Психология идентификация – Идентификация — психология

Содержание

Идентификация (психология) — это… Что такое Идентификация (психология)?

Эта статья — о сравнительно пассивном защитном механизме. О защитном механизме, включающем в себя бессознательное манипулирование см. Проективная идентификация.

Идентифика́ция (лат. identificāre — отождествлять) — частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. В ряде случаев может относиться к механизмам психологической защиты.[1]

Описание

Идентификацию разграничивают от её более примитивного аналога интроекции по тому признаку, что идентификация в той или иной степени всегда осознаётся: хотя сам процесс идентификации остаётся бессознательным, выбор объектов идентификации вполне осознаваем и поддаётся субъективному контролю.

Как защитный механизм

Защитная форма идентификации — это представление о ком-то, как о продолжении себя. Наиболее часто это встречается у родителей, воспринимающих таким образом своих детей. С одной стороны идентифицируясь с ними, родитель как бы приписывает себе молодость и достижения ребёнка, а с другой стороны к этому обычно добавляется проекция на ребёнка собственных желаний, целей и потребностей. Подобное отношение к другим особенно характерно при выраженном нарциссизме.

Кроме того, такой процесс как «идентификация с агрессором» хотя и является по сути скорее интроекцией агрессора[2], может быть частично осознан и тогда его правильнее относить к защитной форме идентификации.

Как адаптивный процесс

Идентификация лежит в основе нормальных попыток стать похожим на другого человека или группу людей, перенять значимые черты. В таком виде она присутствует с раннего детства и постепенно развивается от примитивного желания «вобрать в себя», до более сложных, эффективных и субъективно контролируемых форм. Идентификация способствует установлению глубокой эмоциональной связи с другим человеком или группой людей, ощущению причастности, единения с ними. Таким образом, могут быть переняты не только черты и особенности характера, но и нормы, ценности, образцы, что проявляется в форме конформизма.

[1]

Адаптивная (приспособительная) сила идентификации может значительно варьироваться, в зависимости от того, кто и когда выбран в качестве объекта идентификации. Идентификация, повышающая социализацию на одном жизненном этапе, может снижать её на другом: если в школьном возрасте идентификация с соседским драчуном может способствовать повышению социального статуса, то во взрослом возрасте вероятнее обратный эффект.[3]

Сознательная и бессознательная идентификация может давать возможность «вставать на чужое место» — погружаться, переноситься в поле, пространство, обстоятельства другого человека, что способствует глубокому его пониманию.[1]

Идентификация также лежит в основе формирования идентичности (концепция Эрика Эриксона).

Литература

Примечания

dic.academic.ru

определение в психологии, виды, характеристика

Классификация акцентуакций

Идентификация — естественный и лишь частично осознаваемый психический процесс, при котором человек уподобляет себя другому индивиду или группе. Идентификация может являться механизмом психологической защиты, а также средством адаптации в обществе, обеспечивая социальное развитие личности, успешность ее общения. В психотерапии этот процесс используется для устранения комплексов у человека, в педагогике — для развития нужных навыков и в воспитательных целях.

1

Определение понятия

Идентификация — многозначный термин, применяющийся в различных науках. Определение этого понятия в психологии: идентификация человека представляет отождествление себя с другим индивидом или группой лиц.

Это нормальный психофизический процесс, с помощью которого человек приобретает новый опыт и качества, пока не наметится самостоятельный путь развития личности. Благодаря идентификации у ребенка с первых недель жизни начинают формироваться многие черты личности, половая идентичность, приобретаются поведенческие стереотипы, определяются ценностные ориентации. Неосознанно следуя идеалам, человек преодолевает слабости и чувство неполноценности. Идентификация в социологии — это механизм социализации личности, при помощи которого человек усваивает ценности и нормы, принятые в том обществе, с которым он себя идентифицирует.

Идентификация — это бессознательная реакция человеческой психики. Если говорить простыми словами, то она возникает, например, при чтении художественной литературы или просмотре фильма в форме сопереживания героям. Сопереживание бывает настолько сильным, что возникает мысленное перевоплощение в персонажа. В дальнейшем у индивида может закрепиться поведение и черты характера любимых героев как собственные. Благородство, честность, бесстрашие взрослого человека может частично стать результатом чтения книг и увлечения соответствующими фильмами в детском и подростковом возрасте. Женственность, нравственность, поведение истинной леди прививается девочкам-подросткам при чтении романтических историй.

Уподобление себя персонажу может произойти лишь в том случае, когда художественное произведение по-настоящему нравится читателю или зрителю. Родителям не следует ожидать, что ребенку постепенно передадутся те или иные качества литературных героев, если они заставляют подростка читать произведение, а оно не вызывает у ребенка подлинного интереса, сильных эмоций, ярких переживаний.

В повседневном общении идентификация выражается в бессознательном стремлении быть похожим на партнера, знакомого, с которым связывают совместные дела и переживания, или «товарища по несчастью». Влившись в трудовой коллектив, молодой специалист на бессознательном уровне выбирает для себя образец для подражания, на личностные качества и стиль поведения которого он будет ориентироваться в овладении профессиональными умениями. Идентификация возникает в связи с обществом, к которому человек себя относит (субкультуры хиппи, панков, хипстеров, сообщества молодых мам, члены одной секты, фанаты музыкантов и спортсменов и др.).

Следует различать идентификацию и имитацию (подражание). Имитация — это подражание действиям другого человека, копирование его характерных черт, манер, образцов поведения без уподобления себя личности подражаемого. Она может быть постоянная или временная, но она всегда сознательна. Воспроизводимые действия эмоционально окрашены: копируемый объект является предметом любви или стойкой неприязни. Имитация является одним из механизмов идентификации.

В чем выражается раздвоение личности, причины появления и методы лечения

2

Структура идентификации и ее виды

Человек не отождествляет себя со всеми подряд. Для этого должны быть причины. Согласно теории Зигмунда Фрейда, идентификация – это попытка человека, осознающего свою слабость, перенести качества сильных людей на себя. Однако избрать объект для подражания можно лишь на основании некой схожести (я воспитатель — и она воспитатель) и наличии у другого сильных сторон и качеств, которые субъект желал бы приобрести (она находит подход к любому ребенку и с легкостью разрешает детские конфликты — я этого не умею). «Настройка» собственной личности на партнера имеет определенную структуру:

  1. 1. Возникновение эмоциональной связи, «примерка» ощущений другого человека на себя.
  2. 2. Восприятие другого человека как продолжение своей личности, перенос себя в мир другого, усвоение его поведения и мотивов, принятие его духовных ценностей и жизненных ориентиров (интроективная идентификация).
  3. 3. Постановка себя на место другого человека, придание ему черт своего характера, желаний, чувств (проективная идентификация).

Первичная идентификация предположительно возникает в младенческом возрасте, когда ребенку еще только предстоит отличить свою идентичность от идентичностей других. Малыш не понимает различия между «я» и остальным миром. Ребенок в 8 месяцев, оказавшись у зеркала, понимает, что отражение каким-то образом связано с ним: повторяет его же поведение, жесты и мимику. Ребенок проявляет интерес к отражению, наблюдает, играет с ним. Это свидетельствует об узнавании в зеркале себя. Малыш теперь способен связать разрозненные ощущения себя и собственного тела (вот руки, пальцы, ноги, а вот нос) в целостное ощущение. Примерно с 2 лет дети ведут себя перед зеркалом как взрослые. До 3 лет дети говорят о себе в третьем лице («Аню на ручки взять»), так как не осознают себя как личность. Это усиливается еще и тем, что родители в общении с ребенком говорят о себе в третьем лице («Не кусайся, маме больно»). Дети подражают им. Говорить о себе «я» ребенок начинает примерно после 3 лет.

В раннем детском возрасте происходит вторичная идентификация, когда малыш стремится повторять поведение значимых для него людей. Ребенок уже осознает, что это объекты, существующие отдельно от него. Основанием для идентификации служит эмоциональная связь. Вторичная идентификация является механизмом защиты, помогая выработать понимание, необходимое для конструктивной коммуникации. В попытке быть похожим на родителя малыш действует неосознанно, чутко улавливая состояние взрослого. Если мать замечает, что ребенок постоянно в плохом настроении, ей следует пересмотреть собственное поведение и попытаться не находиться все время в мрачном расположении духа. Иначе с течением времени эти качества закрепятся в психике ребенка, формируя его характер. Идентификация с родителями своего пола является этапом нормального развития личности.

Ситуативная идентификация ярко проявляется в детских ролевых играх (дочки-матери, врач, магазин). Ребенок неосознанно уподобляет себя значимому взрослому (родителю, старшему в семье ребенку своего пола), с которым он наиболее связан эмоционально и которого он воспринимает как образец. В новой ситуации ребенок будет действовать как и взрослый, с которым он себя отождествляет, так как вне зависимости от возраста в незнакомой обстановке человек склонен действовать привычным образом. В детстве закладывается гендерная идентификация, когда ребенок осознает себя мальчиком или девочкой (в дальнейшем — мужчиной или женщиной) и строит свое поведение в соответствии со сложившимися в обществе гендерными стереотипами.

Коллективная (групповая) идентификация возникает в общении и проявляется как отождествление себя с социальной группой или общностью. Размер группы не имеет значения. Ребенок или взрослый воспринимает цели и правила группы как собственные и значимые для себя. При этом может произойти отказ от принятых ранее собственных ценностей вплоть до изменения понятий о добре и зле и других философских и нормативно-оценочных категорий. Руководители серьезных компаний путем совокупности мероприятий формируют корпоративное мышление и корпоративное поведение, основываясь на коллективной идентификации. Все сотрудники действуют в интересах компании, обеспечивая высокий уровень деловой этики и эффективную деятельность организации, способствуя финансовой стабильности и прибыльности. Важную роль играет использование корпоративной атрибутики (униформа для сотрудников, гимн, символика компании).

Человек в состоянии уподобляться только тому, кто имеет с ним некие похожие качества. Попав в общество людей, занимающихся силовыми тренировками, человек сам начинает качать мускулы, если это совпадает с его представлениями о красивом теле: он осознает себя членом этой группы. Поняв, что некоторые участники клуба практикуют полный отказ от употребления алкоголя, рано или поздно этот человек начинает пробовать на себе такой стиль поведения. Если отказ от алкоголя не совпадает с его привычными устоями и он не представляет свою жизнь без любимых праздничных напитков, он не будет от них отказываться. Личность в социальной группе претерпевает изменения, но в норме остается личностью. В тоталитарном обществе коллективизация личности приводила к потере индивидуальности, положению «винтика» и безусловному подчинению коллективу. Чем демократичнее общество, тем больше ценность индивидуальной личности.

Политическая идентификация является частным случаем коллективной идентификации. Субъект отождествляет свои установки и ценности в соответствии с программой какого-либо политического лидера, целой партии или идеологического течения.

Люди живут в определенной культуре, поэтому не могут не чувствовать связи с ней. Речь идет об этнической идентификации. С детства у человека идет процесс формирования знаний о традициях и обычаях, особенностях менталитета того народа, к которому он принадлежит. Это область существования большого количества стереотипов (русские — хмурые и неприветливые; все шотландцы ходят в юбках; американцы едят только гамбургеры и жареную картошку), в соответствии с которыми человек может действовать или противиться им.

У каждого нормального человека имеется потребность в том, чтобы его ценности и убеждения признавало общество, а периодически ему требуется защита единомышленников, если он оказывается в неблагоприятных обстоятельствах. Но не всегда идентификация с той или иной социальной группой одобряется обществом. Это особенно актуально в подростковом возрасте. Тогда возможны следующие стратегии поведения:

  1. 1. Пассивное принятие себя «плохим», попытка остаться незаметным, уйти в тень. Изменить, улучшить свое положение человек не стремится.
  2. 2. При агрессивном сопротивлении человек идентифицирует себя с «борцом за идеалы»: поведение активное, ярко выражена протестная стратегия; он демонстрирует пренебрежение к критике, насмехается. При крайних проявлениях протеста именно те черты, которые общество относит к негативным, человеком акцентируются и культивируются.
  3. 3. Ассимиляция — стремление выйти из образа, негативно оцениваемого обществом, попытки соответствовать общим представлениям. Идя по этому пути, индивид испытывает внутренний и внешний конфликт, так как совершает предательство по отношению к тому обществу, к которому принадлежал.
  4. 4. Компромиссное решение. Человек критически относится к ценностям и своего сообщества, и принятой системы взглядов. Он может соглашаться с некоторыми установками своего сообщества и не принимать другие.

3

Положительные и негативные стороны

Как адаптивный процесс идентификация способствует социализации. Попытки усвоить принятые в обществе правила, стать похожим на другого, значимого индивида или группу людей являются нормальными. Этот процесс проходит неосознанно с раннего детства, но имеет развитие в течение всей жизни и частично осознается, принимая контролируемые формы. Идентификация дает ощущение эмпатии, единения с другим человеком или группой на основе глубокой эмоциональной связи. Человек способен перевоплотиться, «вставать на место другого», переноситься в его обстоятельства, что способствует взаимопониманию и эффективному взаимодействию.

В одном возрастном периоде одна и та же идентификация может способствовать социализации, а в другом — препятствовать. Если школьник водится с компанией сильных и агрессивных ребят, это может делать его довольно популярным и поднять его статус среди ровесников. Во взрослом возрасте принадлежность к компании драчунов будет восприниматься обществом как негативный фактор. Несформированность социальной идентификации наносит вред психологическому здоровью человека.

Отрицательным свойством идентификации является представление об индивиде как о продолжении себя. Это явление проявляется у влюбленных пар, у родителей, не отделяющих от себя детей. Не воспринимая ребенка как самостоятельную личность, родитель ощущает на себе юность малыша и приписывает себе его достижения. Очень часто на отпрыска проецируются нереализованные желания и цели родителей. Не став профессиональной фигуристкой, мать прилагает все усилия, чтобы дочь занималась этим видом спорта, и когда подросток не желает следовать намеченному пути, возникают непонимание, обиды и конфликты.

Необходимо помнить, каждая личность в значительной степени самобытна и не является комбинацией чужих свойств и образцов поведения. Большую роль в развитии человека играет его личностная идентификация, которая формирует долгосрочные жизненные установки и основные цели, мотивирует поведение. Неправомерно полагать, что в действиях человека виновато влияние сообщества, родительские установки или любимые книги.

neurofob.com

Идентификация (психология) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эта статья — о сравнительно пассивном защитном механизме. О защитном механизме, включающем в себя бессознательное манипулирование см. Проективная идентификация.

Идентифика́ция (лат. identificāre — отождествлять) — частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. В ряде случаев может относиться к механизмам психологической защиты[1].

Описание

Идентификацию разграничивают от её более примитивного аналога интроекции по тому признаку, что идентификация в той или иной степени всегда осознаётся: хотя сам процесс идентификации остаётся бессознательным, выбор объектов идентификации вполне осознаваем и поддаётся субъективному контролю.

См. также Эмпатия

Как защитный механизм

Защитная форма идентификации — это представление о ком-то, как о продолжении себя. Наиболее часто это встречается у родителей, воспринимающих таким образом своих детей. С одной стороны идентифицируясь с ними, родитель как бы приписывает себе молодость и достижения ребёнка, а с другой стороны к этому обычно добавляется проекция на ребёнка собственных желаний, целей и потребностей. Подобное отношение к другим особенно характерно при выраженном нарциссизме.

Кроме того, такой процесс как «идентификация с агрессором» хотя и является по сути скорее интроекцией агрессора[2], может быть частично осознан и тогда его правильнее относить к защитной форме идентификации.

Как адаптивный процесс

Идентификация лежит в основе нормальных попыток стать похожим на другого человека или группу людей, перенять значимые черты. В таком виде она присутствует с раннего детства и постепенно развивается от примитивного желания «вобрать в себя», до более сложных, эффективных и субъективно контролируемых форм. Идентификация способствует установлению глубокой эмоциональной связи с другим человеком или группой людей, ощущению причастности, единения с ними. Таким образом, могут быть переняты не только черты и особенности характера, но и нормы, ценности, образцы, что проявляется в форме конформизма.

[1]

Адаптивная (приспособительная) сила идентификации может значительно варьироваться, в зависимости от того, кто и когда выбран в качестве объекта идентификации. Идентификация, повышающая социализацию на одном жизненном этапе, может снижать её на другом: если в школьном возрасте идентификация с соседским драчуном может способствовать повышению социального статуса, то во взрослом возрасте вероятнее обратный эффект.[3]

Сознательная и бессознательная идентификация может давать возможность «вставать на чужое место» — погружаться, переноситься в поле, пространство, обстоятельства другого человека, что способствует глубокому его пониманию.[1]

Идентификация также лежит в основе формирования идентичности (концепция Эрика Эриксона).

Примечания

Литература

wikipedia.green

Идентификация. Процессы идентификации личности. Типы идентификации личности.

Идентификация. Процессы идентификации личности. Типы идентификации личности.

Идентификация и социум!

 

Идентификация личности. Кто Я?

 

Идентификация это установление и признание тождественности, отождествление объектов по характерным индивидуальным признакам, их опознание.

Идентификация это установление тождественности неизвестного объекта к одному из известных на основании совпадения ряда признаков, опознание объекта.

 

Идентификация и социум.

Идентификация — это понятие изначально было введено известным психологом Зигмундом Фрейдом, но широко распространилось за рамки психоанализа, в частности — в психологии социальной.

Идентификация рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом роли социальной при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании установок социальных и пр.

Современное понимание идентификации в жизни и психологии охватывает несколько пересекающихся областей психической реальности в сознании человека.

Например.

Идентификация. Преимущественное понимание — как процесс и результат самоотождествления личности (группы индивидов) с другим человеком (людьми), группой, образом или символом на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение их в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей и образцов. Уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. Открытое подражание как следование образцу особенно ярко выступает в дошкольном детстве.

Идентификация. Конкретная (личностная, объектная) идентификация. Опознание чего-либо или кого-либо. В этом значении термин используется в психологии общей, в психологии инженерной и юридической, где понимается как процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим на основании некоего признака или свойства, в результате чего устанавливается их сходство или различие. Благодаря идентификации происходит распознание образов, образование обобщений и их классификация, анализ знаковых систем и пр.

 

Идентификация. Идентификация человека.

Идентификация. Идентификация личности человека.

Идентификация. Когда объект идентификации — человек, идентификация выступает как процесс опознания того качества, на основании коего можно:

1.отнести личность к некоему классу или типу — например, идентификация преступника;

2.признать личность целостной и идентичной самой себе.

 

Идентификация.

Идентификация человека. Процессы идентификации.

Идентификация. В психоанализе идентификация понимается как бессознательное отождествление, уподобление себя другой личности, вследствие чего появляется подражание в поведении и пр.

Идентификация. Это понятие было введено Зигмундом Фрейдом, сначала — для интерпретации явлений патологической депрессии, позднее для анализа сновидений и некоих процессов, посредством коих маленький ребенок усваивает образцы поведения других значимых, формирует «сверх-Я», принимает женскую или мужскую роль и пр.

Идентификация. Идентификация – есть противоположность нарциссизму и играет огромную роль в поведении и психической жизни. Ее психологический смысл — в расширении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Идентификация известна как самое раннее появление эмоциональной привязанности к другому человеку.

Идентификация личности. Процессы формирования идентификации личности — это форма психологической защиты, характерная тем, что при ее действии происходит бессознательное уподобление индивида тому объекту, который ему угрожает: защита от объекта, вызывающего страх, путем уподобления ему.

Идентификация. Благодаря процессам идентификации личности также достигается символическое обладание желаемым, но недосягаемым объектом (комплекс Эдипа). При расширительном толковании — неосознаваемое следование образцам и идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности.

Идентификация может происходить с любым объектом. Например, с человеком, животным, предметом, идеей и пр. Механизм идентификации обеспечивает взаимную связь индивидов в социальной группе, создает аффективную общность как особое вживание, в чувствование, обретая в некоих случаях свойство «психической инфекции», столь характерной для толпы.

 

Идентификация.

Процессы идентификации. Типы идентификации личности.

Идентификация и ее типы. Зигмунд Фрейд выделил несколько типов идентификации.

Идентификация. В младенчестве возникает идентификация первичная — примитивная форма эмоциональной привязанности ребенка к матери.

Вторичная идентификация личности.

Впоследствии эта «тотальная захваченность объектом» уступает место идентификации вторичной, играющей роль механизма защитного, благодаря коему ребенок справляется с беспокойством, вызванным угрожающим авторитетом, путем включения некоих аспектов его поведения в собственные действия. Эта форма идентификации — предистория комплекса Эдипа, когда маленький мальчик во всем хочет занять место отца и, боясь его наказания, копирует некие особенности его поведения. Эта парциальная идентификация амбивалентна и может проявляться в отношении как любимого лица, так и лиц ненавистных или вызывающих зависть.

Особое значение этот тип идентификации обретает при усвоении ребенком запретов от родителей, при формировании у ребенка устойчивости к искушениям, при развитии совести. Идентификация помогает ребенку справиться с комплексом Эдипа. Это происходит к пяти-шести годам: ребенок как бы решает проблему, идентифицируясь с родителем своего пола.

Например, не будучи в состоянии изменить ситуацию, вызвавшую зарождение комплекса Эдипа, и реализовать нелюбовь к отцу, мальчик старается принять его позицию и стать похожим на него.

 

Идентификация. Процессы идентификации личности.

Применительно взрослого субъекта (взрослой личности) идентификация связывается с симптомом невротическим, при коем у субъекта — из-за желания оказаться в положении объекта — возникают те же психические (возможно болезненные) явления, которые характерны для последнего.

Для неортодоксального психоанализа понятие идентификации стало центральным механизмом формирования способности Я-субъекта к саморазвитию.

При этом между субъектом и отражаемым объектом происходит установление определенной эмоциональной связи, содержанием коей является переживание своей тождественности с объектом.

 

 

 

Идентификация. Процессы идентификации. Типы идентификации личности.

Идентификация — Identifico. В переводе с латинского «identifico» — означает отождествляю.

Женский сайт: Я-самая-красивая.рф (www.i-kiss.ru)

Поделиться с друзьями в социальных сетях:

Другие новости:


www.i-kiss.ru

Идентификация — Психологос

Идентификация — отождествление себя с кем-то или чем-то.

1. Ситуативное уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (например, родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним. Посредством механизма идентификации с раннего детства у ребенка начинают формироваться многие черты личности и поведенческие стереотипы, половая идентичность и ценностные ориентации. Ситуативная идентификация часто имеет место во время детской ролевой игры.

  • Идентификация с другим.

Устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. Различают первичную и вторичную идентификацию. Первичная — это идентификация ребенка (младенца) сначала с матерью, затем с родителем, пол которого ребенок признает своим (половая идентификация). Вторичная — это идентификация в более позднем возрасте с людьми, не являющимися родителями.

2. Отождествление себя с персонажем художественного произведения, благодаря чему происходит проникновение в смысловое содержание произведения, его эстетическое переживание.

3. Механизм психологической защиты, заключающейся в бессознательном уподоблении объекту, вызывающему страх или тревогу.

4. Идентификация групповая — устойчивое отождествление себя с кем-либо (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие ее целей и системы ценностей, осознание себя членом этой группы или общности.

5. В инженерной и юридической психологии — распознавание, опознание какого-либо объектов (в т. ч. людей), отнесение их к определенному классу либо узнавание на основании известных признаков.

www.psychologos.ru

Идентификация (психология) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эта статья — о сравнительно пассивном защитном механизме. О защитном механизме, включающем в себя бессознательное манипулирование см. Проективная идентификация.

Идентифика́ция (лат. identificāre — отождествлять) — частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. В ряде случаев может относиться к механизмам психологической защиты[1].

Описание

Идентификацию разграничивают от её более примитивного аналога интроекции по тому признаку, что идентификация в той или иной степени всегда осознаётся: хотя сам процесс идентификации остаётся бессознательным, выбор объектов идентификации вполне осознаваем и поддаётся субъективному контролю.

См. также Эмпатия

Как защитный механизм

Защитная форма идентификации — это представление о ком-то, как о продолжении себя. Наиболее часто это встречается у родителей, воспринимающих таким образом своих детей. С одной стороны идентифицируясь с ними, родитель как бы приписывает себе молодость и достижения ребёнка, а с другой стороны к этому обычно добавляется проекция на ребёнка собственных желаний, целей и потребностей. Подобное отношение к другим особенно характерно при выраженном нарциссизме.

Кроме того, такой процесс как «идентификация с агрессором» хотя и является по сути скорее интроекцией агрессора[2], может быть частично осознан и тогда его правильнее относить к защитной форме идентификации.

Как адаптивный процесс

Идентификация лежит в основе нормальных попыток стать похожим на другого человека или группу людей, перенять значимые черты. В таком виде она присутствует с раннего детства и постепенно развивается от примитивного желания «вобрать в себя», до более сложных, эффективных и субъективно контролируемых форм. Идентификация способствует установлению глубокой эмоциональной связи с другим человеком или группой людей, ощущению причастности, единения с ними. Таким образом, могут быть переняты не только черты и особенности характера, но и нормы, ценности, образцы, что проявляется в форме конформизма.[1]

Адаптивная (приспособительная) сила идентификации может значительно варьироваться, в зависимости от того, кто и когда выбран в качестве объекта идентификации. Идентификация, повышающая социализацию на одном жизненном этапе, может снижать её на другом: если в школьном возрасте идентификация с соседским драчуном может способствовать повышению социального статуса, то во взрослом возрасте вероятнее обратный эффект.[3]

Сознательная и бессознательная идентификация может давать возможность «вставать на чужое место» — погружаться, переноситься в поле, пространство, обстоятельства другого человека, что способствует глубокому его пониманию.[1]

Идентификация также лежит в основе формирования идентичности (концепция Эрика Эриксона).

Видео по теме

Примечания

Литература

wiki2.red

Идентификация (психология)

TR | UK | KK | BE | EN |

Идентифика́ция лат identificāre — отождествлять — частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей В ряде случаев может относиться к механизмам психологической защиты1

Содержание

  • 1 Описание
    • 11 Как защитный механизм
    • 12 Как адаптивный процесс
  • 2 Литература
  • 3 Примечания

Описаниеправить

Идентификацию разграничивают от её более примитивного аналога интроекции по тому признаку, что идентификация в той или иной степени всегда осознаётся: хотя сам процесс идентификации остаётся бессознательным, выбор объектов идентификации вполне осознаваем и поддаётся субъективному контролю

См также Эмпатия

Как защитный механизмправить

Защитная форма идентификации — это представление о ком-то, как о продолжении себя Наиболее часто это встречается у родителей, воспринимающих таким образом своих детей С одной стороны идентифицируясь с ними, родитель как бы приписывает себе молодость и достижения ребёнка, а с другой стороны к этому обычно добавляется проекция на ребёнка собственных желаний, целей и потребностей Подобное отношение к другим особенно характерно при выраженном нарциссизме

Кроме того, такой процесс как «идентификация с агрессором» хотя и является по сути скорее интроекцией агрессора2, может быть частично осознан и тогда его правильнее относить к защитной форме идентификации

Как адаптивный процессправить

Идентификация лежит в основе нормальных попыток стать похожим на другого человека или группу людей, перенять значимые черты В таком виде она присутствует с раннего детства и постепенно развивается от примитивного желания «вобрать в себя», до более сложных, эффективных и субъективно контролируемых форм Идентификация способствует установлению глубокой эмоциональной связи с другим человеком или группой людей, ощущению причастности, единения с ними Таким образом, могут быть переняты не только черты и особенности характера, но и нормы, ценности, образцы, что проявляется в форме конформизма1

Адаптивная приспособительная сила идентификации может значительно варьироваться, в зависимости от того, кто и когда выбран в качестве объекта идентификации Идентификация, повышающая социализацию на одном жизненном этапе, может снижать её на другом: если в школьном возрасте идентификация с соседским драчуном может способствовать повышению социального статуса, то во взрослом возрасте вероятнее обратный эффект3

Сознательная и бессознательная идентификация может давать возможность «вставать на чужое место» — погружаться, переноситься в поле, пространство, обстоятельства другого человека, что способствует глубокому его пониманию1

Идентификация также лежит в основе формирования идентичности концепция Эрика Эриксона

Литератураправить

  • Фрейд, Анна Психология Я и защитные механизмы = Das Ich und die Abwehrmechanismen — Москва: Педагогика-Пресс, 1993 — 68 с — ISBN 3-596-42001-6
  • Мак-Вильямс, Нэнси Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе = Psychoanalytic diagnosis: Understanding personality structure in the clinical process — Москва: Класс, 1998 — 480 с — ISBN 5-86375-098-7
  • Фрейд, Зигмунд «Я» и «Оно» = Das Ich und das Es 1923 — Азбука, 2008 — 288 с — 7000 экз — ISBN 978-5-91181-292-8

Примечанияправить

  1. 1 2 3 Яндекс-словарьнедоступная ссылка с 14-06-2016 171 день
  2. Зигмунд Фрейд, «„Я“ и „Оно“», 1923
  3. Ненси Мак-Вильямс, «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе», изд «Класс», 1998
Защитные механизмы психики
Человек:психика
Первичные

Всемогущий контроль • Диссоциация • Интроекция Идентификация с агрессором • Отрицание • Примитивная идеализация • Примитивная изоляция защитное фантазирование • Проективная идентификация • Проекция • Расщепление Эго • Соматизация Конверсия

Вторичные

Аннулирование Возмещение • Вытеснение Подавление, Репрессия • Вымещение Замещение, Смещение • Замещение • Игнорирование Избегание • Идентификация • Изоляция аффекта • Интеллектуализация • Компенсация Гиперкомпенсация • Морализация • Отыгрывание Отреагирование вовне, Разрядка • Аутоагрессия Поворот против себя • Раздельное мышление • Рационализация • Реактивное образование • Реверсия • Регрессия • Сексуализация Инстинктуализация • Сублимация

Смежные понятия

Перенос • Психосоматика • Смещение • Сопротивление • Эмпатия

Наука:Психология/Психиатрия

Идентификация (психология) Информацию О

www.turkaramamotoru.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *