Система противовесов и сдержек в РФ
Чтобы демократическое государство не обратилось в форму с единоличным правлением, важно, чтобы вся полнота власти не концентрировалась в одних руках, а была равномерно распределена между государственными структурами. Это так называемый принцип разделения, когда отдельные ветви власти независимы друг от друга и ни одна из них не занимает лидирующего положения. Это система противовесов и сдержек. О ней мы с вами и поговорим сегодня.
Определение понятия
Система противовесов и сдержек — это законодательно закрепленные меры, которые не позволяют концентрироваться всей полноте власти в одних руках — Президента, законодательной, исполнительной либо судебной ветви. При этом если одна из структур позволит себе выйти за свои правомочия, другие имеют право на применение решительных мир в целях обеспечения демократической законности и равновесия власти.
Система сдержек и противовесов ветвей власти обычно до всех подробностей прописана в Конституциях государств, в законодательных актах, ответственных за регуляцию прав и обязанностей каждой области — судебной, парламентской, исполнительной. Немаловажная роль в этой системе отведена Конституционному суду и Президенту — они обладают правом вето на противозаконные и нарушающие гармонию принципа разделения властей законотворческие акты.
Принципы системы
Главный принцип системы противовесов и сдержек — все три ответвления власти в одно и то же время держатся в гармоничном равновесии и контролируют друг друга. Их независимость проявляется только в своей области компетенции. Во всем остальном они взаимозависимы друг от друга.
Принцип разделения властей и система сдержек и противовесов связаны в том, что первый существует на бумаге, а вторая обязана воплотить его в реальной жизни. Как научила нас история, власть не может быть эффективной, если она сконцентрирована в одних руках.
Воплощение принципа системы в РФ
Система сдержек и противовесов воплощена в реальности следующим образом:
- Исполнительная — законодательная власть: правительство государства предлагает парламенту проекты законов, которые последний обязан рассмотреть.
- Исполнительная власть — Президент: глава государства может не подписать одобренный законопроект и вернуть его на повторное рассмотрение. Это воплощения права вето.
- Законодательная власть — Президент: повторным голосованием за одобрение акта законотворчества парламент преодолевает право вето Президента. В нашей стране, например, для принятия законопроекта в таком случае необходимо 2/3 «за» от всего собрания депутатов.
- Исполнительная — судебная власть: если принятый законопроект противоречит Конституции государства, то правительство правомочно оспорить его в Конституционном суде.
- Законодательная — судебная власть: если, по мнению парламента, правительство допускает незаконную и противоречащую основному закону страны деятельность, то представители законодательной власти могут оспорить этот факт в Конституционном суде.
Право парламента — объявить импичмент, в результате чего Президент уйдет в отставку. Также депутаты могут выразить недоверие правительству, вследствие чего глава государства должен будет отправить в отставку правительство. А вот среди прав Президента есть правомочие распустить уже парламент. Вот так на реальных примерах выражается система сдержек и противовесов.
Происхождение понятия
Теоретическое обоснование предмета нашего разговора — заслуга английского философа Джона Локка. Случилось это еще во второй половине XVII века. В широком обиходе термин «система противовесов и сдержек» появился в начале XVIII века благодаря прославленному современнику Д. Локка — французскому писателю и философу Ш.-Л. де Монтескье.
Стоит отметить, что зачатки принципа разделения властей существовали еще в VI-IV вв. до нашей эры. В качестве примера можно привести персидское государство Ахмединов, в котором у военачальников не было административной власти, а войска не подчинялись непосредственно императору. Некоторые принципы системы были характерны и для поздних эпох Римской империи.
Сам же принцип разделения властей (тогда только законодательной и исполнительной) впервые сформировал мыслитель средневековой эпохи Марсилий Падуанский. Он отмечал, что лучшим противодействием узурпаторству будет создание таких условий, при которых станет невозможной концентрация всей власти в одних руках.
Особенности системы
Особенности принципов системы сдержек и противовесов в следующем:
- Вся полнота государственных функций распределена между ветвями власти. Парламент предлагает инициативы законопроектов и разрабатывает их, исполнительная власть претворяет законотворчество в жизнь, а судебная контролирует надлежащее исполнение законов.
- Главная задача — не допустить возникновения ситуации, при которой вся власть будет сконцентрирована у одного лица или органа власти.
Современное представление системы
Все прогрессивные демократические государства являются примерами воплощения в жизнь принципов системы сдержек и противовесов между ветвями власти.
Устойчивость системе сегодня придает постоянная конкурентная борьба между политическими партиями за голоса избирателей. Проведение регулярных выборов в парламент, активность политической жизни ведет к появлению все новых и новых народных избранников, которые замещают старых, не давая никому ощутить штурвал власти полноправно своим.
Важно отметить и то, что в современном мире принцип разделения властей стал размываться — например, две ветви власти могут обладать рядом схожих функций. Также вы знаете о появлении четвертого неофициального ответвления — СМИ, которое тоже вносит свою лепту в систему противовесов и сдержек в РФ и других странах.
Недостатки системы
Первоначально принцип разделения властей казался мыслителям эдакой панацеей от всех видов узурпаторства власти. Надо согласиться, такой ход мыслей был актуален для времен монархических империй. Сегодня же немалой долей влияния обладают не столько сами ветви власти, сколько межправительственные и международные организации, против которых система противовесов и сдержек бессильна.
На лицо и такая современная ситуация: во многих авторитарных, тоталитарных странах мира система противовесов существует, но лишь формально, в документах. В реальности же все полномочия сконцентрированы у одной личности и ее приближенных. Законодательная и судебная власть являются марионетками, создающими вид независимых ответвлений и видимость демократии.
Таким образом, система нуждается в конкретной «заточке» под реалии современности, чтобы, как прежде, обеспечивать справедливое распределение власти между всеми, кто может повлиять сегодня на дела государства.
США: пример системы сдержек и противовесов
Многие исследователи считают, что самая идеальная система сдержек сформирована в США. В этом государстве она проработана до мелочей, с учетом всех исключительных случаев:
- Смена избирающихся представителей происходит постепенно, а не в результате единых выборов.
- Различные сроки службы для представителей каждой из властей.
- Принципиально разные схемы формирования ветвей власти.
- Все вместе ответвления власти контролируют полномочия и работу Президента, которого в любой момент могут лишить должности в результате импичмента.
Перспективы системы
Система сдержек и противовесов когда-то была одним из ключевых демократических принципов. Но ничто не вечно: хоть ее роль до сих не умалена, она не кажется уже такой идеальной и всеобъемлющей.
Резюмируя, еще раз отметим, что система противовесов и сдержек сегодня должна быть реконструирована, чтобы охватывать своей полнотой все имеющие влияние на государство объединения и организации. Однако она остается по-прежнему незаменимой — ни в прошлом, ни в современности средоточие всей власти в одних руках не было достойным для подражания примером.
fb.ru
описание, суть и принцип :: BusinessMan.ru
Все исследователи сущности государства и государственной власти в рамках демократического общества, в той или иной степени, изучают принцип системы сдержек и противовесов, призванный защитить и страну, и граждан от монополии какой-либо ветви. Власть государства только тогда может эффективно решать насущные задачи, когда все ветви власти – исполнительная, законодательная и судебная – не зависят друг от друга. Ни одна из них не может занимать главенствующее положение, в противном случае принцип равновесия будет нарушен.
Все демократические государства придерживаются этой системы, хотя это может быть не отражено в Конституциях.
Смотрите интересное видео по теме:Основные принципы системы
Система сдержек и противовесов означает, что в целях обеспечения и защиты интересов граждан все три ветви власти в одно и то же время и зависят друг от друга, и контролируют деятельность друг друга. Основой любого демократического государства является исполненное не только на бумаге, но и на практике разделение властей. Система сдержек и противовесов призвана обеспечить именно этот постулат.
Уравновешенная система сдержек и противовесов прописывается в Конституции страны, а также в ее законах и законодательных актах, которые регламентируют права и обязанности каждой из ветвей власти. Президент и Конституционный суд также играют значительную роль в этой системе, так как они уполномочены накладывать вето на заведомо неэффективные и противозаконные законодательные акты и инициативы.
Происхождение
Сама система сдержек и противовесов впервые была теоретически обоснована британским философом Джоном Локком во второй половине XVII века. Термин вошел в обиход благодаря его современнику – французскому писателю и философу Шарлю-Луи де Монтескье, который ввел этот термин чуть позднее, в начале XVIII века. Однако некоторые признаки разделения властей существовали еще в VI-IV веках до н.э., когда в персидской империи Ахеменидов военачальники не обладали какой-либо административной властью, а войска не подчинялись правителям.
Частично принципы сдержек использовались и в последних периодах римского государства.Идея о разделении законодательной и исполнительной власти была сформирована в труде средневекового мыслителя Марсилия Падуанского, который писал о необходимости отделить одну ветвь от другой с целью создания невозможных условий узурпации всей власти в государстве одной из них.
Особенности
Главной характерной чертой является полное распределение функций государства, каждая из которых определена для отдельной ветви власти. Система сдержек и противовесов предполагает, что законодательные органы власти принимают законы и выступают с инициативами, исполнительная власть претворяет эти законы в жизнь, а судебная осуществляет контроль над исполнением законов и наказывает за их возможные нарушения.Вкратце можно сказать, что недопущение ситуации, при которой какой-либо из властей или личностей удастся сконцентрировать всю власть в своих руках, есть основной принцип разделения властей. Система сдержек и противовесов должна решать этот вопрос.
Современное представление системы сдержек и противовесов
Практически все современные государства с демократическим строем являются примерами эффективного применения системы сдержек и противовесов в процессе организации деятельности законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.
Дополнительную устойчивость принципу разделения властей придает конкуренция и соперничество различных политических партий. Постоянное соперничество за голоса избирателей и регулярность проведения выборов в органы власти приводит к тому, что ни одна партия не может гарантировать себе вечное большинство в парламенте.
В процессе развития государств их строение становилось все более сложным и многогранным. Постепенно четкая грань между тремя ветвями власти стала размываться. Некоторые функции могут быть как у одной, так и у другой ветви.
Современные политологи считают, что влиятельные политические институты, общественные организации, политические партии и СМИ – также часть сдержек и противовесов. По их мнению, эти органы тоже позволяют контролировать полномочия отдельно взятой ветви власти.
Недостатки
Классическая система сдержек и противовесов уже не отражает полноценно все политические реалии современного мира. Необходимы изменения, и современные политологи и философы работают над тем, чтобы привести практику и теорию в соответствие друг с другом.
Разделение ветвей власти и демократия
Современные демократии декларируют свою приверженность принципам теории разделения ветвей власти. Однако некоторые страны, склонные к авторитарному или даже тоталитарному характеру правления, демонстрируют этот принцип исключительно на бумаге. В реальности многие полномочия в таких странах концентрируются в руках одной личности, а судебные, исполнительные и законодательные органы власти лишь играют внешнюю роль независимости друг от друга.
Развитие системы в США и Российской Федерации
Очень развита система сдержек и противовесов в США. В этой стране принцип разделения ветвей власти проработан до мелочей. Изначально даже принципы формирования каждой из них кардинально отличаются, чтобы еще более отделить их друг от друга. Срок деятельности выбранных членов каждой из ветвей власти также отличается – смена происходит постепенно, а не в один год. Различные сроки службы, а также принципиально разные схемы формирования государственных ветвей власти не дают возможности узурпации. А все вместе они контролируют действия и полномочия президента, которого можно снять с должности в рамках процедуры импичмента.С некоторыми поправками можно сказать, что существует система сдержек и противовесов в РФ. Формирование принципов разделения властей в России началось совсем недавно – после распада Советского Союза. В кратчайшие сроки были созданы новые органы власти с учетом принципа сдержек и противовесов. Законодательную ветвь представляет двухпалатный Совет Федерации, исполнительную – Правительство, судебную – Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды.
Перспективы
Система сдержек и противовесов стала одной из основных в процессе рождения демократий, что, бесспорно, изменило мир и политическую карту. Но ничто не остается вечным, все претерпевает множество изменений, иногда даже незаметных на первый взгляд. Политологи видят, что принцип разделения хоть и остается главенствующим, но все-таки есть значительные отличия от того, что было задумано философами несколько веков назад.Сам принцип, скорее всего, никуда не уйдет, но по ходу развития политических систем будут вноситься существенные правки. В истории не один раз уже создавались государства по принципу главенства одной ветви или одного человека, и пока положительных примеров среди них, к сожалению, практически нет. Даже с учетом имеющихся недостатков и пробелов в системе сдержек и противовесов никаких вариантов лучше нет.
businessman.ru
СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — это… Что такое СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ?
- СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ
- СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ
СИСТЕ́МА СДЕ́РЖЕК И ПРОТИВОВЕ́СОВ, разделение компетенции (см. КОМПЕТЕНЦИЯ) между органами государственной власти, которое позволяет им взаимно контролировать друг друга. В конституционную практику система сдержек и противовесов вошла с Конституцией США, где получила отчетливое выражение как по горизонтали (отношения между федеральными органами государственной власти), так и по вертикали (отношения между федерацией и штатами). Законодательная, исполнительная и судебная власти в США разделены организационно, независимы друг от друга; каждая из властей обладает полномочиями, позволяющими ей контролировать и ограничивать другие власти. Ни одна из них не имеет ни формального, ни фактического верховенства, что обеспечивает устойчивость конституционной системы США.
Энциклопедический словарь. 2009.
- СИСТЕМА (целостность единства)
- СИСТЕМА ЧЕЛОВЕК — МАШИНА
Смотреть что такое «СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ» в других словарях:
СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — Система взаимоотношения органов власти, в соответствие с которой каждая ветвь власти не только уравновешивает, но и ограничивает другую (другие) Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
СИСТЕМА «СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ» — существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с ней законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга; каждая из властей обладает… … Юридический словарь
СИСТЕМА «СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ»
СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с этой моделью законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга, каждая из властей… … Юридическая энциклопедия
СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с этой моделью законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга, каждая из властей… … Энциклопедический словарь экономики и права
Система сдержек и противовесов — … Википедия
СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с этой моделью законодательная.исполнительная и судебная власти не только разделены организационно,но формально и полностью независимы друг от друга, каждая из властей… … Энциклопедия юриста
система сдержек и противовесов — существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с ней законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга; каждая из властей обладает… … Большой юридический словарь
СИСТЕМА “СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ” — существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с ней законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга; каждая из властей обладает… … Большой юридический словарь
СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — разделение компетенции между органами государственной власти, обеспечивающее их взаимный контроль. В соответствии с Конституцией РФ механизм государственной власти на высшем уровне представлен Федеральным Собранием парламентом, Президентом и… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
dic.academic.ru
Система сдержек и противовесов
Почему важна подконтрольность ветвей власти? Почему нельзя даровать им полную независимость и дать творить «идеальное общество» в своей отдельной сфере? Во-первых, не стоит забывать, что государство, общество это цельный организм, элементы которого взаимодействуют и существуют неотъемлемо друг от друга. Невозможно пустить три ветви власти по трем разных колеям маршрутов. Механизм государства прежде всего отличает единство целей, он осуществляет функции государства. Поэтому так необходимо взаимодействие ветвей власти, возможность воздействия их друг на друга через систему сдержек и противовесов, которая будет обеспечивать равновесие и гармонию власти в обществе, предотвращать узурпацию власти и разобщенность между ветвями власти. Система сдержек и противовесов — это установленный в Конституции и законах набор правовых ограничений, взаимосвязанных между собой, в отношение какой-либо конкретной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Систему сдержек и противовесов рассматривали и основоположники концепции. Большое внимание к ней привлечено и сейчас. От того как налажено взаимодействие ветвей власти зависит эффективность работы государства и реализация его основных задач.
Принцип разделения властей представляет собой юридическую конструкцию из трех элементов: порядок формирования органов власти, объем полномочий органов и система сдержек и противовесов. Все данные элементы представляют собой формы и результат взаимодействия ветвей власти и в равной степени важны между собой. Рассмотрим каждый из них. Порядок формирования высших органов государственной власти, прежде всего, определяет правовой статус органа власти, его подконтрольность другому органу. Рассмотрим на примере Российской Федерации. По порядку образования существуют первичные и производные органы. Первичные избираются непосредственно народом, примером может являться выборы президента и государственной думы. Производные формируются другими государственными органами, например порядок назначения членов Правительства и Конституционного суда. При первичном порядке образования орган получает свой мандат непосредственно от избирателя и не зависит от другого органа, т.е. на него не действует сдержки. При вторичном порядке образования, выделяется подконтрольность органа, его зависимость от другого вышестоящего, примером может являться назначение президента парламентом в парламентских республиках, где роль президента номинальная и всю ответственность за решения президента несет парламент. Объем полномочий, или же распределение компетенций, так же непосредственно влияет на разделение властей и определяет границы взаимодействия ветвей власти. Распределение компетенций должно осуществляться по функциональному признаку (законодательная сфера, исполнительная и судебная), иначе возникнет сложность управления, подвергнется угрозе основополагающий принцип разделения властей. Результатом взаимодействия ветвей власти, путем осуществления двух вышеуказанных элементов, будет являться система сдержек и противовесов. Вместе три элемента в совокупности и реализуют принцип разделения властей. Чтобы разобраться в системе сдержек и противовесов, необходимо определить, что понимается под этими понятиями. Так, Матузов Н.И., Малько А.В. определяют систему сдержек и противовесов как установленную в Конституции и законах совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.1Г.С. Сапаргалиев определяет «сдержки» как «организационные и правовые средства, которые направлены на то, чтобы обеспечивать законность в процессе формирования органов государства, не допускать нарушения органами государственной власти своих полномочий или исправлять допущенные нарушения… «Противовесы» – это такие организационные и правовые средства, которые создают условия для нормального функционирования ветвей государственной власти в целостном механизме правового регулирования».2Для более детального понимания стоит разобраться, что понимается под базовым понятием «сдержка» и «противовес». «Сдержка» в буквальном смысле понимается как удержание от выполнения какого-либо действия, т.е применимо к нашей теме это правомочие , благодаря которым орган не может осуществлять какие-либо действия. Под «противовесом» понимается противодействие, конфронтация, т.е ответная реакция на действие другого органа, правомочие, которое орган вправе реализовать в ответ на действие другого органа, в строго установленных законах случаях. Это подтверждают и слова И.Г. Шаблинского «сдержки заложены в обязывающих конституционных нормах (предусматривающих согласование кандидатур), а противовесы – в управомочивающих (допускающих различные варианты действий палат Федерального Собрания и главы государства)».3Общим для данных понятий является строгое закрепления в конституционном праве перечня полномочий и порядка их осуществления, также их ограничительный характер. Отличаются они по времени реализации: сдержки действует на постоянной основе, о противодействие является ответной мерой на определенное действие и носит временный характер.
Рассмотрим основные рычаги воздействия. Взаимное участие в формирование состава органа власти, т.е. через право участвовать в формирование органа власти, путем внесения рекомендаций или прямого назначения, орган власти может оказывать влияние на него. Пример: статья 102 пункт «ж» Конституции, в которой указывается, что к ведению Совета Федерации относятся назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда.1
Вотум доверия и недоверия – это воля, выраженная большинством голосов по вопросу доверия другому органу, выражающаяся в оценки органом качества выполняемой работы другим органом, его компетентности. Процедура осуществления четко регламентирована в конституции, в Российской Федерации примером может послужить статья 103 пункт б Конституции, в которой указывается, что к ведению Государственной Думы относится решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации. 2
Право вето – это абсолютное или суспензивный (отлагательный) запрет, налагаемый один органом власти на решения другого. Следует различать понятия «слабого» и «сильного» вето. «Слабое» вето обязывает повторно рассмотреть проект, для преодоления запрета достаточно пересмотреть тоже решение большинством голосов. «Сильное» вето может быть преодолено только квалифицированным большинством, в отдельным случаях с соблюдением особой процедуры. Пример: статья 107 пункт 3 Конституции, в котором сказано, что Президент РФ имеет право отклонить принятый парламентом закон, но если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.1В РФ право вето Президента является одним из важнейших инициатив в законодательном процессе – с помощью него реализуется функция Президента как гаранта прав и интересов граждан страны. Примером реализации такой функции может послужить отлагательное вето Медведева Д.А. в отношение принятого Госдумой и Советом Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ. По мнению Президента, принятые поправки ограничивали политические права граждан.
Конституционный контроль. Особенность данной «сдержки» состоит в том, что правом конституционного контроля могут обладать все ветви власти, а точнее органы их возглавляющие – парламент, правительство, суды и президент. Конституционный контроль, осуществляемый государственными органами совместно с выполнением их основных функций (исключая судебные), безусловно, испытывает влияние проводимой ими политики. Поэтому во многих странах созданы специальные органы конституционного надзора, например Конституционный Совет Франции (носящий предварительный, консультативный характер), или же эта функция возлагается на суды, в РФ функция конституционного надзора возложена на Конституционный Суд. Конституционный контроль направлен на обеспечения соблюдения демократизма, законности и главное – соблюдения конституции в деятельности государственных органов, он является ограничителем содержательной деятельности, тех кто принимает законы и создает позитивное право, ограничителем тех, кто исполняет законы и даже для самих органов судебной власти, т.к. судебная система тоже должна служить не просто применению позитивных законов, но выявлению в этих законах конституционного смысла, направленного на обеспечение прав и свобод. Конституционный контроль предотвращает произвол власти, ограничивает ее самостоятельность рамками права высшего свода законов страны.
Политическая ответственность высших должностных лиц государства – это совокупность мер, обеспечивающих приведение власти в соответствие с «договором» между властью и обществом – законами, принуждение власти к выполнению принятых обязательств и одобренных обществом программ. Еще статья 15 «Декларации прав человека и гражданина» (26 августа 1789 года) установила «право проверки»: «Общество имеет право потребовать от всякого государственного лица ответ о его деятельности».1На первый взгляд, может показаться большая схожесть конституционной ответственности и политической, но есть принципиальное различие – критерием разграничения является наличие или отсутствие конституционного правонарушения. В правовых государствах существуют законы, общественные институты, которые призваны при помощи установленных процедур привлекать к политической ответственности все субъекты высшей власти. Существуют критерии, по которым происходит оценка деятельности, механизмы отстранения от власти должностных лиц, которые не добросовестно выполняют свои обязанности, наносят ущерб стране – ухудшение жизни народа, деградацию страны. Политическая ответственность власти, а точнее представляющих ее должностных лиц, является своего рода напоминанием о том, что власть, являясь независимой, не должна допускать самоуправства.
Особый вид политической ответственности, это институт импичмента, который представляет собой порядок привлечения к ответcтвенности и судебного раcсмотрения дел о правонарушениях высших должностных лиц, чаще всего импичмент относят к виду конституционной ответственности. В большинстве стран, в том числе и в России, предусмотрен институт импичмента в отношении Президента. Свое развитие импичмент получил в Англии, субъектом ответственности мог быть практически любой чиновник, в отдельных случаях должностное лицо, в США процедура была более регламентирована, импичмент рассматривался как средство обеспечения принципа разделения властей и как форма сдержек и противовесов.Раздел 4 ст. II Конституции США предусматривает импичмент за государственную измену, взяточничество или другие тяжкие преступления и проступки.1Основания импичмента должны толковаться юридически, а не политически, чтобы не допустить использования импичмента как средство борьбы политических сил, также процедура импичмента, как правило, очень сложна и детально регламентирована, обычно в конституции страны. Импичмент не является препятствием для преследования в гражданских судах, и помилование должностному лицу, осужденному после импичмента, не гарантируется. В России институт импичмента рассматривается в отношении президента. В статье 93 Конституции РФ описывается процедура отрешения президента от должности.2Процедура очень сложна и в действительности еще ни разу не была осуществлена, хотя проводились попытки в отношении президента Бориса Ельцина. Первое, что хочется отметить, это основания, по которым возможно отрешение от должности, они определены очень узко: государственная измена или тяжкое преступление. Фактически, при совершении нетяжкого преступления, президент может остаться при своей должности. Также сроки рассмотрения очень малы, т.е. по истечении трехмесячного срока после выдвижения Государственной Думой обвинения, если Совет Федерации не принял решения, то обвинение считается отклоненным.
Референдум. Он является одной из форм ограничений законодательной власти, формой прямого общественного контроля. На референдум может выноситься не только проект конституции, то и законопроекты, которые напрямую касаются полномочий высших органов власти, особенно законодательной, т.к. как показывает мировая практика, парламент не всегда объективно подходит к определению своего места в структуре государства. Референдум РФ есть всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Законодательством предусмотрены три вида референдумов: на уровне местного самоуправления, уровне субъектов и общероссийский уровень. В мировой практике присутствует такое право как отзыв депутата. Это способствует формированию ответственности депутата перед избирателями, позволяет выразить народу свое мнение. В данном случае, референдум выступает как своего рода противовес власти, т.к. у народа есть возможность выступить против нее, точнее определенных должностных лиц, олицетворяющих ее, является ответной реакцией на самоуправство, может отстранить должностное лицо, не оправдавшее людское доверия и действующее в «антинародных» целях. К сожалению, на данный момент законодательство РФ предусматривает отзыв депутата только на уровне местного самоуправления. Это объясняется тем, что выборы в Государственную Думу проводятся путем пропорциональной системы, и отзыв одного депутата является недопустимым, т.к. это может использоваться как способ борьбы с политическим меньшинством. Основания, по которым могут быть прекращены полномочия депутата представительного органа, определены в Федеральном законе «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ. Отзыв депутата в основаниях не предусмотрен.
Уникальным аспектом вопроса о разделение властей является институт делегированного законотворчества. Он полностью нарушает принцип разделения властей, даруя законодательные полномочия исполнительной власти. Делегированное законотворчество – изданные правительством по уполномочию парламента нормативные акты, фактически обладающие силой закона, в порядке уступки (делегирования) парламентом правительству некоторых законодательных полномочий.1Несмотря на то, что делегированное законотворчество противоречит принципу разделению властей, многие государства, закрепляющие данный принцип, активно его используют. Это объясняется многими причинами. У ученых существуют различные точки зрения на данную проблему: одни рассматривают это как отрицательный фактор, который угрожает всей системе разделения властей, другие видят в этом продвижение вперед, некую продуманную модернизацию принципа разделения властей, третьи же видят в этом нечто среднее, заключая в определенные рамки делегированное законотворчество. Причины, обуславливающие данную необходимость: загруженность законодательного органа; сложность современного общества, т.е. необходимость оперативного реагирования на изменения ситуации, а сложная процедура принятия закона и его рассмотрения не позволяет принять закон в короткие сроки; «практическая» осведомленность исполнительного органа в вопросах ему подведомственных, т.е. исполнительный орган оперативно узнает о необходимости принятия того или иного акта, а также исполнительный орган может представить механизм практического осуществления закона, чего порой не продумывает законодательный орган; упрощенная процедура принятия закона исполнительным органом, что позволяет быстрее урегулировать пробел в законодательстве. Существует прямое и косвенное делегирование. Прямое делегирование предполагает принятие определенного нормативного акта, закрепляющего передачу законодательных полномочий правительству, акт принимается в соответствие со всеми правилами законодательного процесса, в форме, установленной конституцией. При этом обязательно указывается орган, которому делегируются полномочия, область этих полномочий, определение временных рамок действия делегируемых полномочий. Делегирование полномочий на неопределенный срок не допускается. Косвенный способ отличается «чрезвычайным характером», т.к. обеспечивает быстрое реагирование на требования ситуации, рассмотрение парламентом происходит, но спустя определенное время, которое строго установлено в законе. При косвенном делегирование ограничивается круг вопросов, в отношение которых правительство может принимать нормативно-правовые акты и также мера является временной. Для принципа разделения властей это несет неоднозначную угрозу. С внешней стороны делегирование полностью перечеркивает разделение властей, если же углубиться в проблему, то можно заметить, что действия правительства в законодательной сфере детально оговорены и подлежат контролю со стороны парламента, т.е. обязательность парламентского утверждения актов делегированного законодательства. Также парламент имеет право прекратить делегирование, путем выведение определенной сферы или вовсе оспорить компетенцию правительства в конституционном суде. Несмотря на теоретическую несовместимость данных понятий, они могут существовать во взаимодействие. В законодательстве Российской Федерации не прописан институт делегированного законодательства, но на практике допускается заполнение пробелов в законодательстве указами президента, постановлениями правительства и другими нормативно-правовыми актами исполнительной власти. Примером может послужить указы Президента РФ
от 30 октября 1993 г. «О Государственном гербе РФ» и от 11 декабря 1993 г. «О Государственном гимне РФ». Парламент в любой момент может решить урегулировать данный вопрос и издать собственный нормативно-правовой акт, который будет выше по юридической силе.
studfiles.net
6. Система сдержек и противовесов: особенности республиканских форм правления.
Концепция «сдержек и противовесов» является неотъемлемой частью либеральных представлений о демократическом характере государственного устройства.
Считается, что необходимость «сдержек и противовесов» является дополнением и следствием реализации теории «разделения властей».
Разделе́ние власте́й— политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви:законодательную,исполнительнуюисудебную.
Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами. При этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы.
Основная цель, преследуемая «разделением властей» состоит в ограничении властных полномочий чиновников и правоохранительных органов, а также воли большинства.
Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в КонституцииСША1787 года. При этом «отцы-основатели» (А. Гамильтон,Дж. Мэдисон,Дж. Джей) развили классическую модель. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система «сдержек и противовесов».
Обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти должны сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов. В этом и состоит смысл «системы сдержек и противовесов».
Разнообразие механизмов формирования, организации и взаимодействия высших органов государственной власти (главы государства, парламента, правительства) в современных государствах даёт основания для выделения различных форм правления.
По положению главы государства выделяют монархическую и республиканскую формы правления.
В зависимости от характера политической ответственности правительства выделяют парламентские формы правления: парламентская монархия и парламентская республика, президентские республики и смешанные (полупрезидентские) республики.
В условиях любой из названных форм правления возможны противоречия и конфликты между высшими органами государственной власти в лице главы государства (монарх, президент), парламента (законодательного органа страны) и правительства (осуществляющего исполнительную власть). Разрешение конфликтов между ветвями власти зависит от того, какие возможности для этого разрешения предоставлены конституционным механизмом их взаимодействия.
Парламентские формы характеризует неустойчивость системы управления, объясняющаяся тем, что правительство несёт политическую ответственность только перед парламентом, а состав правительства определяется партийным составом парламента. Глава государства на парламент оказывать давление не может, отсутствует равновесие, паритет между ветвями власти, перевес сил на стороне парламента. Неустойчивость парламентских форм правления преодолевается с помощью министериального режима или парламентарного режима.
Примером устойчивого министериального режима можно считать Вестминстерскую модель взаимодействия высших органов власти, действующую в Великобритании. Основой этой модели является мажоритарная избирательная система с униноминальным голосованием. На выборах в парламент Великобритании избиратели каждого округа отдают свой голос не за партийный список, а за одну кандидатуру. Неизбежное следствие этого – двухпартийная политическая система, при которой две крупнейшие политические партии страны (Консерваторы и Лейбористы) формируют две крупнейшие парламентские фракции в Палате Общин Британского Парламента. В результате выборов одна из этих двух партий получает большинство мест в парламенте и официально становится Правящей партией, другой партии присваивается официальное название Оппозиции. Лидер Правящей партии становится Премьер-министром Великобритании и формирует Кабинет министров, т.е. Правительство страны. Премьер-министр руководит Правительством и одновременно фактически, в силу партийной дисциплины, — работой крупнейшей парламентской фракции.
Примером парламентарного режима может служить Италия. До парламентской реформы 1993 года в этой стране действовала пропорциональная избирательная система с голосованием по партийным спискам. Состав Парламента Италии формировали фракции партий, набравшие по результатам выборов более 5 % голосов избирателей (“перешагнувшие пятипроцентный барьер”), результат этого – многопартийная политическая система. Пример многопартийного состава парламента демонстрирует и Израиль. При многопартийной системе парламентское большинство может быть только коалиционным (т.е. состоящим из представителей не одной, а нескольких партий), правительство также является коалиционным, поэтому его государственная политика, основанная на программах нескольких партий или движений часто непоследовательна. Парламентарный режим является более демократичным, чем министериальный, но он менее управляемым. Премьер должен быть компромиссной фигурой, чья политическая линия устраивает большинство крупных парламентских фракций. Средний срок жизни одного Правительства от его назначения до вынесения ему вотума недоверия Парламентом Италии составлял 8 месяцев.
В президентской республике, примером которой являются США, исполнительный и законодательный органы не могут инициировать досрочную отставку (или роспуск) друг друга. Парламент не имеет права высказать недоверие правительству (которого в США как независимого органа исполнительной власти не существует), Президент не может распустить Палату представителей. Другими словами, президент и парламент независимы друг от друга, а их компетенция строго разграничена. Это приводит к дуализму властей, создающему основания для конфликта. В президентской республике возможно установление режима солидарного правления, когда на президентских и парламентских выборах побеждает одна партия. В этом случае президент пользуется поддержкой парламентского большинства. Если этого не происходит, устанавливается разделённое правление. Конфликт ветвей власти (и разных партий) при разделённом правлении делает систему плохо управляемой, нестабильной. В США такой конфликт разрешим с помощью системы сдержек и противовесов, смысл которой – в обеспечении равновесия ветвей власти посредством установления взаимозависимости между ними. Важнейшим элементом системы является Верховный суд США, выступающий в качестве третьей стороны, арбитра в конфликте. Другим вариантом разрешения конфликта ветвей власти может быть и силовое решение, – как со стороны парламента (процедура импичмента), так и со стороны президента (насильственный разгон парламента).
В смешанных республиках (например, во Франции) конфликт президента и парламента также возможен при разделённом правлении. Правительство, несущее двойную политическую ответственность перед президентом и перед парламентом вынуждено учитывать требования обеих сторон. Возможно компромиссное разрешение конфликта: президент назначает правительство в соответствии с волей парламентского большинства, парламент делегирует президенту часть своих полномочий (например, руководство внешней политикой и обороной), возможен и иной вариант, – президент назначает лояльное ему правительство, парламент переходит в оппозицию до следующих выборов. Конфликт разрешается значительными полномочиями Президента, который в случае противоречий между Парламентом и Правительством имеет возможность либо отправить в отставку Правительство, либо распустить Парламент.
studfiles.net
Система сдержек и противовесов — это основа теории разделения властей. Три ветви власти
Система сдержек и противовесов — это практическое применение концепции разделения властей. Теория распределения полномочий между несколькими органами и учреждениями, независимыми друг от друга, зародилась много столетий назад. Она стала результатом длительного развития государственности и поиска эффективного механизма, препятствующего появлению деспотизма. Система сдержек и противовесов — это производная от принципа разделения властей, воплощающая его на практике в виде соответствующих положений конституции. Наличие подобного механизма является неотъемлемой характеристикой демократического государства.
Античный мир
Идея разделения властей уходит корнями в глубокую древность. Примеры её теоретического обоснования и практического применения можно найти в истории античной Греции. Политический деятель и законодатель Солон установил в Афинах систему управления государством, в которой присутствовали элементы разделения властей. Он наделил равными полномочиями два учреждения: Ареопаг и Совет четырёхсот. Эти два государственных органа стабилизировали политическую ситуацию в обществе путём взаимного контроля.
Понятие разделения властей было сформулировано древнегреческими мыслителями Аристотелем и Полибием. Они указывали на преимущество государственного устройства, в котором составные элементы являются независимыми и практикуют взаимное сдерживание. Полибий сравнивал такую систему со сбалансированным кораблём, способным выстоять против любой бури.
Развитие теории
Средневековый итальянский философ Марсилий Падуанский в своих работах, посвящённых созданию светского государства, высказал идею разграничения законодательной и исполнительной власти. По его мнению, ответственность правителя заключается в соблюдении установленного порядка. Марсилий Падуанский считал, что правом создавать и утверждать законы обладает только народ.
Джон Локк
Принцип разделения властей получил дальнейшее теоретическое развитие в эпоху Возрождения. Английский философ Джон Локк разработал модель гражданского общества, основанного на подотчётности короля и высших сановников конституции. Выдающийся мыслитель не остановился на разграничении законодательной и исполнительной власти. Джон Локк выделил ещё одну — федеративную. По его предположению, в компетенцию этой ветви власти должны входить дипломатические и внешнеполитические вопросы. Джон Локк утверждал, что распределение ответственности и полномочий между тремя данными компонентами системы государственного управления исключит опасность сосредоточения слишком большого влияния в одних руках. Идеи английского философа получили широкое признание последующих поколений.
Шарль-Луи де Монтескье
Теоретические построения Джона Локка произвели глубокое впечатление на многих просветителей и политических деятелей. Его доктрину о разделении властей на три ветви переосмыслил и развил французский писатель и юрист Монтескье. Это произошло в первой половине 18-го века. Структура общества, в котором жил француз, во многом сохраняла черты, свойственные феодализму. Сформулированная писателем теория казалась его современникам слишком радикальной. Доктрина Шарль-Луи де Монтескье о разграничении властей противоречила устройству монархической Франции. Европейские государства в ту эпоху продолжали основываться на средневековых сословных принципах, делящих общество на потомственных аристократов, представителей духовенства и простолюдинов. В наши дни теория Монтескье считается классической. Она стала краеугольным камнем любого демократического государства.
Основные положения теории
Монтескье обосновал необходимость разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Разграничение и взаимное сдерживание трёх элементов структуры государства призваны не допустить установления диктатуры и злоупотребления полномочиями. Монтескье считал деспотизм наихудшей формой правления, базирующейся на страхе. Он подчёркивал, что тираны действуют исключительно по своему произволу и не соблюдают никаких законов. По мнению Монтескье, объединение трёх ветвей власти неизбежно приводит к появлению диктатуры.
Французский мыслитель указал основной принцип успешного функционирования разделённой структуры управления государством: не должно существовать возможности подчинения одной составной части системы двумя другими.
Конституция США
Впервые идея разграничения трёх ветвей власти обрела юридическую форму в ходе Американской революции и войны за независимость. В конституции США была последовательно отражена классическая модель разделения полномочий в сфере государственного управления, разработанная Монтескье. Американские политические лидеры дополнили её некоторыми усовершенствованиями, одним из которых является система сдержек и противовесов. Это механизм, обеспечивающий взаимный контроль трёх ветвей власти. Значительный вклад в его создание внёс четвёртый президент США Джеймс Мэдисон. Система сдержек и противовесов — это частичное совпадение полномочий разделённых властей. Например, суд может объявить недействительным решение законодательного органа, если оно не соответствует конституции. Президент страны, являясь представителем исполнительной власти, также обладает правом вето. В компетенцию главы государства входит назначение судей, но их кандидатуры должны получить одобрение со стороны законодательного органа. Система сдержек и противовесов — это основа теории разделения властей и механизм её эффективного применения на практике. Положения конституции США, выработанные Мэдисоном, действуют до сих пор.
Российская федерация
Принципы, сформулированные Монтескье и усовершенствованные лидерами Американской революции, включены в законодательства всех демократических государств. В современной конституции Российской Федерации также закреплено разделение властей. Специфика реализации этого принципа заключается в том, что согласованное функционирование всех ветвей обеспечивает президент страны, который формально не относится ни к одной из них. Ответственность за выработку и принятие законов лежит на Государственной Думе и Совете Федерации, представляющих собой двухпалатный парламент. Осуществление исполнительной власти находится в компетенции Правительства. Оно состоит из министерств, служб и агентств. Судебная власть в Российской Федерации наблюдает за деятельностью парламента и оценивает соответствие принимаемых законов конституции. Кроме того, она проверяет правомерность нормативных актов, издаваемых Правительством. Конституция содержит специальную главу, посвящённую судебной власти в Российской Федерации.
Великобритания
Многие эксперты считают, что в государственном устройстве Соединённого Королевства принцип разделения властей фактически не воплощается. В Великобритании существует историческая тенденция слияния законодательных и исполнительных органов. Премьер-министр принадлежит к самой влиятельной политической партии. Он наделяется широкими полномочиями и обычно имеет поддержку большинства парламентариев. Независимость судебной власти не ставится под сомнение, однако она не оказывает существенного влияния на деятельность остальных государственных органов. Наивысшим авторитетом в Великобритании традиционно считаются законодательные структуры. Судьи не могут критиковать решения, одобренные парламентом.
Франция
Конституция Пятой республики отводит особое место главе государства, избранному всенародным голосованием. Президент Франции назначает премьер-министра и членов правительства, определяет внешнюю политику и ведёт дипломатические переговоры с другими странами. Однако доминирующее положение главы государства может быть значительно ограничено оппозиционными ему силами в парламенте.
Французская конституция предусматривает разделение властей. Исполнительная ветвь состоит из президента и кабинета министров. Законодательные функции принадлежат Национальному собранию и Сенату. Роли сдержек и противовесов играют многочисленные независимые агентства, входящие в состав структур исполнительной власти. Они часто консультируют парламент по поводу различных законопроектов. Эти агентства выступают в качестве регуляторов и даже наделены некоторыми юридическими полномочиями.
fb.ru
ТОП 10: |
Система сдержек и противовесов является элементом североамериканской модели демократии: 1)разделение властей; 2)принцип федерализма; 3)принцип сдержек и противовесов, нужен от ограждения гражданского общества от опасности от авторитаризма, тоталитаризма и т.д. Он предполагает функциональную специализацию по необходимости взаимосвязанности ветвей государственной власти. Принцип федерализма препятствует деспотизму, авторитаризму и т.д. Характеризуется созданием двойной системы политико-территориального устройства. При этом политическая система штата является моделью федеральной системы. Принцип сдержек и противовесов является комплиментарным (добавочным) к принципу разделения властей. Он означает, что каждый вид власти имеет ядро полномочий, на которые другие ветви власти претендовать не могут, но другие ветви также имеют такие сферы полномочий, в которых не участвуют две другие ветви власти. Только исполнительная власть в лице президента имеет исключительные полномочия формировать Кабинет министров. Но власть президента со стороны Конгресса сдерживается тем, что Сенат имеет исключительное право формировать внешнюю политику США. Разделение властей. Принцип разделения властей имеет два аспекта. Во-первых, это разделение власти между самими органами государства. Ни одному из органов не принадлежит вся государственная власть в ее полном объеме. Запрещается осуществлять функции, принадлежащие другому органу. Но разделение властей не абсолютно. Это действующий механизм, достигающий единства на основе согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных, в том числе, и на случай конфликта и экстремальных ситуаций. Какая-то власть при этом должна все-таки выйти на первое место, занять верховное положение. С точки зрения логики правового государства, такой властью обладает законодательная власть, поскольку она формирует правовые масштабы и юридические нормы общественной и государственной жизни, основные направления внутренней и внешней политики. В системе сдержек и противовесов свою роль играет глава государства. Без этого механизм разделения властей будет несовершенным. Президент осуществляет общее руководство, назначенным им с согласия Федерального парламента, Правительством, которое одновременно находится под контролем парламента. Президент возглавляет исполнительную власть и представляет государство во внутренних и внешних отношениях. Под руководством Президента, осуществляя внутреннюю и внешнюю политику государства, действует правительство государства. Без надлежащих сдержек исполнительная власть неизбежно подминает под себя законодательную и судебную. Поэтому против нее нужны особые гарантии. Исполнительная власть формируется представительными органами, подконтрольна и подотчетна им, действует на основе и во исполнение законов. Судебная система правосудия — третья необходимая ветвь власти в механизме разделения властей. В правовом государстве правосудие осуществляется только судом. В этом — важнейшая гарантия прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. Суд не должен подменять собой законодателя или исполнителя. Но не законодатель, ни исполнитель не должны присваивать себе функции суда. В этой связи самым главным является обеспечение реальной независимости суда от различного рода органов и лиц, которые диктовали бы ему свою волю и фактически узурпировали судебную власть. Поэтому судьи, кроме мировых судей, несменяемы. Судьи должны назначаться вышестоящими органами власти. Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, «рассредоточенность» государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут «сдерживать» одна другую, не допускать доминирования одной из них.
Форма правления и его виды. Форма правления – это способ организации и формирования верховной государственной власти. Форма правления затрагивает вопросы о том, как построена верховная (суверенная) власть в государстве, какие органы и должностные лица наделены этой властью, каким образом она формируется и распределяется между ними и т.д. По форме правления государства подразделяются на две основные группы: монархии и республики. Монархия (от греч. Monarchia – власть одного) – это форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу по принципу наследования. Двумя основными разновидностями монархии являются абсолютная и представительная (ограниченная) монархия. В абсолютной монархии верховная власть монарха (короля, царя, императора) не ограничена каким-либо представительным (законосовещательным или законодательным) органом. Абсолютными монархами были, например, французские короли (до французской революции 1789г.), российские императоры (до формирования Государственной Думы в начале ХХ века) и т.д. При абсолютной монархии монарх обладает неограниченной властью в стране, осуществляет законодательную власть, руководство органами исполнительной власти, контролирует правосудие и, как правило, выступает в качестве его высшей инстанции. В условиях абсолютной монархии могут сохраняться представительные органы, которые фактически никакой властью не обладают. Таков был парламент Франции после роспуска Генеральных Штатов. Король сохранял за собой право спрашивать мнение парламента относительно государственных дел в случаях, когда находил его необходимым и полезным для блага страны. В настоящее время абсолютные монархии сохраняются в ряде арабских государств, в частности, в Саудовской Аравии. Представительная (ограниченная) монархия характеризуется тем, что верховная власть государства распределена между монархом и представительным органом. Монарх сохраняет свое положение главы государства, получает престол по наследству и считается независимым от любой иной власти, государственных органов и населения. Однако монарх обладает незначительной властью. Он лишен права вмешиваться в деятельность правительства, и чаще всего его государственная власть сводится к подписанию законов, принятых парламентом. В настоящее время ограниченная монархия существует в Бельгии, Великобритании, Дании, Швеции и других государствах. Существуют также еще несколько форм ограниченной монархии: сословно-представительная, конституционная, дуалистическая. При сословно-представительной монархии власть монарха ограничена законосовещательными полномочиями сословно-представительного органа, т.е. собрания представителей различных сословий – духовенства, дворянства и верхушки нарождающегося третьего сословия (купцов, ремесленников и т.д.). Подобные сословно-представительные собрания, созыв и объем полномочий которых зависели от воли самого монарха, характерны для эпохи перехода от феодальной раздробленности к абсолютным монархиям. Конституционная монархия как форма правления исторически приходит на смену абсолютной монархии. При конституционной монархии власть монарха на основе конституции (или определенных правовых актов конституционного значения) ограничивается законодательной властью парламента как органа народного представительства. При этом члены нижней палаты парламента (палаты депутатов) избираются населением, а верхняя палата, как правило, формируется по принципу наследования, по назначению монарха и т.д. На стадии неразвитой конституционной монархии, именуемой дуалистической монархией, вся исполнительная власть, включая право формировать правительство, назначать министров и других должностных лиц, принадлежит монарху. Он обладает также правом абсолютного вето и правом роспуска парламента по своему усмотрению. Полномочия парламента в дуалистической монархии ограничены вопросами законодательства и вотирования бюджета (его одобрения или отклонения). Такая форма правления имела место в ряде стран (Германии, Австрии, Италии и т.д.) в конце XIX – начале XX в.в. В современной развитой конституционной монархии (в Англии, Бельгии, Испании, Нидерландах, Норвегии, Японии и т.д.) полномочия монарха, являющегося главой государства, во многом носят минимальный характер. Правительство (из представителей партий, получивших большинство мест в парламенте) формируется парламентом и ответственно перед ним. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – правительству, которое, кроме того, в порядке делегированного (парламентом) законодательства издает нормативно-правовые акты и в рамках права законодательной инициативы активно участвуют в законодательной деятельности. Республика (от лат.res publica – публичное, общенародное дело) – это форма правления, основанная на принципе выборности на определенный срок высших органов государственной власти. В настоящее время республиканская форма правления имеет более широкое распространение, нежели монархия. В зависимости от того, какой орган государства формирует правительство, осуществляет руководство им, выделяют два вида республик – парламентарные (парламентские) и президентские. Они представляют собой различные варианты реализации принципа разделения властей в правовом государстве. Парламентарные (парламентские) республики характеризуются тем, что верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением в ходе всеобщих выборов при тайном голосовании. Правительство формируется партией (партиями), располагающими большинством голосов в парламенте, и возглавляется премьер-министром. Глава государства – президент – избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом. Президент не руководит деятельностью правительства. Он обладает правом роспуска парламента, наделен полномочиями в вопросах формирования правительства (участие в процессе назначения глав правительства) и законодательной деятельности (подписывает законы, издает декреты и т.д.), является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны и т.д. Правительство несет ответственность перед парламентом. Парламентское большинство может отправить правительство в отставку. В свою очередь правительство может при поддержке президента добиться роспуска парламента и проведения новых парламентских выборов. Современными парламентскими республиками являются Греция, Италия, ФРГ, Австрия и др. Президентская республика – это такая форма правления, при которой не только парламент (как законодательный и представительный орган), но и президент (как глава государства и глава исполнительной власти) избираются населением. При этом президент избирается либо непосредственно населением путем всеобщих прямых выборов (как в России и во Франции), либо, как в США, путем косвенных выборов (населением избираются выборщики, а они – президента). Существует несколько разновидностей президентской республики. Так, президентская республика США отличается классическим разделением властей: высшая законодательная власть находится у парламента (Конгресса, состоящего из Палаты представителей и Сената), высшая исполнительная власть принадлежит Президенту, высшая судебная – Верховному Суду. Как глава исполнительной власти (при отсутствии должности премьер-министра) Президент является главой правительства – Кабинета, играющего при нем роль совещательного органа. Кабинет состоит из министров, которых назначает Президент по совету и с согласия Сената. Президент обладает обширными полномочиями в области внутренней и внешней политики, является верховным главнокомандующим, издает подзаконные акты, обладает правом отлагательного вето и т.д. Президент и члены его Кабинета не подотчетны Конгрессу. Президент может быть отстранен от должности только в порядке импичмента. Во французской модели президентской республики присутствуют определенные элементы парламентской республики. Здесь, кроме Президента, имеется и Правительство – Совет Министров, возглавляемое Премьер-министром. Президент, помимо других широких полномочий в сфере законодательства и управления, назначает Премьер-министра и, по его предложению, других членов правительства, председательствует на заседаниях правительства, принимает отставку Премьер-министра и министров. Президент вправе (после консультаций с Премьер-министром и председателями палат парламента) распустить нижнюю палату парламента (Национальное собрание). В свою очередь парламент, состоящий из двух палат (Сената и Национального собрания), обладает правом контроля за деятельностью Правительства. Правительство ответственно перед Национальным собранием, которое большинством голосов может принять резолюцию порицания, обязывающую правительство подать в отставку. Президентской республикой является и форма правления, предусмотренная действующей Конституцией Российской Федерации. От американской и французской моделей президентской республики она отличается рядом особенностей. Как и во французской модели, в российской модели, кроме Президента, есть Правительство, возглавляемое Председателем Правительства. Однако по российской Конституции Правительство (подобно Кабинету министров при Президенте США) не ответственно перед парламентом, и парламент не обладает правом контроля за Правительством (кроме бюджетного контроля). Недоверие Правительству или отказ в доверии Правительству со стороны Государственной Думы вовсе не обязывает российское Правительство (как это имеет место во французской модели) подать в отставку, поскольку, согласно Конституции Российской Федерации (ч.3-4 ст.117), Президент в соответствующих случаях вправе как объявить об отставке Правительства, так и распустить саму Государственную Думу. Таки образом, в российской модели президентской республики (и в российской конструкции соотношения исполнительной и законодательной властей) заметно присутствуют как преимущества исполнительной власти из американской модели, так и слабости законодательной власти из французской модели. Вместе с тем в российской модели отсутствуют некоторые преимущества парламента из американской и французской моделей, которые дают законодательной власти необходимые ей сдержи и противовесы против мощной исполнительной власти (полномочий Президента и Правительства). Отсутствие надлежащего баланса (и уравновешенной системы взаимных сдержек и противовесов) во взаимоотношениях исполнительной и законодательной властей является одним из значительных недостатков модели президентской республики.
|
infopedia.su