Проект застройки территории – 3.2.3. Проект застройки

Содержание

Проект планировки, застройки и межевания территории: примеры и образцы

Составление и оформление документации планировки территорий – сложный процесс, позволяющий собрать максимум полезной информации о конкретном земельном участке. Проект планировки территории может понадобиться, если вы хотите начать строительство на каком-то земельном участке. Обычно для составления проекта выполняется целый комплекс работ, в который входит как планировка, так и межевание территории.

Образец плана по межеванию территории

Конечно, правильным решением будет доверить всю работу специалистам. Только они смогут качественно, правильно и быстро выполнить всю эту работу, верно оформив результаты и представив их в понятном виде.
Но все же знать об основных терминах и видах работ, которые включаются в планировку, будет полезно каждому.

Вернуться к оглавлению

Содержание материала

Немного терминологии

Чаще всего, говоря про документацию планировки территории, специалисты имеют в виду проект планировки и межевания территории. Поэтому о них стоит рассказать поподробнее.

  1. Проект планировки территории относят к градостроительной документации, разрабатываемой для разных типов территорий. Они могут являться уже застроенными или же только подлежать застройке. Главным назначением проектирования является выделение основных элементов структуры планировки. Сюда можно отнести объекты как местного, так и регионального и даже федерального значения.
  2. Проект по межеванию территорий представляет собой особый вид градостроительной документации, которая разрабатывается для разных типов территорий. Сам земельный участок, где проходит межевание, может быть застроенным или не иметь застройки. Основная цель – точное установление границ земельных участков.

Когда работа специалистов завершена, вы получаете комплексное состояние транспортной инфраструктуры, экологического состояния земельного участка, социально-экономический потенциал определенной территории.

Вернуться к оглавлению

Зачем нужна документация планировки территорий

Многие люди, впервые сталкивающиеся со столь сложной задачей, зачастую не понимают, с какой целью проводится документация планировки территорий.

Виды документации для планировки территорий

Однако это очень важный этап для обеспечения стабильного развития определенных земельных участков в соответствии с разработанными документами по градостроительному проектированию. Это достигается путем:

  • детализации и уточнения планировочных структур, расположенных на отдельных территориях;
  • организации дорог и улиц;
  • установления границ территорий, где будут расположены здания коммунально-бытового и социально-культурного назначения, и другие объекты строительства.

Сбор всех необходимых данных и правильное выполнение расчетов – крайне сложная работа. Часть данных собирается непосредственно на местности, для конкретного объекта, что существенно усложняет задачу, поставленную перед специалистами.

Сбор данных о ландшафте местностиВернуться к оглавлению

Как составляется проект

Основная цель, с которой составляется проект планировки территории, это подтверждение правильности всех решений (архитектурных и планировочных), которые будут применяться при возведении жилых и промышленных зданий, созданию инженерной и транспортной инфраструктуры.

В ходе составления специалисты также определяют наиболее важные и актуальные технико-экономические показатели, которые будут использоваться в дальнейшем.

Чтобы вся работа была выполнена не только быстро, но и максимально правильно, специалисты проделывают целый комплекс сложнейших работ:

  1. Анализ настоящего состояния территории. В него включена оценка градостроительной ситуации, имеющихся инженерно-транспортных инфраструктур, а также экологического состояния территории, на которых ведется работа.
  2. Определение оптимальных архитектурных и планировочных решений при учете специфики работы в данной местности.
  3. Разработка проектного предложения, которое состоит из нескольких мероприятий по обустройству земельных участков.
  4. Решение комплекса вопросов инженерного обеспечения, экологического регулирования, а также обслуживания территории соответствующим транспортом.

Лишь после сбора всех необходимых данных и проведения тщательного анализа можно переходить к следующим этапам строительства.

Здесь вы можете скачать образец проекта планировки территории для размещения крестьянского хозяйства.

Вернуться к оглавлению

Как проходит межевание земли

Межевание территории является очень важной операцией. Без этого невозможно проводить большинство операций с земельными участками. Любые проведенные вами операции с землей, считающейся вашей, могут считаться незаконными. Более того, не имея проект, создаваемый на основании межевания территории, вы не можете пользоваться или иным способом распоряжаться земельным участком.

Строительство, наследование, дарение, покупка, продажа, разделение, объединение – ни один из этих процессов не проходит без межевания, проведение которого должно полностью соответствовать действующему законодательству РФ. Выполнять какие-либо землеустроительные работы также нельзя.

Если вам нужно получить проект по межеванию территорий, разработка его может быть доверена лицензированным физическим или юридическим лицам, предоставляющим комплекс услуг картографического или геодезического характера. Кроме того, эта работа может быть проведена специалистами из проектно-изыскательных отделений Роснедвижимости.

Существующие функции Роснедвижимости

Вся работа разделена на несколько шагов:

  1. Подготовка. На этом этапе собираются и анализируются вся имеющиеся данные, так или иначе связанные с земельным участком, подлежащим межеванию.
  2. Разработка технического проекта. Особым требованием, предъявляемым к проекту, является полное соответствие заданию лица, заказывающего межевание.
  3. Уведомление всех физических и юридических лиц, права которых могут пострадать в результате проведения процедуры межевания. Им сообщается о любых типах работ, проводимых с определенным участком земли.
  4. Сбор данных на местности, а также разработка плана объекта.
  5. Установление расположения межевых знаков, вычисление точной площади участка земли, подвергающегося межеванию.
  6. Составление документов. Разработанная документация должна включать в себя план и границы участка, подвергнувшегося размежеванию, определенные в ходе работ.
  7. Подтверждение землеустроительного дела, связанного с определенным участком, в местных органах Роснедвижимости. После этого одна копия дела может быть передана в Государственный Фонд данных, а вторая — заказчику.
  8. Описание размежеванного участка, используемое при государственном кадастровом учете земель, подвергшихся межеванию.

Как видите, межевание земли представляет собой крайне сложную и кропотливую операцию, в ходе которой учитывается большое количество нюансов.

Однако невозможно выполнять территориальное планирование, а также проводить любые строительные работы без неё.

Вернуться к оглавлению

Застройка территорий

Застройка территорий может вестись лишь после окончательного сбора всех необходимых данных, в перечень которых обязательно входит и земельное межевание. Во многом состав пакета документов зависит от того, какой именно объект планируется возводить на конкретном земельном участке.

пример плана объекта для возведения на садовом участке

От этого же зависит ряд требований, предъявляемых к строительству. Например, если вас интересует застройка территории садоводческих объединений, то его регулирует СНиП 30-02-97. В нем подробно перечислены все требования, которым должно отвечать не только строительный процесс, но и полученный в результате объект.

Обычное малоэтажное жилищное строительство (высота дома не должна превышать 3 этажа плюс мансарда, но не более 12 метров в целом) регулируется СНиПом 30-102-99.

В целом же все данные, которыми описывается планировка и застройка территорий, перечисляются в СНиПе 30-02-97. В нем содержатся как общие положения по строительству, так и требования к каждому конкретному объекту строительства: жилому, промышленному, административному и прочим.

Опытные специалисты, имеющие большой стаж работы в строительных компаниях, легко смогут в простой и доступной форме пояснить вам содержание всех перечисленных выше СНиПов, разработать проект, который с одной стороны в полной мере устроит вас, а с другой – будет соответствовать всем требованиям. Конечно, благодаря этому на утверждение проекта в соответствующих органах уйдет минимум времени и усилий.

proekt-sam.ru

Проект планировки территорий: проект межевания территорий

Приветствую, друзья! Сегодняшнюю статью для вас написал не я. Написала ее моя коллега, большой специалист в области градостроительной деятельности и архитектуры. Думаю, что она появится на блоге и ответит на ваши вопросы в комментариях. 

 

Друзья, на блоге и дальше будут появляться ее статьи и статьи других специалистов. Так как я не могу раскрыть все тонкости градостроительной деятельности один, то постараюсь привлечь для этого на блог специалистов из разных направлений.

 

Так вот, представляю вам статью та тему: «Проект планировки территории и проект межевания территории»:

 

«Как правильно использовать такой важнейший ресурс как территория? Как обеспечить ее развитие в случае размещения на ней различных объектов? Эти и другие вопросы позволяет решить планировка территорий.

 

 

Основные положения о планировке территории приведены в главе 5 ГрК РФ.

 

Документация по планировке территории подразделяется на проекты планировки территории (далее – ППТ), проекты межевания территорий (далее – ПМТ) и градостроительных планов земельных участков (далее – ГПЗУ).

Содержание статьи

Проект планировки территории

 

Состав ППТ приводится в статье 42 ГрК РФ:

Подробно на содержании чертежей, схем и пояснительных записок останавливаться не буду, отмечу, что проект планировки территории состоит из основной утверждаемой части и материалов по ее обоснованию.

 

С примерами проектов планировки территории, подготовленных по инициативе муниципальных образований Чувашской Республики, Вы можете ознакомиться на сайте Минстроя Чувашии и на сайтах муниципальных образований.

Проект межевания территории

 

Состав ПМТ приводится в статье 43 ГрК РФ:

Для увеличения нажмите на картинку

 

ПМТ разрабатывается на основе ППТ и может быть выполнен как в его составе, так и отдельно от него.

Градостроительный план земельного участка

 

ГПЗУ может разрабатываться в составе ПМТ, но чаще всего готовится в виде отдельного документа, о котором пойдет речь в следующей статье.

 

Кто готовит документацию по планировке территории?

 

Согласно части 8 статьи 45 ГрК РФ подготовка ППТ и ПМТ может осуществляться непосредственно органами исполнительной власти или органами местного самоуправления либо иными лицами, которые могут быть привлечены ими на основании государственного или муниципального контракта:

Исключения прописаны в части 8.1, ими являются случаи, когда имеется договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории:

Подготовка документации по планировке территории может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.

 

Особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления, изложены в статье 46 ГрК РФ.

Отмечу немаловажный факт – по таким проектам планировки и межевания территорий до их утверждения обязательно проводятся публичные слушания.

Исключение составляют случаи, приведенные в части 5.1 статьи 46 ГрК РФ:

Процедура подготовки проектов планировки и проектов межевания территорий длительная и трудоемкая, ведь необходимо, чтобы документация была выполнена на основании документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также, чтобы обязательно соблюдались требования технических и градостроительных регламентов, нормативов градостроительного проектирования.»

 

Друзья, если вам понравилась статья, то отпишитесь об этом в комментариях, а также на забывайте делиться ею в социальных сетях!

 

Скачать бесплатно:

P.p.s. Друзья, хочу Вам также порекомендовать «Генератор исполнительной документации — Генератор-ИД» от сайта ispolnitelnaya.com. Программа настолько простая и действенная, что сэкономит кучу времени. Всем советую ознакомиться!!! 

stroykalife.ru

Проект планировки территории земельного участка

Москва +7 (495) 150-95-16 Санкт-Петербург +7 (812) 317-18-50 Регионы (бесплатно) +7 (800) 222-64-41 Задайте вопрос юристу

toggle menu

pravonedv.ru

планирование, разработка, подготовка и утверждение

Планирование территории – важнейшая составляющая градостроительной деятельности. На основе готовых проектов инженеры, архитекторы и строители выполняют межевание земельных участков, устанавливают границы и определяют зоны, в рамках которых будут сооружаться объекты того или иного типа. Правильно составленная документация в итоге позволяет рационально использовать региональные ресурсы. В частности, проекты планировки территории формируются с учетом экологических, экономических и климатических условий конкретной местности, что дает возможность обеспечения оптимальной организации жизнедеятельности населенного пункта.

Цели создания проекта

Главной задачей планирования территориальных объектов является обеспечение стабильного развития региона в соответствии с градостроительными нормами. В первую очередь специалисты определяют, в каких границах будет закреплена целевая территория. Это необходимое условие для последующей детализации и уточнения планировочной структуры на конкретной местности. На следующем этапе выполняется более точное распределение участков и зон уже в рамках намеченной территории. В частности, определяются сегменты для застройки, участки преобразования, линии прохождения транспортных коммуникаций и т.д. Затрагивают проекты планировки территории и жилищно-бытовой комплекс. Определяются наиболее выгодные места размещения коммунальных хозяйств и объектов социально-культурного значения. Без специального планирования жилых зданий, промышленных строений, инженерных сооружений и дорожных развязок с коммунальной инфраструктурой невозможно реализовывать задачи градостроительного плана, принципы которого базируются на обеспечении комфортной и безопасной жизни граждан.

Планирование территории

Существует несколько этапов планирования, которые могут исключаться или меняться местами по очередности в зависимости от характеристик территории. На первом этапе выполняется стратегический анализ, целью которого является исследование основных тенденций потенциального развития местности. Определяются направления и критерии оценки будущего развития. На следующем этапе производится кластерный анализ, выделяющий отдельные зоны в зависимости от их экономических данных. Например, проект планировки и межевания территории может представлять собой план с несколькими участками, разграниченными по функциональным признакам. Это могут быть промышленные, сельскохозяйственные, инфраструктурные и жилые зоны, для которых будут рассчитываться разные принципы развития. Также планирование не обходится без анализа конкурентных, экономических и отраслевых преимуществ конкретной территории. Под них рассчитываются и конфигурации размещения линейных объектов, и схемы распределения коммуникационных сетей.

Виды документации по планировке

Существует два основных документа, которые разрабатываются в ходе планирования территорий. Это непосредственно проект планировки и схема межевания. В первом случае упор делается на установление границ и в некоторых случаях на определение мест капитальной застройки. Например, проект планировки территории с линейным объектом может включать отдельные разделы с указанием требований к его строительству и реконструкции. Но в принципе подобные данные могут использоваться в документации только при условии, что ни линейный объект, ни земля, на которой он расположен, не являются муниципальной или государственной собственностью. Что касается документации по межеванию, то в нее входит соответствующий проект со схемами и чертежами выделения участков, данные о площади образуемых земель и т.д.

Подготовка проектной документации

Целевым объектом планирования может выступать выделяемая градостроительным проектом территория или один из элементов территориальной структуры. При подготовке документов учитываются его характеристики, план межевания, зональное разграничение и установленные правила землепользования. Особое место на этом этапе работ будет занимать геодезический материал. На его основе выполняется подготовка проекта планировки территории с графической частью. К примеру, могут использоваться топографические планы, цифровые карты и планы, допущенные к применению уполномоченными органами надзора.

Материалы по обоснованию проекта

В данный пакет документов входят следующие материалы:

  • Территориальная карта планировочной структуры с отображением границ города или поселения.
  • Результаты геодезических изысканий с указанием методов разработки.
  • Документы с обоснованием зонирования и размещения объектов капитальной застройки.
  • Схемы размещения объектов культурного наследия, улично-дорожных сетей и т.д.

Важно отметить, что проекты планировки территории не обходятся и без сегментации строительных объектов по текущему техническому состоянию. Выделяются те же линейные объекты, здания, подлежащие сносу и реконструкции, площадки незавершенного строительства. Указываются в обосновании и мероприятия по защите территорий от пожара и других чрезвычайных ситуаций.

Разработка проекта планировки территории

Базовая часть документа включает чертежи с указанием красных линий. Таким образом выделяются федеральные границы территории, занятой линейными объектами. Также подчеркиваются на чертежах планируемые и существующие элементы градостроительной структуры и зоны строительства капитальных объектов. Отдельно к проектировочному решению прилагаются материалы с параметрами развития территории. В этой части указывается плотность застройки, ее характеристики, регламентные пределы и технические данные о планируемых объектах. Типы построек могут быть разными – жилыми, общественно-деловыми, производственными, культурными и т.д. Но независимо от направления развития все проекты планировки территории должны разрабатываться с учетом характеристик транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры. Как правило, данные кластеры планируются в соответствии с комплексной градостроительной программой.

Согласование и утверждение проекта

Подготовленные проектные документы проверяются уполномоченными органами, которые на основании соответствия предоставленных материалов нормативам принимают решение об утверждении или об отказе в принятии пакета. Во втором случае проект отправляется на доработку. В частности, согласование документов и их проверку могут производить органы местного самоуправления и отраслевая комиссия. Но в обоих случаях утверждение проекта планировки территории осуществляется только после публичных слушаний. Комплексные документы с планами межевания и планировочными решениями утверждает глава местной администрации.

Заключение

В отличие от градостроительных концепций развития регионов и муниципальных территорий, местный план планировки является точечным и практическим средством достижения поставленных стратегических задач. Но и в этом случае невозможно рассматривать целевую область как автономную и замкнутую. Даже после разграничения проекты планировки территории не исключаются из общего плана развития регионов. Специалисты разрабатывают ту же транспортную и промышленную инфраструктуру с расчетом на оптимальное взаимодействие хозяйственных объектов с соседними регионами. В то же время имеют место и локальные задачи, обусловленные исключительно внутренними экономическими, экологическими, социальными и другими характеристиками.

fb.ru

«Проект планировки и застройки сельского населенного пункта».

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

Высшего профессионального образования

«Пермская государственная сельскохозяйственная академия

имени академика Д.Н. Прянишникова»

Факультет заочного обучения

Кафедра «земельного кадастра»

Пояснительная записка к курсовому проекту

Вариант .

Выполнил: студентка 5-го курса

специальности «Городской кадастр»

Шифр Гк – 09 — 04

Неверова К.В.

Проверил: преподаватель

Шестакова О.А.

Пермь 2013г.

Содержание.

Задание на проектирование.

Введение.

Глава 1. Общие сведения о территории местного самоуправления.

    1. Местоположение. Социально-экономическая и территориальная характеристика

    2. Природно-климатические условия. Природные ресурсы. Анализ использования земельного фонда.

    3. Градообразующие факторы. Производство и перспективы его развития.

Глава 2. Предварительные расчеты к проекту. Расчет потребности в территориях.

2.1 Определение проектной численности населения

2.2 Расчет количества семей на перспективу

2.3 Расчет величины и структуры жилищного фонда. Расчет количества жилых домов и расчет селитебной территории

2.4 Определение потребности и состава учреждений и предприятий общественного обслуживания. Расчет их вместимости и размеров земельных участков

2.5 Расчет ландшафтно-рекриационной территории

2.6 Расчет производных территорий

2.7 Расчет потребной территории населенного пункта

Глава 3. Общая схема планировки. Планировочная структура населенного пункта.

3.1 Анализ исходных характеристик территории. Выбор территории под застройку

3.2 Функциональное зонирование территории населенного пункта

3.3 Формирование общественных центров

3.4 Схема уличной сети

3.5 Размещение зданий, учреждений общественного обслуживания

Глава 4. Планировка и застройка жилой зоны.

4.1 Система уличной сети. Планировочная структура населенного пункта

4.2 Застройка жилыми домами

4.2.1 Застройка индивидуальными и блокированными жилыми домами

4.2.2 Застройка секционными домами

Глава 5 . Расположение производственной зоны относительно жилой застройки.

Глава 6. Инженерное оборудование и благоустройство населенного пункта.

6.1 Инженерное оборудование. Состав и размещение производственных и инженерно-коммунальных объектов

Глава 7. Технико-экономическое обоснование проекта.

7.1 Основные технико-экономические показатели

Заключение.

Список нормативно-технической документации и литературы.

Введение.

Населенный пункт или поселение – это первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного места, которое используется для длительного проживания. Все поселения делятся на два типа: городские и сельские.

К сельским населенным пунктам относятся поселения, не имеющие статуса городских. Основной отличительной особенностью сельских населенных пунктов является занятость подавляющего большинства трудоспособного населения в сельскохозяйственном производстве. Другие особенности: небольшие размеры таких поселений по численности населения; преимущественно малоэтажная застройка одноквартирными домами усадебного типа; широкие возможности для ведения личного подсобного хозяйства в целях удовлетворения потребностей семьи.

Сельские населенные пункты не только находятся в окружении земель сельскохозяйственного назначения, но и являются сами частью сельскохозяйственного производства. Это диктует необходимость определенной организации их территории и размещения на ней жилых, культурно-бытовых, производственных и других зданий и сооружений, таким образом, чтобы обеспечивалась рациональная технология сельскохозяйственного производства не зависимо от форм собственности и хозяйствования. Осуществляется такая организация территории в процессе реализа­ции проектных предложений, разработанных в проекте планировки и застройки территорий местного самоуправления (как минимальной административно-территориальной единицы в сельской местности) или конкретного населенного пункта.

Проект планировки (генеральный план) территории местного самоуправления является новым видом проектно-планировочной документации, введенным в целях повышения социальной и экономической эффективности градостроительного проектирования на селе. При этом под территорией местного самоуправления понимается вся территория, которая по сложившимся границам относится к поселениям, входящим в состав местного самоуправления.

Сельские населенные пункты необходимо проектировать на основе градостроительных прогнозов и программ, генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации; схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных географических регионов и национально-государственных образований; схем и проектов районной планировки административно-территориальных образований; территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования зон интенсивного хозяйственного освоения и уникального природного значения, включающих мероприятия по предотвращению и защите от опасных природных и техногенных процессов. При планировке и застройке городских и сельских поселений необходимо руководствоваться законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

Сельские населенные пункты следует проектировать как элементы системы расселения Российской Федерации и входящих в нее республик, краев, областей, округов, административных районов и сельских административно-территориальных образований, а также межобластных, межрайонных и межхозяйственных систем расселения. При этом следует учитывать формирование единых для систем расселения социальной, производственной, инженерно-транспортной и других инфраструктур, а также развиваемые на перспективу трудовые, культурно-бытовые и рекреационные связи в пределах зоны влияния поселения-центра или подцентра системы расселения. Размеры зон влияния следует принимать: для городов — центров административно-территориальных образований на основе данных схем расселения, схем и проектов районной планировки с учетом существующих административных границ республик, краев, областей, административных районов; сельских поселений — центров административных районов и сельских административно-территориальных образований — в границах административных районов и сельских административно-территориальных образований. В проектах планировки и застройки сельских населенных пунктов необходимо предусматривать рациональную очередность их развития. При этом необходимо определять перспективы развития поселений за пределами расчетного срока, включая принципиальные решения по территориальному развитию, функциональному зонированию, планировочной структуре, инженерно-транспортной инфраструктуре, рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Как правило, расчетный срок должен быть до 20 лет, градостроительный прогноз может охватывать 30-40 лет.

studfiles.net

«Проект планировки и застройки сельского населенного пункта».

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

Высшего профессионального образования

«Пермская государственная сельскохозяйственная академия

имени академика Д.Н. Прянишникова»

Факультет заочного обучения

Кафедра «земельного кадастра»

Пояснительная записка к курсовому проекту

Вариант 9.

Выполнил: студентка 5-го курса

специальности «Городской кадастр»

Шифр Гк – 09 — 64

Беспалова А.С.

Проверил: преподаватель

Шестакова О.А.

Пермь 2013г.

Содержание.

Задание на проектирование.

Введение.

Глава 1. Общие сведения о территории местного самоуправления.

    1. Местоположение. Социально-экономическая и территориальная характеристика

    2. Природно-климатические условия. Природные ресурсы. Анализ использования земельного фонда.

    3. Градообразующие факторы. Производство и перспективы его развития.

Глава 2. Предварительные расчеты к проекту. Расчет потребности в территориях.

2.1 Определение проектной численности населения

2.2 Расчет количества семей на перспективу

2.3 Расчет величины и структуры жилищного фонда. Расчет количества жилых домов и расчет селитебной территории

2.4 Определение потребности и состава учреждений и предприятий общественного обслуживания. Расчет их вместимости и размеров земельных участков

2.5 Расчет ландшафтно-рекриационной территории

2.6 Расчет производных территорий

2.7 Расчет потребной территории населенного пункта

Глава 3. Общая схема планировки. Планировочная структура населенного пункта.

3.1 Анализ исходных характеристик территории. Выбор территории под застройку

3.2 Функциональное зонирование территории населенного пункта

3.3 Формирование общественных центров

3.4 Схема уличной сети

3.5 Размещение зданий, учреждений общественного обслуживания

Глава 4. Планировка и застройка жилой зоны.

4.1 Система уличной сети. Планировочная структура населенного пункта

4.2 Застройка жилыми домами

4.2.1 Застройка индивидуальными и блокированными жилыми домами

4.2.2 Застройка секционными домами

Глава 5 . Расположение производственной зоны относительно жилой застройки.

Глава 6. Инженерное оборудование и благоустройство населенного пункта.

6.1 Инженерное оборудование. Состав и размещение производственных и инженерно-коммунальных объектов

Глава 7. Технико-экономическое обоснование проекта.

7.1 Основные технико-экономические показатели

Заключение.

Список нормативно-технической документации и литературы.

Введение.

Населенный пункт или поселение – это первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного места, которое используется для длительного проживания. Все поселения делятся на два типа: городские и сельские.

К сельским населенным пунктам относятся поселения, не имеющие статуса городских. Основной отличительной особенностью сельских населенных пунктов является занятость подавляющего большинства трудоспособного населения в сельскохозяйственном производстве. Другие особенности: небольшие размеры таких поселений по численности населения; преимущественно малоэтажная застройка одноквартирными домами усадебного типа; широкие возможности для ведения личного подсобного хозяйства в целях удовлетворения потребностей семьи.

Сельские населенные пункты не только находятся в окружении земель сельскохозяйственного назначения, но и являются сами частью сельскохозяйственного производства. Это диктует необходимость определенной организации их территории и размещения на ней жилых, культурно-бытовых, производственных и других зданий и сооружений, таким образом, чтобы обеспечивалась рациональная технология сельскохозяйственного производства не зависимо от форм собственности и хозяйствования. Осуществляется такая организация территории в процессе реализа­ции проектных предложений, разработанных в проекте планировки и застройки территорий местного самоуправления (как минимальной административно-территориальной единицы в сельской местности) или конкретного населенного пункта.

Проект планировки (генеральный план) территории местного самоуправления является новым видом проектно-планировочной документации, введенным в целях повышения социальной и экономической эффективности градостроительного проектирования на селе. При этом под территорией местного самоуправления понимается вся территория, которая по сложившимся границам относится к поселениям, входящим в состав местного самоуправления.

Сельские населенные пункты необходимо проектировать на основе градостроительных прогнозов и программ, генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации; схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных географических регионов и национально-государственных образований; схем и проектов районной планировки административно-территориальных образований; территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования зон интенсивного хозяйственного освоения и уникального природного значения, включающих мероприятия по предотвращению и защите от опасных природных и техногенных процессов. При планировке и застройке городских и сельских поселений необходимо руководствоваться законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

Сельские населенные пункты следует проектировать как элементы системы расселения Российской Федерации и входящих в нее республик, краев, областей, округов, административных районов и сельских административно-территориальных образований, а также межобластных, межрайонных и межхозяйственных систем расселения. При этом следует учитывать формирование единых для систем расселения социальной, производственной, инженерно-транспортной и других инфраструктур, а также развиваемые на перспективу трудовые, культурно-бытовые и рекреационные связи в пределах зоны влияния поселения-центра или подцентра системы расселения. Размеры зон влияния следует принимать: для городов — центров административно-территориальных образований на основе данных схем расселения, схем и проектов районной планировки с учетом существующих административных границ республик, краев, областей, административных районов; сельских поселений — центров административных районов и сельских административно-территориальных образований — в границах административных районов и сельских административно-территориальных образований. В проектах планировки и застройки сельских населенных пунктов необходимо предусматривать рациональную очередность их развития. При этом необходимо определять перспективы развития поселений за пределами расчетного срока, включая принципиальные решения по территориальному развитию, функциональному зонированию, планировочной структуре, инженерно-транспортной инфраструктуре, рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Как правило, расчетный срок должен быть до 20 лет, градостроительный прогноз может охватывать 30-40 лет.

studfiles.net

Планировка и застройка городских и сельских поселений – СНИПы градостроительства

При застройке территорий необходимо решить значительный комплекс разнообразных проблем. Всякое решение является результатом компромисса и никогда не бывает идеальным. Достижение компромисса требует понимания сторонами всех сложностей проблем и границ допустимого.

Подробная схема генерального плана застройки нового поселка

Вернуться к оглавлению

Содержание материала

Законодательные основы

Поэтому организация зон застройки регламентируется законодательством. На его основе происходит общение представителей застройщика с государственными и муниципальными органами власти. Базовым документом для планирования поселения служит СНиП 2.07.01-89*.

Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. В нем детально даны основные требования, по которым может осуществляться планировка.

Помимо этого документа, требуется учитывать нормы «Градостроительного кодекса Российской Федерации» № 73-ФЗ от 07.05.98 г. В случае, если планируемое поселение является садово-огородным товариществом, то на него распространяются требования Федерального закона Российской Федерации «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» № 66-ФЗ от 15.04.98 г.

Необходимо учитывать нормы и требования региональных органов власти, издающих собственные регулирующие документы в рамках своих полномочий. Вернуться к оглавлению

Границы поселка

Застройка территории является комплексным процессом. Расположение пятна застройки, места будущего поселка, тесно увязывается с существующей инфраструктурой. Учитываются перспективные планы развития всего региона, влияющие на границы поселения. Например, развитие дорожной сети, запланированное на отдаленное будущее, должно быть учтено при определении границ застройки.

Возможно, что вместо двухполосной дороги с перекрестками, будет построено четырехполосное шоссе с развязками в разных уровнях и въездными эстакадами. Такое сооружение занимает гораздо большую площадь, чем существующая дорога. Оно может оказать влияние на рельеф, потребовав устройства насыпей или выемок. Работы неизбежно скажутся на всех примыкающих территориях.

План устройства дорожной сети в поселке

Важно учесть это влияние заблаговременно, сформировав границы таким образом, чтобы будущие изменения не затронули жильцов и не привели к необходимости отчуждать территории или строения.

Помимо дорог, влияние могут оказывать перспективные планы по развитию городских электрических сетей и генерирующих мощностей, устройству полигонов бытовых отходов или очистных сооружений.

Информация о перспективных изменениях находится в распоряжении местных органов власти, в тесном взаимодействии с которыми предстоит решать эти вопросы. Если границы поселения уже определены генеральным планом развития территории и предоставлены застройщику, то следует строго руководствоваться конфигурацией и ситуационным планом земельного участка.

Вернуться к оглавлению

Топографический план

Определив границы выделенного участка на плане, следует выполнить топографические изыскания. Без этой информации дальнейшее проектирование невозможно.

Пример проектирования поселка с учетом топографии

Топографические данные позволят точно понять общую характеристику рельефа, локализовать его отдельные элементы. На участке могут быть озеро, река, ручьи, овраги, существующие зоны отчуждения, дороги, заболоченные территории и прочее. Это скажется на разработке детального плана и должно быть учтено. Топографический план даст не только геометрическое расположение объектов в плоскости, но и высотные отметки.

От положения элементов рельефа будет зависеть конфигурация дорог, инженерных сетей, направление стоков ливневых вод и размещение строений на участках. Знание границ водоемов позволит точнее определить санитарные зоны и организовать пользование прибрежными территориями. Информация о существующих инженерных коммуникациях даст возможность точно спроектировать поселковые сети, с учетом планово-высотного положения уже имеющихся.

Так выглядит топографический план территории поселения

Топографический план является основой и важнейшим документом для дальнейшего детального проектирования не только городских территорий, но и сельских поселений. Попытки обойтись без него неизбежно приведут к проблемам в дальнейшем и дополнительным затратам, несоизмеримым со стоимостью этой работы.

Вернуться к оглавлению

Учет рельефа

Имея границы застраиваемой территории и результаты топографических изысканий, можно приступать к решению конкретных вопросов, связанных с проектированием на застраиваемой территории. Все элементы проекта требуется увязать с существующим рельефом. При необходимости внесения изменений в ландшафт используется специальная программа планировки участка , следует определиться с этим до начала проектирования компонентов застройки.

Может оказаться, что требуется засыпка оврага или осушение болота, выравнивание русла ручья или другие работы, связанные с перемещением значительных масс грунта, изменением существующей ситуации или проведением мелиоративных работ.

Нужно в общих чертах выяснить возможности для строительства сельских улиц или городских дорог. Неприятная ситуация может возникнуть, например, когда улица окажется в ложбине и для организации водоотвода с поверхности дороги потребуются значительные затраты.

Иногда это сделать невозможно в принципе. Поэтому следует сразу понять, в каких местах дорога может находиться, а какие следует избегать. То же самое относится и к планированию дачных земельных участков. Если он попадает в низину, из которой нет выхода воде, то участок будет подтапливаться поверхностными водами. Нужно предусмотреть организацию водоотвода или предназначить неудобное место для чего-либо иного.

Вернуться к оглавлению

Влияние водоемов

На конфигурацию инфраструктуры, дорожной сети и участков для застройки может повлиять наличие в зоне проектирования открытых водоемов.

3D проект жилого поселка с открытым водоемом

Оценка начинается с анализа топографической информации, дающей понимание характеристики береговой линии и высотных отметок. Извилистый ручей может создавать проблемы с примыканием сельских участков к прямолинейной дороге, образуя неприемлемую конфигурацию. В этом случае нужно изменить направление дороги с учетом рельефа и других факторов, чтобы участок был пригоден для застройки.

Кроме топографических данных, могут оказаться востребованными гидрологические и геологические. За гидрологическим режимом водоема ведутся наблюдения на протяжении многих лет. На основании такой информации возможно учесть риски подтопления, заболачивания и тому подобное. Учет этих факторов позволит избежать ситуации, при которой частный застройщик окажется на залитом половодьем участке.

Визуализация поселка расположенного возле речки

Помимо природных обстоятельств, необходимо соблюдать границы санитарных и защитных зон, относящихся к водоемам и водозаборам. Они зависят от типа и размера водоема. Информацию об этом нужно запрашивать в природоохранном ведомстве и руководствоваться:

  • СанПиН 2.1.4.027-95. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения;
  • СанПиН № 4630-88. Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения.
Вернуться к оглавлению

Прочие территории

Помимо водоемов, на планировку застройки может оказывать близость заповедников и иных охраняемых территорий.

План коттеджного поселка расположенного на берегу озера в заповедной зоне

В их защитных зонах могут ограничиваться определённые виды деятельности и строительство сооружений. Возможно, рядом с участком строительства находятся другие объекты, имеющие защитные зоны. Например кладбища, места захоронения бытовых и промышленных отходов и так далее. Ограничения могут касаться устройства водозаборов, артезианских скважин или организации локальных сельских очистных сооружений.

  • СанПиН 1.6.574-96. Гигиенические требования к охране атмосферного воздуха населенных мест;
  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.567-96. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов.
Вернуться к оглавлению

Принципы планировки

Планировка городских территорий отличается наличием многоквартирных и многоэтажных зданий, развитой сетью торговых, социальных и культурных учреждений. Инженерные коммуникации должны обладать большей мощностью и пропускной способностью, чем их аналоги в сельских поселках. Малоэтажная индивидуальная застройка проектов таунхаусов определяется размерами, конфигурацией и планировкой приусадебных участков.

Красные линии

В начале детального проектирования застройки определяются и наносятся на план красные линии. Этот термин означает границу регулирования застройки. Красная линия отделяет здание или участок от пространства общего пользования. В городских условиях при многоэтажной застройке красная линия может определять границу фасада здания. Если застраивается поселок с индивидуальными участками, то красная линия может обозначать границу участка.

Смысл красной линии в том, что пространство, находящееся внутри контура, является общественным. Например, внутри контура красных линий находится дорога, тротуар, линия водопровода, канализации и осветительные столбы. Застройщик не имеет права пересекать эту линию, используя территорию в личных целях.

Красные линии являются границей сельских участков, за которыми разрешены строительство зданий, установка заборов и прочая хозяйственная деятельность. В некоторых случаях здания при усадебной застройке разрешается строить вдоль красной линии. Эта возможность предусмотрена для регионов с соответствующими традициями.

Дорожная сеть

Дорожная сеть включает в себя проезжую часть и элементы инфраструктуры. В проекте определяется материал покрытия для дорог с учетом предполагаемой интенсивности движения. Дороги и проезды должны обеспечивать свободный доступ ко всем требуемым точкам.

Подробный план проездов и дорог будущего поселка

Продольный уклон дорог определяется рельефом, но не должен превышать максимальных значений, обусловленных безопасностью движения и регламентируемых в соответствующих документах.

Должен быть предусмотрен отвод поверхностных вод с дорожного покрытия и другие необходимые мероприятия. При достаточном поперечном уклоне вода может удаляться и по самому дорожному полотну, что допустимо для сельских улиц. Но при необходимости устраиваются водоотводящие канавы или ливневая канализация.

Вдоль дорог, в соответствии с шириной красных линий, планируются строительство тротуаров, канав, прокладка коммуникаций.

Проезды, заканчивающиеся тупиками, не следует делать свыше ста пятидесяти метров, нужно зарезервировать место строительства площадки для разворота.

Электроснабжение

Проектируя поселок, необходимо предусмотреть размещение магистральных линий электроснабжения.

Подробный план электросети поселка

Важно, чтобы падение напряжения на конечных участках не превышало допустимых значений. Магистральные сети проектируются в направлении наибольшего числа потребителей электроэнергии.

Они должны прокладываться по кратчайшему возможному расстоянию до них. Магистральные линии электроснабжения имеют собственную защитную полосу, которая оказывает влияние на расположение остальных коммуникаций, находящихся вдоль них. Это может вызвать корректировку расстояний между красными линиями, для обеспечения требуемого зазора. Если вдоль улицы устанавливаются опоры освещения, то нужно убедиться в соблюдении нормативных расстояний.

Водоснабжение

При проектировании водоснабжения поселка требуется оценить существующие возможности. В сельских условиях водозабор может быть организован при помощи артезианских скважин.

В этом случае нужно предусмотреть места для их устройства, выполнив предварительно гидрогеологические изыскания. Для самотечной подачи воды потребителям необходима водонапорная башня, установленная максимально высоко, чтобы обслуживать наибольшее количество точек разбора воды.

Если это решение невозможно, то надо зарезервировать площадь под насосную станцию или гидрофор. Все водозаборные сооружения имеют защитную зону, которую необходимо учесть при проектировании. В городских коммуникациях обычно осуществляют питание от крупного источника воды, поэтому необходимо выяснить его дебет и установить возможность подключения.

  • СанПиН 2.1.4.027-95. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения;
  • СанПиН 2.1.4.544-96. Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников;
  • СанПиН 2.1.4.559-96. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества;
  • СНиП 3.05.04-85*. Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации;
  • СНиП 2.04.03-85. Канализация. Наружные сети и сооружения.

Канализация

Канализационная система очень требовательна к рельефу. Самотечная канализация возможна лишь, если есть необходимый уклон. Слишком большая глубина заложения приводит к очень значительному удорожанию строительства. Слишком маленькая недопустима. В городских условиях, такие жестки рамки вынуждают использовать напорную канализацию. Для индивидуальной застройки это слишком дорогое решение.

При проектировании поселка следует определиться с возможностью подключения домов к канализации. В сельских населенных пунктах могут использоваться локальные очистные сооружения.

Схема для монтажа канализации жилого поселка

При этом канализационная сеть может состоять из нескольких отдельных систем, заканчивающихся очистным сооружением. Очистные системы сточных вод имеют свои санитарные зоны, которые учитываются в плане. Размещение их зависит от рельефа местности. Перепад между точкой входа и выхода должен составлять около полутора метров, что не всегда достижимо.

  • СНиП 3.05.04-85*. Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации;
  • СНиП 2.04.03-85. Канализация. Наружные сети и сооружения.

Разбивка на участки

Очевидно, что деление территории на участки является последним в ряду работ, необходимых для планировки поселка.

План и схема с обозначениями разбивки территории коттеджного поселка на участки

План с нанесенными на него красными линиями и границами владений называется проектом парцелляции. Площадь участков назначается произвольно, в зависимости от замысла застройщика. Но не может быть меньше, чем указывается в нормативных документах федерального или местного уровня.

Конфигурация и схема расположения участка должна позволять удобно расположить строения. Иными словами, участок не должен быть слишком узок. Необходимо соблюдать разрывы между зданиями. На плане можно предусматривать места съезда с дорог общего пользования для доступа на участок.

Размещение зданий

Определение места для городских зданий проводится с учетом предполагаемой этажности. Расстояние между ними рекомендуется не менее двадцати метров. В зонах усадебной застройки следует обеспечить зазор в шесть метров между соседними домами. Хозпостройка не должна быть ближе одного метра к границе соседнего участка. Проект планировки поселков не предполагает точной привязки домов, обычно на нем определяется лишь рекомендуемое пятно застройки, которое вписывается в нормативы.

  • СНиП 21-01-97. Пожарная безопасность зданий и сооружений;
  • НПБ 106-95. Индивидуальные жилые дома. Противопожарные требования.

Проект поселения с чертежом размещения зданий

Разработанный проект планировки поселения согласуется со всеми заинтересованными инстанциями. Без согласований нельзя начинать следующие этапы работ, связанные с проектированием и планировкой домов, сооружений и коммуникаций. Согласование не является пустой формальностью, а позволяет убедиться, что все законные требования и условия учтены. И в дальнейшем не возникнут вопросы, которые могут вызвать внесение изменений в проект.

planvsem.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о