Россия социальное государство примеры – Россия – социальное государство

Россия – социальное государство

Согласно Конституции РФ (ст.7) Российская Федерация является социальным государством. Под социальным государством принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, стремиться влиять на распределение экономических благ в духе справедливости в целях обеспечения каждому достойного существования.

Социальное государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный государства прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Возможность человека зарабатывать предполагает, прежде всего, наличие работы. Социальное государство обязано в этой связи предусматривать право человека на труд. Такое право закреплено в ст.37 Конституции, дополняемое право граждан на защиту от безработицы.

Основные задачи социально-экономического развития общества определяют и основные направления социальной политики Российской Федерации. К ним относятся: 1) охрана труда и здоровья людей; 2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда; 3) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий; 4) пособий и иных гарантий социальной защиты.

Российская Федерация – светское государство

Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признаётся обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, её каноны и догмы, а также религиозные объединения не вправе оказывать влияния на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства, и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Именно эти принципы закреплены в ст.14 Конституции Российской Федерации.

Российская Федерация – государство с республиканской формой правления.

В Конституции РФ (ст.1) установлена республиканская форма правления. Её главным, определяющим признаком является выборность и сменяемость главы государства. Этим республиканская форма правления отличается от монархии, характерным признаком которой является наследование статуса главы государства.

Различают два основных вида республики президентскую и парламентскую.Главной отличительной особенностью президентской республики является сосредоточение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Должность премьер-министра отсутствует. Президент избирается непосредственно населением, а не парламентом. Правительство формируется президентом и ему подчиняется.

В основу системы высших органов государственной власти парламентской республики положен принцип верховенство парламента, перед которым правительство несёт коллективную ответственность за свою политическую деятельность, т.е. за руководство страной. В парламентской республики, в отличии от президентской, правительство остается у власти до тех пор, пока оно пользуется поддержкой парламентского большинства.

В Российской Федерации (как и в некоторых других странах, например, во Франции) существующая форма правления сочетает черты парламентской и президентской республики. Так, в России президент избирается всеобщим голосованием (и в этом её отличие от парламентской республики). Президент располагает собственными властными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительства. Однако в России наряду с президентом действуют председатель правительства и министры, образующие правительство. Президент вправе распустить парламент (Государственную Думу), но и Дума может выразить правительству вотум недоверия и отправить его в отставку. Все эти признаки и характеризуют Российскую Федерацию как «полупрезидентскую» республику.

studfiles.net

Россия – социальное государство?


Размышления профессора Валерия Расторгуева о том, есть ли предпосылки для развития социального государства, о котором заявил Вячеслав Володин …

Председатель Госдумы Вячеслав Володин считает, что в российском законодательстве следует более полно раскрыть определение «социальное государство», сообщает ТАСС.

«В законодательстве было бы правильно более полно раскрыть определение «социальное государство», — сказал глава нижней палаты парламента РФ, отвечая на вопрос о том, что он понимает под необходимостью проанализировать нормы Конституции РФ. С такой инициативой спикер выступил в конце декабря на встрече руководства Федерального собрания РФ с президентом Владимиром Путиным.

Глава палаты отметил, что Конституция России, принятая 25 лет назад, «определила путь и приоритеты развития России как сильного, демократического, правового и социального государства». «Опираясь на правовой фундамент Основного закона, за минувшие десятилетия удалось решить комплексную и непростую задачу — сформировать систему современного российского законодательства», — указал он.

В то же время 25 лет — тот срок, когда «можно и нужно оценить потенциал для развития и дальнейшего повышения эффективности работы принципов и норм Конституции», продолжил Володин. Он подтвердил, что «этот анализ возможностей актуализации конституционных норм не должен затрагивать, ставить под сомнение основополагающие положения Конституции». «Напротив, речь идет о том, как добиться их максимально качественной реализации, адаптировать к новым вызовам и требованиям времени, — убежден он. — Какие для этого необходимы новые трактовки или дополнительные законодательные решения, которые отвечали бы запросам людей и коренным задачам развития страны».

«Данный подход полностью соответствует широко распространенной в мировой конституционной практике доктрине «живой конституции», необходимость реализации которой в нашей стране постоянно подчеркивает председатель Конституционного суда Валерий Зорькин», — добавил политик.

Ответить на соответствующие вопросы необходимо, констатировал Володин. «Согласно социологическим исследованиям, именно соблюдение и максимально полная реализация конституционных прав граждан — прежде всего социальных прав — является безусловным приоритетом для общества», — напомнил он.

«Более того, за время, которое прошло с момента принятия Конституции, возникло большое количество новых социально-экономических практик, например, профессий и форм занятости», — обратил внимание глава палаты. «Многие из них на сегодняшний день не в полной мере подпадают под правовое регулирование, и права граждан оказываются не защищены: механизмы реализации трудовых и иных социальных прав в этих сферах недостаточны и не обеспечивают эффективную реализацию конституционных норм», — считает он.

«Реализация принципов социального государства, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, которые установлены статьей 7 Конституции, — это ключевой запрос общества к конституционной системе. По сути, это запрос на социальную справедливость», — заключил Володин.

Размышления Вячеслава Володина проанализировал в интервью «Русской народной линии» доктор философских наук, профессор МГУ, заместитель председателя Научного совета по изучению и охране культурного и природного наследия при Президиуме РАН 
Валерий Николаевич Расторгуев
:

 

Вячеслав Володин заговорил о социальном государстве только теперь, после принятия так называемой «пенсионной реформации», которая затронула фундаментальные основы всей социальной политики РФ. И действительно, сегодня настал момент, чтобы остановиться и хотя бы немного подумать, куда идем и что строим, ну и что сами стоим, соответственно…  Этим и интересно его высказывание, которое не содержит в себе ничего нового: кто только не писал и не говорил, еще со времен принятия очередной конституции, что основные цели, названные в ней, совершенно не прописаны и не осмыслены, начиная с тезиса о построении социального государства. Что это такое? С чем его едят? А может быть, и не едят, поскольку есть-то уже нечего, все съели? Даже у меня был целый ряд докладов, сделанных в начале 2000-х в обеих палатах парламента, и соответствующих публикаций на тему о том, что конституционный принцип социального государства – это заведомый обман или самообман. Впрочем, уже тогда это было понятно многим.

Пожалуй, единственная политическая сила в стране, которая с момента своего возникновения в течение всех этих лет постоянно говорит о том, что  конституционный принцип социального государства – не принцип вовсе, а в лучшем случае заявление о намерениях – это социал-демократическая партия  «Справедливая Россия». КПРФ могла бы быть полноценным союзником в борьбе за социальное государство, но для этого ей пришлось бы отказаться от идеи возращения социалистического государства, а это уже откровенный ревизионизм – поддерживать идею, выдвинутую как альтернатива марксизму. Еще труднее представить в качестве союзника  правящую партию, монополизировавшую парламент, поскольку именно ее руками полностью задушена многопартийность (единороссами захвачены почти все места в парламенте) и осуществлен демонтаж главного завоевания социализма – достойного пенсионного обеспечения целых поколений людей, многие из которых не имеют шанса дожить до обещанного «порога дожития», чтобы получить хоть и нищенскую, но поддержку государства. 

Но вернемся к творцам конституции. Никто из них в действительности никогда и не собирался выполнять обещанное – строить хоть что-то отдаленное похожее на эту цель, поскольку заняты они более важной для них программой – не монтажом, а демонтажом социальных гарантий, которые еще остались на «постсоветском пространстве» от эпохи социализма. Идеи Гайдаровского форума – их знамя. И в этом они не оригинальны: вся мировая элита свернула на сколький путь демонтажа социальных гарантий сразу же после разрушения СССР и развала биполярной системы, которая, собственно, и породила мирную конкуренцию «лагерей», где главным инструментом в руках «лагеря капитализма» и стала концепция социального государства. 

Эта концепция зародилась в Европе еще во времена Бисмарка, который впервые ввел государственные пенсии для простого люда, чтобы лишить социал-демократов их главного козыря в борьбе с монархией. Но подлинный расцвет этой идеи произошел в Европе после Второй мировой войны, так как она осталась между молотом и наковальней – дикими темпами социального расслоения на Западе и последовательной социальной политикой лагеря социализма, давшей людям гарантии, которых человечество не знало прежде. Единственным шансом остановить распространение «красной идеологии», сохранить капиталы и систему их накопления стал принцип социального государства, возведенный в ряде европейских стран в ранг основного конституционного принципа.

Если в начале пути страны Запада сильно проигрывали Советском Союзу и странам социалистического лагеря в социальном плане – не было базовых социальных гарантий для населения, которые даже и не декларировались, то со временем благодаря избранной модели на Западе удалось добиться многого. Заметные изменения произошли на ниве борьбы с нищетой и безработицей, в защите политического равноправия женщин, в обеспечении доступного образования и пенсионного государственного обеспечения старших возрастных категорий и так по всему спектру социальных гарантий, которые до этого были привилегией жителей соцстран. 

В СССР и социалистических странах успешно проводились реальные социальные реформы. Путь запланированных социальных реформ избрала и Западная Европа, которая во много переняла у нас опыт государственного перераспределения и долгосрочного планирования. К примеру, если в СССР в деятельности парламента принимали полноправное участие женщины и представители самых различных профессий, то осуществлялось это за счет квотирования. Вроде бы выборы по квотам, когда выбирать приходилось, по сути, уже назначенного кандидата, не имеют ничего общего с западной демократией, но именно этот принцип квотирования и был заимствован западными странами, объявившими себя социальными государствами. Благодаря ему они добились высокого представительства женщин в органах власти, да и многих иных социальных гарантий. При этом социальное государство было и остается альтернативой социалистическому обществу, построенному в Советском Союзе и странах социалистического лагеря. 

Во время демонтажа Советского Союза все мыслимые и немыслимые ресурсы страны были растрачены не для созидания, а для разрушения очень сложной многоуровневой системы социальных гарантий, характерных и для социалистического общества, а ныне и для социальных государств. Разумеется, Россия деградировала, в то время как в Европе постоянно поднимался уровень социальных гарантий. Но, увы – в определенной точке встречного движения в нашей стране к власти пришли олигархи, желающие одного – любой ценой встроиться в мировую элиту. Бегство элит – процесс, детально описанный А.С. Панариным. Именно в этот момент у западных хозяев мира уже не осталось ни малейшего стимула делиться и окрепло желание медленно, шаг за шагом, демонтировать до основания все, что было связано с социальным государством. 

И начался этот поворот с повышения пенсионного возраста в большинстве западных демократий… А далее – шоковая терапия, во многом вызванная неконтролируемой миграцией, которую потому и превратили в искусственно неразрешимую проблему, чтобы заставить рядовых европейцев пожалеть о собственных социальных завоеваниях, которые на их глазах пожираются толпами чужеземцев, не готовых интегрироваться, но готовых  потреблять и потреблять заработанное европейцами право на поддержку своих государств. А эти гарантии не резиновые – еще немного и, глядишь, социальное государство само рассосется в Европе, став совершенно не рентабельным. Всеобщие протестные наслоения, движение «желтых жилетов» во Франции и невероятный подъем социалистических идей среди молодежи в США (до 20 процентов) свидетельствуют масштабах надвигающейся катастрофы. О глубочайшем кризисе и чудовищном социальном расслоении, которое характеризует сегодня Западный мир и служит приговором всей капиталистической системе, говорилось в последнем докладе Римского клуба (об этом читай мое недавнее интервью на РНЛ: Подводим итоги, провидим будущее: Кому тоги и чертоги, а кому рубище.

Идея социального государства осуществлялась в европейских странах не единообразно, а на основе множества различных национальных моделей – скандинавских, французской, германской. Это позволяет нашим доморощенным деформаторам ссылаться на сожность проблемы, связанную с многообразием типов социального государства. В действительности все намного проще. Дело в то, что был и остается общий универсальный механизм, который и сделал все модели социального государства жизнеспособными – это контроль государства за социальными ножницами, как называют разрыв между 10 процентами малообеспеченных граждан и 10 процентами самых  высокообеспеченных людей. Суть социального государства предельно проста. Она заключена в том, что государство должно крепко держать кольца от этих ножниц в своих руках, контролируя разрыв лезвий, который  не должен превышать определенных норм – имущественный разрыв при таком подходе не может выходить за грань дозволенного (в разных странах граница дозволенного определяется по-разному – от 7 до 14 пунктов). Но как достичь этого эффекта? Только одним способом – за счет прогрессивного налогообложения, когда огромные прибыли не присваиваются дельцами, а перераспределяются в пользу социально уязвимых групп: причем именно государство перераспределяет ресурсы в пользу бедных. 

К сожалению, такая методика оценки ситуации и рисков давно уже не применима к России. Здесь социальные ножницы изначально выпали из рук государства, в результате чего социальный разрыв на порядок выше, а численность малообеспеченных – на порядок больше из-за отсутствия среднего класса – основного фактора стабильности системы. Но именно благодаря «управляемым социальным ножницам» и введению прогрессивной шкалы налогообложения – и на прибыль, и, что особенно важно, на наследование – на  Западе было создано не только социальное государство, но его главный продукт – современное гражданское общество нового типа – гражданское общество как третий сектор экономики. Это самый влиятельный сектор экономики после государства и крупного частного бизнеса. Его ячейки – неправительственные некоммерческие организации (НКО), как правило, однопроблемные – самоуправляемые организации социальной и экологической направленности, а также религиозные общины. Они, кстати, могут заниматься самыми различными видами бизнеса, но с одним более чем существенным отличием – получаемая прибыль не присваивается хозяевами, а полностью отдается только на благотворительность, социальную помощь и другие социально значимые цели, а также на развитие дела. 

Поддержка государства выражается в том, что НКО вообще не облагаются налогами, и это дает им колоссальную фору, которая появляется в конкурентной борьбе с государственным и частным бизнесом только при условии значительной верхней планки прогрессивного налогообложения. Она в ряде стран приближается к 50 и даже к 80 процентам (такой порог был введен, например, Рузвельтом, благодаря чему удалось вывести страну их депрессии). На Западе гражданское общество процветает и вовлекает в орбиту социально ориентированных НКО до 60 — 70 процентов активного населения, причем НКО развиваются совершенно самостоятельно. В России даже признаков подобного подъема не намечается. Только что в Общественной палате был подготовлен развернутый доклад о гражданском обществе в России, где говорится о том, что в Москве, к примеру, в волонтерском движении участвует только 2% населения. Сравните цифры: 60% активного населения в крупных и малых городах Европы и 2% в Москве! 

Тот факт, что у нас отсутствует прогрессивное налогообложение и на наследование,  углубляет социальный и имущественный раскол, начисто исключает создание мощных благотворительных фондов, на основе которых в большинстве стран функционируют негосударственные университеты, госпитали, хосписы и бесконечное число других социальных и благотворительных организаций, снижающих на порядки социальные и политические риски. К примеру, продление сроков выхода на пенсию не стало бы трагедией для миллионов и не превратилось в фактор чрезмерного риска для системы в России, если бы у нас существовали и функционировали тысячи благотворительных организаций, готовые протянуть руку помощи каждому нуждающемуся. И это хорошо понимают богатейшие люди планеты, но не наши олигархи. К примеру, когда Трамп обратился с предложением существенно снизить верхнюю планку налогообложения для крупного бизнеса, то именно семья Рокфеллеров и другие богатейшие семьи выступили против этого заманчивого, казалось бы, предложения: устойчивость политической системы стократ дороже.

Я мог бы продолжать эту тему до бесконечности. Тем более, что совсем недавно, в середине декабря, я специально говорил о возможности реализовать конституционный принцип социального государства с подлинным, а не имитационным гражданством, основанном на активном участии в гражданском обществе, на заседании в Совете Федерации «Об укреплении российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций». Когда будет опубликована стенограмма, с удовольствием поделюсь с читателями РНЛ. Надежда умирает последней…  

ruskline.ru

Россия как социальное государство

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 7) Российская Федерация считается социальным го­сударством. Под социальным принято понимать го­сударство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, стремиться влиять на рас­пределение экономических благ в целях обеспечения каждому гражданину достойного человека существо­вания.

Социальное государство стремится обеспечить каж­дому гражданину достойный человека прожиточный минимум. При этом оноисходит из того, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Вмешательство государства следует лишь тогда, когда такая возможность по разным причинам не может быть реализова­на. Возможность человека зарабатывать предполагает, прежде всего, наличие работы. Социальное государ­ство предусматривает в этой связи существование права на труд. В Конституции РФ содержится лишь право (ст. 37) «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и про­фессию». Такое положение обеспечивает свободу тру­да, но ставит под сомнение возможность каждому че­ловеку заботиться о получении трудового дохода. Прав­да, в Конституции есть право на защиту от безработицы (ст. 37).

Личная ответственность каждого за его собствен­ное благополучие неразрывно связана с семьей. Семья — важнейший компонент общества, связываю­щий его с государством. Социальный потенциал семьи — это ее возможный вклад в жизнедеятельность и развитие общества, ее роль в решении стоящих пе­ред ним задач.

Семья находится под защитой общества и государ­ства, как в правовом, так и в социальном плане. Поэтому социальное государство в тех случаях, когда возможность зарабатывать для удовлетворения определенных потребностей превышает силы работающих в семье, несет особую ответственность за доступность для таких семей жизненно важных благ.

Одной из важнейших целей социального государ­ства является обеспечение социального равенства. Правовое государство обеспечивает равенство всех перед законом. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства. Одной из раз­новидностей социального неравенства является неравенство, связанное с положением, приводящим к ут­рате средств к существованию из-за болезни, старо­сти и т.д., а также, к особого рода, расходам (похоро­ны, утрата имущества в результате пожара и других стихийных бедствий). Средством социального государ­ства, противостоящим этим превратностям судьбы, становится социальное обеспечение.

Демократическое социальное государство стремит­ся к равенству граждан на основе роста благосостоя­ния.

Социальная политика представляет собой часть об­щей политики государства, регулирующую отношения между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанными с изменениями в социальной структуре общества, ростом благосостоя­ния граждан. Демократическое преобразование рос­сийского общества заключается в переустройстве ус­ловий и образа жизни людей и в коренном измене­нии социальной структуры, в ходе которого должно быть преодолено резкое имущественное расслоение общества. Этим и определяется содержание социальной политики Российской Федерации на всех этапах этого преобразования.

Главная задача социальной политики Российской Федерации — достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых воз­можностей для развития личности.

Основная задача социального развития российско­го общества определяет основные направления социальной политики Российской Федерации, реализация которых на практике обеспечит создание основных элементов социальной государственности в Российс­кой Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного ми­нимального размера оплаты труда; обеспечение госу­дарственной поддержки семьи, инвалидов и пожи­лых людей; развитие системы социальных пособий и

иных гарантий социальной защиты.

1. Охрана труда и здоровья людей.

В демократическом обществе труд не может но­сить принудительный характер. Гражданин распоряжается своими способностями к труду самостоятель­но или на основе договора. Деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству Российской Федерации и приносящую им заработок, принято называть занятостью.

Российская Федерация стремится к созданию ус­ловий для полной занятости населения. В этих целях государственная политика Российской Федерации направлена на обеспечение равных возможностей всем гражданам, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения; поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан; обес­печение социальной защиты в области занятости: со­четание самостоятельности республик в составе Рос­сийской Федерации, краев, областей; обеспечение за­нятости, включая социальное обеспечение.

Государство осуществляет программы подготовки, профессионального обучения и переквалификации ра­ботников, зарегистрированных в службе занятости населения в качестве ищущих работу.

Государство гарантирует выплату пособий по без­работице и по переквалификации; обеспечивает пре­доставление компенсации работникам, вы­свобождаемым с предприятий, выплату стипендии в период профессиональной подготовки, переподготов­ки или повышения квалификации и т.д.

Государство уделяет внимание созданию здоровых и безопасных условий труда, обеспечивает введение для лиц, занятых в отраслях с тяжелыми, опасными или вредными условиями труда, дополнительных льгот.

Наряду с охраной труда важной составной частью социальной политики считается охрана здоровья граж­дан. В Российской Федерации финансируются феде­ральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государ­ственной, муниципальной, частной систем здравоох­ранения, развитию физической культуры и спорта.

2. Установление гарантированного минимального размера оплаты труда.

Ответственность государства за предоставление гражданину прожиточного минимума наступает лишь в том случае, когда потребности работающего челове­ка не могут быть удовлетворены надлежащим обра­зом. Одним из средств удовлетворения этих потреб­ностей является установление гарантированного ми­нимального размера оплаты труда. Этот размер зави­сит от экономических возможностей общества и не всегда соответствует той цели, для достижения кото­рой он установлен.

3. Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и по­жилых граждан.

­ Брак в Российской Федерации основывается на доб­ровольном согласии и равноправии супругов. Однако свобода брака требует ответственного отношения к нему и его последствиям. Семья отражает состояние психи­ческого здоровья живущих поколений, уровень их спо­собностей к интеграции в общественную жизнедея­тельность. Все это определяет особую заботу государ­ства о содержании и воспитании детей. На родителях лежит обязанность содержать и воспитывать своих де­тей до совершеннолетия. При этом труд по воспита­нию детей приравнивается ко всякому другому труду, является основой для достойного социального обеспе­чения. Поскольку семья основывается на взаимных обязанностях ее членов, трудоспособные дети должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.

В условиях равенства всех граждан в Российской Федерации дети пользуются равной правовой и: соци­альной защитой вне зависимости от происхождения и гражданского состояния родителей. Вместе с тем дети как граждане Российской Федерации пользуют­ся от рождения некоторыми основными правами и свободами человека.

Заботу о детях-сиротах и детях, лишенных роди­тельского попечения, берут на себя государство и об­щество. Государство и общество обеспечивают содер­жание, воспитание и образование детей-сирот и де­тей, лишенных родительского попечения.

Государство проявляет заботу также об инвалидах и пожилых гражданах. Оно развивает систему специальных предприятий для работы инвалидов, обеспечивает инвалидов специальными средствами передви­жения, протезами. Государство развивает систему социальных льгот, установленных для участников Великой Отечественной войны и лиц, к ним прирав­ненных, расширяет сеть домов-интернатов для пре­старелых и инвалидов, повышает уровень их соци­ально-бытового обслуживания.

Развитие системы социальных льгот. Социальные службы — учреждения, предоставляющие гражданам социальные услуги. В широком смысле такие услуги охватывают всю социальную сферу общественной жизни, в которую входят вопро­сы оплаты и условий труда, занятости, обеспечение потребности в товарах и услугах, жилищных усло­вий, охраны здоровья населения, образования, куль­туры и т.д. В узком смысле слова такими службами являются специальные службы социального обеспе­чения и социальной защиты.

Российское государство заботится о развитии всех этих служб. Малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за дос­тупную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с уста­новленными нормами. Развивается сеть государствен­ных и муниципальных учреждений здравоохранения. Российская Федерация гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и сред­него профессионального образования в государствен­ных или муниципальных образовательных учрежде­ниях.

Российская Федерация имеет широкую сеть учреж­дений социального обеспечения и социальной защи­ты, обеспечивающих проведение социальной полити­ки государства в сфере поддержки инвалидов и по­жилых граждан, пенсионного обеспечения и т.д.

5. Установление государственных пенсий, пособий, и иных гарантий социальной защиты.

Развитие государственной системы социального обеспечения определяется ростом расходов государ­ства на пенсионное обеспечение, обусловленным уве­личением численности и доли людей, имеющих пра­во на получение пенсий и пособий, а также инфляци­онными явлениями: уменьшение зависимости разме­ров пенсии от уровня оплаты труда работников; распространение пенсионного обеспечения на новые ка­тегории населения и повышение размеров пенсий; уменьшение дифференциации размеров пенсий в за­висимости от времени ухода на отдых, а также в за­висимости от разных форм собственности.

Задачи первых лет проводимой в стране экономи­ческой реформы состоят в том, чтобы создать меха­низмы рыночного хозяйства и, опираясь на них, най­ти новые формы социальной защиты граждан в изме­нившихся условиях. Однако эти задачи решаются медленно и во многих отношениях неудовлетворитель­но. В результате не снижается острота проблемы бед­ности, которая все больше перерастает в проблему нищеты. В стране наблюдается последовательное уси­ление расслоения населения по доходам и материаль­ному обеспечению.

Из-за полного отсутствия социальной ориентации экономической реформы сложилась ситуация, когда цены товаров близки к мировым, а цена труда намно­го ниже мирового уровня. В этих условиях о социаль­ном государстве появится возможность говорить сколь­ко-нибудь реально только тогда, когда Российская Федерация добьется фактического продвижения по всем этим направлениям, когда будут реализованы конституционные нормы, определяющие социально-­экономические права человека в России.

 




infopedia.su

Россия – социальное государство. Понятие социального государства. Признаки России как социального государства.

Россия- социальное государство в это понятие вкладывается следующий смысл: это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Имеется в виду не фактическое равенство, которое приводит к равенству в нищете, а всего лишь равномерное содействие благу всех граждан и максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот. Задача социального государства — обеспечить своим гражданам следующие условия:

a. каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум;

b. каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи;

c. нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.

Выполнение этих требований требует долгой и кропотливой работы всех граждан, проживающих в России. Представляется, что социальным государством Россия в полной мере может стать лишь в будущем, но прежде она должна стать правовым государством. Государство, в котором власть ведет себя цивилизованно, считается с народом и подчиняется праву, способно в большей мере накопить и сохранить богатства и обратить их на нужды людей. Если же власть живет по созданным для себя законам, праву не подчиняется и не способна умерить свои аппетиты, социальных благ остается мало и распределять больше приходится не социальные блага, а социальные тяготы и нужды.

Социальное государство (от нем. Sozialstaat)особый тип современного высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизацию отношений государственных институтов и общества.



1. Достойный уровень заработной платы трудоспособных граждан. Именно их трудом содержится государство и общество в целом, поскольку они являются основными налогоплательщиками. Одним словом, чтобы хорошо работать, надо иметь достаточные для этого, прежде всего материальные, стимулы.

2. Высокий уровень удовлетворения людьми своих потребностей. Многие еще помнят советские времена, когда в карманах у людей были деньги, но на них практически ничего нельзя было купить — пустые полки магазинов, кругом очереди, порой даже за хлебом.

Если речь идет о физиологических потребностях, то должно быть хорошее питание (сбалансированное, качественное, достаточное по количеству). Все мы нуждаемся и в психологическом комфорте, а следовательно, хорошем времяпрепровождении как в период отпуска, так и в период между работой. Немаловажно для каждого и социальное общение. Есть у нас и политические потребности, а отсюда вытекает наличие у нас возможностей доводить до сведения власти свои интересы, чаяния и желания. Нельзя сбрасывать со счета потребности духовные, которые способна реализовать развитая сеть культурных учреждений.

3. Мощная социальная защита нетрудоспособных слоев населения. Имеются в виду пенсионеры, инвалиды, дети, учащиеся, безработные, переселенцы, беженцы и т. д. Они должны получать пенсии и пособия в таком размере, чтобы не чувствовать себя ущербными членами общества и иметь возможность на достойном уровне удовлетворять свои потребности. При этом следует учитывать, что, например, пенсионеры в прошлом были активными членами общества и сполна вложили свой труд в его процветание.

4. Хорошая система образования, здравоохранения и других социальных услуг. Образование — важный фактор продвижения личности вперед, здравоохранение — залог ее комфортного существования, удобство дорожного и транспортного обслуживания повышает динамизм личности. Это известно всем. Однако следует обратить внимание и на то, что деятельность в области государственного управления также относится к социальным услугам. Эффективный государственный менеджмент, т. е. осуществляемый в интересах людей, — важная характеристика социального государства.

5. Минимизация социальных различий. В обществе существуют различные страты, в пределах которых имеются также различия возрастные, половые, профессиональные и др. И тем не менее по социальному положению, т. е. значимости для общества, а отсюда и по положению имущественному, все же резких различий не должно быть. Понятно, что напряженность работы, допустим, министра гораздо выше, чем у большинства работников. Но как бы чувствовал себя тот же министр, если бы в подъезде, где он проживает, никто не убирал? Считается допустимым, если доход высшего и низшего слоев общества различается примерно в шесть раз, но никак не в десятки раз, как это пока имеет место в России.

6. Реализация социальной справедливости. Социальную справедливость в упрощенном варианте можно определить, как соответствие того, что человек дает обществу, тому, что он от него получает. Много копий сломано на этот счет. Однако большинство согласятся с тем, что вряд ли справедливо, когда значительные богатства, накопленные многолетним трудом всего российского народа, вдруг в одночасье оказались в руках расторопных дельцов — олигархов. Или разница в заработной плате рядового рабочего и директора предприятия в сто и более раз, что совсем не свидетельствует о социальной справедливости.

7. Мирное разрешение социальных конфликтов. Конечно, желательно до конфликтов все же не допускать, И тем не менее совсем избегать их не удается. Например, большое число фермеров США и Европы в течение многих лет выращивали продукцию для России (зерно, кур, цветы и др.). Однако Россия в последнее время по многим позициям отказывается от экспорта. Фермеры зарубежных стран проявляют недовольство и склонны бастовать. Правительства этих стран вынуждены рассматривать вопрос о выделении им субсидий, что, понятно, сразу может отразиться на других слоях населения. Однако это все же лучший вариант разрешения социального конфликта, нежели битье витрин или блокирование железных или автомобильных дорог возмущенными фермерами.

8. Воплощение в жизнь нравственных предписаний общества. Благотворительность, милосердие, альтруизм и другие явления бескорыстной помощи людей друг другу становятся нормой жизни, а не экзотическим явлением, не говоря уже о неукоснительном и привычном соблюдении всеми норм морали в своем поведении.

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

5. Российская Федерация — социальное государство

Новая российская Конституция не только отдает дань «классике», но и отражает современные подходы к концепции правового статуса человека и гражданина. В связи с этим обращает на себя внимание статья 7 Конституции, устанавливающая, что Российская Федерация — социальное государство. Подобные записи можно найти в ряде конституций, принятых начиная с середины XX столетия и отражающих представления о том, что государство призвано взять на себя осуществление ряда социальных функций. Так, Основной закон ФРГ 1949 года называет германское государство социальным (статья 20). Российская Конституция также исходит из того, что политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а эго предполагает обязанность государства регулировать социальную сферу, не только провозглашать, но и обеспечивать широкий круг экономических, социальных и культурных прав.

Что же означает конституционная формула о социальном государстве? Ведь Конституция не дает конкретную социальную программу. Следует, однако, иметь. в виду две главные задачи государственной политики. Первая из них заключается в том, чтобы создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Это — охрана труда и здоровья людей, установление минимального размера заработной платы. Вторая главная задача государства — поддержка слабо защищенных в социальном плане слоев населения, семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Предусматривается развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

В сфере образования Конституция 1993 года гарантирует общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование. Каждый вправе на конкурсной основе получить бесплатное высшее образование. Однако не исключается платное образование как в государственных, так и в негосударственных, частных учебных заведениях. В сфере здравоохранения медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Стоит особо сказать о том, что медицинское страхование может быть обязательным, субъектами которого являются органы государственного управления, предприятия, учреждения, организация, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, и лица свободных профессий, и добровольным.

В сфере социального обеспечения Конституция предусматривает государственные пенсии и социальные пособия, равно как поощряет добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Приведенные примеры отражают новый подход Конституции Российской Федерации к социальным правам. Во-первых, этот подход состоит в том, чтобы создать в обществе необходимые условия, как материальные, так и иные, в том числе правовые, а уже эти условия должны работать на обеспечение достойного образа жизни с участием самого общества, его членов. Во-вторых, государство применяет дифференцированный подход: для большинства общества оно создает предпосылки развития их инициативы, предприимчивости, энергии, справедливо ожидая от них собственной активности, а берет на себя непосредственно заботу о поддержке слоев населения, менее других защищенных в социальном плане. о тех. кто самостоятельно не выживет или не достигнет разумного жизненного стандарта. В-третьих, социальные права гарантируются не только за счет средств государства, но и путем привлечения средств частного бизнеса, благотворительных фондов и, конечно, самих людей, которые способны вкладывать часть своих средств в пенсионное и медицинское обеспечение, образованием иные социальные сферы.

В основе такого подхода лежит новая экономическая ситуация и особенно преодоление отчуждения человека от собственности. Как устанавливает Конституция 1993 года, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35). Тем самым получило содержательное значение положение Конституции: каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Конституция 1993 года отличается от своих советских предшественниц тем, что основы экономической системы определяются как непосредственно, так и через права человека и гражданина. Если Конституция 1978 года содержала отдельную главу «Экономическая система», являвшуюся к тому же второй в ее структуре, а в данной главе, по существу, закреплялись устои огосударствления экономики и даже инструменты хозяйственного управления, то в действующей российской Конституции такая глава вообще отсутствует. В «Основах конституционного строя» закреплен фундаментальный принцип о признании и равной защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Этот принцип распространен на землю и другие природные ресурсы.

Утверждение права частной собственности в качестве конституционного принципа Российского государства — самое кардинальное преобразование в сфере экономики. Его значение предопределяет чрезвычайную важность большой законодательной работы, связанной с полной и последовательной реализацией этого принципа.

Конституционный статус личности в России — одно из важнейших достижений на пути преобразования общества. Это убедительное доказательство того, что наша страна идет по пути демократии и гуманизма, строит правовое государство. Многое сделано в сфере политических прав и свобод, особенно в создании предпосылок для развития многопартийности, гласности, информации, деятельности общественных организаций. Есть определенные успехи в обеспечении экономических свобод, в частности в сфере предпринимательства. Однако в целом конституционный статус личности реализуется далеко не полно и непоследовательно. Положение в этой сфере жизни нельзя назвать благополучным.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *