Проблема трудоустройства – Проблема трудоустройства молодежи в России

Содержание

Проблема трудоустройства молодежи в России

Проблема трудоустройства молодёжи всегда волновала государственные органы, так как именно этот вопрос непосредственно касается социальной политики. Для того чтобы обеспечить высокий уровень жизни населения посредством национальных ресурсов, важно разобраться в данном вопросе и найти наиболее практичные пути решения.

Молодёжь и безработица: о понятиях

Проблема трудоустройства молодёжи в России была популярна с давних времён, в том числе и при царе-батюшке. Важно отметить, что перед поиском решений трудного вопроса необходимо тщательно разобраться в терминологии, а затем определить наиболее эффективные пути её устранения.

Обратите внимание: если в каком-либо источнике рассматриваются проблемы трудоустройства молодёжи, статья, рецензия или автореферат обязательно будут содержать ряд определений и понятий. Так, в современном понимании молодёжью называется социальная, демографическая группа людей, круг которой ограничивается определённым возрастом. Среди отличительных признаков можно выделить такие, как выполнение для общества определённых функций, специфические взгляды, интересы, ценности, место среди других групп людей.

Важным отличительным критерием данной группы выступает возраст. Многие учёные до сих пор не могут сойтись в едином мнении о том, какими должны быть возрастные рамки. Так, одни устанавливают начальную границу с 13-14 лет, а другие её убирают с 29-30-летнего возраста. Кроме того, понятие молодёжи неразрывно связано с определёнными видами деятельности. Так, среди данной группы лиц чаще всего встречаются военнослужащие, учащиеся, студенты, работающие по определённым специальностям, и так далее.

О безработице

Проблема трудоустройства молодёжи требует тщательного рассмотрения понятия «безработица». Безработицей в современном понимании называется социально-экономическое явление, которое характеризуется особой сложностью. В данном случае часть активного населения, способного зарабатывать себе на жизнь, не в состоянии реализовать свой потенциал в силу отсутствия достойных рабочих мест. Стоит отметить, что чаще всего рынок труда и проблемы трудоустройства молодёжи связаны с большим желанием реализовать свой потенциал молодыми людьми, но при этом с катастрофической нехваткой рабочих вакансий.

Нормативное регулирование

Законодательство на сегодняшний день регулирует уровень безработицы только в отношении лиц, достигших 16-летнего возраста. Так, согласно национальному праву, безработными считаются лица, которые не имеют трудового дохода или иного основного заработка за реализацию своих трудовых навыков. Здесь существует несколько условий: лицо должно находиться на территории Российской Федерации, должно быть зарегистрированным в службе занятости, а также пребывать в поисках работы.

Проблема трудоустройства современной молодёжи: демографический аспект

Как известно, Россия как самостоятельное государство смогло «встать на ноги» только к началу двадцать первого века после распада Советского Союза. Именно в этот период происходят радикальные изменения не только в области экономики, юриспруденции, но и в области социальной политики, в том числе рассматривающей пути решения проблемы трудоустройства молодёжи. В настоящее время такая группа, как молодёжь, составляет 22 процента от общей численности населения, или же 32 миллиона человек на территории России.

Довольно-таки неоднозначной представляется проблема трудоустройства молодёжи в свете образования. Невозможно не отметить тот факт, что молодые люди стремятся к знаниям, стараются поступить в высшие учебные заведения, однако здесь каждого будущего специалиста поджидает новая проблема, связанная с поиском работы. В результате возникает новая проблема с трудоустройством выпускников вузов. В результате разрастания проблемного вопроса большая часть бывших студентов вынуждена работать не по своей специальности, а значит, те знания, умения и навыки, которые молодые люди получили в стенах государственного учреждения, по сути, являются бесполезными. Это значит, что государство потратило бюджетные средства впустую. Реальную картину смогут показать статистические данные. На 2016 год официальный показатель безработных составляет 30 % от всей группы. И сюда входят не только школьники, но и те лица, которые не достигли возраста 29 лет, то есть бывшие студенты, аспиранты, военнослужащие по призыву и так далее. Стоит отметить, что далеко не каждый гражданин обращается в органы службы занятости, поэтому вышеназванный показатель на деле может иметь удивительно большое значение.

Особенности рассматриваемой социальной группы

Проблема трудоустройства молодёжи неразрывно связана с особенностями, которые присущи данной общности людей. Как правило, первоочерёдными выступают трудности, связанные с адаптацией к современным условиям в экономической сфере, маркетинговой области. Важную роль играет процесс выбора профессии, поиска себя и самореализации, трудоустройство, а также жилищные и иные экономические проблемы.

Рынок труда

Практически все условия, касающихся проблемы трудоустройства молодёжи в Красноярском крае, республике Хакасия, Свердловской области, диктует современный рынок труда. Под данным термином понимаются социально-трудовые отношения, которые существуют в тесной взаимосвязи между собой и образующие вследствие реализации систему общественных отношений, регулирующих порядок и условия найма рабочей силы, её использования и обмена, механизм спроса и предложения, ценообразование и много других аспектов, связанных с трудовым взаимодействием.

Рынок труда молодёжи требует к себе особого внимания, так как является особым элементом среди вышеназванного сложнейшего механизма трудовых отношений. Здесь есть собственные закономерности и социально-демографические особенности. Каждому работодателю, предлагающему вакансию для человека юного возраста, стоит учитывать, что для данной категории характерны эмоциональная неустойчивость, быстро меняющиеся жизненные ценности, отсутствие рабочего стажа и опыта, низкий профессиональный статус.

Что касается положительных моментов, то молодёжь отличается мобильностью, высоким уровнем потенциала, а также способностью быстро искать всевозможные пути решения проблемы в отличие от таких категорий, как инвалиды или же матери в декрете.

«Рабочие» факторы

Проблема трудоустройства молодёжи в России обусловлена рядом факторов. В одной стороны, практически каждый подросток или выпускник образовательного учреждения мечтает о престижной работе, где он будет реализовывать весь потенциал, который в него вложили преподаватели. А с другой стороны, далеко не каждый подросток способен найти себя в условиях жёсткой конкуренции, особенно среди тех, кто обладает большим объёмом знаний, умений и навыков.

Проблемы занятости, трудоустройства молодёжи зависят от следующих факторов, а именно: уровень материального дохода каждой отдельной семьи; возможность самореализации уже на стадии обучения; получение высшего или профессионального образования; реализация своих прав и предоставленных государством социальных гарантий. Если мы обратимся к первому разделу данной статьи, то налицо существенная амплитуда возрастных рамок: от 13 до 30 лет. Именно поэтому среди молодёжи выделяется несколько подгрупп.

Молодёжные подгруппы: первая категория

Основные проблемы трудоустройства молодёжи неразрывно связаны с определённой подгруппой: от 14 до 18 лет. В данную группу входят 95 % учеников и студентов колледжа. Данный возрастной период сопровождается усвоением и принятием основных жизненных ценностей, которые в дальнейшем окажут сильное влияние на социальное становление подростка как личности. С 14 лет начинает формироваться активная адаптация к условиям жизни и социума.

С 12-14 лет каждый человек начинает задумываться о том, кем бы он хотел стать, какую бы выбрал профессию. Проблема трудоустройства современной молодёжи в России имеет некую специфику. А всё из-за того, что в зарубежных странах трудовой возраст значительно выше. В современном государстве 80% молодых людей заработали свои первые денежные средства до наступления совершеннолетнего возраста. Стоит отметить, что подобная тенденция не является положительной, так как трудовая занятость, пусть даже и частичная, негативно сказывается на процессе обучения. Если данная проблема возникает в вузе, от этого страдает качество подготовки будущего специалиста.

Молодёжные подгруппы: вторая категория

Проблема трудоустройства современной молодёжи присуща лицам, не достигшим 24-летнего возраста, то есть её вторую подгруппу составляют молодые люди от 18 до 24 лет.

Как правило, основную массу здесь составляют лица мужского пола, отслужившие в армии, а также студенты, продолжающие обучение, либо специалисты, только что окончившие вуз. Проблемы данной группы связаны с отсутствием опыта работы. То есть по факту все специалисты обладают достаточным уровнем знаний, позволяющих эффективно осуществлять трудовую деятельность, однако по факту работодатели неохотно принимают молодёжь без опыта работы и стажа.

Молодёжные подгруппы: третья категория

Нетрудно догадаться, что третьей и последней подгруппой, входящей в молодёжный возраст, являются лица от 25 до 30 лет. Как правило, её представители уже позиционируют себя в качестве состоявшихся специалистов либо имеют опыт работы в определённой сфере.

Основные проблемы трудоустройства молодёжи в этот период связаны с высокими финансовыми требованиями к работе. Так, большинство представителей данной группы обзавелись семьёй, следовательно, финансовые запросы значительно вырастают, что напрямую влияет на уровень заработной платы.

Специфика молодёжного рынка

Решение проблем трудоустройства молодёжи возможно найти только посредством рассмотрения всех его особенностей. На основе информации, которая будет получена в результате исследования специфики молодёжного рынка, вполне реально разработать механизм и найти пути разрешения проблемных вопросов.

Первоочередной особенностью является постоянная изменчивость трудового рынка. Это значит, что спрос и предложение постоянно меняются. Одно время существовали вакансии, которые позволяли принимать на работу даже подростков, не достигших совершеннолетия, в то же время через 5-10 лет ситуация полностью поменяется в противоположную сторону.

Низкая конкурентоспособность

Молодёжь – эта та группа, представители которой, в силу возрастных особенностей и психического развития, обладают минимальным объёмом инструментов для того, чтобы быть конкурентноспособными на рынке труда. Отсутствие необходимых знаний, умений и навыков, трудового стажа, рабочего опыта не позволяют работодателям идти на риск и принимать в организацию таких работников.

Более того, для работодателя существует огромное количество ограничений и дополнительных выплат, связанных с трудом несовершеннолетнего лица. Здесь законодательство устанавливает достаточно жёсткие нормы, связанные с правами ребёнка, что, естественно, невыгодно человеку, который может нанять взрослого без особых проблем.

Женская занятость

Чрезвычайно сложная ситуация на трудовом рынке сложилась в отношении представительниц прекрасного пола. Среди выпускников высших учебных заведений большая часть – женщины. Здесь важно отметить, что работодатели неохотно принимают молодых особ на работу, аргументируя тем, что они обязательно в скором времени уйдут в декрет.

Разумеется, законодательство запрещает использовать работодателю для отказа в приёме вышеназванное основание. Однако наряду с этим начальники находят огромное количество других причин, касающихся того, «почему вы нам не подходите».

В целом решать проблемы, связанные с рынком труда молодёжи, необходимо в настоящий момент. Активная динамика изменчивости говорит о том, что социальные программы, которые продуманы государством либо муниципальными органами на несколько лет вперёд, не имеют никакого результата.

При таком подходе невозможно предусмотреть все изменения, которые произойдут через 5 либо 7 лет и повлияют на развитие молодёжных подгрупп. Именно поэтому пути решения проблемы трудоустройства молодёжи, будь они представлены программой или иными социальными гарантиями, должны поддаваться корректировке.

fb.ru

Проблема трудоустройства молодежи Текст научной статьи по специальности «Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук»

УДК 331.5

* Як

ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ

Н.С. Андреева, магистрантка, [email protected] ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет»

В работе установлено, что проблема трудоустройства молодежи в России действительно имеется. Рассмотрены факторы, влияющие на трудоустройство молодого специалиста. Приведена процентная и численная статистика безработных по возрастным группам. Описаны меры борьбы с проблемой трудоустройства. Указан ряд нормативных документов, разработанных Правительством РФ, по вопросу трудоустройства населения.

занятость молодежи, трудоустройство, безработные граждане

Проблема трудоустройства молодых специалистов была и остается одной из самых острых на сегодня. При этом, стоит заметить, что она вовсе не является односторонней, а касается как выпускника, так и работодателя. В данной работе хотелось бы рассмотреть, что является причиной возникающих сложностей на отечественном рынке труда и так ли эта проблема непреодолима сегодня.

Как нынешняя студентка и будущий специалист, я не раз задумывалась, насколько велика вероятность, что после окончания университета и получения диплома я буду работать именно по своей специальности. Будет ли моя должность достаточно оплачиваемой? Имею ли я перспективы для карьерного роста? С уверенностью можно сказать, что данными вопросами задаются все, кого волнует собственное будущее.

Иными словами, данная тема весьма актуальна сегодня. Итак, рассмотрим проблему безработицы и основные препятствия на пути к трудоустройству.

Хотелось бы уточнить, что молодежью, в соответствии с постановлением «Об основных направлениях молодёжной политики в Российской Федерации», признаны граждане РФ от 14 до 30 лет [1]. Сегодня молодежь России — это 31,5 млн человек, или 21,5 % в трудоспособном населении [2, 3]. Соотношение доли молодежи в общем населении страны представлено на рисунке 1 (а), а возрастная структура молодежи отражена на рисунке 1 (б). Данные соответствуют статистике 2016 г.

Рисунок 1 — Молодежь России: а) молодежь в общем населении страны; б) возрастная структура молодежи

Росстат не дает суммарный процент безработной молодежи к экономически активному населению (за 2016 год численность экономически активного населения составила 76.7 млн. человек, или 52 % от общей численности населения страны [4]), но имеется статистика по возрастным группам за 2015 год. В первой группе 14-19 лет, процентный показатель составляет 4,7 %, или 199 тысячи человек, во второй группе 20-24 года — 19,8 %, или 842 тысячи человек и наконец 16,1 % (688 тысяч безработных) среди 25-30 летних. Если просуммировать процент второй и третьей групп, то мы получаем 35,9 % безработных молодых людей — это граждане от 20 до 30 лет [5]. Довольно внушительная цифра, учитывая что данный возраст наиболее продуктивный для рынка труда. Среди безработных (по методологии МОТ) в феврале 2017 г. доля молодежи до 25 лет составила 21,0 % [6]. При среднем уровне безработицы по России в тот же период в 5,6 %, коэффициент превышения уровня безработицы среди молодёжи возрастной группы 15-24 лет, по сравнению со средним уровнем по стране, составил 3,8 раза [7].

Отметим, что при сложившейся ситуации молодых людей с высшим образованием насчитывается больше, чем с начальным профессиональным, что можно увидеть в отчете Федеральной службы государственной статистики [8]. В 2015 г. на рынок труда вышел 27661 выпускник образовательных учреждений очной формы обучения, из которых 11293 человек, или 40,8 % — выпускники вузов, 8733 человек, или 31,5 % — выпускники средних учебных заведений и 7635 человек, или 27,6 % — выпускники учреждений начального профессионального образования [9]. Возникает вопрос, почему на фоне такого положительного расклада такой высокий уровень безработицы? Очевидно, что молодые специалисты — это надежда любого развитого государства. Кроме того, во многих случаях найм молодежи более привлекателен с точки зрения минимизации расходов на приобретение и потребление рабочей силы.

Проблема трудоустройства выпускников остро возникла после того, как в конце 90 г. было принято Постановление Совета Министров СССР об отмене централизованного распределения выпускников учебных заведений [10]. Тогда же был разработан ряд мер замены такого трудоустройства, например, выпускники могли трудоустраиваться по заявкам предприятий и организаций. Основной задачей оставалось удовлетворение потребностей в высококвалифицированных кадрах. Но такая система проблему решить не смогла. Почему?

Занятость выпускников является одним из показателей эффективной деятельности учреждений профессионального образования.

Только в 2013 г. подняли вопрос о ликвидации в России неэффективных вузов, выпускники которых повышают процент безработных. Был проведен мониторинг, и в январе 2014 г. Министерство образования и науки опубликовало список высших учебных заведений, подлежащих реорганизации [11]. По итогам мониторинга неэффективными признаны 373 учебных заведения — вузы и их филиалы. Всего проверке подверглись 934 государственных и негосударственных вуза и 1478 филиалов [12].

Эту меру можно рассматривать, как однобокое, но правильное решение проблемы трудоустройства и безработицы. Таким образом устраняется неудовлетворенность работодателей. Для них успешно сокращается число кандидатов на трудоустройство, среди которых значительно меньше будет малоквалифицированных и больше толковых молодых людей.

Как было сказано ранее, проблема трудоустройства возникла много раньше, чем с ней начали бороться. В докладе Центра экономических и политических исследований «Социальная политика в России» говорится о некачественном образовании, не дающем должного результата, и о правах абитуриентов. Кроме того, каждый вправе на конкурсной основе получить бесплатно высшее образование в государственных и муниципальных вузах. Однако реально ситуация иная. Образование, практически, на всех уровнях становится платным, причем в престижных вузах стоимость его столь высока, что носит, по существу, запретительный характер. Но самое главное, что несмотря на это, резко падает престиж образования и профессионализма [13].

В настоящее время упомянутая в докладе проблема практически исключена либо стремится к своему решению. Но ведь даже несмотря на это, численность безработной молодежи остается на прежнем уровне. Рассмотрим проблему безработицы с другой стороны.

Для начального и минимального решения проблемы трудоустройства молодого специалиста необходима помощь государства и органов местного самоуправления в каждом регионе. Если решать проблему на уровне отдельного региона, то общая картина снижения безработицы страны будет оптимистичной. Эффективным путем решение данной проблемы станет взаимодействие и сотрудничество всех структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы образования и комитетов по делам молодежи. На первый взгляд, задача абсолютно не сложная для нашего времени. Возможно создание реестра, который позволит регулировать отношения на рынке труда. К счастью, на сегодняшний день это не станет рутинной бумажной работой, но станет одним из способов контроля за перенасыщением рынка специалистами либо за его скудностью. Нельзя отрицать, что определенные источники информации по данному вопросу имеются, однако в учет, исходя из результатов, не берутся.

В целях содействия занятости молодёжи, окончившей образовательные учреждения, на предприятиях, в учреждениях и организациях резервируется минимальное количество рабочих мест. Из опыта прошлых лет известно, что число специалистов-рабочих, получивших направление на работу, — 40 %, то есть меньше половины [14]. Остальные ищут работу сами.

Не секрет при этом, что самое важное требование работодателей — это наличие опыта работы. Студентам вузов очень сложно совмещать учебу и нарабатывание стажа, таким образом, по окончании университета они не могут трудоустроиться.

Однако несмотря на такой бессистемный подход к молодым специалистам, в сравнении с уже затронутым 1997 годом ситуация стала значительно лучше. Обратимся к следующему отрывку из Доклада Центра экономических и политических исследований: «В сложившихся социально-экономических условиях квалифицированный труд перестает обеспечивать соответствующий жизненный уровень. 51,5 % работающих молодых людей трудятся не в соответствии с приобретенной специальностью» [13].

В настоящее же время молодежь реже бывает вынуждена работать не по специальности. Министерство образования и науки Российской Федерации России провело второй мониторинг трудоустройства выпускников вузов, проанализировав данные по трудоустройству и средней заработной плате выпускников вузов 2014 г. по итогам их трудоустройства в 2015 г., предоставленные Пенсионным фондом Российской Федерации, Рособрнадзором и образовательными организациями. В ходе мониторинга были обработаны данные о более 1 млн 172 тысячах выпускников [15].

Средний процент трудоустройства выпускников, как и в прошлогоднем мониторинге, сохранился на уровне 75 % [15].

Согласно результатам мониторинга, самый высокий процент трудоустройства (от 80 до 90 %) у выпускников, окончивших инженерные и медицинские направления подготовки [15].

Подробнее можно сказать о социологическом исследовании, участниками которого стали выпускники высших учебных заведений г. Краснодара, уже имевшие опыт трудоустройства, в ходе которого были выявлены следующие закономерности. Большинство выпускников, что составило 70 %, трудоустроились по специальности, а остальные нашли себя в другой сфере деятельности. Это может свидетельствовать об отсутствии спроса на рынке труда на некоторые специальности. Также было выявлено, что выпускники трудоустраиваются довольно быстро: 45 % на поиски работы потратили меньше месяца, 25 % чуть больше -до трех месяцев, 15 % не могли трудоустроиться на протяжении почти полугода. Лишь у 10 % возникли серьезные трудности при поиске работы, что затянуло их более чем на полгода, зато 5 % удалось найти работу еще во время обучения в вузе [16].

Кроме того, известно, что в других регионах нашей страны также наблюдается положительная динамика по трудоустройству. Например, на Сахалине при плане 48 % фактически трудоустроились по специальности 58,6 % бывших студентов [17].

По Калининградской области имеется статистика для трех основных вузов, таких как: Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта и Калининградский государственный технический университет.

Наиболее востребованными специальностями выпускников КГТУ являются «Зоотехния», «Агрономия», «Промышленное рыболовство», электротехнические, специальности машиностроения, а также технологии продовольственных продуктов и потребительских товаров. Согласно данным опроса трудоустроенных выпускников нашего вуза — более 95 % работают в настоящее время по профилю полученной специальности [18].

В БГА РФ лучшие показатели трудоустройства по специальностям «Морская подготовка», «Транспортные средства», «Информатика и вычислительная техника». Так, 86,7 % от всех трудоустроенных занимают должности в соответствии с полученным дипломом [18].

В БФУ имени Им. Канта труднее всего обстоит дело с точными науками. Здесь трудоустройство по специальности колеблется от 38 до 56 %. В прочих направлениях показатели изменяются от 60 до 80 % [18].

Итак, в ходе анализа ситуации мы имеем довольно сумбурную информацию и расходящиеся данные. Получается, что в нашей стране на трудовом рынке все довольно стабильно и благоприятно. Откуда же тогда проценты безработных категорий, приведенные в самом начале работы?

Вспомним некогда поднятый вопрос о нехватке простых рабочих специальностей. Можно предположить, что вопрос этот не решен и сейчас.

Как было сказано ранее, молодых людей с высшим образованием у нас больше, но теперь уточним, что это финансисты, юристы и экономисты, которых в стране отмечен значи -тельный переизбыток, в то время как количество вакансий по данным специальностям значительно сократилось. На рисунке 2 представлено отношение нетрудоустроенных выпускников за 2013 г.

# Экономика и управление # Юриспруденция ф Образование и педагогические науки Клиническая медицина ф Техника и технологии строительства ф Остальные

Рисунок 2 — Число нетрудоустроенных выпускников

И действительно, по данным Роструда, в настоящее время общероссийский банк вакансий содержит свыше 1,3 млн рабочих мест [19]. И наибольшее число представленных работодателями вакансий предназначены для специалистов рабочих профессий — порядка 70 %. Не хватает квалифицированных токарей, фрезеровщиков. Востребованы строительные специальности, такие как каменщик, бетонщик, арматурщик, монтажник.

Тем не менее молодёжь не стремится занять данные должности, предложения на рынке труда не соответствуют их ожиданиям. Приблизительно 20 %, причём в самом активном возрасте — 20 — 25 лет, предпочитают не работать при наличии соответствующей квалификации, а зарегистрироваться как безработные. В итоге средний возраст рабочих составляет уже 40, а то и 50 лет. Происходит старение. А 20-25 летние молодые люди пополняют статистику безработных нашей страны [20].

В заключение все же хочется сказать, что безработным не будет тот, кто хочет работать. Проблема трудоустройства сегодня держится лишь на завышенных требованиях к условиям и оплате труда и безынициативности нынешней молодежи. По поручению Правительства Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации и Министерство труда и социального развития Российской Федерации приняло решение о разработке Межведомственной программы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования, целью которой стало создание системы организаций, осуществляющей комплексное консультационное, информационное и образовательное содействие в трудоустройстве незанятых выпускников учреждений профессионального образования. В результате этого в 75 регионах Российской Федерации была организована сеть Региональных центров трудоустройства выпускников во главе с Межрегиональным координационно-аналитическим центром по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования МГТУ им. Н.Э. Баумана [16].

В Российской Федерации создана основательная правовая база по вопросам регулирования труда и занятости молодых граждан. Эти вопросы находят свое отражение в Конституции РФ, Трудовом кодексе РФ и Законе РФ «О занятости населения в РФ». Решением этого вопроса занимаются и отдельные политические партии. Так, партия «Единая Россия» предложила социальный проект «Культура и Время», который действует на федеральном уровне с 2012 г. Одной из задач проекта является содействие кадровому обеспечению отрасли, поддержка молодых специалистов в области культуры.

Кроме того, как было сказано, по статистике, основной процент безработных среди молодых людей составляет возрастная группа 14-19 лет. Но в нашей стране мало развит легализированный детский труд. Уместно предположить, что молодежь этой группы нельзя учитывать при вынесении проблемы безработицы [16].

Подводя итоги по проделанной работе, перечислим перечень необходимых мер для полного решения данного вопроса:

1. Студент должен получить некоторое количество часов практики, совмещенной с учебным процессом.

2. В каждом вузе обязательно должны быть банки специальностей в целях содействия трудоустройству;

3. Должен быть более строгий отбор на факультеты гуманитарных направлений и поощряться выбор технических специальностей.

Сегодня мы имеем дефицит кадров, но не мест.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агентство по делам молодежи Калининградской области [Электронный ресурс] / Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» URL: http://

www.molod39.ru/documents/rasporyazhenie-pravitelstva-rf-ot-29112014-no2403-r-ob-utverzhdenii-osnov-gosudarstvennoy (дата обращения 20.04.2017).

2. Росмолодежь [Электронный ресурс] / Статистика по данным Росстата URL: https:// fadm.gov.ru/activity/statistic (дата обращения 20.04.2017).

3. Statdata.ru [Электронный ресурс] / Население России: численность, динамика, статистика. URL: http://www.statdata.ru/russia (дата обращения 20.04.2017).

4. Person-Agency [Электронный ресурс] / Безработица в России URL: https://person-agency.ru/statistic.html (дата обращения 20.04.2017).

5. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2016: Стат. сб. / Росстат. — Mосква, 146 c.

6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] / Занятость и безработица в Российской Федерации в феврале 2017 года. URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/materials/news/doc_1240566272469 (дата обращения 20.04.2017).

7. Росбалт [Электронный ресурс] / Безработица в России осталась в феврале на январском уровне URL: http://www.rosbalt.ru/business/2017/03/21/1600690.html (дата обращения 20.04.2017).

8. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] / Мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации URL: https://clck.ru/ B25bN (дата обращения 20.04.2017).

9. Координационно-аналитический центр содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования [Электронный ресурс] / Мониторинг подготовки кадров на 2013-2015 гг. URL: http://rabota.vgasu.ru/sotrudnikam/monitoring/ (дата обращения 20.04.2017).

10. Университет Лобачевского [Электронный ресурс] / О работе межрегионального координационно-аналитического центра по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования МГТУ им. Н.э. Баумана URL: http://www.unn.ru/pages/vestniki_journals/99990199_West_innov_2006_1(7)/25.pdf (дата обращения 20.04.2017).

11. Министерство образования и наук и Российской Федерации [Электронный ресурс] / Опубликован список наименований вузов и филиалов, нуждающихся в оптимизации и реорганизации по результатам мониторинга. URL: http:/ http://минобрнауки.рф/ новости/3873 (дата обращения 20.04.2017).

12. 4ЕГЭ [Электронный ресурс] / 373 вуза признаны неэффективными URL: http://4ege.ru/novosti-vuzov/4680-373-vuza-priznany-neeffektivnymi.html (дата обращения 20.04.2017).

13. Яблоко [Электронный ресурс] / Доклад Центра экономических и политических исследований «Социальная политика в России» №5(29) ноябрь-декабрь 1997 года. URL: http:// www.yabloko.ru/Themes/Social/mol-ros.html (дата обращения 20.04.2017).

14. Электронная тетрадь [Электронный ресурс] / Молодежь. Молодежь в России. URL: http://mihailgavlovsky.blogspot.ru/2014/12/blog-post_12.html (дата обращения 20.04.2017).

15. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] / Подведены итоги второго мониторинга трудоустройства выпускников URL: http:// минобрнауки.рф/новости/8441 (дата обращения 20.04.2017).

16. Служба содействия устройству выпускников ЮЗГУ [Электронный ресурс] / Изменения в сфере труда URL: http://prof.kursk.ru/sample-page (дата обращения 20.04.2017).

17. Sakhalin.info [Электронный ресурс] / На Сахалине выпускники учреждений профессионального образования все чаще идут работать по специальности URL: https:// www.sakhalin.info/news/list514/98528 (дата обращения 20.04.2017).

18. Rugrad.eu. Новости Калининграда [Электронный ресурс] / «Куда идут выпускники?» Обзор RUGRAD.EU (+Дополнение) URL: https://www.sakhalin.info/news/list514/98528 (дата обращения 20.04.2017).

19. Федеральная служба по труду и занятости Роструд [Электронный ресурс] / Статистическая информация о ситуации на регистрируемом рынке труда на 1 апреля 2017 года. URL: https://clck.ru/B27np (дата обращения 20.04.2017).

20. Президент России [Электронный ресурс] / Совещание по вопросам улучшения условий труда рабочих URL: http://special.kremlin.ru/events/president/transcripts/10828 (дата обращения 20.04.2017).

THE PROBLEM OF YOUTH EMPLOYMENT

N.S. Andreeva, magistracy student, [email protected] Kaliningrad State Technical University

It is established in the work that the problem of youth employment in Russia really exists. Factors affecting the employment of a young specialist are considered. The percentage and numerical statistics of the unemployed by age groups are given. Measures to combat the problem of employment are described. A number of normative documents developed by the government of the Russian Federation have been specified, in order to improve labor productivity.

youth employment, employment, unemployed citizens

cyberleninka.ru

Проблемы трудоустройства молодежи в России :: BusinessMan.ru

Проблемы трудоустройства молодежи – актуальная тема в современном обществе. Ведь они связаны с проблемами привлечения квалифицированных кадров и влияют на наше экономическое благополучие.

Молодежь – будущее нашей страны. По логике, именно молодые специалисты должны быть наиболее востребованы при трудоустройстве. Но на практике порой оказывается иначе.

Молодежь и безработица

Возрастные рамки социально-демографической группы, называемой молодежью, выделить сложно. Условно относят к молодым людям лиц от 14 до 29 лет. Но ведь молодость – это не только возраст, но и социальный статус, сопряженный с конкретным видом деятельности человека, будь то учеба, служба в армии или работа. Проблема трудоустройства современной молодежи стоит остро еще и потому, что этот круг лиц составляет треть от общего числа безработных. Статистика здесь неумолима, а ведь еще существует скрытая безработица, определить рамки которой практически невозможно.

Почему молодежи так сложно устроиться на работу?

Сразу определим, что по закону граждане до 16 лет не могут признаваться безработными. Так же как и лица трудоспособного возраста, но учащиеся по очной программе.

На сегодняшний день в России более 22 % молодого населения. Конечно, похвально стремление подростков к получению высшего образования. Но проблемы молодежи во время трудоустройства начинаются уже после того, как молодой специалист выходит из ВУЗа с дипломом. Найти вакансию практически нереально, поэтому многим приходится работать не по специальности.

Проблемы трудоустройства молодежи в России связаны еще и с конкретными особенностями данной социальной группы. Молодым людям приходится несладко и в других сферах: социальное самоопределение, проблемы с жильем, сложности адаптации к экономической среде, и т. п. Складывается парадокс: российская молодежь, самая перспективная и сильная категория, оказывается одновременно и самой уязвимой.

У них и у нас

В зарубежной практике активно повышают возрастной порог, с которого человек должен начать свою трудовую жизнь. У нас же все наоборот: вступать на этот тернистый путь молодые люди вынуждены все раньше и раньше. По официальным данным, свой первый заработок получают более 80 % лиц до 18-ти лет. С одной стороны, в подростке должна вырабатываться инициативность и трудовая мотивация, однако с другой у него нет возможности получить надлежащий уровень образования, что автоматически снижает уровень будущей квалификации.

Распределение кадровой политики происходит неравномерно: чаще всего молодежь задействована в предпринимательской сфере и сфере услуг. Тогда как на производстве и в бюджетной отрасли остро чувствуется нехватка кадров. Чем дальше молодежь уходит в теневую экономику, тем сильнее страдает весь трудовой потенциал нашей страны. Согласитесь, с данной точки зрения, решение проблемы трудоустройства молодежи представляется весьма и весьма необходимым.

Специфика рынка молодежного труда

  • Отсутствие баланса между спросом и предложением. Это связано с колебанием трудовой ориентации молодых людей, которым сложно подчас определиться с выбором будущей профессии.
  • Низкая конкурентоспособность. У молодежи на всем трудовом рынке – самый высокий риск потерять уже существующую работу и не найти новую.
  • Отсутствие четких представлений об уровне молодежной занятости. На этом фоне количество лиц, нигде не работающих и не посещающих учебные заведения, неуклонно растет.
  • Высокая вариативность. На трудовой рынок приходят разноплановые специалисты. Однако на многие профессии спрос отсутствует, поэтому большинству приходится кое-как трудоустраиваться по специальностям, далеким от полученного образования. Многие вынуждены даже в срочном порядке проходить переподготовку.
  • Неудовлетворительные условия труда. Каждый пятый выпускник, поступивший на работу, увольняется уже в первый год, из-за плохих условий, характера труда или банальной неудовлетворенности выбранной профессией.
  • Проблемы трудоустройства молодежи женского пола стоят еще более остро. По статистике, среди выпускников больше девушек, однако при приеме на работу во многих отраслях работодатели чаще всего предпочитают мужчин.

Политика работодателей

Дополнительные проблемы трудоустройства молодежи возникают из-за повышенных требований, которые предъявляются к кадрам без квалификации. Многие работодатели просто считают молодых людей бесперспективным, относятся к ним без должного уважения и не видят возможностей дальнейшего роста.

Конечно, решение проблемы трудоустройства молодежи в данном случае – задача государства. Важно обеспечить социальную поддержку выпускников, смягчив для них критерии приема на работу или обеспечив гибкий трудовой график тем, кто еще учится. Возможность трудоустройства даже без опыта работы – еще один принципиально важный критерий, так как в противном случае получается замкнутый круг.

Частое явление в системе занятости молодежи – по факту специалист трудоустроен, а юридически он до сих пор находится в состоянии безработицы. Работодатель дает ему возможность трудиться лишь неполный день или официально вовсе не регистрирует. Многие эксперты считают, что решением данной проблемы может стать развитие малого и среднего бизнеса – особенно в малонаселенных пунктах.

А продуктивна ли система образования?

На государственном уровне сложно переоценить степень важности, которым обладает своевременное трудоустройство молодежи. Проблемы и перспективы его являются отражением эффективности самой образовательной системы. Ведь нет ничего хорошего в том, когда государство вкладывает средства в обучение и подготовку молодых специалистов, а потом переобучает их заново и финансово содержит как безработных.

Поэтому заинтересованность в труде выпускников по специальности – задача самих учебных заведений. Необходимо проводить постоянный мониторинг рынка, тесно сотрудничать с кадровыми инстанциями, и конечно, внедрять грамотную информационную политику с самими молодыми людьми.

Так ли плохо работать не по специальности?

В высших учебных заведениях, увы, часто выпускники получают лишь базовые знания, а вот уровень практических навыков минимален. Впрочем, это связано еще и с тем, что динамичный рынок труда меняется буквально каждый день. Профессия, которая была востребована в начале обучения, к моменту получения диплома может оказаться никому не нужной. Поэтому работать молодые люди идут не туда, куда «нужно», а туда, где можно хорошо заработать и продвинуться по карьерной лестнице.

Однако получить недостающие навыки даже в принципиально иной сфере и частично решить этим проблемы занятости трудоустройства молодежи сегодня совсем несложно. Есть масса переквалификационных курсов, да и работодатели часто предоставляют возможность предварительного обучения.

Конечно, лишние знания еще никому не вредили. Вспомните хотя бы Леонардо да Винчи: он прославился, благодаря своему художественному таланту. Однако знаменитый мастер еще сделал массу открытий в медицине, механике, литературе и естественных науках. Это, пожалуй, лучший пример того, как разносторонне развитому человеку удалось подойти к решению проблемы трудоустройства с различных сторон.

Профессии для молодежи: предложение и спрос

На сегодняшний день в производительном труде молодые специалисты практически не заинтересованы. Наибольший интерес вызывают такие сферы занятости, как менеджмент, программирование, предпринимательство, юридическая и экономическая отрасль. Спросом пользуются и творческие профессии.

Наиболее остро проблемы по трудоустройству молодежи стоят в сельской местности и малонаселенных городах. Частая смена специальности приводит к нарушению баланса профессиональной структуры. Продуктивному рабочему труду предпочитается материальная выгода. Все это на повышении экономики страны положительно сказаться, конечно же, никак не может.

Самые востребованные сферы деятельности для молодежи включают в себя продажи, информационные технологии, экономическую отрасль. С другой стороны, молодым специалистам предлагаются должности администраторов, секретарей, бухгалтеров. Грамотный выпускник с техническим образованием тоже никогда не останется без работы.

Проблема трудоустройства молодежи и пути ее решения

Поскольку проблема эта стоит достаточно давно, государство постоянно совершенствует пути выхода из кризиса на рынке молодежного труда. Создаются специальные службы занятости, задача которых – регулировать и оперативно решать все вопросы в трудовой отрасли. Именно трудоустройство молодежи является самым приоритетным направлением таких центров занятости, которые присутствуют в каждом регионе.

С целью решить проблемы трудоустройства молодежи открываются также узкоспециальные биржи труда. Их задача – помочь подросткам найти постоянную или хотя бы временную работу. Помимо этого, в социальных учреждениях широкого профиля можно получить интересующую информацию и юридическую поддержку, пройти психологический тренинг и еще массу других полезных услуг. Все это делается для того, чтобы создать благоприятные условия для интеграции молодых специалистов в трудовой рынок и помочь им снизить социально-экономическую напряженность.

Какие конкретно меры предпринимаются?

Проблемы трудоустройства молодежи и пути их решения весьма разносторонни. Государством проводится целый ряд мер в данной отрасли:

  • Создаются правовые предпосылки для того, чтобы предотвратить рост безработицы.
  • Молодым специалистам помогают пройти социально-психологическую адаптацию и выйти на современный трудовой рынок.
  • Молодежь стараются трудоустроить, исходя из способностей и индивидуальных интересов каждого.
  • Проводится широкая политика правового просвещения.
  • Осуществляются профилактические меры в сфере правонарушений среди подростков.
  • Всячески поддерживаются молодые семьи.
  • Обеспечивается свобода выбора профессии и охрана труда молодого специалиста.
  • Молодежь защищена от ничем не аргументированного отказа в приеме на работу или увольнения, на законодательном уровне.

Причем каждый человек может рассчитывать на помощь в поиске подходящей работы и всяческую поддержку в данной отрасли совершенно бесплатно.

Гарантии молодого специалиста

Если вы молодой специалист, достигший возраста 18-ти лет и оказавшийся без работы, вы обязаны знать, на что вправе рассчитывать.

  • Получение услуг по профориентации, повышению квалификации и переподготовке. Напомним, абсолютно бесплатно.
  • Психологическая и социальная поддержка в службе занятости.
  • Компенсация финансовых затрат, если вас направили на обучение или работу в другой город.
  • Бесплатное медицинское обслуживание при трудоустройстве.

На выплате компенсаций стоит остановиться отдельно. Государство гарантирует безработным молодым специалистам не только выплаты по безработице, но и стипендии на этапе прохождения профподготовки или переподготовки. При этом вы можете участвовать в общественном труде, который оплачивается. А если вы согласитесь по предложению службы занятости полностью переехать для трудоустройства в другой населенный пункт, государство обязано возместить все материальные затраты.

На какие профессии можно устроиться?

Проблемы молодежи во время трудоустройства часто связаны с тем, что подросток просто не знает, на какую сферу стоит обратить свое внимание. Рекомендуем смотреть не только на предполагаемую зарплату, но и отталкиваться от собственных интересов и навыков. В целом выбор профессий, на которые можно пойти даже без квалификации, не так уж мал.

Много молодежи устраивается курьерами. Если вы отлично знаете свой город, это станет плюсом, если нет – появится возможность исследовать все незнакомые участки. К тому же это отличный способ поддерживать хорошую физическую форму.

Промоутер – вакансия для тех, кто хорошо ладит с людьми и умеет убеждать в своей правоте. Дополнительным преимуществом станет возможность улучшить навыки общения, что обязательно пригодится в будущей, более серьезной профессии.

Девушкам, да и парням тоже, можно устроиться приходящей няней. За границей это одна из самых востребованных подростковых профессий, предполагающая самый настоящий заработок. А чем мы хуже? Если есть таланты к преподавательству, можно также попробовать себя в качестве репетитора. Умение находить общий язык с детьми, терпение и настойчивость скажутся на такой работе наилучшим образом.

Если вы социальный и общительный человек, можно всегда найти подработку в кафе или ресторане. Ну а тем, кто привык проводить время в одиночестве или обществе компьютера, можно попробовать себя в роли копирайтера. Конечно, для этого необходимы творческие задатки и отличное чувство языка.

Полезные советы

Проблемы трудоустройства молодежи в России могут коснуться каждого выпускника. Поэтому желательно еще на этапе учебы заняться мониторингом рынка и поиском будущего рабочего места. А когда придет время профессиональной практики, стоит заводить как можно больше полезных знакомств и всерьез присмотреться к потенциальным вакансиям.

В идеале, молодому человеку не мешало бы еще до поступления в вуз проанализировать экспертные прогнозы: востребована ли данная профессия, будет ли она популярна после окончания обучения, есть ли уверенность в последующем удачном трудоустройстве и т. п.

Конечно же, не стоит забывать о саморазвитии и отстаивании собственной жизненной позиции. Искусству преподносить себя с лучшей стороны, в том числе, и на собеседованиях, тоже нужно учиться.

Кто нужен современному рынку?

Жаловаться на социальные проблемы трудоустройства современной российской молодежи бессмысленно. Сегодня рынок труда испытывает потребность в активных и креативных молодых людях, с разносторонним потенциалом. Поэтому юным специалистам ничего не остается, как можно точнее соответствовать данным тенденциям, повышать или вовсе менять свою квалификацию, заниматься самообразованием и постоянно отстаивать свое место под солнцем.

businessman.ru

Занятость молодежи. Основные проблемы и пути решения.

Терехова Яна Николаевна
магистрант факультета «Государственное, муниципальное управление
и экономика народного хозяйства»
Орловский филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС
E-mail: [email protected]

Аннотация: Статья посвящена проблемам занятости молодежи. Проблема имеет особую специфику, связанную, прежде всего, с особенностями данной социально-демографической группы: возрастом, отсутствием опыта работы, нехваткой дополнительных навыков, особыми интересами и ценностями и др.

Ключевые слова: занятость молодежи, трудоустройство, молодежный рынок труда, проблемы трудоустройства.

Важность проблемы занятости молодежи сложно переоценить. Молодежь — самая динамичная часть трудовых ресурсов. Данная возрастная категория обладает повышенной мобильностью, потенциальными способностями к быстрому обучению, нестандартным мышлением [1, с.14]. Одновременно молодежь является и одной из самых уязвимых групп, что связано с довольно низким уровнем конкурентоспособности на рынке труда.

К основным причинам сложностей в трудоустройстве молодежи можно отнести множество факторов. В первую очередь — отсутствие необходимого опыта. Работодатель не заинтересован в привлечении на работу неопытного специалиста, поскольку хочет получить от рабочей силы моментальную отдачу при минимуме затрат. Кроме того, зачастую останавливает работодателя то, что молодой специалист, параллельно с работой планирует обучение, что неизбежно связано с отрывом от рабочего процесса.

Другая причина сложностей трудоустройства молодежи – несоответствие полученной специальности реальной ситуации на рынке труда, в результате чего выпускник, получивший диплом остается не востребованным. Большую трудность составляют и психологические барьеры, часто не позволяющие обращаться за помощью в государственные учреждения служб занятости.

Нельзя не сказать и о ситуации на рынках труда во многих субъектах РФ, сталкивающихся с такой проблемой, когда предложение рабочей силы превышает спрос на нее, другими словами, число свободных вакансий в разы меньше числа потенциальных работников. В этих условиях шансы трудоустроиться у молодого специалиста без опыта работы существенно снижаются.

Нельзя забывать о части молодежи, не имеющей профессионального образования. В отдельную группу можно выделить лиц, не достигших совершеннолетия – они не имеют специальности, не ориентируются в ситуации на рынке труда, не знакомы с трудовым законодательством.

По данным в конце 2015 г. – начале 2016 г. уровень безработицы лиц в возрасте 15-19 лет составил в среднем 35% от экономически активного населения (что выше по сравнению с сентябрем 2015 года на 4,9%). Среди возрастной категории 20-24 года был зарегистрирован уровень безработицы 15 % (что выше по сравнению с сентябрем 2015 на 0,7%), среди лиц в возрасте 25-29 лет – 6,9 % [2].

Последствиями безработицы среди молодежи становятся ухудшение социального положения молодых семей, снижение рождаемости, увеличение количества беспризорных детей, падение патриотизма, психологические проблемы, снижение мотивации к дальнейшему поиску работы, потеря квалификации, расширение теневого сектора экономики, отток молодых специалистов, усугубление криминальной обстановки.

Все это свидетельствует о том, что необходим комплексный подход, сочетающий в себе меры по детальному изучению теоретических и методологических вопросов трудоустройства молодежи [3].

Способствовать правильному выбору будущей специальности должно профессиональное ориентирование школьников, определение склонностей к изучениям тех или иных дисциплин.

Одна из эффективнейших мер — стажировки в организациях для выпускников. За счет этого молодой специалист сможет получить необходимые практические навыки. Обязательным условием должно стать содействие со стороны государства. Возможно, эффективным средством может стать введение мер квотирования, обязывающих работодателя иметь в составе своих кадров некоторый процент молодых специалистов. Поддержка предпринимателей и организаций, оказывающих содействие трудоустройству молодых специалистов, может дать неплохие результаты.

Необходимое условие стабилизации ситуации на молодежном рынке труда — формирование государственного заказа на обучение профессиям, востребованным в данный момент.

Государственная поддержка, в том числе должна быть направлена на создание гибких графиков и режимов работы для лиц, совмещающих трудовую деятельность с обучением в образовательных организациях.

Одним из вариантов трудоустройства молодежи может быть обращение в службы занятости населения. Необходимыми мерами являются налаживание связей между центрами занятости и работодателями, помощь в поддержании диалога между потенциальным работодателем и работником. В содействии такого рода крайне нуждаются молодые специалисты, плохо ориентирующиеся в трудовом законодательстве, не имеющие ни опыта работы, ни опыта общения с работодателем.

Должна проводиться корректировка политики в сфере занятости, пересматриваться законодательная база, внедряться меры по введению дополнительных льгот для регионов с высоким уровнем безработицы среди молодежи.

Обязательным условием должно быть функционирование центров социальной и психологической помощи для молодежи, сотрудничество органов власти, центров занятости с молодежными организациями и движениями.

Для повышения уровня занятости молодежи необходима политическая и экономическая стабильность, комплексный подход к решению проблемы. Только совместные действия всех уровней власти могут дать ощутимые результаты.

Список литературы

  1. Волонина Н.А. Безработица молодежи // Экономика, предпринимательство и право. – 2012. – № 1. – С. 14.
  2. Занятость и безработица в Российской Федерации в сентябре 2015 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free (дата обращения 20.07.2016)
  3. Айдарова И.А. Проблемы трудоустройства молодежи на рынке труда. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://view-source:http://human.snauka.ru/2014/06 (дата обращения: 19.07.2016)

journalpro.ru

Проблемы трудоустройства молодежи

Данная статья посвящена тому, насколько трудно в современных условиях трудоустроиться молодежи.

Большая часть молодежи после окончания института, техникума и иных учебных заведений сталкиваются с одной и той же проблемой, как устроиться на работу по своей специальности.

Проблемы трудоустройства молодежи и привлечения квалифицированных специалистов для восполнения кадров и развития кадрового потенциала предприятий города и региона взаимосвязаны и относятся к числу тех проблем, которые в современных условиях непосредственно влияют на конкурентоспособность и экономическое благополучие учебных заведений и предприятий.

Молодые специалисты – это будущее России. Именно они должны быть востребованы на рынке труда.

Необходимость анализа положения молодежи на российском рынке труда обусловливается рядом обстоятельств. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, они — будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие нашего государства. Молодежь уже сегодня во многом определяет политическую, экономическую и социальную структуру общества. Вместе с тем она является одной из особо уязвимых групп в нашей стране.

Трудоустройство молодежи, не смотря на введение инноваций и развитие страны, является одной из актуальных проблем на сегодняшний день. Данная проблема, из года в год, не теряет своей значимости. Она была и остается одной из острейших проблем в сфере труда.

Безусловно, молодежь как социальная группа имеет свои особенности. Зачастую они связаны с трудностями адаптации к современным социально-экономическим условиям: с профессиональным и социальным самоопределением, трудоустройством, жилищными проблемами и т. д.

Молодые специалисты характеризуются, в основном, отсутствием производственного стажа и опыта работы и, как следствие, относительно низким профессиональным статусом. Автор считает, если студенты, которые недавно окончили высшее учебное заведение, действительно представляют собой высококвалифицированных специалистов, то нельзя относиться к ним так строго и требовать стаж, опыт работы. Иными словами статус в той или иной сфере деятельности приходит с годами. И для того, чтобы молодежь развивалась по специальности, на мой взгляд необходимо давать им возможность проявить себя как специалист, как хороший работник.

Данная проблема также возникает из-за того, что школьники будучи студенты, выбирают в основном такие профессии, которые на их взгляд самые высокооплачиваемые, такие как в сфере маркетинга и рекламы, администрирования, финансы, продажи и т.д. Эти профессии конечно хороши в плане заработной работы, но для этого необходимо упорно и старательно учиться в определенных учебных заведениях. А это удается немногим. И при этом, мало кто идет на технические профессии, связанные со строительством, медициной, наукой и образованием, где намного больше вакантных мест, хоть и маленькая заработная плата.

Также есть такая проблема как отток молодежи из города. Самыми основными причинами такого поворота событий является то, что в тех или иных населенных пунктах, а в основном в селах, нет работы, то есть все вакансии заняты. Или же есть работа, но слишком маленькая заработная плата.

Таким образом, сложившаяся ситуация на российском молодежном рынке труда является достаточно напряженной. Проблемы занятости молодежи во многом связаны с объективными процессами — сокращением рождаемости, ухудшением физического и психического состояния здоровья, снижением уровня жизни населения и влиянием социально-экономических факторов на образ жизни молодого человека. Трудовая социализация молодежи происходит в условиях противоречивых и неоднозначных структурных изменений в политической, экономической, социальной и духовной сферах. А поскольку молодежный контингент крайне неоднороден по возрасту, образовательному и профессиональному уровню, каждый нуждается в особом подходе к решению проблемы занятости.

novainfo.ru

Проблемы трудоустройства молодёжи и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЁЖИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Г. А. Фирсов

Выпускнику XXI в. для трудоустройства и работы по приобретённой специальности на совремённом производстве необходимы не только профессиональная подготовка, но и знание общих закономерностей производства и умение работать в коллективе. Он должен владеть технологией подхода к решению производственных задач, а также нести ответственность за свои действия и решения. Плюс к этому выпускник должен быть готов и к «обстановке неопределённости», когда периодически приходится заново искать работу.

Однако следует учитывать и то обстоятельство, что из-за неопределённости в выборе профессиональной деятельности, несформи-рованности устойчивых жизненных ценностей молодому человеку трудно определить для себя долговременные жизненные планы. Для этой категории лиц остро встаёт вопрос о занятии определённого положения в обществе, о путях самореализации. Поэтому юношам и девушкам при устройстве на работу часто бывает трудно представить, к каким сложностям надо готовиться, какие коррективы необходимо вносить в свои жизненные планы. Тем более что молодёжи явно недостаёт искренней заинтересованности в ней государства и отзывчивости государственной системы на её жизненные проблемы.

Как показывают проведённые исследования в рамках проекта РГНФ, основное противоречие, характерное для совремённого молодёжного рынка труда, — увеличивающийся разрыв между трудовыми притязаниями молодых людей и возможностью их удовлетворения. Происходит падение социальной ценности производительного труда и изменение трудовой мотивации: приоритет отдаётся не интенсивному, содержательному труду на производстве, а труду с низкой интенсивностью, направленному в первую очередь на получение значительной материальной выгоды любым путём.

Рассматривая проблемы трудоустройства молодёжи, необходимо отметить, что работодатель, ориентированный в первую очередь на выпуск конкурентоспособной продукции, предъявляет высокие критерии оценки к молодому специалисту, прежде всего в отношении уровня профессиональной подготовки, умения использовать совре-мённые информационные технологии, способности быстро и своевре-

275

менно адаптироваться в меняющихся условиях и содержании труда. Отсутствие же у молодёжи необходимых навыков практического использования полученных знаний делает её уязвимой на рынке труда. Возникает проблема так называемого «порочного круга»: предприятие требует от молодого кандидата на вакантное рабочее место практического опыта, который он может приобрести только в процессе работы, а вот его у молодого специалиста, как правило, и нет.

Одной из задач, от качества решения которой зависит возможность трудоустройства, — это самопрезентация, т. е. предоставление потенциальным работодателям информации о себе. В этом случае следует знать, через какие источники информация о субъекте может попасть к работодателям, какую информацию и в какой форме лучше всего представлять. Поэтому будет полезно, если выпускники базовых образовательных учреждений получат опыт представления информации о себе в таких формах общения с работодателями. Освоение способов самопрезентации позволит повысить шансы выпускников в конкуренции за получение рабочего места.

В целях решения проблемы более успешного трудоустройства молодёжи, видимо, потребуется создать специальные учебные программы в начальных и средних профессиональных образовательных учреждениях, подготовить толковый словарь-справочник, разработать методические рекомендации, предусматривающие организационноправовые и психологические советы молодым специалистам в целях ознакомления их с ситуациями, которые неизбежно встречаются каждому из них в процессе трудовой деятельности. Как нам представляется, в образовательных программах данных учебных заведений должны появиться такие дисциплины (темы), как, например, «Искусство трудоустройства», «Основы профессионального самоопределения», «Эффективное поведение на рынке труда», «Технология поиска работы», а также и другие темы, вытекающие из действующего трудового законодательства.

Чтобы найти место работы соответствующее своим притязаниям, субъект должен: во-первых, чётко сознавать критерии оценки места работы и уровень своих требований по каждому из критериев; во-вторых, понимать состояние рынка труда и динамику его изменения, т. е. иметь адекватный образ рынка труда. Формирование образа рынка труда требует поиска информации из различных источников, её тщательного анализа и прогнозирования изменений, т. е. регулярного мониторинга этого рынка. В этих целях профессиональным

276

образовательным учреждениям следует теснее сотрудничать с муниципальным (районным, городским) центром занятости населения и, по возможности, привлекать к этой работе их штатных сотрудников. Целесообразно также создавать учебные группы из числа обучающихся, подлежащих скорому выпуску, и проводить с ними факультативные занятия по специально разработанной программе, рассчитанной на 18-20 учебных часов в зависимости от уровня и направленности профессиональной подготовки. В ходе занятий могут быть рассмотрены такие темы, как «Понятие и значение рынка труда», «Существующие барьеры на пути к трудоустройству и их преодоление», «Актуальные приёмы поиска работы», «Какими нас хочет видеть работодатель», «Какие приёмы помогают трудоустройству» и т. д.

В целях наиболее эффективного решения проблемы трудоустройства молодёжи следует осуществлять и другие мероприятия: организовывать и проводить целевые экскурсии по офису центра занятости, приглашать на классные часы в выпускные группы представителей центра занятости с рассказами о существующем рынке труда и его потребностях в специалистах той или иной профессии. В Советах самоуправлений профессиональных образовательных учреждений могут быть организованы подразделения с условным названием «Молодёжная биржа труда», члены которых могут самостоятельно поддерживать связь с центром занятости и доводить до обучающихся сведения о существующих вакансиях на рынке труда и помогать им в вопросах трудоустройства.

В малотиражной газете данного образовательного учреждения следует размещать страничку под условной рубрикой «Выпускнику на заметку», где в популярной форме рассказывать о рынке труда и как найти работу. Возможен вариант оформления уголка с размещением информационного материала. Целесообразно также проводить «круглые столы» по специальностям с приглашением выпускников, сотрудников центра занятости, работодателей по теме «Проблемы и перспективы моей будущей профессии», конференции по технологическим практикам с привлечением руководителей практики с предприятий. Продуктивно устраивать дни выпускника, родительские собрания с приглашением сотрудников центра занятости, проводить научнопрактические конференции с обучающимися по таким, например, темам, как «Профессиональное становление личности», конкурсы «Лучший по профессии» и т. д. Работу с обучающимися в базовых профессиональных образовательных учреждениях по их будущему

277

трудоустройству желательно начинать сразу же после зачисления на учёбу, используя все доступные формы. Представляется также целесообразным создать ярмарку вакансий на всей территории России посредством разработки единого реестра требуемых специалистов и вакансий для претендентов. Создание такой ярмарки позволило бы абитуриентам иметь достоверную информацию о востребованности той или иной специальности и вакансиях по всей стране в целом и по отдельным регионам в частности.

Руководству образовательного учреждения необходимо стремиться к направлению обучающихся на производственную практику в места их возможного будущего трудоустройства. Это весьма действенный рычаг в деле решения рассматриваемой проблемы, так как профессионально подготовленные выпускники, зарекомендовав себя с положительной стороны на практике, как правило, охотно приглашаются на работу. В некоторых базовых профессиональных образовательных учреждениях обучающимся предоставляется право свободного посещения занятий, если они совмещают работу с учёбой. Такой подход позволяет выпускникам более ответственно относиться к усвоению знаний, приобретать производственные умения и навыки. Больше следует уделять внимания компьютерной подготовке, развивать дистанционное обучение, осуществлять приём по целевой контрактной подготовке.

Как показывает практика, в ряде учебных заведений особое значение придаётся проведению «Дня открытых дверей» для школьников. На данное мероприятие приглашаются работодатели и представители центра занятости с информацией о рынке труда и востребованности специалистов, выпускаемых данным образовательным учреждением, и т. д.

Проблема обеспечения трудовой занятости молодёжи обусловлена многими факторами. Её наиболее эффективное решение возможно только совместными усилиями заинтересованных министерств и ведомств, администраций городов и районов, органов труда и занятости населения, работодателей, органов образования и молодёжных организаций.

278

cyberleninka.ru

Айдарова И.А. Проблемы трудоустройства молодежи на рынке труда

Айдарова Ирина Александровна
Башкирский государственный университет, институт экономики, финансов и бизнеса

Aydarova Irina Aleksandrovna
Bashkir state university, institute of economy, finance and business

Библиографическая ссылка на статью:
Айдарова И.А. Проблемы трудоустройства молодежи на рынке труда // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/06/7156 (дата обращения: 23.09.2018).

Проблемы трудоустройства молодежи и привлечения квалифицированных специалистов для создания кадрового состава  и развития кадрового потенциала предприятий  тесно взаимосвязаны между собой. Решение проблем занятости молодежи имеет ключевое место в любой развитой  стране.

Эта тема очень актуальна в современном обществе, так как спрос на молодую рабочую силу, не имеющего опыта работы, дополнительных навыков невелик.

Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей[1, с. 154].

Молодежный рынок труда характеризуется отсутствием нужного профессионального опыта, уровнем образования, что приводит к низкой конкурентоспособности по сравнению с другими возрастными группами на рынке труда.

Термин «молодежь» трактуется различным образом. Как правило, молодежью признают социально-возрастную группу в возрасте от 14 до 30 лет (возрастная классификация ООН – 14–25 лет) [2, с. 28]

По данным Росстата число безработных за первый квартал 2014 г. составил 18,6 % в возрасте 20- 24 года,  и 16,2 % в возрастной категории 25-29 лет. Всецело доверять статистики безработных граждан среди выпускников школ и молодых специалистов ненадежно. Молодежь в сравнении с другими возрастными группами все реже обращается за помощью к  официальным структурам [3].

Молодые специалисты  это надежда любого развитого государства. Но неэффективная помощь в трудоустройстве молодежи  ведет к оттоку образованной молодежи за рубеж и  подрывает интерес в получении высшего профессионального образования.

Причины трудоустройства молодежи можно разделить на несколько факторов: во- первых, в современных условиях  отмечается несоответствие уровня квалификации выпускников к требованиям работодателей – отсутствие опыта принятия самостоятельных решений, недостаток знаний, отсутствие практических навыков по полученной профессии; во- вторых, это представления молодежи о путях адаптации в сфере труда и занятости. Часто абитуриент в выборе профессии не ориентируется в реальной ситуации на рынке труда, в потребностях нужного специалиста; в – третьих, можно отметить падение профессий с техническим уклоном, все больший спрос составляет  профессии с гуманитарным уклоном, что ведет к избытку специалистов гуманитарных наук и нехватке технических специалистов.

Для решения трудоустройства молодого населения необходимо помощь государства и органов местного самоуправления в каждом регионе. Если решать проблему на уровне отдельного региона, то общая картина снижения безработицы страны будет оптимистичной. Эффективным путем решение данной проблемы будет взаимодействие и сотрудничество всех структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы образования и комитетов по делам молодежи [4, с. 173].

Государству необходимо заботиться о создании социальной стабильности и защищенности разных слоев населения; корректировать политику служб трудоустройства населения, выделять больше финансовой помощи для реализации программ по содействию трудоустройства граждан.

В свою очередь органы местной администрации региона, города, должны следить за работой биржи труда, деятельностью центра занятости,   формировать заказ для вузов на профессии, которые соответствуют нынешним условиям рынка труда.

Решению проблемы трудоустройства на уровни организации поспособствует смена приема молодых работников, смягчение критериев приема на работу, трудоустройство без опыта работы, создание гибкого графика работы для студентов дневной формы обучения и  другие меры.

На уровне школьного образования для успешной адаптации к трудовой деятельности, нужно содействовать молодежи в выборе  профессии,  повышать уровень личных способностей, проводить анализ результатов рынка труда,  рассматривать стратегию развития потребностей в кадрах в будущем.

Для выпускников профессиональных учебных заведений необходимо разрабатывать программы по обучению эффективного поведения на рынке труда. Такие программы должны способствовать повышению конкурентоспособности студентов, эффективно адаптироваться к современным условиям рынка труда.

Центры по содействию трудоустройства молодежи, успешно используют программы по профессиональной переподготовке граждан, что способствует к быстрой смене профессиональной ориентации.

Выше приведенные  решения данной проблемы помогут снизить процент безработицы среди молодого населения. Не стоит забывать, что для эффективного решения трудоустройства молодого населения нужно подходить комплексно и начинать с “низов”.


Библиографический список
  1. Захаров М.И. Управление трудовыми ресурсами: / Под ред. М.И. Захаров. – М.: ПРИОР, 2009.-467 с
  2. Ростовская Т.К., Ростовская И.В. О развитии системы защиты прав несовершеннолетних и молодежи // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. № 3.
  3. Сайт федеральной службы государственной статистики  // http://www.gks.ru (дата обращения: 15.06.2014)
  4. Л.А Козлова, Л.Э Самуйлова, Ю.А. Логинова, Д.Н. Рощин, С.В. Тарасова . Технологии поиска, отбора и адаптации персонала в компании. 2010 г. – 237 с. // http:www.smartcat.ru (дата обращения: 15.06.2014)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Айдарова Ирина Александровна»

human.snauka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *