Республики с федеративным административно государственным устройством – Государства с федеративной формой административно-территориального устройства

15. Формы административно-территориального устройства государства.

Основные формы государственного устройства в современном мире:

-унитарное (простое) государство,

-федерация,

-конфедерация.

Унитарное государство – это государство, состоящее из административно – территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Имеет единую конституцию, правовую систему, единую систему высшей власти и управления, единое гражданство. РБ – унитарное государство. (Франция, Швеция, Дания, Турция, Эстония и др.)

Федерация – это сложное союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью, т.е. субъектов федерации. В РФ 89 субъектов — областей, краев, автономных республик. (США, Канада, Мексика)

Конфедерация – это союз юридически и политически самостоятельных государств, минимум два, для осуществления конкретных совместных целей. Неустойчивая форма государственности, либо эволюционирует в федерацию, либо распадается. (США).

Территориальная организация государства характеризует соотношение целого и частей, центральных и региональных органов власти. Различают две основные формы территориального устройства государства: унитарную и федеративную. Унитарное государство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе судебные, органы составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм. Унитарные государства сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением, хотя некоторые из них, например, Испания, имеют в своем составе национальные образования, пользующиеся автономией, компетенция которой определяются центральной властью.

Унитарные государства бывают централизованными (Великобритания, Швеция, Дания и др.) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания).

Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. В децентрализованных унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами, структурами и самостоятельно решают переданные им в ведение вопросы, как правило, в области образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и т.п.

Главное отличие федерации от унитарного государства состоит в том, что источником власти, субъектами государственного суверенитета, выступают в ней как крупные территориальные образования (штаты, земли, кантоны), так и весь народ, состоящий из равноправных граждан (в унитарном же государстве существует лишь один субъект суверенитета — народ).

Федерация — это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство. По своему замыслу федеральный принцип государственного устройства призван обеспечить:

— свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей, обладающих значительными этническими, историко-культурными, религиозными, лингвистическими и другими особенностями;

— создать оптимальные возможности для выражения региональных и других интересов меньшинств;

— для постепенной подготовки оппозиции к выполнению общесоюзных правительственных функций;

— приблизить власть и управление к гражданам.

Федерация строится на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть вопросов является исключительной компетенцией союзных органов, другая — субъектов федерации, третья — совместной компетенцией союза и ею членов. Уважение союзным руководством и всеми субъектами федерации прав и полномочий друг друга контролирует независимый суд, а также обычно двухпалатный парламент. Участники федерации — соучастники общегосударственного суверенитета и фактически не обладают индивидуальным суверенитетом и правом одностороннего выхода из союзного государства, что обеспечивает жизнеспособность этого типа государственного устройства.

Этого нельзя сказать о конфедерации — постоянном союзе самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы. Эта форма государственного объединения непрочна, и обычно, либо постепенно преобразуется в федерацию, либо распадается. На территории бывшего СССР была сделана попытка создать Содружество Независимых Государств (СНГ) — союз суверенных государств, координирующих свою деятельность в различных сферах. Такая форма государственных образований не может быть устойчивой и эффективной, поскольку не обеспечивает единство деятельности содружества, не создает властных гарантий выполнения ими своих обязательств. Опыт развития Европейского Союза свидетельствует, что долговременное объединение и сближение государств возможно на пути экономической интеграции и постепенной реализации федеративных принципов. Формы территориального устройства и формы правления влияют на строение законодательной и исполнительной властей государства.

studfiles.net

Государственный строй стран мира (Схема, таблица)

Государственный строй стран мира (формы, устройства)

Виды

Примеры стран

1. Территориально-государственное устройство

Федеративная форма — это форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающие самостоятельностью.

Россия, США, Канада, Бразилия, Австралия, Аргентина, Индия, Германия

Унитарная форма — это форма территориальной организации, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. Там есть единые для страны высшие органы государственной власти, единая конституция, единая правовая система.

Украина, Польша, Белоруссия, Франция, Монголия, Чили, Дания (большинство государств)

2. Форма правления

Республика – форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами.

Президентские — широкие полномочия президента, президент сам возглавляет правительствоПарламентские — главой государства фактически является глава парламента

США, Аргентина, Иран, Бразилия

Парламентские — главой государства фактически является глава парламента

Германия, Италия, Индия, Израиль

Монархия

– форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу – монарху.

Конституционные — власть монарха ограничена конституцией или парламентом

Бельгия, Норвегия, Тайланд

Абсолютные  — власть монарха относительно не ограничена

Саудовская Аравия

3. Государственный режим

Основные формы режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм, диктатура, геноцид, апартеид

infotables.ru

Страны и столицы Азии с федеративным административно-территориальным устройством.

В Азии находятся 7 государств с федеративной формой государственного устройства: 1. Индия (состоит из 28 штатов, 6 союзных территорий и 1 Национального столичного округа Дели) . 2. Ирак (состоит из 18 мухафаз (провинций)) . 3. Малайзия (состоит из 13 штатов и 3 федеральных территорий) . 4. Непал (состоит из 14 зон, сгруппированных в 5 районов) . 5. ОАЭ (Объединённые Арабские Эмираты) (состоит из 7 эмиратов, которые являются абсолютными монархиями) . 6. Пакистан (состоит из 4 провинций, 1 федеральной столичной территории, 1 федеральной территории племён и 2 территории Кашмира) . 7. Российская Федерация (состоит из 21 республики, 9 краёв, 46 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области и 4 автономных округов) . Столица Индии — Дели (Нью-Дели) . Столица Ирака — Багдад. Столица Малайзии — Куала-Лумпур. Столица Непала — Катманду. Столица ОАЭ — Абу-Даби. Столица Пакистана — Исламабад. Столица Российской Федерации — Москва.

Индия — Дели, Пакистан — Исламабад, Малайзия — Куала-Лумпур, Индонезия — Джакарта, ОЭА — Абу-Даби, остальные вроде не фелеративные

Насколько я знаю в Малайзии конституционная монархия….

touch.otvet.mail.ru

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА СТРАН МИРА

Количество просмотров публикации ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА СТРАН МИРА — 1080

Форма правления является главным признаком государственного устройства страны. Основные формы правления стран мира: республика и монархия.

Республика – форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. Республиканская форма правления возникла ещё в древности (Афинская демократическая республика, Спартанская аристократическая республика), но наибольшее распространение получила в периоды Новой и Новейшей истории.

Различают президентскую республику, где президент возглавляет правительство и наделён очень большими полномочиями (США, Россия, ряд стран Латинской Америки). И парламентскую республику, где роль президента меньше, а правительство возглавляет премьер- министр (ФРГ, Италия, Индия).

Особая форма государственного правления – социалистическая республика, которая возникла в ряде стран в результате социалистических революций. Её разновидности: Советская республика и народно-демократическая республика (Китай, КНДР, Куба).

Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого строя. При феодализме стала основной формой правления. Различают три вида монархий.

Подавляющее большинство существующих ныне монархий – конституционные, где законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная правительству, тогда как монарх ʼʼцарствуетʼʼ, но не правит (Великобритания, Норвегия, Швеция). При этом политическое влияние монарха заметно.

Абсолютная монархия это форма правления, при которой правительство или другие органы власти ответственны лишь перед монархом как главой государства (Саудовская Аравия, Арабские Эмираты, Оман, Бруней).

Ещё одна из монархических форм правления – теократическая монархия, где глава государства является и религиозным главой (Ватикан).

Особой формой правления образуют государства входящие в состав Содружества, возглавляемого Великобританией. Содружество это добровольное объединœение суверенных государств, каждое из которых осуществляет собственную политику. Сотрудничая с другими членами с целью ʼʼ содействия благополучию народовʼʼ. В состав Содружества входят бывшие британские доминионы – Канада, Австралия, Новая Зеландия и т. д.

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА (АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ)

Таблица 7. Основные формы государственного устройства

Унитарное Федерация Конфедерация Прочие
— единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые не обладают признаками государственного суверенитета. Административно-территориальные единицы в составе федерации имеют определœенную политическую и экономическую самостоятельность. Члены конфедерации, сохраняя свою формальную независимость, имеют собственные органы государственной власти, но и создают объединœенные органы для координации военных и внешнеполитических действий конфедерации. Содружество — более аморфное, чем конфедерация, объединœение государств. Члены Содружества полностью суверенные государства. Сообщество государств — создается на базе межгосударственного договора, усиливает межгосударственные связи стран.
Большинство государств мира: Китай, Чехия, Швеция, Египет и др. cм. табл. «Страны с федеративным административно- территориальным устройством» Швейцария СНГ

Таблица 8. Страны мира с федеративным административно-территориальным устройством

Российская Федерация Африка: Австралия и Океания:
Зарубежная Европа: Федеративная Исламская Республика Коморские острова Австралийский Союз
Молдова Федеративная Республика Нигерия Федеративные Штаты Микронезии
Австрийская Республика ЮАР Америка:
Королевство Бельгия Зарубежная Азия: Федеративная Республика Бразилия
ФРГ Грузия Республика Венесуэла
Швейцарская Конфедерация Республика Индия Канада
Союзная Республика Югославия Малайзия Мексиканские Соединœенные Штаты
Испания Союз Мьянма США
  ОАЭ  
  Союзная Республика Пакистан  
     

Федеративные государства, которых в мире насчитывается около 20, создавались, главным образом, на базе этнических или национальных различий (РФ, Швейцария, Индия, Пакистан, Мьянма, Нигерия) или с учетом исторических особенностей становления государственности (США, Канада, Мексика, Бразилия, Венесуэла, ФРГ, Австралия, Федерация Микронезии).

Бельгия до недавнего времени относилась к числу унитарных государств. При этом обострение национальных противоречий между населяющими ее валлонами и фламандцами привело к тому, что в 1993 году парламент специальным законом ввел в этой стране федеративное административно-территориальное устройство.

referatwork.ru

Федеративное административно-территориальное устройство характерно для: 1) Индии, Полыни и Канады; 2) Бразилии, Австрии

В некоторых странах СНГ привыкли к тому, как устроено административное деление у них, и кажется, что такая система используется во всех государствах. Но это заблуждение, я интересовался порядками других народов и узнал о формах правления у них.

Унитарные государства

Они относятся к простым и выделяются тем, что у их административно-территориальных частиц нет никаких признаков суверенитета. Вся власть рассматривается как единое целое, и составные части страны не самостоятельны. Характерна иерархическая структура, все органы которой подчиняются одному выбранному центру. Самым главным документом в таких странах является Конституция, которая определяет одноуровневую законодательную систему. Еще одна важная особенность — наличие только одного гражданства. Существует классификация унитарных государств на:

  • сложные;
  • простые;
  • децентрализованные;
  • централизованные.

Хочу выделить первый вид, так как в нем присутствует два понятия: территориальная и экстерриториальная автономия. Первая является частью страны, где проживает определенный народ, который может сам решать некоторые вопросы на гос. уровне. Экстерриториальная же дает возможность рассмотрения проблем в стране только этническим меньшинствам (такая система действует в Словении).

Федеративная форма правления

К этому понятию подходят государства, части которых имеют свой ограниченный суверенитет. Все полномочия и вопросы, рассматриваемые в стране, разделены между центром (федерацией) и её субъектами. Под этот же принцип попадает система законодательства и гос. власти. Также одно из главных отличий от унитарной формы правления в том, что есть возможность предусмотреть собственное гражданство на определенной территории наряду с общефедеральным. Такие государства бывают следующие: национальные, территориальные и те, которые являются объединением первого и второго вида (смешанные).

К перечисленным особенностям подходит только Бразилия, Пакистан и Австрия. То есть, правильный ответ номер два, эти страны имеют федеративное административно-территориальное деление.

travelask.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *