Принципы и функции правоприменения | Учеба-Легко.РФ
Правоприменительная деятельность государственных органов и должностных лиц всегда осуществляется в соответствии с определенными, общепризнанными во всех странах принципами.Среди них важнейшее значение имеют принципы законности, социальной справедливости, целесообразности и обоснованности принимаемых в порядке правоприменения тех или иных решений.
Что означает в практическом плане каждый из этих принципов и как они согласуются между собой?
Принцип законности означает строгое и неуклонное следование государственных органов и должностных лиц закону в процессе правоприменительной деятельности.
Требование соблюдения закона в правоприменительной деятельности — это следование букве и духу закона, который применяется; действие правоприменительных органов и должностных лиц в рамках предоставленных им полномочий; строгое и неуклонное соблюдение установленной процедуры; принятие в результате правоприменительной деятельности юридических актов установленной формы (указ, приказ, решение, постановление и т.п.).
Принцип социальной справедливости означает деятельность правоприменительного органа и должностного лица в интересах не каких-либо граждан или групп, а в интересах всего общества. Разумеется, нельзя не считаться с тем, что «нормы права, являющиеся в результате классовой борьбы», как отмечал еще Г.Ф. Шершеневич (и другие юристы дореволюционной России), «отражают интересы господствующих классов сильнее, чем интересы других классов» и что применение норм права «агентами власти, судебной и административной», с точки зрения социальной справедливости «еще более наклоняет действие законов в этом направлении», выделяет их как акты, обслуживающие в первую очередь интересы господствующих слоев.
Однако это вовсе не означает, что правоприменительные органы и должностные лица, действуя в интересах господствующих кругов, не должны руководствоваться интересами всего общества, соблюдать принцип социальной справедливости. В правовом государстве это должно быть непременным условием их деятельности.
Принцип целесообразности в правоприменительной деятельности означает учет конкретных условий применения того или иного нормативно-правового акта, принятие во внимание специфики сложившейся ситуации в момент вынесения решения, выбор наиболее оптимального варианта реализации правовых требований в тех или иных конкретных обстоятельствах.
Принцип обоснованности правоприменительной деятельности означает полное выявление, тщательное изучение и использование всех относящихся к делу материалов, принятие решения только на основе достоверных, хорошо проверенных, не подлежащих сомнению фактов. Данный принцип лежит в основе других принципов. Нарушение принципа обоснованности при принятии правоприменительного акта служит веским основанием для его отмены.
Наряду с названными принципами существуют и иные принципы правоприменитель-ной деятельности.
uclg.ru
Применение права. Формы и принципы применения права
Применение права — это властная деятельность специально уполномоченных субъектов по реализации предписаний правовых норм применительно к реальным жизненным ситуациям и конкретным лицам и вынесению индивидуально-правовых актов.
Особенностями этой формы реализации права, отличающими ее от других, является:
Во-первых, то, что правоприменительная деятельность осуществляется только уполномоченными на то компетентными органами и должностными лицами.
Во-вторых, правоприменение — это один из важнейших видов государственной деятельности, который носит государственно властный характер.
В-третьих, правоприменение осуществляется в строго установленном законом порядке, т.е. правоприменительная деятельность строго регламентируется процессуальным законодательством, процедурными нормами, которые определяют последовательность и порядок тех или иных действий, операций.
В-четвёртых, результатом правоприменительной деятельности является издание индивидуального правового акта (предписания).
В-пятых, обязательность правоприменительного решения означает совершение необходимых действий и поступков, вытекающих из акта — действия соответствующего органа, должностного лица.
Основания правоприменения. Применение юридических норм, как отмечалось, — особая форма реализации права. Специфика правоприменения в том, что права и обязанности, юридические последствия не возникают «напрямую», непосредственно. Законодатель для наступления определенного правового эффекта использует соответствующий юридический механизм. Нельзя, скажем, назначать самому себе пенсию по старости лет или привлечь себя к юридической ответственности и т.п. Для этого необходимо проявление воли компетентного органа, государственного или муниципального либо такие юридические последствия, которые возникают в связи осуществлением соответствующих правомочий полномочного субъекта (например, директора предприятия).
К основаниям применения права относятся:
— во-первых, ситуации, при которых позитивные юридические права и обязанности не могут возникнуть без проявления воли уполномоченного органа. Например, право на пенсионное обеспечение, о котором шла речь, возникает после решения соответствующей пенсионной инстанции;
— во-вторых, случаи спора о праве, ситуации, когда стороны не могут прийти к соглашению добровольно, без вмешательства компетентного органа, например суда; такой спор может возникнуть в связи с вещью, находящейся в чужом незаконном владении. Суд рассматривает дело и выносит по нему решение, с помощью которого конфликт разрешается, правопрепятствие устраняется, субъективные права восстанавливаются, т.е. вещь переходит к ее законному владельцу;
— в-третьих, совершение правонарушения, влекущего применение к виновному субъекту определенной меры наказания или воздействия, что вправе сделать только уполномоченный правоприменительный орган;
— в-четвертых, и прежде всего судам, необходимо в случаях, когда не имеется реальной возможности, подтвердить наличие факта, имеющего юридическое значение (юридического факта). Такие дела получали название дел особого производства. Подчеркнем: здесь судья выносит решение о наличии или отсутствии такого факта (факт несчастного случая и гибели людей; об объявлении лица длительно отсутствующим, умершим; и т.д.).
Иногда к самостоятельным основаниям правоприменения относят нотариальное удостоверение, государственную регистрацию и др.
Правоприменение имеет две формы выполнения своего предписания: оперативно-исполнительную, предполагающую только необходимые организационные действия (прием на работу, регистрация брака и т. п.), и правоохранительную, обусловленную необходимостью охраны и защиты прав, применения наказания или предотвращения нарушений правовых норм.
Правоприменительная деятельность осуществляется в соответствии с общепризнанными во всех странах принципами.
Принципы правоприменения — основные начала, устоявшиеся взгляды на то, как должны применяться юридические нормы. Принципы правоприменительной деятельности можно рассматривать и как своеобразные правовые ценности, на основании которых должно строиться применение юридических норм.
Законность, предполагающая четкое следование предписаниям материальных и процессуальных норм. Главное требование законности состоит в том, что решение должно быть основано на достоверных, истинных фактах. Юридические нормы должны максимально соответствовать фактическим обстоятельствам, и только в этом случае решение можно считать квалифицированным, а значит, и законным. В тех случаях, когда соответствующей нормы нет, но факты лежат в сфере правовой регламентации, действует правило аналогии закона или аналогии права.
Объективность правоприменительного решения, – беспристрастность, бескорыстность, отсутствие эмоциональности в процессе рассмотрения и вынесения решения по делу. Правоприменитель должен «холодным умом» проанализировать факты, установленные в ходе правоприменения; выбрать правовую норму, максимально точно регламентирующую данную фактическую ситуацию. Однако это не означает, что правоприменитель не должен учитывать возраст обвиняемого, материальное положение, пол и иные обстоятельства. Важно, чтобы они были в рамках действующего законодательства и адекватны ситуации;
Целесообразность правоприменительного решения. Правоприменительный акт только тогда будет законным и объективным, когда он отвечает такому требованию законности, как целесообразность. Цели юридических норм разные; фактические обстоятельства, подпадающие под их регулирование, также. И здесь правоприменитель должен выбрать «золотую середину».
Единообразие правоприменительной практики и особенно судебной. Применение одних и тех же норм, хотя и к различным обстоятельствам, но так или иначе однотипным, должно быть единообразно. Правоприменительная практика и ее важнейшая составляющая судебная не должны отличаться и тем более противоречить друг другу.
Оперативность правоприменения также один из важных принципов реализации юридических норм; ценность борьбы с правонарушениями, защита законных интересов субъектов права во много раз возрастает в случае оптимального разрешения юридического спора. Безусловно, сроки рассмотрения дела должны быть целесообразны, разумны. Судья, другой правоприменитель не должны превращаться в машину по принятию судебных решений. Однако есть и другая крайность — формальность рассмотрения дела, отход от объективной истины;
Справедливость правоприменительного решения. Закон, иной нормативный правовой акт должны быть справедливыми, так как правотворчество основывается на началах справедливости. Однако сам законодатель также ориентирует правоприменителя на то, чтобы решение было максимально справедливым, но данная категория нравственная, достаточно подвижная. Поэтому то, что справедливо сегодня, может быть несправедливым в недалеком будущем. В основе справедливости лежит оценка законодателя и правоприменителя, собственное видение ситуации управомоченного органа или должностного лица.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Требования и принципы правоприменения
Ключевые слова: требования, принципы, правоприменения
Ко всем этим стадиям правоприменительного процесса теория права формулирует общие требования. Они таковы: правоприменители должны обеспечивать законность, обоснованность, справедливость и целесообразность правоприменения. В сущности, это не что иное, как принципы правоприменения.
Законность предполагает соблюдение всех процедурных требований при квалификации обстоятельств дела, при выборе и использовании нормы права. Обоснованность обеспечивает правильную квалификацию, выбор соответствующей нормы и распространение ее действия на оценку поведения адресата применения права.
Справедливость – великий критерий, когда в оценке того или иного правонарушения необходимо считаться с его причинами, с личностью правонарушителя. Например, справедливым является соразмерное, а вовсе не супержестокое наказание.
Наконец, целесообразность – это также принцип правоприменения, который предполагает оценку конкретного правоприменения по критерию – а надо ли вообще применять право, социально полезно ли это, да и индивидуальные особенности, обстоятельства при этом следует учитывать правоприменителю. Тут могут быть две крайности.
С одной стороны, целесообразность иногда подменяет законность и остается ненаказанным тот или иной правонарушитель. А известно, что эффективное применение права заключается не в жестокости, а в неотвратимости.
С другой стороны, из-за ложно понятой целесообразности мера применения права всячески нарушается, правонарушитель подвергается сверхжестокому наказанию.
Древнеримский мыслитель, политический деятель, оратор и писатель Марк Туллий Цицерон считал, что судья — это говорящий закон, а закон — немой судья. Поэтому важно, чтобы закон и суд не расходились, а дополняли друг друга.
Недопустимо также в данном процессе противопоставление законности и целесообразности (политической, идеологической, прагматической и т.д.). … читать далее …
newinspire.ru
14.7. Принципы правоприменительной практики
Разнообразные типы (виды, подвиды) ПП должны базироваться на определенных принципах – фундаментальных идеях (идеалах) и исходных нормативно-руководящих началах (общеобязательных требованиях), обеспечивающих ее высокое качество и эффективность. Данные принципы, способы их формирования, закрепления и реализации составляют ядро правоприменительной (юридической) политики.
Здесь необходимо также выделять принципы, сформулированные юридической наукой и выработанные ПП (принципы оперативности, экономичности, научности, публичности, профессионализма и др.) и принципы позитивного права (исходные, основополагающие, нормативно-руководящие начала), которыми обязаны руководствоваться субъекты и участники ПП: исходные начала, отражающие природу отдельных институтов права; принципы, характерные для смежных институтов права; отраслевые принципы; межотраслевые нормативно-руководящие начала; общие для отдельных национальных правовых систем принципы права; принципы, отражающие природу той или иной семьи; общепризнанные принципы международного права; и т.д.).
Выскажем некоторые соображения об основных, наиболее существенных принципах, которые служат исходной основой для всех типов (видов, подвидов) ПП.
Одним из главных является принцип законности, закрепленный в ст. 15 Конституции РФ, ст. 3 УК РФ, ст. 1.6. КоАП РФ и других основополагающих нормативных актах. “Законность – основа государства“ (legalitas regnorum fundamentum), “мы можем делать (только) то, что можем делать законно“ (id (tantum) possumus quod de jure possumus), – говорили древние. Данный принцип предполагает, что все субъекты ПП должны, во-первых, действовать в пределах своей компетенции; во-вторых, строго и неукоснительно руководствоваться в ППД Конституцией РФ, соответствующими законами и подзаконными актами; в-третьих, требовать соблюдения (исполнения и т.п.) права от других участников ПП. Являясь стержневым, всеобщим принципом, он не теряет своей специфики в отдельных разновидностях ПП. Поэтому не правы те авторы, которые отрицают самостоятельное содержание этого принципа, например, в уголовном и гражданском судопроизводстве (критику указанных взглядов см. [62. С. 83-84; 63. С. 17-19]).
Принцип гуманизмавыражается в том, что ПП должна быть нацелена на удовлетворение материальных, духовных и иных потребностей человека, своевременное и правильное осуществление его прав и свобод, служить надежным средством охраны жизни, здоровья, чести, достоинства, жилища и т.п. Он нашел закрепление во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в российской Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г., Конституции РФ.
Принцип объективной истиныпредполагает полное, всестороннее и объективное рассмотрение и разрешение любого юридического дела. Римские юристы считали, что “justitia non novit patrem nec matrem; solum veritatem spectat justitia“ – “правосудие не знает ни отца, ни матери; правосудие взирает только на истину“.
Многогранным является принцип юридического равенства граждан перед законом и любыми субъектами ПП, который нашел, например, выражение в ст. 1, 2 и 7 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст. 19 и др. Конституции РФ, ст. 6 ГПК РФ, ст. 1 СК РФ, ст. 4 УК РФ. Равенство должно быть не только в правах, но и обязанностях, гарантиях, условиях совершения юридических действий, в ответственности за содеянное.
ПП основана, как правило, на принципе гласности(см. ст. 10 ГПК РФ, ст. 11 АПК РФ), который предполагает открытое разбирательство дел во всех органах, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной либо коммерческой тайны.
Принцип справедливости“есть постоянная и неизменная воля каждому воздавать по заслугам“ (justitia est constans et perpetua voluntas suum cuigue tribuere). Он носит нормативно-оценочный характер. Его роль в ПП должна рассматриваться по крайней мере в четырех аспектах. Во-первых, справедливость заложена в самом содержании права, в тех общественных отношениях, формой которых право является. Во-вторых, сама деятельность субъектов и участников ПП должна быть пронизана идеей справедливости (judex aequitatem semper spectare debet – судья всегда должен иметь в виду справедливость). В-третьих, вынесенные правоприменительные решения, устанавливающие права и обязанности, меры поощрения и ответственности должны по форме и существу быть справедливыми. И, наконец, ПП должна служить важнейшим юридическим средством наиболее полного осуществления социальной справедливости во всех сферах общественных отношений.
Справедливое, законное и эффективное решение достигается субъектом ПП с помощью различных средств и факторов. Одним из них является принцип наиболее целесообразногоприменения права. Суть его выражается в том, что из всех возможных вариантов действий и решений субъекту необходимо избрать в рамках соответствующих правовых предписаний такой, который обеспечивал бы максимально полное и точное достижение намеченной им цели при данных конкретных условиях места и времени. Целесообразность ПП является антиподом формально-бюрократическому подходу к разрешению дел.
Презумпция невиновности (omnis indemnatus pro innoxis legibus habetur – каждый неосужденный рассматривается правом как невиновный) и право на юридическую защитуимеют строго определенное содержание в уголовном судопроизводстве. Однако верно указывается в литературе, что эти принципы имеют более широкое содержание. “Презумпция невиновности – презумпция добропорядочности граждан, презумпция их невиновности не только в совершении преступления, но и любого другого правонарушения (административного, гражданского и т.д.). Право на защиту – это право на защиту своих интересов не только обвиняемым (подсудимым) в уголовном процессе, но и право на защиту своих интересов перед любым правоприменительным органом, рассматривающим вопросы о нарушенных правах и свободах граждан“ [65. С. 148 и след.].
Таким образом, можно с полным основанием говорить о наличии двух самостоятельных принципов ПП – принципе невиновности в совершении правонарушений и праве на защиту от любых посягательств на законные права и интересы любого участника ПП.
В судебной практике действует принцип независимости судей и подчинения их только закону (ст. 120 Конституции РФ), который имеет здесь специфическое содержание и назначение. Но никто, видимо, не станет отрицать, что по существу он есть проявление более общего принципа. Последний можно сформулировать как принцип независимости и подчинения только закону(требованиям права)любого субъекта ПП при рассмотрении и разрешении любого юридического дела. Иная постановка вопроса способствовала бы теоретическому оправданию вмешательства различных лиц в ПП уполномоченных на то субъектов.
Очень важным общим принципом, особенно в сфере административной практики, является принцип оперативности. Здесь следует иметь в виду, с одной стороны, что “закон не одобряет промедления“ (mora reprobatur in lege), с другой – “festinatio justitiae est noverca infortunii“ (торопить правосудие – значит призывать несчастье). Любое дело должно быть рассмотрено не только правильно и в соответствии с правом, но, согласно этому принципу, быстро, с минимальным использованием материальных, трудовых и иных издержек. От оперативности разрешения дела зависит порой экономический и социальный результат, превентивное и воспитательное значение ПП, ликвидация негативных явлений и процессов, эффективное исполнение прав и обязанностей.
Существуют и иные принципы (демократизма, состязательности, коллегиальности, безопасности, вины и др.), служащие фундаментальными идеалами и нормативно-руководящими основаниями ПП.
studfiles.net
Применение права (правоприменение): понятие, признаки, принципы, виды.
Поиск ЛекцийПрименение норм права – это особая форма реализации права, связанная с деятельностью органов государственной власти, должностных лиц. Например, совершение правонарушения – это юридический факт, с которым закон связывает реализацию санкции правовой нормы, что является исключительной прерогативой государства. Применение норм права имеет место, к примеру, тогда, когда суд разрешает гражданский спор в связи с открытием наследства; когда руководитель предприятия издает приказ о приеме на работу гражданина или ректор приказывает зачислить абитуриентов, прошедших конкурс, в число студентов вуза. Таких примеров можно привести очень много. Во всех этих случаях речь идет о применении норм права компетентными органами государственной власти к конкретным правоотношениям в установленном процессуальном порядке.
Применение права имеет большое значение в механизме правового регулирования общественных отношений, так как для стабильного функционирования и развития общества необходимы обстоятельства, которые нужно использовать в процессе правового регулирования мер государственно-правового характера, что обосновывает потребность в специальной деятельности по применению права. Роль и место правоприменительной деятельности в механизме правореализации обусловлены наличием объективных предпосылок, предопределяющих необходимость такой стадии. Главная цель правоприменительной деятельности – содействие в реализации субъективных прав и юридических обязанностей, а также осуществление контроля со стороны государства в лице его специальных органов за законностью при реализации предписаний правовых норм.
Правоприменительная деятельность имеет свои характерные особенности в механизме правового регулирования общественных отношений.
Во-первых, это властная, специальная юридическая деятельность, субъектами которой могут быть только компетентные органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, а также общественные объединения, если они на то уполномочены государством или государство признает их решения юридически значимыми. Выделяют следующие признаки, определяющие властный характер правоприменения.
1. Правоприменительной деятельностью в пределах своей компетенции занимаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, а также общественные объединения. Такова, например, деятельность суда по осуществлению правосудия или следственных органов по расследованию уголовных дел.
2. Правоприменительная деятельность осуществляется по одностороннему волеизъявлению компетентных субъектов правоприменения.
3. Исполнение правоприменительных актов носит обязательный характер.
4. В необходимых случаях правоприменительные акты обеспечиваются государственным принуждением.
Правоприменительная деятельность органов государственной власти (должностных лиц) основывается на определенных принципах, среди которых важнейшее значение имеют принципы законности, социальной справедливости, целесообразности и обоснованности принимаемых решений.
Принцип законности – это строгое и неуклонное следование закону субъектов правоотношений в процессе правоприменительной деятельности.
Принцип законности в правоприменительной деятельности означает действие органов государственной власти, должностных лиц строго в рамках предоставленных им законодательством полномочий, а также строгое и точное соблюдение установленной процедуры при принятии юридических решений. Осуществляя правоприменительную деятельность, органы государственной власти, должностные лица не должны выходить за рамки закона.
Принцип социальной справедливости означает, что деятельность правоприменительных органов и должностных лиц должна быть направлена, в первую очередь, на защиту законных прав и свобод личности, установление законности и правопорядка в обществе, а не на обеспечение интересов каких-либо отдельных социальных групп и слоев. Принцип социальной справедливости является непременным условием формирования гражданского общества и построения правовой государственности.
Принцип обоснованности правоприменительной деятельности означает принятие решения компетентным органом только на основе проверенных, достоверных, не подлежащих сомнению фактов. Правоприменительный орган обязан тщательно изучить и использовать только относящиеся к делу материалы. Нарушение принципа обоснованности является основанием для отмены правоприменительного акта.
Принцип целесообразности в правоприменительной деятельности означает выбор наиболее оптимального варианта осуществления юридических предписаний в тех или иных конкретных жизненных обстоятельствах, а также учет конкретных условий применения того или иного нормативно-правового акта. Динамика развития общественных связей и отношений не всегда позволяет учесть все разнообразие конкретных случаев и обстоятельств, которые возникают в общественной жизни в процессе формирования норм права. Правоприменительный орган в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела выбирает наиболее оптимальный вариант принятия решения. Особенно это касается правоприменительной деятельности органов судебной власти.
Виды правоприменения.
Правоприменение бывает позитивным и юрисдикционным.
Позитивное правоприменение осуществляется как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного правоприменения происходит, например, назначение пенсии, выделение земельного участка.
Юрисдикционное правоприменение заключается в применении санкций в случае нарушения норм права.
Поиск по сайту
poisk-ru.ru
Применение права — особая форма реализации норм права. Типы и принципы правоприменения. — КиберПедия
Применением права называется особая форма его реализации — рассмотрение и решение дел управомоченными на то государственными органами или должностными лицами и принятие решений, определяющих юридическое значение установленных обстоятельств дела. Определение понятия «применения права» существует в широком и узком смысле. В узком смысле – это властная деятельность государственных органов, уполномоченных на то государством. В широком смысле это ещё и деятельность иных органов.
Акт применения права (индивидуальный правовой акт, решение по конкретному делу) является юридическим фактом, ведущим к возникновению, изменению, прекращению правоотношений.
Применения отличается от других форм реализации права (соблюдения, исполнение, использование). Основания:
1. Ряд правовых норм вообще не может быть реализован без актов применения права. Таковы нормы о юридической ответственности за правонарушения, многие нормы о передаче имущества, все нормы о регистрации или расторжении брака, о приеме на работу в государственные учреждения, об увольнении, о назначении пенсий и др. Исключив правоприменение из способов реализации права, невозможно представить себе систему этой реализации в целом.
2. Если использование, исполнение и соблюдение типичны для деятельности граждан и частных юридических лиц в сфере гражданского общества, то применение права типично для субъектов публичного права (осуществление власти, управления, правосудия). Ряд государственных органов (например, суды) существует только для правоприменения. Полное рассмотрение проблемы реализации права требует исследования на всех уровнях его осуществления.
3. Именно правоприменение породило процессуальное право — комплексы правовых норм, определяющих порядок, процедуру реализации и охраны материально-правовых норм. Как отмечено выше, под юридическим процессом в последние годы понимается не только деятельность органов правосудия, но и других государственных органов, которая всегда подчинена определенной процедуре. Без рассмотрения места процессуального права в системе правового регулирования характеристика последнего будет неполной.
4. На материалах правоприменительного процесса как наиболее формализованного способа реализации права теоретически разработаны стадии правореализации, приемы толкования правовых норм, типичные способы решения юридических ситуаций — то, что (в свернутом виде) присуще любой форме реализации права. По существу, это именно та тематика, которая составляет основное содержание обучения в юридических учебных заведениях. Исследуя проблемы правоприменения, мы изучаем наиболее распространенные в юридической практике стадии и приемы реализации права вообще.
Типы правоприменения:
1. В литературе наиболее распространен судебный тип правоприменения (арбитражный, гражданский процесс).
2. Управленческий тип правоприменения – государственный орган, работодатель (управление трудовым процессом). Отличается от судебного тем, что субъект заинтересован в применении права.
3. Административный тип правоприменения. Субъект – должностное лицо государственного органа – реализует полномочия государственного органа, осуществляет функции государства. Отличается от судебного правоприменения.
Принципы правоприменения аналогичны принципам правотворчества
Принцип законности заключается в том, что разработка и принятие нормативных правовых актов должны происходить с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов. К этому принципу примыкает требование соответствия нормативных актов конституции страны и действующему законодательству.
Принцип научности гласит о том, что подготовка и принятие проекта нормативно-правового акта осуществляется с участием представителей разных наук. Несомненно, что деятельность ученых-юристов имеет наиболее важное значение для успеха законотворческой работы. Ученые играют важную роль на всех этапах подготовки закона — от разработки концепции законопроекта, выяснения потребности в правовом урегулировании каких-либо общественных взаимосвязей (например, через социологические исследования, наблюдение и анализ) до определения способа и типа правового регулирования и выбора момента принятия нормативного акта (ошибки в этом вопросе чрезвычайно опасны).
Принцип использования правового опыта подразумевает, что всякий вновь разрабатываемый нормативный акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государств и цивилизации в целом.
У Марченко:
— демократизм – широкое участие представителей всех слоев населения, и предстваителей всех ветвей власти:
— гуманизм – направленность издаваемых актов на защиту прав, законных интересов свобод граждан, на максимальное удовлетворение их материальных и духовных потребностей
— профессионализм – обязательное участие квалифицированных высокопрофессиональных специалистов во всех стадиях процесса;
— принцип постоянного технического совершенствования принимаемых актов – в процессе подготовки и принятия НПА используются наиболее эффективные методы и приемы разработки проектов новых НПА.
Принцип системности предусматривает согласование готовящихся к принятию актов с действующим законодательством, во избежание коллизий, пробелов, дублирования, а также принимаемые акты не должны противоречить действующему законодательству.
Принцип профессионализма предполагает компетентность работников — авторов проекта (юристов, экономистов, политологов и др.), знающих достаточно глубоко социально-экономическую, политическую основу содержания документа, а также владеющих правилами юридической техники.
Принципы правотворчества — руководящие начала, требования к деятельности компетентных органов, осуществляющих принятие, отмену или замену нормативно-правовых актов
cyberpedia.su
§ 3. Основные принципы процесса правоприменения : Правоведение
Правоприменительная деятельность государственных органов и должностных лиц всегда осуществляется в соответствии с определенными, общепризнанными во всех странах принципами. Среди них важнейшее значение имеют принципы законности, социальной справедливости, целесообразности и обоснованности принимаемых в порядке правоприменения тех или иных решений.
Что означает в практическом плане каждый из этих принципов и как они согласуются между собой?
Принцип законности означает строгое и неуклонное следование государственных органов и должностных лиц закону в процессе правоприменительной деятельности.
Применение норм права, писал в связи с этим Г. Ф. Шершеневич, «по точному их смыслу, невзирая на результаты применения в тех или иных конкретных случаях», есть тот принцип законности, который составляет условие правового порядка1. Требование соблюдения закона в правоприменительной деятельности — это следование букве и духу закона, который применяется; действие правоприменительных органов и должностных лиц в рамках предоставленных им полномочий; строгое и неуклонное соблюдение установленной процедуры; принятие в результате правоприменительной деятельности юридических актов установленной формы (указ, приказ, решение, постановление и т. п.).
Принцип социальной справедливости означает деятельность правоприменительного органа и должностного лица в интересах не каких-либо граждан или групп, а в интересах всего общества. Разумеется, нельзя не считаться с тем, что «нормы права, являющиеся в результате классовой борьбы», как отмечал Г. Ф. Шершеневич (и другие юристы дореволюционной России), «отражают интересы господствующих классов сильнее, чем интересы других классов» и что применение норм права «агентами власти, судебной и административной» с точки зрения социальной справедливости «еще более наклоняет действие законов в этом направлении», выделяет их как акты, обслуживающие в первую очередь интересы господствующих слоев2.
Однако это вовсе не означает, что правоприменительные органы и должностные лица, действуя в интересах господствующих кругов, не должны руководствоваться интересами всего общества, соблюдать принцип социальной справедливости. В правовом государстве это должно быть непременным условием их деятельности.
Принцип целесообразности в правоприменительной деятельности означает учет конкретных условий применения того или иного нормативно-правового акта, принятие во внимание специфики сложившейся ситуации в момент вынесения решения, выбор наиболее оптимального варианта реализации правовых требований в тех или иных конкретных обстоятельствах.
Принцип обоснованности правоприменительной деятельности означает полное выявление, тщательное изучение и использование всех относящихся к делу материалов, принятие решения только на основе достоверных, хорошо проверенных, не подлежащих сомнению фактов. Данный принцип лежит в основе других принципов. Нарушение принципа обоснованности при принятии правоприменительного акта служит веским основанием для его отмены.
Принцип целесообразности, с одной стороны, и принципы законности и справедливости — с другой, нередко входят в противоречия. Суть их заключается в том, что в процессе формирования норм права, являющихся правилами общего характера, невозможно учесть все разнообразие конкретных случаев и обстоятельств, которые возникают в тех или иных жизненных условиях, в процессе их применения.
Раскрывая смысл «резкой противоречивости» принципа справедливости и принципа целесообразности, Г. Ф. Шершеневич писал, что один принцип «протестует против норм с точки зрения реальных индивидуальных интересов» под влиянием чувства, «порождаемого конкретным действием нормы», и во имя активной политики, требующей «согласования с запросами данного момента». Другой принцип отстаивает норму с точки зрения абстрактных общественных интересов во имя разума, способного постичь многочисленные индивидуальные интересы «вне непосредственного соприкосновения с ними в конкретных условиях»1.
При известном расхождении принципов законности и целесообразности возникает определенный «зазор», который позволяет правоприменительному органу самому решать вопрос с учетом конкретных обстоятельств о выборе оптимального пути применения данной нормы права, о сочетании принципа законности и принципа целесообразности. У правоприменительного органа, в частности у суда, возникает возможность и необходимость определять в каждом конкретном случае, при рассмотрении каждого конкретного дела, как наиболее оптимально сочетать общие требования нормы права со специфическими обстоятельствами процесса ее применения.
Естественно, что в каждом государстве подобные возможности, пределы для судебного усмотрения при решении конкретных дел далеко не одинаковы. В судах деспотических, отмечал еще Ш. Монтескье, нет закона, там сам судья закон. В государствах монархических есть законы, и если они ясны, то «судья руководит ими», а если нет, то он «старается уразуметь их дух». Природа республиканского правления требует, чтобы судья не отступал от буквы закона. И дальше: «Если состав суда не должен быть неизменным», то в приговорах его неизменяемость должна царить так, чтобы они «всегда были не более как точным применением текста закона».
Осуществляя правоприменительную деятельность, суд, а вместе с ним и любой иной государственный орган или должностное лицо не должны выходить за рамки закона.
www.adhdportal.com