Принципы конституционного строя рф – 21. Конституционный строй рф: понятие, принципы.

Содержание

Понятие, основы и принципы конституционного строя РФ

Поделись с друзьями

Конституционный строй – это совокупность экономических, социальных, политических, правовых, идеологических отношений, регулируемых нормами Конституции, возникающих по поводу организации высших органов власти и управления, государственного устройства и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством.

Иными словами, конституционный строй – это порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с Конституцией.

Наличие в государстве Конституции не означает, что в нем установлен конституционный строй. Конституционное государство характеризуется, прежде всего, приоритетом прав личности, подчинением праву всех органов государства, должностных лиц и граждан.

Основы конституционного строя — это положения, которые определяют основные устои общества, форму государства той или иной страны.

Основы конституционного строя закреплены в главе 1 Конституции РФ и детализируются в последующих главах.

Существуют различные точки зрения по поводу того, сколько основ конституционного строя, какие?

На наш взгляд, можно выделить следующие основы:

1. гуманистические

2. экономические

3. политические

Эти основы находят свое выражение в принципах конституционного строя, содержащихся в статьях  главы 1 Конституции РФ.

Принципы конституционного строя:

1)    Приоритет прав и свобод человека;

2)    Народный суверенитет;

3)    Верховенство права;

4)    Народовластие;

5)    Федерализм;

6)    Республиканская форма правления;

7)    Социальный и светский характер государства;

8)    Разделение властей;

9)    Политический плюрализм;

10) Многообразие форм собственности и экономической деятельности;

11) Целостность и незыблемость основ конституционного строя.

 

 Приоритет прав и свобод человека

Статья 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Признание прав и свобод означает закрепление в Конституции РФ всего объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права.

Соблюдение прав и свобод требует от органов государства, его должностных лиц воздерживаться от любых действий, нарушающих или умаляющих права и свободы человека и гражданина, а также создавать все условия для реализации их людьми.

Защита

прав и свобод предполагает деятельность органов государства по восстановлению нарушенных прав и свобод или недопущению таких нарушений, а также создание соответствующих правовых гарантий такой защиты.

Принцип конституционного строя, закрепленный в ст. 2 Конституции РФ, часто называют принципом гуманизма.

Гуманизм конституционного строя означает безусловный приоритет человека перед государством, означающий, что государство создано для человека, а не человек для государства. Этим принципом Конституция РФ кардинально отличается от всех прежних конституций советского периода, когда высшей ценностью признавалось государство и его интересы.

Народный суверенитет

В ч.1 ст.3 Конституции РФ говорится, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.

В науке конституционного права выделяют 3 вида суверенитета: народный, национальный и государственный.

Народный суверенитет – это верховенство и полновластие народа. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких-либо социальных сил. На практике абсолютный суверенитет народа трудно осуществим, поэтому в ч. 2 ст. 3 Конституции РФ установлено, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Национальный суверенитет – это право нации на самоопределение вплоть до создания национального государства. В России национальный суверенитет подразумевает самостоятельность нации  в рамках многонационального государства: создание автономий, развитие национальной культуры, образования, традиций. Суверенитет принадлежит не отдельным нациям, а всему российскому народу. В основе власти народа лежит его воля, реализуемая через различные государственные органы.

Из народного суверенитета вытекает суверенитет государственный, который означает верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее в международных отношениях. Внутри страны оно независимо от политических партий и других общественных объединений, а за ее пределами — от других государств.

Никакие политические партии, общественные объединения, религиозные объединения и церковь, частные лица, юридические лица и г. д. не вправе присваивать власть в Российской Федерации. В ч. 4 ст. 3 Конституции РФ запрещена узурпация власти, т. е. захват власти или присвоение властных полномочий. Такие действия преследуются по федеральному закону.

Верховенство права

Как принцип конституционного строя означает, что Российская Федерация – правовое государство, т.е. деятельность государства основана на подчинении праву и обеспечении прав и свобод человека в сферах правотворчества и правопримения.

Еще в суждениях античных философов звучала идея о властвовании закона. К сожалению история советского государства знает примеры, когда в форму закона облекался государственный произвол. Советское государство было антиподом правового. Только с принятием Конституции 1993 г. начался процесс построения правового государства, в основу которого положены принципы верховенства закона, разделения властей, ответственности государства перед своими гражданами, равенство всех перед законом. Однако для России правовое государство пока еще цель, а не реальность.

Политический плюрализм

Демократическое правовое государство не может нормально функционировать без политическое многообразия жизни. Ее основу составляет политический плюрализм – проявление политической свободы человека. В отличие от советского прошлого, в российском обществе нет официальной идеологии, а Конституция РФ охраняет право граждан на инакомыслие. Свобода мысли и слова лежит в основе политического плюрализма. А одним из важнейших его проявлений выступает многопартийность (ст. 13. ч.3 Конституции РФ).

Политический плюрализм предполагает возможность легальной борьбы в рамках Конституции РФ всех политических сил  с помощью различных средств.

Через политические партии может осуществляться политическая деятельность граждан, их участие в общественной жизни страны. От других общественных объединений партии отличаются тем, что они открыто борются за места в парламенте и правительстве, дающие возможность управлять государством и обществом.

О многопартийности можно говорить только в том случае, когда в политической борьбе за власть участвуют более 2 – х политических партий.

Деятельность политических партий в РФ регламентируется ФЗ «О политических партиях» от         2001 г.

  В то же время устанавливается конституционный запрет крайностям политического плюрализма: запрещается создание и деятельность партий и иных общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды.

Многообразие форм собственности и экономической деятельности     

Важнейшей основой конституционного строя России является рыночная экономика (ст.8 Конституции РФ). Ее принципы состоят:

1) в единстве экономического пространства;

2) свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств;

3) поддержке конкуренции.

В России провозглашается свобода экономической деятельности, т.е. люди могут беспрепятственно создавать и преобразовывать предприятия, распоряжаться продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли, свободно вести торговлю. Однако государство, гарантируя эту свободу, должно регулировать ее использование, придавая экономике социальную ориентацию. Свобода предпринимателя, например, не должна нарушать права работников, потребителей и социальную справедливость в обществе.

В ч.1ст.8 Конституции РФ говорится, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, т.е. признается многообразие форм собственности.

В частной собственности может находиться не только личное имущество граждан, но и предприятия,  земля. Государство не вправе вмешиваться в управление частными предприятиями, но собственники обязаны соблюдать законы и платить налоги.

В государственной собственности находится все, что было создано на средства государства (заводы, железные дороги и т.д.). Государственные собственники – РФ и ее субъекты.  

Муниципальная собственность включает имущество городских и сельских поселений, других муниципальных образований (небольшие предприятия, жилые дома, больницы).

Иные формы собственности – собственность общественных объединений – профсоюзов, политических партий и т.д. (санатории, автобазы).

students-library.com

Принципы Конституционного строя РФ.


ТОП 10:

Конституционный строй – это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами Конституции.

Иными словами – это общественный порядок установленный нормами реально действующей конституции государства. Основы конституционного строя определяют порядок функционирования основных систем общества (экономической, политической, социальной), принципы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства и человека и т.д. Источником основ конституционного строя является 1 глава Конституции РФ.

Конституционные принципы, с учетом их характера, можно разделить на три основные группы:

  • Универсальные;
  • Особенные;
  • Единичные.

К универсальным относятся принципы, имеющие общечеловеческую ценность, выработанные мировой цивилизацией к концу ХХ века и присущие большинству современных конституций: принцип народного суверенитета, правового государства, основ народовластия, социального государства, гарантированности прав и свобод человека, принципа разделения властей, принцип плюрализма и т.д.

К особенным принципам относят те основы, которые закреплены только в конституциях отдельных типов государств. Так, например, для социалистической конституционной модели характерны свои принципы: руководящая роль одной партии, господство общественной собственности, единство государственной власти, демократический централизм и т.д. Особенные принципы присуще также конституциям развивающихся стран, например, принцип национализма (для стран юго-восточной Азии) или принцип африканского единства, провозглашенный в конституции ряда стран Африки.

Но есть принципы, характерные лишь для отдельных конституций и отражающие национальную специфику данной страны, такие принципы и принято считать единичными. Так, например, в конституции Пакистана провозглашен принцип «исламского образа жизни», а в конституциях Японии и Италии провозглашается принцип «отказа от войны».

Но при классификации основ конституционного строя наиболее распространенным является деление по сферам жизни общества. Так, выделяют конституционные принципы:

· Экономического строя,

· Социальных отношений,

· Политической системы,

· Основ духовной жизни общества.

Экономическая система –это единство экономических структур и отношений между ними: отношений собственности, производства и распределения, обмена и потребления материальных и духовны благ.

Конституционные принципы экономической системы зависят от того, какая модель экономики используются в стране: государственная или рыночная. Так в Конституции РФ в ст.8 и ч.2., ст.9 закреплен принцип экономического многообразия и свободы экономической деятельности. Данный принцип включает в себя многообразие форм собственности (частной, государственной, муниципальной и т.д.) и их равная охрана и защита. Допускается переход собственности из одной формы в другую (национализация, приватизация). В различных формах собственности может находиться и земля. В РФ гарантируется свобода единого экономического пространства, свободное перемещение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, поддерживается конкуренция. Провозглашается свобода предпринимательства, гражданин РФ может свободно заниматься любой не запрещенной государством деятельностью.

Социальная система – это единство социальных общностей и отношений между ними: отношений различных социальных групп, труда и капитала, города и деревни, производителей и потребителей, национальных отношений и др. Они могут быть дружественными и конфликтными. При всей неизбежности социальных конфликтов, порождаемых неодинаковыми интересами различных социальных слоев и достигающих различной силы, одна из задач государства и права, в том числе конституционного строя, состоит в том, чтобы не дать этим конфликтам разрастись до такой степени, чтобы возникла угроза гражданской войны, анархии и распада общества. К данной группе принципов относят: принцип социального государства, закрепленный в ст.7 Конституции РФ. В частности под данным принципом понимается то, что государство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье, охраняется установленный государством минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, установлены государственные пенсии и пособия, гарантируется бесплатное здравоохранение, основное среднее образование и т.д.

Термин «политическая система» был введен в обиход конституционным правом Болгарии в 1971 г., в законодательстве РФ не содержится определения политической системы, а в современной политологии имеются различные взгляды. В отечественной литературе политическая система характеризуется как универсальная управляющая система социально асимметричного общества, компоненты которой связанны между собой различными отношениями. Для разных политических систем (демократической, авторитарной, тоталитарной) конституционные принципы не будут одинаковыми. Так, для демократической системы будут характерны такие признаки как:

  • Принцип партиципации – участие народа в решении вопросов общественной жизни сверху донизу (принцип народовластия ст.1. и ч.1 ст.3 Конституции РФ – народ признается единственным источником власти (принцип народного суверенитета), а также свою власть народ осуществляет либо непосредственно (прямая демократия), либо через избранные органы государственной власти, либо через органы местного самоуправления (представительная демократия)).
  • Принцип политического плюрализма, который говорит о том, что ни одна партия не может быть государственной или общеобязательной (ч.3-5 ст.13 Конституции РФ). Но, несмотря на создание различных общественных объединений, государство вводит четкий запрет на деятельность таких общественных организаций, деятельность которых направлена на насильственное свержение конституционного строя, нарушение прав и свобод граждан, разжигание социальной, национальной, расовой, религиозной вражды. Кроме того, принцип политического плюрализма означает свободу собраний, печати, участие всех групп общества в выборе лидеров и в определении политики государства. Все партии существуют в стране только на условиях состязательности и конкуренции.
  • Принцип правового государства – что означает верховенство закона над государством (ч.1ст.1). Все органы государственной власти формируются и действуют только на основании законов. Кроме того, необходимо отметить, что в нашем государстве существует иерархия нормативных актов, где верховное положение принадлежит Конституции РФ.
  • Принцип разделения властей – который означает, что единая государственная власть разделена на три ветви (ст.10 Конституции РФ) – законодательную, исполнительную и судебную. (Надеюсь это расписывать не надо, и так сотни, раз об этом говорили).
  • Принцип приоритета прав и свобод человека – данный принцип означает, что человек, его права и свободы признаются наивысшей ценностью государства (глава.2 Конституции РФ).
  • Принцип федерализма – обеспечивается равноправие и самоопределение народов, проживающих на территории РФ, в составе РФ созданы различные формы государственности народов (ч.1 ст.1, ст.5 Конституции РФ). Кроме того, федерализм означает и единство территории РФ и децентрализацию государственной власти (разграничение полномочий между федерацией и субъектами).

Духовная жизнь общества состоит из многих слагаемых. Главное в ней – это отношения между людьми, а также их объединениями с государством и обществом по поводу культуры и духовных благ.

Среди конституционных основ общественного строя духовной жизни общества уделяется наименьшее внимание. Демократические конституции почти не регулируют эту сферу, поскольку в основной части она относится к внутреннему миру личности. В демократическом обществе, к числу различных сторон духовной жизни, можно отнести: идеологический и культурный плюрализм; свобода выражения мнений; свобода образования, научной, художественной и иной творческой деятельности; свобода религий и атеизма. Многие из данных положений неразрывно связаны с правами и свободами человека. Среди конституционных положений в духовной сфере жизни общества России выделяют:

· Принцип идеологического плюрализма – в РФ признается принцип идеологического многообразия, допускается свободное существование и развитие любых идеологических учений и теорий, свободная борьба их между собой. Никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной или общеобязательной (ч.1-2. ст.13 Конституции РФ).

· Светский характер государства – церковь в РФ отделена от государства, а школа от церкви. Каждый человек может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Никакая религия не может быть установлена в качестве государственной. Все религии равны между собой.

 




infopedia.su

Основы конституционного строя Российской Федерации

Большинство стран мира имеет конституцию, но при этом в немногих из них сложился конституционный строй.

Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и государства.

Конституционный строй – это такая организация государственной и общественной жизни, при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер, и в нем человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита – основной обязанностью государства.

В Конституции РФ (преамбула и гл. 1) находит выражение целостная система принципов конституционного строя.

К первой группе этих принципов можно отнести основы организации государственной власти: народовластие; федерализм; верховенство права; принцип разделения властей; государственный суверенитет; принцип, констатирующий, что Российская Федерация – часть мирового сообщества.

Вторую группу принципов составляют основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина. К ним относятся: признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью; их защита и соблюдение – обязанность государства.

Третья группа включает основы организации жизни гражданского общества. Ее составляют следующие принципы: идеологический и политический плюрализм; светский характер государства; свобода экономической деятельности; многообразие и равноправие различных форм собственности; социальный характер государства.

Рассмотрим эти принципы с тем, чтобы получить представление об основах конституционного строя Российской Федерации.

Принцип народовластия

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции). В преамбуле Конституции утверждается незыблемость демократической основы России. Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3 Конституции). Народный суверенитет означает, что «народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно в своих собственных интересах».*«Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, – отмечается в ч. 4 ст. 3 Конституции РФ. – Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».Народ осуществляет свою власть непосредственно (референдум, свободные выборы), а также через органы государственной власти (прежде всего представительные: Федеральное Собрание, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации)** и органы местного самоуправления. Российская Федерация признает и гарантирует местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции).

* Государственное право Российской Федерации. Курс лекций для юридических институтов и факультетов / Под ред. акад. О.Е. Кутафина. М., 1993. Т. 1. С. 129.

** Подробнее о народовластии и его формах см. гл. 9.

Российская Федерация – федеративное государство

     Российская Федерация – федеративное государство. Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципе федерализма.

Федерализм в России выступает, прежде всего, как одно из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на ее территории. Это получило свое выражение в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации – республик (государств), автономной области, автономных округов, а также преобразовании одних форм национальной государственности в другие.

Принцип федерализма способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни. Поэтому субъектами Российской Федерации наряду с национально-государственными образованиями признаются края, области, города федерального значения. Таким образом. Российская Федерация построена на сочетании территориальных и национально-территориальных начал добровольного объединения ее субъектов. Это объединение было оформлено Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992 г., а позднее нашло отражение в Конституции РФ 1993 г.

Основы конституционного строя включают следующие принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство Российской Федерации: 1) государственная целостность; 2) равноправие и самоопределение народов; 3) единство системы государственной власти; 4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 5) равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ)*.

* Подробнее о федеративном устройстве Российской Федерации см. гл. 11.

 

Верховенство права

    Верховенство права – один из важнейших принципов конституционного строя РФ, характеризующих Россию как правовое государство. Как отмечалось ранее, правовое государство, кроме принципа верховенства права, имеет и ряд других признаков, охватывающих и основы организации государственной власти, и взаимоотношения человека и гражданина с государством.

Примат права выражается в верховенстве Конституции и связанности государства правом.

Верховенство Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории России, означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Государственная власть ограничена, таким образом, правом.

Конституция РФ содержит требование официального опубликования законов. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции).

Разделение властей

Разделение властей выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление ее на основе разделения (по горизонтали) на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, судебные органы и аналогичные им органы субъектов Федерации)*.

* Президент РФ стоит как бы над всеми органами, являясь главой государства, участвуя в той или иной форме и в законодательной, и в исполнительной деятельности.

    Принцип разделения властей находит свое проявление, с другой стороны, в разграничении (по вертикали) предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

    Принцип разделения властей является предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладания над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой сдержек и противовесов, которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем*.

* Подробнее о принципе разделения властей см. гл. 12.

Суверенитет Российской Федерации

Суверенитет Российской Федерации провозглашается в Конституции РФ как одна из основ конституционного строя.

Суверенитет государства – это свойство государства самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении.

Особое место в обеспечении подлинного суверенитета Российской федерации занимает Декларация «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятая 12 июня 1990 г. Первым Съездом народных депутатов РСФСР. Эта Декларация стала основой для разработки новой Конституции.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости*.

* Государственное право Российской Федерации. Т.1. С.119

Верховенство государственной власти

Верховенство государственной власти характеризуется тем, что она определяет весь строй правовых отношений в стране, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности всех участников общественной жизни. Именно в правотворчестве, прежде всего, осуществляется государственная власть. Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации – главное выражение верховенства государственной власти. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между ними действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

Единство государственной власти

Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Это означает, что государственные органы, осуществляя свои полномочия, воплощают в жизнь функции государства, выполняют общие, единые задачи государства. Поэтому и при разделении властей органы государства должны действовать согласованно, не принимать взаимоисключающих решений.

Независимость власти

Независимость власти означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами. Российская Федерация заботится о целостности и неприкосновенности своей территории. Суверенитет РФ обеспечивается рядом политических, экономических и правовых гарантий, в том числе военной и дипломатической защитой, деятельностью правоохранительных и других государственных органов.

Российская Федерация самостоятельно определяет и проводит свою внутреннюю и внешнюю политику, выступает субъектом международного права. Она постоянный член Совета Безопасности ООН.

Российская Федерация – полноправный член мирового сообщества

Российская Федерация – полноправный член мирового сообщества. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации – составная часть ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

В соответствии с Конституцией Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя России (ст. 79). Так, обладая в полной мере государственным суверенитетом, Российская Федерация добровольно на договорной основе входит в Содружество Независимых Государств, координируя на равноправной основе различные аспекты своей политики с другими государствами этого Содружества.

Основы конституционного строя охватывают также принципы взаимоотношений государства и человека, гражданина.

Для правового государства характерно то, что оно находится на службе у человека, общества. Признавая, соблюдая и защищая неотчуждаемые права человека и гражданина, государство выполняет возложенную на него обществом обязанность. Это не исключает ответственности человека и гражданина перед государством, обязанностей граждан по защите его интересов.

Устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, называется гражданством. Гражданство может быть только единым и равным независимо от оснований его приобретения. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (ч. 3 ст. 6 Конституции). Если гражданин совершает тяжкое преступление, он привлекается к уголовной ответственности, ему назначается суровое наказание, но лишить гражданства на этом основании нельзя. Право на гражданство - неотчуждаемое право человека.

Государство считается демократическим и правовым, если представляет собой политическую организацию гражданского общества. Демократия осуществляется на основе принципов идеологического и политического плюрализма.

Идеологический плюрализм

Идеологический плюрализм означает, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 1,2 ст. 13 Конституции).

Российская Федерация провозглашается светским государством (ч. 1 ст. 14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства проявляется также и в том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ч. 2 ст. 14).

Политический плюрализм

Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ч. 3 ст. 13 Конституции). Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический процесс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т.д.). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоев населения. Конституцией запрещается лишь создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст.13).

Политический плюрализм базируется на многообразии форм экономической деятельности. Это многообразие обеспечивается тем, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8). Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9).

Государство гарантирует также единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

Российская Федерация – социальное государство

Принципы организации экономической жизни общества, нашедшие отражение в Конституции, определяют пределы вмешательства государства в экономику. Вместе с тем Конституция устанавливает, что Российская Федерация – социальное государство. Это означает, что государство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7). Под социальным государством принято понимать государство, главная задача которого – достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.

Основные задачи социального развития российского общества определяют и основные направления социальной политики Российской Федерации: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (ч. 2 ст. 7).

Таковы основы конституционного строя Российской Федерации. Поскольку они основополагающие в жизни государства и общества, для изменения норм Конституции, их определяющих, установлен особо жесткий порядок: специально созванным Конституционным Собранием либо подтверждается неизменность Конституции РФ, либо разрабатывается проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием или выносится на всенародное голосование (ст. 135 Конституции).


показать содержание


Абдулаев М.И. Теория государства и права | Зубанова С.Г. Теория государства и права | Кушнир И.В. Теория государства и права | Мелехин А.В. Теория государства и права

be5.biz

Элементы конституционного строя рф:

Конституционный строй: понятие и основные элементы

Понятие конституционного строя и его основ:

Каждое государство имеет определенные специфические черты, совокупность которых позволяет судить о форме или способе его организации, т.е. о государственном строе. Этот строй, закрепленный в конституции, становится конституционным строем.

Конституционный строй (в узком смысле) — установленная Конституцией определенная организация государства. Конституционный строй (в широком смысле) — совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства.

В понятие основ конституционного строя России входят закрепленные конституцией характеристики как демократического, правового, социального, светского, федеративного государства с республиканской формой правления.

Действующая Конституция РФ была принята на всенародном референдуме, состоявшемся 12 декабря 1993 г. Двадцать пятого декабря 1993 г. новая Конституция Российской Федерации была официально опубликована и начала действовать.

Основы конституционного строя РФ — основополагающие начала и принципы, образующие теоретическую и нормативную базу всей системы конституционного права РФ. Они закреплены в гл. 1 Конституции РФ». Принципы конституционного строя РФ — основополагающие начала государственного устройства РФ, напрямую зависящие от элементов конституционного строя РФ.

Принятие конституции означает установление обязанности государства подчиняться конституционным предписаниям. В противном случае существование основного закона теряет всякий смысл, также как и понятие правового государства. Однако понятие конституционного строя относится не ко всякому государству. Оно применимо лишь к государству, в котором конституция признает, закрепляет, надежно охраняет и гарантирует права и свободы человека и гражданина, все право соответствует этой конституции, а государство во всем подчиняется праву. Конституционный строй, следовательно, не сводится только к факту существования конституции, а предполагает наличие двух необходимых условий: конституция демократическая и она соблюдается.

Таким образом, конституционный строй — это форма или способ организации государства, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, и обеспечивается подчинение государства праву.

1. республиканская форма правления;

2. суверенитет РФ;

3. права и свободы личности;

4. источник власти — многонациональный народ России;

5. верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;

6. федеративное государственное устройство;

7. гражданство РФ;

8. разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

9. организация местного самоуправления.

В понятие конституционного строя часто включают сложившийся в государстве порядок (систему) взаимоотношений между гражданами, органами власти, государственными и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.

В связи с этим к признакам конституционного строя можно отнести:

» верховенство права;

» широкие права и свободы человека, их гарантированность;

» участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство;

» разделение властей.

Защита конституционного строя обеспечивается:

— особым порядком предложения и внесения поправок в главе I Конституции — Основы конституционного строя;

— неотвратимостью наказания лиц, осуществляющих действия, направленные на свержение конституционного строя.

Основы конституционного строя определяют принципы организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Именно в этом заключатся значение этих основ.

Основы конституционного строя Российской Федерации регулируют не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт «Основы конституционного строя Российской Федерации», занимающий ведущее место в системе конституционного права России.

Конституционное закрепление основ конституционного строя обеспечивает их провозглашение от имени народов России, их государственной воли. Это обусловливает их юридическую значимость, верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений. Основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, определяют в юридической форме все важнейшие связи, свойственные ее организации. Все они могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией Российской Федерации. При этом никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя (ст. 16 Конституции РФ).

Благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя, систему их гарантий образуют как материальные, политические, социальные, так и правовые гарантии, а их реализация должна обеспечиваться государством.

Основы конституционного строя это главные устои государства, его основные принципы, характеризующие Российскую Федерацию как конституционное государство, которые гарантируются и обеспечиваются государством.

Конституция Российской Федерации, прежде всего, закрепляет принципы, основные устои российского конституционного строя, в которых находит выражение его гуманистическая направленность и демократическая сущность, которые характеризуют Российскую Федерацию как конституционное государство.

В Конституции Российской Федерации в качестве основ конституционного строя признаются такие принципы и свойства государственной власти, как суверенитет государства, разделение властей, органы государственной власти и соотношение с ними местного самоуправления.

Каждый конституционный принцип действует не сам по себе. Все они в совокупности и взаимосвязи конституируют государство, дополняют друг друга и находятся во взаимозависимости.

studfiles.net

Основы Конституции Российской Федерации: принципы, конституционный строй РФ

Конституция РФ представляет собой основной действующий правовой акт государства, закрепляющий основы конституционного строя РФ, а также непосредственно государственного устройства, права и свободы человека и гражданина, образование трех ветвей органов власти и системы местного управления. Конституция России состоит из Преамбулы, где закреплены гуманистические и демократические ценности государства и 2х разделов, определяющих основы общественной, политической, экономической, правовой социальной систем в России, фиксирующие основные права и свободы личности, федеральное устройство государства и порядок внесения правок и изменений в высший нормативно-правовой акт страны.

Основы конституционного строя РФ

Для начала следует пояснить, что основы конституционного строя Российской Федерации установлены статьями 1-16 главы 1 Конституции РФ. Конституционный строй России являет собой систему политико-правовых, экономических и социальных отношений, которые не только устанавливаются, но и строго охраняются действующей Конституцией. Среди важных признаков конституционного строя можно выделить: 

  1. народный суверенитет,
  2. нерушимость общепризнанных прав и свобод человека,
  3. разделение власти.

Принципы конституционного строя РФ

В соответствии с нормативно-правовым актом основы конституционного строя РФ – есть система принципов, охватывающих все сферы общественной жизни общества и государства в целом – социально-экономическую, политико-правовую, культурно-идеологическую, международную и иную. Рассмотрим на наиболее важных принципах конституционного строя России: 

  • Политико-правовая сфера:
  • Социально-экономическая сфера:
  • Культурно-идеологическая сфера:
  • Международная сфера.

Таким образом, правовая основа Конституции РФ заключает в себе понятие о том, что современная Россия строится как правовое, федеративное, демократическое государство с республиканской формой правления. При этом главнейшей обязанностью государства признается соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Скачать главу 1 Конституции Российской Федерации

pravovedus.ru

II.Основы конституционного строя РФ.

1. Понятие конституционного строя.

Конституционный строй — это способ и форма организации государства, которые закреплены в Конституции.

Основы Конституционного строя  — важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции.

2. Основы конституционного строя РФ.

Основы конституционного строя в РФ — это важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

Основы конституционного строя РФ получили закрепление в главе 1 Конституции РФ.

В соответствие с главой 1 Конституции РФ можно выделить следующие основы конституционного строя РФ:

— Федерализм (статья 1 и 5 Конституции РФ).

— Правовой характер государства (статья 1 Конституции РФ).

— Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (статья 2 Конституции РФ).

— Народовластие (статья 3 Конституции РФ).

— Наличие государственного суверенитета (статья 4 Конституции РФ).

— Социальный характер государства (Статья 7 Конституции РФ).

— Свобода экономической деятельности (статья 8 Конституции РФ).

— Многообразие форм собственности (статья 8 Конституции РФ).

— Закрепления принципа разделения властей (статья 10 Конституции РФ).

— Наличие местного самоуправления (статья 12 Конституции РФ).

— Наличие идеологического плюрализма (статья 13 Конституции РФ).

— Светский характер государства (статья 14 Конституции РФ).

3. Принцип разделения властей в РФ.

Принцип разделение властей в РФ отражен, прежде всего, в статьях 10, 11 Конституции РФ. Они закрепляют разделение властей в РФ на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная ветвь власти в РФ представлена следующими органами:

— Федеральное собрание в составе верхней палаты Совета Федерации и нижней Государственной Думы.

— Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

 

Исполнительная ветвь власти  в РФ представлена, прежде всего:

— Правительством РФ.

— Федеральными органами исполнительной власти (министерства, федеральные агентства и другие ведомства).

— Президент, правительство и министерства в республиках.

— Администрации, мэрии и другие органы в иных субъектах РФ.

 

Судебная власть в РФ представлена:

— Конституционным Судом РФ.

— Верховным Судом РФ.

— Высшим Арбитражным Судом РФ.

— судами субъектов Федерации.

4. Понятие государственного суверенитета РФ.

Государственный суверенитет РФ — это верховенство и независимость государственной власти во внешнеполитических и внутриполитических делах.

5. Характеристики государственного суверенитета РФ.

Государственному суверенитету РФ присущи следующие характеристики:

— Верховенство РФ во внутриполитических делах.

— Верховенство и полнота действий Конституции РФ и законодательства РФ на всей территории Российской Федерации.

— Исключительно право РФ на осуществление государственной власти.

— Самостоятельность во внешнеполитических делах.

 

6. Форма Российского государства.

Форма государства — набор характеристик, отражающих внутреннюю организацию и структуру государства.

Форма государства включает в себя следующие элементы:

— Форма правления.

— Политический режим.

— Форма государственного устройства.

 

6.1 Форма правление Российской Федерации.

Форма правления — это один из элементов формы государства, характеризующий порядок организации и избрания высших органов власти в государстве.

В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ Российская федерация является государством с республиканской формой правления.

Основные характеристики РФ как республики:

— Президент РФ — глава государства, избирается на 4 года всеобщим голосованием (статья 81 Конституции РФ).

— Председатель Правительства России назначается президентов России с согласия Государственной Думы (часть 1 статьи 111 Конституции РФ).



< Предыдущая   Следующая >

Предыдущие статьи:

Следующие статьи:


allstatepravo.ru

Принципы конституционного строя РФ

Содержание

Введение3

1 Понятие и закрепление конституционного строя Российской Федерации5

1.1 Понятие конституционного строя5

1.2 Закрепление конституционного строя в Конституции Российской Федерации8

2 Основы конституционного строя Российской Федерации12

2.1 Политические основы конституционного строя Российской Федерации12

2.2 Экономическая и социальная основы конституционного строя Российской Федерации32

2.3 Духовные основы конституционного строя Российской Федерации37

Заключение41

Список использованных источников43

Введение

Актуальность темы. При характеристике источников отрасли конституционного права было показано, что основным из них является Конституция Российской Федерации и раскрыта ее роль в этом качестве.

Однако как наша, так и зарубежная конституционно-правовая наука не ограничивается лишь этим ас­пектом исследования конституции. Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика.

Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе.

Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Таким образом, конституционный строй — это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции.

Однако есть и другое понятие конституционного строя, заложенное, в частности, в Конституции РФ и относящееся не ко всякому государству, а лишь к такому, форма, способ организации которого имеет строго определенные черты, позволяющие считать его конституционным государством.

Дело в том, что наличие в государстве конституции совсем не означает, что такое государство можно считать конституционным. Конституционное государство характеризуется прежде всего тем, что в нем обеспечено подчинение государства праву.

Известно, что всякое государство, включая и тоталитарное, в той или иной мере подчинено праву, являясь одновременно и субъектом права, и фактором правообразования.

Но для того чтобы государство в полной мере подчинялось праву, нужны соответствующие гарантии. В своей совокупности они обеспечивают такую форму, такой способ организации государства, который может быть назван конституционным строем.

Следовательно, конституционный строй — это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство.

Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства.

Целью данной курсовой работы является подробное изучение принципов конституционного строя Российской Федерации.

Задачи исследования курсовой работы предопределены выше обозначенной целью и заключаются в следующем:

— определить понятие и закрепление конституционного строя Российской Федерации.

— подробно изучить основы конституционного строя Российской Федерации.

Объектом исследования данной курсовой работы является конституционный строй Российской Федерации.

Предметом исследования являются основы конституционного строя Российской Федерации.

Методологическая основа исследования. При написании курсовой использовались следующие методы исследования: общенаучные и частные методы: анализ и синтез, исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие.

Теоретическую основу исследования составили положения действующей Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, специальная литература, относящаяся к теме исследования, труды по конституционному праву, статьи в периодических изданиях.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

1 Понятие и закрепление конституционного строя Российской Федерации

1.1 Понятие конституционного строя

Гражданское общество представляет собой систему самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер.

Гражданское общество охватывает совокупность моральных, правовых, экономических, политических отношений, включая собственность, труд, предпринимательство, организацию и деятельность общественных объединений, воспитание, образование, науку и культуру, семью как первичную основу общежития, систему средств массовой информации, неписаные нормы этики, многие конкретные стороны политического режима[1] .

Гражданское общество отождествляется в целом со сферой частных интересов и потребностей. Именно в его рамках реализуется большая часть прав и свобод человека. Однако гражданское общество нельзя представлять себе как мир изолированных индивидов. Оно не арифметическая сумма составляющих его субъектов, а их совокупность, образующая его сущностное единство. Это единство состоит в том, что в гражданском обществе действуют разнородные социальные силы, институты, организации и т.д., объединенные общими стремлениями к совместной жизни.

Понятие «гражданское общество» возникло еще в Древней Греции и вплоть до XVIII в. использовалось как синоним понятия «государство». Переход от средневековья к новому времени привел к формированию гражданского общества и осознанию того, что, кроме различий между ним и сугубо государственными институтами, существуют различия, порожденные идеями о свободе человека как гражданина общества, независимого от государства.

Постепенно различия между гражданским обществом и государством становятся важным аргументом в борьбе за социальное равенство, гражданские свободы и конституционное государство, получившие развернутое освещение в программном документе Великой французской революции — Декларации прав человека и гражданина.

В нашей стране в годы советской власти понятие «гражданское общество» не использовалось.

С позиций либерального конституционализма XIX в. конституция должна устанавливать такие пределы государственной власти, которые вообще исключали бы возможность ее вмешательства в сферу гражданского общества. Однако в наше время, по мере развития общественных отношений, процесс саморегулирования в рамках гражданского общества настолько усложнился, что вмешательство государства облегчает это саморегулирование. Правда, существует опасность чрезмерности государственного вмешательства, что может свести на нет пользу, которую оно приносит. Вот почему задача конституции всякого конституционного государства сегодня состоит в установлении пределов государственного вмешательства в сферу общественного саморегулирования для того, чтобы это вмешательство не смогло нанести вред институтам и механизмам саморегулирования, действующим в рамках гражданского общества.

Ограничение общественного саморегулирования выражается в недопустимости удовлетворения социально-экономических прав граждан в ущерб политической, экономической и духовной свободе; государственного регулирования экономики в ущерб рыночному; подмены судебной процедуры арбитражной, упрощающей разбирательство, и т.д.

В результате ограничения государственной власти правом современное конституционное государство функционирует таким образом: оно постоянно стремится к усилению своего вмешательства в дела гражданского общества, особенно посредством своей социальной деятельности; однако дойдя до определенной степени вмешательства, которую фиксируют механизмы саморегулирования гражданского общества, государство активизирует свои правовые начала, сдерживающие это вмешательство тем сильнее, чем шире государственное регулирование.

Таким образом, в демократическом конституционном государстве общество функционирует одновременно и как управляемая государством, и как саморегулирующаяся система, а конституционное государство — как управляющая система, которая в то же время находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского общества и его потребностей.

Конституционное государство возникло в Англии в ходе ее многовекового политического развития. С конца XVIII в. конституционные учреждения начали распространяться в Западной Европе и Америке, а впоследствии проникли в Восточную Европу и в некоторые государства Азии. Это распространение происходило путем рецепции основных начал английского государственного строя, а также под влиянием школы естественного права.

Первая русская революция 1905 г. имела своим результатом провозглашение некоторых конституционных принципов не только в самой России, но и в ряде других стран. Конституционные учреждения были введены в Черногории и Иране (Персии), пробудилось движение за введение конституции в Индии, Китае и Египте.

Новый шаг на пути построения конституционного государства был сделан Россией в ходе Февральской революции 1917 г. Однако это движение было прервано Октябрьской революцией, которая на долгие годы погрузила страну в пучину тоталитаризма.

В основу концепции конституционного строя Российской Федерации в ее действующей Конституции положены великие гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. Гражданин не ставится под иго всевластного государства, государство же рассматривается как официальный представитель общества, правомочный решать только те вопросы, которые за ним закреплены Конституцией[2] .

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *