Рынок ценных бумаг статья – Рынок ценных бумаг как рынок услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Содержание

Рынок ценных бумаг: основные проблемы и тенденции развития

Библиографическое описание:

Крикливец А. А., Сухомыро П. С. Рынок ценных бумаг: основные проблемы и тенденции развития // Молодой ученый. — 2019. — №4. — С. 230-231. — URL https://moluch.ru/archive/242/56061/ (дата обращения: 08.07.2019).



Рынок ценных бумаг является составной частью финансового рынка, на котором происходит перераспределение денежных средств с помощью таких финансовых инструментов, как ценные бумаги.

Ценная бумага — это документ установленной формы и реквизитов, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможна только при его предъявлении.

Рынок ценных бумаг находится в постоянном развитии, так как связан с ростом мировой экономики. Однако, характер и направленность тенденций развития рынка ценных бумаг напрямую зависит от того, на каком этапе развития находится государство, так как тип экономической системы и экономическая модель непосредственно влияет на следующие факторы:

− нормативно-правовая база, обеспечивающая функционирование рынка;

− политика ЦБ по отношению к рынку ценных бумаг;

− основные цели, которые будет преследовать рынок ценных бумаг.

Именно по этой причине, рассмотрение проблем и тенденций развития рынка ценных бумаг следует проводить на примере стран, чья экономика развивается по разным экономическим моделям. Например: Китай, Россия и США.

Основной проблемой рынка ценных бумаг Китая является низкий уровень его интернационализации. Помимо высоких требований к компаниям, желающим разместить свои ценные бумаги на рынке, относительно объема их капитала, также существуют ограничения по роду деятельности компаний. Происходит это по причине того, что рынок ценных бумаг Китая ориентирован на внутренние инвестиционные ресурсы и в целом доля иностранного капитала незначительна.

Причиной для такой модели рынка ценных бумаг регулятивная функция государства на рынке, что не позволяет открыть его для иностранных инвесторов.

На данном этапе развития рынка ценных бумаг Китая происходит процесс либерализации рынка по системе КИИИ (Квалифицированный Иностранный Институциональный Инвестор), путём передачи некоторых полномочий по контролю над рынком непосредственному профессиональному участнику. Таким образом, открывается возможность привлечения иностранного капитала и, как следствие, увеличение повышения роли фондового рынка в финансировании экономики, рост доли акций в свободном обращении, ускоренное развитие рынка корпоративных облигаций, расширение сектора институциональных инвесторов.

В отличие от рынка ценных бумаг Китая, рынок ценных бумаг США является открытым для иностранных инвесторов и акционеров. Отсюда вытекает первая проблема: высокая зависимость от состояния мирового рынка ценных бумаг и экономических кризисов.

Другой основной проблемой рынка ценных бумаг США являются макроэкономические показатели страны: увеличивающийся государственный долг и бюджетные дефициты США. По этой причине, рынок ценных бумаг вынужден выступать в качестве регулировщика денежно-кредитной системы государства, что оказывает нагрузку на участников рынка, а также сокращает возможный объем капитала для частных инвестиций.

К основной тенденции развития рынка ценных бумаг США можно отнести рост самофинансирования корпоративного сектора и заимствования им средств у банковского сектора.

Что касаемо российского рынка, то на данный момент большинством исследователей он относится к развивающимся рынкам, так как страна занимала 67-ю позицию из 84-х возможных в 2016 году, при этом в 2015 году она занимала только 78-ю позицию.

К основным чертам российского фондового рынка можно отнести:

− развитие, замедляющееся время от времени под влиянием определенных факторов;

− значительные колебания цены за короткий промежуток времени;

− маленький объем торгов, сконцентрированный в узком кругу крупных предприятий;

− очень малая доля участников — частных инвесторов.

Также одним из основных препятствий развития рынка ценных бумаг РФ являются высокая зависимость от цен на природные ресурсы. Таким образом, падение цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке заметно ухудшило ситуацию на рынке ценных бумаг России.

Еще одной проблемой российского рынка ценных бумаг является большой перечень рисков, таких как валютный, инфляционный, политический, экономический. Сейчас эта проблема особенно актуальна. Под влиянием экономической нестабильности в стране, особенно отмечается снижение интереса у инвесторов к облигациям из — за отсутствия уверенности.

Однако, необходимо отметить, что сейчас российский рынок ценных бумаг активно развивается. Для этого Центральным Банком России была разработана программа развития финансового рынка 2016–2018 годов. Здесь основным преимуществом является снижение налоговой нагрузки для физических лиц, совершающих операции на финансовом рынке. Но самое главное, что это стало применимо и к фондовому рынку. Более того, был предусмотрен налоговый вычет по стандартной ставке 13 %.

Таким образом, рынок ценных бумаг в Российской Федерации является очень динамично развивающейся структурой. Перспективы его развития не ограничены — растут обороты, растёт его привлекательность для населения в качестве наиболее выгодного и эффективного вложения накопленных денежных средств. Эксперты не исключают возможность получения фондовым рынком доли, сравнимой с классическими банковскими депозитами в сфере распределения сбережений населения.

Литература:

  1. Основные направления развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 годов [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cbr.ru/finmarkets/files/development/opr 1618.pdf
  2. Миркин Я. М. Развивающиеся рынки и Россия в структуре глобальных финансов: финансовое будущее, многолетние тренды [Текст] / Я. М. Миркин. — М.: Магистр, 2015. — 176 с.
  3. Рынок ценных бумаг. Теория и практика / В. Галанов [и др.] — М.: Финансы и статистика, 2014. — 520 с.

Основные термины (генерируются автоматически): бумага, рынок, ценная бумага Китая, российский рынок, финансовый рынок, ценная бумага США, высокая зависимость, иностранный капитал, фондовый рынок, основная проблема рынка.

moluch.ru

Особенности организации фондового рынка в Российской федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФОНДОВОГО РЫНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е. С. Лавренова*

Национальный исследовательский Томский государственный университет Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36 * email: [email protected]

В статье рассмотрены сущность и особенности фондовой биржи применительно к российскому законодательству. Отражен процесс организации биржевой торговли в российских условиях. Автором рассмотрены характерные черты организации торов на Московской бирже, а также проблемы, присущие российскому фондовому рынку с выявлением тенденций его дальнейшего развития.

Ключевые слова: фондовая биржа, фондовый рынок, рынок ценных бумаг, биржевая торговля.

FEATURES OF ORGANIZATION OF THE STOCK MARKET IN THE RUSSIAN FEDERATION E. S. Lavrenova*

National Research Tomsk State University 36 Lenina Avenue, 634050, Tomsk, Russia * email: [email protected]

The article deals with entity and features of stock exchange in relation to the Russian legislation. The process of organization of exchange trade in the Russian conditions is defined. The author considers features of organization of trading session at the Moscow exchange, and also problems inherent in the Russian stock market with detection of tendencies of its further development.

Keywords: stock exchange, financial market, stock market, exchange trade.

Фондовая биржа, представляя собой организованную часть рынка ценных бумаг, является очень важным посредническим институтом, аккумулирующим сбережения хозяйствующих субъектов и превращая их в инвестиции. Эффективная организация функционирования фондового рынка в значительной степени повышает эффективность функционирования экономики в целом. Однако применительно к России, фондовый рынок является относительно молодым, и по-прежнему считается развивающимся. Кроме того, неразрешенными остаются проблемы функционирования российского биржевого рынка.

Понятие фондовой биржи

В соответствие с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» фондовая биржа относится к профессиональным участникам ранка ценных бумаг, организующим их куплю-продажу, т.е. к организациям, осуществляющим предоставление услуг «непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами» [1, ст. 9].

Фондовая биржа представляет собой финансовый посреднический институт с регламентированным режимом работы, на котором происходят заключение сделок между продавцами и покупателями ценных бумаг, осуществляемыми биржевыми посредниками в соответствии с установленными правилами. Они могут устанавливаются самой биржей и (или) национальным законодательством. Отличительной чертой биржевой торговли является то, что сделки совершаются в определенном месте в определенное время (биржевая сессия). Важно отметить, что сама фондовая биржа не осуществляет операция с ценными бумагами, она является торговой площадкой, создающей условия для заключения сделок.

В соответствии с законодательством, фондовая биржа при осуществлении деятельности в качестве организатора торговли, должна иметь соответствующую лицензию, кроме того, фондовые биржи не имеют права совмещать деятельность ор-

ганизатора торговли с другими видами деятельности (кроме клиринговой организации).

В мировой практике фондовая биржа может функционировать в форме ассоциации, акционерного общества (или товарищества с ограниченной ответственностью), либо публично-правового (государственного) института. В соответствие с российским законодательством фондовая биржа может быть организована в качестве некоммерческого партнерства или акционерного общества. Участниками фондовой биржи являются профессиональные участники рынка ценных бумаг, к которым относятся брокеры, дилеры, управляющие, клиринговые организации, депозитарии, реестродержатели (регистраторы).

Обязанностями фондовой биржи являются контроль за совершением сделок, а также за соблюдением участниками торгов законодательства, обеспечение гласности и публичности проводимых сделок путем предоставления всем участникам торговли информации, предусмотренной законодательством (о месте и времени торговли, список и котировка ценных бумаг, результаты торговых сессий и др.)

Фондовая биржа самостоятельно утверждает размер и порядок взимания с участников биржевой торговли взносов, сборов и иных платежей за оказываемые услуги, а также штрафов за несоблюдение правил биржи. В котировальные листы включается ценные бумаги, соответствующие требованиям законодательства, однако фондовая биржа имеет право устанавливать дополнительные требования к ценным бумагам, включаемым в эти списки. К торгам также могут допускаться и ценные бумаги, не проходящие процедуру листинга в соответствии со специальными правилами.

Высшим органов управления фондовой биржи является общее собрание акционеров, на котором обсуждаются основные финансовые и организационные вопросы. В перерывах между созывами высшего органа действует биржевой совет (комитет, наблюдательный совет, совет директоров), который контролирует текущую деятельность биржи. Оперативным руковод-

ECONOMICS AND MANAGEMENT | Juveпis scieпtia 2016 № 2

133

ством занимается исполнительная дирекция. Также на бирже могут быть созданы определенные подразделения, выполняющие определенные функции. Так существуют торговый отдел (заключение сделок), регистрационный отдел (регистрация сделок), расчетная палата (расчеты по сделкам), информационный отдел, издательский отдел, отдел внешних связей. Разрешением возникающих споров занимается специально созданная арбитражная комиссия. Процедурой листинга занимается специальная комиссия по допуску.

Организация биржевой торговли

Согласно закону «О рынке ценных бумаг», участниками биржевой торговли являются дилеры, брокеры, управляющие, депозитарии и регистраторы.

Брокеры заключают гражданско-правовые сделки с ценными бумагами или договоры с производными финансовыми инструментами от имени и за счет клиента.

Дилеры совершают сделки по купле-продаже ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки или продажи ценных бумаг.

Деятельность по доверительному управлению совершается в отношении денежных средств, предназначенных для осуществления сделок с ценными бумагами. Доверительное управление осуществляется за вознаграждение и в интересах лица, передавшего финансовые ресурсы на доверительное управление на основе договора доверительного управления.

Депозитарной деятельностью признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги [1, ст. 7].

Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг [1, ст. 8].

В настоящее время различия между депозитарием и регистратором сводится к тому, какой рынок они преимущественно обслуживают. По большому счету депозитарий есть участник вторичного рынка ценных бумаг или она оказывает услуги преимущественно торговцам, в отличие от регистратора, который в основном отказывает услуги на первичном рынке или эмитенту ценных бумаг [2, с. 298-299].

Фондовая биржа доступна для совершения сделок только для своих членами, остальные участники фондового рынка обязаны совершать операции через посредников — то есть членов биржи. Фондовая биржа вправе самостоятельно утверждать размеры взносов и отчислений участников торговли в пользу биржи, а также размер штрафов за нарушение ими правил биржи. Фондовая биржа обязана утвердить гласность и публичность проводимым торгам.

Фондовая биржа осуществляет постоянный контроль над совершаемыми операциями, а участники торгов, в свою очередь, обязаны предоставлять бирже необходимую информацию в рамках правил проведения торгов.

Торговля на бирже осуществляется путем совершения биржевых сделок, которые представляют собой согласованные действия участников торговли, направленные на изменение их прав и обязанностей по отношению к торгуемым инструментам, совершенные в определенных временных и пространственных условиях, установленных биржей.

Юридической стороной биржевой сделки является действие, направленной на изменение гражданских прав и обязанностей лиц. Под экономической стороной понимается цель

Введение заявок к систему биржевой торговли

Устный ввод Письменный ввод Электронный ввод

Заключение сделки

Сверка параметров заключенной сделки

Клиринг

Анализ подлинности, правильности оформления Вычисление денежных сумм и количества ценных бумаг Оформление расчетных документов

Исполнение сделки Рис. 1. Процесс заключения биржевой сделки [3, с. 278]

совершения сделки (рисунок 1).

Введение заявок традиционно осуществлялось в операционном зале биржи при оформлении маклерской записки, в современных условиях введения заявки осуществляется при помощи компьютерных систем.

Заключение сделки осуществляется или между покупателем и продавцом непосредственно, или с участием посредника (посредников). При использовании электронных технологий торгов факт заключения биржевой сделки может фиксироваться в центральном торговом компьютере биржи.

На этапе сверки параметров сделки происходит устранение всех случайных разногласий в понимании сторонами совершаемой сделки. На этом этапе стороны обмениваются сверочными документами, или же сверку осуществляет специальная сверочная система. На некоторых биржах этап сверки отсутствует. По окончании этого этапа формируются документы или компьютерные файлы, свидетельствующие об удачном процессе сверки.

Клиринг включает в себя анализ итоговых документов на подлинность и правильность оформления; вычисление суммы денежных средств и количества ценных бумаг, подлежащих переводу, а также оформление расчетных документов.

Исполнение сделки — встречное выполнение обязательств по обмену ценными бумагами в пользу покупателя и денежными средствами в пользу продавца.

Организация биржевой торговли на Московской биржи

По состоянию на 31.12.2015 согласно данным Центробанка в России деятельность по организации торгов осуществляют 9 бирж. Однако фактически большая часть сделок осуществляется на Московской бирже,

ПАО Московская биржа появилась в декабре 2011г. в результате объединения РТС (Российская торговая система) и ММВБ (Московская межбанковская валютная биржа).

Московская биржа включает следующие рынки: фондовый рынок, валютный рынок, срочный рынок, денежный рынок, товарный рынок и рынок стандартизированных производных финансовых инструментов.

Торговля такими инструментами, как акциями, корпоративными облигациями, российскими депозитарными расписками, биржевыми облигациями, государственными и муниципальными облигациями, инвестиционными паями прочими видами осуществляется на фондовом рынке Московской биржи. К торговле также допущены ETF-фонды (иностранные биржевые инвестиционные фонды) на страновые индексы акций МБС1 [4, с. 89]. Все биржевые рынки Московской Биржи доступны юридическим и физическим лицам, резидентам Российской Федерации и резидентам иностранных государств по схеме

прямого доступа на рынок (Direct Market Access) [5].

Функции расчетного депозитария для Московской биржи выполняет НКО ЗАО НРД. Национальный клиринговый центр в соответствии с постановлением Банка России осуществляет клиринговые услуги.

Среди сильных сторон в функционировании Московской биржи можно выделить:

• Монопольное положение. Доля биржи на рынке акций около 39%, облигаций — 97%, 95% на денежном рынке и на рынке производных инструментов ;

• Диверсифицированная структура выручки. Выручка состоит из комиссий и процентного дохода;

• Биржа является важным инструментом монетарной политики, т.к. Банк России и Министерство финансов проводят операции через Московскую биржу. Кроме того, государство владеет более чем 50% акций биржи [6].

Особенности фондового рынка России применительно к биржевой торговле

На сегодняшний день фондовый рынок России считается развивающимся, т.к. особенности его функционирования прямо связаны с неразрешенными проблемами.

Первой и основной проблемой является несовершенство законодательной базы в области рынка ценных бумаг. Основным законом, регулирующим данную сферу, по-прежнему является закон «О рынке ценных бумаг» 1996 года. Этот закон не охватывает все аспекты фондового рынка, к тому же присутствуют сложности в сфере регулирования срочного рынка. Также существуют пробелы в законодательстве по предотвращению нарушений использования инсайдерской информации.

Однако следует отметить, что в данной области наметились некоторые положительные тенденции. Так в 2012 году вступили в силу несколько федеральных законов по регулированию биржевой торговли. Во-первых, федеральный закон № 325-ФЗ «Об организованных торгах». Во-вторых, новые положения вводятся федеральным законом № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности». В-третьих, вступил в действие федеральный закон № 414-ФЗ «О центральном депозитарии» [7, с. 106].

Второй проблемой также является неразвитая система регулирования организации биржевой торговли в России. Передача полномочий по регулированию финансовых рынков

Рис. 2. Динамика S&P 500 в сравнении с РТС за 2013-2015 гг. [9, с. 61]

в руки мегарегулятора — Банка России, на наш взгляд, нельзя оценивать однозначно положительно.

Третий проблемой является отсутствие зависимости между ростом ВВП и ростом индексов. Негативной особенностью российского фондового рынка является то, что он до сих пор практически никак не связан с реальным сектором экономики [8, с. 293]. Кроме того, динамики индексов ММВБ и РТС представляется волатильной. Сравнивая динамику российского индекса РТС с американским индексом S&P 500 за последние три года однозначно прослеживается отставание в развитии первого и отрицательная тенденция, характерная для российского фондового рынка (рисунок 2).

По мнению некоторых экспертов, характерной чертой и проблемой российского фондового рынка является чрезмерное влияние рейтинговых агентств. Рейтинги составляются самими агентствами, и зачастую является чрезмерно субъективными, представляя информацию, влияющую на принятие решений инвесторами относительно конкретных объектов инвестирования, оказывая тем самым влияние на их стоимость.

Еще одной очень серьезной проблемой для российского рынка ценных бумаг является низкая ликвидность, величина выплачиваемых дивидендов, а также общее количество компаний, и, как уже было отмечено, высокая волатильность рынка. Низкая ликвидность является фундаментальным свойством, присущий российскому биржевому пространству. По имеющимся данным доля акций, выставляемых на продажу, составляет всего 15-20% от их выпуска. Этот показатель гораздо ниже, чем в других странах. Более того, из десятков тысяч российских акционерных обществ на фондовых биржах торгуются акции примерно 300 эмитентов, причем основная доля биржевого оборота-около 90% приходится на сделки с акциями примерно 100 эмитентов [10, с. 164].

Еще одной проблемой считается отсутствие коллективного инвестирования на рынке ценных бумаг в России, вызванного отсутствием стимулов и низкой финансовой грамотностью населения, а также изложенными выше недостатками, присущими российскому фондовому рынку. По самым оптимистическим оценкам, количество участников на фондовом рынке в России не превышает 1,5 млн. человек, в то время как в США и Китае таковых более 100 млн., в крупных европейских странах — более 10 млн. человек. Столь низкие статистические показатели вызваны не только статусом «молодого рынка», но и низкой финансовой грамотностью населения [11, с.102].

Негативной тенденцией является также превышение спекуляции над инвестициями, низкая правовая культура и злоупотребление инсайдерской информацией. Также сырьевая направленность экономики нашла отражение и в развитии финансового рынка. Проанализировав отраслевые направления компаний-участниц бирж, можно пронаблюдать, что в России основной отраслью деятельности выступает энергетическая, а фондовый рынок повторяет графики движения цен на нефть.

Таким образом, следует отметить, что несмотря на то, что российский фондовый рынок по-прежнему является молодым и развивающимся, в настоящий момент времени Россия достигла определенного высокого уровня организации в развитии биржевой торговли.

ECONOMICS AND MANAGEMENT | Juvenis scientia 2016 № 2

135

Развитие законодательства, следование международным тенденциям в процессе глобализации и интеграции, приближает российский фондовый рынок к конкурентоспособному на международной арене. Однако, не смотря на это, существует множество неразрешенных проблем. Можно предположить, что рынок ценных бумаг в России по-прежнему будет волатильным, малоликвидным и инвестиционно не привлекательным. Говоря о тенденциях развития, скорее всего в нынешних условиях следует предположить, что более вероятно негативное направление: отток капитала, снижение котировок и рейтингов ведущих российских компаний, высокая волатильность, вызванная нестабильностью национальной валюты и снижением цен на нефть.

ЛИТЕРАТУРА

1. О рынке ценных бумаг [Электронный ресурс]: федер. Закон Рос. Федерации от 22.04.1996 N 39-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. — Версия Проф. — Электрон. дан. — М., 2013. -Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

2. Рынок ценных бумаг / общ. ред. Н. И. Берзона. — М. : Юрайт, 2012.

— 533 с.

3. Боровкова В. Рынок ценных бумаг / В. Боровкова, В. Боровкова.

— СПб. : Питер, 2012. — 352 с.

4. Фондовая биржа и интернет-трейдинг / О. В. Помаскина [и др.]. -М. : Юнити — Дана, 2012. — 311 с.

5. Московская биржа [Электронный ресурс] // Московская биржа. — Электрон. дан. — URL: http://moex.com (дата обращения: 10.02.2016).

6. Московская биржа. Характеристика эмитента [Электронный ресурс] //Атон.- Электрон. дан — URL:http://www.aton.ru/ Documents/99758/ moskovskaya_birzha.pdf (дата обращения: 25.02.2016).

7. Актуальные проблемы экономической теории и инвестирования

— 2013 : сборник науч. трудов / ответ. ред. В. Ф. Максимова. — М., 2013. — 142 с.

8. Лялин В. Рынок ценных бумаг: учебник / В. Лялин, П. Воробьев. -М. : Проспект, 2013. — 400 с.

9. Лавренова Е.С. Особенности биржевой торговли российского рынка ценных бумаг // Juvenis scientia. — 2016. — № 1. — С. 59-62.

10. Проблемы становления и развития фондового рынка России : сб. ст. / гл. ред. Т. И. Королева. — Брянск : Изд-во БГТУ, 2013. — 248 с.

11. Носов С. Д. Проблемы развития биржевой среды в России // Мир.

— 2013. — № 14. — С. 101-105.

12. Фатьянова М. Анализ автоматизированных торговых систем / М. Фатьянова, М. Семенов // Gaudeamus igitur. — 2015. — № 4. — С. 4952.

Поступила в редакцию 11.03.2016

cyberleninka.ru

Статьи по ключевому слову «рынок ценных бумаг» — Молодой учёный

Статьи по ключевому слову

Молодой учёный №7 (54) июль 2013 г. — Пахутко О. П.

Проблемы правового регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г. — Волкова А. В.

Роль государства в регулировании рынка ценных бумаг в России и Великобритании

Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г. — Черво И. А.

Коммерческий банк как участник рынка ценных бумаг и валютного рынка

Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г. — Кашина О. И.

Влияние мировых тенденций на российский финансовый рынок

Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г. — Мезенина А. С.

Инвестиционные стратегии инвесторов на фондовом рынке

Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г. — Кашина О. И.

Совершенствование стратегии управления портфелем ценных бумаг путем включения в него «защитных» финансовых активов

Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г. — Якубова С. С.

Развитие рынка ценных бумаг в странах СНГ

V международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, август 2015) — Сычева А. А.

Недостатки интеграционных процессов в системе фондовых бирж

Молодой учёный №20 (100) октябрь-2 2015 г. — Колибаба А. И., Колибаба А. И.

Эффективность прогнозирования отраслевых индексов методом анализа временных рядов

Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г. — Кариева Л. С.

Вопросы совершенствования инфраструктуры рынка ценных бумаг в Узбекистане

Молодой учёный №2 (61) февраль 2014 г. — Мезенцева Е. А.

Риски активных операций с ценными бумагами Risks active bank operations with securities

Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г. — Моисеенко В. С.

Специфика и функционирование маржинальных сделок на российском рынке ценных бумаг

moluch.ru

Проблемы правового регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

В данной статье анализируются проблемы развития законодательства о рынке ценных бумаг. Рассматриваются основные законодательные акты по правовому регулированию рынка ценных бумаг в целом и отдельных видов профессиональной деятельности.

Ключевые слова: рынок ценных бумаг, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, брокерская деятельность, дилерская деятельность, доверительное управление, клиринговая деятельность, Федеральная служба по финансовым рынкам.

Problems of legal regulation of professional activities in the securities market

Olga P. Pahutko

Deputy Head of the Federation Council Committee On Budget and Financial Markets

This paper analyzes the problems of development of legislation on the securities market. The basic legislation on the legal regulation of the securities market are considered in general, and certain types of professional activities — in particular.

Keywords:securities market, professional activity in the securities market, brokerage, dealership, asset management, clearing activity, the Federal Service for Financial Markets.

Российское законодательство не содержит понятия рынка ценных бумаг, единого его определения юридическая наука также не выработала. С правовой точки зрения рынок ценных бумаг — это совокупность правоотношений, в которых состоят его участники. При этом участниками рынка ценных бумаг являются эмитенты, инвесторы, профессиональные участники рынка и регулирующие органы. Основным субъектом деятельности являются профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Правовое регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации осуществляется целым комплексом нормативных правовых актов различной юридической силы, затрагивающих все аспекты функционирования рынка.

С принятием части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в ст. 143 был установлен открытый перечень ценных бумаг, к которым были отнесены: облигация, государственная облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Согласно п. 2 ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» право квалифицировать ценные бумаги и производные финансовые инструменты и определять их виды предоставлено Федеральной службе по финансовым рынкам.

Из числа документов, отнесенных к ценным бумагам до принятия первой части Гражданского кодекса РФ, можно назвать жилищные сертификаты, предусмотренные Положением о выпуске и обращении жилищных сертификатов, утвержденным Указом Президента РФ от 10.06.1994 № 1182, которые определены, как особый вид облигаций с индексируемой номинальной стоимостью.

С введением в действие второй части Гражданского кодекса РФ к числу ценных бумаг были отнесены двойное складское свидетельство, каждая из двух его частей — складское свидетельство и залоговое свидетельство (варрант) и простое складское свидетельство (ст. 912).

С принятием Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 № 102-ФЗ перечень ценных бумаг пополнился закладной, удостоверяющей права залогодержателя по обеспеченному ипотекой обязательству и по договору об ипотеке. А с принятием Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» от 11.11.2003 № 152-ФЗ — облигацией с ипотечным покрытием и ипотечным сертификатом участия.

При всем разнообразии видов ценных бумаг они должны отвечать единым требованиям, установленным в Главе 7 Гражданского кодекса РФ, согласно которым ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Гражданский кодекс РФ различает ценные бумаги на предъявителя, именные и ордерные. Виды прав, которые удостоверяются ценными бумагами, их обязательные реквизиты, требования к форме и другие необходимые требования определяются законом или в установленном им порядке.

Так, требования к двойному и простому складским свидетельствам сформулированы в ст.ст. 912–917 ГК РФ. В отношении векселя применяется Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР от 07.08.1937 № 104/1341 «О введении в действие Положения о простом и переводном векселе» и Федеральный закон от 11.03.1997 № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе». Содержание коносамента, порядок его выдачи и передачи приводится в ст.ст. 142–149 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ. Реквизиты чека установлены в ст.ст. 877–885 ГК РФ. Банковская сберегательная книжка на предъявителя регулируется ст.843 ГК РФ. Депозитный и сберегательный сертификаты — ст. 844 ГК РФ и Положением «О сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций», утвержденным письмом Центрального Банка Российской Федерации от 10.02.1992 № 14–3-20.

Эмиссионным ценным бумагам, сделки с которыми составляют организованный рынок, посвящен Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». К ним относятся акции, облигации, российские депозитарные расписки и опционы эмитента. Законодатель урегулировал процедуру их эмиссии, порядок регистрации, учета и хранения. ФСФР России во исполнение своих полномочий по утверждению стандартов эмиссии ценных бумаг и порядка государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг Приказом от 25.01.2007 № 07–4/пз-н утвердила Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг.

Процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, которые могут быть выпущены в виде облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, установлена Федеральным законом от 29.07.1998 № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

Эмитентами эмиссионных ценных бумаг могут выступать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, Банк России, государственные корпорации, хозяйственные общества. Инвесторами могут быть частные российские и иностранные инвесторы (граждане и организации), в том числе различные фонды (страховые, пенсионные), Пенсионный фонд Российской Федерации, Банк России, коммерчески банки. Регуляторами рынка ценных бумаг, имеющими полномочия издавать в рамках своей компетенции подзаконные нормативные акты, регулирующие возникающие правоотношения, помимо Федеральной службы по финансовым рынкам, являются Минфин России, Банк России и Минтруда России. Однако с точки зрения функционирования инфраструктуры рынка ценных бумаг наибольший интерес представляет анализ деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Надо сказать, что Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» долгое время был основным законом, определяющим важнейшие основы функционирования рынка ценных бумаг, в частности место государства в регулировании соответствующих отношений, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, к числу которых относятся брокеры, дилеры, управляющие, клиринговые организации, депозитарии, держатели реестра, организаторы торговли на рынке ценных бумаг. 2011 год стал прорывным в развитии законодательства на рынке ценных бумаг. Были приняты основополагающие федеральные законы, направленные на регулирование инфраструктуры фондового рынка: об организованных торгах, о центральном депозитарии, о клиринге и клиринговой деятельности.

Деятельности брокеров и дилеров посвящены ст.ст.3 и 4 ФЗ «О рынке ценных бумаг» и на подзаконном уровне регулируется нормативными актами ФСФР России. Массив нормативных актов, затрагивающих деятельность брокеров и дилеров, составляет порядка 24 документов, в которых устанавливаются требования к разделению денежных средств брокера и его клиентов, регулируется предоставление информации клиенту, порядок ведения внутреннего учета сделок, правила совершения операций с денежными средствами клиентов и маржинальных сделок. Основным подзаконным актом является Постановление ФКЦБ России (предшественницы ФСФР России) от 11.10.1999 № 9 «Об утверждении Правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации».

Доверительное управление ценными бумагами и денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами признается профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, называется деятельностью по управлению ценными бумагами и регулируется ст.5 ФЗ «О рынке ценных бумаг». Общие нормы о доверительном управлении содержатся в ст.ст. 1012–1026 ГК РФ. Особенность рассматриваемых отношений состоит в том, что объектом доверительного управления являются ценные бумаги, двойственная правовая природа которых оказывает влияние на содержание управления. Как отмечает Васильева О. В. «в отношении бездокументарных ценных бумаг доверительное управление правами является достаточно сложной конструкцией, не согласующейся с нормами ГК РФ [1].Спектр действий управляющего достаточно широк — от хранения ценных бумаг до реализации закрепленных в них обязательственных прав. Требования к деятельности по управлению ценными бумагами установлены в Приказе ФСФР России от 03.04.2007 № 07–37/пз-н «Об утверждении порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами».

Клиринговая деятельность определена в ст.6 ФЗ «О рынке ценных бумаг» как деятельность по определению взаимных обязательств участников организованного рынка, их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним. Основным законом, регулирующим клиринговую деятельность, устанавливающим требования к клиринговой организации и правилам клиринга, порядку создания гарантийного фонда, обеспечивающего исполнение допущенных к клирингу обязательств, является Федеральный закон от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности».

Наработана большая нормативная база по регулированию депозитарной деятельности, под которой понимается оказание услуг по учету и переходу прав на ценные бумаги и хранению их сертификатов (ст. 7 ФЗ «О рынке ценных бумаг»). По согласованию с Центральным банком РФ и Минфином России ФКЦБ России приняла Постановление от 16.10.1997 № 36 «Об утверждении Положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации, установлении порядка введения его в действие и области применения». Как сказано в самом Постановлении, оно было принято в целях создания согласованного регулирования различных сегментов фондового рынка различными ведомствами и построения единой учетной системы, которая сделает возможной обездвиживание и дематериализацию всех эмиссионных ценных бумаг.

Важной вехой в развитии депозитарного учета и в целом организованной торговли на фондовом рынке России стало принятие Федерального закона от 07.12.2011 № 414-ФЗ «О центральном депозитарии». На сегодняшний день институт центрального депозитария действует в большинстве стран с развитым финансовым рынком. Для России это новый этап развития инфраструктуры рынка ценных бумаг, характеризующийся упрощением расчетов, эффективностью учета, снижением рисков и издержек всех его участников. Тем не менее, осталось достаточно много вопросов относительно взаимодействия участников рынка ценных бумаг, соблюдения интересов эмитентов, обеспечения и реализации прав, закрепленных ценными бумагами, что, безусловно, требует дальнейшего совершенствования законодательства в соответствии с реалиями времени.

Учет прав на эмиссионные ценные бумаги осуществляется посредством внесения записи в реестр владельцев ценных бумаг, под которым понимается система записей о зарегистрированных лицах, их лицевых счетах, об учитываемых на указанных счетах ценных бумагах и их обременении. Деятельность по ведению реестра осуществляется юридическими лицами, именуемыми держателями реестра (регистраторами), и включает в себя сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление информации о ценных бумагах заинтересованным лицам (ст.8 ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Порядок осуществления деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг определен Постановлением ФКЦБ России от 02.10.1997 № 27 «Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг». В случае прекращения действия договора на ведение реестра и замены регистратора сроки передачи документов и их состав определены Положением о порядке передачи информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 24.06.1997 № 21.

Организацией торговли на рынке ценных бумаг занимаются специализированные профессиональные участники. Деятельность по организации торговли заключается в предоставлении услуг, непосредственно способствующих совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг (ст.9 ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Фондовой биржей признается организатор торговли, отвечающий требованиям Главы 3 ФЗ «О рынке ценных бумаг», в соответствии с которой фондовая биржа может существовать только в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества, должна соблюдать ограничения по совмещению деятельности с другими видами деятельности, ограничения по доле участия одного акционера (члена) фондовой биржи и т. д.

Однако основным законом, регулирующим деятельность фондовой биржи, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах», который провел четкий водораздел между биржей и торговой системой. С 1 января 2013 года в связи с вступлением в силу отдельных положений Закона изменится требование к организационно-правовой форме биржи, которая будет только акционерным обществом; ужесточатся требования к учредителям (участникам) организатора торговли; вступят в силу ограничения на осуществление организатором торговли иных видов хозяйственной деятельности.

Не обошлось без коллизии. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 327-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организованных торгах» отдельные статьи ФЗ «О рынке ценных бумаг» признаются утратившими силу с 1 января 2014 года, в том числе о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг и фондовой бирже. Таким образом, с 1 января 2014 года организатор торговли на рынке ценных бумаг перестанет быть профессиональным участником рынка ценных бумаг и, как следствие, требования Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не будут распространяться на фондовую биржу, что концептуально противоречит рекомендациям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг подлежит лицензированию, которое осуществляется ФСФР России в соответствии с Положением о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденным ее Приказом от 20.07.2010 № 10–49/пз-н. Этим же нормативным актом установлены условия совмещения различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Так, брокерская, дилерская, депозитарная деятельности и деятельность по управлению ценными бумагами могут осуществляться одной организацией, имеющей лицензии на осуществление соответствующих видов профессиональной деятельности. Клиринговая деятельность может совмещаться с депозитарной или деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг.

Объектом пристальной заботы государства является защита прав инвесторов на рынке ценных бумаг. Поэтому, большое значение для регулирования отношений между профессиональными участниками рынка ценных бумаг и инвесторами, не являющимися профессиональными участниками, имеет Федеральный закон от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам — физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг на рынке ценных бумаг. Закон закрепляет дополнительные к установленным иными Федеральными законами требования к профессиональным участникам, условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов, меры по защите прав и законных интересов инвесторов и ответственность эмитентов и иных лиц за нарушение этих прав и интересов.

Отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, регулируются Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», который определяет признаки ограничения конкуренции, формулирует понятия конкурентной цены финансовой услуги, устанавливает ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

Нормы права, регулирующие отношения на рынке ценных бумаг содержатся также в Федеральном законе от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и др. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и в Уголовном кодексе Российской Федерации содержатся нормы об административной и уголовной ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг.

Важную роль в регулировании различных аспектов деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг играют саморегулируемые организации, утверждающие правила и стандарты осуществления своими членами профессиональной деятельности, в том числе операций с ценными бумагами и операций, связанных с заключением и исполнением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.

Одной из важнейших проблем правового регулирования рынка ценных бумаг является проблема его эффективного государственного регулирования. Сегодня государственное регулирования деятельности на рынке ценных бумаг осуществляется двумя органами: ФСФР и Банком России.

Как отмечает О. В. Васильева «регулирование является важнейшим фактором, определяющим особенности операций коммерческих банков с ценными бумагами, поскольку именно формы государственного регулирования рынка ценных бумаг предопределили существование двух систем фондового рынка, различающихся степенью участия банков в сделках с ценными бумагами» [2].

Законодательство о рынке ценных бумаг ожидают значительные перемены, если будет реализовано обсуждаемое сейчас в Правительстве РФ предложение о создании единого мегарегулятора финансового рынка России в лице Центрального банка РФ.

Литература:

1.      Васильева О. В. Российское предпринимательство. 2005. № 1. С.31

2.      Васильева О. В. Правовое регулирование деятельности коммерческого банка как профессионального участника рынка ценных бумаг в Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., -2005. — 26 с. С. 21.

moluch.ru

Особенности биржевой торговли российского рынка ценных бумаг Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

ECONOMICS AND MANAGEMENT | Juvenis scientia 2016 № 1

59

особенности биржевой торговли российского рынка ценных бумаг

Е. С. Лавренова

Национальный исследовательский Томский государственный университет Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36

В статье рассмотрены понятие фондового рынка как части финансового рынка. Отдельно отмечен исторический аспект развития отечественного рынка ценных бумаг. Автором проводится анализ современного состояния российского фондового рынка и тенденций его дальнейшего развития.

Ключевые слова: финансовый рынок, фондовый рынок, рынок ценных бумаг, биржевая торговля.

features of exchange trade of the Russian stock market

E. S. Lavrenova

National Research Tomsk State University 36 Lenin St., 634050, Tomsk, Russia

The article deals with the concept of stock market as parts of the financial market. The historical aspect of development of domestic stock market is defined with special attention. The author analyzes the current state of the Russian stock market and tendencies of

its further development.

Keywords: financial market, stock market, exchange trade.

Финансовые рынки, в частности фондовые рынки, в настоящее время являются значимыми для экономик современных развитых стран. Фондовый рынок представляет собой сложно организованную систему, которая является важнейшим инструментом обеспечения эффективного функционирования экономики страны в целом. Поэтому большое значение отводится деятельности фондовых бирж как организаторов биржевой торговли.

Фондовой биржей признается только организатор торговли на рынке ценных бумаг, осуществляющий свою деятельность на основании лицензии и не совмещающий свою деятельность по организации торговли с другими видами деятельности [1, ст. 11].

Развитие биржевой торговли в России в историческом аспекте

Исторически биржа — это древний торговый институт. В науке существует точка зрения, что первым прототипом современной биржи можно считать collegine mercantorium (собрание торгующих) в Древнем Риме. Также считается, что сам термин «биржа» имеет итальянское происхождение, связанное с именем фламандской купеческой фамилии van de Burse, у дома которой в Брюгге происходили собрания купцов и банкиров. В основном развитие биржевой торговли происходит в Европе. Так известными считаются возникшие в 1531 годы Антверпенская биржа, в 1549 г. — Лионская биржа, в 1602 году — Амстердамская биржа. Крупнейшими фондовыми биржами в XIX веке считаются Лондонская и Парижская. В США биржевой рынок развивается уже с 1752.

В сравнении с Западом российский рынок ценных бумаг сформировался значительно позже. Первая биржа в России появилась лишь при Петре I в 1703 году в Санкт-Петербурге. Ввиду ряда причин биржа бездействовала почти 100 лет. Во времена правления Екатерины II происходит создание Московской биржи, которая фактически начала свою деятельность лишь после войны 1812 года.

Заметное развитие биржевого движения в России про-

изошло в 30-40-х XIX столетия, когда рост фабрично-заводских и кустарных предприятий стимулировал расширение торгово-рыночных отношений. В эти годы возникли биржи в Кремчуге, Рыбинске, Нижнем Новгороде и других торговых центрах России [2]. Важным периодом развития биржевой торговли в России были 60-70-е годы, что было связано с реформами 1861 года и возникшей тенденцией экономического роста. В целом в начале XX века количество бирж в России составляло приблизительно 115.

Российские биржи, в отличие от западных, имели низкий уровень биржевой техники, а также отсутствовала жесткая регламентации правил заключения сделок. К тому же, обыденное отношение к биржам в России всегда было неоднозначным. Часто преобладало мнение, что порядочному человеку там делать нечего [3].

После революционного 1917 года многие биржи прекратили свое существование, но в 20-е годы наметилась тенденция к восстановлению деятельности. Однако в начале 30-х годов деятельность бирж была вновь прекращена.

После почти 70-летнего перерыва развитие биржевой торговли в России вновь возрождается. Конец 1980-х гг. в СССР характеризует биржевой бум. В 1992 году в России уже сосуществовало около сотен бирж, большая часть которых, однако, в дальнейшем прекратило свое существование. В 1900-е годы формируется законодательная база для биржевой торговли. Так, в 1996 году был принят Федеральный закон «О рынке ценных бумаг».

Таким образом, современные рынки ценных бумаг в развитых странах формировалась в течение длительного исторического периода. В России же этот процесс оказался сжатым и непоследовательным.

В целом к началу XXI на фондовом рынке России произошли позитивные сдвиги — появление новых видов ценных бумаг, рост объема их выпуска. Однако по-прежнему крайне незначительную долю рынка составляли акции промышленных предприятий [4, с. 338].

60

Juvenis scientia 2016 № 1 | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Современное состояние и проблемы организации биржевой торговли в России

В настоящее время согласно данным Службы Банка России по финансовым рынкам по состоянию на 31.12.2015 в Российской Федерации деятельность по организации торгов осуществляют 9 бирж:

1. Публичное акционерное общество «Московская Биржа ММВБ-РТС»;

2. Публичное акционерное общество «Санкт-Петербургская биржа»;

3. Акционерное общество «Московская энергетическая биржа»;

4. Закрытое акционерное общество «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа»;

5. Закрытое акционерное общество «Биржа «Санкт-Петербург»;

6. Закрытое акционерное общество «Санкт-Петербургская Валютная Биржа»;

7. Закрытое акционерное общество «Фондовая биржа ММВБ»;

8. Закрытое акционерное общество «Национальная товарная биржа»;

9. Акционерное общество «Крымская биржа» [5].

Фактически же большая часть торгов происходит на Московской бирже, а также на Санкт-Петербургской валютной бирже и фондовой бирже Санкт-Петербурга.

Согласно статистике Всемирной федерации бирж (World Federation of Exchanges, WFE) был сформирован рейтинг крупнейших фондовых бирж мира на основе объема рыночной капитализации (Таблица 1).

Таблица i.

ТОП-io Фондовых бирж мира по объемам рыночной капитализации (в млрд. USD) на конец октября 2015 г. [6]

Позиция Название биржи Объем капитализации

1 NYSY 17 931 2

2 NASGAQ US 6 981.9

3 Japan Exchange Group 4 7136

4 Shanghai SE 4 1252

5 Euronext 3 326.9

6 Hong Kong Exchanges 3 059 9

7 Shenzhen SE 2 742.1

8 TMX Group 1 749. 3

9 Deutsche Borse 1 676.2

10 SIX Swiss Exchange 1 539.6

Таким образом, можно говорить о том, что американский фондовый рынок считается центром и движущей силой международной финансовой торговли. Хотя в последние годы активно развивается и азиатский фондовый рынок. На сегодняшний день, объем совокупной капитализации американского и азиатского фондовых рынков приближены к друг другу: 28 108.8 млрд. долларов у американского рынка ценных бумаг против 21 376.0 млрд. долларов — у азиатского. Для сравнения, суммарная капитализация европейского фондового рынка составляет 11 974.3 млрд. долларов, а крупнейшей из российских Московской биржи — 0.444 млрд. долларов [6].

ПАО Московская биржа появилась в декабре 2011г. в результате объединения РТС (Российская торговая система) и ММВБ (Московская межбанковская валютная биржа). В настоящее время российский фондовый рынок относится к развивающимся. В связи с этим остаются нерешенными многие проблемы и базовые вопросы его функционирования.

Например, прослеживается тенденция преобладания на российском рынке в качестве «голубых фишек» акций нефтяных, газовых, энергетических компаний. Такая низкая отраслевая диверсификация является существенным недостатком российского рынка акций: около 70% капитализации рынка акций приходится на топливную промышленность, электроэнергетику и металлургию. Наблюдается высокая концентрация на уровне отдельных компаний: ОАО «Газпром» и ОАО «Сбербанк России» составляют около половины оборота [7, с. 305].

Фондовый рынок России характеризуется несовершенством законодательной базы. Основным законом, регулирующим данную сферу, по-прежнему является закон «О рынке ценных бумаг» 1996 года, который не охватывает все аспекты развивающегося фондового рынка. И, несмотря на наметившуюся положительную тенденцию принятия различных законов и положений по регулированию, по-прежнему, например, отсутствует законодательная база для срочного рынка. Также малоэффективной представляется система контроля и регулирования организации деятельности фондовых рынков. Так, в сентябре 2013 года Банку России были переданы полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков. На наш взгляд, передача полномочий по регулированию российского фондового рынка мегарегулятору имеет неоднозначные последствия в сторону улучшения качества контроля.

Рынок ценных бумаг России характеризуется отсутствием корреляции между ростом ВВП и ростом индексов. Здесь непосредственно видна негативная особенность отечественного фондового рынка — он практически никак не связан с реальным сектором экономики [8, с. 163]. Также для российского фондового рынка характерны низкая ликвидность и высокая волатильность.

Проблемой считается также отсутствие коллективного инвестирования на рынке ценных бумаг в России. И дело не столько в отсутствии средств у потенциальных инвесторов, сколько в отсутствии стимулов для участия в инвестиционной деятельности. Это связано как с вышеизложенными недостатками, так и с проблемами качества технической базы для биржевой торговли.

Негативной чертой является превышение спекуляции над инвестициями, низкая правовая культура и злоупотребление инсайдерской информацией.

Существует мнение, за последние в последние годы сценарий российского фондового рынка полностью одинаков [9, с. 7]:

1. В начале года рынок открывался вверх, его рост продолжался до апреля;

2. В мае начиналось мощное движение вниз, к августу рынок опускался;

3. С сентября вновь начиналось движение наверх, при этом рост выше падения, но динамика незначительна.

Такая тенденция может объясняться общим боковым трендом рынка. Анализ движения индекса ММВБ указывает на отсутствие тенденции, ни к росту рынка, ни к его снижению. С конца 2011 года происходит отток капитала из России, снижается активность международных инвесторов и торгов

ECONOMICS AND MANAGEMENT | Juvenis scientia 2016 № 1

61

на фондовой секции ММВБ, замедляются темпы экономического роста как следствие посткризисного восстановления экономики.

В 2013 г. российский фондовый рынок продемонстрировал явное падение. Индекс РТС почти за полгода упал на 14% (рис. 1). Такое снижение произошло на фоне быстрого роста площадок США и некоторых развивающихся рынков. Показатели отдельных компаний и даже секторов в некоторых случаях снизились гораздо сильнее рынка в целом. Капитализация компаний сфер металлургии и электроэнергетики рухнула на 30%. Акции «Мечела» на ММВБ упали на 51%, ФСК ЕЭС — на 50%, Газпрома — на 25% [10, с. 19].

Причинами такого падения фондового рынка можно считать негативную макроэкономическую ситуацию и перемещение ликвидности с развивающихся рынков на развитые (в основном, американский рынок).

Как уже отмечалось, существующие проблемы, связанные с замедлением темпов экономического роста, снизили инвестиционную активность на фондовом рынке. Рост ВВП РФ в I квартале 2013 г. был минимальным со времен 2009 г. и составил 1,6%. Промышленное производство сократилось в январе до 0,8%, а в феврале падение ускорилось и составило 2.1%. При этом инфляция превысила 7% [12, с. 320]. Снижение котировок нефти и постепенное ослабление курса рубля по отношению к иностранным валютам не могло не привести к падению фондового рынка. В введение санкций США в 2014 году падение российского рынка продолжилось. В марте 2014 года некоторые российские компании за 1 день потеряли от 2 до 7 % в стоимости акций и расписок и, как следствие, снизив свою капи-тализацию. В том же периоде Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) заявила о приостановке процесса включения России в свой состав. В 2013 г. общий отток капитала со-ставил там 63 млрд долл. Всемирный банк вдвое снизил оценку роста российской эконо-мики в 2014 г., теперь эксперты ожидают лишь 1.1 % роста по итогам года [12, с. 95]. Индекс ММВБ за последний год снизился на 18%. Курс рубля — самый худший после арген-тинской валюты из числа 24 валют развиваю-щегося рынка, за которыми следит Bloomberg, ослаб на 9.3 % в 2014 году. Прогнозы дальнейшего развития российского фондового рынка указывают на его падение на уровне кризисных значений 2008 года, во многом по причине вы-вода спекулятивного капитала ино-странны-ми инвесторами, которые составляют примерно половину присутствующих на российском рынке ценный бумаг инвесторов. На рисунке 1 представлена динамика индексов РСТ и ММВБ за последние 3 года, на рисунку 2 — РТС и S&P

500 за тот же период.

Таким образом, можно предположить, что российский

Рис. 2. Динамика S&P500 в сравнении с РТС за 2013-2015 гг. [составлено по данным сайта investfunds.ru]

фондовый рынок будет по-прежнему характеризоваться волатильностью, низкой ликвидностью и инвестиционной непривлекательностью. Неразрешенными окажутся и ряд других обозначенных проблем. Перспектива развития биржевой торговли на рынке ценных бумаг России выглядит все более мрачной.

В этой связи для России можно выделить два возможных пути дальнейшего развития фондового рынка:

1. Постепенное восстановление, которое будет трудным и, очевидно, очень длительным. В этом случае необходимы качественные изменения. Так, необходимо решить такие задачи, как повышение емкости и прозрачности фондового рынка, обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры, совершенствование правового регулирования на фондовом рынке. Важной задачей является сглаживание международного политического напряжения;

2. Негативный сценарий развития и как следствие невозможность для большинства эмитентов разместиться на российских биржевых площадках и отток значительной части торговли российскими ценными бумагами на иностранные биржи.

Однако очевидно, что говоря сегодня о развитии отечественного рынка ценных бумаг в 2016 году прежде всего следует иметь в виду негативный сценарий развития, связанный с развитием оттока капитала и понижением рейтинга российских компаний ведущими рейтинговыми агентствами мира. Фондовый рынок России в целом будет находиться в условиях стагнации рынка акций в учетом падения котировок на нефтяном рынке, оттоком как иностранных, так и отечественных инвестиций с учетом отсутствия стабильности в динамике восстановления курса рубля.

литература

1. О рынке ценных бумаг [Электронный ресурс]: федер. Закон Рос. Федерации от 22.04.1996 N 39-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. — Версия Проф. — Электрон. дан. — М., 2013. -Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

2. Биржевая торговля [Электронный ресурс] // Библиотекарь.Ру. -Электрон. дан. — URL: http://www.bibliotekar.ru/finance-3/76.htm (дата обращения: 11.01.2016).

3. Биржевая торговля [Электронный ресурс] // Экономический портал. — Электрон. дан. — URL: http://institutiones.com/general/287-birga.html (дата обращения: 10.01.2016).

4. Лялин В. Рынок ценных бумаг: учебник. — 2-е изд., переб. и доп. / В. Лялин, П. Воробьев. — М. : Проспект, 2013. — 400 с.

5. Организаторы торговли [Электронный ресурс] // Центральный Банк РФ. — Электрон. дан. — URL: http://www.cbr.ru/

62

Juvenis scientia 2016 № 1 | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

finmarkets/?PrtId=sv_secur (дата обращения: 11.01.2016).

6. Statistics [Electronic resource] // World Federation of Exchanges. -Electronic data. — URL: http://www.world-exchanges.org/home/ docs /focus/FOCUS-Oct-2015.pdf (access date: 10.01.2016).

7. Кадиленко А. Н. «Голубые фишки» России и мира // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2013. — № 12-1. -С. 302-306.

8. Проблемы становления и развития фондового рынка России : сб. ст. / гл. ред. Т.И. Королева. — Брянск : Изд-во БГТУ, 2013. -248 с.

9. Васин М. Фондовый рынок — 2013: опять «около нуля»? // Рынок ценных бумаг. — 2013. — № 2. — С. 7-9.

10. Алифанова Е. Тенденции развития мирового фондового рынка и их проявления на нац. рынках ценных бумаг в условиях глобализации / Е. Алифанова, О. Козловцева // Финансовые исследования. — 2013. — № 2(39). — С. 12-23.

11. Динамика индексов [Электронный ресурс] // Investfunds. — Электрон. дан. — URL: http://stocks.investfunds.ru/indicators (дата обращения: 09.01.2016).

12. Греков М. Н. Правовое регулирование фондового рынка России в условиях экономических санкций // Актуальные проблемы российского права. — 2015. — № 3. — С. 95-101.

Поступила в редакцию 26.12.2015

cyberleninka.ru

Функции рынка ценных бумаг

Воскресенье, Август 11, 2013 в 10:09 размещено в «Фондовый рынок»
Дата последнего обновления статьи: Август, 2013

Рынок ценных бумаг или как его  часто именуют фондовым рынком, является одним из основополагающих элементов в рыночной экономике. Его роль созидания проявляется на трех базовых уровнях: на уровне экономики страны, на уровне конкретно взятых предприятий и на уровне каждого отдельного инвестора. Деятельность на рынке ценных бумаг регулируется государством.

РЦБ осуществляет следующие функции:

  • следит за максимальным  притоком национальных и иностранных активов в реальный сектор экономики;
  • является основным рычагом, с помощью которого и происходит эффективное распределение денежных средств между отраслями народного хозяйства и предприятиями в частности;
  • обеспечивает  необходимыми условиями для стимулирования накоплений населения и трансформации их во вложения;
  • стимулирует связь между теми, кому нужны средства, и теми, кто располагает подобными средствами, т.е инвесторами, которые желают выгодно вложить свои деньги
  • является контролирующим звеном в вопросах — сбережений населения, уровня потребления, инфляции и прочих макроэкономических показателей;
  • позволяет сократить бюджетный дефицит на неинфляционной базе, т.е. без выпуска в обращение дополнительных денежных знаков;
  • из-за широкого присутствия на рынке производных ценных бумаг (производных инструментов) служит рычагом для страхования сделок на товарных рынках
  • способствует долгосрочному подъёму состояния экономики страны.

 Что касается отдельно взятых предприятий, то здесь базовыми являются следующие функции:

  • аккумулирование капитала акционерными компаниями в короткие сроки;
  • создание стимулов для повышения конкурентоспособности компаний на рынке капиталов. Непрерывный поиск инвесторами тех компаний, которые способны обеспечить наибольшей доходностью вложений, что приводит к перетоку капиталов в эффективные компании и сферы
  • обеспечение перехода прав собственности и контроля над ними от менее эффективных лиц и организаций до более эффективных кругов
  • формирование рыночной стоимости предприятия. Рынок через установление баланса между спросом и предложением дает наиболее объективную стоимостную оценку бизнеса;
  • создание своеобразной системы управления бизнесом, когда собственник акций через избрание руководящих и контролирующих органов, через голосование по наиболее самым вопросам деятельности компании может напрямую оказывать влияние на деятельность компании.

 На уровне частных инвесторов:

  • обеспечивает получение дохода от операций с торговыми активами
  • благодаря тому, что на фондовом рынке оборачиваются активы с разным уровнем риска дохода, ликвидностью и т.п., то для инвесторов это, прежде всего, большой выбор для принятия инвестиционных решений
  • держателей долевых ценных бумаг наделяет правом по управлению предприятием

investr-pro.ru

Правовой статус профессиональных участников рынка ценных бумаг

Одним из важнейших механизмов формирования и перераспределения инвестиционных ресурсов, необходимых для экономического роста, является именно рынок ценных бумаг. Таким образом, вопросы повышения эффективности регулирования финансовых рынков на протяжении нескольких последних лет рассматриваются как необходимое условие повышения инвестиционной привлекательности российской экономики, а также ее институциональных преобразований, связанных с ростом ее конкурентоспособности (об этом идет речь в Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года).

В общем виде рынок ценных бумаг можно определить, как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками [7]. Но в узком (специальном) оно вытекает из положений Закона «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон № 39-ФЗ) и звучит следующим образом:

Рынок ценных бумаг — система отношений на финансовом рынке, возникающих между особыми участниками при эмиссии и обращении эмиссионных и иных инвестиционных ценных бумаг по правилам, установленным в Законе № 39-ФЗ, а также в иных нормативно-правовых и локальных актах, принимаемых в предусмотренном им порядке.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг — это юридические лица, осуществляющее свою деятельность на рынке ценных бумаг на основании лицензии либо в соответствии с законодательными актами и осуществляют виды деятельности, перечисленные в Главе 2 Закона № 39-ФЗ.

До сих пор нет четкого содержание понятия «профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг», что не только затрудняет изучение статуса профессиональных участников рынка, но и приводит к возникновению на практике конфликтных ситуаций, также недостаточно исследованы особенности профессиональной деятельности, правовое положение как профессиональных участников рынка ценных бумаг в целом, так и брокеров, дилеров, управляющих, депозитариев, держателей реестра в отдельности. Необходимо отметить, что с 1 января 2013 и с 1 января 2014 года были исключены из перечня видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Закона № 39-ФЗ клиринговая деятельность и деятельность по организации торговли соответственно.

Стоит отметить, что Закон № 39-ФЗ долгое время был основным законом, определяющим важнейшие основы функционирования рынка ценных бумаг, в частности место государства в регулировании соответствующих отношений, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных. В 2011 году были приняты основополагающие федеральные законы, направленные на регулирование инфраструктуры фондового рынка: об организованных торгах, о центральном депозитарии, о клиринге и клиринговой деятельности (такие как Федеральные Законы «Об организованных торгах», «О клиринге и клиринговой деятельности» и др.).

Порядок осуществления деятельности на рынке ценных бумаг регулируется Главой 2 Закона № 39-Ф (ст. 3–5, 7 и 8).

Выделяются следующие виды деятельности:

—          брокерская;

—          дилерская;

—          по управлению ценными бумагами;

—          депозитарная деятельность;

—          деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг.

Рассмотрим правовое положение и деятельность каждого профессионального участника рынка ценных бумаг.

1) Брокер — профессиональный участник рынка ценных бумаг, занимающийся брокерской деятельностью.

Брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, по поручению клиента от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом [2].

Порядок ведения брокерской, деятельности регламентируется ст. 3 Закона № 39-ФЗ, а также Указаниями Банка России (например, Указания «О единых требованиях к правилам осуществления брокерской деятельности при совершении отдельных сделок за счет клиентов», «О сроках и порядке составления и представления отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг в Центральный банк Российской Федерации» и др.) [3].

2) Дилер — профессиональный участник рынка ценных бумаг, занимающийся дилерской деятельностью.

Дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам [2].

Дилером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также государственная корпорация, если для такой корпорации возможность осуществления дилерской деятельности установлена федеральным законом, на основании которого она создана.

Кроме цены дилер имеет право объявить иные существенные условия договора купли-продажи ценных бумаг: минимальное или максимальное количество покупаемых и (или) продаваемых ценных бумаг, а также срок, в течение которого действуют объявленные в договоре цены. Порядок ведения дилерской деятельности регламентируется также Указаниями Банка России.

3) Доверительное управление ценными бумагами и денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, признается профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, называется деятельностью по управлению ценными бумагами и регулируется ст.5 Закона № 39-ФЗ. Общие нормы о доверительном управлении содержатся в ст. 1012–1026 ГК РФ. Особенность рассматриваемых отношений состоит в том, что объектом доверительного управления являются ценные бумаги, двойственная правовая природа которых оказывает влияние на содержание управления. Спектр действий управляющего достаточно широк — от хранения ценных бумаг до реализации закрепленных в них обязательственных прав.

4) Депозитарной деятельностью признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, именуется депозитарием. Депозитарий, осуществляющий расчеты по результатам сделок, совершенных на торгах организаторов торговли по соглашению с такими организаторами торговли и (или) с клиринговыми организациями, осуществляющими клиринг таких сделок, именуется расчетным депозитарием [2].

Важной вехой в развитии депозитарного учета и в целом организованной торговли на фондовом рынке России стало принятие Федерального закона от 07.12.2011 № 414-ФЗ «О центральном депозитарии». Центральный депозитарий — депозитарий, который является небанковской кредитной организацией и которому присвоен статус центрального депозитария в соответствии с Федеральным законом «О центральном депозитарии».

На сегодняшний день институт центрального депозитария действует в большинстве стран с развитым финансовым рынком. Для России это новый этап развития инфраструктуры рынка ценных бумаг, характеризующийся упрощением расчетов, эффективностью учета, снижением рисков и издержек всех его участников. Тем не менее, осталось достаточно много вопросов относительно взаимодействия участников рынка ценных бумаг, соблюдения интересов эмитентов, обеспечения и реализации прав, закрепленных ценными бумагами, что, безусловно, требует дальнейшего совершенствования законодательства в соответствии с реалиями времени [6].

5) Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг.

Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг имеют право заниматься только юридические лица.

Лица, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, именуются держателями реестра (регистраторами).

Регистратор не вправе совершать сделки с ценными бумагами эмитента, реестр владельцев которых он ведет.

Осуществление деятельности по ведению реестра не допускает ее совмещения с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Регистратор вправе привлекать для выполнения части своих функций иных регистраторов, депозитарии и брокеров (трансфер-агентов).

Трансфер-агенты действуют от имени и за счет регистратора на основании договора поручения или агентского договора, заключенного с регистратором, а также выданной им доверенности.

Не обошлось без коллизии. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 327-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организованных торгах» отдельные статьи ФЗ «О рынке ценных бумаг» признавались утратившими силу с 1 января 2014 года, в том числе о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг и фондовой бирже. Таким образом, с 1 января 2014 года организатор торговли на рынке ценных бумаг перестал быть профессиональным участником рынка ценных бумаг и, как следствие, требования Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не распространялись на фондовую биржу, что концептуально противоречит рекомендациям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Объектом пристальной заботы государства является защита прав инвесторов на рынке ценных бумаг. Поэтому, большое значение для регулирования отношений между профессиональными участниками рынка ценных бумаг и инвесторами, не являющимися профессиональными участниками, имеет Федеральный закон от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам — физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг на рынке ценных бумаг. Закон закрепляет дополнительные к установленным иными Федеральными законами требования к профессиональным участникам, условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов, меры по защите прав и законных интересов инвесторов и ответственность эмитентов и иных лиц за нарушение этих прав и интересов [4].

Отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, регулируются Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», который определяет признаки ограничения конкуренции, формулирует понятия конкурентной цены финансовой услуги, устанавливает ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

Важную роль в регулировании различных аспектов деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг играют саморегулируемые организации, утверждающие правила и стандарты осуществления своими членами профессиональной деятельности, в том числе операций с ценными бумагами и операций, связанных с заключением и исполнением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами [5].

Подводя итоги, необходимо заметить, что в действующем законодательстве о рынке ценных бумаг отсутствует понятие участника (субъекта) рынка ценных бумаг, не раскрыта действительная природа инвестора, которая заключается в особом характере и направленности его деятельности. Эти моменты могут быть решены путем внесения уточняющих норм в соответствующие законы либо путем издания правовых актов конкретизирующего характера уполномоченным федеральным органом в области финансовых рынков.

Таким образом, корректное и своевременное принятие нормативно-правовых актов должно способствовать улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации и служить построению цивилизованного рынка ценных бумаг.

 

Литература:

 

1.         Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1 от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ // «Российская газета», N 238–239, 08.12.1994 (в ред. 22.10.2014)

2.         ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39 // «Российская газета», N 79, 25.04.1996. (в ред. 21.07.2014)

3.         Нормативные акты, регулирующие деятельность участников рынка ценных бумаг URL: http://cbr.ru/sbrfr/?PrtId=legislation_o (дата обращения 21.03.2015)

4.         Проблемы правового регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг URL: http://www.moluch.ru/archive/54/7151/ (дата обращения 20.03.2015)

5.         Звягинцева Н. А. Реформирование системы государственного регулирования рынка ценных бумаг: путь к мегарегулятору // Экономика и экономические науки. — 2013. — № 5 (91). — С. 27–33

6.         Чикулаев Р. В. О регулировании деятельности центральных депозитариев как субъектов отношений на рынке ценных бумаг // Государство и право. Юридические науки — 2012. — № 4 (18). — С. 161–171

7.         Карташов Б. А., Матвеева Е. В., Смелова Т. А., Гаврилов А. Е. Рынок ценных бумаг (фундаментальный анализ): Учеб. пособие / ВолгГТУ, Волгоград, 2012–180 с.

moluch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *