Профессия человек природа – Профориентация старшеклассников | Азбука воспитания

Профориентация старшеклассников | Азбука воспитания

(6 голосов: 4.33 из 5)

Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.

Человека, выбирающего свою будущую профессию, называют оптантом (от латин. optacio — желание, избрание). Стадия выбора должна завершиться оформлением реалистического и достаточно четкого представления о той профессиональной общности, в которую подрастающий человек в будущем включит себя.

Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным же разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий, поэтому профориентация зачастую носит стихийный характер. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 — по совету родителей, 9% — под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например близостью вуза к дому, и только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности.

Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.

Для очень многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причины этого кроются в том, что, с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой — он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям.

Обращаясь к специалисту, человек просит определить, к какому виду деятельности он наиболее способен, ожидая получить однозначные рекомендации по поводу его профессиональной предназначенности. За этим стоит не только распространенное заблуждение относительно предрасположенности каждого из нас к определенному виду деятельности (и только к нему), но и, возможно, неосознанное стремление переложить решение важнейшей жизненной проблемы на другого человека, пусть даже специалиста.

Квалифицированная помощь заключается в том, что консультант помогает человеку определить наличие и направленность своих профессиональных интересов и склонностей, личностных и деловых качеств, необходимых для овладения определенной сферой профессионального труда; информирует его о содержании и условиях труда в рамках интересующей профессии; знакомит с правилами принятия решения и планирования своего профессионального пути. Окончательный же выбор будущей профессии остается за самим человеком.

Психологическая классификация профессий (специальностей)

Специальность — это необходимая для общества ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить взамен приложенного (затраченного) им труда необходимые средства существования и развития. Профессия (от латин. professio — официально указанное занятие, profiteor — объявляю своим делом) — это группа родственных специальностей. Например, нет токаря вообще, есть токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-револьверщик, токарь-универсал и т.д. Все эти специальности теоретически объединяются в группу, обозначаемую как «токарная профессия».

Специальностей — тысячи, и для удобства ориентации в них нужна их классификация. Возможны различные классификации: по отраслям народного хозяйства, по уровню требуемой квалификации, по сходству психологических требований и по многим другим основаниям.

Для грубого различения и «примеривания» каждым человеком к себе разных профессий пригодна четырехъярусная обзорная их классификация по признакам предмета, целей, средств и условий труда, разработанная ученым Е.А. Климовым и его сотрудниками.

В соответствии с различимыми разновидностями объектных систем выделяются пять типов профессий: «человек — природа» (П), «человек — техника» (Т), «человек — человек» (Ч), «человек — знак» (3), «человек — художественный образ» (X).

Карта мира профессий

Условное название типа профессийХарактеристика предмета трудаПрофессионально-техническое образованиеСреднее специальное образованиеВысшее образование
«Человек-Природа»Живые организмы, биологические, микробиологические процессыПлодоовощевод, животноводТехник-лесовод,зоотехник, флористЗооинженер, агроном, ветеринарный врач
«Человек-Техника»Технические системы, энергия, искусственные и неживые природные материалыСлесарь, машинист автокрана, аппаратчикТехник-технолог, техник-строительИнженер
«Человек-Человек»Люди, коллективы, группы, социальные процессыПродавец, парикмахерМедсестра, воспитатель дошкольного учрежденияУчитель, инженер, менеджер
«Человек-Знак»Условные знаки, цифры, коды, естественные и искусственные языки (формулы) Наборщик, чертежник, оператор ПКИнспектор-финансист, экономистИнженер-экономист, редактор, ученый- теоретик
«Человек-Художественный образ»Художественные образы, их свойства, элементыГравер, лепщик архитектурных деталейДекоратор-оформитель, скульптор-исполнительХудожник-конструктор, дизайнер интерьера, модельер, актер

Профессии типа «Человек — Природа»

Это профессии, где труд работников направлен на объекты живой природы. Ориентироваться в этой области помогают учебные предметы: ботаника, зоология, анатомия, физиология, общая биология.

Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. Они трансформируются по своим внутренним законам. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются (а также болеют, гибнут). Работнику нужно не просто очень многое знать, но и мысленно предвидеть изменения в объектах труда.

От работника требуются инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Важны заботливость и дальновидность, ведь многие изменения в животных и растительных организмах могут оказаться необратимыми (растения могут завянуть, погибнуть от вредителей, могут начаться повальные болезни скота и т.д.). Изменчивые условия труда требуют от работника творческого решения возникающих задач.

Труд человека в области профессий «человек — природа» направлен не только на упомянутые выше объекты. Так, например, растениеводы используют в своей практике разнообразную и сложную технику. Работая в коллективе, они, в частности, заняты и налаживанием межличностных отношений. Им приходится вникать и в вопросы учета, экономической оценки своего труда. Есть даже такие профессии данного типа, которые обязательно требуют художественных склонностей (наряду со склонностями к биологии, ботанике), например, цветоводы-декораторы (флористы), техники зеленого строительства (специалисты по озеленению городов, населенных мест). Но все же главный предмет внимания и забот работников в данном случае — растения и среда их существования.

Сходным образом дело обстоит и с животноводческими профессиями. Животноводство все более переводится на индустриальную основу, оснащается техникой. Животновод — это и механизатор. Но если у него нет особого отношения, особых склонностей к работе именно с животными (а есть только интерес к технике), то это отрицательно сказывается на работе.

Микробиолог со всех сторон окружен лабораторной техникой, а сам биологический предмет исследования даже не виден невооруженным глазом. Но и здесь главное — интерес к явлениям живой природы. А техника — средство, но не основной предмет труда.

При выборе профессии типа «человек — природа» очень важно принять во внимание следующее. Для многих людей природа выступает как привлекательная среда, связанная с отдыхом. Жители города стремятся после работы или во время отпуска в лес или горы. Но все это не та любовь к природе, которая ожидается от профессионала в области «человек — природа». Поэтому очень важно разобраться, как именно человек любит природу: как мастерскую, в которой он собирается отдавать все силы производству той или иной продукции, или ему просто нравится погулять в лесу, подышать свежим воздухом, поваляться на лужайке. Проверять свою любовь к природе на прочность нужно в практическом труде.

Профессии типа «Человек — Техника»

Это профессии, где труд работников направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы, виды энергии). В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы — ткани, пластмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты. Область техники нужно понимать широко.

Особенность технических (и неживых природных) объектов состоит в том, что они, как правило, могут быть точно измерены, определены по многим признакам И при их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность определенность действий.

Нельзя придумывать такие машины, которые бы очень изматывали, изнашивали человека, были бы для него очень неудобны и опасны.

Конструкторы совместно с психологами и художниками-конструкторами стремятся чтобы техника была как можно удобнее, безопаснее, комфортнее.

В мире техники имеется очень много возможностей для новаторства, изобретательства. В связи с этим техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия успеха в данной области. Изобретать можно не только новые продукты труда (продукты в технике часто строго определены чертежом, техническим заданием), но и способы работы.

Новаторы придумывают новые типы инструментов, приспособлений, улучшают технологию обработки изделий. Поэтому неправильно деление профессий на творческие и нетворческие. Творческими и нетворческими бывают люди. Одному работнику поручили колоть орехи. Никто бы не назвал это творческим занятием. А этот человек придумал следующее: изготовил плотно закрывающуюся металлическую емкость (большой баллон), туда засыпал орехи, закрыл емкость, накачал в нее воздух, а потом его резко выпустил. И все орехи в один момент аккуратно раскололись. Оставалось только отобрать ядра и выбросить шелуху.

Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина. Дисциплина нужна везде, но техника с ее точностью особенно чувствительна к этому качеству работников.

Это самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип профессий. Труд профессионалов здесь направлен, конечно, не только на технику. Так, монтажник радиоаппаратуры заботится, в частности, и о красоте монтажа, водитель троллейбуса в ходе работы общается с людьми, оператор или слесарь может что-то подсчитывать, рассчитывать, а машинист крана может быть занят погрузкой клеток, например, с обитателями зоопарка, отправляемыми на гастроли. Но все же главный предмет профессионального внимания и забот работников в данном случае — технические объекты и их свойства. Все-таки машинист крана (крановщик) — специалист по управлению подъемным краном, слесарь — специалист по обработке металла.

При этом важно иметь в виду следующее. Некоторые названия указывают на преимущественно женский характер труда (вязальщица текстильно-галантерейных изделий и др.). Но большинство названий профессий принято употреблять традиционно в мужском роде, хотя работать здесь могут и мужчины и женщины (повар, киномеханик, аппаратчик, токарь и др.).

Профессии типа «Человек — Человек»

Это профессии, объектом внимания которых является человек. Они связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством. В этой области помогают ориентироваться такие учебные предметы, как история, литература и другие, связанные с изучением людей, общества.

Первая особенность профессий типа «человек — человек» состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми.

Вторая особенность профессий этого типа заключается в том, что каждая из них требует от человека как бы двойной подготовки:

1) нужно уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их, разбираться в их особенностях;

2) необходимо быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства и т.д.

Профессии типа «Человек — Знак» («Человек — Знаковая система»)

Люди с этими профессиям занимаются обработкой информации (сведений), представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.

Современный человек погружен в мир знаков и знаковых систем. Чертежи, схемы, топографические и географические карты, числовые данные, таблицы, формулы, подписи, надписи, тексты, дорожные знаки, разного рода условные сигналы — все это неотъемлемые черты проявления современной цивилизации.

В условиях современной культуры большую роль играют знаки, не имеющие изобразительного сходства с обозначаемым объектом (слова не похожи на предметы, о которых идет речь, ноты не похожи на музыку, деньги не похожи на товары, математические формулы, описывающие и позволяющие определить курс самолета, не похожи ни на самолет, ни на траекторию его полета и т.д.). Поэтому, чтобы успешно работать в какой-либо из профессий данного типа, нужны особые склонности для мысленного погружения в мир сухих обозначений, для отвлечения от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредоточения на тех сведениях, которые несут с собой те или иные знаки. При работе со знаками как и при работе с любыми объектами, возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также задачи придумывания новых знаков, знаковых систем. Иначе говоря, в данной области труда, как и во всякой другой, имеются своеобразные возможности для творчества.

Профессии типа «Человек – Художественный образ»

Это профессии, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания. Все профессии типа «человек — художественный образ» можно разделить на подтипы в соответствии с исторически обособившимися видами художественного отображения действительности.

  • Профессии, связанные с изобразительной деятельностью.
  • Профессии, связанные с музыкальной деятельностью.
  • Профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью.
  • Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

Перечисленные подтипы не строго ограничены друг от друга и более или менее сильно взаимопереплетаются.

Первые в истории человечества проявления и формы искусства (изображение, песня, танец) всегда были отнюдь не праздным, а важнейшим общественным делом — делом коллектива. Песня задавала ритм совместного труда или создавала необходимое настроение (скорбное, радостное или боевое). Рисунок или танец определяли и уточняли намерения, цели, планы, служили своеобразной подготовкой к охоте, бою и т.п. Искусство было связано с жизнеобеспечением общества, трудом.

В процессе развития человечества произошло отделение и обособление производства художественных ценностей от производства ценностей материальных. Появились специалисты художественного профиля. Они удовлетворяют свои материальные потребности за счет тех, кто трудится в области сельского хозяйства, промышленности, а взамен этого вносят в общее дело эстетические ценности.

Идет закономерный обмен продуктами труда. Конечно, время от времени появляется «взбесившееся фортепиано», которому начинает казаться, что «оно само для себя играет», иначе говоря, появляются идеи, что искусство — это нечто исключительное («искусство для искусства» и т.п.) Это не более остроумная позиция, чем если бы кто-то провозгласил: «промышленность для промышленности», «пчеловодство для пчеловодства» и т.п. В любой области труда мастерство может быть недосягаемо высоким; правда, не в любой области оно выражается в зрелищных эффектах. Поэтому не во всех областях труда одинаковы условия для того, чтобы «гордыня» овладела человеком.

Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного продукта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но, чтобы оно состоялось, артист ежедневно и помногу часов работает над совершенствованием и поддержанием на необходимом уровне своего мастерства, строго соблюдает специальный режим и т. д.

Выбирая соответствующий профессиональный путь, важно подумать об этой неявной стороне труда, которая может оказаться и непосильной платой за успех Чтобы труд приносил удовлетворение, важно воспитать в себе реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее признание, чем то, которого ты заслуживаешь по реальным результатам своей деятельности). Впрочем, этого нелегко достичь, если человека уже успел кто-то захвалить. Человек с нереалистическим уровнем притязаний гонит от себя мысль о том, истинная причина отсутствия громкого успеха — в нем самом. Он склонен объяснять неудачи действиями других людей («помешали», «не дают проходу», «завидуют»,»тормозят» и т.п.)

По материалам книги Т.Л. Павловой «Профориентация старшеклассников.
Диагностика и развитие профессиональной зрелости»

azbyka.ru

Профессии типа «человек-природа» | Про профессии.ру

Профессии, предметами труда которых выступают неживая и живая природа, относятся к группе профессий типа «человек-природа». Специальности этой группы важны как для народного хозяйства, так непосредственно и для самого человека.Профессии, связанные с природой

 

Трудовая деятельность разных специалистов профессии типа человек-природа, предполагает использование обширного круга познаний, а также еще и интеллектуальных умений. 

Современные технологии повышают требования данных профессий к уровню квалификации работника и его психологической сфере. Профессии, связанные с психологией

Люди данного типа должны знать весь технологический цикл процесса, быть способными организовать наблюдение и обслуживание различных механизмов. 

В их деятельности важное значение имеют элементы умственного труда, потому что специфика работы становится более инженерно-технически направленной. 

Например, оператор в откормочном цеху является механиком широкого профиля, мастером машинного доения.

Профессия механик

Следовательно, люди профессии человек-природа должны обладать глубокими и тонкими знаниями особенностей развития животных и растений (то есть живых организмов) и в то же время уметь управлять современной техникой.Профессии, связанные с животными

Изменения, которых претерпели характер и содержание профессии типа человек природа, требуют нахождения методов проведения профориентации с учащимися школ, учитывая при этом специфику данных изменений. 

Выходит, что необходимо изучать указанные профессии, составлять профессиограммы и применять их в организации практической профориентации. 

Эти профессии требуют к себе повышенного внимания. 

Во-первых, потому что они широко распространены в сельском хозяйстве, являющееся одной из наиважнейших отраслей народного хозяйства. 

Во-вторых, в данном типе профессий всегда наблюдалась нехватка квалифицированных кадров. 

В-третьих, требования, которые предъявляются к психофизиологическим особенностям трудящихся, очень важны и их значение интересно для практики профконсультации и профориентации среди школьников. 

Профессии данного типа составляют довольно значительную группу. 

В нее входят такие профессии, которые требуют от человека особой теоретической подготовки и как следствие высшего или средне специального образования (например, ветеринар , ветфельдшер, агроном, садовник, зоотехник). Профессии, связанные с биологией

Также к данной группе относятся профессии, которые требуют практического мастерства, основы которого приобретаются, например, в профессиональных технических училищах (это и машинист трактора широкого профиля, и животновод, и мастер машинного доения). 

В профессиях сельского хозяйства практической направленности на сегодняшний день техника планомерно вытесняет ручной труд. Профессии, связанные с землей

Выходит, работникам сельского хозяйства необходимо знать не только зоотехнику либо агротехнику, правила ухода за животными и растениями, но и отлично разбираться в сельскохозяйственной технике. Профессии, связанные с техникой

Работа, относящаяся к сельскому хозяйству, требует от специалистов постоянного принятия решений.

Еще к профессиям типа человек-природа могут относиться:

www.proprof.ru

Человек — природа

Тип профессии «Человек — Природа»

В профессиях данного типа (например, мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог) мир видится работником и волнует его прежде всего со стороны имеющих место биотических (связанных с жизнью в биологическом смысле этого слова) и абиотических явлений, обретений и утрат в этой области. Земля видится как носитель биосферы, всего живого и условий его существования. Более детальные представления здесь такого, например, рода: площади, занятые лесами, по­севами, биомасса чего-либо (почвенных червей, леса и т.д.), круговорот веществ. Леса — это защита полей, они же синтезаторы значительной биомассы.

Профессионалы выделяют и удерживают в сознании, прежде всего, такие целостности, в которых нуждаются микроорга­низмы, растения, животные. Выделяются и удерживаются в со­знании многочисленные представления о растениях, животных, микроорганизмах, о факторах и проявлениях судьбы чего-либо живого. И соответствующие представления могут быть сколько угодно детализированы. Это и подчищение лесных просек, и мытье доильных аппаратов, и добавки, обогащающие корма питатель­ными и биологически активными веществами, и тонкости состо­яния мицелия, и тончайшие препараты для изучения под микро­скопом, и допустимые заменители молока для телят и пр. Иные объекты, очень важные для кого-то другого, выступают здесь как фоновые. И представления об этих «чужих» объектах хотя, быть может, и приходят в голову профессионала (этого мы не знаем), но все же незаметны в его речи.

Цивилизация, культура человечества мыслятся здесь как куль­тура сельскохозяйственного производства, земледелия, животно­водства, пчеловодства, коневодства и т.п. Люди видятся как по­требители даров природы и производители продукции, истоки которой находятся в природе же. Международные отношения мыс­лятся как все то, что делается в человеческом мире в связи с охраной природы или использованием её даров и профессиональ­ных достижений в области растениеводства, животноводства, микробиологии.

Условия существования и развития человека представляются как все то, что связано с пищей, питанием, обеспечением и со­блюдением научно обоснованных норм питания, обеспечением человека одеждой. Истоки всего перечисленного видятся в недрах сельскохозяйственного производства. Деятельность человечества, людей — это здесь, прежде всего, то, что связано с использова­нием ресурсов природы и что влияет на нее и ее судьбу на нашей планете.

Примеры типичных целостностей («гештальтов», «квантов»), мысленно выделяемых работниками в мире: стерильная вода; пи­тательный раствор; режим питания гриба; сезонное развитие леса; участки леса, пораженные вредителями; судьба урожая; признаки увядания растений; запахи, привкусы плодов, свойственные или несвойственные сорту; искусственные пастбища; породные свой­ства животных; перспективные направления племенной работы; непродуктивные особи; строение (в смысле: устройство) живой системы; редкие биологические виды и спасение их от уничтожения; рационализированные антропогенно-природные экосистемы; экологическая оценка хозяйственных мероприятий; экологический прогноз.

Представители профессий рассматриваемого типа умеют де­лать, создавать, корректировать биотические (связанные с жиз­нью в биологическом значении этого слова) средства, условия существования и развития людей. Речь идет о растениях, живот­ных, микроорганизмах и условиях их среды как «предмете труда (т.е. предмете распознания, воздействия, проектирования и пост­роения, сохранения). Специалисты создают условия размножения и развития живых организмов в нужном человеку направлении, контролируют эти процессы и управляют ими. При этом применяются многообразные технические средства, но это подчинено логике биологических закономерностей. Например, тракторист-машинист в сельском хозяйстве — это не просто механик-води­тель, но специалист, ориентированный либо на агробиологию, либо на животноводство, в противном случае он не годится для этой работы.

В сельском, лесном хозяйстве и их отраслях много еще недостаточно механизированной работы и исполнительно-двигательная сторона труда часто сопровождается немалыми энергетичес­кими нагрузками. Есть от чего утомиться, устать.

Но не следует недооценивать познавательной, умственной сто­роны труда в профессиях рассматриваемого типа. Условия труда очень нестандартны, изменяются по неявным и сложным зако­нам. Поэтому важны способность или умение подмечать самые незначительные изменения в обстановке труда, умение плано­мерно наблюдать биологические объекты — будь то растения, жи­вотные или культура микроорганизмов. Важно не просто видеть, но и предугадывать события в каком-то сложном биологическом процессе, причем делать это своевременно, поскольку часто возможны необратимые изменения — заболевание, гибель орга­низмов, снижение удоя молока, привеса, нагула молодняка, по­ражение растений вредителями и т.п.

Профессионал здесь не только должен иметь необходимый кру­гозор в общих основах и узкоспециальной области растениевод­ства, животноводства, микробиологии, в обслуживающих их со­ответствующих областях фундаментального знания (биологии, химии и т.д.). Он должен достаточно четко различать общенауч­ное, более или менее «вечное» знание, с одной стороны, и опе­ративное научно-практическое знание — с другой — знать специ­фику почв именно здесь, в этом хозяйстве, знать свое стадо, свою пасеку и т.п. Процессы и события, с которыми сталкивается ра­ботник, сложны. Поэтому нельзя следовать вполне и часто умест­ному, например, в естественной науке и в технике и даже неред­ко в быту стереотипу подведения частного случая под общее по­нятие. Например, зная, что сахар растворяется в воде, я совер­шенно уверен, что очередной кусок его растворится в очередном стакане чая. Но со сложными биологическими объектами дела на практике складываются сложнее: некоторые коровы, например, оказывается, безразлично относятся к крикам и ругани людей в животноводческом помещении, а другие — снижают удои. Требу­ется глубоко вникать в конкретные ситуации и иметь не просто общенаучное, а конкретно-полезное знание. И притом очень боль­шое по объему — ничуть не уступающее иной академической ком­петенции. Кроме того, требуется знание назначения и возможно­стей многих технических средств труда, знание об организации и экономике соответствующего производства (относящиеся к дан­ному типу виды производства не предполагают большой центра­лизации управления, поэтому здесь более, чем в других видах прак­тики, «каждый солдат должен знать свой маневр», выражаясь сло­вами А. В. Суворова).

Требования к исполнительно-двигательной активности в раз­ных видах труда представителей рассматриваемого типа профессии разнообразны: от навыков рисования (уметь при необходимо­сти зарисовать то, что видишь под микроскопом) до управления машинами и их комплексами.

В некоторых случаях требуются бережные движения (в обраще­нии с семенами, с новорожденным молодняком животных), в некоторых — многократно повторяющиеся ручные усилия (при посадке растений, уборке урожая), иногда значительные физи­ческие нагрузки.

Наряду с наблюдательностью по отношению к проявлениям жизнедеятельности организмов, важны хорошее цветовое зрение, образная зрительная память, богатое воображение как основа предусмотрительности в сложных ситуациях работы с биологи­ческими объектами. Важны способность и умение своевременно принимать оптимальные решения. Важна настойчивость в достижении отсроченных целей. Береж­ность и аккуратность в отношении к живым объектам — непре­менное личное качество профессионала.

Какие-то особые требования к эмоциональной сфере трудно указать. Работники должны любить природу, живое в разных его проявлениях. Их увлекает проникновение в тайны жизни, некоторых влечет к лабораторной работе, а некоторых к природной обстановке. Например, истинный ботаник, флорист тот, кого тянет в поле, лес, в экспедицию — пусть с ее бытовой неустро­енностью и пр.

Нестандартные ситуации — повседневная стихия в профессиях рассматриваемого типа, что требует творческого мышления при решении повседневных задач. Правда, это не зрелищный аспект творчества в труде и часто недооценивается сторонними наблю­дателями, хотя самому работнику дает удовлетворение от усилий мысли, приложения своей инициативы и выдумки. Более очевидная область творчества — опытничество, не говоря уже о генной инженерии, которая обещает творить чудеса (будем надеяться, что они не обернутся для человечества очередным аралом или чернобылем).

При работе с живыми процессами важно умение терпеливо ждать, считаясь с естественным их темпом. Культивируемая в мире техники установка на быстродействие, на темпы, в мире биоло­гических систем должна в определенных случаях сопровождаться разумными — природосообразными — ограничениями. Разумеет­ся, ценно придумывание разного рода «ускорителей роста» и т.п., но это не избавляет от «оглядки» на множество условий и более или менее отдаленных последствий соответствующих скоростных достижений.

Противопоказаниями к выбору профессий рассматриваемого типа часто являются слабое здоровье, недостаточное физическое развитие, физические недостатки, препятствующие активной ходьбе (не считая более или менее «сидячего» лаборантского труда), серьезные дефекты зрения, а также отсутствие интереса и особого уважительного отношения к живому.

Типы профессий

  • Человек — человек

    Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.


  • Человек — знак

    Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы — вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа.


  • Человек — природа

    Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования.

Классификация Климова по первому ярусу (типы профессий) используется в опросниках:

Определение профессиональной готовности (ОПГ)
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)

brainmod.ru

Профессии типа: «Человек-природа» | Про профессии.ру

Людей этого типа профессии объединяет любовь к природе.

Предметом труда – растительный и животный мир, среда и условия обитания микроорганизмов. Такие специалисты исследуют и создают условия для развития и размножения живых организмов в необходимом для человека назначении.

Условия такого труда очень отличаются своей изменчивостью и нестандартными ситуациями. Обладая такой профессией, важно иметь способность видеть самые небольшие изменения в среде обитания растений и животных. Существенно не только видеть, но и предвидеть события исходя из их поведения, а делать это нужно вовремя, т.к. возможны необратимые последствия и изменения — болезни, гибель.

Сфера деятельности такого типа профессий в основном — сельское хозяйство (ветеринария , зоотехния, агрономия, растениеводство, животноводство).

Специалисты, выбравшие профессии типа «человек-природа», должны обладать большим кругозором и знаниями в области растениеводства, микробиологии, животноводства, химии и др. Требования обладать другими навыками — разнообразны, специалист этого типа профессии должен иметь — от навыков рисования (нарисовать увиденное под микроскопом) до управления техникой, пользования инструментами. В некоторых ситуациях требуются осторожное обхождение (с молодняком животных, высаживанием семян), в некоторых — применение физической силы с применением орудий труда (при уборке урожая, высадке растений).

Вместе с наблюдательностью к проявлениям жизнедеятельности организмов, значимы зрительная и образная память, богатое воображение для предусмотрительности в нестандартных ситуациях работы с биологическими предметами.

Самое необходимое личное качество такого специалиста — аккуратность и бережность в отношении к живым организмам. Выполняя такую работу важно умение терпеливо ждать, наблюдая за живыми процессами, и считаться с естественным ходом развития.

Занятие такой профессией имеет свои противопоказания — слабое здоровье, серьезные дефекты зрения, недостаточное физическое развитие, а также отсутствие наличия интереса и особого обходительного отношения к живой природе.

Профессиями типа «человек-природа» являются: мастер-животновод , семеновод , зоотехник, кинолог, агроном, лаборант химико-бактериологического анализа.

Еще к профессиям типа человек-природа могут относиться:

www.proprof.ru

Человек-природа

Тип «человек-природа» объединяет профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с  уходом за растениями, животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных.

Общие психологические требования профессий этого типа к человеку:

  • — Развитое воображение, наглядно-образное мышление.
  • — Хорошая зрительная память, точное восприятие (особенно зрительное), наблюдательность.
  • — Способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы.
  • — Поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист обязан обладать терпением, настойчивостью, быть  готовым  к работе  вне больших коллективов, иногда в трудных погодных условиях.

 

 

Профессиональная область интересов агронома находится на стыке естественных наук, сферы сельского хозяйства, животноводства. Данная профессия совмещает в себе основной исследовательский формат с дополнительным  реалистическим. Профессионал-агроном входит в тройку краеугольных специальностей, без которых организовать сколь-нибудь успешное сельскохозяйственное производство полного цикла невозможно…

Включая в себя сегодня целый комплекс наук, связанных с возделыванием сельскохозяйственных культур, агрономия берет начало в Древних империях Европы, Древнем Египте, Китае, Индии…. Тогда были заложены основы и правила  агрономии, а после XVIII века добавились открытия смежных наук (химия, биология, позже генетика и другие), а также современные методы семеноводства и защиты растений от болезней и вредителей, использование сверхсовременной техники…

К основным направлениям в деятельности агронома следует отнести разработку посевных программ и выбор подходящих сельскохозяйственных культур для конкретных территорий с учетом географии и климата, выбор комплекса агротехнических приемов, наблюдение за параметрами состояния почвенных слоев, контроль севооборота земельных угодий, наблюдение за ростом и развитием растений, прогнозирование климатических условий, определение причин низких урожаев и методов их устранения…

 

Профессия относится к формату «исследовательский».

 

Необходимые личные качества и способности для достижения профессионального успеха:

  • — наблюдательность
  • — ответственность
  • — выносливость
  • — оперативность
  • — гибкость мышления
  • — инициативность
  • — организаторские способности
  • — способность к прогнозированию
  • — любознательность и обучаемость
  • — способность к принятию нестандартных решений

 

Близкие по содержанию профессии:

  • — селекционер
  • — ботаник
  • — генетик
  • — биолог
  • — зоотехник
  • — животновод

 

В ходе обучения будущим агрономам предстоит освоить массу специализированных дисциплин, основная доля которых сопряжена с ботаникой, почвоведением, метеорологией, животноводством….

В нашем регионе одним из ключевых учебных заведений по профилю агрономии уже много десятилетий считается вуз на проспекте Ленина, 75  в областном центре — в советские годы он именовался агроинженерным институтом (ЧГАИ), в недавнем прошлом имел статус агроинженерного гос.университета (ЧГАУ), а сегодня это Челябинская государственная агроинженерная академия (ЧГАА).

В. Фонов

 

 

Как наука, биология входит в «десятку» наиважнейших для человечества, как учебный предмет обязательно входит в программу общеобразовательных заведений, как профессиональная сфера относится к исследовательскому формату, как тип профессий относится области «человек-природа».

 Данная профессия имеет явный акцент на научном содержании в деятельности её представителей, большинству из нас биологи представляются в классическом образе учёного…

Термин «биология» происходит от слияния греческих слов bios (жизнь) и logos (наука), как название науки был предложен в 1802 году Ж. Ламарком и Г. Тревиранусом независимо друг от друга. Сама же наука уходит корнями во времена Древнего Египта и Древней Греции. Соответственно, биология изучает различные формы и уровни организации жизни на Земле. В свое время биология дала начало таким наукам, как зоология и ботаника, а позже и самостоятельным разделам-направлениям (эмбриология, микробиология и др).

На сегодняшний день профессиональная работа биологов имеет наибольшее значение для таких сфер деятельности человечества, как сельское хозяйство, медицина, фармакология, экология, природопользование, генная инженерия, биотехнологии…

 

Профессия относится к формату «исследовательский».

 

Необходимые личные качества и способности для достижения профессионального успеха:

  • — хорошая концентрация внимания
  • — отличное зрительное восприятие цвета
  • — богатое воображение
  • — развитая образная зрительная память
  • — развитое внимание к деталям
  • — аналитические способности
  • — склонность к лабораторной работе
  • — любознательность
  • — аккуратность
  • — терпеливость
  • — наблюдательность

 

Близкие по содержанию профессии:

  • — зоолог
  • — ботаник
  • — генетик
  • — эколог
  • — агроном
  • — энтомолог
  • — животновод

 

Среди основных направлений профессиональной деятельности биологов систематизация живых существ, исследование закономерностей развития живых организмов, направления ботаники, направления зоологии, изучение вирусов и бактерий, изучение физиологии приматов, направления генетики, направления биофизики, изучение биотехнологий, выведение сортов растений и пород животных, природоохранные мероприятия, проведение биологических и биохимических исследований и др….

Трудоустройство биологов-выпускников в большей степени связано с такими организациями, как лаборатории НИИ, экологические структуры, образовательные заведения, природоохранные учреждения, заповедники, ботанические сады, плодопитомники, сельскохозяйственные структуры….

В. Беистов

kpuchel.ru

Тип профессии «Человек — Природа»


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Человек — природа

Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования.

 

 

 

Тип профессии «Человек — Природа»

В профессиях данного типа (например, мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог) мир видится работником и волнует его прежде всего со стороны имеющих место биотических (связанных с жизнью в биологическом смысле этого слова) и абиотических явлений, обретений и утрат в этой области. Земля видится как носитель биосферы, всего живого и условий его существования. Более детальные представления здесь такого, например, рода: площади, занятые лесами, по­севами, биомасса чего-либо (почвенных червей, леса и т.д.), круговорот веществ. Леса — это защита полей, они же синтезаторы значительной биомассы.

Профессионалы выделяют и удерживают в сознании, прежде всего, такие целостности, в которых нуждаются микроорга­низмы, растения, животные. Выделяются и удерживаются в со­знании многочисленные представления о растениях, животных, микроорганизмах, о факторах и проявлениях судьбы чего-либо живого. И соответствующие представления могут быть сколько угодно детализированы. Это и подчищение лесных просек, и мытье доильных аппаратов, и добавки, обогащающие корма питатель­ными и биологически активными веществами, и тонкости состо­яния мицелия, и тончайшие препараты для изучения под микро­скопом, и допустимые заменители молока для телят и пр. Иные объекты, очень важные для кого-то другого, выступают здесь как фоновые. И представления об этих «чужих» объектах хотя, быть может, и приходят в голову профессионала (этого мы не знаем), но все же незаметны в его речи.

Цивилизация, культура человечества мыслятся здесь как куль­тура сельскохозяйственного производства, земледелия, животно­водства, пчеловодства, коневодства и т.п. Люди видятся как по­требители даров природы и производители продукции, истоки которой находятся в природе же. Международные отношения мыс­лятся как все то, что делается в человеческом мире в связи с охраной природы или использованием её даров и профессиональ­ных достижений в области растениеводства, животноводства, микробиологии.

Условия существования и развития человека представляются как все то, что связано с пищей, питанием, обеспечением и со­блюдением научно обоснованных норм питания, обеспечением человека одеждой. Истоки всего перечисленного видятся в недрах сельскохозяйственного производства. Деятельность человечества, людей — это здесь, прежде всего, то, что связано с использова­нием ресурсов природы и что влияет на нее и ее судьбу на нашей планете.

Примеры типичных целостностей («гештальтов», «квантов»), мысленно выделяемых работниками в мире: стерильная вода; пи­тательный раствор; режим питания гриба; сезонное развитие леса; участки леса, пораженные вредителями; судьба урожая; признаки увядания растений; запахи, привкусы плодов, свойственные или несвойственные сорту; искусственные пастбища; породные свой­ства животных; перспективные направления племенной работы; непродуктивные особи; строение (в смысле: устройство) живой системы; редкие биологические виды и спасение их от уничтожения; рационализированные антропогенно-природные экосистемы; экологическая оценка хозяйственных мероприятий; экологический прогноз.

Представители профессий рассматриваемого типа умеют де­лать, создавать, корректировать биотические (связанные с жиз­нью в биологическом значении этого слова) средства, условия существования и развития людей. Речь идет о растениях, живот­ных, микроорганизмах и условиях их среды как «предмете труда (т.е. предмете распознания, воздействия, проектирования и пост­роения, сохранения). Специалисты создают условия размножения и развития живых организмов в нужном человеку направлении, контролируют эти процессы и управляют ими. При этом применяются многообразные технические средства, но это подчинено логике биологических закономерностей. Например, тракторист-машинист в сельском хозяйстве — это не просто механик-води­тель, но специалист, ориентированный либо на агробиологию, либо на животноводство, в противном случае он не годится для этой работы.

В сельском, лесном хозяйстве и их отраслях много еще недостаточно механизированной работы и исполнительно-двигательная сторона труда часто сопровождается немалыми энергетичес­кими нагрузками. Есть от чего утомиться, устать.

Но не следует недооценивать познавательной, умственной сто­роны труда в профессиях рассматриваемого типа. Условия труда очень нестандартны, изменяются по неявным и сложным зако­нам. Поэтому важны способность или умение подмечать самые незначительные изменения в обстановке труда, умение плано­мерно наблюдать биологические объекты — будь то растения, жи­вотные или культура микроорганизмов. Важно не просто видеть, но и предугадывать события в каком-то сложном биологическом процессе, причем делать это своевременно, поскольку часто возможны необратимые изменения — заболевание, гибель орга­низмов, снижение удоя молока, привеса, нагула молодняка, по­ражение растений вредителями и т.п.

Профессионал здесь не только должен иметь необходимый кру­гозор в общих основах и узкоспециальной области растениевод­ства, животноводства, микробиологии, в обслуживающих их со­ответствующих областях фундаментального знания (биологии, химии и т.д.). Он должен достаточно четко различать общенауч­ное, более или менее «вечное» знание, с одной стороны, и опе­ративное научно-практическое знание — с другой — знать специ­фику почв именно здесь, в этом хозяйстве, знать свое стадо, свою пасеку и т.п. Процессы и события, с которыми сталкивается ра­ботник, сложны. Поэтому нельзя следовать вполне и часто умест­ному, например, в естественной науке и в технике и даже неред­ко в быту стереотипу подведения частного случая под общее по­нятие. Например, зная, что сахар растворяется в воде, я совер­шенно уверен, что очередной кусок его растворится в очередном стакане чая. Но со сложными биологическими объектами дела на практике складываются сложнее: некоторые коровы, например, оказывается, безразлично относятся к крикам и ругани людей в животноводческом помещении, а другие — снижают удои. Требу­ется глубоко вникать в конкретные ситуации и иметь не просто общенаучное, а конкретно-полезное знание. И притом очень боль­шое по объему — ничуть не уступающее иной академической ком­петенции. Кроме того, требуется знание назначения и возможно­стей многих технических средств труда, знание об организации и экономике соответствующего производства (относящиеся к дан­ному типу виды производства не предполагают большой центра­лизации управления, поэтому здесь более, чем в других видах прак­тики, «каждый солдат должен знать свой маневр», выражаясь сло­вами А. В. Суворова).

Требования к исполнительно-двигательной активности в раз­ных видах труда представителей рассматриваемого типа профессии разнообразны: от навыков рисования (уметь при необходимо­сти зарисовать то, что видишь под микроскопом) до управления машинами и их комплексами.

В некоторых случаях требуются бережные движения (в обраще­нии с семенами, с новорожденным молодняком животных), в некоторых — многократно повторяющиеся ручные усилия (при посадке растений, уборке урожая), иногда значительные физи­ческие нагрузки.

Наряду с наблюдательностью по отношению к проявлениям жизнедеятельности организмов, важны хорошее цветовое зрение, образная зрительная память, богатое воображение как основа предусмотрительности в сложных ситуациях работы с биологи­ческими объектами. Важны способность и умение своевременно принимать оптимальные решения. Важна настойчивость в достижении отсроченных целей. Береж­ность и аккуратность в отношении к живым объектам — непре­менное личное качество профессионала.

Какие-то особые требования к эмоциональной сфере трудно указать. Работники должны любить природу, живое в разных его проявлениях. Их увлекает проникновение в тайны жизни, некоторых влечет к лабораторной работе, а некоторых к природной обстановке. Например, истинный ботаник, флорист тот, кого тянет в поле, лес, в экспедицию — пусть с ее бытовой неустро­енностью и пр.

Нестандартные ситуации — повседневная стихия в профессиях рассматриваемого типа, что требует творческого мышления при решении повседневных задач. Правда, это не зрелищный аспект творчества в труде и часто недооценивается сторонними наблю­дателями, хотя самому работнику дает удовлетворение от усилий мысли, приложения своей инициативы и выдумки. Более очевидная область творчества — опытничество, не говоря уже о генной инженерии, которая обещает творить чудеса (будем надеяться, что они не обернутся для человечества очередным аралом или чернобылем).

При работе с живыми процессами важно умение терпеливо ждать, считаясь с естественным их темпом. Культивируемая в мире техники установка на быстродействие, на темпы, в мире биоло­гических систем должна в определенных случаях сопровождаться разумными — природосообразными — ограничениями. Разумеет­ся, ценно придумывание разного рода «ускорителей роста» и т.п., но это не избавляет от «оглядки» на множество условий и более или менее отдаленных последствий соответствующих скоростных достижений.

Противопоказаниями к выбору профессий рассматриваемого типа часто являются слабое здоровье, недостаточное физическое развитие, физические недостатки, препятствующие активной ходьбе (не считая более или менее «сидячего» лаборантского труда), серьезные дефекты зрения, а также отсутствие интереса и особого уважительного отношения к живому.

 

studopedya.ru

Человек-природа —

Человек-природа

Основной предмет труда здесь – природа. И это может быть не только вскапывание земли. У этих профессий тоже есть виды: профессии, предмет труда которых могут быть растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы. При выборе профессии этого типа очень важно понять, как именно на самом деле вы относитесь к природе. Это для вас место для отдыха или мастерская, в которой вы собираетесь отдавать все силы производству. Если первое, то стоит задуматься, нужно ли вам выбирать профессию в этой плоскости. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. Изучение природы сродни изучению человека: никогда не знаешь, чем окончатся изыскания. Растения, животные и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, умирают. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность, а так же ответственность и чёткое понимание, что от его работы зависит жизнь какого-то организма, а, возможно, в будущем и всей планеты.

1. Общая характеристика профессии Специалист по отстрелу промысловых животных и созданию условий для постоянного возобновления…

1. Общая характеристика профессии Смпециалист по отделке изделий из дерева. 2. Должностные обязанности Изделия из дерева:…

1. Общая характеристика профессии Изучает состояние воды, земли, воздуха, растений, животных, а также влияние продуктов питания на…

. Общая характеристика профессии Выполняет работы связанные с контролем качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой…

1. Общая характеристика профессии Специалист по составлению карт местности, проведению инструментальной съемки, расчетов и…

1. Общая характеристика профессии Специалист в области вирусологии — науки о вирусах, мельчайших внутриклеточных паразитах,…

1. Общая характеристика профессии Специалист по борьбе с антропозоонозами — болезнями, общими для человека и животных. 2….

1. Общая характеристика профессии Специалист в области биофизики (науки, изучающей физические и физико-химические процессы в живых…

1. Общая характеристика профессии Специалист в области бионики (научной дисциплины, связанной с поиском возможностей решения…

1. Общая характеристика профессии Специалист по рациональному содержанию с/х животных. 2. Должностные обязанности Обеспечение…

www.profor45.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *