ПОТРЕБНОСТИ. ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ — Мегаобучалка
Состояние чувства нехватки характерно для любого человека. Такое чувство зависит от внутреннего мира конкретной личности. В него входят вкусовые предпочтения, воспитание, национальные, исторические предпосылки, географические условия.
Потребность — это внутреннее состояние функциональной или психологической нужды или недостатка чего-либо для поддержания жизнедеятельности объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества
Для удовлетворения потребностей необходимы блага. Экономические потребности — та часть человеческой нужды, для удовлетворения которой необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ. Любой человек нуждается в экономической сфере для удовлетворения хотя бы его первичных потребностей.
Потребности являются предметом исследования не только общественных, но и естественных наук. Экономическая наука, в частности, исследует общественные потребности. Общественные потребности — это вид потребностей, которые носят массовый характер, свойственны человеку в силу их общественной природы; включают прежде всего нужды государства и населения в целом. К общественным относят потребности в безопасности, коммуникациях, культуре, образовании, здравоохранении, труде и занятости, отдыхе.
Общественные потребности делятся на две крупные группы: потребности общества и населения (личные потребности).
Личные потребности возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности человека. Они выступают как осознанное стремление человека к достижению объективно необходимых условий жизни, обеспечивающих полное благосостояние и всестороннее развитие личности. Любая личная потребность имеет общественный характер. Причем для статистики можно подсчитать, например, сколько стирального порошка в среднем расходуется регионом за год. В тоже время государство, заботясь о здоровье общества, может начать рекламу витаминизированных напитков, и в результате покупатель предпочтет именно этот вид напитка. Поэтому личные потребности по-другому называются потребности населения.
Существуют системы потребностей общества и населения. Каждая из них характеризуется определенным набором потребностей. Их удовлетворение необходимо для нормального функционирования общества в целом (система потребностей общества), отдельной личности или группы людей (система личных потребностей).
Отличительной особенностью системы личных потребностей является то, что входящие в нее виды потребностей не взаимозаменяемы. Например, полное удовлетворение потребности в пище не может заменить необходимости удовлетворения потребности в жилье, одежде или духовных потребностей. Взаимозаменяемость имеет место лишь в отношении конкретных благ, служащих удовлетворению отдельных видов потребностей.
В ходе развития общества растут и видоизменяются потребности. Некоторые потребности исчезают, возникают новые, в результате чего круг потребностей расширяется. Одновременно происходят качественные изменения в самой структуре потребностей.
Это всеобщий закон, действующий во всех общественно-экономических формациях. Ему подчиняются потребности всех социальных слоев и групп населения, и каждого их представителя в отдельности. Но конкретные формы проявления этого закона, интенсивность, сфера и характер его действия зависят от формы собственности на средства производства, уровня развития производительных сил и господствующих производственных отношений.
Под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса потребности постоянно растут в рамках одной общественно-экономической формации.
Закон возрастающих потребностей: Сначала при зарождении потребность существует как бы в потенции, в основном у лиц, связанных с разработкой и опытной проверкой нового изделия. Когда оно освоено для массового производства, спрос начинает быстро возрастать. Это соответствует стадии интенсивного развития потребности. Затем по мере роста производства и потребления товара потребность в нем стабилизируется, становясь привычкой для большинства потребителей. Развитие научно-технического прогресса ведет к созданию более совершенных предметов, удовлетворяющих ту же потребность. В результате потребность в конкретном изделии переходит в стадию угасания, начинает сокращаться. Одновременно возникает потребность в, усовершенствованном изделии, которая так же, как и прежняя, попеременно проходит все рассмотренные стадии.
Потребности общества определяются необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития. К ним относятся потребности производственные, в государственном управлении, обеспечении конституционных гарантий членам общества, охранения окружающей среды, обороне и т. п.
Существуют условия и обстоятельства, под влиянием которых складываются и развиваются потребности населения.
Процесс формирования и развития личных потребностей характеризуются определенными закономерностями. Различают общие и специфические закономерности формирования и развития потребностей.
Средства формирования потребностей — это рычаги, с помощью которых государство и общество целенаправленно воздействует на процессы развития потребностей. К ним относятся:
1) воспитательно-пропагандистская деятельность;
2) рекламные мероприятия, имеющие цель возбудить и сформировать потребность в конкретном товаре и услуге
Близость понятий «спроса» и «потребностей» очевидна: предположим потребность прошла стадии зарождения и терпит стадию расцвета, тогда спрос на объект этой потребности, т. е. благо, будет возрастать. Но понятие «потребность» гораздо шире и разнообразнее.
Методы формирования потребностей — конкретные способы использования отдельных средств для активного целенаправленного воздействия на потребности населения.
Различают экономические, социально-психологические и организационные средства и методы формирования потребностей.
К экономическим средствам формирования потребностей относятся те, которые связанны с хозяйственной деятельностью общества, отдельных предприятий и отраслей, а так же индивидов как носителей потребностей. Например газификация и электрификация быта, развитие автомобильных дорог, компьютерных сетей, и прочих путей сообщения. Это влияет как на самих потребителей, так и на их образ жизни в целом.
К социально-психологическим средствам формирования потребностей относятся те, с помощью которых оказывается воздействие на сознание потребителей. С помощью этих средств можно стимулировать развитие одних потребностей, ограничивать социально-бесперспективные, нерациональные потребности. Это в основном реклама, средства пропаганды и агитации, применяемые печатью, радио, телевидением, средствами интернета, а также промышленностью, торговлей, учреждениями культуры, здравоохранения образования и т. д.
Организационные средства связанны с самой организацией процесса. К ним относятся выставки-продажи, различного рода просмотры товаров, выставки товаров-новинок, демонстрация моделей одежды.
Человеческое общество, наряду с другими законами, в своем функционировании и развитии регулируется законом подчиненности всей системы деятельности системе потребностей общества. Поэтому абсолютная цель деятельности того или иного общества — это удовлетворение его потребностей.
Заключение
Человек или общество в целом обладает набором потребностей, каждая из которых требует своего удовлетворения. То чего мы достигли в любой области, пусть ценой мировых войн, мировых кризисов в конечном счете является следствием из простого желания или чувства нехватки, или сдвигами внутреннего химизма. Параллельно лежит закон возрастающих потребностей. В основе данного закона лежат потребности конкретного человека, а они характеризуют потребности всего общества. И в то же время этот закон является движущей силой экономического роста, в силу того, что человеку требуется всегда больше, чем он достиг.
Стоимость любого товара на рынке зависит от нашей потребности в этом товаре. Потому что предложение зависит от спроса, а спрос это одна из граней потребностей населения.
Взаимосвязь деятельности и потребностей общества — коренной источник как их обоюдного развития так и всего общественного прогресса, она является абсолютным и вечным условием существования и развития общества. То есть их взаимосвязь носит характер общеэкономического закона.
Потребности общества генетически и исторически — первопричина человеческой деятельности, но вместе с тем они являются и результатом этой деятельности.
Каждый из нас подчиняется закону потребностей сам и не понимая этого, потому что наши потребности строят настоящее и будущее.
Человек эволюционировал и стал «хозяином мира» благодаря своим потребностям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ермишин П.Г. «Основы экономической теории». Курс лекций.
2. Камаев В.Д., «Экономическая теория». Москва: «ВЛАДОС», 1999.
3. Чепурин «Основы экономической теории». Изд-е 4-е. Москва, 1999.
megaobuchalka.ru
Роль потребностей
Экономика Роль потребностей
Количество просмотров публикации Роль потребностей — 183
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Роль потребностей |
Рубрика (тематическая категория) | Экономика |
Потребность вообще — это особое психологическое состояние человека, ощущаемое или осознаваемое им как “неудовлетворенность”, несоответствие между внутренними и внешними условиями жизнедеятельности. Поэтому потребность становится побудителем активности, направленной на устранение возникшего несоответствия.
Человеческие потребности весьма многообразны. В частности, по субъектам (носителям потребностей) различаются индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) запросы людей подразделяются на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства). По сферам деятельности выделяются потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления работоспособности) и экономические.
Рассмотрим подробнее последний вид потребностей.Экономические потребности — это часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг. Именно они участвуют в активном взаимодействии между производством и неудовлетворенными запросами людей. Каково же это взаимодействие?
Производствопрямо влияет
Во-первых, оно создает конкретные блага и тем самым способствует удовлетворению определенных человеческих запросов. Удовлетворение этих нужд и уже потребляемая полезная вещь, в свою очередь, ведут к появлению новых запросов. Вот простая иллюстрация. Допустим, человек стремился приобрести автомобиль. После ᴇᴦο покупки у владельца возникает масса новых нужд. Машину надо застраховать, найти для нее подходящую стоянку или гараж, приобрести горючее, запасные части и многое другое.
Во вторую очередь, ускорение научно-технического прогресса коренным образом обновляет предметный мир и уклад жизни, порождает качественно новые потребности. Скажем, выпуск и поступление в продажу видеомагнитофонов вызывают желание их приобрести.
Третий аспект заключается в том, что производство во многом влияет на способы применения полезных вещей, а тем самым формирует определенную бытовую культуру. Например, первобытный человек вполне довольствовался куском мяса, обугленном на костре. Нашему современнику для приготовления того же куска мяса требуется газовая плита или гриль.
В свою очередь, экономические потребности оказываютобратное воздействие на производство.
Во-первых, потребности являются внутренней побудительной причинои̌ и конкретным ориентиром созидательной деятельности.
Во вторую очередь, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. В силу этого экономические потребности часто обгоняют производство.
Третий аспект заключается в том, что ведущая роль потребностей ярко проявляется в том, что они вызывают движение хозяйственной деятельности — от низшей ступени ко все более высоким.
Если вновь обратиться к рис. 1.1, то теперь станет ясно, что недостающим звеном в схеме кругооборота экономических благ является фаза “потребности”, соединяющая “потребление” и “производство”.
Всю историю экономики мы можем в определенном смысле рассматривать как историю формирования все более высокого уровня потребностей. Современная цивилизация (нынешняя ступень развития материальной и духовной культуры общества) знает несколько уровней потребностей˸
referatwork.ru
6. Стимулирующая роль потребностей разного вида. Ее связь с уровнем дохода. Простое и рафинированное потребление.
Своеобразная ограниченность самого объема физиологических и информационных потребностей человека ведут к тому, что с ростом дохода и, следовательно, уровня удовлетворения этих потребностей, возрастает значимость личностных потребностей. По мере роста дохода все в большей и большей степени поведение человека определяет стремление к удовлетворению именно личностных потребностей. А поскольку последние лишь частично, да и то преимущественно на начальной стадии, удовлетворяются за счет дохода, стимулирующая роль его падает. Все более значимым для работника становится самовыражение в процессе производственно-хозяйственной деятельности. При «бедном» типе потребления, когда произведенная продукция идет на удовлетворение насущных нужд и замена изделий, используемых потребителем, производится лишь в связи с их физическим износом, настройка отношений «П — П» осуществляется относительно просто. Потребитель хорошо знает свою потребность и свои возможные затраты на ее удовлетворение. Производителю также не составляет труда все это установить. Остается при определенном, по сути фиксированном по параметрам качества, количества и цены уровне организовать производство с наименьшими затратами.
В условиях рафинированного потребления:
средство удовлетворения потребности служит как для удовлетворения насущных нужд, так и потребности в самовыражении;
замена изделия, находящегося в эксплуатации, происходит в связи с моральным, а не физическим износом.
В условиях рафинированного потребления приобретаемая вещь удовлетворяет уже не только насущную нужду в том или ином благе, но и служит средством самовыражения. Владение или даже факт приобретения вещи должны свидетельствовать о некотором социальном статусе владельца. Конечно, такое свидетельство несет на себе только статусная вещь, т.е. вещь, которая у основной массы значимых для владельца людей заранее уже увязана с принадлежностью к соответствующему кругу (сословию, профессии, виду деятельности, уровню благосостояния, группе и т.п.) и определенным положением в нем.
В условиях рафинированного потребления не потребитель диктует поставщику конкретную форму удовлетворения потребностей, а производитель через массированную рекламу убеждает потребителя в том, что изготавливаемое им изделие в мнении окружающих наилучшим образом символизирует желанный для него статус, формируя таким образом спрос на свою продукцию.
Статусной вещь становится в результате действия многих разнородных факторов. Однако несомненно, что определяющим фактором является целенаправленная рекламно-пропагандистская деятельность производителей и продавцов соответствующей продукции. Чем лучше, надежнее свидетельство вещи о статусе владельца, тем выше ее цена и больше доля прибыли в ней.
Насущные нужды-потребности кот абсолютно необходимо удов-ть для самого сущ-ния чел-камин биолог и информ-х потребностей, без кот нормальное удовлет-е культ-х потр-ей при данном развитии невозможно.То что мы наз-ем насущными нуждами явл. Минимум необходимым для жизни Дискреционный дохох-необходимый для удовл насущ.нужд. Рафинированное потр-е –доход по существованию превышающий дискреционный.Удовлетворяется пот-ть в самоудовлетворении. С переходомк РАФ-му возрастает неопределенность производительности. При изменении характера потребления меняется экономика-новизна;-статус;Самовыражение ч/заффиляцию, т.е. ч/з подчеркивание принадлежности к чему либо.
studfiles.net
1.Потребности, интересы и их роль в жизни общества.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»
Контрольная работа
по предмету философия
Тема работы:
Источник и движущие силы развития общества.
Комсомольск-на-Амуре
2012г.
План
Введение | Стр. 3 |
1. Потребности, интересы и их роль в жизни общества. | Стр. 4 |
1.1. Роль классовой борьбы, социальных революций в развитии общества. | Стр. 6 |
1.2. Народные массы в историческом процессе. | Стр. 8 |
1.3. Личность в историческом развитии. | Стр. 12 |
2. Роль этносов в развитии общества. | Стр. 14 |
2.1. Теория Л.Н. Гумилева. | Стр. 15 |
Заключение | Стр. 20 |
Список литературы | Стр. 22 |
3
Введение
Проблема источников и движущих сил развития всегда была одной из центральных в философии и обществознании в целом. Долгое время вопросы определения источника движения и развития являлись объектом споров и дискуссий. И только в конце XVIII — начале XIX в. проблема внутреннего источника получила собственно диалектическое категориальное выражение в классической немецкой философии. Под ним понималось противоречие. Так, в социальной философии марксизма под движущими силами развития понимаются разные общественные явления: объективные общественные противоречия, производительные силы, способ производства и обмена; разделение труда; продолжительные действия больших масс людей, классов, народов; разделение общества на классы и классовая борьба; социальные революции; потребности и интересы; наука; идеальные мотивы. Соответственно и в научной литературе движущие силы развития общества также понимаются по-разному: то они связываются с противоречиями общественного развития и их разрешением, то с социальным детерминизмом, то с объективны ми и субъективными факторами истории, то с деятельностью людей или с комплексом перечисленных факторов. Источниками развития любого социального явления выступают те факторы, которые тождественны «непосредственной производящей причине» (труд, технологическое разделение труда, наука, образование).
Источник — это наиболее глубокая причина, дающая исходный импульс самодвижению и саморазвитию. Строго говоря, источником выступает объективное противоречие и только оно.
К движущим силам относятся факторы, направляющие процесс внутреннего спонтанного развития общества. Само различие источников и движущих сил органически связано с проблемой «раздвоения» причинности. Причины делятся на непосредственные и опосредованные. Если непосредственная причина является «делающей», то опосредованная действует как стимулятор, ускоритель, мотив, цель, словом, выступает в роли движущей силы «делающей» причины. Движущая сила развития охватывает собой и другие факторы, через которые опосредствует действие источников.
Противоречие служит одновременно и источником, и самой главной движущей силой (особенно в процессе его разрешения) развития, ибо дает первичный импульс движению и развитию. Более того, роль противоречия не
4
ограничивается таким импульсом, а представляет собой постоянно действующую детерминанту движения и развития. К движущим силам общественного развития относят весьма разнообразные общественные явления: социальные противоречия, производительные силы, способ производства и обмена, разделение труда, продолжительные действия больших масс людей, классов, народов, классовая борьба, революции, потребности и интересы, идеальные побудительные мотивы и др.
Общество представляет собой сложную самоорганизующуюся, саморазвивающуюся систему, в которой тесно взаимосвязаны все его элементы и взаимодействия, находящиеся в непрерывном изменении. Внутренним источником развития общества является разрешение противоречий, возникающих в процессе изменений в обществе. Если эти противоречия не разрешать, они будут накапливаться, обостряться, что может привести к застою, затем и разрушению общественной системы.
Исторический процесс не осуществляется автоматически, он творится людьми в процессе создания материальных и духовных условий существования общества, разрешения противоречий как внутри самого общества, так и между обществом и природой.
Главной движущей силой развития общества является сама многообразная деятельность всех членов общества, участников исторического процесса. К движущим силам истории относятся побудительные силы деятельности: тщеславие и альтруизм, страсть к обогащению, тяга к познанию, склонность к праздности и т.д.
Первоосновой всех этих сил являются человеческие потребности. Потребность — это нужда в чем-либо необходимом для жизнедеятельности человека, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Различают биологические и социальные потребности.
Общество не стоит на месте. Изменения происходят в результате деятельности людей. Что же заставляет их действовать? Потребности. Потребность — это состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований организма, направленное на устранение этой неудовлетворенности. Социальные потребности зависят от уровня развития общества, а также от специфики условий деятельности людей. Они, являясь основой общественного развития, объективны. Потребности человека весьма
5
разнообразны, а субъективным выражением потребностей является интерес. Уже Аристотель справедливо указывал, что человека побуждает к действию интерес. Интерес есть, в сущности, устойчиво направленный внутренний побудительный мотив деятельности, окрашенный эмоционально-ценностными отношениями. Именно руководствуясь своими интересами, люди поступают определенным образом. Это и дает основание выделить мысль о том, что интересы двигают жизнью народов.
В форме интересов движущие силы развития производства предстают в более конкретном виде, а степень реализации их возможностей возрастает (воплощение достижений науки, социальных мыслей, идей и т. д.). Различают интересы по степени общности — индивидуальные, групповые, общественные; по сферам направленности — экономические, политические, духовные; по характеру субъектов — национальные, государственные, партийные; реальные и мнимые; стихийные и сознательные; прогрессивные и реакционные, консервативные.
Тенденцию возникновения новых потребностей, их все большего разнообразия и обогащения, вытекающего из прогрессивного развития общественного, прежде всего материального, производства, называют законом возвышения потребностей.
Потребности производятся точно так же, как и продукты, и различные трудовые навыки. В законе развития человеческой природы заложено то, что, как только удовлетворяется один круг потребностей, они высвобождаются и создаются новые. Вне и помимо закона возвышения потребностей не может быть развития личного, субъективного фактора производства, непосредственных производителей материальных средств жизни, т. е. развития самого общественного производства. Следовательно, закон возвышения потребностей проявляет себя через противоборство разнонаправленных тенденций, механизм его действия сложен и противоречив. Именно закон возвышения потребностей порождает необходимость приобщения трудящихся к высотам научного образования, художественной культуры, управленческой деятельности и т. д., а не благие пожелания правителей, как это утверждают многие.
Без потребностей производство было бы бесцельно, а без интересов и вообще невозможно.
Цели выступают следующей за интересами ступенью развертывания движущих сил. Будучи превращенной формой интереса, они
6
содержат элементы последнего, точно так же, как в интересе всегда есть нечто от факторов, его породивших. «…В истории общества действуют люди,
одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям. Здесь ничто не делается без
сознательного намерения, без желаемой цели» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 306).
Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
Побудительными силами деятельности людей являются также вера, любовь, ненависть и т.д. Человек — существо сознательное, он преобразует мир в соответствии со своими потребностями, руководствуясь в своей деятельности определенными целями.
studfiles.net
Глава 3. Роль потребностей в жизни человека. 90 дней на пути к счастью
Любая проблема, вызывающая страдания, или, иначе, внутриличностный конфликт, заключается в противоречии между существующими у человека неудовлетворенными потребностями и состоянием беспомощности, которое препятствует удовлетворению этих потребности.
Когда я училась в университете, у меня была преподаватель французского языка, которая всю жизнь мечтала побывать во Франции, в Париже, но как только ей задавали вопрос, почему она туда не едет, то она активно жестикулировала и восклицала:
– Что вы такое говорите! Мне, с моей зарплатой это невозможно!
У нее было противоречие между мечтой побывать в Париже, за которой, как выяснилось позже, стояли потребности в новизне, самореализации, и иррациональным убеждением, что это невозможно, укоренившимся в ней с детства. Когда она она узнала, что ее коллега по работе совершенно спокойно организовала себе поездку в Париж, то пересмотрела свои убеждения, и ей тут же представился случай, который позволил побывать в Париже с группой своих студентов совершенно бесплатно.
Давайте разберемся, что такое потребности, и какую роль они играют в достижении счастья. В этой главе я буду опираться на выступление Валентины Владимировны Новиковой, психолога, консультанта по химическим зависимостям, руководителя центра реабилитации «Школа Независимости» в Санкт-Петербурге.
Дело в том, что большинство людей не имеют представление о том, что у них есть какие-то потребности. Но трагедия их жизни состоит в том, что независимо от того, знают они об этом или нет, – потребности все равно есть, и они также хотят получать пищу, как этого хочет, к примеру, наш желудок. Но пища может быть здоровой, полезной и даже целебной, а может быть нездоровой, вредной и вызывать заболевания.
«Точно так же, как желудок получает пищу, здоровую или нет, – говорит Валентина Новикова, как наша душа получает пищу здоровую или нет, как наш дух получает энергию, может здоровую, а может нездоровую, – так и наши потребности. Если мы не будем о них знать, они все равно будут получать свое удовлетворение, только различными, в том числе и нездоровыми способами».
Как незнание закона не освобождает от ответственности, так и незнание человеком своих потребностей влечет за собой последствия, которые являются следствием того, что он не управляет своей жизнью. Его потребности начинают им руководить, потому что именно они лежат в базе мотивов нашего поведения.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Роль специфических потребностей
В современной литературе большое внимание уделяется специфическим потребностям, которые могут быть отделены от остальных и объяснены эмпирически. Примером тому служит потребность в познании. Все люди — существа мыслящие, однако желание знать, понимать, систематизировать, определять приоритеты присутствует у каждого из нас в разной степени. Именно это желание мы и называем потребностью в познании, которой с недавних пор занимаются многие исследователи поведения потребителей.
Сегодня огромен интерес к практическому применению знаний о познавательных потребностях. Например, те, у кого необходимость в знаниях велика, обращают основное внимание на качество используемых в рекламе аргументов. Отношения таких людей, будучи однажды сформированными, остаются довольно устойчивыми.
Что нужно помнить при разработке маркетинговой стратегии
Наша главная цель заключается в том, чтобы укрепить уже высказанный ранее принцип: специалисты по маркетингу и продавцы должны принимать потребности как должное. Вероятность того, что каким-либо способом можно создать или изменить потребность, очень мала. Поэтому главная задача заключается в следующем: позиционировать товар или услугу на целевом рынке как средство, действительно способное удовлетворить (и желательно — максимально) какую-либо потребность. Это основная доктрина суверенности потребителей. Само же маркетинговое воздействие может быть сформировано различными способами. На особенностях последних мы и остановимся.
Осторожно интерпретируйте результаты исследований
Люди имеют склонность давать социально приемлемыеответы на вопросы, касающиеся их мотивации, особенно в такой тонкой сфере, как половое (сексуальное) поведение. Следовательно, необходимо предпринять все усилия, чтобы определить, соответствуют ли слова реальным поступкам. В этом смысле немалую пользу могут принести фокус-группы. Дело в том, что люди обычно ведут себя более открыто, если чувствуют, что и другие тоже говорят искренне. На основе анализа общих схем ответов исследователь может сделать вывод об истинном положении вещей. Если же такое дополнительное изучение потребителей не проводится, можно прийти к неправильному заключению, основанному на поверхностных ответах. Кроме того, непосредственное наблюдение за участниками также может подсказать правильный ответ.
Учитывайте возможность мотивацнонного конфликта
Как правило, в любой ситуации у человека имеются несколько потребностей. Курт Левин предложил теорию, согласно которой одни силы создают движение к объекту-цели (силы сближения), в то время как другие заставляют его избегать (силы уклонения). Следовательно, может возникнуть конфликт. Опытный специалист по маркетингу может распознать приближение такого конфликта и преодолеть его. Вот один пример. Женщина заинтересовалась ранее незнакомой ей маркой одежды для отдыха, которую увидела в каталоге, полученном по почте рассылки. Хотя она заинтересована в приобретении некоторых предметов одежды из каталога (сила сближения), у нее есть опасения относительно размеров и качества (сила уклонения). Ее действия будут продиктованы неким компромиссом между двумя силами. Этот конфликт можно легко предсказать и ослабить, если обеспечить возможность личного общения покупателя и продавца или гарантию возврата денег.
studfiles.net