Лесная промышленность. Экологически грязные производства
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
Музыка- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Основы здоровья
- Музы
resheba.me
Общая характеристика лесной промышленности России | География. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест
Тема: Лесная промышленность России
Лесная промышленность России находится в тяжёлом кризисе. Главной особенностью размещения лесной промышленности России является её территориальный перекос и всё больший отрыв от главных лесных регионов страны, что приводит к перерубу леса в европейской части страны, уменьшению запасов лесных ресурсов и изменению видового состава лесов.
Несмотря на то, что основные запасы древесины сосредоточены в азиатской части России, свыше половины лесозаготовки приходится на европейскую часть России, где почти треть деловой древесины даёт Северный район (см. рис. 29).
Если центры деревообрабатывающей промышленности можно встретить практически во всех регионах страны, то крупнейшие
В России сформировалось пять лесных баз: Северо-Европейская, Центральная, Волго-Уральская, Сибирская и Дальневосточная.
Особенностью размещения лесной промышленности России является развитие крупнейших предприятий лесной промышленности, для которых характерны все стадии переработки древесины, — лесопромышленных комплексов: Архангельск и Сыктывкар (Север), Асино (Западная Сибирь), Красноярск, Енисейск, Братск, Усть-Илимск (Восточная Сибирь), Комсомольск-на-Амуре (Дальний Восток). Материал с сайта http://worldofschool.ru
Рисунок 29. Заготовка древесины по регионам России в 2005 году |
Общая характеристика лесной промышленности 2014
Назовите лесоизбыточные регионы россии
Доклад о лесной промышленности характеристика
Лесная промышленность кратко
Назовите лесоизбытачные регеоны россии
Назовите лесоизбыточные регионы России.
Назовите лесопромышленные комплексы России и главные центры целлюлозно-бумажной промышленности.
Дайте характеристику лесной и целлюлозно-бумажной промышленности России.
worldofschool.ru
24. Характеристика лесной промышленности России
Лесная промышленность — традиционная для России отрасль специализации хозяйства. Для отраслей лесной промышленности характерны высокие удельные расходы сырья и огромные отходы производства. Поэтому важнейший фактор размещения лесной промышленности — сырьевой.
Лесопиление и последующая обработка древесного сырья (производство строительных деталей, фанеры, мебели, спичек, стандартных домов и др.) размещается как в районах лесозаготовок, так и в безлесных районах, использующих привозную древесину.
На размещение отдельных отраслей лесной промышленности помимо сырьевого фактора влияют также близость потребителя (производство мебели), условия водо- и электроснабжения (целлюлозно-бумажное производство).
С целью сокращения производственных отходов в районах развитой лесной промышленности созданы крупные лесопромышленные комплексы (Братский, Усть-Илимский, Енисейский, Асиновский ЛПК — в Сибири; Архангельский и Сыктывкарский ЛПК — в Северном районе; Амурский ЛПК — на Дальнем Востоке), включающие помимо лесозаготовки механическую и химическую переработку древесины, производство целлюлозы и бумаги.
25. Характеристика легкой промышленности России
Размещение легкой промышленности (производство тканей, обуви, изделий швейной промышленности) определяется действием сырьевого, потребительского факторов и фактора рабочей силы. При этом предприятия первичной обработки сырья (очистка хлопка, обработка льна, шерстомойная и шелкомотальная промышленность и др.) размещаются, как правило, у его источников, что связано с наличием значительных (по весу) производственных отходов. Производство готовой продукции ориентировано на районы и центры потребления, являющиеся одновременно местами сосредоточения ресурсов труда, квалифицированной рабочей силы.
Ведущая отрасль легкой промышленности (по объему выпускаемой продукции и числу занятых рабочих) — текстильная: производство льняных, хлопчатобумажных, шелковых, шерстяных и синтетических тканей, трикотажа и других изделий.
Швейная промышленность — вторая по объему валовой продукции отрасль легкой индустрии. Ее предприятия размещаются во всех экономических районах страны.
Обувная промышленность размещена по районам также сравнительно равномерно. Большую часть обуви производят Центральный (выделяются Москва, Московская и Тульская область) Уральский (Челябинская область) и Поволжский (Пензенская область) районы.
30. Центральный экономический район: эгп, ресурсы, население
Состав района: Московская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области, город Москва.
Площадь — 483 тыс. кв. км, население — 29,4 млн человек.
Отрасли хозяйственной специализации: машиностроение, химическая и текстильная промышленность, производство льна-долгунца, картофеля, овощей, молочной продукции животноводства.
Район расположен в центре Европейской части России, на пересечении многочисленных путей сообщения, железных и автомобильных дорог, рек и воздушных трасс, трубопроводов и пр. Центральное транспортно-географическое положение способствует развитию экономики района.
Наибольшее хозяйственное значение имеют фосфориты (Егорьевское и Полпинское месторождения), бурые угли (Подмосковный бассейн), строительные материалы (стекольные пески, цементное сырье, гипс и др.), торф. Леса имеют в основном водоохранное и рекреационное значение.
Средняя плотность населения района 61 человек на 1 кв. км. Большая часть населения (83%) проживает в городах. Центр отличает высокая квалификация трудовых ресурсов, наличие мощной базы для проведения научных экспериментов, проектных и опытно-конструкторских работ.
studfiles.net
Лесная промышленность. Видеоурок. География 9 Класс
Данный видеоурок поможет пользователям получить представление о теме «Лесная промышленность». На долю России приходится 40% мировых запасов лесных ресурсов. На этом уроке мы рассмотрим, на какие виды подразделяются леса по их хозяйственному использованию. Подробно обсудим определение лесной промышленности и узнаем, какие отрасли она включает в себя, изучим ее географию.
Тема: Общая характеристика хозяйства России
Урок: Лесная промышленность
Россия обладает огромными запасами лесных ресурсов, на её долю приходит 40% мировых запасов. По запасам древесины занимает первое место в мире, на втором месте Бразилия.
Рис. 1. Страны-лидеры по лесопокрытой территории
Леса по их хозяйственному использованию делятся на три группы: природоохранные, эксплуатационные, защитные.
В горных районах, рядом с городами, во многих сельскохозяйственных районах и рядом с транспортными магистралями располагаются природоохранные леса, в них рубка леса запрещена. В эксплуатационных лесах разрешена сплошная рубка. Защитные леса — это леса, где рубка возможна, но только в объёмах годичного прироста леса. ¾ лесов России — это ценные леса, состоящие из лиственницы, сосны, ели, пихты и кедра. Леса обеспечивают не только потребности в строительстве, но и горнодобывающей промышленности, машиностроения и мебели, и бумаги, и спичек, но и являются важным источником поступлением валюты.
Рис. 2. Основные древесные породы в составе лесов России
Лесная промышленность это одна из старейших промышленностей России, полностью обеспеченная своими собственными ресурсами. Лесные ресурсы на территории страны распределены неравномерно, большая часть из них сосредоточена в восточных и северных районах страны.
Рис. 3. Добыча леса в России
На самом крайнем севере и юге находятся лесодефицитные районы.
Рис. 4. Лесодефицитные районы России
По заготовке лидирует западная часть России, здесь заготавливаются 65% и располагаются 25% её запасов. В восточной части заготавливается 39% а запасы 75%. В западной части площадь лесов катастрофически уменьшается, ситуация осложняется тем, что во многих районах лесовосстановительные работы почти не ведутся.
Лесная промышленность – комплекс отраслей, занимающийся заготовкой древесины механическим и химическим путём.
В состав лесной промышленности входит:
1. Лесозаготовительная, включающая лесозаготовку, лесосплав, лесоперевалочные работы, использование малоценной древесины и отходов;
2. Деревообрабатывающая промышленность — производство биоматериала, древесных плит, фанеры, спичек и мебели;
3. Целлюлозно-бумажная промышленность — производство целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них;
4. Лесохимическая промышленность — производство этилового спирта, скипидара, канифоли, дёгтя, искусственных волокон, пластмасс, целлофана, лаков и линолеума.
Также как у химической промышленности, в лесной промышленности существует 4 базы: Северо-Европейская, Центральная, Урало-Поволжская и Сибирская.
Лесная промышленность Северо-Европейской базы имеют широкую специализацию и хорошо обеспечена ресурсами. Здесь располагаются крупные предприятия деревообрабатывающей и лесоперерабатывающей промышленности. Крупные центры: Архангельск, Сыктывкар ( производство пиломатериалов и древесных плит). Архангельск, Кондопога, Сегежа — производство целлюлозы и бумаги.
Центральная база — запасы древесины значительны только в северо-восточных районах. Здесь производят целлюлозу и бумагу в городах Балахна и Вятка. На остальной территории, леса имеют природоохранную роль. В крупных городах располагается производство мебели.
Урало-Поволжская база . Лесные ресурсы велики в районе Урала. Сочетание сырья, энергии и воды определили расположение здесь целлюлозно-бумажного производства. Крупные центры — Краснокамск, Соликамск, Пермь.
Сибирская база имеет огромные запасы сырья, водных и энергетических ресурсов, поэтому здесь развивается целлюлозно-бумажная и лесохимическая промышленность, располагаются крупнейшие предприятия лесопромышленных комплексов (ЛПК): Красноярский, Братский и Усть-Илимский.
Список рекомендованной литературы
- В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России: население и хозяйство. 9 класс
- В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. География России: хозяйство и географические районы. 9 класс
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
- 900igr.net (Источник). Лесной комплекс (карта)
- Новости и аналитика о лесной промышленности в России (Источник). Крупнейшие экспортёры пиломатериалов из России
- c12.kommersant.ru (Источник). Целлюлозно-бумажная промышленность России
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Источник). Лесная промышленность России
interneturok.ru
Конспект урока по географии 9 класс Лесная промышленность россии
Тема урока: «Лесной комплекс России»
Цели урока:
1. Сформировать представления о составе лесного комплекса, его специфики в России;
2. Познакомить учащихся с главными районами лесозаготовок и потребления древесины;
3. Научить находить взаимосвязи между размещением крупных ЛПК (лесопромышленными комплексами), предприятиями ЦБК (целлюлозно-бумажных комбинатов), распространением лесов и плотности населения;
4. Выявить факторы размещения различных отраслей лесной промышленности
5. Определить проблемы и перспективы лесного комплекса.
Новые понятия и представления: лесопромышленный комплекс, материало-, водо-, энергоемкое производство, внутриотраслевые связи, межотраслевые связи, Лесной кодекс.
Опорные знания: лесные богатства России, лесохозяйственные районы, лесопользование, лес и окружающая среда, рекреационное значение леса.
Задачи урока:
а)Образовательные: сформулировать понятия «Лесопромышленный комплекс», «Внутриотраслевые связи», обучить учащихся находить взаимосвязи между объектами, явлениями и процессами; формировать умение работать с картами.
б) Развивающие: продолжать развивать умение выделять главное и обобщать, стимулировать любознательность, способствовать формированию самостоятельности суждений школьников при решении познавательных задач.
в) Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, создавать условия для развития коммуникативной компетенции учащихся (взаимоконтроль).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: карты атласа, учебник, интерактивная доска, физическая карта России, политическая карта мира.
Ход урока:
Изучение нового материала;
1. Вводное слово учителя.
— Я хочу начать урок с замечательного стихотворения (слайд 3) Вс. Рождественского.
-Вспомните, какое значение имеет лес для человека, хозяйства и природы?
— промышленное сырье
— защита почвы от водной и ветровой эрозии
— сберегает влагу в земле (почве)
— сдерживает разливы рек
— охраняет поля от суховеев
— дом и убежище для животных
— лекарственные растения
— ягоды, грибы
— выработка кислорода и т. д.
Т.е, является источником конструкционных материалов и сырья и в поддержании жизни на Земле.
— Для чего используется древесина? (слайд 4)
Россия обладает крупнейшими запасами древесины – около ¼ от мировых запасов. (слайд 5,6).
-Также значение лесной индустрии определяется широким распространением лесов по огромной территории России (особенно в ее Азиатской части). (слайд 7,8). Объяснить таблицу
— Итак, все леса делятся на 3 группы (слайд 9)
-Какое дерево является самым распространенным в России? (слайд 10)
— Как используются различные виды древесины в хозяйстве, прослушаем сообщение на эту тему (просмотр коллекции древесины)
— Можно ли заменить древесину другими материалами, какими? (бетон, стекло, пластмасса)
— Итак, все леса делятся на 3 группы (слайд 9)
Также Россия является крупнейшим экспортером лесобумажной промышленности на мировом рынке. (слайд 11) Объяснить таблицу
— Но доля ЛПК в общем объеме промышленного производства невелика (слайд 12)
-Практически нет ни одной области народного хозяйства, где бы не использовались древесина или продукты ее переработки.
— Кто является потребителем продукции лесной промышленности и что получает лесная промышленность от других отраслей? Слайд 13,14).
— Познакомимся с отраслями, входящими в состав лесного комплекса. Название отраслей, связанных с переработкой древесины, отражают три стадии производства: заготовку древесины, ее механическую обработку и химическую переработку. (слайд 15)
— Познакомимся с географией лесной промышленности, т. е. выявим основные базы заготовок древесины. (слайд 16), (слайд 17,18)
— Что учитывается при заготовке древесины? (транспортные пути и источники сырья)
— Каким образом можно транспортировать лес? (ж/д, автомобильным, речным или морским транспортом, сплав по реке: молевый и плотами).(слайд 19-24)
— Какие производства включает деревообработка?(Лесопиление, мебельная промышленность, спичечная. Из древесины какого дерева делают спички? -осина).(Слайд 25-27)
— Следующая стадия обработки леса – целлюлозно-бумажное производство, которое является важнейшей отраслью лесного комплекса. Исторически производство бумаги возникло в Центральном районе, однако в настоящее время больше всего бумаги производится в Северном, Уральском, Волго-Вятском и Сибирском районах.
— У ребят часто возникает вопрос: «Что такое целлюлоза, как и из чего она делается?», «Из чего делается бумага?»
Процесс получения целлюлозы основан на выделении из древесины чистой клетчатки. Для этого измельчают древесину, варят в присутствии химикатов (кислоты, серы, известняка). Многократно промывают целлюлозу после варки (т. е. это какое производство?- водоемкое производство). Сырьем для производства служат ель и пихта (если идет для производства бумаги)
— Что можно отнести к особенностям этой отрасли? (Эта отрасль является материало-, энерго- и водоемкой т. е. 1 тонна целлюлозы = 5 м3 древесины + 350 м3 воды + электроэнергия; или 1 тонна бумаги = 3,5 м³ древесины + 25 м³ воды + 1800 кВт/ч электроэнергии)
— Используя тематическую карту «Лесная промышленность России» назовите города – центры производства бумаги (т. е. города, в которых размещены ЦБК).
-Одним из крупнейших ЦБК является Архангельский ЦБК (слайд 28-31)
-Здесь производят бумагу (слайд 32-33), тетради (слайд 34-35), картон (слайд 36-39).
— Надо сказать, что целлюлозно-бумажные комбинаты являются одним из главных загрязнителей окружающей среды. Поэтому, при выборе места строительства новых ЦБК, должен обязательно учитываться экологический фактор.
— Еще одной стадией обработки древесины можно назвать лесохимию. Какую продукцию производит лесохимия? Это производство канифоли, скипидара, кормовые дрожжи .(где используется?) (слайд 40)
-Определите по карте центры лесохимического производства. (Лесосибирск, Барнаул, Новая Ляля, Аша, Нижний Новгород, Медвежьегорск, Онега)
— Мыживеи в районе, достаточно обеспеченном лесными ресурсами. Какие отрасли лесной промышленности у нас представлены?
— Подведем итоги. (Слайд 41)
— А теперь применительно к лесной промышленности стрелками отметим факторы размещения различных отраслей лесной промышленности. (слайд 42)
отрасли факторы размещения
производство мебели
целлюлозно-бумажная
потребительский
энергетический
лесозаготовка
водный
транспортный
— Для комплексного использования древесины выгоднее создавать не обособленные производства, а объединяющие их комплексы – ЛПК.
— Что же такое ЛПК (территориальное сочетание лесозаготовок и различных производств лесной промышленности.). (слайд 43-44)
— Назовите крупнейшие лесопромышленные комплексы России. Выделяются Братский, Усть-Илимский, Енисейский, Асиновский ЛПК – в Сибири; Амурский ЛПК – на Дальнем Востоке; Архангельский и Сыктывкарский ЛПК – в Северном экономическом районе.
— Где наиболее перспективно строительство ЛПК? (Лесопромышленные комплексы особенно перспективны для районов, имеющих богатые лесные ресурсы, но отличающиеся нехваткой трудовых ресурсов, слабой степени освоенности, суровыми климатическими условиями. Это преимущественно Сибирь и Дальнем Востоке).
— В России выделяют 4 лесные базы. Самостоятельная работа в группах.(слайд 45)
— В чем заключаются проблемы и каковы их причины? (слайд 46)
— Эти проблемы отражены в новой редакция Лесного кодекса России, которая вступила в действие с 1 января2007 года. Что такое кодекс? Что регулирует Лесной кодекс? (состояние леса: уход, посадка, очищение, сроки вырубки и т.д)
— Подумайте, как уменьшить отрицательное влияние лесной промышленности на окружающую среду? (слайд 47)
-Закрепление (слайд 48)
— Архангельск называют «российской лесопилкой». Какие факторы способствовали формированию в Архангельске центра лесной промышленности».
(Архангельск расположен в устье Сев. Двины, сплавной реки; кроме этого, Архангельск — морской порт, центр области, имеющей богатые лесные ресурсы.)
— Почему на дне некоторых рек образуются «запасы» древесины?
(Причина -молевой сплав леса. В том числе и Западная двина)
3. Разбейте города: а)Архангельск, б)Байкальск, в)Сыктывкар, г)Комсомольск –на -Амуре, д)Красноярск, з) Лабытнанги, к)Смоленск, л)Олекминск, м)Усть-Илимск
на группы в зависимости от их специализации в химико-лесном комплексе:
1)лесозаготовка и деревообработка;
2)производство мебели;
3)целлюлозно-бумажная промышленность;
4)лесохимия.
Учтите, что некоторые города могут быть отнесены к нескольким группам.
1-а,в,г,д,з, л, м
2-к
3-а,б,в,д, м
4-а,д.
Урок закончить мне бы хотелось стихами (слайд 49)
«Леса уходят. Жалко мне леса.
Уходят ели, сосны и березы.
Рябины гасят пламенные гроздья.
Осинников смолкают голоса.
Когда-то жили в тех лесах дубы,
и ясени, и золотые клены.
Куда им деться от такой судьбы?
Лес вырубают — океан зеленый.
А может, надо сохранить леса?
А не деревьев ценные породы?»
С. Орлов
Рефлексия (слайд 50) .
Домашнее задание: §27
infourok.ru
«Лесная промышленность России» (9-й класс)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Выполнение практической работы по материалам домашнего задания (Приложение. Слайд 3)
Составление «Схем межотраслевых связей химической промышленности». Учащиеся заполняют схему в тетради, записывают отрасли и продукцию, которую поставляет данным отраслям химическая промышленность и продукцию, которую химическая промышленность получает от других отраслей. Перед началом работы следует вспомнить состав химической промышленности и продукцию, которая производится на предприятиях химической промышленности. Вторую схему учащиеся составляют на доске с помощью магнитных карточек.
1. Основная химия – кислоты, щелочи, удобрения.
2. Химия органического синтеза – пластмассы,
волокна, каучук, краска, резина, шины.
III. Постановка и решение учебных задач
«Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родного Севера неприхотливый лес!
Ты полон свежести, и все в тебе живое,
И сколько у тебя загадок и чудес!
Ты испокон веков сдружился с человеком,
Берет он для себя от «щедрости» твоей
Грибы и ягоды по солнечным просекам,
И пищу, и жилье, и мачты кораблей!»
Вс. Рождественский
План изучения темы: (Приложение. Слайд 4)
- Значение леса.
- Группы лесных ресурсов.
- Размещение лесных ресурсов.
- Внутриотраслевые связи с учетом факторов размещения.
- Химико- лесные базы.
- География лесной промышленности.
- Продукция.
- Проблемы.
Сообщения учащихся: (опережающие задания).
Учащиеся слушают сообщение к теме «Лесная промышленность» об использовании лиственницы, кедра, сосны, пихты, березы, осины, липы, дуба в хозяйстве. Во время сообщения демонстрируются образцы древесины, по компьютеру показывается, сколько составляет ,в процентном отношении, каждая порода. (Приложение. Слайды 4, 5)
Промышленные леса России
Примерно 3/4 запасов спелого, то есть
пригодного для рубки леса, составляют
лиственничники. Лиственница –
быстрорастущее дерево. Древесина лиственницы
пропитана смолой. Спил лиственницы имеет
красивый рисунок. Смола сохраняет лиственницу от
гниения даже под водой, поэтому лиственницу
используют для сооружений свай, фундаментов
домов.
Например, фундамент многих домов города Венеции
простоял в воде 150 лет, и недавно вновь
лиственница России была привезена в Венецию для
замены фундамента. Древесина лиственницы
плотная, тяжелая, тонет в воде. Транспортировать
по рекам ее невозможно, а дорог в Сибири почти
нет.
Очень ценится древесина сосны, которая тоже
пропитана смолой. Благодаря смоле постройки из
сосны долговечны. Смола сосны – живица –
используется в книгопечатании (ее добавляют в
типографскую краску, чтобы буквы не опадали со
страниц). Добавляют живицу и в пасту наших ручек.
Из древесины сосны делают шпалы, мебель,
крепежные стойки, применяемые в шахтах.
Используют древесину и в кораблестроении.
Кедр имеет красивую розово-желтого цвета
древесину и приятный запах. Древесина кедра очень
прочная и мягкая, ее ловко обрабатывать. В шкафах
из кедра не заводится моль, а в посуде кедровой
долго не скисает молоко. Древесина кедра
используется для изготовления музыкальных
инструментов, так как она усиливает звук.
Для изготовления музыкальных инструментов также
используется и ель, из нее делают пианино, рояли,
струнные инструменты. Ель – сырье
производства бумаги, искусственного шелка
(вискозы).
А вот древесина пихты очень быстро гниет.
Поэтому пихта не используется в строительстве, а
идет только на производство бумаги. В
парфюмерной промышленности используют в
качестве сырья хвою, которая содержит
ароматические вещества.
Лиственные породы деревьев также находят
применение в промышленности. Древесина березы
используется для производства мебели, фанеры,
льна. Особенно ценится древесина карельской
березы – плотная с мраморным рисунком на срезе.
Из древесины мягкой и легкой осины
производят спички, тару. Осиновыми дощечками
(лемех) покрывали купола церквей. Осину
предпочитают и при строительстве бань русских в
деревнях и садовых участках.
Древесина липы очень красива: белая с розовым
оттенком, к тому же не коробится при сушке и не
трескается. Изготавливают из нее посуду, фанеру,
чертежные доски.
Твердая древесина дуба идет на производство
отличной (дорогой) мебели, паркета, бочек. Самый
ценный «моренный» дуб. Это древесина дуба,
которая долгое время находилась в воде. Она
приобретает темно-коричневый цвет. Из него
делают мебель.
Работа с компьютером:
Слабоуспевающие учащиеся только называют центры, учащиеся, которые учатся на «4» и «5» -анализируют. (Приложение. Слайд 6)
Задание №1 по компьютеру: Общие
сведения. Диктором выделяются особенности
лесной промышленности, а ребята главное
фиксируют в тетрадь.
45% земель в России покрыты лесом. В основном это –
тайга (хвойные леса).
Общий состав древесины составляет – 80,7млрд. м. в
кубе или 22% мировых запасов. Общий объем
заготовок составляет- 103 млн. м. куб. (В 1980 годах
составлял- 300- 350 млн. м. куб.) (Приложение.
Слайд 7)
Задание №2 по компьютеру: Анализ карты «Лесные ресурсы». Назовите крупные промышленные центры. (Приложение. Слайд 6)
Задание №3 по компьютеру: Все леса делятся на 3 группы:
1 группа – Леса заповедные, водо – и
полезащитные, рекреационные, зеленые зоны вокруг
городов – здесь возможны только санитарная
рубка и рубки ухода (ее доля 22%).
2 группа – рубка может вестись в небольшом
объеме годичного прироста (8%).
3 группа – возможна промышленная рубка
(сплошная) леса (70%).
Задание №4 Работа с учебником
Выделение отраслей лесной промышленности и
факторов их размещения.
Составление схемы « Внутриотраслевые связи».
Работа производится с комплектом условных
знаков на магнитной основе. (Приложение.
Слайд 8)
Внутриотраслевые связи лесной промышленности
Задание №5. Работа с контурной картой в парах: (Приложение. Слайд 9)
Найдите на карте «Лесная промышленность» атласа и отметьте на контурной карте
1. Целлюлозно-бумажные комбинаты (ЦБК)
в Европейской и азиатской частях России:
1. Архангельск, Кондопога, Котлас в Архангельской
области.
2. Братск, Усть-Илимск, Байкальск в Иркутской
области.
3. Сыктывкар в республике Коми.
4. Сегежа и Кондопога в Карелии.
5. Соликамск, Краснокамск на Урале.
2. Лесные порты: Архангельск, Игарка,
Онега, Нарьян-Мар.
Задание № 6. Выполнение практического заданияна компьютереанализируя картосхему « География химико- лесного комплекса» учебника Рома. (Приложение. Слайды 10, 11)
Беседа:
Проблемы лесной промышленности
1. А теперь поговорим о проблемах в лесной промышленности. Что это за проблемы и каковы их причины?
1) Истощение запасов древесины в европейской
части России.
2) Экологические:
а) молевой сплав леса, когда древесина и кора разлагается и отравляет реку;
б) отходы в районах лесозаготовки;
в) вырубка леса у берегов рек приводит к обмелению рек;
г) сбросы в водоемы жидких отходов целлюлозно-бумажных комбинатов;
д) пожары, вредители.
2. Какую продукцию лесной промышленности вы знаете?
Анализ рисунка « Использование древесных ресурсов» (на плакате).
Закрепление (Приложение. Слайд 12)
- Составить из карточек с магнитами схему « Внутриотраслевые связи».
- Почему Архангельск называют «российской лесопилкой»? Какие факторы способствовали формированию в Архангельске центра лесной промышленности?
- Какие экологические проблемы стоят перед лесной промышленностью?
Домашнее задание: стр. 148- 151, записи в
тетради.
Сообщение об одном ЦБК (для слабоуспевающих
учащихся).
Проект « Размещение предприятия лесной
промышленности в России» (для сильных учащихся).
Литература:
1. А. И. Алексеев, В. В. Николина. География:
население и и хозяйство России. 9 класс. – М.:
Просвещение, 2003.
2. Е.А. Жижина. Поурочные разработки по
географии: население и хозяйство России.9 класс.
М.: «ВАКО», 2006, 288 с.
3. В.И. Сиротин. Самостоятельные и
практические работы по географии (6-10 кл.): Пособие
для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 128с.
urok.1sept.ru
Конспект урока по географии на тему «Лесной комплекс России» (9 класс)
Лесной комплекс
Цели: 1) образовательные – сформировать знания о лесном комплексе, его значении в экономике страны, экологии, сохранении качества жизненного пространства, изучить состав комплекса и закономерности размещения отраслей лесной промышленности, проблемы и перспективы развития.
2) воспитательные – воспитание бережного отношения к лесу, как богатству России и месту обитания флоры и фауны.
3) развивающие – развивать умение учащихся использовать опорные знания, самостоятельно получать информацию из различных источников и оценивать ее, умение работать с картами атласа, статистическими данными, текстом учебника.
4) адаптационные – умение применять приобретенные географические знания в производственной и повседневной бытовой деятельности, включая правила поведения в природе, осуществлять оценку природной, хозяйственной и экологической обстановки в своей местности.
Учебно – наглядный комплекс: Физическая карта Мира, ТСО (мультимедийная система), коллекция « Виды древесины », выставка по народным промыслам « Изделия из дерева », учебник, атлас, Библия.
Ход урока:
Организационный момент. (2 мин.)
Актуализация знаний. (6 мин.)
Вспомним: (из курса 8 класса).
— в жизни природы: леса имеют огромное значение в регулировании паводков на реках, охране почв, увлажнении и очищении воздуха. В связи с уничтожением тропических лесов Африки и Амазонии леса России приобретают все большее значение как производители кислорода для всей Земли.
— в жизни человека: в лесу добывают дичь, пушного зверя, орехи, ягоды, грибы, лекарственные растения. Лес имеет огромное лечебно-оздоровительное значение для человека. Лес дает древесину для построек, изготовления домашней утвари, средств передвижения.
— 1 группа – леса заповедные, водо- и полезащитные, рекреационные, зеленые зоны вокруг городов. Здесь возможны только санитарная рубка и рубки ухода ( 22 % ).
— 2 группа – леса в местах с высокой плотностью населения. Рубка может вестись в небольшом объеме годичного прироста. Здесь вырубают только спелый лес. ( Лесодефицитные районы 8 %).
— 3 группа – эксплуатационные леса. Возможна промышленная (сплошная) рубка леса. ( Лесоизбыточные районы 70 %).
Узнаем (план урока на доске):
Размещение лесных ресурсов.
Состав лесного комплекса.
Географию и факторы размещения ЛПК.
Проблемы и перспективы лесного комплекса.
Изучение нового материала. (24 мин.)
Зачитываю притчу о талантах (Новый завет, Евангелие от Матфея, гл.25, 14-3 ). Эта притча ставит вопрос: « Как мы владеем тем, что имеем? »
Одним из наших богатств является лес. Лесом покрыто 45 % территории России. Какая задача стоит перед нами – пользователями лесов? Ответы учащихся.
« Сохранить », — скажут одни.
« Сохранить и умножить », — скажут другие.
« Умножать и использовать », — скажут третьи.
С последним высказыванием можно согласиться. Во-первых, потому, что лес – возобновимый ресурс, и его можно увеличивать. Во-вторых, потому, что не использовать его нельзя, лес – ценное сырье.
Просмотр слайдов и их анализ:
Демонстрация слайда « Основные древесные породы в России ».
-Хвойные леса преобладают в нашей стране.
Демонстрация коллекции « Виды древесины ». Учащиеся знакомятся с образцами различных пород деревьев.
Демонстрация слайда « Размещение лесных ресурсов ».
Основные запасы спелого леса находятся в удаленной Азиатской части России (75 %), а вырубка лесов ведется наиболее интенсивно в Европейской части. Эксплуатационные леса используются недостаточно.
Почему?
В Европейской части России проживает 79 % населения, следовательно, именно здесь велика потребность. А Азиатская часть страны (21 % населения) удалена от потребителя, здесь отсутствуют на большей части территории транспортные пути.
Учащиеся высказывают мнения в ходе группового размышления.
-запасы древесины огромны 25 % от мировых;
-леса по территории России распространены широко;
-практически нет такой области народного хозяйства, где бы не использовалась древесина и продукты ее переработки;
-лес – важная статья валютных поступлений (поставляется на мировой рынок).
Таким образом, лесная промышленность является одной из старейших в нашей стране.
Демонстрация слайда « Состав лесного комплекса ».
Пользуясь текстом учебника (стр.40 ), рис.21 определите, чем занимается каждая из отраслей и какую продукцию выпускает? Результаты проведенного анализа оформите в тетради.
Схема в тетради должна иметь следующий вид:
Отрасли лесной промышленности
Лесозаготовка Деревообработка Целлюлозно-бумажная
заготовка древесины механическая обработка химическая обработка
-пиломатериалы -лекарства
-шпалы -канифоль
-дома -скипидар
-фанера -целлюлоза
-мебель -искусст. шелк
-муз. инструменты -бумага
-спички -спирт
-лыжи -уксусная кислота
-игрушки -кормовые дрожжи
-карандаши -дубильные вещества
Деревообработкой издавна занимались не только промышленные предприятия, но и население в русских деревнях.
Сообщение учащегося о народных промыслах, связанных с использованием древесины. Демонстрация выставки изделий из дерева (Городецкая и Богородская деревянная игрушка, хохлома – домашняя утварь и др )
Демонстрация слайда « Лесная промышленность России ».
Проанализируйте слайд, карту в атласе « Лесная промышленность » и назовите ведущие факторы размещения каждой из трех отраслей лесного комплекса. Результаты работы оформите в тетради.
В ходе группового размышления проверяем работу. Учащиеся, проанализировав вышеуказанные источники информации, ответы на вопросы подкрепляют конкретными примерами:
-лесозаготовка – сырьевой и потребительский факторы; (Европейский Север, Сибирь).
-деревообработка – потребительский фактор (Европейская часть России), в районах лесозаготовок и на транспортных путях (Сибирь, Дальний Восток).
-целлюлозно-бумажная отрасль – сырьевой, водный, энергетический факторы (Карелия, Сибирь, Урал).
Проблемы лесной промышленности.
Истощение запасов древесины в европейской части России (вырубка лесов ведется более интенсивно, а лесовосстановительные работы отстают от темпов заготовок леса).
Экологические:
а) молевой сплав леса, когда древесина и кора разлагается и отравляет реку;
б) отходы в районах лесозаготовки;
в) вырубка леса у берегов рек приводит к обмелению рек;
г) сбросы в водоемы отходов целлюлозно-бумажных комбинатов.
Лесовосстановительные работы (лесопосадки).
Очистные сооружения на ЦБК.
Сплав леса на плотах, или транспортировка автомобильным и железнодорожным транспортом.
Создание дополнительных участков леса 1 группы.
Учащиеся высказывают различные точки зрения, сравнивают свои доводы с научными.
Демонстрация слайда « Перспективы развития лесного комплекса ».
4.Закрепление (5 мин.)
Каждый из учащихся получает тестовые задания в печатном виде, над которыми работает в течение 4 минут письменно в тетради.
Тестовые задания:
Основные запасы спелой древесины находятся:
а) в Европейском Севере, б) в средней полосе,
в) в Сибири, г) на Южном Урале.
2) Какая часть территории России покрыта лесом:
а) 15 %, б) 20 %, в) 30 %, г) 45 %.
3) Промышленные рубки леса производятся в лесах:
а) эксплуатационных, б) водоохранных,
в) заповедных, г) защитных.
4) Размещение ЦБК ориентируется:
а) только на сырьевой фактор,
б) на сырье и трудовые ресурсы,
в) на транспорт, сырье, кадры,
г) на сырье, электроэнергию, водные ресурсы.
Главным источником древесины являются леса:
а) широколиственные,
б) смешанные, в) хвойные.
6) Наиболее перспективным районом для развития ЛПК является:
а) Западная Сибирь, б) Восточная Сибирь,
в) Дальний Восток.
7) Главной проблемой ЛК России является:
а) отсутствие спроса на отечественную продукцию,
б) большие площади старого, перестойного леса,
в) малая глубина переработки древесины, значительное количество отходов.
Прошу обменяться с соседом тетрадью для взаимопроверки и взаимной оценки работ. Правильные ответы и критерии оценки – на доске.
Критерии оценки: 7 правильных ответов – « 5 », 5 – 6 правильных ответов – « 4 », 4 правильных ответа – « 3 ».
Прошу поднять руки тех учащихся, кто все задания выполнил правильно. Эти работы беру на проверку, выставляю оценки.
6. Домашнее задание. (3 мин.)
Читать и пересказывать параграф « Лесной комплекс », выучить записи в тетради, в контурной карте № 2 на стр. 9 выполнить задания 4, 5, 6, 7. Составить схему межотраслевых связей лесного комплекса.
Список используемой литературы.
Библия. Новый завет, Евангелие от Матфея, гл.25.
География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений \ под ред. А.И. Алексеева. -11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России 9 класс. — М.: « ВАКО » 2007.
Карлович И.А., Левицкая А.И., Карлович И.Е. География Владимирской области. Население и хозяйство. Владимир, 2007.
Нестандартные уроки. География 8-9 классы. Народные промыслы России. Составитель А.Ф.Романова. Волгоград, 2003.
Рабочая тетрадь. Э.В.Ким, Н.А.Марченко, В.А.Низовцев. География России. Хозяйство и географические районы. 5-е издание, пересмотренное. – М.: Дрофа, 2007.
infourok.ru