Распоряжение имуществом находящимся в оперативном управлении – 296. /

Содержание

Особенности распоряжения имуществом, находящимся в хозяйственном ведении и оперативном управлении: теория и судебная практика

УДК 342.922:347.2/3

Страницы в журнале: 39-46

 

И.Ю. Синдеева,

кандидат юридических наук,  доцент кафедры правового обеспечения экономики и финансов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ  Россия, Москва [email protected]

Е.В. Черникова,

доктор юридических наук, кандидат экономических наук, зав. кафедрой правового обеспечения экономики и финансов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Россия, Москва [email protected]

Рассматривается правовая природа сделок с государственным и муниципальным имуществом, переданным в хозяйственное ведение и оперативное управление государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям, а также практика прекращения права хозяйственного ведения, оперативного управления таким имуществом. Анализируется судебная практика по делам из отношений между собственником государственного и муниципального имущества и государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями о праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Предлагаются меры по предотвращению нарушений права государственной и муниципальной собственности и его защите.

Ключевые слова: хозяйственное ведение, оперативное управление, государственная и муниципальная собственность, приватизация, государственные и муниципальные предприятия и учреждения, продажа государственного и муниципального имущества.

 

Несмотря на давность законодательного закрепления права оперативного управления и права хозяйственного ведения и длительный срок применения этих прав, в правоприменительной практике существуют споры, связанные с защитой данных прав и права публичной собственности. Представляется, что особое практическое значение имеет правильное применение норм о прекращении этих прав, и прежде всего норм о порядке отчуждения недвижимого имущества, закрепленного за государственными и муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения.

Согласно ст. 295 Гражданского кодекса РФ собственник имущества, переданного в хозяйственное ведение предприятию, решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, реорганизации и ликвидации предприятия, назначает руководителя предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью переданного предприятию имущества. Предприятие не вправе продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог недвижимое имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения, или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

В соответствии со статьями 296—298 ГК РФ  собственник имущества, переданного в оперативное управление учреждению и казенному предприятию, вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество. Казенное учреждение вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным на средства, выделенные ему собственником на эти цели. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником. Казенное учреждение не вправе распоряжаться имуществом без согласия его собственника.

В соответствии со ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом возникает у унитарного предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено правовыми актами или решением собственника. Прекращаются эти права по основаниям и в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случае правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Казалось бы, законодатель с предельной ясностью определил содержание права хозяйственного ведения и права оперативного управления, в частности основания прекращения этих прав. Однако лаконичными правовыми нормами урегулировать сложные отношения безошибочно удается не всегда. Чтобы ответить на вопросы о правомерности отчуждения имущества, закрепленного за унитарным предприятием или учреждением, следует вспомнить этапы формирования законодательства о праве хозяйственного ведения и оперативного управления и применения этих прав.

Законодательное понятие права оперативного управления появилось в Основах гражданского законодательства СССР 1961 года, затем — в ГК РСФСР 1964 года. В соответствии со ст. 94 ГК РСФСР государственное имущество, закрепленное за государственными организациями, состоит в оперативном управлении этих организаций, осуществляющих в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, плановыми заданиями и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения имуществом. Тогда, видимо, не было нужды в раскрытии сущности оперативного управления: организация самостоятельно распоряжаться государственным имуществом не могла ни при каких обстоятельствах.

Термины «хозяйственное использование» и «бесхозяйное имущество» появились в правовых актах гораздо раньше, например, они используются в декрете ВЦИК, СНК РСФСР от 07.01.1924 «Об учете и охране памятников искусства, старины и природы». 

Впоследствии законодатель уточнил содержание понятие оперативного управления в ст. 26 Закона СССР от 06.03.1990 № 1305-1 «О собственности в СССР» (далее — Закон о собственности в СССР). Имущество, являющееся государственной собственностью и закрепленное собственниками за государственным учреждением (организацией), состоящим на государственном бюджете, находится в оперативном управлении этого учреждения (организации). Государственные учреждения могут самостоятельно распоряжаться только доходами от своей деятельности и имуществом, приобретенным за счет этих доходов.

В Законе о собственности в СССР формулируется понятие права полного хозяйственного ведения. Государственное предприятие, осуществляя право полного хозяйственного ведения своим имуществом, владеет, пользуется и распоряжается указанным имуществом и по своему усмотрению совершает в отношении этого имущества любые действия, не противоречащие закону. Государственные органы, уполномоченные управлять государственным имуществом, лишь осуществляют контроль за эффективностью использования и сохранностью государственного имущества (ст. 24 Закона о собственности в СССР).  Данная норма позволяла предприятию самостоятельно распоряжаться государственным имуществом. Что собой представлял в этом случае контроль государственных органов за сохранностью имущества, сказать трудно, но это была уже новая страница нашей истории. Общество, государство и право претерпевали коренные изменения.

Статья 5 Закона РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР» относит права полного хозяйственного ведения и оперативного управления к вещным правам. 

Таким образом, сущность  этих прав изменялась вместе со всем законодательством, государством и обществом, пережившими в конце прошлого века глобальные перемены.

Положения ГК РФ о праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления, отнесенных к категории вещных прав, получили дальнейшее развитие в федеральных законах от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

В 1990-е годы было распространено мнение об отмирании права хозяйственного ведения и права оперативного управления, поскольку их аналогов нет в других странах, и эти права на самом деле не являются вещными правами, а представляют собой наследие социалистической экономики. Е.А. Суханов справедливо отмечает, что право оперативного управления в 60-е годы ХХ века законодатель не относил к вещным правам не только по причине отсутствия в то время категории «вещные права», но и в связи с тем, что «в действительности ни право оперативного управления, ни его последующий аналог в виде “права хозяйственного ведения” не являются вещными правами в классическом понимании этого термина. Они не обеспечивают экономически необходимое участие одного лица в праве собственности на недвижимость другого лица, а представляют собой правовую форму реализации государственной собственности в условиях плановой экономики» [28, с. 42]. Теперь все чаще и ученые, и суды называют данные права ограниченными вещными правами [16].

Безусловно, право хозяйственного ведения и право оперативного управления занимают особое место и в теории гражданского права, и в практике, как, впрочем, и само право публичной собственности, регулируемое не только гражданскими, но и административными нормами  права. Государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям для выполнения своих функций передаются ценнейшие государственные объекты: федеральные энергетические системы, территории государственных природных заповедников, музейные предметы и музейные коллекции, при этом вопрос о порядке распоряжения этим имуществом стоит по-прежнему остро. 

Ситуация с распоряжением имуществом, переданным в оперативное управление, представляется более или менее понятной. Казенные предприятия и учреждения распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника не могут, собственник вправе изъять у казенного предприятия или учреждения излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество. Бюджетное учреждение не вправе даже произвести перепланировку переданного ему нежилого помещения [9].

Однако значительное количество споров по-прежнему возникает по поводу распоряжения недвижимым имуществом, переданным в оперативное управление учреждению.

Наибольший интерес представляют дела с участием образовательных учреждений. Следует отметить, что в отношении образовательных учреждений действует особый режим распоряжения имуществом, переданным в оперативное управление. Кроме того, менялось законодательство об образовании: 1 сентября 2013 г. Федеральный закон  от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сменил  Закон РФ от 10.07.1992 № 3267-1 «Об образовании». В соответствии с п. 5.5.1 Положения о Министерстве образования и науки РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 № 337 «О Министерстве образования и науки Российской Федерации», далее — Положение о Минобрнауки России) Минобрнауки России осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного подведомственным учреждениям и предприятиям. Вместе с тем территориальные управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом, департаменты имущества городов, областей распоряжаются имуществом, переданным в оперативное управление образовательному учреждению, например изымают имущество, без согласия Минобрнауки России. Суды признают такие действия незаконными [19; 21; 23]. 

Представляется, что нет четкого разграничения полномочий собственника между Росимуществом и Минобрнауки России в отношении имущества, переданного в оперативное управление образовательному учреждению.  Приняты судебные акты, указывающие на право Росимущества распоряжаться государственным имуществом, переданным образовательному учреждению [20]. Видимо, следует более ясно определить, какой орган должен изымать имущество у образовательного учреждения, а какой — только давать согласие на такое изъятие. Если полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного образовательному учреждению, согласно Положению о Минобрнауки России возлагаются на Минобрнауки России, логично, чтобы именно Минобрнауки России, а не Росимущество, определяло целесообразность дальнейшего использования имущества образовательным учреждением, его изъятия, передачи другому образовательному учреждению, в случае необходимости самостоятельно изымало это имущество у учреждения и несло за это ответственность.

Не простой представляется и процедура передачи  имущества, находящегося в оперативном управлении образовательного учреждения, в аренду. Во-первых, она различна для разных видов образовательных учреждений, есть особенности в соблюдении требований проведения торгов, на основании результатов которых заключается договор. Во-вторых, и в ранее действовавшем законе об образовании, и сейчас не получил однозначного разрешения вопрос: обязано ли образовательное учреждение во всех случаях получать согласие собственника имущества на сдачу в аренду помещения? Исходя из смысла норм законов об оперативном управлении, о государственном и муниципальном имуществе, согласие собственника на проведение торгов требуется и при сдаче в аренду недвижимого имущества образовательным учреждением.

Но есть весьма аргументированные судебные акты, толкующие закон иначе: согласие собственника имущества на сдачу в аренду этого имущества образовательным учреждением требуется не всегда [22].  Вопрос, может ли собственник недвижимого имущества, переданного в оперативное управление учреждению, самостоятельно сдать в аренду это имущество, не изымая имущество из оперативного управления учреждения, уведомив об этом учреждение, остается спорным. Не случайно в тексте Примерного договора аренды нежилого помещения, закрепленного на праве оперативного управления за государственным учреждением города Москвы (приложение к постановлению Правительства Москвы от 29.01.2008 № 76-ПП «О порядке использования государственными учреждениями недвижимого имущества, переданного им в оперативное управление» (ныне не действует)), арендодателем являются сразу два лица: Департамент городского имущества города Москвы (либо его территориальное агентство) и государственное учреждение города Москвы; получателем арендной платы по договору аренды значится Департамент финансов города Москвы. Возможно, это оптимальное решение в споре о полномочиях на передачу в аренду недвижимого имущества собственника имущества и учреждения, которому это имущество передано в оперативное управление.

Отношения по поводу отчуждения имущества, переданного в хозяйственное ведение предприятию, а также изъятия имущества его собственником у предприятия еще сложнее.

Согласие собственника недвижимого имущества, переданного в хозяйственное ведение унитарному предприятию, на распоряжение предприятием этим имуществом обязательно. Однако возникают споры об отнесении объекта, переданного в хозяйственное ведение предприятию, к недвижимому имуществу, и споры по поводу толкования статей 294, 295 ГК РФ о правах собственника имущества и правах предприятия, которому это имущество передано в хозяйственное ведение. Так, Арбитражный суд Северо-Западного округа указал, что предприятие было вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, находящимся у него в хозяйственном ведении, в том числе путем предоставления третьим лицам права размещения рекламных конструкций на опорах наружного освещения [10]. 

Собственник имущества, переданного предприятию в хозяйственное ведение, не вправе свободно распоряжаться этим имуществом [10; 12].  Более того, такой собственник не вправе свободно распоряжаться им независимо от наличия или отсутствия согласия унитарного предприятия на такое распоряжение [3], не вправе изъять у предприятия это имущество  [15]. Изымать излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество собственник вправе лишь у казенного предприятия. Однако при таком ограничении прав собственника государственного имущества возникает вопрос: как и кто правомерно может изъять имущество у предприятия во внесудебном порядке, если оно является излишним, используется не по назначению, если возникает необходимость передать это имущество другому унитарному предприятию?

Далеко не во всех случаях возникает необходимость обращения в суд и прохождения через длительные судебные разбирательства. Ведь имущество на этот период может оказаться фактически изъятым из хозяйственного оборота. Целесообразно законодательно урегулировать подобные ситуации более определенным образом. Представляется, что собственник государственного имущества должен обладать правом его изъятия из хозяйственного ведения созданного им предприятия, например в случае ненадлежащего использования предприятием имущества. Такую процедуру необходимо детально проработать. Обоснованное решение собственника об изъятии имущества должно приниматься после проверки деятельности предприятия, при этом следует соблюдать право предприятия на дачу пояснений и возражений и на обжалование такого решения в вышестоящий орган и в судебном порядке.

Особого внимание заслуживают сделки продажи государственными и муниципальными унитарными предприятиями недвижимого имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения. Необходимость согласия собственника на такие сделки с 8 декабря 1994 г. (со дня официального опубликования части первой ГК РФ) сегодня ни у кого сомнения не вызывает. Но возникают иные вопросы. Так, на данные отношения действие законодательства о приватизации не распространяется. Следовательно, при отчуждении таким способом даже весьма ценного государственного и муниципального имущества не требуется проведения торгов, включения объекта в программу приватизации. Достаточно согласия на продажу такого имущества органа государственной власти, местного самоуправления, уполномоченного распоряжаться публичной собственностью, соответствующего управления, департамента, комитета имущества. Такие договоры купли-продажи нередко оспариваются на том основании, что сделки являются притворными, заключены с целью прикрытия договора приватизации; регистрирующие органы часто отказывают в государственной регистрации перехода права собственности.

Сложившаяся по данной категории дел судебная практика свидетельствует, что сделки признаются недействительными в случае слишком поспешной продажи имущества. Встречаются случаи продажи имущества через один—два месяца после государственной регистрации права хозяйственного ведения, когда ясно, что предприятие фактически не вступало во владение имуществом; когда очевидны признаки притворной сделки при наделении предприятия имуществом на праве хозяйственного ведения с целью последующей его продажи  в обход законодательства о приватизации;  когда  государственное, муниципальное унитарное предприятие продает все или значительную часть имущества, которым его наделил собственник, и становится ясно, что после этой продажи предприятие уже не сможет осуществлять уставную деятельность [5; 6; 7; 17; 18; 26; 27].

В удовлетворении аналогичных исков суды чаще отказывают. Как показывает практика, большинство договоров купли-продажи заключается государственным, муниципальным унитарным предприятием после получения согласия уполномоченного органа и явных признаков притворности сделки не содержит. Однако наличие значительного количества дел данной категории на протяжении ряда лет (с 2007 по 2015 годы) свидетельствует о неоднозначном толковании правовых норм о хозяйственном ведении и о явных нарушениях этих норм. Вероятно, следует законодательно усложнить такую продажу хотя бы обязательностью принятия мотивированного решения собственником имущества и предприятием о продаже имущества с обоснованием целесообразности продажи, заключением специалиста, выводами о том, что данное имущество предприятию не требуется и его можно отчуждать, с указанием срока нахождения имущества у предприятия на праве хозяйственного ведения.

Мнения теоретиков права и практиков относительно обязательности проведения торгов при отчуждении унитарным предприятием имущества, переданного ему в хозяйственное ведение, расходятся. Ведь речь идет о продаже публичной собственности, продаже таких же объектов, которые отчуждаются в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Есть судебные акты, указывающие, что при отчуждении объектов публичной собственности торги всегда обязательны [14]. Но чаще суды занимают противоположную позицию: при продаже унитарным предприятием имущества, переданного ему в хозяйственное ведение, проведение торгов законодательством не предусмотрено [25]. 

Антимонопольные органы, напротив, полагают, что при продаже государственного и муниципального имущества торги обязательны во всех случаях в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006  № 178-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

О.Б. Копылов, О.Н. Сильманович, обосновывая необходимость проведения торгов при отчуждении предприятием имущества, предлагают внести конкретные изменения в законодательство, чтобы исключить его различное толкование [2, с. 16—19].   

Во многом разделяя обоснованную позицию авторов, надо признать, что в соответствии с п. 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции проведение торгов требуется при заключении договоров аренды, безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение государственным или муниципальным унитарным предприятиям. Следовательно, при переходе права распоряжения имуществом к покупателю при заключении договора купли-продажи проведения торгов не требуется. В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственник имущества обладает правами пользования, владения и распоряжения имуществом. А в п. 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции говорится о заключении договоров, предусматривающих переход только прав пользования и владения, а не распоряжения.

Скорее всего, законодатель подразумевал обязательность процедуры торгов при заключении договора, влекущего переход любых прав на государственное и муниципальное имущество. Но на сегодня из буквального прочтения Закона о защите конкуренции и из анализа судебной практики следует вывод об отсутствии обязательного требования о проведении торгов при продаже унитарным предприятием государственного и муниципального имущества. Такое требование к сделке продажи может быть предъявлено только при наличии специального указания на торги в положении, принятом предприятием [24]. 

Помимо вышеизложенных возникает множество вопросов о разграничении полномочий в процессе управления публичным имуществом, переданным государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям. Например, расходятся мнения судов относительно момента возникновения права оперативного управления и хозяйственного ведения у предприятия и учреждения. Судебные акты содержат положения о том, что право оперативного управления и хозяйственного ведения возникает у предприятия на основании решения собственника о передаче недвижимого имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление при наличии самого факта такой передачи вне зависимости от государственной регистрации этого права [8; 13], и о том, что право оперативного управления и хозяйственного ведения возникает лишь с момента его государственной регистрации [11].

На протяжении последних лет получила развитие практика передачи имущества государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям без заключения договора о передаче государственного и муниципального имущества в оперативное управление и хозяйственное ведение. Считается, что достаточно правового акта — распоряжения или постановления собственника имущества о передаче имущества и акта приема-передачи, так как в законодательстве содержатся положения об оперативном управлении и хозяйственном ведении, и директор предприятия или учреждения и его сотрудники должны их самостоятельно изучить.

Однако это было возможно в социалистическом прошлом, когда государственное имущество находилось в оперативном управлении советских предприятий и учреждений. Сейчас одним только распоряжением урегулировать сложные отношения сторон невозможно. У распоряжений и постановлений, являющихся ненормативными актами, совсем другое назначение, другая форма, другой порядок их отмены и оспаривания. В договорах передачи государственного и муниципального имущества в оперативное управление и хозяйственное ведение должны быть определены правовой режим имущества и момент возникновения права хозяйственного ведения и оперативного управления у унитарного предприятия или учреждения, подробно изложены права и обязанности сторон, меры ответственности за нарушение договора и закона. Ведь при отсутствии договора и представитель собственника имущества, и директор предприятия самостоятельно толкуют право, в то время как в сложнейших вопросах права оперативного управления и хозяйственного ведения опытные юристы и судьи не всегда приходят к единому мнению. Вот и совершаются незаконные действия с государственным и муниципальным имуществом.

Таким образом, признать обоснованной повсеместную практику отказа от договора передачи государственного и муниципального имущества в оперативное управление и хозяйственное ведение вряд ли можно. Тем более что договор передачи государственного и муниципального имущества по правовому смыслу скорее административный, многие его положения являются типовыми. Составление такого договора большой сложности не представляет. Процесс управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом требует знаний, ответственности, неукоснительного соблюдения закона, тщательного оформления документов и прохождения всех необходимых процедур, а не упрощения. 

 

Список литературы

 

1. Истомин В.Г. Особенности заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества по законодательству о защите конкуренции // Юрист. 2014. № 5.

2. Копылов О.Б., Сильманович О.Н. Отчуждение имущества государственными унитарными предприятиями города Москвы  // Нотариус. 2006.  № 8.

3. Определение ВАС РФ от 06.03.2014 № ВАС-2012/14 по делу № А40-11855/12  // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Определение ВАС РФ от 18.08.2011 № ВАС-10033/11 по делу № А51-16576/2010 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Определение ВАС РФ от 25.07.2007 № 17207/07 по делу № А55-1462/2007 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6. Определение ВАС РФ от 19.10.2007 № 12615/07 по делу № А55-18862/2006 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. Определение ВАС РФ от 17.04.2013 № ВАС-10033/11 по делу № А72-9172/2011 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.10.2014 № Ф03-4703/2014 по делу № А37-2316/2012 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

9. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.06.2015 № Ф03-2141/2015 по делу № А51-21621/2014 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

10. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.08.2014 № Ф07-2885/2014 по делу № А56-12067/2013 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

11. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.01.2015 № Ф08-1934/2015 по делу № А66-8533/2013 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

12. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.12.2014 по делу № А32-11452/2013 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

13. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.04.2015 № Ф08-1934/ 2015 по делу № А63-5169/2013 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

14. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2004 по делу № 09АП-1823/04АК // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

15. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 по делу № А45-19865/2012 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

16. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 06.05.2015 по делу № А74-6289/2014 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

17. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.07.2012 по делу № А79-6416/2011 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

18. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.06.2006 № Ф04-4139/2006 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

19. Постановление ФАС Московского округа от 29.01.2013 по делу № А40-36541/12-92-338 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

20. Постановление ФАС Поволжского округа от 16.05.2011 по делу № А55-34369/2009 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

21. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.06.2013 по делу № А56-27355/12 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

22. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.04.2014 № Ф07-952/2014 по делу № А56-4939/2013 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

23. Постановление ФАС Уральского округа от 04.04.2012 № Ф09-1699/12 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

24. Постановление ФАС Центрального округа от 24.09.2009 по делу № А09-1732/2009-16 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

25. Постановления ФАС Поволжского округа от 14.07.2009 по делу № А06-6586/2008; от 12.09.2011 по делу № А55-25431/2010 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

26. Постановления ФАС Поволжского округа от 30.04.2008 по делу № А55-16953/2006; от 12.09.2011 по делу № А55-25431/2010; от 02.04.2013 по делу № А55-5565/2011; от 30.01.2014 по делу № А55-9362/2013; от 03.02.2014 по делу № А55-8652/2014; от 10.02.2014 по делу № А55-7962/2013; от 19.02.2014 по делу № А55-7955/2013; от 25.02.2014 по делу № А55-7956/2013 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

27. Постановления ФАС Уральского округа от 23.04.2007 № Ф09-2812/07-С2 по делу № А76-9047/06; от 13.03.2014 № Ф09-661/14 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

28. Суханов Е.А. Понятие и виды ограниченных вещных прав // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2002. № 11.

29. Суханов Е.А. О понятии и видах вещных прав в российском гражданском праве // Журнал российского права. 2006. № 12.

30. Томах М.С. Порядок проведения торгов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного и муниципального имущества // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. № 3.

31. Шаломенцева Е.Г. Особенности механизма правового регулирования управления и распоряжения муниципальным имуществом, предназначенным для решения вопросов местного значения // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 3.

32. Янчуркин О.В. Меры прокурорского реагирования на факты нарушений законодательства, регулирующего управление и распоряжение государственной и муниципальной собственностью // Законность. 2014. № 9.

Чтобы получить короткую ссылку на этот материал, скопируйте ее в адресной строке браузера и нажмите на кнопку:

www.sovremennoepravo.ru

что это такое? Право собственности, функции, передача имущество в ОУ

Содержанием права оперативного управления являются полномочия по владению, пользованию и распоряжению активами государства. Реализация этого права регулируется ГК РФ, а также законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».  Рассмотрим, что такое оперативное управление и каким имуществом можно распоряжаться в процессе его реализации.

Объем прав каждого предприятия закрепляется его уставом и другими учредительными документами. Закон предполагает, что ОУ обладает особым правовым режимом и является ограниченным видом права. Его не нужно путать с хозяйственным ведением имущества, субъектами которого могут быть только государственные или муниципальные предприятия.

Функции субъектов

Субъекты права оперативного управления — государственные предприятия (федеральные, муниципальные, субъектов РФ), а также созданные ими учреждения любой формы собственности. Решение о создании федерального предприятия принимает Правительство РФ, муниципального — муниципальные органы власти, а предприятия субъектов РФ — органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Казенные предприятия вправе распоряжаться:

  • оборудованием, транспортом и пр.;
  • доверенными им производственными комплексами;
  • денежными средствами в соответствии с утвержденной сметой;
  • продукцией и доходами, полученными от работы;
  • любыми вещами, находящимися в свободном гражданском обороте.

Закрепленные объекты подлежат страхованию за счет собственника. Все вопросы реализации сделанной продукции или услуг они также могут решать самостоятельно, но отчуждение, распоряжение активами уже требует согласия собственника, то есть государства.

Не вправе субъекты права, к примеру, продавать здания собственника без его ведома. Но они обязаны осуществлять регистрацию права на недвижимость и земельные участки, закрепленные за ними. Полученные от деятельности доходы поступают в самостоятельное распоряжение предприятия. Государство может забрать излишки, которое не используется.

Казенные предприятия не вправе отчуждать здания или оборудование, приобретенные за счет средств, выделенных им по смете без согласия государства.

Объем прав

Оперативное управление осуществляется в разных формах. Например, активы могут сдаваться в аренду, передаваться в залог, использоваться для достижения целей поставленных перед предприятиям (производства товаров, услуг и пр.).

В процессе осуществляется:

  • производственный или иной бизнес-процесс для реализации поставленных целей;
  • контроль за состоянием вверенных активов;
  • формирование ценовой политики, в том числе себестоимости продукции;
  • регулярные налоговые отчисления, выплата заработной платы;
  • работа с поставщиками и другими контрагентами.

Учреждения, созданные казенными предприятиями могут быть производственными, а также некоммерческими организациями. В ходе управления все субъекты осуществляют разные функции: ведут учет ценностей на складах, организуют работу персонала, контролируют качество выпускаемой продукции или услуг. Естественно, предприятия заключают договора, берут кредиты и осуществляют расчеты с контрагентами.

Оперативное распоряжение осуществляется в сфере затрат на производственный процесс, финансов, распоряжения запасами и ресурсами предприятия, закупки и расходования сырья и других товаров. Предприятия ведут строгий документооборот и отчитываются перед налоговыми и другими проверяющими структурами. Они могут участвовать в ассоциациях и других объединениях, создавать филиалы и другие структуры

Уставы крупных субъектов могут утверждаться Правительством РФ и могут содержать дополнительные условия реализации прав. На предприятиях создаются фонды целевого назначения, а также резервные и другие фонды.

Процесс закрепления имущества на праве ОУ

Для этого составляется соответствующий договор и акт о передаче активов, а также выносится официальное распоряжение главы государственного органа.

Для оформления необходимо подготовить:

  • учредительные документы;
  • свидетельство о госрегистрации предприятия;
  • кадастровый паспорт или план производственных помещений;
  • договор о передаче прав;
  • опись активов, акт приема-передачи.

Если активы были куплены за счет доходов казенного предприятия или учреждения, то закрепления не требуется и объект поступает в самостоятельное распоряжение и учитывается на отдельном балансе. Право оперативного управления подлежит государственной регистрации. С момента закрепления риск случайной гибели, порчи объектов ложится на собственника.

Государство не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий, кроме случаев прямо оговоренных в их уставе.

Переход права управления

При переходе права собственности к другому госоргану, то право оперативного распоряжения сохраняется. Возникает данное право с момента передачи активов (в случае с недвижимостью с момента регистрации прав в Росреестре), а прекращается при правомерном изъятии активов собственником, а также другими причинам, установленным законодательством.

При смене собственника, например, с муниципального на субъект РФ, выдается свидетельство о праве ОУ. В распоряжение казенного предприятия активы передаются только на условиях их использования для реализации производственного или другого плана казенного предприятия, учреждения. В случае, когда активы используются для достижении иных целей, оно может быть изъято государством. Изъятие происходит по определенной процедуре — с составлением акта, подтверждающего нецелевое использование.

Порядок передачи имущества, находящегося в оперативном управлении, определяется ГК РФ. Казенные предприятия могут инициировать признание недействительными актов собственника об изъятии или распоряжении вверенного им объекта.

Отличие оперативного управления от безвозмездного пользования

Если говорить простыми словами, то на праве ОУ имущество закрепляется только государством. Если же происходит передача активов в безвозмездное пользование, то сделать это может любой субъект, который является его законным владельцем.

Учитывая участие государства, объекты, переданные в управление подлежат оценке, а также обязательному страхованию каждый год. Если происходит переоценка, то может быть оформлено дополнительное соглашение к договору. Государство полностью контролирует процесс распоряжения, что не происходит в случае, когда осуществляется безвозмездное использование другими собственниками.

Ограничение прав

Ограничивает право ОУ только собственник и закон. По обязательствам казенных предприятий предусмотрена субсидиарная форма ответственности. Недвижимость находиться под обременением. Без разрешения государственных органов реализовать дома, здания, цеха и другие помещения будет невозможно. Существуют также ограничения на распоряжение особо ценным имуществом субъектом права ОУ.

Списание оборудования осуществляется с согласия собственника. Не может казенное предприятие также менять целевое назначение объектов без согласования. Оно обязано отчитывается перед государством об использовании всех активов и исполнении решений.

После прекращения права ОУ нужно будет передать все по акту приема-передачи в надлежащем состоянии с учетом естественного износа. Если активам был нанесен ущерб, то он подлежит возмещению в судебном порядке.

ВАЖНО! Доходы, полученные казенными предприятиями, а также изъятое у них имущество или излишки, поступают в государственный бюджет.

Государство наделяет казенные предприятия и учреждения правом оперативного управления. Закон предусматривает ограниченные возможности по распоряжению активами, однако у субъектов достаточно прав для организации производственной деятельности для достижения целей, поставленных перед ними уставом.

jurist.lawyer

Пределы распоряжения имуществом, находящимся в хозяйственном ведении или оперативном управлении

Согласно ГК ПМР унитарное предприятие владеет имуществом на праве хозяйственного ведения (оперативного управления). Это относится как к имуществу, переданному унитарному предприятию собственником, так и к имуществу, приобретенному таким предприятием по договору или иным основаниям.

Хозяйственное ведение (оперативное управление) является ограниченным вещным правом, субъекту которого полномочия владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат не в полном объеме, а в пределах, установленных гражданским законодательством.

Унитарному предприятию согласно статье 322 ГК ПМР принадлежит право на защиту его владения, в том числе и против собственника.

Необходимо отметить, что независимо от оснований приобретения имущества унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения (оперативного управления), приобретенное имущество согласно действующему гражданскому законодательству не может принадлежать ему ни на каком вещном праве, кроме права хозяйственного ведения (оперативного управления) (права на земельный участок и сервитуты в данном случае не рассматриваются).

Возникновение права собственности у унитарного предприятия действующим законодательством исключается. Имущество, полученное государственным унитарным предприятием не от собственника, а из любого другого источника, по основаниям, предполагающим возникновение вещного права, поступает в государственную собственность. На такое имущество полностью распространяется правовой режим хозяйственного ведения (оперативного управления), и полномочия собственника имущества по отношению к нему аналогичны полномочиям, реализуемым им в отношении имущества, переданного в хозяйственное ведение (оперативное управление).

В настоящее время объем полномочий, как унитарного предприятия, так и собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, установлен гл. 19 ГК ПМР.

Согласно пункту 2 статьи 312 ГК ПМР унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

В соответствии с определением, данным статьей 141 ГК ПМР, к недвижимому имуществу относятся объекты, прочно связанные с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения. К недвижимому имуществу относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Частным случаем распоряжения имуществом является, например, его внесение в качестве вклада по договору простого товарищества. Поэтому недвижимое имущество может быть внесено унитарным предприятием в качестве такого вклада только с согласия собственника.
От имени собственника имущества согласие на распоряжение объектами недвижимости унитарным предприятиям дает исполнительный орган государственной власти, выступающий от имени собственника имущества унитарного предприятия.

Иногда имеют место попытки получить согласие собственника на распоряжение недвижимым имуществом (или его частью) унитарного предприятия вообще — безотносительно к конкретной сделке. С этой целью соответствующие положения, как правило, включаются в договоры, регулирующие порядок использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия, или в специальные договоры. Как правило, в эти договоры включаются перечни недвижимого имущества, согласие на распоряжение которым собственник в лице органа по управлению имуществом дает путем подписания этого договора, поэтому обращения о согласии на совершение конкретной сделки уже не требуется.

Подобную практику нельзя признать правильной, поскольку она искажает, нивелирует смысл дачи согласия на распоряжение имуществом и не гарантирует соблюдение интересов собственника имущества унитарного предприятия.

Целью реализации законодательно закрепленного права собственника давать согласие на распоряжение недвижимым имуществом унитарного предприятия является прежде всего анализ обстоятельств, условий распоряжения недвижимым объектом с точки зрения его последствий и целесообразности для собственника, а также для самого унитарного предприятия с учетом задач, которые ставит перед ним его учредитель. Это возможно только в результате рассмотрения проекта конкретного договора, оценки его условий и анализа последствий в контексте целей деятельности унитарного предприятия.

Безусловно, право определять условия распоряжения своим имуществом и предлагать те или иные условия сделки с ним является законным правом собственника, непосредственно вытекающим, в частности, из статьи 312 ГК ПМР. Иной подход означал бы, что собственник при согласовании распоряжения недвижимым имуществом унитарного предприятия не может влиять на условия соответствующего договора. Это сделало бы процедуру согласования формальной и не соответствовало бы государственным интересам.

Полагаем, что при рассмотрении проекта договора, предполагающего отчуждение недвижимого имущества, обязательному анализу должны подлежать положения о размере цены и условиях ее уплаты покупателем, а также о моменте возникновения права собственности у покупателя. Известен случай, когда в силу неудачного соотношения условий договора купли — продажи о порядке и сроках уплаты цены за недвижимое имущество и о моменте возникновения права собственности у покупателя здание перешло в собственность частного лица до уплаты им цены. При таких условиях покупатель, конечно же, не был заинтересован в выполнении своих обязательств по договору, тем более что содержание договора позволяло ему отложить уплату цены практически на неопределенный срок.

Государственное предприятие, в соответствии с пунктом 2 статьи 312 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики, пунктом 1 статьи 20 Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, без согласия собственника, за исключением случаев, установленных настоящим Законом, другими законами и иными правовыми актами. То есть, данное положение, с одной стороны, устанавливает иное распределение полномочий собственника по сравнению с общим правилом пункта 3 статьи 230 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики, а с другой стороны, допускает возможность ограничения права государственного предприятия самостоятельно распоряжаться движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, настоящим Законом, другими законами и иными правовыми актами. 

Так, согласно пункту 4 статьи 20 Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» уставом государственного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер сделок, заключение которых не может осуществляться без согласия собственника, в том числе в отношении движимого имущества. 

Кроме того, согласно пункту 3 статьи 20 Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» государственное предприятие вправе распоряжаться имуществом лишь в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом. 
Что касается предприятий, основанных на праве оперативного управления, и учреждений то в соответствии со статьей 313 ГК ПМР казенное предприятие в отношении закрепленного за ним имуществом, осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Содержание права оперативного управления значительно уже содержания права хозяйственного ведения. В силу данного обстоятельства, а также в соответствии со статьей 314 ГК ПМР казенное предприятие не вправе сдавать в аренду, продавать, использовать в качестве залога, передавать во временное пользование и распоряжаться иным способом переданным в его оперативное управление недвижимым имуществом без согласия собственника в лице уполномоченного органа государственной власти управления.

Что касается учреждений, то оно в соответствии со статьей 315 ГК ПМР не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. 

В тоже время если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Порядок списания имущества унитарного предприятия

Некоторые особенности свойственные правовому регулированию списания недвижимого имущества, порядок списания основных средств, к которым относится и недвижимое имущество унитарного предприятия, в случае морального и (или) физического износа регулируется Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Министерства экономики ПМР от 17 октября 2003 года г. N 303 (САЗ 03-48).

В соответствии с данными Методическими указаниями для решения вопроса о целесообразности списания основных средств, их непригодности к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности восстановления, а также для оформления документации на их списание приказом руководителя унитарного предприятия может быть создана постоянно действующая комиссия по списанию. В состав такой комиссии входят должностные лица унитарного предприятия, в том числе главный бухгалтер и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств. Компетенция комиссии установлена названными Методическими указаниями.

Результаты принятого комиссией решения оформляются актом на списание основных средств.

Следует отметить, что действующий порядок списания основных средств унитарных предприятий не предусматривает согласование списания с органами по управлению государственным имуществом в отличие от списания основных средств бюджетных учреждений.

Можно предположить, что такой порядок списания установлен под влиянием точки зрения, согласно которой списание имущества в связи с его износом не является актом распоряжения таким имуществом, а только лишь фиксирует тот факт, что оно полностью израсходовано в процессе потребления. Данный подход представляется достаточно спорным, особенно в тех случаях, когда основанием списания является физический износ имущества, не достигающий 100%-ного, или тем более моральный износ.

Необходимо отметить, что помимо оформления документации на списание недвижимого имущества, которое имеет последствием соответствующие изменения в бухгалтерской отчетности унитарного предприятия, отдельно, в качестве самостоятельного юридического действия было бы логично рассматривать снос (уничтожение) списанного недвижимого объекта.

Отнесение сноса недвижимого имущества к юридическим действиям, влекущим последствия правового характера, представляется оправданным уже на том основании, что земельный участок под сносимым зданием в свое время отводился по целевому назначению — под строительство этого объекта. Снос здания как минимум изменяет характер использования земельного участка, что не безразлично собственнику. Кроме того, здание может быть расположено вне замкнутого периметра территории унитарного предприятия, в таких случаях известны попытки местных органов власти распорядиться земельным участком, освободившимся после сноса здания, по своему усмотрению, фактически изъяв его из государственной собственности. Таким образом, в результате сноса здания могут быть существенно затронуты интересы собственника имущественного комплекса унитарного предприятия.

С учетом сказанного получение согласия собственника на снос в связи со списанием (а не на само списание) недвижимого имущества, находящегося в хозяйственном ведении, представляется необходимым.

www.suskchr.ru

Закрепление имущества на праве оперативного управления

Действующими правовыми актами определяется ограничение в вещных правах на праве оперативного управления. Если говорить более простыми словами, это выглядит так: у государства имеется в собственности некоторые имущественные ценности, которые передаются во владение другому государственному учреждению. Получившая организация может пользоваться данным имуществом, но права собственности на него все равно остаются за государственным органом.

Особенности оперативного управления

Когда имеет место оперативное управление имуществом, то владелец собственности использует ограниченные права на нее. У него есть право владеть, использовать и распоряжаться собственностью. Но границы таких действий ограничиваются нормативными положениями. Следует понимать, что под таким управлением могут находиться казенные предприятия, собственником имущества которых и выступает государство. При этом государственный орган здесь может иметь прямое взаимодействие либо же использовать муниципальные органы власти.

Основное ограничение заключается в том, что нет возможности распоряжаться имуществом, если непосредственный собственник не даст на это согласие. Что же не попадает под запрет, так это возможность реализации произведенной на предприятии продукции.

Действия собственника при оперативном управлении:

  • Именно собственником определяется цель деятельности при создании бюджетного учреждения. Все сведения отображаются документально в учредительных бумагах. Все указания также исходят от собственника, который решает вопросы о распределении доходов данного учреждения.
  • Но изъять имущество у казенной организации у собственника прав нет. Изъятию могут подлежать лишь излишки, которые не используются либо применяются не по определению.

Ограничения, которые определяются за субъектами оперативного управления:

  • В некоторых ситуациях за организацией остается право решать вопрос о реализации производимой продукции. Но в некоторых ситуациях, если это прописано в договоре, обладает таким преимуществом также собственник.
  • Отчуждать самостоятельно имущество организации не имеют права без согласия собственника. То же самое относится и к распоряжению имуществом, которое было приобретено на средства, поступившие по смете.

Когда предприятие получает от собственника денежные средства, то расходоваться они могут лишь согласно со сметой, которая была утверждена непосредственно собственником.

Задачи и цели управления

Все основные задания, которые предполагают использование оперативного управления, сводятся к тому, чтобы производство получилось наиболее прибыльным. Но, кроме этого, можно выделить основные моменты:

  • Определение общего объема продукции, которое может быть произведено предприятием с прежним уровнем качества.
  • Выбор территориальной расположенности производства.
  • Координация заказов на любом из производственных этапов.
  • Установление производственных сроков, а также сроков доставки.
  • Контроль над соблюдением всех норм и требований к качеству изготавливаемой продукции.
  • Обеспечение работы на любом из производственных этапов наиболее эффективной.

Целями деятельности в управлении в данном случае является обеспечение максимальной эффективности работы. То есть в идеале прибыль должна быть максимальной, а затраты при этом сведены к минимуму.

Но при возникновении проблем может происходить понижение качества производимой продукции, что влечет за собой непредвиденные и не совсем приятные последствия.

Возникновение и прекращение прав на оперативное управление

Когда учредение получило в распоряжение имущество от владельца, за ним признаются все права на оперативное управление таким имуществом. Иное же может быть установлено законодательством или прочими решениями собственника.

Когда речь идет о недвижимости, то владеть на праве оперативного управления им учреждение начнет с момента ее государственной регистрации.

Между собственником ценностей и принимающей стороной должен быть заключен договор на право оперативного управления имуществом.

Также законодательными актами либо другими нормативными документами может быть принято решение о прекращении прав над имуществом, находящимся в управлении у конкретной организации. Прекратить данную процедуру можно и по решению собственника, что должно быть оговорено в соответствующих документах.

И после изъятия всего имущества либо его излишков собственник может распоряжаться им по собственному усмотрению.

Стоит отметить, что все организации, занимающиеся оперативным управлением, облагаются налогами на прибыль. Причем не имеет значения тот факт, какого рода деятельность они осуществляют: только уставную либо еще и коммерческую. Помимо прибыли налогом будет облагаться и имущество предприятия.

Стоит понимать, что при наличии оперативного правления любая передача имущества должна быть учтена соответствующим образом. И такие учреждения выступают налогоплательщиками с точки зрения закона.

Системы правления и хозяйственной деятельности на сегодняшний день успешно применяются, хотя и являются несколько устаревшими. Нужны они для того, чтобы сохранить максимальную эффективность производства, получая при этом прибыль.

consultantor.ru

Договор оперативного управления. Что такое оперативное управление имуществом :: BusinessMan.ru

Что собой представляет договор оперативного управления имуществом? Затрагиваются ли в данном случае лишь государственные и муниципальные предприятия или он применим в частных организациях? В чем его сущность, черты, каковы особенности реализации на практике?

Законодательное регулирование

ГК несет в себе основные положения о праве собственности, формах его реализации. В частности, имеется специальная статья, посвященная и оперативному управлению имуществом.

Кроме ГК, вопросы управления государственным и муниципальным имуществом регулируется инструкциями, положениями, принятыми как федеральным правительством, так и его отдельными органами (Росимуществом), так и на региональном уровне.

Росимуществом опубликовано специальное письмо о распоряжении государственным недвижимым имуществом.

Федеральные органы власти относительно имущества, принадлежащего региону или муниципалитетам вправе давать лишь рекомендации.

Организации, не имеющие отношения к государству или муниципалитетам, обязаны придерживаться исключительно положений ГК. Применение пунктов иных актов, например, при заключении договора оперативного управления имуществом, возможно по желанию собственника.

Судебная практика

КС РФ и ВС РФ периодически принимаются акты, затрагивающие право оперативного управления, заключения соответствующих договоров. Они служат ориентиром при разрешении споров по договорам оперативного управления. Пленумом изданы общие разъяснения в 2010 году о защите права собственности и иных вещных прав.

В чем сущность данного права

Оперативное управление имуществом – это, прежде всего, обладание и имуществом, переданным юридическому лицу, и использование его. Серьезно ограничивается распоряжение имуществом, т. е. наложен запрет на продажу, дарение, передачу в залог, передачу в уставной капитал.

Вправе ли владелец сдавать имущество в аренду? Ответ зависит от того, что написано в уставных документах и в договоре с собственником. Сделки с имуществом такого рода разрешено заключать с согласия представителя собственника.

Дополнительные ограничения устанавливаются собственником с помощью норм закона и договора. В случае с государственной или муниципальной формой собственности предполагается возможность дачи распорядителем имущества дополнительных указаний относительно его вне норм договора.

В судебной практике отмечается право собственника изъять имущество, используемое не по назначению, либо являющееся излишним.

Изъятие имущества

Разрешено изымать имущество, если:

  • оно не используется;
  • используется не по назначению.

Закон распространяет это право на объекты, закрепленные собственником или приобретенные за счет средств, которые были им выделены.

Изъятыми ценностями собственник вправе распорядиться так, как считает нужным.

Особенности заключения

Если имущество находится в собственности государства или муниципалитета, то договор заключается на основании постановления главы муниципального образования, либо иного должностного лица, имеющего полномочия.

От имени государства выступают или представители департамента имущественных отношений (если имущество принадлежит региону) или территориального управления Росимущества.

Без их распорядительных актов договор на оперативное управление имуществом не заключается. Если эти акты были приняты, но с нарушениями закона, договор могут впоследствии признать недействительным.

Как быть с имуществом частной организации, переданным в управление? Требуется согласие собственника. В крупной компании сюда включается согласие директора, как его представителя, или даже членов правления, в зависимости от суммы сделки и иных факторов. Комплект документов и порядок действий определяются уставом или учредительным договором.

Структура соглашения

Договор на право оперативного управления имуществом имеет примерно такую структуру:

  • сведения об участниках договора;
  • перечень переданного имущества, его характеристики;
  • сведения о недвижимости берутся из реестра прав на недвижимые объекты;
  • стоимость переданного имущества;
  • перечень прав, которые получает юридическое лицо – получатель;
  • права и обязанности участников;
  • срок действия, порядок продления;
  • порядок внесения изменений в текст соглашения;
  • условия его досрочного прекращения.

Передача недвижимости влечет изменение статуса земельного участка, на котором располагается объект. Здесь включается единство судьбы земельного участка и недвижимости, расположенной на нем.

Передача прав на участок оформляется в том же договоре или отдельным соглашением. Оформление сделок проводится одновременно.

Какие документы прилагаются

Неотъемлемая часть договора на право оперативного управления имуществом – приложение, описывающее переданное имущество, его свойства, особенности. Прилагается техническая документация.

В случае передачи недвижимости в приложении нет необходимости, адреса и кадастрового номера вполне достаточно.

При подписании договора обязательно составляется акт приема-передачи. В нем отмечаются особенности, какие-то нюансы, которые могут в будущем оказать влияние на права сторон.

Государственная регистрация

Все сделки с недвижимостью должны регистрироваться и обсуждаемые соглашения не исключение. Договор о передаче имущества в оперативное управление после заключения подлежит регистрации в Росреестре или кадастровой палате, в зависимости от структуры органов в регионе.

Уклонение или отказ от регистрации делают сделку незаключенной, и никаких прав и обязанностей не порождающей.

Процедура проводится в общем порядке: стороны подают документы, и чиновники Росреестра проводят их проверку. Несмотря на кажущуюся легкость регистрации сделок с муниципальной или государственной недвижимостью, это не так.

Наоборот, сделки с такими объектами проверяются еще тщательнее. На практике встречаются ситуации, когда администрация вынуждена судиться с регистраторами.

Чтобы избежать проблем, работу над договором на право оперативного управления муниципальным имуществом следует доверить юристам местной муниципальной администрации. Они прекрасно знакомы с тонкостями подобных сделок.

В заключение

Оперативное управление имуществом – это разновидность прав на чужое имущество. Применяется в основном в системе руководства государственной или муниципальной собственности. В то же время негосударственные структуры не ограничены в его использовании.

Передача имущества производится на основе договора, согласно утвержденной форме и целому перечню нормативных актов, если речь идет о бюджетных организациях. Частные компании обязаны руководствоваться лишь ГК.

businessman.ru

Муниципальное имущество в оперативном и доверительном управлении

Сущность оперативного управления муниципальным имуществом

Определение 1

Муниципальным имуществом признается имущество, находящееся в собственности муниципального образования.

Муниципальное имущество может выступать в качестве объекта оперативного управления.

Определение 2

Под оперативным управлением понимается наличие права на владение, распоряжение и пользование муниципальным имуществом в соответствии с нормами права, заданиями собственника, предназначением имущества и целями деятельности.

Муниципальные казенные предприятия могут осуществлять самостоятельную реализацию товаров и продукции с распоряжением полученными от этого доходами в соответствии с порядком, установленным собственником муниципального имущества. На практике это выражается в распределении части доходов на финансирование производственных и социальных нужд предприятия и перечислении остального в бюджетную систему страны. Правом распоряжения муниципальным имуществом (недвижимым, особо ценным) с согласия муниципального образования наделяются также бюджетные и автономные предприятия. При этом они имеют право самостоятельного распоряжения всем остальным (не особо ценным) имуществом, в том числе движимым, что запрещено казенным предприятиям.

Регистрация права оперативного управления и муниципальным имуществом подразумевает направление в регистрирующий орган следующих документов: заявления, документов, подтверждающих право собственности, перечень передаваемых объектов с указанием данных: инвентарных номеров, балансовой и остаточной стоимости, суммы накопленной амортизации.

Передача имущества в оперативное управление может осуществляться в отношении действующих имущественных комплексов, находящихся на реконструкции или в процессе строительства. Объекты, незавершенные строительством, могут передаваться в оперативное управление только при условии одновременной регистрации прав на эти объекты и факта передачи их в оперативное управление.

Передача муниципального имущества в оперативное управление осуществляется на основании постановления Администрации муниципального образования, кроме исключительных случаев.

Правом оперативного управления муниципальным имуществом могут наделяться:

  • жилищные фонды;
  • учреждения массовой культуры и спорта;
  • научно-просветительские и образовательные учреждения;
  • медицинские учреждения;
  • комплексы, осуществляющие снабжение различными коммунальными ресурсами (вода, отопление, газ, электричество) и прочие.

Муниципальное образование наделяет указанные учреждения правом распоряжения переданным им имуществом. Однако нарушение правил эксплуатации этого имущества, его порча, использования не по целевому назначению позволяет муниципальным властям отозвать право оперативного управления и произвести изъятие объекта.

Порядок использования права оперативного управления регулируется нормативными документами различных уровней, в частности Гражданским, Налоговым, Бюджетным кодексами Российской Федерации, различными федеральными законами, нормативными актами регионального уровня и муниципальных образований. Собственник имущества при этом наделен правом определения перечня видов деятельности, для осуществления которых может быть использовано муниципальное имущество.

Сущность доверительного управления муниципальным имуществом

Муниципальное имущество передается в доверительное управление на основании соглашения, в письменной форме определяющего все основные аспекты передачи муниципального имущества.

Под доверительным управлением муниципальным имуществом понимается такая форма его использования, при которой одна сторона – собственник муниципального имущества (учредитель доверительного управления) – передает другой стороне – доверительному управляющему – имущество на определенный промежуток времени для управления в интересах доверительного управляющего.

Без оформления передачи имущества соответствующим соглашением право доверительного управления муниципальным имуществом не возникает. Заключенное соглашение является основанием для наделения доверительного управляющего правами заключения различных сделок в отношении полученного в доверительное управление имущества. Наличие пометки о совершении сделки лицом, выступающим в качестве доверительного управляющего, обязательно.

Также обязательными к указанию реквизитами при сделках с муниципальным имуществом, передаваемым в доверительное управление, являются: во-первых, наименование имущественного объекта, во-вторых, реквизиты сторон, в-третьих, состав имущества, в-четвертых, величина вознаграждения доверительного управляющего.

Срок заключения соглашения о передаче муниципального имущества в доверительное управление не может превышать пяти лет, но допускается возможность его автоматического продления при отсутствии уведомлений от сторон о его расторжении.

Не всякое имущество может выступать в качестве объекта передачи в доверительное управление.

В состав имущества, которое может быть передано в доверительное управление, входят:

  • предприятия;
  • имущественные комплексы;
  • объекты недвижимого имущества;
  • ценные бумаги;
  • исключительные права.

В состав имущества, которое не может быть передано в доверительное управление, входят:

  • во-первых, имущество, находящееся в оперативном управлении;
  • во-вторых, имущество, находящееся в хозяйственном ведении.

В случае ведения хозяйственной деятельности и получения в доверительное управление муниципального имущества доверительным управляющим открывается отдельный расчетный счет, ведется отдельный баланс. Объекты имущества, находящиеся в доверительном управлении, учитываются обособленно от имущества, находящего в собственности доверительного управляющего.

spravochnick.ru

Ст. 296 ГК РФ с Комментариями 2018-2019 года (новая редакция с последними изменениями)

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Комментарий к Ст. 296 ГК РФ

1. Обладателями права оперативного управления могут быть только казенные предприятия и учреждения. Другие субъекты гражданского права могут обладать имуществом на иных основаниях — на праве собственности и хозяйственного ведения (ст. 48 ГК).

С другой стороны, и казенные предприятия, и учреждения не могут обладать имуществом на ином праве, кроме права оперативного управления. В том числе это относится и к тому имуществу, которое приобретено учреждением за счет разрешенной уставом деятельности, что находит свое отражение в судебной практике. Так, Высший Арбитражный Суд РФ указывает: «Пунктом 2 статьи 298 ГК РФ, регулирующим вопрос о распоряжении учреждением имуществом, приобретенным им на доходы от деятельности, осуществляемой в соответствии с учредительными документами, не предусмотрено возникновения у учреждения права собственности на такое имущество» .

———————————
Постановление Президиума ВАС РФ от 28 сентября 2004 г. N 5804/04.

2. Под владением понимается возможность фактического обладания имуществом, под пользованием — возможность извлекать полезные свойства имущества: получать плоды, доходы, осуществлять производство товаров и т.д. Распоряжение — это возможность определять юридическую судьбу вещи: продавать, вносить в уставный капитал, сдавать в аренду, доверительное управление.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

3. Права владения, пользования и прежде всего распоряжения имуществом у указанных юридических лиц существенно ограниченны по сравнению с иными юридическими лицами. Всего можно выделить четыре категории таких ограничений.

Во-первых, это ограничения на право распоряжения, установленные законом. К ним относятся, в частности, ограничения, установленные Законом об унитарных предприятиях. В ст. 19 указанного Закона определено, что казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия соответствующего уполномоченного органа. Это может быть соответственно либо Правительство РФ, либо иной уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Федерации или муниципального образования в зависимости от того, какое публично-правовое образование является собственником имущества учреждения или казенного предприятия.

Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размеры иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия (ст. 19 Закона об унитарных предприятиях). Также ограничения установлены и иными законами, регулирующими деятельность учреждений, например Законом РФ «Об образовании».

Во-вторых, учреждения и казенные предприятия владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в соответствии с целями своей деятельности. «Казенное предприятие, — гласит Закон, — вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия» (ст. 19 Закона об унитарных предприятиях). Кроме того, деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.

В-третьих, ограничивают возможности учреждения и казенного предприятия так называемые задания собственника имущества. В ст. 20 Закона об унитарных предприятиях установлено, что собственник имущества казенного предприятия вправе доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

В-четвертых, учреждение и казенное предприятие владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в соответствии с назначением имущества, что определяется его функциями, т.е. использовать имущество можно только по основному назначению. Например, учебный корпус университета может быть использован только для проведения учебных занятий и т.д.

В одном из судебных дел было установлено, что помещения, которые принадлежали учреждению, а именно Государственному комитету Республики Бурятия по статистике, сдавались в аренду с согласия собственника, в связи с чем прокурором был заявлен иск о признании таких сделок недействительными. В судебном акте зафиксировано, что «в случаях, когда распоряжение соответствующим имуществом путем его передачи в арендное пользование осуществляется в целях обеспечения более эффективной организации основной деятельности учреждения, для которой оно создано (в частности, обслуживания его работников и (или) посетителей), рационального использования такого имущества, указанное распоряжение может быть осуществлено учреждением с согласия собственника» .

———————————
Постановление Президиума ВАС РФ от 10 марта 2009 г. N 14128/08.

4. Собственник вправе изъять у казенного предприятия или учреждения имущество при наличии двух условий:

1) имущество является излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению;

2) при приобретении имущества не были использованы средства, заработанные самим учреждением или казенным предприятием в рамках разрешенной уставной деятельности.

В судебной практике сложились определенные подходы к пониманию того, какое имущество может быть излишним, либо неиспользуемым, либо используемым не по назначению. Так, по одному из дел Высший Арбитражный Суд РФ отметил следующее: «Как усматривается из материалов дела и установлено судом, по результатам проверки сохранности и использования по назначению федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными учреждениями, установлено, что данные институты используют переданное им для осуществления уставных задач имущество не по назначению, большую часть помещений сдают в аренду, а также владеют помещениями с превышением установленной нормы на одного человека, определенной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3, что свидетельствует о неэффективном использовании федерального имущества» . В другом деле суд нашел основания для изъятия имущества, так как исходил из представленного учебным комбинатом списка обучающихся у него студентов и установленных Жилищным кодексом РФ нормативов жилой площади на одного человека, а также из специфики деятельности образовательного учреждения при определении площади общежития, необходимой для осуществления его уставной деятельности. Помимо этого судом было принято во внимание, что оспариваемым распоряжением нарушена целостность имущественного комплекса, переданного в оперативное управление образовательному учреждению .

———————————
Определение ВАС РФ от 27 июля 2009 г. N 7689/09.

Определение ВАС РФ от 17 ноября 2009 г. N ВАС-14377/09.

5. Имущество изымается у казенного предприятия или учреждения путем принятия собственником индивидуального правового акта, который может быть обжалован в судебном порядке.

stgkrf.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *