Ширина водоохранной зоны моря составляет – 65. /

Содержание

Ст. 65 ВК РФ. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

Водный кодекс>Глава 6. ОХРАНА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ>Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы — от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).

15. В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах»).

16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

16.1. В отношении территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 настоящей статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

18. Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

См. все связанные документы >>>


Вокруг водоохранных зон в последние годы возникло немало дискуссий, обусловленных их интенсивным освоением и повышенной рекреационной и материальной ценностью, а также неведением и незнанием природоохранного, природоресурсного (земельного, водного, лесного) и гражданского законодательства Российской Федерации.

В водоохранных зонах не исключаются земле-, водо- и иное природопользование, оно лишь ограничивается в целях, указанных в первой части комментируемой статьи (о береговой линии и береговой полосе см. часть шестую ст. 6 Кодекса; о среде обитания — Законы о животном мире и о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов) .

———————————

См.: Заславская Л.А., Панкратов И.Ф., Улитин А.А. и др. Комментарий к Закону о животном мире // Законодательство и экономика. 1996. N 1, 2; Комментарий к Федеральному закону «О животном мире» / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юстицинформ, 2003; Кичигин Н.В., Пономарев М.В., Сиваков Д.О. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: Постатейный комментарий к Федеральному закону. М.: Юстицинформ, 2006.

Предоставление земельных участков в водоохранных зонах и контроль над их использованием имеют свои особенности. Земельные участки в водоохранных зонах водных объектов предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном российским земельным законодательством по согласованию с уполномоченным Правительством РФ государственным органом исполнительной власти.

Государственный контроль над соблюдением режима использования и охраны природных ресурсов и иной хозяйственной деятельности граждан и юридических лиц в водоохранной зоне осуществляется органами исполнительной власти субъектов Федерации, уполномоченным Правительством РФ государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, государственным органом управления использованием и охраной земель, уполномоченным государственным органом управления лесным хозяйством в пределах их полномочий.

Водоохранные зоны являются одним из видов экологических зон, создаваемых для предупреждения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности. В лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос запрещаются сплошные рубки, в них разрешается проведение выборочных рубок и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов (ст. 63 ВК РФ).

Проблемы установления и охраны водоохранных зон и прибрежных защитных полос в поселениях, обострившиеся в последнее время, решаются с учетом ливневой канализации и наличия набережных в городах и иных поселениях (см. комментарий к п. 8 ст. 14 Закона о введении в действие Водного кодекса РФ).

В регионах, где раньше проводилась работа по выделению водоохранных зон, новые собственники земель, как правило, были уведомлены о наличии таких зон и о необходимости соблюдения в них водоохранного режима. Однако работа по выделению этих зон на местности порой не выполнялась (кроме того, границы фермерских владений не всегда отбиты в натуре). Не всегда они отмечались и на земельных планах.

Нормы Водного, Земельного кодексов РФ и иного федерального законодательства нацелены на то, чтобы свести указанные промахи к минимуму. Для этого устанавливается порядок, согласно которому само выделение земель в водоохранных зонах поставлено под контроль уполномоченных государственных органов. Это касается не только сельскохозяйственных земель и земель, передаваемых в частную собственность, но и любых земель, если в их составе имеются водоохранные зоны.

Передача земли в частную собственность или иную форму владения не лишает государство права устанавливать ограничения в ее использовании в интересах охраны природы, памятников культуры, с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц, а также в экстремальных ситуациях (см. ст. ст. 13, 22, 41 и др. ВК РФ).

В комментируемый Федеральный закон перенесены нормы из соответствующего Постановления Правительства РФ 1996 г. о водоохранных зонах. При этом ширина водоохранных зон, как объясняется, уменьшена с учетом практики правоприменения и потребностей охраны водных объектов в условиях научно-технического прогресса и перехода к рыночным отношениям.

В части тринадцатой комментируемой статьи устанавливается постоянная ширина прибрежной защитной полосы с дополнительными ограничениями хозяйственной и иной деятельности. Обеспечение режимов водоохранных зон и прибрежных защитных полос имеет актуальное значение в условиях сокращения рекреационных возможностей населения, приватизации ценных, особенно расположенных вдоль водоемов, земель и массовых нарушений земельного, водного и иного законодательства, допущенных в последние 15 лет. Только в Московской области прокуратурой предъявлены в суды десятки исков о незаконном использовании земель вокруг водоемов и нарушении режимов водоохранных зон и защитных прибрежных полос. Иски удовлетворены, и исполнением судебных решений занимается служба судебных приставов. Повышенная защита водоохранных зон присуща большинству мегаполисов мира.

Установленный в Кодексе режим использования и охраны территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос является более мягким, чем предусмотренный в Постановлении Правительства РФ 1996 г.

При землеустройстве в соответствии со статьей 68 ЗК РФ определяются границы ограниченных в использовании частей объектов землеустройства; варианты использования земель с учетом целевого назначения, разрешенного использования земель и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур .

———————————

См.: Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства» // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2193; Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2007.

Проводимое в ходе землеустройства межевание объекта землеустройства включает в себя установку границ объекта на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения .

———————————

См.: Федеральный закон от 18 июня 2001 г. «О землеустройстве»; Комментарий к Федеральному закону «О государственном земельном кадастре» / Под ред. Е.А. Галиновской. М.: Юстицинформ, 2006.

rulaws.ru

1.11.3 Водоохранная зона

До 3

градусов

40

От 3

градусов

50

Озера в границах

50

Озера особого промыслового значения

200

В границах водоохранных зон запрещаются:

1)использование сточных вод для удобрения почв;

2)размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

3)осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

4)движение и стоянка транспортных средств(кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Вграницах водоохранных зон допускаютсяпроектирование,

строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Вграницах прибрежных защитных полос также устанавливают-

ся дополнительные ограничения:

1)распашка земель;

2)размещение отвалов размываемых грунтов;

3)выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Закрепление на местности границ водоохранных зон и границ

прибрежных защитных полос специальными информационными знаками осуществляется в соответствии с земельным законодательством.

Образец специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов представлен на рисунке 17.

studfiles.net

41-42 Понятие, правила установления и правовой режим прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны (ст 65. Вк рф)

1. Водоохранными зонамиявляются территории,которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищи на которыхустанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектови истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

2. В границах водоохранных зонустанавливаютсяприбрежные защитные полосы,на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

3. За пределами территорий городов и других населенных пунктовширина водоохранной зонырек, ручьев, каналов, озер, водохранилищи ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаютсяот соответствующей береговой линии,аширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосыот линии максимального прилива. При наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

(в ред. Федерального законаот 14.07.2008 N 118-ФЗ)

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается вразмере пятидесяти метров.Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

(в ред. Федерального законаот 14.07.2008 N 118-ФЗ)

7. Ширина водоохранной зоны озера Байкал устанавливается Федеральным закономот 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона,сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

13. Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размередвухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

14. На территориях населенных пунктов при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.

(в ред. Федерального законаот 14.07.2008 N 118-ФЗ)

15. В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод для удобрения почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захороненияотходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

4) движение и стоянка транспортных средств(кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательствомв области охраны окружающей среды.

(в ред. Федерального законаот 14.07.2008 N 118-ФЗ)

17. В границах прибрежных защитных полоснаряду с установленнымичастью 15настоящей статьи ограничениями запрещаются:

1) распашка земель;

studfiles.net

Водоохранная зона реки и ее правовой режим. Строительство в водоохранных зонах водных объектов :: BusinessMan.ru

В последнее десятилетие на берегах наших водоемов в городах и селах страны было построено множество объектов частной недвижимости. Но при этом совершенно не соблюдались законодательные нормы, по большому счету, они никого не интересовали. А ведь строительство в таких местах является незаконным. Более того, прибрежные районы водоемов имеют особый статус. Неспроста ведь эти территории охраняются законом, наверное, есть в них что-то важное, особенное… Давайте поговорим об этом более подробно.

Что такое водоохранная зона

Вначале следует немного разобраться в терминологии. Водоохранная зона, с точки зрения законодательства, – это земли, примыкающие к водоемам: рекам, озерам, морям, ручьям, каналам, водохранилищам.

На этих участках установлен особый режим деятельности для предотвращения засорения, загрязнения, порчи и истощения водных ресурсов, а также для сохранения привычной среды обитания животного и растительного мира, биологических ресурсов. На территории водоохранных зон устанавливают специальные защитные полосы.

Изменение законодательных норм

В 2007 году вступил в силу новый Водный кодекс России. В нем, по сравнению с предыдущим документом, кардинально изменили режим водоохранной зоны (с правовой точки зрения). А точнее, были сильно уменьшены размеры прибрежных территорий. Чтобы понять, о чем идет речь, приведем пример. До 2007 года наименьшая ширина водоохранных зон для рек (важна протяженность реки) составляла от пятидесяти до пятисот метров, для водохранилищ и озер – триста, пятьсот метров (в зависимости от площади водоема). Кроме того, размеры этих территорий четко определялись еще и по таким параметром, как вид угодий, прилегающих к водному объекту.

Определением точных размеров водоохранных зон и прибрежных защитных полос занимались исполнительные органы власти РФ. Они в определенных случаях устанавливали размер территории от двух до трех тысяч метров. А что же мы имеем на сегодняшний день?

Водоохранные зоны водных объектов: современные реалии

Теперь же ширина прибрежных районов установлена самим законом (Водным кодексом РФ ст.65). Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы для рек длиной более пятидесяти километров ограничены территорией не более двухсот метров. И органы исполнительной власти на данный момент не имеют права устанавливать свои нормы. Мы явно видим, что водоохранная зона реки, пусть даже самой большой, составляет не более двухсот метров. А это в несколько раз меньше прежних нормативов. Это что касается рек. А как обстоят дела с прочими акваториями? Здесь ситуация еще печальнее.

Водоохранные зоны водных объектов, таких как озера, водохранилища, уменьшились в размерах в десять раз. Вдумайтесь только в цифру! В десять раз! Для водоемов, площадь которых свыше полукилометра, ширина зоны теперь составляет пятьдесят метров. А ведь изначально было пятьсот. Если же акватория менее 0,5 км, то водоохранная зона Новым кодексом вообще не установлена. Это, видимо, следует понимать как то, что ее просто нет? Логика в данной ситуации совершенно не ясна. Размеры размерами, но любой водоем имеет свою экосистему, вторгаться в которую не следует, иначе это грозит нарушением всех биопроцессов. Так разве можно оставлять пусть даже небольшое озеро без защиты? Исключением стали только те водные объекты, которые имеют важное значение в рыбном хозяйстве. Мы видим, что водоохранная зона претерпела не самые лучшие изменения.

Серьезные запреты в старой редакции Земельного кодекса

Ранее законом определялся специальный режим на территории водоохранной зоны. Он был составляющей частью в едином механизме комплекса мер по улучшению гидробиологического, санитарного, гидрохимического, экологического состояния озер, рек, водохранилищ и морей, а также благоустройства окружающих территорий. Этот специализированный режим состоял в том, что запрещалась практически любая деятельность в водоохранных зонах.

В таких местах не разрешалось разбивать дачные участки и огороды, устраивать стоянки автотранспортных средств, удобрять почву. А самое главное — запрещалось строительство в водоохранной зоне без согласования с компетентными органами. А также под запрет попадала и реконструкция зданий, проведение коммуникаций, добыча полезных ископаемых, земельные работы, обустройство дачных кооперативов.

Что раньше запрещалось – теперь разрешено

Новый же кодекс содержит всего лишь четыре запрета из десяти, ранее имевших место:

  1. Не разрешается удобрение почвы сточными водами.
  2. Такая территория не может становиться местом размещения могильников скота, кладбищ, захоронения ядовитых, химических и радиоактивных веществ.
  3. Не допускается проведение авиационных мер борьбы с вредителями.
  4. Прибрежная полоса водоохранной зоны — не место для движения, парковки или стоянки машин и другой техники. Исключением могут быть только специализированные участки с твердым покрытием.

Защитные полосы ограждены сейчас законодательно только от распашки земель, от обустройства пастбищ для скота и лагерей.

Другими словами, законодатели дали добро размещать в прибрежной полосе дачные кооперативы, мойку машин, ремонт, заправку автомобилей, предоставлять территории под строительство и т. д. По сути, разрешается строительство в водоохранной зоне и на береговой линии. Более того, даже исключено из закона обязательство согласования всех видов деятельности с компетентными структурами (такими как «Росводоресурс»). Но самым непонятным является то, что с 2007 года разрешили приватизировать землю в таких местах. Т. е. любая природоохранная зона может перейти в собственность частных лиц. А далее с ней смогут сделать все что угодно. Хотя ранее в ст. 28 ФЗ был прямой запрет на приватизацию этих земель.

Итоги изменения Водного кодекса

Мы видим, что новое законодательство гораздо менее требовательно к охране прибрежных территорий и водных ресурсов. Изначально такие понятия, как водоохранная зона, ее размеры и размеры защитных полос, были определены еще законами СССР. Они основывались на географических, гидрологических, почвенных нюансах. Учитывались также возможные ближайшие изменения берега. Преследовалась цель сохранить водные ресурсы от загрязнения и возможного истощения, сохранения экобаланса прибрежных зон, поскольку они являются местом обитания животных. Водоохранная зона реки была установлена единожды, и правила действовали на протяжении нескольких десятилетий. Они не менялись до января 2007 года.

Не наблюдалось никаких предпосылок для упрощения режима водоохранных зон. Экологи отмечают, что единственная цель, которая преследовалась законодателями при внесении таких кардинальных изменений, — это просто дать возможность узаконить стихийную массовую застройку береговой территории, которая нарастала в последние десять лет. Однако все то, что было незаконно построено в период действия старого закона, не может быть узаконено с 2007 года. Это возможно лишь в отношении тех сооружений, которые возникли, начиная с момента вступления в силу новых норм. Все то, что было ранее, естественно, подпадает под более ранние нормативные акты и документы. А значит, не может быть узаконено. Вот такая коллизия возникла.

К чему может привести либеральная политика

Установление такого мягкого режима водоемов и их береговых зон, разрешение строить сооружения в этих местах будет пагубно влиять на состояние близлежащих территорий. Водоохранная зона водохранилища призвана оградить объект от загрязнения, от негативных изменений. Ведь это может привести к нарушению очень хрупкого экологического баланса.

Что, свою очередь, повлияет на жизнь всех организмов и животных, обитающих на этой территории. Прекрасное озеро в лесу может превратиться в заросшее болото, быстрая река — в грязную затоку. Да мало ли таких примеров можно привести. Вспомните, как много раздавалось дачных участков, как люди с благими намерениями пытались облагородить землю… Только вот незадача: возведение тысячи дач на берегу огромного озера привело к тому, что оно превратилось в жуткое вонючее подобие водоема, в котором и купаться-то уже нельзя. А лес в округе изрядно поредел после участия людей. И это еще не самые печальные примеры.

Масштабы проблемы

Водоохранная зона озера, реки или другого водоема должна находиться под пристальным вниманием закона. Иначе проблема одного загрязненного озера или хранилища может перерасти в глобальную проблему целого региона.

Чем больше водоем, тем более сложной является его экосистема. К сожалению, нарушенный природный баланс невозможно восстановить. Будут гибнуть живые организмы, рыбы, растения и животные. А изменить что-либо будет уже невозможно. Стоит, наверное, задуматься над этим.

Вместо послесловия

В нашей статье мы рассмотрели актуальную на сегодня проблему водоохранных объектов и важность соблюдения их режима, а также обсудили последние изменения Водного кодекса. Хотелось бы верить, что смягчение норм в отношении охраны водоемов и прилегающих территорий не приведет к катастрофическим последствиям, и люди будут разумно и бережно относиться к окружающей среде. Ведь тут многое зависит от нас с вами.

businessman.ru

Статья 65 водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водный кодекс (2019). Актуально в 2019 году

размер шрифта

Водный кодекс (2019) Актуально в 2018 году

1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии, а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы — от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

(в ред. Федеральных законов от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 07.12.2011 N 417-ФЗ)

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

7. Ширина водоохранной зоны озера Байкал устанавливается Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

13. Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.

(в ред. Федеральных законов от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 07.12.2011 N 417-ФЗ)

15. В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод для удобрения почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 190-ФЗ)

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

18. Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

www.zakonprost.ru

Статья 60. Водоохранные зоны водных объектов и прибрежные защитные полосы. 1. Водоохранными зонами водных объектов являются земли, которые примыкают к береговой линии поверхностных водных объектов и на которых устанавливается специальный режим хозяйственной и иной деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.

В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
2. В пределах водоохранных зон водных объектов запрещаются:
проведение авиационно-химических работ;
применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками;
использование сточных вод для удобрения почв;
размещение опасных производственных объектов, на которых производятся, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются опасные вещества, перечень которых определяется федеральными законами;
размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод;
складирование отходов и мусора;
заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов;
размещение дачных, садовых и огородных участков при ширине водоохранных зон водных объектов менее 100 метров и крутизне склонов прилегающих территорий более 3 градусов;
размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территориях дачных, садовых и огородных участков;
проведение рубок главного пользования;
проведение землеройных и других работ без согласования с федеральным органом исполнительной власти по управлению водными объектами в случае, если водный объект находится в федеральной собственности, и без согласования с собственником в случае, если водный объект является обособленным.
На территориях водоохранных зон водных объектов разрешается проведение рубок промежуточного пользования и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов.
В городах и других поселениях при наличии ливневой канализации и набережной в пределах водоохранных зон водных объектов допускается размещать объекты по заправке топливом, мойке и ремонту автомобилей на расстоянии не ближе 50 метров, а стоянки транспортных средств — не ближе 20 метров от уреза воды.
3. В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к ограничениям, указанным в части 2 настоящей статьи, запрещаются:
распашка земель;
применение удобрений;
складирование отвалов размываемых грунтов;
выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя), устройство купочных ванн;
установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных, садовых и огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство;
движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального назначения.
Режим хозяйственной и иной деятельности, установленный для прибрежных защитных полос, распространяется на берег водного объекта.
4. Ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос за пределами территорий городов и других поселений устанавливается:
для рек, стариц и озер (кроме непроточных внутриболотных) — от среднемноголетнего высшего уровня в безледный период;
для водохранилищ — от среднемноголетнего высшего уровня в безледный период, но не ниже форсированного подпорного уровня водохранилища;
для морей — от максимального уровня прилива.
Для болот водоохранные зоны не устанавливаются. Ширина прибрежных защитных полос для болот в истоках рек и ручьев, а также пойменных болот устанавливается от границы болота (нулевой глубины торфяной залежи) на прилегающей к нему территории.
Ширина водоохранных зон за пределами территорий поселений устанавливается для участков водотоков протяженностью от их истока:
до 10 километров — 50 метров;
от 10 до 50 километров — 100 метров;
от 50 до 100 километров — 200 метров;
от 100 до 200 километров — 300 метров;
от 200 до 500 километров — 400 метров;
от 500 километров и более — 500 метров.
Для водотоков длиной менее 300 метров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой.
Радиус водоохранной зоны для истоков рек и ручьев составляет 50 метров.
Ширина водоохранных зон для озер и водохранилищ принимается при площади акватории до 2 кв. километров — 300 метров, от 2 кв. километров и более — 500 метров.
Ширина водоохранных зон морей — 500 метров.
5. Границы водоохранных зон магистральных и межхозяйственных каналов совмещаются с границами полос отвода земель под эти каналы.
Для участков рек, заключенных в закрытые коллекторы, водоохранные зоны не устанавливаются.
6. Ширина прибрежных защитных полос для рек, озер, водохранилищ и других водных объектов устанавливается в зависимости от крутизны береговых склонов и составляет при крутизне склонов прилегающих территорий:
имеющих обратный или нулевой уклон — 30 метров;
имеющих уклон до 3 градусов — 50 метров;
имеющих уклон более 3 градусов — 100 метров.
Для внутриболотных озер и водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере 50 метров.
Ширина прибрежных защитных полос для участков водоемов, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, зимовальные ямы, нагульные участки), устанавливается в размере 200 метров независимо от уклона прилегающих земель.
В городских поселениях при наличии ливневой канализации и набережной граница прибрежных защитных полос совмещается с парапетом набережной.
7. Закрепление на местности водоохранными знаками установленного образца границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов (за исключением обособленных водных объектов) обеспечивается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а границ обособленных водных объектов — собственниками.
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти информирует население об установлении границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос и режима хозяйственной и иной деятельности в их пределах в порядке, установленном частью 9 статьи 41 настоящего Кодекса.
Для целей соблюдения правового режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос до закрепления на местности водоохранными знаками их границ для собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными.
8. Сведения о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полосах подлежат занесению в государственный земельный кадастр.
9. Прибрежные защитные полосы должны быть преимущественно заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены.
10. Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также водоохранных знаков возлагается на федеральный орган исполнительной власти по управлению водными объектами, водных объектов, находящихся в особом пользовании, — на водопользователей, а обособленных водных объектов — на собственников.
11. Режим использования территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос на приграничных территориях устанавливается Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Следующая статья »
К тексту закона »

www.lawmix.ru

Прибрежная защитная полоса

ПРИБРЕЖНАЯ ЗАЩИТНАЯ ПОЛОСА — прибрежная территория установленной ширины от уреза воды водного объекта, являющаяся частью водоохранной зоны.[ …]

В прибрежных защитных полосах водоохранных зон допускается размещение рекреаций, объектов водоснабжения, рыбного и охотничьего хозяйства, а также водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензии на водопользование.[ …]

В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к ограничениям, установленным для водоохранных зон, запрещаются: распашка земель; применение удобрений; складирование отвалов размываемых грунтов; выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя), устройство купочных ванн; установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садо-во-огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство; движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального значения.[ …]

В лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос осуществление рубок главного пользования запрещается. Разрешается проведение рубок промежуточного пользования и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов.[ …]

В пределах водоохранных зон выделяются прибрежные защитные полосы, которые непосредственно примыкают к водным объектам. В их пределах дополнительно к ограничениям, действующим в водоохранных зонах, запрещается распашка земель, применение удобрений, складирование отвалов размываемых грунтов, установка сезонных палаточных городков, размещение дачных и садово-огородных участков, выделение участков под индивидуальное строительство, прокладка проездов и дорог, движение автомобилей, тракторов и механизмов.[ …]

В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.[ …]

В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, где запрещается раскопка земель, рубка и корчевка леса, размещение животноводческих ферм и лагерей, а также другая деятельность. Порядок установления размеров и границ водоохранных зон, их прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливаются Правительством РФ. В целях охраны водных объектов предусмотрено установление и иных зон: санитарной охраны, чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия на водных объектах. К последним относятся такие, где в результате хозяйственной деятельности или природных процессов происходят изменения, угрожающие здоровью людей, животному и растительному миру, состоянию окружающей природной среды.[ …]

Территориальные нормативы включают санитарно-защитные зоны промышленных объектов (отдельных предприятий или групп, промышленных узлов), водоохранные зоны (включая прибрежные защитные полосы), пояса санитарной охраны поверхностных и подземных водозаборов, округа санитарной охраны.[ …]

Именно в результате установления водоохранных зон и прибрежных защитных полос и специального режима хозяйственной и иной деятельности в их пределах обеспечивается охрана и восстановление поверхностных водных объектов, улучшение их гидрологического режима.[ …]

Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон, прибрежных защитных полос и водоохранных знаков возлагается на водопользователей. Одновременно собственники земель, землевладельцы и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос. Таким образом, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы можно рассматривать скорее как ограничения прав на землю, устанавливаемые в соответствии со ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации.[ …]

Дополнительно для охраны водных объектов устанавливаются прибрежные защитные полосы, являющиеся частью водоохранных зон, территория которых непосредственно примыкает к водным объектам. Они должны быть заняты лесокустарниковой растительностью или залужены. Минимальная ширина полос устанавливается в зависимости от топографических условий и видов угодий, примыкающих к водному объекту. Для водных объектов высшей рыбохозяйственной категории прибрежные защитные полосы должны быть не менее 100 м.[ …]

Порядок установления размеров и границ водоохранных зон и их прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливаются правительством РФ.[ …]

Положением установлена минимальная ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос для разных водных объектов: для рек, стариц и озер — от среднемноголетнего уреза воды в летний период; для водохранилищ — от уреза воды при нормальном подпорном уровне; для морей — от максимального уровня прилива; для болот — от их границы (нулевой глубины торфяной залежи). Минимальная ширина водоохранных зон устанавливается для участков рек протяженностью от их истока: до 10 км — 50 м, от 10 до 50 км — 100 м, от 50 до 100 км — 200 м, от 100 до 200 км — 300 м, от 200 до 500 км — 400 м, от 500 км и более — 500 м.[ …]

Особый правовой режим установлен для определенных видов 3. в. ф., к которым относятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы.[ …]

Постановление Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. “Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах” // СЗ РФ, 1996, № 49, ст. 5567.[ …]

Выделение таких 3. з. предусматривает зак-во об использовании и охране природных ресурсов, законодательство экологическое. К защитным экологическим зонам относятся водоохранные зоны водных объектов с выделяемыми в пределах их прибрежными защитными полосами, охранные зоны (округа), создаваемые для защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от антропогенных воздействий, защитные участки для обеспечения жизненных циклов животных.[ …]

Нормативы и режим водоохранных зон определяются Водным кодексом РФ (ст. 111) и Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. Водоохранная зона создается как составная часть природоохранных мер, а также мероприятий по улучшению гидрологического режима и технического состояния, благоустройству водных объектов и их прибрежных территорий. В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.[ …]

Задача органов исполнительной власти — доводить до сведения заинтересованных организаций и граждан постановления (решения) о границах водоохранных зон и прибрежных полос рек, озер, водохранилищ и их водоохранном режиме. Государственный контроль за соблюдением порядка установления размеров и границ, а также режима хозяйственной и иной деятельности в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос возложен на органы исполнительной власти субъектов РФ, бассейновые и другие территориальные органы управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды, государственные органы управления использованием и охраной земель и специально уполномоченные органы управления лесным хозяйством в пределах их полномочий.[ …]

Иногда в юридической литературе водоохранные зоны рассматриваются как ООГТР. Однако такая позиция с формальной точки зрения представляется не совсем верной. Ни Водный кодекс, ни Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах не определяют водоохранные зоны в целом как особо охраняемые природные территории. В то же время в ВК РФ содержится положение, согласно которому водоохранные зоны водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения или местами нереста ценных видов рыб, объявляются особо охраняемыми территориями в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ч. 6 ст. 111). Как следует из смысла ст. 2 Закона об ООПТ, субъекты РФ вправе отнести водоохранные зоны к числу особо охраняемых природных территорий, что уже и делается в некоторых регионах (например, в Амурской области)”10 или городе Москве. Земельный кодекс относит участки, занятые водоохранными зонами и прибрежными защитными полосами, к землям природоохранного назначения (см. раздел 2.1).[ …]

Озеро Байкал имеет статус объекта Всемирного наследия и входит в список ЮНЕСКО. Этот объект является одним из самых крупных в списке и включает акваторию озера (с островом Ольхон и другими островами) и его естественное природное окружение в границах первого водосбора. Прибрежная защитная полоса озера включает малоизмененные гор-но-таежные ландшафты хребтов Бар-гузинского, Приморского, Хамар-Да-бана и др. и Селенгинскую дельту. Более удаленные, но экологически значимые участки Байкала выделены как различного рода особо охраняемые природные территории и объекты.[ …]

При разработке Концепции системы охраняемых природных территорий в России ее разработчики исходили из широкого понимания охраняемых природных территорий3. Охраняемые природные территории (ОПТ) — природные территории, выделенные в целях охраны природы, для которых установлен особый режим природопользования и охраны (особо охраняемые природные территории, леса различных категорий защитности, особо защитные участки леса, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, защитные участки, выделенные для охраны объектов животного мира, природные ландшафты в границах историко-куль-турных музеев-заповедников, зарезервированные территории, земли про-тивоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных насаждений, иные земли, выполняющие природоохранные функции и отнесенные к землям природоохранного назначения и др.). В такой интерпретации особо охраняемые природные территории являются элементом более общей системы охраняемых природных территорий.[ …]

В целях поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечения охраны и рационального использования водных ресурсов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории РФ Водным кодексом Российской Федерации (от 16.11.95 № 167-ФЗ) и постановлением Правительства РФ «Об утвержденном Положении о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных полосах» от 23.11.96 № 1404 предусматривается установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Практическая работа в этом направлении выполняется бассейновыми управлениями МПР России, которые готовят Перечни водных объектов региона с указанием их размеров. Перечни утверждаются распоряжением губернатора.[ …]

Для поддержания водных объектов в состоянии, которое соответствует экологическим требованиям, исключает загрязнение, засорение и истощение поверхностных вод и сохраняет среду обитания животных и растений, организуют водоохранные зоны. Ими являются территории, примыкающие к акватории рек, водохранилищ и других поверхностных водных объектов; на них устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов, а также осуществления иной деятельности. В пределах указанных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, где не разрешается распахивать землю, рубить лес, размещать фермы и т.п.[ …]

Особо следует обратить внимание на специальное обоснование назначения ВЗ в Чебоксарах, создание искусственных водотоков и водоемов в качестве охраняемых объектов, прудов-отстойников для сточных вод и т. д. В силу того, что природные воды Чебоксар характеризуются высокой степенью загрязнения, необходима их реабилитация. Это комплекс воздействий на природные воды и другие компоненты экосистемы с целью возвращения последней утраченных свойств и качеств (Орлов, Черногаева, 1999). Внутри ВЗ Чебоксар следует выделить прибрежную защитную полосу с наиболее жестким режимом, хотя данная мера вызовет негативное отношение со стороны владельцев дачных участков и гаражей, размещенных в долинах малых рек. Это не должно нас пугать, так как именно речные долины являются для города его экологическим каркасом. ВЗ в Чебоксарах должна соблюдаться не только для открытых естественных русел, но и для каналов, водотоков в трубах, коллекторов, набережных и т. п. Поэтому при обустройстве набережных в их подошве следует устраивать дренажи, фильтры для обеспечения гидравлической связи подземных и поверхностных вод. Кроме того, подобная связь всегда возникает при попытках засыпки ручьев и оврагов, забора русла и т. п. При этом формируются подрусловые потоки и другие грунтовые воды, которые также следует учитывать при обустройстве ВЗ. Очевидна недопустимость сброса неочищенных ливневых и талых вод в гидрографическую сеть города, откуда они затем попадают в Чебоксарское водохранилище.[ …]

Молевой сплав при своей простоте обладает недостатками, Значительны потери древесины, связанные с выбросом бревен на берега и особенно с их затонением. Наиболее быстро тонут и намокают лиственные породы: береза, осина, клен и др. Молевой сплав влияет на естественное состояние рек и наносит большой ущерб рыбному хозяйству. Затонувшие древесина и кора захламляют русло, а при их разложении поглощается кислород и выделяются вредные вещества, которые отравляют воду. Плывущие бревна часто травмируют рыбу, идущую на нерест, разрушают нерестилища, и берега, что способствует заилению русла. Для облегчения управления сплавом древесины прибрежную защитную полосу кустарников обычно вырубают, что приводит к интенсивному размыву берегов, способствует заилению русл и загрязнению воды поверхностными стоками.[ …]

Административная ответственность за водные правонарушения. Пожалуй, в ходе административной реформы эта часть российского законодательства (если не считать введения общих составов экологических правонарушений) подверглась наибольшим изменениям. Законодатель принял решение не только существенно расширить перечень составов водных проступков, но и использовал в максимальной степени средства юридической техники при формулировании признаков предмета и объективной стороны, постаравшись их конкретизировать. Так, в Кодексе РФ об административных правонарушениях содержатся в ч. 1 ст. 7.2 составы уничтожения или повреждения наблюдательных режимных скважин на подземные воды, наблюдательных режимных створов на водных объектах, водохозяйственных или водоохранных информационных знаков, знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водного объекта; в ст. 7.6 —составы самовольного занятия водного объекта или его части и пользования ими без разрешения (лицензии) или без договора либо с нарушением условий разрешения (лицензии), договора; в ст. 7.7 — состав повреждения гидротехнического, водохозяйственного, водоохранного сооружения, устройства или установки; в ст. 7.8 — составы самовольного занятия земельного участка прибрежной защитной полосы, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; в ст. 7.10 —составы самовольной переуступки права пользования водным объектом и самовольного обмена водным объектом; в ст. 8.12 —составы нарушения порядка отвода земельных участков, порядка предоставления в пользование лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов, нарушения режима их использования; в ст.[ …]

В 1999—2000 гг. при проверке исполнения водного законодательства (в связи с загрязнением акватории недостаточно очищенными и загрязненными стоками) было выявлено более 5,6 тыс. нарушений, за совершение которых к различным видам юридической ответственности привлечены 2360 лиц в результате внесения прокурорами 1912 представлений, а также опротестовано 42 незаконных правовых акта. Прокурорскими проверками было установлено, что в зоне Иваньковского водохранилища — основного источника питьевого водоснабжения г. Москвы, из которого в сутки подается 6 млн куб. м воды для столицы, реально функционирует не более 20% очистных сооружений, в то время как с территорий предприятий и 27 населенных пунктов поступает ежегодно свыше 100 млн куб. м сточных вод, половина из которых не очищается до нормативного уровня. Работники прокуратуры добились ремонта очистных сооружений на 12 предприятиях, введения в эксплуатацию очистных сооружений мощностью 2000 куб. м на птицефабрике «Завидовская», перемещения с берегов водохранилища 14 объектов, в том числе 4 животноводческих комплексов, около 40 объектов по требованию прокуратуры прошло государственную экологическую экспертизу, пресечено более 200 нарушений, в частности самовольная застройка в 15-метровой прибрежно-защитной полосе, самовольное строительство причалов и эллингов и т. п., приостановлено несанкционированное строительство более 30 коттеджей, поселка Зеленый Бор на 300 домов, заявлено в суд девять исков о сносе самовольных построек, из которых удовлетворено уже пять.[ …]

ru-ecology.info

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о