Роль медсестры – Роль медицинской сестры в системе здравоохранения

Содержание

Роль медицинской сестры в системе здравоохранения


Здоровье населения является самым ценным достижением общества, поэтому сохранение и укрепление его — важная задача, в выполнении которой должны принимать участие все без исключения.

Не последняя роль в выполнении этой задачи отведена нашему многочисленному, трудолюбивому и как мне кажется основному звену здравоохранения — медицинским сестрам. Долгие годы снижалась престижность работы медицинской сестры, ее социальный статус, в настоящее время в России проводится активная целенаправленная работа по возрождению сестринской профессии, ее значимости.

Причины отставания сестринского дела в России по сравнению с развитыми странами, по-моему, многообразны: традиционно сложившееся в нашей стране представление о медицинской сестре, как помощнице врача, выполняющей только вспомогательные медицинские функции; пренебрежение зарубежным опытом, недооценка научных принципов и подходов к управлению и организации работы сестринских кадров, их профессиональной подготовке. Однако изменения условий функционирования государственных структур, острота экономической ситуации в стране, происходящий переход к рыночным отношениям выдвигают новые подходы организации и методического обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов отрасли, их практическое использование.

Зачастую именно медицинские сестры, оказываются рядом с больным в первые минуты ухудшения его состояния в условиях стационара, на дому при активных вызовах, оказывают первую доврачебную помощь, психологическую поддержку больных и их родственников. К кому во время ночного дежурства в стационаре в первую очередь бежит пациент, кто по несколько раз за смену общается с пациентом, знает о всех его передвижениях и изменениях состояния за день? Конечно же это медицинская сестра! Нет «средних» медицинских работников, есть медицинские сестры со средним медицинским образованием.

Конечно же изменения в экономической и политической деятельности нашего государства существенно отразились на здравоохранении. Появляются новые формы взаимодействия между населением и его обслуживающим медицинским персоналом. Жесткие финансовые рамки обеспечения работников бюджетной сферы породили рыночные отношения и в медицине. Появилось платное обслуживание. Оказанная медицинская помощь выступает как товар, а спросом пользуется только товар высокого качества. Необходимость в высоком профессионализме медицинских работников, особенно медицинских сестер, повлекла за собой изменение первичной подготовки. В настоящее время сложилась многоуровневая система: базовая (медицинские училища), повышенная (колледжи) и высший уровень (факультеты высшего сестринского образования медицинских вузов).

Специальность:  медсестра

В настоящее время специальность медицинской сестры „сестринское дело» приобретает все больший вес. Она существенно меняет роль медицинской сестры в системе здравоохранения и во взаимоотношениях с пациентами. В этой специальности главной формой деятельности является сестринский процесс. Понятие сестринского процесса значительно расширяет возможности участия медицинской сестры в оказании помощи и последующем лечении больного. Она выступает не простым исполнителем воли врача, как было раньше, а собирает анамнез, ставит предварительный диагноз и в дальнейшем постоянно следит за поведением больного, сообщает врачу обо всех изменениях, участвует в обходе больных врачом.

Значение сестер в системе здравоохранения

Медицинская сестра может самостоятельно вести наблюдение, лечение (вести сестринские истории болезни) определенных групп больных (например, в хосписах), а врача вызывать только для консультации. Кроме того, создаются и действуют общественные организации медицинских сестер, рассматривающие проблемы сестринского дела в системе здравоохранения, повышения престижа профессии, привлекающие членов Организации к научным исследованиям в области сестринского дела, проводящие конференции, семинары по актуальным проблемам в сестринском деле, защищающие юридические права медицинских сестер и т.д. И это понятно, ведь медицинские сестры, обладая новейшими знаниями могут более качественно и эффективно выполнять свою работу, что не только отразится на благополучии пациентов, но и на удовлетворенности медицинских сестер своей работой.

И хотя в большинстве учреждений здравоохранения сложившиеся традиционные подходы к роли медицинской сестры в лечебно-диагностическом процессе пока отводят ей роль исполнителя предписаний врача, мне хотелось бы верить в то, что в процессе реформирования системы здравоохранения утвердится роль медицинской сестры в сторону увеличения ее профессиональной компетентности, будет повышаться профессиональный и социальный статус, а также престиж профессии, что будет способствовать закреплению специалистов в сестринском деле и в итоге — улучшению оказания медицинской помощи.

dentko.pro

Роль медицинской сестры в оздоровлении образа жизни пациента и его семьи

В програмных документах ВОЗ сестринский персонал рассматривается как реальная сила, способная удовлетво­рить растущие потребности в доступной медицинской по­мощи. Появляются новые виды помощи, связанные не толь­ко с болезнями или патологическими состояниями, но и с проблемами сохранения и поддержания индивидуального и общественного здоровья. Многие проблемы здоровья свя­заны с образом жизни и привычками семьи; люди нужда­ются в советах по вопросам профилактики заболеваний, здорового образа жизни.

В продолжение проводимой ВОЗ глобальной политики в области здравоохранения мировым сообществом приня­та новая програма «Здоровье для всех в XXI столетии», которая направлена на укрепление и охрану здоровья лю­дей на протяжении всей их жизни, а не только в опреде­ленные её периоды. При этом здоровье определяется как право всех людей и необходимое условие для благополу­чия, высокого качества жизни и устойчивого экономиче­ского развития.

Роль медицинской сестры определяется целями сестрин­ского дела, которые в различной степени должны разде-

102

лять и другие работники системы здравоохранения. К та­ким целям относятся следующие:

  • помощь пациенту, его семье в определении и дости­ жении физического, умственного и социального здо­ ровья в связи с их социальным и экологическим окружением;

  • укрепление и сохранение хорошего здоровья, а так­ же профилактика его отклонений;

  • вовлечение пациента в заботу о своем здоровье;

  • удовлетворение потребностей в физической, эмоцио­ нальной или социальной заботе в случае нездоровья, немощности или смерти.

Особое место отводится укреплению семьи. Семья рас­сматривается как важнейшая ячейка общества, в рамках которой медицинские работники смогут решать не только соматические проблемы пациентов, но и учитывать психо­логические и социальные факторы, определяющие состоя­ние их здоровья и качество жизни.

Здоровое начало жизни, скорее всего, можно обеспе­чить в условиях здоровой семьи; оно создает фундамент для хорошего здоровья на протяжении всей жизни. На основании вышеизложенного делается вывод, что ори­ентация на семью — это эффективный подход к измене­нию нездорового образа жизни.

Роль медицинской сестры в профилактических меро­приятиях определяет наличие вредных стрессовых факто­ров или иных пагубных для здоровья воздействий и при­нимает активные меры для того, чтобы предотвратить их влияние на здоровье семьи. Она помогает семье усилить резистентность к болезням, предоставляя необходимую поддержку и проводя соответствующую санитарно-просве-тительную работу, а также помогая членам семьи мобили­зовать свои собственные ресурсы. Благодаря знаниям о семье и доверительным отношениям с членами семьи ме­дицинская сестра сможет выявлять проблемы пациента со здоровьем на самом раннем этапе их формирования и бу­дет содействовать принятию неотложных мер для того, чтобы свести к минимуму воздействие этих проблем на пациента или на семью.

103

Все действия медицинской сестры должны быть основаны на высоких принципах нравственности и справедливости.

Контрольные вопросы для самоподготовки

  1. В чем смысл понятия «потребности человека»?

  2. Перечислите ступени иерархии потребностей человека по А. Маслоу.

  3. Перечислите фундаментальные потребности по А Маслоу.

  4. Каковы основные жизненно важные потребности человека?

  5. Перечислите социальные потребности по Маслоу.

  6. В чем заключается роль медицинской сестры по удовлетворе­ нию нарушенных потребностей пациента?

  7. Что называется первичной профилактикой заболеваний?

  8. Что такое вторичная и третичная профилактика?

  9. Перечислите факторы риска заболеваний человека.

2.6. Модели сестринского дела

Основные термины и понятия

Модель

это остов, образец, по которому что-то должно быть сделано

Проблема

(от греч. problema — задача) — задача, решение которой ориентировано на достижение результата.

Я-концепция

это желание человека понять самого себя: как собс­твенное поведение, так и телесный образ.

Проблема па­циента

проблемы, которые существуют у пациента и пре­пятствуют ему в достижении оптимального здоро­вья в сложившейся ситуации, включая состояние болезни и процесс умирания.

Модель имеет определенную структуру, терминологию, общие правила, признаки и понятия, которые составля­ют ее элементы. Они являются научно обоснованными и логически связанными между собой.

Модель содержит ценности, лежащие в основе сестрин­ского дела, взгляды на здоровье, роли, функции, задачи

104

сестринского дела, способы определения потребностей человека в сестринском уходе, определяет границы сферы сестринской деятельности и создается сестрами для конк­ретных рабочих ситуаций.

Модели сестринского дела называются концептуальны­ми, так как их общие, основополагающие (фундаменталь­ные) понятия теории сестринского дела, такие как лич­ность (пациент), здоровье, окружающая среда, сестрин­ское дело, имеют чаще всего различное содержание и яв­ляются идеей автора той или иной модели. В каждой мо­дели авторы по-разному видят способы взаимодействия основных понятий: роль медсестры, источники проблем пациента, направленность сестринских вмешательств, цель ухода, способы сестринских вмешательств, способы оцен­ки качества и «результатов ухода.

Модель является практическим руководством в работе медсестры. Авторы моделей (Флоренс Найтингейл, Вирд­жиния Хендерсон, Дороти Джонсон, Доротея Орем, Кали-ста Рой, Марта Роджерс, Мойра Аллен и другие) описыва­ют, разъясняют, помогают систематизировать, применять на практике теоретические знания в сестринском деле. Со­держание фундаментальных понятий, которые составляют теоретическую базу сестринского дела, в различных стра­нах зависит от условий жизни людей и не является какой-то постоянной или зафиксированной теорией, оно изменя­ется и определяет отношение к сестринской деятельности в каждой из стран на определенном этапе времени.

Сходство моделей сестринского дела состоит в том, что в основе деятельности медицинской сестры лежит сестрин­ский процесс (ход событий). Он четко отражает принципы оказания сестринской помощи. Например, модель М. Ал­лен отражает принципы первичной медико-социальной помощи (ПМСП), Д. Орэм — принципы самоухода, мо­дель Хендерсон — помощи в достижении, восстановлении независимости пациента в повседневной жизни, насколько это возможно. Сестринский процесс как метод организа­ции сестринского дела определяет последовательные дей­ствия медсестры для оказания медицинской помощи и ухода на основе научно обоснованных действий и является

105

неотъемлемым понятием современных моделей сестрин­ского дела.

Модели позволяют медицинским сестрам реализовать свою роль на практике в области здравоохранения, могут применяться в различных лечебных заведениях, семейной медицинской практике, в центрах здоровья и т.п.

Значение моделей сестринского дела для развития сест­ринской специальности очень велико, оно помогает по-другому взглянуть на функции медицинской сестры. Если раньше она только ухаживала за тяжело больными паци­ентами, то сейчас сестринский персонал совместно с дру­гими специалистами видит главную задачу сестринского дела в поддержании здоровья, предупреждении заболева­ний, обеспечении максимальной независимости человека в соответствии с его индивидуальными возможностями. Действуя подобным образом, новая концепция заме­нит давно установившуюся иерархическую и бюрократи­ческую систему организации сестринского дела професси­ональной моделью. Высококвалифицированная практи­кующая сестра должна иметь достаточно компетенций (знаний, умений и навыков, а также уверенности, чтобы планировать, осуществлять и оценивать результаты ухо­да, отвечающего потребностям конкретного пациента). При этом делается особый акцент на уникальность вкла­да сестринского ухода в выздоровление и восстановление здоровья пациента.

На развитие действующих сестринских моделей оказа­ли влияние исследования и открытия в области физиоло­гии, социологии, психологии.

Сходство и различие моделей сестринского дела

В каждой модели по-разному отражено понимание сущ­ности пациента как объекта сестринской деятельности, целей ухода, набора сестринских вмешательств и оценки результатов сестринского ухода.

Модели сестринского ухода называются концептуаль­ными, поскольку они выстраиваются на основе различ-

106

ных понятий и концепций. Согласно определению Бар-нум, назначение теории сестринского дела заключается в стремлении описать или объяснить феномен (процесс, яв­ление, событие), именуемый сестринским делом.

Велико значение теории сестринского дела для науч­ной, образовательной и практической деятельности. В ос­нове теории сестринского дела лежат единые, основопола­гающие понятия, которые определяют сущность сестрин­ской практики. К ним относятся:

  • пациент как один из объектов деятельности сестрин­ ского персонала;

  • источник проблем пациента;

  • направленность сестринских вмешательств;

  • цели ухода;

  • способы сестринских вмешательств;

  • роль медицинской сестры;

  • оценка качества и результатов ухода.

Каждое из этих понятий представлено и описано в ра­ботах теоретиков сестринского дела, и хотя эти понятия присутствуют во всех теориях сестринского дела, их тол­кование и способы взаимодействия между собой существенно различаются.

Разработано несколько моделей сестринского дела в мире. Содержание каждой модели зависит как от уровня экономического развития той или иной страны, ее поли­тики, общепризнанных ценностей, системы здравоохране­ния, религии, так и от философии и убеждений конкрет-/ ного человека или группы людей, разрабатывающих ту или иную модель.

В настоящее время не существует единой модели сест­ринского дела, но и единого мнения о необходимости ис­пользования одной или нескольких моделей также нет. Во многих странах одновременно используют несколько моделей, так как единой модели на сегодняшний день не существует. Необходимо помнить, что на создание модели влияют общество, его устройство, потребности, социальная и культурная среда. Важно, чтобы медсестра умело приме­няла модели или элементы одной из моделей для конкрет­ной практической ситуации, понимала различия понятий

707

(потребность, этапы сестринского процесса, роль медсе­стры и др.)> используя имеющуюся теоретическую базу о сестринском деле и моделях сестринского дела.

studfiles.net

Психотерапевтическая роль медсестры

Психотерапевтическая роль медсестры очень велика, где бы она ни работала. Не случайно вначале, когда институт мед­сестер только создавался, они назывались сестрами милосер­дия, так как заботились не только о теле, но и о душе больных.

Искусство сестринского дела заключается в гармонич­ном сочетании творческого подхода и научной обоснован­ности процедур, пособий, словесных воздействий и бесед в процессе ухода за больным; в умении порой защитить па­циента от обуревающих его негативных мыслей и чувств, как известно, существенно затягивающих выздоровление, Такая защита важна для людей любого возраста, но особенно для детей и престарелых.

Чтобы осуществить ее, медсестра должна быть готова к сопереживанию, должна проявлять доброту, отзывчивость, участие. Но в ряде случаев просто хороших человеческих ка­честв недостаточно. Чтобы применять их профессионально, а значит, с высокой степенью надежности, надо усвоить опре­деленные элементы медицинской психологии и психотерапии.

Психотерапевтическая деятельность медсестры терри­ториальной поликлиники прежде всего должна быть напра­влена на такой сложный патопсихологический комплекс, ка­ким является внутренняя картина болезни, т.е. понимание па­циентом характера своего заболевания. Отношение больного к своей болезни может носить гипернозогнозический или анозогнозический характер; кроме того, возможно мно­жество переходных состояний.

Гипернозогнозия — это субъективная переоценка тяжести болезни, ее возможных осложнений, вероятности неблагопри­ятного исхода. Она, как правило, возникает при резко развива­ющихся, острых соматических болезнях (приступы стенокар­дии, острые желудочно-кишечные боли и т.д.). У личностей с тревожно-мнительными, демонстративными (истерическими), реже — с авторитарно-напряженными (эпилептоидными) чер­тами характера. Людям с тревожно-мнительными чертами ха­рактера свойственны постоянная готовность к тревоге по лю­бым поводам, постоянные опасения за свое здоровье и здоро­вье своих близких. Естественно, что соматическое заболевание для них — почти катастрофа: а вдруг болезнь не пройдет, перейдет в хроническую форму? может, врач ошибся или скрывает от меня истинное положение дел, и все гораздо серьезнее? о вдруг это закончится летальным исходом? и т.д. Эти пациенты иногда, «на всякий случай» или специально могут преувеличивать свои жалобы, чтобы с ними «повнимательнее разобрались». Они также склонны тревожно прислушиваться к себе, к своим самым незначительным ощущениям. Такие боль­ные нуждаются в успокоении, от них нельзя «отмахиваться» — это только усилит их страхи и осложнит течение заболевания.

У них, как правило, лабильная вегетососудистая систе­ма, которая легко отвечает на нервные перегрузки колеба­ниями артериального давления, частоты сердечных сокращений, появлением экстрасистол. Измерять артериальное давление у них надо не сразу по приходе в кабинет, а после хотя бы короткой успокаивающей беседы и по возможности не фиксируя их внимание на этой процедуре. Иначе давление может повыситься, что будет отражать только тревожное состояние пациента, а не являться симптомом соматической болезни.

Подобные личности склонны к позерству, театральное рисовке, стремлению «не быть, а казаться»; они тpeбy^ к себе особого отношения, склонны к нарочитым преувеличениям, эгоцентризму ярким, бурным во внешних проявлениях, но непостоянным и неглубоким эмоциям. Гипернозогнозия у них обычно формируется по механизмам «вторично выгоды», «бегства в болезнь» — больной с помощью болезни решает свои внутренние или межличностные проблемы (например, откладывается решение тяжелого семейного конфликта, он как бы говорит окружающим: «Не трогайте меня, я больной!»). Какие бы чувства ни вызывали подобные проявления у медицинского работника, вести себя он все-таки должен корректно. Нельзя поддаваться истерическим npоявлениям и окружать такого больного особой заботой (это приводит обычно лишь к усилению демонстративности),в то же время ни в коем случае не стоит игнорировать жалобы, так как мотивы такого поведения бессознательны и «вторичной выгоды» пациент не осознает; кроме того, наличие истерических черт характера и истерических преувеличений само по себе совершенно не исключает существования действительно серьезной соматической патологии.

У личностей с обстоятельным, тугоподвижным, вязким, авторитарным мышлением гипернозогнозия может формироваться и по механизмам так называемых «сверхценных oобразований». Для этих людей характерны повышенная требовательность к окружающим, нежелание считаться с их мнением, эгоизм, обидчивость, подозрительность. Разубедить их нелегко, здесь надо пользоваться жесткими «наукообразными» аргументами; конечно, это дело врача, но и медсестра должна ему всемерно в этом помогать.

Если больной плохо поддается разубеждению, не меняет своего поведения, несмотря на отсутствие объективных признаков болезни (данные клинического и параклинических исследований), может потребоваться консультация психотерапевта. При направлении больного на такую консультацию и врач, и сестра должны быть крайне тактичны. У пациента ни в коем случае не должно создаться впечатления, что его принимают за притворщика-симулянта, не оценивают тяжести его состояния или считают «сумасшедшим Нужно объяснить ему, что от различных нервных расстройств часто страдают не меньше, а даже больше, чем от физических болей, и что обращение к психотерапевту говорит не о сумасшествии, а о наличии серьезных эмоциональных невротических проблем, с которыми можно справиться в результате грамотного лечения, которое должен проводить квалифицированный специалист.

Анозогнозия — наоборот, активное отрицание болезни, недооценка очевидного, приписывание имеющихся симпто­мов случайным обстоятельствам или другим, не серьезным, заболеваниям. Анозогнозия наблюдается при постепенном, медленном развитии болезни, без ярких, пугающих проявле­ний (например, при хроническом туберкулезе легких).

Анозогнозическая внутренняя картина болезни форми­руется у личностей стеничных (сверхуверенных в себе), гипертимных (склонных к приподнятому, эйфорическому на­строению), а также у легкомысленных людей. При работе с такими пациентами необходимо настаивать на обязатель­ном, регулярном посещении лечебных процедур, подчерки­вая их важность, объяснять возможность различных ослож­нений при недобросовестном отношении к лечению, делая акцент на том, что неблагоприятное течение заболевания или появление осложнений существенно снизит способ­ность пациентов к социальному функционированию. Больных этой категории иногда не грех даже немного напугать, сгустив краски, однако очень осторожно, дабы не вызвать обратной, гипернозогнозической реакции.

Пациенты старческого возраста нуждаются в особом внимании. Такие возрастные психические изменения, как снижение памяти, внимания, снижение подвижности психи­ки в целом, ухудшение процессов приспособления психики к новым требованиям, эмоциональная лабильность, заост­рение характерологических черт, психологические пробле­мы (например, связанные с перенесенными утратами, огра­ничениями, чувством одиночества, покинутости, с «конфлик­том поколений») делают их особенно уязвимыми для нега­тивных психологических влияний.

Пациент, нуждающийся в сестринском уходе и получаю­щий его, — это прежде всего человек, личность, характери­зующаяся определенными особенностями. Психологически комфортный климат обладает мощнейшим лечебным воз­действием — об этом надо помнить и медсестрам, и млад­шему медицинскому персоналу, и медрегистраторам, пото­му что, как и театр, поликлиника начинается с вешалки.

Список использованной литературы:

  1. В.Ф.Матвеев “Основы медицинской психологии, этики, деонтологии”, Москва, “Медицина”, 1984г.

  2. И.Я.Завилянский, Л.И.Завилянская “Деонтология в психиатрии”, Киев, “Здоровье”, 1979г.

  3. Н.А.Магазник “Искусство общения с больными”, М, “Медицина”, 1991г.

  4. Реабилитация нервно-психических больных”, Томск, 1981г.

  5. И.В.Силуянова “Биоэтика в России: ценности и законы”, М, 1997г.

  6. Медицинская этика и деонтология”, М, “Медицина”, 1983г.

  7. Корвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб., 1998.

  8. Бойко Ю.П. и др.. Элементы психотерапии в общесоматической поликлинике.//Медицинская сестра. – 2000. — №2.

  9. Куприянова Г.Г. Этика медсестры психиатрического учреждения. // Медицинская сестра. – 2000. — №3.

studfiles.net

чем особенна эта профессия? :: SYL.ru

Медицинская сестра – это специальность, значимость которой трудно переоценить. По существу, ни один врач не сможет справиться со своими обязанностями, если у него не будет такого помощника. Учитывая это, можно смело заявить о том, что медицинская сестра незаменима в любой поликлинике или больнице.

Однако как много нам известно о тех обязанностях, что выполняет этот сотрудник? С какими именно трудностями им порой приходиться сталкиваться? А также какие перспективы ждут девушку, избравшую для себя путь медицинской сестры?

Общая информация о профессии

Медицинская сестра – это прежде всего правая рука врача. Ее главной задачей является выполнение указаний доктора, за которым она закреплена. Это может быть сбор анализов, установка капельницы, выдача постельного белья больному и так далее. То есть, по большому счету, роль медицинской сестры вспомогательная.

Но, несмотря на это, она является важным членом персонала любого лечебного заведения. Ведь медсестра берет на себя львиную долю работы, тем самым разгружая врачей. А те, в свою очередь, смогут посвятить больше времени более важным задачам: диагностике заболеваний, назначению курса лечения, терапии и так далее.

Как стать медицинской сестрой?

Обязанности медицинской сестры требуют наличия соответствующего образования. Получить его можно в медицинском колледже или училище. Обучение занимает от 3 до 4 лет, в зависимости от выбранного учреждения.

За это время студенты научатся всем навыкам, что необходимы для работы по этой специальности. В частности, они изучат латынь (что незаменимо при написании рецептов), способы оказания первой медицинской помощи, основы терапии, правила пользования лечебными препаратами и так далее.

Установленная законом классификация медсестер

Обсуждая эту профессию, нельзя обойти стороной тот факт, что существует классификация медицинских сестер. И, несмотря на то, что образование требуется одно и то же, спектр обязанностей у всех разный.

Итак, какие же бывают виды медсестер?

  • Главная медицинская сестра – это единственная должность, требующая наличия высшего образования. Ее главная задача – контроль. Именно этот сотрудник вносит корректировки в работу среднего и младшего медицинского персонала.
  • Старшая медицинская сестра – должность, закрепленная за каждым главой отделения. Главная функция – соблюдение порядка на вверенной ей территории посредством управления собственными подчиненными.
  • Постовая медсестра – это специалист, который следит за тем, чтобы больные строго выполняли все указания доктора: принимали лекарства, соблюдали постельный режим или диету.
  • Процедурная медсестра. Именно она ответственна за уколы и капельницы, назначенные доктором. Помимо этого, она собирает анализы и относит их в лабораторию.
  • Операционная медсестра – это правая рука хирурга. Она подготавливает операционную перед операцией, проверяет, все ли на месте, и приносит весь необходимый инструмент. В дальнейшем она выполняет все указания, что дает ей хирург: подать скальпель, зажим или, скажем, тампон.
  • Участковая медсестра – это специалист, закрепленный за определенным врачом. Чаще всего это должность сопряжена с бумажной волокитой: заполнение карточек, работа с документами, ведение учета и так далее.
  • Младшая медицинская сестра – самая нижняя ступень иерархии. В ее обязанности входит уход за больными и выполнение приказов старших коллег.

Необходимые качества

Итак, обязанности медицинской сестры нельзя назвать слишком сложными, особенно если сравнивать их с работой докторов. Однако и недооценивать их не стоит, ведь на кону стоит здоровье другого человека.

А потому будущий специалист должен иметь следующие личностные качества:

  • хорошую память, дабы упомнить множество терминов и названий лекарственных препаратов;
  • ответственность, ведь, как говорилось ранее, любая оплошность может стоить человеку жизни;
  • быстроту реакции, чтобы в критический момент принять правильное решение;
  • сострадание, ведь без него она не сможет обеспечить больным нужную им заботу;
  • крепкие нервы и психику, так как в медицине придется сталкиваться со многими вещами, в том числе и с малоприятными.

Чем придется заниматься на работе?

В каждом лечебном учреждении есть собственная инструкция (должностная) медицинской сестры. Этот документ содержит полный список всех обязанностей данного сотрудника, и при вступлении на должность он обязан с ним ознакомиться. Описать все возможные требования, указанные в данном документе, попросту невозможно, так как они могут меняться в зависимости от политики учреждения.

Однако несколько примеров все же приведем:

  1. Прежде всего медсестра следит за состоянием больных. Берет анализы, интересуется их самочувствием и отводит на лечебные процедуры.
  2. Любая медсестра следует указаниям докторов, особенно если они касаются работы с пациентами.
  3. На плечи этого сотрудника также ложится ряд процедур, связанных с лечением больного. Так, медсестры ставят капельницы, делают уколы, проводят физиотерапию и выдают дозированные нормы препаратов.
  4. Ко всему прочему, медсестры часто работают с больничной документацией. Например, они заполнят карточки пациентов, ведут учет больничного инвентаря, подают документы на выписку и так далее.

Достоинства и недостатки профессии

Если говорить о плюсах, то здесь прежде всего нужно отметить высокую востребованность на рынке труда. Практически каждый специалист может рассчитывать на свободное место в своем городе.

Однако есть и минусы. В частности, невысокая оплата труда и отсутствие карьерного роста. Даже при всем своем желании подняться выше должности старшей медицинской сестры попросту не получится.

www.syl.ru

Роль медсестры в профилактике заболеваний

Велика и значима роль медсестры в профилактике заболеваний самого различного характера в самых разнообразных отраслях медицины. Медицинская сестра находится возле пациента большую часть своего рабочего времени и значительно дольше по сравнению с врачом. И она имеет право и обязана доносить знания о профилактике заболеваний различных органов и систем, а также инфекционных болезнях.

Роль медсестры в профилактике ВБИ

Наибольшее значение придается роли медицинских работников среднего звена в профилактике ВБИ (внутрибольничных, нозокомиальных инфекций), или ИСМП (инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи). При этом основная часть профилактических мер связана с соблюдением санитарно-эпидемиологического режима. Ответственность ложится как на исполнителей, так и на лиц, осуществляющих организацию и контроль. Иными словами, и на медицинских сестер палатных, процедурных, операционных, анестезистов, физиотерапевтических и остальных, и на старших медсестер отделения, а также на помощников эпидемиолога, контролирующих организацию и исполнение СЭР в отделении.

Чем лучше организована работа в плане исполнения санитарных правил, чем четче исполняются все требования, чем чаще и качественней осуществляется производственный контроль, тем ниже риск возникновения ИСМП.

Роль участковой медсестры в профилактике заболеваний

Важнейшей частью работы участковой медицинской сестры является санитарно-просветительская и разъяснительная работа среди пациентов вверенного ей вместе с врачом участка. В обязанности участковой медсестры входит оценка гигиенического состояния наблюдаемых на дому пациентов, обучение их самих и их родственников грамотному уходу и самоуходу.

Важно, чтобы пациент, имеющий хроническое заболевание, знал, как себя вести при возникших симптомах, имел определенные навыки (например, измерить артериальное давление), а при необходимости вовремя вызвал врачебную помощь. Медицинская сестра должна терпеливо разъяснять пациенту, насколько важно соблюдать здоровый образ жизни, если назначено врачом — принимать определенные препараты. При этом подчеркивать, что только так можно избежать обострения заболевания или каких-либо осложнений.

Роль патронажной медсестры в профилактике заболеваний

Патронаж  — это форма работы участковой службы, целью которого является проведение оздоровительных и профилактических мероприятий. То есть, роль средних медработников в профилактике заболеваний — основная, главнейшая. Патронажные медицинские сестры, как и врачи, наблюдают своих подопечных в детских поликлиниках, акушерки и врачи-акушеры-гинекологи в женских консультациях, фельдшеры и медсестры — на фельдшерско-акушерских пунктах.

Патронируются беременные женщины, новорожденные дети с мамами-родильницами, дети в возрасте до 1 года. Медицинская сестра (фельдшер, акушерка) разъясняет правила подготовки к родам и встрече новорожденного в домашних условиях (что нужно купить, какие условия соблюдать в квартире). Беременной разъясняются некоторые основы законодательства по охране прав и здоровья женщины. Беременной составляется график явок в женскую консультацию (на ФАП).В случае неявки беременной акушерка посещает ее на дому, выясняет причину, при наличии патологии направляет в стационар.

Патронажная медсестра детской поликлиники посещает на дому беременную с 38 недель, выясняя условия быта, состояние здоровья беременной. Первые 3 дня после выписки из родильного дома маму-родильницу с новорожденным посещают врач и медицинская сестра. При этом даются советы по вскармливанию, купанию, режиму сна и прогулок.

Роль медсестры детского дошкольного и школьного учреждения в профилактике заболеваний

На плечи медицинских работников детских садов и школ ложится огромная ответственность за здоровье детей. Поэтому здесь работа медсестры должна быть гиперответственной. Профилактические мероприятия — это, практически, вся деятельность медицинской сестры.

Основные обязанности медицинской сестры детского образовательного учреждения:

  • контроль санитарно-гигиенического состояния помещений, включая пищеблок;
  • контроль питания, участие в составление меню;
  • распределение детей на физкультурные группы;
  • иммунопрофилактика — подготовка, проведение, оценка вакцинации;
  • диспансеризация детей с хроническими заболеваниями;
  • проведение профилактических медицинских осмотров;
  • выявление заболевших, инфицированных детей, их изоляция, информирование родителей, при необходимости — транспортировка в лечебное учреждение;
  • анализ состояния здоровья детей по заданным критериям.

Роль палатной медсестры в профилактике заболеваний

Работа медицинской сестры в отделении не ограничивается процедурами, манипуляциями и заполнением документации. Одна из важнейших обязанностей медицинской сестры — ведение санитарно-просветительской и разъяснительной работы среди пациентов, находящихся на лечении в стационаре.

Согласно профилю отделения, медицинская сестра имеет профессиональную квалификацию. Поэтому на доступном пациенту языке должна пропагандировать все методы профилактики возникновения заболеваний острых и обострений хронических. Это и беседы непосредственно с пациентами в рамках своей компетенции и неразглашения медицинской тайны, с соблюдением этики и деонтологии, и советы родственникам, и выпуск санитарных бюллетеней, информационных листков.

Таким образом, мы увидели, что роль медсестры в профилактике заболеваний огромна в любой сфере здравоохранения для пациентов абсолютно всех возрастов. Медицинская сестра всегда должна помнить и повторять пациентам, что

болезнь легче предупредить, чем лечить.

Еще интересное на сайте:

www.medcectre.ru

Роль медицинской сестры в профилактической медицине. — КиберПедия

Велика и значима роль медсестры в профилактике заболеваний самого различного характера в самых разнообразных отраслях медицины. Медицинская сестра находится возле пациента большую часть своего рабочего времени и значительно дольше по сравнению с врачом. И она имеет право и обязана доносить знания о профилактике заболеваний различных органов и систем, а также инфекционных болезнях.

Роль медсестры в профилактике ВБИ

Наибольшее значение придается роли медицинских работников среднего звена в профилактике ВБИ (внутрибольничных, нозокомиальных инфекций), или ИСМП (инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи). При этом основная часть профилактических мер связана с соблюдением санитарно-эпидемиологического режима. Ответственность ложится как на исполнителей, так и на лиц, осуществляющих организацию и контроль. Иными словами, и на медицинских сестер палатных, процедурных, операционных, анестезистов, физиотерапевтических и остальных, и на старших медсестер отделения, а также на помощников эпидемиолога, контролирующих организацию и исполнение СЭР в отделении.

Чем лучше организована работа в плане исполнения санитарных правил, чем четче исполняются все требования, чем чаще и качественней осуществляется производственный контроль, тем ниже риск возникновения ИСМП.

Роль участковой медсестры в профилактике заболеваний

Важнейшей частью работы участковой медицинской сестры является санитарно-просветительская и разъяснительная работа среди пациентов вверенного ей вместе с врачом участка. В обязанности участковой медсестры входит оценка гигиенического состояния наблюдаемых на дому пациентов, обучение их самих и их родственников грамотному уходу и самоуходу.

Важно, чтобы пациент, имеющий хроническое заболевание, знал, как себя вести при возникших симптомах, имел определенные навыки (например, измерить артериальное давление), а при необходимости вовремя вызвал врачебную помощь. Медицинская сестра должна терпеливо разъяснять пациенту, насколько важно соблюдать здоровый образ жизни, если назначено врачом — принимать определенные препараты. При этом подчеркивать, что только так можно избежать обострения заболевания или каких-либо осложнений.

Роль патронажной медсестры в профилактике заболеваний

Патронаж — это форма работы участковой службы, целью которого является проведение оздоровительных и профилактических мероприятий. То есть, роль средних медработников в профилактике заболеваний — основная, главнейшая. Патронажные медицинские сестры, как и врачи, наблюдают своих подопечных в детских поликлиниках, акушерки и врачи-акушеры-гинекологи в женских консультациях, фельдшеры и медсестры — на фельдшерско-акушерских пунктах.



Патронируются беременные женщины, новорожденные дети с мамами-родильницами, дети в возрасте до 1 года. Медицинская сестра (фельдшер, акушерка) разъясняет правила подготовки к родам и встрече новорожденного в домашних условиях (что нужно купить, какие условия соблюдать в квартире). Беременной разъясняются некоторые основы законодательства по охране прав и здоровья женщины. Беременной составляется график явок в женскую консультацию (на ФАП).В случае неявки беременной акушерка посещает ее на дому, выясняет причину, при наличии патологии направляет в стационар.

Патронажная медсестра детской поликлиники посещает на дому беременную с 38 недель, выясняя условия быта, состояние здоровья беременной. Первые 3 дня после выписки из родильного дома маму-родильницу с новорожденным посещают врач и медицинская сестра. При этом даются советы по вскармливанию, купанию, режиму сна и прогулок.

Роль медсестры детского дошкольного и школьного учреждения в профилактике заболеваний

На плечи медицинских работников детских садов и школ ложится огромная ответственность за здоровье детей. Поэтому здесь работа медсестры должна быть гиперответственной. Профилактические мероприятия — это, практически, вся деятельность медицинской сестры.

Основные обязанности медицинской сестры детского образовательного учреждения:

контроль санитарно-гигиенического состояния помещений, включая пищеблок;

контроль питания, участие в составление меню;

распределение детей на физкультурные группы;

иммунопрофилактика — подготовка, проведение, оценка вакцинации;

диспансеризация детей с хроническими заболеваниями;



проведение профилактических медицинских осмотров;

выявление заболевших, инфицированных детей, их изоляция, информирование родителей, при необходимости — транспортировка в лечебное учреждение;

анализ состояния здоровья детей по заданным критериям.

Роль палатной медсестры в профилактике заболеваний

Работа медицинской сестры в отделении не ограничивается процедурами, манипуляциями и заполнением документации. Одна из важнейших обязанностей медицинской сестры — ведение санитарно-просветительской и разъяснительной работы среди пациентов, находящихся на лечении в стационаре.

Согласно профилю отделения, медицинская сестра имеет профессиональную квалификацию. Поэтому на доступном пациенту языке должна пропагандировать все методы профилактики возникновения заболеваний острых и обострений хронических. Это и беседы непосредственно с пациентами в рамках своей компетенции и неразглашения медицинской тайны, с соблюдением этики и деонтологии, и советы родственникам, и выпуск санитарных бюллетеней, информационных листков.

cyberpedia.su

Роль и значение медицинской сестры в реабилитации

Опубликовано: 29.03.2016

Перед тем, как рассказать об основных средствах медицинской реабилитологии, реализация которых, в первую очередь, ложится на плечи медсестры, появляется необходимость определить роль и значение, особенности сестринской деятельности в процессе реабилитации больных.

Насколько реально выполнить задачи реабилитологии медицинской сестре, которая на современном этапе медицины привыкла только исполнять назначения заведующего, врача, старшей сестры?

Ведь медсестра всегда была только «на подхвате» у своих «шефов», безукоризненно выполняла поставленные задачи, улавливая их на уровне мыслей, суждений, настроений.

Думается, что реализовать весь спектр задач не представляется возможным. И не только оттого, что требования к лечебно-восстановительным процессам и результатам резко повысились ввиду новых социально-производственных изменений.

И не только потому, что усложнились утяжелением, сочетанностью, комбинациями воздействий множества различных экзопатогенных и эндопатогенных факторов.

Диагностирование и выбор восстановительных средств, мероприятий, особенно оптимальная реализация их, немыслимы сегодня без профессионально подготовленных, рационально активных, творчески направленных, преимущественно в организационно-реабилитационном процессе медицинских сестер – основных, академических, менеджеров.

Должность медсестры многогранна. Это главная организационно-лечебная единица на всех самых ответственных уровнях и участках восстановительного процесса.

Ее деятельность прямо направлена и ориентирована, зависит от специализации медицинского заведения, характера трафика поступления больных, специфики, особенностей и локализации патологий.

На этапе диагностики, например, важность участия медицинской сестры в постановке расширенного диагноза («диктатора» качественной реабилитации) с указанием причинно-следственной связи, диагноза по уходу за пациентом, расстановки приоритетов медицинского обслуживания, организации всего сестринского процесса, обсуждении реанимационных мер, возможных осложнений и своевременных коррекционных средств – очевидна.

На прочих этапах значение задач медсестры возрастает еще больше, ведь главные средства реабилитационного воздействия:

  • лечебная физическая культура
  • лечебный массаж
  • физиотерапевтические процедуры зачастую выполняются только медсестрами или же методистами, при их надзоре и контроле.

От организации, творческого подхода, реализации намеченных планов и задач, чуткого и внимательного отношения к пациенту прямо зависит результативность реабилитационных мер.

Мнение о том, что исключительно врач должен «любить» пациента, здесь необходимо расширить и дополнить.

Ввиду того, что контакты больных с лечащими врачами не слишком часты, врачу достаточно не «любить», а быть квалифицированным специалистом и порядочным человеком, чтобы пациент пошел на поправку.

Медицинская сестра гораздо чаще контактирует с пациентами, дает больным все необходимое, является основным врачевателем, восстановителем на всем этапе реабилитации, оставляя в каждом человеке частичку себя и своей заботы.

Медицинская сестра в реабилитологии – не просто какая-то должность, это образ жизни, особенно, если рассуждать о стационарных условиях.

Медсестра не только творческий организатор реабилитационного процесса, она способна быть грамотным и талантливым воспитателем в рабочем коллективе, в особенности для младшего медперсонала, формируя образ чуткой и истинной «няни», тонкого психолога, уважаемой и обаятельной личности, внутренняя потребность которой состоит:

  • в доброте
  • в искренности
  • в отзывчивости
  • во взаимопонимании
  • в справедливости.

Такие качества, наряду с философско-психологическим подходом к общению и своей деятельности, в заметной мере индуцируются, вкрапливаются, передаются другому персоналу, больным, зарождают зерна позитивных эмоций, упрощают ход восстановительных процедур, добавляют годы к жизни, жизнь к годам.

В условиях производства значение и роль медицинской сестры снова увеличиваются. Здесь медсестра предопределяет:

  • санитарно-гигиенические условия труда;
  • вредную биомеханику рабочих операций, которые вызывают перенапряжения систем и органов рабочих, негативно сказываются на опорно-двигательном аппарате.

Медсестра на производстве составляет с учетом биомеханики комплекс рациональной гимнастики, «паузы» и «микропаузы» для определенных категорий рабочий («зон риска»), регулирует функционирование оздоровительно-реабилитационных саун, всевозможных аппликаций и тому подобное.

И все это, обычно, проделывается силами одного человека – медсестры.

Только в крайних ситуациях, когда патология прогрессирует, к реабилитационному процессу может подключиться лечащий врач.

На долю врача здесь приходится не более 10% всех действий и вмешательств. Все остальные задачи и процедуры выполняет медицинская сестра, а потому ее роль в реабилитации переоценить невозможно.

Такое же участие и значимость медсестры – в сфере спортивной реабилитологии, где (особенно на профессиональном уровне спорта) деятельность медсестры выстроена с учетом максимальной целесообразности, специфики патологий, профессионального прогнозирования, биомеханики выполняемых спортсменами действий.

xn—-7sbbnedsaspp4bidbq2d6j.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *