Сфера научного общения это какой стиль: Attention Required! | Cloudflare

Стилистика. Функциональные стили — урок. Русский язык, 11 класс.

Стилистика — раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.

Стиль (от греч. stylos — палочка для письма) — способ словесного выражения мыслей, слог. Стиль характеризуется особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств в связи с задачами общения.

Функциональный стиль — это подсистема (разновидность) литературного языка, имеющая определённую сферу функционирования и обладающая стилистически значимыми (маркированными) языковыми средствами.

Выделяют следующие функциональные стили:

разговорный стиль, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, стиль художественной литературы.

Научный стиль

Научный стиль — это язык науки. Самой общей специфической чертой этого стиля речи является логичность изложения. Научный текст отличается подчёркнутой, строгой логичностью: все части в нём жёстко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте.


Другим типичным признаком научного стиля речи является точность. Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики.


Отвлечённость и обобщённость непременно пронизывают каждый научный текст. Поэтому здесь широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В таких текстах часто встречаются слова с отвлечённым значением, например: пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, предел; нередко используются формулы, символы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.


Научный стиль имеет преимущественно письменную форму, но возможны и устные формы (доклад, сообщение, лекция). Основными жанрами научного стиля являются монография, статья, тезисы, лекция и др.

Публицистический стиль

Цель публицистического стиля речи — информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чём-то, внушением ему определённых идей, взглядов, побуждением его к определённым поступкам, действиям.


Сфера употребления публицистического стиля речи — общественно-экономические, политические, культурные отношения.


Жанры публицистики — статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.
Для публицистического стиля речи характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность и соответствующие им языковые средства. В нём широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль речи употребляется в сфере правовых отношений, служебных, производственных.

Основные стилевые черты официально-делового стиля — это:
а) точность, не допускающая иного толкования;
б) неличный характер;
в) стандартизованность, стереотипность построения текста;
г) долженствующе-предписывающий характер.

 

Точность формулировок для законодательных текстов проявляется прежде всего в употреблении специальной терминологии, в однозначности нетерминологической лексики. Типичная особенность деловой речи — ограниченные возможности синонимической замены; повторяемость одних и тех же слов, преимущественно терминов.


Неличный характер деловой речи выражается в том, что в ней отсутствуют формы глаголов \(1\)-го и \(2\)-го лица и личные местоиме­ния \(1\)-го и \(2\)-го лица, а формы \(3\)-го лица глагола и местоимения часто используются в неопределённо-личном значении.


В официальных документах в связи с особенностью формулировок почти отсутствуют повествование и описание.

Все документы лишены эмоциональности, экспрессивности, поэтому в них мы не найдём изобразительных средств языка.

Разговорный стиль

В основе разговорного стиля лежит разговорная речь. Основной функцией разговорного стиля является общение (коммуникация), а основная его форма — устная.

 

В составе разговорного стиля выде­ляются литературно-разговорный стиль, использующий общепринятые слова, соответствующие нормам литературного языка, и разговорно-просторечная разновидность, которой свойственны слова и обороты, отклоняющиеся от литературных норм, имеющие оттенок стилевой сниженности.


Письменная форма разговорного стиля реализуется в эпистолярном жанре (частные письма, личная переписка, а также дневниковые записи).

Художественный стиль

Художественный стиль является инструментом художественного творчества и сочетает в себе языковые средства всех других стилей речи. Однако в художественном стиле эти изобразительные средства выступают в особой роли: целью их использования становится

эстетическое и эмоциональное воздействие на читателя. Художественная литература допускает употребление просторечных, диалектных слов и выражений и даже вульгаризмов. В языке художественной литературы используется всё многообразие изобразительно-выразительных средств (метафора, эпитет, антитеза, гипербола и т. д.). Отбор языковых средств зависит от индивидуальности автора, темы, идеи произведения, жанра. Слово в художественном тексте может приобретать новые оттенки значения.

 

Большую роль в художественном тексте играет многозначность.
Основная цель художественного стиля — создать средствами языка художественные образы, поэтому в художественной литературе широко используются живописующие, эмоционально окрашенные обороты речи.

 

Стремление к яркой образности заставляет авторов избегать речевых трафаретов, шаблонов, искать для выражения мысли новые варианты и формы.

Для художественного стиля характерно многообразие жанров, стилистических средств и приёмов.

Источники:

Гольцова Н. Г., Мищерина М. А., Шамшин И. В. Русский язык. 10–11 классы. — 8-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС»», 2011.

Научный стиль и его особенности

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 3Следующая ⇒

Научный стиль — это стиль научных сообщений.

Сфера использования стиля — наука, адресаты текстовых сообщений — учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области.

Цель стиля — описание открытий и законов, выявление закономерностей, обучение.

Основная функция — сообщение информации, а также доказательство ее истинности.

Научный стиль существует преимущественно в письменной монологической речи.

Жанры — монография, научная статья, доклад, реферат, аннотация, словарь, справочник, диссертация, энциклопедия, учебник, методическое пособие, лекция, рецензия, школьное сочинение и т. д.

Особенности лексики и грамматики

Лексика: наличие терминов, общенаучных слов, преобладание абстрактной лексики над конкретной (перспектива, познание, гипотеза, истина), употребление многозначных слов в одном, реже в двух значениях (тело, сила, кислый, движение), увеличение доли интернационализмов в терминологии, неупотребительность разговорных и просторечных слов, слов с эмоционально-оценочной окраской.

Морфология: употребление глагольно-именных словосочетаний вместо соответствующих глаголов (дать оценку, произвести измерения), употребление сложных существительных (альфа-частица

).

Синтаксис: использование обобщенно-личных и безличных предложений (есть основания полагать, следует подчеркнуть, можно предположить), страдательных конструкций, сложноподчиненных предложений с придаточными условия, причины, употребление сложных предлогов (в течение, в результате, в отличие от), сложных союзов (ввиду того что, несмотря на то, что), бессоюзных сложных предложений, вводных слов и вставных конструкций (во-первых, во-вторых, таким образом, итак), причастных и деепричастных оборотов.

Приведем пример наиболее типичных сложноподчиненных предложений с придаточными условия и цели.

Если плохо работает предприятие или какое-то его структурное подразделение, то это значит, что здесь не все в порядке с менеджментом.

Иногда достаточно провести 2-3 занятия, чтобы восстановить плавную речь.

Приведем пример, иллюстрирующий научный стиль речи.

Наиболее важными хозяйственно-биологическими признаками сортов являются: стойкость к условиям произрастания (к климату, почве, вредителям и болезням), долговечность, транспортабельность и длительность хранения. (Г. Фетисов.).

Стилевые черты научного стиля – подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность), абстрактность, объективность изложения, обобщённость.

 

Подстили научного стиля:

Собственно научный: адресат этого подстиля — учёный, специалист; цель подстиля — выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий.

Научно-учебный: работы адресованы будущим специалистам и учащимся с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые.

Научно-популярный: адресат — любой интересующийся той или иной наукой; цель — дать представление о науке, заинтересовать читателя.

 

Официально-деловой стиль

 

Официально-деловой стиль обслуживает сферу административно-правовой деятельности. Он удовлетворяет потребность общества в документальном оформлении разных актов государственной, общественной, политической, экономической жизни, деловых отношений между государством и организациями, а также между членами обще­ства в официальной сфере их общения.

Жанры официаль­но-делового стиля выполняют информационную, предпи­сывающую, констатирующую функции в различных сфе­рах деятельности.

Основная форма реализации стиля – письменная. Вид речи – чаще всего монолог. Тип речи – преимущественно рассуждение.

В зависимости от сферы употребления официально-дело­вой стиль подразделяется на подстили:дипломатический, законодательный, административно-канцелярский.

1. Дипломатический подстиль реализуется в следующих жанрах: коммюнике, нота, конвенция, меморандум, международное соглашение;

коммюнике – официальное сообщение, преимущественно по вопросам международного значения;

нота – официальное дипломатическое обращение одного правительства к другому;

конвенция – международный договор по какому-либо специальному вопросу;

меморандум – дипломатический документ, излагающий взгляды правительства по какому-либо вопросу.

Язык дипломатических документов отличается своей терминологией (атташе, саммит, посол), правилами дипломатической вежливости и обращением к высокопоставленным особам (принц, королева, Его Высочество). Например, в конце личной ноты перед подписью обязательна формула вежливости («комплимент»): Прошу Вас, господин Посол, принять уверения в моём весьма высоком уважении.

2. Законодательный (юридический) подстиль реализуется в следующих жанрах: конституция, закон, ус­тав, гражданские и уголовные акты.

Язык законов всегда должен быть прост и краток, главное в нем – точность выражения мысли.

3. Административно-канцелярский подстиль используется в следующих жанрах: канцелярская переписка, административные акты, распоряжение, договор, заявление, объяснительная запис­ка, доверенность, характеристика, протокол, расписка, справка, жалоба, автобиография, анкета, резюме.

У этого подстиля две функции: 1) информационно-содержательная (объявление, повестка) и 2) организационно-регулирующая (распоряжение, приказ).

Приведем примеры, иллюстрирующие жанры данного подстиля.

 

Ректору Московского государственного

университета печати профессору

Цыганенко A.M.

студента II курса факультета книжной

торговли Александрова Т.Я.

 

Заявление.

 

Прошу разрешить мне сдать досрочно экзамены за II курс, так как во время экзаменационной сессии я буду работать на Московской междуна­родной книжной ярмарке.

12 мая 2000 г.

(подпись) Александров Т.Я.

 

 

Доверенность

Я, Давыдова Юлия Дмитриевна, проживающая в г. Москве по ул. Ши­рокая, дом 5, кв, 25, доверяю Петрову Ивану Васильевичу, проживающему по ул. Енисейская, дом 2, кв. 8, паспорт серия_____№_____, кем и когда выдан, получить причитающуюся мне за март 2000 г. заработную плату.

 

28 февраля 2000 г. (подпись)

Подпись Давыдовой Ю.Д. удостоверяется

Делопроизводитель ДЭЗ № 53

(дата) (печать) (подпись)

Расписка.

Я, Елена Тихонова, ученица 9 класса «Б» школы № 65, получила в школьной библиотеке 5 (пять) экземпляров «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой для проведения урока русского языка. Книги обязуюсь вернуть в этот же день.

23 марта 2009 г. Е. Тихонова

Расписка

 

Я, Журавлева Раиса Лаврентьевна, получила от спортив­ного общества «Спартак» две (2) пары коньков на весь зимний сезон.

5 декабря 2009 г. (подпись)

Директору школы № 17 Иванову И.И.

заведующего методическим кабинетом

Карпенко Н.И.

Докладная записка

Извещаю Вас о том, что необходимо купить новые наглядные пособия по физической географии. Прошу выделить сумму денег (_______), необходи­мую для приобретения этих наглядных пособий.

21 октября 2000 г.

(подпись)

В отдел аспирантуры ТГУ

Отчет о командировке

По заданию кафедры русского языка филологического факультета с 25 ноября по 1 декабря 1999 г. я находился в командировке в Москве, где изучал материалы в Государственном историческом архиве и занимался в Российской библиотеке им. В.И. Ленина. Мною сделана следующая работа: собраны архивные материалы и составлена библиография научных статей, необходимых для моей работы над диссертацией.

Аспирант________________(подпись)

13 декабря 2008 г.

Приказ.

Включить в планы работы контрольно-счётной палаты Законодательного собрания Тверской области проверку фактов, изложенных в заявлении предпринимателя С. А. Волкова во II квартале 2009 года.

Языковые особенности официаль­но-делового стиля

Лексика: широкое употребление специальных слов и терминов: юридических военных, бухгалтерских, дипломатических, а также аббревиатур (СНГ, МЧС, ВВС, Минфин, НИИ), номенклатурных обозначений различных предприятий, учреждений; наименование должностей, званий; использование специальной терминологии, связанной с оформлением деловых бумаг (индекс, гриф, реестр, реквизиты, формуляр документа), употребление языковых заготовок (предоставить отпуск, зачислить на работу, получить жилплощадь, заслушать, надлежащий), речевых штампов и клише (проведенное мероприятие, на основании протокола, в связи с открытием новой линии, ставлю вас в известность, требуем принять решение о.., сообщаем вам), использование устойчивых словосочетаний: акт неповиновения, подписка о невыезде, кассационная жалоба.

Морфология: абсолютное преобладание имен при незначительном использовании глаголов; высокая частотность отглагольных существительных (порядок поставления и исполнения плана перевозок), употребление прилагательных и причастий в значении существительных (больной, нижеподписавшиеся, отдыхающий), глаголов со значением предписания (долженствования): запретить, разрешить, обязать, указать, назначить.

Синтаксис: широко применяются страдательные конструкции, которые позволяют абстрагироваться от конкретных исполнителей и сосредоточить внимание на самих действиях (По конкурсу зачислено 25 человек; Принято 10 больных; Зарегистрировано 120 заявлений), употребление синтаксических клише, с отыменными предлогами: в целях, в связи, по линии, на основании), чаще употребляются сочинительные союзы, а не подчинительные, преобладание сложных предложений, употребление инфинитивных и безличных предложений со значением долженствования, косвенной речи, длинных распространенных предложений). Оформление текстов: абзацное членение, рубрикация, реквизиты – постоянные элементы содержания документа.

Стилевые черты — императивность (долженствующий характер), точность, не допускающая инотолкования, стандартизированность (строгая композиция текста, точный отбор фактов и способов их подачи), отсутствие эмоциональности.

Для него характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложных несокращенных слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.

Речевые штампы и клише полезны только в определенных речевых ситуациях, т.е. при написании деловых бумаг, писем, приглашений, поздравлений. Они являются наиболее привычной и экономной формой отражения тематико-ситуативной специфики деловой речи. Речевыми штампами становятся получающие широкое распространение слова и выражения со стертой семантикой и потускневшей эмоциональной окраской. Например: получить прописку, на данном этапе, проведенное мероприятие, широкий размах, подчеркнуть со всей остротой. Термины «штамп», «шаблон», «трафарет» имеют негативно-оценочное значение и относятся главным образом к бездумному и безвкусному использованию выразительных возможностей языка.

Клише (речевой стандарт) более нейтральное понятие, имеющее информативно-необходимый характер и относящееся к целесообразному применению готовых формул в соответствии с коммуникативными требованиями той или иной речевой сферы (провести референдум, коммерческие структуры, силовые ведомства, ветви российской власти)

Канцеляризмы – это элементы официально-делового стиля, введенные в стилистически чуждый для них контекст (зачислить на работу, предоставить отпуск, заслушать, надлежащий, вступить в законную силу иметь жилплощадь). Канцеляризмами эти речевые средства именуются лишь в том случае, когда они употребляются в речи, не связанной нормами официально-делового стиля.

Публицистический стиль

Публицистический стиль функционирует в общественно-политической сфере и используется в ораторских выступлениях (речь на митинге, в зале суда, торжественном мероприятии), в различных газетных жанрах, в радио- и телепередачах, в документальном кино, в периодической печати. Данный стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации.

Публицистика получила название «летописи современности», т.е. она освещает самые важные проблемы общества – политические, социальные, бытовые, философские, морально-этические, вопросы воспитания, культуры, искусства и т.д.; её тематика ничем не ограничена, как и жанровое разнообразие.

В газетной публицистике выделяются следующие жанры:

1) информационные: заметка, репортаж, отчет, интервью, обозрение;

2) аналитические: статья, корреспонденция, комментарий, рецензия, обзор;

3) художественно-публицистические: очерк, фельетон, памфлет.

 

Этот стиль употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоев общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.

Стилевые черты – наличие общественно-политической лексики, логичность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Одной из характерных основных черт публицистического стиля является сочетание двух тенденций — тенденции к экспрессивности и тенденции к стандарту. Это обусловлено функциями, которые выполняет публицистика: функцию сообщения, информации об определённых социальных явлениях, фактах и функцию воздействия, т.е. открытой оценки изложенных проблем, для того, чтобы повлиять и на мысли, и на чувства читателей (слушателей), привлечь их к поддержке той позиции, которую занимает и отстаивает автор.

Таким образом, с функцией воздействия на массового читателя или слушателя связана такая черта газетно-публицистического стиля, как его эмоционально- экспрессивный характер, а с быстротой передачи общественно значимой информации связан стандарт этого стиля. Тенденция к стандарту означает стремление публицистики к строгости и информативности, которые свойственны научному и официально-деловому стилям. Тенденция к экспрессивности выражается в стремлении к доступности и образности формы выражения, что характерно для художественного стиля и разговорной речи — в публицистической речи переплетаются черты этих стилей.

Лексика. Публицистический стиль обладает одновременно консервативностью и подвижностью. С одной стороны, в публицистической речи присутствует достаточное количество штампов, общественно-политических и иных терминов. С другой стороны, стремление к убеждению требует всё новых языковых средств, чтобы оказывать на них воздействие. Именно этой цели служат все богатства художественной и разговорной речи.

Публицистический стиль использует такие лексико-фразеологические единицы и словосочетания, которые объединяют в себе функциональную и экспрессивно- оценочную окраски, в основном — слова и обороты общественно-политического характера, связанные с обсуждением морально-этических проблем. В публицистическом стиле, поскольку автор открыто пропагандирует свою точку зрения, находят значительное применение слова, имеющие оценочный характер, положительный или отрицательный.

Многие слова приобретают газетно-публицистическую окраску в том случае, если они употребляются в переносном значении. Для усиления выразительности в публицистике иногда используются устаревшие формы слов (например, «преклонить колена», «бойкие молодые человеки»), слова и фразеологические обороты самых различных пластов: торжественно — приподнятые, разговорные и просторечные, широко применяются образные средства языка.

Словообразование. Газетно-публицистическая речь активно использует иноязычные слова и элементы слов, в частности приставки а -, анти-, про -, нео-, ультра — (например: «ультраправые», «антиконституционный»). Именно благодаря СМИ в последнее время значительно пополнился активный словарь иноязычных слов, входящих в состав русского языка (например: «приватизация», «электорат», «деноминация»).

Стремление к выразительности, образности и в то же время к краткости реализуется также с помощью прецедентных текстов (текстов, знакомых любому среднему члену какого-то общества), что сегодня является неотъемлемой частью публицистической речи.

Синтаксис. В публицистическом тексте нередко встречаются инверсии (необычный порядок слов), например: «Гнездо наше, Родина возобладала над всеми нашими чувствами» (А.Н. Толстой), активно употребляются эмоциональные и экспрессивно-окрашенные конструкции: восклицательные предложения различного значения, предложения с обращением, риторические вопросы, повторы, расчленённые конструкции и др. Стремление к экспрессии обусловливает использование конструкций с разговорной окраской: построений с частицами, междометиями, построений фразеологического характера, эллипсов (пропуск того или иного члена предложения, структурная неполнота конструкции) и др.

Разговорный стиль

 

Разговорный стиль функционирует в сфере повседневно-бытового общения, когда говорящий делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам.

Разговорный стиль реализуется в форме непринужденной, неподготовленной диалогической или монологической речи на бытовые темы, а также в форме частной, неофициальной переписки. Под непринужденностью общения понимается отсутствие установки на сообщение, имеющее официальный характер (лекция, выступление, ответ на экзамене и т.п.), неофициальные отношения между говорящими и отсутствие фактов, нарушающих неофициальность общения, например, посторонние лица. В сфере массовой коммуникации разговорная речь неприменима.

Основные функции стиля – информативная и фатическая.

В разговорной речи используются все богатства интонации, мимика, жесты. Одной из её важнейших особенностей является опора на внеязыковую ситуацию, т.е. непосредственную обстановку речи, в которой протекает общение. Например, женщина перед уходом из дома: Что мне надевать-то? Вот это, что ли? (о пальто). Или это? (о куртке). Не замерзну ли?



Функциональные стили речи — это… Что такое Функциональные стили речи?

Функциональные стили речи — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.

Характеристика

Функциональные стили во избежание путаницы с языковыми стилями иногда называют языковыми жанрами, функциональными разновидностями языка. Каждый функциональный стиль обладает своими особенностями использования общелитературной нормы, он может существовать как в письменной, так и в устной форме. Выделяют пять основных разновидностей функциональных стилей речи, различающихся условиями и целями общения в какой-то сфере общественной деятельности: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный.

Научный стиль

Научный стиль — стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля — наука, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п.

Основная его функция — сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нем преобладает имя существительное, немало отвлеченных и вещественных существительных.

Научный стиль существует преимущественно в письменной монологической речи. Его жанры — научная статья, учебная литература, монография, школьное сочинение и т. д. Стилевыми чертами этого стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность), чёткость, обобщённость.

Официально-деловой стиль

Деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, характеристик, протоколов, расписок, справок. Сфера применения официально-делового стиля — право, автор — юрист, правовед, дипломат, просто гражданин. Адресуются работы в данном стиле государству, гражданам государства, учреждениям, служащим и т. д., с целью установления административно-правовых отношений.

Этот стиль существует чаще в письменной форме речи, тип речи — преимущественно рассуждение. Вид речи — чаще всего монолог, вид коммуникации — общественная.

Стилевые черты — императивность (долженствующий характер), точность, не допускающая двух толкований, стандартизированность (строгая композиция текста, точный отбор фактов и способов их подачи), отсутствие эмоциональности.

Основная функция официально-делового стиля — информационная (передача информации). Для него характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложных несокращенных слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.

Публицистический стиль

Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью.

Этот стиль употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направляется не только на разум, но и на чувства адресата.

Для него характерны отвлечённые слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый).

Задача-сообщить информацию о жизни страны, воздействовать массы, сформировать определенное отношение к общественным делам

Разговорный стиль

Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Отличается большой смысловой ёмкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность.

Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.

Языковые средства разговорного стиля: эмоциональность, выразительность разговорной лексики, слова с суффиксами субъективной оценки; употребление неполных предложений, вводных слов, слов-обращений, междометия, модальные частицы, повторы, инверсия и т. д.

Художественный стиль

Художественный стиль используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Эмоциональность художественного стиля отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.

Категории:
  • Социолингвистика
  • Функциональные стили речи

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Семрино
  • Фрипорт, Багамы

Смотреть что такое «Функциональные стили речи» в других словарях:

  • функциональные стили речи — в зависимости от цели и обстановки общения в русском языке выделяют пять основных Ф. с. р.: разговорный стиль, научный стиль, официально деловой стиль, публицистический стиль и …   Словарь литературоведческих терминов

  • Функциональные стили — речи  исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении. Существует 5 функциональных стилей: научный значение… …   Википедия

  • функциональные стили — Стили, выделяемые в соответствии с основными функциями языка, связанными с той или иной сферой деятельности человека (см. функции языка). Функциональные стили не образуют замкнутых систем, между стилями существует широкое взаимодействие, влияние… …   Словарь лингвистических терминов

  • ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ — ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ. Стили, выделяемые в соответствии с основными функциями языка, связанными с той или иной сферой деятельности человека. Ф. с. не образуют замкнутых систем, между стилями существует широкое взаимодействие, влияние одного на… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Функциональные стили в соотношении с разговорной речью и художественной речью — – см. Художественный стиль речи, или художественно изобразительный, художественно беллетристический; Разговорный стиль …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • Функциональный стиль речи — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Научный стиль речи — Основная статья: Функциональные стили речи Научный стиль функциональный стиль речи, литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств,… …   Википедия

  • Художественный стиль речи, или художественно-изобразительный, художественно-беллетристический — – один из функциональных стилей (см.), характеризующих тип речи в эстетической сфере общения: словесных произведений искусства. Конструктивный принцип Х. с. р. – контекстуальный перевод слова понятия в слово образ; специфическая стилевая черта –… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • Функциональный стиль, или функциональная разновидность языка, функциональный тип речи — – это исторически сложившаяся, общественно осознанная речевая разновидность, обладающая специфическим характером (своей речевой системностью – см.), сложившимся в результате реализации особых принципов отбора и сочетания языковых средств, это… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ в школе — целенаправленная пед. деятельность по формированию речи учащихся вооружение школьников навыками практич. владения родным лит. языком как средством общения. В процессе работы по Р. р. учащиеся овладевают произносительными, лексич., морфологич. и… …   Российская педагогическая энциклопедия


Урок 18. культура научного общения — Русский язык — 10 класс

Русский язык

10 класс

Урок № 18

Тема: Культура научного общения

Основные вопросы, рассматриваемые в теме:

  • функциональные разновидности русского литературного языка, лексические, морфологические и синтаксические особенности научного стиля;
  • нормы речевого поведения в учебно-научной сфере, требования, предъявляемые к культуре научного общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • переработка научных текстов, умение передавать информацию в виде тезисов, конспектов, рефератов, аннотаций с учетом особенностей научного стиля.
  • Аннотация – это краткая характеристика книги, статьи и т.п. с точки зрения содержания и актуальности.
  • Аргументы – основания, доказательства, приводимые для обоснования тезиса.
  • Выписки – это дословное цитирование частей текста.
  • Дебаты (франц. Dйbats, от debatre — спорить) – спор (обмен мнениями) по поводу определенных теоретических положений, событий и тому подобное.
  • Диссертация – научная работа, представленная на соискание ученой степени, фундаментальный ученый труд.
  • Дискуссия – свободный публичный спор по какому-либо спорному вопросу, целью которого является установление и сопоставление равных (противоположных) точек зрения ради обретения истины.
  • Диспут – публичный спор по поводу важной научной или общественной проблемы, происходит с привлечением широкого круга специалистов.
  • Доклад – публичное сообщение, развёрнутое изложение какой-нибудь темы. 
  • Конспект – особый вид текста, который создается в процессе конспектирования первоисточника.
  • Конспектирование – мыслительная переработка и письменная фиксация читаемого или воспринимаемого на слух текста.
  • Монография – научный труд, разрабатывающий одну тему.
  • Оппонент – лицо, выдвигающее определенное мнение
  • Полемика – разновидность спора, которому присущи противоборство сторон, противопоставление разных мыслей, идей, взглядов. Целью полемики является не достижение согласия, не поиск истины, а полная победа над оппонентом.
  • Пропонент – лицо, оспаривающее мнение оппонента.
  • Рецензия – это критическое сочинение, письменный разбор, содержащий краткий анализ и оценку какого-либо произведения рецензентом.
  • Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания совокупности книг, статей или научной проблемы, результатов собственных научных исследований и т.д.
  • Статья – публицистическое, научное или научно-популярное сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования.
  • Стиль речи – функциональная разновидность литературного языка, которая определяется условиями речевого общения.
  • Стилистика – наука, изучающая функциональные разновидности литературного языка и характерные для них стилистические ресурсы.
  • Тезис – утверждение, истинность которого необходимо доказать.
  • Тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи.

Обязательная литература:

1. Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2016 г. – 88 с.

Дополнительная литература:

2. Крылова О. А. Лингвистическая стилистика// Крылова О.А. – Москва: «Высшая школа», 2008 – 120 с.;

3. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи// Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е .Ю. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005, -544 с.;

4. Плещенко Т. П., Основы стилистики и культуры речи// Т.П. Плещенко, Н. В. Федотова, Р. Г. Чечет.Минск: ТетраСистемс, 1999 – 544 с;

5. Черняк. В. Д. Русский язык и культура речи.– М.: СПб, 2003 – 363 с.;

6. Максимова В. И. Русский язык и культура речи.– М., 2002 – 382 с.

Открытые электронные ресурсы:

1. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. Институт открытого образования. Московский Политехнический Университет. http://www.hi-edu.ru/ // URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook083/01/topicsw.htm (дата обращения: 15.08.2018)

Цели и задачи урока

Дать понятие о нормах речевого поведения в учебно-научной сфере, окультуренаучного общения,в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

Закрепить навык переработкинаучных текстов, умение передавать информацию в виде тезисов, конспектов, рефератов, аннотаций с учетомжанровых особенностей научного стиля.

Научить делать осознанный выбор языковых средств, характерных для научного стиля, выполнять требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры, характерной для научного общения.

Обозначение ожидаемых результатов

Мы узнаем, какнужно строить речевые высказывания в разных жанрах научного стиля и представлять их в виде тезисов, конспектов, рефератов, аннотаций и рецензий.

Мы научимся находить решение некоторых проблем, связанных с культурой научного общения, и ответим на вопрос, каким должно быть речевое поведение в учебно-научной сфере.

Мы сможем выбирать языковые средства, характерные для научного стиля, выполнять требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры, характерной для научного общения.

Материал для самостоятельного изучения темы

Важнейшим требованием культуры научного спора является четкость, недвусмысленное формулировки ее темы, правильное определение предмета, положений или суждений, которые подлежат обсуждению с помощью обмена различными мнениями. Участники должны постоянно концентрировать внимание на главных положениях дискуссии или диспута. Для этого они должны глубоко понимать то, о чем дискутируют, знать предмет спора, быть эрудированными и компетентными. При отсутствии уверенности в своих знаниях относительно предмета спора лучше не участвовать в ней.

Необходимым условием научного общения является логическое и последовательное изложение мыслей, соблюдение главных законов логики. Особенно важной составляющей культуры научного мышления является доведение истинности суждений, положений. Структура доказательства, как правило, состоит из таких взаимосвязанных элементов, как тезис, аргументы и вывод.

Итак, настоящая культура научного общения сочетает умение правильно, логически мыслить, избегать некорректных приемов, тактичное вербальную поведение, интеллектуальную честность, благородство, смелость, критичность и самокритичность, внимание к другой точке зрения, способность принять ее, если она окажется истинной.

Этикет

Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения.

Речевой этикет – порядок речевого поведения, установленный в данном обществе. (Этикет – в конкретном понимании – этика общения.)

Речевой этикет – это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации. («Толковый словарь русского речевого этикета»)

Речевой этикет – условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе) («Толковый словарь русского речевого этикета»).

Из истории этикета

Слово вошло в XVIII столетии при Петре I, когда устанавливались широкие политические и культурные связи России с другими государствами. Создавались особые руководства по этикету для молодых людей, в них подробно указывалось, как следует вести себя в обществе. В 1717 г. была издана книга (переводная) «Юности честное зеркало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». В ней давались советы молодым дворянам, как, соблюдая этикет, добиваться успеха при дворе и в свете.

Основы современного этикета (служебного) фактически были заложены «Генеральным регламентом» Петра I, где были заимствованы наиболее апробированные зарубежные этикетные нормы.

Речевой этикет во многом способствует культуре общения. К сожалению, русская речевая культура переживает сегодня не лучшие времена. Речевой этикет нуждается в активном сохранении, то есть в собирании, изучении, описании языкового и речевого материала, в широком распространении научных знаний, культивировании лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе.

Задание 1. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте

Определите разновидность научного стиля, к которой относятся тексты №1 и №2.

Текст №1 относится к ____.

Планета Земля состоит из твердой тонкой скорлупы сверху, вязкого слоя горячей мантии и твердого, скорее всего, железного ядра внутри. «Скорлупа» называется литосферой, она по геологическим меркам маленькая: 70–80 километров глубиной, а в глубине океанов – всего 20. И она не сплошная – вся её поверхность изрезана разломами. Мантия состоит из магмы – густой массы расплавленных пород с газами и парами воды. Её температура – около 3500 градусов у ядра Земли. 

Текст №2 относится к ____.

При эндотрахеальном наркозе проводится общее обезболивание с искусственной вентиляцией легких. Метод обеспечивает длительный эффект. При этом применяется целая комбинация лекарственных препаратов, а собственно анестетик поступает через трахею в легкие. Такой наркоз применяют для проведения кесарева сечения.

Правильный вариант

Текст №1 относится к научно-популярному подстилю.

Текст №2 относится к научно-учебному подстилю.

Подсказка

Текст №1 адресован школьникам, поэтомув нем геолого-географическая терминология адаптирована под их возраст.

Текст №2 адресован студентам-медикам, поэтому оннасыщен медицинской терминологией.

Задание 2. Сортировка элементов по категориям

Заполните пустые ячейки таблицы словами, обозначающими жанры подстилей научных текстов.

Функционально-стилевая классификация

Жанровая классификация

собственно научный стиль

научно-учебный

Жанры:

монография

диссертация

справочник

учебник

методическое пособие

курсовая работа

доклад

научная статья

реферат

аннотация

дипломная работа

лекция

Правильный вариант

Функционально-стилевая классификация

Жанровая классификация

собственно научный стиль

монография, доклад, научная статья, дипломная работа, диссертация,курсовая работа

научно-учебный

лекция, учебник, методическое пособие, реферат, справочник, аннотация

Подсказка

Научные тексты различаются по характеру излагаемой информации и по тому, какой аудитории они адресованы. В связи с этим научный стиль выступает в каком-либо из своих вариантов – подстилей. Для собственно научного общения приемлемым является научный подстиль. Сфера образования обслуживается научно-учебнымподстилем.

Научный стиль (сфера функционирования, подстили, жанры, стилевые черты, языковые особенности) — Студопедия

Сфера общественной деятельности, в которой функционирует научный стиль – это наука. Интенсивное развитие научно-технического стиля привело к формированию в его рамках многочисленных жанров, таких как: статья, учебник, монография, диссертационные работы, патентное описание, аннотация, реферат, каталог, справочник, инструкция.

Научный стиль реализуется преимущественно в письменной форме речи. Однако с развитием средств массовой коммуникации, с увеличением числа различного рода научных контактов, таких, как конференции, симпозиумы, научные семинары, возрастает роль устной научной речи.

Основными чертами научного стиля и в письменной, и в устной форме является точность, абстрактность, логичность и объективность изложения. Отсюда особые языковые средства и манера изложения.

Лексику научной речи составляют три основных группы: общеупотребительные слова, общенаучные и термины.

· К общеупотребительной лексике относятся слова нейтрального стиля, которые часто употребляются в научных текстах:

Прибор работает как при высоких, так и при низких температурах.

Здесь нет ни одного специального слова. В любом научном тексте такие слова составляют основу изложения.

В первую очередь отбираются слова с обобщенным и отвлеченным значением:

Химия занимается только однородными телами.

Здесь почти каждое слово обозначает общее понятие: химия вообще, тела вообще.

· Общенаучная лексика – вторая значительная группа научной речи. Эти слова закреплены за определенными понятиями, но не являются терминами, например: операция, вопрос, задача, явление, процесс, абстрактный, ускорение и др.


Так, слово вопрос как общенаучное имеет значение « то или иное положение, обстоятельство как предмет изучения, задача, требующая решения, проблема». Оно используется в разных областях науки в таких контекстах: к вопросу о валентности; изучить вопрос; национальный вопрос и так далее.

· Третья группа лексики научного стиля – терминология. Термин воплощает основные особенности научного стиля и точно соответствует задачам научного общения.

В научном стиле отсутствует лексика с разговорной и разговорно просторечной окраской. Этому стилю в меньшей степени, чем остальным, свойственна оценочность. В целом научной речи свойствен именной характер. Это выражается в преобладании имен (в частности, существительных) над глаголами, употребление устойчивых оборотов речи с отглагольными существительными: оказывать воздействие, произвести опрос, подвергаться анализу и др.


Значительными особенностями отличается и синтаксис научной речи. Необходимость доказывать мысли, обнаруживать причины и следствия явлений ведет к использованию сложных предложений (сложноподчиненных).

Активно используются конструкции, которые осложняют простое предложение: вводные слова и словосочетания, причастные и деепричастные обороты, распространенные определения.

В научной речи используются почти исключительно повествовательные предложения, а вопросительные – только в функции сосредоточения внимания слушателей/читателей на каком-либо вопросе; отсюда однообразие предложений по цели высказывания.

Роль авторского «я» в научном изложении, в отличие от других стилей, очень незначительна. Главное – само сообщение, результаты исследования или эксперимента, представленные ясно, четко и объективно, независимо от чувств, которые испытывал исследователь во время эксперимента, в процессе написания научной работы. Для научного изложения характерна неличная манера. Авторское «я» исключается, его заменяет более скромное и объективное авторское «мы», означающее «мы с вами», «я и аудитория»: Длительный звук мы называем музыкальным.

Значение личного местоимения мы здесь настолько ослаблено, что оно вполне может быть исключено: мы называем – называется.

Однако неверно думать, что язык науки сух и невыразителен. Выразительность его заключается не во внешних словесных украшениях ярких эпитетах, метафорах. Красота языка науки – в краткости и точности выражения мысли при максимальной информативной насыщенности слова.

Научный стиль – своеобразная и влиятельная разновидность русского литературного языка. Если раньше литературный язык обогащался за счет диалектов, то теперь основной источник его пополнения – терминология, специальная лексика.

Научные термины органически врастают в литературный язык, о чем свидетельствует их переосмысление, метафорическое использование: душевная травма, общественный резонанс, моральный вакуум, компьютерный вирус и др.

31. Научный стиль, его подстили и жанры,сфера функционирования.

Нау́чный стиль — функциональный стиль речи, литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Стиль научных работ определяется в конечном счете их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее

Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.

Логичность — это наличие смысловых связей между последовательными единицами (блоками) текста.

Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.

Ясность, как качество научной речи, предполагает понятность, доступность.

Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на три подстиля:

Научный. Адресат этого стиля — учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. Характерен для диссертаций, монографий, авторефератов, научных статей, научных докладов,

Научно-учебный. Работы в данном стиле адресованы будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Обязательным является описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов. Характерен для учебников, учебных пособий, лекций и т. д.

Научно-популярный. Аудитория при таком стиле обычно не имеет специальных знаний в данной области. Ю. А. Сорокин указывает, что научно-популярный текст пишется «научно, популярно, художественно», то есть при сохранении характерной для научного текста строгости и чёткости изложения, его особенностью является упрощенный характер изложения и возможное использование эмоционально-экспрессивных средств речи. Целью стиля является ознакомление с описываемыми явлениями и фактами. Употребление цифр и специальных терминов минимально (каждый из них подробно поясняется). Особенностями стиля являются: относительная лёгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами, значительные упрощения, рассматривание частных явлений без общего обзора и классификации. Стиль характерен для научно-популярных журналов и книг, детских энциклопедий, сообщений «научного характера» в СМИ. Это наиболее свободный подстиль, и он может варьироваться от газетных рубрик «историческая/техническая справка» или «это интересно» до научно-популярных книг, близких по формату и содержанию к учебникам (научно-учебному стилю).

Научные тексты оформляются в виде отдельных законченных произведений, структура которых подчинена законам жанра.

Можно выделить следующие жанры научной прозы: монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт. Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые.

К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свёртывание информации в целях сокращения объёма текста.

К жанрам учебно-научного подстиля относятся: лекция, семинарский доклад, курсовая работа, реферативное сообщение. Каждому жанру присуще свои индивидуально-стилевые черты, однако они нарушают единство научно-технического стиля, наследуя его общие признаки и особенности.

Тест с ответами: «Научный стиль»

1. Главная задача научного стиля речи:
а) сообщение научных сведений, научное объяснение фактов +
б) непосредственное повседневное общение
в) изображение и воздействие на читателя

2. Наиболее общие особенности лексики научного стиля речи:
а) официально-деловая лексика; устойчивые, стандартизированные обороты речи
б) употребление слов в их прямом значении; широкое использование абстрактной лексики и терминов; отсутствие образных средств +
в) общественно-политическая лексика

3. Три пласта научного стиля речи:
а) общенаучные, общеупотребительные, просторечия
б) общеупотребительные, узкоспециальные, художественные средства
в) общенаучные, общеупотребительные, узкоспециальные +

4. Термины относятся к:
а) узкоспециальной лексике +
б) общеупотребительной лексике
в) общественно-политической лексике

5. Важнейшее качество термина:
а) многозначность
б) многозначимость
в) однозначность +

6. Тепло, скорость, колёса – это:
а) заимствованные термины
б) исконно русские термины +
в) приобретенные термины

7. Выберите термины с интернациональными словообразовательными элементами:
а) агрохимия, кнопка, дрель
б) кардиоскоп, вибрация, сейсмология
в) суперобложка, биосфера, полифония +

8. Выберите терминологические словосочетания:
а) выйти на связь, цепная реакция, состояние невесомости +
б) болевая точка, состояние невесомости, пойти на прогулку
в) зимний день, тёмная ночь, показать крупным планом

9. Выберите термины, образованные с помощью приставки и суффикса:
а) макрокосмос, стереофония, наладчик
б) бароаппарат, видеотелефон, селенограф
в) монорельсовый, автобиографический, полифонический +

10. Выберите общенаучные слова:
а) величина, орфоэпия, персонаж
б) энергия, деталь, скорость +
в) центр, сила, пять

11. Слово или сочетание слов, обозначающее строго определённое научное, техническое, искусствоведческое или общественно-политическое понятие, называется:
а) термином +
б) архаизмом
в) неологизмом

12. В каком значении употреблены слова в словосочетаниях: горячая обработка металла, холодное копчение, холодный циклон:
а) общеупотребительном
б) узкоспециальном +
в) широкоспециальном

13. Сферой применения научного стиля является:
а) научное общение
б) сфера научного общения
в) оба варианта верны +
г) нет верного ответа

14. Научный стиль используется в сфере … деятельности человека:
а) общеупотребительной
б) спортивной
в) научной +

15. Сферу общения и речевой деятельности, связанную с реализацией науки, представляет такой стиль:
а) научный +
б) учебный
в) специальный

16. Основное назначение научных произведений:
а) бытовое общение
б) изложение исследуемых данных +
в) освещение важных проблем общества

17. Основное назначение научных произведений:
а) освещение важных проблем общества
б) бытовое общение
в) знакомство с научной информацией +

18. Главной для научной речи является функция:
а) воздействия
б) сообщения +
в) обмена информацией

19. Характерной разновидностью научного текста является:
а) полилог
б) диалог
в) монолог +

20. Диалогичность научной речи выражается в использовании:
а) обобщенного характера речи
б) вопросно-ответных комплексов +
в) вводных слов и словосочетаний +

21. Научный стиль выполняет функцию:
а) информативную +
б) управленческую
в) коммуникативную

22. Жанровое многообразие научного стиля реализуется в текстах произведений:
а) художественной литературы
б) научной литературы, учебной литературы +
в) публицистической литературы

23. Тип мышления, свойственный научному стилю речи:
а) образный
б) конкретный
в) абстрактный +

24. Понятия, служащие языковым выражением научного стиля речи:
а) просьба
б) суждение умозаключение +
в) требование

25. Один из основных признаков научного стиля речи:
а) мономичность
б) стандартность
в) отвлеченность +

26. Один из основных признаков научного стиля речи:
а) стандартность
б) обобщенность +
в) полемичность

27. Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляется в:
а) лексике +
б) синтаксисе
в) морфологии

28. Признак, не свойственный научному стилю:
а) аргументированность
б) обезличенность информации
в) выразительность +

29. Информация, чаще отсутствующая в научном стиле:
а) абстрактная
б) объективная
в) субъективно-оценочная +

30. Информация, чаще отсутствующая в научном стиле:
а) объективная
б) эмоциональная +
в) абстрактная

Стиль общения — культурные различия: Франция и Таиланд

Французы общаются официально. Таким образом, когда человек общается с французами, необходимо учитывать язык, жесты и выражение. Из стиля общения общение с французами выглядит недружелюбным, строгим, организованным и профессиональным, потому что социальный статус всегда должен учитываться. Однако под тем, как французы общаются, скрыты сложные межличностные отношения.Важно отметить, что если человек не владеет французским языком, то лучше использовать английский, чтобы избежать недоразумений. Кроме того, степень каждого культурного аспекта пяти измерений Хофстеде также может влиять на стили общения французов.

Культура Directness

Франция дипломатически общается напрямую (Communication Style, n.d.). Это связано с высокой степенью индивидуализма в стране, когда люди склонны говорить непосредственно о том, что они думают и чувствуют.Кроме того, они меньше ценят «лицо» своего партнера по общению. Французский язык может четко объяснить непосредственность и формальный стиль общения французов. Они также выражают свои эмоции напрямую.

Стиль вербальной и невербальной коммуникации

Для французов важно первое впечатление; следовательно, вопросы вербального и невербального общения должны быть рассмотрены.


Для невербального общения:

  • Знак «Хорошо» для французов считается «ничего не стоящим» или «ноль»

  • Выражение лица — французы не выражают свои чувства и эмоции через их выражение лица.Это потому, что французы консервативны, таким образом, этот вид невербальной практики считается грубым.

.
Наука как сфера общественной жизни, ее системообразующий институт, Наука как производительная сила

Наука как сфера общественной жизни, ее системообразующий институт

Говоря о жизни общества как о его системообразующем институте, мы представляем науку как основную форму социальной активности, функционально связанную со всеми сферами общественной жизни, играющую инновационную роль в обществе. Как системообразующий институт жизни общества наука имеет свои традиции, принципы, нормы, культуру.Специфика социальных и социальных функций сферы науки определяется в соответствии с объединяющей наукой в ​​единое целое научными комплексами — природными, техническими, социальными и гуманитарными, имеющими междисциплинарные связи:

— естественные науки — физика, химия, математика, астрономия, география, геология, биология, зоология … и производные от них дисциплины, которые представляют учение о природе

— технические науки — машиностроение, приборостроение, авиастроение, гидротехника, энергетика, электротехника, информатика, системная динамика, кибернетика и системотехника… Технологические знания — это изучение техники, искусственных материальных средств человеческой деятельности;

— социальные науки — история, экономика, педагогика, юриспруденция, социология, политология, психология, культурология … Обществознание изучает общество как социальную форму материи (социальных систем) в движении (деятельности) и развитии (творчестве) в пространство и время;

— Гуманитарные науки, гуманитарные науки — социология личности, этика, социальная психология, эргономика, акмеология, валеология, геронтология, ювенология, иммортология… Гуманитарные науки представляют различные области человеческого знания. В научной перспективе должно произойти появление антропономии или гуманитарных исследований как самостоятельной науки, которая должна быть предметом собственного исследования — индивида, как индивидуального представителя человеческой расы (вообще), так и человечества (целого). ,

Наука как сфера общества, то есть системообразующий институт, обеспечивает социальную жизнь духовными инновациями, которые могут привести к прогрессивным изменениям и развитию как отдельных ее сфер жизни, так и общества в целом.Наука направлена ​​на получение новых знаний, которые по своему функциональному преломлению в деятельности общества приводят к новым открытиям, способствующим социальному и социальному развитию. Роль научной сферы общественной жизни постоянно возрастает. В этом законе диалектически отражено взаимодействие как ученых — производителей новых знаний, так и тех, кто потребляет научные инновации: отдельных лиц, социальных и общественных институтов, представляющих все слои общества и сферы общественной жизни.Наука предлагает:

— собственные методологические и общетеоретические проблемы;

— специализированные теории, возникающие в результате дифференциации общетеоретических знаний;

— Основные и прикладные направления для всех четырех научных комплексов.

Наука как производительная сила

Отношения между наукой и производством прошли различные исторические этапы в своем развитии.

Во-первых, на начальных этапах развития цивилизации наука еще не могла оказать существенного влияния на производство, она, как правило, шла параллельно с производством или даже за ним, теоретически обобщая уже полученный эмпирический способ технического инновации.

Во-вторых, в XIX веке. начинается новый этап во взаимодействии науки и производства — наука становится непосредственной производительной силой. Этот объективный момент взаимодействия был замечен и обоснован К. Марксом и определил его как процесс превращения науки в непосредственную производительную силу общества.

Граница между этими двумя этапами лежит между изобретением парового двигателя и открытием электричества (начало и конец 19-го века).

Изобретение парового двигателя относится к первому этапу: сначала был создан паровой двигатель, и только позже появилась теория паровых двигателей. Второй этап — открытие электричества: сначала оно было открыто в лаборатории учеными, и только позже были методы его использования в общественном производстве.

Превращение науки в непосредственную производительную силу общества не означает появления какого-либо четвертого элемента в структуре производительных сил наряду с предметами, средствами труда и людьми: речь идет о проникновении, внедрении научных достижений в производство. процесс, то есть об инновационном процессе.

Именно с превращением процесса получения новых знаний — духовных инноваций в инновационный процесс, то есть внедрения научных достижений в производство, наука становится непосредственной производительной силой. Он становится настолько же, насколько и в той мере, в которой он используется в производстве, как знания о законах природы и общества, применяемые на практике: системы управления информацией, атомные электростанции, автоматизированные линии сборки конвейеров и т. Д.То есть наука становится производительной силой с того момента, когда она новаторски отражается в машинах, системах, технологиях или методах производства. Например, в условиях современного этапа развития общества и научно-технического прогресса — электронно-ионно-плазменным, прецизионным, мехатронным, лазерным, биологическим, генным, мембранным и др. Методами, в нанотехнологиях и т. Д.

Механизм взаимодействия науки и производства заключается в следующем: наука как идеал через новые знания, полученные в процессе научной деятельности, воплощается в технико-технологических процессах и конструкциях, необходимых для производства.Это первый этап. В результате само производство как ведущий фактор развития (наука + производство) стимулирует новые научные поиски и открытия (это вторая фаза) на новом, уже научно улучшенном уровне производства, так что идеальный новый ( научные знания, духовные новшества) были внедрены в процессе производства в материальные объекты и системы, то есть процесс инноваций состоялся. Динамика здесь следующая: научные возможности, благодаря открытиям, инновациям становятся практической реальностью в производственном процессе и открывают спектр новых научных возможностей.

Особенность науки (как идеальной) состоит в том, что в процессе инноваций, в процессе производства это позволяет получать новые материалы, не имеющие аналогов в природе, со свойствами, предопределенными человеком, например, синтетическое волокно, композитные и наноматериалы, сверхпроводники, взрывчатые вещества и другие предметы, необходимые в быту и на производстве (предприятия).

,

Наука и научный метод: определение

Наука — это систематический и логичный подход к исследованию того, как работают вещи во вселенной. Это также совокупность знаний, накопленных благодаря открытиям обо всех вещах во вселенной.

Слово «наука» происходит от латинского слова scientia , которое, согласно словарю Merriam-Webster, является знанием, основанным на наглядных и воспроизводимых данных. В соответствии с этим определением наука стремится к измеримым результатам посредством тестирования и анализа.Наука основана на фактах, а не на мнениях или предпочтениях. Научный процесс призван оспаривать идеи посредством исследований. Согласно Калифорнийскому университету, одним из важных аспектов научного процесса является то, что он ориентирован только на мир природы. Все, что считается сверхъестественным, не вписывается в определение науки.

Научный метод

При проведении исследований ученые используют научный метод для сбора измеримых, эмпирических данных в эксперименте, связанном с гипотезой (часто в форме утверждения «если / тогда»), результаты которого направлены на поддержку или противоречие теория.

«Как полевой биолог, моя любимая часть научного метода — сбор данных в полевых условиях», — сказал в прямом эфире Live Science профессор биологии из колледжа Мальборо Хайме Таннер. «Но что действительно доставляет удовольствие, так это знание того, что вы пытаетесь ответить на интересный вопрос. Поэтому первый шаг в определении вопросов и создании возможных ответов (гипотез) также очень важен и представляет собой творческий процесс. Затем, собрав данные, вы проанализируйте его, чтобы увидеть, поддерживается ли ваша гипотеза или нет.»

Шаги научного метода идут примерно так:

  1. Сделайте наблюдение или наблюдения.
  2. Задайте вопросы о наблюдениях и соберите информацию.
  3. Сформируйте гипотезу — предварительное описание того, что наблюдалось, и сделайте прогнозы, основанные на этой гипотезе
  4. Проверьте гипотезу и прогнозы в эксперименте, который можно воспроизвести
  5. Анализируйте данные и делайте выводы, принимайте или отклоняйте гипотезу или изменяйте гипотезу, если это необходимо.
  6. Воспроизводите эксперимент до тех пор, пока между наблюдениями и теорией не возникнут расхождения. «Воспроизведение методов и результатов — мой любимый шаг в научном методе», — сказал в интервью Live Science Моше Прицкер, бывший научный сотрудник Гарвардской медицинской школы и генеральный директор JoVE. «Воспроизводимость опубликованных экспериментов является основой науки. Нет воспроизводимости — нет науки».

Некоторые ключевые основы научного метода:

  • Гипотеза должна быть проверяемой и фальсифицируемой, согласно Университету штата Северная Каролина.Фальсифицируемый означает, что должен быть возможный отрицательный ответ на гипотезу.
  • Исследования должны включать дедуктивное мышление и индуктивное мышление. Дедуктивное мышление — это процесс использования истинных предпосылок для достижения логического истинного заключения, в то время как индуктивное мышление использует противоположный подход.
  • Эксперимент должен включать в себя зависимую переменную (которая не изменяется) и независимую переменную (которая действительно изменяется).
  • Эксперимент должен включать экспериментальную группу и контрольную группу.Контрольная группа — это то, с чем сравнивают экспериментальную группу.

Научные теории и законы

Научный метод и наука в целом могут быть разочаровывающими. Теория почти никогда не доказана, хотя некоторые теории становятся научными законами. Одним из примеров могут быть законы сохранения энергии, что является первым законом термодинамики. Доктор Линда Боланд, нейробиолог и заведующая кафедрой биологии в Университете Ричмонда, штат Вирджиния, сказала Live Science, что это ее любимый научный закон.«Это то, что направляет большую часть моих исследований электрической активности клеток, и в нем говорится, что энергия не может быть ни создана, ни разрушена, а только изменена по форме. Этот закон постоянно напоминает мне о многих формах энергии», — сказала она.

Закон просто описывает наблюдаемое явление, но не объясняет, почему это явление существует или что его вызывает. «В науке законы являются отправной точкой», — сказал Питер Коппингер, доцент кафедры биологии и биомедицинской инженерии в Технологическом институте Роуз-Халмана.«Оттуда ученые могут задавать вопросы:« Почему и как? »

Законы, как правило, считаются без исключения, хотя некоторые законы были изменены с течением времени после того, как дальнейшее тестирование выявило расхождения. Это не значит, что теории не имеют смысла. Чтобы гипотеза стала теорией, необходимо провести тщательное тестирование, как правило, по нескольким дисциплинам отдельными группами ученых. Сказать что-то — это «просто теория» — это термин непрофессионала, который не имеет отношения к науке.Для большинства людей теория является догадкой. В науке теория является основой для наблюдений и фактов, сказал Таннер в интервью Live Science.

Некоторые из вещей, которые мы считаем само собой разумеющимся сегодня, были придуманы исключительно умом, другие совершенно случайно. Но сколько вы знаете о происхождении вещей? Здесь мы изобрели викторину о 15 самых полезных изобретениях в мире, из адгезивов

Викторина: величайшие в мире изобретения

Краткая история науки

Самые ранние свидетельства науки можно найти в доисторические времена, такие как открытие огня, изобретение колеса и развитие письма.Ранние планшеты содержат цифры и информацию о Солнечной системе. Однако со временем наука стала более научной.

1200s : Согласно «Стэнфордской энциклопедии философии», Роберт Гроссетесте разработал основу для правильных методов современного научного эксперимента. Его работы включали принцип, что расследование должно основываться на измеримых доказательствах, которые подтверждаются тестированием.

1400s : Леонардо да Винчи начал свои записные книжки в поисках доказательств того, что человеческое тело является микрокосмическим.Художник, ученый и математик также собрал информацию об оптике и гидродинамике.

1500 с : Николай Коперник развил понимание солнечной системы, открыв гелиоцентризм. Это модель, в которой Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца, которое является центром Солнечной системы.

1600s : Иоганн Кеплер опирался на эти наблюдения с помощью своих законов движения планет. Галилео Галлилей усовершенствовал новое изобретение — телескоп и использовал его для изучения Солнца и планет.1600-е годы также увидели успехи в изучении физики, когда Исаак Ньютон разработал свои законы движения.

1700s : Бенджамин Франклин обнаружил, что молния электрическая. Он также внес вклад в изучение океанографии и метеорологии. Понимание химии также развивалось в течение этого столетия, когда Антуан Лавуазье, получивший название отца современной химии, разработал закон сохранения массы.

1800s : Вехами стали открытия Алессандро Вольта, касающиеся электрохимических рядов, которые привели к изобретению батареи.Джон Далтон также представил атомную теорию, в которой говорилось, что все вещество состоит из атомов, которые объединяются в молекулы. Основу современного изучения генетики выдвинул Грегор Мендель, обнародовавший свои законы наследования. Позже в столетии Вильгельм Конрад Рентген открыл рентгеновские лучи, в то время как закон Джорджа Ома дал основу для понимания того, как использовать электрические заряды.

1900-е годы : открытия Альберта Эйнштейна, который наиболее известен своей теорией относительности, доминировали в начале 20-го века.Теория относительности Эйнштейна — фактически две отдельные теории. Его специальная теория относительности, которую он изложил в статье 1905 года «Электродинамика движущихся тел», пришла к выводу, что время должно меняться в зависимости от скорости движущегося объекта относительно системы отсчета наблюдателя. Его вторая теория общей теории относительности, которую он опубликовал как «Основание общей теории относительности», выдвинула идею о том, что материя заставляет пространство искривляться.

Медицина навсегда изменилась с разработкой вакцины против полиомиелита в 1952 году Йонасом Солком.В следующем году Джеймс Д. Уотсон и Фрэнсис Крик открыли структуру ДНК, которая представляет собой двойную спираль, образованную парами оснований, прикрепленными к сахарофосфатному остову, по данным Национальной медицинской библиотеки США.

2000-е : в 21-м веке был завершен первый проект генома человека, что привело к большему пониманию ДНК. Это продвинуло изучение генетики, ее роли в биологии человека и ее использования в качестве предиктора болезней и других расстройств.

Дополнительные ресурсы

,

шагов научного метода

Убедитесь, что в вашем браузере включен JavaScript. Если вы оставите JavaScript отключенным, вы получите доступ только к части контента, который мы предоставляем. Вот как.

Что такое научный метод?

Научный метод — это процесс экспериментов, который используется для изучения наблюдений и ответов на вопросы. Значит ли это, что все ученые следуют именно этому процессу? Нет.Некоторые области науки могут быть более легко проверены, чем другие. Например, ученые, изучающие, как звезды меняются с возрастом или как динозавры переваривали пищу, не могут ускорить жизнь звезды на миллион лет или провести медицинские обследования по кормлению динозавров, чтобы проверить свои гипотезы. Когда прямые эксперименты невозможны, ученые модифицируют научный метод. На самом деле, существует столько же версий научного метода, сколько ученых! Но даже после изменения цель остается той же: выявить причинно-следственные связи, задавая вопросы, тщательно собирая и изучая доказательства и выясняя, можно ли объединить всю доступную информацию в логический ответ.

Несмотря на то, что мы показываем научный метод как последовательность шагов, имейте в виду, что новая информация или размышления могут заставить ученого выполнить резервное копирование и повторить шаги в любой точке процесса. Процесс, подобный научному методу, который включает в себя такое резервное копирование и повторение, называется итеративным процессом.

Независимо от того, проводите ли вы научный научный проект, научную деятельность в классе, независимые исследования или любые другие практические научные исследования, понимая шаги научного метода, вы сможете сосредоточить свой научный вопрос и проработать свои наблюдения и данные, чтобы ответить на вопросы. вопрос как нельзя лучше.

Схема научного метода. Научный метод начинается с вопроса, и проводятся базовые исследования, чтобы попытаться ответить на этот вопрос. Если вы хотите найти доказательства для ответа или самого ответа, то вы строите гипотезу и проверяете эту гипотезу в эксперименте. Если эксперимент работает, а данные проанализированы, вы можете подтвердить или опровергнуть свою гипотезу. Если ваша гипотеза опровергнута, вы можете вернуться к полученной новой информации и создать новую гипотезу, чтобы начать научный процесс заново.

Попробуйте наши планы уроков:

Назначьте студенческую викторину в Google Classroom:

Шаги научного метода

1. Задайте вопрос

Научный метод начинается, когда вы задаете вопрос о чем-то, что вы наблюдаете: как, что, когда, кто, какой, почему или где?

Для проекта научной ярмарки некоторые учителя требуют, чтобы вопрос был чем-то, что вы можете измерить, желательно с помощью числа.

Для получения подробной информации об этом шаге используйте следующие ресурсы:

2. Провести фоновые исследования

Вместо того, чтобы начинать с нуля составление плана ответа на ваш вопрос, вы хотите быть опытным ученым, использующим библиотечные и интернет-исследования, чтобы помочь вам найти лучший способ сделать что-то и гарантировать, что вы не будете повторять ошибки прошлого ,

Для получения подробной информации об этом шаге используйте следующие ресурсы:

3.Построить гипотезу

Гипотеза — это обоснованное предположение о том, как все работает. Это попытка ответить на ваш вопрос с объяснением, которое можно проверить. Хорошая гипотеза позволяет вам затем сделать прогноз:
«Если _____ [я делаю это] _____, то _____ [это] _____ произойдет».

Укажите свою гипотезу и полученный прогноз, который вы будете проверять. Прогнозы должны быть легко измеримы.

Для получения подробной информации об этом шаге используйте следующие ресурсы:

4.Проверьте свою гипотезу, выполнив эксперимент

Ваш эксперимент проверяет, является ли ваш прогноз точным и, следовательно, ваша гипотеза подтверждается или нет. Для вашего эксперимента важно быть честным тестом. Вы проводите честный тест, проверяя, что вы меняете только один фактор за раз, оставляя все остальные условия такими же.

Вам также следует повторить свои эксперименты несколько раз, чтобы убедиться, что первые результаты не были случайностью.

Для получения подробной информации об этом шаге используйте следующие ресурсы:

5.Проанализируйте свои данные и сделайте вывод

После завершения эксперимента вы собираете свои измерения и анализируете их, чтобы увидеть, подтверждают ли они вашу гипотезу или нет.

Ученые часто обнаруживают, что их прогнозы не были точными, и их гипотеза не была подтверждена, и в таких случаях они сообщают результаты своего эксперимента, а затем возвращаются и строят новую гипотезу и прогноз на основе информации, которую они узнали в ходе своего эксперимента.Это начинает большую часть процесса научного метода снова. Даже если они обнаружат, что их гипотеза была поддержана, они могут захотеть проверить ее снова по-новому.

Для получения подробной информации об этом шаге используйте следующие ресурсы:

6. Сообщите свои результаты

Чтобы завершить свой научный выставочный проект, вы будете сообщать свои результаты другим в окончательном отчете и / или на доске объявлений. Профессиональные ученые делают почти то же самое, публикуя свой окончательный отчет в научном журнале или представляя свои результаты на плакате или во время выступления на научной встрече.На научной ярмарке судьи интересуются вашими выводами независимо от того, поддерживают ли они вашу первоначальную гипотезу.

Для получения подробной информации об этом шаге используйте следующие ресурсы:

Ознакомьтесь с нашими научными видео

Почему яблоки и бананы становятся коричневыми? — STEM деятельность

DIY Glitter Surprise Пакет с простой схемой

5 Легких Физизирующих и Вспенивающих Научных Проектов

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *