КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Н. Н. НОВОСИЛЬЦЕВА
Разработку конституционного проекта для России Александр I поручил Н. Н. Новосильцеву, одному из своих ближайших сподвижников в первые годы правления, члену Негласного комитета. Николай Николаевич Новосильцев (1761–1838 гг.) был незаконнорожденным сыном сестры графа А. С. Строганова, в доме которого он воспитывался. Выпускник Пажеского корпуса. В 1786 г. причислен к коллегии иностранных дел. Принимал участие в войне со Швецией 1788–1790 гг. За отличие в сражении при острове Мусала 13 августа 1789 г. Новосильцев был произведен в полковники. Участвовал в подавлении восстания Т. Костюшко 1794 г. в Польше и Литве. Вышел в 1796 г. в отставку, проживал в Лондоне. В 1803–1810 гг. Новосильцев являлся попечителем Санкт-Петербургского учебного округа, президентом Императорской Академии наук. С 1804 г. он занимал должность товарища министра юстиции. Был почетным членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. В 1809–1812 гг. жил в Вене, выполнял различные дипломатические поручения в Западной Европе. В 1813–1815 гг. Новосильцев был вице-президентом Временного совета, управляющего Варшавским герцогством, позднее представителем императора Александра I при совете, управляющим Царством Польским, составил для него ряд проектов и учреждений, заведовал комитетом по учебной части. Знакомство с «польским опытом» должно было помочь ему в порученном деле.
Н. Н. Новосильцев
В 1819 г. проект Новосильцева под названием «Государственная уставная грамота Российской империи» был представлен государю и одобрен им. Он декларировал основные политические свободы (свободу слова, печати, свободу вероисповедания, неприкосновенность личности и собственности, независимость суда), равенство всех граждан перед законом и ограничивал права самодержца. Император имел значительные законодательные прерогативы. Конституция предусматривала создание представительного органа (Думы), состоящей из двух палат (Сената и Посольской палаты). Персональный состав Сената определялся царем. Посольская палата назначалась императором из числа кандидатов, избранных дворянскими собраниями и горожанами. Закон считался принятым после обсуждения в палатах и утверждения царем. Вопрос о крепостном праве в проекте конституции не ставился.
Новосильцев был сторонником федеративной формы административно-территориального устройства. «Уставная грамота» предполагала разделение Российской империи на наместничества, в которых следовало создать двухпалатные парламенты.
По сравнению с проектом М. М. Сперанского «Уставная грамота» Новосильцева являлась шагом назад: система назначения в Думу вместо выборности; дополнение имущественного ценза у Сперанского сословным принципом у Новосильцева, так как большая часть депутатов избиралась от дворянства. Однако на реализацию этого проекта Александр I не решился, не чувствуя поддержки своим начинаниям в кругах поместного дворянства.
Государственное строительство
Дата | Решение |
1815 г. | Дарование Конституции Королевству Польскому |
1818 г. | Декларация Александра на открытии Сейма о возможности введения в России конституции |
1820 г. | Проект конституции Н. Н. Новосильцева |
КОНСЕРВАТИВНЫЙ ПЕРИОД
Противодействие большинства дворян преобразовательным намерениям царя развивалось на фоне нарастания революционного движения в Европе. Характерной чертой «аракчеевщины» являлись жесткие меры против движения угнетенных масс. Александр I опасался, что усиление массового движения в стране повлечет за собой революционный взрыв, аналогичный тому, что потряс в 1820 г. многие страны Западной Европы. После донского движения началась полоса реакции. Были изданы подряд (в 1822, 1823 и 1824 гг.) три указа, подтверждавшие прежнее право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Правительство разрешило помещику ссылать крестьян через губернские правления, не производя никаких судебных расследований и без ограничения лет ссылки. Помещик имел право возвратить сосланных, когда хотел.
Ряд законодательных актов укреплял положение дворянства. Только дворянство имело право владеть населенными имениями, в 1814 г. запрещалось покупать населенные земли личным дворянам, запрещалась покупка крестьян разночинцами, купцами, мещанами. В 1817 г. безземельное дворянство было отстранено от участия в дворянских выборах.
Началось попятное движение в области просвещения и цензуры. Для усиления религиозных основ образования царь переименовал Министерство народного просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения. В учебных заведениях увеличилось количество часов, отводимых на религиозное обучение. Усилился надзор за содержанием газет, журналов, книг; чиновникам запретили без дозволения начальства издавать любые произведения, «касавшиеся внутренних и внешних отношений» Российского государства. В 1819–1821 гг. подверглись разгрому Казанский, Харьковский и Петербургский университеты, многие профессора были уволены за вольнодумство. В 1822 г. Александр I запретил деятельность в стране всех тайных организаций и начал преследование их членов. В армии была восстановлена палочная дисциплина, что привело к волнениям 1820 г. в Семеновском полку. В 1821–1823 гг. вводится секретная гражданская полиция и сеть тайной полиции в гвардии и в армии.
После 1822 г. царь окончательно утратил интерес к государственным делам, передал их в ведение Аракчеева. Личные переживания Александра I (утрата дочерей и сестры, тяжесть при воспоминании о гибели Павла I), наводнение 1824 г. в Петербурге, неприятие дворянством реформаторской деятельности усилили у императора склонность к религиозности и мистицизму. «Призывая к себе на помощь религию, −− говорил Александр, −− я приобрел то спокойствие, тот мир душевный, который не променяю ни на какие блаженства здешнего мира». Современники отмечали, что царь стал мрачным и все чаще уединялся.
Охранительные меры
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Конституция Царства Польского и конституционный проект Н.Н Новосильцева — Мегаобучалка
Польская конституция 1815 года — конституция Царства Польского, обнародована 20 июня 1815 года. Действовала конституция до восстания 1830 года. В 1832 году император Николай I отменил конституцию Царства Польского. Отданное Александру I Венским конгрессом Царство Польское получило от своего нового Короля Конституцию. Эта конституция превращала только что созданное государство в наследственную монархию, «навсегда соединенную с Российской империей». Король назначал наместника, каковым мог быть лишь поляк; исключение делалось для наместника из членов Императорского Дома. Королю всецело отдавалась исполнительная власть. Все его преемники должны были короноваться в Варшаве и давать присягу в сохранении конституции. Все королевские распоряжения и постановления должны были скрепляться подписью министра, который и будет нести ответственность за все, что могло бы в этих распоряжениях и постановлениях заключаться противного конституции и законам.
Конституция учреждала, кроме того, государственный совет, без которого наместник не мог предпринимать ничего важного. Министерств («комиссий») учреждалось пять: министерство культов и народного просвещения, министерство юстиции, министерство внутренних дел и полиции, министерство военное, министерство государственных доходов и имуществ.Власть законодательная должна была заключаться в особе короля и в двух палатах. Сейм созывался каждые два года на тридцать дней, причем королю представлялось право роспуска сейма, отсрочки сеймовых заседаний и созыва чрезвычайного сейма. Члены сейма в период сессии пользовались неприкосновенностью. Законодательная инициатива признавалась только за королем, но послам и депутатам позволялось представлять королю через государственный совет разного рода желания, касающиеся блага их сограждан.Бюджет утверждался сеймом не более как на четыре года.Заседания обеих палат должны были быть публичными и только по желанию десятой части присутствующих членов палаты могли превращаться в секретные комитеты. Окончательная санкция законов принадлежала королю. Сенаторы (члены императорского дома, епископы, воеводы и каштеляны) назначались королем на всю жизнь и притом (кроме сенаторов первых двух категорий) из двух кандидатов, представленных самим сенатом.Отправление правосудия конституция объявляла независимым: судья должен был выражать свое мнение совершенно свободно от каких бы то ни было влияний со стороны «наивысшей или министерской власти». Судьи, как назначенные королем, так и выборные, объявлялись несменяемыми, за исключением случаев смещения по судебному приговору за должностные или иные преступления. Государственные преступления и преступления высших государственных сановников подлежали сеймовому суду из всех членов сената. Наказание конфискацией имуществ отменялось и не могло быть ни в каком случае восстановлено.
Конституционный проект
Н.Н. Новосильцева
В марте 1818 г. Александр I прибыл в Польшу на открытие сейма, где произнес речь, которая произвела впечатление разорвавшейся бомбы.Царь объявил, что «законно-свободные учреждения», которые он «даровал» Польше, были предметом его постоянных «помышлений» и что он надеется распространить их на всю страну. Царь ясно давал понять, что от успеха польского эксперимента зависит и судьба конституции в России. Работа над ней началась в конце того же года под руководством Н.Н. Новосильцева. К октябрю следующего — 1819 г., а документ был готов и одобрен Александром I. Затем еще в течение года шла доработка. По новому проекту Российская империя должна была приобрести федеративное устройство и состоять из 10-12 крупных единиц — наместничеств во главе с генерал-губернаторами. Каждое наместничество должно было управляться своим сеймом из двух палат, а законодательная власть в стране в целом передавалась общероссийскому, также двухпалатному, сейму, осуществляющему законодательные функции совместно с государем. Проект предусматривал передачу исполнительной власти Государственному совету совместно с министерствами; судебная же власть окончательно отделялась от двух прочих. Работа над проектом была закончена к концу 1820 г., и он был вновь одобрен императором. Однако теперь царь решил, что одной конституции тоже недостаточно, и она должна, в свою очередь, стать частью более крупного свода законов. В результате принятие конституции было отсрочено на неопределенное время.
megaobuchalka.ru
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ НОВОСИЛЬЦЕВ (1761–1838) – Те, кому обязана наука конституционного права – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Николай Николаевич Новосильцев – российский государственный деятель, автор проекта первой конституции в истории России. Он бы незаконнорожденным сыном Марии Сергеевны Строгановой (сестры Александра Сергеевича Строганова) и Николая Устиновича Новосильцева.
В доме А.С. Строганова Николай Николаевич воспитывался, проходил домашнее обучение. В 1783 году закончил Пажеский корпус, затем был определён капитаном Гренадерского лейб-гвардии полка. В 1785 году перешёл в Волынский регулярный казачий полк в звании секунд-майора. С 1786 года состоял в коллегии иностранных дел, занимаясь в основном составлением обзоров дипломатических донесений.
Николай Николаевич участвовал в русско-шведской войне 1788-1790 гг., отличился в Первом Роченсальмском сражении, за что получил звание подполковника, а затем в Выборгском и Втором Роченсальмском сражениях. Участвовал в подавлении польского восстания (1794-1795) под предводительством Тадеуша Костюшко. В связи с болезнью в 1796 году вышел в отставку. Во время Великой французской революции Н.Н. Новосильцев по поручению А.С. Строганова отправился в Париж выручать своего двоюродного брата П.А. Строганова. К этому периоду относится начало их дружбы, благодаря которой Николай Николаевич познакомился с Адамом Чарторыйским и был введён в круг «молодых друзей» великого князя Александра Павловича, ставшего в 1801 году императором.
Из-за недовольства Павла I взглядами и «слишком свободным поведением» Н.Н. Новосильцева он был вынужден выехать за границу. До 1801 года жил в Англии, слушал в Лондонском университетелекции по физике, математике, медицине, а также занимался самообразованием, изучая современную английскую и французскую литературу. По словам Адама Чарторыйского «никто в начале Александровского правления не превосходил его познаниями по части государственного управления». Уже в это время Николай Николаевич составил большое число различных проектов, по мнению некоторых историков, свидетельствовавших об его обширных познаниях по праву, истории, дипломатии, экономике[1].
В 1801 году Н.Н. Новосильцев был вызван взошедшим на престол Александром I в Россию, где стал активным участником «Негласного комитета», получил звание Действительного камергера двора Его Императорского Величества. Новосильцев активно участвовал в рассмотрении законопроектов в области торговли, земледелия, культуры, церкви, промыслов и ремёсел, а также в деятельности комиссии по пересмотру прежних уголовных дел. Им были подготовлены проекты создания кредитной системы в Лифляндской и Эстляндской губерниях, проекты о правах и обязанностях Сената, учреждении министерств. С 1803 по 1810 год Н.Н. Новосильцев – президент Императорской Академии наук.
В 1804 году Н.Н. Новосильцев стал товарищем министра юстиции, руководил Комиссией составления законов, занимавшейся разработкой нового и кодификацией существующего законодательства Российской империи. Однако после размолвки с Императором его деятельность стала сосредоточена в основном на дипломатических поручениях и задачах. В 1805 году успешно справился с заключением союзного договора c Англией в качестве посла в эту страну. Николай Николаевич Новосильцев в том же году был назначен членом Совета о военных учебных заведениях, где создал план организации сети военных образовательных учреждений по всей России. В 1806 году Н.Н. Новосильцев был отправлен послом к Наполеону. В том же году он получил звание тайного советника. Однако к этому времени Александр I разочаровался в «Негласном комитете» и фактически распустил его. Большинство проектов Николая Николаевича так и остались проектами. Постепенно происходило его удаление от императора. В 1808 году Николай Николаевич был освобождён от должности товарища министра юстиции и председателя Комитета составления законов. В 1809 году получил отпуск с формулировкой «для поправления здоровья» и поселился в Вене. Затем был уволен с должностей попечителя Петербургского учебного округа, члена Главного правления училищ и президента Академии наук, сохранил лишь звание сенатора. Живя в Вене и выполняя некоторые дипломатические поручения в Европе, Николай Николаевич тяжело переживал удаление от двора и, по некоторым замечаниям, стал предаваться крепким напиткам.
В 1812 году Н.Н. Новосильцев был вызван императором в Россию, в 1813 назначен Вице-президентом временного совета, учреждённого для управления Герцогством Варшавским. Николай Николаевич также был назначен президентом Комитетов высшего надзора за госпиталями и над полицией, а также осуществлял надзор за финансами в Герцогстве. Новосильцев занял должность полномочного делегата при Правительственном совете Царства польского, участвовал в создании некоторых польских правительственных учреждений, составил проект общего таможенного тарифа между Российской Империей и Царством Польским, проекта учреждения российских таможен на западных границах Польши, управлял созданием торговой конвенции между Россией, Пруссией и Царством Польским. Н.Н. Новосильцев создал проект улучшения положения еврейского населения в Польше путем уравнения их в правах с основным населением, однако, встретил заметное сопротивление.
Под руководством и при непосредственном участии Николая Николаевича был создан проект первой российской конституции – Государственная уставная грамота Российской Империи (1820). Проект предполагал провозглашение и осуществление принципа разделения властей. Законодательной властью наделялся двухпалатный Государственный сейм, состоящий из верхней палаты – Сената – и нижней – Посольской избы. Высшим судебным органом являлся Верховный государственный суд, выделявшийся из Сената. Главой исполнительной власти оставался император, который не может без парламента издать никакой закон, а основой этой ветви оставалась система министерств. Конституция предусматривала и иные прогрессивные принципы, такие как неприкосновенность частной собственности, равенство граждан перед законом, значительное число гражданских прав и свобод, например свободу печати, осуществление правосудия только судом, задержание только при предъявлении обвинения, независимость суда. Данным проектом подразумевалось создание федеративного устройства Российской Империи, в т.ч. двухпалатных представительных органов в наместничествах – группах губерний,.
В 1821 году Н.Н. Новосильцевым вместе с А.С. Меньшиковым и М.С. Воронцовым был разработан проект отмены крепостного права в России, который затем был представлен Александру I. Однако из-за противодействия дворянства, личной нерешительности Александра I и неготовности общества к переменам данные проекты, к сожалению, не были претворены в жизнь.
Николай Николаевич занимал разные должности и в разных местностях. А в июле 1834 года он назначается председателем Государственного совета и вскоре председателем Комитета министров (по иным свидетельствам – в 1832 году), а в 1835 году – особым секретарём Комитета о внешнем займе. В 1833 году Николаю Николаевичу Новосильцеву был пожалован титул графа.
В 1838 году в петербургских газетах появился скромный некролог, извещавший о том, что 8 апреля после кратковременной болезни скончался кавалер всех российских орденов граф Николай Николаевич Новосильцев.
Большинство работ Николая Николаевича и большая часть информации о нем так и не дошла до нас, оставив одну из важнейших исторических фигур правления Александра I без должного внимания. Виной этому, среди прочего, утрата обширного архива Н.Н. Новосильцева во время восстания в Польше.
Основные труды:
Государственная Уставная Грамота Российской империи // «Исторический сборник Вольной русской типографии в Лондоне» А. И. Герцена и Н. П. Огарева. Кн. 2., 1861. Факсимильное издание. — М.: Наука, 1971.
Мнение сенатора Новосильцева «О составлении законов, о наследовании имуществом в России» // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1859. № 2.
Всеподданнейшая записка Александру I. «Историческая справка о соединении Литвы и Польши» // Русская старина. 1882. XXXV т. № 7.
Рапорт сенатора Новосильцова[2] // К истории тайных обществ и кружков среди литовско-польской молодежи в 1819—1823 гг. — Варшава, 1897.
Библиография:
1) Российские сенаторы. 1711-1917 гг.: биограф. справочник: в 2 т. Т.2. / Отв. ред. В.И. Федорченко. – Красноярск: Сиб. Федер. Ун-т, 2013.
2) Николай Николаевич Новосильцов — государственный деятель императорской России первой трети XIX века : автореферат дис. … кандидата исторических наук : 07.00.02 / Любезников Олег Анатольевич; Место защиты: С.-Петерб. ин-т истории РАН.
3) Во главе первенствующего учёного сословия России. Очерки жизни и деятельности Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. 1725-1917гг. Отв. редактор Э.И. Колчинский. СПб.: Наука, 2000
4) Минаева Н. В. Потаенные конституции России М.: Посев, 2010.
5) История России с начала XVIII до конца XIX века (под ред. А. Н. Сахарова). Институт Российской истории РАН, 1997. Стр. 322
6) Вернадский Г. В. Государственная уставная грамота Российской империи 1820. Историко-юридический очерк. Прага, 1925.
7) Шилов Д. Н. Государственные деятели Российской империи. 1802—1917. Биобиблиографический справочник. — СПб., 2001. — С. 465—467.
[1] См.: Во главе первенствующего учёного сословия России. Очерки жизни и деятельности Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. 1725-1917гг. Отв. редактор Э.И. Колчинский. СПб.: Наука, 2000. С. 107.
[2] Иногда его фамилия писали именно так: Новосильцов.
pravo.hse.ru
Конституционный проект Н.Н. Новосильцева — лекция
Аракчеевщина — политика реакции, система мер полицейского деспотизма для сохранения феодализма; насаждение военных поселений и палочной дисциплины в армии, подавление общественного свободомыслия и недовольства, значительное увеличение бюрократического аппарата. Названа по имени любимца Александра I генерала графа Аракчеева А.А., фактически правившего страной в 1815-1825. После победы над Наполеоном Россия жила ожиданиями глубоких перемен в государстве. Деятельность ряда либеральных представителей правительства порождала иллюзии конституционализма, но реально в политике преобладали бюрократизация управления, военная сила для подавления инакомыслия. Проведение в жизнь этой политики было связано с именем Аракчеева А. А. Исторически период временщиков был позади, и, тем более, нелепо выглядела фигура Аракчеева А.А., значение которого в последний период правления Александра I было очень большим. Значение Аракчеева А.А. выражалось не в его постах и званиях. Он не был тщеславен, вёл скромный образ жизни, от всех царских пожалований отказывался, неизменно заявляя, что ему достаточно «благоволения» императора. Но за этим подчёркнутым аскетизмом и сухостью скрывалось колоссальное властолюбие. Очень часто у таких людей даже добрые действия вызывали в обществе опасения и страх. Аракчеев А.А. буквально завораживал Александра I беспрекословным выполнением его указаний. Угрюмый, необщительный, он требовал ото всех одного — строгого исполнения служебных обязанностей. Его суровость часто доходила до жестокости и была своего рода террором по отношению к подчинённым; поощрялось не просто чинопочитание, а пресмыкательство перед вышестоящими. Аракчеев А.А., подчёркивавший свою приверженность порядку, понимал его упрощённо, как буквальное и бескомпромиссное выполнение приказов начальства, или, как говорил он сам, «без умничанья». В армии это вылилось в бесконечные плац-парады, муштру, жестокое обращение с солдатами. Порядок в армии по-аракчеевски означал единообразие формы, аккуратно побеленные казармы, своевременные доклады, проверки и др.всевозможный контроль. Характерные черты аракчеевщины: планомерное и беспощадное проведение крепостнической реакции, насаждение шпионства, преследование вольномыслия, цензурные притеснения печати, мелочная формалистика, расправа с протестующими. Многократно подавлялись крестьянские выступления. Яркое проявление аракчеевщины — устройство военных поселений. Это особая форма комплектования и содержания армии, при которой солдаты соединяли военную службу и крестьянскую работу на земле. Стремясь увеличить численность армии и постепенно избавить страну от ненавистной рекрутской повинности, Александр I заинтересовался системой военных поселений, существовавшей в ряде европейских и азиатских стран. Некоторое подобие военных поселений были в России и в XVIII в. Изначальная идея была проста: военные поселения составляются из солдат и крестьян. В мирное время они занимаются военным обучением и хозяйством, обеспечивая себя необходимыми продуктами. После окончания срока службы солдаты получают здесь «кусок хлеба» и «крышу над головой». Треть русской армии была переведена на военные поселения. Жители местности, куда назначались военные поселения, тоже записывались в «военные поселяне» и служили для пополнения войск. Жизнь в них строго регламентировалась. Всё это ломало сложившийся быт населения и армии и возбуждало недовольство. Благие фантазии правителей нередко приносили горькие плоды народу. Поэтому начались открытые солдатские выступления (самое крупное в Чугуеве в ИЛ 1819-АВ1819). Многие высокопоставленные военные и гражданские лица империи были против такой затеи. Но Александр I был непреклонен. Против был и Аракчеев А.А., но, привыкший к беспрекословному выполнению распоряжений, он взялся за создание военных поселений. Используя методы жесточайшего принуждения, он воплотил проект императора в жизнь. Для сотен тысяч крестьян и солдат это стало трагедией; русское общество встретило военные поселения отрицательно. Столь же сильное сопротивление вызвали попытки Аракчеева А.А. и Александра I «сделать мирское просвещение христианским». В основу преподавания наук пытались положить Священное писание (особое сопротивление это вызвало в преподавании естественных и точных наук). Рассадники передовых идей — Московский университет, Царскосельский лицей, новые университеты подвергались гонениям. В 1816 во главе Министерства народного просвещения стал, по выражению Пушкина А.С., «холопская душа» и «просвещения губитель» князь Голицин А.Н. Передовые учёные отстранялись от преподавания, их лекции подвергались придирчивому контролю. Усиление цензурного гнёта нанесло немалый ущерб национальной культуре. 13 ЯН 1822 особым указом были запрещены в России все тайные общества. Действовала полиция Аракчеева А.А. и Министерства внутренних дел. Его фигура была настолько одиозной в общественном мнении, что Николай I, близкий к нему по взглядам, вскоре после воцарения уволил Аракчеева А.А. со службы. Однако аракчеевские порядки при Николае I продолжали процветать, и поэтому слово «аракчеевщина» прочно вошло в русский лексикон. Однако сам Аракчеев А.А., будучи личностью сложной и неоднозначной, отличался прагматизмом. В 1818 он по поручению Александра I составил один из проектов отмены крепостного права, а в своем имении Грузино открыл госпиталь и заёмный банк для крестьян (их повседневную жизнь Аракчеев А.А. строго регламентировал), в этом же (1818) году архитектор Ажи П.П. закончил работу над украшениями для «памятника воинам» в Аракчеевском Грузинском соборе. Две его библиотеки насчитывали 15 000 томов (главным образом иностранных авторов), в т.ч. более 100 книг, запрещённых цензурой. В то время, когда правительство Александра I стало на путь реакции, в русском обществе получили ход и преобладание иные вкусы. В русской общественной мысли формировалось «западничество», «славянофильство», декабризм.
Конституционный
проект
Н.Н. Новосильцева
В марте 1818 г. Александр
I прибыл в Польшу на открытие сейма,
где произнес речь, которая произвела
впечатление разорвавшейся
Царь объявил, что «законно-свободные учреждения», которые он «даровал» Польше, были предметом его постоянных «помышлений» и что он надеется распространить их на всю страну. Царь ясно давал понять, что от успеха польского эксперимента зависит и судьба конституции в России. Работа над ней началась в конце того же года под руководством Н.Н. Новосильцева. К октябрю следующего — 1819 г., а документ был готов и одобрен Александром I. Затем еще в течение года шла доработка. По новому проекту Российская империя должна была приобрести федеративное устройство и состоять из 10-12 крупных единиц — наместничеств во главе с генерал-губернаторами. Каждое наместничество должно было управляться своим сеймом из двух палат, а законодательная власть в стране в целом передавалась общероссийскому, также двухпалатному, сейму, осуществляющему законодательные функции совместно с государем. Проект предусматривал передачу исполнительной власти Государственному совету совместно с министерствами; судебная же власть окончательно отделялась от двух прочих.
Работа над проектом была закончена к концу 1820 г., и он был вновь одобрен императором. Однако теперь царь решил, что одной конституции тоже недостаточно, и она должна, в свою очередь, стать частью более крупного свода законов. В результате принятие конституции было отсрочено на неопределенное время. Правда, в качестве эксперимента было создано одно наместничество, а в 1821 г. возвращенному в Петербург из ссылки М.М. Сперанскому царь поручил написать «Проект учреждения наместничеств». Но к этому времени император, видимо, и сам стал думать, что его замыслы неосуществимы и даже вредны. В этом его убеждали сведения о существовании тайных революционных обществ будущих декабристов, волнения военных поселенцев и солдат Семеновского полка, революционные события в Южной Европе, да и оппозиционность самого Польского сейма. Ему стало казаться, что введение конституции может послужить катализатором дальнейших потрясений, еще более страшных и непредсказуемых. В результате замыслы Александра I по внедрению конституционного правления в Российской империи так и остались нереализованными. Что касается польского сейма и конституционного устройства Польши, то они ненадолго пережили своего основателя и были ликвидированы после подавления польского восстания 1830-1831 гг.
Консервативно-охранительное
направление общественной мысли, сложилось
как интеллектуальная реакция на
происходящие в стране бурные модернизационные
процессы. Первостепенная задача его представителей,
крупнейшими из которых были К.П. Победоносцев,
М.Н. Катков, В.П. Мещерский, Л.А. Тихомиров,
заключалась в поиске и обосновании традиционных
ценностей, стоявших в основе жизни русского
государства и общества, то есть в своеобразной
«рефлексии» непреходящих основ российской
цивилизации, которые раньше были слиты
с жизнью, неосознанны. Не отрицая необходимости
преобразований, охранители считали обязательным
соотнесение всех нововведений с существующей
политической системой и традиционной
социальной структурой российского общества.
По мнению консерваторов охранителей,
основой прогресса являлось духовно-нравственное
совершенствование личности, ее культурная
социализация, на реализацию чего и была
направлена их программа.
В своих модернизационных
концепциях консерваторы отводили огромную
роль государству, видя в нем единственную
в России организованную силу, обладавшую
непререкаемым авторитетом и способную
вести общество по пути прогресса. На данном
историческом отрезке (вторая половина
XIX века) и либеральные консерваторы и
охранители выступали за сохранение в
России самодержавной формы правления,
считая ее вполне отвечающей социально-политическим
реалиям страны. Однако перспективы развития
самодержавия сторонникам этих направлений
представлялись по-разному. Выступая против
принципиального реформирования самодержавного
строя, охранители выдвигали программу
его идеологического и практического
укрепления, в определении характера которой
может быть выделено два подхода. Часть
охранителей полагала, что это укрепление
должно было проходить в форме совершенствования
бюрократической системы, без принципиальных
изменений в характере властных учреждений.
Другие считали необходимым проведение
некоторой реорганизации центральных
правительственных органов, предполагая
включение в него представительного элемента
без ограничения власти самодержца. Либеральные
же консерваторы, исходя из тезиса о зависимости
формы государственного устройства от
уровня гражданско-правового развития
общества, не считали сохранение неограниченного
самодержавия в исторической перспективе
самоцелью. По их мнению, выполнив свою
историческую миссию, под влиянием развития
правовых и гражданских отношений, оно
неизбежно должно видоизмениться в сторону
конституционного строя.
Выдвигая свою
концепцию модернизации, представители
консервативного направления
turboreferat.ru
Конституционные проекты преобразования России ХІХ в.
Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся высшим судебным органом – Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как человек своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению.[13]
По проекту Сперанского избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землёй или капиталами, включая государственных крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не участвовали, но пользовались важнейшими гражданскими правами.
Реальная законодательная власть по проекту Сперанского оставалась в руках царя. Но Сперанский подчёркивал, что суждения Думы должны быть свободными, они должны выражать народное мнение. В этом и заключается его принципиально новый подход: действия властей в центре и на местах он хотел поставить под контроль общественного мнения. Ибо безгласность народа открывает путь к безответственности властей.
Сперанский анализирует понятия: рабство политическое и свобода политическая, рабство гражданское и свобода гражданская. Под политическим рабством он понимал такое состояние, «когда воля одного – закон для всех», а политическую свободу определял как подчинение всех и каждого законам, а также предоставление избирательного права, обеспечивающего участие подданных в действиях законодательной и исполнительной власти.
«Никакая сила в обществе не может родить в государстве свободы гражданской, не установив свободы политической», и, напротив, если в государстве учреждается политическая свобода, то гражданское рабство умирает само собой. «Права гражданские должны быть основаны на правах политических, закон гражданский не может быть без закона политического».[14]
По проекту Сперанского избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землёй или капиталами, включая государственных крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не участвовали, но пользовались важнейшими гражданскими правами.
К крепостному праву Сперанский относился отрицательно.
«Крепостничество, — писал он, — несовместимо с цивилизованной государственностью. И нет никакого основания, считать, что в России оно не могло бы уничтожиться, если будут приняты к тому действительные меры».[15]
Осуществление проекта началось в 1810 г., когда был создан Государственный совет. В течение 1810-11 в Государственном совете обсуждались предложенные Сперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ. Реализация первой из них привела к сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было завершено преобразование министерств.
Между тем сам Александр испытывал сильнейшее давление придворного окружения, включая членов его семьи, стремившихся не допустить радикальных реформ. Высшее дворянство, прослышав о планах Сперанского наделить гражданскими правами крепостных, выражало недовольство. Против Сперанского объединились все консерваторы, среди которых особо выделялся А. А. Аракчеев, бывший фаворит Павла, попавший в милость и к новому императору. Определенное влияние на него, по-видимому, оказала и «Записка о древней и новой России» Н. М. Карамзина, которая дала, очевидно, повод императору усомниться в правильности избранного им пути. Немаловажное значение имел фактор и международного положения России: усиливавшееся напряжение в отношениях с Францией и необходимость подготовки к войне давали возможность оппозиции трактовать реформаторскую деятельность Сперанского как антигосударственную. Сперанский был окружён платными и добровольными шпионами, которые передавали царю каждое его неосторожное слово. В марте 1812 г. он был отстранён от дел и сослан в ссылку.
Сперанский — сторонник конституционной монархии. В записке «О коренных законах государства» он прямо указывает, что будущим строем должны быть или «ограниченная монархия, или умеренная аристократия», основанные на конституции. Это означает: «1) что коренные законы государства должны быть творением народа; 2) что коренные законы государства полагают пределы самодержавной воли».[16]
Реформы 1802-1812 гг. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата. Как и прежде, император обладал верховной законодательной властью.
Расхождения предложений Н.М.Карамзина с проектами М.М.Сперанского заключались не в содержании их политических взглядов, а в способе их реализации. Сперанский предложил реформу государственных преобразований, предусматривающую существенные изменения в устройстве основных институтов и учреждений власти и управления в стране. Карамзин же полагал, что «дела не лучше производятся… чиновниками другого названия,… так как не формы, а люди важны»[17] .
Дело не сдвинется учреждением Государственного совета и министерств. Величие царствования Петра 1 не в создании Сената с коллегиями, а в «приближении мужей знаменитых и разумом честных… не только в республиках, но и в монархиях кандидаты должны быть назначены единственно по способностям».[18]
Глава 2 Развитие конституционно-правовых проектов в России после разгрома наполеоновской Франции
2.1 Конституционный проект Н.Н. Новосильцева
В марте 1818 г. Александр I прибыл в Польшу на открытие сейма, где произнес речь, которая произвела впечатление разорвавшейся бомбы.
Царь объявил, что «законно-свободные учреждения», которые он «даровал» Польше, были предметом его постоянных «помышлений» и что он надеется распространить их на всю страну.
Царь ясно давал понять, что от успеха польского эксперимента зависит и судьба конституции в России. Работа над ней началась в конце того же года под руководством Н.Н. Новосильцева — государственного деятеля, близкого друга Александра I. К октябрю следующего — 1819 г., а документ был готов и одобрен Александром I. Затем еще в течение года шла доработка.
Конституционный проект получил название «Государственная Уставная грамота Российской империи». Для понимания причин появления данного документа, а также сути его основных положений большое значение имеет то обстоятельство, что он был тесно связан с польской конституцией 1815г. Сопоставление и анализ этих 2-х документов свидетельствует о совпадении их наиболее важных положений. Это совпадение объясняется, во-первых, тем, что у документов был, по-видимому, один и тот же автор Н.Н.Новосильцев, который в 1818-1819г. не только руководил работой по созданию «Государственной Уставной грамоте Российской империи» , но и возглавлял российскую администрацию в Польше как раз в период учреждения там конституционных органов (1818-1819). Во-вторых, многое прояснялось в речи Александра на торжественном открытии польского сейма 15 марта 1818 г., в которой он заявил о своем намерении в дальнейшем распространить конституционный опыт Польши на всю империю. Все это говорит о том, что у Александра 1 и в 1818-1819г. существовали серьезные намерения по конституционному переустройству российской империи, и «Государственная Уставная грамота Российской империи» рассматривалась как законодательная база для этого переустройства. Правда, в дальнейшем эти, как впрочем, и другие либеральные проекты эпохи царствования Александра 1 реализованы не были.
2.2 Основные положения Уставной грамоты
Российское государство со всеми владениями, присоединенными к нему, разделяется на наместничества. Каждое наместничество делится на определенное число губерний. Губернии делятся на уезды. Уезды разделяются на округа: округа состоят из городов 3-й степени и волостей, сел и деревень. Города 1-й степени — губернские, 2-й степени — уездные, а 3-й — все прочие . Корона российского императорского престола переходит по наследству. Державная власть неразделима: она сосредоточена в лице монарха. Государственный Совет, под председательством государя, состоит из министров, которых избирает государь. Исполнение законов возложено на министерства:. Частные думы или сеймы наместнических областей состоят из государя и двух палат: высшей (образуется из одного департамента сената), земской посольской палаты (составляется из двух третей избранного в области наместничества числа послов и депутатов, утвержденных государем). Суды действуют по законам, не зависимо ни от какой власти.
По новому проекту Российская империя должна была приобрести федеративное устройство и состоять из 10-12 крупных единиц — наместничеств во главе с генерал-губернаторами. Каждое наместничество должно было управляться своим сеймом из двух палат, а законодательная власть в стране в целом передавалась общероссийскому, также двухпалатному, сейму, осущ
mirznanii.com
Конституционные проекты М.М. Сперанского и Н.Н.Новосильцева — контрольная работа
Министерство образования и наук Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Кафедра отечественной истории в новейшее время
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Конституционные проекты М.М. Сперанского и Н.Н.Новосильцева
Студента 1 курса 101 группы
020700 «Геологии»
Петрунина Дениса Михайловича
Научный руководитель
Д.И.Н. профессор
ЯковлевС.А.
Саратов 2012
Содержание
Биография М.М. Сперанского
Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839) – граф, русский государственный деятель. С 1808 г. ближайший советник императора Александра I, автор плана либеральных преобразований, инициатор создания Гос. Совета (1810). В 1812-1816 гг. в результате интриг его противников был сослан в Нижний Новгород, а затем в Пермь, где принял должность сибирского генерал-губернатора. В 1821 году возвратился в Петербург, вновь заняв высокие посты в бюрократической иерархии. Прогрессивное значение имело создание в 1826 году II отделения Собственной его императорского величества канцелярии, занимавшегося кодификацией законов. За подготовку «Полного собрания законов» и «Свода законов Российской империи» М.М. Сперанский незадолго до своей кончины был пожалован Николаем I графским титулом. В последние годы жизни произошло окончательное изменение политических взглядов М.М. Сперанского, что нельзя поставить ему в упрек, – напротив, это свидетельствовало об остроте восприятия конкретной исторической ситуации.
Почти не получившие практического воплощения при жизни, идеи великого реформатора оказали в дальнейшем большое влияние на развитие России, утвердив в общественном сознании представления о конституционном образе правления. Хорошо известно влияние идей М.М. Сперанского на декабристов –для участия в учреждаемом ими после победы Временном правительстве, которое тщательно разрабатывалось руководством Северного общества, они предполагали пригласить только М.М. Сперанского и Н.С. Мордвинова. Ирония же судьбы в том, что великий реформатор, будучи членом Верховного уголовного суда, вынужден был участвовать в вынесении приговора декабристам.
Михаил Михайлович Сперанский скончался 11 февраля 1839 года. Весть о его кончине пронеслась по всей России и достигла Европы. Солидные периодические издания поместили отклики на это печальное событие. В дневнике будущего биографа Сперанского М. Корфа на следующий день после кончины реформатора появилась запись: «Светило русской администрации угасло».
Идеи М.М. Сперанского продолжали жить и будоражить передовые умы России второй половины XIX века. Свою частичную реализацию они нашли в реформах Александра II, на много десятилетий предвосхитив судебную реформу и Манифест 17 октября 1905 года.
Конституционный проект М.М. Сперанского.
Имя Михаила Михайловича Сперанского привлекает к себе особенное внимание в те периоды российской истории, когда государство находится на пороге серьезных общественных преобразований. Не случайно, что именно в годы подготовки и проведения в стране реформ публиковались наиболее обстоятельные исследования о жизни и деятельности М.М. Сперанского и его труды1. Ему принадлежит большая заслуга в развитии русского конституционализма, правозаконности и правосознания. В отношении образа государственного правления М.М. Сперанский проявил себя сторонником конституционной монархии, устанавливаемой путем постепенного реформирования общества.
После окончания коалиционных войн и подписания Тильзитского мира Александр I в условиях внутриполитической напряженности обращается к идее умеренно-либеральных реформ. Составить общий план преобразования общественно-политического строя России было поручено Сперанскому. Так появился документ под названием «Введение к Уложению государственных законов» (1809), представленный государю. Заслуги его ближайшего советника отмечены не столько крупными теоретическими разработками, сколько попыткой осуществить конституционные идеи на практике. О характере деятельности М.М. Сперанского ярко и точно сказал известный специалист по проблеме истории либерализма в России В.В. Леонтович: «… Сперанский вообще сравнительно мало интересовался чистыми идеями, их теоретическим обоснованием и общественной проповедью. Весь интерес его направлен был на практическое осуществление тех принципов, которые он считал правильными. Поэтому он сосредоточивал все свое внимание на тех требованиях либерализма, которые представлялись ему осуществимыми при данных обстоятельствах»2.
Основываясь на своем жизненном и обширном административно-управленческом опыте, Сперанский пришел к убеждению, что политические реформы в России необходимо начать с реорганизации центральных органов управления. Он неоднократно заявлял: «Нормальное функционирование органов управления возможно только в том случае, если они несут ответственность за свои действия. И никакие частные реформы не дадут результатов, так как на данном этапе развития России необходима новая система управления. А начать надо с выработки конституции, основного уложения государства»3 .
М.М. Сперанский был убежденным конституционалистом. Во всех его политических трактатах и проектах государственных преобразований проводилась мысль о верховенстве закона над самодержавной властью. Сперанский отмечал, что в России есть только два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. «Первые называются свободными только в отношении ко вторым. Действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов»4. Конституция, считал он, способна была ограничить наиболее крайние проявления тирании, так характерные для России того времени; появились бы элементы правового государства, определенные конституционно-правовые пределы, а гарантом гражданских прав и законов уже выступала бы конституция; но установление конституционного строя, во избежание общественных потрясений, должно совершиться по инициативе императора.
Цель конституционной реформы, по мнению Сперанского, состояла во внедрении принципа разделения властей в систему власти. Он говорил и о необходимости создания парламента, собираемого из народных представителей, для законодательной деятельности.
Царь Александр I считался с мнением Сперанского и произвел попытку внедрения
принципа разделения властей в местных
органах власти.
Сперанский писал, что устройство законодательного
сословия должно быть таким, чтобы оно
не могло принимать решений без царской
воли, но, в то же время, законодателям
должна быть предоставлена полная свобода
в смысле выражения своего и народного
мнения. Судебное сословие, по мнению Сперанского, должно было быть выборным
и независимым от правительства, которому
здесь отводилась охранительная и надзорная
функции. Вся исполнительная власть отдавалась
в руки правительству, а чтобы не допустить
произвола с его стороны, законодателям,
в конституционном
проекте Сперанского, была дана возможность следить
за правильностью исполнения законов.
Согласно конституционному проекту М.М.Сперанского исполнительная власть отдавалась правительству и его министерствам, законодательная сосредотачивалась в Государственной думе, а судебная делегировалась Сенату. При этом немаловажным является то, что Сперанский отводил правительству первостепенную роль.
Главой государства по конституционному
проекту Сперанского, естественно, является император.
Он обличен всей полнотой власти. Дела
от остальных государственных органов
к императору должны поступать через совещательный
орган, названный Сперанским Государственным советом. Государственный
совет состоит из сановников, назначенных
монархом. Этот орган в целом был призван
придать упорядоченность деятельности
правительства.
Государственная дума по конституционному
проекту Сперанского не обладала правом законодательной
инициативы, однако она должна была принимать
непосредственное участие в разработке
законов, а так же контролировать соблюдение
принятых конституционных норм.
Дума представляла собой четырехступенчатую
систему выборных органов. Волостная дума,
призванная заниматься местными вопросами,
состояла по конституционному
проекту из крестьянских старшин. Окружная
дума избирается из числа представителей
волостных этими же представителями, и
занимается вопросами своего округа. Далее
следует Губернская дума, решающая законотворческие
задачи на уровне административно-территориальной
единицы. Из ее членов избираются представители
в Государственную думу, которой проект
отводит роль высшего законодательного
органа. В ее функции входит обсуждение
законопроектов и направление их в Государственный
совет и на утверждение монарху.
Судебная власть по проекту Сперанского основывалась на принципе выборности.
Однако, Сенат не являлся в чистом виде
выборным органом, хотя его члены избирались
в губернских думах, но окончательное
решение о назначении принимал монарх.
Служащие волостных, окружных и губернских
судов, согласно проекту были выборными.
Государственная дума по конституционному проекту Сперанского не обладала правом законодательной инициативы, однако она должна была принимать непосредственное участие в разработке законов, а так же контролировать соблюдение принятых конституционных норм.
Дума представляла собой четырехступенчатую систему выборных органов. Волостная дума, призванная заниматься местными вопросами, состояла по конституционному проекту из крестьянских старшин. Окружная дума избирается из числа представителей волостных этими же представителями, и занимается вопросами своего округа. Далее следует Губернская дума, решающая законотворческие задачи на уровне административно-
Судебная власть по проекту Сперанского основывалась на принципе выборности. Однако, Сенат не являлся в чистом виде выборным органом, хотя его члены избирались в губернских думах, но окончательное решение о назначении принимал монарх. Служащие волостных, окружных и губернских судов, согласно проекту были выборными.
Субъектами избирательного права, согласно конституционному проекту Сперанского, были исключительно граждане, обладающие недвижимым имуществом. Крепостные крестьяне и рабочие к выборным процессам не допускались. Таким образом, выборная система Сперанского была основана на имущественном цензе, а не на сословном, при такой системе главная политическая роль отводилась помещикам.
Органы исполнительной власти представляли собой систему министерств и подчиненных им территориальными представительствами. Административные служащие назначались верховной монаршей властью и полностью ей подчинялись. Контроль над деятельностью министерств осуществлял Правительствующий Сенат.
Император одобрил конституционный
проект Сперанского, однако в силу разных причин
реализовать удалось лишь незначительную
его часть.
1 января 1810 г. Манифестом императора
был yчpeждeн Гoсyдapcтвeнный coвет, в который
вошли 35 высших сановников по назначению
царя. Но идея привлечения выборных от
дворян и горожан даже не обсуждалась.
Государственный совет должен был объединять
и направлять по единому руслу всю правительственную
деятельность. Отныне указы царя сопровождались
формулой: «Вняв мнению Государственного
совета…» (эта формула продержалась всего
4 года). Сперанский надеялся, что в течение 1810 г.
он сумеет провести в жизнь весь свой план.
Однако сам Государственный совет, созданный
по его проекту, стал решительным противником
дальнейших преобразований. Долго обсуждавшаяся
реформа Сената так и не была осуществлена.
Реформа министерств носила технических
характер: она коснулась только их дееспособности
и делопроизводства. Что касается конституционного
проекта Сперанского в целом, то он даже не стал предметом
обсуждения.
Тем не менее, ценность проекта Сперанского сложно переоценить. Он произвел первую попытку внедрения идеи конституционализма на столь высоком государственном уровне.
Конституционный проект Н.Н. Новосильцева.
Попытка реализации конституционного проекта на территории Польши.
О неотложности конституционных преобразований заявил в 1815 г. сам Александр I. Во время Венского конгресса решался вопрос об установлении, в вошедших в состав Российской империи польских провинций, конституционной системы управления, и это было оговорено в международном акте. В ноябре 1815 г. была дарована Конституция Царства Польского — «Хартия государственных установлений». В соответствии с ней был учрежден пoльcкий пapлaмeнт — Ceйм, обладавший существенным влиянием на правительство, а так же способный накладывать вето на вносимые законопроекты.
Выступая в начале 1818 г. в Варшаве на открытии первого польского Сейма, Александр I заявил, что все, происходящее в Польше, он рассматривает как опыт введения конституции «сверху», как противовес революционному способу осуществления конституционных идей. Более того, он во всеуслышание заявил о возможности в будущем распространить конституционные порядки на всю Россию.
Обещание императора, казалось, стало приобретать реальные очертания в том же 1818 г.: началась работа над проектом российской конституции в духе принципов Польской конституции 1815 г. Правда, опасения сопротивления со стороны реакционеров были настолько велики, что работа велась в строжайшей тайне, и даже не в Петербурге, а в Варшаве. Конституция, получившая название «Уставная грамота Российской империи», создавалась под руководством крупного государственного деятеля того времени, «императорского комиссара» при польском правительстве Н.Н. Новосильцева, основанием для нее послужил конституционный проект М.М. Сперанского. Непосредственным автором конституционного проекта был состоявший при Новосильцеве французский юрист П.И. Пешар-Дешан, про которого реакционеры сплетничали, что он «набил себе руку во Франции на приготовлении и редакции подобных сочинений». В составлении проекта участвовал также чиновник, состоявший при Новосильцеве, князь Вяземский (поэт и литературный критик).
Уставная грамота — документ компилятивный5. В нем были использованы: Польская конституция 1815 г., французские конституции — Конституция VIII г. Республики, Хартия 1814 г., а также конституции германских государств — Баварии и Вюртемберга (1818-1819 гг.), политическая доктрина Н.М. Карамзина, учтены и мысли М.М. Сперанского. Отдельные статьи Грамоты воспроизводят русские законодательные акты6. Текст Грамоты включал в себя 191 статью и состоял из VI глав. Конституционный проект был пoлнocтью гoтoв, видимо, в 1820 г. и получил «высочайшее одобрение» императора.
Анализ конституционного проекта показывает, что в случае его претворения в жизнь Россия стала бы дуалистической монархией7. По степени разработанности проект превосходил не только предшествовавшие, но и последующие официальные конституционные проекты.
В случае принятия, Уставная грамота
оказалась бы одной из самых консервативных
конституций своего времени. Достаточно
сказать, что основополагающим принципом
в ней был не суверенитет народа, как во
всех европейских конституциях, а суверенитет
монаршей власти. В ст. 12 указывалось: «Гocyдaрь
ecть истoчник вceх влacтeй гpaждaнcких, пoлитичecких,
законодательных и вoeнныx». Однако, в то
же время в Грамоте провозглашалось учреждение
принципиально нового для России органа,
двухпалатного парламента – Сейма, без
участия которого император не имел возможности
издавать законы. Одна из глав конституционного
проекта посвящалась учреждению гpaждaнcкиx cвoбoд,
даруемых подданным российской империи.
Объявлялась свобода слова, вероисповеданий
(однако господствующей религией объявлялось
православие, а равноправие граждан пpeдyсмотрено
только для xpиcтиaн), paвeнcтвo вcex пepeд зaкoнoм,
неприкосновенность личнocти, свoбoдa пeчaти,
наконец, отдельная статья закрепляла
право частной собственности. Политические
свободы провозглашались в ст. 81 гл. III
«Pyчaтeльcтвa дepжaвнoй влacти»: «Бeз сyдa никто
да не нaкaжeтcя»; «… чтoбы никто бeз oбъявлeния
eмy вины и снятия с нeгo дoпpocа в тeчeниe трex
дней пo зaдepжaнии не лишался cвoбoды и не
coдeржaлcя в тюрьме». Эти нормы конституционного
проекта о политической свободе и защите личности
были почерпнуты из английской конституционной
системы.
Конституционный проект предусматривал введение новшеств в
федеративном устройстве государства.
Страна делилась на наместничества, каждое
из которых получало право избирать местный
сейм. Царские полномочия проект отводил
наместнику, который был обязан взаимодействовать
с парламентом. Правовой статус парламента
регламентировался ст. 91: «Дa бyдeт Рoccийский
нapoд отныне и навсегда иметь Народное
представительство». Для этого и учреждался
двухпалатный Сейм. Верхней палатой по
проекту являлся Сенат, нижняя формировалась
из представителей местных сеймов (последние
образуются в каждом из наместничеств,
на которые разделяется Россия). Сейм по
проекту должен был обсуждать проекты
законов, которые представляет ему император
через Государственный совет. Парламент
мог отвергнуть предложенный императором
закон. За императором, кроме всей полноты
исполнительной власти, сохранилось право
решать практически все дела в государстве.
Однако право монарха на вмешательство
в выборы депутатов парламента означало
нарушение записанного в конституционном
проекте принципа разделения властей. Государственная
Уставная грамота Российской империи
1820 г. свидетельствовала о высоком уровне
отечественной правовой мысли. Наряду
с западноевропейскими конституционно-правовыми
мыслями, она содержала разработки российских
ученых-конституционалистов. Но и этот конституционный
проект так и не был принят и осел в канцелярии
Новосильцева. Хотя в 1820 г., когда работа
Грамотой уже завершилась, был разработан
проект Высочайшего манифеста, разъясняющего
ее основные положения. В манифесте возвещалось
«любезным и верным подданным» императора
о даровании им конституции и об одновременном
упразднении за ненадобностью Конституции
1815 г. Царства Польского. Но, ни Манифест,
ни сама Грамота даже не были обнародованы.
Причин тому было множество. Главная из
них, как представляется, это неготовность
тогдашнего российского общества к конституционной
форме правления даже в виде дуалистической
монархии.
myunivercity.ru
2.1 Конституционный проект Н.Н. Новосильцева. Конституционные проекты преобразования России ХІХ в.
Похожие главы из других работ:
Административная реформа, направленная на повышение доступности государственных и муниципальных услуг
2.1 Проект «Электронное правительство»
К 2010 году был утвержден ряд нормативно-правовых документов, касающихся развития системы электронных услуг органами государственной власти РФ: · Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации…
История Российской Конституции
2.4 Проект депутатов — коммунистов
Вообще-то надо говорить о «проектах», поскольку за 1990-93 гг. депутаты-коммунисты предложили три проекта новой Конституции. Первый проект появился в газете «Советская Россия» от 24 ноября 1990 года…
Конституционные проекты 60-80 годов XIX века
1. Конституционный проект В.А. Долгорукова
Во второй половине 50-х годов XIX века вновь встал вопрос о конституционной реформе (после неудачи консттуционного проекта М. Сперанского). Множество представителей русского дворянства, интеллигенции…
Конституционные проекты 60-80 годов XIX века
2. Конституционный проект П.А. Валуева
В 1863 г. министру внутренних дел П.А. Валуеву было поручено подготовить проект «нoвoгo yчpeждeния Гocyдapcтвенного coвeтa». Он предложил включить в его состав выборных представителей от губерний. Таким образом, речь шла о том…
Конституционные проекты 60-80 годов XIX века
3. Конституционный проект К.Н. Романова
Очередной конституционный проект вышел за авторством великого князя Константина Николаевича, занимавшего на тот момент пост председателя Государственного совета. Ядро его проекта, который он предложил в апреле 1866 г. императору…
Конституционные проекты 60-80 годов XIX века
4. Конституционный проект П.А. Шувалова
Граф П.А. Шувалов, сменивший в 1866 г. на посту шефа жандармов и начальника III отделения В.А. Долгорукова, также понимал необходимость конституционных реформ…
Конституционные проекты 60-80 годов XIX века
5. Конституционный проект Д.А. Милютина
Кризис самодержавия вновь вызвал к жизни мысль о необходимости введения представительных учреждений. Мемуары и дневники ведущих сановников того времени свидетельствуют, что мысль эта была широко распространена в правительственных кругах…
Конституционные проекты 60-80 годов XIX века
6. Конституционный проект М.Т. Лорис-Меликова
Разгул терроризма вынудил правительство 12 февраля 1880 г. принять указ о создании чрезвычайного органа — Верховной распорядительной комиссии. Ее начальник, М.Т. Лорис-Меликов, занимавший пост министра внутренних дел…
Лесной план субъекта Российской Федерации
Проект освоения лесов
Проект освоения лесов в соответствии со ст.88 Лесного кодекса направлен на обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного освоения лесов и их использования в соответствии с разрешенными видами…
Муниципальное управление в сфере здравоохранения
2.1 Национальный проект «Здоровье»
Приоритетный национальный проект «Здоровье» стартовал 1 января 2006 года. Он был разработан для реализации предложений В.В. Путина по совершенствованию медицинской помощи в Российской Федерации…
Политико-правовое учение Канта
3. Проект вечного мира
Стремление человечества запретить войны восходит к глубокой древности. Идея вечного мира занимала умы мыслителей не только античности и средневековья…
Порядок вступления в наследство
Проект завещания
Составьте проект завещания: Наследодатель (завещатель) — Сидоров И.П. Наследник — Сидоров П.И. Завещанное имущество — квартира. Проект договора приложить к контрольной работе…
Порядок вступления в наследство
Проект завещания
Город Екатеринбург, Свердловская область, Российская Федерация Двадцатое августа две тысячи третьего года Я, Сидоров Игорь Петрович, 1936 года рождения (11.01), проживающий в г. Екатеринбурге, по улице Стаханова, в д. 84, кв. 157 (паспорт 65 03 038523…
Прекращение права общей долевой собственности
4. Новый проект ГК РФ
Как известно, сейчас на обсуждение представлен проект нового Гражданского кодекса РФ. Проект предусматривает качественное изменение многих норм гражданского законодательства. Это обусловлено как динамичностью гражданско-правовых отношений…
Роль Сперанского в совершенствовании системы государственного управления России
2.3 Конституционный проект М.М. Сперанского и его реализация
В российском обществе XIX века термин «конституция» ассоциировался, прежде всего, с североамериканскими и европейскими революционными движениями, что придавало ему некоторую негативную окраску. Считается…
pravo.bobrodobro.ru