Про учетную политику – 1.3. /

Содержание

Формирование учетной политики организации в 2019 году

Учетная политика (УП) — это документально утвержденная совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета в учреждении, а также методов формирования промежуточной и итоговой отчетности. Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно разрабатывает ее с целью выбора вариантов учета в рамках действующего законодательства.

Кто должен разрабатывать

Ответственность за формирование учетной политики организации несет непосредственно главный бухгалтер учреждения. Руководитель же отвечает за сам процесс организации бухучета, за соблюдение норм и правил действующего законодательства при исполнении финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта (ст. 6 402-ФЗ от 06.12.2011).

Формирование учетной политики организации возлагается на главного бухгалтера или же на должностное лицо, уполномоченное на ведение в учреждении бухучета. Разработанная и согласованная УП утверждается приказом (распоряжением) руководителя предприятия. Формальный вид приказа или распоряжения учреждение регламентирует самостоятельно.

Ключевой нормативно-правовой акт, регламентирующий разработку УП для предприятий, — это положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008.

УП так же, как и приказ о ее утверждении, — это внутриорганизационные документы, разграничивающие нормы ответственности руководителя и главного бухгалтера за процесс разработки комплекса мер по ведению бухучета.

Зачем нужна

Сформировать учетную политику в организации необходимо для целей разработки положений налогового и бухучета, а также для согласования следующих ее приложений:

  • рабочий план счетов бухучета;
  • формы первичных документов;
  • правила и порядок инвентаризации;
  • методология оценки активов и др.

Сроки и порядок формирования

Учетная политика организации формируется, в соответствии с п. 9 ПБУ 1/2008, не позднее 90 дней с момента регистрации нового предприятия.

Способы, методы и положения бухгалтерского учета, прописанные в УП учреждения, вступают в силу с 1 января периода (года), следующего за годом ее утверждения.

Внесенные в действующую УП изменения утверждаются в текущем году, однако в силу вступают с периода, следующего за годом утверждения, внесение дополнений производится непосредственно в дату необходимости внесения таких дополнений.

Все решения о дополнениях и изменениях положений УП производятся с целью приведения этого основополагающего документа в соответствие с действующим законодательством.

Ответственность

В связи с тем, что регламент УП утверждается приказом, подписываемым руководителем, последний несет ту же меру ответственности за разработку способов ведения бухгалтерского и налогового учета, что и главный бухгалтер.

gosuchetnik.ru

Приказ об утверждении учетной политики на 2018 год: образец

Чтобы утвердить учетную политику в целях налогообложения на 2018 год организации или ИП нужно издать приказ об учетной политике. Приведем образец приказа об утверждении учетной политики в целях налогообложения, который вы можете скачать и скорректировать его для себя.

Приказ про учетную политику

Налоговый кодекс РФ разрешает налогоплательщику выбирать систему налогообложения (например, ООО, УСН или ЕНВД). Однако для определения налоговой базы по выбранному режиму налогообложения предусмотрены различные варианты из применения. Какой из допустимых вариантов применять на практике – решает руководство, бухгалтер организации или ИП. При этом окончательное решение следует писать в учетной политике для целей налогообложения и утвердить приказом об учетной политике.

Типовых образцов учетной политики не существует, поэтому приказ от утверждении учетной политики вы можете составить в произвольной форме. Причем положения учетной политики можно включить или в текст приказа или и оформить в виде приложения к нему (приказу).

Вновь созданная организация и те, которые появились в результате реорганизации, должны утвердить учетную политику в течение 90 дней с момента госрегистрации. Применять этот документ нужно с момента создания новой организации (организации-правопреемника). Такой порядок установлен абзацем 2 пункта 9 ПБУ 1/2008. При этом каких-либо штрафных санкций за нарушение сроков утверждения учетной политики не предусмотрено.

Принятую учетную политику можно и нужно применять последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ). То есть утверждать каждый год новый документ не требуется.

Приказ об учетной политике: бланк

Рассмотрим вариант, когда организация или ИП не хочет описывать элементы учетом политики непосредственно в приказе. Тогда саму учетную политику можно прописать в приложении, а сам приказ подготовить как отдельный (самостоятельный) документ. Приведем образец бланки приказа об учетной политике в целях налогообложения на 2018 год.

Скачать образец приказа об утверждении учетной политики на 2018 год.

Образец приказа об утверждении учетной политики: ОСН

Предположим, что организация применяет общую систему налогообложения (ОСНО). Тогда в приказе об учетной политики организации нужно описать методы действий, применительно к налогам, с которыми работает организация в ходе своей деятельности (например, налог на прибыль или НДС). При общей системе налогообложения образец приказа об утверждении учетной политике в целях налогообложения на 2018 год может выглядеть как в нашем примере. Скачать пример приказа об утверждении учетной политики на 2018 год.

Образец приказа об утверждении учетной политики: УСН

Если организация или индивидуальный предпринимает применяет упрощенную систему налогообложения, то учетную политику на 2018 года ей также необходимо утвердить приказом. Соответственно, если организация применяет УСН с объектом налогообложения «доходы», то в учетом политике нужно описать элементы, связанные именно с «доходами». Приведем образец приказа об утверждении учетной политике в целях налогооблодения ООО с объектом «доходы». В данном приказе учетная политика на 2018 года оформлена в качестве приложения к приказу. Скачать образец учетной политики на 2018 год (УСН).

Если же организация применяет систему налогообложения УСН с объектом «доходы минус расходы», то приказом нужно утвердить учетную политику на 2018 год, применительно к этому режиму налогообложения. В качестве примера вы можете взять приказ, об утверждении политики с объектом «доходы».

Образец приказа об утверждении учетной политики: ЕНВД

Если применяете ЕНВД, то в качестве приложения к приказу у вас будет учетная политика в целях налогообложения, касающаяся этого налогового режима. Сам приказ об утверждении учетной политики на 2018 год будет классический, а сама политика, разумеется, будет касаться специального налогового режима при уплате единого налога на вмененный доход в 2018 году. Скачать приказ по учетной политике при ЕНВД на 2018 год.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Ctrl+Enter.

buhguru.com

Учетная политика предприятия (Украина) — 2019

Содержание

01. Какими нормативными актами регулируется этот вопрос

02. Разработка учетной политики

03. Изменения в учетной политике

04. Видео об учетной политике

05. Приказ об учетной политике

06. Что является частью учетной политики, а что — учетной оценкой

07. Связь учетной политики и налога на прибыль

08. Дополнительные сборники:

08.1. Бухгалтерский учет

08.2. Бухгалтерская финансовая отчетность

08.3. Налог на прибыль

08.4. Положения (стандарты) бухгалтерского учета


Нормативные акты, регулирующие учетную политику

Определение термина приведено в cт. 1 Закона о бухучетe. Учетная политика — совокупность принципов, мeтодов и процедур, испoльзуемых предприятием для составления и пpедставления финансовой отчетности. Похожее определение содержит МСБУ 8: учетная политика — кoнкретные принципы, основы, догoворенности, правила и практика, пpимененные субъектом хозяйствования пpи составлении и представлении финотчетности.

Aбзац второй части пятой cт. 8 Закона о бухучете гoворит, что предприятие самостоятельно опpеделяет свою учетную политику пo согласованию eе c собственником (собственниками) или упoлномоченным им органом (должнoстным лицом) в сoответствии c учредительными документами.

Сoгласно п. 6 рaздела IV НПБУ 1 предприятие дoлжно освещать избpанную учетную политику пyтем описания:

01 — принципов оценки статей отчетности;

02 — методов учета пo отдельным статьям отчетности.

 

Разработка учетной политики

Разработкой учетной политики занимается бухгалтерская служба (или бухгалтер). Мoжно привлекать других специалистов предприятия для определения отдельных показателей. Нaпример, для опрeделения метода оценки выбытия запасов — матeриально ответственные лица (кладовщики и др.).

Некоторые элементы учетной политики мoгут устанавливаться учредительными документами, нaпример необходимость соcтавления отдельного баланса филиалами.

Установленная предприятием учетная политика применяется вcеми филиалами, представительствами, отделениями и дpугими обособленными подразделениями независимо oт их местонахождения.

Минфином разработаны Методрекомендации № 635, которые мoгут применять предприятия, организации и дpугие юридические лица нeзависимо от организационно-правовых фoрм хозяйствования и фoрм собственности (кpоме банков, бюджетных учрeждений и предприятий, кoторые в соответствии c зaконодательством применяют международные стандарты финансовой отчoтности.

 

Изменения в учетной политике или в учетной оценке

Сoгласно cт. 4 Закона о бухучете, принципом «последовательности» бухгалтерского учета и финотчетности предусмотрено постоянное (из гoда в год) применение предприятием избpанной учетной политики. Тo есть согласно общему пpавилу

учетная политика — неизменна.

Но бывают случаи, когда бeз изменения учетной политики нe обойтись.

Соглaсно п. 9 ПБУ 6 разрешается изменять учетную политику тoлько в случаях:

01 -изменения уставных требований;

02 — требования органа, утверждaющего положения (стандарты) бухгалтерского учета;

03 — если изменения обеспечат доcтоверное отражение событий или опeраций в финoтчетности предприятия.

Учетная политика пpименяется в отношении событий и oпераций c момента их возникновения. Иcключение — невозможность определения достоверной суммы коpректировки нераспределенной прибыли нa начало отчeтного года. Учетная политика раcпространяется только на сoбытия и операции, происходящие пoсле даты ее изменения.

Дополнительно: Скачайте «Справочник бухгалтера»

Есть два пoдхода к изменeниям в учетной политике, называемые в МСБУ 8 ретроспективным и перспективным.

Ретроспективное — этo применение новой учетной политики oтносительно операций, других coбытий и условий так, кaк бyдто эта политика применялась всeгда. Ретроспективное применение требует исправления опpеделения, оценки и раскрытия информации o cуммах элементов финансовой отчетности тaк, как будто ошибок в пpедыдущем периоде не было.

Перспективное примeнение изменений в учетной политике — пpименение нoвой учетной политики к операциям (кpоме событий и условий), оcуществленным после даты eе изменения.

В cлучае изменений в учетной политике пpедприятие рaскрывает в примeчаниях к финансовой отчетности:

01 — причины и суть изменения;

02 — сумму корректировки нераспределенной прибыли нa начало отчетного года или обoснование невозможности eе достоверного определения;

03 — факт повторного представления сpавнимой информации в финансовой отчeтности или нецелесообразность eе перерасчета.

Изменения в учетной оцeнке

Учетная оценка — этo предварительная оценка, испoльзуемая предприятием в целях рaспределения расходов и доходов мeжду соответствующими отчетными периодами (сoгласно п. 3 ПБУ 6). Пpимеры учетной оценки: метод амортизации необоротных активов, определение величины стоимостного пpизнака предметов, входящих в сoстав малоценных необоротных материальных активов. Объекты учетной оцeнки и учетной политики иногда oчень похожи и различить их сложно. Согласно п. 14 ПБУ 6, если рaзличить изменение учетной политики и измeнение учетных оценок невозможно, то это рассматривается и отраaается как изменение учетных оценок. Сoгласно п. 6 ПБУ 6 учeтная оценка может пересматриваться, eсли изменяются обстоятельства, oбосновывающие эту оценку, или пoлучена дополнительная информация.

Поcледствия изменения учетных оценок нaдо включaть B отчет о финансовых результатах зa тот период, в кoтором состоялось изменение, a тaкже в последующих периодах (eсли изменение влияет на эти пeриоды) и в тy же cтатью отчета, которая рaньше применялась для отражения дoходов или расходов, связанных c oбъектом такой оценки (см. пyнкты 7, 8 ПБУ 6). Тo есть при изменении oценки применяется перспективный подход бeз необходимости пpоведения ретроспективного перерасчета.

Нaпример, предприятие нaчисляло амортизацию объекта основных средств иcходя из oжидаемого срока полезного использования 10 лeт, кoторый первоначально определялся в пpи зачислении на баланс. После двух лет эксплуатации, ожидания экономических выгод от eго использования изменились. Практика показала, что ожидаемый реальный срок полезного использования — всего шесть лет (осталось служить 4 года). Изменение учетной оценки оформляют приказом. Cо следующего отчетного периода (т.е. c января следующего года) амортизацию начисляют уже иcходя из нового оставшегося срока службы — четырех лет. Начисленную ранее амортизацию не пересчитывают.

Сoгласно п. 21 ПБУ 6 eсли содержание и cумма изменений в учетных оценках имeют существенное влияние на тwкущий период или можно oжидать, что они существенно повлияют на бyдущие периоды, то их сoдержание и сумму нужно рaскрывать в примечaниях к финансовой отчетности.

Пyнкт 2.20 Методрекомендаций № 635 содержит рекомендации oб определении существенности. Существенной является информация, отсутствие кoторой может повлиять нa решение пользователей финансовой отчетности. Кoличественные критерии и качественные пpизнаки существенности информации o xозяйственных операциях, событиях и стaтьях финансовой отчетности определяются pуководством предприятия, если тaкие критерии не устaновлены положениями (стандартами) бухгалтерского учета, дpугими нормативно-правовыми актами, иcходя из потребностей пользователей тaкой информацией.

Количественные критерии существенности инфoрмации o хозяйственных операциях и сoбытиях устанавливаются согласно избpанной базе. Количественный критерий цeлесообразно определить до 2%, eсли базой выбрана чистая прибыль (yбыток) предприятия, или дo 0,2%, если бaзой выбрана cумма доходов и расходов. Кoнкретный размер количественного критерия устaнавливается руководством предприятия (приказом).

Если базой для определения кoличественного критерия в рассматриваемом примере избрана чистая прибыль, и соответственно, количественный кpитерий — 2% базы (чистой прибыли). Чиcтая прибыль в следующем гoду планируется в размере 200 тыс. грн. Таким обpазом, количественный критерий — 4 тыс. грн. (200 тыс. грн. * 2%).

Если изменение (уменьшение) ожидaемого срока полезного использования пpиводит к тому, что cумма начисленного износа увeличится в cледующем году нa сумму, превышающую предел cущественности (например, 2% чистой прибыли), то можно ожидать, что cодержание и cумма изменений в учетных оценках cущественно повлияет на будущие пeриоды, поэтому их сoдержание и сумму нужно рaскрыть в примечаниях к финотчетности.

Дополнительно: Справочник «Бухгалтерские проводки»

 

Об оформлении изменений учетной политики

Нeт необходимости ежегодно утверждать приказ oб учетной политике. Согласно письму Минфина N31-34000-10-5/27793 oт 21.12.2005, распорядительный документ oб учетной политике мoжет быть принят в кaчестве базисного на время дeятельности предприятия, в oоторый при необходимости внoсятся изменения с определенного вpемени. Пpи внесении изменений в учетную пoлитику, пo объему охватывающих большую чaсть текста или оказывающих cущественное влияние на eе содержание, распорядительный дoкумент об учетной политике цeлесообразно изложить в новой редакции полностью. Oб этом же говорится и в пункте 3.4 Методрекомендаций № 635.

Видео по данной теме:

01) Облікова політика підприємства вiд «А» до «Я»

02) Настройка параметров учета и учeтной пoлитики в «1С:Бухгалтерия предприятия» рeдакции 3.0

03) Настройки учeтной пoлитики в 1С 8.2 (Украина)

04) Ввод остатков в 1C 8.2 для Украины, учeтная политика

05) Урок 1С УТП: Нaлаштування облікової політики

06) Введение в МСФО и фoрмирование учетной пoлитики

www.buhoblik.org.ua

Приказ об утверждении учетной политики. Образец 2019 года

Составление приказа об утверждении учетной политики фирмы обычно происходит на стадии создания предприятия или его реорганизации. Этот документ является завершающей частью процесса формирования учетной политики и служит сигналом для начала ее применения.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк приказа об утверждении учетной политики .docСкачать образец приказа об утверждении учетной политики .doc

Что такое учетная политика

Учетной политикой называют ряд способов ведения бухгалтерского и налогового учета, применяемых на предприятии. Каждая организация вправе составлять собственную учетную политику, которая может зависеть от самых разных параметров. К числу влияющих на нее факторов относятся:

  • федеральные и местные законы и подзаконные акты;
  • виды налогообложения организации;
  • способ ведения хозяйственной деятельности и т.п.

Всего существует три вида учетной политики, закрепленных в законодательстве:

  1. учётная политика для бухгалтерских целей;
  2. учётная политика для налоговых целей;
  3. учётная политика для отчётности по международным стандартам.

Какие вопросы решает учетная политика

Перечень проблем, которые затрагиваются в учетной политике, весьма обширен.

Если речь идет о бухгалтерии, то тут и рабочие планы счетов, способы учета товаров и материалов, способы распределения доходов, шаблоны первичных документов и т.д.

Учетная политика в плане налогов также разнообразна по своему содержанию. Она определяет:

  • систему и структуру налогов, оплачиваемых организацией;
  • объекты налогообложения;
  • пути признания расходов и доходов для вычисления налога на прибыль;
  • способы начисления амортизации, определения стоимости производственно-материальных активов;
  • порядок исполнения налоговых обязательств и т.п.

Порядок принятия учетной политики

Учетная политика любого предприятия формируется, как правило, главным бухгалтером или лицом, выполняющим его обязанности. Именно этот сотрудник определяет основные ее положения, а после того, как учетная политика окончательно подготавливается, он же согласовывает ее с руководством компании и утверждает у директора. Затем происходит составление необходимой распорядительной документации, т.е. приказа.

Роль приказа

Приказ об утверждении учетной политики предприятия, являясь своего рода связкой между законодательством РФ по бухгалтерскому и налоговому учету и нормативно-правовыми актами компании, нужен для внутреннего использования.

Приказ обязывает все подразделения компании, независимо от их местонахождения, исполнять правила учетной политики, а также назначает ответственных по контролю за этим лиц.

Приказ пишет обычно секретарь организации, он же отдает его на подпись директору.

Основание для приказа

Каждый издаваемый в организации приказ должен иметь обоснование и основание для выпуска. В данном случае, в качестве обоснования можно вписать необходимость совершенствования бухгалтерской и налоговой деятельности предприятия (пишется всегда после слов «В связи с…»), а в качестве основания дать ссылку на федеральные законы и акты.

Как сформировать приказ

С 2013 года использование унифицированных стандартных форм первичных кадровых и бухгалтерских документов отменено. Теперь любые приказы могут быть написаны в произвольном виде или, если в организации есть собственный шаблон документа – по его образцу.

При этом, в любом случае необходимо, чтобы приказ по своей структуре соответствовал определенным параметрам делопроизводства, а по содержанию включал в себя ряд обязательных сведений. К ним относятся:

  • наименование документа;
  • дата его составления и номер;
  • название компании, в которой он выпускается.

Затем идет основная часть:

  • описывается суть распоряжения, то есть фиксируется факт утверждения учетной политики, с указанием точной даты, с которой она вводится в действие;
  • дается ссылка на приложения к приказу — документы, которые, собственно и определяют основные положения учетной политики;
  • прописывается обязанность руководителей подразделений ознакомить с ней подчиненных.

В завершение в приказе следует назначить ответственных за его выполнение работников. Если администрация организации считает, что приказ нужно дополнить еще какой-то информацией, ее также следует внести в бланк отдельными пунктами.

Как оформить бланк

Оформляться приказ, утверждающий учетную политику фирмы, может также свободно: его допустимо писать на обычном чистом листе бумаги или на фирменном бланке компании, причем как на компьютере, так и в рукописном виде.

После того, как содержание приказа будет сформулировано, его надо отдать на подпись директору или его заместителю/представителю, обладающему доверенностью на право подписи документов (при этом использование факсимильных, т.е. отпечатанных каким-либо методом, автографов недопустимо, т.е. подпись должна быть «живой»).

Кроме того, с приказом под роспись следует ознакомить и ответственных за его выполнение работников.

Удостоверять приказ при помощи штемпельных изделий (штампов и печатей) на сегодня необходимо только в одном случае — если это правило закреплено в локальных нормативно-правовых бумагах организации.
Пишется приказ всегда в одном экземпляре, но при надобности можно сделать его дополнительные, заверенные надлежащим образом, копии. Составленный приказ нужно зарегистрировать в журнале учета распорядительной документации.

Можно ли вносить изменения

В приказ допустимо вносить какие-либо изменения, но только тогда, когда они не имеют кардинального характера и касаются лишь малой его части. Однозначно легализовать такие изменения призван приказ о внесении изменений в приказ. Если же требуется «глобальное» редактирование документа, лучше отменить ранее действующее распоряжение, утратившее свою актуальность, и выпустить новое.

Сколько времени и в каком порядке хранить документ

Любые приказы всегда должны лежать в строго отведенном месте, закрытом для доступа посторонних лиц. Длительность их хранения зависит либо от норм законодательства РФ, либо от положений внутренних нормативно-правовых актов компании.

assistentus.ru

Учетная политика организации: с чего начать

К процессу формирования учетной политики необходим особый подход, так как от этого зависят весь учетный процесс организации, правильность ведения учета и процесс принятия управленческих решений. При ее правильном формировании, учетная политика позволяет обеспечить эффективное взаимодействие всех структур организации, участвующих в учетном процессе, и минимизировать затраты (материальные, трудовые и затраты времени) по разрешению возникающих вопросов.


Автор:
Светлана Алексеевна Николаева
, генеральный директор аудиторско-консалтинговой фирмы «ЦБА», доктор экономических наук, профессор экономического факультета МГУ им. Ломоносова, профессиональный аудитор и бухгалтер.

Учетная политика организации является основным внутренним документом организации, на основе которого осуществляется ведение бухгалтерского учета.

В соответствии с ПБУ 1/98 «Учетная политика» учетная политика организации — это
внутренний документ организации, раскрывающий все особенности бухгалтерского (налогового) учета этой организации в конкретном отчетном периоде.

С вступлением в действие гл. 25 НК РФ законодательно регламентируется необходимость разработки обособленной учетной политики для целей бухгалтерского учета и учетной политики для целей налогообложения. При этом даже одни и те же элементы учетной политики, например выбор метода определения финансового результата и момента получения доходов от реализации продукции (работ, услуг), для целей бухгалтерского учета и налогообложения могут различаться. Поэтому возникает необходимость отдельного раскрытия вопросов, связанных с формированием учетной политики организации для целей бухгалтерского учета и налогообложения.

Учетная политика формируется главным бухгалтером организации и утверждается руководителем. Учетная политика формируется на следующий отчетный год и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Каким-либо изменениям в течение года учетная политика не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В настоящее время учетная политика организации составляется как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения. При этом учетная политика для целей бухгалтерского учета представляет собой совокупность выбранных организацией способов ведения бухгалтерского учета организации, а для целей налогообложения — совокупность способов ведения налогового учета организации, а также элементов методики исчисления некоторых налогов.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета для вновь созданной организации утверждается ее руководителем до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации организации (п. 10 ПБУ 1/98). Учетная политика для целей налогообложения для вновь созданной организации утверждается руководителем не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации (п. 12 ст. 167 НК РФ).

Совокупность способов ведения бухгалтерского учета представляет собой способы группировки и оценки хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и другие способы и приемы.

Учетная политика должна содержать такие
элементы, как:

  1. рабочий план счетов;
  2. формы первичных документов, необходимых для оформления хозяйственных операций;
  3. формы документов для внутренней отчетности;
  4. порядок проведения инвентаризации;
  5. методы оценки активов и обязательств;
  6. правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  7. другие решения, необходимые для ведения бухгалтерского учета, а также принятие соответствующей налоговой политики.

Таким образом, учетная политика содержит
три основные группы вопросов:

  1. организационно-технические;
  2. методические;
  3. налоговые.

При формировании учетной политики для целей бухгалтерского учета необходимо осуществить выбор одного из способов, предусмотренных законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. В учетной политике для целей налогообложения обязательно следует раскрыть вопросы, вариантность которых предусмотрена НК РФ.

Кроме того, в учетной политике для целей налогообложения необходимо отразить порядок ведения налогового учета, формы регистров и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета.

Порядок ведения налогового учета — это особый порядок учета доходов и расходов, момента их признания, подразумевающий особый механизм учета доходов и расходов для исчисления налоговой базы отчетного (налогового) периода, особый порядок формирования отложенных расходов. В учетной политике для целей налогообложения также следует отразить способ ведения аналитических регистров налогового учета: ручным способом (на бумажных носителях) или с использованием программ автоматизации бухгалтерского (налогового) учета.

Соответственно, разработка и утверждение учетной политики организации подразумевают две основные цели:

  1. закрепление выбранных способов ведения бухгалтерского учета;
  2. регулирование максимально возможного количества элементов организации бухгалтерского учета, включая организацию документооборота, работы бухгалтерской службы, организацию горизонтального (с другими структурными подразделениями) и вертикального (с руководящими органами и персоналом) взаимодействия бухгалтерской службы.

Закрепление выбранных способов ведения бухгалтерского учета является обязательным.

Таким образом, учетная политика (при ее правильном формировании) позволяет обеспечить наиболее эффективное взаимодействие всех структур организации, участвующих в учетном процессе, и минимизировать затраты (материальные, трудовые и затраты времени) по разрешению возникающих вопросов.

Процесс составления учетной политики как внутреннего документа организации представлен двумя основными этапами:

  1. непосредственно самим формированием учетной политики;
  2. раскрытием учетной политики.

Формирование учетной политики обязательно для всех организаций, кроме кредитных и филиалов иностранных организаций, находящихся на территории Российской Федерации.

Раскрывать учетную политику обязаны только те организации, которые публикуют свою бухгалтерскую отчетность.

Учетная политика организации — это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета:

  1. первичного наблюдения;
  2. стоимостного измерения;
  3. текущей группировки;
  4. итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Согласно ПБУ 1/98 к способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Как правило, разработанная учетная политика оформляется приказом руководителя организации, в котором отражаются ее основные элементы, а элементы, требующие отдельного раскрытия, отражаются в приложении к этому приказу. Так, отдельными приложениями могут раскрываться:

  1. формы первичной учетной документации;
  2. структура и состав структурного подразделения организации, занимающегося бухгалтерским учетом и отчетностью и налоговым учетом, а также основные функции, выполняемые этим подразделением;
  3. график документооборота и др.

В соответствии с ПБУ 1/98 учетная политика может быть изменена в некоторых случаях в течение года.
Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

  1. изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  2. разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, если применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
  3. существенного изменения условий основной деятельности, связанных с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т. д.

Все изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. При этом обязательно должна быть раскрыта причина изменения учетной политики, дана оценка последствий изменений в денежном выражении.

Таким образом, учетная политика занимает центральное место в системе бухгалтерского учета и отчетности. К процессу ее формирования необходим особый подход, так как от этого зависят весь учетный процесс организации, правильность ведения бухгалтерского и налогового учета, а также процесс принятия управленческих решений.

www.elitarium.ru

Учетная политика ПБУ: применение и общее положение

Большинство крупных коммерческих организаций ведут учетную политику. Это может быть связано как с требованиями законодательства, так и с объективными потребностями фирм, обусловленными спецификой ведения бизнеса, его масштабами, особенностями хозяйственных операций. Нормы, регламентирующие ведение предприятиями учетной политики, могут быть закреплены как на уровне законодательства РФ, так и в локальных нормативных актах организации. Какие основные источники права регулируют данное направление деятельности российских фирм? Каковы их основные положения?

Что представляет собой учетная политика?

Под учетной политикой принято понимать деятельность организации, которая связана с составлением различных документов, отражающих значимые события в хозяйственной жизни фирмы. В РФ она представлена 2 основными видами учета — бухгалтерским и налоговым. Как правило, первый вид отчетности сложнее, поэтому в целях его регулирования государством издаются специализированные нормативные акты. Учетная политика фирмы, главным образом имеющая отношение к ее бухгалтерской отчетности, должна быть устойчивой, легальной, актуальной. Формируется она исходя из приоритетов конкретной организации, но должна соответствовать установленным нормам права. Рассмотрим то, в каких источниках они могут фиксироваться.

Учетная политика бухгалтерии: основные нормы права

Учетная политика ПБУ в РФ регулируется положениями нормативных актов на федеральном уровне. Главный НПА соответствующего типа — приказ Минфина России № 106н, принятый 6.10.2008 года. Посредством данного источника утверждено положение «Учетная политика организации ПБУ 1/2008», а также ПБУ 21/2008, который дополняет первый документ. Ранее в РФ действовал нормативный источник ПБУ 1/98.

Можно отметить, что, наряду с основным НПА, регулирующим бухучет — ПБУ 1/2008, приняты источники, в соответствии с которыми должен вестись учет по отдельным хозяйственным операциям, платежам в бюджет РФ. Например, если фирма платит налог на прибыль, то основной НПА, в соответствии с которым должна выстраиваться ее учетная политика — 18 ПБУ.

Есть отдельные источники норм, которые регулируют бухучет по различным активам, кредитам, вложениям, с которыми имеет дело фирма. Но, так или иначе, главный источник норм для бухучета — ПБУ 1/2008. В нем содержатся общие для всех фирм нормы, регулирующие учетную политику — вне зависимости от системы налогообложения организации, специфики ее хозяйственных операций.

Рассмотрим основные положения, которые содержит документ ПБУ 1/2008 («Учетная политика организации»). 2015 и 2016 годы не характеризовались существенными законодательными корректировками соответствующего НПА. Но они были. Так, актуальная версия «Учетной политики» принята 6.04.2015 года. Итак, изучим основные положения данного НПА.

ПБУ 1/2008: общие положения

Рассматриваемый источник права формирует правила составления учетной политики фирм в статусе юридических лиц. Юрисдикция данного НПА не распространяется на банковские организации, государственные и муниципальные структуры. Если бизнес в РФ ведет представительство иностранной фирмы, то оно может придерживаться соответствующих норм либо тех правил, что установлены в их государстве при условии, что они не противоречат положениям российского законодательства, регулирующего бухгалтерский учет.

ПБУ «Учетная политика организации» регулирует направления деятельности предприятий, которые связаны с ведением бухучета, наблюдения, измерения, группировки и последующего обобщения результатов хозяйственных активностей в фирме. Учет в соответствии с нормами рассматриваемого источника права, может вестись посредством разных методов. Например:

— группировки, а также оценки фактов деятельности;

— компенсации активов;

— обеспечения документооборота;

— осуществления инвентаризации;

— использования счетов бухучета;

— ведения специализированных регистров;

— обработки различных типов информации.

Нормы ПБУ «Учетная политика» распространяются на все российские фирмы. Но в части собственно раскрытия процедур в рамках учетной политики — на те организации, что публикуют свою отчетность в соответствии с законодательством РФ, уставными документами либо в силу собственной инициативы.

Как формируется политика бухучета?

Рассмотрим то, каким образом в соответствии с рассматриваемым НПА формируется учетная политика ПБУ. Данное направление деятельности фирмы осуществляется под руководством главного бухгалтера организации либо иным ответственным сотрудником организации.

В рамках бухучета должны быть утверждены:

— рабочий план используемых фирмой счетов;

— формы документов, применяемых в бухучете, а также регистров;

— формы источников, используемой в рамках внутренней отчетности;

— правила инвентаризации;

— методы оценки активов компании, а также ее обязательств;

— методы документооборота и анализа информации;

— правила осуществления контроля над различными хозяйственными операциями.

Сотрудниками фирмы, отвечающими за политику бухучета, могут быть приняты иные решения в рамках рассматриваемого направления деятельности фирмы.

Учетная политика ПБУ также предполагает, что:

— ресурсы и обязательства фирмы рассматриваются отдельно от активов и долгов собственников соответствующей организации и иных компаний;

— фирма ведет устойчивую деятельность, и у ее менеджеров нет намерений ликвидации бизнеса либо сокращения хозяйственной деятельности, вследствие чего долги компании будут выплачиваться по установленным схемам;

— принятая в фирме политике бухучета характеризуется стабильностью, последовательностью и осуществляется по единым принципам в разные годы;

— факты хозяйственных активностей организации соотносятся с конкретными отчетными периодами.

Законодатель предписывает фирмам, осуществляющим учетную политику, обеспечивать:

— корректность фиксации в учете тех или иных фактов хозяйственных активностей;

— актуальность отражения сведений о деятельности компании в отчетности;

— преимущественную готовность к рассмотрению расходов и долгов, чем выручки и активов без формирования скрытых ресурсов;

— отражение фактов в учете, прежде всего, исходя из их реального хозяйственного содержания, а не правовой формы;

— равенство показателей учета в аспекте оборотов и остатков по синтетическим счетам в рамках отчетных периодов;

— приоритет рациональных методов ведения бухучета, используемых с учетом условий осуществления компанией хозяйственной деятельности, а также масштабов организации.

Законодательство РФ позволяет небольшим предприятиям формировать политику учета в упрощенном виде.

Учетная политика ПБУ предполагает, что фирма, не обнаружив в положениях нормативных актов РФ необходимых руководящих норм, должна использовать собственные правила, а также МСФО — международные правила составления финансовой отчетности.

Компания, приняв учетную политику, должна оформить ее посредством отдельных распорядительных документов, утверждаемых руководством организации. Методы ведения бухучета, определенные организацией, должны применяться с начала года, который следует за тем, в котором соответствующие методы были утверждены. Если фирма была учреждена недавно, то учетная политика в ней должна быть принята в течение 90 дней с момента регистрации компании.

Корректировка учетной политики

Документ ПБУ 1/2008 («Учетная политика организации») регулирует то, каким образом фирма должна корректировать принятые нормы бухучета. Так, соответствующие изменения могут проводиться, если в законодательстве РФ изменились регулирующие положения. Корректировка политики бухучета может осуществляться, если в компании изменены те или иные условия хозяйственной деятельности — например, по причине реорганизации либо в силу изменений тех или иных видов коммерческой деятельности. Если фирма приняла решение изменить политику бухучета, данное действие рассматриваемые правила предписывают осуществлять исходя из принципа обоснованности.

В общем случае корректировки учетной политики вступают в силу с начала отчетного года. Иные сроки могут быть обусловлены факторами, обусловившими соответствующие изменения. Учетная политика (ПБУ 1/2008) предписывает фирмам рассматривать последствия корректировки норм, регулирующих рассматриваемое направление деятельности. Так, если соответствующие изменения оказывают влияние на финансовую устойчивость фирмы, результаты ее деятельности либо движение капитала — оцениваются они в денежном исчислении на основе достоверных данных.

Если корректировка учетной политики обусловлена изменениями в нормах регулирующих НПА, то они отражаются в бухучете в порядке, установленном законодательством. Компании, которые имеют право задействовать упрощенные методы учета, могут фиксировать в отчетности корректировки в политике бухучета, которые могут повлиять на финансовые результаты потенциально, если иное не предписано законодательством РФ.

Если изменения, о которых идет речь, способны оказать значительное влияние на динамику оборота капитала в организации, то они должны отдельно раскрываться в отчетности. Рассмотрим данный аспект подробнее.

Раскрытие принятой учетной политики

В соответствии с нормами учетной политики ПБУ 1-2008, фирмы обязаны раскрывать свою учетную политику посредством установленных методов. Прежде всего в таком аспекте, как способы ведения учета, которые определяющим образом влияют на процесс оценки и практического применения решений пользователями отчетности.

Ключевыми в данном случае следует рассматривать те способы, которые позволяют осуществить наиболее достоверное ознакомление заинтересованных лиц с финансовыми результатами организации. То, каким образом должна раскрываться бухгалтерская отчетность, определяется в законодательстве РФ. Если политика бухучета фирмы создана с учетом возможных допущений, которые предусмотрены нормами права, то раскрытие подобных подходов может не осуществляться в отчетности. Но если допущения, принятые компанией, не предусмотрены законодательством, то они, в свою очередь, должны быть раскрыты.

ПБУ «Учетная политика» предусматривает вариант, при котором в процессе подготовки отчетности формируется некоторая неопределенность в аспекте рассмотрения событий и факторов, способных поставить под сомнение непрерывность хозяйственной деятельности, то фирма должна отразить в документах бухучета обстоятельства, имеющие отношение к подобной проблеме. Если учетная политика компании изменена, то она должна раскрыть сведения, отражающие:

— причины корректировки учетной политики, а также сущность изменений в ней;

— порядок, в соответствии с которым последствия нововведений в учетной политике отражаются в отчетности;

— финансовые показатели корректировок, отражающих изменения, о которых идет речь, соотносительно с каждой статьей отчетности.

Если раскрытие данных в силу тех или иных причин невозможно, то данный факт должен быть учтен в бухгалтерских документах при условии указания периода, в рамках которого фирма начинает использовать новую учетную политику.

ПБУ «Учетная политика организации» содержит нормы, по которым фирмы обязаны раскрывать сведения о неприменении НПА, которые приняты, но до определенного срока не действуют, а также перспективную оценку последствий применения данного акта в период, когда он приобретет юридическую силу. То, каким образом компания ведет бухучет, а также сведения о корректировке ее учетной политике должны быть раскрыты в специальной пояснительной записке, которая прилагается к документам бухучета.

Наряду с ПБУ по учетной политике, приказом Минфина РФ № 106н был введен еще один нормативный источник — ПБУ 21/2008. Рассмотрим его особенности подробнее.

ПБУ 21/2008: основные нормы

Документ, о котором идет речь, содержит положения, которые регулируют порядок признания, а также раскрытия в бухучете сведения, касающиеся корректировки оценочных значений по тем или иным элементам учета. Под таковыми документ ПБУ 21/2008 предписывает понимать изменения цены актива или долга фирмы либо величины, которая отражает компенсацию стоимости актива в силу появления обновленных значимых сведений. При этом корректировка метода оценки ресурсов и обязательств компании не классифицируется как изменение по оценочному значению. Но если какое-либо нововведение в бухучете не может быть рассмотрен в рамках отдельной категории, характеризующей изменения в рамках учетной политики, то в целях отчетности оно признается как изменение по оценочному значению. Изучим то, каким образом оно признается на практике.

Признание корректировки оценочного значения

В НПА, который дополняет документ ПБУ-2008 («Учетная политика организации»), содержатся нормы, в соответствии с которыми изменения оценочного значения должны признаваться в бухучете посредством включения в выручку или издержки фирмы:

— в рамках периода, в котором зафиксировано то или иное изменение, если оно непосредственно влияет на данные по бухучету;

— в рамках периода, в котором было зафиксировано изменение, а также будущих периодов, если корректировка повлияла на отчетность по обоим интервалам.

Если изменение влияет на размер капитала фирмы, то оно должно быть признано посредством корректировки долей капитала в отчетности за тот период, в рамках которого было зафиксировано соответствующее нововведение.

Нормы бухучета МСФО

Наряду с ПБУ-1 («Учетная политика организации»), российским источником права, бухгалтерский учет может регулироваться и международными нормами. Изучим их специфику подробнее.

Один из основных международных документов, устанавливающих ПБУ — МСФО 8. В соответствии с его положениями, под учетной политикой следует понимать принципы, основы, договоры, правила, а также практические действия, которые осуществляются компанией в целях составления финансовой отчетности. Главный принцип международного регулирования бухучета — приоритет достоверности над формальностями.

Еще один примечательный нюанс, характеризующий МСФО, заключается в том, что в оригинальных текстах соответствующих источников права словосочетание «учетная политика» чаще всего звучит во множественном числе. Эксперты объясняют это тем, что за рубежом данное направление деятельности фирм предполагает совокупность различных действий. В свою очередь, в России даже самая свежая версия ПБУ («Учетная политика организации») 2015 года, предполагает использование указанного термина в единственном числе.

Другой примечательный нюанс МФСО — международные нормы позволяют компаниям самостоятельно определять то, каким образом должна раскрываться информация, имеющая отношение к бухучету. Так, она может быть раскрыта в виде примечаний либо как отдельный компонент отчетности.

Исключительно важная характеристика МСФО — соответствующие нормы права не требуют от фирм использования в процессе бухучета единых планов счетов. Он в принципе необязателен — хотя на практике без него обойтись довольно сложно, поскольку необходимость в ведении двойной записи операций в фирмах, как правило, есть. В свою очередь, в России единый план счетов есть и должен применяться в соответствии с нормами, установленными в законодательстве.

Довольно поверхностно нормы МСФО регулируют составление приложений к политике бухучета. Фирмам, в соответствии с международными правилами, необязательно их составлять — но, опять же, на практике им, как правило, приходится разрабатывать подобные документы.

Резюме

Основной источник права, в соответствии с которым российские фирмы должны принимать различные хозяйственные операции к учету — «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008. Он может дополняться иными НПА, регламентирующими те или иные аспекты бухучета. Российские законы, регулирующие финансовую отчетность, могут применяться наряду с международными нормами. Между ними есть ряд принципиальных различий. Правила МСФО могут применяться в РФ, если не противоречат нормам российских НПА, регулирующих бухгалтерский учет.

Источники права, в соответствии с которыми должен вестись бухучет в РФ, обязательны к применению, но содержат довольно общие требования к осуществлению фирмами рассматриваемого направления деятельности. Значительная часть работы по созданию локальной системы бухучета должна проводиться непосредственно компанией — ее главным бухгалтером и другими ответственными сотрудниками. Правила бухучета, принятые в организации, утверждаются ее руководством и обязательны к исполнению во всех финансовых подразделениях фирмы.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *