Организация государственных предприятий
Развитая рыночная экономика базируется недостаточно отлаженной системе взаимодействия различных форм собственности, среди которых особое место занимает государственная собственность.
Государство, с одной стороны, выступает как собственник имущества и как предприниматель, а с другой — как регулятор социально-экономических процессов. Государственная собственность является важнейшим инструментом проведения в жизнь политики государства. Поэтому первостепенное значение приобретает проблема эффективного управления всеми формами государственной собственности. Среди них выделяется непосредственная собственность государства, находящаяся под его прямым контролем; государственная акционерная собственность со 100-процентным участием государства в акционерном капитале; смешанная государственно-частная собственность с контрольным пакетом акций в руках государства; акционерное участие государства в капитале частных фирм.
Процесс формирования государственной собственности осуществляется, как правило, следующими путями: 1) на основе национализации государством объектов, находящихся в частной или смешанной собственности; 2) создания новых объектов за счет средств государственного бюджета; 3) выкупа государством объектов у частного капитала.
Величина государственного сектора в каждой стране различна и определяется рядом взаимосвязанных факторов: исторически сложившимися условиями страны, современной стадией ее развития, ее местом в мирохозяйственных связях, конкурентоспособностью национальной экономики, социально-экономическими, историческими, культурными и другими особенностями. В большинстве стран в сферу государственной собственности в той или ной мере в разные периоды входили земельные угодья, промышленные предприятия, военные объекты, ресурсы недр, электроэнергетика, транспорт (автомобильные и железные дороги, авиакомпании), связь (телеграф и телефон, почта) и т. п.
Масштабы государственной собственности значительно расширились в ряде стран в результате проводимых правительствами мер по спасению от банкротства предприятий, представляющих интерес для государства с точки зрения перспективных целей, но не обладающих способностью к быстрой отдаче на вложенный капитал и, следовательно, не представляющих интереса для частных инвесторов. Это также многие крупномасштабные проекты, имеющие большое социально-экономическое и стратегическое значение для страны, но требующие аккумуляции значительных денежных средств. Границы государственной собственности в различных странах постоянно изменяются и зависят как от исторических условий, так и от возникающих современных задач. Соответственно различаются и изменяются методы управления государственной собственностью.
В странах с развитой рыночной экономикой существует несколько типов государственных предприятий. В первую очередь это собственно государственные предприятия, находящиеся под прямым контролем государственных органов управления. Высшее руководство таких предприятий назначается правительством, а их доходы и расходы непосредственно включаются в государственный бюджет. Широкое распространение получают предприятия смешанной частно — государственной формы, где государству принадлежит часть акций компании или же контрольный пакет. Кроме того, государство посредством заключения договорных отношений с предприятиями частного сектора связывает эти предприятия соответствующими обязательствами и тем самым устанавливает отношения формальной субординации с негосударственным сектором экономики.
Государственные предприятия являются инструментом проведения политики государства. С помощью создания тех или иных предприятий государство может оказывать регулирующее воздействие на рынок по таким направлениям, как повышение занятости населения, осуществление проектов, имеющих высокую степень риска, антиинфляционные меры (в том числе снижение цен и отказ от прибыли в периоды роста инфляции), содействие местным товаропроизводителям и поставщикам сырья и комплектующих изделий на предприятия государственного сектора, выравнивание уровней экономического развития регионов, субсидирование определенных категорий потребителей. При этом государственные предприятия в силу возложенных на них общегосударственных задач пользуются определенными гарантиями государства — это и различного рода субсидии, и гарантии от банкротства, и освобождение от обязательств по импорту, и преимущества в государственных закупках и т. д.
Следует учитывать, что государственные предприятия не всегда прибыльны, так как цели, во имя которых они создаются, могут не отвечать критериям прибыльности. Поэтому сравнивать по уровню прибыльности государственные и частные предприятия не всегда правомерно. Главным критерием для определения эффективности государственного предприятия, таким образом, становится соотношение полезного общественного результата его деятельности и использованных государственных ресурсов.
В индустриально развитых странах в последние десятилетия прежние способы централизованной государственной политики с широким государственным вмешательством в экономику, значительной государственной поддержкой определенных секторов промышленности были заменены рыночно ориентированной политикой, включающей дерегулирование, денационализацию, налоговую реформу, избирательную помощь ограниченной группе отраслей высоких технологий, а также социально значимым сферам. Это связано с необходимостью уменьшения чрезмерных бюджетных расходов на административные цели, повышения эффективности и стимулирования конкурентоспособности отраслей, испытывающих чрезмерную опеку правительства, удешевления государственного управления за счет сокращения изживших себя административных структур, формирования качественно нового типа информационных систем. Масштабы ослабления прямого государственного регулирования, передачи в частное управление государственных предприятий разнятся от страны к стране, зависят от сложившихся моделей управления экономикой.
Новые подходы к управлению государственной собственностью проявляются в ходе приватизации. Во многих странах запрещается приватизация отраслей инфраструктуры, отличающихся высокой капиталоемкостью. Сюда относятся: электроэнергетика, каналы, трубопроводы, портовые сооружения, почта, связь, железные дороги и пр. Государство выполняет активную функцию, направляя и координируя приватизационный процесс. Как правило, приватизация государственной собственности включает несколько этапов: 1) определение конечной цели проекта приватизации конкретного предприятия; 2) подготовка программы приватизации; 3) выбор механизма приватизации; 4) оценка ситуации на рынке, маркетинг, поиск потенциальных покупателей акций, продажа акций.
Часто государство предпочитает реализовывать на рынке небольшой пакет акций приватизируемого предприятия. Сохранение контрольного пакета акций в руках государства позволяет ему осуществлять регулирующие функции в конкретной компании, в частности предупреждать возможность использования ею своего монопольного положения на рынке. Государство, оставив за собой контрольный пакет акций, получает возможность увеличить капитал без потери контроля над конкретным видом деятельности. Кроме того, в ряде случаев за государством остается «золотая акция», дающая право накладывать вето на решения руководства компании. Существует ряд других механизмов, противодействующих сосредоточению в руках одного акционера слишком большого пакета акций. Государство часто осуществляет и одновременно контролирует приватизацию посредством продажи акций на рынках ценных бумаг. В других случаях приватизация осуществляется через аукционы или заключение сделок с отдельными покупателями.
В ряде стран государство берет на себя финансирование строительства капиталоемких объектов, осуществляет инвестиции в те отрасли и сферы хозяйства, которые не представляют коммерческого интереса для частного капитала. Кроме того, за счет государственных средств производится финансирование развития новейших высокотехнологичных отраслей — атомной промышленности, электроники, производства лазерной техники, космических средств связи. Эти отрасли требуют огромных первоначальных финансовых вложений, не доступных частному капиталу. Созданные за счет государственных средств предприятия впоследствии передаются для управления частным корпорациям. Регулирующая роль государства проявляется в обеспечении их льготными кредитами, субсидиями, выгодными заказами и пр. Важнейшим элементом государственной собственности являются государственные научно-исследовательские учреждения, лаборатории, экспериментальные предприятия, университеты. Научные исследования являются важнейшим объектом государственных капиталовложений.В современных условиях определенной модификации подвергается государственное программирование как метод воздействия государства на социально-экономические процессы. Изменяются характер и направленность государственных программ развития отдельных сфер, отраслей, регионов и т. д. В большинстве случаев предпринимается попытка составления программ таким образом, чтобы государственные субсидии на их реализацию были минимальными, а расходы покрывались за счет средств от успешной предпринимательской деятельности отдельных предприятий и фирм. Правительственная помощь может выделяться не всем промышленным проектам, задействованным в реализации конкретной программы, а лишь тем из них, которые вносят наибольший вклад в осуществление целей данной программы. Как правило, предприятия, относящиеся к федеральной собственности, имеют общегосударственное значение, так или иначе оказывают влияние на экономику страны в целом; они заняты также в сфере общественных услуг (здравоохранение, образование, наука, медицина, социальное страхование и обеспечение). Предприятия местного подчинения главным образом представлены сферой коммунальных услуг, транспорта местного значения, строительства дорог, жилого фонда и др.
Существуют также смешанные предприятия акционерного типа, часть акций которых принадлежит федеральному правительству, а часть местным органам управления. Управление и финансирование данных предприятий осуществляются в строгом соответствии с пакетом акций, владельцем которого выступает та или иная сторона.
Принципиальное значение имеет проблема разграничения объектов федеральной и региональной собственности и механизмов управления государственной собственностью на разных уровнях. Предприятия, относящиеся к федеральной собственности, создаются за счет средств федерального бюджета или в результате национализации объектов частной собственности федеральным правительством. Соответственно, управление и контроль за деятельностью этих предприятий осуществляют определенные федеральные органы в зависимости от того, является ли это предприятие объектом прямого государственного управления или же его деятельность подлежит косвенному регулированию.
studfiles.net
Государство продолжает скупать бизнес в ключевых отраслях
темыСлишком высокая доля госкомпаний в экономике, достигшая 47%, почему-то априори считается одной из основных структурных проблем российской экономики. Возможно, это правдивое суждение, но для объективности стоит заметить, что никаких фундаментальных исследований, достоверно подтверждающих или опровергающих такое мнение о «проблемности», на эту тему в РФ нет. Ситуация, скорее, напоминает борьбу верований, вроде вечной полемики сторонников свободной торговли и протекционизма. Мировая практика об эффективности госкорпораций также противоречива. Не лишним будет отметить, что новое исследование ЦСР и РАНХиГС ограничивается итогами 2017 года. В результате изучения заявлений исследователей, констатирующих устоявшуюся тенденцию, SULARU пробует ответить на вопрос: «И что из этого следует?».
фото: pixabayДоля государства в компаниях из ключевых отраслей экономики выросла в 2015–2017 годах почти на 4 процентных пункта (п.п.) до 46,7%, следует из совместного исследования ЦСР и РАНХиГС, пишут «Известия». Данных за 2018 год еще нет, они появятся в конце 2019 года.
Динамика объясняется, с одной стороны, стремлением государства усилить контроль за экономикой, а с другой, опережающим ростом частного сектора, считают эксперты ЦСР и РАНХиГС. Несмотря на консолидацию собственности, вклад госкомпаний в суммарный ВВП страны за эти годы сократился. Показатель снизился почти на 3 п.п. до 43,8% и стал самым низким с 2008 года, когда доля вклада государства в ВВП составляла 42,2%.
Пакет государства увеличился в пяти ключевых отраслях экономики — ТЭК, финансы, электроэнергетика, коммуникации и технологии. Больше всего он вырос в финансовом секторе — с 22,5% до 31,6% — в результате санаций банков. В электроэнергетике доля государства увеличилась с 39% до 44,1%, в ТЭКе — с 37,5% до 41,1%, в технологиях — с 89,4% до 91,1%. В сфере коммуникаций осталась неизменной на уровне 25,9%, говорится в исследовании.
Несмотря на официальные призывы к борьбе с огосударствлением, госструктуры активно наращивали свое участие в коммерческих компаниях в 2015-2017 годах, констатировал один из авторов исследования, завлабораторией Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Абрамов. По его словам, экспансия государства в капитал бизнеса объясняется двумя факторами:
— желанием контролировать экономику в ручном режиме,
— ослаблением позиций частного бизнеса в последние годы, чем государство активно пользовалось, приобретая коммерческие компании.
Слишком высокая доля государства считается одной из основных структурных проблем российской экономики. О необходимости разгосударствления неоднократно говорил и президент РФ Владимир Путин. Однако на практике сокращение доли государства не наблюдается.
Например, по оценке главы Счетной палаты Алексея Кудрина, в последние годы санация ФК «Открытие», Бинбанка и Промсвязьбанка внесла вклад в огосударствление экономики на уровне 0,2-0,3%. А покупка пакета акций сети супермаркетов «Магнит» у его основателя Сергея Галицкого госбанком ВТБ увеличила долю госсектора на 1,4%. Кроме этого, из планов приватизации, заявленных в бюджете на 2019-2021 год, исчезла продажа пакетов акций Сбербанка и ВТБ.
Существенное замедление этого процесса в 2017 году может служить косвенным признаком приближения экономического кризиса, считает Абрамов. Процесс разгосударствления экономики нельзя ускорить искусственно, утверждает профессор СПбГЭУ Елена Ткаченко. Форсированная приватизация может привести к исчезновению целых отраслей, предупреждает она.
Излишнее стремление ухода от государственной собственности к частной действительно может быть вредным, согласен замдекана экономического факультета МГУ Александр Кудрин. В некоторых отраслях это может привести к замещению госмонополии частной, что негативно скажется как на потребителях, так и на эффективности бизнеса.
А что исследователи считали?
Итак, вывод исследования понятен: если доля государства в экономике растет, а вклад госсектора в ВВП страны падает, то это может говорить только об одном – о неэффективности госсектора. Математически это выглядит как динамика соотношения «Вклад госсектора в ВВП» / «Доля государства в экономике» = эффективность государственного вмешательства в экономику.
Показатель, если честно, больше напоминает отдачу на капитал (выручка / основной капитал = фондоотдача), то есть к эффективности это имеет мало отношения, но сравнение «мягкого с теплым» в целом никем не запрещено. Поэтому почему бы и нет? Да, для объективности стоит отметить, что фондоотдача действительно используется в качестве одного из косвенных показателей оценки эффективности деятельности предприятий.
Для не меньшей объективности стоит отметить, что это один из нескольких десятков показателей, применяемых для подсчёта этой самой эффективности. В экономическом ВУЗе есть курс «Анализ хозяйственной деятельности», где все эти показатели вдалбливаются (судя по исследованию, не очень успешно) в головы бестолковых студентов-экономистов.
Главное другое, при измерении эффективности производства сопоставляются различные варианты развития предприятия, решения его структурных проблем. Так как авторы исследования всё-таки пытаются дать совет по изменению структуры экономики, рекомендуя уменьшить долю госсектора, то примем их предположение, что фондоотдача тождественна эффективности. Ещё раз, никто не запрещает сравнивать мягкое с тёплым.
Такое отождествление даже облегчает жизнь, так как подобные исследования на примере западных стран проводятся регулярно. Если вкратце, то вывод таких исследований несколько неоднозначен. Так из всех стран Еврозоны, помнится, только у Нидерландов показатель «Вклад госсектора в ВВП» / «Доля государства в экономике» был ниже единицы, то есть фондоотдача госсектора в среднем по Еврозоне превышала фондоотдачу частного сектора. Какое из этого можно сделать суждение? Ровно никакого.
И если читателю требуется пояснение, то SULARU с удовольствием перейдёт к важной претензии к исследованию, напомнив, что в мире всё чаще поговаривают об отказе от измерения ВВП, считая показатель бессмысленным. То есть даже на теоретическом уровне неясно, а что мы, собственно, рассчитываем, если значение числителя и знаменателя в формуле фондоотдачи ни одно статистическое ведомство в мире адекватно считать не умеет? Но мы оставим в стороне все теоретические аспекты этой увлекательной темы, а поразмышляем, как авторы на практике рассчитывали свой показатель «эффективности».
Итак, если взять «долю государства в экономике», то самым показательным сектором экономики, как правильно отмечено в исследовании, в плане огосударствления стал финансовый, после соответствующего приобретение государством проблемных банков. То есть государство, чтобы не допустить катастрофы на рынке, купило в 2017 году три системообразующих банка. Таким образом, доля государства выросла (знаменатель в формуле фондоотдачи вырос).
При этом «вклад проблемных банков в ВВП» сократился из-за падения их выручки в результате бизнес-проблем, которые возникли под частным управлением, но перешли по наследству госсектору (числитель в формуле фондоотдачи упал). Математически фондоотдача госсектора закономерно уменьшилась, или «эффективность» госкомпаний обвалилась.
Однако стоит задать вопрос, а если бы государство допустило банкротство трёх банков, то какой был бы результат? Правильно – прямо противоположный, и «эффективность» госсектора выросла бы как на дрожжах. Правда, ценой финансовой катастрофы.
Кстати, под загадочной фразой г-на Абрамова об «ослаблении позиций частного бизнеса в последние годы» скрывается именно тот факт, что государство зачастую выкупало проблемные или теряющие стоимость частные компании, которые грозили теми или иными малыми или большими катастрофами. То есть авторы исследования механизм падения фондоотдачи госсектора в банковском и других секторах в рамках посткризисного восстановления экономики прекрасно это понимают, но продолжают гнуть линию о необходимости уменьшения госвмешательства в текущих условиях, сетуя на отказ государства от продажи акций ВТБ и Сбербанка. Вопрос «зачем это делать», они игнорируют.
Отбросим лишнее
SULARU отметит, что вопрос соотношения государственного и частного секторов в экономике невероятно обширен и что по этому вопросу были написаны тысячи и тысячи томов экономических текстов. Поэтому зачастую сложно разобраться в сути проблемы. Также SULARU не может не отметить, что при обсуждении проблематики излишнее внимание уделяется статистике, которая только запутывает ситуацию, как и было показано выше.
Вкратце, эффективность частного сектора экономики по отношению к государственной экономической деятельности в экономической литературе обычно обосновывается… «большей эффективностью» бизнеса. Это масло масленое, поэтому уточним, что под этим принято подразумевать:
— рост конкуренции и как следствие снижение цен,
— рост инвестиций и как следствие улучшение качества товаров и услуг,
— рост эффективности управления и как следствие улучшение финансовых показателей.
Опять обратим внимание на повторение слова «эффективность» в последнем пункте. От него нужно избавиться и выделить несколько ключевых аспектов:
— грамотность (в широком смысле) руководителя и работников,
— скорость прохождения решений по цепочке от руководителя к подчиненному (не просто издать приказ, а донести его, пояснить и обосновать, до каждого исполнителя,
— ограничения, которые накладываются государственным регулированием для принятия нужных решений по управлению бизнесом, порой жёстких.
Последний пункт является критически важным. Его SULARU подробно рассматривало на примере национализации железнодорожного транспорта в Великобритании. Вкратце, вопрос эффективности лежит не в области собственности (частной или государственной), а в области запретов, которыми окутаны действия госкорпораций. И если таких запретов много, то управление страдает. А если снять лишние ограничения, то и министерство обороны РФ может демонстрировать чудеса эффективности при грамотном экономисте.
Некоторые дополнительные аспекты
Хозяйственную деятельность можно грубо разделить на текущую и направленную на развитие. Для первой части главным является прибыль, для второй — отдача от инвестиций. И хотя оба показателя похожи, так как говорят о рентабельности использования капитала, но есть и одно важное отличие.
Развитие требует доступности инвестиций. И если в развитых экономиках этот аспект зачастую сглаживается развитостью рынка капитала, то в развивающихся экономиках в вопросе привлечения капитала госкомпании имеют зачастую преимущества. Есть два фактора доступности капитала:
— процентные ставки по кредитам,
— потенциальный размер привлекаемых средств.
В России есть дополнительное ограничение привлечения инвестиций в виде западных санкций.
Но наиболее ярким примером эффективности вмешательства государства в экономику в плане доступности капитала является Китай. Главная претензия, если не считать воровства технологий, всех западных стран к промышленной политике Поднебесной – колоссальная господдержка национального производства, которая, по мнению оппонентов, делает западные товары неконкурентоспособными.
Как происходит реализация преимуществ в Китае в разрезе указанных двух факторов? Во-первых, государство через субсидии удешевляет привлечение средств, делая реальную процентную ставку ниже рыночной. Во-вторых, при организации производства заранее предусматривается большой размер инвестиций, чтобы промышленное предприятие воспользовалось «эффектом масштаба», когда себестоимость единицы продукции снижается при увеличении объема выпускаемых товаров.
Conclusio
Частный сектор, считает SULARU, может и должен быть эффективнее государственного, так как частный предприниматель быстрее принимает и реализует принятое решение. Но на практике в развивающихся экономиках это правило работает лучше в рамках малого и среднего бизнеса (доля которого в России непростительно мала), когда много конкурирующих игроков и когда не нарастают ограничения в плане грамотности управления и доступности капитала.
А если вернуться к вопросу, что следует из увеличения доли участия государства в экономике, то пока такое увеличение просто констатирует замещение неэффективного частного бизнеса на государственный со спорной эффективностью. Как только кризисные явления в экономике будут преодолены, то, вероятно, последует обратный процесс. Однако и в будущем не следует ожидать кардинальных и быстрых изменений в ключевых отраслях, так как они особенно чувствительны к объемам привлекаемых инвестиций.
Рубрики: Экономикаwww.sularu.com
Организация государственных предприятий
Развитая рыночная экономика базируется недостаточно отлаженной системе взаимодействия различных форм собственности, среди которых особое место занимает государственная собственность.
Государство, с одной стороны, выступает как собственник имущества и как предприниматель, а с другой — как регулятор социально-экономических процессов. Государственная собственность является важнейшим инструментом проведения в жизнь политики государства. Поэтому первостепенное значение приобретает проблема эффективного управления всеми формами государственной собственности. Среди них выделяется непосредственная собственность государства, находящаяся под его прямым контролем; государственная акционерная собственность со 100-процентным участием государства в акционерном капитале; смешанная государственно-частная собственность с контрольным пакетом акций в руках государства; акционерное участие государства в капитале частных фирм.
Процесс формирования государственной собственности осуществляется, как правило, следующими путями: 1) на основе национализации государством объектов, находящихся в частной или смешанной собственности; 2) создания новых объектов за счет средств государственного бюджета; 3) выкупа государством объектов у частного капитала.
Величина государственного сектора в каждой стране различна и определяется рядом взаимосвязанных факторов: исторически сложившимися условиями страны, современной стадией ее развития, ее местом в мирохозяйственных связях, конкурентоспособностью национальной экономики, социально-экономическими, историческими, культурными и другими особенностями. В большинстве стран в сферу государственной собственности в той или ной мере в разные периоды входили земельные угодья, промышленные предприятия, военные объекты, ресурсы недр, электроэнергетика, транспорт (автомобильные и железные дороги, авиакомпании), связь (телеграф и телефон, почта) и т. п.
Масштабы государственной собственности значительно расширились в ряде стран в результате проводимых правительствами мер по спасению от банкротства предприятий, представляющих интерес для государства с точки зрения перспективных целей, но не обладающих способностью к быстрой отдаче на вложенный капитал и, следовательно, не представляющих интереса для частных инвесторов. Это также многие крупномасштабные проекты, имеющие большое социально-экономическое и стратегическое значение для страны, но требующие аккумуляции значительных денежных средств. Границы государственной собственности в различных странах постоянно изменяются и зависят как от исторических условий, так и от возникающих современных задач. Соответственно различаются и изменяются методы управления государственной собственностью.
В странах с развитой рыночной экономикой существует несколько типов государственных предприятий. В первую очередь это собственно государственные предприятия, находящиеся под прямым контролем государственных органов управления. Высшее руководство таких предприятий назначается правительством, а их доходы и расходы непосредственно включаются в государственный бюджет. Широкое распространение получают предприятия смешанной частно — государственной формы, где государству принадлежит часть акций компании или же контрольный пакет. Кроме того, государство посредством заключения договорных отношений с предприятиями частного сектора связывает эти предприятия соответствующими обязательствами и тем самым устанавливает отношения формальной субординации с негосударственным сектором экономики.
Государственные предприятия являются инструментом проведения политики государства. С помощью создания тех или иных предприятий государство может оказывать регулирующее воздействие на рынок по таким направлениям, как повышение занятости населения, осуществление проектов, имеющих высокую степень риска, антиинфляционные меры (в том числе снижение цен и отказ от прибыли в периоды роста инфляции), содействие местным товаропроизводителям и поставщикам сырья и комплектующих изделий на предприятия государственного сектора, выравнивание уровней экономического развития регионов, субсидирование определенных категорий потребителей. При этом государственные предприятия в силу возложенных на них общегосударственных задач пользуются определенными гарантиями государства — это и различного рода субсидии, и гарантии от банкротства, и освобождение от обязательств по импорту, и преимущества в государственных закупках и т. д.
Следует учитывать, что государственные предприятия не всегда прибыльны, так как цели, во имя которых они создаются, могут не отвечать критериям прибыльности. Поэтому сравнивать по уровню прибыльности государственные и частные предприятия не всегда правомерно. Главным критерием для определения эффективности государственного предприятия, таким образом, становится соотношение полезного общественного результата его деятельности и использованных государственных ресурсов.
В индустриально развитых странах в последние десятилетия прежние способы централизованной государственной политики с широким государственным вмешательством в экономику, значительной государственной поддержкой определенных секторов промышленности были заменены рыночно ориентированной политикой, включающей дерегулирование, денационализацию, налоговую реформу, избирательную помощь ограниченной группе отраслей высоких технологий, а также социально значимым сферам. Это связано с необходимостью уменьшения чрезмерных бюджетных расходов на административные цели, повышения эффективности и стимулирования конкурентоспособности отраслей, испытывающих чрезмерную опеку правительства, удешевления государственного управления за счет сокращения изживших себя административных структур, формирования качественно нового типа информационных систем. Масштабы ослабления прямого государственного регулирования, передачи в частное управление государственных предприятий разнятся от страны к стране, зависят от сложившихся моделей управления экономикой.
Новые подходы к управлению государственной собственностью проявляются в ходе приватизации. Во многих странах запрещается приватизация отраслей инфраструктуры, отличающихся высокой капиталоемкостью. Сюда относятся: электроэнергетика, каналы, трубопроводы, портовые сооружения, почта, связь, железные дороги и пр. Государство выполняет активную функцию, направляя и координируя приватизационный процесс. Как правило, приватизация государственной собственности включает несколько этапов: 1) определение конечной цели проекта приватизации конкретного предприятия; 2) подготовка программы приватизации; 3) выбор механизма приватизации; 4) оценка ситуации на рынке, маркетинг, поиск потенциальных покупателей акций, продажа акций.
Часто государство предпочитает реализовывать на рынке небольшой пакет акций приватизируемого предприятия. Сохранение контрольного пакета акций в руках государства позволяет ему осуществлять регулирующие функции в конкретной компании, в частности предупреждать возможность использования ею своего монопольного положения на рынке. Государство, оставив за собой контрольный пакет акций, получает возможность увеличить капитал без потери контроля над конкретным видом деятельности. Кроме того, в ряде случаев за государством остается «золотая акция», дающая право накладывать вето на решения руководства компании. Существует ряд других механизмов, противодействующих сосредоточению в руках одного акционера слишком большого пакета акций. Государство часто осуществляет и одновременно контролирует приватизацию посредством продажи акций на рынках ценных бумаг. В других случаях приватизация осуществляется через аукционы или заключение сделок с отдельными покупателями.
В ряде стран государство берет на себя финансирование строительства капиталоемких объектов, осуществляет инвестиции в те отрасли и сферы хозяйства, которые не представляют коммерческого интереса для частного капитала. Кроме того, за счет государственных средств производится финансирование развития новейших высокотехнологичных отраслей — атомной промышленности, электроники, производства лазерной техники, космических средств связи. Эти отрасли требуют огромных первоначальных финансовых вложений, не доступных частному капиталу. Созданные за счет государственных средств предприятия впоследствии передаются для управления частным корпорациям. Регулирующая роль государства проявляется в обеспечении их льготными кредитами, субсидиями, выгодными заказами и пр. Важнейшим элементом государственной собственности являются государственные научно-исследовательские учреждения, лаборатории, экспериментальные предприятия, университеты. Научные исследования являются важнейшим объектом государственных капиталовложений.
В современных условиях определенной модификации подвергается государственное программирование как метод воздействия государства на социально-экономические процессы. Изменяются характер и направленность государственных программ развития отдельных сфер, отраслей, регионов и т. д. В большинстве случаев предпринимается попытка составления программ таким образом, чтобы государственные субсидии на их реализацию были минимальными, а расходы покрывались за счет средств от успешной предпринимательской деятельности отдельных предприятий и фирм. Правительственная помощь может выделяться не всем промышленным проектам, задействованным в реализации конкретной программы, а лишь тем из них, которые вносят наибольший вклад в осуществление целей данной программы. Как правило, предприятия, относящиеся к федеральной собственности, имеют общегосударственное значение, так или иначе оказывают влияние на экономику страны в целом; они заняты также в сфере общественных услуг (здравоохранение, образование, наука, медицина, социальное страхование и обеспечение). Предприятия местного подчинения главным образом представлены сферой коммунальных услуг, транспорта местного значения, строительства дорог, жилого фонда и др.
Существуют также смешанные предприятия акционерного типа, часть акций которых принадлежит федеральному правительству, а часть местным органам управления. Управление и финансирование данных предприятий осуществляются в строгом соответствии с пакетом акций, владельцем которого выступает та или иная сторона.
Принципиальное значение имеет проблема разграничения объектов федеральной и региональной собственности и механизмов управления государственной собственностью на разных уровнях. Предприятия, относящиеся к федеральной собственности, создаются за счет средств федерального бюджета или в результате национализации объектов частной собственности федеральным правительством. Соответственно, управление и контроль за деятельностью этих предприятий осуществляют определенные федеральные органы в зависимости от того, является ли это предприятие объектом прямого государственного управления или же его деятельность подлежит косвенному регулированию.
studfiles.net
Разгосударствление и приватизация сущность, формы, методы
Министерство науки и высшего образования РК
Алматинский институт экономики и статистики
Восточно-казахстанский филиал АИЭиС
По дисциплине «Экономическая теория»
На тему
«Разгосударствление и приватизация: сущность, формы, методы»
Выполнила:
студентка группы 99 БУ ТЗ-3 Запрягаева Г.С
Проверил
кандидат экономических наук доцент Судаков В.А.
Усть-Каменогорск 1999 год
Содержание:
1. Отличие государственных предприятий от частных
2. Понятие разгосударствления
3. Способы разгосударствления
4. Содержание и методы приватизации
5. Особенности приватизации в Казахстане
6. Формы и методы приватизации в РК
Выводы
1. Отличие государственных предприятий от частных
Государственные предприятия отличаются от частных тем, что они, как правило, зависимы от государственных структур. Поэтому в их деятельности просматривается двойственность – нацеленность не только на рыночные, но и на нерыночные мотивы. Это выражается в том, что:
1. Государственные предприятия в отличие от частных обладают меньшей конкурентоспособностью. Хотя они работают на принципах самоокупаемости и рентабельности, но через государственное управление вносят в рынок элементы организованности (работа на государственный заказ, сбыт продукции по твердым ценам).
2. Государственные предприятия пользуются финансовыми льготами (в налогообложении, получении льготных кредитов и т. д.).
Следовательно, навязывание государственным предприятиям некоммерческих операций, искусственное ограждение от конкуренции, гарантирование правительством финансовой поддержки предприятия делают зачастую государственные предприятия менее эффективными в технико-экономическом и финансовом плане, чем частные предприятия. Это выражается в низкой производительности труда, высокой капиталоемкости, малой прибыльности, раздутом управленческом аппарате и бюрократизме.
Сама рыночная экономика ограничивает деятельность государства, ибо некоторые его действия снижают эффективность государственных предприятий (директивное планирование, административный контроль над ценами) в условиях функционирования рыночного механизма. Поэтому к государству предъявляются претензии, а при высокой доле государственного сектора в экономике ставится вопрос о разгосударствлении. Эти причины и обуславливают массовый процесс приватизации.
2. Понятие разгосударстствления
Развернувшийся в восьмидесятых годах в развитых странах процесс разгосударствления экономики имеет особенности. Прежде всего разгосударствение не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики стремясь наилучшим образом приспособится к рыночным отношениям путем изменения форм своей деятельности.
Современный процесс разгосударствления не равнозначен денационализации, это не изменение собственности государственных предприятий; и она не сводится к одной лишь приватизации. Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования оставшихся в государственном секторе предприятий.
Наконец, современный процесс разгосудаствления характеризуется деидеологизацией, когда все более редкой становится ситуация, при которой демократические партии выступают за расширение государственного сектора.
Рассмотренные особенности современного процесса разгосударствления нашли отражение в его способах.
3. Способы разгосударствления
Мировой опыт развитых стран свидетельствует о следующих наиболее распространенных способах разгосударствления.
Либерализация рынков . В рамках этого процесса государство отменяет барьеры для доступа на рынок новых конкурентов, стимулирует диверсификацию производства и продаж, в результате чего растет число много профильных фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки. Государство поощряет также малый бизнес, снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.
Стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно – частных). Это достигается с помощью льготного налогообложения или особого режима кредитования
Создание для государственных предприятий рыночных условий функционирования. С этой целью государство использует меры, направленные на ликвидацию нерыночной обстановки, в которых находятся государственные предприятия: сокращение государственных субсидий, отказ от списания банковской задолженности, отмена налоговых льгот.
Денационализация – изменение собственности государственных предприятий. При этом собственность государственных предприятий может переходить не только в руки частных лиц, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.
В действительности все эти способы переплетаются, выражаясь в изменении собственности и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики. В экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации.
4. Содержание и формы приватизации.
Наиболее популярными формами приватизации государственной собственности в развитых странах являются: продажа предприятий непосредственно в частные руки, выкуп акций государственных предприятий менеджерами, продажа акций предприятия работникам, распространение акций предприятия среди населения. Кроме того, практикуется сдача государственных предприятий в аренду и заключение контрактов на управление предприятием.
Продажа государственных предприятий в частные руки осуществляется путем организации аукционов и конкурсных торгов. Аукцион позволяет стать владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую цену. С помощью аукциона государственные предприятия приватизируются в относительно короткие сроки и с существенной финансовой прибылью для государства. В то же время аукционная торговля ограничивает число вероятных собственников, так как только действительно богатые люди могут позволить себе участвовать в аукционах. Владелец предприятия, купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороны государства, поэтому волен поступать со своей собственность как ему захочется (ликвидировать, перепрофилировать), не согласуясь с интересами государства. Преодолеть этот недостаток аукционной торговли можно с помощью конкурсных торгов. Конкурсные торги – это продажа государственной собственности частным лицам в соответствии с требованиями и условиями, выдвинутыми государством. Но проведение конкурсов увеличивает текущие расходы (содержание специальных комиссий), снижает доходы (более низкая цена приватизации) и требует более длительного времени.
Выкуп акций государственного предприятия менеджерами («управленческие выкупы») осуществляются не только за наличные деньги управляющих, но и за счет банковских кредитов, средств пенсионных и страховых фондов. Поэтому «управленческие выкупы» выступают своеобразным кредитованием менеджеров под залог имущества предприятия. Привлекательность «управленческих выкупов» состоит в активизации предприимчивости менеджеров, которые становясь совладельцами предприятия, заинтересованы в повышении эффективности его функционирования, улучшении управления и реализации собственных интересов.
Приватизация в форме продажи акций работникам предприятия означает развитие рабочей акционерной собственности. Продажа акций рабочим является эффективным средством повышения их заинтересованности в результатах своей работы, росте производительности труда и прибыльности предприятия. Однако превращение работников в собственников основано либо на налоговых скидках предприятиям, решившим продать акции работникам, либо на льготных условиях продажи акций рабочим (как форма дополнительной оплаты труда). В результате недоиспользуются потенциальные предпринимательские и организаторские способности работников. Отсюда настороженность правительства к полному выкупу работниками государственных предприятий.
Одна из наиболее распространенных форм приватизации – публичная продажа акций населению, при которой государственное предприятие превращается в акционерное общество открытого типа. Продажа ак
mirznanii.com
её преимущества и ограничения — Мегаобучалка
Государственные предприятия и частные фирмы имеют очевидные сходства:
1. Используется иерархический принцип организации деятельности. И предприятия, и фирмы состоят из ряда отдельных лиц и органов, связанных друг и с другом системой долгосрочных контактов и жесткими рамками их внутренних взаимоотношений.
2. Сотрудникам обеспечивается постоянная сфера деятельности.
3. Осуществляется меры контроля за деятельностью сотрудников (ведение отчетности, проверки и контроль со стороны руководства).
4. Легкая адаптация к изменяющимся ситуациям на основе должностных распоряжений, обращений к подчиненным по всем ступеням иерархической лестницы.
5. По мере расширения как государственного предприятия, так и частной фирмы нарастает вероятность ошибок при передаче информации.
6. По мере расширения организация вынуждена тратить все возрастающие средства на разнообразные проверки, в работниках увеличивается апатия и бездеятельность, что уменьшает эффективность работы организации в целом.
Государственные предприятия и частные фирмы имеют и ряд существенных различий:
1. Организация системы контроля.
В любой иерархической структуре деятельность подчиненных контролируется на всех уровнях, чтобы убедиться в добросовестном исполнении обязанностей.
В частной фирме за эффективность ее работы отвечают владельцы. Они выбирают совет директоров, который контролирует деятельность управляющих, хотя и управляющие и члены Совета сами далеки от совершенства (недобросовестны, учитывают свои личные интересы).
В государственном предприятии аналогом Совета директоров является выборный законодательный орган.
Однако, не отрицая несовершенство контроля в частной фирме, отметим, что контроль за деятельности государственного предприятия со стороны избирателя еще хуже. Во-первых, профессиональные знания каждого кандидата, несущего функцию контроля оцениваются в совокупности с его взглядами на ряд других проблем, и могут, в случае его выборов, не играть решающей роли. Во-вторых, акционеры могут передать свой голос тому, кто действительно заинтересован в эффективной работе фирмы. Избиратель таких возможностей лишен.
2. Организация конкуренции.
В сумме конкуренция в частном секторе значительно сильнее, чем в государственном.
3. Личные интересы.
Во-первых, привилегии руководителя зависят от того, насколько крупным предприятием он руководит, вследствие чего государственные учреждения растут очень быстро. Во-вторых, срабатывает «эффект вращающих дверей», т.е. циклическая ротация руководителей частных фирм в родственные им государственные организации и обратно. Служба в государственном секторе может рассматриваться лишь как вложение в человеческий капитал, которое может быть возвращено только тогда, когда его обладатель поменяет государственную службу на работу в частной фирме. В-третьих, бюрократы стараются избежать любого риска, особенно в инновационных вопросах, вследствие чего их действия приходят в противоречие с общественными интересами.
Вследствие названных причин в обществе возрастает интерес к разгосударствлению экономики и приватизации собственности.
Разгосударствление – это процесс снятия с государства излишних функций по управлению экономикой и передача этих функций в частный сектор. В ходе разгосударствления вертикальные связи заменяются горизонтальными (рыночные отношения). Очень близко к понятию разгосударствление стоит понятие приватизация.
Приватизация – предполагает переход государственной собственности в частную, то есть речь идет о передаче объектов государственной собственности в частные сектор. В некоторых случаях приватизация означает возвращение государственного предприятия в частные руки; в другом – подписание контрактов с частной фирмой об обеспечении определенными услугами, а не полную продажу государственного предприятия.
Разгосударствление и приватизация – это общемировая тенденция, которая активизировалась в 80-е гг. ХХ века. Необходимость разгосударствления и приватизации обусловлено чрезмерной раздутостью государственного сектора экономики, что обусловило снижение управляемости экономическими системами и эффективности их функционирования.
Формы разгосударствления:
1. Приватизация.
2. Либерализация рынков, которая предполагает:
— развитие конкуренции;
— стимулирование диверсификации производства;
— государственная поддержка малого бизнеса;
— снятие ограничений для доступа иностранного капитала на национальные рынки.
3. создание смешанных предприятий и расширение сферы их деятельности на основе льготного налогообложения.
4. Коммерционализация деятельности государственных предприятий, т.е. создание для государственных предприятий рыночных условий функционирования (сокращение дотаций из бюджета, снижение налоговых льгот и т.п.).
Формы осуществления приватизации:
1. Продажа государственных предприятий через организацию аукционов и конкурсных торгов. Преимущество аукциона как формы приватизации заключается в том, что приватизацию можно осуществить в короткие сроки. Однако аукционная торговля ограничивает число вероятных собственников. При проведении конкурсных торгов этот недостаток минимизируется. Вместе с тем, конкурентные торги требуют больше денег и средств для подготовки.
2. Акционирование, то есть выпуск акций менеджерами, размещение акций среди работников, населения. Акционирование менеджерами предприятий может осуществляться за наличные деньги или за счет заемных средств (банковские кредиты). Прибыль приватизированных предприятий в дальнейшем служит источником покрытия этих кредитов. Если акционерами предприятия выступают работники, то возникает акционерное общество закрытого типа. Основным недостатком ЗАО является то, что большая часть прибыли не накапливается, а потребляется, то есть распределяется в виде дивидендов среди работников, а не используется для расширения предприятия. При распространении акций среди населения возникают открытые акционерные общества (ОАО).
3. Сдача в аренду государственного предприятия с последующим правом выкупа, заключение контракта на управление. Аренда государственных предприятий дает возможность постепенной их приватизации.
В нашей стране приватизация осуществлялась двумя методами — чековая и платная приватизация.
Достоинства приватизации:
1. Улучшение административного управления.
2. Увеличение конкуренции.
3. Подавление механизмов поиска ренты.
4. Улучшение качества обслуживания.
Ограничения приватизации:
1. В некоторых областях, особенно там, где задействованы общественные блага или внешние эффекты, передать государственное предприятие в частные руки не возможно. В этих случаях правительство может обеспечить некоторую экономию затрат, нанимая частных подрядчиков.
2. В других случаях государство берет на себя такой вид предпринимательской деятельности, которая изначально выгодной не является и вряд ли привлечет частные лица.
3. Приватизация ограничивает механизм поиска политической ренты, но далеко не всегда может свести его на нет (военные заказы).
· [1] Асимметрия информации на рынке страхования. Здесь основой для заключения контракта между продавцом и покупателем является неопределенность. При невозможности деления клиентов на группы по степени риска, страховые компании устанавливают для всех единый размер страхового взноса. В результате клиенты с низкой степенью риска переплачивают за риск. Таким образом, при отсутствии информации о клиентах страхователь осуществляет «ухудшающий отбор». Этой ситуации можно было бы избежать, если бы участники рынка располагали одинаковой информацией о риске. Следствием ухудшающего отбора является неэффективная работа рынка, неэффективное размещение ресурсов, а сам «ухудшающий отбор» является следствием информационной асимметрии. С проблемой «ухудшающего отбора» и информационного неравенства также связан случай так называемого «морального риска». Например, приобретение страховки индивидом может побудить его чаще рисковать. Как результат у страховой компании возрастают расходы, что приводит к увеличению размера страхового взноса для всех, а не только для виновника увеличения расходов, а также к увеличению социальных издержек. Из вышесказанного следует, что рынок страхования в условиях асимметрии информации является неэффективным.
· Кредитный рынок. При предоставлении кредита банки занижают процентные ставки относительно равновесного уровня и осуществляют рационирование кредита, требуя его надежного залогового обеспечения. Банкиры прекрасно понимают, что высокие процентные ставки могут отпугнуть в первую очередь серьёзных клиентов, имеющих умеренно рентабельные проекты и не склонных к риску. С другой стороны, аферист может согласиться на любые процентные ставки, лишь бы заполучить кредит. Таким образом, снижается количество рисковых проектов, принимаемых для кредитования, и доля недобросовестных заемщиков.
· Рынок ценных бумаг. В случае с ипотечными ценными бумагами проблема асимметрии информации проявляется в том, что их эмитент имеет больше информации, чем инвестор, относительно качества предлагаемых ценных бумаг и стоящих за ними ипотечных кредитов. Отсутствие у инвесторов достаточного объема информации об ипотечных ценных бумагах может привести к тому, что они не решатся покупать ценные бумаги или потребуют повышения доходности по таким бумагам в качестве компенсации за риск. Выпуск ипотечных ценных бумаг последней очереди представляет собой самый рискованный транш, на котором лежит риск неисполнения обязательств по ипотечным кредитам, входящих в состав ипотечного покрытия. Обычному инвестору трудно оценить качество всех ипотечных кредитов, стоящих за ипотечной ценной бумагой. Однако эмитент ценных бумаг может использовать сигналы о наличии высокого качества ипотечного покрытия. В частности, в международной практике инициатор рефинансирования ипотечных кредитов может приобрести весь выпуск последней очереди себе в собственность, показывая тем самым наличие у пула ипотечных кредитов приемлемого качества. Таким образом, эмиссия нескольких выпусков ипотечных ценных бумаг свидетельствует о качестве стоящего за ними ипотечного покрытия. Такой сигнал позволяет без каких-либо расходов со стороны инвесторов разрешить проблему с имеющейся на финансовом рынке асимметрией информации.
· Рынок здравоохранения. На рынке медицинских услуг покупка услуг врача рассматривается как плата за его профессиональные знания. Здесь информационная асимметрия связана с тем, что врач и пациент, оплачивающий его услуги, обладают различной информацией. У врача возникает соблазн назначить пациенту более дорогой курс лечения. В этом случае появляется место для возникновения механизма, благодаря которому рынок адаптируется к информационному неравенству. Возникают такие понятия, как профессиональная и предпринимательская этика и нравственные ценности, которые постепенно внедряются в рыночные отношения. Асимметрия информации также проявляется в условиях конкурентной борьбы между лечебными заведениями. Как показали исследования зарубежных стран, недостаток данных может стать причиной негативного влияния конкуренции больниц на качество лечения. Это дает дополнительный аргумент в пользу усиления мер, направленных на повышение прозрачности показателей, обработку информации о деятельности системы, и на дальнейшие более детальные оценки причинно-следственных зависимостей. Асимметрия информации при условии её усиления становится одной из главных проблем в экономике здравоохранения, мешающая выйти на общественно эффективные уровни затрат, объемов, качества медицинской помощи.
· Рынок труда. Прежде всего, асимметрия информации проявляется на стадии найма работников. В этот момент работодатель не знает реального качества приобретаемого товара. Однако доступен ряд других характеристик (образование, возраст, пол, национальность, опыт работы), которые рассматриваются как сигнальная информация о качестве рабочей силы, возможностях и способностях работника. Образовательные сигналы являются одними из наиболее важных. Еще один аспект асимметрии информации заключается в том, что многие фирмы завышают уровень заработной платы относительно равновесного, потому что понимают: с одной стороны, высокая зарплата обязывает к более напряженному труду и условиям формирования высокой корпоративной культуры; с другой — она обуславливает более высокие потенциальные потери для работников в случае их увольнения.
Исходя из анализа финансовых рынков, можно сделать вывод, что информационная асимметрия более характерна для отдельных отраслей сферы услуг, чем для производства товаров. Здесь защита прав потребителя должна опираться на полную информацию о качестве продаваемых товаров и услуг. Здесь контролирующую функцию должны выполнять общества потребителей, СМИ, исполнительные органы власти и фирмы.
[2] Квалифицированное большинство — большинство в ⅔ или ¾ голосов присутствующих или списочного состава, необходимое в ряде случаев для принятия правомочных решений. Например, в большинстве стран квалифицированное большинство необходимо для принятия конституции или внесения в нее изменений. Преодоление вето, как правило, также требует квалифицированного большинства.
megaobuchalka.ru
Ответы@Mail.Ru: что такое приватизация?
использование
Перевод гос. собственности в личную.
переход государственной собственности в собственность к частному лицу
Разгосударствление собственности, т. е. превращение собственности государства в частную собственность (коллективную, акционерную или индивидуальную) . Приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства, федеральных органов государственного управления, субъектов Российской Федерации, муниципальных органов в частную собственность этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника) ; долей (паев, акций) государства и муниципальных органов в капитале акционерных обществ (товариществ) , принадлежащих приватизированным предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ) , а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений и предприятий. Государственное и муниципальное предприятие считается приватизированным, если есть решение о преобразовании предприятия в акционерное общество (в случае его акционирования) и утвержден план П. или если по нему на отчетную дату заключен договор купли-продажи (в случае его продажи). Право собственности на объект П. переходит от продавца к покупателю с момента регистрации договора в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Продавец передает покупателю свидетельство о собственности.
Приватизация — это сложный процесс передачи или продажи какой-либо государственной собственности частным лицам или частным организациям. Приватизация может представлять собой как передачу крупных заводов, так передачу и небольших по площади помещений. В последнее время стало «модно» приватизировать земельные участки с хорошими лесными массивами, а так же с естественными водоемами. Но приватизации в любой стране — это очень долгий и кропотливый процесс. Сложность данного процесса заключается в том, что-то количество бумаг, которые необходимо иметь при непосредственной приватизации того или иного объекта, очень велико, и оформить все в один момент еще ни у кого не получалось. Приватизация дает полное право на распоряжение приватизированной собственности. Владельцу таких помещений можно продавать их, или в противном случае — отдавать по аренду. В последние годы люди все чаще и чаще стали приватизировать квартиры, так на сегодняшний день этот процесс выгоден не только государству, но и владельцам квартир. После приватизации — квартира входит в полное распоряжение ее владельца
Приобретение государственного или муниципального имуущества в частную собственность гражданами.
подарок государства
метод законного выкачивания с людей денег
форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки (разгосударствление).
Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки. В приватизации участвуют минимум две стороны, и обязательно одна из сторон — организация — даже такая, как государство.
муниципальная квартира прописаны три человека и вот прописали еще одного приватизация будет на троих или на четырех человек
Приватизация, в переводе на русский язык означает ДЕНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, т. е. РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ! А это значит удалить Государство от управления Частной Собственностью граждан. «ПРИВАТИЗАЦИЯ (от лат. privatus — частный) передача государственного или муниципального имущества (земельных участков, промышленных предприятий, банков и других финансовых учреждений, средств транспорта, связи, массовой информации, зданий, акций, культурных ценностей и т. п.) за плату или безвозмездно в собственность отдельных лиц или коллективов. Приватизация может иметь скрытый характер, когда осуществляется в юридической форме аренды государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, напр., лишь определенная часть акций; может осуществляться в форме денационализации (реприватизации), когда национализированное прежде имущество передается в частную собственность прежних или иных владельцев. По своему содержанию приватизация близка к более широкому процессу разгосударствления, который включает передачу государственного имущества в собственность органов местного самоуправления (т. е. муниципализацию имущества). Термин «разгосударствление» часто применяется для обозначения крупномасштабной приватизации.» И мы, народ, возрадовались что Государство дало возможность для граждан получить жилье от государства «на халяву». И не стали обращать внимание на тот факт, что «умные» люди приватизировали и земельные участки, согласно Приватизации. Это вам ни о чём не говорит?? Обратите внимание на Украину, для начала там частники земли продали зарубежным друзьям огромное количество чернозёма. Так идёт тихая подготовка удаления людей с частной собственности земли «собственников». Мы даже не знаем, что на наших территориях земли давно проданы частным лицам. И они просто ждут удобного случая продать их, выдворив жильцов приватизированных квартир, на законном основании! Они просто вам скажут что не имеют никаких претензий к вашей собственности на жильё, но земля под вашими домами находится в ИХ собственности! Освободите их землю! В лучшем случае они вам предложат продать жильё(конечно никто не купит), разобрать жильё и перенести в другое место (что невозможно). Одним словом просто выкинут людей на улицу, на законном основании. Вы же видите, как они расправляются с собственниками киосков в Москве. Вот что такое «Приватизация»! Если бы народу предложили по русски — «Денационализацию», народ бы не принял такого закона! Одним словом: ПРОСЫПАЙСЯ НАРОД от оболванивания нас иностранными словами, которого народ в большей численности не понимает!!!
Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки.
Приватизация в России хоть и идет по общим правилам, но на самом деле существенно отличается по срокам, стоимости и процедурам для каждого региона. Например, у нас в Сочи имеет большое значение даже то, в каком районе города находится муниципальное жилье. Если вы решили приватизировать жилье в Сочи, то предлагаю вам обратиться за бесплатной консультацией актуальной на данный момент http://приватизация-сочи. рф Также можно проконсультироваться на этом сайте и по вопросам приватизации земли.
можете тут посмотреть: kopilo4ka.com/what-is-privatization-5821/ подробно, и развернуто, на эту тему.
это когда изменники Родины продают свою страну горбачёв, ельцин и Подонок в. путин тому прямое доказательство
touch.otvet.mail.ru
Способы приватизации имущества предприятий в России
Ведущими мировыми экономистами уже давно доказано, что приватизация государственной или муниципальной собственности является средством придания экономике страны эффективного развития и становится надежным и действенным оплотом к закладке нового экономического общества. Государству в данном случае не приходится производить дополнительные траты из бюджета страны, как правило, и так находящегося не лучшем виде. Все расходы по процессу приватизации берет на себя потенциальный собственник. Единственное, что требуется от государственных органов в это время, так своевременная разработка четкого и понятного механизма приватизации, где будут с правовой точки зрения оговорены все способы приватизации, доступные в данный момент будущим собственникам.
Сегодня различные пути и способы приватизации в России приобрели вполне цивилизованные очертания, и весь процесс перехода собственности из государственных структур в частные руки носит вполне четкий законодательный характер. Ведь сам процесс приватизации зародился еще в середине 90х годов, когда в новом российском государстве только проявлялись первоначальные способы возникновения права собственности.
Способы приватизации в наше время имеют несколько основных направлений, подкреплены различными законодательными актами и документами. Приведем перечень способов приватизации в России.
- Акционирование – это комплекс экономических и юридических мероприятий по предобразованию государственного предприятия в открытое акционерное общество. Первым делом при проведении этого вида приватизации определяют количество акций, которое должны отчуждаться частным лицам, с дальнейшим указанием удельного веса каждого владельца в процентном и стоимостном выражении, а также количества акций, и их распределение между государственной и частной собственностью.
- Выкуп арендованного у государства имущества. Такие способы приватизации были распространены в девяностых годах в России на заре приватизации.
- Банкротство. Один из способов приватизации, осуществляемый с помощью ликвидации государственных предприятий неэффективного использования. Осуществляется, как правило, с последующей продажей новому собственнику всего имущества. Цель такой приватизации состоит в защите кредиторов от недобросовестных должников, в лице государственных предприятий. Механизм состоит в ликвидации неэффективного собственника, до того момента, пока он не растратил все имущество.
- Залоговая приватизация.
- Коммерческий конкурс с социальными или инвестиционными условиями – это приватизация на конкурентной основе, при условии которого претендент на приобретение государственной собственности предлагает не только самую высокую цену, а еще и берет на себя заранее оговоренные инвестиционные и социальные обязательства.
- Продажа на аукционе. Этот способ приватизации заключается в первоочередном приобретении права на покупку государственного имущества или акций, без указаний дополнительных условий, а только за счет предложения наивысшей цены. Аукционы по приватизации собственности бывают открытыми и закрытыми.
При проведении в России приватизации в денежном выражении были сформулированы четко все цели политики государства в этой области, которые предполагали постоянный поиск и соблюдение рациональных пропорций между интересами государственного бюджета и новых собственников приватизируемых предприятий.
Конечная цель приватизации в нашей стране заключалась в проведении процесса разгосударствления экономики России, как перехода на преимущественно рыночные механизмы производства и управления государством. В результате повысилась эффективная деятельность предприятий, укрепился процесс стабилизации финансового положения в стране, появилась конкурентная среда в разных отраслях народного хозяйства.
fb.ru