Отличия публичного и частного сервитута на земельные участки
По ст. 216 ГК, наряду с собственностью, существует вещное право – сервитут, по которому гражданин может ограниченно пользоваться чужой вещью, например, недвижимостью. Сервитуты бывают частными и публичными.
Частный сервитут (ЧС)
Вопросы, связанные с установлением частного сервитута, его сохранением при переходе прав собственности и прекращением рассмотрены в ст. 274-276 ГК.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
В основном, эти вопросы относятся к земельному участку. При этом законом установлено, что собственник недвижимости (участка) может потребовать от владельца соседнего участка сервитута – возможности ограниченного использования этого участка.
В ГК перечислены некоторые основания для установки частного сервитута. К ним относятся:
- проход и проезд к соседнему земельному участку;
- возможность строительства или ремонта на соседнем участке;
- другие функции, которые не могут быть осуществлены без сервитута.
Частный сервитут устанавливается по соглашению между соседями, причем наличие сервитута не ограничивает прав собственности владельца на его участок. Он может также потребовать плату за использование его участка. В случае отсутствия согласия между владельцами недвижимости вопрос о сервитуте решается судом.
По закону (ст. 131 ГК) сервитут должен регистрироваться в ЕГРН. После регистрации сервитут становится неотъемлемой частью недвижимости (участка).Прекращение действия частного сервитута собственник недвижимости может потребовать в связи с пропаданием оснований, по которым сервитут был введен, или в случае, когда сервитут не позволяет использовать участок по назначению. В последнем случае может потребоваться судебное рассмотрение.
Публичный сервитут (ПС)
Определение и порядок использования публичного сервитута в основном регламентирован в ст. 23 ЗК.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
При этом ПС может быть применен в интересах государства, местных властей или населения. Этот сервитут устанавливается законами или другими нормативными актами с учетом общественных слушаний. В ЗК перечислены основные случаи использования публичного сервитута:
- Проход или проезд к водному объекту и его прибрежной полосе.
- Ремонт электролиний и сетей связи, а также транспортных коммуникаций.
- Размещение на земельном участке межевых знаков и другого геодезического оборудования.
- Забор воды и дренажные работы.
- Прогон скота.
- Заготовка сена, выпас с/х животных.
- Охота и рыболовство.
- Проведение геологических работ.
Если установка публичного сервитута приводит к трудностям использования участка, то его собственник вправе потребовать от органа власти, установившего сервитут, плату за неудобства. При необходимости собственник может обратиться в суд .
Различия ЧС и ПС
Основные различия ЧС и ПС приведены в таблице.
№№ | Факторы | Публичный сервитут | Частный сервитут |
1 | Заинтересованные лица | В интересах большого круга лиц | В интересах одного лица или ограниченного круга лиц |
2 | Как устанавливается | Нормативно-правовыми актами с учетом общественных слушаний | 1. Соглашением сторон 2. По решению суда |
3 | Компенсация | Плата за сервитут органами власти при больших затруднениях использования участка с ПС | Адекватная плата за использование сервитута для недвижимости (участка) |
4 | Прекращение | Срок ПС для зарезервированных земель не должен превышать срока резервирования земли | 1.При пропадании оснований для сервитута 2.При невозможности использования участка из-за сервитута |
5 | Государственная регистрация | Обязательна | Обязательна |
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
zakonometr.ru
Отличие частного сервитута от публичного
Содержание:
Под сервитутом в российском законодательстве понимается получение права на ограниченное использование чужой землёй, а также зданием или иным объектом недвижимости. По закону сервитут разделяется на:
1. частный – тот, который налагается на участок или здание в пользу конкретного лица;
2. публичный – который используется, если этого требуют интересы Российской Федерации в целом, её субъекта, местного муниципалитета или просто населения.
Однако различие между частным и публичным сервитутом связано не только с тем, в чьих интересах он накладывается. Так, публичный сервитут предусмотрен лишь законодательством о земельных правоотношениях – из-за чего можно установить, что на здания или сооружения он не накладывается.
Кроме того, отличие частного сервитута от публичного заключается и в том способе, которым оба сервитута накладываются. Процедура наложения частного сервитута заключается в следующем:
— С помощью заключения соглашения между владельцем недвижимости и лицом, которое нуждается в сервитуте. Они подписывают между собой договор и регистрируют его в органах Росрееста. С этого момента сервитут считается наложенным;
— Если согласия достичь не удалось, и заинтересованное лицо обращается с иском в суд. Здесь, если удаётся
доказать, что нет иного способа обеспечить законные интересы, кроме наложения сервитута, суд принимает решение, и истец получает ограниченные права на пользование чужой недвижимостью.
Если на участок требуется наложить публичный сервитут, процедура куда сложнее:
— должно иметься одно из оснований, предусмотренных в законе: проход через участок, водозабор, дренажные работы и т. п. Полный перечень приведён в Земельном кодексе, и он исчерпывающий;
— публичный сервитут налагается по инициативе органов власти либо по заявлению кого-то из заинтересованных лиц. Вслед за заявлением должно состояться его рассмотрение органом власти, а затем и публичные слушания с участием местных жителей, владельца участка и представителей власти.
— по итогам слушаний, изучив мнения заинтересованных лиц, местная власть принимает акт о наложении сервитута.
Если вы заинтересованы в наложении сервитута или, напротив, хотите его избежать – обратитесь к опытным юристам по земельным вопросам нашей компании.
Узнайте на нашем сайте: разел долей в доме. Найдите хорошего юриста по земельным вопросам здесь.
zemadvo-femida.ru
Что такое публичный сервитут на земельный участок и его установление
Вопрос возможного обременения имущества заботит всех, без исключения, собственников. Одним из способов обременения является определение сервитута. Чтобы защитить собственность и минимизировать вероятность наложения ограничений необходимо понимать значение сервитута, знать процедуру и инициатора определения, чем оно владельцу грозит.
Публичный сервитут — это
Сервитутом, по существующему законодательству называют право ограниченного пользования чужим имуществом. Термин «сервитут» закреплен и разъяснен Гражданским Кодексом.
Объектом наложения обременения согласно ст.274—277 ГК РФ могут стать:
- земельныйучасток;
- здание;
- сооружение.
Практика показывает – преимущественно такой вид обременения устанавливают в отношении землевладений.
Проще говоря, если доступ к соседнему землевладению или, например, к береговой линии общего пользования водоема, может осуществляться только посредством транзита по Вашему владению, то интересанты (владельцы смежного участка или орган управления муниципального образования) вправе потребовать определения сервитута на вашем участке обеспечения доступа на него ограниченному или неограниченному числу лиц.
Кроме Гражданского Кодекса порядок определения, регистрации, действия и завершения действия сервитутов регламентируются следующими нормативными актами правового регулирования РФ:
- ст.23ЗемельногокодексаРоссийскойФедерации;
- ст.27Федеральногозаконаот21.07.1997 № 122-ФЗ;
- ст.9ЛесногокодексаРоссийскойФедерации.
Частные и публичные сервитуты
По выполняемой функции, процедуре оформления и пользователю , сервитуты подразделяют на:
- частные
- публичные.
Пользователями частного сервитута, становится определенное количество лиц (владельцы смежного землепользования, энергообъекта и т. д.) определенные соглашением с землевладельцем обременяемого владения.
Частный сервитут возможно организовать с целью беспрепятственного подхода (подъезда) к приграничным землям либо эксплуатируемому, реконструированному, возводимому линейному объекту или объекту капитального строительства.
Стоит сказать, что частный сервитут допускает денежное возмещение за эксплуатацию сервитута.
В ситуации, при которой договоренность между заинтересованными лицами не достигнута, сторона-интересант имеет основание обратиться в арбитраж для вынесения вердикта о принудительном обеспечении доступа и определении сервитута.
Публичный сервитут утверждается для удовлетворения требований неопределенного круга лиц (государства, администрации города или сельского поселения) по результатам общественных (публичных) слушаний (способа выражения коллективного мнения по предмету обсуждения).
Решение о наложении подобного обременения оформляется в виде закона или иного нормативного акта Р.Ф. субъекта РФ, органа местного самоуправления. Утверждение такого вида ограничения не предполагает выкупа либо принудительного отчуждения, а только обязывает владельца использовать участок учитывая интересы пользователей обременения.
Сервитут, в зависимости от целей и требований интересантов может быть срочным (на определенный срок) и постоянным. Как правило, срочные сервитуты определяют для кратковременного допуска на территорию для строительства или реконструкции на приграничном владении линейных объектов либо объектов капитального строительства.
При таком виде обременения в договоре между сторонами или акте об определении обременения указывается конкретный срок, по истечении которого действие обременения считается прекращенным.
В целом между публичным и частным сервитутом существует ряд принципиальных отличий:
- Возмещение за пользование сервитутом. При определении публичного сервитута владелец обременяемой недвижимости имеет право на соразмерную выплату только если определение такого обременения ведет к существенным препятствиям в эксплуатации имущества;
- Круг интересантов. Публичный сервитут призван обеспечить удовлетворение требований неопределенного круга лиц, тогда как при частном виде обременения доступ на землевладение предоставляется конкретным лицам или представителям организаций;
- Основание утверждения. Публичный сервитут утверждается только законодательным или нормативным актом, а для определения частного вида обременения заключается контракт между землепользователем и пользователем сервитута.
Установление публичных сервитутов
Границы, период действия и цель обременения определяются законом или другим нормативным актом по результатам публичных слушаний. Советом перед принятием решения выслушивается аргументация обеих сторон как землевладельца обременяемого участка, так и населения города (сельского поселения), представителей органов власти, в чьих интересах и предполагается осуществить обременение.
Процедура публичных слушаний включает этап ознакомления с материалами, определяющими предмет слушания.
Доступ к материалам имеют все заинтересованные лица или организации, при этом период ознакомления устанавливается органами власти, ответственными за надлежащее информирование сторон.
Пунктом 5 ст.23 Земельного кодекса установлено, что функционирование сервитута обязано быть как можно менее затруднительным для землепользователя.
Приведенным правилом соблюдается баланс интересов землевладельца и населения городского или сельского поселения, для удовлетворения потребностей которого и предполагается наложение обременения.
Процедура оформления обременения определена законодательством муниципального образования (города, сельского поселения) и утверждена решением совета депутатов.
Органами государственной власти, обладающими полномочиями по установлению публичных сервитутов в интересах государства обладают:
- МинистерствотранспортаРоссийскойФедерации;
- Федеральноедорожноеагентство;
- Федеральнаяслужбапогидрометеорологииимониторингуокружающейсреды.
Цели установления публичных сервитутов
Возможные цели определения публичного вида обременения установлены Земельным кодексом.
Условно их можно подразделить на некоторое количество категорий:
- постоянное обременение для похода (подъезда) к объектам водного хозяйства и иным объектам общего пользования ради обеспечения интересов населения городского или сельского поселения;
- постоянный либо временный сервитут для реализации инженерных, строительных и других работ, в целях осушения приграничных земель, аварийно-ремонтных работ на инженерных сетях, организации пунктов ГГС и т. д.;
- эксплуатация землевладения (либо его части) для сельскохозяйственных нужд населения;
- эксплуатация землевладения (либо его части) в целях охотного, рыбного промысла, рыбоводства.
Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок?
Следующим, после прохождения процедуры выражения мнения общества вопросу и вынесения вердикта по ее результату, необходимо установить пределы сервитута.
Границы накладываемого обременения (если только оно не распространяется на все землевладение) определяются с помощью топографо-геодезических работ, результаты которых оформляются и передаются в органы, осуществляющие кадастровый учет изменений объектов недвижимости.
В результате орган кадастрового учета выдает выписку из государственного кадастра недвижимости на землевладение с определенными точными границами части участка, на котором действуют обременения.
В том случае, если обременение устанавливается на все землевладение, а его границы соответствуют границам земельного участка, необходимость в топографо-геодезических работах и получении кадастрового паспорта отсутствует.
Отдельного внимания заслуживает тот факт, что отчуждение землевладения третьему лицу, обременения, наложенные на него ранее, сохраняются, и их обеспечение становится обязательным для нового владельца или арендатора.
Этапы установления
Публичный вид обременения для его определения требует слаженных совместных действий администрации городского (сельского) поселения и землевладельца.
Этапами определения обременения выделяются:
- Внесение заявления. Лицо или орган, заинтересованный в ведении обременения в интересах общества, обращается в администрацию городского или сельского поселения с ходатайством о рассмотрении возможности и целесообразности определения публичного сервитута, при этом в заявлении указывается обоснование такого предложения, данные о земле и ее владельце;
- Рассмотрение заявления, информирование землевладельца;
- Организация и проведение выражения коллективного мнения по проблеме. Информирование о месте, дате и времени общественных слушаний осуществляется в местном СМИ (газете) при помощи объявления;
- Вынесение решения об определении обременения. Решение принимается путем оформления постановления и публикации в местном СМИ (газете).
Стоит отметить, что срок вынесения решения по результатам общественных слушаний определен законодательством муниципального образования и составляет в среднем 3 (три) месяца с момента начала рассмотрения заявления интересанта.
- Регистрация обременения. Как правило, администрация городского или сельского поселения обеспечивает государственную регистрацию обременения и подготовку всех необходимых документов.
Плата за публичный сервитут
Законодательством не предусмотрена обязательная плата за осуществление сервитута, но законодательство содержит пункт, согласно которому землевладелец вправе потребовать компенсацию, при условии, что сервитут создает существенные ограничения в использовании имущества.
Размер такой платы устанавливается на договорной основе между администрацией города (сельского поселения) и землевладельцем, а само понятие создания существенных ограничений в использовании не конкретизировано и может трактоваться как в сторону одной, так и в сторону другой стороны.
Как следствие можно дать совет: Если определение сервитута неизбежно, необходимо сохранить с администрацией города или сельского поселения и его населением доброжелательные отношения, не идти на конфликт. В таком случае, если собственник захочет получить компенсацию, она, с большей вероятностью будет удовлетворять интересы обеих сторон.
Если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка?
В том случае если определение обременения препятствует полноценной эксплуатации землевладения, для собственника есть два пути:
- Обратиться в суд для оспаривания вынесенного решения по результатам общественных (публичных) слушаний;
- Потребовать у администрации городского или сельского поселения изъятия (выкупа) землевладения в соответствии с действующим законом либо замены на участок с равной ценностью.
Публичный сервитут: что надо знать о межевании земельных участков?
Определяя границы землевладения необходимо учесть несколько нюансов, которые помогут избежать в будущем наложения на него обременения:
- Доверять определение границ землевладения необходимо только квалифицированному кадастровому инженеру;
- При определении местоположения участка учитывать интересы администрации муниципального образования и его населения;
- Избегать попадания в пределы землевладения сетей инженерно-технического обеспечения (сетей энергообеспечения, газопроводов, водопроводов).
- Определять границы землевладения, учитывая возможность беспрепятственного доступа к водному объекту.
- Избегать попадания в пределы землевладения мелиоративных систем общего и индивидуального пользования.
Как защитить свои права в случае установления публичного сервитута?
Если, у землевладельца при определении обременения, устанавливаемого для удовлетворения потребностей неопределенного круга лиц, возникли возражения, он имеет право обратиться в арбитраж для защиты своего имущества.
В таком случае ответчиком будет выступать администрация городского или сельского поселения, в интересах которого и проводится определение сервитута.
Существует несколько оснований, которые суд может признать существенными и отменить решение об определении обременения:
- Отсутствие информирования землепользователя о заявлении и публичных слушаниях в отношении принадлежащего ему земельного участка;
- Несоблюдение сроков и/или процедуры проведения общественных слушаний и подготовки решения по его результатам.
Также в судебном порядке решаются споры, связанные со стоимостью покрытия ущерба землевладельцу и разногласия по процедуре отчуждения землевладений, в том числе путем выкупа.
Определение публичного сервитута многоэтапный и сложный процесс, но при возникновении обоснованных требований общества или государства в использовании вашего землевладения, определение такого сервитута возможно. Для минимизации рисков необходимо ответственно подойти к выбору, межеванию и согласованию границ земельного участка. При этом нельзя забывать, что интересы общества всегда главенствуют над интересами отдельных его членов.
moidom911.ru
Сервитуты на земельные участки частные и публичные. Земельные сервитуты в законодательстве
Сервитут в земельном праве представляет собой ограничение на пользование наделом. В отечественной системе это понятие впервые было введено в п. 4.10 Положений о госпрограмме приватизации № 1535. Рассмотрим далее виды сервитутов по земельному законодательству.
Историческая справка
Впервые появились земельные сервитуты в римском праве. Понятие servitus дословно переводится как «рабство вещи». При этом объект служил не только непосредственному собственнику. Он также использовался для извлечения выгоды соседом. В римском праве существовало положение о том, что собственная вещь никому не служит, то есть человек не мог установить сервитут на свой участок, а только на чужой.
Формирование нормативной базы
Как известно, гражданское законодательство претерпело ряд изменений. Были, в частности, введены новые положения, касающиеся отношений, связанных с собственностью. Сервитуты на земельные участки регламентируется ст. 274-277 ГК. Суть норм состоит в следующем. Владелец недвижимости может потребовать от собственника соседнего надела предоставить ему возможность ограниченно использовать его территорию.
Назначение
Сервитуты на земельные участки устанавливаются для разных целей. Например, для создания прохода/проезда, прокладки и использования инженерных коммуникаций, трубопроводов, линий связи, водоснабжения. То есть сервитуты на земельные участки необходимы для удовлетворения таких нужд собственника, которые не могут обеспечиваться иным способом. Они выступают как обременение, не лишающее владельца возможности распоряжаться и пользоваться объектом.
Условия установления
Сервитуты на земельные участки вводятся по соглашению сторон. Данные обременения должны пройти госрегистрацию. Если собственники не достигли взаимовыгодного соглашения, земельный сервитут устанавливается по решению суда. Следует отметить, что заключить соглашение с соседом может не только собственник. Сервитут может устанавливаться по требованию или в интересах субъекта, которому участок предоставлен на правах наследуемого владения либо постоянного пользования. Обременение в виде ограниченной возможности использовать часть надела предполагает взимание платы. Стоимость сервитута на земельный участок устанавливается собственниками (владельцами) самостоятельно.
Специфика заключения сделок
По 613 статье ГК, владелец надела при предоставлении его в аренду должен предупредить, что на него установлен земельный сервитут. В случае невыполнения этого условия пользователь может требовать уменьшения суммы оплаты или расторгнуть соглашение, предъявив иск о взыскании убытков. При заключении ссудного договора субъект, который передает объект в безвозмездную эксплуатацию, также должен поставить другого участника сделки в известность о существующих обременениях. При неисполнении этого условия ссудополучатель может расторгнуть соглашение в одностороннем порядке и требовать компенсации ущерба.
Классификация
Нормами предусмотрено два вида обременения. Публичный сервитут на земельный участок может устанавливаться по решению территориальной власти на основании градостроительных документов и в соответствии с правилами застройки. Такое обременение обычно вызвано необходимостью удовлетворить общественные либо государственные интересы. Частный сервитут на земельный участок может устанавливаться для ограничения эксплуатации наделом и прочей недвижимостью для обеспечения:
- Реконструкции, строительства, использования и ремонта сооружений, зданий, а также объектов транспортной и инженерной инфраструктур.
- Проезда/прохода через территорию, принадлежащую другому лицу, если иным способом попасть на собственный участок нельзя.
- Выполнения работ по инженерной подготовке, защите местности от подтопления и затопления, сооружению подпорных стен.
- Применения устройств, проникающих на чужую территорию на определенной высоте, при возведении зданий.
- Ремонта и эксплуатации общих стен в сооружениях блокированной застройки.
- Прочих нужд владельцев недвижимости, обеспечение которых не может осуществляться без установления обременения.
Сервитут не может выступать в качестве самостоятельного предмета купли-продажи или залога, а также передаваться любым способом лицам, которые не являются собственниками объектов, для пользования которыми он предусматривается.
Прекращение обременения
Оно осуществляется по требованию собственника участка, в отношении которого установлен сервитут. Прекращение обременения может обуславливаться отсутствием оснований, в соответствии с которыми он был предусмотрен. Собственник может обратиться в суд для устранения сервитута, если его наличие создает существенные препятствия для использования участка по назначению.
Дополнительные нормы
Сервитут предусматривается не только в ГК. Обременение, например, регламентируется ФЗ № 113 «О гидрометеорологической службе». Сервитут устанавливается на наделы, по которым осуществляется проезд/проход к стационарным наблюдательным пунктам, включенным в государственную сеть. Порядок, в соответствии с которым вводится обременение в этом случае, определен правительством в Постановлении № 972. В ФЗ № 72, регламентирующем функционирование товариществ собственников жилья, предусматрено, что в отношении земельного участка, а также другого общего имущества может устанавливаться ограниченное право использования их сторонними лицами. Вместе с этим не допускается запрет на введение обременения в случае наличия необходимости обеспечить доступ иных субъектов к объектам, которые существовали до принятия ФЗ № 72. Если встал вопрос об установлении нового сервитута, то он решается по соглашению между заинтересованным лицом и собственниками квартир. При недостижении консенсуса спор может разрешаться в судебном порядке. Для уточнения положений, связанных с введением обременения, предусмотренного ФЗ № 72, правительством было принято Постановление № 1223. Им утверждались правила определения размеров и установления границ наделов в кондоминиумах. В соответствии с ними, территория общего использования в пределах микрорайона, квартала подлежит предоставлению в аренду или собственность товариществу собственников или домовладельцам только при условии введения необходимых сервитутов и ограничений.
Другие случаи
В ФЗ №123 определена возможность вводить обременение на участки для удовлетворения нужд племенного животноводства. Необходимость установить сервитут может возникнуть и при мелиорации участка, к примеру, при его осушении для отвода воды. Соответствующее положение предусматривается пунктом 3 статьи 26 ФЗ № 4. Наделы, которые находятся на границе с территориями мелиорируемых земель, допускается использовать с ограничениями, определенными ЗК и ГК.
Дополнительные типы обременения
В лесном и водном законодательстве также предусматривается возможность установления сервитутов. По своему содержанию они приближены к рассмотренным выше обременениям. Водный сервитут закрепляется в 43 статье ВК. По условиям договора, возможности субъектов, которым предоставляются в долго- или краткосрочное пользование соответствующие объекты, могут ограничиваться в пользу иных лиц. Частный водный сервитут может устанавливаться по решению суда. Следует отметить важный момент. Правила о сервитутах, предусмотренные гражданским законодательством, применяются к водным объектам в части, не противоречащей ВК.
Цели обременений
Водный сервитут, по 44 статье ВК, может устанавливаться для:
- Забора воды без использования сооружений, технических устройств и средств.
- Прогона и водопоя скота.
- Эксплуатации объектов в качестве путей сообщения для лодок, паромов, маломерных судов.
В законе могут предусматриваться и иные цели. Для реализации ограниченного права на водный объект нет необходимости получать разрешение на пользование.
Специфика
Особенность публичного сервитута на водный объект состоит в том, что одной стороной выступает собственник, а другой – неограниченное количество лиц, которые осуществляют пользование. При этом последние владельцами не являются. Частный сервитут на водный объект устанавливается между пользователями-несобственниками.
Лесной фонд
Правила пользования его территориями закрепляется в ЛК. В соответствии с 21 статьей этого кодекса, граждане могут свободно находиться на землях, как входящих, так и не входящих в лесной фонд. При этом возможность пользоваться территориями последней категории может ограничиваться в пользу иных заинтересованных субъектов. Основанием для установления лесного сервитута выступает договор, решение госоргана или территориальной структуры власти, а также судебной инстанции. Установленное обременение должно пройти процедуру регистрации. При недостижении соглашения между заинтересованным субъектом и собственником территории спор рассматривается судом по иску первого. Публичный сервитут, в соответствии с ЛК, предполагает, что одной стороной выступает собственник территории – РФ, а другой – неограниченное количество лиц, которые осуществляют пользование. При этом последние владельцами не являются. При установлении частного сервитута участниками сделки являются исключительно несобственники. Решения институтов власти (государственной или местной), предусматривающие введение обременения на территории, могут быть оспорены в суде в установленном порядке.
fb.ru
Частный сервитут и публичный сервитут
Частный сервитут и публичный сервитут
Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (частного сервитута).
- обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;
- прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов;
- обеспечения водоснабжения и мелиорации;
- также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка
Сервитут устанавливает право пользования в той или иной мере чужим имуществом или земельным участком. Права собственности землевладелец при этом не лишается. Он имеет только стеснение своих прав на определенной территории принадлежащего ему участка. Установление факта обременения считается с даты оформления соглашения в Росреестре.
Для введения публичного ограничения необходимо издание законодательного или нормативного документа, так как стороной, устанавливающей сервитут, является государственный орган. Для частного обременения достаточно заключить соглашение между заинтересованными лицами.
Частный или личный сервитут на земельный участок: что это такое, соглашение и его образец
- Чтобы провести исследования в различных областях науки.
- Если необходимо предоставить доступ на участок рыболовам и охотникам.
- Для прогона и выпаса скота.
- Территория нужна для прохода или проезда.
- Прокладываются коммуникации, для общественного пользования.
- Должно быть чёткое определение самого обременения, которое накладывается на участок. Обязательно указать конкретный вид обременений. Важно указать границу земли, которая касается соглашения по сервитуту.
- Нужно определить и условия по использованию. Чтобы избежать эксплуатации в целях, которые в документе оговорены не были.
- Отдельное внимание уделяем вознаграждению для владельца земли со стороны того, кто временно ею распоряжается. Оговариваются и сроки по этой уплате. Тогда владелец легко компенсирует неудобства, связанные с сервитутом.
- Мера ответственности, права и обязанности устанавливаются для каждой из сторон. Требования по использованию участка указываются согласно первому пункту 268 статьи в ГК РФ.
- К арендатору участка требование по установлению сервитута тоже относится напрямую. Это касается прав и обязанностей по данному виду договоров.
- На плане местности указывается точное расположение участка.
- Участок, на который накладывается обременение, описывается с максимальной точностью.
- Без номера по кадастровому учёту заключить соглашение будет невозможно.
- Сделка может быть срочной или бессрочной.
- Обе стороны предоставляют максимум личных и паспортных данных.
Публичный сервитут – это что такое? Порядок установления
- смерть владельца земельного надела;
- официально оформленный отказ пользователя от обременения;
- ненужность земельного участка для дальнейшего публичного применения;
- объединение сторон для ведения совместной деятельности;
- постановление судебной инстанции по предъявленному иску от собственника земельного участка;
- завершение срока действия обременения без дальнейшей его пролонгации.
- наименование объекта, его фактический адрес;
- цель наложения обременения;
- срок наложения публичного сервитута;
- полные данные о собственнике земельного надела и совладельцах, если таковые имеются;
- информацию о лице (лицах), для которого устанавливается обременение.
Что такое сервитут на земельный участок и как его установить
Добровольное соглашение о сервитутном ограничении должно быть зарегистрировано в службе Росреестра с внесением сведений в ЕГРН. Для этого нужно предварительно заказать и получить межевой план на землю у кадастрового инженера. Необходимость получения межевого плана связана с требованием Федерального закона № 218-ФЗ – любые изменения данных в госреестре ЕГРН должны быть изначально изложены в межевом плане. Графическая и текстовая часть межевого плана должна соответствовать условиям соглашения, этот момент будет проверяться во время регистрационных действий.
Обратите внимание! За ограничение в виде частного сервитута допускается взимание платы, если иное прямо не указано в законодательных актах. Размер платежей может устанавливаться по договоренности сторон, а при отсутствии взаимного компромисса – в рамках судебного производства.
Что такое публичный сервитут земельного участка
В том случае, если обременение устанавливается на все землевладение, а его границы соответствуют границам земельного участка, необходимость в топографо-геодезических работах и получении кадастрового паспорта отсутствует.
По выполняемой функции, процедуре оформления и пользователю, сервитуты подразделяют на:
Как устанавливается публичный сервитут и что не относится к нему в городах
Публичный сервитут – форма обременения, ограничения собственника ЗУ, выражающаяся в отчуждении его части, по распоряжению местных властей. В результате оформления ограничения, индивидуальное пользование обозначенной частью со стороны правообладателя утрачивается. Он вправе использовать отчуждённую часть наряду с остальными жителями населённого пункта.
Например:
Документы собираются в пакет, который передаётся в специальный земельный отдел для ознакомления. Назначаются общественные слушания и указывается их дата. На слушаниях могут присутствовать заинтересованные стороны, с имеющимися у них аргументами. При положительном развитии тенденций, комиссия выносит положительное заключение, принятое на слушаниях.
Частный сервитут и публичный сервитут
Сервитут — право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для проездов, проходов, прокладки инженерно-технических коммуникаций, проведения ремонта, строительства и реконструкции зданий и иных целей, которые без установления сервитута не могут быть обеспечены.
Вместе с тем, сервитут не лишает собственника прав владения, пользования и распоряжения своим участком. Сервитут обременяет земельный участок, то есть создаёт определённые неудобства по его использованию для владельца (собственника, землевладельца, землепользователя).
Компромисс имущественных интересов – публичный и частный сервитут
Главное условие такого обременения в земельном праве — наличие двух участков, один из которых главный (главенствующий), другой — второстепенный (служебный). При этом оба владельца имеют права на свою недвижимость. Чаще всего такая необходимость возникает, когда земли соседствуют. Иные случаи рассматриваются по другим критериям, прописанным в законодательстве. Частный сервитут также регулируется ГК РФ, ЗК РФ и прочими законодательными актами.
Кроме того, «частник» может требовать у местных властей, наложивших публичный сервитут, выкупить у него участок и возместить убытки. Но это только в том случае, если обременение делает использование участка по назначению невозможным. Также ЗК предусматривает разумную плату за использование участка от лиц, в пользу которых было составлено сервитутное соглашение.
Отличие частного сервитута от публичного
— Если согласия достичь не удалось, и заинтересованное лицо обращается с иском в суд. Здесь, если удаётся
доказать, что нет иного способа обеспечить законные интересы, кроме наложения сервитута, суд принимает решение, и истец получает ограниченные права на пользование чужой недвижимостью.
Если на участок требуется наложить публичный сервитут, процедура куда сложнее:
Однако различие между частным и публичным сервитутом связано не только с тем, в чьих интересах он накладывается. Так, публичный сервитут предусмотрен лишь законодательством о земельных правоотношениях – из-за чего можно установить, что на здания или сооружения он не накладывается.
urist-yslugi.ru
что это такое? Публичный и частный сервитут, договор сервитута
При ознакомлении с Гражданским Кодексом, у человека, не имеющего близкого знакомство с юриспруденцией возникает множество разнообразных вопросов. Наиболее важные, с точки зрения обывателя, касаются права на недвижимое имущество, в том числе и на земельные участки. Одним из таких «интересных» вопросов является сервитут.
274 статья ГК РФ – очень важна для хозяев-соседей, поскольку именно она будет регулировать их земельные отношения. Так, один вправе требовать у другого возможности воспользоваться территорией его участка. Такое право пользования называется ограниченным, а конкретно в этом случается, именуется сервитутом.
Однако, что конкретно демонстрируют эти пространные фразы? Без дополнительных пояснений практически ничего. Именно их, то есть, дополнительные пояснения вы найдете в этой статье.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 110-91-48. Это быстро и бесплатно!
Сервитут на земельный участок: что это такое?
Сервитут – это законно признанное право не собственника земельного участка пользоваться (с ограничениями) указанным недвижимым имуществом.
Следовательно, человек, обладающий сервитутом на недвижимость, это то лицо, которое, согласно заключенному договору, имеет право пользоваться, в определенных рамках, определенным имуществом. Лицо же, которое предоставляет часть своего земельного участка в пользование посредством установления сервитута согласно сегодняшнему законодательству считается обремененным.
Логичное предположение, что владелец той недвижимости, которая подпала под сервитут имеет право на компенсацию за пользование его имуществом, является совершенно верным.
Стоит помнить, что использовать сервитут в купле-продаже или аренде возможно только как часть торговой операции. Отдельные же сделки, включающие в себя исключительно сервитут неправомерны.
Также, сервитут нельзя передать лицу, которое не является законным владельцем земельного участка, для эффективного пользования которым оной был установлен.
Юридически различают срочные и постоянные сервитуты. Этот момент прописан в Земельном Кодексе РФ, а, точнее, в двадцать третьей его статье. Кроме того, подразделять их можно также на частные и публичные.
Говоря о срочных и постоянных сервитутах, ничего объяснять не нужно. Очевидно, что в первом случае договор предусматривает использование имущества лишь в определенный срок, а во втором – срока как такового нет.
Установление сервитута на земельный участок
Установить сервитут на земельный участок можно посредством договора между двумя лицами (иногда – более широким кругом лиц). Это наиболее распространенный способ установления частного сервитута. О том, что это такое, и чем частный сервитут отличается от публичного, немного ниже.
Кроме того, установить право сервитута на определенную долю земельного участка может суд. В данном случае все зависит от того, смогут ли собственники участков договориться. Обращение в суд является крайней мерой, когда мирное решение вопроса невозможно.
Собственно говоря, сделать это можно в тех случаях, когда подъезд, подход или же проведение коммуникаций к определенному участку земли невозможен без задействования другого или других земельных участков.
Действие сервитута начинается не во время подписания соглашения владельцами участков, и не сразу после вынесения решения судом, а лишь после формальной регистрации результатов. Органом, в котором необходимо регистрироваться, это Единый государственный реестр.
Заявителем является собственник того участка земли, которые получил в право ограниченного пользования часть другого участка.
Для регистрации необходим будет не только сам договор или решение суда, но также и:
- написанное заявление;
- кадастровый паспорт или выписка из земельного учета;
- документы, которые определяют, как именно будет действовать сервитут, и на какую долю участка оной распространяется.
Частный сервитут
О различных вариантах сервитута уже упоминалось выше. Сейчас же будут рассмотрены ключевые различия между двумя их типами. Так, частный тип предусматривает наличие письменного соглашения между двумя владельцами участков. Чаще всего это бывают хозяева-соседи, о чем упоминалось ранее.
Все подобные действия регулируются статьями с 274 по 277 Гражданского Кодекса. Он устанавливает, что любой собственник земельного участка может потребовать от владельца другого предоставить ему ограниченное право собственности.
Частный сервитут предусматривает следующие использование выделенной доли:
Обеспечение водоснабжения;
- Обеспечение провода линий электроснабжение;
- Прокладка водопроводных или газовых труб;
- Прокладка линий связи;
- Обеспечение мелиорации;
- Для возможности проезда или прохода к собственному участку.
Естественно, это нельзя назвать полным списком. Однако, большая часть частных сервитутов содержат в себе именно такие условия пользования частью земельного участка. Впрочем, если у вас есть иная необходимость, и она является обоснованной, договор об ограниченном пользовании имуществом может быть заключен точно так же.
Как уже упоминалось ранее, основание для частного сервитута – договор между двумя собственниками. Однако, не всегда все идет гладко. Для обеспечения адекватных условий иногда приходится обращаться в суд.
Собственно, если ваш сосед ни под каким видом не соглашается позволять вам воспользоваться частью его земельного участка, вы можете подать иск в суд, сутью которого будет требования предоставления сервитута с доказательствами того, что он является необходимым.
Помните о том, что сервитут не исключает возможности использования оговоренной доли земельного участка собственником. Единственное, что оно, то есть использование, не должно препятствовать тому назначению, ради которого был установлен сервитут.
Ранее уже упоминалось, что собственник земельного участка может требовать определенной платы за пользование частью его имущества. Ситуации, в которых это невозможно описаны в законе.
Частный договор, даже постоянный, может быть расторгнут как по требованию собственника участка, так и по требованию пользователя сервитута. В первом случае потребуются доказательства того, что надобность в использовании оговоренной доли участка отпала. Во втором же случае доказательства как таковые не нужны.
Публичный сервитут
Главным отличием публичного сервитута от частного, является тот факт, что в случае первого возможность использования части земельного участка имеет неограниченное число лиц, а в случае второго – только один (более редкие случаи подразумевают наличие нескольких обладателей частного сервитута). Публичный сервитут устанавливается согласно нормам Земельного Кодекса.
В законодательстве однозначно прописано, что публичный сервитут не означает изъятие участка из имущества собственника. Кроме того, относится он может исключительно к земельным участкам или водным пространствам в частном владении. Любые объекты недвижимости могут быть использованы только посредством частного сервитута.
Интересным является тот факт, что закон, по сути, не определяет, как именно предоставляется право публичного сервитута. Процедура не сильно отличается от описанного выше частного договора.
Однако, какой именно государственный или муниципальный орган будет издавать необходимые указы, какой из участков подлежит публичному сервитуту, а какой нет – неизвестно.
Одновременно с этим, Земельный кодекс предписывает, что публичные сервитуты действуют только после издания правового акта определенным субъектом государственного управления.
Вам же, как собственникам земельных участков нужно знать, что публичный сервитут устанавливается только в тех случаях, когда того требуют интересы Российской Федерации, определенного органа местного самоуправления (начиная с субъектов федерации и заканчивая наименьшими деревнями). Собственно, есть всего несколько условий, на которых могут предоставляться публичные сервитуты.
Они заключаются в следующем:
- Когда без пользования чужой собственностью доступ к необходимым участкам земли невозможен;
- Когда на территории недвижимости нужно проводить определенные типы работ;
- При необходимости разместить и/или обслуживать объекты недвижимого или движимого имущества, использование которых обусловлено публичными интересами.
Также собственники участков, часть которого подпадает под сервитут, могут требовать использования их доли земли наименее расходным образом. То есть, без порчи имущества и использования лишнего пространства.
Такие вопросы, равно как и решения о правомерности установления публичного сервитута принимает суд. Именно в суде владельцу участка нужно защищать свои права на безраздельное пользование имуществом.
Договор на сервитут на земельный участок: образец
Главным в договоре на частный сервитут является исполнение существенных условий. В основном они направлены на правовое основание сделки, а также на как можно меньшее обременение собственника земельного участка.
Для соблюдения существенных условий нужно:
- Указать кадастровый регистрационный номер, закрепленный за недвижимым имуществом;
- Указать учетный номер той доли участка, который подпадает под частный сервитут;
- Указать информацию о будущем обременении;
- Указать информацию о сторонах договора;
- Обозначить цели и основания для установления сервитута;
- Указать временные рамки сервитута;
- Прописать права и обязанности сильной стороны;
- Обозначить компенсационные выплаты и основание для их произведения.
Важный факт – в договоре об установлении частного сервитута, слабой именуется собственник участка, а сильной тот, кто будет использовать его часть.
ОБРАЗЕЦ ДОГОВОРА О ЧАСТНОМ СЕРВИТУТЕ МОЖНО СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ
Прекращение сервитута
Ранее описывались механизмы прекращения сервитута.
Однако, стоит резюмировать итоги:
- В случае срочного сервитута, право использования собственности будет действовать до конца срока, обозначенного договором;
- Частный сервитут может быть расторгнут обеими сторонами. Основной причиной служить прекращение необходимости в использование чужого имущества;
- Публичный сервитут прекращается посредством подачи иска в суд. Причиной может служить любое нарушение закона РФ или же ущемление прав собственника участка.
Судебная практика: почему могут отказать в установлении сервитута?
Условия, по которым можно оспаривать установление публичного сервитута следующие:
Нормативный акт, согласно которому сервитут был установлен является незаконным и/или нарушает уже действующее законодательство.
- Установленное право ограниченной собственности не позволяет реализовать все возможности использования земельного участка в предпринимательской, хозяйственной или коммерческой деятельности.
- Сервитут возлагает на собственника участка обязанности, исполнение которых помешает вести какую-либо предпринимательскую деятельность.
С частным сервитутом несколько проще и одновременно сложнее. Здесь каждая ситуация будет рассматриваться индивидуально.
Так, если дело об установлении сервитута было доведено до суда, отказ можно получить в следующих случаях:
- Собранных доказательств о необходимости использования доли чужого участка недостаточно;
- Сильная сторона договора отказывается исполнять требования по возмещению убытков в сторону слабой стороны;
- Необходимость установления сервитута заключается в использование незаконной/незарегистрированной постройки.
Бесплатная консультация юриста
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:+7 (499) 110-91-48 (Москва)
+7 (812) 648-00-42 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно! Вы из другого региона?
Задайте вопрос онлайн →
911urist.com
Публичный и частный земельный сервитут
Введение
Среди вещных прав на землю особое место занимает земельный сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком. Можно полностью согласиться с Копыловым А.В., утверждающим, что «земельные сервитуты — самое старое и первоначально единственное право на чужую вещь»[1] .
Актуальность и значение темы обусловлены особым значением института земельного института в современном гражданском и земельном праве. Это связано с тем, что сервитут относится к вещным правам и существует до тех пор, пока существует сама вещь. Вместе с тем, сервитут не лишает собственника прав владения, пользования и распоряжения своим участком. Сервитут обременяет земельный участок, то есть создаёт определённые неудобства по его использованию для владельца (собственника, землевладельца, землепользователя).
Цель работы – определение понятия и отличительных особенностей публичного и частного земельного сервитута.
В соответствии с целью работы, можно определить следующие задачи исследования:
1.Изучение учебной, научной монографической литературы по теме работы, а так же нормативно-правовой базы.
2.Изучение истории возникновения и развития правового института земельного сервитута.
3. Определение общих норм, регулирующих правовой институт публичного и частного земельного сервитута.
4. Нахождение отличительных характеристик публичного и частного земельного сервитута.
Степень разработанности данной темы достаточно велика. Существует множество научной, учебной, монографической литературы, публикаций в периодической печати, судебной практики по данной проблеме. Это обусловлено тем, что с принятием в 2001г. Земельного кодекса, введенного в действие гл.17 Гражданского кодекса РФ, в стране получили широкое развитие отношения собственности и иных вещных прав на землю.
Данная работа состоит из введения, 2 глав, заключения и перечня использованных источников.
1. Общие положения о земельном сервитуте
1.1 История возникновения и развития земельного сервитута
Впервые сервитуты упоминаются в источниках римского права. Законы 12 таблиц предусматривали 4 сервитута: право прохода и проезда верхом; право прохода скота и проезда в легких повозках; право пользования вымощенной дорогой для перевозки тяжелых грузов; право провести воду через чужую землю. При этом предметом сервитута считалось не право пользования чужой вещью в определенном отношении, а непосредственно та часть чужого имущества, которой пользовался сервитуарий. [2] Таким образом, сервитут означал право обладания частью чужой земли, предоставленной в пользование владельца сервитута. Позднее в период начала империи сервитут был признан особым вещным правом и стал означать право пользования чужим земельным участком.
В своей работе «Вещные права на землю» Копылов А.В. выделяет следующие виды сервитутов того времени. В зависимости от характера использования господствующего участка сервитуарием — сельские и городские; по содержанию — положительные, дающие право оказывать фактическое воздействие на чужой земельный участок и отрицательные, которые лишали собственника сервитута возможности совершать определенные действия в отношении своего имущества. По способу осуществления сервитута — постоянные и непостоянные.
Право ограниченного пользования чужим земельным участком имело место и в законодательстве дореволюционной России и устанавливалось сначала в виде «права угодий» [3] . Само слово «сервитут» было введено в общерусское законодательство только в ХVIII веке Положением о нотариальной части (ст. 159) и определялось как «вещное право пользования чужим имуществом в определенном отношении, не обязывающее собственника к положительным действиям». Сервитуты подразделились на личные, принадлежащие лицу как конкретной личности, и предиальные, принадлежащие субъекту как собственнику определенной недвижимости. При этом предиальный сервитут означал «вещное право собственника господствующей недвижимости пользоваться в известном отношении чужой (служебной) недвижимостью, кто бы ни был ее собственником». Перечень сервитутов был установлен в Своде законов гражданских предиальных сервитутов, Уставе лесном и Особом приложении к книге 4 тома 9 Свода законов Российской империи .
В современном российском законодательстве впервые институт сервитутов появился в 1994г. В «Основных положениях государственной приватизации государственных и муниципальных предприятий после 1 июля 1994 г.», утвержденных Указом Президента РФ от 22.07.1994 г. № 1535, устанавливались 3 вида публичных сервитутов, которыми обременялись собственники приобретенных застроенных земельных участков для обеспечения следующих общественных нужд:
1) безвозмездного и беспрепятственного использования объектов общего пользования (пешеходные и автомобильные дороги, объекты инженерной инфраструктуры), которые существовали на момент передачи земельного участка в собственность;
2) размещения на участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
3) доступа на участок соответствующих муниципальных нужд для ремонта объектов инфраструктуры.
Впоследствии сервитут был закреплен в ст. 216, ст. 274 — 277 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ)[4] и ст. 23 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ)[5] . Помимо ГК РФ и ЗК РФ нормы о сервитутах содержатся в Водном кодексе РФ (далее – ВК РФ)[6] , Лесном кодексе РФ (далее – ЛК РФ)[7] , Градостроительном кодексе РФ[8] . В большинстве из указанных актов сервитут определяется как право ограниченного пользования чужой недвижимостью (п.1 ст. 274 ГК РФ; п.3 ст. 64 Градостроительного кодекса).
1.2 Понятие и содержание земельного сервитута
Исходя из вышесказанного, можно определить сервитут как вещное право пользования чужой вещью в том или ином отношении. Такое право вызывается необходимостью сгладить неудобства и затруднения, возникающие при существовании права частной собственности на землю вследствие неравномерности распределения естественных благ между отдельными земельными участками. Роль сервитутов тем значительнее, чем мельче поземельная собственность в данной стране. Наоборот, крупная поземельная собственность, обеспеченная на большом пространстве разнообразными естественными благами, делающими такую собственность самодостаточной, к примеру, для ведения сельского хозяйства, дает мало оснований для развития института сервитутов.
1. Установление на вещь сервитутного права не означает непременно отстранение собственника от пользования этой вещью: например, предоставив соседу сервитут на право выпаса скота на данном участке, собственник участка сохраняет право пасти и свой скот на том же участке. Однако в тех случаях, когда одновременное пользование и собственника, и субъекта сервитутного права в силу различных причин невозможно, то преимущественное право пользования принадлежит субъекту сервитутного права. Другими словами, при коллизии сервитута с правом собственности право собственности уступает (собственник, устанавливая сервитут на свою землю, тем самым себя ограничивает).
2. Характерная особенность римского сервитутного права выражается в том, что сервитут не может состоять в совершении (имеется ввиду — собственником служащей вещи) каких-либо положительных действий. Собственник служащей вещи должен лишь терпеть совершение субъектом сервитута тех или иных действий, составляющих содержание сервитута, не мешать ему в осуществлении пользования и т.п., но сам при этом ничего делать не обязан. Если по характеру отношений от собственника вещи требовались какие-либо положительные действия, то такое отношение рассматривалось как обязательственное.
3. Земельный участок, в интересах пользования которым устанавливался сервитут, назывался господствующим участком; земельный участок, пользование которым в том или ином отношении составляло содержание сервитута, назывался служащим участком. Так как предиальный сервитут принадлежал лицу не персонально, а как собственнику господствующего участка, то смена собственника господствующего участка автоматически вызывала и смену субъекта предиального сервитута.
2. Виды земельных сервитутов
2.1 Общие нормы, регулирующие публичный и частный земельный сервитут
Действующее российское законодательство не содержит единый перечень сервитутных прав, однако подразделяет сервитуты на публичные и частные (в зависимости от количества субъектов, в чьих интересах устанавливается сервитут), на постоянные и срочные (в зависимости от срока, на который устанавливается сервитут). Разделение сервитутов на публичные и частные закреплено в Водном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ, Земельном кодексе РФ и других нормативных актах. В юридической литературе высказывается мнение о необходимости научного определения и введения в российское законодательство понятия «публичные и частные горные сервитуты». [9] Общей является норма ст. 274 ГК РФ о том, что обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения. На публичный и частный сервитут распространяются положения п.1 ст.275 ГК РФ о сохранении сервитута в случае перехода прав на земельный участок, обремененного сервитутом, к другому лицу. Согласно п.2 ст. 275 ГК РФ сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.
Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии со ст. 27 ФЗ от 21.07.97г. » О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[10] в Едином государственном реестре прав. Пункт 1 ст. 23 Земельного кодекса предусматривает, что частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Согласно п.1 ст. 274 ГК РФ земельный сервитут определяется как принадлежащее собственнику одного недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) право ограниченного пользования соседним земельным участком другого собственника. Частный сервитут устанавливается для обеспечения определенных интересов (потребностей). Согласно ст. 274 ГК РФ частный сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопровода, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Федеральный закон от 3.08.1995 г. «О племенном животноводстве»[11] предусматривает установление частных сервитутов для прогона скота, проведения и отведения воды через соседний участок, забора воды, водопоя скота. Кроме этого, виды частных сервитутов перечислены в ч.1 ст. 44 ВК РФ (водные частные сервитуты) и в п.3 ст. 64 Градостроительного кодекса (частные сервитуты в области градостроительства). В ряде нормативных актов содержатся лишь общие упоминания о частных сервитутах без установления их видов (ч.2 ст.21 Лесного кодекса РФ и др.).
mirznanii.com