Принудительная ликвидация юридического лица – Принудительная ликвидация юридического лица: порядок, основания

Содержание

Принудительная ликвидация юридического лица: порядок, основания


Принудительная ликвидация юридического лица применяется по решению суда. Иск о ликвидации предприятия могут подать уполномоченные госорганы при наличии соответствующих оснований. Закон содержит перечень причин, по которым фирма может быть ликвидирована в принудительном порядке.

Граждане и организации вправе свободно осуществлять разрешенную на территории Российской Федерации деятельность и прекращать ее осуществление в любой момент. При этом законодательно введен принцип недопустимости произвольного вмешательства в чьи-либо дела.

Однако, в ряде случаев возникает необходимость привлечения контролирующих структур к делам физических лиц и организаций.

Действующим законодательством России предусмотрена как добровольная ликвидация юридического лица, так и принудительный порядок закрытия предприятия. Принудительное закрытие предприятия достаточно сложная юридическая процедура, требующая глубоких знаний законодательства со стороны руководства принудительно ликвидируемой фирмы.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.

Если ликвидация ИП проходит в упрощенном порядке, в короткие сроки и с предоставлением минимального перечня документации, то закрытие юридического лица сопряжено с многочисленными проверками и длительным разбирательством.

Основания для принудительного закрытия

Обстоятельства, дающие право уполномоченным инстанциям обращаться в суд с иском, перечисляются в Гражданском Кодексе Российской Федерации, а также в некоторых федеральных правовых актах. Фирма может быть принудительно закрыта в случаях:

  1. Если юридическое лицо создано с существенными нарушениями действующего закона, и эти нарушения невозможно устранить.
  2. Если фирма осуществляет деятельность, запрещенную законом.
  3. При признании несостоятельности организации.
  4. Если фирма осуществляет деятельность, не получив на это официального разрешения госорганов.
  5. Если организация, созданная для религиозных или общественных целей, осуществляет деятельность, выходящую за пределы целей, для которых была создана.

Перечисленные случаи дают основание для принудительного закрытия юридических лиц любых организационно – правовых форм. Закон содержит еще целый ряд оснований, для ликвидации юридических лиц определенного статуса, предусмотрена принудительная ликвидация ООО, товариществ, фондов, религиозных и общественных объединений с учетом их правовых особенностей.

Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом

Налоговая служба правомочна подготовить и подать в суд заявление на принудительную ликвидацию предприятия, если обнаружены основания, определенные законом для ликвидации юридического лица. Налоговые органы обращаются в суд в случаях выявления налоговых нарушений, которые фирма допускает в своей деятельности.

К таким нарушениям относятся, в частности, непредставление организацией финансовой отчетности, деятельность без лицензии, недостоверность адреса юридического лица.

Если во время проверки фирмы, использующей в работе кассовые аппараты для расчетов с гражданами, выявлены нарушения, и не исправлены руководством фирмы, при повторном выявлении нарушения налоговый орган вправе обращаться в суд. При условии удовлетворительного решения суда будет проведена принудительная ликвидация организации.

Иные государственные органы, уполномоченные предъявлять иск о ликвидации организации

Кроме налоговой инспекции подать иск, при выявлении нарушений, вправе следующие государственные инстанции:

прокурор обращается с заявлением в суд при выявлении обстоятельств, нарушающих права и законные интересы граждан, также органы прокуратуры имеют право вступить в судебное разбирательство на любом его этапе, если необходимо защитить права и интересы граждан, нарушаемые деятельностью организации.

  • Центральный Банк РФ

указанный орган может инициировать принудительную ликвидацию юридического лица, при выявлении осуществления предприятием банковских операций без официального разрешения.

  • Антимонопольный орган

Федеральная Антимонопольная Служба уполномочена на подачу иска в суд, если выявлены факторы, указывающие на действия фирмы, ограничивающие свободную конкуренцию.

  • Регистрирующие органы

закон наделяет регистрирующие инстанции правом предъявления иска при выявлении грубых нарушений при регистрации, или при создании фирмы, если такие нарушения невозможно исправить в настоящий момент и в ближайшей перспективе.

Порядок принудительной ликвидации

Прекращение деятельности организации проходит в строго определенном порядке:

  1. После принятия решения о принудительной ликвидации уведомляется регистрирующий орган, который, в свою очередь, вносит в ЕГРЮЛ сведения о процессе ликвидации фирмы.
  2. Назначается ликвидационная комиссия, как правило, из лица учредителей, а если они отсутствуют или уклоняются от проведения принудительного закрытия, судом назначается ликвидатор. С момента утверждения комиссии к ней переходит право по управлению всеми делами юридического лица.
  3. Информация о ликвидации публикуется в официальном печатном источнике. Размещаются сведения о наименовании организации, дата решения о закрытии юридического лица, ИНН ликвидируемого предприятия, сроки заявления кредиторами требований и условия подачи требований.
  4. Формируются пассивы и активы предприятия, проводится инвентаризация, устанавливаются кредиторы.
  5. Происходит выделение из состава других организаций.
  6. Прекращаются трудовые отношения с сотрудниками.
  7. Составляется ликвидационный баланс промежуточного вида, в котором указывается размер имущества, список требований кредиторов и результат их рассмотрения. Если сумм на погашение долгов у организации недостаточно, инициируется процесс банкротства.
  8. Производятся расчеты по долгам с учетом установленной законом очередности.
  9. Составляется и утверждается окончательный ликвидационный баланс.
  10. В уполномоченную структуру подается перечень документов, подтверждающих законный порядок проведения принудительной ликвидации и документ об оплате госпошлины.

Правовое положение организации в процессе принудительной ликвидации

Ликвидируемое предприятие до момента его официального закрытия несет все возложенные законом обязанности. Организация обязана составлять и своевременно сдавать отчеты, платить налоги в полном объеме. Фирма прекращает уплату налогов только после того, как завершены все расчеты с государством, при этом бухгалтерия предприятия обязана вести учет до момента окончания принудительного ликвидационного процесса.

С начала процедуры принудительной ликвидации и до ее окончания юридическое лицо должно соблюдать налоговое законодательство и несет ответственность за его нарушение.

Руководитель юридического лица, в случае нарушения организацией налогового закона, привлекается к ответственности. Когда проводится принудительная ликвидация юридического лица

риск выявления нарушений особенно велик, так как налоговые органы проводят проверки на предмет выявления правонарушений.

Возможно вам будет интересно

Об авторе
Громов Александр Владимирович

В 2000 году окончил юридический факультет НИУ «Высшая школа экономики». Работает в юридической сфере 16 лет, специализация — разрешение жилищных споров, сделки с имуществом, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела.




advocate-service.ru

Принудительная ликвидация юридического лица

Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется на основании судебного решения. Инициатором судебного процесса может являться в пределах своей компетенции определенный в законе госорган, орган местного самоуправления или в некоторых случаях участник компании. Для подачи иска о ликвидации юрлица требуются весомые причины, перечень которых определен в ст.61 ГК РФ и в некоторых других законах.

Помимо процедуры принудительной ликвидации допускается возможность принудительного исключения компания из ЕГРЮЛ, что в целом влечет аналогичные с ликвидацией последствия. При использовании этого варианта достаточно лишь установить и подтвердить фактическое прекращение организацией своей деятельности. Судебный акт в этом случае не требуется. Инициатором и исполнителем решения становится налоговый орган.   

Основания судебной ликвидации

Основания ликвидации ООО, как и других компаний, указаны в ГК РФ и иных нормативно-правовых актах, при этом они разделены на группы согласно компетенции органов власти, уполномоченных обратиться в суд при выявлении позволяющих это сделать юридических фактов.

Поводами (причинами) для принудительной ликвидации могут быть следующие обстоятельства:

  1. Данные о том, что при создании и регистрации ООО были допущены нарушения закона, позволяющие признать регистрацию недействительной. Незаконное использование юридического адреса, нарушение порядка создания ООО, его учреждение не имеющим на это право лицом, представление ложных, ошибочных сведений при регистрации и другие факты могут стать причиной обращения в суд для признания регистрации компании недействительной. Получение по этому поводу положительного судебного решения становится основанием для второго судебного процесса – о принудительной ликвидации. В большинстве случаев оба процесса инициируются налоговым органом или прокуратурой, иногда первый процесс – лицом, права и интересы которого нарушены в результате создания и (или) регистрации ООО.
  2. Осуществление деятельности, в том числе отдельных ее видов, без специального разрешения, получение и наличие которого обязательны в данном случае. Здесь речь может идти об отсутствии лицензии, допуска СРО к определенным работам или в целом членства в саморегулируемой организации, что говорит о незаконности осуществляемой ООО деятельности. Инициатором иска может быть налоговый орган, прокуратура, органы следствия, местные и другие органы власти, контрольно-надзорные инстанции, компетенция которых позволяет в сложившейся ситуации предъявить иск о принудительной ликвидации ООО.
  3. Осуществление деятельности, которая запрещена законом, нарушает Конституцию РФ либо ведется с неоднократным или грубым нарушением нормативно-правовых актов. Это наиболее обширная группа оснований для подачи иска о принудительной ликвидации ООО, перечень которой в ГК РФ определяется только в общих чертах. Инициатором иска может быть орган власти в пределах своей компетенции и исходя из характера выявленного нарушения. Одни из частых причин принудительной ликвидации по этой группе оснований – неоднократное непредставление регламентной отчетности, незаконные финансовые операции, несоблюдение порядка оплаты уставного капитала, оборот запрещенных объектов (наркотики, оружие и т.п.), другие нарушения ограничений, запретов, установленного порядка.
  4. Существенные трудности или невозможность осуществления деятельности, а в целом невозможность достижения целей, ради которых Общество было создано. Эта группа оснований – единственная, позволяющая участнику или участникам ООО предъявить иск о принудительной ликвидации компании. Правда, ее применение в отношении любых коммерческих предприятий, как правило, рассматривается лишь теоретически. При наличии указанных причин проще, быстрее и выгоднее добровольно ликвидировать фирму, чем обращаться в суд. Ликвидация ООО по решению суда, учитывая ее особенности, только всё усложнит и повлечет дополнительные затраты. 

В качестве особых применительно к ООО оснований принудительной ликвидации можно отнести обстоятельства, препятствующие ведению деятельности в этой организационно-правовой форме, и не устраненные в установленном законом порядке. К ним относятся, например, положения закона о недопустимости превышения количеством участников 50 лиц или появления у ООО в статусе единственного участника другого Общества, также имеющего только одного участника (акционера). Нарушение указанных положений не влечет возникновения безусловного основания для ликвидации компании, но ставит ее перед выбором – либо устранить нарушение, в том числе путем преобразований, либо поставить себя под угрозу принудительной ликвидации. 

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно!

или по телефону:

  • Москва и область: +7-499-938-54-25
  • Санкт-Петербург и область: +7-812-467-37-54

Процедура ликвидации через суд

В контексте принудительной ликвидации судебный процесс не является формальностью, а наличие оснований для подачи иска не означает, что он в любом случае будет удовлетворен. Суд рассматривает все обстоятельства дела и может отказать истцу, одновременно предоставив ответчику время на устранение выявленных нарушений, либо определить основания иска, характер нарушения как несущественные для принудительного прекращения деятельности компании.

В случае принятия судом решения о ликвидации ООО обязанность осуществления ликвидационных мероприятий, как правило, возлагается на саму компанию, точнее – ее участников или иное лицо (орган), к компетенции которого уставом отнесена ликвидация. И только если эта обязанность не будет исполнена, к процессу принудительной ликвидации привлекается арбитражный управляющий. В любом случае все мероприятия осуществляются за счет средств и имущества ликвидируемого ООО, а при их недостаточности – за счет участников, отвечающих и несущих расходы в данном случае солидарно.

Как закрыть ООО по решению суда? Порядок ликвидации компании определяется судом, либо этот вопрос отдается на решение самого ООО, которое становится обязанным выполнить ликвидационные мероприятия в установленные сроки, но ход процесса определяет самостоятельно.  

Избранный судом или самим ООО порядок ликвидации зависит от финансово-экономического состояния компании. Здесь возможны разные варианты:

  1. Основным считается вариант, предусмотренный для процедуры официальной добровольной ликвидации. В этом случае задача ликвидационной комиссии и участников Общества – соблюсти поэтапность, сроки и установленный для этой процедуры порядок (ст. 63 ГК РФ). В такой форме реализация принудительной ликвидации возможна только при условии достаточности у компании имущества и денежных средств для погашения обязательств перед кредиторами и в целом завершения ликвидационного процесса.
  2. В ситуации, когда на уровне ООО уже начат процесс ликвидации, но по его ходу обнаруживается недостаточность средств и имущества для выполнения обязательств, в зависимости от текущей стадии выбирается процедура банкротства ликвидируемого должника (упрощенная форма) или процедура банкротства в общем порядке.
  3. Если процесс ликвидации еще не начат, но уже выявлены признаки банкротства, то в такой ситуации должно быть подано заявление в арбитраж о признании ООО несостоятельным. Компания будет ликвидирована с соблюдением требований и процедур, установленных соответствующим законодательством о банкротстве.
  4. В крайнем случае, когда принудительная ликвидация ООО невозможна из-за отсутствия для этого финансирования (имущества Общества, денежных средств), в том числе за счет собственников, принимается решение об исключении компании из ЕГРЮЛ.

Ликвидация считается завершенной после внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ. Оставшееся после погашения всех обязательств имущество и денежные средства распределяются между участниками согласно уставу или достигнутому между ними соглашению.

Как закрыть ООО по инициативе налоговой: принудительная ликвидация без судебного решения

Налоговый орган – единственная, кроме суда, инстанция, которая обладает полномочием принудительной ликвидации компаний. Для этого предусмотрена специальная процедура исключения из ЕГРЮЛ при наличии признаков фактического прекращения деятельности. Поскольку в данном случае не требуется получение согласия или проявление инициативы со стороны юридического лица, а последствия аналогичны ликвидации, процедуру исключения из ЕГРЮЛ можно приравнять к процедуре принудительной ликвидации.

ИФНС, в которой ООО состоит на налоговом учете, вправе исключить Общество из реестра при условии, что оно не представляло регламентную отчетность в течение последних 12 месяцев в нарушение установленного порядка и не осуществляло операций по расчетным (банковским) счетам. Такие компании признаются фактически недействующими и по этому признаку подлежат исключению из ЕГРЮЛ со всеми последствиями, характерными для ликвидации юридических лиц. Согласно позиции Конституционного Суда, административная процедура ликвидации не может быть использована в отношении компаний, проходящих процедуру банкротства, даже при наличии оснований считать их фактически недействующими.

Предусмотренный порядок принудительного исключения из ЕГРЮЛ позволяет кредиторам, самому Обществу и иным заинтересованным лицам выразить свое несогласие с решением налогового органа. Это станет препятствием для завершения процедуры и потребует судебного решения о принудительной ликвидации либо запуска иного порядка ликвидации, в частности, добровольного прекращения деятельности или банкротства. При отсутствии оснований для судебной ликвидации, равно как и инициирования других процедур прекращения деятельности, Общество сможет продолжить свою деятельность в обычном порядке. 

urlaw03.ru

Принудительная ликвидация юридических лиц. Просто или сложно?

Дела о ликвидации юридических лиц по основаниям, предусмотренным абзацем 2 п.2 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ в практике арбитражных судов относятся к несложным. Между тем рассмотренных дел о ликвидации является значительным. Так Арбитражным судом Республики Татарстан в 1999 года рассмотрено 2174 дела о ликвидации юридических лиц, из них исковые требования удовлетворены по 2076 делам (95,49%), в 2000 года соответственно 1795 дел и 1715 удовлетворенных исков (95,54%), в 2001 году — 2075 дел и 1981 удовлетворенный иск (95,46%), в 2002 году — 1265 дел и 1154 удовлетворенных иска (91,23%).

Истцами в этой категории дел, как правило, являются налоговые органы. Так, по результатам работы Арбитражного суда Республики Татарстан, в 1999 году из общего количества рассмотренных дел о ликвидации налоговые органы выступали истцами в 99,3% дел, в 2000 году — в 95,88% дел, в 2001 и 2002 годах только в двух дела о ликвидации истцом не выступил налоговый орган.

Таким образом, по результатам рассмотрения дел о принудительной ликвидации юридических лиц (кроме оснований, предусмотренных законом о банкротстве), явно прослеживаются две тенденции: подавляющее большинство исковых требований арбитражным судом удовлетворяется, в абсолютном большинстве случаев требование о ликвидации заявляется налоговыми органами.

Незначительно и количество обжалованных судебных актов по делам о ликвидации юридических лиц. Так, в 2001 году Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в целом по округу рассмотрено 28 жалоб на судебные акты по делам о реорганизации и ликвидации юридических лиц, в 2002 году — 43 дела.

Между тем принудительная ликвидация юридического лица по основаниям, предусмотренным абзацем 2 п.2 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ является санкцией за нарушение юридическим лицом требований закона и иных нормативных актов (Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 года № 14-П). Принудительная ликвидация юридического лица, в ее правовом смысле, является высшей санкцией, которая может быть применена к юридическому лицу судом, по сравнению с иными мерами ответственности, предусмотренными как гражданским, так и административным и налоговым законодательством.

Почему же ответчики не обжалуют принятые в отношении них судебные решения о ликвидации?. Ответ один — подавляющее большинство ответчиков по таки делам — это фактически прекратившие свою деятельность предприятия. Налоговые органы не знают, что делать с такими предприятиями, которые состоят на налоговом учете, но не представляют никаких сведений о своей деятельности, включая бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации. Привлечь организацию к ответственности за соответствующие налоговые правонарушения налоговый орган не может, так как организация, как правило, отсутствует по адресу, указанному в учредительных документах. Поэтому и избран метод «борьбы» с такими «отсутствующими» налогоплательщиками, как обращение в суд с заявлением об их ликвидации.

О правомерности данного вывода свидетельствуют и обстоятельства, указываемые налоговыми органами в качестве основания исков о ликвидации юридических лиц. Если в 1999-2001 г.г. такими основаниями, как правило, было нарушение юридическим лицом требований налогового законодательства о сроках предоставления налоговым органам бухгалтерской и налоговой отчетности, то впоследствии — неприведение юридическим лицом учредительных документов в соответствие с федеральным законом, а в 2003 году — непредставление уполномоченным лицом юридического лица сведений, установленных ФЗ РФ от 08.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц».

Между тем в при рассмотрении иска о ликвидации ответчика — юридического лица, прекратившего свою деятельность, фактически отсутствует спор. Такие дела лишь загружают арбитражные суды и лучшее решение проблемы — это принятие законодательного решения о внесудебном порядке исключения таких лиц из государственного реестра, как это принято во многих странах мира, с правом обжалования решения административного органа в суд. (см. В.Ф.Яковлев «Арбитражные суды на новом этапе судебной реформы», Журнал российского права, 2002 г № 7).

При рассмотрении в суде иска о принудительной ликвидации юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, необходимо руководствоваться буквальным толкованием абзаца 2 п.2 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ, которая предусматривает возможность ликвидации юридического лица за осуществление деятельности без лицензии, осуществление деятельности, запрещенной законом, осуществление деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Следовательно, решение суда о ликвидации юридического лица, фактически прекратившего деятельность, по основаниям п. 2 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ, нельзя признать правомерным (Постановление Президиума ВАС РФ от 10.12.2002 года № 6614/02).

Такой же практики придерживается и Федеральный арбитражный суд Поволжского округа. Так, рассматривая кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Краснооктябрьскому району г. Волгограда на решение суда первой инстанции, по которому налоговому органу было отказано в иске о ликвидации ТОО «Кварк», кассационная инстанция указала, что по основаниям, предусмотренным ст. 61 ГК РФ, может быть ликвидировано только действующее предприятие (Постановление ФАС ПО от 12.09.2002 г по делу А12 -642-02-С2). Аналогичный вывод содержится и в иных постановлениях кассационной инстанции (от 02.04.2002 года по делу А-55-19525/01-41, от 14.02.2002 г по делу А-55-10828/01-38 и др.).

Решения о ликвидации юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность, могут быть приняты в рамках дел о признании таких юридических лиц несостоятельными (банкротами), в том с применением упрощенных процедур банкротства по признаку отсутствующего должника (п.10 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 50 от 13 января 2000 года). При этом в силу статьи 177 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 года, в случаях, когда должник — гражданин либо руководитель должника — юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствуют и установить их местонахождение не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано кредитором, налоговым или иным уполномоченным органом, а также прокурором независимо от размера кредиторской задолженности (Постановление Президиума ВАС РФ от 27.08.2002 г № 9112/01). Данный вывод Президиума ВАС РФ полностью (за исключением слова «налоговым») повторен в ст. 227 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 года.

Таким образом, иски о ликвидации юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность, по основаниям, предусмотренным п.2 ст. 61 ГК РФ, не подлежат удовлетворению судами. Вопрос о принудительной ликвидации таких юридических лиц должен решаться в рамках дела о банкротстве отсутствующего должника.

При этом необходимо иметь в виду, что налоговые органы не являются уполномоченными органами по делам о банкротстве и не вправе, в силу ст. 227 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» обращаться в суд с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника. Уполномоченный орган (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 года № 100 — Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству) вправе, как и конкурсный кредитор, обратиться в суд с таким заявлением только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства (п.2 ст. 227 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 года).

При принятии к рассмотрению исков о ликвидации юридических лиц по основаниям, предусмотренным п.2 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ, судам необходимо учитывать положения Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 года № 11, разъясняющего вопросы подведомственности арбитражным судами споров о ликвидации юридических лиц. В соответствии с разъяснениями Пленума арбитражным судам подведомственны дела по спорам о ликвидации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Споры о ликвидации иных организаций, не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли (некоммерческих организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.) не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Необходимо также учитывать установленные законодателем в п.3 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ ограничения по субъектному составу лиц, имеющих право на обращение в суд — право на обращение в суд с требованием о ликвидации юридического лица имеют государственные органы и органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных законом. Такое право предоставлено, например, налоговым органам (ст. 31 Налогового Кодекса РФ), Банку России — в установленных законом случаях (ст.ст. 13, 15 ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности»), Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, антимонопольным органам и др. Однако в определенных случаях закон предоставляет право на обращение в суд с требованием о ликвидации юридического лица и иным лицам, не являющимся государственными органами.

Например, в соответствии со ст. 116 Гражданского Кодекса РФ обратиться в суд с требованием о ликвидации потребительского кооператива могут его кредиторы при невыполнении членами кооператива обязанности по внесению дополнительных взносов при убыточности деятельности кооператива. Ранее (до 1.01.2002 года) право на обращение в суд с иском о ликвидации акционерного общества имели акционеры и кредиторы общества при неисполнении обществом обязанности, предусмотренной п. 5 ст. 35 ФЗ РФ «Об акционерных обществах». 

В любом случае при решении вопроса о приеме искового заявления о ликвидации к производству необходимо выяснять вопрос о наличии у истца права на обращение в суд.

Основаниями для принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке, в соответствии с абзацем 2 п.2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ, применительно к подведомственности арбитражных судов, являются:

  • допущенные при создании юридического лица грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер (в редакции .ФЗ РФ от 21.03.2002 года № 31-ФЗ) 
  • осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) 
  • осуществление деятельности, запрещенной законом (в редакции .ФЗ РФ от 21.03.2002 года № 31-ФЗ) 
  • осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов 
  • иные случаи, предусмотренные Гражданским Кодексом РФ. 

Гражданский Кодекс РФ предусматривает следующие специальные основания принудительной ликвидации юридических лиц:

  • Признание юридического лица несостоятельным (банкротом) — п.4 ст. 61, ст. 65 ГК РФ 
  • Ликвидация полного товарищества, в котором остался единственный участник (ст. 81 ГК РФ) 
  • Ликвидация товарищества на вере при выбытии участвовавших в нем вкладчиков, а также товарищества на вере, в котором остался единственный участник (ст. 86 ГК РФ) 
  • Ликвидация общества с ограниченной ответственностью, закрытого акционерного общества, при числе участников (акционеров) общества, превышающем предел, установленный законом об обществах с ограниченной ответственностью (законом об акционерных обществах) (ст. 88, 97) 
  • Ликвидация общества с ограниченной ответственностью в случае нарушения обязанности по полной оплате уставного капитала при отсутствии государственной регистрации решения о его уменьшении (ст.90 п. 3). 
  • Превышение определенного законом минимального размера уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества, унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, стоимости чистых активов общества, предприятия (ст. 90 п. 4, п.4 ст. 99, п. 5 ст. 114) 
  • Ликвидация потребительского кооператива при неисполнении его членами обязанности по покрытию убытков путем внесения дополнительных взносов (п.4 ст. 116)

Ст. 119 ГК РФ предусмотрена также принудительная ликвидация фонда в случае недостаточности имущества для осуществления его целей, невозможности достижения целей, уклонения фонда от деятельности, предусмотренной уставом и в иных предусмотренных законом случаях. Однако данные споры подведомственны судам общей юрисдикции.

Иными законодательными актами также установлены особые основания для принудительной ликвидации юридических лиц (применительно к подведомственности арбитражных судов):

  • Неоплата или неполная оплата в установленный срок уставного капитала кредитной организацией (ст.15 ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности). 
  • Создание (слияние, присоединение) коммерческих организаций и их объединений в нарушение установленного порядка, приводящее к возникновению или усилению доминирования и (или) ограничению конкуренции, а равно неисполнение требований федерального антимонопольного органа (ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). 
  • Непредставление уполномоченным лицом юридического лица, зарегистрированного до 1.07.2002 года, установленных законом сведений о юридическом лице до 01.01.2003 года (ст. 26 ФЗ РФ от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц») 
  • Непринятие акционерным обществом решения об уменьшении уставного капитала по истечении года после приобретения обществом собственных акций, нереализованных в течение этого срока (ст.34 ФЗ РФ «Об акционерных обществах») 
  • Непринятие акционерным обществом решения об уменьшении размера уставного капитала до величины, не превышающей стоимость чистых активов в случае, когда размер уставного капитала превышает стоимость чистых активов (ст. 35 ФЗ РФ «Об акционерных обществах») 
  • Неприведение устава сельскохозяйственного кооператива, в том числе колхоза и рыболовецкого колхоза, в соответствие с требованиями ФЗ РФ «О сельскохозяйственной кооперации» и ФЗ РФ от 18.02.1999 г № 34-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (ст. 2 ФЗ РФ от 18.02.1999 г № 34-ФЗ) 
  • Переход акций народных предприятий, составляющих более 25% уставного капитала в собственности лиц, не являвшихся работниками народного предприятия по истечении установленных законом сроков (ст. 4 ФЗ РФ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» 
  • Снижение числа работников народного предприятия ниже установленного законом предела (ст. 9 ФЗ РФ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» 
  • Превышение среднесписочной численности работников народного предприятия, не являющихся акционерами, установленного законом количества (ст. 9 ФЗ РФ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» 
  • Превышение числа акционеров народного предприятия установленного законом предела (ст. 9 ФЗ РФ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» 
  • Непринятие обществом с ограниченной ответственностью мер по приведению учредительных документов в соответствие с ФЗ РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ст. 59 «ФЗ РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). 
  • Непринятие акционерным обществом мер по приведению учредительных документов в соответствие с ФЗ РФ «Об акционерных обществах» (п.3 ст. 94 ФЗ РФ «Об акционерных обществах» с учетом Постановления Пленума ВАС РФ и ВС РФ от 05.02.1998 года № 4/2). 
  • Нарушение требований законодательства о ценных бумагах (ст. 42 ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг»). 
  • Непринятие индивидуальным (семейные) частным предприятием, а также предприятием, созданным хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, и другими не находящимися в государственной или муниципальной собственности предприятиями, основанными на праве полного хозяйственного ведения, мер по преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы (п.5 ФЗ РФ «О введении в действие части первой Гражданского Кодекса»). 

Однако и наличие предусмотренного законом основания для обращения в суд с иском о ликвидации юридического лица не должно рассматриваться арбитражным судом как безусловное основание для принятия решения о ликвидации. Основанием для ликвидации действующего юридического лица являются неустранимые нарушения им требований законодательных актов. Устранимые нарушения законодательства могут быть расценены как основание для ликвидации, если ответчик не выполнил указания суда по устранению допущенных нарушений (п.п. 4, 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 50 от 13.01.2000 года).

В этой связи судам также необходимо иметь в виду выводы Конституционного Суда РФ в определении от 07.02.2002 года № 7-О о том, что сам факт непрохождения юридическим лицом перерегистрации (внесения необходимых изменений и дополнений в учредительные документы) не является сам по себе основанием для его ликвидации в судебном порядке, так как речь идет о юридическом лице, уже созданном и прошедшем государственную регистрацию, обладающем полной правоспособностью и действующем на законном основании.

Формальный подход при рассмотрении споров о ликвидации юридических лиц недопустим, о чем указывает Конституционный Суд РФ и в Постановлении от 18 июля 2003 года №14-П.

Принудительная ликвидация юридического лица по основаниям, предусмотренным ч.2 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ является ответственностью юридического лица за допущенные нарушения закона. Для применения данной санкции суду необходимо устанавливать не только факт наличия вины юридического лица, но и дать оценку характеру допущенных нарушений и их последствиям, а также возможным негативным последствиям удовлетворения иска (п.3 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 50 от 13.01.2000 года), имея в виду, что как разовое, так и неоднократные нарушения закона юридическим лицом в своей совокупности должны быть столь существенными, что решение о ликвидации является единственно необходимым для защиты прав и законных интересов третьих лиц.

Таким образом, «простые» арбитражные судов споры о ликвидации юридических лиц, становятся на практике одними из самых сложных, что соответствует предмету таких споров — применению или неприменению судом к юридическому лицу принудительной ликвидации как «высшей» меры наказания за допущенные нарушения законов и иных нормативных актов. 

Судья ФАС Поволжского округа
Петров Алексей Леонидович 

Статья опубликована в журнале «Правосудие в Поволжье» №3, 2003г. 

faspo.arbitr.ru

Принудительная ликвидация ООО

Обновление: 9 августа 2017 г.

Законодательством установлена как возможность добровольной ликвидации, так и условия, при которых возможна принудительная ликвидация юридического лица. Заканчивается процедура ликвидации прекращением деятельности юридического лица с внесением данных об этом в ЕГРЮЛ.

Причины ликвидации

Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ организация может быть ликвидирована учредителями или уполномоченным органом. Это решение может быть вызвано тем, что:

  • организация создавалась на определенный срок и этот срок истек;
  • организация была создана для определенной цели и функции выполнены;
  • деятельность финансово нецелесообразна;
  • имеются внутренние конфликты между учредителями;
  • организация уже не ведет деятельность, сдается нулевая отчетность;
  • учредители потеряли интерес и занимаются другим бизнесом.

Могут быть и другие причины, но во всех случаях это добровольная ликвидация юридического лица по инициативе учредителей, которые принимают решение и проводят процедуру ликвидации. Если в процессе ликвидации юридическое лицо не сможет удовлетворить претензии кредиторов, в числе которых и требования бюджета, то это будет означать, что необходимо осуществлять банкротство (п. 4 ст. 62 ГК РФ).

В отличие от добровольной принудительная ликвидация юридического лица осуществляется только в судебном порядке. Основания для принудительной ликвидации указаны в п. 3 ст. 61 ГК РФ, в частности:

  • нарушения закона при регистрации организации, если это носит неустранимый характер;
  • организация ведет деятельность без лицензии или допуска к работе;
  • организация ведет деятельность, запрещенную законодательством, или неоднократно нарушала закон;
  • а также в случаях, установленных законодательством.

Ликвидация по иску налогового органа

В случаях, установленных п. 3 ст. 62 ГК РФ, ликвидацию могут инициировать уполномоченные органы. Иск о ликвидации юридического лица может подать государственный орган или местный орган власти. В последнее время распространена практика ликвидации налоговым органом в связи с недостоверностью адреса. Что это значит? Как правило, это происходит в том случае, если общество при регистрации «купило» адрес, то есть предоставило информацию об адресе, где находиться не планировало.

Налоговыми органами выработаны критерии, при которых начинаются проверки. Если ООО зарегистрировано менее года назад, то это десять организаций по одному адресу. Если более года, то пятьдесят (Письмо ФНС России от 03.08.2016 N ГД-4-14/14126@).

То есть налоговый орган делает запрос, проводит проверку нахождения организации по указанному в ЕГРЮЛ адресу и, не получив подтверждение, что организация находится по указанному адресу, направляет требование юридическому лицу о предоставлении достоверных данных. В том случае, если организация такие данные не предоставит в течение 30 дней, то в ЕГРЮЛ могут быть внесены сведения, что данные организации недостоверны, а налоговый орган вправе обратиться с иском о принудительной ликвидации ООО в связи с тем, что при регистрации было допущено грубое нарушение закона. При этом расходы по ликвидации будет нести учредитель (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.12.2016 N Ф05-19852/2016 по делу N А41-89559/15).

Налоговый орган может подать иск и по другому основанию, например, если чистые активы общества меньше минимального размера два и более года подряд и общество не приняло решение о добровольной ликвидации. Но в судебной практике это, как правило, не считается безусловным основанием для ликвидации, так как учредители могут исправить ситуацию и принять меры по оздоровлению общества (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.08.2015 N Ф05-8810/2015 по делу N А41-74235/14).

Принудительная ликвидация по иску участника ООО

Необходимо выделить основание, указанное в подп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ, когда инициатором ликвидации в судебном порядке выступает учредитель, аргументируя иск тем, что организация не может продолжать деятельность или это связано с существенными сложностями.

Учитывая, что учредителям предоставлена возможность принять решение о ликвидации, эта процедура проще и дешевле. Судебные споры о ликвидации между учредителями возникают, как правило, при наличии корпоративного конфликта, когда невозможна ликвидация добровольная и принудительная ликвидация юридического лица инициируется одним из участников.

В п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 приводятся разъяснения, согласно которым такая ликвидация возможна в случае затяжного корпоративного конфликта, когда фактически невозможна деятельность организации в связи с тем, что участники не могут принять решение, уклоняются от участия в управлении организацией и иным образом затрудняют принятие решений.

При этом участник, который обращается в суд, чтобы произвести ликвидацию ООО в судебном порядке, должен доказать, что действия других учредителей влекут негативные последствия для организации.

Также читайте:

glavkniga.ru

Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом

Ликвидация юрлица заключается в закрытии организации, посредством внесения соответствующих данных в ЕГРЮЛ. После этого компания не имеет возможности вести никакой деятельности. Порядок осуществления подобной процедуры четко регламентирован действующим законодательством. Так, существует добровольная, а также принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом. Стоит более подробно рассмотреть причины и особенности каждого из вариантов.

Виды

Как уже было сказано, есть два типа ликвидации юридического лица: добровольная и принудительная. Так, в первом варианте это осуществляется по инициативе руководства организации, а вот во втором – после соответствующего решения суда. При этом делопроизводство начинается после поступления заявления от соответствующих органов власти (Муниципалитет либо ФНС).

После ликвидации организация прекращает свою деятельность

Добровольная ликвидация

Начало такой процедуры происходит по решению руководства организации либо лица, которое уполномочено осуществлять подобные действия. Такая ликвидация начинается с момента вынесения соответствующего решения учредителем компании, с подписанием указа. Важно, чтобы он был должным образом оформлен и не противоречил действующему законодательству. Когда руководство юридического лица вынесло соответствующее решение, требуется в срок не позже 3 дней уведомить об этом налоговые органы.

Дополнительно к уведомлению в ФНС требуется приложить еще и само решение руководства организации о ликвидации. После их получения налоговый орган в ЕГРЮЛ указывает предоставленные данные, выдавая заявителю соответствующее Свидетельство. Важно помнить, что с этого момента руководителям запрещается делать какие-либо изменения либо дополнения в учредительных бумагах. К тому же подобная организация больше не вправе являться учредителем других компаний.

Принудительная ликвидация

Другой вариант закрытия предприятия осуществляется по решению специальных органов, когда для этого присутствует должное основание. Таковым может считаться:

  1. Ведение некоммерческой деятельности, противоречащей целям, с которыми организация создавалась.
  2. Грубые либо частые нарушения законов страны.
  3. Ведения какой-либо деятельности, не имея на это лицензии либо соответствующего разрешения.
  4. Нарушение закона, допущенные в процессе регистрации компании, имеющие неуставной характер.

При этом указанный перечень не является полным. В определенных законодательных актах также указаны и другие основания, которые могут послужить причиной, из-за чего юридическое лицо будет подлежать закрытию. К примеру, таковым являются нарушения законодательства в области конкуренции либо отсутствие любого движения средств на счетах организации, а также неподача соответствующей отчетности. В результате налоговый орган имеет несколько путей, которыми он имеет право пойти, чтобы закрыть ООО. Это может быть осуществлено посредством судебного решения либо же без такового.

Ликвидация может быть добровольной и принудительной

У ФНС существуют основания исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ, осуществляя это через суд, что говорится в ФЗ №129. Начиная с декабря 2016 года дополнительно указаны ситуации, при которых организацию имеют право исключить из указанного реестра в досудебном порядке:

  1. У юридического лица отсутствуют собственные средства, необходимые для осуществления процедуры добровольной ликвидации, но при этом есть возможность переложить эти расходы на учредителей компании.
  2. В случаях, когда в течение 6 и более месяцев в ЕГРЮЛ находится пометка, о наличии некорректной информации, полученной от юридического лица.

Стоит отметить, что ко второму случаю зачастую относятся ситуации, когда были предоставлены неправильные данные об адресе, а также руководителях компании.

Законодательство

Всего же процедура, а также порядок принудительной ликвидации четко расписан целым перечнем федеральных законов:

  • №7 – относительно некоммерческих организаций;
  • №14 – регламентирующий деятельность ООО;
  • №41 – расписывающий порядок работы кооперативов;
  • №208 – регламентирующий функционирование акционерных обществ;
  • №127 – указывающий на все тонкости процедуры банкротства;

Ст. 61 ГК РФ – четко регламентирует саму процедуру ликвидации.

Кем принимаются решения

Согласно ФЗ-127 решение по закрытию юридического лица имеет право принять целый ряд государственных органов. Стоит рассмотреть основные.

Налоговая служба

Обычно процедура закрытия компании проводится по решению суда. Для этого ФНС при выявлении должных на то оснований отправляет заявление в суд с целью провести ликвидацию. Это делается, когда орган выявил существенные налоговые нарушения, допущенные юридическим лицом в процессе его функционирования. Таковыми является непредставление отчетности о финансовой деятельности, отправка недостоверных данных либо осуществление работы, не имея должной лицензии. Когда при проверке выявлены нарушения в плане использования кассового аппарата, которые в дальнейшем не были исправлены, ФНС имеет право обратиться с заявлением в суд. Эта инстанция примет решение о принудительной ликвидации.

Другие органы

Не считая налоговиков, отправлять исковые заявления в суд вправе также и следующие органы власти:

  1. Прокуратура. Когда по результатам проверки были выявлены нарушения законодательства либо прав человека, этот орган заводит дело, после чего начинает судебное разбирательство с юридическим лицом.
  2. Центральный банк. Когда было выявлено ведение банковских операций, не имея на это официального разрешения, ЦБ инициирует процедуру принудительной ликвидации такой компании.
  3. ФАС (антимонопольная служба). В случае выявления нарушений со стороны организации в области правил конкуренции данный орган подает заявление в суд для закрытия компании.
  4. Регистрационные органы. Они также обладают правом отправить иск на закрытие юр. лица. Это происходит, если выявлены серьезные нарушения, которые допущены в процессе регистрации и при этом нет возможность их исправить.

Ликвидационная комиссия

Последствием подачи государственным органом заявления суд и принятием соответствующего решения является создание ликвидационной комиссии. После этого в компанию направляется уведомление, где сообщается о её формировании, а также назначении ликвидатора. Налоговый орган в ЕГРЮЛ указывает информацию о том, что была создана такая комиссия. Он же выдает представителю закрываемой фирмы свидетельство, подтверждающее это, и выписку, сделанную из ЕГРЮЛ.

Дальше происходит отправка уведомления банковским организациям, с которыми сотрудничает юридическое лицо, что была создана ликвидационная комиссия. После этого финансовая инстанция проводит переоформление подписи закрываемой компании на председателя комиссии и дополнительно на её члена, отвечающего за ведение бухгалтерской документации в этот период. Обычно в состав такого органа включается руководитель и часть работников фирмы, включая учредителя.

Отменить принудительную ликвидацию вправе только апелляционный либо Верховный суд.

Уведомление работников

О том, что компания будет ликвидирована, всех работников руководство должно уведомить не позже, чем за 2 месяца до предполагаемого момента их увольнения. Дополнительно информация о предстоящем событии также дублируется в территориальное отделение центра занятости. Кроме этого, им же в этот период отправляются данные на всех сотрудников, которые будут уволены в связи с закрытием компании.

Ликвидация проходит в установленном порядке

По действующему ТК РФ организация, подлежащая ликвидации, должна обеспечивать всех своих сотрудников зарплатой, пока не наступит момент их увольнения, после чего выплатить соответствующие выходные пособия. Еще одним важным моментом является обязанность сохранять зарплату работникам в сроки до 3 месяцев, пока они не будут трудоустроены.

Порядок ликвидации

Все действия по процедуре закрытия юридического лица осуществляются в четкой последовательности, установленной законом:

  1. Как только было принято ликвидационное решение, об этом сообщается в регистрационный орган, который вносит соответствующие данные в ЕГРЮЛ.
  2. Дальше создается комиссия, занимающаяся процессом закрытия компании. Обычно включает в себя учредителя, а при его уклонении от этого действия суд выбирает ликвидатора. После утверждения состава он получает всю полноту возможностей действовать от лица организации.
  3. Посредством печатного источника сообщается о предстоящем закрытии юридического лица. В таком объявлении указывается название, ИНН, дата принятого решения, а также сроки, в которые должны подаваться требования со стороны кредиторов.
  4. Следующим этапом является создание пассивов, а также активов предприятия, осуществляется инвентаризация, после чего выявляются кредиторы.
  5. Дальше проводится выведения организаций, учредителем которых являлась ликвидируемая компания, в независимые фирмы.
  6. Увольняются все сотрудники.
  7. Составляется баланс, имеющий промежуточную форму. В нем содержится перечень имущества, а также список требований, которые выставили кредиторы. Когда размера средств недостаточно, чтобы погасить все задолженности, начинается процесс банкротства.
  8. Происходит расплата по всем долгам в порядке очередности.
  9. Дальше подводится окончательный баланс.
  10. Последний этап заключается в подаче в соответствующие органы списка документов, которые указывают на завершение принудительной ликвидации организации, а также оплаты госпошлины.

Процедура закрытия юридического лица бывает нескольких типов: добровольной и принудительной. Если в первом случае все происходит достаточно быстро, то второй вариант подразумевает длительный процесс, когда происходит создание ликвидационной комиссии, а также назначается временное управление.

fintolk.ru

Принудительная ликвидация юридического лица в Москве

Действующее законодательство закрепляет два основных варианта прекращения деятельности юридического лица: добровольная и принудительная ликвидации. Добровольное закрытие компании инициируют ее участники, учредители. Как правило, по истечении времени, на которое открывалась фирма, или при достижении поставленной при создании бизнеса цели.

Принудительная ликвидация юридического лица – исключительная мера, применяемая к организации в случае существенного нарушения правовых норм при ее создании или при принятии хозяйственных решений. Она должна быть соразмерна допущенным фирмой нарушениям и их последствиям.

Судебный порядок принудительной ликвидации юридического лица

Арбитраж решает вопрос о принудительном закрытии бизнеса при наличии следующих оснований:

  1. Регистрация хозяйствующего субъекта признана недействительной по причине допущенных при его открытии грубых нарушений правовых норм.
  2. У юридического лица нет обязательного членства в СРО, лицензии, допуска к определенным работам.
  3. Установлены многократные нарушения законодательства при ведении бизнеса.
  4. Предприятие не имеет ресурсов для достижения целей, заявленных при создании. Его дальнейшая деятельность существенно затруднена.

Приведенный перечень оснований не является исчерпывающим. Хозяйствующий субъект может быть закрыт и в иных, установленных законом случаях.

Инициаторами ликвидационного процесса являются:

  1. Госорганы и местные власти, имеющие право требовать закрытия предприятия как санкции за правонарушение. Это налоговые, антимонопольные органы. А также ЦБ РФ, прокурор.
  2. Учредители, участники фирмы. Например, по причине длительного корпоративного конфликта, который делает неэффективным дальнейшее существование хозяйствующего субъекта. Практика показывает, суд удовлетворяет иск одного из участников, если устанавливает, что иные лица не участвуют в управлении компанией, затрудняя принятие руководящих и хозяйственных решений. Либо все участники допускают значительные злоупотребления, ставя под угрозу дальнейшее существование бизнеса. При этом принудительное лишение организации правоспособности как способ разрешения управленческого конфликта возможно только в том случае, если иным способом разрешить возникший конфликт и устранить препятствия для продолжения деятельности невозможно.

Суд, принимая решение о принудительном закрытии юридического лица, самостоятельно ликвидационный процесс не ведет. Он только назначает ликвидатора, обозначает сроки совершения ликвидационных действий.

Отличительная особенность принудительной ликвидации – отсутствие необходимости уведомлять налоговый орган по форме Р15001. С момента внесения в госреестр записи о начале ликвидации хозяйствующего субъекта наступает срок расчетов с кредиторами. Формируются ликвидационные балансы. После погашения кредиторских требований имущество организации распределяется между участниками.

По итогам компания направляет в регорган заявление Р16001, ликвидационный баланс. После этого предприятие исключается из ЕГРЮЛ.

Административный порядок принудительной ликвидации юридического лица

Данный порядок применяется в отношении недействующего юридического лица, то есть организации, прекратившей фактически свою деятельность. Процедуру инициирует и проводит регорган при одновременном наличии на протяжении 12-ти месяцев двух фактов:

  1. Непредставление отчетности;
  2. Отсутствие банковских операций по одному из счетов предприятия.

Решение о будущем исключении фирмы из ЕГРЮЛ налоговый орган опубликовывает в СМИ. Лица, права которых нарушает принудительное закрытие организации, могут обжаловать данный акт налогового ведомства. Для этого они должны направить в органы ФНС России обоснованные заявления, оспаривающие исключение юридического лица из госреестра. Если такие заявления налоговая получила в течение 3-х месяцев со дня публикации информации о предстоящем исключении компании, то хозяйствующий субъект сохраняет правоспособность.

Однако если в течение 3-х месяцев заявления не поступили, регорган исключает фирму из ЕГРЮЛ. Юридическое лицо вправе обжаловать данное решение в суд в течение 1 года с даты его принятия.

Административный порядок принудительной ликвидации организации также применяется, если:

  1. У фирмы нет финансовых ресурсов на ликвидационные расходы, и она не может перенести эти затраты на участников;
  2. Запись о недостоверности сведений о предприятии сохраняется в ЕГРЮЛ более шести месяцев.

Профессиональная помощь при принудительной ликвидации

Специалисты Международной юридической компании окажут грамотную помощь на любой стадии принудительной ликвидации юридического лица. При необходимости можем обжаловать решение об исключении недействующего предприятия из ЕГРЮЛ, разработать стратегию взаимодействия с контролирующими органами.

Обращаясь в Международную юридическую компанию, вы получаете комплексную правовую поддержку, оперативный анализ представленных документов и информации, персональный подход и практические рекомендации.

Помочь ликвидировать юр. лицо?

www.law-russia.ru

Принудительная ликвидация юридического лица: основания и порядок

Открытие любого юрлица – это риск, особенно если деятельность связана с коммерцией. Самыми серьезными угрозами для дела является банкротство или ликвидация, когда деятельность субъекта в итоге сойдет на нет и он перестанет существовать вовсе. И если несостоятельность и добровольное решение о прекращении деятельности – процессы, прогнозируемые за достаточно долгое время, то ликвидация по инициативе извне может оказаться неожиданной. Часто встречается принудительная ликвидация ООО налоговой, именно эта служба в большинстве случае инициирует такую процедуру.

Основания

Деятельность субъекта хозяйствования может прекратиться по нескольким основаниям, которые напрямую зависят от способа ликвидации. Так, в рамках добровольного закрытия дела, все решают собственники согласованно и свою волю оформляют соответствующим документов, который и будет правовой базой для всей процедуры.

Когда дело касается принудительного прекращения деятельности, то основанием может стать удовлетворенный судом иск:

  • гос.органа, управляющего субъекта, которые в силу законодательства правомочны требовать ликвидации, при условии, что выявлен факт недействительности его регистрации или иных схожих нарушений, которые носят неустранимый характер.
  • муниципалитета или иной гос.конторы, который уполномочены начинать такой процесс в отношении юрлица, осуществляющих предпринимательство без требуемых законом разрешений, лицензий, сертификатов, допусков и т. д..
  • общественной организации или гос.субъекта, которым дано право предъявлять собственные стандарты и правила ведения при осуществлении операций противоречащих закону и других проявлениях пренебрежения им.
  • организаций, которые заявляют соответствующие претензии, при нарушении предприятием действующей в стране правовой базы.
  • хотя бы одного учредителя, который докажет что поставленные в момент создания юрлиц задачи и цели не были достигнуты в результате деятельности.

Инициатором принудительной ликвидации выступают государственные органы при выявлении различного рода нарушений

Закон

Норма, содержащая общие положения о закрытии субъекта принудительно прописана в ГК РФ (статья 61), а также отечественной Конституции (статья 55). Более детально регламентирована процедура в законах федерального уровня, в числе которых:

  • ФЗ «О гос. регистрации ЮЛ и ИП» от 08.08.2001 N 129.
  • Закон «Об ООО» от 08.02.1998 №14-ФЗ с изменениями и дополнениями от 01.02.2018.
  • ФЗ «О некоммерческих организациях» 1996 года №7.
  • Закон «Об АО» от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ.
  • Положение о порядке составления балансов, утвержденное отечественным Центробанком.
  • ФЗ «О банках и банк. деятельности».
  • Закон «О банкротстве».

Принудительная ликвидация различных структур

Прекращение существования юрлица независимо от формы осуществляется по общей методике. Может носить добровольный характер, а может и нет. Отличием первого от второго является то, кем инициирован процесс, далее последовательность действий схожа.

Инициаторы

Зачинщиками процедуры прекращения деятельности ЮЛ в соответствии с принятыми на сегодня нормами отечественного законодательства могут выступать в пределах своей компетенции:

  • Регистрирующие органы.
  • Вертикаль подразделений прокуратуры.
  • Весь аппарат налоговой службы.
  • Антимонопольные инстанции.
  • ЦБ РФ.
  • ПФ.
  • Сторонняя организация, имеющая интерес в принудительном закрытии хоз.субъекта.

Проводится процедура в соответствии с законодательством

Необходимые документы

Ликвидация, предполагает подготовку ответственными за ликвидацию лицами определенного перечня документов, которые подтверждают соблюдение прав всех заинтересованных лиц, в первую очередь, кредиторов и бюджета, а также законность всей процедуры. В их перечне присутствуют:

  • Свидетельства ИНН и ОГРН.
  • Выписка из реестра гос.регистрации юрлиц.
  • Устав и прочие учредительные документы.
  • Копия данных паспорта ликвидатора или каждого члена комиссии с персональными номерами ИНН.
  • Справка о кодах статистики.
  • Печать лица, в отношении которого проводится процедура.
  • Уплата гос.пошлины.

Инициатор ликвидации для суда также должен подготовить ряд документов:

  • Иск с соответствующими требованиями, которые должны быть мотивированы.
  • Сведения о привлечении к административной ответственности (постановление), об уплате штрафов
  • Материалы по результатам проверок милицией.
  • Квитанция об уплате пошлины и т. д.

Обязательно должны присутствовать доказательства обоснованности требований иска.

Порядок действий

Основанием для проведения принудительной ликвидации организации является ни что иное как судебное решение, вынесенное по результатам рассмотрения иска. Сам процесс судопроизводства по делам такой категории не является формальностью, а поданный иск пусть и уполномоченного органа, не всегда удовлетворяется.

Для начала процедуры потребуется подготовить все необходимые бумаги

В период рассмотрения дела председательствующий изучает обстоятельства дела, дает оценку законности деятельности субъекта, обоснованности иска и может дать время ответчику на устранение нарушений, что при надлежащем исполнении приведет к неминуемому отказу. Либо же вовсе нарушения, послужившие причиной обращения, по мнению арбитра, были несущественны.

Даже вынесенное решение может быть обжаловано в 10-дневный срок и вышестоящая инстанция с ним вправе не согласиться и отменить.

Если же постановление суда состоялось и обрело законную силу, то остальные этапы ликвидационного процесса, как правило, относятся к бремени самого закрываемого субъекта. Исключением составляются случаи, когда руководящий аппарат не выполняет свои обязанности и не исполняет судебное постановление, к процессу подключается арбитражный управляющий.

С финансовой стороны, все траты несет сам ликвидируемый субъект, просто в случае привлечения арбитражного управляющего, издержки увеличатся и цена ликвидации возрастет. Учредители несут солидарную материальную ответственность по этой статье расходов, если средств хоз.субъекта не хватило.

После того как состоялось решение и начинается стадия его реализации, определяется порядок ликвидации. Это делает суд либо сам субъект в лице его учредителей. На избираемую процедуру оказывает влияние, в каком состоянии находится финансы компании. Чаще всего дальше реализация ликвидации осуществляется по правилам добровольного прекращения деятельности, которая подразумевает создание ликвидационной комиссии или назначение ликвидатора, ответственных за обеспечение очередности этапов стандартной процедуры и их сроков. Главным условием, при котором возможен такой сценарий – нет признаков несостоятельности, т. е. юрлицо в состоянии самостоятельно рассчитаться с долгами и кредиторами, имеющимся имуществом.

Когда в процессе прекращения деятельности выясняется, что субъект банкрот, у него нет средств и имущества в объеме, достаточном для выполнения всех обязательств, начинается процедура признания финансово несостоятельным. При этом в зависимости от того на какой стадии было установлено такое положение дел, определяется процедура банкротства (упрощенная или общая).

Если это устанавливается уже в момент инициирования процесса до непосредственного начала, то иск подается о признании субъекта несостоятельным. При такой ликвидации, будут в первую очередь соблюдаться требования законодательства о банкротстве.

При банкротстве процедура имеет свои особенности

Этапы ликвидации

После обращения в суд с требованием процедура ликвидации юридического лица по решению налогового органа осуществляться пошагово:

  • Определяется ликвидатор или группа лиц, которые будут проводить мероприятия. Не имеет значения, являются ли они представителями юрлица (сотрудники, учредители и т. д.) или же привлечены извне (юристы, аудиторы и т. д.). Не исключен вариант комбинирования, когда приглашаются сотрудники инспекций, а также штатные работники. На них возлагается управление ЮЛ, контроль за движением средств и имущества, а также разработка программы прекращения существования.
  • Проводится процедура оповещения контрагентов, с которыми имеются незавершенные обязательства, в том числе посредством СМИ (сайт и периодическое издание), а также персональными уведомлениями. Составляется промежуточный ликвидационный баланс. В некоторых случаях осуществляется подготовка к проверке и непосредственная проверка инспектором налоговой службы.
  • Разрешаются кредитные вопросы, завершается исполнение обязательств, закрываются долги.
  • Готовится ликвидационный баланс, который отражает имущественные остатки, подлежащие разделу между собственниками субъекта. Доли участников определяются либо вкладом в фирму, либо заключенным соглашением.
  • Формируется окончательный пакет документов, который должен быть представлен в территориальный регистрационный и статистический органы. Документы, относящиеся к кадровым, в том числе и личные дела сотрудников, подлежат сдаче в архив. Счета в банках закрываются, уничтожаются печать, бланки и прочая фирменная атрибутика. После внесения сведений в реестр фискальная служба выдает свидетельство о ликвидации.

Выше описан общий порядок принудительного прекращения деятельности субъекта хозяйствования разных организационно-правовых форм, коммерческих или некоммерческих, обществ с ограниченной ответственностью, ТСЖ, ИП и т. д.

Ликвидация проводится по определенному алгоритму, шаг за шагом

Причинами таких мер со стороны ИФНС являются:

  • Неисполнение требований (просрочка или несдача) о предоставлении деклараций и отчетности в установленные сроки (квартальные, годовые).
  • Адрес субъекта фактически не соответствует тому, где произведена его государственная регистрация.

Нюансы инициации процедуры

ФНС наделено правом принудительно закрывать ЮЛ без судебного решения. Порядок принудительной ликвидации юридического лица в таком случае определен специальный, но и основания также ограничены для его начала: наличие признаков фактического прекращения деятельности, т. е. фактически корпорация приостановила работу по своему усмотрению временно и длительное время сдает нулевую отчетность и не проводит операции по счетам в банках, но соблюдает режим налогообложения.

Такое состояние на протяжении длительного времени (год и более) дает право одностороннего принятия решения по собственной инициативе территориальной инспекции без согласия ЮЛ исключить из ЕГРЮЛ соответствующий субъект.

Конституционный суд ввел практику, которая запрещает использование подобной административной процедуры в отношении недействующих субъектов, находящихся в процессе банкротства, даже если он фактически не функционирует. Это дает возможность в такой ситуации высказать претензии со стороны представителей юрлица, его кредиторов или иных лиц со своим интересом в сторону территориальной ФНС. Наличие возражений требует обязательного судебного урегулирования вопроса.

Если нет оснований ликвидировать предприятие по суду или же признавать таковое банкротом, то в любую минуту после приостановки оно может возобновить свою деятельность.

Последствия

Когда решение арбитра состоялось, обязательства по проведению процедуры возлагается на плечи владельцев. Хотя бывает так, что собственник отсутствует по объективным причинам (уехал и т. д.) или же предпочел отстраниться от процесса, то в таком случае суд привлекает ликвидатора. Такие инструкции дают пленарные постановления отечественных ВАС и ВС.

Соблюдение некоторых правил поможет избежать негативных последствий

Как таковых правовых последствий для самоустранившихся владельцев действующая система права не содержит. Весь объем ответственности зависит от организационно-правовой формы. Если в силу закона учредители не отвечают своим имуществом по долгам, которые нельзя покрыть за счет имущества ликвидируемого субъекта, то однозначно они теряют свою долю в уставном капитале. Так, принудительная ликвидация ООО последствий для учредителей как таковых не несет, они рискуют только тем, что вложили в бизнес, т. е. долей в уставном фонде.

Когда предусмотрена субсидиарная ответственность, то с молотка может уйти и личная собственность каждого, не вовлеченная в хозяйственный оборот данного субъекта.

Можно ли избежать

Проведение ряда мероприятий поможет отменить или предотвратить закрытие субъекта без инициативы собственников. Требуется лишь:

  • Соблюдать своевременность предоставления отчетности в контролирующие органы.
  • Не допускать нарушений закона и обеспечивать неукоснительное исполнение его требований.
  • Соблюдать условия лицензии, разрешения, допуска и т. д. и своевременно их продлевать.
  • Обеспечить правильное, юридически грамотное и полное ведение документации.
  • Соблюдать баланс активов и имущества.

Узнать о принудительной ликвидации можно из видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация с юристом

Заказать обратный звонок

Все ещё остались вопросы?

Позвоните по номеру +7 (499) 938 50 41 и наш юрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы

moydolg.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *