Психологический патронаж – —

социально-психологический патронаж — это… Что такое социально-психологический патронаж?


социально-психологический патронаж

2.2.4.8 социально-психологический патронаж: Социально-психологическая услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им, при необходимости, социально-психологической помощи.

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru. 2015.

  • социально-психологические составляющие свойств данных
  • социально-психологическое консультирование

Смотреть что такое «социально-психологический патронаж» в других словарях:

  • ГОСТ Р 52495-2005: Социальное обслуживание населения. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 52495 2005: Социальное обслуживание населения. Термины и определения оригинал документа: 2.1.6 адресность: Принцип социального обслуживания населения, предусматривающий предоставление социальных услуг конкретным лицам… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ТУБЕРКУЛЕЗ — ТУБЕРКУЛЕЗ. Содержание: I. Исторический очерк…………… 9 II. Возбудитель туберкулеза………… 18 III. Патологическая анатомия………… 34 IV. Статистика……………….. 55 V. Социальное значение туберкулеза……. 63 VІ.… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Бизнес-элита — (The business elite) Бизнес элита влиятельная верхушка Бизнес элита современного российского общества Содержание >>>>>>>>>>>>>> …   Энциклопедия инвестора

  • МИФ — (от греч. mythos слово, повествование, предание) специфический, свойственный прежде всего архаической эпохе человечества, способ функционирования мировоззренческих конструктов, при котором условные и логически недоказуемые умозрительные феномены… …   Социология: Энциклопедия

normative_reference_dictionary.academic.ru

Психологический патронаж (круглосуточная поддержка психолога) — Здесь и Сейчас

Многие обращаются за профессиональной поддержкой в последний момент, когда внутренних ресурсов уже не хватает на то, чтобы в одиночку справляться со сложными жизненными ситуациями и повседневными трудностями. Обсуждение проблем с родными, друзьями и коллегами приносит лишь временное облегчение. Однако не все темы и уж тем более не все чувства мы готовы раскрыть своему окружению. Переживания и запутанные ситуации остаются нерешенными или заполняются мало подходящими житейскими советами. В подобные моменты мы нуждаемся в помощи и поддержке особенно остро.

Мы, специалисты Центра гармонии души и тела «Здесь и сейчас», понимаем вас как никто другой, и предлагаем возможность получения круглосуточной психологической поддержки. Данная услуга особенно актуальна, если вы:

  • переживаете личный кризис, развод, потерю работы, одиночество;
  • не можете найти общий язык с окружающими;
  • не можете пережить горе и стрессовую ситуацию;
  • не можете справиться с агрессией, страхами, отчаянием, тоской, апатией;
  • испытываете трудности при принятии решений и не можете определить, чего именно хотите от жизни и почему;
  • недовольны собой и не можете принять себя;
  • страдаете от панических атак;
  • столкнулись с физическим или психическим насилием, трудностями созависимых отношений.

Вы лучше узнаете себя, обретете уверенность в собственных силах, осознаете свои настоящие желания, начнете действовать, и в конце концов достигнете гармонии с самим собой и окружающими.

Наши психологи работают круглосуточно для клиентов из любой точки мира. При этом мы гарантируем полную анонимность и предлагаем различные форматы поддержки:

  • личная встреча в удобном для клиента месте;
  • переписка в режиме онлайн;
  • аудио и видео связь.

Для того, чтобы стать нашим клиентом, достаточно заполнить удобную форму на сайте или позвонить по телефону.

Описание услуги:

круглосуточная психологическая поддержка

Стоимость услуги

от 500 руб

zdescenter.ru

Психологический патронаж детей с особыми потребностями и членов их семей службами экстренной психологической помощи по телефону

Численность детей-инвалидов с физическими, ин­теллектуальными, психическими и сенсорными от­клонениями среди населения страны неуклонно воз­растает. И около 88 % детей-инвалидов проживают в семьях. При оказании помощи детям-инвалидам и их семьям необходимо учитывать специфические особен­ности их жизненной ситуации.

Существует много специализированных служб, кото­рые призваны оказывать помощь именно этой категории населения. Но дети-инвалиды и их родители часто имен­но в силу сложной жизненной ситуации не имеют физи­ческой возможности получать психологическую помощь и поддержку каким-либо иным способом, кроме как по телефону. Поэтому поддержку семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, стали выде­лять как одно из направлений в работе служб экстренной психологической помощи по телефону.

С точки зрения оказания экстренной психологиче­ской помощи, в проблеме «ребенок-инвалид» сущест­вует два плана: с одной стороны — семья ребенка-ин­валида, решающая комплекс взаимосвязанных про­блем выживания, социальной защиты, образования; а с другой — сам ребенок-инвалид: его проблема как личности заключается не только (а возможно, и не столько) в отсутствии слуха, зрения, способности пе­редвигаться, а в том, что он лишен обычного мира дет­ства, отделен от своих здоровых сверстников, от круга их дел, интересов, забот.

Инвалидность ребенка чаще всего, изменяет, а не­редко нарушает весь ход жизни семьи, становится при­чиной ее глубокой и продолжительной социальной дезадаптации. Обнаружение у ребенка дефекта разви­тия и подтверждение инвалидности почти всегда вы­зывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, се­мья оказывается в психологически сложной ситуации. Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита.

Помощь и поддержка в период переживания горя, снятие эмоционального напряжения традиционно яв­ляется задачей служб экстренной психологической помощи. Только пережив горе, человек способен рас­смотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.

Появление в семье ребенка с ограниченными воз­можностями здоровья — тяжелое испытание для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство рас­терянности, подавленности могут стать причиной рас­пада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев се­мья сплачивается. Каждый из членов такой семьи под­вержен стрессу и, следовательно, каждый потенциаль­но может являться абонентом службы «Телефон Дове­рия».

С какой проблематикой могут столкнуться кон­сультанты телефона доверия при обращении члена се­мьи, имеющей ребенка-инвалида?

Рождение больного ребенка, а затем его воспита­ние, обучение и социализация являются мощным фак­тором психологического воздействия на психику ро­дителей. Поэтому они, в силу тяжести жизненной си­туации, а также в силу ее продолжительности могут быть предрасположены к развитию различных форм нервно-психической патологии. Семья посвящает се­бя больному ребенку, родители при этом склонны от­рицать собственные чувства и переживания как про­блемные, делая акцент на ребенке.

Отец в семье с больным ребенком — единственный добытчик. Имея специальность, образование, он не­редко из-за необходимости большего заработка стано­вится рабочим, ищет вторичные заработки и практиче­ски не имеет времени заниматься ребенком. Поэтому уход за ребенком ложится на мать. Часто он занимает все ее время, поэтому резко сужается круг ее общения. Если бесперспективны лечение и реабилитация, то по­стоянная тревога, психоэмоциональное напряжение могут привести мать к постоянному раздражению, со­стоянию депрессии [1].

Часто матери в уходе за ребенком-инвалидом по­могают старшие дети, редко бабушки, другие родст­венники. Наличие ребенка-инвалида может отрица­тельно влиять на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей [2]. Психологическая напря­женность в таких семьях поддерживается психологи­ческим угнетением детей в случае негативного отно­шения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии пра­вильно оценить и понять внимание родителей к боль­ному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного семейного клима­та [3].

Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно сосе­дей, которых раздражают некомфортные условия су­ществования рядом (нарушение спокойствия, тиши­ны, особенно если у ребенка задержка умственного развития или его поведение негативно влияет на здо­ровье детского окружения). Окружающие часто укло­няются от общения, и тогда дети с ОВЗ практически не имеют возможности полноценных социальных кон­тактов, достаточного круга общения, особенно со здо­ровыми сверстниками. Имеющаяся социальная депри-вация может привести к личностным расстройствам (например, эмоционально-волевой сферы и т. д.), к за­держке интеллекта, особенно если ребенок слабо адап­тирован к жизненным трудностям, социальной дез­адаптации, еще большей изоляции, недостаткам раз­вития, в том числе нарушениям коммуникационных возможностей, что формирует неадекватное представ­ление об окружающем мире [5].

Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ограниченными возможностями здоро­вья в театр, кино, на зрелищные мероприятия, созда­вая, тем самым, дополнительную изоляцию от общест­ва [4].

Семья, имеющая ребенка с отклонениями в разви­тии, переживает не один, а целую серию жизненных кризисов.

Первый — когда родители узнают, что их ребе­нок — инвалид. Это может произойти в первые часы или дни после его рождения, или в течение первых трех лет его жизни, или на психологическом обследо­вании на медико-педагогической комиссии при по­ступлении в школу (последнее в основном касается отклонений в интеллектуальном развитии).

Второй кризисный период может быть связан с до­стижением ребенком-инвалидом школьного возраста. Бывает, что до этого момента родители «не замечают» явных отставаний в развитии ребенка, успокаивая се­бя тем, что «все обойдется», «подрастет — поумнеет». И вот — приговор, что ребенок не сможет учиться в об­щеобразовательной школе, а иногда и во вспомога­тельной.

Третий кризис совпадает с подростковым возрас­том ребенка с ОВЗ. В подростковом периоде пережи­вается психофизиологический и психосоциальный возрастной кризис. В этот сложный для него период ребенок постепенно осознает, что он — инвалид. К се­мейному кризису, связанному с подростковым возрас­том ребенка-инвалида, добавляется и кризис «середи­ны жизни» родителей, кризис сорокалетнего возраста супругов.

Четвертый кризисный период — период юношест­ва, когда остро встает проблема планирования даль­нейшей жизни юноши или девушки с инвалидностью и связанные с этим вопросы получения профессии, трудоустройства, обзаведения семьей. Этот кризис се­мья переживает наиболее остро.

Пятый переломный период развития семейных от­ношений — взрослая жизнь члена семьи с ограничен­ными возможностями здоровья. Родители все чаще за­думываются, что будет с ребенком, когда их не станет.

Подводя итог, можно констатировать, что семья, имеющая ребенка-инвалида, нуждается в психологи­ческом патронаже на всех этапах развития ребенка.

Можно выделить следующие задачи телефонного консультирования семей, имеющих детей с ограничен­ными возможностями: помощь в осознании проблемы и помощь в осознании собственных чувств по этому поводу, психологическая и эмоциональная поддержка, помощь родителям в принятии своего ребенка и при­нятии себя как родителей ребенка с отклонениями в развитии. Необходимо отметить несколько важных моментов в работе с такими абонентами:

1)   при работе с семьей, имеющей детей с отклоне­ниями в развитии, консультант должен помнить, что имеет дело не только с отдельными людьми, но и со всей сложной внутрисемейной структурой;

2)   родители должны иметь желание решать су­ществующие проблемы, поскольку при консульти­ровании по телефону консультант в основном дела­ет акцент на поиск ресурсов, имеющихся у данной семьи;

3)   помимо психологической поддержки, консуль­тант предоставляет родителям еще и поддержку ин­формационную, донося до них сведения о различных реабилитационных отделениях и центрах, оказываю­щих помощь детям-инвалидам и их семьям (так как очевидно, что консультирование по телефону являет­ся только одним из видов психологической помощи детям с отклонениями в развитии и членам их се­мей).

Основными принципами консультирования семей, имеющих детей-инвалидов, являются безоценочное отношение к абоненту и уважение права абонента са­мому принимать решение, что впрочем, является об­щим принципом консультирования на телефоне до­верия, абонентом которого может быть и сам ребенок-инвалид.

Суть личностной проблемы ребенка-инвалида за­ключается в его изолированности от общества, в кото­ром ему предстоит жить и расти.

С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их другими людьми. Часто здоровые дети с детской непосредственностью и жес­токостью оценивают дефекты детей-инвалидов в их присутствии. В результате у детей-инвалидов форми­руются замкнутость, избегание широкого круга обще­ния, замыкание «в четырех стенах», маскированная (скрытая) депрессия. Скрытая депрессия (сниженный фон настроения, негативная оценка себя, собственных перспектив и других людей, часто замедленный темп мышления, скованность и пассивность) в сочетании с заниженной самооценкой и отсутствием благоприят­ного прогноза на будущее достаточно часто приводит к появлению мыслей суицидального характера. Часто формируется комплекс неполноценности.

По мере взросления дети-инвалиды начинают осо­знавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. У них не­редко формируется сниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизнен­ного пространства.

Рано или поздно особые дети начинают также осо­знавать глобальность своей зависимости от здоровых членов общества. Привыкание к зависимости способ­ствует формированию иждивенчества. Типичными тенденциями становятся отказ от самостоятельности и перенос ответственности за свою судьбу на ближай­шее окружение.

В работе с инвалидами консультант сталкивается с различными психологическими проблемами, которые связаны с осознанием инвалидом своей «инаковости», непохожести на других людей, что, в свою очередь, по­рождает у них ощущение «чувства неполноценности». В данной ситуации перед психологом стоит, прежде всего, задача помочь абоненту принять себя таким, ка­ков он есть, и помочь сформировать компенсирующие модели поведения. Непосредственной помощью кон­сультанта телефона доверия детям с ограниченными возможностями является работа по формированию личностно-смысловой сферы экзистенциальных отно­шений ребенка с обществом. Поскольку чаще всего об­щение консультантов телефона доверия с ребенком-инвалидом носит пролонгированный характер, это об­щение начинает восприниматься ребенком как особая реальность, где он может удовлетворить свои потреб­ности в общении и принятии его как личности. При общении с разными консультантами ребенок получает возможность увидеть свою проблему с различных то­чек зрения, и это тоже позволяет ему лучше осознать себя и свое место в мире.

Немаловажной, но побочной задачей является уст­ранение дефицита общения у инвалида в условиях ог­раниченных социальных связей. Для решения этой за­дачи могут привлекаться не штатные сотрудники теле­фонов доверия в силу ограниченности их числа, а во­лонтеры, в том числе волонтеры-сверстники. У калуж­ского телефона доверия есть опыт подобной работы. Для ликвидации дефицита общения к работе привле­кались старшеклассники-волонтеры, прошедшие тео­ретическую подготовку на базе отделения психологии Муниципальной экспериментальной школы дополни­тельного образования, и тренинги непосредственно на телефоне доверия. Хотелось бы особо отметить, что новый социальный опыт получали не только дети-ин­валиды, но и сами волонтеры, имеющие возможность прикоснуться к внутреннему миру ребенка с ограни­ченными возможностями.

psyjournals.ru

Психологический патронаж детей — Росток

 

СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПАТРОНАЖА

ДЕТЕЙ

от рождения до школьного возраста

     

Система раннего перинатального психологического патронажа включает в себя мониторинг психологического развития ребенка с целью выявления его особенностей и ранней профилактики отклонений в психическом развитии

Психологический патронаж это сочетание медицинской, психологической и нейропсихологической скриннинговой оценки развития ребенка.

На основе мониторинга разрабатывается комплексное медико-психологическое, нейропсихологическое сопровождение ребенка, реабилитационные и коррекционные программы.

Специалистами нашего центра реализуют следующие этапы сопровождения:

  1. Работа с будущими родителями, направленная на понимание возрастных новообразований ребенка.

  2. Раннее комплексное педиатрическое, неврологическое, психологическое и нейропсихологическое сопровождение от 0 до 1 года (сенсорное развитие, социально — адаптивные функции, речь).

  3. Психологическое и нейропсихологическое сопровождение от 1 года до 3 лет (сенсорное развитие, социально — адаптивные функции, познавательная активность, игра, речь).

  4. Психологическое и нейропсихологическое сопровождение детей от 3 до 6 лет (сенсо — моторное развитие, социально адаптивные функции, познавательная активность, речь, когнитивное развитие).

  5. Обучение родителей принципам организации зон сенсорного восприятия, развитие произвольной двигательной активности.

Предлагаемые услуги:

Осмотр у специалиста – осмотр ребенка, проведение диагностики, беседа с родителями.

Рекомендуется к проведению в ключевые периоды развития ребенка: возраст в 3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев, 1 год, 3 года, 4 года, 5 — 6 лет.

После каждого скриннингово обследования родителям предоставляется заключение о состоянии и текущем статусе ребенка, уровне его развития (медицинском, психологическом и нейропсихологическом аспекте)

Консультирование – беседа с родителями по их запросу. Например, организация сна ребенка, режима дня, специфика общения с ребенком на каждом возрастном этапе и в кризисные периоды, развитие навыков самообслуживания, подбор развивающих игрушек и пособий.

Диагностика готовности к посещению социальных организаций (детского сада, школы) – выявление актуального уровня психического развития ребенка, а также индивидуально-психологических особенностей, специфики поведенческих характеристик.

Специалисты Центра, участвующие в программе психологического патронажа детей:

  • Педиатр (с рождения)

  • Невролог (с рождения)ъ

  • Психолог раннего сопровождения

  • Психиатр (с рождения)

  • Ортопед (с рождения)

  • Нейропсихолог (с рождения)

  • Логопед (с 1 года)

  • Дефектолог (с рождения)

  • Массажист (с рождения)

www.rostok-nn.ru

Технология социального патронажа

Содержание

Определение социального патронажа

Принципы социального патронажа

Основные исследователи социального патронажа

Виды (направления) социального патронажа

Функции социального патронажа

Этапы технологии социального патронажа

Методы, применяемые в технологии социального патронажа

Основные источники

Определение социального патронажа

Патронаж (от фр. рatrоnаgе — покровительство) — вид социального обслуживания, преимущественно на дому, клиентов группы риска, который заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их жилищ социальными работниками, оказании им необходимой экономической, материально-бытовой помощи, проведении несложных медицинских манипуляций и т.д. (Холостова Е.И.)[6, с. 224].

Патронаж — это индивидуальная деятельность специалиста, благодаря которой клиент, над которым устанавливается патронат, получает от службы в рамках патроната конкретную помощь и поддержку, призванные мобилизовывать и повышать его адаптационные возможности (Алексеева Л.С.) [1, с. 19].

Патронаж (от лат. раtronus — покровитель) — оказание медико-социальной помощи одиноким и престарелым больным; форма профилактической работы, заключающаяся в обследовании условий труда и быта лиц, находящихся на учете; проведение на дому оздоровительных (иногда и лечебных) мероприятий (Мардахаев Л.В.) [5, с.194].

Патронаж социальный – социальное обслуживание определенной категории граждан вне стационара, иными словами, нестационарные формы социального обслуживания престарелых и инвалидов (Басов Н.Ф.)[7, с.118].

Принципы социального патронажа

Л.С. Алексеева, В.Ю. Меновщиков.

Служба социального патронажа действует на основе следующих принципов:

• системность. Этот принцип предполагает построение процесса социального патронажа. Как системы практических действий, взаимосвязанных и взаимоувязанных в рамках единой программы. При этом проблемы клиентов рассматриваются не изолированно, а в контексте взаимосвязей, взаимоотношений внутри их семей, производственного и социального окружения;

• комплексность. Программа социального патронажа формируется и реализуется на основе подхода, предполагающего использование не разрозненных мер и мероприятий, а их комплекса, т. е. всего необходимого спектра социальных услуг, объективно отвечающих интересам клиентов. Соблюдение этого принципа исключает разработку программ, не адекватных трудной жизненной ситуации клиентов;

• оптимальное использование потенциально-положительных резервов социального, производственного и семейного окружения клиентов. Служба социального патронажа должна выявлять в окружении клиентов своих потенциальных союзников, оценивать имеющиеся у них и не используемые (или используемые не в полной мере) созидательные возможности, приводить эти возможности в действие, опираться на поддержку родственников, друзей, коллег знакомых клиентов, способных внести вклад в решение их жизненных проблем. Одновременно служба социальною патронажа принимает усилия по мобилизации потенциала тех систем (органов и учреждений), которые могут и обязаны помогать семьям и детям, но в силу различных причин пока не делают этого;

• укрепление собственного потенциала клиентов для самостоятельного решения своих жизненных проблем. Служба социального патронажа заботиться, чтобы содействовать клиентам в овладении новыми знаниями, умениями и навыками, с помощью которых они имели бы возможность осуществить самопомощь, независимо от внешней поддержки решать свои личные и социальные трудности. При этом следует исходить из того, что причиной социальной дезадаптации зачастую является недостаточный уровень образования и общей культуры. У отдельно взятой социальной службы нет возможности помочь клиентам решить эту задачу, но для системы социального патронажа это реально;

• приоритет профилактической направленности в процессе социального патронажа. Служба социального патронажа призвана как можно раньше выявлять опасные тенденции в социальном здоровье населения и купировать их дальнейшее развитие, незамедлительно принимая адекватные меры. Необходимо добиваться устранения факторов социального риска, осуществлять превенцию кризисных ситуации в семьях и в детской среде;

• уважение автономности семьи и личности, получающей помощь, ее прав на свободный выбор своего пути развития (если ее образ жизни не угрожает жизни и здоровью детей и ближайшего окружения). Помощь службы социального патронажа эффективна только тогда, когда способствует поддержанию, сохранению и позитивному развитию семьи как целостного образования. Меры по изъятию из семьи детей или иных ее членов оправданы лишь в том случае, когда исчерпали все иные возможности;

• объективная оценка потребностей семьи и личности и оказание помощи в реально возможном объеме, без стремления к неосуществимым целям, идеалам и искусственным образцам. Служба социального патронажа настраивает клиентов на ответственный подход к решению собственных проблем, на принятие жизни во всей необходимости их достойно преодолевать. Специалисты службы должны ставить перед своими клиентами реалистичные требования и задачи, исходить при этом из реальных условий и желания помочь семье или личности преодолеть типичное для кризисов отчуждение от мира, открыть в себе внутренние ресурсы, стать творцом своей судьбы и обрести гибкость в отношениях с окружающими;

• дифференцированный подход к клиентам, представляющим различные группы семей и детей. В практической деятельности служба социального патронажа исходит от того, каковы конкретные трудности и проблемы клиентов (насилие, нищета, неготовность к семейной жизни, алкоголизм, детская наркомания, безнадзорность и т. п.), насколько они запущены, опасны ли и в какой мере сложившаяся ситуация для семьи, детей, ближайшего окружения и широкого социума;

• адресный характер. Социальный патронаж адресуется и предоставляется конкретным семьям и детям в соответствии с характером возникающих у них социальных и личностных проблем и особенностью ситуации, которая профессионально диагностируется как трудная и опасная для них самих и окружающих;

• взаимодействие и содействие, заключающееся в создании условий для осознания клиентами своей позиции по отношению к специалистам службы и совместной работе с ними по корректировке ситуации;

• разделение ответственности между клиентами и специалистами на решение кризисной жизненной ситуации и постепенная, но целенаправленная, ее передача клиентам;

• создание условий для самостоятельного творческого освоения клиентами системы взаимоотношений с окружающим миром и со своей ближайшей средой, а также для совершения личностно значимых жизненных поступков и выбора.

Наряду с этими специфическими принципами, деятельность службы социального патронажа должна строиться с учетом общих принципов работы социальных служб, которые имеют универсальный характер. Это принципы служения клиенту; учета его личностных, психологических, гендерных, возрастных и физиологических особенностей; конфиденциальности; открытости для всех нуждающихся; своевременности оказания социальных услуг и ряд других.

Следование этим принципам закономерно влияет на организацию и содержание всей деятельности службы социального патронажа, подчиняет ее единым правилам и закономерностям, обеспечивает эффективностью принимаемых усилий[2, С. 51-54].

Основные исследователи социального патронажа

1. Алексеева Л.С.

2. Осипова И.И.

3. Панов А.М.

4. Мардахаев Л.В.

5. Холостова Е.И.

6. Басов Н.Ф.

Виды (направления) социального патронажа

Холостова Е.И. различает два направления социального патронажа семьи.

Первое направление основывается на характере тех действий, которые осуществляют социальные службы в отношении семей и детей особого риска. Оно включает в себя такие виды патронажа, как социальный, медико-социальный, социально-педагогический, социально-психологический, социально-экономический, выражающийся в выдаче пособий, продуктов, одежде и т.д.

Второе направление основывается на характеристике объектов патронажа. Они классифицируются по возрасту (дети, подростки, пожилые люди), по половой принадлежности (девочки, мальчики, женщины, мужчины), по медицинским показаниям (инвалиды, бе

mirznanii.com

Психологические секреты патронажа

Казалось бы, что может быть проще, чем уход за пожилым человеком? Готовишь ему, убираешь, в определенное время даешь лекарства. В общем, делаешь ту работу, которой занимаешься в своей обычной бытовой деятельности. В то же время, на деле оказывается, что процесс ухода за пожилыми людьми гораздо сложнее, нежели это может показаться с первого взгляда.

Профессиональные сиделки знают не понаслышке о том, что в патронажной работе надо использовать не только медицинские, но и психологические навыки, которые делают процесс лечения более эффективным. Обучающий персонал, которым в обязательном порядке комплектуется каждая профессиональная патронажная служба, перед допуском сиделок к работе проводит с ними соответствующий инструктаж. Это помогает добиваться полного контакта между патронажной сестрой и пациентом. При этом отношения между ними строятся на доверительных принципах, что позволяет говорить о высокой эффективности всей патронажной работы.

Какие же психологические навыки необходимы патронажной сестре для осуществления своих профессиональных обязанностей? Во-первых, каждая сестра должна иметь навыки невербального общения. Разговор с пациентом не должен сводиться к обычному профессиональному диалогу. Сиделка обязана искренне интересоваться состоянием больного, спрашивая у него о его самочувствии, об изменениях, которые произошли с ним за последнее время. При этом желательно использовать соответствующие жесты, выражения лица и позы, которым обучают специалисты патронажной службы. Пациент будет открываться перед патронажной сестрой, что позволит более точно корректировать курс лечения.

Разговор ни в коем случае не должен проходить «на бегу». Специалисты утверждают, что патронаж должен проводиться со всей основательностью. К примеру, если вы занимаетесь уборкой или готовкой, то разговор лучше отложить до тех пор, пока вы не освободитесь. Садитесь рядом с собеседником, но при этом избегайте доминирующей позиции. Корпус и носки ног разворачиваются по направлению к пациенту, руки и ноги не скрещиваются. Можно наклониться к пациенту ближе, как бы улавливая каждое его слово. Это покажет, что вы максимально заинтересованы в этой беседе, а не просто выслушиваете его жалобы из соображений профессиональной этики.

Патронажная сестра в обязательном порядке должна поддерживать контакт с глазами пациента. При этом пристальный взгляд не рекомендуется, поскольку пациенту может быть неприятно разговаривать с вами в таком стиле. В процессе разговора используйте поддерживающие и поощряющие междометия, улыбки и кивания. Не забывайте об «открытых» вопросах, то есть тех вопросах, которые начинаются с вопросительного слова. Это не позволит пациенту отвечать вам предсказуемо. Сравните вопрос «Вы принимаете таблетки?» и «Когда вы принимаете таблетки?». Если в первом случае, пациенту достаточно ответить вам «Да», то во втором случае ему придется дать отчет о приеме.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

Похожие материалы

naturemed.ru

Социально педагогический патронаж семьи | Услуги медицинских сестер и сиделок

Понятие социально –педагогического патронажа и его основные функции

В каждой стране обязательно должно быть доступное образование для всех желающих его получить. Основной целью социального образования, как правило, является удовлетворение потребностей ребенка носящих как социальный, так и правовой характер, активизация всевозможных мер по скорейшей адаптации его как в детском коллективе, так и в семье, где он поводит большую часть своего времени. Так же социальное образование должно в полной мере покрыть потребности ребенка и поспособствовать его развитию, самореализации и достижению поставленных целей.

В нынешнее время семья не всегда может справиться самостоятельно с некоторыми проблемами, которые ее поджидают в современном мире. Ввиду этого на помощь может прийти социальный педагог, которой в силу своего образования и компетентности в решение подобных вопросов поможет семье справиться с определенными проблемами, решить которые самостоятельно составляет для семьи затруднение. Основной работой педагога является проведение социально — педагогического патронажа над определенной семьей.

Социально — педагогический патронаж понятие относительно новое и рассматривается в основном на уровне образовательного учреждения.

Социально — педагогический патронаж проводится в семьях, преследуя основную цель, являющуюся выявлением основных проблем, решением которых необходимо заняться в ближайшее время.

Задачи проведения социально — педагогического патронажа

  • Изучение особенностей семьи,что носит социальный и психологический характер.
  • Демографическая особенность.
  • Осмотр состояния жилплощади, на которой предполагается проживание ребенка.
  • Проводя анализ полученных данных, определяется дальнейший спектр и направление программ реабилитации социального и педагогического направления.

С какой целью проводится социально – педагогический патронаж

В основе проведения социально — педагогического патронажа предусмотрено:

  • Изучение, в каком психологическом, а так же физическом состоянии находятся члены семьи.
  • Определение характера отношений, что сложились между родителями и ребенком.
  • Рассмотрение степени грамотности родительского воспитания.
  • Помощь ребенку в формировании у него с раннего детства общепринятых целей и ценностей.
  • Проведение воспитательной работы и первичной социализации ребенка.
  • Помощь родителям в формировании педагогической культуры, которая далее будет направленна на воспитание ребенка.
  • Помощь в стабилизации благоприятного микроклимата в семье, над которой проводится социально — педагогический патронаж.

Функции социально – педагогического патронажа

Социально — педагогический патронаж выполняет различные функции, направленные на поддержание семьи и оказание ей необходимой помощи. Основными являются:

  • Работа с целью проведения воспитательной функции, которая в большей мере направленна, на что бы должным образом создать психологическую и педагогическую компетенцию семьи.
  • Социальная и правовая функция, которая предусматривает заботу о семье и ребенке со стороны государственных органов, предоставление семье прав и защиты.
  • Социально – реабилитационная функция, которая заключается в работе с неблагополучными семьями или семьями, в которых пребывают дети — инвалиды. Функция рассчитана на проведение воспитательной, образовательной и попечительской работы, предоставленной этим семьям.

Принципы социально – педагогического патронажа

Существуют главные принципы, которые заложенные в основу проведения социального — педагогического патронажа и заключаются они в следующих пунктах:

  • Предоставление должного внимания проблемам и потребностям каждой семьи, хорошего отношения и уважения ко всем членам семьи, не взирая, на их возраст и социальный статус.
  • Осуществить разграниченный подход к решению проблем каждого с членов семьи, при этом не стоит забывать об особенностях семьи, среды ее обитания и педагогического потенциала. Не стоит забывать об индивидуальном подходе к каждому с членов семьи.
  • Педагог, проводящий социально — педагогический патронаж должен быть компетентен в вопросах, которые ему необходимо решать.

Социально — педагогический патронаж актуально проводить на разных этапах и по мере необходимости в его проведение могут быть задействованные как родительский комитет, так и педагогический совет, совет школы, функционирующий на основе проведения профилактики правонарушений.

Определенную работу по социально — педагогическому патронажу детства могут выполнять еще и классные руководители учебного учреждения, где проходит учебу ребенок, школьные психологи. Но все же социальный педагог, который проводит патронаж семьи, имеет больше полномочий и возможности оказать необходимую помощь семье, так как находится в тесной взаимосвязи со всеми членами семьи, разрабатывает план по дальнейшей работе с ней, может воспользоваться помощью привлеченных специалистов, учреждений или организаций. Результат работы социального педагога проводящего патронаж над семьей является предоставление защиты интересов и прав ребенка.

Работа социального педагога, что проводит патронаж над определенной семьей, завит еще и от ведомств, криминальной милиции, служб занимающимися делами не совершеннолетних детей, диспансера наркологического характера и множество других. Ввиду этого социальный педагог должен понимать, что налаженный контакт с этими структура в дальнейшем благотворно скажется на патронаже семьи и расширит спектр его работы.

Как видно основная задача педагога социального направления есть предоставление патронажа социально – педагогического характера в семьях которые нуждаются в этом. Во избежание неприятных ситуаций в семьях и всевозможных вытекающих последствий в современном мире социально — педагогический патронаж просто необходим. Проведение патронажа сможет предотвратить много проблем в семьях, донести до ведомости родителей и остальных членов семьи правила и нормы обращения с ребенком, его воспитание, развитие, обеспечит получение информации касательно их прав, защиты и помощи, которую можно получить со стороны государства.

 

www.uhodmed.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о