10 самых длинных железных дорог в мире
Транссибирская магистраль или Великий сибирский путь, который соединяет столицу России Москву с Владивостоком, до недавних пор носил почётное звание самой длинной в мире железной дороги. Но когда был запущен «Новый шёлковый путь», то он отодвинул Транссиб на второе место, поскольку стал заметно длиннее прежнего рекордсмена. К самым длинным железнодорожным маршрутам относятся уникальные трассы, имеющие протяжённость во много тысяч километров, за время путешествия по которым человек может узнать много нового о нашей планете.
1. Мадрид-Иу, или «Новый шёлковый путь» (13 052 км)
В наши дни для доставки товаров из Поднебесной в Европу не требуется совершать опасных многомесячных путешествий по бездорожью на лошадях и верблюдах. Однако чтобы этого избежать, требуются гигантские капиталовложения. Китайцы исторически мечтали сделать направление на запад выгодным, быстрым и надёжным, и в какой-то момент привлекли к сотрудничеству и российских специалистов.
В конце 2014 года торжественно тронулся в путь железнодорожный состав из китайского города Иу, находящегося на побережье Тихого океана, а через 21 день он финишировал в далёком Мадриде. Это было началом работы самой протяжённой в мире железнодорожной магистрали. К сожалению, качество пути пока не позволяет пускать по нему комфортабельные пассажирские экспрессы, на движение поездов сильное влияние оказывает погода и прочие природные факторы, но, несмотря на это, начало функционирования этой магистрали позволило мировой экономике встать на одну ступеньку выше.
Топ необычных видов спорта
Все мы давно привыкли к таким видам спорта, как футбол, хоккей или бокс. А многие сами участвуют в соревнованиях по подобным видам спорта. Но есть и т…
2. Москва-Владивосток, или Транссибирская железнодорожная магистраль (9 289 км)
Эта дорога проходит исключительно по российской территории, она первой глобально связала Европу и Азию. Начало прокладки Транссиба пришлось на 1891 год. Возвращавшийся из многомесячного морского круиза из Японии наследник престола Николай Романов (будущий последний император Николай II) заложил в окрестностях Владивостока первый камень Уссурийской железной дороги. Длиннейшая в России железная дорога словно бусинки нанизала на себя 87 городов, 5 федеральных округов и 8 часовых поясов. 81% длины этого пути приходится на азиатскую часть, а остальное на европейскую.
Чтобы доехать из столицы до Владивостока путешественнику потребуется провести в поезде 167 часов, который сделает за это время 120 остановок. Путешествие по Транссибу сродни продолжительному туристическому вояжу – пассажиры увидят за время пути много известных населённых пунктов, природные достопримечательности невероятной красоты и нетронутости. Кроме того, наматывая километры, поезд постепенно пересекает 8 часовых поясов.
3. Москва-Пекин (8 984 км)
Россия и Китай – давние партнёры, имеющие общие интересы не только в политике и экономике, но и в культуре. Неудивительно, что столицы этих громадных стран соединила прямая железнодорожная магистраль, которая тянется на 8984 километра. Путешествие из одной столицы в другую продолжается около 145 часов. Значительную часть маршрута поезда преодолевают по уже упомянутому Транссибу, но в Чите следующие в Китай вагоны сворачивают в сторону китайской границы. Далее следует 6-часовая остановка в Забайкальске, где осуществляется пограничный контроль и смена колёсных пар, поскольку ширина колеи в двух странах отличается.
4. Дальневосточная железная дорога (6 826 км)
Протяжённость этого маршрута составляет 6826 километров. Управление железной дорогой расположено в Хабаровске. На протяжении всего пути поезд следует через 416 станций, а также 3 пункта пересечения государственной границы. Сидящие в поезде путешественники не соскучатся, поскольку могут любоваться природой заповедников и видом зон многолетней мерзлоты.
5. Горьковская железная дорога (5 296 км)
В 1936 году была образована Горьковская железная дорога длиною 5296 километров. Эта магистраль всё время модернизируется, например, в 2010 году по ней стал бегать «Сапсан» – высокоскоростной электропоезд, производства немецкой фирмы «Сименс», который начал доставлять пассажиров за более короткое время. Например, с его помощью попасть из Москвы в Нижний Новгород стало возможным за 3,5 часа. Ежегодно по Горьковской железной дороге проезжают свыше 52 миллионов пассажиров. Для России это направление издавна является важным экономическим и политическим фактором, на его пути расположены исторические города, по пути можно посмотреть на большие лесные массивы и живописные ландшафты.
Самые страшные казни в мире: Топ-10
С древних времён изощрённый ум человека старался придумать такое страшное наказание для преступника, проведённое обязательно публично, чтобы устрашить…
6. Лхаса-Гуанчжоу (4 980 км)
Внутри Китая находится ещё одна длинная железная дорога, на которой расположено 4980 километровых столбов. Ею связан портовый город Гуанчжоу и континентальный Лхаса, находящийся в Тибетском нагорье. Поезд Т264 преодолевает этот грандиозный путь за 54,5 часа. Проводники рассказывают пассажирам о мелькающих за окнами достопримечательностях на трёх языках. В поезде круглосуточно работает ресторан, в котором можно отведать блюда тибетской и китайской кухни.
7. Инин-Шанхай (4 742 км)
В 2014 году было открыто движение по новому железнодорожному маршруту, соединяющему Шанхай и Инин длиной 4742 километра. По нему двигаются пассажирские поезда, при этом они последовательно пересекают 7 китайских провинций, в которых делают 32 остановки. Время в пути составляет 56 часов, за которые пассажиры пересекают большую часть Китая и имеют возможность полюбоваться на его красоты, которых действительно немало.
8. Урумчи-Гуанчжоу (4 684 км)
Эта железная дорога соединяет северо-западные земли Китая с его юго-восточными регионами, её длина составила 4684 километра, а чтобы их преодолеть, потребуется 49,5 часов. Здесь функционируют три поезда, в которых чаще всего сидят бизнесмены, политики и просто путешественники, которые стремятся попасть в Гуанчжоу.
9. Торонто-Ванкувер (4 466 км)
В Канаде между Ванкувером и Торонто курсируют поезда компании «VIA Rail» по маршруту длиной 4466 километров. В пути они делают 66 остановок. Но пассажирам, сидящим в комфортабельных вагонах, скучать не приходится, поскольку за окнами проносятся заснеженные пики Скалистых гор, нетронутая человеком канадская тайга и разнообразные природные достопримечательности. Частенько пассажирам удаётся не только полюбоваться пейзажами, но и увидеть оленей, лосей или медведей.
10. Чикаго – Лос-Анджелес (4 390 км)
Трансконтинентальная американская магистраль соединяет Лос-Анджелес и Чикаго, которые находятся на противоположных сторонах североамериканского материка. Этот маршрут обслуживает государственная компания «Амтрак». Длина пути составляет 4390 километров, которые поезда преодолевают в среднем за 65 часов. Во время путешествия они пересекают 7 штатов и делают 40 остановок в пути. Для удобства путешественников вагоны поездов имеют специальную конструкцию – окна здесь есть не только в их бортах, но и на крыше.
www.rukivnogi.com
Список стран по длине сети железных дорог
- Список стран по длине сети железных дорог
- Длина железнодорожной сети по странам Плотность железнодорожной сети по странам Список стран по длине сети железных дорог основан на данных Международного союза железных дорог. Страны отсортированы по длине эксплуатируемых железных дорог. Таблица также включает линии, не используемые для перевозки пассажиров.
Примечания
Ссылки
См. также
Железная дорога
Категории:- Сравнительные списки стран
- Железнодорожный транспорт
Wikimedia Foundation. 2010.
- Список стран по длине сети автомобильных дорог
- Список стран по добыче бокситов
Смотреть что такое «Список стран по длине сети железных дорог» в других словарях:
Железнодорожный транспорт — У этого термина существуют и другие значения, см. Железнодорожный транспорт (значения). Ретро поезд на Great Central Railway во главе с паровозом GWR 5101 Железнодо … Википедия
Дорога — У этого термина существуют и другие значения, см. Дорога (значения) … Википедия
Франция — (France) Французская Республика, физико географическая характеристика Франции, история Французской республики Символика Франции, государственно политическое устройство Франции, вооружённые силы и полиция Франции, деятельность Франции в НАТО,… … Энциклопедия инвестора
Предпосылки Февральской революции 1917 года — в России сложный комплекс взаимосвязанных внутренних и внешних экономических, политических и социальных процессов, приведших к Февральской революции 1917 года в России. Некоторые из предпосылок были сформулированы еще до начала Первой… … Википедия
Железнодорожная почта — Открытие в 1830 году ранней Железной дороги Ливерпуль М … Википедия
Норвегия — I (норвежск. Norge, шведск. Norrige, нем. Norwegen, франц. Norvège, англ. Norway) королевство, соединенное с Швецией под управлением одного короля, но на правах самостоятельного государства; лежит между 57°59 (мыс Линдеснес) и 71°10 сев. шир.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Предпосылки революции 1917 года в России — сложный комплекс экономических, политических, социальных и организационных причин, вызвавший революцию 1917 года в России. Революция 1917 года в России … Википедия
Аргентина — Аргентинская Республика República Argentina … Википедия
Туризм в России — Туризм в России развивающаяся отрасль. Россия занимает одно из ведущих мест в мире в сфере международного туризма. За 2011 год Россия приняла около 20 млн международных визитёров. Доходы России от международного туризма в 2011 году… … Википедия
Россия — 1) пик, Памир, Таджикистан. Открыт в 1932 1933 гг. сотрудниками Таджикско Памирской экспедиции Академии наук СССР и назван пиком Молотова, по фамилии сов. деятеля В. М. Молотова (1890 1986). В 1957г. переименован в пик России. 2) Российская… … Географическая энциклопедия
dic.academic.ru
Железные дороги. Протяженность железных дорог стран мира 2010
Железные дороги. Протяженность железных дорого стран мира 2010
Этот показатель определяет полную железнодорожной сети и ее составных частей.
В мире выделяют четыре типа железных дорог:
- ширококолейная,
- стандартная,
- узкоколейная,
- двойная.
Приблизительно 60 % железных дорог в мире используют стандартную ширину колеи 1.4 м. (4.7 фута). В России и странах СНГ, стандартная ширина колеи — 1.524 мм
№ п.п. | Cтрана | (км) | Дата информации |
1 | Соединенные Штаты | 224 792 | 2010 |
2 | Россия | 87 157 | 2010 |
3 | Китай | 86 000 | 2009 |
4 | Индия | 63 974 | 2010 |
5 | Канада | 46 552 | 2009 |
6 | Германия | 41 981 | 2009 |
7 | Австралия | 38 445 | 2010 |
8 | Аргентина | 36 966 | 2010 |
9 | Франция | 29 640 | 2009 |
10 | Бразилия | 28 538 | 2010 |
11 | Япония | 26 435 | 2009 |
12 | Украина | 21 684 | 2010 |
13 | Италия | 20 254 | 2010 |
14 | Южная Африка | 20 192 | 2010 |
15 | Польша | 19 428 | 2010 |
16 | Мексика | 17 166 | 2010 |
17 | Соединенное Королевство | 16 454 | 2010 |
18 | Испания | 15 293 | 2010 |
19 | Казахстан | 15 079 | 2010 |
20 | Швеция | 11 633 | 2010 |
21 | Румыния | 10 784 | 2010 |
22 | Чешская Республика | 9 632 | 2010 |
23 | Венгрия | 9 208 | 2009 |
24 | Турция | 8 699 | 2010 |
25 | Куба | 8 598 | 2009 |
26 | Иран | 8 442 | 2008 |
27 | Пакистан | 7 791 | 2010 |
28 | Чили | 7 082 | 2010 |
29 | Австрия | 6 399 | 2010 |
30 | Судан | 5 978 | 2010 |
31 | Финляндия | 5 919 | 2009 |
32 | Белоруссия | 5 537 | 2010 |
33 | Корея, Север | 5 242 | 2009 |
34 | Египет | 5 083 | 2010 |
35 | Индонезия | 5 042 | 2009 |
36 | Бирма | 5 031 | 2010 |
37 | Швейцария | 4 876 | 2010 |
38 | Мозамбик | 4 787 | 2010 |
39 | Норвегия | 4 169 | 2010 |
40 | Болгария | 4 151 | 2009 |
41 | Новая Зеландия | 4 128 | 2010 |
42 | Таиланд | 4 071 | 2010 |
43 | Конго, демократическая республика | 4 007 | 2010 |
44 | Алжир | 3 973 | 2008 |
45 | Танзания | 3 689 | 2010 |
46 | Боливия | 3 652 | 2010 |
47 | Узбекистан | 3 645 | 2010 |
48 | Словакия | 3 622 | 2010 |
49 | Нигерия | 3 505 | 2010 |
50 | Зимбабве | 3 427 | 2010 |
51 | Корея, Юг | 3 381 | 2008 |
52 | Сербия | 3 379 | 2010 |
53 | Португалия | 3 319 | 2010 |
54 | Ирландия | 3 237 | 2008 |
55 | Бельгия | 3 233 | 2010 |
56 | Туркмения | 2 980 | 2010 |
57 | Азербайджан | 2 918 | 2009 |
58 | Нидерланды | 2 896 | 2010 |
59 | Ангола | 2 764 | 2010 |
60 | Хорватия | 2 722 | 2009 |
61 | Дания | 2 667 | 2008 |
62 | Намибия | 2 626 | 2010 |
63 | Бангладеш | 2 622 | 2010 |
64 | Греция | 2 548 | 2009 |
65 | Вьетнам | 2 347 | 2010 |
66 | Ирак | 2 272 | 2008 |
67 | Латвия | 2 239 | 2010 |
68 | Тунис | 2 165 | 2010 |
69 | Замбия | 2 157 | 2010 |
70 | Марокко | 2 067 | 2010 |
71 | Кения | 2 066 | 2010 |
72 | Сирия | 2 052 | 2010 |
73 | Перу | 2 020 | 2010 |
74 | Монголия | 1 908 | 2010 |
75 | Малайзия | 1 849 | 2010 |
76 | Литва | 1 767 | 2010 |
77 | Уругвай | 1 641 | 2010 |
78 | Грузия | 1 612 | 2009 |
79 | Тайвань | 1 580 | 2010 |
80 | Шри-Ланка | 1 449 | 2010 |
81 | Саудовская Аравия | 1 378 | 2010 |
82 | Уганда | 1 244 | 2010 |
83 | Словения | 1 228 | 2009 |
84 | Эстония | 1 196 | 2010 |
85 | Молдова | 1 190 | 2010 |
86 | Гвинея | 1 185 | 2009 |
87 | Филиппины | 995 | 2010 |
88 | Камерун | 987 | 2010 |
89 | Израиль | 975 | 2010 |
90 | Эквадор | 965 | 2010 |
91 | Гана | 947 | 2009 |
92 | Сенегал | 906 | 2010 |
93 | Ботсвана | 888 | 2010 |
94 | Конго, республика | 886 | 2010 |
95 | Колумбия | 874 | 2010 |
96 | Армения | 869 | 2010 |
97 | Мадагаскар | 854 | 2010 |
98 | Венесуэла | 806 | 2010 |
99 | Малави | 797 | 2010 |
100 | Македония | 699 | 2010 |
101 | Камбоджа | 690 | 2010 |
102 | Эфиопия | 681 | 2008 |
103 | Таджикистан | 680 | 2010 |
104 | Кот-д\’Ивуар | 660 | 2010 |
105 | Габон | 649 | 2009 |
106 | Буркина-Фасо | 622 | 2010 |
107 | Босния и Герцеговина | 601 | 2009 |
108 | Фиджи | 597 | 2008 |
109 | Мали | 593 | 2010 |
110 | Того | 568 | 2010 |
111 | Иордания | 507 | 2010 |
112 | Кыргызстан | 470 | 2010 |
113 | Бенин | 438 | 2010 |
114 | Косово | 430 | 2007 |
115 | Либерия | 429 | 2010 |
116 | Ливан | 401 | 2008 |
117 | Албания | 339 | 2010 |
118 | Гватемала | 332 | 2009 |
119 | Эритрея | 306 | 2010 |
120 | Свазиленд | 301 | 2008 |
121 | Сальвадор | 283 | 2010 |
122 | Коста-Рика | 278 | 2010 |
123 | Люксембург | 275 | 2010 |
124 | Черногория | 250 | 2010 |
125 | Доминиканская Республика | 142 | 2010 |
126 | Джибути | 100 | 2010 |
127 | Панама | 76 | 2010 |
128 | Гондурас | 75 | 2009 |
129 | Остров Мэн | 63 | 2008 |
130 | Непал | 59 | 2010 |
131 | Сент-Киттс и Невис | 50 | 2008 |
132 | Парагвай | 36 | 2010 |
133 | Остров Рождества | 18 | 2010 |
134 | Лихтенштейн | 9 | 2011 |
iformatsiya.ru
протяженность железных дорог России и в других странах мира
Рад приветствовать Вас, уважаемые пользователи и любители железнодорожного транспорта. Тема статьи – протяженность железных дорог России. Что думаете по этому поводу? Когда-нибудь задавались подобным вопросом? Достигает ли протяженность ЖД в России высокого уровня?
Помните как в средней школе на уроке математики мы изучали задачки про движение транспорта с пункта А в пункт В, рассматривали все возможные решения задачи, анализировали каждое действие, и все данные в задаче, к этой теме можем с легкостью отнести протяженность. Да, довольно странное слово для новичка в сфере железнодорожного транспорта. Но здесь все элементарно просто. Протяженность – это всем известная длина, ширина и высота, определенной территории, она имеет свойство измеряется в разных формах.
Транспорт, пути и протяженность
Рельсовый транспорт в Российской Федерации можно назвать одним из крупнейших железнодорожных сетей по всему миру! Кроме этого, этот вид транспорта является одним из основных, благодаря работе железнодорожных машин, осуществляется ряд грузовых и пассажирских перевозок. В данной сфере задействовано около двух процентов трудоспособных граждан России. Известно, что на сегодняшний день на ЖД магистралях используется огромное количество транспорта. Только представьте – более 22 тысяч локомотивов, 890 тысяч грузовых вагонов, 26 тысяч пассажирских вагонов, а также более 15 тысяч электропоездов и дизель — поездов. Такие цифры уму не постижимы!
По состоянию на 2013 год длина железных путей России составляет 85,3 тыс. единиц. Общая продолжительность составляет следующий километраж — 121 тыс., и это сопутствует тому, что Россия занимает третье место, уступив лишь США и Китаю.
Весомую роль в железнодорожном транспорте РФ играет именно электрификация. Благодаря этой системе ЖД России занимает 2-е место в мире, после Китая, где электрифицированная длина рельсовых путей около 55,8 тыс. километров, и считается самой большой железной дорогой.
Электрификация – система работы на рельсовой магистрали с использованием электроподвижного состава, например электропоезда либо электровоза.
Назад в будущее!
Рельсовые пути пользовались популярностью еще в далеком 19 веке, когда они только зарождались на территории России. Первой железной дорогой является Царскосельская, с продолжительностью всего в каких-то 27 км, она расположилась неподалеку Царскосельского вокзала и села Царское. Знаете что-то об этом?
Великой славы познала Николаевская железная дорога, ее популярность припадает во времена позапрошлого века. Она была более развита, по сравнению с первыми путями. Протяженность Николаевской дороги на момент ее работы составляла 645 км. Со временем, были присоединены дополнительные линии. Про Николаевскую железную дорогу думаю, слышали многие!
По началу прошлого века было создано, наверное самую колоссальную железную дорогу того времени – Транссиб. При помощи этой дороги было соединено европейскую часть страны, также Урал с Дальним Востоком, ее длина составляет 9288,2 км, это уже далеко не 27 Царскосельских единиц!
В советский период, все железнодорожные территории были переданы в собственность государства. В итоге практически весь устаревший транспорт познал реконструкции, большинство дорог было переведено на тепловозною тягу, произошла замена рельсов, также установка автоматического регулирования поездами. Вывод — за времена советской власти железнодорожная сфера почувствовала на себе влияние максимального развития и совершенства. С 90-х годов состояние вокзалов ухудшилось в разы, строительство новых дорог остановилось. Но, после 2000-х развитие железнодорожной сферы резко пошла вверх.
По состоянию на 2030 год протяженность ЖД Российской Федерации должна составлять около 107,6 тыс. Но в случае, не выполнения определенных требований, шансы достичь желаемого результата будут равны нулю, и развитие рельсовой сферы останется на своем уровне без единых движений.
Наибольшей продолжительностью железных дорог в мире считается Американская железная дорога, которая составляет 293,6 тыс. км, и это состоянием на 2014 год. Что уж можно говорить о 2016, наверняка на протяжении двух лет, она понесла ряд изменений и корректив, стала более популярной и больше в размерах.
Продолжительность рельсовых путей РФ увеличивается в разы, разницу можно увидеть по годам с 2013 по 2014, отличие в течение всего одного года уже достигает 2 тыс. километров железнодорожных линий. С каждым годом длина железных магистралей России ожидается больше и больше в размерах.
А что Вы думаете о продолжительности железнодорожных путей всего мира, а не только о тройке стран-лидеров?! Состоянием на 2006 год, мировая протяженность железных дорог достигает 1,370,782 километра. Что уж говорить о мировой длине на сегодняшний день. Только представьте, сколько перемен произошло на протяжении 10 лет. В странах бывшего СССР состоянием на 1990 год, протяженность достигала 145,6 тыс. километров.
Я считаю, что протяженность всегда будет актуальна, не только в сфере рельсового транспорта, пусть это будет даже подсчет продолжительности береговой линии Черного моря. Эти знания о длине, ширине и высоте нам закладывают еще с детства, юношества. А потом мы задаемся вопросом, зачем нам предмет арифметики?! Неужели эти задачи по расчетам отреза и высоты пригодятся в будущем, ведь я хочу стать гуманитарием, и математические науки никакого отношения ко мне не имеют. Ответ назрел сам собой, — логика, быстрые подсчеты, дружба с числами и единицами всегда должны идти с нами в одну ногу, ведь та формула, которая так и осталась на странице учебника за 8 класс, а не в памяти, могла пойти нам на пользу именно сейчас, и, возможно, сыграла бы важную роль.
«Известна теория, много раз доказанная практикой, что сколь бы большое число людей уже не находилось в вагоне, всегда может войти еще один человек. Сначала одной ногой, потом двумя ногами, с курткой, зажатой между дверями, но войдет. Метод математической индукции доказывает: в вагон может зайти бесконечное количество людей. » — Китя Карлсон.
Хочу привести интересный пример. Что скажете о московском метро? Вы когда-нибудь задумывались о его длине, высоте, ширине, в общем, о протяженности? Его продолжительность может быть как эксплуатационная, так и развернутая. В чем же разница?! Эксплуатационная длина измеряется по оси главного пути, и составляет 292,9 километров, в то время как развернутая продолжительность путей – это сумма длин всех путей, развернутая продолжительность достигает 801,3 км. Московский метрополитен считается самым крупным по протяженности в России. Знали что-то об этом?
Хочу верить в то, что моя статья была достаточно поучительной и информативной, надеюсь, Вы узнали и нашли здесь, все то, в чем нуждались.
Обязательно делитесь публикацией в социальных сетях, отправляйте друзьям и знакомым. Ведь, тема протяженности, довольно познавательна и занимательна, не только для заядлого железнодорожника, а также просто для пользователя социальных сетей.
Спасибо за внимание! Всего наилучшего, до новых встреч!
Этой статьей стоит поделится с друзьями:
myzd-life.ru
Мировой железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт, зародившийся в эпоху промышленной революции, оставался основным видом транспорта на протяжении всего XIX и первой половины XX в
Первой железной дорогой на паровой тяге стала линия Ливерпуль – Манчестер в Англии, открытая в 1830 г. В том же году была построена и первая железная дорога в США, соединившая города Чарлстон и Огаста. В 1833 г. появилась первая железная дорога во Франции, в 1835 г. – в Германии и Бельгии. А в России первая железная дорога Петербург – Царское Село (26 км) была открыта в 1837 г. Так было положено начало периоду бурного железнодорожного строительства: с 1850 по 1900 г. в мире было введено в эксплуатацию более 800 тыс. км путей (в среднем по 16 тыс. км в год). Рекордсменом в этой области стали США, а на второе место вышла Россия. К 1920 г. протяженность железных дорог мира достигла уже почти 1,2 млн км. Они сыграли исключительную роль в формировании международного географического разделения труда в пределах отдельных стран и континентов, а соответственно и в становлении мирового хозяйства.
Однако начиная с 20-х г. ХХ в. развитие железнодорожного транспорта замедлилось. До 50—70-х гг. XX в. протяженность железных дорог мира еще продолжала возрастать, но затем началось ее уменьшение (табл. 2). Некоторый регресс этого вида транспорта был вызван прежде всего конкуренцией со стороны других, более новых его видов – автомобильного, воздушного, трубопроводного. В результате доля железнодорожного транспорта в мировом грузо– и пассажирообороте заметно уменьшилась (рис. 2).
Несмотря на такой регресс, при оценке современного этапа развития железнодорожного транспорта мира нельзя не видеть тех радикальных преобразований, которые происходят в этой отрасли начиная с 1970-х гг. Они направлены не столько на дальнейшее расширение сети, сколько на освоение и внедрение новых технологий, электрификацию железных дорог, переход к системам механизации и автоматизации, использованию вычислительной техники, на создание сверхскоростных магистралей, на новую организацию пассажирского и грузового движения. В результате во второй половине 1990-х гг. положение на железнодорожном транспорте начало стабилизироваться. Специалисты считают, что железнодорожный транспорт нашел определенную нишу, в рамках которой он может получить новые стимулы развития. Но и перспективы нового крупного железнодорожного строительства, особенно в Евразии, ныне также оцениваются высоко.
При относительной стабильности протяженности железнодорожной сети мира в целом в одних странах и регионах она сокращается, а в других, напротив, растет. Наиболее яркий пример страны, где происходит сокращение этой сети, являют собой США. Длина железных дорог в 1950–2005 гг. уменьшилась там с 360 тыс. км до 231 тыс., т. е. почти в 1,6 раза. Другой пример– страны Западной Европы: в Великобритании за тот же отрезок времени сеть уменьшилась с 34 тыс. км до 16 тыс., во
Франции – с 45 тыс. км до 29 тыс. Но, с другой стороны, во многих странах мира и во второй половине XX в. продолжали наращивать железнодорожную сеть. В качестве примеров такого рода можно назвать бывший СССР, Китай, Канаду, Индию, некоторые другие страны Азии, Африки и Латинской Америки. Достаточно сказать, что только в Китае в годы девятой пятилетки намечали построить 20 тыс. км новых железных дорог. А всего железные дороги продолжают строить в трех десятках стран.
Теперь обратимся к таблице 2, в которой приведены сведения об общей длине железных дорог и густоте железнодорожной сети в странах, где эта длина превышает 10 тыс. км. Анализ таблицы показывает, что всего таких стран 22, причем большинство из них относится к экономически развитым, а остальные – к наиболее «продвинутым» развивающимся.
Таблица 2. Длина железных дорог и густота железнодорожной сети мира по странам мира
Большой интерес для анализа представляет также графа таблицы, относящаяся к густоте (плотности) железнодорожной сети, для показателей которой характерен очень сильный разброс.
Еще сравнительно недавно максимальной считалась пустота более 100 км на 1000 км2 территории, которую имели несколько европейских стран. Но вследствие сокращения железнодорожной сети в этой группе осталась только одна, не вошедшая в таблицу Чехия (120 км). Довольно высокие показатели густоты сети, находящиеся в пределах 50– 100 км на 1000 км2, также характерны прежде всего для стран зарубежной Европы и Японии. Очень крупные по территории страны – Канада, Россия, Китай, Индия, Австралия и даже США, – несмотря на большую общую длину железных дорог, имеют значительно более низкие показатели густоты железнодорожной сети. Еще ниже они, как правило, в большинстве развивающихся стран (в Азии и Латинской Америке обычно до 10 км, а в Африке – до 5 км на 1000 км2 территории). И это не говоря уже о том, что во многих странах Тропической Африки вообще нет железных дорог.
Таблица 3. Первые десять стран по размерам грузооборота железных дорог
Такие же большие региональные и различия по странам скрываются и за общемировыми показателями работы транспорта. Мировой грузооборот железных дорог в 2005 г. составил 8000 млрд т/км. Основную роль в его обеспечении играют страны, входящие в первую десятку по этому показателю. На них приходится более 9/10 этого грузооборота (табл. 3).
Мировой пассажирооборот железных дорог в начале XXI в. устойчиво держится на уровне 1900 млрд пассажиро-километров. Но для более реалистичной его характеристики воспользуемся несколько иным показателем: сколько километров в среднем проезжает по железной дороге за год один пассажир. Первое место в мире по данному показателю занимает Япония (2000 км). Далее следуют Швейцария (1700 км), Австрия (1200), Украина, Россия и Белоруссия (по 1150), Франция (1000), Нидерланды и Египет (от 900 до 1000 км).
Рис. 3. Протяженность электрифицированных железных дорог по странам мира (в скобках указана их доля в общей протяженности железных дорог страны)
Большой интерес для характеристики сети (и работы) железных дорог представляет знакомство с уровнем их электрификации (рис. 3). Как хорошо видно, длина электрифицированных магистралей отнюдь не всегда прямо пропорциональна размерам территории страны или эксплуатируемой длине ее железнодорожной сети. Еще в большей степени это относится к доле электрифицированных дорог по отношению к общей их протяженности, которая даже в 17 странах, представленных на рисунке 105, колеблется в пределах от 22–23 % (Китай, Индия) до 70 (Швеция) и даже 95 % (Швейцария). Из стран, оставшихся за рамками этого графика, большую долю электрифицированных железных дорог имеют Грузия (100 %), Люксембург (95), Армения (91), Бельгия (74), Нидерланды (73), Болгария (63), Норвегия (62 %). Интересно также, что в Канаде и Австралии электрифицированных дорог вообще нет, а в США они составляют лишь 1 % от общей длины сети; эти страны ориентируются только на дизельную тягу.
Одним из главных направлений «реанимации» железнодорожного транспорта в последнее время стало сооружение высокоскоростных магистралей, на которых пассажирские экспрессы развивают скорость в 200–300 км в час, а иногда и большую. Пионерами строительства таких дорог стали Япония и Франция. Затем их начали строить и в других странах Западной Европы (Германия, Италия), в США (между Вашингтоном и Нью-Йорком, Лос-Анджелесом и Лас-Вегасом, во Флориде), в Республике Корея (Сеул – Пусан), в Китае.
О том, что даже крупные природные преграды для железнодорожного транспорта давно уже не являются непреодолимыми, свидетельствуют следующие примеры. В отношении гор наиболее известный пример, конечно, Альпы, где в XIX и XX вв. железные дороги были проложены через перевалы на высоте 2200–2300 м. В Норвегии железная дорога длиной 500 км связала Осло и Берген, поднимаясь до высоты 1300 м; она имеет 184 туннеля общей длиной 38 км. В восточной части Индии еще в конце XIX в. была построена 50-километровая железная дорога, соединившая климатический курорт Дарджилинг в Гималаях с основной железнодорожной магистралью. А железная дорога, соединяющая сети Чили и Аргентины и пересекающая Анды, поднимается до абсолютной высоты 4470 м! Примеры преодоления крупных водных рубежей более характерны для наших дней. Это сооружение туннеля Сейкан в Японии между островами Хонсю и Хоккайдо, Евротоннеля в Европе, соединившего сети Великобритании и Франции через Ла-Манш. До 2010 г. намечают соорудить также тоннель под Гибралтарским проливом, который позволит связать железные дороги Марокко и Испании, т. е. Африки и Европы.
Россия была и остается, можно сказать, великой железнодорожной державой. Занимая второе место в мире по общей протяженности железных дорог (85 тыс. км, или 8 % от мировой), Россия обеспечивает 23 % мирового грузооборота и 7 % мирового пассажирооборота железнодорожного транспорта. Как уже было отмечено, железные дороги принимают на себя примерно 2/5 внутреннего грузо– и пассажирооборота России, а во внешних перевозках их доля составляет 40–45 %. По грузонапряженности железных дорог (которую измеряют в млн т/км на 1 км пути за год) Россия, как в прошлом Советский Союз, не имеет себе равных во всем мире. В России находится и самая длинная в мире Транссибирская магистраль (10 тыс. км), 100-летие которой отмечалось в 2001 г. Наряду с этим нельзя не учитывать, что в 1990-х гг. показатели работы железных дорог страны существенно снизились, а сами пути и подвижной состав нуждаются в значительной модернизации. Вот почему в 2007 г. была принята «Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 г.», осуществление которой должно кардинально повысить транспортную обеспеченность страны. В частности намечено построить 20 тыс. км новых линий.
studfiles.net
Рейтинг стран мира по протяжённости железных дорог
Рейтинг стран мира по протяжённости железных дорог. В рейтинге учитывается общая протяжённость маршрутов железнодорожной сети.
Железнодорожные билеты по России и Европе
Место в рейтинге | Страна | Железные дороги (км) | Дата информации |
---|---|---|---|
1 | United States | 293,564 | 2014 |
2 | China | 124,000 | 2017 |
3 | Russia | 87,157 | 2014 |
4 | Canada | 77,932 | 2014 |
5 | India | 68,525 | 2014 |
6 | Germany | 43,468 | 2014 |
7 | Australia | 36,968 | 2014 |
8 | Argentina | 36,917 | 2014 |
9 | Brazil | 29,850 | 2014 |
10 | France | 29,640 | 2014 |
11 | Japan | 27,311 | 2015 |
12 | Ukraine | 21,733 | 2014 |
13 | South Africa | 20,986 | 2014 |
14 | Italy | 20,182 | 2014 |
15 | Poland | 19,231 | 2015 |
16 | United Kingdom | 16,837 | 2015 |
17 | Spain | 16,102 | 2014 |
18 | Mexico | 15,389 | 2014 |
19 | Kazakhstan | 14,184 | 2014 |
20 | Sweden | 14,127 | 2016 |
21 | Turkey | 12,008 | 2014 |
22 | Pakistan | 11,881 | 2015 |
23 | Romania | 11,268 | 2014 |
24 | Czechia | 9,622 | 2014 |
25 | Iran | 8,484 | 2014 |
26 | Cuba | 8,367 | 2015 |
27 | Indonesia | 8,159 | 2014 |
28 | Hungary | 8,049 | 2014 |
29 | Korea, North | 7,435 | 2014 |
30 | Chile | 7,282 | 2014 |
31 | Sudan | 7,251 | 2014 |
32 | Finland | 5,923 | 2015 |
33 | Austria | 5,800 | 2014 |
34 | Switzerland | 5,652 | 2014 |
35 | Belarus | 5,528 | 2014 |
36 | Saudi Arabia | 5,410 | 2016 |
37 | Bulgaria | 5,114 | 2014 |
38 | Egypt | 5,085 | 2014 |
39 | Burma | 5,031 | 2008 |
40 | Mozambique | 4,787 | 2014 |
41 | Tanzania | 4,567 | 2014 |
42 | Uzbekistan | 4,304 | 2016 |
43 | Norway | 4,250 | 2014 |
44 | New Zealand | 4,128 | 2014 |
45 | Thailand | 4,127 | 2017 |
46 | Congo, Democratic Republic of the | 4,007 | 2014 |
47 | Algeria | 3,973 | 2014 |
48 | Korea, South | 3,874 | 2015 |
49 | Serbia | 3,809 | 2015 |
50 | Kenya | 3,806 | 2014 |
51 | Nigeria | 3,798 | 2014 |
52 | Slovakia | 3,626 | 2016 |
53 | Belgium | 3,592 | 2014 |
54 | Bolivia | 3,504 | 2014 |
55 | Denmark | 3,476 | 2017 |
56 | Zimbabwe | 3,427 | 2014 |
57 | Ireland | 3,237 | 2014 |
58 | Zambia | 3,126 | 2014 |
59 | Portugal | 3,075 | 2014 |
60 | Netherlands | 3,058 | 2016 |
61 | Turkmenistan | 2,980 | 2014 |
62 | Azerbaijan | 2,944 | 2017 |
63 | Angola | 2,852 | 2014 |
64 | Croatia | 2,722 | 2014 |
65 | Namibia | 2,628 | 2014 |
66 | Vietnam | 2,600 | 2014 |
67 | Greece | 2,548 | 2014 |
68 | Bangladesh | 2,460 | 2014 |
69 | Iraq | 2,272 | 2014 |
70 | Latvia | 2,239 | 2008 |
71 | Tunisia | 2,173 | 2014 |
72 | Estonia | 2,146 | 2016 |
73 | Colombia | 2,141 | 2015 |
74 | Morocco | 2,067 | 2014 |
75 | Syria | 2,052 | 2014 |
76 | Peru | 1,854 | 2014 |
77 | Malaysia | 1,851 | 2014 |
78 | Mongolia | 1,815 | 2016 |
79 | Lithuania | 1,768 | 2014 |
80 | Uruguay | 1,673 | 2016 |
81 | Taiwan | 1,597 | 2014 |
82 | Sri Lanka | 1,447 | 2014 |
83 | Georgia | 1,363 | 2014 |
84 | Israel | 1,250 | 2014 |
85 | Uganda | 1,244 | 2014 |
86 | Slovenia | 1,229 | 2014 |
87 | Moldova | 1,171 | 2014 |
88 | Guinea | 1,086 | 2017 |
89 | Philippines | 995 | 2015 |
90 | Cameroon | 987 | 2014 |
91 | Ecuador | 965 | 2014 |
92 | Bosnia and Herzegovina | 965 | 2014 |
93 | Ghana | 947 | 2014 |
94 | Macedonia | 925 | 2017 |
95 | Senegal | 906 | 2017 |
96 | Botswana | 888 | 2014 |
97 | Madagascar | 836 | 2014 |
98 | Guatemala | 800 | 2014 |
99 | Armenia | 780 | 2014 |
100 | Malawi | 767 | 2014 |
101 | Mauritania | 728 | 2014 |
102 | Honduras | 699 | 2014 |
103 | Tajikistan | 680 | 2014 |
104 | Albania | 677 | 2015 |
105 | Cote d’Ivoire | 660 | 2008 |
106 | Ethiopia | 659 | 2017 |
107 | Gabon | 649 | 2014 |
108 | Cambodia | 642 | 2014 |
109 | Burkina Faso | 622 | 2014 |
110 | Fiji | 597 | 2008 |
111 | Mali | 593 | 2014 |
112 | Togo | 568 | 2014 |
113 | Congo, Republic of the | 510 | 2014 |
114 | Jordan | 509 | 2014 |
115 | Dominican Republic | 496 | 2014 |
116 | Kyrgyzstan | 470 | 2014 |
117 | Venezuela | 447 | 2014 |
118 | Benin | 438 | 2014 |
119 | Liberia | 429 | 2008 |
120 | Lebanon | 401 | 2017 |
121 | Kosovo | 333 | 2015 |
122 | Eritrea | 306 | 2014 |
123 | Swaziland | 301 | 2014 |
124 | Costa Rica | 278 | 2014 |
125 | Luxembourg | 275 | 2014 |
126 | Montenegro | 250 | 2017 |
127 | South Sudan | 248 | 2014 |
128 | Djibouti | 97 | 2017 |
129 | Panama | 77 | 2014 |
130 | Isle of Man | 63 | 2008 |
131 | Nepal | 53 | 2014 |
132 | Saint Kitts and Nevis | 50 | 2008 |
133 | Paraguay | 30 | 2014 |
134 | Christmas Island | 18 | 2017 |
135 | El Salvador | 13 | 2014 |
136 | Liechtenstein | 9 | 2008 |
www.yestravel.ru
Протяженность железных дорог | Статистика стран мира
Протяженность железных дорог
В данные включны все железные дороги, в том числе и узкоколейные
№п.п. | Страна | (км) | Дата оценки |
1 | Соединенные Штаты | 226 427 | 2007 |
2 | Россия | 87 157 | 2006 |
3 | Китай | 77 834 | 2008 |
4 | Индия | 64 015 | 2009 |
5 | Канада | 46 688 | 2008 |
6 | Германия | 41 896 | 2008 |
7 | Австралия | 37 855 | 2008 |
8 | Аргентина | 31 409 | 2008 |
9 | Франция | 29 213 | 2008 |
10 | Бразилия | 28 857 | 2008 |
11 | Япония | 26 435 | 2009 |
12 | Польша | 22 314 | 2007 |
13 | Украина | 21 655 | 2008 |
14 | Южная Африка | 20 872 | 2008 |
15 | Италия | 19 729 | 2008 |
16 | Мексика | 17 516 | 2008 |
17 | Соединенное Королевство | 16 454 | 2008 |
18 | Испания | 15 288 | 2008 |
19 | Казахстан | 15 082 | 2008 |
20 | Швеция | 11 633 | 2008 |
21 | Румыния | 10 788 | 2008 |
22 | Чешская Республика | 9 620 | 2008 |
23 | Турция | 8 697 | 2008 |
24 | Куба | 8 598 | 2006 |
25 | Индонезия | 8 529 | 2008 |
26 | Иран | 8 442 | 2008 |
27 | Венгрия | 8 057 | 2008 |
28 | Пакистан | 7 791 | 2007 |
29 | Австрия | 6 399 | 2008 |
30 | Судан | 5 978 | 2008 |
31 | Финляндия | 5 794 | 2008 |
32 | Белоруссия | 5 537 | 2008 |
33 | Египет | 5 500 | 2009 |
34 | Чили | 5 483 | 2008 |
35 | Корея, Север | 5 235 | 2006 |
36 | Швейцария | 4 888 | 2008 |
37 | Мозамбик | 4 787 | 2008 |
38 | Болгария | 4 294 | 2008 |
39 | Новая Зеландия | 4 128 | 2008 |
40 | Норвегия | 4 114 | 2009 |
41 | Таиланд | 4 071 | 2008 |
42 | Конго, демократическая республика | 4 007 | 2008 |
43 | Алжир | 3 973 | 2008 |
44 | Бирма | 3 955 | 2008 |
45 | Колумбия | 3 802 | 2008 |
46 | Танзания | 3 689 | 2008 |
47 | Узбекистан | 3 645 | 2008 |
48 | Словакия | 3 622 | 2008 |
49 | Нигерия | 3 505 | 2008 |
50 | Боливия | 3 504 | 2008 |
51 | Корея, Юг | 3 381 | 2008 |
52 | Сербия | 3 379 | 2006 |
53 | Ирландия | 3 237 | 2008 |
54 | Бельгия | 3 233 | 2008 |
55 | Зимбабве | 3 077 | 2008 |
56 | Туркмения | 2 980 | 2008 |
57 | Азербайджан | 2 918 | 2009 |
58 | Нидерланды | 2 896 | 2009 |
59 | Португалия | 2 786 | 2008 |
60 | Кения | 2 778 | 2008 |
61 | Бангладеш | 2 768 | 2008 |
62 | Ангола | 2 764 | 2008 |
63 | Хорватия | 2 722 | 2009 |
64 | Дания | 2 667 | 2008 |
65 | Намибия | 2 629 | 2008 |
66 | Греция | 2 548 | 2008 |
67 | Вьетнам | 2 347 | 2008 |
68 | Латвия | 2 298 | 2008 |
69 | Ирак | 2 272 | 2008 |
70 | Тунис | 2 167 | 2008 |
71 | Замбия | 2 157 | 2008 |
72 | Сирия | 2 052 | 2008 |
73 | Перу | 1 989 | 2008 |
74 | Марокко | 1 907 | 2008 |
75 | Малайзия | 1 849 | 2008 |
76 | Монголия | 1 810 | 2008 |
77 | Доминиканская Республика | 1 784 | 2008 |
78 | Литва | 1 768 | 2009 |
79 | Уругвай | 1 641 | 2010 |
80 | Грузия | 1 612 | 2008 |
81 | Тайвань | 1 582 | 2008 |
82 | Шри-Ланка | 1 449 | 2007 |
83 | Саудовская Аравия | 1 392 | 2008 |
84 | Уганда | 1 244 | 2008 |
85 | Словения | 1 228 | 2007 |
86 | Эстония | 1 196 | 2008 |
87 | Гвинея | 1 185 | 2008 |
88 | Молдова | 1 138 | 2008 |
89 | Босния и Герцеговина | 1 000 | 2008 |
90 | Камерун | 987 | 2008 |
91 | Эквадор | 965 | 2008 |
92 | Израиль | 949 | 2008 |
93 | Гана | 947 | 2008 |
94 | Сенегал | 906 | 2008 |
95 | Филиппины | 897 | 2008 |
96 | Албания | 896 | 2008 |
97 | Ботсвана | 888 | 2008 |
98 | Мадагаскар | 854 | 2008 |
99 | Армения | 845 | 2008 |
100 | Габон | 814 | 2008 |
101 | Венесуэла | 806 | 2008 |
102 | Малави | 797 | 2008 |
103 | Конго, республика | 795 | 2008 |
104 | Гондурас | 699 | 2008 |
105 | Македония | 699 | 2009 |
106 | Камбоджа | 690 | 2010 |
107 | Эфиопия | 681 | 2008 |
108 | Таджикистан | 680 | 2008 |
109 | Кот-д’Ивуар | 660 | 2008 |
110 | Буркина-Фасо | 622 | 2008 |
111 | Фиджи | 597 | 2008 |
112 | Мали | 593 | 2008 |
113 | Бенин | 578 | 2008 |
114 | Того | 532 | 2008 |
115 | Иордания | 507 | 2008 |
116 | Кыргызстан | 470 | 2008 |
117 | Косово | 430 | 2007 |
118 | Либерия | 429 | 2008 |
119 | Ливан | 401 | 2008 |
120 | Гватемала | 332 | 2008 |
121 | Эритрея | 306 | 2008 |
122 | Свазиленд | 301 | 2008 |
123 | Сальвадор | 283 | 2008 |
124 | Коста-Рика | 278 | 2008 |
125 | Люксембург | 275 | 2008 |
126 | Черногория | 250 | 2007 |
127 | Джибути | 100 | 2008 |
128 | Панама | 76 | 2008 |
129 | Остров Мэн | 63 | 2008 |
130 | Непал | 59 | 2008 |
131 | Сент-Киттс и Невис | 50 | 2008 |
132 | Парагвай | 36 | 2008 |
133 | Остров Рождества | 18 | 2010 |
iformatsiya.ru