Рецепция римского права характерна для – 4. Рецепция римского права. Шпаргалка по римскому праву

этапы, причины, значение :: BusinessMan.ru

Под рецепцией римского права понимается один из важных процессов, протекавших в феодальную эпоху в западной части Европы, начиная с XII века. Слово «рецепция» с латыни переводится как «принятие», что в случае с римским правом представляет собой переработку и усвоение его нормативного и теоретического стержня.

В конечном итоге система и рецепция римского права стали приемлемыми для регулирования отношений, характерных для более высокого уровня общественного развития. Нужно отметить, что воспринято было частное римское право, публичное же прекратило свое существование одновременно с падением Римской империи.

Европейское право после падения Рима

После того как Рим пал под натиском варваров, на его территории образовался ряд государств, которые продолжали применять его правовые нормы. Например, это происходило в Испании, Галлии, здесь стали выпускаться основанные на римском праве сборники законодательства.

Так, в 506 году, во времена Алариха II, управлявшего вестготами, был издан один из подобных документов. В Византийской империи в 529-534 годах был разработан Кодекс Юстиниана, ставший основой для последующего развития римской системы права. Вместе с этим на части территорий продолжали действовать нормы обычного права, которые отличались необычайной пестротой и вступали в противоречие между собой и с положениями римского права. В связи с этим, а также по ряду других причин интерес к римскому правовому наследию не только не угасал, но, напротив, получил свое дальнейшее развитие по прошествии веков. Рассмотрим подробнее эти причины.

Причины рецепции римского права

Среди факторов, способствующих восприятию норм римской правовой системы, в первую очередь можно выделить следующие:

  • Высокий уровень права, разработанного римскими юристами, который характеризовался тем, что в нем присутствовали ряд готовых институтов, регулирующих отношения развитого товарного оборота, четкость и прозрачность норм, свобода от национальных ограничений, черты универсальности, обширная территория применения, высокий научный авторитет.
  • Недостатки местных правовых обычаев, которые отличались архаичностью, наличием большого числа пробелов, противоречий и неясностей в толковании.
  • Стремление королей в связи с усилением их власти к ослаблению значения народных обычаев, а вместе с ними и значения руководствовавшихся ими судов. В связи с этим назначались судьи, владеющие познаниями в римском праве.
  • Присутствие правовых положений, помогающих обосновывать претензии на неограниченную монаршую власть, что было необходимо государям в борьбе с феодалами и представителями высшей церковной власти.
  • Расширение возможности для королевских особ объединять под своим управлением все больше территорий, охватывая их единой системой права.
  • Использование римского права в Священной Римской империи, которая считалась восприемницей прежнего государства и учредила в конце XV века Общеимперский суд. При разрешении дел он в первую очередь был обязан руководствоваться положениями римского права и лишь вслед за этим «оглядываться» на нормы немецкого, «доброго» права, на которое ссылались стороны спора. В дальнейшем это привело к прямому и непосредственному восприятию права римлян в Германии в XVI-XVII веках.
  • Повышение интереса к ценностям античного наследия и к римскому праву в их числе.

Обобщенным описанием предпосылок рецепции римского права в Западной Европе можно считать следующее. В XII веке наблюдался подъем в развитии промышленности и торговли, что требовало перехода от применения отсталой обычной системы права к более прогрессивной. К такой, которая, выходя за границы раздробленных феодальных вотчин, могла охватить и дать импульс развитию новых буржуазных отношений.

Этапы рецепции: изучение и толкование в XII веке

Рецепция римского права представляла собой сложнейший процесс, который имел разные формы в различные отрезки времени. Они выражаются в заимствовании отдельных частей, их переработке применительно к местным нуждам и усвоении в виде применения уже в качестве органичной части собственной правовой системы. Кратко описать процесс рецепции римского частного права можно следующим образом.

Первый этап. В XII веке римские законы и теоретические юридические выкладки стали предметом пристального изучения в университетской среде в Италии. Начало этому положил известный болонский юрист Пепо, или Пепино, бывший частным преподавателем права. Он был предшественником движения глоссаторов в Болонской школе искусств, позже ставшей Болонским университетом.

Пепо, а за ним и Ирнерий (профессор права) заинтересовались Сводом законов Юстиниана. Первоначально их изучение происходило в форме коротких комментариев, которые делались на полях рукописей и между их строчками. Такие замечания именовались «глоссами» и дали название двум школам: глоссаторов и постглоссаторов (о последних будет подробнее сказано ниже).

Распространение в XIII-XVII веках

Второй этап. В XIII веке одним из самых знаменитых итальянских законоведов Франциском Аккурзием был создан сборник комментариев (глосс) его предшественников и современников. Этот труд произвел очень большое впечатление и стал настольной книгой судей, принеся автору славу первого законоведа Средневековья.

Постглоссаторы – это итальянская школа права, которая в середине XIV века пришла на смену глоссаторам. Для последних характерна адаптация норм римского права к применению в судебной системе. Ее яркими представителями были Бартоло Сассоферрато, Бальдо Ульбадис, Майнус и другие.

Они толковали работы глоссаторов, касающиеся правовых понятий и выдержек из кодификации Юстиниана, чтобы выработать общее ученое мнение. Ими была проведена большая работа по согласованию римских юридических конструкций с нормами обычного, городского и церковного права. Именно в таком, приспособленном к феодальным условиям виде римское право и было внедрено в судебные системы стран европейского запада.

Переработка и восприятие в XVIII-XX веках

В этот период, относящийся к третьему этапу рецепции римского права, последнее в переработанном виде становится действующим. В основном оно было воспринято в форме так называемого пандектного, то есть базирующегося на Пандектах, или Дигестах Юстиниана, как, например, в германских странах. Это было частное право, имеющее вид выдержек из законов и других правовых актов римских юридических авторитетов.

А также была воспринята и институционная система, в основе которой лежали Институции Гая, а вслед за ними и учебник для студентов, изданный при Юстиниане и возведенный им в статус закона. Их структура соответствовала делению на лица, вещи, обязательства и иски, она оказала свое влияние на построение в дальнейшем европейского гражданского законодательства.

Другие воспринятые черты

Помимо указанного выше, характерным для пандектного права является деление его на отрасли, внутри которых, в свою очередь, прослеживается дифференциация общей и особенной частей кодифицированных документов. Эти особенности хорошо видны на примере французского гражданского кодекса, принятого в 1804 году, германского гражданского уложения 1896 года, современного российского гражданского законодательства.

Сегодня правовые системы европейских стран, в основе которых лежит рецепция римского права, влились в единую семью, носящую название «континентальная», или «романо-германская». В нее входят Россия, Германия, Франция, Италия, Швейцария, Испания, Португалия и другие государства.

Значение

Рецепция римского права приобрела значение, которое трудно переоценить. Оно заключается в могущественном влиянии на процесс дальнейшего развития законодательной базы европейских стран. А также на выработку правовых и политических учений общества, в основе которого лежит приоритет частного владения собственностью. Римское право – это одно из великих исторических правовых явлений, без знания которого не может обойтись ни один образованный юрист.

businessman.ru

РЕЦЕПЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА • Большая российская энциклопедия

  • В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 451

  • Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: Л. Л. Кофанов

РЕЦЕ́ПЦИЯ РИ́МСКОГО ПРА́ВА (от лат. receptio – при­ня­тие, по­лу­че­ние), вто­рич­ное ус­вое­ние рим­ско­го пра­ва стра­на­ми Зап. Ев­ро­пы в сред­ние ве­ка и в Но­вое вре­мя. Рим­ское пра­во ока­за­ло ог­ром­ное влия­ние на раз­ви­тие пра­во­вой куль­ту­ры все­го зап. ми­ра. Из­дан­ный в 6 в. Свод ци­виль­но­го пра­ва (Corpus iuris ci­vi­lis) Вост. Рим. им­пе­рии про­су­ще­ст­во­вал как дей­ст­вую­щее пра­во в Ви­зан­тии поч­ти 1000 лет по­сле ги­бе­ли Зап. Рим. им­пе­рии, а в Ев­ро­пе – бо­лее 1400 лет. Рим. лат. за­ко­но­да­тель­ст­во дей­ст­во­ва­ло в гре­коя­зыч­ной Ви­зан­тии вплоть до сер. 8 в. В 8 в. опуб­ли­ко­ва­ны крат­кие греч. пе­рера­бот­ки рим­ско­го пра­ва: Эк­ло­га, Зем­ле­дель­че­ский за­кон, Во­ин­ский за­кон, а в кон. 9 в. имп. Ва­си­лий Ма­ке­до­ня­нин из­дал со­кра­щён­ное ру­ко­во­дство для су­дей «Про­хи­рон», имп. Лев Муд­рый осу­ще­ст­вил греч. пе­ре­ра­бот­ку юс­ти­ниа­нов­ско­го сво­да (см. Ва­си­ли­ки).

На Ру­си Р. р. п. свя­за­на с при­ня­ти­ем в 988 хри­сти­ан­ст­ва. Су­деб­ни­ки Древ­ней Ру­си ссы­ла­ют­ся на нор­мы Юс­ти­ниа­на как на осн. ис­точ­ник. Из­вест­ны так­же древ­ней­шие (11–12 вв.) пе­ре­во­ды на рус. яз. Но­велл Юс­ти­ниа­на, вы­дер­жек из его Ко­дек­са и Ди­гест, со­б­ран­ных, в ча­ст­но­сти, в «Корм­чей кни­ге». Нор­мы брач­но­го, на­след­ст­вен­но­го, обя­за­тель­ст­вен­но­го, уго­лов­но­го и на­ло­го­во­го пра­ва за­им­ст­во­ва­лись из Но­мо­ка­но­на и сво­да Юс­тиниа­на. Осо­бен­но ва­жен со­став­лен­ный в кон. 13 в. мо­на­ха­ми для свет­ских су­дей сб-к ци­тат из рим­ско-ви­зан­тий­ско­го пра­ва – «Ме­ри­ло пра­вед­ное». Вто­рая вол­на Р. р. п. в Рос­сии свя­за­на с ги­бе­лью в 1453 Ви­зант. им­пе­рии. Все ин­сиг­нии рим­ской вла­сти и ряд норм пуб­лич­но­го, уго­лов­но­го, на­след­ст­вен­но­го и се­мей­но­го рим­ско-ви­зан­тий­ско­го пра­ва бы­ли унас­ле­до­ва­ны рус. ца­ря­ми. Тре­тья вол­на Р. р. п. свя­за­на с раз­ви­ти­ем рос. ча­ст­но­го пра­ва в 18–20 вв. Это пра­во фор­ми­ро­ва­лось под влия­ни­ем герм. рим­ско­го пра­ва, уче­ний пан­дек­ти­стов. Так, про­ект Герм. гражд. уло­же­ния ока­зал влия­ние на про­ект рос. уло­же­ния, что от­ра­зи­лось в ГК РСФСР 1922, а за­тем и в ны­не дей­ст­вую­щем ГК РФ. Ин­сти­ту­ты рим­ско­го пра­ва в дей­ст­вую­щем ГК РФ мно­го­чис­лен­ны и раз­но­об­раз­ны, напр. вин­ди­ка­ци­он­ный, не­га­тор­ный и кон­дик­ци­он­ный ис­ки, ре­аль­ные и кон­сен­су­аль­ные кон­трак­ты. Са­мо оп­ре­де­ле­ние по­ня­тия соб­ст­вен­но­сти, ре­жи­мы де­ле­ния ве­щей, вла­де­ния и прав на чу­жие ве­щи в дей­ст­вую­щем ГК РФ, по­ня­тия де­ликт­но­го пра­ва, пре­юди­ции, эвик­ции, экс­цеп­ции и т. п. ана­ло­гич­ны ин­сти­ту­там рим­ско­го пра­ва.

По­сле ги­бе­ли Зап. Рим. им­пе­рии в 476 рим­ское пра­во про­дол­жа­ло дей­ст­во­вать и в Зап. Ев­ро­пе 6–9 вв. че­рез юри­дич. сб-ки вар­вар­ских ко­ро­левств, напр. че­рез Бре­виа­рий Ала­ри­ха в Ис­па­нии. Нор­мы рим­ско­го пра­ва ак­тив­но ре­це­пи­ро­ва­лись так­же и Кор­пу­сом ка­но­ни­че­ско­го пра­ва, ос­но­ван­но­го на «На­ча­лах» Иси­до­ра Се­виль­ско­го, гл. те­зис ко­то­ро­го – «Цер­ковь жи­вёт по рим­ско­му за­ко­ну». Р. р. п. осо­бен­но свя­за­на с соз­да­ни­ем в 1088 Бо­лон­ско­го ун-та, где си­ла­ми глос­са­то­ра Ир­не­рия пре­по­да­ва­ние рим­ско­го пра­ва ос­но­вы­ва­лось на изу­че­нии ру­ко­пи­си Ди­гест Юс­ти­ниа­на. Он и его уче­ни­ки Бул­гар, Мар­тин, Якоб и Гу­го (см. Глос­са­то­ры) да­ва­ли к Ди­ге­стам, Ко­дек­су и Ин­сти­ту­ци­ям Юс­ти­ниа­на свои ком­мен­та­рии (глос­сы). Вы­пу­ск­ни­ки Бо­лон­ско­го ун-та (см. По­стглос­са­то­ры) соз­да­ли по всей Ев­ро­пе ряд ана­ло­гич­ных ун-тов, в ко­то­рых пре­по­да­ва­ние рим­ско­го пра­ва ве­лось на лат. язы­ке, бла­го­да­ря че­му оно ста­ло об­щим пра­вом Ев­ро­пы (ius commune). Всё за­ко­но­да­тель­ст­во Свя­щен­ной Рим. им­пе­рии с 10 в. так­же ве­лось на ла­ты­ни, ко­то­рая бы­ла об­щим язы­ком это­го го­су­дар­ст­ва, и на­зы­ва­лось «рим­ское пра­во гер­ман­ских им­пе­ра­то­ров». До 18–19 вв. во мно­гих стра­нах Ев­ро­пы рим­ское пра­во бы­ло дей­ст­вую­щим пра­вом. В су­дах обыч­но ссы­ла­лись на его нор­мы. Со 2-й пол. 18 в. на­чи­нает­ся про­цесс соз­да­ния нац. ко­дек­сов (гражд. ко­дек­сы Ба­ва­рии, 1756, Прус­сии, 1794, Ав­ст­рии, 1811). В 1804 из­да­ёт­ся Ко­декс На­по­ле­о­на, мо­де­лью сис­те­мы из­ло­же­ния ко­то­ро­го ста­ли Ин­сти­ту­ции Юс­ти­ниа­на. Крат­кость и яс­ность франц. ко­дек­са сде­ла­ли его весь­ма по­пу­ляр­ным в ми­ре и мн. стра­ны (напр., Лат. Аме­ри­ки) взя­ли его за об­ра­зец при соз­да­нии собств. ко­дек­сов. По­сле объ­еди­не­ния Гер­ма­нии нем­цы при­сту­пи­ли к соз­да­нию еди­но­го гражд. ко­дек­са, ко­то­рый всту­пил в си­лу с 1.1.1900 – с это­го мо­мен­та рим­ское пра­во на тер­ри­то­рии Гер­ма­нии пе­ре­ста­ло быть пра­вом пря­мо­го дей­ст­вия, но са­мо дей­ст­вую­щее и по­ны­не Герм. гражд. уло­же­ние по­строе­но по сис­те­ме Ди­гест (пан­дект) Юс­ти­ниа­на, т. е. ис­поль­зу­ет сис­те­му рим­ско­го пра­ва.

В совр. ми­ре роль рим­ско­го пра­ва как на­уч. ос­но­вы совр. пра­ва ос­та­ёт­ся очень вы­со­кой. В стра­нах ЕС рим­ское пра­во изу­ча­ет­ся как об­щая на­уч. ос­но­ва для вы­ра­бот­ки но­вых идей и ин­сти­ту­тов совр. пра­ва Ев­ро­пы. В Гер­ма­нии всё боль­шую си­лу при­об­ре­та­ет не­опан­дек­тизм, ос­но­вы­ваю­щий­ся на дей­ст­вую­щих сис­те­мах рим­ско­го пра­ва. Ак­тив­но раз­ви­ва­ет­ся изу­че­ние и пре­по­да­ва­ние рим­ско­го пра­ва и в стра­нах, опи­раю­щих­ся на иные пра­во­вые сис­те­мы, напр. в Ки­тае. С це­лью раз­ви­тия пра­во­вой нау­ки пре­по­да­ёт­ся рим­ское пра­во и в Рос­сии.

bigenc.ru

понятие, причины и основные этапы.

Согласно общепринятому определению, Рецепция (см. Рецепция) римского права, усвоение римского права странами Западной Европы в средние века. Восприятие римского права отражало стремление нарождавшейся буржуазии к созданию единого национального правового порядка. Рассчитывая укрепить господство над крестьянами, Рецепцию. р. п. поддержали феодальные круги;королевская власть нашла в нём юридические формулы (особенно из римского государственного права императорского периода), обосновывавшие политику централизации и абсолютизма. Распространению римского права способствовала также католическая церковь;

большую роль в этом сыграли глоссаторы и особенно постглоссаторы, не только преподававшие классическое римское право, но и обработавшие его применительно к условиям феодального общества.

Процесс этот начинается систематическим изучением римского правового наследия. В конце XI в. в Болоньи возникает школа, возглавляемая Иернерием(который был судьей, преподавателем риторики и диалектики, преподавателем права). Активность его учеников и последователей (Bulgarus, Martinis, Jacobus, Hugo) привлекала в школу множество слушателей со всех уголков Европы, которые разносили по ней знания о римском праве.Содержанием деятельности болонской школы было углубленное изучение источников римского права, главным образом, Дигеста — центральной части обширного законодательства Юстиниана. При этом само преподавание было направлено на воспитание уважения к закону, позитивному праву (ius positivum). Ведь на практике в этот период суды вольно обращались с правовыми нормами, решая споры скорее на основании субъективного представления, чем на строгом следовании духу и букве закона; господствовала свобода судейского усмотрения.

Таким образом, утверждалось важное правовое начало законности, подчеркивалась значимость позитивного права, законодательства для правильного разрешения юридических конфликтов в обществе. Преподавание состояло в чтении и комментировании (толковании) древних источников. Толкования надписывались прямо в тексте источника, на полях и между строк; подобные толкования носили название глоссы. От него получили наименование и сами деятели первоначального периода рецепции римского права — глоссаторы.

Изложенное позволяет утверждать, что наиболее существенными чертами деятельности глоссаторов были: •углубленное изучение источников римского права; •утверждение значимости позитивного права;• установление важности принципа законности.Со второй половины XIII в. на смену глоссаторам приходят комментаторы

(или постглоссаторы). Деятельность комментаторов отличалась применением при изучении права дедуктивного метода, то естьвыведением из общих принципов права некоторых частных положений (правил, правовых норм).

В своей работе комментаторы пользовались не столько источниками древнего римского права, сколько комментариями своих предшественников — глоссаторов. Но, комментируя глоссы, они старались внести в правовой материал логическую упорядоченность, свести многочисленные, часто казуистические правила к некоторым общим понятиям, категориям, а затем из этих общих понятий логически (дедуктивно) вывести новые частные понятия, применимые к конкретному жизненному отношению. Таким образом, деятельность постглоссаторов оказалась первым опытом философского познания права. Следовательно, их усилиями было положено основание европейской юриспруденции как науки, как теории права. В этом — очевидная заслуга комментаторов по сравнению с их предшественниками.

К тому же, убеждение комментаторов в существовании универсальных принципов права возрождало интерес к обнаружению всеобщего критерия справедливости позитивного права, к естественному праву (ius naturale). Несмотря на указанные характеристики, в деятельности комментаторов преобладали практические тенденции: они стремились привести римские юридические конструкции в связь с правовыми взглядами и потребностями современного им общества.

Руководствуясь идеями ius naturale, постглоссаторы приспособляли римское право к потребностям и условиям реальной жизни, оказывая огромную практическую услугу своему времени. Эта работа перерабатывала общемировое право античности в общее право (lex generalis) нового европейского мира.

Таким образом, главными достижениями деятельности направления постглоссаторов можно назвать: • выработку основ европейской теории права;• постановку задачи обнаружения критерия справедливости позитивного права;• разработку основ общего (универсального) права стран средневековой Европы.К началу XVI в. эта деятельность утрачивает творческий характер, прекращается второй этап рецепции римского права. Последующее развитие европейской юриспруденции связывают с проникновением в нее гуманистического направления. Это было естественным проявлением возрождения общего интереса к классической литературе и в целом к классическому искусству. Под влиянием этого в юриспруденции возникает стремление оторваться от произвольных явлений — глосс и комментариев и обратиться к первоисточникам.

Изучение первоисточников осуществлялось в сопоставлении с той живой действительностью, которая их создавала и была отражена в античной истории, литературе, искусстве.Таким образом, деятели гуманистического направления подошли к Corpus Iupis Civilis с тех позиций, которые были чужды глоссаторам и комментаторам — с позиций истории и филологии. Стали появляться первые сообщения об истории римского права; началось очищение первоначальных текстов от многочисленных средневековых искажений. Кроме того,изменилась и методика преподаванияправа: вместо чтения и комментирования Corpus (чем по преимуществу занимались глоссаторы и комментаторы)стало вводится систематическое изложение права по определенному плану, близкому плану юстиниановых Институций.

В XVII — XVIII вв. правоведы вновь устремляют внимание на обнаружение конечного критерия права: происходит оживление идей естественного права; возникает естественно-правовая школа права. В ней идеи римского ius naturale получают новое обоснование: философия права ставится в связь с общей философией и право выводится из природы человека и общества. Такие мыслители, как Гуго Гроций, Гоббс, Джон Локк, Лейбниц, Ж.-Ж. Руссо пытались определить разумные свойства этой природы и, вместе с тем, разумные, абсолютные начала (принципы) права.

Эти разумные начала под именем естественное право получают приоритет над нормами позитивного права, которые исторически сложились в обществе и управляют им. Естественное право, как воплощение самого разума, противопоставляются неразумному и несправедливому правопорядку Европы XVIII в. с ее устарелыми, как полагали, политическими институтами, неравенством сословий, бесправием простых людей. Сложилось убеждение, что стоит только предоставить человеческому разуму свободу, он устроит общественные отношения наилучшим образом.

Рецепция римского праваэто длительный и многогранный процесс усвоения правового наследия эпохи античности европейскими народами, в котором нормы позитивного права древности приспосабливались к реалиям новой эпохи; происходили теоретическая обработка правового материала и философское обобщение разнообразных проявлений права.

Первый этап рецепции характеризуется преимущественно изучением римского права в отдельных городских центрах Италии.

Для второго этапа типично распространение рецепции на территории ряда государств и практическое применение римского права в деятельности судей- практиков.

Наконец, третий этап — это наиболее полная переработка и усвоение достижений римского права.Важнейшим каналом рецепции становится закон. Следует, однако, учитывать, что приспособление римского права к нуждам практики отчасти имело место на первом этапе (постглоссаторы), а его изучение — и на втором (филологическая школа). Упрощение в выделении этапов позволяет лучше рассмотреть движение целого, в частности, закономерности преемственности и повторяемости. Первый этап рецепции характеризуется преимущественно изучением римского права в отдельных городских центрах Италии. Для второго этапа типично распространение рецепции на территории ряда государств и практическое применение римского права в деятельности судей-практиков. Наконец, третий этап — это наиболее полная переработка и усвоение достижений римского права. Важнейшим каналом рецепции становится закон. Следует, однако, учитывать, что приспособление римского права к нуждам практики отчасти имело место на первом этапе (постглоссаторы), а его изучение — и на втором (филологическая школа). Упрощение в выделении этапов позволяет лучше рассмотреть движение целого, в частности, закономерности преемственности и повторяемости. Но следует подчеркнуть, что предметом рецепции явилось преимущественно римское частное право. Наоборот, римское публичное право, по общему правилу, умерло вместе с падением Рима.

6. Системы изложения римского права (институюционная и пандектная). Институционная: лица – вещи – обязательства. Таким образом изложены институции Гая. Позже отразилось в кодексе Наполеона

Пандектная: деление на общую и особенную части. Частное право регулировало отношения, основанные на равенстве сторон. В общей части (лица, объекты, основания возникновения обязательств) – общие положения. В особенной – описание отдельных видов правоотношений. 4 части – вещное, обязательственное, семейное, наследственное. Общая часть помогала избежать пробелы в праве.

Экзегетическая-толкование..

studfiles.net

Рецепция римского права и его значение для романо-германского права

Под правом на рецепцию понимают как заимствования, восприятия какой-либо национальной правовой системой принципов, институтов, основных черт иной национальной системы.

С римского права были заимствованы разделение права на частное и публичное, имущественное и личное право, понятие собственности и др. Также разрабатывались и вводились в ткань права новые идеи, теоретические положения.

Изучение римского права, процесс становления самой юридической науки стимулировались политическими событиями того времени, прежде всего, борьбой между светской и церковной властью, укреплением бюрократических структур власти.

Существовали и другие предпосылки рецепции римского права в странах Западной Европы. Экономические предпосылки были связаны с тем, что после потрясений и разрушительных войн в VI-VIII вв. постепенно оживлялась хозяйственной жизни, рос торговый оборот, для регулирования которого германского, французского обычного права стало недостаточно. Политические предпосылки рецепции заключались в том, что буржуазные элементы городского населения, что зарождались, были заинтересованы в сильном централизованном государстве.

Рецепцию римского права связывают, прежде всего, с деятельностью Болонского университета, в котором излагалось право многим студентам, приехавшим из разных стран. Процесс обучения включал чтение источников и комментирования их профессорами. Причем комментирования не имело лишь вспомогательный характер, а выливалось в толковании положений норм права. Такие толкования назывались глоссами, а преподаватели — глоссаторами. Кроме глосс, известных еще классическим юристам, средневековые глоссаторы создавали общие предварительные замечания, обзоры той или иной части своды гражданского права, а также сборники различных юридических правил.

Способствовала рецепции римского права и католическая церковь. Причин тому было несколько: географическая общность генезиса, совпадение классического периода римского частного права и времени формирования христианства. Идеи справедливости, доброй воли, ответственность за деликты и др., Заложенные в римском праве, также были очень близки христианству, так же как и идея формирования частного права с учетом норм права природного.

Появление школы глоссаторов была связана с утверждением положения о необходимости воссоздания первоначального текста Кодекса Юстиниана, тем самым освободив его от тех наслоений и комментариев, которые были даны в более поздний период. Воплощение данных идей ярко отразилось в знаменитом труде Аккурсия, которая, по сути, была комментарием в Кодекс Юстиниана. Основатели школы пост-глоссаторов (Луллий, Раван) предлагали ввести новые методы познания права, выводятся из общих принципов права и его отдельных положений.

А.И. Косарев предлагает такую периодизацию рецепции римского права, которая представляется наиболее приемлемой.

I этап — это раняя рецепция. Ее относят к XII-XIII вв. Она в основном проходила в форме изучения, преподавания и комментирования положений классического римского права.

II этап — средневековая рецепция (XIV-XVII вв.). Это период разложения средневековых и становления буржуазных отношений. Круглосуточно проходила в форме прямого применения судами и должностными лицами, обладавшими гражданской и уголовной юрисдикции, норм римского права. Средневековая рецепция характерна, прежде всего, для Германии.

III этап — это рецепция периода утверждения буржуазных отношений в Западной Европе (XIX — начало XX в.). Характеризуется созданием систематизированных актов (кодексов, уложений и т. д.) на основе положений римского права.

Итак, романо-германское право формировалось на основе рецепции римского права. Систематизированное и приспособленное к нуждам нового времени, оно все более отходило от права Юстиниана и становилось систематизированным правом, основанным на рациональное начало.

studies.in.ua

Рецепция римского права — это… Что такое Рецепция римского права?

Рецепция (усвоение, заимствование) римского права — использование положений римского права другими государствами более позднего периода.

Рецепция бывает двух видов:

  • Прямая (первичная) — нормы римского права выступали как непосредственный регулятор общественных отношений или как основание для законодательной деятельности.
  • Производная — нормы римского права рецитированы одной правовой системой, заимствовались в таком модифицированном виде другой правовой системой.

Формы рецепции:

  • Изучение, исследование, комментирование и усвоение принципов и норм Римского права.
  • Непосредственное восприятие и применение норм Римского права.
  • Использование норм, идей и категорий римского права,римской методики создания нормативно-правовых актов в правотворческой деятельности.

Варвары, образовавшие после падения Римской империи новые государства в Галлии и Испании, продолжали применять римское право. В этих государствах составлялись сборники римского права (Leges romanae), наиболее известный из которых, Lex Romana Visigothorum, или Breviarium Alaricianum, был составлен в вестготском государстве при Аларихе II, в 506 г. Он был единственным средством ознакомления с римским правом вплоть до возобновления в XI веке его систематического изучения. Меньшее значение имели Edictum Theodorici — сборник, составленный между 511 и 515 гг. для латиноязычного и германского населения остготского государства и Lex Romana Burgundionum, иначе Papian, составленный около 517 г. в Бургундском государстве.

Римское право активно применялось в южной Франции и средней Италии. В 529-534 годах в Византии был составлен Кодекс Юстиниана (Corpus juris civilis). Он имел огромное значение для дальнейшего развития римского права.

Научные занятия по римскому праву начались в Италии в XII веке и особенно усилились во Франции в XVI веке. Они проводились в университетах, прежде всего в Болонском. Исследователей римского права называли глоссаторами.

Интерес к римскому праву был связан с тем, что с усилением королевской власти появилось стремление правителей ослабить значение народных правовых обычаев в судах. В связи с этим королевскою властью назначались судьи, знакомые с римским правом. Развитие экономических отношений требовало регулирования со стороны более совершенного права, чем существовавшие правовые обычаи. При этом не только каждая местность, но и каждая социальная группа жила по своим правовым обычаям. Наконец, католическая церковь также покровительствовала римскому праву как более совершенному по сравнению с правовыми обычаями языческих времен. Римское право взамен неясных и спорных обычаев предлагало вполне определенное, писаное право — lex scripta, единое для всех территорий и сословных групп и способное регулировать самые сложные отношения торгового оборота.

Помимо этих общих причин, в Германии рецепции римского права способствовало то, что Священная Римская империя считалась наследником прежней Римской империи. В ней в 1495 г. был учрежден общеимперский суд (Reichskammergericht). При решении дел он прежде всего должен был применять римское право, и лишь затем он должен был принимать во внимание «доброе» немецкое право, на которые сошлются стороны. Так действие римского права было санкционировано законодательно. Затем подобные правила были введены и в других судах германских земель. В связи с этим к концу XVI — XVII в. римское право было реципировано в Германии прямо и непосредственно.

Но будучи реципировано и став непосредственным законом, римское право претерпело изменения. Обновленное римское право получило название «современное римское право» (usus modernus Pandectarum, heutiges römisches Recht).

Затем в наиболее крупных государствах Германии возникло стремление к кодифицированию гражданского права путем переработки римского и национального права в нечто единое. Так, в 1756 г. в Баварии был издан «Codex Maximilianeus Bavaricus», а в 1794 г. в Пруссии было издано Прусское земское уложение (Preussisches Landsrecht).

В XVIII — XIX веках германскими правоведами (пандектистами) была проведена всеохватывающая (пандектная) систематизации источников римского частного права, прежде всего Юстиниановых Дигест (пандектов). Благодаря работам пандектистов появились общие понятия: договор, сделка, обязательство, право собственности, вещное право, деликт, которых не было в римском праве.[1][2]

Во Франции национальное и римское право были объединены при создании Кодекса Наполеона (1804 г.), который, в свою очередь, стал образцом для подражания при кодификации гражданского права в других государствах.

Таким образом, римское право оказало такое же объединяющее влияние на юриспруденцию и законодательство европейских народов, как латинский язык — на их науку.

См. также

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

1.2. Этапы развития римского права. Рецепция римского права.

Формирование и развитие римского права как целостной и еди­ной правовой системы распадается на две самостоятельные — как по сво­им закономерностям, так и по своему значению для сложения принципов и институтов римского права — эпохи. Первая эпоха — это становле­ние и развитие римского права в рамках государственности Древнего Рима и в связи с общей античной культурой (VIII в. до н.э.— V в.н.э.). Вторая эпоха — это восприятие исторической традиции римского права други­ми народами в рамках собственной государственности в интересах ли не­посредственной юридической практики, в целях ли юридической науки и образования (с VI в. н.э. по настоящее время). Хотя именно на вторую эпоху приходится содержательный и формальный расцвет римского пра­ва, античное римское право, право Древнего Рима, принято квалифици­ровать как классическое римское право, представляющее образец дог­матической конструкции и понимания различных институтов.

Развитие римского права в эпоху Древнего Рима.

Первый период (VIII в. — III в. до н.э.) характеризуется как пери­од начального формирования римского права. Все его принципы и ин­ституты подчинены традиции медленно ломающегося в социальном смыс­ле патриархально-общинного строя, право существует только в рамках патриархальной римской общины, для членов общины и ради сохране­ния ее ценностей и вместе с тем привилегий, оно неразрывно с юриди­ческой практикой жрецов-понтификов, пронизано сакральным, и потому формально-консервативным началам. В этот период отмечается станов­ление главных видов источников римского права, переход от обычного права к государственному законодательству и основанной на нем посто­янной судебной практике. Римское право в этот период представляет явно выраженное привилегированное право — т.н. квиритское право, которое не только отделяет членов римской общины от не римлян, но и носит сословный характер даже внутри Рима. Квиритское право консервировало патриар­хальное строение семьи с безусловным господством домовладыки, в его рамках не было развитого права собственности и всего того, что законо­мерно обуславливает обращение такой собственности; отношения граж­данства заканчивались на пороге римского дома и определяли только во­енно-общественную и религиозную деятельность узкого круга глав родов и семей в традициях, восходящих еще к временам военной демократии и власти вождей — царей.

Второй период (III в. — II в. до н. э.) — переходный, предклассический. Предпосылкой правового движения стала социальная унифи­кация римской общины, стирание принципиальных граней между патрицианством и плебеями. На мес­то строго формальной юридической практики приходит концепция утверждения справедливости, что позволяет делать судебное правопримене­ние более современным, учитывающим усложнение гражданской жизни и новых коллизий. Формируется система и практика гарантирующих ис­ков, которые включают в себя конкретные требования с подразумением пока собственно материального права.

Третий период (I в. до н. э. — III в. н. э.) — классический для всей эпохи античного римского права. В условиях длительного социального кризиса Древнего Рима (I в. до н. э. — нач. I в. н. э.), распада республи­канских установлений и утверждения монархии происходит формирова­ние принципов публичного права как права, выражающего суверенитет римского народа, а затем переосмысление с их точки зрения нового мо­нархического строя. Одновременно складывается уголовное право в современном смысле с вполне самостоятельными объектами правовой ох­раны и принципами применения. В условиях расширения Римской импе­рии и конструирования под нее социальных опор формируется общий правовой статус свободного гражданина, оперирующего самым широким спектром неформально толкуемых, основанных на стремлении к право­вой справедливости и равенству в рамках гражданско-правовых отноше­ний институтов собственности, владения, видов дозволенных и охраняемых правом сделок, правовых требований и т.д.

Четвертый период (IV — V вв. н. э.) — время начинающейся трансформации римского права из правовой системы, приспособленной только к нуждам античного общества и специфической государственнос­ти, в систему, пригодную для других социальных и политических усло­вий. Развитие императорского законодательства и его преимущественное значение меняет круг источников права и их сопоставительную значи­мость; преобладающей формой права и источником норм стал закон, что в свою очередь приводило к несомненному огосударствлению права. Су­дебный процесс также становится неразделим с государственным адми­нистрированием. В этих условиях реальным историческим фактором ста­ла целостная правовая политика власти, преобразующая (ввиду соб­ственных интересов и разумения) начала и институты права.

Рецепция римского права.

Рецепция римского права, усвоение римского права странами Западной Европы в средние века. Широкая Рецепция римского права началась в 12 в. и достигла кульминации в 15—16 вв. В основе процесса возрождения римского права лежало развитие в недрах феодального общества буржуазных связей и отношений, поскольку оно отличалось «… непревзойденной по точности разработкой всех существенных правовых отношений простых товаровладельцев…» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 311) и содержало в себе готовые формы регулирования имущественного оборота, которых не имелось в феодальном праве. Восприятие римского права способствовало преодолению партикуляризма права, отражало стремление нарождавшейся буржуазии к созданию единого национального правового порядка. Рассчитывая укрепить господство над крестьянами, Рецепция римского права поддержали феодальные круги; королевская власть нашла в нём юридические формулы абсолютизма. Распространению римского права способствовала также католическая церковь; большую роль в этом сыграли глоссаторы и особенно постглоссаторы, не только преподававшие классическое римское право, но и обработавшие его применительно к условиям феодального общества. Особенно глубокие последствия имела Рецепция римского права в Германии.

studfiles.net

Рецепция римского права

Введение

Как известно, начиная с XII в. происходит и захватывает большинство государств Западной Европы один из важнейших исторических процессов всей эпохи феодализма — рецепция римского прав а.

Рецепция (от лат. receptio — принятие) разъясняется как восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного, идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития. Рецепция римского права — не единичное событие, нечто одноактовое, а сложный, многоступенчатый процесс. Первые ее шаги — изучение римского права, основное содержание — использование опыта прошлого в создании нового права.

Первый этап рецепции характеризуется преимущественно изучением римского права в отдельных городских центрах Италии. Для второго этапа типично распространение рецепции на территории ряда государств и практическое применение римского права в деятельности судей-практиков. Наконец, третий этап — это наиболее полная переработка и усвоение достижений римского права. Важнейшим каналом рецепции становится закон. Следует, однако, учитывать, что приспособление римского права к нуждам практики отчасти имело место на первом этапе (постглоссаторы), а его изучение — и на втором (филологическая школа). Упрощение в выделении этапов позволяет лучше рассмотреть движение целого, в частности, закономерности преемственности и повторяемости.

Пониманию рецепции помогает ее соотнесение с Возрождением, Ренессансом. Передовые люди видели выход из средневекового варварства в восстановлении сохранившихся остатков культуры Древней Греции и Рима. Поэтому пристальное внимание они уделяли изучению античных источников. Возрождение не следует понимать

как новое только в области искусства и архитектуры. Оно означало коренные преобразования в мировоззрении, в духовной жизни; это было поистине открытие нового мира, сопровождавшееся активным поиском во всех областях человеческой деятельности. Еще русскими дореволюционными авторами устанавливалась живая неразрывная связь между рецепцией и «возрождением Запада к новой умственной жизни». Сложность, однако, обнаруживается в их хронологическом несовпадении. Возрождение обычно относят к XIII—XIV вв., тогда как изучение римского права началось в XI—XII вв. Столь раннее начало рецепции может быть объяснено не только более тесной связью гражданского права с товарным производством, развитием товарно-денежных отношений, но и относительной самостоятельностью права, его принадлежностью духовной жизни народа. Конечно, следует учитывать и то, что в XI— XII вв. имело место лишь начало рецепции — изучение римского права, а широкое усвоение вместе с переработкой и приспособлением римского права к феодальным условиям — дело более позднего времени.

Развивающаяся промышленность и торговля требовали развитой правовой надстройки, не тормозящей, но стимулирующей прогресс производительных сил и производственных отношений, и притом надстройки, выходящей за границы отдельных феодальных государств. Хозяйственные отношения выходили за пределы мелких феодальных территорий, и их правовое регулирование должно было быть адекватно им—и территориально и по существу. Применение косных и дробных феодальных кутюмов (обычно-правовых норм) являлось бы существенным тормозом для развития производительных сил. И выход был найден в признании силы закона за римским частным правом. По своему содержанию римское частное право удовлетворяло потребностям средневековья в регламентации частной собственности и договорных отношений и было овеяно величием славного прошлого. Немалую роль сыграли при этом отмеченная выше «абстрактность» римского частного права, утрата им в первые века н. э. черт узко национального, местного права, его приспособленность к регулированию хозяйственного оборота различных народов.

Римское частное право стало, таким образом, «общим правом» ряда государств и фундаментом дальнейшего развития и феодального и буржуазного права. Оно приобрело уже через ряд столетий после падения Рима значение действующего права в ряде государств Центральной и Южной Европы.

Но следует подчеркнуть, что предметом рецепции явилось преимущественно римское частное право. Наоборот, римское публичное право, по общему правилу, умерло вместе с падением Рима. И если германская империя присвоила себе гордое название «священной римской империи», если во многих государствах были учреждаемы сенаты, если титул императора получил значительное распространение, если и Наполеон до того, как стать императором, измыслил должность первого «консула», то все это явилось лишь заимствованием некогда знаменитого титула, но отнюдь не воскрешением римских государственных учреждений.

Однако и римское частное право как право рабовладельческого государства не могло в своем неприкосновенном виде стать законом общества, в недрах которого уже начали развиваться буржуазные отношения. Римское право в период его рецепции подвергалось многочисленным приспособлениям, далеко идущим толкованиям и переработке, и этим путем создалось, преимущественно и Германии XVI -XVII вв., то «искаженное» римское право, которое получило название пандектного права или же странное и нелогичное название «современного римского права» (heutiges rumisches Recht). Наряду с этим, тексты римских источников подвергались формально-логической обработке: из них извлекались общие принципы, которые располагались во внешне стройном порядке. Эта переработка не являлась, однако, результатом сознательного стремления исказить римское частное право; она являлась

исторически необходимым процессом приспособления римского права к новым производственным отношениям. Но чем дальше, тем больше пандектное право отходило от «чистого» римского права. Значению последнего содействовало и то, что тексты римского права явились той основой, на которой развилась, в особенности в XVIII и XIX вв., общая теория буржуазного гражданского права. Многочисленные теории сделки и волеизъявления, договора и договорной ответственности, вины, понятия и зашиты владения и -т. п. базируются на текстах римского права. Но самих этих теорий в Риме, конечно,не было.

Излагая частное право античного Рима, мы считаем излишним излагать результаты разработки и применения римского права после падения Рима, т. е. касаться учений пандектного права. Нас интересует то и только то, что было в Риме, а не то, что сделали с правовым наследием Рима впоследствии. Эти последние вопросы должны освещаться в истории феодального права и в истории буржуазного права. Лишь в отдельных случаях, когда последующая разработка облегчает понимание римских источников, мы ссылаемся на соответствующие труды.

Причины и истоки рецепции

Начало рецепции римского права связано с жизнедеятельностью городов севера Италии в XI-X1I вв. Здесь рецепция делает свои первые шаги. Это

объясняется прежде всего социально-экономическими процессами, протекавшими на севере Италии, где в конце XI в., а затем в XII—XIII вв. наблюдался экономический подъем. Быстро развивались товарно-денежные отношения. Тогда в Италии не было единого государства, но на севере возникли города-государства с республиканской формой правления. Эти города в средневековой Европе приобретают выдающееся значение. Милан становится крупнейшим центром ремесленного производства; Венеция, Генуя, Пиза начинают играть роль мировых торговых центров, а Флоренция выдвигается как центр ростовщического капитала. Почти одновременно или несколько позже появляются центры ремесленного производства во Франции. Здесь также развитие частной собственности, интенсивные торговые связи требовали соответствующих правовых средств. Римское же право уже содержало в себе готовое юридическое оформление развивавшихся экономических отношений. Преподавание римского права в первых университетах, связанное с экономическим и культурным подъемом в отдельных городских центрах, на многие годы опередило потребность европейских государств в овладении правовыми средствами регулирования развивающихся буржуазных отношений.

Если бюргерство выступало за возможно более широкое, полное и точное восстановление действия римского права, то позиция феодальных сословий, светской и церковной власти в вопросе о рецепции была значительно сложнее. Во многом эта позиция сходна с их отношением к развитию производства и торговли — она была либо нейтральной, либо выражала стремление извлечь выгоду для себя. Феодалы использовали римское право, в частности, для закрепощения крестьян и захвата их земель. Рецепция ряда постановлений римского права осуществлялась подчас по прямому указанию пап, императоров, князей. Но порой они проявляли и открытую враждебность римскому праву.

Церковь была наиболее ранним проводником знания о римском праве в феодальнем мире. Возникнув еще в недрах Римской империи, христианство восприняло элементы античной культуры. Так, церковное (на Западе каноническое) право складывалось под непосредственным воздействием более высокой римской правовой культуры. Поскольку в церковных школах преподавание велось на латинском языке, то уцелели и некоторые рукописи с текстами римских законов, — та предпосылка, которая позже сделала возможным рецепцию. Духовенство сохранило часть римской образованности, а затем передало ее Средневековью. Христианство заимствовало у Рима и некоторые правовые воззрения и правовые институты. Разумеется, они были изменены и приспособлены к специфическим условиям средневекового мира, интересам церкви и особенностям христианской морали. Иногда каноническое право называют мостом, по которому римская правовая культура перешла в Средневековье.

По мере укрепления своих позиций церковь устанавливает контроль над университетами. Теперь в светском образовании церковь видит опасность своему господству. В 1220 и 1259 гг. издаются папские буллы, направленные против преподавания римского права. В Парижском университете такое преподавание на долгое время прекращается. Развитие канонического права все же шло в тесной связи с изучением римского права, идеи и ряд исходных положений которого использовались для обоснования норм канонического права. Римское право в церковной оболочке регулировало различные области внутрицерковных отношений. В своих интересах католическая церковь насаждала римский институт наследования по завещанию, поощряя завещания в свою пользу. Церковь способствовала и развитию торговых сделок. С помощью римского права она устраняла те ограничения в распоряжении недвижимостью, которые мешали переходу собственности в ее руки. Церковь считала справедливым и отстаивала то положение римского права, что недействительна сделка, если вещь продана дешевле половины ее цены.

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *