Признаки зарождения государства
Признаки зарождения государства:
Наличие отделенной от общества публичной власти.В государстве власть осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Это особая группа людей, которая занимается только управлением и не участвует в общественном производстве, выражает интересы не всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т. п.) или же свои собственные.
Взимание налогов и сборов.Поскольку государственный аппарат сам ничего не производит, его необходимо содержать за счет остальной части общества. Нужные для этого средства собираются с населения в виде налогов и сборов.
Разделение населения по территориальному принципу.В первобытном обществе все его члены делились по родоплеменному принципу, в государстве население разделено по территориальному принципу: так удобнее взимать налоги; так легче управлять, отслеживая не перемещение людей, а только наличие людей, способных платить, на данной территории.
Признаки государства, отличающие его от других сообществ и союзов.
1. Государство — единственная организация власти в масштабе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, общественная и т. п.) не охватывает все население. Каждый человек, становясь его гражданином или подданным, обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно- властным велениям, а с другой — право на покровительство и защиту государства.
Государство, обладает суверенитетом — внешним (независимостью от других государств в международных отношениях) и внутренним (независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организациям).
Наличие специального аппарата принуждения, специальных силовых структур и материальных придатков (армия, тюрьмы и пр.), обеспечивающих реализацию государственных решений, в том числе и принудительными средствами.
Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты — законы, указы, постановления и т. п.
Государство возникает как закономерный результат естественного развития первобытного общества, включающего совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества и др.
Формирование древнего права
Государство возникает как закономерный результат естественного развития первобытного общества. Формы государственности в Древнем мире связаны с особенностями исторического развития общества. Но каким «бы своеобразием ни отличалось возникновение государства у разных народов, во всех случаях оно появляется, в конечном счете, под воздействием экономического развития как закономерный результат разложения доклассового и образования классового общества.
Параллельно с возникновением государства шел процесс формирования права.
Образование частной собственности и раскол общества на непримиримые классы сделали первобытные обычаи в их прежнем виде непригодными для регулирования поведения людей. Эти обычаи выражали общую волю. В новых исторических условиях — условиях классовой борьбы — понадобились нормы, которые бы выражали волю только господствующего класса. Этот класс поначалу стремился приспособить обычаи прошлой эпохи к своим потребностям, в силу чего постепенно менялось содержание таких обычаев. Они трансформировались в юридические правила, перерастали в правовые нормы. Вместе с тем трансформированные обычаи еще длительное время сохраняли черты первобытной эпохи.
Кроме трансформации обычая .источником образования правовой системы служили акты государственных органов. Особенно активной была правотворческая деятельность органов юстиции, созданных уже на раннем этапе возникновения государства. Источником правообразования служили многие судебные решения] которым придавалось значение общих правил. Однако по мере того, как крепли центральные органы государственной власти, именно их акты становились наиболее авторитетным источником права, главным средством его формирования. Создававшиеся государством юридические законы были направлены на урегулирование отношений частной собственности и других групп общественных отношений для обеспечения привилегированного положения рабовладельцев.
Право возникло как качественно новая, неизвестная первобытному «строю система социальных норм. Для проведения в жизнь правовых норм государство использовало принудительную силу государственного аппарата, различные меры государственного принуждения.
20. Понятие и признаки правового государства. Предпосылки его формирования
Правовое государство — форма организации и деятельности государственной власти, строящаяся во
взаимоотношениях с индивидами и их объединениями на основе норм права — это высший тип демократического
государства.
Правовое государство — способ организации общества, при котором обеспечивается господство права и
реализуются: права и свободы человека; равенство всех перед законом; принцип разделения властей; разрешение
конфликтов через справедливый суд.
Статья 1, п.1 Конституции РФ «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой правления».
Основные признаки правового государства:
Верховенство и господство права и закона во всех сферах жизни общества — создание и деятельность всех государственных структур строго на основе права; верховенство Конституции в системе НПА;
Принцип разделения властей — относительно самостоятельное функционирование трех ветвей власти; каждая из них служит своеобразным противовесом другой и определенным юридическим средством воздействия на другие ветви власти; не допускает концентрации всей полноты власти в одних руках;
Незыблемость, гарантированность, реальность прав и свобод человека и гражданина — люди должны обладать равной правосубъектностью, одинаковыми возможностями для достижения не противоречащих закону целей или приобретения каких-либо прав; приоритет прав и свобод личности; социальная защищенность; социальная справедливость;
Четкое разграничение функций общества и государства
;Взаимная ответственность личности и государства — личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями;
Соответствие внутреннего законодательства общепринятым нормам и принципам международного права;
наличие развитого гражданского общества;
действие антимонопольных механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте;
правовая защищѐнность человека от произвольных решений и действий кого бы то ни было;
возвышение суда как главного средства обеспечения верховенства закона;
ограничение государственной власти;
обеспечивается защита прав собственности;
обеспечение прав меньшинства и невозможность диктатуры большинства.
Правовое государство — это не просто демократ. образ-е, а высший его тип. Оно предполагает демократ. устр-во всего его механизма, демокр. режим, максимальное развитие и использование демокр. институтов.
Чаще всего выделяют четыре основных признака правового государства:
господство права во всех сферах жизни общества;
незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина;
взаимная ответственность личности и государства;
принцип разделения властей.
Господство, или верховенство, права предполагает:
правовую организацию гос. власти, т.е. создание и формирование всех гос. структур строго на основе закона;
правовой характер принимаемых законов и верховенство правового закона. По своему содержанию законы должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемлемых правах и свободах человека, не противоречить им.
связанность гос-ва им же созданными законами, т.е. ограничение гос. власти посредством права, правовых установлений и предписаний;
верховенство Конст. в системе НПА, поскольку именно в Конст. закрепляются основополаг. устои конст-го строя страны, важнейшие права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод личности означают, что гос-во должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод личности, признаваемых мировым сообществом в кач-ве естеств., принадлежащих человеку от рождения и потому незыблемых, неотчуждаемых гос. властью. Государство может считаться правовым лишь в том случае, если оно закрепляет и реально обеспечивает равенство всех людей как субъектов правового общения, их равенство перед законом. Люди должны обладать
равной правосубъектностью, равными возможностями для достижения не противоречащих закону целей или приобретения каких-либо прав.
Взаимная ответственность личности и государства проявляется в том, что в своих взаимоотнош. личность и гос-во выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обяз-ми. В обязанности государства входит обеспечение правовой защищенности личности. В прав. гос-ве должны быть законод. закреплены возможности, позволяющие личности требовать от гос-ва исполнения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений гос. органов и должн. лиц, которые нарушили права и свободы личности или создали препятствия для их реализации либо на человека незаконно возложили обязанности или его незаконно привлекли к юр. отв-ти.
Принцип разделения властей предполагает относительно самостоят. функц-е трех ветвей власти — зак., исп. и судебной. Данный принцип позволяет функционировать гос. власти на правовых основах, регулировать действия каждой и не допускать концентрации власти во всей полноте в одних руках. Таким образом, ни одному из гос. органов власть не принадлежит в полном объеме.
Для формирования правового государства должны быть созданы соответствующие предпосылки, основы его существования.
1. Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на равноправии всех форм собственности, которая здесь принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ. А только наличие самостоятельности и свободы собственности могут экономически обеспечить господство права, равенство всех участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвития.
2. Социальной основой правового государства является саморегулирующееся гражданское общество, в центре которого находится человек с его разнообразными интересами и запросами. Через систему социальных институтов создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих трудовых, творческих возможностей, обеспечиваются личные права и свободы, достойный уровень жизни для всех. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. Правовое государство – это одновременно и социальное государство.
3. Нравственной основой правового государства являются общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства, исключение произвола и насилия над человеком.
Важнейшими предпосылками формирования правового государства также являются: достижение высокого уровня политической культуры и правосознания у широких масс для компетентного участия в управлении государственными и общественными делами; утверждение принципа плюрализма мнений во всех сферах жизни общества и государства; развитие системы самоуправления народа в центре и на местах; последовательное расширение и углубление принципов реальной демократии во всех сферах жизни общества.
studfiles.net
Признаки государства – основания для признания
Государство как правовое явление обладает набором отличительных черт, отделяющих его от других социально-культурных образований. Данные характеристики в правовой науке получили название «признаки государства». Правоведы имеют различные точки зрения на состав таких черт, однако, все они выделяют основные и второстепенные характеристики. Основные (они же обязательные) признаки государства дают возможность выделить его среди других объединений людей. Второстепенные черты обособляют страну из общей массы себе подобных. Итак, рассмотрим их.
Обязательные признаки государства.
Формирование государства из родоплеменной общины произошло вследствие придания ему особых черт. Ими стали территория, население, суверенитет и публичная власть.
Население (народ). Это первая и основная характеристика. Проистекает данное утверждение из самого определения государства. При отсутствии народа не могут быть определены и другие отличительные признаки государства. В тоже время стоит помнить о том, население не может ограничиваться какими-либо строгими рамками, как например: расовый, половой, национальный, профессиональный, религиозный. В случае, когда это происходит, то следует говорить о нации, профсоюзе или т.д. Объединение населения в государстве строится на общей цели, сформулированной в виде непрекословно исполняемого правила (закона).
Территория. В догосударственный период люди, как правило, объединялись в группы и мигрировали по мере истощения продовольственных запасов на определенной территории. С возникновением государства те же объединения установили условно фиксированный ореол обитания, закрепив его границы как на наземной и водной площади, так и в воздушном пространстве. В рамках территории государства действуют единые законы, обязательные для исполнения всем населением.
Суверенитет. Данный признак характеризует тем, что на территории государства вся полнота власти осуществляется только населением данной страны. То же относится и к представительству своих интересов в международных отношениях.
Публичная власть. В родоплеменных общинах решения о судьбе племени принимались на общем совете всеми членами группы. В государстве народ делегирует свои представительские права по управлению государством определенным лицам. Они могут быть избраны или назначены. Публичная власть характеризуется наличием авторизированного аппарата управления, функционирующего на условиях легитимности.
Таким образом, основными отличительными признаками государства являются народ (население), территория, суверенитет и публичная власть. Но следует помнить, что такими же чертами могут обладать и государствоподобные образования. Поэтому необходим дополнительный перечень характеристик, обособляющий его среди общностей людей.
Второстепенные признаки государства.
Первой из данной категории черт является наличие системы права. Люди, проживающие на определенной территории, устанавливают свои общеобязательные правила, за неисполнение которых следует наказание.
Вторым признаком считается наличие налоговой системы, предназначение которой заключается в финансировании деятельности государства, его властных органов и социальных программ.
Третья характеристика заключается в формировании и функционировании в государстве специальных органов, обеспечивающих исполнение общеобязательных правил поведения, коими является система права. К данному признаку также следует отнести и наличие армии, в обязанности которой входит сохранение целостности государства в рамках закрепленной территории.
Четвертой чертой служат наличие отличительных символов государства – герба, флага и гимна.
Стоит отметить, что, несмотря на всё свое многообразие, признаки государства должны соответствовать особой «связке» — государство + право. Данное утверждение базируется на том, что народ, который фактически и является краеугольным камнем страны, не может функционировать без четко оговоренных рамок поведения, коими и становятся законы, правовые обычаи, подзаконные нормативные акты, судебные прецеденты и т.п. Правоведы, как правило, выделяют данное положение в особую черту, не относя её ни к основным, ни к второстепенным.
В заключении хотелось бы отметить, что признаки государства – это особые характеристики, которые позволяют выделить особую общность людей среди других ей подобных. Они имеют значение, т.к. соответствие им обозначает возможность признания государства таковым на международном уровне.
fb.ru
понятие, признаки, функции и отличия от других организаций
Государство – это организация политической власти, необходимая для реализации классовых задач. Признаки и функции государства призваны управлять обществом и обеспечивать в нём стабильность и порядок.
Таблица признаков государства
Основные | Дополнительные |
Наличие территориальных границ | Символы и атрибуты власти (герб, гимн, флаг) |
Суверенитет | Государственный язык |
Присутствие публичной власти | Единая денежная единица |
Система налоговых сборов | Транспортная система |
Законотворчество | Единое экономическое пространство |
Право на легитимное насилие | |
Армия | |
Народонаселение |
Это интересно: правотворчество, его признаки и принципы.
Теории возникновения
Появление государства – это определенный этап становления общества.
Выделяют две теории возникновения государства:
- Это был естественный процесс развития отношений между людьми. Авторами этой концепции были Дж. Локк и Т. Гоббс. Население по собственной инициативе передало государству часть своих прав. Оно сформировало группу управленцев, осуществляющих контроль целостности территорий и защиты прав граждан.
- Платон выдвинул другую теорию, которую поддерживали Д. Юм и Ф. Ницше. Государство возникло в процессе завоевания населения организованной группой людей. Она была небольшой и хорошо вооружённой.
Изначально государство было единой политической организацией. В процессе его эволюции начали появляться иные движения, партии и блоки.
Это интересно: что такое бюрократия простыми словами.
В широком смысле слова, государство представляет собой определённую страну вместе со своим народом, проживающим на его территории. В узком смысле – политический институт верховной власти. Оно отвечает за безопасность жизни людей, поддерживает порядок, регулирует отношения различных социальных слоев друг с другом. Для этих целей создаётся аппарат управления.
Организационная структура
Организационная структура государства представлена следующими элементами:
- законодательные органы власти;
- система судебных учреждений;
- органы исполнительно-распорядительного характера;
- армия;
- органы контроля общественного порядка и государственной безопасности.
Эти функции позволяют не только управлять обществом и представлять его интересы, но и применять методы принуждения по отношению к отдельным гражданам или целым нациям. Примером этого служат массовые политические репрессии в СССР, когда гонениям подвергались целые народы.
Это интересно: что такое абсолютная монархия, примеры стран.
Признаки любого государства
Основные признаки государства делают отличным его от других политических организаций.
Территориальная организация
Государственная власть распространяется на все население, проживающее в пределах его территориальных границ, вне зависимости от наличия гражданства членов общества. Жители являются его подданными. Они обязаны соблюдать установленные законы. Государство представляет их интересы и берёт на себя функцию их защиты.
Государство не способно существовать без территории. Война и экспансия могут способствовать её увеличению или уменьшению.
Это интересно: каковы основные отличия реформ от революций?
Суверенитет
Суверенная организация власти полностью независима внутри страны и за ее пределами. Территория государства едина и неделима. Оно самостоятельно решает все вопросы внутренней и международной политики, на равных правах вступает во взаимоотношения с другими странами. Во внутренней политике государственная власть стоит выше других учреждений и партий.
Суверенитет предполагает две формы:
- экономическая (собственная национальная валюта, налоговая система, таможенная служба и законы хозяйственной деятельности),
- политическая (сухопутные, морские и воздушные границы, судебная система, вооруженные силы, органы управления и власти).
Присутствие публичной власти
Власть – способность воздействовать в нужном направлении, навязывать свою волю. Население управляется слоем людей, которые называются чиновниками, политической элитой. Этот механизм обеспечивает стабильную жизнедеятельность общества.
Публичная государственная власть имеет политический характер. Аппарат управления обособлен от общества. Личных отношений между ними не возникает. Он руководит гражданами с помощью определенных органов: правительства, парламента, системы правосудия. Государственная власть регулирует отношения различных социальных групп, интересы которых подчас не совпадают. Она обеспечивает существование всего общества как единого целого.
Устойчивость такого механизма зависят от её легитимности, которая означает:
- международное призвание,
- законность, справедливое и правомерное управление,
- поддержка населения.
Средствами обеспечения легитимности могут быть референдумы, выборы, многопартийность, уход в отставку.
Налоговая система
Налогообложение составляет финансовую основу деятельности государства. Собранные с населения обязательные и безвозмездные сборы направляются на решение задач управленческого характера и содержание государственных органов. Они способствуют финансовому обеспечению армии, органов управления, социальной сферы. На их основе создается резерв на случай чрезвычайных бедствий и происшествий. С увеличением объема государственных задач процент сборов может расти. Изъятие налогов носит принудительный характер, но некоторые страны уже осуществляют постепенный переход их уплаты на добровольной основе.
Законотворчество и право на насилие
Государство имеет возможность издавать правовые акты, которые обязаны соблюдать граждане, находящиеся в этот момент на его территории. Право устанавливает компетенцию государственных органов, регулирует права и свободу граждан.
Любой закон непререкаем и обязателен для всего населения. Юридические нормы направляют поведение масс в единое русло. Хотя эти установки не всегда выполняются в полном объёме, большинство населения их соблюдает. Это достигается с помощью правоохранительных органов и карательных учреждений. Различные санкции в виде лишения прав и свободы граждан пресекают неуважение к правовой системе.
Политическая элита вынуждена прибегать к насилию, когда возникает возможность её свержения.
Армия
Одна из главных задач государственной власти – сохранение целостности и неприкосновенности её границ. Споры между соседними странами по этому поводу могут стать причиной вооруженных конфликтов. Возможный захват территории обуславливает создание мощной современной армии, способной защитить население.
Кроме того, вооруженные силы могут использоваться при внутренних конфликтах для поддержания порядка. Они призваны не допустить возможность массовых столкновений, нарушающих равновесие общественных сил. Армия выступает гарантом стабильности существующей в стране политической системы.
Народонаселение
Государственная власть представляет интересы всего общества, что отличает государство от других политических организаций. Она объединяет людей на своей территории вне зависимости от их расы или вероисповедания. Гражданство – понятие, определяющее принадлежность человека к данному государству. Оно выражается во взаимных правах и обязанностях. Гражданство человек получает с рождения, что отличает его от добровольного членства в различных политических организациях.
Население может быть как многонациональным, так и нет. Но все люди обладают одинаковыми правами и обязаны соблюдать единые нормы внутреннего правопорядка.
Символы и атрибуты власти
Флаг, герб и гимн – это дополнительные признаки государства.
Ещё к ним можно отнести единую денежную единицу, язык, экономическое пространство, транспортную сеть. В некоторых монархиях к таким атрибутам власти принадлежат скипетр и держава, корона. Символика не является обязательной для каждой страны, потому что является признаком государства второстепенного свойства.
Функции государства
Функции государства – это направления его внешней и внутренней деятельности. Они отражают его назначение в обществе и определяются поставленными задачами.
Внешние функции:
- внешнеэкономическое сотрудничество с другими государствами;
- оборона и охрана территориальных границ;
- научно-техническое и культурное взаимодействие с другими странами;
- решение глобальных экологических проблем;
- отстаивание государственных интересов на международной арене.
Внутренние функции:
- формирование бюджета, контроль за его исполнением;
- стимулирование предпринимательской деятельности;
- разработка мер социальной поддержки общества;
- обеспечение порядка с помощью правоохранительных органов;
- формирование патриотических ценностей и культурное просвещение граждан.
obrazovanie.guru
Понятие и признаки государства. Определение государства
Термин «государство» используется в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политике-географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти, системы институтов власти. Государство в первом смысле изучается разными науками: социологией, политической (социологической) географией и др. Предметом исследования науки правоведения является государство во втором (политико-правовом) смысле. Поэтому в данной книге речь пойдет о государстве как организации политической власти, существующей в определенной стране.
Государство — это сложное социальное образование, которое не поддается непосредственному эмпирическому восприятию, так как категории государства присущ высокий уровень абстрактности. Понятие государства можно дать путем указания на его существенные признаки.
1. Территория. Это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Без территории государство не существует, хотя оно может изменяться со временем (уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии). Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без гражданства», «иностранец». На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.
2. Население. Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) — понятия не тождественные. Народ (нация) — это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Иногда отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными, что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства. Наиболее эффективными из них являются федерализация и ав-тономизация.
3. Публичная власть. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. В государстве такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их еще называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т. п.
Власть политической элиты носит институализированный характер, т. е. осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим частям его относятся законодательные и исполнительные органы. Правители меняются, а учреждения сохраняются, за исключением случаев уничтожения государства в результате захвата или гражданской войны. Вследствие своей институализированности государство обладает относительной стабильностью.
Отличительными признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются, во-первых, ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население, а также то, что она представляет все общество в целом; во-вторых, ее универсальность, т. е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы; в-третьих, общеобязательность ее указаний.
Устойчивость государственной власти, ее способность принимать решения и проводить их в жизнь зависят от ее легитимности. Легитимность власти означает: а) ее законность, т. е. установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными; б) ее поддержка населением; в) ее международное признание. Существует множество средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др.
4. Право. Как система обязательных правил поведения право является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство осуществ— ляет правотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои веления непререкаемыми, общеобязательными для населения всей страны, с тем чтобы направить поведение масс в определенное русло. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя эти установления никогда не выполняются в полной мере. Об эффективности юридических норм свидетельствует то, в какой мере большинство населения конкретного государства их соблюдает. Естественно, эта система не является нейтральной по отношению к интересам различных групп и слоев общества.
5. Правоохранительные органы. Эта часть государственного аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, поскольку власть правителей осуществляется на основании норм права, приказов, т. е. имеет императивный характер. Строгая обязательность их выполнения может быть достигнута только с помощью мер государственного принуждения. Если к власти проявляется неуважение, то с помощью правоохранительных органов применяются санкции, предусмотренные правовой системой. Характер и объем, принуждения зависят от многих причин. Если власть нелегитимна, то, как правило, сопротивление ей велико, а, следовательно, принуждение используется ею шире. Если власть неэффективна или если законы, ею изданные, не отражают объективную реальность, также приходится прибегать к насилию и заставлять правоохранительные органы работать с перегрузкой. Насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда ослабляется ее идеологическая основа и возникает возможность свержения.
Помимо применения санкций за нарушение правовых норм (взыскание таможенной пошлины, назначение наказания, взыскание налога, отмена незаконного акта и т. п.) правоохранительные органы используются также для предупреждения дисбаланса в обществе (регистрация сделки в нотариате, примирение судом спорящих сторон, предупреждение работниками милиции правонарушений и др.).
6. Армия. Одна из главных целей правящей элиты — сохранение территориальной целостности государства. Хорошо известно, что пограничные споры между смежными государствами часто являются причиной военных конфликтов. Оснащение армии современным вооружением делает возможным захват территории не только смежных государств. По этой причине вооруженные силы страны и сейчас являются необходимым атрибутом любого государства. Но применяются они не толькоу для защиты территориальной целостности-. Армия может использоваться и в критических внутренних конфликтах, для поддержания правопорядка и правящего режима, хотя это и не является прямой ее задачей. Исключение армии из внутриполитической жизни страны делает необходимым многократное увеличение мощи правоохранительных органов на случай социальных конфликтов, что, возможно, обойдется обществу дороже.
7. Налоги. Представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для реализации других общих интересов. В основном налоги взимаются принудительно, однако в странах с развитыми формами государственности постепенно переходят к их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берет на себя решение все новых и новых задач.
8. Государственный суверенитет. Как признак государства государственный суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе — как самостоятельная и независимая. Иначе говоря, государственная власть юридически стоит над властью любых других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства. В международных же отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства юридически не обязаны выполнять приказы других государств.
Различают внутренний и внешней суверенитеты. Внутренний суверенитет — это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет — это независимость во внешних делах. На начальных этапах развития человечества суверенитет носил абсолютный характер, но затем он все более и более становится относительным, ограниченным, как бы сужается. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп, других сил, представляющих гражданское общество. Мнение международного сообщества также может влиять на проведение политики внутри государства. Что же касается внешнего суверенитета, то его относительность очевидна, и сужается он с большей скоростью, нежели внутренний. Вообще наличие мирового, сообщества и международных организаций ставит деликатную проблему: где границы внешней суверенности?
Помимо основных можно указать и на ряд дополнительных признаков, присущих уже современным государствам (единый государственный язык, единая дорожно-транспортная система, единая энергетическая система, единая денежная единица, единое экономическое пространство, единая информационная система, единая внешняя политика, государственные символы: флаг, герб, гимн).
На основании вышеуказанных признаков можно дать определение государства.
Государство — это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.
psyera.ru
Признаки государства
Государство как политический институт обладает рядом существенных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций, оказывающих значительное влияние на общество. К наиболее важным относятся следующие.
1. Государство выступает в качестве территориальной организации населения в масштабах всей страны. До возникновения государства люди объединялись по признаку родства, на основе своей принадлежности к тому или иному роду, племени или союзу племен. Однако со временем объединение членов общин происходит в зависимости от территории их проживания. В результате возникает территориальная организация населения, которая и является государством.
Вся территория разделяется на административно-территориальные единицы, чтобы предоставить гражданам возможности осуществлять свои важнейшие права и обязанности по месту жительства. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства или подданства, представляющий собой устойчивую правовую связь личности с государством. Население, проживающее на территории государства, и сама территория находятся под его защитой. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества во взаимоотношениях с другими странами.
2. Государство располагает публичной властью, которая выделена из общества и не совпадает непосредственно со всем населением страны. Эта власть особого рода: она является политической, или, иначе говоря, государственной властью и организуется с помощью специального аппарата власти, управления и принуждения. Этот аппарат (механизм) государства представляет собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения различных функций с целью упорядочения и планомерного развития общественных отношений. В него входят институты законодательной, исполнительной и судебной власти, особый слой людей, занятых на прфессиональной основе управлением (учетом, исполнением, контролем, надзором), а также аппарат принуждения, состоящий из армии, различных служб охраны порядка, разведки и контрразведки, исправительных учреждений.
3. Важнейшим признаком государства является суверенитет. Суверенитет государственной власти означает ее верховенство и независимость от любых других властей страны (например, партий или других организаций) и независимость ее на международной арене. Верховенство государственной власти выражается в способности: а) издавать общеобязательные для всего населения решения; б) устанавливать и обеспечивать единый правопорядок на всей территории; в) отменять постановления и решения негосударственных политических организаций; г) определять права и обязанности граждан, должностных лиц; д) воздействовать на население через специальные средства властвования, отсутствующие у других организаций.
В суверенитете выражается способность государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь внутреннюю и внешнюю политику. Суверенитет государства не противопоставлен суверенитету народа. В большинстве конституций современных государств указывается на то, что народ является носителем суверенитета и единственным источником власти. Государственная власть должна выражать интересы народа и служить ему.
4. Государство обладает монополией на правотворческую деятельность. Только оно издает законы и подзаконные акты, которые общеобязательны для исполнения всеми членами общества и обеспечены принудительной силой государственного аппарата.
5. Государство обладает монополией на легальное и легитимное применение силы, физическое принуждение. Легальность власти — это юридическое признание права государства на применение принуждения. При этом государство применяет в первую очередь так называемое «легализованное принуждение», т. е. предусмотренные законом принудительные меры в целях наказания или предотвращения нарушений со стороны отдельных лиц, групп или организаций. Принуждение может быть и нелегализованным, связанным, к примеру, с предотвращением государственного переворота. Тогда используются не только правоохранительные органы, но и вооруженные силы государства.
Если такое принуждение обусловлено общественной целесообразностью и применяется в интересах общества, то оно может быть легитимировано, т. е. оправдано в глазах общественного мнения. Легитимность государственной власти связана с одобрением власти в силу ее привлекательности, авторитета и соответствия представлениям большинства граждан о справедливой и правомерной власти. В результате население, признавшее данную власть, обязано подчиняться ее решениям.
6. Государство тесно связано с правом. Оно охраняет и регулирует жизнь общества на основе права. Государство — единственная организация, которая располагает правоохранительными органами (суд, прокуратура, милиция, спецслужбы и т. д.), призванными проводить требования правовых норм в жизнь, стоять на страже законности и правопорядка.
7. Характерным признаком государства являются займы и налоги. Только государство располагает системой принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей. Налоги всегда имели важное значение для содержания и развития государства. Они необходимы для содержания государственного аппарата, решения социальных проблем, обеспечения обороны страны. Налоги являются главным источником пополнения казны. Все другие организации для удовлетворения потребностей могут собирать со своих членов членские взносы.
Таковы важнейшие признаки государства, которые наиболее полно выражают его сущность.
Кроме перечисленных основных признаков каждое государство имеет и неосновные признаки. Это символы — гимн, герб, флаг.
deipra.ru
Сущность, понятие и признаки государства :: BusinessMan.ru
Государство — основной каркас жизни современного общества. Однако даже сейчас, когда вся территория земли поделена на страны, учёные спорят о важности аппарата управления в обществе, разрабатывают новые системы сбора налогов, изменяют границы территорий и так далее. Но самым животрепещущим вопросом является момент возникновения особой организации общества как исторического феномена. Ответ на него кроется в многочисленных теориях, однако для того чтобы разобраться в этом деле поподробнее, прежде важно изучить понятие и признаки государства.
Государство как предмет научной деятельности
Начиная разговор о государстве, важно уточнить, относительно какой области вести рассуждения. Так, например, в философском смысле понятие и признаки государства рассматриваются как правовой феномен человечества и артефакт его деятельности; в историческом смысле государство следует рассматривать в качестве динамично развивающейся системы общественных отношений на различных этапах развития; в психологическом смысле государственные образования представлены как зависимость общества от легитимной власти и признанного аппарата управления.
Несмотря на многообразие научных точек зрения, подобная организация общества чаще всего рассматривается в общеправовом смысле, объединяя в себе самые важные признаки. Итак, как звучит понятие обозначенной проблемы, каковы функции государства и что подразумевает под собой сущность государственного образования? Об этом далее.
Основополагающие знания государственной сферы
Одно из самых распространенных определений, рассказывающее про понятие, признаки и сущность государства, звучит следующим образом. Государство является всеобщей и универсальной политической формой организации проживающего в нём общества, сформировавшейся в процессе исторического развития, деятельность которой направлена как на решение узкоспециализированных задач, так и на выполнение дел, направленных на достижение общего блага в зависимости от природы сформировавшегося общества.
Кратко в данном определении представлены понятие, признаки и назначение государства. Стоит уточнить, что оно не предназначено для запоминания. Чрезвычайно важно проникнуться смыслом одного предложения для полного понимания того, что представляет собой государственная организация.
Следующим шагом в изучении вопроса являются знания о признаках. Это отличительные особенности, которые позволяют идентифицировать общественное образование и организацию общества как государство. Причём отличительная особенность признаков состоит в том, что отсутствие хотя бы одного из них влечёт прекращение существования подобной формы организации общества.
Важнейшие признаки государства
Каждая страна в мире, для того, чтобы называться таковой, должна обладать рядом отличительных особенностей. При этом каждая из них относится либо к первостепенной, либо к второстепенной группе. К первой группе относится следующее:
1. Понятие и признаки государства обязательно содержат административно-территориальное деление. Это значит, что каждое государство определяет свои внешние границы, которые в последующем защищаются. Без обеспечения должной защиты своих границ государство просто не сможет существовать и эффективно осуществлять свою деятельность. В данный признак также входит устройство внутренних границ. Здесь важно упомянуть о различных административно-территориальных делениях: это унитарные образования и федерации.
2. Второе свойство, однако не менее важное – наличие населения. Отличительная особенность данного признака состоит в том, что ни один человек не выбирает свою истинную принадлежность к государству. Сменить гражданство? Да, это возможно. Однако рождение, а соответственно, и получение первичного гражданства от человека никоим образом не зависит. Кроме того, население обеспечивает работу государства как целостного организма. Аппарат управления, рабочие специальности, преподаватели – каркас государства составляет именно проживающее на определённой территории население.
3. Понятие и признаки государства обязательно подразумевают наличие легитимной власти. Важно отличать понятия «легальный» от «легитимный», так как смысл этих терминов различен. Власть в государстве может быть как легальной, так и нелегальной – от этого сущность самого государства как образования не меняется. Ярким примером является Октябрьская революция в Российском государстве: страна осталась – власть сменилась. Обратной стороной вопроса является легитимация власти, то есть признание её народом. Если население не согласно с установившимся государственным аппаратом, значит, в страну пришла анархия (в пер. «безвластие»).
4. Система сдержек и противовесов – отличительный признак регуляции государственных органов в каждом государстве. На сегодняшний день нет развитых стран, не реализовавших принцип разделения властей в качестве основополагающего. Таким образом, захват власти, установление диктатуры либо монополизация аппарата управления практически сведены к минимуму.
5. Продолжая разговор о том, что собой представляют понятие и признаки государства, невозможно не упомянуть о последнем из наиболее важных признаков – о суверенитете. Суверенитет показывает независимость государства от других подобных образований. Яркий пример суверенности демонстрирует Российская Федерация, которая поделена на большое количество субъектов. Обратите внимание, что региональные субъекты обладают всеми признаками государства, кроме суверенитета.
Второстепенные признаки государства
Второстепенные признаки демонстрируют, что каждая страна не стоит на одном месте, а на протяжении всей истории успешно развивается. Второстепенными они называются не потому, что государство может существовать без этих признаков, а потому, что они всё время находятся в динамичном развитии, то есть изменяются.
- В любой стране всегда присутствовал властный аппарат управления. Если в Древнем Новгороде таким органом было всенародное вече, то в Новое Время власть была в руках единоличного самодержца. Необходимость государственного аппарата обусловлена выполнением внутренних и внешних функций, возложенных на любое государство.
- В каждом государстве присутствует своя денежная система и валюта. Не стоит путать данный признак с распространением иностранной валюты наравне с национальной, коими являются доллар и евро на сегодняшний день. Как правило, кроме национальной денежной единицы в государстве присутствуют органы по поддержанию и охране её курса.
- Прочная система сбора налогов. Данный признак государства как формы организации общества появился после ярчайшего исторического поступка княгини Ольги, отомстившей за смерть своего мужа и установившей налог — «урок» — для древлян. Страна без налогов не сможет существовать, так как для поддержания работы органов власти необходимо организовать постоянную поставку ресурсов.
- В любой исторический период в государстве существовали формальные отличительные признаки, известные сейчас как государственная символика. Все страны мира имеют свой флаг, герб и гимн – это идентифицирует каждую страну как субъекта самостоятельного и независимого.
Понятие функций государства
Для комплексного изучения важно не только знать, что такое понятие, признаки и сущность государства, но также иметь представление о выполняемых им функциях. Итак, что это такое?
Функции – это способ достижения поставленных целей посредством выполняемых задач. Таким образом, функциями можно называть определённые направления деятельности органов государственной власти. Стоит учитывать, что это лишь направления, а не сам процесс работы. Функции призваны обозначать определённый порядок действий для выполнения поставленной задачи, чтобы в будущем успешно достичь цели.
Признаки функций государства
Понятие и основные признаки государства и его функций обязательно должны включать следующие компоненты:
- Историческая изменчивость. Любая страна мира всегда находится в динамичном развитии. Это значит, что меняются в процессе эволюции и направления деятельности органов власти. Исходя из этого, появляются новые цели, а вместе с ними — и новые задачи. Именно поэтому понятие, признаки и функции государства находятся в постоянном развитии.
- Функции представляют собой чётко определённый объект государственной работы. Отличительной особенностью этого объекта является устойчивость, необходимость и вынужденная повторяемость.
- Выполнение функций возможно строго при условии работы всех органов государства. Именно поэтому создаётся системная и скоординированная работа каждой государственной структуры – работа плечом к плечу. Происходит создание государственного механизма.
Понятие, признаки государства и права: классификация функций в теории и на практике
Классификация функций государства проводится по различными основаниям, среди которых наиболее популярными являются следующие.
- По сфере общественной жизни: политическая, экономическая, культурная, духовная, социальная, экологическая, оборонная и так далее.
- По направлению и сферам деятельности власти: внутренние и внешние функции.
- По времени действия: временные и постоянные.
- По необходимости: основные и второстепенные.
Наиболее важной классификацией на сегодняшний день является деление на внутренние и внешние функции. Внутренние функции – это основные направления деятельности органов государственной власти, направленных на решение проблем, касающихся внутренней жизни общества. Для их реализации перед государством стоит ряд задач:
- Установление и постоянная координация экономических отношений.
- Осуществление единой экономической деятельности и реализация государственной политики.
- Обеспечение минимальных условий развития личности.
- Регулярная координация социальной государственной политики.
- Установление и сбор налогов.
- Охрана правопорядка – защита прав и свобод человека и гражданина.
- Законодательная функция.
- Защита и охрана экологических объектов и так далее.
Понятие, признаки и функции государства в области международной политики проявляются через задачи, направленные на внешнее взаимодействие, к которым относятся:
- Функция обороноспособности и защита государственных границ от нападения извне.
- Взаимовыгодное политическое сотрудничество между странами.
- Укрепление государственного суверенитета на международной арене.
- Участие в борьбе с преступностью, искоренение терроризма.
- Предотвращение наступления экологической катастрофы и так далее.
Механизм и система государства: коротко о главном
Понятие и признаки механизма государства представляют собой упорядоченную систему должностных органов, связанных общими принципами, нормативно-правовой базой, а также наделённых властными полномочиями. Создание и развитие механизма государства необходимо для осуществления эффективного управления обществом, а также защиты интересов человека и гражданина.
Каждый элемент механизма относится к определённой группе государственных органов:
- К группе органов законодательной власти.
- К группе органов судебной власти.
- К группе органов исполнительной власти.
В статье 1 Конституции России содержатся понятие и основные признаки государства: демократическое, социальное, с республиканской формой правления и так далее. Последующие статьи Основного Закона утверждают основные координирующие органы власти:
- Федеральное Собрание, включающее Совет Федераций и Государственную Думу, является главным органом законодательной власти.
- Первое место в судебной системе занимают Конституционный и Верховные суды РФ.
- Главным органом исполнительной власти является парламент.
Здесь подробнее стоит рассмотреть понятие и признаки органа государства.
Орган государства или государственный орган?
На сегодняшний день неимоверно популярным является спор о терминах «орган государства» и «государственный орган». Здесь важно отметить то, что государственный орган призван исполнять полномочия строго в пределах предоставленной ему компетенции. Так, глава субъекта наделён теми полномочиями, которых нет у главы муниципального района, то есть первый действует от имени государства, в то время как органы муниципального образования не обязаны исполнять государственные функции. Таким образом, не являясь государственными органами, они представляют собой органы государства.
Что касается «элитарных» и главенствующих элементов механизма государства, то их характеристика выглядит следующим образом:
Глава государства не принадлежит ни к одной ветви власти, однако обладает рядом полномочий в каждой из них. В правовой науке существует множество теорий, утверждающих, что в Российском государстве президент относится к исполнительной ветви власти, не являясь независимым. Но всё же традиционной точкой зрения остаётся та, что президент не относится ни к одной ветви власти.
- Правительство и министерства.
На формирование Правительства влияют понятие, признаки и виды государства. Что касается Российской Федерации, то главный орган исполнительной власти формируется строго под контролем Президента. А Председатель Правительства, в свою очередь, с согласия главы государства, назначает федеральных министров.
- Федеральное Собрание Российской Федерации.
Отличительная особенность Федерального Собрания заключается в том, что он содержит две подсистемы: Совет Федерации и Государственную Думу. Каждый из депутатов и членов СФ непосредственно или опосредованно призван выполнять волю народа.
- Система судов.
Система судов Российской Федерации представлена несколькими органами высший власти: Верховным и Конституционным судами.
Понятие и признаки, формы государства: монархия и другие
Форма государства представляет собой совокупность характеристик, проявляющихся извне, которые определяют способ и устройства и организации общества. Любое правовое государство, понятие и признаки которого говорят об устоявшейся системе законодательства, относятся к той или иной форме образования, которая состоит из нескольких элементов:
Форма правления
- Монархия – форма правления, при которой власть принадлежит единоличному монарху и, как правило, передаётся по наследству. Как показывает история, правовое государство, понятие и признаки которого характеризуют строгий режим, может быть и монархическим.
- Республика – власть при такой форме правления принадлежит выборным органам государства, во главе которого стоит президент.
Политический режим.
- Тоталитарный – контроль всех сфер жизни общества.
- Авторитарный – строгий надзор за обществом за исключением духовной сферы.
- Демократический – характеризует социальное государство.
Понятие и признаки политического режима также зависят от определённого исторического этапа.
Территориальное устройство:
Сейчас ярким примером, демонстрирующим социальное государство, понятие и признаки которого закреплены в Конституции, является Российская Федерация с республиканской формой правления, федеративным устройством и демократическим режимом.
businessman.ru