Проведение митинга – Порядок организации и проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований

Содержание

Как законно организовать и провести публичное мероприятие: собрание, митинг, демонстрацию, шествие или пикетирование — Адвокат Морохин Иван Николаевич — Статьи

В этой статье я не буду подробно останавливаться на различиях в формах проведения публичных мероприятий, перечисленных в ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ (в редакции от 07.02.2011) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а попытаюсь остановиться на юридически значимых этапах их подготовки и проведения.
 
Прежде всего, нужно понимать, что само базисное право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, прямо предусмотрено ст. 31 Конституции РФ, т.е. реализация этого права носит уведомительный, а не разрешительный характер, т.е. действует непосредственно, на основании ст. 18 Конституции РФ.
 
Ограничение этого конституционного права возможно только в соответствии с федеральным законом, и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Таким федеральным законом и является Закон № 54-ФЗ.

Подготовка публичного мероприятия:

На этом этапе прежде всего необходимо определиться с формой, местом, временем, предполагаемым количеством участников планируемого мероприятия, и определить организационные меры по соблюдению законности и порядка в ходе его проведения.
 
Для проведения любого публичного мероприятия, за исключением одиночного пикета (в этой статье не рассматривается), необходимо наличие как минимум одного, а лучше нескольких организаторов.
 
В соответствии со ст. 5 ФЗ № 54,
1. Организатором публичного мероприятия могут быть: один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований — гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний — 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
 
2. Не могут быть организатором публичного мероприятия:
1) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;
2) политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.
 
Начиная подготовку публичного мероприятия, организаторы должны ответить самим себе, на следующие вопросы:
 
1. Каковы цели планируемого мероприятия?
2. Какая форма публичного мероприятия (митинг, пикет, собрание) предпочтительна?
3. Как будет называться это мероприятие?
4. Предполагаемое число участников и их социальная характеристика (возраст, профессии, образование, семейное положение и т.п.)?
5. Планируемая программа (этапы) публичного мероприятия?
6. Где возможно провести это мероприятие? Насколько это место доступно и безопасно, сколько человек может реально присутствовать в этом месте? Не будут ли созданы препятствия для движения транспорта и пешеходов?
7. В какое время предпочтительно провести это мероприятие?
8. Какое необходимо оборудование для звукоусиления и кто будет ответственным за его безопасное использование?
9. Нужны ли флаги, листовки, памятки, баннеры, плакаты и т.п. наглядная агитация? Кто, где, и за чей счет будет её изготавливать, устанавливать, раздавать и т.п.?
10. Как будет освещаться в СМИ это мероприятие, кого необходимо на него пригласить заранее, кто будет фиксировать (лучше с нескольких точек) все этапы проведения мероприятия?
11. Кто и как будет обеспечивать порядок во время проведения мероприятия? Кто будет улаживать вопросы с полицией и представителями властей?
12. Каким должен быть финал мероприятия (принятие общей резолюции, сбор подписей и т.п.)?
 
После определения целей публичного мероприятия и средств их достижения, а так же распределения обязанностей и ответственности между организаторами, необходимо направить уведомление о предстоящем публичном мероприятии в орган исполнительной власти субъекта федерации или орган местного самоуправления, и получить согласование его проведения.

Уведомление о проведении публичного мероприятия:

В соответствии с ч. 1 ст. 7 ФЗ № 54, уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
 
При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок
не позднее трех дней до дня его проведения
, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), — не позднее четырех дней до дня его проведения.
 
В уведомлении о проведении публичного мероприятия (ч. 3 ст. 7 Закона) указываются:
 
1) цель публичного мероприятия;
2) форма публичного мероприятия;
3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;
4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;
5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;
6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;
7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;
8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
 
Примерная форма уведомления размещена в приложении к статье.
 
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона, Организатор(ы) публичного мероприятия имеет право:
 
1) проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания — в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания;
 
2) проводить предварительную агитацию в поддержку целей публичного мероприятия через средства массовой информации, путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
 
3) уполномочивать отдельных участников публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению;
 
4) организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан;
 
5) использовать при проведении собраний, митингов, демонстраций и шествий звукоусиливающие технические средства (аудио-, видеоустановки и другие устройства) с уровнем звука, соответствующим стандартам и нормам, установленным в Российской Федерации.
 
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона, организатор публичного мероприятия обязан:

 
1) подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона;
 
2) не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия;
 
3) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления;
 
4) требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия;
 
5) обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;
 
6) приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;
 
7) обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
 
8) обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;
 
9) довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия;
 
10) иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия. Уполномоченное им лицо также обязано иметь отличительный знак.
 
Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Перечень мест, где в соответствии со ст. 8 Закона, проведение публичных мероприятий запрещено:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам (список таких объектов должен быть специально установлен) и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента РФ, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (исправительные колонии, колонии-поселения, тюрьмы). Здания, в которых расположены следственные изоляторы, в этот перечень не входят.
4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
 
Законами субъектов федерации, могут определяться и иные места, в которых запрещено проведение массовых мероприятий.

Обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (ст. 12 Закона № 54-ФЗ)

1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;
 
2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения — в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;
 
3) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия;
 
4) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
 
5) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;
 
6) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;
 
7) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране», своевременно информировать об этом соответствующие федеральные органы государственной охраны.
 
В случае отказа в согласовании публичного мероприятия, такой отказ может быть обжалован в суд на основании ст. 19 Закона и Определения КС РФ  от 2 апреля 2009 г. № 484-О-П.
 
За нарушение порядка организации и/или проведения публичного мероприятия установлена административная ответственность по ст. 20.2 КОАП РФ.
При этом необходимо помнить, что для проведения одиночного пикета, никаких уведомлений и согласований не требуется.
При наличии оснований полагать, что властями могут быть предприняты попытки противодействия проведению публичного мероприятия, необходимо предпринимать меры по снижению рисков, в т.ч. путем формального разделения одного крупного мероприятия на несколько самостоятельных мелких, дублирования и резервирования, проведение отвлекающих акций и т.п. В разработке защитных мер, неоценимую помощь вам окажут профессионалы.

Сотрудники правоохранительных органов, часто препятствуют проведению протестных публичных мероприятий, квалифицируя действия их участников как мелкое хулиганство по ст. 20.1 КОАП РФ.

Однако, при своевременной и квалифицированной правовой поддержке, их собственные действия могут быть квалифицированы по ст. 5.38 КОАП РФ, либо по ст. 149 УК РФ.
 
В любом случае, в планировании, организации и проведении публичного мероприятия, необходимо участие (юридическое сопровождение) квалифицированного юриста. Это поможет избежать досадных ошибок и конфликтов с законом.

И в заключение, несколько «технических» советов:

При проведении мероприятий желательно наличие человека (двух, трех) с видеокамерой, который будет снимать мероприятие с неподалеку расположенной возвышенности. Нужно это для того, чтобы потом, при необходимости, наглядно показать, как и откуда среди митингующих появились провокаторы. Запись действий полицаев поможет оспорить их законность. Наличие у наблюдателя портативной радиостанции позволит предупредить участников мероприятия о возможной опасности. Радиостанции в данном случае лучше телефона. Говорящий по ней не идентифицируется по номеру, его могут слышать сразу все.
 
Кроме непосредственно участвующих в мероприятии, полезно иметь в отдалении пару-тройку проверенных людей, которые потом не побоятся выступить в качестве свидетелей. Неплохо, если они будут скрыто вести видеозапись (например, установив видеорегистратор в автомобиле).
 
Несколько человек, лучше молодых и симпатичных девушек, должны разговаривать с полицаями, объясняя доступным языком для них цели мероприятия. Достигаются две цели: хотя бы часть полицаев будет понимать, что перед ними не враги, а такие же люди, отстаивающие не непонятные цели, а борющиеся за права всех, и самих полицаев, в том числе. Кроме того, психологически тяжело будет бить дубиналом тех, кто только что разговаривал с тобой, как с товарищем. Глядишь, и даст потом полицай правдивые показания.
 
Для тех же целей можно добавить один-два плаката в защиту несправедливо обиженных властью ми(по)лиционеров.
 
Должны быть выделены специалисты «разговорного жанра», которые будут общаться с провокаторами, не давая им втягивать в дискуссию, а потом в конфликт, неподготовленных участников мероприятия. Вежливо отвечать на вопросы, типа: «А не торгуют ли участники наркотиками?», поясняя, что он ошибся, митинг рыхлых гомосексуалистов проходит в другом месте и т.д.
 
Желательно части участников закрывать лица очками, масками, шарфами, затрудняя последующую идентификацию участников по оперативным видеозаписям (а записывать будут однозначно).
 
И, разумеется, как уже и было сделано на практике, координировать действия участников мероприятия должен, удаленный от места событий, диспетчер, он же администратор, который знает, куда и в каких случаях звонить и что говорить.

pravorub.ru

Порядок организации и проведения митингов, демонстраций и пикетирований

Раскройте порядок организации и проведения митингов, демонстраций и пикетирований

Международное и российское законодательство содержит недвусмысленное указание на право граждан проводить мирные публичные мероприятия и свободно выражать свою позицию. Так, Конституция РФ (ст.31) говорит о том, что «граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования». Аналогичные нормы содержаться во Всеобщей декларации прав и свобод человека (ст.20), в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст.21), в Европейской конвенции прав человека (ст.11). А детальный порядок проведения массовых акций прописан в Федеральном законе № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года.

Следует отметить, что все вышеперечисленные акты имеют высшую юридическую силу и не могут быть подменены какими-либо ведомственными инструкциями. Если постановления исполнительных органов противоречат закону, то применяется закон. Если российский закон противоречит международным нормам, то применяются международные нормы.

В законе используются основные понятия для проведения различных массовых мероприятий, а именно:

1) публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

2) собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

3) митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

4) демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

5) шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

6) пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

При проведении менее масштабных акций, можно выбирать любую из указанных в законе форм, сообразуясь с поставленной задачей, наличием человеческого ресурса, материальными и информационными возможностями.

Если рассчитывать, что тематика акции привлечет большое количество людей, если она посвящена крупной социальной и политической проблеме (проблемам), целесообразно организовывать митинг. Если мероприятие носит локальный характер (раздача газет и т.п.) можно ограничиться пикетированием. Основное отличие митинга от пикета заключается в том, что на митинге можно использовать звуковоспроизводящую аппаратуру (мегафон, микрофон, магнитола и т.п.).

Проведение публичного мероприятия основывается на следующих принципах:

1) законность — соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации;

2) добровольность участия в публичном мероприятии.

К организации публичного мероприятия относятся:

1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;

2) проведение предварительной агитации;

3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;

4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

Организаторами публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан (демонстраций, шествий и пикетов — гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, митингов — 16 лет), партии, общественные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения. Не могут быть организаторами:

1) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;

2) политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.

В федеральном законе №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусмотрены права и обязанности организаторов и участников публичных мероприятий.

Организатор публичного мероприятия имеет право:

1) проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания — в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания;

2) проводить предварительную агитацию в поддержку целей публичного мероприятия через средства массовой информации, путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

3) уполномочивать отдельных участников публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению;

4) организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан;

5) использовать при проведении собраний, митингов, демонстраций и шествий звукоусиливающие технические средства (аудио-, видеоустановки и другие устройства) с уровнем звука, соответствующим стандартам и нормам, установленным в Российской Федерации.

Организатор публичного мероприятия обязан:

1) подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленные Федеральным законом;

2) не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия;

3) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления;

4) требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия;

5) обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;

6) приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;

7) обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;

8) обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;

9) довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия;

10) иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия. Уполномоченное им лицо также обязано иметь отличительный знак.

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

Участники публичного мероприятия имеют право:

1) участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия;

mirznanii.com

Что такое митинг? Организация и проведение публичных мероприятий. Закон о митингах :: SYL.ru

Для людей, ощущающих потребность откликаться на актуальные проблемы современности, существует целый ряд возможностей для её реализации. Одной из них является участие в митингах, право на организацию и проведение которых гарантировано существующей ныне Конституцией. Остановимся подробнее на этой форме общественной жизни.

Что такое митинг?

Прежде всего следует дать определение этому понятию, ставшему неотъемлемой частью жизни современного демократического общества. В общепринятом понимании этого слова митингом называется массовое собрание, целью которого является обсуждение актуальных вопросов текущего момента. Он может проводиться с целью предъявления властным структурам каких-либо требований, а также для выражения протеста или солидарности.

Конституционное право на митинги и собрания

Законодательной основой, дающей гражданам право на проведение митингов, является статья 31 Конституции России. Она предоставляет возможность всем заинтересованным лицам в мирной обстановке, без оружия, собираться и проводить различные митинги, собрания, шествия, демонстрации и пикетирования. Каждому из этих понятий российское законодательство даёт конкретное определение.

Проведение массовых мероприятий, перечисленных выше, регламентирует федеральный Закон о митингах №54-Ф3, принятый 19 июня 2004 года. Он, а также ряд поправок, принятых позже Государственной думой, устанавливают порядок реализации гражданами их конституционного права на проведения митингов и манифестаций.

Подача заявки на проведение массовых мероприятий

В соответствии с этим законом, проведение мероприятий подобного рода должно быть предварительно согласовано с местными органами исполнительной власти. Для этого необходимо заблаговременно составить заявку. В ней следует указать время, место, а также характер намеченной акции – митинг, шествие, манифестация, пикет и т. д.

Кроме того, требуется назвать предполагаемое количество участников, перечислить используемые средства для усиления звука, а также способы охраны правопорядка и медпомощи. Необходимо указать контактные данные организаций, устраивающих митинг (их должно быть не менее трёх) и Ф. И. О. главных организаторов. Заявка должна быть подана за 10-15 дней до указанной даты мероприятия.

В свою очередь, органы исполнительной власти обязаны выдать подтверждение в получении заявки, а также назначить представителя, уполномоченного в её рассмотрении. Время на это Закон о митингах ограничивает тремя днями. Следует иметь в виду, что тот же закон оставляет за органами власти право, при необходимости, требовать внесения в заявку необходимых изменений, а в отдельных случаях — полностью её отклонять.

Основные формы митингов

По своему характеру митинги делятся на несколько разновидностей, среди которых основными являются политические, социальные, торжественные, а также траурные. Каждый из этих видов имеет свои характерные особенности. В современной жизни наибольшее внимание общественности, как правило, привлекает политический митинг, поскольку именно он служит способом открытого выражения плюрализма мнений по различным актуальным вопросам.

Политические митинги

Если оглянуться в прошлое, то нетрудно заметить очевидную закономерность – их количество значительно возрастало каждый раз, когда страна оказывалась на переломных этапах своей истории. Иллюстрацией этому могут быть свидетельства бурной политической активности общества в периоды всех трёх русских революций, а также в перестроечные и последовавшие за ними годы.

Во время тотального господства марксистско-ленинской идеологии и фактического запрета на плюрализм мнений, политические митинги также регулярно проводились, но организовывались они лишь местными комитетами КПСС и всегда пропагандировали текущую линию партии.

Что такое митинг в поддержку иной идеологической платформы, советские люди вообще не имели представления, потому что их проведение тогда приравнивалось к уголовному преступлению. К счастью, подобная однобокость осталась в прошлом, и сегодня все партии получили возможность организовать митинги, тем самым отстаивая свои политические взгляды.

Общественно-социальные митинги

Ещё одним проявлением активной жизненной позиции граждан является их участие в общественных или социальных митингах. Проведение мероприятий подобного рода не ставит своей целью внесение каких-либо изменений в политическое устройство страны, а направлено лишь на привлечение внимания общества к проблемам, возникающим в рамках существующего государственного устройства. Примером этого могут служить митинги, на которых поднимаются злободневные вопросы, связанные с экологией, здравоохранением, защитой памятников старины и так далее.

Торжественные митинги

Ещё со времён Советского союза в жизнь страны вошла практика организации торжественных митингов. Они отличаются тем, что служат не для концентрации внимания общества на различных политических и социальных проблемах, а организовываются по случаю каких-либо календарных дат, юбилеев или знаменательных событий.

Что такое митинг в честь 1 мая, 7 ноября, а также других коммунистических праздников, хорошо помнят люди старшего поколения. Подобные мероприятия всегда транслировались по радио, телевидению и освещались в печати. Как правило, к участию в них привлекались бригады артистов, и речи ораторов чередовались с исполнением патриотических песен.

Траурные митинги

Кроме перечисленных выше разновидностей митингов, на которых поднимаются вопросы, связанные с различными аспектами общественной жизни, существует и ещё одна, более узкая их форма, – это траурный митинг, являющийся по своей сути гражданской панихидой. Как правило, он предшествует погребению и является актом прощания с усопшим.

В большинстве своём такого рода траурные мероприятия проводятся непосредственно возле урны с прахом или гробом. Это может быть как территория кладбища, так и ритуальные залы. Однако в отдельных случаях подобная акция может быть организована в месте, с которым покойный был связан в силу своей профессиональной деятельности. Например, прощание с телом артиста часто проводится в театре, где он работал.

Митинги, предваряемые шествием

Продолжая разговор, упомянем вкратце и о том, что такое митинг-шествие. Под этим термином подразумевается массовое прохождение участников акции по ранее определённому маршруту к месту выступления ораторов. В данном случае само шествие, во время которого манифестанты несут в руках флаги, транспаранты и различные средства наглядной агитации, служит для привлечения к участию в митинге случайных прохожих, встретившихся по пути следования. При организации подобного мероприятия необходимо согласовать с органами местной исполнительной власти не только вопросы, связанные непосредственно с митингом, но и с прохождение его участников по улицам города.

Законность – прежде всего

Во всех случаях, организовывая митинги или ограничиваясь лишь пассивным участием в них, следует иметь в виду, что это крайне серьёзное мероприятие, проведение которого требует неукоснительного соблюдения законности. Любое отступление от существующих правил неизбежно приводит к массовым беспорядкам и может послужить причиной для привлечения виновных к административной, а в отдельных случаях — и к уголовной ответственности.

www.syl.ru

45. Правовая регламентация порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований.

Ст 31 Граждане РФ имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

——————————————————-

ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрация, шествиях и пикетированиях».2004:

Публичное мероприятие открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан РФ, полит партий, др общ. объединений и религиозных объединений.

Цель публичного мероприятия свободное выражение и формирование мнений,а также выдвижение требований по различным вопросам полит, экономич, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

Принципы проведения публичного мероприятия:

1) законность;2) добровольность участия в публичном мероприятии.

Организация публичного мероприятия:

1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ или орган МСУ; 2) проведение предварительной агитации; изготовление и распространение средств наглядной агитации;

Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан РФ (организатором демонстраций, шествий и пикетирований гражданин РФ, достигший 18 лет, митингов и собраний 16 лет), полит партии, др общественные объединения и религиозные объединения,

их региональные отделения и иные структурные подразделения.

Организатором публичного мероприятия не могут быть: лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным; лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда; общественное объединение (политическая партия и др.) и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность крых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы.

Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены полит партий, члены и участники др общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие

в нем.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган МСУ в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее 3 дней до дня его проведения. В уведомлении указываются: цель, форма, место проведения, дата, время начала и окончания, предполагаемое количество участников, ФИО организатора публичного мероприятия;

Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений

или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Проведение публичного мероприятия запрещается:

1)террии, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация крых требует соблюдения спец. правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте, газо и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) террии, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента РФ, к зданиям, занимаемым судами, к терриям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.——————————

Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени.Если во время проведения публичного мероприятия по вине его участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья его участников, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта РФ или органа МСУ вправе потребовать от организатора публичного мероприятия самостоятельно или совместно с уполномоченным представителем органа внутренних дел устранить данное нарушение.Если нарушение не было устранено по истечении времени, установленного уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта РФ или органа МСУ, то публичное мероприятие прекращается.

Основания прекращения публичного мероприятия:

1) создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физ и юр лиц; 2) совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований настоящего ФЗ, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.

Организатор публичного мероприятия, должностные лица и др граждане не вправе препятствовать участникам публичного мероприятия в выражении своих мнений способом, не нарушающим общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия.

Органы гос власти или органы МСУ, крым адресуются вопросы, явившиеся причинами проведения публичного мероприятия,обязаны рассмотреть данные вопросы по существу, принять по ним необходимые решения в порядке,установленном законодательством РФ, и сообщить о принятых решениях организатору публичного мероприятия. Поддержание общественного порядка, регулирование дорожного движения, санитарное и медицинское обслуживание в целях обеспечения проведения публичного мероприятия осуществляются на безвозмездной основе.

studfiles.net

О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.: noliquid

Попробую разобрать и объяснить к пониманию большинства основные принципы этой филькиной грамоты.
Некоторые пункты закона вырезаны для уменьшения размеров поста, полный текст закона без труда можно найти в сети. Мои комментарии выделены курсивом.Итак.

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях

2. Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах. Проведение религиозных обрядов и церемоний регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Предвыборные агитки решили отдельным законом урегулировать, чтобы проще было. Религиозные обряды тоже в отдельную кучку выделили. Хотя каждому нормальному человеку понятно, что и там и там имеет место свободное выражение  и формирование мнений.

Статья 2.
Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

Здесь нарисуем небольшую картинку. Двадцать приятелей решили прогуляться по бульварам, а потом присели на лавочки и начали обсуждать, например, действия Израиля в отношении Палестины. Никто из приятелей не протестовал против принятия участия в этом обсуждении проходящих мимо граждан. Всё было тихо, мирно. Посидели, подискутировали,  немного пошумели (в рамках приличия), а по итогам решили написать совместное обращение к министру иностранных дел, в котором сочли нужным выдвинуть некоторые требования. Фактически, это было публичное мероприятие, подпадающее под определение, данное в этом законе.

2) собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

Собрались друзья пива попить и за политику поговорить — собрание у них. А вы как думали!?

3) митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

А если не преимущественно? Публичное выражение болельщиками «Спартака» своего мнения о голкипере «Динамо», произошедшее возле стадиона, где только что окончился матч, с точки зрения данного закона, тоже можно отнести к митингу. И проблема актуальная и массовое присутствие на лицо.

4) демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

Футболки с лозунгами это что? Конечно, наглядная агитация! А если в одном месте собрались несколько человек в таких футболках? Ну, положим, они все члены какого-то политического течения и частенько ходят в подобных майках. Стоит ли считать их демонстрацией? Закон гласит, что они однозначно демонстрация, т.к. их больше одного (группа) и они публично выражают общественные настроения с использованием «иных средств наглядной агитации». 

Очевидно, что именно под это определение пытались подвести задержанных за участие в пешей экскурсии синих ведёрок. В тот раз всё обошлось, обойдётся ли в следующий?

5) шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

6) пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации;

Интересный пункт. Сразу вспоминается то, как 25 марта 2010 года чиновники из Префектуры ЦАО решили перенести пикет Федерации автовладельцев России (ФАР) здания ГИБДД с требованием отставки главы столичной ГИБДД Казанцева. И перенести его они решили на Сухаревскую площадь. Лично я не могу себе представить пикет в паре километров от пикетируемого объекта, а, вот, чиновники, оказывается, могут.

7) уведомление о проведении публичного мероприятия — документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка;

Оказывается, что о каждой попытке собраться больше одного и поговорить о политике необходимо уведомлять орган местного самоуправления. Просто, сегодня этим ещё мало кто озабочен, но всему своё время.

8) регламент проведения публичного мероприятия — документ, содержащий повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа;

9) территории, непосредственно прилегающие к зданиям и другим объектам, — земельные участки, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства.

Глава 2. Порядок организации и проведения публичного мероприятия

Статья 5. Организатор публичного мероприятия

3. Организатор публичного мероприятия имеет право:

1) проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания — в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания;

Здесь закон говорит, что организатор ИМЕЕТ ПРАВО проводить публичные мероприятия в местах, которые указаны в уведомлении либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти. Т.е. прямо так и говорится, где указал, там и право имеет, если не согласовал иного места.

2) проводить предварительную агитацию в поддержку целей публичного мероприятия через средства массовой информации, путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

Какое счастье! Законодатель одарил нас правом агитировать в поддержку целей публичного мероприятия. Т.е. если целью митинга будет борьба с коррупцией, то мы имеем право агитировать публику о том, что коррупция это плохо. Какой важный пункт для этого чудесного закона!

4. Организатор публичного мероприятия обязан:

1) подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона;

Опачки! А наши приятели, которых мы смоделировали чуть выше, даже не в курсе, что о своём намерении посидеть на бульварах надо было кого-то уведомлять!

2) не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия;

А вот это тут вообще откуда взялось!? Хотя… Обязан информировать о своём принятии или непринятии. Т.е. он не обязан прям вот так сходу принимать предложения об изменении места и времени проведения своего публичного мероприятия. Вот, не обязан и всё тут.

3) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления;

5) обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;

Какая компетенция может быть у организатора публичного мероприятия, если ему, согласно закона, может быть 16 лет от роду!? Общественный порядок и безопасность граждан у нас в стране отдельное ведомство призвано обеспечивать. А граждане обязаны лишь соблюдать тот самый порядок и действующее законодательство.

6) приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;

Моделируем ещё одну ситуацию. Два приятеля отошли от митинга и пристали с непристойными требованиями к девушке или устроили мордобой. Противоправные действия на лицо. Факт того, что это участники митинга — тоже. По закону надо бы публичное мероприятие прекратить. А по суровой реальности, это могут быть обычные провокаторы целью которых является прекращение этого самого мероприятия.

5. Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Вот что значит не было согласовано? Мы уведомление отправили? Отправили. Написали там, что хотим митинговать на 3-ей улице строителей? Написали. Нам предложили 4-ю улицу Строителей. Но мы не хотим на 4-й, потому что там канализацию прорвало и теперь плохо пахнет. Согласно п. 4, ст.2 мы сообщили о своём непринятии изменения места проведения. Т.е. все формальности соблюли. Означает ли это, что мы согласовали место проведения или не означает? А если не означает, то с какого перепуга?

Ведь, если уведомление органа исполнительной власти о своём непринятии предложенного им места проведения публичного мероприятия не является тем самым фактом согласования места проведения, а фактом согласования является ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО принятие предложения этого самого органа, то получается, что нарушается конституционное право собираться вместе там, где граждане считают нужным и необходимым. Получается что орган исполнительной власти субъекта РФ наделён правом решать где граждане могут собираться больше одного, а где не могут.

Вот, не хотим мы на 4-ю улицу, мы все на 3-й живём, а на 4-й пахнет дурно и идти далеко. Но получается, что либо на 4-ю, либо нигде. О какой реализации конституционных прав в таком случае идёт речь!?

Напомню, что ст. 2 данного закона гласит: п.1 «Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений«, п. 3 «митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения«, п. 5 «шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам«

О каком формировании мнений, публичном выражении или привлечении внимания будет идти речь, если орган исполнительной власти субъекта «предложит» перенести мероприятие в лесопарковую зону? Чьё мнение там возможно будет сформировать и чьё внимание привлечь? Белок?

Статья 6. Участники публичного мероприятия

1. Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

Перл! Выдающийся и бескомпромиссный! Оказывается, что члены политических партий и участники других общественных и религиозных объединений не являются гражданами! Вот это новость! Надо бы им всем срочно и в обязательном порядке поменять паспорта.

2. Участники публичного мероприятия имеют право:

Прав не много. Имеют и имеют. Ничего примечательного.

3. Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:

1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел;

Здесь можно было ограничиться вторым пунктом, но ручки законодателей чесались очень сильно и они решили написать немножко ахинеи.

2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.

Статья 7. Уведомление о проведении публичного мероприятия

1. Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.

Один из самых интересных пунктов закона. Всю свою сучность сущность раскрывает в связке со статьёй 10. Запомните эти числа: не ранее 15 и не позднее 10 дней до начала мероприятия.

2. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

Чуточку вырежем, ибо вода.

Статья 8. Места проведения публичного мероприятия

1. Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

О, как! Оказывается, что при отсутствии угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников мероприятия можно проводить это самое мероприятие практически везде, где для этого есть возможность, не ограниченная федеральными законами. Теперь понятно почему нельзя проводить оппозиционные митинги на Триумфальной площади. Там есть реальная угроза здоровью граждан со стороны сотрудников 2-го ОПМ ГУВД Москвы, а так же со стороны сотрудников ОМОНа. А я то думал!

2. К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

Список не велик и оправдан. Триумфальной или Пушкинской площади в нём нет.

3. Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего Федерального закона.

Вы же в курсе, что практически любую центральную площадь любого крупного города в России можно с лёгкостью отнести к памятнику истории и культуры.

4. Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации.

Статья 10. Предварительная агитация

1. Организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента подачи уведомления о проведении публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.

Самый-самый-самый мерзкий пункт! Лично я считаю, что этот пункт направлен исключительно на ограничение права граждан на получение и распространение информации. Подумайте сами, реально ли проинформировать большое количество людей о времени и месте проведения митинга или демонстрации, если, как мы прочитали выше, «от не ранее 15 и не позднее 10 дней». Да и то не факт, между прочим. Поскольку о злополучного органа исполнительной власти есть ещё три дня чтобы выдвинуть предложение (или всё же требование?) об изменении места и/или времени проведения публичного мероприятия.

И как в такой обстановке прикажете агитировать? Вы где-нибудь видели афиши — «Спектакль состоится в одном из театров города, в промежутке времени с 7 до 23 часов, между 23 и 28 июня.»? Много ли из тех, кому интересен этот спектакль, смогут разобраться где и когда он состоится? А если сообщить о спектакле всего за три дня до его начала?

5. В случае отказа организатора публичного мероприятия от его проведения он обязан принять меры по прекращению предварительной агитации и информированию граждан и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, которым подано уведомление о проведении данного публичного мероприятия, о принятом решении.

Т.е. если мы хотели проводить митинг на 3-й улице Строителей, а нам предложили провести его в лесопарковой зоне. Мы подумали и поняли, что формировать мнение у белок нет никакого смысла, то мы должны умудриться за три дня проинформировать граждан о своём решении. Каких, простите, граждан и в каком количестве? Тех самых полтора человека, которых мы успели оповестить за отведённое данным законом время? Интересно, насколько громко смеются законодатели, когда вводят в законы подобные пункты.

Статья 12. Обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления

1. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:

1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;

2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения — в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;

И что же мы видим? Орган исполнительной власти субъекта ОБЯЗАН довести до сведения организатора своё обоснованное предложение об изменении места и(или) времени. Т.е. других вариантов поведения у этого органа нет. Получил уведомление — обязан вынести предложение об изменении места. В закон уже заложен алгоритм непринятия места, выбранного организатором публичного мероприятия. Почему заложен? Да потому, что нигде нет маленькой приписки «если таковое изменение необходимо с целью ….бла-бла-бла…». Нет этой приписки и чего-то подобного ей, тоже нет.

2. В случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Статья 13. Права и обязанности уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления

1. Уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления имеет право:

1) требовать от организатора публичного мероприятия соблюдения порядка его организации и проведения;

2) принимать решение о приостановлении или прекращении публичного мероприятия в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Очень спорное, надо отметить, право. Фактически, законодатель наделяет уполномоченного представителя правом прекращения любого публичного мероприятия на основании его собственного мнения о такой необходимости. При этом нигде не прописана ответственность за неправомерное требование о прекращении мероприятия. А представьте себе, что такое требование поступит в самом начале мероприятия. Фактически, одним только этим пунктом можно совершенно безнаказанно прекращать любые неугодные власти публичные мероприятия.

2. Уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления обязан:

Обязанностей не так много, как могло бы быть.

Статьи 14, 15, 16 и 17 я пропущу, поскольку ничего, принципиально отличного от сказанного выше, в них не содержится. Перейду к финальному аккорду данного закона.

Глава 3. Гарантии реализации гражданами права на проведение публичного мероприятия

Статья 18. Обеспечение условий для проведения публичного мероприятия

2. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, которым адресуются вопросы, явившиеся причинами проведения публичного мероприятия, обязаны рассмотреть данные вопросы по существу, принять по ним необходимые решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и сообщить о принятых решениях организатору публичного мероприятия.

Очень важный и реально сильный пункт данного закона. Пожалуй, единственный пункт, не вызывающий никаких иных реакций, кроме одобрения. Однако, и он не имеет здесь никакого смысла, поскольку дублирует нормы установленные законодательством о порядке рассмотрения обращений граждан.

Статья 19. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право граждан на проведение публичного мероприятия

Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

«Если вам что-то не нравится, идите в суд!» Примерно так выразился законодатель в последней статье закона. Забавное предложение, особенно если учесть, что многие публичные мероприятия имеют актуальность «здесь и сейчас» и спустя даже самый короткий промежуток времени теряют свою актуальность. А граждане, между тем, могут быть лишены возможности публично выразить своё мнение и тем самым повлиять на ту или иную ситуацию.

Подводя итог, можно уверенно говорить о том, что 54-й ФЗ не только не гарантирует гражданам возможности реализации их конституционных прав, но и не содержит никаких норм, хоть сколько-нибудь направленных на регулирование публичных мероприятий. Зато содержит огромное количество «ловушек», дающих возможность вполне законно воспрепятствовать проведению ЛЮБОГО публичного мероприятия. А так же содержит откровенно антиконституционные нормы, по которым меры административного воздействия можно применить практически к любому скоплению граждан в количестве более двух человек.

Увы, но именно читая 54-й ФЗ становится ясно почему люди выходят каждое 31-е число на Триумфальную площадь.

noliquid.livejournal.com

О СОБРАНИЯХ, МИТИНГАХ, ДЕМОНСТРАЦИЯХ, ШЕСТВИЯХ И ПИКЕТИРОВАНИЯХ

Статьей 31 Конституции РФ предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествие и пикетирование.

Порядок реализации данного конституционного права регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее — Федеральный закон о собраниях) который устанавливает принципы проведения публичных мероприятий, порядок их организации и гарантии реализации прав граждан на проведение публичного мероприятия, а также определяет публичное мероприятие как открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан РФ, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

Необходимо иметь в виду, что проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется не только Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», но и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах. Проведение религиозных обрядов и церемоний регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В настоящее время на законодательном уровне дается определение следующим правовым дефинициям:

собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации;

Принципами проведения публичного мероприятия является законность, под которой понимается соблюдение положений Конституции РФ, Закона о собраниях, иных законодательных актов РФ, и добровольность участия в публичном мероприятии.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), — не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.

Уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Калужской области регламентируется Законом Калужской области от 21.12.2012 N 364-ОЗ «Об отдельных вопросах проведения публичных мероприятий на территории Калужской области».

Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 22 часов текущего дня по местному времени, за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания.

Такой порядок установлен в целях обеспечения правомерности проведения публичного мероприятия и обеспечения порядка его проведения, охраны граждан участвующих в данном мероприятии или невольно присутствующих при нем.

Организатор публичного мероприятия, в целях соблюдения установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования обязан:

1) подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона о собраниях;

2) не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия;

3) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления;

4) требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, прекращения нарушения закона;

5) обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;

6) приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;

7) обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;

8) принять меры по недопущению превышения указанного в уведомлении на проведение публичного мероприятия количества участников публичного мероприятия, если превышение количества таких участников создает угрозу общественному порядку и (или) общественной безопасности, безопасности участников данного публичного мероприятия или других лиц либо угрозу причинения ущерба имуществу;

9) обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;

10) довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия;

11) иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия. Уполномоченное им лицо также обязано иметь отличительный знак;

12) требовать от участников публичного мероприятия не скрывать свое лицо, в том числе не использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия.

При этом, организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Необходимо отметить, что организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации, политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия. При этом, организатором демонстраций, шествий и пикетирований – может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний — 16 лет.

В соответствии с Федеральным законом о собраниях не могут быть организатором публичного мероприятия:

1) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;

2) лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства или преступления против общественной безопасности и общественного порядка либо два и более раза привлекавшееся к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.38, 19.3, 20.1 — 20.3, 20.18, 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию;

3) политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:

1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел;

2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;

3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

Участники публичных мероприятий не вправе:

1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;

2) иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.

При этом, участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

За нарушение Федерального закона о собраниях существует ответственность, установленная законодательством о гражданской, муниципальной службе, КоАП РФ, УК РФ.

Так, например, организатор и участники публичного мероприятия в случае неисполнения им указанных обязанностей несут административную ответственность в соответствии со статьей 20.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

При этом меры административной ответственности, предусмотренные ст. 20.2 КоАП РФ, различны: это и административный штраф, обязательные работы, а также административный арест на срок до 15 суток.

Правовой отдел
УМВД России по Калужской области

40.xn--b1aew.xn--p1ai

Верховный суд разъяснил правила согласования митингов

Проведение митингов и шествий считается согласованным, если власти в течение трех дней после уведомления не предложили изменить место или формат мероприятия, передает ТАСС со ссылкой на проект пленума Верховного суда.

Закон о шествиях и митингах предусматривает строгие сроки согласования публичных акций. Если в течение трех дней после получения уведомления орган власти не предложил организатору изменить место, время, формат или другие условия проведения публичного мероприятия, то оно расценивается как согласованное. Исключением из этого правила могут быть случаи, когда организатор уклоняется от получения предложения по изменению условий проведения мероприятия.

Организаторы публичного мероприятия должны подавать уведомления о его проведении не раньше дня, после которого остается 15 дней до мероприятия, и не позже дня, после которого остается 10 дней до него. Если организатор нарушил эти правила, то орган власти не рассматривает уведомление, но должен обязательно сообщить о своем решении.

Незаконный отказ в проведении публичного мероприятия является административным правонарушением, как и попытки кого-либо воспрепятствовать проведению согласованного мероприятия.

Административный арест за нарушения во время публичных акций допустим лишь в исключительных случаях. Назначаемые гражданам штрафы могут быть ниже предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях.

В различных городах России 5 мая прошла акция сторонников политика Алексея Навального «Он нам не царь», приуроченная к инаугурации президента Владимира Путина. По разным оценкам, акция на Тверской площади в Москве собрала от 1,5 до 15 тысяч человек. Участники акций отмечали многочисленные злоупотребления полицейскими: 14 человек заявили о том, что их избили сотрудники Росгвардии. В результате акций были задержаны в общей сложности около 1600 человек.

Организатора акции оппозиционера Алексея Навального арестовали на 30 суток. Его признали виновным в повторном нарушении правил проведения массового мероприятия (ч.8 ст. 20.2 КоАП) и в неповиновении требованию полицейского (ч.1 ст. 19.3 КоАП).

www.novayagazeta.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.