Раскройте на трех примерах методы добывания знаний присущие науке – раскройте на 3 примерах методы, присущее научному познанию

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию по теме

Познание.

Термины: бытие, познание, чувственное познание, рациональное познание, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, знание, истина, относительная истина, абсолютная истина, объективная истина, субъективная сторона истины, критерий истины, практика, заблуждение, ложь, вера, творчество, интуиция, научное познание, эмпирический уровень научного познания, теоретический уровень научного познания, особенности научного познания, методы научного познания, научный факт, научная проблема, научная идея, гипотеза, закон, теория, анализ, синтез, классификация, индукция, дедукция, эксперимент, наблюдение, умения, навыки, практическое познание, обыденное познание, миф, народная мудрость (здравый смысл), паранаука, художественное познание, философское познание, социальное познание, социальный факт, самопознание, самосознание, самооценка, идеальный тип, культурный контекст, конкретно-исторический подход, идеальный тип, общественное сознание, индивидуальное сознание, общественная психология, общественное мнение, массовое сознание.

Планы:

  1. Многообразие путей познания мира.

  2. Познание

  3. Научное познание

  4. Социальное познание

  5. Знание и сознание

  6. Самопознание и развитие личности

  7. Научное познание.

  8. Истинное знание и его критерии.

  9. Познание – процесс духовного освоения человеком материального мира.

  10. Познание как вид деятельности.

Задания части 2:

33. Сформулируйте два положения о роли практики в познании мира и каждое из них проиллюстрируйте примером.

32. Назовите любые четыре логические операции.

32. Назовите любые три вида познания.

32. Укажите четыре отличия знания от веры.

32. Приведите три примера ненаучных форм познания.

33. Назовите три формы рационального познания и проиллюстрируйте каждую из них примером.

33. Назовите три функции практики, которые она выполняет в процессе познания, и проиллюстрируйте каждую из них примером.

33. Назовите три вида социальных фактов и проиллюстрируйте каждую из них примером.

33. Сформулируйте два положения о роли практики в познании мира и проиллюстрируйте каждое из них примером.

33. Раскройте на трех примерах методы добывания знаний, присущих науке.

33. Назовите два любых отличия учебного познания от научного и проиллюстрируйте каждое на примерах.

33. Назовите любые три функции науки (научных знаний) и приведите по одному примеру осуществления каждой из них.

33. Укажите три аспекта роли практики в познании и раскройте каждый из них.

33. В чем состоит специфика социального познания? Ответ аргументируйте с помощью трех положений.

33. Общество представляет собой один из наиболее сложных и интересных познаваемых объектов. Укажите любые три метода социального познания, проиллюстрировав каждый из них конкретным примером.

33. Назовите и проиллюстрируйте примерами две особенности эмпирического уровня научного познания.

33. Назовите любые два отличия научного познания от житейского (обыденного) и проиллюстрируйте каждое из этих отличий примером.

34. «Как познать самого себя? Отнюдь не созерцанием, только действиями. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь». (И.В. Гете).

  1. О каком познании ведет речь Гете?

  2. Какими методами предлагает автор человеку познавать себя?

  3. Кто еще из философов задался вопросом: «Что такое человек?»

34. Прочитайте фрагмент и ответьте на вопросы к нему:. «Наиболее значительным событием в науке XX века является чувство конца науки… В начале XX века еще возникали новые концепции, которые переворачивали представления о мире (квантовая механика, теория относительности, генетика). А во второй половине XX века ничего подобного не произошло. Спутники, компьютеры, -это не наука, а техника. Наука же открывает законы природы».

  1. Что понимает один из российских ученых под «чувством конца науки» в XX веке?

  2. В чем он видит главное назначение науки?

  3. Что такое концепция в науке? Дайте определение.

  4. Согласны ли вы с мнением автора, что «спутники и компьютеры — не наука, а техника? Ответ обоснуйте на конкретных примерах.

34. Ученые одного из университетов СЩА отобрали 25 добровольцев, которые согласились провести в лаборатории изучения сна 12 дней. Одним давали спать по 6 часов, а другим по 8 часов в сутки. Было установлено, что у тех, кто спал по 6 часов, повышался уровень в крови тех веществ, которые связаны с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Какой из методов научного познания использовался в данном исследовании? Какой уровень научного познания представлен в нем? Аргументируйте свой ответ.

34. Как-то Эйнштейн с женой посетили крупную американскую обсерваторию. Осматривая телескоп, имеющий зеркало диаметром 2,5 метра, жена ученого поинтересовалась предназначением столь грандиозного прибора. Директор пояснил, что этот инструмент необходим, чтобы узнать строение вселенной. «А мой муж обычно делает это на обороте старого конверта»,- сказала супруга ученого.

Назовите два метода научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте и охарактеризуйте каждый из них.

34. Известный мореплаватель Магеллан икал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда он, изучив описания, оставленные предшественниками, предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив (впоследствии названный его именем) между материком и архипелагом Огненная земля.

Какие методы научного познания применил Магеллан? Укажите три метода.

34. В начале XIX века в Англии готовился к спуску на воду мощный военный корабль «Каптен». Инженер Рид сделал уменьшенную копию этого судна и провел испытание на плавучесть. Результаты опытов привели его к выводу, что строящееся судно будет плохо держать ся на волне и может затонуть во время даже несильного шторма. Однако адмиралы ему не поверили. Вскоре после спуска корабль затонул, погибли 533 моряка. В Лондоне установлена мемориальная доска с «вечным порицанием невежественному упрямству лордов Адмиралтейства».

Какой метод научного познания использовался в приведенном случае? При каких условиях его целесообразно применять?

34. На заре самолетостроения из-за несовершенства конструкции, отсутствия точной системы аэродинамического и прочностного расчета часто происходили аварии самолетов. Н.Е. Жуковский, как и его предшественники, начал наблюдать за полетами птиц, источником подъемной милы их полетов. На основе этих наблюдений и специально поставленных опытов он создал математическую теорию крыла, научно обосновал наиболее целесообразные профили крыльев для летательных аппаратов. Расчеты Жуковского полностью оправдались на практике: крылья и воздушные винты современным самолетов рассчитываются по формулам и конструируются на основе оптимальных профилей, предложенных Жуковским.

Сущность какого процесса иллюстрирует приведенный пример? Укажите три признака, по которым вы это определили.

34. Чтобы получить об изучаемых явлениях или предметах необходимую информацию и открыть управляющие ими законы, необходимо представить исследуемый объект в виде особой системы. Затем такая система последовательно разбивается, разлагается на ряд подсистем различных уровней, вплоть до отдельных элементов. В ходе этого процесса накапливаются сведения об отдельных свойствах и характеристиках, частях и элементах изучаемого объекта. Однако при этом как бы теряется первоначальное представление об объекте как о чем-то целом. Для того, чтобы получить новое , на этот раз вполне конкретное, богатое, содержательно насыщенное знание об объекте, необходимо осуществить новый этап познания. Все сведения объединяются, связываются по определенным правилам таким образом, чтобы они наиболее точно, верно отражали свойства, характеристики, отношения и связи между подсистемами и элементами изучаемого объекта. Когда этот процесс завершен, мы вновь получаем целостное представление, целостное знание об объекте.

Назовите два метода научного познания, о которых идет речь в этом тексте. Охарактеризуйте каждый из них.

34. На основе обществоведческих знаний и знания других школьных дисциплин покажите, в чем проявляется сложность познания объективного мира. (Назовите три проявления).

34. Во время лекций ученый высказал следующее суждение: «Человек должен переделывать себя ради истины, истина не может переделываться в угоду человеку». На какие особенности научного познания указывал ученый? Объясните, как вы понимаете его слова? Укажите любые две неупомянутые особенности научного познания.

34. Известно высказывание римского философа Сенеки: «Истина открыта для всех, но всей мы еще не открыли, много еще выпадает на долю нашим потомкам». Какие две характеристики истины упомянуты в этом высказывании? Объясните, по каким признакам вы это определили.

34. Раскройте на примере теоретическое положение о том, что социальное познание оказывает влияние совпадение объекта и субъекта познания. Сформулируйте два положения и каждое из них проиллюстрируйте примером.

34. В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира? Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности этой формы познания.

34. Прочитайте фрагмент научного текста: «Гравитация, в отличие от других взаимодействий, универсальна в действии на всю материю и энергию. Не обнаружены объекты, у которых вообще отсутствовало бы гравитационное взаимодействие». Укажите два критерия, которые позволяют отнести данный текст к научным. Опираясь на обществоведческие знания, назовите еще одну черту, присущую научному познанию.

34. В лаборатории химического института производится сложный научный эксперимент. Ведутся постоянные наблюдения за происходящими изменениями. Полученные данные обрабатываются и анализируются по установленным критериям. Назовите три метода научного исследования, упомянутые в условии задания. Опираясь на обществоведческие знания, укажите и кратко охарактеризуйте еще один метод, используемый в науке.

34. Долгое время люди считали, что земля плоская. Чем с точки зрения современных научных взглядов является это представление: относительной истиной или заблуждением? Поясните свой ответ и приведите по одному примеру заблуждения и относительной истины в познании мира.

34. Ваш друг прочитал статью, посвященную изучению одного из природных явлений, и рассказал вам о выводах автора. Вам нужно убедиться, что эта статья – результат научного изучения данного явления. Сформулируйте три вопроса, ответы на которые убедят вас в обоснованности того или иного суждения относительно характера знания, изложенного в статье.

34. Учащийся профильного биологического класса М. по заданию учителя биологии осуществил летний исследовательский проект. Ему было необходимо определить места гнездований журавля, понаблюдать и описать процесс выведения и обучения птенцов, провести окольцовывание птиц перед их отлетом . Кроме того, М., готовясь к осуществлению проекта, выдвинул гипотезу исследования, составил аннотированный список научной литературы, изучил различные мнения ученых по проблеме гнездования журавлей, систематизировал и обобщил выводы. Какие группы методов использовал М. в своем проекте? Укажите их и подтвердите каждую группу тремя примерами, систематизировав их в виде таблицы:

1-ая группа

2-я группа

1)

1)

2)

2)

3)

3)

4)

4)

34. Обществоведам известны разные классификации наук. О. Конт построил пирамиду фундаментальных наук человечества, на вершине которой находятся учения об обществе. Назовите два отличия социальных знаний от гуманитарных. К какому виду знаний относится философия? Приведите два аргумента, подтверждающих ваш ответ.

34. Один философ критерием истинных знаний считал их ясность, самоочевидность. Другой философ такой критерий искал в ощущениях. Опираясь на знания курса, укажите три критерия истины, принятых современной наукой.

infourok.ru

Помогите с вопросами, что знаете) 1. Установите…

1. Установите соответствие между уровнями научного познания и их составляющими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ

А) Факт

Б) Идеальный объект

В) Опыт

Г) Концепция

Д) Идея

УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

1) Эмпирический

2) Теоретический

2. Установите соответствие между понятиями «абсолютная истина» и их существенными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ

А) выражает изменчивость знания, его углубление, уточнение

Б) характеризует ограниченность человеческого познания

В) воплощает предел, к которому стремится знание

Г) зависит от точности или совершенства средств наблюдения или измерения

Д) не опровергается последующим развитием науки

ПОНЯТИЯ

1) Абсолютная истина

2) Относительная истина

3.Найдите в приведённом ниже списке критерии научного познания и обведите и цифры, под которыми они указаны.

1) Образность и наглядность

2) Воспроизводимость результата в одних и тех же условиях

3) Эмоциональная выразительность

4) Доказательность выдвигаемых положений

5) Использование особого языка, чётко фиксирующего значения понятий

6) Разрозненность, несистематизированность знаний

4. Запишите слово пропущенное в схеме.

Основные признаки … как формы познания:

1) В сознании человека отражается целостный образ предмета

2) Чувственный образ воспроизводится в сознании без непрерывного взаимодействия человека с самим предметам

5. Охарактеризуйте, опираясь на знания курса, особенностей объекта, субъекта и результатов социального познания.

6. Назовите любые три особенности научного познания и каждую из них проиллюстрируйте примером.

7. Раскройте на трёх примерах методы добывания знаний, присущие науки.

8. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Многие считают, что истина проста. (2) Истинны по мнению некоторых, вовсе не существует. (3) Представляется, что такие позиции не соответствуют реальности. (4) Истина – это процесс адекватного отражения действительности в сознании человека.

Определите, какие положения текста носят:

А) Фактический характер

Б) Характер оценочных суждений

9. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) По мысли древнегреческого философа Аристотеля, все люди склонны к познанию. (2) Практическая деятельность человека включает познание в качестве своей важнейшей составной части. (3) Считаем, что наука как главный инструмент познания оказалась бессильный удовлетворительно ответить на вопросы о глубинных процессах, составляющих содержание познания и подсознания человека. (4) В познании человека на помощь науке пришли литература и искусство, вскрывая тайны человеческого духа, тонкие нюансы разнообразных отношений и поведения людей.

Определите, какие положения текста носят:

А) Фактический характер

Б) Характер оценочных суждений

10. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Многообразны пути познания. (2) Большую роль в процессе познания, на наш взгляд, играет интуиция. (3) По мнению сторонников интуитивизма, она – первопричина творческого акта, единственное средство познания.

(4) Интуиция представляет собой знание, возникающие без осознания путей и условий его получения.

Определите, какие положения текста носят:

А) Фактический характер

Б) Характер оценочных суждений

tvoiznaniya.com

ЕГЭ. Познание Тема 5. Научное познание |

Научное познание – это вид познавательной деятельности человека, направленной на  получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания

  • Объективность знаний о природе, человеке и обществе
  • Непротиворечивость, доказательность, системность
  • Проверяемость
  • Наличие и постоянное развитие понятийного аппарата (терминологии)
  • Использование в деятельности специальных методов и способов добывания знаний об изучаемом предмете
  • Высокий уровень обобщения полученных знаний
  • Универсальность знаний, то есть возможность их использования в различных отраслях знаний и сферах деятельности людей.

Принципы научного познания (то есть исходные положения,  правила, на которых строится научная деятельность)

  • Принцип причинности — установление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями, процессами, событиями.
  • Принцип истинности – то есть соответствие знаний содержанию объекта, который изучается.
  • Принцип относительности – любое научное знание относительное, так как ограничено возможностями науки на данный период развития общества и будет добавляться с развитием науки, техники и человеческого разума.

Уровни научного познания

  1. Эмпирический — это выявление фактов, очевидных, видимых в результате описания предметов и явлений. В основе эмпирических методов научного познания лежит чувственное познание  (ощущения, восприятие, представление) и показания конкретных научных приборов.
  2. Теоретический – это выявление фундаментальных знаний, которые порой скрыты за внешними признаками изучаемых предметов, познание сущности явлений и процессов, которые нельзя наблюдать. В основе теоретических методов лежит рациональное познание (понятия, суждения, умозаключения и выводы.)

Каждый уровень научного познания имеет свои методы (от греч. hypothesis — предположение) изучения предметов познания, то есть средств, путей познания.

Эмпирические методы научного познания

  • Наблюдение – восприятие предметов, явлений со стороны, невмешательство в них (например, наблюдение солнечного затмения)
  • Эксперимент-изучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях (например, изучение роста растения в изменённых условиях)
  • Сравнение – выявление различия и сходства между изучаемыми предметами познания (например, сравнение причастия и деепричастия)
  • Измерение – определение отношения измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном (например, к  метру, грамму).

Пояснение.

Эмпирические методы в научной деятельности в совершенно чистом виде использовать невозможно. Обязательно они сочетаются с теоретическими.

Теоретические методы научного познания

  • Анализ – (от греч. разложение, расчленение)процесс мысленного и фактического разложения целого предмета изучения на составляющие его части, изучение каждой части в отдельности (например, анализ литературного произведения, его темы, идеи,  характеристика героев).
  • Синтез – (от греч. соединение, сочетание, составление) процесс мысленного и фактического соединения частей и изучение изучаемого предмета как единого целого (например, обобщение всех подтем по единой теме  «Имя существительное»)
  • Индукция —(от лат. наведение)переход от изучения отдельных частей к изучению целого, от частного — к общему (например, изучение сначала отдельных признаков глагола в причастии, а затем выведение итогового суждения о том, что причастие имеет признаки глагола).
  • Дедукция — (от лат. — выведение) выведение нового знания на основе нескольких других утверждений об изучаемом предмете, от общего к частному( например, сначала учитель даёт учащимся общие правила написания Н и НН в причастиях, а затем каждое правило разбирает отдельно на конкретных примерах).
  • Абстрагирование – (от лат. — отвлечение) отвлечение от свойств и признаков изучаемого предмета ради выявления какого-либо определённого его свойства (например, на уроках анатомии учащиеся изучают систему кровообращения  человека, не говоря в это время о других системах, хотя кровообращение тесно связано с дыханием, пищеварением и т.д.)
  • Моделирование – создание модели изучаемого предмета с целью его наиболее полного познания (например, на уроках химии учащиеся изучают строение вещества по модели атома).
  • Аналогия – (от греч. соответствие) изучение предметов и явлений по их сходству в чём-либо (например, решение задач, подобных той, которую объяснил учитель)
  • Идеализация — (от лат. образ) ,мысленное, абстрактное воссоздание изучаемых предметов, которые в действительности не могут быть воспроизведены (например, невозможно увидеть, как в результате Большого взрыва образовалась Вселенная).
  • Классификация – (от лат.— разряд и делать)  объединение различных  изучаемых предметов в группы по каким-либо признакам (например, классификация растений).
  • Формализация (от лат. — вид, образ)знаковая, символическая система отражения знаний (например, химические символы для отражения веществ)

Теоретические методы тоже тесно связаны с эмпирическими, так как требуют проверки, сравнения, проведения эксперимента. Обе группы методов находятся во взаимосвязи, чтобы получить  достоверные научные знания.

Как видите, ребята, по приведённым примерам, все данные методы используются учителями  буквально на каждом учебном предмете, а вы в школе получаете первичные навыки их использования  в процессе познания мира.

Формы научного познания

Знания, получаемые в процессе научного познания, имеют свою форму выражения. Их несколько.

  • Научный факт — это объективное  отражение в сознании человека сущности  изучаемого  предмета или явления, описанного, доказанного им . Нужно отличать объективный факт (реально существующий предмет, явление и т.д.) и научный факт (подтверждённое знание в результате научной деятельности)

Например, начало Великой Отечественной войны – это объективный факт, а то, что Луна- спутник Земли  — это научный факт.

  • Эмпирический закон – форма познания, выраженная в суждении, которое объективно доказано, выражает повторяющиеся, устойчивые связи между явлениями и процессами (например, законы Ньютона)
  • Проблема — (от греч.— задача) это вопросы, осознанно сформулированные в ходе научного познания, ответы на которые необходимо найти и доказать.
  • Гипотеза -(от греч.— предположение) научное предположение, которое научно обосновано и требует проверки, доказательства.
  • Теория – (от греч. — наблюдение), форма знания, представляющая собой наиболее целостное отражение закономерных и существенных связей в какой-либо изучаемой области.
  • Концепция — (от греч. — понимание, система)- полная система взглядов на предмет познания, которая сложилась на данный период времени развития науки (например, концепция развития человечества). Синонимом слова является слово «доктрина», то есть совокупность официально принятых взглядов на определённую проблему.

Таким образом, научное познание — это сложный процесс, включающий в себя самые различные формы и методы исследования для получения объективных знаний об изучаемом предмете.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

 

 

obschestvoznanie-ege.ru

Тема «познание»

С1–С4. Работа с текстом.

Прочитайте текст и выполните задания
С1–С4

Как социальные психологи изучают поведение человека

Выводы, которые создаются на основе
повседневного опыта, а также благодаря
накопленной мудрости философов, поэтов
и писателей, часто оказываются
проницательными и информативными, но
при этом недостаточно доказательными.
Здравый смысл часто ставит нас перед
дилеммами и нерешенными загадками в
случаях, касающихся социального поведения
человека. Для его понимания важно
обратиться к научным методам…

Термин «научный» не обозначает избранную
группу высокоразвитых областей
человеческой деятельности. Он скорее
указывает на общий набор методов –
техник, которые могут использоваться
для исследования широкого круга проблем.
Следовательно, если мы пытаемся понять,
является ли та или иная область научной,
ключевым вопросом становится следующий:
использует ли она научные процедуры?
Если нет, то она оказывается вне сферы
науки.

Эти методы и процедуры включают в себя
попытки собрать систематическую
информацию об интересующих исследователя
проблемах плюс скептическое к ним
отношение. Основной предпосылкой науки
является убеждение, что все основные
предположения о физическом мире должны
быть проверены и перепроверены, чтобы
принять их за истину…

В социальной психологии, изучающей
причины социального поведения и
социального мышления, чаще других
используется экспериментальный метод,
в рамках которого исследователи пытаются
изменить одну переменную с целью
наблюдения влияния этого на другие
переменные, и корреляционный метод,
когда ученый просто наблюдает естественно
происходящие изменения интересующих
его переменных, чтобы узнать связаны
ли они.

С1.Какие виды познания упоминаются
в этом тексте? (Назовите не менее двух).

С2.Каковы, на взгляд автора, особенности
научного познания? Укажите две черты.

С3.В чем автор усматривает недостатки
ненаучных видов познания? Приведите
пример, конкретизирующий любой из этих
недостатков.

С4.О каких двух научных методах в
области социальной психологии говорится
в этом отрывке? Укажите существенное
различие между ними. Опираясь на знания
из курса обществоведения, назовите еще
один метод, который может использоваться
в научном познании социальных явлений.

С1–С4. Работа с текстом.

Прочитайте текст и выполните задания
С1–С4

Эмпирическое познание

«Сложность структуры познавательной
деятельности обусловлена также тем,
что в настоящее время более сложным,
чем оно мыслилось ранее, представляется
и слой эмпирического познания, где в
едином процессе взаимодействуют
чувственные формы отражения,
приборно-практические средства познания
и абстрактно-логические средства
анализа…

Долгое время в науке господствовала
эмпирическая традиция (развиваемая как
материалистами, так и идеалистами),
предполагавшая, что источником научных
знаний являются только чувственные
данные… Еще и сейчас приходится
доказывать, что эмпирическое познание
не является чисто чувственным, а
предполагает использование различных
рациональных приемов исследования…

На исходной ступени эмпирического
познания исследователь, опираясь на
имеющиеся знания и теоретические
представления, проводит опыты и фиксирует
результаты отдельных наблюдений. Однако
разрозненные данные, полученные в этой
стадии исследования, сами по себе еще
не являются фактами науки. В них могут
содержаться ошибки, связанные с
отклонениями в работе чувств человека,
неправильными показаниями приборов, с
некорректной постановкой опытов,
неверной интерпретацией и т.д. Иначе
говоря, исходные данные (которые в
прошлом как раз и воспринимались в
качестве фактов) могут содержать какие-то
случайные, ошибочные элементы и
субъективные напластования. Для того
чтобы они получили значение научных
фактов, их необходимо очистить от
подобного рода элементов, выделив то,
что характеризует само объективное
явление… Проверяются и перепроверяются
результаты опытов, собираются недостающие
сведения, осуществляются дополнительные
эксперименты. Исходные данные, полученные
в результате целой серии опытов и
наблюдений, подвергаются… обобщению,
классификации, типологизации, установлению
эмпирических зависимостей и регулярностей,
статистической обработке, подвергаются
объяснению и интерпретации. С помощью
этих средств удается максимально
объективно описать явления действительности,
выразить их в форме фактического знания».

А.Н. Елсуков

С1.Какие три составляющие представлены,
по мнению автора, в эмпирическом познании?

С2.Какие абстрактно-логические
средства, по мнению автора, позволяют
максимально объективно описать явления
действительности, выразить их в форме
фактического знания? Назовите пять
любых средств.

С3.Автор считает, что результаты
отдельных наблюдений сами по себе не
являются фактами науки. Найдите в тексте
три объяснения этого утверждения.

С4.Автор указывает, что долгое время
в науке господствовала эмпирическая
традиция. Напишите, как называют
философов, придерживающихся иной
позиции, и укажите любые две особенности
их подхода к решению вопроса о познании
мира.

С5.

Укажите основные особенности социального
познания.

С5.

Приведите два примера ненаучных
форм познания.

С6. Задание на конкретизацию.

Раскройте на примерах методы, присущие
научному познанию.

С6. Задание на конкретизацию.

Раскройте на примере две особенности
познания мира средствами искусства
(сначала приведите пример, а затем
назовите две особенности).

С6. Задание на конкретизацию.

Раскройте на примере теоретическое
положение, что на социальное познание
оказывает влияние совпадение объекта
и субъекта познания.

С6. Задание на конкретизацию.

Назовите любые три особенности научного
познания и каждую из них проиллюстрируйте
примером.

С6. Задание на конкретизацию.

Известно, что постепенное накопление
научного знания время от времени
«взрывается» научными революциями. Чем
характеризуется этот период в развитии
науки? (назовите не менее двух черт).
Приведите пример научной революции.

С7. Задание-задача.

Ученые одного из университетов США
отобрали 25 добровольцев, которые
согласились провести в лаборатории
изучения сна 12 дней. Одним давали спать
по 6 часов, а другим по 8 часов в сутки.
Было установлено, что у тех, кто спал по
6 часов, повышался в крови уровень
веществ, связанных с заболеваниями
сердечно-сосудистой системы.

Какой из методов научного познания
нашел отражение в данном сообщении?
Какой уровень научного знания представлен
в нем? Аргументируйте свой ответ.

С7. Задание-задача.

Исходя из непосредственных наблюдений,
люди долгое время считали, что Земля –
плоское и покоящееся тело, а Солнце –
движется по небосводу.

Какой вывод о роли наблюдений в
формировании научной картины мира можно
сделать на основе этого факта? Какие
еще методы познания мира используются
в науке?

С7. Задание-задача.

Известный мореплаватель Магеллан искал
кратчайший путь в Индию. Он пользовался
картой, где был указан пролив, соединяющий
Атлантический и Тихий океаны. Однако в
отмеченном на карте месте Магеллан
пролива не обнаружил. Тогда он, изучив
описания, оставленные предшественниками,
предположил, что этот пролив должен
быть южнее. Он исследовал каждую бухту,
каждый залив – и обнаружил пролив
(впоследствии названный его именем)
между материком и архипелагом Огненная
Земля.

Какие методы научного познания применил
Магеллан? Укажите три метода.

С7. Задание-задача.

Как-то А. Эйнштейн с женой посетили
крупную американскую обсерваторию.
Осматривая телескоп, имеющий зеркало
диаметром 2,5 метра, жена ученого
поинтересовалась предназначением столь
грандиозного прибора. Директор пояснил,
что этот инструмент необходим, чтобы
узнать строение Вселенной. «А мой муж
обычно делает это на обороте старого
конверта», – сказала супруга ученого.

О каких методах научного исследования
идет речь в этом фрагменте? Кратко
охарактеризуйте их.

С8. Составление плана ответа.

Вам поручено подготовить доклад на тему
«Познание человеком мира и самого себя».
Составьте план, в соответствии с которым
вы будете освещать эту тему.

studfiles.net

Помогите с вопросами, что знаете) 1. Установите…

2. Установите соответствие между понятиями «абсолютная истина» и их существенными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ
А) выражает изменчивость знания, его углубление, уточнение
Б) характеризует ограниченность человеческого познания
В) воплощает предел, к которому стремится знание
Г) зависит от точности или совершенства средств наблюдения или измерения
Д) не опровергается последующим развитием науки
ПОНЯТИЯ
1) Абсолютная истина
2) Относительная истина

3.Найдите в приведённом ниже списке критерии научного познания и обведите и цифры, под которыми они указаны.
1) Образность и наглядность
2) Воспроизводимость результата в одних и тех же условиях
3) Эмоциональная выразительность
4) Доказательность выдвигаемых положений
5) Использование особого языка, чётко фиксирующего значения понятий
6) Разрозненность, несистематизированность знаний

4. Запишите слово пропущенное в схеме.
Основные признаки … как формы познания:
1) В сознании человека отражается целостный образ предмета
2) Чувственный образ воспроизводится в сознании без непрерывного взаимодействия человека с самим предметам

5. Охарактеризуйте, опираясь на знания курса, особенностей объекта, субъекта и результатов социального познания.

6. Назовите любые три особенности научного познания и каждую из них проиллюстрируйте примером.

7. Раскройте на трёх примерах методы добывания знаний, присущие науки.

8. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Многие считают, что истина проста. (2) Истинны по мнению некоторых, вовсе не существует. (3) Представляется, что такие позиции не соответствуют реальности. (4) Истина – это процесс адекватного отражения действительности в сознании человека.
Определите, какие положения текста носят:
А) Фактический характер
Б) Характер оценочных суждений

9. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) По мысли древнегреческого философа Аристотеля, все люди склонны к познанию. (2) Практическая деятельность человека включает познание в качестве своей важнейшей составной части. (3) Считаем, что наука как главный инструмент познания оказалась бессильный удовлетворительно ответить на вопросы о глубинных процессах, составляющих содержание познания и подсознания человека. (4) В познании человека на помощь науке пришли литература и искусство, вскрывая тайны человеческого духа, тонкие нюансы разнообразных отношений и поведения людей.
Определите, какие положения текста носят:
А) Фактический характер
Б) Характер оценочных суждений

10. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Многообразны пути познания. (2) Большую роль в процессе познания, на наш взгляд, играет интуиция. (3) По мнению сторонников интуитивизма, она – первопричина творческого акта, единственное средство познания.
(4) Интуиция представляет собой знание, возникающие без осознания путей и условий его получения.
Определите, какие положения текста носят:
А) Фактический характер
Б) Характер оценочных суждений

znatachok.com

А) Фактический характер Б) Характер оценочных суждений

Помогите с вопросами, что знаете)
1. Установите соответствие между уровнями научного познания и их составляющими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ
А) Факт
Б) Идеальный объект
В) Опыт
Г) Концепция
Д) Идея
УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
1) Эмпирический
2) Теоретический

2. Установите соответствие между понятиями «абсолютная истина» и их существенными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ
А) выражает изменчивость знания, его углубление, уточнение
Б) характеризует ограниченность человеческого познания
В) воплощает предел, к которому стремится знание
Г) зависит от точности или совершенства средств наблюдения или измерения
Д) не опровергается последующим развитием науки
ПОНЯТИЯ
1) Абсолютная истина
2) Относительная истина

3.Найдите в приведённом ниже списке критерии научного познания и обведите и цифры, под которыми они указаны.
1) Образность и наглядность
2) Воспроизводимость результата в одних и тех же условиях
3) Эмоциональная выразительность
4) Доказательность выдвигаемых положений
5) Использование особого языка, чётко фиксирующего значения понятий
6) Разрозненность, несистематизированность знаний

4. Запишите слово пропущенное в схеме.
Основные признаки … как формы познания:
1) В сознании человека отражается целостный образ предмета
2) Чувственный образ воспроизводится в сознании без непрерывного взаимодействия человека с самим предметам

5. Охарактеризуйте, опираясь на знания курса, особенностей объекта, субъекта и результатов социального познания.

6. Назовите любые три особенности научного познания и каждую из них проиллюстрируйте примером.

7. Раскройте на трёх примерах методы добывания знаний, присущие науки.

8. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Многие считают, что истина проста. (2) Истинны по мнению некоторых, вовсе не существует. (3) Представляется, что такие позиции не соответствуют реальности. (4) Истина – это процесс адекватного отражения действительности в сознании человека.
Определите, какие положения текста носят:
А) Фактический характер
Б) Характер оценочных суждений

9. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) По мысли древнегреческого философа Аристотеля, все люди склонны к познанию. (2) Практическая деятельность человека включает познание в качестве своей важнейшей составной части. (3) Считаем, что наука как главный инструмент познания оказалась бессильный удовлетворительно ответить на вопросы о глубинных процессах, составляющих содержание познания и подсознания человека. (4) В познании человека на помощь науке пришли литература и искусство, вскрывая тайны человеческого духа, тонкие нюансы разнообразных отношений и поведения людей.
Определите, какие положения текста носят:
А) Фактический характер
Б) Характер оценочных суждений

10. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Многообразны пути познания. (2) Большую роль в процессе познания, на наш взгляд, играет интуиция. (3) По мнению сторонников интуитивизма, она – первопричина творческого акта, единственное средство познания.
(4) Интуиция представляет собой знание, возникающие без осознания путей и условий его получения.
Определите, какие положения текста носят:
А) Фактический характер
Б) Характер оценочных суждений

shpora.org

Такой вопрос по обществу….»назовите 3 особенности научного познания и каждую из них проиллюстрируйте примером

1)достоверность выводов, обоснованность гипотез
2)В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (ускорители частиц, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т. д.) . Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, синергетический и другие приемы и методы.
3)Существенным признаком научного познания является его системность, т. е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему.

примеры думаю сможешь подобрать

Основные особенности научного познания:
1. Объективность добываемого знания
2. Развитость понятийного аппарата
3. Рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью
4. Проверяемость
5. Высокий уровень обобщения знаний
6. Универсальность: предеметом исследования может быть любой феномен, все в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека
7. Исследование изучаемого предмета со стороны закономерностей и причин
8. Использование специальных способов и методов познавательной деятельности

touch.otvet.mail.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о