат на раскрытие информации, которые неизбежны, но оправданны, поскольку позволяют ему получить более дешевое финансирование. Естественно, что компания, которая не собирается привлекать средства на открытом рынке с помощью публичных эмиссий ценных бумаг, не имеет соответствующих стимулов к раскрытию финансовой информации, а также несению значительных затрат в связи с применением сложных методов оценки активов и обязательств с целью представления в отчетности более объективной рыночной информации.  [c.483]

Вывод второй. Функции налога неразрывно взаимоувязаны. Рациональность налогообложения определяется при прочих равных условиях степенью относительного равновесия между ними. Поиск способов достижения относительного равновесия между налоговыми функциями осуществляется непрерывно при конструировании новых налоговых концепций. По мере нахождения оптимальной, по мнению разработчиков, концепции она подвергается всесторонней оценке и выносится на широкое публичное обсуждение, а затем корректируется с учетом итогов такого обсуждения. В конечном итоге на выбранной концептуальной основе строится новая система налогообложения или обновляется существующая. Усовершенствованная налоговая система утверждается в законодательном порядке и становится обязательной для применения. В процессе научно-практической оптимизации налогообложения незыблемым является соблюдение принципиальных требований к ее содержанию. Это те фундаментальные принципы, которые выработала наука и к использованию которых всегда должна стремиться налоговая практика.  [c.96]

Принципы административно-процессуальной деятельности обладают особенностями, которые, во-первых, присущи государственно-управленческой деятельности в целом, во-вторых, близки по своему характеру принципам правосудия и, в-третьих, отражают специфику административной юрисдикции. К числу таких принципов относятся законность экономичность, эффективность и оперативность непосредственность равенство участников процесса публичность гласность состязательность национальный язык объективность диспо-зитивность.  [c.256]

economy-ru.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *