Реализация экологических прав граждан – ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН

Содержание

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН

Одним из наиболее актуальных направлений развития теории экологического права и практики применения норм экологического законодательства является проблема реализации экологических прав граждан в сфере регулирования общественных отношений связанных с природопользованием и охраной окружающей среды.

Как основной закон государства, регламентирующий основополагающие права граждан, Конституция Российской Федерации устанавливает в статье 9, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Согласно части 2 статьи 36 данного правового акта владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц [4]. Так же, Конституция РФ устанавливает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Говоря о вопросе реализации прав граждан в сфере экологии, стоит обозначить такую проблему как информирование граждан о состоянии окружающей среды. Для эффективного осуществления права, содержащегося в статье 42 Конституции РФ, необходимо соблюдение ряда требований, а именно: полноты предоставляемой информации, её достоверности и своевременности предоставления. Несмотря на модернизацию технических и информационных сфер, параллельно с этим идет износ промышленности и сферы использования природных ресурсов. При этом нарушаются экологические права и законные интересы практически всего населения Российской Федерации. В качестве причин возникновения сложившейся ситуации называются экологическое невежество, эколого-правовой нигилизм, пренебрежительное отношение к правам граждан со стороны уполномоченных органов [5].

Большинство граждан недостаточно осведомлены о своих правах на получение достоверной информации об окружающей среде. А это представляет собой важнейшую проблему, так как право на получение сведений о состоянии экологической среды позволяет реализовать и другие важные права, такие как право на благоприятную окружающую среду, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением [2].

В законодательстве Российской Федерации содержится достаточное количество норм, определяющих право на получение исчерпывающей информации об экологической ситуации. В ч.2 ст.24 Конституции Российской Федерации предусмотрена прямая обязанность органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц следить за обеспечением возможности для каждого ознакомиться с данными, касающимися его прав и свобод. Данную норму необходимо толковать широко, так как она является нормой прямого действия. Данное положение коррелирует и с ч.4 ст.29, в рамках которой каждый имеет право свободно находить и получать требуемую информацию. Любого рода, в том числе и экологическую.

Социальные институты государственной власти всех уровней, а также компетентные государственные органы в сфере охраны окружающей среды имеют своей обязанностью предоставление информации гражданам по вопросам экологии.

Такое свойство информации как полнота означает достаточность предоставляемых данных для решения необходимых на данный момент задач. Достоверность информации можно охарактеризовать как соответствие данных реальным фактам. Своевременность предоставления информации можно обозначить как её актуальность относительно момента получения сведений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.

Не всегда граждане имеют возможность получения данных, отвечающих всем вышеуказанным критериям. Этому способствует ряд причин. К примеру, полнота получения информации ущемляется юридически, так как существует перечень сведений, характеризующихся как государственная и иная тайна. Часто в такие сведения входит информация об объектах, значимых для жизни и здоровья граждан. Говоря о достоверности предоставляемой гражданам информации, следует сказать, что не редки случаи сознательного искажения и умалчивания сведений относительно экологической обстановки. Зачастую данные обнародуются с опозданием, что делает невозможным для граждан реализовать своё право на участие в принятии решений. Нарушение данных критериев, предъявляемых к информации об окружающей среде, в совокупности или в отдельности, является прямым нарушением права, предусмотренного статьёй 42 Конституции РФ.

Показательным примером нарушения права на своевременное получение достоверной информации является сокрытие фактов присутствия радиоактивных изотопов йода в пределах всей территории Брянской области после Чернобыльской катастрофы в 1986 году. Достаточным было предупредить местное население об элементарных мерах осторожности: не покидать помещений и принимать препараты с йодом, и сегодня Брянская область не лидировала бы по количеству случаев рака щитовидной железы, в особенности у детей. За 2001 год в регионе зарегистрировано более двухсот случаев заболевания раком щитовидной железы [6].

Также актуален пример, связанный с программой переселения жителей с загрязнённых радионуклиидами территорий. Из Юго-Западных районов Брянской области было переселено более трех с половиной тысяч семей в Почепский район. Некоторую часть семей поселили вдоль забора арсенала, где хранится семь с половиной тысяч тонн опаснейшего химического оружия.

Нередки случаю нарушения экологических прав граждан в сфере строительства. Среди таких примеров следует обозначить возведение дорожного полотна в г. Кольчугино. В ноябре 2013 г. губернатором Владимирской области было принято решение о воплощении пилотного проекта по строительству жилья из дерева эконом-класса для многодетных семей. В августе 2014 г. было начато строительство соответствующих дорог, однако следует обозначить ряд нарушений, не подходящих под требования экологических норм. О запланированном проекте жильцам сообщено не было, они узнали об этом непосредственно на начальных этапах стройки. Общественных слушаний не проводилось. На протяжении двух недель с момента начала строительства дороги жители пытались привлечь внимание к данной проблеме, но представители Администрации и ответственные лица заявили, что проект окончательно утвержден и изменению не подлежит.

Современные российские СМИ прежде всего выполняют функции идеологического и политического толка, а гражданская позиция в сфере борьбы за экологические права носит малоэффективный характер. Рыночные потребности в строительстве и росте городов оттеняют экологические проблемы, а внимание населения заострены на проблемах личного благополучия нежели общего. Примером неэффективного способа урегулирования экологических проблем является случай 2003 года, когда вместо сквера на Васильевском острове был построен бизнес-центр, несмотря на состоявшийся митинг на углу Малого проспекта и 9-ой линии Васильевского острова. Исковое заявление не было принято арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленобласти в связи с отсутствием полной документации. В данном примере несоблюдение экологических прав имело второстепенное значение по сравнению с прямыми юридическими формальностями самого строительства.

Реализацию экологических прав граждан на данный момент нельзя назвать удовлетворительной. В частности, такой вывод следует из того, что единственным механизмом защиты рассматриваемых прав является судебный иск. Статьёй 18 Конституции установлено, что права свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием. Законодателем предусмотрена дисциплинарная или административная, так же уголовная ответственность за нарушение норм экологического законодательства, но на практике данный механизм неэффективен в связи с низкой правовой культурой общества, проявлениями правового нигилизма, неверия в силу закона среди граждан. Следует отметить, что многие граждане не знают свои экологические права или не обладают достаточной информацией в данной сфере [3, с. 216].

Следует сказать, что в настоящее время практика участия граждан и их общественных объединений в правотворчестве на стадии подготовки актов, затрагивающих вопросы окружающей среды, экологические права и интересы граждан, встречается крайне редко. Такой опыт сделает возможным учет интересов граждан и осуществление их защиты, сделает реальным наличие баланса между необходимым использованием природных ресурсов и конституционными требованиями [1, с. 314].

Вывод: по-прежнему, несмотря на прогресс в обществе в сфере информации, связь между обществом и предметом экологических проблем имеет низкую эффективность и затруднена со стороны юридического решения. В данной проблеме имеется еще множество нерешенных вопросов, наличие которых будет усугублять не только само положения в сфере экологии, но и в самом обществе.

 

Список литературы:

  1. Васильева М.И. Публичные интересы в экологическом праве. М.: МГУ, 2003.
  2. Игнатьева И.А. Принципы экологического законодательства // Государство и право. 2003. № 9. С. 36-45.
  3. Колбасов О.С. Экология: политика — право М., 1976.
  4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № — ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  5. Кутузов В.И. Законодательное обеспечение права граждан на экологическую информацию // Журнал российского права. № 8. 2002.
  6. Комогорцева Л.К. Нарушение экологических прав граждан и их защита в Брянском регионе // Официальный сайт Научно–практической конференции «Права человека, экология и гражданское общество», 3-4 июня 2005 г., Ивантеевка Московской области. URL: http://www.seu.ru/conference/ecopravo/komogor.htm (дата обращения: 25.05.2017)

sibac.info

14. Механизм реализации экологических прав граждан.

Экологические права граждан – узаконенные и имеющие правовые последствия притязания индивида на природу, связанные с удовлетворением или возможным удовлетворением его потребностей при взаимодействии с ним и обеспечении удовлетворения.

Основной проблемой при определении экологических прав граждан является то, что необходимо исходить не из антропоцентрических концепций, а учитывать интересы также всей природы в целом.

По уровню правового регулирования все права граждан можно условно разделить на основные и специальные:

  1. Основные права граждан – данные права являются неотчуждаемыми, никто не может быть их лишен. Такие права закрепляются в Конституции и в ряде международно-правовых договоров:

    1. Право на благоприятную окружающую среду;

    2. Право предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью или имущества гражданина в связи с экологическим правонарушением;

    3. Право на достоверную информацию об окружающей среде;

  2. Специальные права граждан:

    1. Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

    2. Направлять обращения в органы государственной власти или местного самоуправления о получении достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания;

    3. Участвовать в митингах и демонстрациях по вопросам охраны окружающей среды;

    4. Выдвигать предложения о проведении экологической экспертизы;

    5. Оказывать содействие органам государственной власти и местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

    6. Обращаться в органы государственной власти с предложениями, жалобами по вопросам охраны окружающей среды и получать обоснованный и своевременные ответы;

    7. Предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

Экологические права обеспечиваются за счет следующего:

  1. Доступ граждан к экологически значимой информации;

  2. Надзор со стороны природоохранительных органов за исполнением экологического законодательства субъектами хозяйственной деятельности;

  3. Внедрение новых технологий, уменьшающих нагрузку и загрязнение окружающей среды;

  4. Приоритет экологических критериев при принятии экономических и иных решений;

  5. Участие граждан в принятии решений по экологически значимым проблем, в том числе проведении экологической экспертизы;

  6. Деятельность общественного контроля;

  7. Проведение публичных мероприятий в целях охраны окружающей среды и собственных экологических интересов;

  8. Возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан в результате совершения экологического правонарушения;

  9. Доступ граждан к различным формам защиты своих прав;

  10. Право «вето» на реализацию проектов, которые способны существенно ухудшить их положения (путем проведения референдумов).

15. Охрана животного мира

Животный мир – совокупность живых организмов всех видов животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественных свобод, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны. Важно отметить, что объектом охраны является не только животные, но и среда их обитания.

Сохранение объектов животного мира может быть достигнуто изменением вида пользования такими ресурсами, запретом на изъятие их из естественной среды обитания, а также использованием их в культурно-рекреационных целях.

Принцип охраны объектов животного мира:

  1. Обеспечение устойчивого существования животного мира – существование объектов животного мира в течение неопределенного длительного периода;

  2. Поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды обитания;

  3. Недопустимость совмещения деятельности по государственному надзору в области охраны и воспроизводства объектов животного мира с деятельностью по использованию объектов животного мира;

  4. Привлечение граждан и общественных объединений к деятельности по охране и воспроизводству объектов животного мира;

  5. Приоритет международного права.

Деятельность, которая может привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красную книгу, не допускается. При осуществлении сельскохозяйственной деятельности, использовании мелиоративных систем, транспорта, линий связи, необходимо принимать меры по предотвращению заболеваний и гибели животных.

Требования по охране животного мира направлены на следующее:

  1. Сохранение видового многообразия животного мира;

  2. Охрана среды обитания животного мира, условий размножения и путей миграций;

  3. Сохранение целостности естественных сообществ животных;

  4. Регулирование численности животных в целях предупреждения вреда окружающей среде и хозяйственной деятельности.

Права и обязанности граждан и юридических лиц в области охраны животного мира:

  1. Пользователи животным миром имеют право:

    1. Предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски за ущерб, причиненный им неправомерными действиями юридических лиц и граждан, повлекшими за собой гибель объектов животного мира, ухудшение среды обитания объектов животного мира;

    2. Оказывать воздействие на среду обитания объектов животного мира, улучшающее состояние объектов животного мира, по согласованию с землевладельцами (землепользователями) и специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания;

    3. Проводить общественную экологическую экспертизу;

    4. Осуществлять общественный экологический контроль;

    5. Получать от органов государственной власти достоверную информацию;

    6. Содействовать реализации соответствующий программ;

  2. Пользователи животным миром обязаны:

    1. Не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира;

    2. Осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания;

    3. Проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира;

    4. Оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира;

    5. Обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения.

Организационно-правовые инструменты охраны окружающей среды:

  1. Государственный учет;

  2. Государственный кадастр;

  3. Государственный мониторинг;

  4. Нормирование;

  5. Создание и реализация государственных программ;

  6. Экологическая экспертиза;

  7. Государственный надзор.

Обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, предшествующая принятию хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и их среду обитания.

Обязательной экспертизе подлежат:

  1. Пестициды;

  2. Стимуляторы роста растений;

  3. Материалы по акклиматизации и гибридизации объектов животного мира.

Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания, должна осуществляться в соответствии с законодательством. Так, при размещении, проектировании и строительстве транспортных магистралей и гидротехнических сооружений, должны разрабатываться и осуществляться мероприятия по сохранению путей миграции животных и мест их концентрации.

В некоторых случаях необходимо заключение научных организаций для выполнения действий:

  1. Акклиматизация, переселение или гибридизации объектов животного мира;

  2. Регулирование численности объектов животного мира – не должна нарушаться численность иных объектов, места их обитания.

studfiles.net

Проблема реализации экологических прав граждан

Библиографическое описание:

Курышова К. А. Проблема реализации экологических прав граждан // Молодой ученый. — 2018. — №49. — С. 143-145. — URL https://moluch.ru/archive/235/54574/ (дата обращения: 09.08.2019).



Россия является демократическим, правовым государством, в котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Основные права и свободы человека принадлежат каждому с момента рождения и являются неотчуждаемыми. Конституция Российской Федерации — основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу, закрепляет во второй главе перечень прав и свобод человека и гражданина. Выделяются различные категории прав и свобод: личные права, политические, экономические, социальные, культурные, а также особое место в данной системе занимают экологические права [1, ст. 17].

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью, имуществу вследствие совершения экологического правонарушения [1, ст. 42].

Право на благоприятную окружающую среду является наиболее важным естественным, экологическим правом. Человек нуждается именно в нем в большей степени. От того, какой будет окружающая среда, благоприятной или неблагоприятной, будет зависеть здоровье, развитие и жизнь любого живого существа не только в государстве, но и на всей планете [3, c. 5].

В условиях современного мира особенно актуальным является вопрос, а обеспечивается ли это право со стороны государства? Могут ли граждане в полной мере реализовывать данное право?

В современной России, да и в мире в целом, с развитием научно технического прогресса и производства, в том числе вредного, в глобальных масштабах возросло и отрицательное влияние на окружающую среду, что непосредственно оказывает влияние на здоровье и благополучие населения [4, с. 12]. На протяжении не одного десятилетия формировался значительный массив экологического законодательства, государственное управление в области охраны окружающей среды, а также набирали силу различные общественные объединения. Однако на практике мы можем наблюдать недостаточное правовое регулирование и большое количество проблем, которые связанны с реализацией права на благоприятную окружающую среду. Причинами являются ошибки законодателя, а также социально экономические и политические факторы, экономические кризисы, недостаточное финансирование, само устройство промышленности и экономики [6, с. 49]. К сожалению, низкий уровень экологической культуры среди населения оказывает также негативное влияние.

В настоящее время в законодательном регулировании нет определённых критериев определения благоприятной окружающей среды, отсутствует понятийный аппарат, нет единого органа, осуществляющего защиту экологии. Значение права на благоприятную окружающую среду, как фундаментального права, выражается в его обеспечительной форме основ жизнедеятельности человека, что связано с нормальными условиями жизни и существования человека. Важным является и право на достоверную экологическую информацию, однако используемая терминология вызывает ряд вопросов и носит неопределенный характер. Судебный и другие механизмы по защите прав человека на благоприятную окружающую среду в РФ не реализует всего потенциала в связи с проблемами, обусловленными спецификой защиты права на благоприятную окружающую среду: неразработанность законодательной базы, которая составляет основу деятельности судебных органов, недостаточной специализацией судей на данной категории дел, неукрепленностью взаимодействия судов с общественными организациями, недостаточным привлечением внимания общественности, сложной системой доказательств, в частности отсутствием адекватного механизма доказывания размера ущерба ивины причинителя вреда, отсутствием эффективной экспертизы и т. д. Среди основных задач для создания благоприятных условий окружающей среды в российском экологическом поле является перестройка промышленности и экономики. На сегодняшний день государство в меньшей степени участвует в процессе перехода к «зеленой экономике», а так же отсутствуют реальные механизмы экономического стимулирования бизнеса. Загрязнение и другие вредные воздействия не порождают новые виды болезней, а усугубляют уже существующие [5, с. 15]. При поиске баланса между частными и публичными интересами соблюдение права на благоприятную окружающую среду должно являться приоритетной задачей государства, общества и человека, так как такое право является фундаментальным.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. — 2014. — № 31. — ст. 4398.
  2. Об охране окружающей среды: федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
  3. Бринчук М. М. Право на благоприятную окружающую среду как фактор национальной безопасности / М. М. Бринчук: Астраханский вестник экологического образования, 2014 — № 1 (27). — C. 4–16.
  4. Евтушенко В. И. Современные тенденции совершенствования государственного регулирования организации конституционного права человека и гражданина в Российской Федерации на благоприятную окружающую среду: автореф. дис. канд. юрид. наук / В. И. Евтушенко: Белгородский государственный университет, 2011. — 12с.
  5. Петров, В. В. Окружающая среда и здоровье человека (три формы возмещения вреда здоровью): экологическое право / В. В. Петров, 2012. — № 1. — С. 12–15.
  6. Солнцев А. М., Петрова Н. А. Как заставить государства соблюдать экологические права человека?: Международное право / А. М. Солнцев — М: РУДН, 2016. — № 4 — С. 45–49.

Основные термины (генерируются автоматически): благоприятная окружающая среда, окружающая среда, свобода человека.

moluch.ru

Вопрос №24. Экологические права граждан. Механизм реализации экологических прав

Экологические права граждан – узаконенные и имеющие правовые последствия притязания индивида на природу, связанные с удовлетворением или возможным удовлетворением его потребностей при взаимодействии с ним и обеспечении удовлетворения.

Основной проблемой при определении экологических прав граждан является то, что необходимо исходить не из антропоцентрических концепций, а учитывать интересы также всей природы в целом.

По уровню правового регулирования все права граждан можно условно разделить на основные и специальные:

1. Основные права граждан – данные права являются неотчуждаемыми, никто не может быть их лишен. Такие права закрепляются в Конституции и в ряде международно-правовых договоров:

а. Право на благоприятную окружающую среду;

б. Право предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью или имущества гражданина в связи с экологическим правонарушением;

в. Право на достоверную информацию об окружающей среде;

2. Специальные права граждан:

а. Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

б. Направлять обращения в органы государственной власти или местного самоуправления о получении достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания;

в. Участвовать в митингах и демонстрациях по вопросам охраны окружающей среды;

г. Выдвигать предложения о проведении экологической экспертизы;

д. Оказывать содействие органам государственной власти и местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

е. Обращаться в органы государственной власти с предложениями, жалобами по вопросам охраны окружающей среды и получать обоснованный и своевременные ответы;



ж. Предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

Экологические права обеспечиваются за счет следующего:

1. Доступ граждан к экологически значимой информации;

2. Надзор со стороны природоохранительных органов за исполнением экологического законодательства субъектами хозяйственной деятельности;

3. Внедрение новых технологий, уменьшающих нагрузку и загрязнение окружающей среды;

4. Приоритет экологических критериев при принятии экономических и иных решений;

5. Участие граждан в принятии решений по экологически значимым проблем, в том числе проведении экологической экспертизы;

6. Деятельность общественного контроля;

7. Проведение публичных мероприятий в целях охраны окружающей среды и собственных экологических интересов;

8. Возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан в результате совершения экологического правонарушения;

9. Доступ граждан к различным формам защиты своих прав;

10. Право «вето» на реализацию проектов, которые способны существенно ухудшить их положения (путем проведения референдумов).

 

 

Вопрос №25. Гарантии и защита экологических прав граждан

Формы защиты экологических прав граждан:

1. Судебная защита экологических прав;

2. Право обжалования в суде решений и действий (бездействий) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;

3. Право на получение квалифицированной юридической помощи;

4. Право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностными лицами – гражданин не обязан доказывать незаконность действия или решения, необходимо доказать лишь наличие вреда, а законность доказывается самим органом или должностным лицом;

5. Право обращения в международные органы в случае, если внутригосударственные ресурсы исчерпаны.

В качестве гарантии права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды можно рассматривать положение ч.3 ст.41 Конституции, где закреплена ответственность должностных лиц за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Гражданин может защищать свои права как в судебном, так и в административном порядке. Жалоба, поступившая в орган власти или должностному лицу, подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней с момента их регистрации.

Важную роль в механизме защиты экологических прав играет Конституционный суд, который осуществляет проверку конституционности нормативных актов по запросам управомоченных на это лиц.

Правом на обращение в Конституционный суд обладают:

1. Президент РФ;

2. Правительство РФ;

3. Верховный или Высший арбитражный суды;

4. Государственная дума и Совет федерации;

5. Группа численностью не менее 1/5 от числа всех членов Государственной думы или Совета федерации;

6. Законодательные и исполнительные органы субъектов РФ.

Помимо этого, правом на обращение в Конституционный суд обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, который был применен или подлежит применению в конкретном деле.

Следующим органом, осуществляющим защиту нарушенных экологических прав, является Уполномоченный по правам человека. Уполномоченный, получив жалобу, вправе:

1. Принять жалобу к рассмотрению;

2. Разъяснить заявителю средства, которые тот может использовать для защиты своих прав;

3. Передать жалобу органу, компетенции которого относится разрешение дела;

4. Отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

О принятом решении Уполномоченный по правам человека уведомляет заявителя в десятидневный срок. Информируется также орган или лицо, действие или решение которого подлежит рассмотрению.

Уполномоченный по правам человека может выступить с личной инициативой по охране экологических прав граждан. Это возможно в следующих случаях:

1. Информация о массовых и грубых нарушениях прав граждан;

2. Случаи, имеющие особое общественное значение;

3. Защита прав лиц, которые сами осуществить ее не могут.

Уполномоченный по правам человека не обладает собственными властными полномочиями по разрешению экологических споров, поэтому по результатам рассмотрения дела он вправе:

1. Обратиться в суд с защитой нарушенных прав;

2. Обратиться в соответствующий орган с инициативой о возбуждении административного или уголовного дела;

3. Обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в силу решения суда;

4. Изложить свои доводы должностному лицу, который вправе выносить протесты;

5. Обращаться в Конституционный суд с жалобой на нарушение прав гражданина законом, примененным или подлежащим применению в данном конкретном деле.

Обращение в Европейский суд по правам человека является международным способом защиты. Для того чтобы появилась возможность обратиться в него, необходимо исчерпать все внутригосударственные ресурсы защиты прав.

При обращении необходимо ссылаться на норму Европейской конвенции по правам человека, которая была нарушена. При этом необходимо также предоставить доказательства того, что все внутригосударственные ресурсы закончились. Издержки по обращению несет сам заявитель (около 12 тыс.дол).

 

 


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Статья «Проблемы реализации экологического права»

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Право на жизнь и здоровье — это естественные права человека, принадлежащие ему от рождения. Охрана этих прав подразумевает, далеко не в последнюю очередь, защиту от неблагоприятных экологических воздействий.

 Длительное время потребность человека дышать чистым воздухом, пить чистую воду, есть чистые продукты удовлетворялась как сама собой разумеющаяся и не требовала правовой регламентации. Но те времена прошли. Сейчас, когда более двух третей экосистем в мире превратились в искусственные или полуискусственные, человек часто подвергается неблагоприятному, а то и опасному воздействию окружающей природной среды. Поэтому он нуждается в социальной защите, в том числе путем официального закрепления его права на безопасную (здоровую) окружающую среду.

Принятая в 1993 году Конституция РФ закрепила ряд основополагающих прав и свобод человека и гражданина. Так, наряду с другими правами и свободами, выделяют и так называемые экологические права, закрепленные непосредственно в ст. 42 Конституции РФ.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологически значимых решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, а также право на возмещение ущерба.

Для реализации этого права необходимо, чтобы граждане и общественные организации могли получить информацию своевременную, полную и достоверную.

Полнота получения информации ограничивается как юридически — через перечень сведений, составляющей государственную и иную тайну (который вступает в противоречие с законом, так как в него включены сведения об объектах, значимых для жизни и здоровья граждан), так и практически: либо путем непредставления запрашиваемой информации (например, заказчиком — документов для общественной экологической экспертизы), либо через хорошо отработанную систему “бюрократических отписок”, либо внутриведомственными распоряжениями о “служебности” информации. Особенно беспокоит использование последнего — противоречащего закону — способа закрытия информации природоохранительными контрольными и надзорными органами: такие распоряжения имеются в системе госкомэкологии (как минимум на городском уровне), в системе Госатомнадзора и пр. Значительная доля ограничений является также следствием коммерциализации информации.

Достоверность поставляемой и предоставляемой гражданам информации также проблематична. Так, именно вскрывшаяся недостоверность, а точнее прямая дезинформация населения г. Чапаевска о назначении строящегося объекта, привела к социальному взрыву и в итоге — к закрытию уже построенного объекта (известный — первый в России — завод по уничтожению химического оружия, 1989). Эта практика продолжается и сегодня вопреки происходящим процессам демократизации

Таким образом, сложившаяся практика показывает, что значимая для безопасности информация скрывается и сознательно искажается. Требуется целенаправленная работа для обеспечения открытости экологически значимой информации и прозрачности деятельности потенциально опасных объектов.

Своевременность информации. В тех редких случаях, когда информация общественности все же предоставляется, она обычно настолько запаздывает, что не позволяет гражданам реализовать свои права на участие в принятии решений.

Менее распространенными методами реализации экологических прав граждан являются методы народной демократии — через референдумы и решения свободно избранных органов местного самоуправления.  (ст.3 Конституции РФ)

Некоммерческие организации, работающие в области защиты экологических прав граждан, сталкиваются с серьезными правонарушениями, вызванными несовершенством законодательной базы и механизмов контроля за соблюдением законности и реализацией декларированных прав человека, отсутствием государственной поддержки усилий НПО и пр.

Таким образом, следует признать, что реализация экологических прав граждан на сегодняшний момент — неудовлетворительна, единственным реальным механизмом (да и то действующим со скрипом) защиты этих прав является возможность судебного иска

Так, до сих пор не создан эффективный правовой механизм охраны окружающей среды, как это предусматривает ст. 18 Конституции. При этом органами исполнительной власти не обеспечивается эффективное исполнение существующих правовых природоохранных мер, тоже как это предусмотрено Конституцией. Вследствие того и другого из-за загрязнения окружающей среды в России преждевременно умирает 300 000 человек.

Поскольку экологические проблемы «у всех на виду», то это нередко способствует появлению в нормах экологического права явных или скрытых деклараций, констатации фактов и элементов научных концепций, в которых, к сожалению, не всегда реализуются цели, стоящие перед правотворчеством. В результате нормы экологического права, несмотря на его активное развитие, нередко «забегают вперед», предписывая такие правила поведения, которые для многих субъектов экологического права фактически невыполнимы (например, возложение обязанности закупать, использовать и содержать дорогостоящие очистные сооружения, которые не нужны в данном производстве). Это свидетельствует о противоречиях экологического права как части юридической науки с экологией, экономическими возможностями государства и хозяйствующих субъектов; акцентирует внимание на необходимости особо тщательной подготовки правовых актов об использовании и охране окружающей среды, об отказе от спешки при принятии актов, касающихся использования и охраны природных ресурсов, но не имеющих для этого первостепенного значения.

Законодательство должно развиваться, устранять пробелы и противоречия в правовом регулировании, решать возникающие проблемы, откликаться на требования общественного развития. Однако в России при очень интенсивном нормотворчестве, частом изменении принятых актов многие общественные отношения, подлежащие регулированию нормами экологического права, подолгу остаются неурегулированными. Например, неурегулированными федеральным законом остаются использование и охрана растительного мира, на который не распространяется действие ЛК РФ; нормы ЗК РФ в целом ряде случаев не позволяют отграничить земли водного фонда от других категорий земель; изменения законодательства не сопровождали и введение в действие Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», известного большинству населения по разрешению ввоза на территорию РФ радиоактивных отходов из других государств и т.д.

Многие экологические проблемы нормами экологического права пока не решены.

На сегодняшний день, тема необходимости создания Экологического кодекса РФ становится все более острой и актуальной. Это обусловлено, тем, что действующее экологическое законодательство представляет собой систему с несогласованными элементами. Включая в себя кодексы, направленные на регулирование общественных отношений в разных экологических направлениях, а также несколько десятков федеральных законов и сотен, подзаконных нормативно правовых актов, данная отрасль российского права обрекла себя на хаос, в регулировании экологических вопросов.

Предстоит большая работа в совершенствовании как самого правового регулирования использования и охраны природных ресурсов, так и практики применения соответствующего законодательства. При этом значительное внимание должно быть уделено надлежащему финансированию мероприятий охраны природных ресурсов, формированию экологической культуры граждан.

Соблюдение, охрана и защита экологических прав – важная функция российского демократического правового и социального государства. Статья 45 Конституции гарантирует государственную защиту и наделяет каждого правом защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом.

Список использованной литературы

Актуальные проблемы экологического права : монография /С. А. Боголюбов. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 607 с.

Кузнецова Н.В. «Экологическое право: Схемы, комментарии»/Учебн. Пособие.- М.: Новый Юрист, 1999г.

Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19декабря 1991г. // «Ведомости СНД и ВС РФ», 05.03.1992, N 10, ст. 457.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. // «Собрание законодательства РФ», 27.11.1995, №48. Ст 4556.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды». — 2002. 
Горбачев, В. В. Концепции современного естествознания: учебное пособие для студентов вузов. 
Изд. 3-е. / В. В. Горбачев. — М.: Оникс, 2008. -592 с. 
Найдыш, В. М. Концепции современного естествознания: учебник / В. М. Найдыш. — М.: Аль-фа-М.: ИНФРА-М, 2009. — 704 с. 

Лапина, М. А. Экологическое право: учебное пособие для студентов вузов / М. А. Лапина. — М.: МИЭМП, 2010. — 262 с.

Экологическая безопасность и эколого-правовые проблемы в области загрязнения окружающей среды. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция».  Саркисов О.Р., Любарский Е.Л., Казанцев С.Я. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА- 2012

multiurok.ru

Гарантии и защита экологических прав граждан и их объединений — Экологическое право

В Конституции России предусмотрена система юридических гарантий прав человека и гражданина. В частности, определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществляться охрана таких прав:

  • судебная защита прав и свобод;
  • право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;
  • право на получение квалифицированной юридической помощи;
  • право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами;
  • право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Как гарантию права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды можно рассматривать положение п. 3 ст. 41 Конституции РФ об ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Гарантируя судебную защиту прав и свобод человека и гражданина, Конституция РФ устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). При этом важно, что могут быть обжалованы в суд не только неконституционные, противоречащие экологическим правам граждан решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, но и бездействие этих органов и лиц (ст. 46).

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:

Наличие механизмов и процедур защиты экологических прав граждан — необходимое условие для того, чтобы провозглашенные права стали реальностью. Наличие механизмов создает юридические гарантии, обеспечивающие соблюдение, охрану и защиту экологических прав граждан.

Анализ действующего законодательства в области охраны окружающей среды и прав человека и гражданина позволяет выделить следующие способы защиты экологических прав граждан:

  1. самозащиту;
  2. защиту с помощью государственных институтов или государственную защиту.

Удельный вес каждого из этих способов в реальных механизмах защиты экологических прав граждан в стране может зависеть от многих факторов, в том числе от степени демократизации в области охраны окружающей среды, реального участия граждан в подготовке и принятии экологически значимых решений и контроле за их реализацией.

Защита экологических прав человека административным способом и в общих судах

Для защиты экологических прав граждан применяются способы:

  1. административный;
  2. судебный.

Нормативные основы регулирования защиты установлены Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-I «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» предусматривает возможность административного обжалования коллегиальных и единоличных действий, решений или бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, в результате которых:

  • нарушены права и свободы гражданина;
  • созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
  • незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Закон предоставляет истцу возможность выбора органа, в который он может обратиться для обеспечения защиты нарушенного экологического права. Он может обратиться либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу. Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны в соответствии с Законом рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

В соответствии с Законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение. Закон при этом запрещает направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

  • обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение;
  • запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
  • принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
  • дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
  • уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Важнейшую роль при этом играет право граждан на судебный иск — один из новейших инструментов российского законодательства в сфере охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 12 Закона об охране окружающей природной среды граждане имели право требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека. В действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды» установлено, правда, лишь право граждан предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде (ст. 11).

Право гражданина на судебный иск в качестве универсального юридического средства защиты позволяет отстаивать не только интересы истца, но, в конечном счете, и всего общества, содействуя тем самым обеспечению законности и правопорядка. Одновременно это право служит действенной формой контроля за деятельностью аппарата, средством борьбы с бюрократией и злоупотреблениями властью. Судебная защита прав и свобод предусмотрена во многих действующих конституциях экономически развитых государств.

Порядок судебного обжалования регулируется Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Закон определяет также круг действий (решений), которые могут быть обжалованы в суд. Это коллегиальные и единоличные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих, в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

  1. нарушены права и свободы гражданина;
  2. созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
  3. на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Граждане вправе обжаловать также бездействие органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой последствия, перечисленные выше.

Гражданин вправе обжаловать как названные выше действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию, либо то и другое одновременно. При этом к официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (или принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений).

В соответствии с этим Законом обжалование допускается, если нарушены лишь права, свободы и интересы истца. При этом гражданин не имеет права обжаловать в суд действия или бездействия, имеющие неблагоприятные экологические последствия для общества в целом. Между тем, порой трудно доказать, что явно незаконное решение или действие (бездействие), нарушает экологические права истца. Но в случае признания решения незаконным обеспечивается защита права на благоприятную среду не только гражданина, который обжаловал этот акт, но и более широкого круга лиц, подпадающих под его действие.

Жалоба может быть подана как самим гражданином, права которого нарушены, так и его представителем, а также — по просьбе гражданина — надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Для обращения с жалобой в суд по поводу неправомерных экологически значимых действий или решений государственного органа необходимо обладать некоторым минимумом правовых и экологических знаний. Однако подавляющее большинство российских граждан такими знаниями не обладает. С учетом этого, а также значительной потенциальной роли права гражданина на иск по поводу невыполнения требований природоохранительного законодательства, должно быть обеспечено представительство и защита в суде экологических прав и интересов отдельных граждан. Согласно Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48). Ее оказывают в основном юридические консультации, адвокатские конторы. Однако в практической деятельности ей уделяется второстепенное значение, и это не могло не сказаться на уровне правовых экологических знаний работников юридических консультаций и адвокатских контор.

Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» предоставляет гражданам выбор суда, в который они могут обратиться для защиты своих прав. По усмотрению гражданина жалоба может быть подана:

  • в суд по месту его жительства;
  • в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, нарушившего его экологические права.
Сроки обращения в суд с жалобой

Если гражданин обжаловал в административном порядке решения или действия, нарушающие его экологические права, срок подачи жалобы в суд — один месяц со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения или должностного лица в удовлетворении жалобы, либо по истечении месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен письменный ответ на нее.

Если же гражданин избирает непосредственно судебный порядок защиты своих прав, для обращения с жалобой установлен срок три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права. Закон наделяет суд правом восстановления пропущенного по уважительной причине срока подачи жалобы. Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях.

Отличительной особенностью рассмотрения судом жалобы гражданина является то, что на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений). Гражданин при этом освобождается от обязанности доказывать их незаконность, но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод (ст. 6).

Рассмотрев жалобу, суд выносит решение. Если жалоба обоснованна, он признает обжалуемое действие или решение, приведшее к нарушению прав гражданина, незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Более того, на стадии принятия жалобы к рассмотрению по просьбе гражданина либо по своей инициативе суд вправе приостановить исполнение обжалуемого действия или решения.

Важным является вопрос о том, могут ли суды не только отклонять, но также изменять обжалуемое решение. С учетом принципа разделения властей решение суда должно содержать только заключение о законности обжалуемых действий и решений и их отмене в случае обоснованности жалобы.

Исчерпав все законные средства защиты нарушенного права в России, ее граждане имеют право обращаться за защитой нарушенных экологических прав в Европейский суд по правам человека.

Защита экологических прав граждан в Конституционном Суде РФ

Важная роль в механизме защиты экологических прав граждан принадлежит Конституционному Суду РФ. В связи с закреплением в Конституции РФ права каждого на благоприятную окружающую среду особую остроту приобретает проблема обеспечения соответствия российских законов, других нормативных правовых актов, заключаемых договоров Конституции РФ. Исходя из конституционной нормы о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти (ст. 18), Конституции должны соответствовать не только новые законы и иные нормативные акты, но в соответствие с нею должны быть приведены все действующие акты.

Статья 125 Конституции РФ определяет круг нормативно-правовых актов, конституционность которых проверяет Конституционный Суд РФ. К ним относятся:

  • федеральные законы;
  • нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства;
  • конституции республик, уставы, а также законы и другие нормативные акты субъектов Российской Федерации;
  • договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации;
  • не вступившие в силу международные договоры РФ.

Конституционный Суд РФ осуществляет проверку конституционности указанных актов не по собственной инициативе, а по запросам. Право на обращение в Конституционный Суд с запросом (но не с жалобой) имеют:

  • Президент РФ;
  • Совет Федерации;
  • Государственная Дума;
  • 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной думы;
  • Правительство;
  • Верховный Суд и Арбитражный Суд;
  • органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. допускает запрос о проверке конституционности законов и иных нормативных актов РФ или договора между органами государственной власти, если заявитель считает их не подлежащими действию из-за неконституционности либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению федеральных органов государственной власти, высших государственных органов субъектов РФ или их должностных лиц об отказе применять их как не соответствующих Конституции РФ (ст. 85).

Что касается проверки конституционности нормативного акта субъекта РФ, то она допускается, в частности, если нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. Согласно ст. 72 Основного закона охрана окружающей среды и законодательное регулирование в этой сфере отнесено к предметам совместного ведения.

Если в отношении новых нормативных актов и договоров между органами государственной власти соответствие Конституции устанавливается

  • по содержанию норм;
  • по форме акта;
  • по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие;
  • с точки зрения установленного Конституцией разделения законодательной, исполнительной и судебной власти и другим показателям и характеристикам (ст. 86),

то проверка конституционности таких актов, принятых до вступления в силу Конституции РФ, производится только по содержанию норм.

Признание по итогам рассмотрения дела нормативного акта или договора, отдельных их положений не соответствующими Конституции РФ влечет отмену не только данного акта (договора, положения), но и является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на акте (договоре, положении), признанном неконституционным.

Конституцией РФ предусмотрена также возможность проверки конституционности законов по запросам судов. При рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, суд обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона. С момента вынесения решения суда об обращении в Конституционный Суд и впредь до принятия постановления этого суда производство по делу или исполнение вынесенного судом решения в соответствии с Законом о Конституционном Суде РФ приостанавливается.

Порядок и пределы проверки актов Конституционным Судом, принимаемые им по результатам рассмотрения запроса решения аналогичны установленным для рассмотрения жалоб на нарушение законом конституционных прав и свобод.

Наряду с проверкой конституционности законов и других актов, защита экологических прав граждан в рамках Конституционного Суда связана с реализацией права граждан на конституционную жалобу. В соответствии с Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают:

  • граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле;
  • объединения граждан, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле;
  • иные лица и органы, указанные в федеральном законе (ст. 96).

Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если закон затрагивает конституционные права и свободы граждан, а также если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

Наряду с другими документами, к жалобе прилагается копия официального документа, подтверждающего применение либо возможность применения обжалуемого закона при разрешении конкретного дела. При этом Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» вменяет в обязанность должностного лица или органа, рассматривающего дело, выдать заявителю копию такого документа по его требованию.

Приняв к рассмотрению жалобу на нарушение законом конституционных прав и свобод, Конституционный Суд уведомляет об этом суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон. Уведомление не влечет приостановления производства по делу, хотя оно может быть приостановлено по воле суда или органа.

Закон о Конституционном Суде РФ (ст. 86) устанавливает широкие пределы проверки конституционности оспариваемого закона, как и в случае рассмотрения дел о конституционности нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними.

По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных экологических прав принимается одно из двух решений:

  • о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ;
  • о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ или создающими возможность не соответствующего Конституции истолкования судом или иным органом.

В случае признания закона, примененного в конкретном деле, не соответствующим Конституции, это дело подлежит пересмотру соответствующим органом в обычном порядке.
Конституционный Суд РФ неоднократно рассматривал дела о проверке конституционности законодательных актов с точки зрения их соответствия экологическим правам.

Защита экологических прав Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации

Нарушенные экологические права человека и гражданина могут быть защищены и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Эта должность в Российской Федерации учреждена в соответствии со ст. 103 Конституции РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), существующий в более чем 100 государствах, помогает, дополняет и расширяет традиционные контрольные функции парламента в отношении других государственных органов с позиций соблюдения и защиты прав граждан. Он назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой в порядке, предусмотренном Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г.. Учреждение должности Уполномоченного по правам человека способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства России о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

К компетенции Уполномоченного отнесено рассмотрение жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
При этом Закон устанавливает, что Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ (ст. 16). Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

Согласно ст. 20 Уполномоченный, получив жалобу, вправе:

  • принять жалобу к рассмотрению;
  • разъяснить заявителю средства, которые тот может использовать для защиты своих прав и свобод;
  • передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
  • отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

При определенных обстоятельствах Уполномоченный по собственной инициативе имеет право принять меры в пределах своей компетенции по защите интересов людей. К таким обстоятельствам относятся:

  • наличие информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан;
  • случаи, имеющие особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты (ст. 21).

Для эффективного выполнения своих функций Уполномоченный наделен рядом существенных прав. При проведении проверки по жалобе он вправе:

  • беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;
  • запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
  • получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
  • проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
  • поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
  • знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

  • обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
  • обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
  • изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
  • обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного осуществляет рабочий аппарат.

Защита экологических прав и Европейский суд по правам человека

С момента, когда Россия стала членом Европейского Совета, ее граждане получили право обращаться за защитой нарушенных экологических прав в Европейском суде по правам человека. Для рассмотрения дел Суд учреждает комитеты из трех судей, палаты из семи судей и большие палаты из семнадцати судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются комитетами из трех судей.

Процедура обращения в Европейский суд по правам человека

Заявитель может направить обращение лично либо через адвоката. В обращении указывается его имя, правительство, ответственное за нарушение, объект претензии и статьи Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые, по мнению заявителя, были нарушены. Кроме того, им должны быть представлены документы, подтверждающие, что в России он исчерпал все доступные средства правовой защиты. Такими документами могут быть ответы Генеральной прокуратуры РФ, Верховного Суда РФ и др.

Дела решаются палатами. Решения Суда обязательны для государств-участников, а за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Судебные издержки с момента подачи жалобы и до ее разрешения несет заявитель. Они составляют как минимум 12 тыс. долларов США.

jurkom74.ru

Проблемы реализации экологических прав граждан

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ

Факультет                                                         права

Специальность/направление подготовки      юриспруденция

Специализация/профиль/программа             государственно-правовая

Кафедра                                                            правового обеспечения    

                                                                           государственного и муниципального

                                                                           управления

РЕФЕРАТ

По дисциплине:

Экологическое право

На тему:

«Проблемы реализации экологических прав граждан»

                               

                                                                                Автор работы:

                                                                      Студент 2 курса

                                                                                Группы  СПЮбз-415

                                                                                Заочной формы обучения

                                                                                Меренков И.А.

                                                                                Подпись_________

                                                                                Проверил:

                                                                                к.э.н., доцент

                                                                                Кузьмин Д. И.

                                                                                Оценка__________

                                                                                Подпись_________

                                                                                Дата____________

Владимир 2017

Содержание

Введение                                                                                                                             3

Глава 1. Экологические права человека                                                                        4

  1. Понятие и виды экологических прав человека                                                      4

1.2 Правовое регулирование экологических прав человека по    российскому Законодательству                                                                                                             6

Глава 2. Проблемы и защита экологических прав граждан                                       11

2.1 Защита экологических прав граждан в судебном и административном порядке

2.2 Роль общественных объединений в защите экологических прав граждан        17

Заключение                                                                                                                     19

Библиографический список                                                                                          20

          Введение

Вопрос об экологических правах индивида является центральным в современном праве окружающей среды России. При этом имеются в виду не антропоцентристские концепции охраны окружающей среды, основанные на идее решения экологических задач в интересах человека, а собственно право каждого на благоприятную окружающую среду, реализация которого будет отвечать не только экологическим интересам человека, но и, что самое важное, сохранению и восстановлению благоприятного состояния окружающей среды. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью Но любые права должны быть закреплены и защищены законом. Таким законом в нашей стране является Федеральный закон от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды». Этот нормативный акт содержит перечень экологических прав граждан и определяет порядок их регулирования в Российской Федерации. Означает ли, что с принятием нового нормативно-правового акта все экологические проблемы в стране будут решены, и все экологические права соблюдены? Безусловно, нет. Потребуется детальная оценка применимости каждой статьи, глубокая проработка механизмов практической реализации закона. Все это обусловливает необходимость проведения фундаментальных исследований в данной предметной области.

ru.essays.club

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *