Сколько детей в классе должно быть – ?

Содержание

Сколько учеников должно быть в классе: количество и нормативы по закону

По «Типовому Положению об общеобразовательном учреждении» п.26 от 19.03.2001 № 196 в одном классе не должно учиться более 25 человек. Эти же нормы присутствуют и в СанПиН 2.4.2.2821-10, то есть санитарных нормах. Такое число учеников позволяет учителям охватывать учебным процессом всех детей. Когда же идут занятия по информатике или иностранному языку, учеников делят на 2 группы.

Однако, учеников в классе гораздо больше, и это обычная ситуация. Руководству школы удобно «напихать» в класс до 40 учеников. Это связано с тем, что зарплата учителей зависит от числа школьников. Бюджетную ставку учителю выделяют на 25 школьников. А поскольку каждый учитель работает на 1,5- 2 ставки, руководство идёт на нарушение норм.

В 2015 году вышло Постановление Главного санитарного врача №81 со следующими изменениями санитарных норм:

  • П.4.9 гласит, что на каждого учащегося должно приходиться не менее 2,5 м2 площади класса без учёта места, отведённого под мебель. Причём 2,5 м2 — при фронтальной посадке, если же нужны групповые занятия в виде семинаров, то площадь увеличивается до 3,5 м2 на 1 ученика. Зная площадь кабинета, можно рассчитать допустимое число учащихся.
  • П.5.1 отмечает, что число учащихся школе не должно превышать вместимость по проекту. На сколько учеников планировалась школа, столько и должно в ней учиться. Здесь же отмечено, что каждый школьник должен быть обеспечен рабочим столом в соответствии с ростом и обучающим процессом.

Таким образом, последнее постановление позволяет «набивать» класс любым числом детей, если площадь позволяет. Тут не учитываются возможности учителя, отчего страдает сам процесс обучения.

Администрация школы может ссылаться на это постановление, набирая в класс много детей. Однако, если переполнены все классы, можно попробовать оперировать п.5.1 этого же постановления, который ограничивает вместимость школы числом учащихся, заложенным в проекте этого учреждения.

Изменения санитарных норм в 2015 г. позволяют увеличить число учеников в классе выше разумных пределов за счёт площади кабинета. Эти нормы можно рассчитать, удалив из общей площади места, занимаемые мебелью и учебным оборудованием.

www.wday.ru

Наполняемость каждого класса не должна превышать: количество учащихся в школе

«ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ. СанПиН 2.4.2.576-96» (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31.10.96 N 49)

2.3. Требования к школьному зданию

2.3.1. Количество детей в школе не должно превышать ее вместимости, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание. Оптимальная вместимость в городских общеобразовательных учреждениях не должна превышать 1000 учащихся. Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек. Вместимость сельских школ не должна превышать: для начальных малокомплектных школ — 80 учащихся, для школ I, II ступеней — 250 учащихся, для школ I, II, III ступеней — 500 учащихся.

2.3.2. Новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии, частные школы и др.) должны иметь либо отдельное здание, либо размещаться в отдельных отсеках с изолированным входом на базе функционирующих общеобразовательных школ.

2.3.3. Учебные помещения запрещается размещать в подвальных и цокольных этажах здания.

2.3.4. Этажность здания не должна превышать 3 этажей. Допускается в условиях плотной застройки городов строительство школ высотой в 4 этажа. При размещении общеобразовательных учреждений в ранее выстроенных 4 — 5 этажных зданиях четвертый и пятый этажи необходимо отводить под редко посещаемые учащимися кабинеты.

2.3.5. При размещении школы в приспособленном здании набор помещений, их площади определяется по согласованию с территориальными центрами госсанэпиднадзора в каждом конкретном случае, исходя из вида общеобразовательного учреждения, числа и возраста учащихся, количества классов и проч.

2.3.6. Гардеробы в школах должны быть размещены на 1 этаже с обязательным оборудованием ячеек для каждого класса.

Гардеробы должны быть оснащены вешалками для одежды и ячейками для обуви. Категорически запрещается устраивать гардеробы в учебных помещениях и рекреациях.

2.3.7. Для правильной организации карантинных мероприятий при возникновении инфекционных заболеваний необходимо повседневно использовать все имеющиеся в здании входы.

2.3.8. Набор помещений должен создавать условия для изучения обязательных учебных дисциплин (с учетом национальной и региональной специфики), а также дополнительных предметов по выбору учащихся в соответствии с их интересами и дифференциацией по направлениям для углубленного изучения одного — двух — трех предметов.

Учебные классы не должны находиться вблизи помещений, являющихся источниками шума и запахов (мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблока).

2.3.9. Учащиеся I ступени в городских и сельских школах должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок.

2.3.10. Обучение учащихся II — III ступени должно осуществляться по классно-кабинетной системе.

Классно-кабинетная система обеспечивает преподавание всех предметов в закрепленном классе — кабинете, в который транспортируются учебные пособия и технические средства обучения (ТСО). Количество классов — кабинетов для основных дисциплин принимается от количества старших классов.

Учебные кабинеты и лаборатории допускается размещать в любых этажах здания, кроме подвальных и цокольных.

Необходимо создавать специализированные секции, объединяющие кабинеты для дисциплин естественно-математического и гуманитарного циклов.

Для создания наилучших условий для учебной и внеучебной деятельности школьников II — III ступеней количество кабинетов и лабораторий в секции не должно превышать 6.

В сельской школе при малой наполняемости классов допускается использование учебных кабинетов по 2 дисциплинам.

Наиболее благоприятным является следующее сочетание предметов: химия — биология, математика — черчение, черчение — рисование, история — география, литература — иностранный язык.

2.3.11. Учебные помещения должны включать: рабочую зону (размещение учебных столов для учащихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, ТСО, зону для индивидуальных занятий учеников и возможной активной деятельности.

2.3.12. Площадь кабинетов должна приниматься из расчета 2,5 кв. м на 1 учащегося при фронтальных формах занятий, 3,3 кв. м — при групповых формах работы и индивидуальных занятиях.

2.3.13. Площадь и использование кабинетов вычислительной техники должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2.542-96.

2.3.14. Оптимальные размеры рабочей зоны учащихся зависят от угла видимости (связанного с расстоянием от доски до 1 боковых рядов — парт). Он должен составлять не менее 35 градусов для учащихся II — III ступени школы и не менее 45 градусов для школьников 6 — 7 лет.

2.3.15. При каждом кабинете или группе из 2 — 3 кабинетов должна быть лаборантская (наличие лаборантской обязательно в кабинетах химии, физики, биологии, компьютерном классе).

2.3.16. Для углубленного изучения отдельных предметов и проведения практических занятий необходимо деление классов на 2 — 4 подгруппы.

2.3.17. При наличии в школьном здании учебных мастерских они должны использоваться по назначению или могут быть переоборудованы соответственно профилю нового общеобразовательного учреждения, а также для внеклассных занятий по техническому творчеству по согласованию с органами госсанэпиднадзора.

2.3.18. При строительстве школ, ориентированных на углубленное и расширенное содержание обучения, для разностороннего развития личности школьников необходимо предусматривать выделение помещений под студии (универсальные залы) с габаритами 12 x 12 м, а также подсобные помещения для отделения по художественному воспитанию и искусству: кабинет эстетики с полиэкраном, кружковые помещения по изобразительному искусству, хореографии, классы пения и музыки (70 — 108 кв. м), в зависимости от назначения нового образовательного учреждения.

В учреждениях с техническим профилем следует предусмотреть универсальное помещение площадью 108 кв. м (90 + 18) для технического творчества.

Учебно-художественные кабинеты должны иметь зоны для акварельной живописи, масляной живописи и рисунка.

Исходя из позы при работе различными видами живописи (по акварельной живописи и рисунку — сидя, по масляной живописи — стоя), площадь на одно рабочее место должна составлять: для масляной живописи — 3,5 кв. м, акварельной живописи и рисунка — 2,0 кв. м.

2.3.19. Спортивный зал следует размещать на 1 этаже в пристройке. Его размеры должны предусматривать выполнение полной программы по физвоспитанию учащихся и возможность внеурочных спортивных занятий.

Количество и типы спортивных залов должны предусматриваться от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости.

Площади спортивных залов приняты: 9 x 18 м, 12 x 24 м, 18 x 30 м при высоте не менее 6 м.

При спортивных залах должны быть предусмотрены снарядные площадью 16 — 32 кв. м в зависимости от площади спортзала; раздевальные для мальчиков и девочек площадью 10,5 кв. м каждая; душевые площадью 9 кв. м каждая; уборные для девочек и мальчиков площадью 8 кв. м каждая; комната для инструктора площадью 9 кв. м.

В состав помещений физкультурно-спортивного назначения необходимо включать помещение (зону), оборудованное тренажерными устройствами, а также, по возможности, бассейн.

2.3.20. Размеры актового зала определяются числом посадочных мест из расчета 0,65 кв. м на одно место и 60% от общего количества учащихся школы. При актовом зале должны быть предусмотрены артистические уборные площадью не менее 10 кв. м каждая, кинопроекционная площадью 27 кв. м, склад декораций и бутафорий, музыкальных инструментов площадью 10 кв. м, склад хранения костюмов площадью 10 кв. м.

2.3.21. В школах с углубленным содержанием обучения следует иметь лекционную аудиторию. Ее размеры устанавливаются по вместимости в ней возрастной параллели учащихся, состоящей не более чем из 3 классов, из расчета 1 кв. м на одно место.

2.3.22. Тип библиотеки зависит от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости.

В школах нового типа библиотеку следует использовать в качестве справочно-информационного центра, оснащенного всеми видами ТСО, обеспечивающего условия для индивидуальных занятий учащихся.

Площадь библиотеки — информационного центра необходимо принимать из расчета не менее 0,6 кв. м на одного ученика.

В помещении библиотеки должны быть предусмотрены следующие зоны: читательских мест, информационный пункт (выдача и прием литературы), места для работы с каталогами, фонды открытого доступа, фонды закрытого хранения, зона с кабинками для индивидуальных занятий с ТСО и боксы для хранения передвижных тележек.

2.3.23. При строительстве и реконструкции современных общеобразовательных учреждений следует отдавать предпочтение рекреационным помещениям зального типа.

2.3.24. Медицинский пункт общеобразовательного учреждения должен включать следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения учащихся) площадью не менее 14 кв. м; кабинет зубного врача площадью 12 кв. м, оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет площадью 14 кв. м; кабинет психолога площадью 10 кв. м.

При медпункте должен быть самостоятельный санузел.

Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета школы дается в Приложении 1.

2.3.25. На каждом этаже должны размещаться санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров. Количество санитарных приборов должно быть из расчета 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 0,5 лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 кв. м на одного учащегося.

Для персонала должен быть выделен отдельный санузел.

Для учащихся II и III ступеней должны быть организованы комнаты личной гигиены для девочек из расчета 1 кабина на 70 человек площадью не менее 3 кв. м.

Входы в санузлы не должны располагаться напротив входа в учебные помещения или в непосредственной близости от них.

На каждом этаже должны быть предусмотрены помещения, оборудованные поддонами и подводкой к ним холодной и горячей воды, для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов.

2.3.26. В помещениях начальных классов, лабораториях, учебных кабинетах, мастерских, помещениях медицинского назначения, учительской, комнате технического персонала обязательно устанавливаются умывальники.

2.3.27. В общеобразовательных учреждениях должно быть организовано 2-разовое горячее питание для детей групп продленного дня и горячие завтраки для остальных детей.

Питание может быть организовано в столовой, работающей на сырье или на полуфабрикатах, а также в буфете — раздаточной. Согласно требованиям СанПиН 42-123-5777-91 столовые должны предусматриваться в школах с числом учащихся более 100 человек. Школьная столовая, работающая на сырье, должна иметь следующий набор оборудования и помещений: цехи — горячий, холодный, мясо — рыбный, кондитерский, овощной; моечные для столовой и кухонной посуды; кладовые для сухих продуктов и овощей; охлаждаемые и низкотемпературные камеры для хранения мясных и особо скоропортящихся продуктов; бытовые помещения для персонала пищеблока; загрузочная — тарная; моечная для тары; холодильная камера для пищевых отходов; санузел для сотрудников столовой.

В состав помещений школьной столовой, работающей на полуфабрикатах, должны входить: горячий цех, доготовочная, моечные для столовой и кухонной посуды, кладовые для сухих продуктов и овощей, холодильные камеры для полуфабрикатов, бытовые помещения для персонала пищеблока, загрузочная — тарная, моечная для тары, холодильная камера для пищевых отходов.

В состав помещений буфета — раздаточной должны входить: загрузочная, оборудованная плитой для подогрева пищи, холодильными шкафами; раздаточная, оборудованная мармитами; посудомоечная; подсобные помещения, бытовые помещения для персонала, помещения для мытья тары.

При школьных буфетах и столовых обязательно должен быть предусмотрен обеденный зал площадью из расчета 0,7 кв. м на одно место в зале, исходя из посадки 100% учащихся в 3 очереди.

При столовых должны быть установлены умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест. Умывальники размещают в расширенных проходах, коридорах, ведущих в обеденный зал, или в отдельном помещении рядом с обеденным залом.

2.3.28. В сельских школах (средних, неполных средних) требования к организации питания те же, что в и городских.

В малокомплектных школах (до 50 учеников) необходимо выделять помещения для приема пищи с минимальным набором оборудования: электроплита 2-гнездная, мойка для мытья посуды, холодильник, электротитан.

advokatnasimov.ru

Сколько в классе должно быть детей? — Q&A

В действительности есть свои плюсы и минусы как в классе в большим количеством школьников, так и с маленьким.
Объясняю, почему так считаю.
Возьмём, к примеру, 30 учеников. А теперь задумайтесь, как можно за 45 минут уделить внимание каждому ребёнку, понять усвоили ли ребята тему урока; опросить всех, также, не представляется возможным. Именно это является, на мой взгляд, одной из причин, когда в классе у одних успеваемость хорошая (отличная), у других — знания «хромают», поскольку не хватает индивидуального внимания со стороны учителя.

Второй пример: представим себе 10 человек. Безусловно, ребят будут спрашивать, наверняка, ежедневно, они и их родители, прекрасно это осознают, следовательно, к домашним заданиям, вероятно, относиться будут с бОльшей ответственностью. Опять же личный интерес учителей более пристальный.
Но есть один большущий недостаток в небольших кл.-ах: если ребята слабые, не очень активные, спросить особо некого, преподавателей это,  конечно, несколько обескураживает..

И всё же общий вывод следующий: склоняюсь больше ко второму варианту, оптимальное колич.-во, это 10-15 человек.

Поделиться ссылкой:

(Visited 1 times, 1 visits today)

Просмотрели 0

Автор публикации

4 577,9 Комментарии: 107Публикации: 796Регистрация: 27-07-2018

За количество подписок

Достижение получено 16.12.2018

Рейтинг: 5

Баланс: 1

Титул: Общительный

Медаль выдаётся за количество подписок

Модератор сайта

Достижение получено 04.12.2018

Титул: Модератор сайта

Медаль выдаётся модератору сайта

3000 рейтинг

Достижение получено 26.11.2018

Рейтинг: 100

Баланс: 3

Титул: Супер постоянство

Достижение в 3000 баллов к рейтингу

questions-answers.org

Сколько должно быть в классе человек

Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»). Тогда почему почти в каждой школе есть классы со значительным превышением данного норматива? Согласно Конституции РФ и ФЗ РФ «Об образовании», каждому ребенку в нашей стране гарантировано право на получение образования. Это означает, что каждого ребенка, который достиг определенного возраста и имеет соответствующие документы, прикрепление к образовательной организации по месту регистрации директор обязан зачислить в школу и реализовать права ребенка гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Сколько человек должно быть в классе по закону?

Инфо

Вот некоторые мнения участников нашего форума по этому вопросу: Topolek: Сейчас новая система финансирования, подушевая, и мелкие классы стало школе (и учителям в смысле з\п) держать невыгодно, поэтому идет тотальная тенденция по укрупнению классов, доукомплектации до максимально возможного числа.


Конечно, это не самым положительным образом сказывается на процессе обучения, но наши реформаторы вряд ли об этом задумываются.
Внимание

Кажется, все ищут способы и зарплаты учителям поднять, и выгоду получить (не замечая, что будут из-за этого в более отдаленном проигрыше поколение-то вырастет менее образованное).


Хотя, конечно, китайцы вон образовывают детей в классах и по 60 человек, и ничего, шагают семимильными шагами к светлому будущему…
Любящая: Я сама учитель, и поверьте, не все учителя рады такому повышению зарплаты.
Важно

Я в ужасе — у меня два 6 класса, в среднем 18 человек.

Нормативы по количеству учеников в классе

Наполняемость классов-комплектов Классы, объединяемые в класс-комплект Количество обучающихся в классе-комплекте 1+3 8-10 1+2 8-10 1+4 8-10 2+3 10-12 2+4 10-15 3+4 10-15 Не секрет, что в школах сейчас много обучающихся с ОВЗ, помимо этого есть много детей, которые испытывают трудности при освоении образовательной программы.
Нередко дети с ОВЗ обучаются в обычных классах и нуждаются в особом подходе и повышенном внимании учителя, дополнительных разъяснениях. Но если в классе больше 30 человек сделать это бывает сложно.

Для особых детей предусмотрены иные нормативы наполняемости класса.

Это связано с тем, что детям с ОВЗ нужен индивидуальный подход в обучении, персональное объяснение материала, внимание и знание физиологических особенностей каждого учащегося.

В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек (СанПиН 2.4.2.2821–10).

Внимание!

Учителям также рекомендуется воздействовать на такие негативные факторы, ведь от количества детей заработная плата не увеличивается, а нагрузка становится более значительной.
Особых наказаний за нарушение данного законодательства нет, но если систематически требовать, чтобы класс был сформирован на основе законодательной базы, то вы непременно добьетесь нужно результата. АВТОР СТАТЬИ: Ярова Нина Валерьевна Год рождения: 1984Страна/Город: Россия / ТулаОбразование: Высшее юридическоеи высшее филологическоеВУЗ: ТулГУМесто работы: Сервис «Правовед»Должность: Юрист-консультантСемейное положение: замужемО себе: Имею опыт работы в государственных и коммерческих структурах. В настоящее время работаю на дому: пишу статьи, консультирую людей по телефону.

Работа на дому позволила мне наконец-то заняться написанием своей кандидатской диссертации.

Максимальное количество детей в классе в школе

Вопрос о количестве детей в классе является одним из самых распространенных среди родителей и педагогов.

Родители при устройстве ребенка в школу нередко сталкиваются с отказом в связи с отсутствием свободных мест, задаваясь вопросом о предельной наполняемости класса.

Для педагогов вопрос количества детей также немаловажный в связи с возможностями качественного обучения и организации индивидуального подхода к каждому ребенку.

На сегодняшний день часто можно встретить классы, в которых и по 30 человек.

Можно ли считать, что такое количество детей — это нарушение предельно допустимого количества обучающихся в классе? Есть ли нормативы, которые предписывают, какое количество учеников можно зачислить в один класс, а какое количество обучающихся является недостаточным? Нормативная составляющая данного вопроса.

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 г.

Сколько учеников должно быть в классе?

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» указывает на то, что количество учеников в классе должно составлять не более 25 человек.

Закон есть, но практика показывает, что он крайне редко соблюдается в нашей стране. Сколько именно детей должно быть в классе по закону? В принципе, вопрос весьма серьезный. Ведь не всегда учитель может оказать должное внимание всем ученикам. Перенасыщение класса также приводит к систематическим нарушениям дисциплины, да по санитарным нормам, дети вынуждены учиться в классах, которые рассчитаны на менее значительное количество человек. Закон определяет, что в классе должно быть не более 25 человек.

Но реалии нашего существования говорят о том, что такое количество учеников в классе бывает крайне редко.

Сколько должно быть в классе человек

Так власти отчитались о ликвидации второй смены в Лицее №2 и отказались от её введения в ОЛГ, а в результате «резиновая» Гимназия №14 приняла ещё больше учеников.

Страдает качество обучения Из-за переполненных классов возрастает нагрузка и на учеников и на педагогов.

Несмотря на «рыночные рельсы» заработная плата учителя не зависит от количества учеников в классах.

В таких условиях школа теряет квалифицированные кадры.

В переполненных классах невозможно использовать современные образовательные методики и индивидуальный подход для раскрытия потенциала учеников.

Большое скопление людей в ограниченных пространствах ухудшает эпидемиологическую ситуацию — болеют и учащиеся, и педагоги, пропуская занятия.

Высокий результат на ЕГЭ, которым хвастают чиновники, это заслуга в первую очередь родителей, а не школы.

Сколько должно быть человек в классе чтобы закрыли на карантин

Только активная гражданская позиция родительского и педагогического сообщества и массовые обращение ко всей вертикали власти от директора школы до Президента могут изменить ситуацию с переполненными школами в Одинцово и в Подмосковье в целом.

Пишите! Иначе будут и дальше строить школы в Раздорах для рублёвских элит и решать проблемы обманутых дольщиков бюджетными средствами. Ведь они заявляют на всех уровнях о себе, а вы молчите. Помогите распространить эту статью как можно шире. Поделитесь ей со своими друзьями и знакомыми. Киньте ссылку в родительские группы. Не только в одинцовские, эта проблема общая.

adler-group.ru

Школа По СанПиН: Как должно быть?

Мы уже разбирали, каким по санитарным нормам должен быть детский сад, теперь же обратимся к следующей образовательной ступени. Школьные годы чудесные также проходят под бдительным контролем санитарных врачей: учебный процесс, обустройство классов, столовых и спортзалов, освещение и порядок уборки – всё самым подробным образом разбирается в СанПиНе. Выбираем из правил самое важное и интересное и разбираемся, какой должна быть школа с точки зрения официального документа.  

 Photo: Alexey Ivanov

Место 

Санитарно-эпидемиологические требования крайне требовательны к месту постройки. Ряд из них объективен и понятен: школы нельзя строить на автомагистралях, в зонах железнодорожных путей и метрополитена. В документе уточняется (на всякий случай), что здание МОУ не должно располагаться на месте взлёта и посадки воздушного транспорта. Но помимо этого, и, думается, к удивлению обитателей спальных районов, есть указание на то, что школа не может располагаться вблизи гаражей и автостоянок.

Скропулезно составители СанПиН подошли к просчёту удалённости и пешеходной допустимости. Проще говоря, при проектировании школы нужно учитывать, как долго ребёнок будет до неё добираться. Так, для Москвы и Московской области удалённость школы от жилых кварталов не должна превышать 500 метров. Норма для сельских территорий доходит до 2 до 3 километров. В случае, если и эта норма не соблюдается, администрации должно организовать транспортное обслуживание до общеобразовательного учреждения и обратно. Но время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону. Если и этот показатель превышен, рекомендуется обустраивать при школе интернат со спальными местами и не мучить детей долгой дорогой.

 Photo: Peretz Partensky

 

Помещение

Редко кому из родителей или учеников приходит в голову измерить помещение учебного класса. В конце концов, класс – это ведь не группа в детском саду, от переполнения страдает редко. На взгляд обывателя, с размерами комнаты всё в порядке, если за партами не сидят по трое-четверо (к слову, количество обучающихся в классе строго регламентировано — не более 25 человек). А вот санитарные нормы к метражу строги. Размер класса должен быть не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий (это такие, на которых учитель объясняет у доски урок, а ученики имеют возможность сидеть и внимать) и не менее 3,5 м2 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий (там, где возникает необходимость подвигаться, переставить столы, провести командный тренинг). Кстати, площадь учебных кабинетов принимается без учёта расстановки дополнительной мебели: шкафов, тумбочек и стеллажей. Так что если вы помножите количество учащихся в классе своего ребёнка на 2,5, примерно поймёте, насколько внимательны к СанПиНу именно в вашей школе.

Интересно и то, что классы для первоклашек рекомендуется размещать не выше второго этажа, а для обучающихся 2-4 классов — не выше третьего. На вершине учебного Олимпа – старшеклассники.

 Photo: DENker

 

Свет 

В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение, чтобы, в первую очередь, в тетрадках всё было видно правшам, а вот левши со стороны санитарных врачей оказываются несколько дискриминированы. Но если ширина класса более шести метров, нужно подсвечивать его ещё и справа. В СанПиНе используется понятие «световой коэффициент». Он обозначает отношение площади остеклённой поверхности к площади пола и должен составлять не менее 1:6.

 

Гигиена

Школьные туалеты – тема деликатная, неприятная, но необходимая и заслуживающая особого ацента хотя бы потому, что в СанПиНе она имеет несколько фантастический уклон. Представьте типичную школьную уборную. Представили? А теперь прочтите следующее: «Количество санитарных приборов определяется из расчёта: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков».  Сколько уборных было в вашей школе? Немного меньше, не правда ли? И ещё пункт-откровение: «В санитарных узлах устанавливают педальные вёдра, держатели для туалетной бумаги; рядом с умывальными раковинами размещают электрополотенце или приспособление для бумажного полотенца. Рядом с умывальными раковинами должны быть мыло и полотенца». Мыло! И полотенце! Но подождите, есть кое-что посильнее. Для учащихся II и III ступени (с 5 по 11 класс) в уборных оборудуют «комнаты личной гигиены с биде или поддоном с гибким шлангом, унитазом и умывальной раковиной с подводкой холодной и горячей воды». Для многих читающих документ воспоминания о туалетах без унитазов, с проточным сливом и, чего уж скрывать, без дверей в кабинках, могут оказаться слишком горьки.

 

Парта 

Парта – то есть стол с наклоном рабочей поверхности – основа основ. Столы для школьников, спроектированные ещё в XIX веке Фёдором Эрисманом, должны располагаться в классах младших школьников. Для периода обучения письму СанПиН рекомендует использовать наклон 7-15 сантиметров. Сам стол должен регулироваться по высоте под рост ученика. В классах постарше можно использовать и стандартные ученические столы.

 Photo: vow

Продолжительность непрерывной работы за партой для обучающихся I ступени образования (начальная школа) не должна превышать 7-10 мин, а для обучающихся II — III ступени образования (средняя и старшая) — 15 минут. Как это возможно со средней продолжительностью урока в 40-45 минут? Об этом расскажем чуть ниже.

Ответ на вопрос «как сидеть» важен, как и вопрос «за чем сидеть». СанПиН настаивает: дети с нарушением слуха должны сидеть в первом ряду, с нарушением зрения — на ближних к классной доске партах. А вот детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены. Имеет смысл подумать об этом, если близорукий двоечник обосновался на «камчатке», а вечно болеющего школьника посадили у окна.

Кстати, постоянно пересаживать учеников — прямая обязанность учителей. По нормам, менять место школьников следует не менее двух раз за учебный год, особенно это касается детей, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт). Такая тасовка определяется нормами трудовой гигиены и необходима для нормального зрения учеников.

Научить ребёнка правильно сидеть за партой – тоже задача учителя. СанПин говорит: «учитель объясняет обучающимся, как надо держать голову, плечи, руки, и подчёркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола)». В приложении к документу даётся рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз или комплекс упражнений физкультурных минуток, чтобы сидение за партой не стало причиной неправильной осанки и близорукости. Ну, чтобы учитель хотя бы попытался этого избежать. Собственно, на это и должны прерываться увлекательные уроки на тему валентности химических элементов и «Евгения Онегина» как энциклопедии русской жизни.

 Photo: A.Savin

 

Доска

«На доске — тема урока», «Внимательно посмотрите на доску» и коронное «К доске пойдёт…» — роковые, несменяемые фразы учителей всех поколений. Без доски класс – не класс. К тому, как и где её располагать, тоже есть требования, которые очень досконально прописаны в СанПиНе. Итак, цитируем:

  • «От первой парты до учебной доски — не менее 240 сантиметров».
  • «Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски – 860 сантиметров».
  • «Высота нижнего края учебной доски над полом — 70-90 сантиметров».
  • «Расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырёхрядной расстановке мебели — не менее 300 сантиметров».
  • «Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II-III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования».

В общем, правильно повесить доску в классе – ужасно увлекательная история для педагогического состава, и если кому-то это всё-таки удалось, нужно не забыть в обязательном порядке доску подсветить — ради соблюдения норм освещения и сохранения зрения будущего страны.

 Photo: Taken

 

Обогрев 

Кому-то может быть и невдомёк, но отопление в школе может быть только газовым: ни паровые котлы, ни печки с дровами не допускаются (это тоже на всякий случай). Как и обогреватели, которыми грешат некоторые замерзающие в межсезонье учителя. В целом, СанПиН рекомендует протапливать школу следующим образом: спортзалы прогревать до 17-20°С, классы до 18-24°С. Влажность воздуха следует удерживать на отметке 40-60%. О том, что в такой влажной и жаркой атмосфере молниеносно размножаются вирусы и бактерии, давно и эмоционально кричит телеврач Евгений Комаровский, но к его мнению разработчики норм не очень-то прислушиваются.

 

Процесс 

Много интересного в документе посвящено самому главному – жизни детей в стенах МОУ. Во-первых, оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. Приём детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Во-вторых, уроки не должны начинаться ранее 8 часов утра, проводить «нулевые» уроки запрещается. В-третьих, как говорилось выше, в классе должно быть не более 25 человек.

Обозначены и нормы количества уроков: в первом классе — 4 урока в день и один день в неделю — не более пяти уроков за счёт урока физкультуры ; в 2-4 классах  — не более пяти уроков и один раз в неделю шести уроков за счёт урока физкультуры; в средней школе — не более шести уроков; а в старшей — не более семи.

 Photo: Mor

Чтобы неделя проходила легко, но продуктивно, а точнее «для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели», обучающиеся должны иметь облегчённый учебный день в четверг или пятницу.

Особенно много внимания в документе уделяется первоклашкам. Специально для них – только первая смена, сорокаминутная «динамическая пауза» в середине учебного дня,  безоценочная система, дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти и ещё дневной сон, прогулки и трёхразовое питание для посетителей группы продлённого дня.

 

Не по правилам

Допустим, вы прочитали СанПиН и поняли: в школе вашего ребёнка всё не так, как надо.  Что делать? К кому обращаться и куда жаловаться? Как и в детсадовской схеме, есть несколько путей решения проблемы:

  • Отправить жалобу в Роспотребнадзор. Это стоит делать в том случае, если вы заметили грубые нарушения санитарно-эпидемиологических требований. Обращение можно отправить онлайн на официальном сайте организации.
  • Отправить жалобу в Министерство образования. Это так же можно сделать онлайн.
  • Отправить жалобу в прокуратуру – к такому решительному шагу стоит прибегать в самых крайних случаях, среди которых могут быть: нарушения трудового законодательства, нарушение режима питания, воспитательной и образовательной деятельности детей, денежные вымогательства или несчастные случаи, допущенные по халатности сотрудников.
  • Поговорить с завхозом или директором. Быть может, замеченные вами нарушения – чистая случайность и недоработка сотрудников? Прежде чем начинать визиты по вышестоящим инстанциям, нужно зафиксировать своё недовольство у руководства школы.  Вероятно, проблема решится быстрее, чем можно себе представить.

Мария Соловьёва 

29.03.2017

knowrealty.ru

Трудно ли записать ребенка в первый класс? Какие существуют требования и ограничения по регистрации места жительства и фактическому проживанию? Сколько детей должно быть в школьных классах и сколько бывает фактически? Об этом

   На круги своя

   Россиян, при особенностях нашей жизни, трудно чем-либо удивить в принципе. Жизнь, как качели, качается из стороны в сторону — что-то так или иначе движется по кругу и является хорошо забытым старым, что-то появляется новое и либо приживается, либо уходит в никуда.
   Так, в теперь уже далекие советские годы большинство детей обучались в школах, ближе всего расположенных к их дому. Были, конечно, и «элитные» учебные заведения, куда некоторые родители пытались устроить своих чад вопреки существующим правилам.
   В первое десятилетие двадцать первого века «привязка» детей к школе стала почти атавизмом, как крепостное право в царской России. Плачевная демографическая ситуация позволяла родителям свободно выбирать практически любую понравившуюся школу для своего подросшего ребенка. Это было очень удобно, прежде всего, тем, кто проживал не по своему официальному адресу.  
   И вот вновь — демографический взлет, приведший к резкому увеличению числа потенциальных первоклашек, «переполнению» классов и … законному ограничению на поступление в первый класс тех детей, чье официально зарегистрированное место жительства не относится территориально к выбранной родителями школе.  

   Всех желающих взять нельзя  

   Как рассказала ведущий специалист по учебной работе Управления образования администрации города Бузулука Анна Сергеевна Павлова, по закону об образовании в первый класс общеобразовательных школ детей должны принимать по территориальному принципу.
   — За каждой школой закреплен свой близлежащий жилой район, и проживающие там дети гарантированно получают в ней места. Родители будущих школьников должны лишь написать заявление о приеме их ребенка в данное учебное заведение. Те родители, чьи дети проживают в соответствии с официальной регистрацией места жительства, пишут и подают заявление в первую очередь, с первого февраля по тридцать первое июля. Те, кто фактически проживает рядом со школой, но зарегистрирован по другому адресу, а также все остальные смогут подать заявление только после первого июля. Этих детей школа сможет принять лишь при наличии свободных мест.
   То, что ребенок проходил подготовку к школе в определенном учебном заведении, совершенно не является гарантией его поступления в первый класс именно этой школы. Подготовка вообще не обязательна. Поэтому, независимо от того, ходил или нет будущий школьник на подготовку, заявление о его приеме в первый класс принимается учебным заведением именно в год его поступления в школу, а не заранее, и никак не связано с заявлением о прохождении подготовительных занятий.
   Школы заинтересованы в том, чтобы к ним пришло как можно больше первоклассников, так как от этого зависит финансирование учебного заведения. Однако СанПиН (санитарные правила и нормы) предусматривает на каждого ребенка определенную площадь в учебном кабинете. Стандартные кабинеты предполагают обучение в них двадцати пяти детей, если площадь кабинета несколько больше – тридцати. И раньше, и сейчас школы хотели бы придерживаться идеального числа учеников в каждом классе — двадцать пять человек, но в реальности сегодня их бывает двадцать восемь — тридцать. А тридцать два человека — это тот максимальный предел, больше которого учеников в классе быть не должно ни в коем случае.
   Конечно, иногда возникают и спорные моменты. К нам обращаются родители, которым школа в силу объективных причин отказала в приеме ребенка в первый класс. Такие ситуации мы стараемся решать, объясняем родителям причину отказа. Чаще всего школа не может принять «лишнего» первоклашку просто потому, что даже парту для него поставить некуда. Но, даже когда приходится отказывать родителям в их просьбе, мы всегда предлагаем альтернативные варианты.  
   Самыми востребованными у родителей будущих первоклассников являются школы №№ 6, 8 и 1 в центре города, а также гимназия и школа №3 в микрорайонах. Это обусловлено, прежде всего, местом работы родителей, чтобы им было удобно утром провожать ребенка в школу, а также укоренившимся в сознании людей представлением о том, что в центральных школах уровень образования выше, хотя он одинаков везде.      

   Кто не успел, тот опоздал
   или Вакантные места заканчиваются

   Согласно приказу Министерства образования РФ от двадцать второго января 2014 года «Об утверждении порядка приема граждан на обучение…», прием заявлений о поступлении детей в первый класс продолжается в два этапа — с первого февраля по конец августа или даже не позднее пятого сентября начинающегося учебного года. Однако в большинстве бузулукских школ, по данным на двадцать пятое июля, все вакантные места уже закрыты.
   Официальный сайт школы №6 сообщает, что прием в первый класс на 2017-2018 учебный год уже окончен. И даже при том, что групп продленного дня в этой школе нет, все свободные места для первоклассников здесь уже заполнены.  
   В школе №8 план приема первоклассников составлял в этом году сто человек, из которых уже сформированы четыре первых класса. Свободных мест здесь также уже нет.
   Завершен прием и в три первых класса школы №1 имени В. И. Басманова.
   Нет вакантных мест для первоклассников и в гимназии №1 имени дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта Юрия Викторовича Романенко. План в сто десять человек выполнен здесь легко и быстро. Кстати, несмотря на статус гимназии, набор будущих первоклассников в это учебное заведение происходит так же, как и во всех остальных школах Бузулука.
   В школе №5 в три первых класса набрали по двадцать девять — тридцать человек. Такой большой набор здесь осуществлен впервые после продолжительного времени — рядом со школой построили новые многоквартирные дома.
   В школе №9, по данным на двадцать пятое июля, вакантными остаются еще десять мест для первоклассников. Всего план приема предполагает прием пятидесяти человек.
   В школу №10 имени Героя Советского Союза Фёдора Константиновича Асеева планировали принять сто первоклассников. Но только «своих» детей к ним пришло больше ста человек, а еще те, кто не имеет регистрации в близлежащем микрорайоне. Поэтому руководство школы приняло решение открыть еще один дополнительный первый класс. На данный момент в нем осталось только пятнадцать вакантных мест. Всего наполняемость первых классов в этой школе составила двадцать шесть — двадцать восемь человек.  
   Заняты все свободные места в школах №№3 и 13, а также в начальной школе полного дня №11.  
   Продолжается прием первоклассников в школу №12 и девять вакантных мест (по данным на двадцать восьмое июля) ждут будущих учеников в школе №4.

   Личный опыт родителей

   Ирина, продавец:

— Попасть в ту школу, в которую хочется, оказалось трудно. Мой ребенок прописан на Шевченко, а хотелось, чтобы учился в гимназии. Но нам, к сожалению, в приеме к ним в первый класс отказали.

   Елена, администратор кафе:

— Мы живем в поселке Нефтяников, но очень хотели, чтобы сын пошел в восьмую школу. Однако приняли нас только в четвертую.

   Марина, диспетчер:

— Живем на улице Партизанской, но прописаны в другом месте. Поэтому не знали, возьмут в этом году нашего младшего ребенка в близлежащую четвертую школу или нет. Взяли. Теперь наши дети оба учатся рядом с домом.

Вера ДАРМОДЕХИНА

КОММЕНТАРИИ0

РАЗМЕЩЕНО: 14.08.2017 / 13:13

1885

для печати

buzulukinform.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *