Религии народов – список и обзор самых популярных верований

Содержание

Религии народов России в современности и тысячу лет назад

Российская Федерация является многонациональным государством, и на данный момент на территории страны проживают представители более 160 народов и этнических групп. Согласно Конституции, все граждане РФ вне зависимости от этнической принадлежности, имеют равные права и свободу вероисповедания. Исторически сложилось так, что разные народы, проживающие на необъятной территории России, исповедуют разные религии и имеют разные обычаи и традиции. Причина такой разницы в культуре и верованиях разных народностей в том, что еще несколько столетий назад многие народы, которые проживают на территории современной РФ, не имели между собой никаких контактов и жили и строили свои цивилизации обособленно друг от друга.

 

Если анализировать население РФ по принадлежности к той или иной этнической группе, то можно сделать вывод, что в разных регионах страны преобладают представители определенных народов. К примеру, в Центральных и Северо-Западных регионах страны преобладает русское население, на Поволжье — русские, калмыки и татары, в регионах Западной и Центральной Сибири — алтайцы, казахи, ненцы, ханты и др., в Восточной Сибири — буряты, тувинцы, хакасы и др., а в дальневосточных регионах — якуты, чукчи, китайцы, эвены и представители множества других малочисленных народов. Религии России также многочисленны, как и народы, населяющие государство, ведь на данный момент на территории РФ официально зарегистрированы представительства более 100 религиозных организаций.

 

Количество верующих в России и их вероисповедания

 

В современной России проживают и адепты трех мировых религий — буддизма, ислама и христианства, и люди, исповедующие традиционные религии народов России, и члены религиозных организаций, которые причисляют к тоталитарным сектам. Согласно исследованиям статистических агентств, более 85% граждан РФ веруют в сверхъестественные силы и принадлежат к той или иной религиозной конфессии. В процентном соотношении принадлежность граждан нашей страны к религиям выглядит следующим образом:
  • Прихожане Российской православной христианской церкви — 41%
  • Мусульмане — 7%
  • Христиане, считающие себя православными, но не являющиеся прихожанами РПЦ — 4%
  • Адепты язычества, старообрядчества и традиционных религий народов России -1,5%
  • Буддисты — 0,5%
  • Христиане-протестанты — прибл. 0,3%
  • Христиане-католики — прибл 0,2%
  • Адепты иудаизма — прибл. 0,1%
  • Люди, верующие в существование Бога, но не относящие себя ни к одной религиозной конфессии — прибл 25%
  • Верующие, исповедующие другие религии — 5-6%
  • Атеисты — прибл. 14%.

 

Так как в России проживает огромное количество представителей разных народов, а благодаря миграционным процессам в страну на ПМЖ ежегодно переезжают тысячи выходцев из стран средней Азии и ряда других государств, определить, какие религии существуют в России, можно, просто открыв справочник по религиоведению. РФ можно назвать в своем роде уникальной страной по религиозному составу населения, так как здесь есть и адепты древнейших верований, и последователи множества новых и малоизвестных религий. Благодаря гарантированной законом свободе вероисповедания в каждом крупном городе РФ есть и православные и католические храмы, и мечети, и представительства многочисленных протестантских и религиозно-философских движений.

 

Если рассматривать религии России по географическому признаку, то можно сделать вывод, что христиане проживают на территории западных, северо-западных и центральных регионов РФ, в центральной и восточной Сибири наряду с христианами живут адепты традиционных религий народов России, а Северный Кавказ населяют преимущественно мусульмане. Тем не менее, в последние годы ситуация существенно меняется, и в таких мегаполисах, как, к примеру, Санкт-Петербург и Москва, которые во времена существования Российской Империи населяли исключительно христиане, появляется все больше мусульманских общин и протестантских религиозных организаций. 

 

Традиционные религии народов России

 

Несмотря на то, что многие россияне уверены, что Россия — исконно христианская держава, это не так. Христианство начало распространяться на территориях, которые сейчас входят в состав РФ, в первой половине второго тысячелетия нашей эры, причем в восточные регионы России и Сибирь христианские миссионеры пришли еще позже — в 1580-1700х годах. До этого народы, проживающие на территории современной РФ, верили в языческих богов, и в их религиях было много признаков древнейших верований мира — анимизма и фетишизма.

 

Славянские племена, населявшие в дохристианскую эпоху территории западной России, были, как и все славяне, язычниками, и поклонялись ряду богов, отождествляющих стихии, природные и социальные явления. По сей день в разных регионах России сохранились памятки языческой славянской культуры — вырезанные из дерева статуи древних богов, остатки капищ и др. Финно-угорские народы, населяющие Западную Сибирь, как и славяне, были язычниками, однако в их верованиях преобладали анимизм и шаманизм. А вот на дальнем востоке, который в дохристианскую эпоху был малозаселенным, проживали племена, на культуру и религию которых оказали значительное влияние восточные религии — буддизм и индуизм.     

 

sam-sebe-psycholog.ru

Какие религии исповедуют в России (традиционные и нетрадиционные)?

Оглавление:

  1. Самые распространенные религии в России
  2. Какая религиозная культура многочисленнее?
  3. Традиционные религии в России
  4. Нетрадиционные религии в России
  5. Новая религия или утопия?
  6. Процентное соотношение религий в России

Вера в сверхъестественные силы у каждого своя. Религия – это не только индивидуальная форма осознания мира, но и предпочтение канонам морали, выбор поведенческой линии в социуме. Традиции, обряды, кумиры объединяют людей, если не в религиозные общины, так в различные сообщества. Поэтому про атеистов также можно сказать, что у них своя религия.

Самые распространенные религии в России

Россия находится на 9 месте списка десятки самых больших и населенных стран мира. Национальный состав государства наполнен 190 народами, в том числе малыми коренными этносами. Безусловно, ответ на вопрос, какие религии исповедуют народы России, многогранен. Основные вероисповедания в государстве:

  • христианство – основано на учениях и жизни сына Божьего Иисуса Христа, самое обширное религиозное течение, его сторонники преимущественно проживают в западных, северо-западных и центральных районах федерации, в IV веке оно уже существовало в греческих колониях северного Причерноморья, а с IX происходит его широкое проповедование;
  • мусульманство – вера «единобожия», призывающая к покорности перед всевышним и существованию Единого закона Бога, в большей мере распространен в Поволжье и на Кавказе, он возник на территории государства в VIII веке;
  • буддизм – «духовное пробуждение», в нем отношение к человеку расценивается как к личности, а не как к члену определенного сообщества, основная масса сподвижников этого течения наблюдается в районах Урала, Сибири и Дальнего Востока, пришел в Россию в VII веке.

Какая религиозная культура многочисленнее?

Три основные веры мира имеют свои многочисленные ответвления и течения. Споры, какие религии исповедуют большинство верующих в России, не утихают. Многие утверждают, что из христианских направлений: православие, католицизм, протестантизм, православная вера самая распространенная. 60% жителей страны относят себя к христианам. Всего лишь 18%-20% из них чтут каноны, а читают Библию и Новый завет намного меньше.

Более 20 миллионов соотечественников считают себя мусульманами, увлечение этой культурой возрастает с каждым годом. Поэтому мусульманство в России по количеству приверженцев находится на втором месте.

Около 2 миллионов граждан страны – буддисты. Но ежегодно в РФ на ПМЖ приезжают эмигранты из среднеазиатских и других государств, поэтому в справочнике по религиоведению строка, какая самая распространенная религия в России, непостоянна. Ведь буддизм наиболее древняя культура мирового значения, и со временем она может получить широкий размах.

Традиционные религии в России

Нельзя утверждать, что Россия является исконно христианским государством, и только православная вера является традиционной. Ведь только со II тысячелетия христианство получает широкое распространения. В восточные районы державы и Сибирь эта вера приходит в XVI-XVII столетиях. Все же, какие религии считаются традиционными для России?

Славянские народы, заселявшие западные и центральные регионы, верили языческим богам, которым приписывали силы стихии, социальные и природные явления. До определенного времени большинство народностей поклонялись язычеству, а в их вероисповеданиях прослеживались признаки фетишизма, шаманизма и анимизма. И по сей день народы Крайнего севера, суоми и карелы являются их адептами. На малозаселенных территориях Дальнего Востока дохристианского времени существовали племена с восточной культурой и религией – индуизмом и буддизмом. До сих пор мусульманами являются многие башкиры, татары, хачи, католичеству – немцы.

Нетрадиционные религии в России

Появлению новых современных религий способствует психологическое настроение и уклад общества, в том числе:

  • тревога о завтрашнем дне;
  • личный рок;
  • профессиональная работа;
  • будущее всей державы;
  • боязнь смерти.

Зачастую это используют новоявленные проповедники в корыстных целях и создают церковные конфессии. Сегодня можно выделить следующие нетрадиционные религии в России:

  • Экуменизм – течение, объединяющее христианские догматы, основано на универсальности учений и отрицании различий в религиях, с исламскими, христианскими, иудейскими и прочими характеристиками.
  • «Синтетические культуры» – их учения можно назвать плагиатом религиозных вероисповеданий, толком не имеющих смысл, следующим миссиям, созданными проповедниками и представителями прозелитических идей со стремлением обращения в свою веру.

Видео о нетрадиционных религиях в России

Явные сторонники экуменизма – Свидетели Иеговы. Они появились в Российской империи в конце XIX века благодаря американскому деятелю Чарльзу Тейзу Расселу. В 1911 года выходит первый трактат журнала «Сторожевая башня» на русском языке, а с 1913 года религиозная организация официально признана как церковная конфессия.На сегодняшнее время на территории государства насчитывается более 400 местных религиозных сообществ.

Новая религия или утопия?

Сейчас Россия является плацдармом для религиозного браконьерства. Большое число иностранных проповедников (из США, Японии, Западной Европы, мусульманских государств), непризнанных на своей родине или просто обанкротившихся, массово используют российских граждан в целях накопления капитала или для совершения политических расправ. Религии и секты в современной России зачастую бывают представителями экуменизма и «синтетических культур», среди них:

  • «Белое братство», «Дети Бога», «Церковь тела Христа», «Международная церковь унификации» и много других – проповедуют христианские вероучения, замешанные на элементах восточных канонов.
  • «Миссия Божественного света», «Общество сознания Кришны», «Махарай Джи», «Тихоокеанский дзен-буддийский центр», трансцендентальная медитация – имеют восточное происхождение и представляют собой западное изложение буддийских и индуистских верований. Они не имеют рационалистической направленности, но используют психофизическое давление на людей.
  • «Центр сайентологии Рона Хаббарда» – представитель «космической религии», в центре трактуют связь Земли с наивысшим космическим разумом, вещают о НЛО, там способны наукообразно говорить о неисследованных характеристиках человеческой психики в тандеме с окружающей средой.
  • Пастафарианство.
  • Религиозно-мистические секты, например, К. Кастанеды, фундаментом их деятельности является колдовство и магия, спиритизм и астрология, целительство и прочее.
  • Сатанинские направления – Церковь Сатаны, культы дьявола. Здесь таинственные ритуалы, сопряженные с жестокостью, проповедуют зло и насилие.
  • Секты террористической направленности, отличающиеся строгой иерархической структурой, жесткой дисциплиной, как пример, «Аум Синрике».
  • Секты гендерных течений – гомосексуальная «Юнивер» ифеминистическое движение «RuFemen».

Последние перечисленные современные религиозные течения носят ярко выраженный общественно-политический окрас.

Видео об одной из самых распространенных религий в России

Процентное соотношение религий в России

Российское законодательство запрещает требовать от граждан разглашения их религиозных приоритетов. Поэтому процентное соотношение религий в России выводится по социологическим опросам населения и носит противоречивый характер. Но примерно можно распределить так:

  • Православное вероисповедание поддерживает более 42,4% граждан.
  • Мусульмане – 6,5 %, в том числе шииты, сунниты.
  • Христиане, не относящиеся к конкретной конфессии – 4,1%.
  • Приверженцы тенгрианства (шаманисткие, турко-монгольские, родноверческие религии, в том числе кавказское и уральское неоязычество) – 1,1 %.
  • Тибетские буддисты – 0,4 %.
  • Старообрядцы и протестанты по 0,2%.
  • Нерелигиозное, но духовное население – 25,1%.
  • Атеисты – 12,9%.

Оставшиеся доли примерно в равных пропорциях разделяют иудеи, католики, индусы и кришнаиты, бахаи.

На планете по данным ученых существует около 30 тысяч религий и культов. Создать их точный список не удавалось никому. Также четко и полно определить, какие религии исповедуют в России, практически невозможно. Ведь процесс возникновения и ухода любых верований непрерывный и будет длиться, пока существует человечество. Зачатки древних культур сохранились в сегодняшних церковных конфессиях, язычники же существуют во всех странах. Самой юной религии на земле – бахаи, появившейся в Иране, всего лишь 150 лет. Новая религия успешными темпами покоряет мир. Ее сторонники живут и в России, но на сегодняшний день лидерство остается за христианами и мусульманами.

Какую религию исповедуете Вы и Ваши близкие? Расскажите об этом в комментариях.

www.rutvet.ru

Религии народов мира, Национальные религии, Мировые религии, Религиозная структура населения — Социальная теория и кадровая политика

Религия (от лат religio — благочестие, набожности, святыни, предмет культа) — мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основывающиеся на вере в в реальное существование сверхъестественного [68]. Уже на стадии родового общества появляются формы религиозных верований, многие из которых до сих пор сохранились в. Некоторых народов (магия, тотемизм анимизма, шаманство, фетишизм, культы — предков, природы, племенных вождей, земледельческие и скотоводческиее).

Национальные религии

Отдельные религии древнего мира стали поли-и монотеистического. Из таких религий следует отметить. Возникший в евреев во II тыс. до н э и сохранившийся до настоящего времени иудаизм. Основой другой древн ней религии — зороастризма, которая возникла в начале I тыс. до н э в иранцев и сохранилась в трансформированном виде в этноконфессиональных групп парсов, гебров и езидов, стал дуализма, т е представлен ие о противоборстве доброго и злого начал. В древности на юге и востоке. Азии возникли. Отдельные политеистические религии (например, брахманизм в индийцев, трансформировавшийся затем в. Индуизм). В. Китае в VI-V вв до н э появляются два философско-этических учения, постепенно трансформировавшиеся в религии — конфуцианство и даосизм. В отличие от названных религий, развивавшихся из философских ученый, ещ есть одна восточноазиатская религия — синтоизм — возникла в. Японии на основе господствующей в первобытности культов предков и природы. Хотя. Названные религиозные системы и распространились достаточно широком ко,. Они не превратились в религии мирового значения. Такими стали три. Возникшие в разное время религии: буддизм, христианство и ислам [68нство и ислам [68].

Мировые религии

Буддизм возник в. Северной части. Южной. Азии в VI-V вв до н э. Затем распался на два основных направления. Одно из них — хинаяна — требует от верующих обязательного прохождения монашества. Другое — махаяна а — допускает, что спастись могут и миряне (при этом обожествляется основатель буддизма -. Сиддхартха. Гаутама). Особое течение махаяны — ламаизмом — большое значение придает магический действиям [68м [68].

В начале I тыс. н э появилась еще одна мировая религия — христианство. В середине XI в оно раскололось на два направления — православие и католицизм. В результате. Реформации в XVI в от католицизма отделы ился протестантизм, распавшийся, в свою очередь, на несколько самостоятельных течений, важнейшие из которых — англиканства, лютеранство и кальвинизм. Помимо трех основных направлений христианства — пра вославия, католицизма и протестантизма -. Существуют два менее влиятельных направления, сложившихся уже в V в н э: монофизитства (к нему, в частности, относятся армяне-григориане) и несторианство. По о рядности несторианство, и особенно монофизитства, очень близко к православия [68ославию [68].

Наиболее молодая мировая религия — ислам — возникла в VII в среды арабов. Вскоре после этого ислам распался на два основных направления: суннизм и шиизм (есть еще и третье — хариджеизм). Основное различ чие между суннизмом и шиизмом состоит в том, что сунниты кроме. Корана признают еще в полном объеме»священное предание»- сунну, шииты же принимают это предание только частично,. Признавая. Лишь разделы, основанный на авторитете родственников пророка [68 пророка [68].

Религиозная структура населения

Согласно оценке религиозной структуры населения мира на начало 80-х годов. ХХ в, христиан насчитывается более 1400 млн чел, мусульман — более 720 млн, индуистов — 580 млн, буддистов — 275 млн,. Конфуция анцев и даосистов — 200 млн, иудаистов — 17 млн ??чел. Из христиан наиболее многочисленны католики — 56% общего количества христиан протестантов насчитывается 29%, православных (вместе с монофизитамы и несторианами) — 9% [68- 9 % [68].

Большинство христиан сосредоточено в. Америке и. Европе меньшие по численности группы христиан живут в. Африке,. Азии,. Австралии и. Океании. В. Европе,. Америке и. Австралии с. Океания христианство исповедует большинство верующего населения. В. Азии доля христиан небольшая. Католицизм наиболее распространен в. Америке, хотя его влияние велико и в. Европе. Католицизм исповедует большая часть населения. Франции,. Бе льгиы,. Италии,. Испании,. Португалии и. Южной. Европы католиками являются также большинство верующих. Польши,. Чехии,. Словакии и. Венгрии, около половины жителей. ФРГ,. Нидерландов и. Швейцарии, около трети нас еление бывший. Югославии. Основной район распространения православия -. Восточная и. Юго-Восточная. Европа. Православия придерживаются большая часть верующих. России, Украины,. Белоруссии,. Румынии,. Болгарии две пятых населения бывший. Югославии и большинство жителей. Греции. Оплотом протестантизма являются. Северная и. Центральная. Европа. Он доминирует в скандинавских странах и. Финляндии (в форме лютеранства) а также в. Великобритании (англиканства). Протестантизм исповедуют около половины жителей. ФРГ (преимущественно лютеране и кальвинисты),. Нидерландов и. Швейцарии. В. Америке больше всего протестантов в. США (64% населения) [68еления) [68].

Большинство последователей другой мировой религии — ислама — живет в. Азии. Ислам. Занимает положение господствующей религии во многих странах. Юго-Западной. Азии. Мусульмане преобладают в. Индонезии, они ес во в. Индии и. Китае, а также в государствах. Средней. Азии (узбеки, казахи, киргизы, таджики, туркмены и др). Много мусульман в. Африке и среды народов. Кавказа. В большинстве стран ислам существует в форме суннизма; шиизм широко распространен. Лишь в. Иране [68 [68].

Распространение третьей мировой религии — буддизма — ограничено в основном восточной частью. Азии (Шри-Ланка,. Бирма,. Таиланд,. Лаос,. Камбоджа,. Монголия). Буддизм является одной из двух главных религий. Яп пони (наряду с синтоизмом) много буддистов в. Китае,. Корее,. Вьетнаме; есть они в. Индии,. Непале,. Сингапуре и. Некоторых других странах. В большинстве стран буддизм представлен хинаянистским направлением [688].

Индуизм -. Крупнейшая по численности последователей»немировая»религия — распространен главным образом в. Южной. Азии (прежде всего в. Индии). Конфуцианство и даосизм исповедуют на востоке. Азии (в основной ом в. Китае). Синтоизм — чисто японская религия последователей иудаизма (почти. Исключительно евреи) расселены по всем континентам: большинство из них живут в. Америке (в основном в. США), немало их также в. Европе и. Азии (главным образом в. Израиле). Зороастризм распространен преимущественно в. Индии (парсы), а также в. Иране (гебры) и. Пакистане. Кроме перечисленных религий существует еще множество местных и племенных верований, не выходящих за пределы одного небольшого этноса [68ого этноса [68].

uchebnikirus.com

Тема 4. Религии народов мира

План семинарского занятия

  1. Место и роль религии в системе культуры.

  2. Сущность, происхождение и ранние формы религии.

  3. Национальные религии (иудаизм, конфуцианство, даосизм, инду-

изм и др.).

  1. Мировые религии (буддизм, христианство, ислам).

Методические указания

Одним из важнейших критериев типологии культур является религиозно-мировоззренческий. Без понимания религиозных основ той или иной культуры ее дальнейшее изучение будет поверхностным. Вместе с тем изучение религий народов мира имеет важное общеобразовательное значение. Все это должны учитывать студенты, готовясь к семинарскому занятию. В первую очередь следует выявить место и роль религии в системе культуры. Для этого необходимо обратиться к проблеме культурогенеза. Важно понять, что в сознании первобытного человека духовные и материальные начала не были разделены, вся его жизнь носила культовый, магический, мифологический характер. Попытайтесь обнаружить религиозные истоки разных видов искусства, систем миропонимания, этнических норм поведения. Проанализируйте причины возрастания роли религии в культурах античного и средневекового обществ. Объясните, какое место занимает религия в культурах современного Запада и Востока.

Для усвоения следующего вопроса семинара необходимо разобраться в соотношении понятий «религия», «религиозность», «вера», а также проанализировать существующие версии происхождения религии. Найдите общее и особенное в фетишизме, тотемизме, анимизме, политеизме. Рассматривая национальные религии, особое внимание следует уделить иудаизму и индуизму. Это поможет лучше понять сущность мировых религий, представленных христианством, исламом, буддизмом.

Изучая историю и основы христианства, нельзя упускать из виду его внутреннюю неоднородность. Попытайтесь найти различия в вероучении, обрядах, мировоззрении, организации православной, католической и протестантской церквей. Подумайте над вопросом: возможно ли их объединение в будущем? Учитывая многочисленность мусульман, проживающих в России, важное значение при подготовке к семинару следует уделить исламу. В данном случае необходимо обратить внимание на его практическое проявление, выраженное в ортодоксальном, умеренном и фундаментальном (радикальном) направлениях. Определите, к какому из указанных направлений относятся большинство российских мусульман. Найдите общие черты религиозного мироощущения представителей православия и ислама России. Некоторое распространение на территории нашей страны имеет буддизм. Вместе с тем он представляет собой уникальную мировую религию. Изучая учение Будды, обратите главное внимание на его философскую, нравственно-этническую сторону. Попытайтесь объяснить, в чем заключается различие трех мировых религий и как это сказывается на соответствующих культурах.

Темы рефератов и докладов

  1. Культура и религия на стыке духовности.

  2. Первобытный миф как исток духовной культуры.

  3. Кришнаизм в системе индуистских религиозных представлений.

  4. Роль Ветхого завета в становлении иудейской культуры.

  5. Православие и католичество: сравнительный анализ двух ветвей хри-

стианства.

  1. Библия – книга книг.

  2. Эволюция нравственных ценностей в христианстве.

  3. Папы и папство в католицизме.

  4. Монашество как образ жизни.

  5. Протестантские секты в современной России.

  6. Система духовных ценностей в исламе.

  7. Коран как явление мировой культуры.

  8. Ваххабизм сегодня.

  9. Буддизм – философия вечной жизни.

  10. Будда, Христос, Мухаммед – отцы мировых религий.

  11. Атеизм как особая форма верования.

Литература

[3; 13; 16; 19; 26, с. 253 – 268; 34; 35; 41; 47 ].

studfiles.net

Религии народов мира: буддизм

Реферат

по географии

На тему:

«Религии народов мира: буддизм»

Ученика 10 «Б» класса

лицея № 34

г. Костромы

Кудашева Михаила

Научный руководитель:

Белова

Наталья Яковлевна

Г. Кострома

1999

План

1. Введение.

2. Основные черты географии религии.

3. Возникновение буддизма.

4. Учение Будды.

5. Буддистский пантеон.

6. Распространение и некоторые черты современного буддизма.

7. Источники и литература.

1.Введение.

Слово «религия» встречается очень часто в обыденной речи, в научных текстах, в публицистике, художественной литературе. Это – совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в бога.

Человеческая мысль с давних пор стремится понять феномен религии, его природу, значение, и сущность.

В разные периоды истории человечество стремилось выразить свое отношение к религии и религиозным верованиям. Сегодня важно признать, что религия в истории народов мира занимает важное место и это не просто вера или неверие в богов. Религия пронизывает жизнь народов всех континентов. С религиозными обрядами рождается и умирает человек. Этика, мораль, нравственность в большинстве стран носила религиозный характер. С религией связаны многие достижения культуры: иконопись, архитектура, скульптура, живопись и т.д.

Религия — это и политика. Крестоносцы с именем бога совершали свои завоевательные походы. Борьба между различными религиозными группировками приводила не раз к кровопролитным войнам в странах Востока.

Для того чтобы религия приносила благо человечеству, для понимания многих процессов и явлений в современном мире ее надо изучать.

Каждая религия по-своему самобытна и интересна. Но существуют три мировые религии. Это христианство, буддизм и ислам.

В данном реферате поставлена цель — показать причины возникновения и особенность буддизма, выяснить основные черты учения Будды, познакомиться с буддистским пантеоном, праздниками, обрядами буддистов и современным буддизмом в различных регионах.

2.Основные черты географии религии.

Роль религии в обществе и в быту в наши дни у разных народов оставаться очень большой. Это относится и к экономически развитым странам Запада, где церковь, особенно католическая, выступает в качестве крупного банкира, землевладельца, влияет на политику, воспитание, школьное образование, многие другие сферы жизни. Это относится и к бывшим социалистическим странам, в которых после развала социалистической системы начался «религиозный бум». Не менее, если не более, велико влияние религии в развивающихся странах, где общий культурный и образовательный уровень обычно ниже. Вот почему знакомство с религиозным составом населения необходимо для понимания многих процессов и явлений современности.

Британская энциклопедия за 1998 год приводит следующие данные о религиозном составе населения различных стран:

Из данных таблицы следует, что в зарубежной Европе распространено почти исключительно христианство во всех трёх его формах. Католицизм наиболее широко представлен в южной, отчасти западной и восточной её частях, протестантизм – в северной, центральной и западной частях, православие – на востоке и юго-востоке. В странах СНГ­­­­­­­­ ­наибольшее распространение получили христианство (православие и католицизм) и ислам.

В зарубежной Азии распространены все мировые и крупные национальные религии. Это мусульманство (ислам) преимущественно суннитского и лишь в Иране (отчасти в Ираке и Йемене) – шиитского толка. Одной из самых крупных мусульманских стран (по числу верующих – около 150 млн.) является Индонезия. В зарубежной Азии распространены: буддизм, индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм, а так же христианство, которое получило распространение только в Филиппинах, в Ливане (наряду с исламом) и на Кипре.

В Северной Африке, в некоторых странах, лежащих к югу от Сахары, в Сомали и части Эфиопии господствует ислам суннитского толка. В ЮАР, среди белого населения, преобладает протестантизм, в Эфиопии – христианство. Во всех остальных странах представлены и христианство (католицизм и протестантизм), и традиционные местные верования.

В Северной Америке господствует христианство в двух его формах. Например, в США из 140 млн. верующих 72 млн. протестантов и 52 млн. католиков. В Канаде католиков больше, чем протестантов. В Латинской Америке преобладает католицизм, поэтому на Америку приходится более половины всех католиков мира.

В Австралии среди верующих преобладают протестанты, которых примерно в два раза больше, чем католиков.

В последнее время в международных отношениях, политике, экономике, идеологии, культуре всё большую роль начинают играть страны мусульманского мира.

3.Возникновение буддизма.

Буддизм возник и начал свое существование две с половиной тысячи лет назад, около YI века до нашей эры, и связан с именем легендарного Будды. Очевидно, он был лицом историческим, хотя факты его биографии, изложенные в канонических сочинениях, как бы растворились в колоссальном количестве легендарных сообщений, главные события его жизни можно выделить довольно часто.

Как свидетельствуют буддийские летописи, мать Будды – Майя Деви происходила из касты кшатриев и была замужем за королем Суддоданой. Однажды ей приснился сон, как — будто белый слон, бродя по золотой горе, приблизился к ней и, как ей показалось, вошел в нее. На следующий день созвали брахманов, чтобы попытаться разгадать его значение. Они объявили, что Майя зачала и родит либо правителя всего мира, либо Будду. Значение слова » Будда » с санскрита и пали может быть переведено, как »тот, кто был разбужен», а в религиозном контексте »тот, на кого снизошло озарение».

Когда подошло время рожать, Майя направилась к своим родителям в Дэвахаду. Неподалеку располагалось живописное местечко Лумбини. Гуляя поблизости в тенистой роще, Майя почувствовала родовые схватки. Она уцепилась за ветку дерева и, стоя, родила мальчика, который тут же поднялся на ножки и, сделав семь шагов, воскликнул: » Я буду первым среди всех! »

Младенца нарекли Сиддхартхой. Полное имя Сиддхартха Гуатама. Гуатама – родовое имя, а происходил он из племени шакьев, обитавшего в Северной Индии на южной границе современного Непала. Отсюда одно из его прозвищ — Шакья-Муни – отшельник из шакьев. Во время церемонии имянаречения король Суддходана попросил брахманов определить, будет ли его сын монархом всего мира, или же он станет Буддой. Семеро из них не смогли ответить на этот вопрос, и лишь некто Конданна утвердил, что мальчик станет Буддой.

Потом потекли детские и юношеские годы Сиддхартхи, о которых в летописных источниках встречаются самые противоречивые сведения. В отрочестве, отмечается в хрониках, Сиддхартхе не было равных ни в силе, ни в меткости стрельбы из лука, ни в овладении изящными искусствами. В 16 или 17 лет по настоянию отца он женился на своей двоюродной сестре Ясадхаре. По некоторым источникам у него была не одна жена, а несколько.

Родовитый, богатый, сильный он не испытывал каких-либо материальных затруднений, лишений, потрясений. В буддийских текстах говориться о четырех его знаменательных встречах, которые повлекли за собой решение покинуть дом и превратиться в странствующего монаха.

Так, однажды он встретил дряхлого старика и осознал, что старость неизбежна. В другой раз ему попался на глаза жалкий, слабый. Больной человек. Кучер колесницы Чандана объяснил тогда принцу, что и болезнь удел всех людей. Третий эпизод, который произвел впечатление на Сиддхартху — это встреча похоронной процессии. И будущий Будда понял, что рано или поздно, но люди умирают. Наконец, он однажды увидел монаха с посохом, который бросил мирскую жизнь, странствовал и просил подаяние.

В возрасте 29 лет Сиддхартха покидает дом, семью, жен, наголо обривает голову и отправляется в странствие на лошади в сопровождении всего лишь нескольких слуг. Он отказался от всяких соблазнов начал длительный пост, исхудал, но не достиг озарения.

После длительных странствий Сиддхартха добрался до дерева бодх. Расположившись под ним со скрещенными ногами, он погрузился в медитацию. Некто Мара, воплощение зла пытался помешать озарению. Он атаковал его, применив силу, но тщетно. Тогда он подослал трех своих дочерей – Желание, Удовольствие и Похоть, но они не смогли совратить будущего Будду.

mirznanii.com

Религии народов мира

Задания для контрольной работы:

  1. Расскажите о внутреннем устройстве православного и католического храмов.

Храмовое здание православного храма имеет свой, устоявшийся в течение веков, архитектурный облик со своей глубокой символикой. Главное, усвояемое православному храму символическое значение, – это Царство Божие в единстве трех его областей: Божественной, небесной и земной. Этим определяется наиболее распространенное трехчастное деление храма: алтарь, собственно храм ипритвор («или трапеза). Эти три части православного храма знаменуют собой разные области бытия: алтарь – область бытия Божия, собственно храм –область ангельского мира и притвор – область земного бытия. Все три части храма в своей совокупности являют собой образ всего мироздания во главе с Богом, его Творцом и Создателем.

По устройству католический храм подобен православному, за исключением одной важной детали — в нем отсутствует иконостас. На его месте располагается невысокая преграда возле алтаря. В храме отчетливо выделена центральная часть — алтарная, или пресвитерий – это то самое место, где проходят богослужения и где хранятся Святые Дары — пресуществленные в тело и Кровь Христа хлеб и вино. Это место отмечено неугасаемой лампадой, горящей перед дарохранительницей. Рядом с центральным алтарем зачастую располагаются боковые приделы в честь святых. Кроме того, в помещении католического храма есть отдельное место для хора и ризницы (место, предназначенное для хранения литургических предметов, в том числе одеяния).

  1. В чем состоят догматические и обрядовые различия православия и католицизма?

Начну с того, что окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году.

    • Православие не принимает католическую формулировку Никео-Константинопольского символа веры с филиокве, где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и «от Сына».

    • Православие исповедует два различных образа бытия Святой Троицы: бытие Трех Лиц в Сущности и Их проявление в энергии. Римо-католики, как и Варлаам Калабрийский (противник св. Григория Паламы), считают энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать.

    • Западная Церковь считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения.

    • Святой Дух в римо-католицизме трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми, в то время как в Православии любовь есть общая энергия всех Трех Лиц Святой Троицы, иначе Святой Дух терял бы ипостасный облик при Его отождествлении с любовью.

    • Православие отвергает догмат о непорочном зачатии Девы Марии, а в католицизме значение догмата имеет гипотеза о непосредственном творении душ Богом, что служит опорой для догмата о непорочном зачатии.

    • Православие отвергает также католический догмат телесном вознесении Богородицы.

studfiles.net

Религии народов Южной и Тропической Африки — Язычество

Большинство народов Южной и Тропической Африки относятся к языковой группе банту. Во многих их языках слово «человек» звучит как «манту», а во множественном числе — «банту». Отсюда и пошло название этой языковой группы. Современные племена, говорящие на банту, образовались в результате многовековых миграций и приспособились к различным условиям жизни, от тропических лесов до пустынь. Различия в условиях жизни и характере общественного строя во многом определяли, какие формы религии преобладали у тех или других народов. Однако в религиозных воззрениях африканцев исследователи отмечают много похожего.

Прежде всего, отличительной особенностью религиозных верований народов Африки является культ предков. Он развит и у земледельческих народов, и у племен скотоводов. Духи предков, как правило, покровительствуют семье и роду, но их нужно постоянно задабривать жертвами, в противном же случае они наказывают своих потомков. Предки строго следят за соблюдением обычаев и нравственности. Находятся духи предков, как правило, в лесах, неподалеку от места захоронения. Усопшие могут являться своим родственникам во сне либо в виде животных; обычай, чтобы каждый проходящий в определенных местах бросил камень, вследствие чего образуются многочисленные каменные кучи, также, по всей видимости, основывается на культе мертвых. У многих народов духи предков различаются по возрасту, причем наибольшее уважение оказывается духам недавно умерших, поскольку о них еще хорошо помнят. Напротив, умершим давно не оказывается практически никакого почтения.

У многих народов Африки сохраняются отдельные пережитки тотемизма. Кое-где существуют запреты на употребление в пищу мяса определенных животных, по-видимому бывших тотемов. В других местах, например у бечуанов, сохраняются специальные тотемические пляски. Культ животных, распространенный у многих африканских племен, тоже связан с тотемизмом, хотя и не с ним одним. Культ хищных зверей и особенно змей был связан с суеверным страхом перед ними.

Почти у всех африканских племен одним из наиболее значительных событий является обряд инициации. У народа балуба церемония посвящения в мужчины носит название «муканда» и проводится в мае. На начальном этапе мальчиков отделяют от женщин, особенно от матерей. Важнейшим элементом отделения является обряд обрезания. Затем мальчики проводят несколько месяцев в специальном лагере, далеко за пределами деревни. Там они проходят тренировки и обучаются традиционным верованиям и обычаям. В это же время они в течение известного срока подчиняются строгим правилам, чтобы укротить свою половую необузданность. В конце концов они возвращаются в деревню уже мужчинами, готовыми к полноценному участию в общественной жизни племени. Посвящение девочек обычно проводится индивидуально во время или перед началом первого менструального цикла. Посвящение означает вступление в полноправные члены общины. Обычно за ним следует брак, ибо самая важная обязанность в жизни — иметь детей. Человек, не имеющий детей, не может быть предком, а значит подводит всю общину. Любой бездетный брак считается неудачным и обычно расторгается.

Долгое время среди европейцев господствовало мнение о том, что все народы Африки культивируют фетишизм. В XVIII —XIX вв. фетишизмом называли вообще все африканские религии. Однако, проанализировав известные факты, можно сделать вывод о том, что фетишам поклоняются жители, в основном Западной Африки. Фетиши здесь называются гри-гри и ю-ю.

С наступлением половой зрелости, одновременно с обрезанием, происходит выбор фетиша, сопровождаемый празднеством. Знаки, которые у многих племен вытатуированы на коже, указывают на принадлежность к определенному фетишу. Фетиши имеют свои храмы или шалаши; одни из них используются только во время путешествия, другие их обладатели постоянно носят при себе. В качестве фетиша может использоваться любой предмет, по какой-то причине привлекший внимание человека: кусок дерева, камень причудливой формы или что-нибудь еще. Зачастую предмет в качестве фетиша выбирается наугад и испытывается. Если он принесет удачу владельцу, хозяин оставит его у себя, в противном случае фетиш выбрасывается и заменяется другим. Обращение с фетишем зависит от его эффективности. Интересно, что у африканцев существовал обычай истязания фетиша с целью побудить его к действию. При этом в фетиш вбивали гвозди, полагая, что причиненная ими боль заставит его выполнить просьбу.

С развитием племенных культов у народов Африки выделяются в отдельную социальную группу жрецы. Существовали официальные жрецы племени, ответственные за организацию культа. Они имели большое влияние и пользовались доходами от земель и другого имущества храмов и святилищ. Важнейшими обязанностями жрецов племени было «обеспечение» дождя, принесение жертв и различные официальные магические обряды.

Еще одной важной функцией жречества — особенно ЭТО касается Западной Африки — была судебная. Судопроизводство здесь сопровождалось различными ордалиями — особыми магическими приемами установления виновности, невиновности или правоты. Подозреваемый или участники тяжбы подвергались ордалии, состоящей в том, что им давали выпить ядовитое питье (испытание красной водой), которое не приносило вреда невинным, тогда как виновный падал от него. Поскольку питье для испытания составляли жрецы, именно от них зависел исход разбирательства.

Другая группа жрецов — колдуны, знахари, прорицатели — занимались в основном лечением больных, предсказаниями будущего и различными гаданиями. У народа шона одним из самых распространенных видов гадания является «хаката». На четыре кусочка дерева или кости, обозначающие старика, старуху, юношу и девушку, нанося гея специальные метки «верх» и «низ». Гадатель подбрасывает их и истолковывает положение каждого упавшего кусочка. Считается, что духи передают сообщения через эти предметы.

Колдуны, врачи и гадатели иногда объединяются в особую корпорацию, в которую вступают через посвящение, а часто бывает и так, что они должны посредством пения и пляски привести себя в исступленное состояние, чтобы достичь способности заклинать духов. От них ожидают исцеления от полезней, от УКУСОВ змей. Гадания использовали для достижения победы, противодействия проискам враждебного колдуна; широко применялась также и любовная магия.

Очень распространенными у жителей Африки являются тайные союзы, которых известны многие, в том числе такие, которые существуют уже несколько столетий, как, например, эмпакассейро. Цели их еще мало известны, но нет никакого основания приписывать им высшие взгляды или монотеистическое учение. Тайные союзы, как мужские, так и женские, существуют у многих народов. Они выполняют очень разнообразные функции: лечебные, судебные или полицейские. Члены обществ, изображая духов, надевают страшные маски и устраивают танцы, которые служат и формой досуга, и способом сплочения, и рычагом воздействия на противников.

Тайные союзы широко распространены на территории Камеруна, Конго, Габона и других стран. Нередко они выполняют функции органов власти, играют весомую роль в политике. Не все из них имеют отношение к религии, но практически все используют в своей практике религиозно-магические ритуалы.

Одной из характерных форм религии у африканских племен является культ вождя. Его проявления очень разнообразны: выполнение вождем жреческих или колдовских функций; различного рода табу, как, например, запрет на пищу вождя; запрещение сношений вождей с рядовыми членами племени; культ умерших вождей.

Существует много примеров суеверного страха перед вождем. У одного из племен Анголы одно лишь прикосновение к священной особе вождя угрожало немедленной смертью. Из уважения и суеверного страха имя вождя табу и решалось и никто не смел его произносить. Табу налагалось также и на имена умерших правителей.

Одной из важнейших сверхъестественных способностей, приписывавшихся вождям, была способность вызывать дождь, необходимый для земледельцев. У многих народов вождями были так называемые «делатели дождя». У народа вань-оро в Уганде в качестве вознаграждения за исполнение обряда вызывания дождя правитель получал целые стада скота. Подобная ситуация наблюдалась и у ряда других племен. Только вожди, выполнявшие одновременно политические и религиозные функции, могли поддерживать отношения с духами и другими высшими существами. Для правителя иногда важнее было поддерживать контакт с духовным миром, чем управлять живыми. Вождь не мог быть увечным, больным или слабым в любом смысле этого слова, поскольку он должен был управлять природными и атмосферными явлениями и представлять всю общину. Поэтому у многих народов существовал обычай лишать власти, а иногда и жизни физически ослабевшего правителя. Иногда умерщвление производилось по достижении вождем определенного возраста, а у некоторых народов правителя убивали, если его болезнь затягивалась на несколько дней.

Умершие вожди и правители по всей Африке становились одним из главных предметов племенного или общенародного культа. Этот культ был тесно связан с почитанием предков и культом живых вождей. У многих народов культ умерших вождей приобретал очень жестокие формы. Например, в Бенине при погребении короля хоронили и его слуг, а также высших сановников. Кроме того, на поминках в жертву приносили еще несколько сот человек. Принесенные в жертву считались своего рода вестниками, обязанностью которых было доложить правителю в загробном мире, что в его земном царстве все благополучно.

Помимо многочисленных духов и вождей большинство африканских племен верит в верховное существо, высшую силу, ответственную за сотворение мира. Представления об этих высших существах довольно разнообразны.

Почти у всех народов существует фигура небесного бога, называемая по-разному, что вполне естественно. Так, у племен Восточной Африки бога именуют Мулунгу, в Кении — Нгаи (Эн-гаи), у народов банту — Нзамбе, или Ньямби. Нам известны также многие имена, которые даются разными племенами их богам: у готтентотов — Утиксо, Тсуйгоаб; у сототсвана — Модимо; у зулусов — Ункулункулу. Но боги ли это природы, домашние боги, умершие великие чародеи, культурные герои или предки —-этого мы не знаем.

Различаются не только имена, но и характерные черты образа бога. У одних народов бог является просто олицетворением неба, другие почитают бога как создателя мира и человека. Но почти во всех случаях небесное божество не является предметом культа, о нем вообще редко вспоминают, а тем более обращаются с молитвами.

У большинства племен господствует мнение о том, что бог слишком отличается от людей и достаточно велик и могуч, чтобы нуждаться в их жертвах. В любом случае, вряд ли необходимо привлекать к себе его внимание. Только в экстренных случаях, таких как засуха или эпидемия, угрожающая жизни всей общины, некоторые группы отваживаются обратиться к нему. Регулярное поклонение богу или богам встречается довольно редко, например, у хойсанов или нилотов. Объектом религиозного почитания небесный бог дождя (и одновременно воитель) Энгаи является и у народа масаи в Восточной Африке.

Похожие записи

pagandom.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *