Профилактика грубых дисциплинарных проступков в подразделении – . /

Грубый дисциплинарный проступок — советы адвокатов и юристов

Краткое содержание

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:

Бесплатно с мобильных и городских

Вопросы

1. Могут ли уволить военнослужащего за грубый дисциплинарный проступок?

1.1. Да, могут. Военная коллегия ВС РФ четко определила, что военнослужащего можно уволить по несоблюдению контракта со стороны военнослужащего если он допустил такой проступок (именно грубый) и даже только один и неважно, если до этого у него не было взысканий… Для этого такой проступок должен быть зафиксирован командованием, т.е. проведено разбирательство, приказ по части и т.п.

2. Правомерно ли увольнение военнослужащего по контракту за грубый дисциплинарный проступок (отсутствие на службе более 4 часов) если за это уже был объявлен строгий выговор и с момента отсутствия прошёл месяц? Спасибо!

2.1. Нет, так как это самостоятельное основание увольнения, а Вы были уже наказаны за него.
И вообще такого основания для увольнения нет, Вы что то не договариваете..

3. Я служу в ВСРФ. У меня закончился контракт 6 июня. Сегодня еду в военный суд за грубый дисциплинарный проступок. Могут ли меня отправить на Гауптвахту уже после окончания контракта?

3.1. Здравствуйте Сергей. Формально не могут.

4. В 2017 году у меня был грубый дисциплинарный проступок его через месяц сняли. В конце года начисляли премию 10-10 и мне начислили хоть я и не ждал. В данный момент в нашей части работает комиссия с КФИ и говорят что я должен вернуть эти деньги.

4.1. К сожалению они правы, Вам по итогам за 2017 год не имели право давать материальное поощрение.

5. За какое время можно обжаловать грубый дисциплинарный проступок — строгий выговор военнослужащему по контракту?

5.1. Здравствуйте, разъясняю, что согласно ст. 83 ДУ ВС РФ военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 суток со дня применения дисциплинарного взыскания подать жалобу.
В соответствии со ст. 108 того же Устава военнослужащий подает жалобу на незаконные в отношении его действия (бездействие) командира (начальника) или других военнослужащих, нарушение установленных законами Российской Федерации прав и свобод, неудовлетворение его положенными видами довольствия непосредственному командиру (начальнику) того лица, действия которого обжалует, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, жалоба подается по команде. Кроме того, решения воинских должностных лиц о незаконном привлечении к дисциплинарной ответственности обжалуются в соответствующий военный суд.
Статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что военнослужащий вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно

о нарушении его прав и свобод.

6. Я был в командировке на обучении там допустил грубый дисциплинарный проступок. Имеет ли право командир этой части где я нахожусь в командировке объявить мне выговор за грубый дисциплинарный проступок?

6.1. Если вы поступили в распоряжение данного командира, то, конечно, он вправе применить к военнослужащему дисциплинарное взыскание за нарушение воинской дисциплины.

7. Военнослужащего по контракту представили на аттестационную комиссию за грубый дисциплинарный проступок (6 месяцев спустя), вывод комиссии — занимаемой должности соответствует. Через месяц сново вызывают на аттестационную комиссию на увольнение за теже проступки. Имеют ли они право создавать аттестационную комиссию, и уволить?

7.1. Здравствуйте! Да должна быть в обязательном порядке аттестационная комиссия, п.2.2 ст.51 ФЗ О воинской обязанности и военной службе.

2.2. Военнослужащий может быть уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 настоящей статьи, только по заключению аттестационной комиссии, вынесенному по результатам аттестации военнослужащего, за исключением случаев, когда увольнение по указанному основанию осуществляется в порядке исполнения дисциплинарного взыскания. При этом если военнослужащий имеет судимость или подвергнут судом административному наказанию либо имеет неснятые дисциплинарные взыскания, то такой военнослужащий может быть уволен с военной службы по указанному основанию только до погашения либо снятия судимости или до истечения срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, либо до истечения срока, в течение которого военнослужащий считается имеющим дисциплинарное взыскание.

8. Был отчислен с курсов интенсивной подготовки за грубый дисциплинарный проступок, от мед освидетельствования отказался, но номер моего военного билета и адрес прописки не совпадает с оригинальным в акте мед освидетельствования, понятных не было, приказ об отчислении от другого числа и не подтверждает я никакими документами о нарушении, вопрос могут отменить гдп если пойду в суд.

8.1. Что бы Вам ответить,-нужно знакомиться с документами. Вашей информации — мало.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:

Бесплатно с мобильных и городских

www.9111.ru

Профилактика грубых дисциплинарных проступков в подразделении: сроки и порядок

Подготовка к приему прибывающего пополнения (март, сентябрь)Основное внимание в подразделениях обращается на подбор и инструктирование офицеров и сержантов для работы с военнослужащими пополнения.В этих целях командиры подразделения подбирают для работы с пополнением наиболее дисциплинированных офицеров и сержантов.С каждым из них проводятся индивидуальные беседы, инструктажи.

Обращается внимание на высокую ответственность в исполнении обязанностей военной службы, на необходимость проявления педагогического такта, доступности для молодежи.Ставятся задачи по утверждению у прибывших военнослужащих установки на быстрое вхождение в коллектив.Помещение для прибывающего пополнения оборудуется в строгом соответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Выделяется необходимое количество телевизоров, газет и журналов, настольных игр.

Проверяется наличие вещевого имущества, постельных принадлежностей и т.д.С офицерами, назначенными для работы с пополнением, проводятся инструктажи о практике работы с сержантами по недопущению с их стороны грубости в отношении военнослужащих пополнения.Перед началом нового периода обучения проводятся занятия с офицерами по сплочению многонациональных воинских коллективов и предупреждению нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими.

На конкретных примерах из жизни воинских частей и подразделений рассматриваются допущенные ошибки.

Выясняются их причины, показываются наиболее эффективные формы и методы работы по изжитию негативных явлений в воинских коллективах.Главное при этом – глубокий и содержательный анализ путей и условий, которые обеспечили бы недопущение нарушений уставных правил взаимоотношений в подразделениях.В ходе занятий вырабатываются наиболее действенные приемы, которые нужно взять на вооружение офицерам.Разъясняется методика и время проведения предусмотренных учебными планами занятий общественно-государственной подготовки с сержантами и солдатами по вопросам воинского, нравственного и правового воспитания.Акцент делается на применении форм и методов, способствующих привитию личному составу пополнения дружбы, войскового товарищества, взаимовыручки, формированию уставных отношений.Сержанты представляются на заседание аттестационной комиссии воинской части на предмет их способности противостоять неуставным проявлениям в подразделениях и личной примерности.По итогам аттестации принимаются необходимые кадровые решения, вносятся дополнения и изменения в систему работы младших командиров по поддержанию воинской дисциплины в подразделении, предупреждению в воинских коллективах межличностных, межгрупповых и межнациональных конфликтов, преступлений, происшествий и грубых дисциплинарных проступков.

Наиболее вероятных нарушений воинской

В подразделении проводится общее собрание личного состава с обсуждением задач по недопущению нарушений уставных правил взаимоотношений в коллективах.Сержантам ставятся задачи по решительному пресечению фактов глумления, издевательств и насмешек над военнослужащими пополнения, по проведению разъяснительной работы с солдатами склонными к проявлению грубости и высокомерия, а также по изучению настроений военнослужащих пополнения.Предупредительно-профилактическая работа в подразделении организуется с учетом индивидуальных особенностей и национальной принадлежности военнослужащих.Командиры взводов составляют характеристики на увольняющихся в запас военнослужащих и организовывают их обсуждение на общем собрании личного состава.

Проводятся индивидуальные беседы с военнослужащими, отслужившими полгода.Их нацеливают на оказание помощи военнослужащим пополнения в адаптации и преодолении трудностей военной службы.Кроме того, их предупреждают (под роспись) об ответственности за совершение правонарушений в сфере межличностных отношений.

Таким образом, от целенаправленной и добросовестной работы по подготовке к приему молодого пополнения будет зависеть дальнейшая эффективность работы с данной категорий военнослужащих.Прием прибывающего пополнения, увольнения в запас военнослужащих, выслуживших установленные сроки службы по призыву (апрель-июнь, октябрь-декабрь)В этот период основная задача заключается в обеспечении строгого уставного порядка в подразделениях прибывшего пополнения, формировании у юношей первичных навыков в исполнении обязанностей военной службы, а также продуманной организации проводов военнослужащих, увольняющихся в запас.

По прибытии военнослужащих с ними проводится вводный инструктаж, на котором доводится почтовый адрес и распорядок дня воинской части, порядок посещения военнослужащих их родственниками и пользования мобильными телефонами, дата принятия вновь прибывшими военной присяги.В первые дни пребывания в воинской части с прибывшим пополнением изучаются требования нормативных документов о взаимоотношениях в воинских коллективах.Разъясняется, как вести себя в тех случаях, когда кто-либо из сослуживцев посягает на их честь и достоинство.

Под контролем офицеров подразделений молодого пополнения производится доэкипировка военнослужащих положенным имуществом.

Порядок приведения в исполнение

Организуя работу с военнослужащими прибывшего пополнения, должна обеспечиваться обстановка доброжелательности и внимания.Проявляться постоянная забота о подчиненных, чуткость и такт во взаимоотношениях.Ведется борьба со случаями сквернословия, грубости, оскорблений со стороны недисциплинированных сержантов и солдат, прослуживших полгода.

Активно формируется у военнослужащих пополнения уважение к порядку.Необходимо добиваются твердой уверенности подчиненных в соблюдении принципа справедливости и равной ответственности за соблюдение дисциплины и правопорядка.

Командиры подразделений заслушивают командиров взводов о поведении военнослужащих пополнения, их настроении, состоянии здоровья, психики.Тщательно изучаются военнослужащие, которые вступают в пререкания, болезненно реагируют на замечания.Максимум внимания уделяется тем, кто отличается замкнутостью, становится объектом шуток и насмешек, испытывает острую тоску по дому.

Командиры выясняют причины психологической подавленности подчиненных. О результатах бесед и наблюдений информируют своих прямых начальников.Главные усилия офицеры сосредоточивают на глубокой индивидуальной работе с каждым военнослужащим прибывшего пополнения.

Работа с личным составом в подразделении направляется на разъяснение прибывшему пополнению требований Военной присяги и уставов, ярких примеров героизма и мужества.Проводятся информирования личного состава об уставных правилах взаимоотношений между военнослужащими.Изучаются положения общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации.Организуются выступления перед военнослужащими прибывшего пополнения лучших специалистов воинской части.С новым пополнением проводятся беседы на темы воинского, нравственного и правового воспитания.Командиры добиваются от сержантов равной требовательности к военнослужащим прибывшего пополнения.В этот период решительно пресекаются попытки солдат и сержантов, прослуживших полгода, оказать психологическое давление на сержантов, работающих с пополнением, «проявить заботу» о своих земляках, добиться послаблений для них.

Вопросы отграничения преступлений против

С целью исключения случаев изъятия обмундирования, личных вещей и денег у военнослужащих прибывшего пополнения старшины подразделений усиливают контроль за экипировкой личного состава, поддержанием порядка в кладовой для хранения имущества и личных вещей военнослужащих и других подсобных помещениях.Они проверяют обеспеченность каждого военнослужащего, подлежащего увольнению в запас, добротным обмундированием и обувью.Результаты готовности военнослужащих к увольнению в запас докладываются командованию подразделения.

Проводы военнослужащих, уволенных в запас, – акт большой важности.Накануне увольнения в запас военнослужащих, выслуживших установленные сроки военной службы по призыву, на общем собрании личного состава подразделения (построении) зачитываются характеристики на каждого из них.В характеристике обязательно отражаются успехи военнослужащего в боевой подготовке, его дисциплинированность, отношение к сослуживцам, целесообразность приема на работу в другие силовые структуры.Одновременно командиры могут оказывать помощь военнослужащим в завершении оформления памятных альбомов.

Одновременно командиры могут оказывать помощь военнослужащим в завершении оформления памятных альбомов.С этой целью организуется фотографирование личного состава подразделения совместно с офицерами.Каждому военнослужащему, увольняемому в запас, может вручаться фотография всего личного состава подразделения, а также фото и видео подборка о службе.

В день принятия военной присяги предусматривается выступление командования и ветеранов воинской части перед прибывшими родителями.Они информируются об условиях военной службы и организации быта личного состава.

Командиры напоминают родителям о необходимости сообщать им о случаях получения тревожных писем от сыновей, а также о других фактах, способных повлиять на поведение военнослужащего, его отношение к службе.При этом военнослужащим и их родителям должны быть доведены «телефоны доверия» от командования подразделения до центральных органов военного управления, военных прокуратур.

Поддержание воинской дисциплины в

В ходе работы с родителями военнослужащих из их числа выбираются представители для введения в состав родительского комитета воинской части.Им разъясняются их права, обязанности и порядок взаимодействия с командованием и другими должностными лицами.После изучения личных качеств военнослужащих прибывшего пополнения командирам рот важно написать письма родителям солдат.Рекомендуется высказать просьбу – написать о жизни сына, его учебе и работе до призыва на военную службу, характере, планах и намерениях.Желательно поддерживать связи с родителями на протяжении всей службы их сына.Таким образом, грамотная организация приема пополнения и обеспечения их всеми видами довольствия во многом будет определять настрой прибывших военнослужащих на добросовестное выполнение воинского долга, состояние правопорядка и воинской дисциплины.Начальный этап службы военнослужащих прибывшего пополнения в подразделении (июль, январь)Основная задача заключается в обеспечении адаптации прибывших военнослужащих к условиям военной службы, вхождения их в коллектив подразделения, осознанного понимания установок на дружбу, войсковое товарищество.По прибытии военнослужащих в подразделение до них доводятся задачи, стоящие перед личным составом на ближайший период, позитивные традиции и успехи в боевой подготовке.Особое внимание уделяется их размещению строго по отделениям в соответствии со штатно-боевым расписанием, контролю очередности нарядов, соблюдению графика уборки помещений и территории.Непосредственные начальники ротного звена, как правило, не реже одного раза в неделю, а если требуют обстоятельства и чаще, беседуют с каждым прибывшим солдатом о его настроении, первых впечатлениях о службе.Ежедневно заслушивают сержантов о взаимоотношениях среди военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Вопрос система работы по поддержанию и

Обеспечивается немедленное реагирование на каждый случай их нарушения.Основными мероприятиями работы с личным составом в роте в этот период являются: посещение военнослужащими комнаты боевой славы (истории) воинской части, проведение тематических вечеров «Представляюсь коллективу», на которых прибывшие военнослужащие рассказывают о себе, коллективе, где работали, или о школе, в которой учились.С военнослужащими организуется цикл бесед о воинском долге и чести, товариществе и взаимопомощи, ответственности военнослужащего за нарушение требований общевоинских уставов и воинской дисциплины и т.д.Проводятся предусмотренные тематическим планом занятия по общественно-государственной подготовке с солдатами и сержантами по вопросам уставных взаимоотношений, информирование.Командирам важно иметь в виду, что в начале службы у военнослужащих активно складываются межличностные связи.В интересах воспитания дружбы между военнослужащими различных национальностей, создания условий, способствующих овладению русской речью, целесообразно равномерно укомплектовать все подразделения солдатами и сержантами, призванными из разных республик, краев и областей.Важно также анализировать, кто из земляков служит в данной воинской части, на чем основываются их контакты.Посредством индивидуальной работы с каждым подчиненным намечаются меры к ослаблению замкнутой формы общения в таких группах.Этому также способствуют групповые беседы об уважении обычаев и традиций народов Российской Федерации.

proclean.spb.ru

О некоторых вопросах законодательного регулирования дисциплинарной ответственности военнослужащих за грубые дисциплинарные проступки (Карасев А.А.)

Все статьи О некоторых вопросах законодательного регулирования дисциплинарной ответственности военнослужащих за грубые дисциплинарные проступки (Карасев А.А.)

———————————

<1> Рецензент — Ю.Н. Туганов, доктор юридических наук, доцент.

Многообразные связи права с конкретными людьми в обществе раскрываются через понятие правового статуса. Правовой статус является сложной юридической категорией (конструкцией). В настоящее время продолжаются дискуссии касательно понятия «правовой статус».

Общепризнано, что категория «правовой статус» неразрывно связана с категорией «субъект права» и другими производными от нее или самостоятельными (в зависимости от точки зрения) элементами, однако на этом единство мнений заканчивается. При этом многие вопросы концентрируются вокруг проблематики субъектов права.
В самом общем виде с формально-юридических позиций категория «субъект права» определяется через категории «правосубъектность» (совокупность свойств, позволяющих тому или иному лицу выступать в качестве субъекта права) и «правовой статус» (нормативное отражение фактического положения лица в обществе и государстве). При этом пары субъект права — субъект правоотношения, правовой статус — правовое положение употребляются чаще всего в качестве синонимов.
«Правовой статус» — более всеобъемлющее понятие, чем «правосубъектность». Действительно, во многом данные понятия совпадают, и в связи с этим есть тенденция к отождествлению. Как правовой статус, так и правосубъектность возникают на основе норм права, которые порождают права и обязанности. Думается, что к элементам правового статуса следует отнести правосубъектность, которая представляет собой комплекс прав и обязанностей, имеющих выражение через компетенцию.
По мнению В.В. Бараненкова <2>, правовое положение является понятием более широким, чем статус, характеризующим, в частности, и совокупность правовых статусов субъекта, «достигнутых» им к определенному моменту времени.
———————————
<2> Бараненков В.В. Теоретико-правовые основы юридической личности военных организаций: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2007. С. 20.

В целом можно сказать, что правовой статус представляет собой совокупность правовых принципов, прав, свобод, обязанностей и других элементов, определяющих взаимоотношения личности и государства, место личности в обществе и во взаимоотношениях с государством.
Необходимо согласиться с мнением А.В. Кудашкина, который отмечал, что «вряд ли можно говорить о полноправии военнослужащих как граждан своего государства» <3>. Данное высказывание он связывает с добровольным поступлением или призывом на военную службу для обеспечения обороны и безопасности государства, в связи с чем ряд конституционных прав будет иметь ограниченное распространение.
———————————
<3> Кудашкин А.В. Правовое регулирование военной службы в Российской Федерации: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2003. С. 146.

Следует также отметить, что классификация правовых статусов личности производится по сфере действия. В связи с этим различают такие статусы личности <4>, как общий <5>, конституционный <6>, отраслевой <7>, родовой (специальный) <8> и индивидуальный <9>.
———————————
<4> Теория государства и права: Учеб. / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М., 2008. С. 315.
<5> Необходимость выделения общего правового статуса состоит в том, что в огромной массе прав и обязанностей есть основные, необходимые для каждого человека права и обязанности, без которых невозможно нормальное функционирование общества (право на жизнь, право на труд, обязанность содержать своих детей и т.д.), а есть права и обязанности, производные от главных.
<6> Конституционный правовой статус — это сложный комплексный институт, включающий в свой состав совокупность прав и обязанностей лица как человека и гражданина, а также гражданство и правосубъектность. Он является единым и одинаковым для всех, закреплен в конституции и иных конституционных актах государства.
<7> Ряд прав и свобод, имеющих важное значение, закреплен в правовых нормах отдельных отраслей, что позволяет выделить отраслевой статус личности.
<8> Если бы все права и обязанности были включены в общий статус, то в конечном итоге он получился бы крайне громоздким и неопределенным. Поэтому целесообразно выделить родовой (специальный) статус.
<9> Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении государственными делами и т.п. (Теория государства и права: Учеб. С. 316).

У наделенных правами и обязанностями сторон возникает правосубъектность, которая проявляется в способности вступать в правоотношения, которые, например касательно военнослужащих, носят специфический характер, поскольку, будучи специальным субъектом, военнослужащие вступают в правоотношения уже с определенным правовым статусом.
Соответственно, как отмечается в литературе по военному праву, статус военнослужащего подразделяется на общий и специальный.
Общий правовой статус — это статус, установленный Конституцией России и федеральными законами. Специальный — определяет правовое положение военнослужащего и отношение к конкретному роду войск, его специализацию. Специальный статус имеет профессиональный характер, поскольку этот статус предоставлен военнослужащим для выполнения задач и функций, на них возложенных.
По мнению Н.В. Артамонова, правовой статус военнослужащих обязательно включает в себя ответственность данной категории граждан <10>. Так же считает Ю.И. Мигачев, определяющий правовой статус военнослужащих Российской Федерации как совокупность прав и свобод, включающих гарантии их реализации и защиты, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации <11>.
———————————
<10> Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 1984. С. 14.
<11> Мигачев Ю.И. Правовые гарантии реализации статуса военнослужащих (сравнительно-правовое исследование): Дис. … д-ра юрид. наук. М., 1998. С. 246.

Таким образом, структуру правового статуса военнослужащих составляют следующие элементы: 1) права и свободы военнослужащих; 2) гарантии государства по реализации прав и свобод военнослужащих; 3) обязанности военнослужащих; 4) ответственность военнослужащих.
Специальным правовым статусом военнослужащего является его особое правовое положение как в обществе, так и в государстве, которое посредством системы специальных норм, предусмотренных в общегражданском и военном законодательстве, регулирует права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащего.
Рассматривая содержание специального правового статуса военнослужащего, Н.В. Артамонов <12> полагал неточным утверждение Н.В. Витрука <13> и других авторов об ограничении содержания этого статуса лишь специальными правами и обязанностями. По мнению Н.В. Артамонова, в содержание специального правового статуса должны включаться как общие, так и должностные права и обязанности, равно как и юридическая ответственность, являющиеся равнозначно-основными элементами, сущностью специального правового статуса военнослужащего.
———————————
<12> Артамонов Н.В. Указ. соч. С. 52.
<13> Витрук Н.В. Проблемы теории правового положения личности в социалистическом обществе: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 1979. С. 30.

Неотъемлемая часть специального статуса военнослужащих — особые основания, виды и порядок привлечения их к ответственности <14>. Более наглядным в данной области является привлечение к дисциплинарной ответственности за грубые дисциплинарные проступки.
———————————
<14> См. об этом: Туганов Ю.Н., Юрасова М.И. Правовые проблемы разграничения видов ответственности военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 12. С. 29 — 32; Фатеев К.В., Харитонов С.С. О содержании понятий воинской дисциплины, воинского дисциплинарного проступка и дисциплинарной ответственности военнослужащих // Там же. 2012. N 1, 2, и др.

Дисциплинарные проступки связаны с нарушением воинской дисциплины. Именно степень общественной опасности является главным критерием отграничения преступлений от проступков (в том числе грубых дисциплинарных). Так, по мнению Ю.Н. Туганова, «дисциплинарные проступки составляют основную массу нарушений в области воинских отношений, чем создаются предпосылки их перерастания в воинские преступления, совершаемые в ВС РФ» <15>.
———————————
<15> Туганов Ю.Н. Правовое обеспечение воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 216.

К военнослужащим может быть применена дисциплинарная ответственность за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, но такие деяния военнослужащих, как указывал Ю.Н. Туганов <16>, должны обладать определенными признаками дисциплинарного проступка. По мнению А.В. Кудашкина и К.В. Фатеева <17>, к таким признакам относятся: противоправность деяния, выраженная в нарушении военнослужащим норм военного права в части исполнения возложенных на него обязанностей; виновность военнослужащего в совершении такого деяния; отсутствие в таком деянии признаков преступления либо административного правонарушения.
———————————
<16> Туганов Ю.Н. Теоретико-правовая характеристика института дисциплинарной ответственности военнослужащих. Чита, 2006. С. 91.
<17> Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих». М., 2000. С. 347.

Таким образом, субъектом воинского дисциплинарного проступка, в том числе грубого дисциплинарного проступка, является вменяемое физическое лицо, достигшее предусмотренного законом возраста, которое совершило деяние, предусмотренное законодательством, выраженное в нарушении воинской дисциплины, и которое является участником охраняемых законодательством специальных военно-служебных отношений, связанных с прохождением военной службы или пребыванием на военных сборах.
Кроме указанных специальных признаков, субъект воинского дисциплинарного проступка должен обладать общими признаками субъекта, к которым относятся достижение определенного возраста и вменяемость.
Относительно возраста привлечения к ответственности военнослужащих необходимо сказать следующее. Пунктом 1 ст. 35 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» закрепляется, что в военные образовательные учреждения профессионального образования вправе поступать несовершеннолетние лица, достигшие возраста 16 лет. Лица, которые зачислены в указанные учреждения и назначены на воинскую должность курсанта, приобретают статус военнослужащих (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»). Представляется, что данное законодательное закрепление вполне оправданно, поскольку несовершеннолетний гражданин может достигнуть уровня умственного развития и социальной зрелости, достаточных для самостоятельного осуществления прав и исполнения обязанностей, в том числе нести юридическую ответственность, до наступления возраста совершеннолетия (18 лет).
Военнослужащий, совершивший грубый дисциплинарный проступок, являясь носителем многих социально значимых качеств, обязан нести ответственность за правонарушения. В состав признаков субъекта воинского дисциплинарного проступка входят: возраст, вменяемость и признаки специального субъекта. Только эти признаки входят в состав как основание ответственности.
Следует отметить, что простые взыскания объявляются командирами, а арест, являющийся ограничением свободы военнослужащего за грубые дисциплинарные проступки, налагается в судебном порядке гарнизонным военным судом.
Полномочия командиров в части наложения дисциплинарных взысканий определяются общевоинскими уставами. Е.А. Лумпов <18> отмечает, что командир воинской части направляет материалы о грубом дисциплинарном проступке только в том случае, если за его совершение к военнослужащему применяется наказание в виде дисциплинарного ареста. При этом только командир воинской части наделен правом направлять материалы о грубом дисциплинарном проступке в соответствующий суд в целях принятия последним решения о применении к военнослужащему дисциплинарного ареста. При этом выходить с ходатайством о применении дисциплинарного ареста к военнослужащему — полномочие командира (от командира отделения и выше).
———————————
<18> Лумпов Е.А. Разграничение административной и дисциплинарной ответственности военнослужащих // ЭНИ «Военное право». 2014. Вып. 4.

Основания и порядок применения дисциплинарных взысканий за совершение грубого дисциплинарного проступка, а также дисциплинарные полномочия воинских должностных лиц с достаточной полнотой регламентированы в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации. При этом в нормативных документах, определяющих порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности, отсутствует указание на обязательность наличия письменного объяснения военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности. Как справедливо уточнил С.Н. Бордин <19>, объяснения следует брать как можно более полные, с указанием времени, места совершения проступка, очевидцев произошедшего и установочных данных на них, обстоятельств, при которых совершен проступок, краткой характеристики виновного лица, мотивов и целей совершения проступка и другой информации, имеющей отношение к разбирательству.
———————————
<19> Бордин С.Н. О некоторых вопросах проведения разбирательств в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 5. С. 24 — 28.

Объяснения привлекаемого к дисциплинарной ответственности лица в любом случае должны быть отражены в материалах разбирательства, поскольку в противном случае не все обстоятельства могут быть учтены при принятии решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Лицо, привлекаемое к дисциплинарной ответственности за грубый дисциплинарный проступок, имеет право представлять любые доказательства: письменные, вещественные и т.п.
Военнослужащий может ходатайствовать о назначении адвоката, а также обжаловать решение судьи (ст. ст. 6, 22 Федерального закона от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста»).
Может быть и ситуация, когда «в случае невозможности принятия решения по результатам судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке судья гарнизонного военного суда откладывает их рассмотрение. Об отложении судебного рассмотрения указанных материалов судья гарнизонного военного суда выносит мотивированное постановление. Повторный вызов на следующее судебное рассмотрение материалов о грубом дисциплинарном проступке лиц, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности, и специалистов, объяснения и пояснения которых были заслушаны до отложения судебного рассмотрения указанных материалов, может не производиться» <20>.
———————————
<20> Комментарий законодательства о дисциплинарной ответственности военнослужащих / Под ред. А.В. Кудашкина, В.М. Корякина, К.В. Фатеева. М., 2007. С. 150 — 155.

Анализ принятых судами постановлений показывает, что правом ходатайствовать об участии защитника, который допускается к участию в судебном рассмотрении указанных материалов, воспользовались немногие военнослужащие (каждый 18, или 5,4%, по практике Восточно-Сибирского окружного военного суда) из тех, кому назначено дисциплинарное взыскание в виде дисциплинарного ареста. При этом во всех случаях, в соответствии с требованиями закона, к участию в судебном рассмотрении таких материалов в качестве защитников допускались адвокаты. Это обусловлено как новизной подобной формы судопроизводства, так и спецификой армейских правоотношений, а также слабым знанием военнослужащими объема своих прав <21>.
———————————
<21> Балабанов Н.Н., Туганов Ю.Н. Настольная книга судьи военного суда по гражданским делам. М., 2011. С. 178.

Примечательно, что в кассационном порядке решения судов, как правило, не оспариваются, но и рецидива грубых дисциплинарных проступков среди привлеченных к ответственности военнослужащих, как правило, нет.
При этом участие командира воинской части, направившего материалы о грубом дисциплинарном проступке, или его представителя в судебном заседании обязательно. Помимо прав, предоставленных им как участникам процесса, указанные лица имеют право давать оценку совершенному военнослужащим действию (бездействию), характеризовать военнослужащего, высказывать предложение о сроке дисциплинарного ареста.
При рассмотрении материалов о грубом дисциплинарном проступке по инициативе судьи гарнизонного военного суда или по своей инициативе в судебном заседании принимает участие военный прокурор. Проблем с законным основанием участия в нем военных прокуроров нет: ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» регулирует вопросы участия прокуроров в рассмотрении судами любой категории дел. В развитие этих норм издан Приказ Генерального прокурора «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» <22> и соответствующий Приказ Главного военного прокурора «Об утверждении Регламента Главной военной прокуратуры» <23>. Названными Приказами военным прокурорам гарнизонного звена поручено обеспечить участие прокурорских работников в судебном рассмотрении, как правило, каждого поступившего в гарнизонные военные суды материала о грубом дисциплинарном проступке.
———————————
<22> Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 84 // СПС «Гарант». Документ официально опубликован не был.
<23> Приказ Главной военной прокуратуры РФ от 21.03.2003 N 57 // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ. 2004. Т. 1.

Следует также отметить, что командиры в связи со сложностью процесса, вызванной необходимостью направления в суд по дисциплинарным делам целого перечня документов на «проштрафившегося» военнослужащего (справок о прохождении военно-врачебной комиссии, характеризующих документов, письменных материалов служебных разбирательств и пр.), пытаются «забыть» о таком виде наказания, как дисциплинарный арест, налагаемый по судебному решению. Представляется, что бездействие должностных лиц, а именно необращение в суд по вопросу дисциплинарного ареста, может привести к необоснованному исключению дисциплинарной ответственности из круга регуляторов правового характера и провоцировать использование неправовых механизмов воздействия на личный состав: это и запирание солдат «до вытрезвления» в оружейных комнатах, бытовках, рукоприкладство и прочие «непристойности». Информация об этом иногда поступает от представителей командования, которые «недовольны» сложными и малопонятными для них судебными процедурами, или от представителей общественных организаций, «Союза матерей», родителей военнослужащих. Скорее всего, для работников суда сведения о незначительном количестве дел о дисциплинарных проступках военнослужащих не новость. Каждый достаточно опытный судья, безусловно, знает, что рассматриваемая проблема на практике решается вовсе не так же качественно, как на законодательном уровне — воинские гауптвахты для содержания арестованных в дисциплинарном порядке оборудованы не в каждом гарнизоне, т.е. закон о судебном аресте военнослужащих фактически действует не всегда и не везде. Поэтому субъективное отношение к материалам, представляемым командованием в суд, в этом смысле следует отнести к числу негативных явлений, не способствующих «приживаемости» на местах нового вида судопроизводства.
Что касается органов военного управления, то следует отметить, что все воинские должностные лица связаны системой взаимоотношений с вышестоящими и иными органами. Обеспечение воинского правопорядка в вооруженных силах достигается посредством функционирования системы именно органов военного управления. Военное управление является сознательным организующим воздействием государства на общество средствами военной организации для обеспечения не только основной его задачи — военной безопасности страны, но и правопорядка в вооруженных силах.
По мнению В.П. Рябцева и Р.Ю. Немзоровой <24>, развитие правоохранительной инфраструктуры в военной организации страны создает условия для реальной и эффективной координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и коррупцией.
———————————
<24> Рябцев В.П., Немзорова Р.Ю. Законность в военной организации страны как фактор национальной безопасности // ЭНИ «Военное право». 2014. Вып. N 4.

В связи с изложенным в современных условиях возрастает необходимость правовой работы органов военного управления в предупреждении грубых дисциплинарных проступков в воинской среде.
Как представляется, предупреждение грубых дисциплинарных проступков в войсках вполне возможно. Необходимо выделить следующие элементы противодействия правонарушениям военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации и претворять их в жизнь: превентивное разрешение криминогенных ситуаций в воинских коллективах; профилактика насильственных установок, формирование гуманных установок и навыков у военнослужащих; идеологическое и материальное стимулирование оздоровления семейного образа жизни военнослужащих; комплексное правовое информирование о способах предупреждения правонарушений военнослужащих и их профилактика; рекомендации средствам массовой информации по сокращению пропаганды криминогенных факторов в войсках; проведение военно-научных криминологических исследований; реализация федеральной целевой программы предупреждения правонарушений, особенно грубых дисциплинарных проступков в войсках.
Осуществление предложенных мероприятий, несомненно, повлечет принятие большого числа нормативных правовых актов в сфере военного управления, а также внесение изменений в уже действующие документы, однако такой подход представляется необходимым и наиболее оптимальным.
Подытоживая, необходимо отметить, что для наступления дисциплинарной ответственности за грубый дисциплинарный проступок необходимо основание, как нормативное, т.е. предусмотренное действующим законодательством, так и фактическое, т.е. совершение противоправного поступка. С 1 января 2007 г. законодательством о статусе военнослужащих закреплены права военнослужащих, привлекаемых к дисциплинарной ответственности, в том числе за грубые дисциплинарные проступки. Указанные в законодательстве права позволяют указанным лицам более полно воспользоваться системой правовых гарантий в целях соблюдения законности при привлечении к дисциплинарной ответственности, т.е. с начала процедуры разбирательства. Они также позволяют активно влиять на ход разбирательства, его развитие.
Федеральный законодатель определяет специальный правовой статус военнослужащих, который включает юридически гарантированную совокупность субъективных прав, свобод и служебных обязанностей, ответственности, а также юридические гарантии исполнения законодательства, регулирующего правовой статус военнослужащего.

Выводы

1. Общий правовой статус — это система прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, закрепленная в Конституции Российской Федерации. Общий правовой статус является единым и равным для всех военнослужащих.
2. Специальный (родовой) правовой статус фиксирует особенности положения военнослужащих и характеризует «групповые» возможности военнослужащих как субъектов права. Специальный правовой статус военнослужащих состоит из особых (дополнительных) прав и обязанностей, характеризующих отдельную группу субъектов права — военнослужащие.
3. Специальным правовым статусом военнослужащего является его особое правовое положение как в обществе, так и в государстве, которое посредством системы специальных норм, предусмотренных в общегражданском и военном законодательстве, регулирует права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащего.
4. Органы военного управления способны воздействовать на правопорядок в армейской среде, в том числе в вопросах устранения негативных явлений в армии, посредством следующих элементов противодействия грубым дисциплинарным проступкам военнослужащих: превентивное разрешение криминогенных ситуаций в воинских коллективах; профилактика насильственных установок, формирование гуманных установок и навыков у военнослужащих; идеологическое и материальное стимулирование оздоровления семейного образа жизни военнослужащих; комплексное правовое информирование о способах предупреждения правонарушений военнослужащих и их профилактика; рекомендации средствам массовой информации по сокращению пропаганды криминогенных факторов в войсках; проведение военно-научных криминологических исследований; реализация федеральной целевой программы предупреждения правонарушений, особенно грубых дисциплинарных проступков в войсках.

Библиографический список

Монографии, учебники, учебные пособия

1. Теория государства и права: Учеб. / Под ред. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2008. С. 315.
2. Балабанов Н.Н., Туганов Ю.Н. Настольная книга судьи военного суда по гражданским делам. М.: За права военнослужащих, 2011. С. 178.
3. Комментарий законодательства о дисциплинарной ответственности военнослужащих / Под ред. А.В. Кудашкина, В.М. Корякина, К.В. Фатеева. М.: За права военнослужащих, 2007. С. 347.

Диссертации, авторефераты

1. Бараненков В.В. Теоретико-правовые основы юридической личности военных организаций: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2007. С. 20.
2. Кудашкин А.В. Правовое регулирование военной службы в Российской Федерации: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2003. С. 146.
3. Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 1984. С. 14.
4. Мигачев Ю.И. Правовые гарантии реализации статуса военнослужащих (сравнительно-правовое исследование): Дис. … д-ра юрид. наук. М., 1998. С. 246.
5. Витрук Н.В. Проблемы теории правового положения личности в социалистическом обществе: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 1979. С. 30.
6. Туганов Ю.Н. Правовое обеспечение воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 216.

Статьи из журналов

1. Лумпов Е.А. Разграничение административной и дисциплинарной ответственности военнослужащих // ЭНИ «Военное право». 2014. N 4.
2. Бордин С.Н. О некоторых вопросах проведения разбирательств в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2014. N 5. С. 24 — 28.
3. Туганов Ю.Н. Правовые проблемы разграничения видов ответственности военнослужащих // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2010. N 12.
4. Фатеев К.В. О содержании понятий воинской дисциплины, воинского дисциплинарного проступка и дисциплинарной ответственности военнослужащих // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2012. N 1, 2.
5. Рябцев В.П., Немзорова, Р.Ю. Законность в военной организации страны как фактор национальной безопасности // ЭНИ «Военное право». 2014. N 4.

xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *