Присяга, которую мы принимаем
Владимир Викторович Волк — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии
Распад СССР породил множество правовых, экономических, социальных и моральных проблем, которые в той или иной мере десятилетиями будут напоминать о себе в различных сферах жизни. Ведь вместе с расчленением территории Союза многонациональный советский народ, оказавшийся в рамках земель национальных республик, потерял в одном лице и страну, и Большую Родину, и Отечество, которое он был призван защищать. Речь не о возврате к старой и оказавшейся порочной системе ЦК, обкомов, райкомов, подменивших собой народовластие и в итоге выдвинувших лидеров, которые и привели к падению СССР. Дело в том, что государственные границы независимых республик перестали совпадать с внутренне духовно осознанными границами Родины и Отечества — то есть Советского Союза. И одной из проблем этого несовпадения стала воинская присяга, данная миллионами людей.
«Кто к знамени присягал единожды, тот у оного и до смерти стоять должен. Ежели уйдет и в том пойман будет, то оной петлю заслужит и жизнь потеряет» — эти слова принадлежат российскому императору Петру I Великому. Источники сохранили несколько вариантов первоначального изречения царя, но все они — о главном — недопустимости нарушения воинской присяги. Когда распался Советский Союз — Родина миллионов ныне живущих людей — официальная пропаганда, контролируемая властными кругами и обслуживаемыми ею олигархическими группировками, постаралась сделать максимум, чтобы у большинства граждан республик бывшего СССР вычленить из осознания, что Родины, как и присяги, не может быть две.
Этим было заложено глубочайшее противоречие между людьми одной страны, одного рода, общей истории и культуры, но разных поколений и государственных образований. Если ты живёшь в Российской Федерации, значит, это твоя Родина, если на Украине или в Белоруссии — значит — Родина Украина и Белоруссия, но не СССР. Так как Советский Союз распался. Подмену понятий произвели даже не на уровне определений «большая Родина » и «малая Родина», а по иному совершенно неприемлемому уродливому принципу. Родина то, что тебе назначили, и записали в документе государственного образца.
Таким вот нехитрым манипулятивным методом великие умы и деятели Руси, России и СССР превратились в хуторских гениев, согласно прописке по месту рождения. Чего уж говорить про обычных людей? После 1991 года всем советским людям была внушена основополагающая мысль: раздел имущества Союза прошёл честно, все с ним согласились, документы подписали, никто не восстал, не взял в руки оружие, а значит — все остались при своих интересах и без взаимных долгов и обязательств. Именно из этой категории понятий и тиражируются месседжи, что и Российская Федерация, и её Президент, правительство никому ничего не должны. Даже несмотря на то, что РФ является правопреемницей СССР, которому давали присягу, пожалуй, все военнообязанные мужчины, находящиеся сегодня в возрасте старше 45 лет.
Но ведь был период, целых четверть века, когда эти мужчины были молоды и полны сил, однако в одночасье оказались в разных странах. Ещё вчера они с «калашами» на груди присягали самой большой стране мира, верили в неё, гордились ею, жили в одних казармах и кубриках, воевали против врагов Отечества, делились последним глотком воды, ликвидировали последствия чернобыльской катастрофы, называли друг друга братьями (и по крови были ими) и вдруг — стали соседями и потенциальными врагами. При том, что своим новым государственным образованиям они не присягнули.
В России этот процесс шёл самотёком по умолчанию. Если ты принимал присягу СССР, то автоматически стал военнообязанным ВС РФ. И только новобранцы и «свежеиспечённые» офицеры принимали другую присягу — уже новому государству — РФ. Парадоксальная ситуация: в одной державе и даже в одной российской армии служили люди, принявшие разные присяги. Одни военные клялись в верности советскому народу, коим являются граждане всех республик СССР, другие — исключительно российскому народу, то есть проживающим на территории РФ (РСФСР).
Если в 1991 году все мужчины РФ были включены в списки российских военнообязанных автоматически, как-никак государство-правопреемник. То совершенно абсурдной обозначилась проблематика принятия присяги в других республиках. Военный литератор, пишущий под псевдонимом Комиссар Катар, в своей работе «Верность присяге СССР или некомбатанты» констатирует: «…Возникла юридическая коллизия: освободить от присяги военнослужащего или лицо военнобязанное, может лишь государство, которому принесена присяга. В конкретно рассматриваемом тексте присяги СССР, гражданин присягает трем ипостасям государства: народу, Советской Родине и Советскому правительству. Присяга принесенная народу, не содержит аспектов уголовного преследования, в случае нарушения присяги. В конечных ее словах описано наказание за предательство народа.
Цитирую; „пусть меня постигнет… всеобщая ненависть и презрение трудящихся“. Читателю не стоит вестись на слово „трудящиеся“, ибо конституция СССР четко заявляет, что трудящиеся и есть народ и посему двоякого толкования быть не может. Советский народ был трудящимся. Нарушение присяге Советской Родине, в отличие от народа, несло уголовное преследование, вплоть до исключительной меры наказания — расстрела. Правопреемником СССР по всем законам является Российская Федерация и согласно логике, освободить от присяги СССР лиц, пожелавших служить в украинской (белорусской, казахской и пр.) армии, могла только она. Однако такие „мелочи“, на фоне разразившегося кризиса и становления независимых государств, прошли незамеченными».
Можно сколько угодно вопросы нравственные, исторические, цивилизационные, юридические переводить в материальные (мол, всем республикам досталась определённая часть собственности Союза), но Россия, став юридическим правопреемником СССР, несёт ответственность за тех людей, кто по приказу советского правительства служил в рядах ВС Советского Союза в десятках стран мира, как, впрочем, строил БАМ, Байконур, спасал мир от последствий чернобыльской катастрофы, осваивал целинные земли, снабжал углём и металлом, химической и строительной продукцией дружественные правительства всех континентов. И никому, кроме СССР, больше не присягал.
Можно посмотреть на эту проблему и с точки зрения подписанных СССР договоров. Вопрос о правопреемстве в отношении договоров является одним из последствий прекращения существования СССР. В Соглашении о создании Содружества Независимых Государств от 21 декабря 1991 года государства участники СНГ гарантировали выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР. Государства также согласились, чтобы членство СССР в ООН было продолжено Российской Федерацией. Решениями 1992 года об участии государств-участников СНГ в Договоре между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности 1987 года, в Договоре между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года государства — правопреемники СССР подтвердили свое участие в указанных договорах применительно к их территориям.
То есть правопреемник СССР — Россия — фактически разоружала по своим международным обязательствам республики бывшего Союза, а, следовательно, брала на себя и ответственность за безопасность и соблюдение прав проживающего в этих республиках населения. Другое дело — как это происходило и сколько государственных чиновников созданных независимых государств погрели на этом процессе руки. Немаловажен и факт, что, например, Эстония официально заявила о том, что является правопреемницей довоенной республики, де-факто прекратившей существование в июне 1940 года. То есть, скажем, сегодняшняя Эстония не признает Эстонскую ССР правопреемным государственным образованием по отношению к довоенной республике, считая ее юридической фикцией советских оккупационных властей. Но Казахстан, Белоруссия, Украина никогда не имели своей государственности и получили её от СССР.
Согласно скандально известному Будапештскому меморандуму о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия от 5 декабря 1994 года Российская Федерация взяла на себя часть обязательств по оказанию помощи Украине как государству, не обладающему ядерным оружием, в случае если Украина станет жертвой акта агрессии. В том числе — агрессии экономической и политической, выраженной в качестве экономического принуждения, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление Украиной прав, присущих ее суверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества любого рода.
Вопрос о статусе меморандума как юридически обязательного для сторон документа является спорным. Государства-участники не ратифицировали его. Но в 1994 году в законодательстве РФ не было положения о ратификации международных договоров, поэтому документ вступил в силу с момента подписания. Здесь важен нюанс: в 2013–2014 году США и его западные союзники фактически профинансировали и осуществили государственный переворот, выразившийся в качестве обозначенного в меморандуме «экономического принуждения, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление Украиной прав, присущих ее суверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества любого рода».
Украина без проведения всенародного референдума была принудительно приведена под Ассоциацию с ЕС, утратила суверенитет и полностью управляется США. А что же Россия? Как участник вышеупомянутого Договора между СССР и США, Будапештского меморандума, как правопреемник СССР в ООН, она отказывается от защиты подвергшихся прямой агрессии людей Новороссии, многие из которых по логике и смыслам принятой ими присяги остались верны своему государству — СССР (России), воспитали детей и внуков в русских, советских традициях. Более того, миллионы этих людей, как и их однополчане из других бывших союзных республик, служили на территории РСФСР, а списки с их личными подписями принявших военную присягу хранятся в архивах воинских частей РФ.
В Новороссии сложилась парадоксальная ситуация. В большинстве своём, в первые дни донбасских событий с оружием в руках на защиту своих домов от агрессии поднялись люди старше сорока лет. То есть те, кто прошёл школу советской армии. По ту сторону фронта против них шли карательные военизированные подразделения, давшие присягу Украине. Обвинить ополченцев в коллаборационизме нельзя по причине, что они защищали Донбасс как часть своей Большой Родины — СССР. Сговор в Беловежской пуще поставил крест на существовании государства, но не отменил Родину и данную людьми присягу.
«Я клянусь… до последнего дыхания быть преданным своему Народу, своей Советской Родине и Советскому Правительству…»
Вообще вопросы советской присяги после распада СССР в республиках поднимался неактивно. Верховная Рада, например, занятая дележом преференций и должностей, этот вопрос просто не поднимала. А вот министерства, заинтересованные в военных специалистах СССР, приняли ведомственные приказы. Но любой грамотный юрист при определённых политических условиях мог бы поднять вопрос о несанкционированном использовании неприсягнувших военных специалистов, фактически — наёмничестве.
Немаловажен и такой аспект: все, кто не поспешил с принятием присяги Украине, вольны от любой ответственности, тем более, что РФ признала: в случае переезда на ПМЖ в Россию, все годы службы в армии Украины приравниваются к службе в армии РФ. Но только некомбатантам, то есть оставшимся верным присяге СССР. Ко всем военнослужащим, изменившим этой присяге, в любое время может быть применено уголовное преследование. Так гласит закон и международные нормы. И это означает, что подвергшиеся агрессии со стороны США, их наёмников и союзников мужчины Новороссии, а ранее — Приднестровья, Южной Осетии, Абхазии их сыновья и внуки остались верны присяге. Которую, как известно, принимают только один раз. Как пишет Комиссар Катар, прошло время и большинство некомбатантов уже на пенсии, однако закон есть закон и при наличии доброй воли, может быть применен в любое время, как не имеющий срока давности. А равно и иски к государству, которое использовало незаконных некомбатантов.
Все мы знаем и помним, что Президент РФ Владимир Путин тоже принимал воинскую присягу СССР — то есть всему народу, всех республик. Путин возглавляет государство, являющееся правопреемником Союза. Возможно, помощники Президента и найдут правовые или политические основания откреститься от миллионов людей, оставшихся верным СССР и России во всех уголках Большой Родины. Но есть ли моральные основания перед поколениями людей, отдавших за неё жизни, называть их иностранцами, не признавать соотечественниками, сослуживцами, единоверцами — вопрос риторический. Как писал Валентин Пикуль, «Долг, честь, присяга — это ведь не пустые слова! Нельзя их закидывать под лавку».
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:
Россия без сердца
Непризнанные страны. Непризнанные люди. Непризнанная русскость
Или мы уже не братья?..
Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)
rusrand.ru
дать присягу — это… Что такое дать присягу?
присягу — дать присягу • действие принести присягу • действие принимать присягу • действие принять присягу • действие … Глагольной сочетаемости непредметных имён
дать — власть дать • обладание, каузация волю дать • действие время дать • обладание, каузация гарантии дать • действие дать бал • организация дать бой • действие дать большое интервью • действие, объект дать взятку • действие, каузация дать власть •… … Глагольной сочетаемости непредметных имён
принять присягу — присягнуть, дать присягу Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
присяга — дать присягу • действие принести присягу • действие принимать присягу • действие принять присягу • действие … Глагольной сочетаемости непредметных имён
действие — возыметь действие • действие действие кончилось • действие, субъект, окончание действие направить • действие действие начинается • действие, субъект, начало действие основано • касательство действие производить • действие действие происходит •… … Глагольной сочетаемости непредметных имён
ПРИСЯГАТЬ — ПРИСЯГАТЬ, присягнуть, клясться, дать присягу, клятву, клятвенное обещанье или уверенье в чем; призывать гласно и торжественно Бога во свидетельство, с установленными церковью обрядами, целуя Св. Крест и Евангелие. Присягать царю на верность… … Толковый словарь Даля
Иренек — Гравюра, изображающая кыргызского всадника Иренек (Иренак Ишеев, Иреняк, Ернак, ? сентябрь 1687 года) – князь (бек) Алтысарского улуса енисейских кыргызов, третий сын кыргызс … Википедия
присягнуть — принять присягу, дать присягу Словарь русских синонимов. присягнуть принять (или дать) присягу Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
давать — (не) давать повод • обладание, каузация (не) давать покоя • обладание, каузация (не) давать полного представления • обладание, каузация власть дать • обладание, каузация волю дать • действие время давать • обладание, каузация время дать •… … Глагольной сочетаемости непредметных имён
Ломоносов, Михаил Васильевич — — ученый и писатель, действительный член Российской Академии Наук, профессор химии С. Петербургского университета; родился в дер. Денисовке, Архангельской губ., 8 ноября 1711 г., скончался в С. Петербурге 4 апреля 1765 года. В настоящее… … Большая биографическая энциклопедия
dic.academic.ru
Приняли присягу
В отдельном понтонно-мостовом батальоне железнодорожных войск, расположенном в поселке Шевелюха, пополнение.В этот день в части было много гостей.
Поздравить новобранцев приехали представители комитета солдатских матерей, ветераны Великой Отечественной войны, родители военнослужащих. Председатель Совета солдатских матерей Игорь Горбунов сказал:
– Принятие присяги– это очень торжественный момент, это начало вашего служения Родине. Выполнить свой долг перед страной – большая честь и ответственность одновременно. За время службы вы должны научиться взаимовыручке, терпению, умению преодолевать любые трудности.
На территории этой воинской части есть свой православный храм, где проходят службы. Полковой священник отец Алексей окропил святой водой молодых бойцов.
– Присяга – это клятва. Она ставит перед молодым бойцом новые цели и задачи. Когда вам станет трудно, надейтесь на божью помощь, – напутствовал молодых солдат отец Алексей.
Принимающих присягу поздравили заместитель председателя совета ветеранов Заволжского района Галина Вавилова, ветеран железнодорожных войск Августин Желнеронок и многие другие. Все они желали солдатам, чтобы им легко служилось, чтобы дома их ждали родные и близкие.
После принятия присяги родители смогли наконец обнять и поздравить своих детей. Некоторые мамы удивлялись произошедшей в сыновьях перемене:
– Был совсем ребенок, а теперь подтянутый, взрослый, – сказала Галина Сергеевна, приехавшая к сыну Алексею.
Девушка Катя прибыла в часть к своему молодому человеку Сергею Глебову, которого призвали в армию этой осенью после окончания технического университета. Катя относится с пониманием к тому, что ее парень должен служить Родине. Она собирается ждать его.
– Год пролетит незаметно, и мы снова будем вместе, – говорит она.
По словам заместителя командира части майора Алексея Коваленко, 86 новобранцев прибыли в часть еще месяц назад. Сегодня половина из них приняли присягу. Призваны в этот батальон в основном юноши из Ярославля и Ярославской области, а также из Нижнего Новгорода и Воронежа. Первое время ребятам было сложно: приходилось привыкать к армейской обстановке, к новому распорядку дня. И вот эти трудности позади. Полтора месяца новобранцы проходили курс молодого бойца, изучали воинский устав, учились ходить строем. Сегодня все ребята физически неплохо подготовлены и готовы к прохождению воинской службы.
– В нашей части молодые солдаты научатся работать с тяжелой техникой, – говорит Алексей Коваленко. – В части созданы хорошие условия для несения службы. Казармы располагаются в новых кирпичных зданиях – это теплые капитальные помещения, где нормальные бытовые условия. У нашей части богатая история и хорошие традиции. Надеюсь, что все, кто принял сегодня присягу, с честью выполнят свой долг перед Родиной.
city-news.ru
Военная присяга, ее понятие полное содержание
Современная военная присяга уходит корнями в далекое прошлое. Древние воины приносили клятву верности своим правителям. Нравственное значение этого ритуала состоит в том, что человек связывает себя обещаниями. Невыполнение клятвы приводит к общественному порицанию и моральным страданиям самого нарушителя принятых обязательств. Торжественная обстановка приведения к присяге воздействует на патриотические чувства, возвышая нравственные установки человека. Подавляющее большинство Вооруженных Сил разных государств практикуют ритуалы, во время которых военнослужащие клянутся своей стране в верности, обещая исполнять свой долг по защите народа, основ Конституции и гуманистических идеалов человечества. В нашем государстве с его трагической историей и меняющейся идеологией текст присяги неоднократно корректировался, но ее духовный смысл оставался неизменным на протяжении столетий.
Обратите внимание! Военнослужащий — это защитник своего народа, Отечества, законности и территориальной целостности Родины.
Ныне действующий текст документа стал более лаконичным, он утвержден ФЗ №53 от 28.03.1998 года. Порядок проведения мероприятия регламентирован Уставом ВС РФ. Принятие присяги осуществляется каждым гражданином при поступлении на службу по призыву или при первом подписании контракта. Солдаты после призыва в армию проходят первоначальную подготовку, в ходе которой они изучают нормативные документы, регламентирующие служебную деятельность, занимаются физподготовкой. После курса молодого бойца, длящегося 2 месяца, военнослужащих приводят к присяге.
Подготовка к мероприятию
День, на который запланировано принятие присяги новобранцами Вооруженных Сил, является праздничным. Дата назначается заранее, чтобы родственники срочников смогли приехать в воинскую часть. Заблаговременно проводятся занятия по строевой подготовке, в ходе которых солдат обучают:
- правильному подходу к командиру и отходу в строй;
- обращению с оружием в строю;
- правилам обращения к старшему военачальнику.
Слова присяги должны быть заучены наизусть, хотя во время церемонии армеец держит в руках папку с ее текстом. Невзирая на подготовительные меры, нередки случаи, когда нервное напряжение, вызванное торжественностью момента и присутствием родственников, приводит к тому, что новобранец забывает слова, путается в движениях. В процессе подготовки командир подразделения обязан сформировать список гостей, допущенных на территорию воинской части.
Правомерность отказа
Лица, поступившие на срочную службу, считаются военнослужащими с момента призыва, но до принятия присяги они:
- не могут быть назначены на боевое дежурство;
- не участвуют в боевых действиях;
- не несут караульную службу;
- не имеют права на закрепление оружия и техники.
Важно! В отношении не присягнувших военнообязанных дисциплинарный арест не применяется.
Отказ от присяги возможен только в случае выбора альтернативной гражданской службы (АГС). Законодательно установлен порядок подачи заявления в военкомат, где призывник излагает свою мотивацию. Если она будет признана достаточной, его освободят от воинской службы, заменив ее трудовой деятельностью. Срок альтернативной службы больше, чем военной. Изъявить желание на замену службы в армии на АГС необходимо за полгода до призыва. Будучи призванным в Вооруженные Силы гражданин обязан принять присягу, однако, юридической ответственности за отказ не предусмотрено. Пацифистам и приверженцам религий, отрицающих военную службу, стоит заранее заявить о своих взглядах, ведь отсутствие законных методов наказания от принятия к присяге не гарантирует запрета применения неформальных методов убеждения.
Процедура приведения к присяге
Перед торжественным мероприятием на плацу под государственным флагом и знаменем объявляется общее построение части в парадном форменном обмундировании. Бойцы, приводимые к присяге, выстраиваются в первой шеренге. Командир в/ч выступает с кратким обращением, напоминая о значении присяги в армии, важности и торжественности момента ее принятия. После команды «Вольно» командир части отдает приказание о начале процедуры. Командиры подразделений в установленном порядке вызывают из строя военнослужащих, каждый из которых вслух произносит текст присяги на верность Отечеству, ставит свою подпись в специальной ведомости, возвращается в строй. После того, как все призывники присягнут, звучат поздравления командира всем приведенным к присяге военнослужащим. Приветствия получают и старослужащие военные, ведь в их коллектив пришло пополнение. Оркестр исполняет Государственный Гимн страны, после чего личный состав части проходит торжественным маршем в соответствии со строевым уставом. Ритуал может быть проведен в помещении в 3-х случаях:
- сложные погодные условия;
- принятие присяги военнообязанными женщинами;
- для новобранцев, по каким-либо причинам не принесших обязательства в торжественный день.
В случае проведения торжественного мероприятия в местах боевой славы в нем участвуют только те военнослужащие, которые дают присягу. Списки присягнувших хранятся в штабе в прошитом и пронумерованном виде, и подлежат сдаче в архив по истечении установленных сроков.
Текст присяги ВС РФ
Текст военной присяги современной России приведен в ФЗ №53 «О воинской обязанности и военной службе». Ст.40 дает перечень лиц, подлежащих приведению к присяге или даче обязательства (для иностранных граждан). Армеец называет свои фамилию, имя и отчество, клянется в верности своему государству. Слова клятвы содержат обещание соблюдать Конституционные законы, выполнять требования Уставов и Приказы вышестоящих начальников. Достойное выполнение долга и мужественная защита свободы, конституционного строя и независимости страны также входят в обязанность военнослужащего, заключившего контракт, призванного на срочную службу или военные сборы.
Что положено после присяги
Каждому военному-срочнику, не имеющему взысканий, положено одно увольнение в неделю. Для призывников день принятия к присяге становится первым и самым долгожданным выходным в армейской жизни. После окончания торжественной программы всем присягнувшим бойцам, ранее подавшим заявление на увольнение, предоставляется возможность покинуть расположение части в сопровождении родителей и иных родственников. В некоторых частях в целях обеспечения возвращения солдат в часть практикуется сдача паспортов сопровождающих родственников под расписку руководству в/ч. Находясь за пределами подразделения и без надзора старших товарищей, военнослужащий должен помнить о своем статусе, соблюдать форму одежды и требования Устава.
Важно! Запрещается употреблять алкоголь, наркотические и сильнодействующие вещества.
Как правило, родственники привозят солдатам гражданскую одежду, надев которую он снижает вероятность встречи с военным патрулем. Получив замечание от патрульного, можно остаться без увольнительной на следующей неделе, а при серьезных нарушениях правил Устава есть риск схлопотать внеочередной наряд или иной вид взыскания.
Расскажите о том, как проходит принятие присяги в вашей воинской части. Были ли случаи отказов, в чем выражалась реакция командования, применялись ли санкции к отказникам. Делитесь опытом службы, пишите свои истории в блоке комментариев.
Загрузка …nagrazhdanke.ru
«Торжественно клянусь!..» Во внутренних войсках военнослужащие приняли присягу
Около 1 700 военнослужащих внутренних войск МВД Республики Беларусь 22 декабря произнесли клятву на верность своему народу, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Торжественная церемония принятия Военной присяги проходила также на плацу 1-й отдельной специальной милицейской бригады внутренних войск МВД Беларуси на ул. Маяковского.
Текст присяги в присутствии родных, близких и друзей зачитали более 400 военнослужащих.
Минчанин Иван Бурак приехал навестить внука Владислава Белевцева.
— Рад, что дожил до такого торжественного момента, — едва сдерживая слезы, произнес Иван Константинович. — Желаю ему успехов в боевой и политической подготовке. Так говорили в бытность Советского Союза. Я ведь 28 лет отдал службе в рядах Советской Армии, прапорщик в отставке. Кстати, второй дед нашего солдата Владимир Андреевич — полковник в отставке. Так что у Владислава оба деда военные.
— Сыну 19 лет, до службы закончил кулинарный колледж. Теперь отдает долг Родине, — продолжила мать военнослужащего Светлана Ивановна. — Со слезами в армию провожала, хотя знала, что парню нужно через это пройти. В войсковой части будет служить поваром. В этой же должности работал до призыва в Академии МВД. Так что кулинарную практику получил хорошую.
А вот Евгений Лещик призван в войска из Червеня. Навестить солдата приехали мама Елена Михайловна и сестра Вера. Обе с нетерпением ждали окончания церемонии, чтобы поскорее обнять и поцеловать сына и брата.
Поздравил новобранцев со знаменательным событием заместитель министра внутренних дел — командующий внутренними войсками генерал-майор Юрий Караев:
— Вам, молодым воинам, выпала честь служить в милицейской бригаде, которая обеспечивает охрану общественного порядка в столице. Принятие Военной присяги — первый воинский ритуал в солдатской службе. И он, конечно же, останется в памяти навсегда. Приняв Военную присягу, вчерашние призывники становятся полноправными защитниками своего Отечества, продолжателями традиций тех, кто нес службу до них. Воинская служба почетна и ответственна. Весомый вклад в обеспечение национальной безопасности государства вносят и военнослужащие внутренних войск. Уверен, личный состав, стоящий перед нами в строю, проявит все свои лучшие качества, чтобы соответствовать нашему девизу «Долг! Честь! Отечество!».
— Сегодня день настоящего мужчины, — отметил командир войсковой части 5448 полковник Владимир Жизневский. — До принятия присяги военнослужащие проходили курс начальной военной подготовки, изучали положения общевоинских уставов, порядок несения внутренней службы, занимались огневой и тактической подготовкой. Наши военнослужащие обеспечивают охрану общественного порядка во всех районах Минска. Ответственные задачи будем выполнять в ходе проведения в столице в будущем году II Европейских игр.
В конце мероприятия перед собравшимися выступили мастера рукопашного боя, кинологи и специалисты взрывотехнического центра внутренних войск.
После показательных выступлений родители военнослужащих смогли пообщаться с командованием, ознакомиться с условиями службы и быта своих сыновей. А после военнослужащих отпустили в их первое увольнение.
Фото Сергея Пожоги
minsknews.by
Может ли христианин принимать присягу?
Вопрос встающий перед многими христианами: стоит ли приносить присягу или отказываться от неё. И основная причина это необходимость клятвы перед государством
Многие терпят насмешки и унижения именно из-за своего отказа присягать. Полемика идёт ожесточённая. Но очень часто эмоции перехлёстывают через край и мешают рассмотреть проблему в свете Священного Писания. Мы, в свою очередь, внимательно исследовали известные отрывки из Библии, толкования богословов и проповедников и пришли к выводу, что принятие присяги военнослужащими не противоречит Божьим заповедям. Что и хотим сейчас показать…
Не случайно, что в христианской среде возникает немало споров: стоит ли приносить присягу или отказываться от неё. Христиане, которые служат в армии, спорят с теми, кто отказывается идти в неё именно из-за необходимости клятвы перед государством. Многие терпят насмешки и унижения именно из-за своего отказа присягать. Полемика идёт ожесточённая. Но очень часто эмоции перехлёстывают через край и мешают рассмотреть проблему в свете Священного Писания. Мы, в свою очередь, внимательно исследовали известные отрывки из Библии, толкования богословов и проповедников и пришли к выводу, что принятие присяги военнослужащими не противоречит Божьим заповедям. Что и хотим сейчас показать…
Прежде всего следует уяснить, что же такое клятва. Клятва — это призывание Бога засвидетельствовать правдивость наших слов. Явные кощунства, произносимые специально для того, чтобы оскорбить Бога, не могут называться клятвой.
В Писании неоднократно говорится, что призывание Бога для свидетельства, когда оно совершается должным образом, представляет собой один из способов Его прославления. Так, Исайя говорит об ассирийцах и египтянах, которые в войдут в Божью Церковь: они «будут говорить языком Ханаанским и клясться Господом» (Ис 19:18), то есть, клянясь именем Господа, они тем самым объявят, что считают Его своим Богом. Об умножении Божьего царства Исайя пишет так: «Кто будет просить о процветании, будет просить о процветании в Боге; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины» (Ис 65:16). Иеремия провозглашает: «И если они научатся путям народа Моего, чтобы клясться именем Моим… как они научили народ Мой клясться Ваалом, — то водворятся среди народа Моего» (Иер 12:16).
Здесь с полным основанием утверждается, что, призывая имя Бога, мы свидетельствуем, что исповедуем Его. Тем самым мы исповедуем Бога как вечную и неизменную истину, ибо призываем Его не только как надежного свидетеля истины, но и как Того, кто один может её утвердить и пролить свет на всё тайное, кто единственный умеет читать в сердцах. Когда нам недостаточно свидетельства людей, мы берём в свидетели Бога, особенно если требуется подтвердить то, что скрыто в глубинах сознания. Поэтому Господь жестоко гневается на клянущихся чужими богами и считает подобную форму клятвы знаком отречения от Него: «Сыновья твои оставили Меня и клянутся тем, которые — не боги» (Иер 5:7). Тяжесть этого греха Бог подчёркивает тяжестью наказания за него, угрожая уничтожить тех, кто клянётся и именем Бога, и именем своего идола (Соф 1:4—5).
Итак, уяснив, что Господь желает прославления в наших клятвах Своего имени, мы должны бдительно остерегаться того, чтобы вместо прославления оно не оказалось в уничижении и презрении. Ложно клясться именем Бога — страшное глумление; в Законе оно названо бесчестием (profanation): «Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего» (Лев 19:12). Ибо что остаётся у Бога, когда у Него похищена истина? Он более не Бог. А Его лишают истины, как бы вынуждая быть свидетелем лжи и оправдывать её. Поэтому Иисус Навин, добиваясь правды от Ахана, сказал ему: «Сын мой! Воздай славу Господу Богу Израилеву» (Ис Нав 7:19). Тем самым он засвидетельствовал, что ложная клятва именем Бога — тяжкое бесчестие для Господа. Это неудивительно: ведь, поступая таким образом, мы пятнаем Его имя ложью.
Обычай требовать подтверждения чьих-то слов клятвой именем Господа был весьма распространён у евреев. Об этом свидетельствует, в частности, эпизод из Евангелия от Иоанна, когда фарисеи потребовали этого у прозревшего слепого: «Итак вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу» (Ин 9:24). Св.Писание учит нас страху перед ложной клятвой, который мы должны испытывать, когда произносим: «Жив Господь!» (1 Цар 14:39, 45), «Вот какое бедствие от Господа!» (4 Цар 6:33), «Бога призываю во свидетеля на душу мою» (2 Кор 1:23). Эти формулы убеждают нас, чтo если Бог призван в свидетели наших слов, то Он oтомстит нам за ложную клятву.
Однако если мы прибегаем к имени Бога пусть в правдивой, но незначительной клятве, то тем самым мы все равно умаляем или оскорбляем Его честь. Это другой вид клятвы, в которой имя Господа произносится напрасно. Поэтому недостаточно воздерживаться от ложной клятвы или клятвопреступления, но следует также помнить, что клятва установлена не для забавы людей, a пo необходимости и что при отсутствии таковой она запрещена. Те, кто прибегает к клятве по ничтожному и глупому поводу, нарушают правила её законного употребления. Необходимость в клятве возникает только тогда, когда она напрямую связана с верой, любовью, милосердием и кротостью.
Вам наверняка приходилось слышать такие выражения: «Чтоб мне провалиться на этом месте!». Или: «Клянусь Юпитером!». Или: «Да чтоб меня разорвало, если это не так!». В наше время очень злоупотребляют клятвами по всякому поводу, и это стало настолько привычным, что даже не считается грехом. Но на Божьем суде будет иначе. Ибо именем Бога злоупотребляют по неразумию и не задумываются, что творят зло, так как по причине своей распущенности люди уже давно стали одержимы божбой. Однако повеление Бога остаётся в силе, и угроза, которую Он добавил к нему, не отменена. Суровая кара ожидает тех, кто станет прибегать к Божьему имени напрасно. Существует и другой грех, когда люди в своих клятвах вместо имени Бога обращаются к именам святых, клянясь св. Иаковом, св. Антонием, Марфой, Марией, Параскевой или Варфоломеем. Это глупость и явное нечестие, поскольку здесь Божья слава переносится на неких смертных людей, уже давно умерших. Или же в клятве вдруг упоминаются имена каких-то ангелов. Но Бог не без оснований совершенно определённо повелел клясться только Его именем и особым предписанием запретил клясться именами других богов («Соблюдайте всё, что Я сказал вам; и имени других богов не упоминайте: да не слышится оно из уст твоих» Исх 23:13; «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и Его именем клянись» Втор 6:13; 10:20). То же самое имеет в виду апостол, когда пишет, что люди в своих клятвах призывают Бога, так как клянутся высшим, но Бог клялся самим Собою, потому что выше Его нет уже никого «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: „Истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя“. И так Авраам долготерпев получил обещанное. Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их» (Евр 6:13—16). Клясться святыми, то есть приписывать им то, чего у них в сущности нет, приписывать им Божью славу — тяжёлый, глубоко оскорбительный для Бога проступок.
Есть и другая крайность той же болезни. Некоторые люди узкого толка, не довольствуясь этими ограничениями, осуждают все клятвы без исключения, поскольку запрет Христа носил всеобщий характер: «Не клянись вовсе… Но да будет слово ваше „да, да“, „нет, нет“; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф 5:34—37; Иак 5:12). Но тем самым они оскорбляют Христа, выставляя Его противником Отца, как будто Он пришёл на землю для того, чтобы отменить Его заповеди. Ибо предвечный Бог в своём Законе не только разрешает клятву как вполне законную вещь (одного этого было бы достаточно), но и предписывает по необходимости пользоваться ею: «Клятва пред Господом да будет между обоими в том, что взявший не простёр руки своей на собственность ближнего своего…» (Исх 22:11). А Христос свидетельствует, что Он и Отец — одно, что Он не принёс ничего, что не заповедал бы Отец, что Его учение — не от Него: «Иисус, отвечая им, сказал: Моё учение — не Моё, но Пославшего меня… сию заповедь получил Я от Отца Моего… Я и Отец — одно» (Ин 7:16; 10:18, 30) и т.д. Что же ответят на это наши противники? Станут ли утверждать, что Бог противоречит самому Себе, запрещая и осуждая то, что Он однажды одобрил и повелел?
Давайте посмотрим на жизнь Христа. А сам Он когда-нибудь подтверждал что-то под клятвой? Взгляните на отрывок из Евангелия от Матфея, 26:62—64: «И встав первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? Что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». Тут как раз Христа заставляют отвечать под клятвой. И Иисус отвечает им: «Ты сказал». В 1-м веке н. э. это означало: «Истинно так, да, совершенно точно». Почему Христос, сказав, что клясться нельзя, сам, будучи под клятвой, подтверждает истинность своих слов клятвенным образом? И есть ли в Новом завете ещё ситуации, когда люди клялись?
А вот перед вами жизнь апостола Павла. Во 2 послании к Коринфянам, 1:23, Павел призывает Бога во свидетели, чем подтверждает истинность своих слов. В 11 главе того же послания в 31 стихе находим опять формулу клятвы, сошедшую с уст апостола Павла. Обратившись к посланию к Галатам, 1:20, мы вновь видим клятву именем Господня. В 1 послании Фессалоникийцам, 5:27, Павел заклинает своих читателей. То есть, как и Иисус, Павел в своей жизни использовал клятвы, чтобы подтвердить истинность чего-либо. И поступали они по законам Ветхого завета.
Вот пример, когда клятва была просто необходима и неоднократно применялась: Исх 22:10—11: «Если кто отдаст ближнему своему осла, или вола, или овцу, или какой другой скот на сбережение, а он умрёт, или будет повреждён, или уведён, так что никто сего не увидит: клятва пред Господом да будет между обоими в том, что взявший не простёр руки своей на собственность ближнего своего; и хозяин должен принять, а тот не будет платить». В ситуации, когда не было объективной информации для установления истины, всегда использовалась клятва перед Богом, как заверение в том, что клянущийся говорит истину.
Но как тогда Иисус Христос мог противоречить сам себе? Может быть, Он просто забыл, что сказал в Нагорной проповеди? Может быть, разгорячённый тем, что столько много чудес вокруг происходит и такие огромные толпы народу слушают Его, Он просто не уследил за ходом своих мыслей?
Возникает ощущение, что некоторым христианам представляется именно такая картина. На первый взгляд, здесь несогласие с тем, что говорит ранее во многих местах Священное Писание. Но всегда, когда возникает подобное, тем более необходимо тщательнее вчитываться в священный текст. И тем более тщательно надо его исследовать.
Мы часто смотрим на слова Иисуса в Нагорной проповеди, как если бы они оканчивались на слове «вовсе…». Но если бы они действительно так заканчивались, тогда ни один христианин не имел бы права клясться вообще! Но Иисус продолжает. Он поясняет, какие именно клятвы имеет в виду, употребляя слово «вовсе». Не клянись вовсе чем? Ни небом, потому что оно — престол Божий, ни землёй, потому что она — подножие Его, ни Иерусалимом, потому что он — город Царя, ни головой своей, потому что ни одного волоса не можешь сделать белым или чёрным.
И, кстати, запрещает Он не все, а именно эти четыре клятвы. В том же Евангелии от Матфея мы находим слова Иисуса Христа, которыми Тот поясняет ситуацию, сложившуюся тогда с клятвами на земле. При внимательном рассмотрении слов Иисуса в Мф 23:16—22 мы находим кое-что, открывающее очень интересную вещь во всех этих клятвах.
«Горе вам, вожди слепые, которые говорите: „Если кто поклянётся храмом, то ничего; а если кто поклянётся золотом храма, то повинен“. Безумные и слепые! Что больше: золото или храм, освящающий золото? Также: „Если кто поклянётся жертвенником, то ничего; если же кто поклянётся даром, который на нём, то повинен“. Безумные и слепые! Что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? Итак, клянущийся жертвенником клянётся им и всем, что на нём; и клянущийся храмом клянётся им и всем, что на нём; и клянущийся небом клянётся престолом Божиим и Сидящим на нём».
В те времена истинность клятвы оценивалась в зависимости от того, чем клятва подтверждалась. Вот и первый пример: если кто поклянётся храмом, то ничего страшного. Не нужно её в этом случае обязательно исполнять.
И мы обнаруживаем, что евреи делили клятвы сообразно значимости или святости той вещи или той личности, коей клятва подтверждалась. Если фарисей или любой другой иудей говорил: «Я завтра непременно принесу тебе арбуз, клянусь своей головой», то это, хоть и звучит убедительно, на самом деле означало: «Если у меня и не получится, так ведь я всего лишь поклялся своей головой, а не Богом. А эта клятва, дружище, совсем не обязательна при иных обстоятельствах. У меня просто не получилось». А если претензии нарастали, тогда фарисей говорил: «Послушай, а разве я упоминал имя Господне в клятве? Ведь нет. Разве я упоминал золото храма или что-то такое, что заставило бы меня при любых обстоятельствах её исполнить?» Оказывается, иудеи считали обязательной ту клятву, в которой использовалось имя Господне и другие священные предметы. Они говорили, что в таком случае Господь является как бы третьим участником соглашения и строго следит, чтобы клятва исполнялась. Но если человек клянётся небом, землёй, Иерусалимом или своей головой, то считалось, что эта клятва необязательна к исполнению. И человек, чувствуя, что не суметь ему её выполнить, оставлял за собой право спокойно от неё отказаться. Евреи в конце концов сделались настолько искусными в разрабатывании таких схем, в увиливании от ответственности, взятой ими при клятве, что ситуация стала представлять собой сплошную ложь или подлог и обман. И Иисус Христос говорит, что такими клятвами, которые были заведомо ложными, клясться не нужно вовсе.
Он не говорит, что клясться нельзя вообще. Он не говорит, что отменяет ветхозаветные постановления о клятве или заменяет Божью волю Своим новым учением. Истинная клятва в случаях отсутствия достоверных фактов остаётся, и Иисус, и апостол Павел подтверждают это личным опытом. Но нельзя клясться ложной клятвой, нельзя подтверждать то, что вы заведомо не хотите исполнить и в чём сомневаетесь. Иисус Христос говорит: не клянитесь вовсе такими клятвами! Это есть нарушение Божьего закона! И перечисляя все эти места: небо, землю и т.д., Он показывает, что и в этих местах присутствует Господь, а потому и такую клятву мы обязаны исполнять. Иисус говорит, что вся наша жизнь не должна делиться на храмовую и нехрамовую, на общение в кругу верующих по принципам Библии и на общение в кругу неверующих с попиранием этих принципов. Везде Господь присутствует рядом с нами, Он слышит каждое наше лживое слово, знает наши желания кого-то обмануть или сделать подлог. Иисус хочет, чтобы вся наша жизнь была наполнена торжественным осознанием постоянного Божьего присутствия.
Итак, когда мы размышляем, что значат слова Христа: не клянись небом, землёй, Иерусалимом, своей головой, — мы понимаем, что здесь Иисус не отменяет ветхозаветные правила. Но у нас остался последний отрывок — стих 37 из 5 главы от Матфея: «да будет же слово ваше „да, да“, „нет, нет“; а что сверх этого — от лукавого». Вы скажете: а причём тут лукавый? Посмотрите тогда стих из Евангелия от Иоанна, 8:44, где говорится, что лукавый — отец лжи, ложь — это его природа. Всё, что вы говорите кроме вашего однозначного «да» или «нет», — это от лукавого. Скажите, что подразумевает христианин, когда клянётся чем-либо? Это значит, что в любое другое время ему просто опасно доверять, раз для подтверждения верности своих слов ему нужно обращаться к высшему авторитету и к клятве. Он как бы подспудно выражает мысль, что во всё остальное время ему лучше не верить. Он как бы говорит о том, что вот сейчас ты можешь на него положиться, а во всех остальных случаях будь осторожен и внимателен.
Дело в том, что христианину и нет необходимости клясться при каждом своём слове. Окружающие, поскольку он всегда говорит правду (по крайней мере, должен так делать), знают, что его «нет» — это всегда «нет», а его «да» — всегда «да». Но если возникает недоверие, тогда Господь говорит: «Именем Моим клянись!». Но только не во лжи. А, с другой стороны, говоря «да» или «нет» разве мы не клянемся? Разве не обещаем? Или, может быть, люди считают, что свои обещания можно и не исполнять, а, значит, и не нести за это ответственности перед Богом? Вот там, где клянутся — да, там они боятся согрешить, потому что могут и не исполнить. А там, где говорят просто «да», там они дают себе поблажку или шанс не исполнять обещанное.
Они настаивают на слове «вовсе», хотя оно относится не к глаголу «клясться», а к перечисляемым далее формулам клятвы. Одно из заблуждений той эпохи состояло в том, что, клянясь небом и землёй, люди полагали, что не затрагивают имени Бога. И Господь, исправляя главное нарушение, разоблачает их уловку, дабы они не думали, что соблюдают Закон, когда клянутся небом и землёй, но не упоминают имени Бога. Необходимо отметить, что, хотя оно не произносится явно, люди всё равно клянутся им в скрытой форме. Так что в этом эпизоде Христос не запрещает, как иные ошибочно думают, клятвы небом, землёй и Иерусалимом, будто это некое суеверие. Он, скорее, отказывается простить и разбивает ложные измышления людей, считающих пустяком замаскированные и изощрённые клятвы, в коих они якобы избегают имени Бога, тогда как оно запечатлено во всех благах, которыми мы пользуемся благодаря Богу.
Другое дело, что человек может вообще быть пацифистом и отказаться от службы в армии. Но для того существует альтернативная служба. Поэтому те, кто говорит, что мы не клялись, оружия в руки не брали, но в армии служим, занимают довольно шаткую позицию. Практически всякий раз, когда сталкиваешься с такими людьми, убеждаешься, что они не воины по своей природе. Они боятся службы, боятся армии, и это не значит, что они плохие или ущербные, просто они — не для военной службы, и это факт. Но тогда надо честно признавать это, а не сваливать всё на Бога, мол, я такой религиозный человек, что не могу клясться. Потому что в основе лежит страх за свою жизнь, а не религиозное отношение.
Понимаем и тех, кто в растерянности по поводу того, что в своё время их в церкви учили не присягать, не брать оружия, они же об этом «трубили» у себя в части. А теперь узнали, что их учили неправильно и, оказывается, присягать можно. В послании к Римлянам 14:1 × 15:1 сказано, что немощных в вере надо принимать без споров. И всё, что не по вере — грех. Но, с другой стороны, если они верили в это тогда, значит, на то была Божья воля. Бог их вёл таким образом, что им нужно было в тот момент пострадать за свои убеждения. А теперь они познали Бога ближе и поняли свои ошибки и заблуждения. Просто в то время Бог хотел, чтобы они прошли через это испытание веры.
Мысль же наша в данном случае сводится к следующему: когда Господь требует, чтобы христианин не клялся, а говорил в ответ на требования «да», «да», «нет», «нет», это значит, что для себя самого и по собственной воле и желанию он не должен клясться. Но если этого требуют необходимость человеческого закона, польза и святость, или это нужно для возвеличивания Бога, то должен он клясться. Подобным образом часто клялись Христос и Павел, чтобы сделать свое учение и свидетельство полезным людям и достойным веры. Как это делалось и может делаться в союзах и договорах и т.д., об этом свидетельствует Пс 62: «Восхвален будет всякий, клянущийся Им».
И вот, в книге пророка Исайи, 45:22—23, есть удивительные слова: «Ко Мне обратитесь и будете спасены, все концы земли: ибо Я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык».
Однажды на нашей земле наступит Царство правды. В этом Царстве царём будет Иисус Христос. Там не будет обмана, коварства, лжи, напрасных клятв, там все будут говорить друг другу правду, и именем Господним будет клясться всякий язык. И мы, живя ещё в преддверии этого Царства, закладываем первые кирпичики основания его, говоря друг другу лишь правду и свидетельствуя о Христе. И таким образом мы уподобляемся образу Отца Небесного.
Именно поэтому мы считаем, что библейский христианин ради свидетельства перед внешними может приносить присягу перед государством, подтверждая то, что он считает истинным и справедливым. Ибо это будет прославлять Бога и свидетельствовать о нашей вере.
В подготовке этого материала использовались выдержки из произведений Мартина Лютера и Жана Кальвина, а также проповеди современных проповедников Владимира Олейника и Евгения Карпенко. Редактировал Сергей Шведов.
Источник: Союз христиан-военнослужащих России
www.hristiane.ru
принимать присягу — это… Что такое принимать присягу?
- принимать присягу
- принимать присягу
присягать, давать присягу
Словарь русских синонимов.
.
- принимать позу
- сахаросодержание
Смотреть что такое «принимать присягу» в других словарях:
принимать — доклад принять • действие, получатель закон принять • реализация, согласие меры принимать • реализация меры принять • реализация предложение принять • реализация, согласие приглашение принять • действие, получатель, реализация, согласие принимать … Глагольной сочетаемости непредметных имён
присягу — дать присягу • действие принести присягу • действие принимать присягу • действие принять присягу • действие … Глагольной сочетаемости непредметных имён
давать присягу — См … Словарь синонимов
действие — возыметь действие • действие действие кончилось • действие, субъект, окончание действие направить • действие действие начинается • действие, субъект, начало действие основано • касательство действие производить • действие действие происходит •… … Глагольной сочетаемости непредметных имён
ВЕРА — жен. уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных; | верование; отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога; безусловное признание истин, открытых Богом; … Толковый словарь Даля
присягать — См. клясться… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. присягать давать присягу, принимать присягу, божиться, клясться Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
Хрисанф (архиепископ Афинский) — Архиепископ Хрисанф Архиепископ Хрисанф (греч. Αρχιεπίσκοπος Χρύσανθος; в … Википедия
Инаугурация Президента Российской Федерации — Вступление в должность Президента России … Википедия
Инаугурация президента Российской Федерации — Вступление в должность президента России … Википедия
присяга — дать присягу • действие принести присягу • действие принимать присягу • действие принять присягу • действие … Глагольной сочетаемости непредметных имён
Книги
- Три рассказа. Я спросил у Тополя, Владимир Алексеевич Романов. «Есть такая профессия – Родину защищать». Эта книга о тех, для кого защита Родины – не пустые слова. О тех, кто принял военную присягу один раз и на всю жизнь. Кто служил не за страх, а за… Подробнее Купить за 69.9 руб электронная книга
dic.academic.ru