МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА, МЕНТАЛИТЕТ ЧЕЛОВЕКА
Какую роль играет мировоззрение в деятельности людей? ты в процессе своей деятельности. Одна из важнейших проблем — принять мир таким, какой онє.
Во-вторых, само мировоззрение через свою философскую»сердцевину»дает людям понимание того, как достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает людей методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонаря, щ освещающий дорогу путнику, великий философ прошлого. Р. Декарт говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темнотеві.
В-третьих, на основании мировоззренческих ценностных ориентаций человека, своей деятельности она получает возможность находить истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека с достижением ею своих целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, возможностей л. Иудины и содержания ее деятельности, добра и зла, красоты и безобразияа.
МЕНТАЛИТЕТ ЧЕЛОВЕКА
Рассказ о духовном мире была бы неполной без рассмотрения проблемы менталитета
Что такое менталитет человека? монастрий»,»душевность»Правы те специалисты, которые говорят, что точного, однозначного перевода этого термина пока нет. Но сам он употребляется довольно широко. Так, например, говорят о менталит ет конкретного человека. Что здесь имеется в виду? к сложная система понятий, в которых отражается многообразие окружающего человека мира и осознание ею своего места в этом мире. Менталитет — это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Иными словами, это увязывание различных мнений и ценностей в сознании индивида, своеобразный итоговое й сплав, что и определяет духовный мир человека в целом, ее подход к тем или иным конкретным практическим спраних справ.
Считается, что через индивидуальный процесс формирования духовного мира человека и неповторимости человеческой личности менталитет — явление в основном личностное хотя говорят и о менталитете того или иного ого социального слоя, например, о менталитете ученого, военного, бизнесмена, юриста. У всех представителей данного социального или профессионального слоя благодаря их практической деятельности, социал льное статуса (положения, занимаемого в обществе), некоторой общности жизненного пути, деятельности, которой они занимаются, есть немало общего в складе ума, в умонастроении, другими словами — в их мента литетті.
Говорят о менталитете тех или иных народов: так, в литературе широко употребляется термин»украинская душа», при этом подразумевается целый ряд психических качеств: открытость в общении, доверчивые ость, терпение, тенденция к совместной трудовой деятельности (артель, община и т.д.). Разумеется, далеко не каждый представитель украинского народа имеет эти качества, но сложилось мнение, что названные черты типично и именно для украинского народа. Современная наука о национальных общности людей — этнология пытается найти психологические черты, черты менталитета различных наций, народностей, других этнических игрууп.
Основные понятия
Мировоззрение. Убеждение. Менталитет
Сроки
Миропонимание. Мировоззрение. Геоцентризм природоцентризм. Антропоцентризм. Типы мировоззрений. Вера
Вопросы для самопроверки
1. В чем заключается сущность мировоззрения?
2. Какие типы мировоззрения выделяет наука?
3. Что такое убеждение?
4. Что общего в понятиях»мораль»и»мировоззрение»?
5. В чем состоит значение мировоззрения для деятельности человека?
6. Как влияет духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность на формирование мировоззрения?
7. Что такое менталитет?
8. Почему мировоззрение является формой духовно-практического освоения мира и самовыражения человека в нем?
9. Отчего философия является теоретической формой мировоззрения?
Задача
1. По мнению. О. Швейцера, мировоззрение должно соответствовать трем требованиям: быть сознательным («мыслящим»), этическим, идеалом которого является преобразование действительности на моральных принципах, оптимистичным
Какой, на ваш взгляд, развернутый содержание каждого из этих требований?
2. Проанализируйте два сделаны в разное время высказывания выдающегося русского философа. МО. Бердяева (1874-1948)
Конец XIX века:»Весь мировой путь бытия является сложным взаимодействием различных степеней мировой иерархии индивидуальностей, творчества, врастание одной иерархии в другую, личности в нацию, нации в человечество, л человечества в космос, космоса в. Бога»Конец 30-х гг XX века:»Нация, государство, семья, внешняя церковность, общественность, социальный коллектив, космос — все представляется мне вторичным, второстепенным, даже пр имарним и злым по сравнению с неповторимой индивидуальной судьбой человеческой личности»Как вы думаете, почему произошли изменения во взглядах философа?. В каком направлении менялись его взгляды?. К какому из типе в мировоззрения относится первое высказывание? ення?
3. Проанализируйте следующее высказывание видного немецкого социал-демократа. К. Каутского (1854-1938):
«Задача науки состоит вовсе не в том, чтобы дать простое изображение того, что есть, верную фотографию действительности так, чтобы каждый нормально организованный наблюдатель мог получить ту же картину. Задача на аукы, наоборот, заключается в том, чтобы в бесконечном множестве лиц, явлений отыскать общее, существенное и дать, таким образом, нить. Ариадны, с помощью которой можно было бы ориентироваться в лабиринте действительности».
Как вы думаете, касается это выражение мировоззрения?
Краткие выводы к разделу
1. Духовный (внутренний) мир личности сводит воедино ум, чувства, волю человека, характеризует личность с позиций ее отношение к окружающей действительности, к другим людям, к себе
2 духовные деятельность в различных ее видах и формах создает и развивает культуру личности и общества
3. Осваивая культуру, люди овладевают духовными богатствами народа своей страны и мира
Благодаря пониманию и признанию общезначимых национальных ценностей, свободному выбору гуманистических моральных и мировоззренческих установок деятельность человека становится активной, направленной на благо личности и и общества. Практическая реализация этих установок зависит от человеческих усилий, направленных на их осуществлениея.
Вопрос раздела
1. Сопоставьте духовно-теоретическую и духовно-практическую деятельность, покажите общую отличие, раскройте взаимосвязь этой деятельности с освоением культуры, с мировоззрением человека и его моральной точки зрения ами.
2. Охарактеризуйте главные нравственные категории. Покажите, в чем заключается взаимосвязь идеалов, ценностей, моральных норм (приведите примеры)
3. Философы утверждают: моральный выбор — это тот пункт, где абстрактные требования этики и моральная оценка реальной ситуации отражаются в принятом решении, а потом проявляются в поступке. Согласны ли вы с т такой точкой зрения? тя.
4. Раскройте сущность моральной оценки деятельности. Можно труд считать моральной ценностью? в в эти периоды наиболее опасные проявления ненависти, нечестности и ценные доброта, дружелюбие, честность, совестливость, милосердиея?
5. Охарактеризуйте сущность и типологию мировоззрения. Как мировоззрение влияет
6. Как смысл вкладывает наука в понятие»менталитет»?
7. Сформулируйте общую характеристику духовного мира личности, раскройте его влияние на деятельность человека и общества (приведите примеры)
uchebnikirus.com
С этим файлом связано 84 файл(ов). Среди них: Praktika_po_zadaniyu_10.pdf, Praktika_po_zadaniyu_24.pdf, Tema_4_Sotsiologia.pdf, Тесты по экономике.docx, Общество. Часть 2.doc, Arbuzkin_-_Obschestvoznanie.pdf, Obschestvoznanie_posobie-repetitor.pdf, Конспект по социальным отношения в соответствии с кодификатором., Vse_terminy_po_obschestvoznaniyu.pdf, Praktika_po_zadaniyu_22.pdf и ещё 74 файл(а). Показать все связанные файлы Тема 2. Человек. Человек как духовное существо. Тема урока: Мировоззрение и его роль в жизни человека. Тип урока – уроки изучения нового материала Форма урока – лекция учителя с выполнением познавательных заданий Цель урока: Дать определение мировоззрения, выделить его типы и особенности, раскрыть значение мировоззрения для деятельности человека. План изучения темы: 1. Мировоззрение и его роль в жизни человека. 2. Убеждение и вера. Основные понятия: мировоззрение, типы мировоззрения, убеждения, вера, менталитет Оборудование уроков: учебник, мультимедиа-презентация «Мировоззрение и его роль в жизни человека» Тот, кто знает других, образован. Тот, кто знает себя, мудр (Лао Цзы) Познай самого себя (Сократ) Рассказ учителя
Одной из важнейших характеристик человека, отличающей его от животного, является разум и система знаний. С давних пор в человеческой жизни большое значение приобрели не только знания, имеющие непосредственное практическое значение, но и такие, которые относились к общим представлениям о природе, обществе и о самом человеке. Они скрепляли в единое целое духовный мир людей. На их основе возникали, формировались и развивались традиции во всех сферах человеческой деятельности. Вопросы, относящиеся к нашим представлениям об устройстве мироздания, о возможностях его познания, о судьбах народов и всего человечества, о счастье и справедливости в человеческой жизни, всегда волновали людей. Подобные вопросы называют мировоззренческими. Речь сегодня пойдет о мировоззрении человека. Мы должны дать определение этому понятию, выделить его типы, особенности, значение для деятельности человека и ответить на вопрос: мировоззрение: единство с миром или противостояние ему? Слайд 2. Одним из важнейших элементов духовного мира человека является мировоззрение. В словарях мы встречаем следующие определения мировоззрения:
Задание: Какие ключевые слова во всех этих определениях? Что в них общего, что различного? Сформулируйте свое определение мировоззрения. Слайд 3. Мировоззрение — это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает.
Слайд 4.
Работа с иллюстрациями Задание: Посмотрите внимательно на иллюстрации: икона Владимирской Богоматери и картина Иеронима Босха «Воз сена» — чье мировоззрение отражено в этих двух произведениях искусства — личности, группы, общества? Слайд 5. Задание: От чего зависит мировоззрение?
Задание: Определите эпоху и уровень знаний человека, чье мировоззрение характеризуют следующие иллюстрации — наскальный рисунок «Бизон, нападающий на человека», картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза», картина Митьков «Чапаев». Рассказ учителя Мировоззрение исторично. «Люди больше походят на свое время, чем на своих отцов» — гласит народная пословица. И в мировоззрении человека всегда проявляются черты соответствующего времени, которые определяют общие жизненные ориентации людей, их стиль мышления, представление о реальности. Здесь уместно говорить о мировоззрении эпохи. Первобытное общество. В течение многих десятков тысяч лет в духовной жизни первобытного общества господствовало мифологическое мировоззрение. Культура того времени цементировалась мифами, которые передавались из поколения в поколение. В мифах рассказывалось о происхождении мира, животных, человека, о деяниях богов. В них описывались события, относящиеся к давно минувшему, но имеющие решающее значение для сегодняшнего дня. Через миф человек осмысливал окружающий мир, но осмысливал на том уровне, который был ему доступен. Мировоззрение того времени включало в себя большую долю образов и эмоций, что было обусловлено неразвитостью языка, отсутствием в нем возможностей выразить абстрактные понятия, восприятием чисто внешних сторон явлений; неумением древних людей выделять причинно-следственные связи. Миф представлял собой не только повествование. Через обряды, в которых его содержание как бы воспроизводилось и переживалось непосредственно, он был органически включен в жизнь людей. В мифе отражалось единство рода. В нем закреплялись все нормы поведения людей. Чужой миф, в который не были посвящены члены рода, не мог иметь для них никакого значения. Отражая традиции рода, миф не нуждался в проверке. Античный мир. По мере распада мифологической культуры мировоззренческие аспекты духовной жизни общества стали концентрироваться в возникающей в это время философии. Первые шаги на этом пути представляли собой попытки дать естественнонаучную картину мира, понять его происхождение и управляющие им законы. Философы искали первоэлемент в основе создания мира. Это могли быть вода, огонь, воздух и т.д. В культуре, науке, литературе, искусстве мировоззрение возникало в контексте специальных задач, соответствующих видам человеческой деятельности, в их языке. Первые образцы рационально построенного мировоззрения, которые продемонстрировала нам античная Греция, несли еще на себе отпечаток мифологического сознания. Например, Пифагор — великий математик древности, рассматривавший мир как гармонию чисел, — вместе с тем верил в бессмертие, единство всех живых существ. Философия античного мира сразу стала плюралистичной (от слова «плюрализм» — множественный). Но уже в V-IV вв. до н.э. на передний план стали выходить проблемы этики, положения человека в обществе. Сократ одним из первых выдвинул понятие «душа» как главную особенность, отличающую человека от природы. Возникает софистика — направление, представители которого анализировали природу человека. Софисты показали, что истина субъективна, каждый человек по-своему может понять мир. Средневековая Европа. Решающее значение для статуса христианского мировоззрения в Европе имело признание христианства и его равноправия с другими культурами, которое было осуществлено в начале IV века. Духовная культура этого времени была пронизана религиозным чувством. Жития святых — наиболее популярный жанр литературы. Церковный храм представлял собой образец архитектуры. В живописи доминировала икона, в скульптуре — изображения святых. Важнейшей особенностью мировоззрения средневековья является его религиозная направленность. Философия была служанкой богословия, но такая ее роль средневековому человеку казалась вовсе не недостойной, а возвышенной. Мировоззрение этой эпохи обладало определенной целостностью, которая заключалась в божественном объяснении мира и человека. В эпоху Возрождения, а затем Просвещения, в общественном сознании утверждается вера в силы человека, его разум, науку. Интенсивно идет процесс обмирщения культуры. Средние века в глазах идеологов Просвещения становятся временем, потерянным для развития человечества. На смену мрачному средневековью, темным векам приходят торжество разума, науки. Нужно снять все оковы с человека, освободить его от любых форм духовного контроля, предоставить ему свободу в экономической и политической деятельности, и люди найдут лучшие решения проблем. Человек сам творит свою судьбу. Все, что человек делает, должно опираться на разум, на знание. Знания — это сила. Они дают возможность использовать природные богатства, многократно увеличивают не только физическую силу человека, но и его интеллектуальные способности. Все в мире причинно обусловлено и подчинено законам. Нужно уметь их открыть, и тогда видимый хаос и произвольность явятся перед вами высшей гармонией. Ничто не должно мешать и ничто не может помешать поступательному развитию общества. Человечество закономерно совершенствуется, развивая промышленность, торговлю, культуру, науку, технику. Его движение по пути прогресса непреодолимо. Таковы общие черты мировоззрения эпохи Просвещения. Слайд 6. Задание: Почему мировоззрения различных эпох так сильно отличаются друг от друга? (Как влияли на изменение мировоззрения различных эпох особенности политической жизни, развитие экономики, науки, культуры, религии?) Приведите примеры крупнейших событий в мировой истории, которые коренным образом повлияли на мировоззрение людей. Мировоззрение какой эпохи вам импонирует больше? Докажите, что мировоззрение исторично. Мировоззрение современности. Казалось бы, XX столетие мы с большим основанием, чем наши предки, должны называть веком просвещения. Масштабы научно-технического прогресса и развитие образования просто несоизмеримы с тем, что происходило в XVIII веке. Мир, в котором мы живем, буквально создан на основе науки. А стал ли счастливее человек в этих условиях? XX столетие и начало XXI оказались временем беспрецедентного масштаба насилий. В войнах было уничтожено (млн. человек): XVIII — 5,5; XIX — 16; XX — свыше 120 млн. Конец XX — начало XXI века ознаменовано огромным количеством социальных конфликтов, в том числе на национальной и религиозной почве. Широкое применение науки и техники раскрыло не только их огромные созидательные возможности, но и продемонстрировало всем, что они могут быть использованы против человека (Хиросима и Нагасаки), создало глобальные экологические проблемы. В то же время существует все же нечто очень важное в современном мировоззрении, что объединяет многие тысячи людей. Задание: Как вы думаете, что объединяет современное мировоззрение? Именно для нашего времени характерно всеобщее признание ценностей демократии и прав человека, его экономической и политической свободы, свободы совести и выбора мировоззренческих ориентаций. Важнейшей характеристикой духовной культуры нашего времени является осознание целостности современного мира, принципиальной невозможности ни одной стране развиваться автаркически (обособлено от других). Неотъемлемой частью современной картины мира являются глобальные проблемы. Большинство людей на планете охватывает тревога за будущее. Таким образом, современных людей волнуют вопросы уменьшения социальной несправедливости и выживания человечества. Обсуждение Как долго продержатся в обществе современные мировоззренческие ориентации? Что может изменить их? Считаете ли вы, что человечество к концу XXI столетия будет жить более счастливо, чем наши современники и мы с вами? Рассказ учителя
Существуют различные подходы к рассмотрению мира, его осознанию и оценке, то есть мировоззрению, различные классификации. Первая классификация типов мировоззрений: а) пессимистическое мировоззрение; б) оптимистическое мировоззрение. Пессимистическое мировоззрение отображает недостатки реальности и может сконцентрировать усилия людей, направленные на изменение действительности. В истории культуры существовало немало произведений с пессимистическими акцентами, которые внесли довольно значительный вклад в понимание реальности и возможности ее преобразования, например, «Мертвые души» Николая Гоголя, стихи Зинаиды Гиппиус. Такого рода мировоззрение может способствовать выходу из кризиса общества и тем самым стимулировать его развитие. Оптимистическое мировоззрение несет позитивное, жизнеутверждающее начало. Однако оптимистическое мировоззрение может быть слабо обоснованным, не раскрывающим реальных проблем, а потому убаюкивающим и вредным. Слайд 7. Задание: Определите тип мировоззрения, которое характеризуют следующие иллюстрации — наскальный рисунок «Бизон, нападающий на человека», картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза», картина Митьков «Чапаев». Задание: Пессимистично или оптимистично вы оцениваете перспективы развития человечества, нашей страны, реализации своих возможностей? Слайд 8. Вторая классификация типов мировоззрений: а) материалистическое; б) идеалистическое. Данная классификация исходит из основного вопроса философии, что первично: идеализм или материализм? В основе материалистического мировоззрения лежит утверждение первичности материального и вторичности духовного начала в человеке. А в основе идеалистического – утверждение о первичности духовного, нематериального и вторичности материального начала в человеке. Третья классификация: таблица «Типы мировоззрений»
Вместе с учителем заполняется верхняя строчка таблицы. Слайд 9-10. Задание: Подумайте, в чем сила и слабость обыденного, религиозного, научного мировоззрений? Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его называют житейским мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Такое мировоззрение формируется стихийно, особенно если человек не интересовался мировоззренческими вопросами, не знакомился с содержанием религиозных учений. Конечно, их влияние нельзя полностью исключать, потому что человек постоянно общается с другими людьми, ощущает влияние средств массовой информации, но преобладает житейская, бытовая основа. Обыденное мировоззрение опирается на жизненный опыт человека — и в этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры — и в этом его слабость. У человека, мировоззрение которого сформировалось на базе обыденной жизни, возникает много трудностей с объяснением окружающего мира, и часто он не только дает необоснованные ответы на возникающие перед ним вопросы, но даже не в состоянии ответить на них вообще. Оно также является наиболее распространенным. Религиозное мировоззрение — мировоззрение, в основе которого лежат религия и религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, в ряде других. Религиозное мировоззрение также содержит сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей. Слабые стороны религиозного мировоззрения: проявляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям (вспомним, отношение к представителям других вероисповеданий, к необъяснимым с точки зрения религии явлениям), недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование. Научное мировоззрение является законным наследником того направления в мировой философской мысли, которое опиралось всегда на достижение научной мысли, оно является не столь распространенным, да и возникло позже двух других типов мировоззрения. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания. Но научное мировоззрение также имеет свои достоинства и недостатки. К его достоинствам относится прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, связь с производственной и социальной деятельностью людей. Но есть и недостатки: например, недостаточное внимание к человеку, человечеству, человечности. В основе мировоззрения лежит миропонимание. Оно представляет собой совокупность определенных знаний о мире, имеющих важное значение для целостного восприятия как объективного, так и субъективного мира. В него входит вся система ценностей, управляющих поведением человека. В мировоззрение входит также и мировосприятие. Оно выражено в определенных идеалах и образах реальности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии. Мировоззрение всегда насыщено чувственными отношениями. Это может быть ощущение человека гармонии с миром или разлада с ним, удовлетворенность или неудовлетворенность реальностью. Мировоззрение может формироваться стихийно, на основе обыденного опыта, и осознанно, посредством теоретической разработки фундаментальных идей, идеалов, принципов. Слайд 14. схема «Мировоззрение« М И Р О В О З З Р Е Н И Е стихийно, на основе обыденного опыта Это интересно В мировоззрении могут проявляться догматизм, скептицизм, разумный критицизм. Догматизм. Догматик абсолютно уверен в правильности всех положений, лежащих в основе его мировоззрения. Он неспособен воспринять и учесть какую-либо критику с позиций других мировоззренческих ориентаций. Скептицизм. Скептик, в отличие от догматика, во всем сомневается, и эти сомнения не позволяют ему реально опираться на какие-либо прочные мировоззренческие установки. Он оказывается в плену постоянно меняющихся мировоззренческих позиций, которые случайно заимствует из культуры, и потому не может сформировать достаточно целостное мировоззрение. Разумный критицизм. Как показывает история, наиболее правильная позиция заключается в том, чтобы выработать целостное мировоззрение, ориентируясь на исторически сложившиеся традиции, и относиться к нему таким образом, чтобы это мировоззрение всегда было открыто для дальнейшего развития, для восприятия всего разумного, что имеется в других мировоззренческих ориентациях. Задание: Как еще может проявляться человек в мировоззрении? Можно выделить ещё два типа: нигилисты, отрицающие большинство постулатов, принятых обществом, и «флюгеры«, категория, подверженная чужому влиянию и готовая менять свои взгляды хоть каждый день. Слайд 15.
Великий философ XVII века Р. Декарт сравнивал мировоззрение с фонарем и говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте. В-третьих, на основании ценностных ориентаций мировоззрения человек может определять истинные ценности жизни и культуры. Слайд 16. В заключение хочется привести высказывание американского писателя Генри Торо: «Все великие перемены в жизни одного человека, а также и всего человечества начинаются и совершаются в мысли. Для того чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли». Мировоззрение всегда связано с убеждением. Рассказ учителя Слайд 17.
Часто веру связывают только с религиозным мировоззрением, однако понятие веры значительно шире. Верить можно не только в Бога, но и в возможность построения социализма, успех проводимых реформ, собственные возможности и так далее. Как связаны между собой убеждение и вера? Мы знаем, что солнце восходит на востоке, а заходит на западе, и наша повседневная жизнь постоянно подтверждает наши знания, делая их прочнее, превращая их в убеждения. Мы убеждены, что и завтра, и послезавтра, и через год солнце будет всходить на востоке, а заходить на западе. Таки образом, наши убеждения покоятся на знаниях, но любое знание конечно и ограничено. Убеждение — это прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-либо, точка зрения. У каждого человека его убеждения складываются в результате длительной, сложной, часто мучительной интеллектуальной работы. Они становятся фундаментом его духовной культуры, определяют его жизненные позиции, его совесть. Они становятся сущностью его «Я». Можно полагать, что убеждения имеют три основных источника: глубокие знания, принятые тем или иным субъектом познания за истину; социальную практику, подтверждающую справедливость или ложность тех или иных убеждений; ценностные ориентации, ценностные установки личности, сформированные как жизненным опытом, так и всей системой образования и воспитания. Процесс формирования убеждений — сложный и долгий. Дмитрий Писарев заметил, что готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Если знания могут более или менее устойчиво передаваться от поколения к поколению, то убеждения каждая личность формирует прежде всего сама, и наличие убеждений является обязательным, но далеко не всегда обнаруживаемым при поверхностном наблюдении феноменом духовной жизни. Убеждения — это форма мыслительной деятельности человека, связанная с устойчивостью имеющихся знаний. Убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения, но источники их различны. Слайд 18. схема «Источники убеждения»
Убеждения каждая личность формирует сама. Убеждения — осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Познание ограничивается возможностями человека, возможностями времени, в которое живет человек. Окружающий мир, между тем, бесконечен во времени и пространстве, и содержит в себе гораздо большее число явлений, свойств и качеств. Можно ли познать все? Нет, никому и никогда. В мире всегда есть непознанное и недоступное нашему сегодняшнему познанию, хотя, познаваемое в принципе. Там, где невозможно по тем или иным причинам познание, там нередко открывается поле деятельности для веры. Мы верим там, где не знаем точно. Платон писал: «А между тем убеждением обладают и узнавшие, и поверившие». Таки образом, быть убежденным в чем-либо можно как на основе веры, так и на основе знания. Слайд 19. Вера — это особый вид убеждения. Вера может носить религиозный характер, а может и не носить (вера в собственные силы, вера в построение социализма). В отличие от знания вера не прошла проверки практикой, экспериментом, точным наблюдением, измерением. Вера часто выступает как определенная характеристика психологического мира человека, характеристика его отношения к другому человеку, к другим людям. Рассказ учителя Слайд 20. Рассказ о духовном мире человека был бы неполным без рассмотрения проблемы менталитета. Словари дают много определений менталитета и ментальности. Например, менталитет — уникальный склад различных человеческих психических свойств и качеств, а также особенностей их проявлений. Менталитет определяет умонастроение и жизненную позицию (от латинского mentalis — умственный). Менталитет — мировосприятие, умонастроение. Слово «менталитет» происходит из позднелатинского корня «mens», что означает «умственный», «мышление», «образ мыслей», «душевный склад». Слайд 21. Менталитет (от позднелатинского mentalis – умственный) — определенный образ мыслей, совокупность духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе, народности или нации. Есть русский менталитет и китайский, есть менталитет хакеров и менталитет домохозяек. Менталитет — система ценностей, которая включает свой образ жизни, традиции, мораль, обычаи и верования. Раскрывает, как человек воспринимает окружающий мир, отношение к труду, семье, женщине, детям и многое другое. Менталитет — это общая духовная настроенность, относительно целостная совокупность образов, идей, верований, навыков духа, в которой находят свое выражение представления о личности и ее отношении к обществу, идеалы добра и зла, справедливости, равенства, представления о ходе истории и так далее. Слайд 22. схема «Структура национального менталитета» Х. Ортега-и-Гассет писал: «Я знаю, что где-то глубоко внутри меня, в потаенных закутках моей души и сердца идет незаметный, ни на секунду не прерываемый труд: все, что дает мне мир, искажается на испанский лад. Я знаю, что свобода ума и чувств, которой я вроде бы обладаю, … лишь видимость. Дротик, летящий к цели, конечно же, полагает, что движется по своему усмотрению, и сам наметил себе цель. Однако кинула его чья-то рука… Таков и я – дротик, брошенный древней рукой моего народа«. Уже древние мыслители (Геродот, Фукидид), занимавшиеся историческими описаниями, замечали, что каждый народ имеет специфические черты, отличающие его от других народов. В 20-х гг. ХХ века в изучение «духа народа» было внесено понятие «менталитет». Его разработкой занимались представители историко-психологического и культурно-антропологического направлений: Леви-Брюль, Люсьен Февр, Марк Блок. В узком смысле менталитет — это то, что позволяет единообразно воспринимать окружающую действительность, оценивать ее и действовать в ней в соответствии с определенными установившимися в обществе нормами и образцами поведения, адекватно понимая друг друга. В современном научном понимании менталитет — это «совокупность символов, формирующихся в рамках каждой данной историко-культурной эпохи и национальности». Эта совокупность символов закрепляется в сознании людей в процессе общения с себе подобными, то есть путем повторения. Эти символы (понятия, образы, идеи) служат в повседневной жизни объяснением, способом выражения знаний о мире и человеке в нем. Работа с иллюстрациями Слайд 23. Задание: Распределите по группам представленные объекты. Главный признак отбора — принадлежность объекта к определенному народу, нации, культуре. 1. Х.Мулчер, «Богоматерь с младенцем». 1437. Германия. 2. Церковь Вознесения в Коломенском. XVII век. 3. Бог войны Гуаньди. Стеатит. XIX в. 4. Бог Кецалькоатль. 5. Рафаэль. Сикстинская мадонна. 6. Икона Владимирской Богоматери. 7. Лукас Кранах. Адам и Ева. 1528. 8. Собор Святого Витта. Матье из Арраса, Парлержи. 1344-1420. Прага. 9. В.Васнецов. Три богатыря. 10. Храм Покрова на Нерли. 11. В.Васнецов. Аленушка. 12. «Запретный город», строители неизвестны. XV-XVI вв. Китай. 13. Пирамиды майя, строители неизвестны. X — I половина XI вв. Мексика. Ответы:
Задание: Дайте характеристику менталитета народа на основании иллюстраций, а также ваших знаний из истории. перейти в каталог файлов |
biologo.ru
Роль мировоззрения в жизни человека
Мировоззрение – это некая система взглядов человек на окружающий мир, на отдельные явления в их взаимосвязи, также это процесс осознания человеком своего места в мире, в жизни других людей, осознание человеком своих возможностей, смысла своей жизни. Мировоззрение в жизни человека является продуктом его духовной деятельности. Если говорить о более узком значении этого слова, то мировоззрение – это представлении о мире не конкретного человека, а целых народов, поколений или групп людей: представления мифологические, философские, религиозные, научные, политические и обыденные. Мировоззрение — это некая «картина мира». Оно дает человеку представление о собственной связи с окружающей действительностью.
У каждого человека есть свое мировоззрение, и оно формируется в процессе социализации человека, его общения с окружающим миром. В процессе своего развития мы присваиваем себе определенные ценностные установки, моральные, нравственные признаки, у нас складывается своя «картина жизни». С помощью норм и принципов мы можем взаимодействовать в обществе — так формируются различные классы, группы, сословия. Мировоззрение подразделяется на научное (то есть основанное на научных открытиях, достижениях) и ненаучное (имеет религиозные, мистические компоненты). В современном обществе все больше возрастает авторитет науки, с помощью нее пытаются объяснить ненаучные явления, а также антинаучные феномены.
Мировоззрение людей менялось много раз на протяжении всей истории человечества. Каждой эпохе соответствует определенное мировоззрение, которое дает понятие об окружающем мире и месте человека в нем.
Специфика мировоззрения общества родового, доклассового представлена в мифах. В мифах не разделяются явления природные и общественные, они тесно связаны между собой, не разделяются моменты эмоциональные и практические, также индивидуальные и коллективные начала связаны в единое целое. Но поскольку общество развивалось, появилось разделение труда, выявились различные классы общества. Мифы утратили свою значимость, возникло общество с новым представлением о мире, с новыми ценностями и ориентациями.
Специфика мировоззрения античного заключается в том, что космос — это единый механизм, который объединяет все автономные части, все люди гармонично связаны с миром и друг с другом. Основателями этого мировоззрения стали философы, которые пытались связать все вокруг в единое целое, они пытались найти единые законы для всей вселенной, кризис античного мировоззрения привел к появлению новых ценностей и установок.
На смену античному мировоззрению пришло христианство, можно даже сказать, что христианство пошатнуло основные принципы античного мировоззрения. Пришла принципиально новая, теоцентрическая, картина мира. Существование Бога, справедливого и любящего, становится главным принципом христианства. Этот принцип включал в себя все: организацию как индивидуального, так и общественного бытия, оценку действий человека. Новое мировоззрение в жизни средневекового человека стало лекарством от бесправия и обездоленности. В христианстве целью жизни человека является «спасение» души, — это сильно ограничило деятельность человека и его самостоятельность. Однако общество продолжало развиваться, капитализм, развитие промышленности, индустриализм — все это привело к разрушению доиндустриального общества.
Эпоха возрождения требовала от человека активности, предпринимательских способностей, веры в свои возможности. Также для прогресса было необходимо развитие науки, были сделаны многие важные научные открытия. «Знание – сила» — вот лозунг эпохи возрождения. Новая эпоха была ориентирована на развитие человека как личности. Кризис капитализма привел к мировоззренческому нигилизму, к децентрализации.
Современный человек живет в мире массовой культуры, глобального рынка, управленческих технологий, а также в мире, где можно манипулировать общественным и индивидуальным сознанием. Отчуждение человека от самого себя, от других людей, от природы — все это показатель глубокого кризиса общественных ценностей. Для построения нового общества необходимо воспитание в личности такого мировоззрения, которое могло бы создать пространство культуры, в котором человек смог бы проявить свои лучшие качества.
psy-sait.ru
Роль мировоззрения в жизни человека — реферат
Роль мировоззрения в жизни человека.
Несмотря на то, что
мировоззрение это самое общее
представление о нашем мире, без
него общество и человек будут
находиться в вакууме, в
Мировоззрение, выраженное в его обыденных, типовых, массовых, элементарных проявлениях, заключает в себе не только богатую «память веков», убедительный жизненный опыт, навыки, традиции, веру и сомнения, но и множество предрассудков.
Такое миропонимание порой слабо
Не застрахованы от такого рода влияний и взгляды некоторых людей, профессионально занятых научным, литературным, инженерным и другим трудом.
Какую же роль играет мировоззрение в деятельности людей? Во-первых, мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности. Во-вторых, мировоззрение через свою философскую сердцевину позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонарю, который освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р. Декарт (1596—1650) говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте. В-третьих, на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентации человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия. В научных трудах
отмечается, что через всю историю
философии проходит мысль о трех
основных аспектах духовной жизни человека.
Немецкий философ Л. Фейербах назвал
их сердцем, разумом и волей. В
мировоззрении личности ценности выражают
«линию сердца», знания — «линию разума».
Но только воля делает мировоззрение
реальным, связывает его с жизнью,
переводит в план поведения. Такой
перевод осуществляется посредством
установки — состояния В жизни тесно связаны между собой понятия «воля» и «ответственность». Благодаря воле мировоззрение непосредственно влияет на поведение в реальных жизненных ситуациях. Важным регулятором социального поведения является ответственность — качество развитой личности. Как писал Булат Окуджава, «…чувство ответственности не присуще унылой посредственности». | |
referat911.ru
Роль мировоззрения в жизни человека. Понятие мировоззрения и его структура
Самым важным в жизни человека является то, как он воспринимает этот мир. В зависимости от того, как мы к нему относимся, формируется очень многое в нашем поведении и в отношении, и в индивидуальном осознавании жизни. Темой данной статьи станет проблема определения мировоззрения. Что означает данное понятие, и каковы его типы?
Характеристика мировоззрения
Это самая ключевая проблема, которой занимается философия. Эта наука исследует, анализирует, изучает отношение человека к тому, что его окружает. Не просто связку «мир», не просто человека в отрыве от него, от культуры, от цивилизации. Философия исследует взаимосвязь, взаимоотношение, взаимопроникновение среды и человека.
Альбер Камю подметил, что мир сам по себе совершенно неразумный и бессмысленный; абсурдным считал он также желание человека наделить все окружающее антропоморфными чертами, назвать его человеческим. Без развитого комплексного подхода к жизни невозможно представить себе полноценную личность, поэтому нельзя переоценить роль мировоззрения в жизни человека. Понимание этого факта благоприятно скажется на развитии индивидуума.
Роль мировоззрения в жизни человека
В сборнике знаменитого одно время советского философа Щедровицкого Георгия Петровича говорится о том, что человеку сегодня, как ни печально, мышление как таковое не нужно, мы не используем его в современном мире. На первый взгляд эта фраза может показаться парадоксальной и непонятной, не встраивающейся в наш привычный уклад, в наше представление о себе и мышлении. Но если поразмыслить над высказыванием Щедровицкого, можно обнаружить в нем здравое зерно. Современный человек живет в очень стабильном мире без упоминания, конечно, тех пограничных точек, когда мы сталкиваемся со смертью близких, болезнями, стихийным бедствием, катаклизмами. Солнце с завидным постоянством светит над головой, нет ядерной войны, а каждый день напоминает день сурка, и это очень привычная ситуация. Более того, за нас с вами уже много подумали очень известные ключевые аналитики современности, когда решали, что нам есть, что нам покупать из одежды, что представляет собой идеальный человек, взаимоотношения между людьми, любовь, дружба. Именно они заложили нам в голову идею об «американской мечте». Так люди учатся погружаться в состояние постоянства.
Современные трактовки
В чем заключается роль мировоззрения в жизни человека? Сегодняшние философы и психологи определяют мышление как способность человека решать одни логические задачи, создавать другие, ставить вопросы, которые еще не ставились до них, умение находить выход из сложных запутанных противоречивых ситуаций, основываясь на «рацио», то есть рациональном компоненте своей жизни.
Если проанализировать наше повседневное бытие, то мы, к сожалению, в подавляющем большинстве скажем, что трудно участвовать в такого рода процессах, то есть нам непросто решать логические задачи. Многим из нас гораздо удобнее закрыть глаза на возникшую проблему, уверить себя, что все пройдет само собой, нужно просто подождать или переложить ответственность на других. И все это вытекает из человеческого восприятия. Какую роль в жизни человека играет мировоззрение?
Мысли материальны?
Мы помним о том, что мысли можно воплотить в жизнь, вкладывая в это какой-то мистический подтекст. Да, они на самом деле имеют свойства материализовываться, но работает все не по щелчку пальцев.
В зависимости от того, как мы думаем, какие именно вещи представляем себе, что именно проецируем, в конце концов выстраивается наша реальная жизнь. Так какую роль в жизни человека играет мировоззрение? На этот вопрос можно найти бесчисленное количество ответов. Однако одно из наиболее популярных и известных сегодня определений звучит следующим образом: «Мировоззрение – это совокупность наиболее общих представлений человека о мире, о его месте в нем, о возможностях и способах превращения возможностей в действительность».
Эта трактовка предполагает подход к каждой отдельной ситуации индивидуально в зависимости от конкретной ситуации, создающей тот или иной фон для действий. Все люди по-разному относятся к своим возможностям и превращают их в действительность, имеют различные совокупные представления о том, что есть хорошо, а что есть плохо. В философии эти понятия получили название «О сущем и о должном»: то, что есть, и то, что должно быть на самом деле.
Право на мнение
Как утверждает философия, играет и должно играть огромную роль в жизни человека мировоззрение в современном мире, потому что все это в целом помогает человеку формировать мнение. Настоящее, свое собственное, неподдельное, оригинальное, не подверженное какому-то стандартному шаблонному поведению, пропитанному заготовленными ярлыками, предрассудками, стандартными установками. Само явление и его структура будут представлены ниже в статье.
Понятие, типы, уровни
Что же на самом деле это такое, и какую роль мировоззрение играет в жизни человека? Используемое в привычном для нас ключе понятие впервые употребил представитель классической немецкой философии Фридрих Шеллинг. Он предположил, что есть такая интересная вещь под названием «взгляд на мир» и что этим воззрением обладает каждый человек.
Сегодня мы говорим о том, что определение «мировоззрение» включает в себя несколько компонентов: во-первых, это мироощущение, мировосприятие, это собственно уровень мировоззренческий, и миропонимание. Рассмотрим подробнее.
Мироощущение
Это первичное пребывание человека в этом мире, уровень комфортного либо дискомфортного нахождения в окружающей среде. Особенности мировоззрения заключаются в том, что даже у младенцев, которые еще не являются в полном смысле личностями, которые еще не социализированы, уже имеют зачатки мировоззренческого уровня.Если понаблюдать за маленькими детьми, то можно увидеть необычные вещи. К примеру, поза ребенка, когда он спит, раскидав в стороны руки и ноги. Это положение полного принятия мира, когда ребенок чувствует себя в безопасности и уюте, ему хорошо и комфортно.
И есть другой тип детей, которые живут в домах малютки, от которых отказались родители. Эти дети, которым еще далеко до становления личности, редко кричат. По одной простой причине: потому что понимают, что им кричать бесполезно, ведь все в таких местах происходит в строго определенные часы. Таким образом уже этот несформировавшийся человек заботится о том, чтобы ресурсы не тратились напрасно. Он сохраняет свои силы и энергию.
И вот такой момент нахождения комфортности – это уровень нашего эмоционального чувственного состояния, наших настроений, переживаний, текучих, пластичных, изменчивых эмоциональных состояний. По той же причине, проснувшись и увидев на улице снежную сказку, красоту, мы ощущаем, что внутри что-то встрепенулось, появилась радость. А если за окном дождь, слякоть, состояние очень неприятное, мы включаем грустную музыку и впадаем в меланхолию.
Образ жизни, который ведут люди, не поддается такому жесткому осмыслению, развитию мировоззрения.
Мировосприятие
Компонент нашего мировосприятия – это то, как мы смотрим на мир, взаимоотношения, это уровень рассудка, здравого смысла, уровень формирования элементарных связей между собой, другими людьми, индивидом и окружающим. Уровень мировоззрения, как уже упоминалось, – совокупность более общих представлений о себе и месте в этом мире.
Миропонимание
Это уже совокупность (система) понятий, которые являются отвлеченными абстрактными дефинициями, то есть взаимосвязи между представлениями, которые существуют в психике каждого человека. К особенностям мировоззрения можно отнести еще тот факт, что оно может существовать и без языковых средств, у нас есть внутреннее ощущение, и мы можем не высказывать его вслух.
Но миропонимание невозможно без языкового аналога, то есть нельзя уяснить и понять какие-то вещи без их проговаривания.
Элементы мировоззрения
В компоненте современного мировоззрения обычно в литературе выделяют четыре элемента. Во-первых, это познавательный и когнитивный аспект, все те практические, элементарные, житейские знания, которые каждый из нас приобретает на протяжении всей своей жизни. Как правило, на него оказывают огромное влияние такие моменты, как географическая составляющая (место рождения человека), исторический момент (эпоха), присутствующий в жизни абсолютно любого человека эмоциональный фон, темперамент, особенности нервной системы, отличительные черты среды, в которой мы вырастаем, характер (сангвиники, флегматики, холерики, меланхолики), акцентуация характера (педантизм, абсолютная свобода).
Сюда также можно отнести такое явление, как нормы и ценности. Важно учесть нормы религиозные, социальные, ценностные, исторические.
Мировоззрение и жизненные ценности зависят не только от страны, эпохи, географии, но еще и от пола. Все это закладывается в нас практически с самого момента появления на свет. Например, до сих пор девочки и мальчики воспитываются по-разному, то есть их по-разному учат относиться к боли, к другому человеку.
Еще одна составляющая формирования мировоззрения — это практика. Без претворения его в жизнь этот фактор не существует. Как в свое время сказал Карл Маркс, «практика — критерий истины». То есть мы можем иметь разные взгляды и представления о мире, но без претворения их в реальность успеха добиться невозможно. Мировоззрение, дающее нам какие-либо дивиденды, считается удачным.
Виды мировоззрения
В философской литературе выделяется два вида: обыденное и научное. Сегодня мы говорим о том, что у обыденного мировоззрения наблюдается стихийный характер. Это обозначает, что мы не прикладываем никакого осознанного усилия к формированию мировоззрения, то есть оно обусловлено настоящим моментом, сиюминутной текучей данной ситуацией. Для него характерна методологическая всеядность, то есть впитывание разных взглядов, подверженность чужому мнению без особой критики. Таким образом, обыденный взгляд на мир чисто субъективный, основанный на суждениях, которые в свою очередь имеют тенденцию заменяться, порой даже на противоположные.
Научный же вид характеризуется следующими чертами: логическая непротиворечивость (наличие у человека такой системы, которая позволяет ему объяснять, опираясь на свою систему, все события, которые происходят с ним, выстраивать свою жизнь, совершать какие-то поступки), системность сознания, его структурность, самостоятельность мышления. Такой личности трудно навязать чужое мнение.
Типы мировоззрения
Понятие мировоззрения и его структура могут быть представлены в различных ключах, однако исторически основы мировоззрения сложились из трех типов. Первый тип самый основной, самый глобальный, который возникает раньше всего. Это мировоззрение мифологическое. Оно зарождается в области легенд и преданий.
Человек, находящийся во власти мифологического мировоззрения, — это несвободная личность. Наподобие человека архаического, скованного цепями неволи, который был зависим от всех природных явлений и собственных соплеменников, ведь он не имел права на свое личное мнение. В случае ослушания его могли подвергнуть смерти или остракизму (изгнанию).
Мифологический тип
Мифология по своей сути является фантастическим отражением действительности, которое вместе с тем претендует на статус реальности. Это не просто сказки, легенды, притчи. Это возможность человека описать этот мир.
Но зачем объяснять пространство, окружающее нас? Чтобы перестать его бояться. Потому мифология и имеет антропоморфный характер, ведь все божества, представляющие стихии, наделены человеческим обликом. До сих пор, как и раньше, мифология играет ведущую роль в современном мире. Она сохраняется благодаря той же смысловой нагрузке и заряду, что были рождены в первобытном обществе.
Дело в том, что люди привыкли достраивать целостную картину мира в своем воображении, иначе они чувствуют себя некомфортно в подвешенном состоянии. Крохи имеющегося знания вызывают ужас перед всеобъемлющим неведением, поэтому человек научился самостоятельно преобразовывать пространство вокруг себя.
Религиозный тип
Второй тип – это тип религиозного мировоззрения. Ученые связывают появление религии с развитием классового общества, зарождением неравенства как социального, так и материального.Так возникла железная необходимость избавиться от возможного общественного напряжения, переворотов, революций. Религия легко и удобно перехватила эстафетный флаг у мифологии в целях избегания смуты. Даже сам термин «релегае» означает «связывать». Религиозное мировоззрение, значение которого состоит в большей прогрессивности для общества, в этом смысле обходит мифологическое. В религии человек имеет право на некую свободу. Особенно ярко это выражено в христианстве через свободу воли: бог управляет мирозданием, а за свою судьбу мы в ответе сами.
Если сравнивать божеств Древней Греции и христианских, то можно увидеть, что греческие боги обладали явственной сущностью и не всегда превосходили человека, в то время как боги в современных религиях являются сверхъестественными. Несмотря на кажущуюся секуляризацию, верования в высших существ уходят с ведущих позиций, однако еще ближайшие годы они точно будут крепко держаться на троне всемирной власти.
Философский тип
Третий тип мировоззрения – философское. Оно характеризуется наличием свободной критической оценки себя, другого человека, мира, общества, своего места в этой жизни.
Оно является одним из самых прогрессивных мировоззрений на данный момент. Ведь оно выражается в умении отстаивать свою позицию, опираясь исключительно на рациональный аспект, независимо от чувственного осознания себя в этом мире. Это умение использовать «рацио», интеллект. Самым важным в философском мировоззрении является выработка собственного мнения, взгляда на жизнь. Оно может быть присуще абсолютно любому человеку, необязательно философу.
Можно ли поменять мировоззрение?
Не секрет, что на протяжении всей жизни взрослый человек растет психологически над собой, приобретая новые знания и опыт. Иногда совершенно крутые повороты способны изменить человека до неузнаваемости. Бывало такое, что ярые церковные фанатики становились заядлыми атеистами, бывало и наоборот. Успешные люди могут бросить многомиллионный бизнес и отправиться путешествовать или жить в какую-нибудь деревеньку. Мировоззрение — как пластилин, его можно мять, менять и строить через совершенствование, стремление к нравственным идеалам, путешествуя по свету. Для познания самого себя нужно читать немало философской и психологической литературы.
Мировоззрение в ХІХ веке
После распада СССР многие люди испытали мировоззренческий кризис, который появился из-за крушения надежд и идеалов, заложенных в коммунистическом обществе. Сейчас все базируется на потреблении, все всего достойны, понятия чести, уважения, любви ушли на второй план. Эпоха потребителей заложила мысль в обществе: «Жизнь — удовольствие». Это чистый гедонизм во всем его проявлении. С другой стороны, это не такой уж и плохой способ отвлечь людей от негативных мыслей.
Надеемся, данная статья максимально ясно осветила понятие мировоззрения и его структуру, ведь простота изложения – залог понимания информации.
fb.ru
Какую роль мировоззрение играет в деятельности людей? — Мегаобучалка
1) Мировоззрение даёт ориентиры и цели для человеческой деятельности.
2) Мировоззрение позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей.
3) Человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать важное от иллюзорного.
Мировоззрение всегда связано с убеждением. Убеждение — это прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-либо, точка зрения.Убеждения — это форма мыслительной деятельности человека, связанная с устойчивостью имеющихся знаний. Убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения, но источники их различны.
Источники убеждения
глубокие знания, которые субъект принимает за истину | социальная практика (жизненный опыт),которая подтверждает справедливость или ложность убеждений | ценностные ориентации,сформированные жизненным опытом, образованием и воспитанием |
Рассказ о духовном мире человека был бы неполным без рассмотрения проблемы менталитета. Менталитет(от позднелатинского mentalis – умственный) — определенный образ мыслей, совокупность духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе, народности или нации.
Задание №1: Поработайте с источником
Прочтите фрагмент из труда немецко-французского мыслителя А. Швейцера (1875—1965).
Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования.
Каким требованиям должно отвечать мировоззрение, чтобы быть культуротворческим мировоззрением?
Первое и наиболее общее требование сводится к тому, что мировоззрение должно быть мыслящим.
Только то, что рождено мышлением и обращено к мышлению, может стать духовной силой для всего человечества. Только то, что преломляется в мышлении множества людей и при этом воспринимается как истина, обладает естественно передаваемой и неиссякаемой силой убеждения. Только при условии постоянного апеллирования к мыслящему мировоззрению могут пробудиться все духовные способности человека…
Каким, однако, должно быть мыслящее мировоззрение, чтобы идеи культуры и зиждущиеся на них убеждения могли найти в нем свое обоснование?
Оптимистическим и этичным.
Оптимистично то мировоззрение, которое бытие ставит выше небытия и тем самым утверждает мир и жизнь как нечто ценное само по себе. Такое отношение к миру и жизни порождает стремление относиться к бытию с максимальной бережностью, на какую мы только способны. Упомянутое стремление, в свою очередь, стимулирует деятельность, направленную на улучшение условий жизни индивида, общества, народов и человечества, — такую деятельность, результатом которой являются внешние достижения культуры, господство духа над силами природы и более высокая социальная организация общества.
Этика — область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование личности. Сама по себе она не зависит от того, пессимистично ли мировоззрение. Но в зависимости от этого сужается или расширяется сфера ее влияния…
По мере переориентации этики на миро- и жизнеутверждающее мировоззрение сфера ее влияния расширяется. Ее целью теперь становится не только внутреннее совершенствование индивида, но и воздействие последнего на других людей и весь мир…
(Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М., 1992. — С. 75—76.)
Вопросы и задания к источнику (ответить письменно, отрабатываем навык работы с текстом)
Как вы понимаете выражение «высшее чувство ориентирования»? 2) Автор называет жизнь общества, человека без мировоззрения «патологическим нарушением высшего чувства ориентирования». Как вы понимаете эти слова? 3) Что такое мыслящее мировоззрение, почему именно оно может стать духовной силой для всего человечества? 4) Что такое оптимистическое мировоззрение? 5) В чем состоит роль этики в формировании и действенности мировоззрения? 6) Разделяете ли вы мнение о том, что мировоззрение должно быть оптимистическим и нравственно направленным?
megaobuchalka.ru
Мировоззрение и деятельность человека
Какую роль играет мировоззрение в деятельности людей?
Во-первых, именно мировоззрение дает человеку ориентиры для всей его практической и теоретической деятельности, позволяет сформулировать цели, которые он намерен достичь в процессе своей деятельности. Одна из важнейших проблем — принять мир таким, каков он есть, или попытаться изменить его в лучшую сторону.
Во-вторых, именно мировоззрение дает людям понимание того, как достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает людей методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонарю, который освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р. Декарт говорил, что «хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте».
В-третьих, на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентации человек в своей деятельности получает возможность находить истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека по достижению им своих целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, возможностей человека и смысла его деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.
Менталитет человека
Что такое менталитет человека?
Происходит оно от французского слова, соответствующего русским «склад ума», «умонастроение», «душевность». Правы те специалисты, которые говорят, что точного, однозначного перевода этого термина пока нет. Но сам он употребляется достаточно широко.
Так, например, говорят о менталитете конкретного человека. Что здесь имеется в виду?
Не просто совокупность знаний, которыми он обладает.
Не только его природный или выработанный в процессе образования и самовоспитания ум или интеллект.
Не само мировоззрение как сложная система понятий, в которых отражается многообразие окружающего человека мира и осознание им своего места в этом мире.
Менталитет —совокупность всех итогов познания, оценка их на основепредшествовавшей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.
Иными словами, это своего рода итоговый «сплав», который и определяетдуховный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам.
Считается, что в силу индивидуального процесса формирования духовного мира человека и неповторимости человеческой личности, МЕНТАЛИТЕТ — явление в основном сугубо личностное, хотя говорят и о менталитете того или иного социального слоя, например о менталитете ученого, военного, бизнесмена, юриста.
У всех представителей данного социального или профессионального слоя, в силу их практической деятельности, социального статуса (положения, занимаемого в обществе), некоторой общностижизненного пути, деятельности, которой они занимаются, имеется немало общего в складе ума, в умонастроении, иными словами — в их менталитете.
Говорят и о менталитете тех или иных народов: так, в литературе широко употребляется термин «русская душа», при этом имеется в виду целый ряд психических качеств — открытость для общения, доверчивость, терпение, тенденция к совместной трудовой деятельности (артель, община и т. д.). Разумеется, далеко не каждый представитель русского народа обладает всеми этими качествами, но сложилось мнение, что названные черты являются типичными именно для русского народа. Современная наука о национальных общностях людей — этнология — предпринимает попытки найти психологические черты, черты менталитета различных наций, народностей, иных этнических групп.
Убеждение и вера
Как связаны знание, убеждение и вера?
Мы знаем то, что познали, что получило подтверждение в наших практических делах. Например, мы знаем, что Солнце всходит на востоке, а заходит на западе, и наша повседневная жизнь постоянно подтверждает это, делая наши знания прочными, превращая их в убеждения. Мы убеждены, что и завтра, и послезавтра, и через год Солнце будет всходить на востоке, а заходить на западе. Наши убеждения покоятся на знаниях.
Но любое знание ограничиваетсявозможностями человека, возможностями времени, в котором он живет. Окружающий мир человека между тем бесконечен во времени и в пространствве.
Можно ли познать все?
В мире всегда есть непознанное и недоступное нашему сегодняшнему познанию, хотя, как уже говорилось выше, познаваемое в принципе. Там, где невозможно по тем или иным причинам познаниеоткрывается поле деятельности для веры. Мы верим там, где не знаем точно.
В убеждении — вере преобладает субъективная уверенность. Она может порождаться неосознанными эмоциями и чувствами, многообразными интуициями. При этом нет потребности в аргументации, рациональной доказательности.
В противовес этому для убеждений — знаний характерна опора на достоверную информацию, логическую обоснованность.
В жизни человека важную роль играет каждый из этих видов убеждения. Давно подмечено, что лично значимые, дорогие убеждения во многом определяют практическую деятельность, поведение человека. И не случайно многие самоотверженно отстаивают их.
А. И. Герцен писал о В. Г. Белинском: «Без возражения, без раздражения он нехорошо говорил, но когда он чувствовал себя уязвленным, когда касались до его дорогих убеждений, когда у него начинали дрожать мышцы щек и голос прерываться, тут надобно было его видеть: он бросался на противника барсом».
Убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения, но источники их различны.
Одним из них является жизненный опыт. Осмысливая реальные факты своего повседневного бытия, жизни окружающих людей, человек приходит к важным для себя выводам и обобщениям. Нередко, однако, убеждение возникает не в результате размышлений, а в итоге непроизвольного усвоения какого-то мнения, готового вывода или под влиянием чувств и настроений.
Например, в одной из школ старшеклассникам была предложена анкета, включавшая следующие вопросы:
1.Я уверен, что школа дает нам много лишних знаний: да, нет, не знаю (выберите ответ).
2.Моя уверенность основана на:
а)интуиции,
б)моем личном опыте,
в)опыте моих родителей,
г)мнении многих, окончивших школу,
д)наблюдении за судьбой выпускников,
е)изучении связи между школьной успеваемостью и жизнен
ным успехом.
На первый вопрос большинство ответило положительно. Отбирая основания, многие выделили пункты В и Г.
А какой бы выбор сделали вы?
Большое влияние на формирование убеждения оказывает искусство.
Приведем высказывание Белинского, об ученом и поэте: «Один доказывает, другой показывает, и оба убеждают, только один логическими выводами, другой картинами. Но первого слушают и понимают немногие, второго — все».
Источником убеждений, как видно из высказывания Белинского, может стать и наука, теория. Сила таких убеждений в их обоснованности, аргументированности.
Вместе с тем, оставаясь только «головными» и книжными убеждениями, они могут не выдержать испытания в столкновении с личным опытом, повседневностью.
Мировоззрение, убеждение, вера — важнейшие составляющие духовного мира человека. Они — плод напряженных исканий, прозрений, мучительных сомнений. Но только обретя их, мы получаем твердую почву под ногами в нашем переменчивом и динамичном мире.
studopedya.ru