Самозанятое население это – 2019,

Кто такие непродуктивно самозанятые граждане

Борьба государства и самозанятых тянется уже несколько лет. Принимаются меры для их «легализации» и налогообложения, но рост числа работающих на себя граждан исчисляется миллионами в год, в то время как регистрируют свою деятельность лишь единицы. Причины, почему это происходит и существующие пути решения проблемы будут рассмотрены в этой статье, и она может оказаться полезна многим фрилансерам, которые не знают, стоит ли им регистрировать свой бизнес или нет.

Определение самозанятости

Само понятие у населения и государства различается. Согласно законодательству, самозанятые – это:

  • Репетиторы.
  • Няни и сиделки.
  • Уборщики.
  • Занимающиеся домашним хозяйством.

В регионах список немного расширяется и в него нередко добавляют:

  • Парикмахеров.
  • Оказывающих услуги по ремонту помещений.
  • Ремонтирующих бытовую технику и мелкую электронику.
  • Наёмных работников в любой сфере.

Однако если зайти на сайт какого-либо рынка труда, то можно будет легко заметить, что вакансий и предложений услуг и товаров гораздо больше. И в этом главная проблема, с которой фрилансеры и государство не могут разобраться с 2013 года – число предложений растёт, как и количество непродуктивных самозанятых, однако, регистрацию своей деятельности никто не проходит. Это и приводит к увеличению «теневого» сектора экономики, о котором так беспокоятся государственные деятели.

Причины нежелания регистрации

Работающие на себя имеют ряд серьёзных оснований, которые останавливают их от оформления своей предпринимательской деятельности в ФНС:

  • Налоговая система и предлагаемые варианты вроде регистрации на ИП, не кажутся людям удобными.
  • Ставки по налогам слишком велики. Государство предполагает у непродуктивных самозанятых большие доходы, чем они есть на самом деле. Вдобавок к этому, прибыль от работы на себя у них нередко идёт в дополнение к основному, чтобы общая сумма была приемлемой для жизни.
  • Неясность законов, их запутанность и иногда противоречие друг другу.
  • Неуверенность в том, что все меры принимаются для блага граждан, а не для того, чтобы взять с них деньги.

Различия продуктивных и непродуктивных

Продуктивность — это показатель эффективности. Проблема в том, что точки зрения на эффективность у государства и граждан разнятся. Не стоит отрицать, что для политической системы России продуктивные люди – это в первую очередь те, кто:

  • Не имеют безработного статуса.
  • Регистрируют свой бизнес.
  • Делают страховые и налоговые перечисления.

Работающие на себя же также оценивают собственную эффективность в денежном эквиваленте – чем выше их доход, тем лучше. Однако выручка зависит от количества работы, а это — от квалификации предоставляющего услуги. Ведь он не сможет искать себе работу и получать прибыль, если будет делать своё дело плохо, вся его деятельность заключена с контактом напрямую с заказчиком.

Учитывая это, можно сказать, что «непродуктивные» самозанятые относятся к себе и к своей занятости хотя бы с уважением, нежели это делает государство. Эта система работы на себя растит ценных, высококвалифицированных и активных граждан, которые могли бы стать лицом своего государства и его гордостью. Но только если ему в первую очередь были нужны их таланты, а не налоги.

Здесь стоит сразу отметить, что платить налоги – это положительная мера. И каждый уважающий себя гражданин, получающий поддержку государства в виде хорошей медицины и образования, а также рабочих мест и возможностей для личного роста, должен платить за это зарплату политикам в виде налогов. Ведь эти деньги также идут на развитие описанных выше возможностей. Однако уплачивать налоги необходимо только если описанное выше действительно происходит. Хороший бизнесмен не будет давать деньги непродуктивным работникам.

Принимаемые меры

Самозанятые – это также те, кто:

  1. Не регистрирует свою деятельность в налоговой и не делает взносы.
  2. Не пользуется наёмным трудом.

На основе этих данных власти уже несколько лет придумывают всё новые и новые меры, преследуя следующие цели:

  • Заставить непродуктивных самозанятых зарегистрировать свой бизнес.
  • Уменьшить сектор «теневой экономики», разросшийся за счёт этих граждан.
  • Привести недостающих денег в регионы с налогов.
  • Позаботиться о будущей пенсии и социальном страховании.

А попытки обложить деятельность фрилансеров налогами происходили в таком порядке:

  1. 2013 – введение патентной системы налогообложения, означавшая приравнивание непродуктивных самозанятых к ИП.
  2. 2015 – предложения по её улучшению.
  3. 2016 – принятие решения о введении налоговых каникул для непродуктивно работающих граждан. Можно работать, как ИП, но не платить налоги и страховые взносы.
  4. 2017 – внесение поправок в гражданский кодекс об определении самозанятых. Продление налоговых каникул до конца 2018.
  5. 2018 – предложение о продлении налоговых каникул до 2020 года. Выход закона, вступающий в силу в 2019.

Если прочесть обо всех инициативах подробнее, то можно заметить, что это одно и то же решение, приравнивающее самозанятых к ИП просто подающееся по-разному. Даже последний вышедший закон делает то же самое.

Организация работы

Все понимают, что экономическая система целой страны – это очень сложный механизм, требующий высокого профессионализма от тех, кто её формирует и контролирует. Тем более это важно для России с такой непростой географией и многообразием самых разных народностей. Именно поэтому такая страна и должна быть в числе тех, кто на своей территории двигает прогресс, а не пытается за ним угнаться.

Именно прогресс привёл к такой проблеме, как многочисленные граждане, которые не хотят платить налоги со своей «нелегальной» деятельности. Из-за этого их даже посчитать нельзя, и данные разнятся, плавая между 15 и 30 миллионами, что является совсем немалым разбросом. И это учитывая, что максимальное количество ежегодно увеличивается, а значит и масштаб «проблемы» растёт.

Грамотная организация работы «непродуктивных» самозанятых требует серьёзных перемен, среди которых:

  • Выведение работающих на себя граждан в отдельную категорию, так как приравнивание их к ИП до сих пор не дало почти никаких результатов. Самозанятым необходимы вакансии именно для них, по большей мере в интернет-среде, чтобы можно было обмениваться опытом со специалистами из других стран.
  • Пункт выше неизбежно приведёт к пересмотру некоторых частей налоговой системы, что, в свою очередь, должно мотивировать к её полной реформации. Она устарела, а чтобы совершенствоваться, ей необходимо быть гибкой. Об этом говорит не только ситуация с фрилансерами, но и с организацией малого и среднего бизнеса.
  • Вложения в развитие людей. Многие страны уже давно начали постепенно отходить от экономики, базирующейся на продаже и переработке полезных ископаемых. Это до сих пор важно и нужно, но место ценных ресурсов отходит людям. Именно население страны делает её действительно успешной. Если граждане смогут иметь доступ к хорошему образованию, медицине, рабочим местам, то они будут работать только на благо своей страны. И, кстати, платить налоги за это.
  • Развитие бизнес-сферы. Тут всё просто – чем лучше в стране условия для открытия и ведения предпринимательства, тем больше людей набираются смелости этим заниматься, что также приводит к развитию государства в современном ключе. Здесь же стоит сказать, что новые бизнесы – это рабочие места, которые нынешние «непродуктивные» самозанятые с удовольствием бы заняли, платя налоги и все необходимые взносы на страхование.

Самозанятые – это не проблема, это уникальная возможность, удивительным образом самостоятельно зародившаяся и быстрорастущая в России. Число этих граждан будет всё равно расти и рано или поздно на них придётся по-настоящему обратить внимание. Что может подтолкнуть власти к глобальным изменениям, которые будут полезны не только малому бизнесу, но и всей экономике.

evle.ru

Кто такой самозанятый гражданин?

Самозанятый гражданин – это лицо, не зарегистрированное предпринимателем и не состоящее в трудовых отношениях, однако самостоятельно получающее доход. Самозанятое население не декларирует собственный доход, а уплата налогов для таких граждан является сугубо добровольным делом. Однако в ближайшее время ситуация может измениться, так как законодатель рассматривает правила контроля за доходами самозанятых граждан и обложения их налогами.

Кто относится к самозанятым

Государство заинтересовано в обложении подоходным налогом всех категорий граждан, от работников государственных учреждений до предпринимателей. Однако если гражданин извлекает доход без официального оформления на работу или регистрации в качестве ИП, контролировать своевременный расчет и удержание налога попросту невозможно.

С 2014 года действовала норма об упрощенном порядке регистрации самозанятого населения, что позволяло рассчитывать на учет стажа при своевременной оплате налога. Однако такая инициатива не принесла ожидаемого результата, а из миллионов самозанятых граждан на регистрационный учет встали единицы. Поэтому в 2018 году законодатель вернулся к теме налогообложения самозанятых граждан по новым принципам.

Исходя из принятого варианта законопроекта, к самозанятым гражданам будут отнесены следующие субъекты:

  1. лица, не трудоустроенные, и не оформленные по трудовому договору в государственных или частных организациях, у предпринимателей;
  2. субъекты, не имеющие работников по трудовым и гражданско-правовым договорам, т.е. не выступающие работодателем;
  3. лица, не занимающиеся перепродажей продукции или имущественных прав (исключение составляют только предметы и вещи, которые после покупки были использованы для домашних и личных нужд).

Также не признается самозанятым гражданином лицо, участвующее в разработке, добыче или реализации полезных ископаемых. При занятии таким видом деятельности, без наличия регистрации или разрешительного документа (лицензии), будет наступать ответственность за незаконное предпринимательство.

Режим самозанятости не возникает и при реализации подакцизной продукции (алкоголь, табачные изделия, ГСМ и т.д.). Все перечисленные виды деятельности подпадают под режим предпринимательства, т.е. гражданин обязан официально встать на учет в ИФНС.

Особенности налогообложения самозанятых лиц

Чтобы стимулировать самозанятых граждан платить подоходный налог, законодатель максимально упростил процедуру подтверждения дохода. Налог для указанной категории субъектов составит всего 4% от задекларированного дохода, что существенно меньше стандартной ставки НДФЛ (13%). Не распространяется такая льготная ставка на следующие категории дохода и заработка:

  • на вознаграждение, полученное от работодателя по трудовому договору;
  • проценты и доходы, полученные от операций с ценными бумагами, даже если они приобретались за счет личных сбережений;
  • на доход, полученный от реализации объектов недвижимости, даже если они использовались для личных нужд гражданина;
  • доходы от реализации любых движимых вещей и предметов, если ранее они использовались в личных, домашних и иных некоммерческих целей;
  • ряд иных видов дохода, прибыли и заработка.

На что же будет распространяться упрощенный режим налогообложения самозанятых граждан? Государство планирует удерживать часть заработка от лиц, оказывающих мелкие бытовые услуги, фрилансеров, иных специалистов, работающих в удаленном режиме. Также изначально в этот перечень попадали репетиторы, частные автослесари, няни на дому, граждане, оказывающие строительные, ремонтные и отделочные услуги.

На практике, даже такой упрощенный порядок налогообложения вряд ли увеличит число самозанятых лиц, декларирующих свой доход, поскольку:

  1. оплата налога в 4% не влечет никаких дополнительных преимуществ, в том числе не позволит подтвердить страховой стаж для назначения пенсии;
  2. декларировать можно только тот доход, который подтверждается расчетными или отчетными документами, т.е. самозанятое лицо будет должно официально подтвердить о своем статусе;
  3. однажды указав свой статус самозанятого гражданина, субъект будет постоянно находиться под контролем государства, в том числе увеличивается шанс блокирования банковских операций и счетов, претензий ИФНС по порядку декларирования дохода, и т.д.

Вводя обязанность оплачивать налог, пусть и по существенно сниженной ставке, государство предлагает взамен только возможность получить полис медстрахования. Никаких иных преимуществ признание самозанятым гражданином не влечет, поэтому рассчитывать на эффективность вновь принятых мер сложно.

law03.ru

Самозанятый гражданин виды деятельности 2018-2019: полный список

Минюст совместно с Минфин, Минтруд, Минэкономразвития активно работают над определением и закреплением в законодательстве понятия «самозанятый». Виды деятельности, которыми граждане с таким правовым статусом смогут заниматься, прорабатываются и в конечном итоге будут представлены единым полным списком. Посмотрим, что известно о самозанятых сегодня, и какие изменения в законе для них готовятся.

Самозанятые граждане — это кто?

Единого определения, кто такие самозанятые граждане, нет. На первый взгляд кажется очевидным, что это люди, кто работает сам на себя, оказывает услуги другим людям с целью получить прибыль. Но не понятно, какие виды деятельности дают гражданину право так себя называть. Ответ на этот вопрос ищут депутаты Государственной Думы.

Несмотря на то, что четкого определения для этой категории граждан пока нет, термином активно пользуются различные службы и ведомства. Так, на сайте ПФР http://www.pfrf.ru/strahovatelyam/samozaniatoe/kto_otnos/ читаем:

 

Становится понятно, какими видами деятельности может заниматься самозанятый гражданин.

У ФНС иные критерии, которые позволяют из всего населения выделить самозанятых https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/6761597/:

При внимательном прочтении очевидны различия в определении одного и того же понятия. В первом случае к самозанятым относятся ИП, во втором — нет. Соответственно будет отличаться и порядок организации рабочего процесса: с наемными работниками или без них.

В гражданском кодексе понятие самозанятый гражданин тоже отсутствует, не определены и виды деятельности для людей с таким статусом. Поэтому президент поручил Минюсту урегулировать этот вопрос и ввести в правовое поле самозанятых граждан, определив на законодательном уровне их статус и виды деятельности, которыми они смогут заниматься.

По данному поручению Министерство юстиции Российской Федерации разрабатывает проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу определения статуса самозанятых граждан». Речь об отдельном законе пока не идет.

14 мая 2018 года на сайте ведомства появилось предложение:

Предложение Минюста о критериях, определяющих статус самозанятого гражданина

Из проекта следует, что самозанятое население будет определяться по критериям:

  • физические лица старше 16 лет;
  • деятельность по оказанию услуг осуществляют самостоятельно «на свой риск» и только физическим лицам;
  • личное трудовое участие — обязательно;
  • наем рабочих — исключен;
  • не зарегистрированы в качестве ИП.

Следить за разработкой проекта закона можно на портале Нормативных правовых актов по ссылке https://regulation.gov.ru/projects#npa=80737.

Граждане имеют возможность принимать участие в разработке законопроекта о статусе самозанятых граждан, высказывая личное мнение и оставляя предложения по существу вопроса на портале

Здесь также можно посмотреть текст проекта нормативного правового акта, а аткже поучаствовать в обсуждении.

Виды деятельности самозанятых в 2018 году

В поправках ничего не сказано о видах деятельности, которые станут доступны самозанятым. Точнее сказать, нет предпосылок для расширения уже имеющегося списка таких видов деятельности.

Обратимся к сайту ФНС, на июль 2018 года там зафиксированы:

  • присмотр и уход за детьми, больными, людьми, достигшими возраста 80 лет;
  • репетиторство;
  • ведение домашнего хозяйства.

Между тем, граждане, которые работают сами на себя, оказывают и другие услуги.

На сайте ФНС также сказано, что регионы вправе дополнять этот список. В нем могут появляться иные виды деятельности, которые также помогут гражданину получить статус самозанятый. Но пока такие случаи единичные и мастера по маникюру, фотографы, ремонтники и многие другие не всегда могут причислить себя к самозанятому населению в 2018 году.

На сайте налоговой службы в свободном доступе находится статистика по самозанятым в России за 2017-2018 гг. С данными можно ознакомиться, скачать, сохранить для личного пользования или изучения.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с данными, предоставленными ФНС на 01.07.2018 года по числу граждан, официально зарегистрировавших себя в качестве самозанятых.

Как зарегистрироваться как самозанятый гражданин

Узаконить свою деятельность просто. Достаточно уведомить налоговую службу по месту жительства о том, что вы няня, сиделка, репетитор, домработник, направив заявление по специальной форме.

Для официально зарегистрированного самозанятого населения в 2017-2018 годах государство ввело налоговые каникулы. Оплачивать какие-либо налоги самозанятым гражданам в этот период не требуется.

Специалисты и эксперты отмечают, что мотивации «выходить из тени» для самозанятого населения на сегодняшний день недостаточно.

Пока государство определяет, кого и по каким признакам считать самозанятым населением, у граждан есть время и возможность оценить ситуацию, в которой они находятся.

Стоит ли официально признавать свой статус и регистрироваться в Федеральной налоговой службе, что это дает?

Защиту на законодательном уровне. Оказывая услуги физическим лицам по найму, многие не придают значения отсутствию договора об обязательствах друг перед другом. Это может обернуться неприятностями:
  • ненормированный рабочий день;
  • тяжелые условия труда;
  • отсутствие выходных и отпусков;
  • навязанные обязанности и пр.

Верховный суд включился в проработку этих вопросов и постановил, что в случае разногласий между работодателем и работником, собирать доказательства придется первому (по данным RG.RU).

Социальные гарантии. Регистрируясь в налоговом органе под статусом самозанятый, гражданин дает согласие на самостоятельную уплату взносов за себя в социальные фонды. В будущем это повлияет на пенсию. Сегодня же это дает возможность пользоваться медицинскими услугами бесплатно и получать льготы от государства в установленном порядке.

В заключение

Кто такой самозанятый гражданин и виды деятельности, которыми он имеет право заниматься, в 2018 году только предстоит определить Минюсту вместе с другими ведомствами. Сегодня граждан, которые причисляют себя к таковым официально не спешат зарегистрировать свой статус. По данным ФНС заявления о самозанятости подали в 2018 году 800 человек, всего же таковых насчитывается около 20 млн. человек трудоспособного населения. Возможно активность повысится после того, как станет известно, какое налоговое бремя будет наложено на этих граждан после окончания налоговых каникул.

Предложения партнеров

Кредит

Кредит Пенсионный

Кредитная карта

Перекресток

Кредитная карта

Тинькофф Platinum

Кредит

Кредит наличными

Кредитная карта

Карта рассрочки

fin.zone

Решение проблемы самозянятого населения страны

Решение проблемы самозянятого населения страны

В настоящее время не малую часть граждан, так или иначе получающих доход, составляют так называемые «Самозанятые». 

Прежде чем  начать рассуждать на тему самозанятости, я думаю для начала нужно понять в какой степени «Самозанятые» являются проблемой для Государства. Начнем с того, что «Самозанятые» это не безработные. И говорить о том, что они представляют собой и/или создают непременно проблемы наверное все-таки не совсем правильно.

На сегодняшний день, как известно более 2,6 млн. человек в нашей Стране самозанятое население.  Однако, стоит все-таки понять по каким причинам такие люди уходят так скажем в «теневой бизнес».

Возникушую проблему самостоятельно занятого населения, на мой взгляд, следует искать не в том, что к примеру такая категория людей попросту не хочет платить налоги и взносы, а в экономической политике Страны.

Ввиду того, что занятость представляет собой общественно-экономические отношения, в которые вступают люди между собой по поводу участия в общественно полезном труде, соответственно Показатель занятости характеризует количественный и качественный уровни использования трудоспособного населения, сложившуюся в Стране экономическую ситуацию, деловую и фанансовую активность, уровень жизни и доходов населения и его платежеспособный спрос. Таким образом, Занятость характеризуется различными формами, структурой занятого населения в отраслях экономки.

На сегодняшний день по отношению к такой специфической категории населения, как «Самозанятые», в основном преобладают негативные оценки. Главным образом они связаны с тем, что данная группа населения не платит налогов, соответственно не отчисляет пенсионных взносов и в перспективе это может составить для Государства социальную проблему в тот момент, когда встанет вопрос об их социальном и пенсионном обеспечении. Кроме того, самозанятых автоматически зачисляют в социально уязвимые слои населения. Однако,  в расчет не берется тот фактор, что самозанятое население по своей структуре неоднородно и включает разные группы и по уровню доходов и по характеру занятости населения. Учитывая, что «Самостоятельная занятость»- это «занятость, при которой размер вознаграждения напрямую зависит от дохода, получаемого от производства (реализации) товаров и услуг», соответственно самозанятых можно условно разделить  на четыре группы:  работодатели (физические лица, управляющие своим собственным предприятием или занимающиеся независимой предпринимательской деятельностью и имеющие одного или нескольких наемных работников), самостоятельные работники, неоплачиваемые семейные работники и члены производственных кооперативов.

Тем не менее, ни в одном документе не зафиксировано то, что самозанятый, как правило, нигде не зарегистрирован в качестве официального плательщика налогов, а также в качестве официально работающего лица.

Налоговый кодекс РК предусматривает только отдельные категории самозанятых, которые должны самостоятельно декларировать свои доходы, платить подоходный налог и вносить взносы в накопительные пенсионные фонды. К ним отнесены, к примеру, зарегистрировавшиеся индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты.

«Закон о занятости населения» Казахстана дает определение самозанятости, однако, как видно из практики для целей государственной статистики принята иная формулировка. Таким образом, на сегодняшний день в Законе нет точного и единообразного определения понятию «Самозанятость».

На мой взгляд, не стоит принимать Самозанятых исключительно как негативное явление и проблему для нашей Страны, хотя бы по тем причинам, что:  

Во-первых, Самозанятые являются наиболее работоспособной, инициативной и независимой частью нашего общества. Эти люди кормят не только себя, но и своих детей, стариков. Благодаря им в обществе сохраняется и политическая и социальная стабильность, так как они сами находят себе дело, не жалуются и не предъявляют претензий государству.

Во-вторых, эти люди смогли себя занять в сложившихся обстоятельствах, то есть самостоятельно решили свою проблему, касательно применения своих навыков и умений.

В-третьих, Самозанятое население – кадровый резерв индустриального развития Казахстана, который имеет определенный профессиональный потенциал.

В –четвертых, Самозанятость в настоящих рыночных условиях – это обязательный объективно присущий элемент рыночных отношений. Ее развитие обусловлено действием как экономических, так и социальных факторов. Экономическая идеология рынка – это переход каждого трудоспособного к самообеспечению и самореализации. Кроме того, рынок создает новые стимулы к труду посредством  создания благоприятных условий для малого и среднего бизнеса, института частной собственности.  

Я думаю, сложно говорить о самозанятых в нашей Стране, как о единой группе людей, с общими проблемами и потребностями хотя бы потому, что самозанятое городское население сталкивается с проблемами, практически не имеющими ничего общего с самозанятыми, проживающими в поселках. Таким образом, я считаю необходимым в первую очередь разработать план и создать своего рода статистическую базу данных по изучению городских и сельских самозанятых, с учетом спецификации  в той или иной отрасли. Данным вопросом, на мой взгляд,  должно заниматься Агенство по статистике и другие профильные министерства. 

Учитывая, что Самозанятость является одним из важнейших факторов устойчивости экономического развития Страны, так как дает возможность множеству людей выбрать наиболее приемлемую для них форму и вид экономической, социальной или творческой деятельности, считаю вполне возможным создание своего рода Ассоциации самозанятых. Причем такая ассоциация может быть создана как общая, т.е. Ассоциация самозанятых Республики Казахстан, к примеру, так и Ассоциации области и/или районов. Цель создания подобных Ассоциаций может заключаться в защите прав и интересов самозанятых, в свою очередь самозанятые должны вносить определенные взносы в такие ассоциации. Из поступающих взносов Ассоциации будут оплачивать те же самые пенсионные взносы и предусмотренные законодательством налоги. Вступить в такую ассоциацию самозанятые смогут на основании индивидуального договора. Т.е. как вариант, возможно, что если самозанятый состоит в такой ассоциации, законом может быть предусмотрено его право лично не осуществлять регистрацию, это за него должна будет сделать ассоциация, в составе которой он будет состоять. Тем самым для смозанятого уже не будет проблемой бегать по инстанциям, дабы осуществить постановку себя на учет и прочее, что сбережет и его время и его нервы. 

Всем понятно, что в целом конечно главные проблемы вокруг данной категории населения связаны с недостаточной изученностью вопроса. Кто-то из числа самозанятых не делает пенсионных взносов, отмечая, что это обусловлено низкими доходами, которых хватает только на жизнь. Другие  не делают пенсионных отчислений так как считает, что еще слишком молод, чтобы начать копить на старость. Ну а кто-то попросту не доверяет пенсионным фондам и государственной пенсионной политике. На самом же деле, мне кажется, что данная позиция обусловлена именно низким уровнем доходов, как следствие жесткой конкуренции на рынке услуг. 

На мой взгляд, нужно ужесточить меры по внесению  такой категорией населения обязательных взносов в пенсионный фонд. Но сделать это нужно так, чтобы у такой категории лиц был интерес в таких взносах. То есть, к примеру предусмотреть в Законе «О пенсионном обеспечении в Республики Казахстан», что если на протяжении последних 5-10 лет лицом не вносится взнос, то по выходу на пенсию такое лицо сможет рассчитывать только на ½ часть от прожиточного минимума. 

Что касается налогообложения, то здесь так же необходимо будет вносить поправки в Налоговый кодекс Республики Казахстан, где предусмотреть конкретные ставки по налогообложению. Однако в данном случае, необходимо будет опять-таки обратиться к Агенству по статистике и профильным министерствам. Сделать это будет необходимо потому, что самозанятых придется разделить на две группы по  уровню доходов. К одной группе необходимо будет отнести низкодоходных самозанятых, ко второй группе – самозанятых с доходом более высоким, образно скажем свыше 1 000 МРП в месяц. Здесь необходимо учесть, что на данное время уже введены понятия «продуктивно» и «непродуктивно занятые», что сделано с целью повысить адресность и сфокусировать меры господдержки на тех, кто в этом действительно нуждается.

Необходимо в обязательном порядке в Законе «О занятости населения» Республики Казахстан дать точное определение понятию «Самозанятость».  Возможно, было бы гораздо эффективнее разработать непосредственно Закон «О самозанятых гражданах РК», где предусмотреть точное определение самозанятости, права и обязанности таких граждан, порядок их регистрации и оплаты ими всех обязательных платежей в бюджет. 

Я не стану разглагольствовать на тему применения карательных мер в отношении 

самозанятых. Однако, предусмотреть штрафные санкции все же необходимо. Продуманный механизм штафных санкций обеспечит своевременное внесение обязательных налоговых платежей и пенсионных взносов. Углубляться в данный вопрос я не стану, по той причине, что есть у нас чиновники, чьей работой является разработка и решение такого рода вопросов. Все-таки разработку подобных проектов правильнее адресовать людям, к чьей компетенции это относится. 

Что касается предложений по повышению правовой культуры современного казахстанского общества в целом, то хотелось бы отметить тот факт, что большинство наших граждан не знают своих законных прав, что порой приводит к незаконным действиям со стороны работников тех или иных учреждений. На сегодняшний день было бы целесообразным создать центры обучения правовой грамотности. В таких центрах создать рабочие места для квалифицированных специалистов, которые смогут преподавать в той или иной сфере, скажем отдельно по налоговому праву, отдельно по гражданскому и т.п. Таким образом появятся новые рабочие места и люди, прошедшие такие курсы станут юридически подкованы. Однако, здесь нужно учитывать и тот факт, что подобные Центры должны быть финансированы из средств государственного бюджета. В противном случае большинство людей за свой счет попросту туда не пойдет.

В целом же, на сегодняшний день со своей стороны Государство стремится решить проблему самозанятых с помощью реализации «Дорожная карта бизнеса – 2020». В рамках этой программы ведется работа по субсидированию и гарантированию предпринимательских инициатив. Принята программа развития агропромышленного комплекса до 2020 года. Проводится работа по снижению административных барьеров. Снижены сроки по регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, соответствующие процедуры проводятся по упрощенному порядку. Помимо этого, в соответствии с поручением Президента в рамках Стратегии «Казахстан-2050» перед правительством поставлена задача по принятию комплексной программы «Дорожная карта занятости – 2020», в рамках которой сейчас реализуется ряд мероприятий, в том числе по развитию опорных сел. Так же, в рамках «Дорожной карты» ставится задача определения статуса личных подсобных хозяйств, то есть принятия закона «О личных подсобных хозяйствах» и внесения изменений в соответствующий Закон «О занятости населения».

В заключении хочу добавить, что конечно же не помешало бы ввести специальные налоговые послабления для самозанятого населения. Другими словами Государству необходимо в первую очередь создать привлекательные условия для самозанятых, чтобы возможно на каком то из этапов своего развития такие граждане захотели вывести свою деятельность в легальное поле.  


konkurs.zakon.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *