Сколько ж д вокзалов в москве – Список ЖД вокзалов Москвы. Где находятся на карте метро.

Содержание

Список ЖД вокзалов Москвы. Где находятся на карте метро.

В настоящий момент в Москве действует девять железнодорожных вокзалов: Белорусский, Казанский, Киевский, Курский, Ленинградский, Савеловский, Павелецкий, Рижский, Ярославский. Почти все они — конечные станции разных ж.д. направлений. Белорусский, Курский и Савёловский не являются тупиковыми и связаны с другими железнодорожными ветками.

Пригородные электрички отправляются со всех вокзалов, поезда дальнего следования — со всех, кроме Савеловского. С Киевского, Павелецкого и Белорусского ходят Аэроэкспрессы до аэропортов Внуково, Домодедово и Шереметьево соответственно.

Список ЖД вокзалов Москвы

Белорусский – ст.м. Белорусская. Поезда дальнего следования отправляются на запад и по северному направлению (бывшее Савеловское), в том числе за границу. Пригородные электропоезда — на Усово, Бородино, Звенигород. Также здесь транзитом проходят электропоезда Курского и Савёловского направлений, поезда Минск — Новосибирск, Брест — Новосибирск.

Казанский – ст.м. Комсомольская. Поезда дальнего следования и электрички ходят по направлениям: Муром (восток) и Рязань (юго-восток). Разделение потоков происходит на станции Люберцы I.

Киевский – ст.м. Киевская. Составы дальнего следования идут через Брянск на Киев и в другие города Украины. Электрички следуют до станций: Лесной Городок, Солнечная, Апрелевка, Бекасово-Сортировочная, Наро-Фоминск, Малоярославец, Кресты, Калуга-1, Калуга-2.

Курский – ст.м. Курская. Поезда едут на Курск, Орёл, Белгород и в другие города юга России: Ростов-на-Дону, города Черноморского побережья и Северного Кавказа. Также отсюда можно доехать до Нижнего Новгорода, в том числе на быстроходных экспрессах «Сапсан» и «Ласточка». Пригородные электрички идут на юг — на Подольск, Серпухов, Тулу и на восток (Горьковское направление) — на Балашиху, Фрязево, Железнодорожный, Ногинск, Павловский Посад, Захарово, Крутое, Электрогорск и Владимир. Пригородные электрички Горьковского направления отправляются не с основных, а с отдельных тупиковых платформ.

Ленинградский – ст.м. Комсомольская. Поезда следуют в Санкт-Петербург, Мурманск, Великий Новгород, Петрозаводск, Псков, Таллин, Хельсинки. Пригородные электрички до Крюково, Подсолнечной, Клина, Конаково, Твери.

Павелецкий – ст.м. Павелецкая. Составы дальнего следования отправляются до Нижнего и Среднего Поволжья, Средней Азии, Казахстана и Кавказа. Пригородные электропоезда едут до станции Узуново и до аэропорта «Домодедово».

Рижский – ст.м. Рижская. Отправляются поезда в Великие Луки, Псков и Ригу. Пригородные электрички до станций: Нахабино, Новоиерусалимская, Дедовск, Румянцево, Волоколамск и др.

Савёловский – ст.м. Савеловская. Пригородные электропоезда до Долгопрудного, Лобни, Дмитрова, Дубны и Савёлово (Кимры). Некоторые электрички следуют по Белорусскому направлению.

Ярославский – ст.м. Комсомольская. Составы следуют в районы Севера, на Урал, в Сибирь, Дальний Восток, Китай, Монголию. Отсюда начинается самая длинная в мире железнодорожная ветка: Москва — Владивосток (длина 9302 км). Ярославское направление соединено с Горьковским веткой Фрязево — Мытищи и принимает на себя часть пригородного пассажиропотока Курского направления.

Как добраться до вокзалов

Все вокзалы находятся в непосредственной близости от станций метрополитена, при перемещении от одного до другого потребуется только один вид общественного транспорта — метро. Причем, все, кроме Савёловского и Рижского, находятся на станциях кольцевой линии метрополитена.

Вокзалы: Казанский, Ленинградский и Ярославский находятся в пешей доступности друг от друга на Комсомольской площади, чаще называемой Площадью трех вокзалов.

О времени работы метро и о том, как выгоднее купить билет в подземку, читайте здесь:

Как работает метро в Москве

Как оплатить проезд в московском метро

Где находятся вокзалы Москвы на карте метро

Схема Московского метро с вокзалами и аэропортами от © Студия Артемия Лебедева (картинка кликабельна):

Аэроэкспрессы

На электропоездах «Аэроэкспресс» можно добраться до аэропортов со следующих вокзалов:

  • С Киевского — до Внуково
  • С Белорусского — до Шереметьево
  • С Павелецкого — до Домодедово

Более подробно, как попасть в аэропорты, читайте:

Как доехать до аэропорта Шереметьево

Как попасть в аэропорт Домодедово

Как добраться до аэропорта Внуково и выбраться из него

ЖД вокзалы на карте Москвы

puls-msk.ru

Сколько железнодорожных вокзалов в Москве? — журнал «Рутвет»

Оглавление:

  1. Белорусский вокзал
  2. Казанский вокзал
  3. Киевский вокзал
  4. Курский вокзал
  5. Ленинградский вокзал
  6. Павелецкий вокзал
  7. Рижский вокзал
  8. Савёловский вокзал
  9. Ярославский вокзал

Ответ на вопрос, сколько железнодорожных вокзалов в Москве, очень прост – есть всего 9 действующих вокзалов. Когда-то (до 1896 г.) был ещё Нижегородский вокзал, а в начале прошлого века планировалось строительство Центрального вокзала, но планам не суждено было сбыться.

Большинство московских вокзалов являются тупиковыми: отсюда начинаются и здесь заканчиваются железнодорожные направления. Но Курский, Белорусский и частично Савёловский (через него проходит ветка от Белорусского вокзала в сторону Рыбинска) вокзалы являются сквозными.

Пригородные поезда (электрички) отправляются со всех вокзалов, а поезда дальнего следования – со всех, кроме Савёловского вокзала. Транзит поездов дальнего следования может осуществляться через Белорусский и Курский вокзалы. От трёх вокзалов – Белорусского, Павелецкого и Киевского отправляются специальные электрички – аэроэкспрессы до московских аэропортов «Шереметьево», «Домодедово» и «Внуково». Самые загруженные Курский и Казанский вокзалы, а самые «скромные» – Савёловский и Рижский.

Видео про железнодорожные вокзалы в Москве

Возле каждого вокзала есть обязательно станция метро, при этом все крупнейшие вокзалы находятся на кольцевой линии метрополитена.

На Комсомольской площади расположились сразу три вокзала – Казанский, Ярославский и Ленинградский, отчего она получила неофициальное название «площадь трёх вокзалов».

Сколько ж/д вокзалов в Москве, на которых есть возможность пересадки на железнодорожные платформы других направлений – это троица с Комсомольской площади, а также Рижский и Савёловский.

Белорусский вокзал (пл. Тверской Заставы, 7)

Этот исторический вокзал сменил много названий – был он Смоленским и Брестским, затем Александровским и Белорусско-Балтийским. Первоначально его поезда ходили только до Смоленска, поэтому и вокзал так назывался, но уже через год путь продлился до Бреста, тотчас сменилось и название. В ознаменование столетия победы в Отечественной войне 1812 года вокзал снова был переименован в Александровский, а дальнейшие изменения были связаны с названиями железных дорог, к которым он относился.

Есть и ещё одно его имя, также связанное с Отечественной войной, но уже следующей – Вокзал Победы, ведь именно отсюда с 1941 года на линию фронта отправлялись эшелоны с войсками и здесь же через 4 года встречали победителей, возвращавшихся из Европы.

Знаменитая песня «Священная война» прозвучала впервые именно на Белорусском вокзале. До сих пор Белорусский вокзал служит воротами в Европу, отправляя путешественников в Польшу, Литву, Словакию, Чехию, Германию, Австрию.

Казанский вокзал (Комсомольская пл., 2)

Из находящихся на «площади трёх вокзалов» этот вокзал наиболее молодой, но и самый крупный. Строить его начали в 1913 году и закончили основные работы в 1926, но продолжили достраивать этот крупный узел до 1948 года. Особенностью Рязанского направления среди прочих московских железных дорог, является левостороннее движение поездов. Поэтому на большинстве её станций выход из электрички происходит на непривычную противоположную сторону. Это наследие английских инженеров, которые изначально строили это направление. Менять эту систему позже оказалось слишком дорого, поэтому её и оставили. До сих пор Казанский вокзал остаётся единственным вариантом ответа на вопрос, сколько ж/д вокзалов в Москве имеют «неправильный» выход.

Киевский вокзал (пл. Киевского вокзала, 2)

До 1934 г. это был Брянский вокзал, поскольку данное направление велось в Москву из Брянска. На тогдашней окраине Москвы была развёрнута масштабная стройка крупнейшей товарной станции. Первый почтово-пассажирский состав отправился с этого вокзала в Брянск в 1899 году. В 2004 году вокзал претерпел реконструкцию перронного зала, сохранившую, однако, его исторический облик.

Отсюда теперь отправляются аэроэкспрессы до «Внуково».

Курский вокзал (ул. Земляной Вал, 29)

Рассказывая, сколько в Москве вокзалов, нельзя не упомянуть крупнейший Курский вокзал, принимающий огромный поток электричек и дальних поездов. Он универсален. Если большинство других московских вокзалов – тупиковые, то через него транзитом проходят поезда с юга на север. Отсюда можно уехать как в Петербург, так и в Ростов-на-Дону. Железная дорога между Москвой и Курском строилась всего 2 года (1866-1868), когда и был построен в статусе временного деревянный Нижегородский вокзал возле Покровской (ныне Абельмановской) заставы. Несмотря на рост перевозок, никак не могли подыскать постоянное место для вокзала, строительство которого закончилось лишь в 1896 году. Поэтому и поныне левое крыло здания относится к Курскому направлению, а правое – к Горьковскому (бывшему Нижегородскому). Вокзал перенес две реконструкции – в 1938 г. и крупную в семидесятых.

Видео про Курский вокзал в Москве

Ленинградский вокзал (Комсомольская пл., 3)

Этот вокзал открывает из Москвы путь на северо-запад. В нём чувствуется элегантность и спокойствие Северной столицы.

Это старейший столичный вокзал, появившийся ещё в 1849 году, является близнецом Московского вокзала в Петербурге.

Его строил сам К.А. Тон, архитектор, построивший также Большой Кремлёвский дворец и Храм Христа Спасителя. По указу Николая Первого был возведён Императорский вокзал с роскошными интерьерами. Само августейшее семейство в 1851 году совершило пробную поездку по недавно построенной железной дороге, соединившей новую и старую столицы России, тогда на это потребовалось почти 22 часа. До 1923 года он назывался Николаевским, затем Октябрьским, а с 1937 года стал Ленинградским. Последнее наименование осталось, несмотря на возвращение Санкт-Петербургу исторического названия.

Сколько вокзалов в Москве ни есть, а Ленинградский – единственный, не находящийся в юрисдикции Московской железной дороги и по-прежнему подчиняющийся Северной столице.

Павелецкий вокзал (Павелецкая пл., 1а)

Первоначально называвшийся Саратовским, это вокзал был возведён в 1900 году, заканчивая собой Павелецкую железную дорогу, которая проходила рядом с Коломенской-Ямской (сейчас Дубининская) и Кожевнической улиц. Первоначально эта ветка тянулась до станции Павелец, а позднее была продолжена до Саратова. Поэтому Павелецкий вокзал связывает Москву с Нижним и Средним Поволжьем.

Рижский вокзал (пл. Рижского вокзала, 1)

Прирост российской территории в конце 19 века активизировал строительство новых путей к незамерзающим прибалтийским портам. Этот фактор явился причиной прокладки Московско-Виндаво-Рыбинской ветки. Для здания пассажирского вокзала определили место возле Крестовской заставы. Виндавский вокзал был торжественно открыт в 1901 году и с тех пор много раз менял названия. Первоначальное название продержалось до 1930-х годов, а после это был Балтийский, Ржевский, а с 1946 года стал Рижским вокзалом. Современное здание вокзала связано с сетью подземных пешеходных переходов, объединяющих его с одноимённой станцией метро.

Савёловский вокзал (пл. Савёловского вокзала, 2)

Построить эту дорогу предложил Савва Мамонтов. Она задумывалась в качестве товарной, предназначенной для упрощения доставки грузов из Рыбинска, где оканчивался протяжённый волжский речной путь, до столицы. Вокзал строился трудно и долго из-за финансовых и административных неурядиц. Торжественное открытие прошло только в 1902 году, а первоначальным названием вокзала стало Бутырский по месту расположения.

В настоящее время это единственный московский вокзал, отправляющий только пригородные поезда.

С 2004 г. Савёловский вокзал стал своеобразными воротами «Шереметьево»: здесь можно сдать багаж и пройти регистрацию на авиарейсы. Пока местные аэроэкспрессы ходят только до станции Лобня, где пассажиры пересаживаются на специальный автобус, но строится ветка до самого аэропорта. Планируется со временем связать три крупнейших московских аэропорта (Домодедово, Шереметьево и Внуково) единой железнодорожной сетью.

Ярославский вокзал (Комсомольская пл., 5)

Облик этого вокзала – самый строгий из всей троицы. Цветовая гамма и высокая шатровая башня напоминают о русском севере. Иногда вокзал называют Северным. Раньше здание вокзала было деревянным, но в 1902-1904 годах появился современный вариант. Если брать пригородные перевозки, то здесь Ярославский вокзал считается крупнейшим в столице – в день он пропускает больше 200 электричек.

Какой из железнодорожных вокзалов Москвы Вам кажется самым красивым? Как думаете, хватает ли 9 вокзалов в столице? Поделитесь своим мнением в комментариях.

www.rutvet.ru

направления поездов, адрес, ближайшая станция метро

На заметку гостям Москвы: расположение московских вокзалов и направления, которые они обслуживают

На сегодняшний день в Москве действует девять вокзалов, оснащенных самыми современными средствами безопасности и контроля для улучшения качества обслуживания пассажиров, а также действуют электронные табло, информационные интерактивные панели и другие средства навигации и информирования посетителей вокзала. Почти все московские вокзалы были построены еще в 19 или в начале 20 века и сегодня являются настоящими памятниками архитектуры.

Расположение и направления московских вокзалов

Белорусский вокзал 

 

Обеспечивает отправление и прием поездов западного и восточного направлений – с него отбывают  поезда в Минск, Прибалтику, Германию, Чехию и Польшу. Расположен вокзал на площади Тверской заставы, 7 (станция метро Белорусская).

В четвертом зале расположена посадочная платформа поездов «Аэроэкспресс», с которой происходит отправление в аэропорт «Шереметьево» (для посадки можно самостоятельно зарегистрироваться в интерактивном киоске или забронировать билет на нашем сайте заранее. На территории Белорусского вокзала пассажиры могут воспользоваться услугой камер хранения багажа и ручной клади, провести время в зале отдыха, посетить кафе и магазины, воспользоваться доступом к Wi-Fi и остановиться на ночь в хостеле.

Казанский вокзал

 

Вокзал обеспечивает прибытие и отправление поездов восточного и юго-восточного направлений, в частности это поезда в Казань, Среднюю Азию, на Урал и Алтай. Расположен вокзал на Комсомольской станции метро по адресу Комсомольская площадь, 2.

На территории вокзала пассажиры могут остановиться в хостеле, сдать багаж и ручную кладь в камеру хранения, воспользоваться санитарно-гигиеническими комнатами (имеется пеленальный столик) и услугой VIP-сопровождения с посадкой на поезд, доставкой багажа, сопровождением медработника (при необходимости), электронной регистрацией, размещением в комнате длительного отдыха и др. Также вокзал оборудован всем необходимым для людей с ограниченными физическими возможностями – вход со стороны Комсомольской площади имеет один уровень с привокзальной территорией, на платформах нет вертикальных препятствий, а для информирования пассажиров используются пиктограммы, световые табло и указатели.

Киевский вокзал

 


На Киевском вокзале обслуживаются поезда западного направления, идущие на Украину и в Европу. Расположено здание вокзала по адресу Киевский вокзал, 1 (на Киевской станции метро).

На территории вокзала посетители могут воспользоваться услугами камеры хранения, санитарно-гигиеническими комнатами, банкоматами, услугами носильщиков багажа, справочной службы, зон отдыха и медпункта. С платформы Киевского вокзала осуществляется посадка на поезда «Аэроэкспресс» с трансфером до аэропорта «Внуково». Также в здании есть общественная точка доступа Wi-Fi. При необходимости можно остановиться в привокзальном отеле «Менеджмент».

Курский вокзал

 

Вокзал принимает составы южного направления — поезда в Нижний Новогород и на Кавказ. Расположен Курский вокзал на улице Земляной Вал, 29 (станция метро Курская).

На вокзале пассажиры могут воспользоваться информационными, транспортными, офисными и санитарно-гигиеническими услугами (имеется место для пеленания и комната матери и ребенка), а также услугой бытового обслуживания (химчистка, прачечная, ремонт обуви и одежды). На территории вокзала работают банкоматы, кафе, магазины, медпункт, имеется зона отдыха и зал совещаний для официальных лиц, а также парикмахерская в VIP-зале. Кроме того, для клиентов VIP-зала предоставляется полный спектр бизнес-услуг, высокоскоростной Wi-Fi, междугородняя и международная связь, экспресс-доставка, помощь в организации конференций и услуги персонального менеджера. Вокзал оборудован всем необходимым для комфорта пассажиров с ограниченными физическими возможностями.

Ленинградский вокзал

 

Этот вокзал принимает и отправляет поезда северных маршрутов — поезда в Санкт-Петербург, Эстонию, Финляндию и северные города России. Расположено здание вокзала на Комсомольской площади, 3 (на станции метро Комсомольская).

На территории вокзала посетители могут воспользоваться услугами справочной службы, камеры хранения, Wi-Fi точкой доступа, санитарно-гигиеническими комнатами (есть место для пеленания), услугами ксерокопии, телефонии, медпункта и платной парковки. Также вокзал предлагает услугу «Видеовесточка» — это бесплатная почта, которая позволяет отправлять видеописьма со специальных терминалов. Вокзал полностью оборудован для комфорта посетителей с ограниченными физическими возможностями. 

Павелецкий вокзал

 

На Павелецкий вокзал прибывают поезда южных маршрутов из Поволжья, Казахстана, Средней Азии. Расположено здание на Павелецкой площади, 1а (станция метро Павелецкая).

На территории вокзала посетители могут воспользоваться услугами справочно-информационных служб, медпункта, службы хранения багажа, транспортной службы, санитарно-гигиеническими комнатами (в том числе столиками для пеленания), высокоскоростным Wi-Fi, платной парковкой и банкоматами. Во время ожидания отбытия посетители могут также воспользоваться услугами кафе, магазинов и комнаты отдыха (возможно размещение в комнатах длительного отдыха). Для официальных лиц возможно предоставление конференц-зала и VIP-сопровождение, включающее парковку авто, сопровождение при посадке, доставка багажа, бронирование номера в КДО, медицинское сопровождение (по необходимости) и помощь при покупке/бронировании билета без очереди. Здание вокзала оборудовано всем необходимым для удобства передвижения маломобильных граждан.

Рижский вокзал

 

Вокзал обеспечивает отправление поездов в Великие Луки и в Латвию. Расположен на Рижской площади, 1 (на станции метро Рижская).

На вокзале пассажиры могут воспользоваться услугами справочной службы, камеры хранения багажа и ручной клади, транспортной службой, услугами связи и ксерокопии, санитарно-гигиеническими комнатами (есть место для пеленания ребенка). Также на территории здания есть банкоматы, магазины, кафе, медпункт и отделение полиции. Оставить автомобиль можно на платной стоянке, остановить на ночь – в комнатах длительного отдыха или в недорогом хостеле с частными и общими номерами. Вокзал полностью оборудован всем необходимым для людей с ограниченными физическими возможностями.

Ярославский вокзал

 

К вокзалу прибывают поезда восточных и северных маршрутов из Воркуты, Урала, Сибири, Китая, Монголии и с Дальнего Востока. Расположен вокзал на Комсомольской площади, 5 (на станции метро Комсомольская).

В здании вокзала посетители могут воспользоваться услугами транспортной службы, камеры хранения, справочной, санитарно-гигиеническими комнатами и услугами носильщика багажа. Во время ожидания рейса пассажиры могут посетить кафе, магазины, воспользоваться банкоматами и платными туалетами. Оставить автомобиль можно на платной стоянке. Разместиться можно в комнатах длительного ожидания, а для пассажиров с детьми – в комнате матери и ребенка. Также вокзал оказывает услуги VIP-сопровождения, которая обеспечивает помощь при посадке на рейс, парковку авто, услуги носильщика, бронирование комнаты в КДО, электронную регистрацию и медицинское сопровождение (при необходимости).

Савеловский вокзал

 


Единственный московский вокзал, принимающий и отправляющий исключительно пригородные поезда. Расположен на площади Бутырской Заставы, 2 (станции метро Менделеевская и Савеловская).

Вокзал окружен четырьмя станциями метро – «Савеловской», «Марьиной Рощей», «Динамо» и «Новослободской».  Часть территории занимает посадочный терминал компании «Аэроэкспресс», осуществляющей трансфер до аэропорта «Шереметьево». В здании вокзала пассажиры могут воспользоваться информационно-справочной службой, санитарно-гигиеническими комнатами, зоной отдыха, платным туалетом и услугами медпункта. Во время ожидания рейса пассажиры могут посетить кафе и магазины.

 

russianrailtickets.com

Сколько железнодорожных вокзалов в Москве

Железнодорожные вокзалы в Москве – это не просто место, откуда можно сесть на поезд и отправиться в путешествие. Это история нашей страны и история конкретно Москвы. Вокзалы в столице – это памятники архитектуры, приносящие помимо своей исторической важности ещё и пользу.

Сейчас все железнодорожные станции в Москве оснащены по современным стандартам. Часть из них поддерживает электронные билеты взамен старых, бумажных. На каждом вокзале есть вся доступная информация на нескольких языках, чтобы приезжающий или покидающий город человек смог разобраться, что к чему.

В истории вокзалов было много всего. Некоторые из них даже хотели закрыть. Но сейчас в Москве есть девять вокзалов:

1. Белорусский вокзал

Приступил к обслуживанию поездов в 1870 году. За свой срок работы сменил много названий. Так, в первый год своего существования именовался Смоленским вокзалом, переименован в Брестский вокзал, какое название носил до 1912 года. С 1912 по 1917 годы – Александровский, потом до 1922 – снова Брестский. Предпоследнее его название – Белорусско-Балтийский, которым он был до 1936 года.
Расположен на станции метро «Белорусская».

2. Ярославский вокзал

Создан в 1862 году. Со дня основания и вплоть до 1870 года носил имя Троицкий. До 1922 года был Ярославским, но его переименовали в Северный, каким он и являлся до 1955.

3. Казанский вокзал

Год начала его работы – 1862. Был переименован в Казанский только в 1894 году, до этого же носил имя Рязанский.

4. Севёловский вокзал

Был построен в 1902 году. С момента основания и до 1912 года носил имя Бутырский вокзал.

5. Курский вокзал

Начал работу в 1896 году. Сразу после создания назывался Курско-Нижегородский, однако позднее стал просто Курским. Интересный факт – Москве принадлежит только 40% площади вокзала.

6. Павелецкий вокзал

В 1900 году был открыт и начал работу. Имел своё теперешнее название до 1910 года, после чего был переименован в Саратовский. Это название он носил до 1941 года.

7. Киевский вокзал

Работает с 1918 года. Изначально назывался Брянским вокзалом. В 1934 году его переименовали в Киевский.

8. Рижский вокзал

Работает с 1901 года. Имел название Виндавский до 1930 года, затем Балтийский до 1942 года, а после, вплоть до 1946 года, Ржевский.

9. Ленинградский вокзал

Открыл свои двери для путешественников в 1851 году. Изначально назывался Петербургским вокзалом, в 1855 году сменил его на Николаевский. С 1924 по 1937 годы носил гордое имя Октябрьского вокзала, и только после этого получил нынешнее имя.

Из десяти существовавших за историю столицы вокзалов до нашего времени дошло девять. Нижегородский вокзал, который был построен в 1861 году, был ликвидирован. Он был не нужен городу, поскольку рядом с ним уже действовал Курский вокзал. Некоторое время он обслуживал только товарные поезда, а после был и вовсе закрыт – мешал строительству жилых комплексов.

Все вокзалы связываются кольцевой линией метро. Это сделано для удобства пассажиров – не нужно далеко ходить, чтобы добраться в нужное место. Также со всех вокзалов ходят электрички в пригород. Есть даже вокзал, который принимает и отправляет исключительно пригородные поезда – Савёловский.

mos-holidays.ru

9 вокзалов Москвы. – Варламов.ру – ЖЖ

В Москве имеется 9 действующих железнодорожных вокзалов. Почти все вокзалы являются начально-конечными тупиковыми пунктами железнодорожных линий-направлений от Москвы (не являются тупиковыми Белорусский и Курский, и, отчасти, Савеловский, через который проходит одна не тупиковая линия — через нее проходит поезд дальнего следования с Белорусского вокзала до Рыбинска). Названия большинства из вокзалов (за исключением Ленинградского, Белорусского, Савёловского) совпадают с названиями их железнодорожных станций.

По материалам проекта «Фотографии старой Москвы» представляю вам подборку фотографий московских вокзалов.

Белорусский вокзал (Смоленский, Брестский).

Строительство железной дороги от Москвы к Смоленску, а затем в направлении Минска и Варшавы, началось во второй половине 1860-х гг. Дорога называлась Московско-Смоленской. Строительство вокзала, получившего название Смоленский, началось в конце апреля 1869 года. Торжественное открытие Московско-Смоленской железной дороги состоялось 19 сентября 1870 г. Вокзал стал шестым по счёту в Москве. В ноябре 1871 года, после продления дороги до Бреста, вокзал стал называться Брестским. В начале 1890-х гг. движение стало двухпутным, а платформа отправления была всего одна. К реконструкции вокзала, уже не вмещавшего в себя пассажиров, приступили лишь в 1907 году. 15 мая 1910 года открыли правое крыло нового вокзала, 26 февраля 1912 года — левое. Автором проекта был архитектор Иван Струков. 4 мая 1912 года железная дорога была переименована в Александровскую, вокзал стал называться Александровским. В августе 1922 года Александровская и Московско-Балтийская дороги были объединены в Московско-Белорусско-Балтийскую, поэтому вокзал был переименован в Белорусско-Балтийский. В мае 1936 года, после очередной реорганизации железных дорог, вокзал получил своё нынешнее название — Белорусский.

Но самое важное его имя — Вокзал Победы. Это отсюда в 1941 году отправлялись эшелоны на линию фронта, и здесь же в 1945 встречали солдат-победителей, возвратившихся из Берлина. Именно здесь впервые прозвучала песня «Священная война». Каждый год 9 мая на Белорусском вокзале проходит празднование Дня Победы. В этот день с вокзала отправляется «Поезд памяти». В здании вокзала, в Воинском зале, открыт музей, где отражена жизнь Белорусского в военные и послевоенные годы.

Казанский вокзал (Рязанский).

Здание вокзала построено в 1862—1864 годах для Рязанской железной дороги, с 1894 также и для Казанской железной дороги. Первый поезд по маршруту Москва — Коломна ушёл с Казанского вокзала 20 июля 1862 года. Строительство современного здания Казанского вокзала началось в 1913 и закончилось в 1940. Здание выстроено в неорусском стиле А. В. Щусевым, создателем гостиницы «Москва», Мавзолея В.И. Ленина и станции «Комсомольская». Использовался принцип «хоромной» композиции, принятой в древнерусской архитектуре. В здании вокзала сочетаются несколько непохожих друг на друга объемов, напоминающих то крепостные башни, а то и торговые ряды. Объединяет их все угловая башня, напоминающая башню Сююмбеки в Казанском кремле. Башня увенчана шпилем с драконом Зеланом, изображавшимся на древнем гербе Казани. На одном из фасадов здания расположены часы со знаками зодиака.

В 1950-х гг. был достроен зал пригородного сообщения, который был соединён со станцией метро «Комсомольская». В 1987—1997 гг. здание реконструировано: обновлён облик, расширены и перепланированы внутренние помещения, сооружены крыши над перронами, здание оснащено современными техническими средствами. На сегодняшний день вокзал является одним из крупнейших вокзалов Европы.

Рязанское направление — единственная московская железная дорога с левосторонним движением поездов. Так, на большинстве станций электрички подходят к платформе с непривычной левой стороны. А все потому, что изначально в строительстве участвовали английские инженеры. Менять все «слева направо» оказалось слишком дорого и хлопотно — так и оставили. Запретят ли вместе с левосторонними автомобилями и левостороннюю железную дорогу — вопрос сложный:

Киевский вокзал.

В 1897–1899 годах пустынная когда-то окраина Москвы превратилась в огромную стройку. Самый большой отрезок земли дорога выделила под товарную станцию, где довольно быстро вырос солидный кирпичный пакгауз, появились крытые железом навесы для складирования грузов и товарная контора (здание конторы сохранилось до наших дней). К марту 1899 года станция практически была готова. Первое здание вокзала представляло собой вытянутую постройку с двумя подъездами провинциального вида. Ни одна станция в Москве не служила таким частым поводом для едких карикатур. Высмеивались и уездный облик здания, и пассажиры с носами, закопченными от керосинок, и скупость железнодорожной компании, которая «украсила Москву таким срубом».

Новый Брянский вокзал не украшал город – это было унылое, одноэтажное здание. Создавалось впечатление его временности, быть может оттого, что многие ожидали увидеть монументальный столичные вокзал. Но «временное пассажирские помещение» простояло полтора десятка лет, пока правление Московско-Киево-Воронежской железной дороги не решило возвести самый большой вокзал Москвы.

29 июня 1899 года состоялось освящение помещений Брянского вокзала, а 1 августа — открытие железной дороги. Из Москвы в Брянск отправился первый почтово-пассажирский поезд. К открытию вокзал украсили пышно и изобретательно: перед зданием устроили шатер, куда привезли особо чтимые иконы. На открытие новой дороги собрались московские власти, городской голова князь В.М. Голицын, множество почетных гостей во главе со строителем дороги, инженером М.И. Григорьевым.

В 1912 году правление дороги смогло выделить средства на строительство нового здания вокзала. Разработка проекта была поручена архитектору И.И. Рербергу. Главный фасад с колоннами, задуманный в строгом стиле неоклассицизма, архитектор развернул к Москве-реке. Все пространство до берега в то время было тесно застроено небольшими домиками, конюшнями, сараями. Закладка нового вокзала состоялась буквально за два месяца до начала первой мировой войны — 28 мая 1914 года. Несмотря на трудности военного времени, здание возводилось строго в соответствии с проектом. Высокие двухсветные солнечные залы с колоннами ничем не напоминают прежний вокзальный коридор, куда с трудом протискивались приезжие с узлами и чемоданами. Перекрытие над железнодорожными перронами создано по проекту архитектора В.Г. Шухова. Строительство вокзала продолжалось несколько лет и было закончено уже после революции, в 1920 году.

В 1934 году Брянский вокзал был переименован в Киевский. Новое название было связано с магистральным направлением железной дороги, а затем ассоциировалось с наименованием образованного в 1936 году административно-территориального района, куда вошло и Дорогомилово. 10 июля 1935 года был утвержден Генеральный план реконструкции Москвы. В плане реконструкции Москвы было записано: «Площадь Киевского вокзала расширяется до Дорогомиловской улицы, архитектурно оформляется с учетом ансамбля Москвы-реки».

Вокзал стал олицетворением преемственности между античностью и новой эпохой, которая, по мнению современников Шухова и Рерберга, должна была стать веком «нового Ренессанса». Здание было нетипичным для архитектуры Москвы начала XX века, когда предпочтение отдавалось модерну. На башне Киевского вокзала установлены механические часы, которые в ручную переводятся на зимнее и летнее время дважды в год. Это единственные такие часы в Москве, за исключением курантов Кремля.

Курский вокзал (Нижегородский).

Первоначально вокзал (в то время называвшийся Нижегородским) был построен в 1860-х годах совсем в другом месте: у Покровской заставы (по левой стороне нынешней Нижегородской улицы), вне тогдашней городской черты. Это был отдельный деревянный вокзал, имевший статус временного. Объем перевозок рос, а постоянное место вокзалу все не могли подобрать. Пришлось вмешаться правительству — оно выкупило дорогу в казну, сделав ее государственной. После этого Курское и Нижегородское направления расположились под крышей одного здания, строящегося тогда на Садовом кольце.

Строительство велось по проекту архитектора Н.Орлова и закончилось в 1896 году. На вокзальной площади появилось изящное здание с белыми колоннами. И по сей день правое крыло Курского вокзала отдано нижегородскому (Горьковскому) направлению, левое — Курскому. Реконструировали Курский вокзал в 1938 году, но коренные изменения ждали его в 70-х.

Из-за большого пассажиропотока было возведено новое здание длиной 200 м, обращенное стеклянным фасадом на привокзальную площадь. Ритм складчатой кровли, уходящей в перспективу, должен был ассоциироваться с движением поезда, а большой козырек, выступающий на 9 м, — с крытым перроном. У Курского вокзала две части — надземная, с залами ожидания и кассами, и подземная — с камерами хранения, проходами к поездам и станциям метро. Проект создавался по принципу рациональности и позволял вместить большое число пассажиров. До постройки на привокзальной площади торгового комплекса «Атриум» внутри было всегда светло. По вечерам же иллюминация вокзала освещала привокзальную площадь.

Ленинградский вокзал (Николаевский).

Здание вокзала построено в 1844—1849 по проекту архитекторов К. А. Тона и Р. А. Железевича для Петербургско-Московской железной дороги, движение по которой началось в 1851. Является точной копией Московского вокзала в Санкт-Петербурге. С 1856 по 1924 носил название Николаевского вокзала, с 1924 — Октябрьского.

В 1934 году Ленинградский вокзал был переоборудован: расширились билетные кассы, появились справочное бюро, почта, телеграф, сберкасса, комната для транзитных пассажиров. В бывших царских покоях была организована комната матери и ребенка. В 1948—1950 годы были обновлены внутренние помещения вокзала, заново отделаны интерьеры. Очередная крупная перестройка пришлась на 1977 год — вокзал был реконструирован, были выстроены новые здания.

Ленинградский вокзал — единственный в Москве, не входящий в ведение Московской железной дороги, и подчиняющийся, как и полтора века назад, Санкт-Петербургу. Рядом с вокзалом со стороны Ярославского вокзала расположен наземный павильон станции метро «Комсомольская».

Павелецкий вокзал.

Вокзал был построен по строительным канонам того времени: здание симметричное с повышенным центром, высокие окна, широкий и удобный подъезд. По главному фасаду со стороны площади были расположены входы, вестибюль, багажное отделение, залы для публики и помещения, назначение которых требует близости к залам — билетные кассы, телеграф, аптека и буфет. В центре — высокий обширный операционный зал, отделявший помещения для пассажиров первого и второго классов от третьего класса.

Построено здание из кирпича на бутовом фундаменте в два этажа с третьим над средней купольной частью здания и с мансардами над боковыми выступающими частями. Длина вокзала составляла 83,7 м. Наружные стены имели толщину в 2,5 кирпича — запас прочности для невысокого здания изрядный. Наружная поверхность стен облицована специальным кирпичом, цоколь — тесаным камнем, вестибюль и карнизы в залах имели лепные украшения. Во всем чувствовалась основательность и солидность.

По фасаду вокзала со стороны железнодорожных путей были сосредоточены служебные помещения, место для жандармов, парадные царские комнаты и выходы на платформы. Для своего времени вокзал был достаточно удобен, рационально спланирован, имел оригинальную систему отопления и необыкновенно изящную башенку-амфору, игравшую роль флагштока.

Открытие Павелецкого вокзала прошло 1 сентября 1900 года. На вокзале было отслужено молебствие с водоосвящением. На торжествах присутствовали главный инженер строительства В. В. Тимофеев, начальники служб, станционный персонал и представители делового мира — будущие грузоотправители.

Старый Павелецкий вокзал органично вписался в облик городской площади. Поэтому когда в начале 80-х годов пришла пора генеральной реконструкции, требования к её проекту были весьма высоки: необходимо было обеспечить современные удобства пассажирам, и палаллельно решить непростую градостроительную задачу — сохранить облик московской площади, оставить узнаваемым её силуэт, отложившийся в памяти москвичей. Реконструкция проводилась трестом «Мострансстрой». Архитекторы А. Гурков, С. Кузнецова и А. Воронцов успешно выполнили сложную творческую задачу, в основном сохранив стиль прежнего здания. Капитально обновленный Павелецкий открыл свои двери 3 ноября 1987 года. Новый вокзал превысил старый в шесть раз по объему и в четыре по пропускной способности, стал значительно удобнее и комфортнее. Теперь он в состоянии принять, обслужить и разместить в своих залах около 10 тыс. человек в час — это уровень весьма крупного транспортного комплекса.

Рижский вокзал (Виндавский, Балтийский, Ржевский).

Здание вокзала построено в 1897—1901 годах в рамках строительства Виндавской железной дороги (ныне Рижское направление МЖД) по проекту петербургского архитектора Станислава Бржозовского, автора Витебского вокзала Санкт-Петербурга. Строительство вокзала велось под руководством архитектора Ю. Ф. Дидерихса.

В января 1995 года Правительство Москвы приняло постановление «О комплексной застройке площади Рижского вокзала с решением транспортной развязки. После реконструкции облик вокзала не изменился. По старым чертежам восстановили художественную лепнину потолков и пристенков, отреставрировали люстры.

Сегодня здание вокзала это современное строение, с системой подземных пешеходных переходов, которые объединили вокзал и станцию метро. Были построены современные билетные кассы, световая информация в залах и на платформе. Это просторные, светлые залы ожидания, комфортная гостиница, открытая комната матери и ребенка, и многое другое.

Савёловский вокзал.

Инициатором строительства Савёловской линии был Савва Иванович Мамонтов, председатель Правления Общества Московско-Ярославской железной дороги. В 1897 году общество получило разрешение императора и приступило к изысканиям, а затем и к прокладке новой железной дороги от Москвы до села Савёлово, длиной 130 км. В дальнейшем дорогу планировалось продлить до Калязина, Углича и Рыбинска.

Сам вокзал из-за различных проволочек строили долго (1897—1902 гг.). Руководил работами и, предположительно, был автором проекта А. С. Сумароков. Место было выбрано за пределами Москвы, у Бутырской заставы, где цена на землю была невысока (однако в 1900 году Московская городская Дума, понимая, какие перспективы возникли у данного района, изменила границы Москвы и Московского уезда, включив вокзал в состав города). Туда уже завезли строительные материалы, однако часть дороги предложила купить Виндаво-Рыбинская железная дорога, настаивавшая на расположении вокзала в другом месте. Сделка так и не состоялась, летом 1900 года, когда Московско-Ярославско-Архангельская дорога была передана в казну, строительство вокзала было возобновлено. 10 (23) марта 1902 работы завершились и состоялось торжественное открытие и освящение. Изначально вокзал назывался Бутырским (от Бутырской заставы).

Здание было одноэтажным, двухэтажным лишь в центре, где размещались служебные квартиры. В отдалении располагались казармы и грузовой двор.

К 1980-м вокзал сильно обветшал и перестал справляться с возросшим пассажиропотоком. В 1987 года под руководством Я. В. Шамрая было начато его расширение, оконченное 1 сентября 1992 года. Движение поездов во время работ не прекращалось. В результате вокзал стал двухэтажным, увеличил внутреннюю площадь в 2,5 раза, но не потерял стилевых особенностей. В 1988 году к вокзалу была протянута линия метрополитена (см. Савёловская (станция метро)).
Вид со стороны города от входа в метро

В начале 2000-х в связи с низким пассажиропотоком предполагалось закрыть Савеловский и Рижский вокзалы, однако это не было сделано. Тем не менее, последние поезда дальнего следования (два до Рыбинска, по одному до Углича и Санкт-Петербурга по ветке через Сонково) с Савёловского вокзала были переведены на Белорусский, и теперь он обслуживает только пригородные электропоезда. С этого же времени касса поездов дальнего следования перестала работать круглосуточно (а периодически не работает вообще), и вокзал стал «дневным», в отличие от почти всех остальных вокзалов Москвы (Рижский ныне открыт с 07:00 до 22:00).

Ярославский вокзал.

В XVII веке на современной площади трех вокзалов раскинулось обширное Каланчевское поле. На западе оно доходило до середины современной Большой Спасской улицы, где в XVII в. стоял деревянный царский дворец. Этот дворец имел вышку, по-татарски «каланчу», отчего назывался Каланчевским дворцом, а по нему и простиравшееся к востоку, до Красного пруда, поле тоже получило название Каланчевское.

На месте нынешнего Ярославского вокзала с конца XVII в. находился Новый полевой артиллерийский двор — завод и склад пушек и снарядов, со многими деревянными строениями. Артиллерийский двор располагался на земле ямщиков Переяславской ямской слободы и занимал около 20 га. Мимо него пролегала дорога на Красное село и дальше на восток. В 1812 г. Новый артиллерийский двор сгорел от взрыва находившихся там снарядов (взрыв потряс дома всей восточной части Москвы).

В 1862 г. между Красным прудом и Николаевский вокзалом (сейчас Ленинградский) был построен маленький вокзал Ярославской железной дороги, поезда которого до 1870 г. ходили лишь до Сергиева Посада. Это была дорога длиной в 65 вёрст (69 км). В 1902—1904 Ф. О. Шехтелем построено новое здание вокзала в неорусском стиле. Воспользовавшись характерным для древнерусского зодчества принципом соединения в одно целое разнообразных по формам и масштабу построек, архитектор выделил объём главного пассажирского зала, соединённого с вестибюлем и аванзалом и обеспечивающего прямой проход к перронам.

В наружном оформлении вестибюля использованы пластически акцентированные формы гигантской входной арки, килевидного козырька над ней, обрамляющих её полукруглых пилонов со стилизованными крепостными башенками, высокой «теремной кровли» с подзором и венчающим гребнем, делающими облик здания неповторимо причудливым. Вертикальному силуэту вестибюля вторит высокая левая башня с шатровым завершением. Верхнюю часть стен украшают керамические декоративные панно со стилизованными растительными орнаментами приглушённых тонов, соответствующих общему неяркому цветовому решению фасадов, которое должно было рождать ассоциативные связи с образом русского Севера. Перрон построен в 1910-х гг. по проекту Л. Н. Кекушева. При реконструкции в 1965—1966 со стороны перрона пристроено помещение со сплошной стеклянной стеной.

Нажав на фотографии вы сможете рассмотреть их в хорошем качестве и посмотреть место с которого она была сделана. Также вы сможете оставить свои комментарии и принять участие в обсуждении каждого снимка.

Другие фотоистории:

Защита Москвы. Великая Отечественная война.
Верхние торговые ряды. Часть 1.
Верхние торговые ряды. Часть 2.
МКАД.
Москва-река.
Наводнение 1908 года в Москве.
Третьяковский проезд в Москве.
Московский зоопарк.
Садовое кольцо. Часть 1.
Строительство Останкинской башни.
Московские стройки. Часть 1.
Московские стройки. Часть 2.
Московские стройки. Часть 3.
«Мосразборстрой» против Триумфальной арки.
Сухаревский рынок.

На сайте «Фотографии старой Москвы» вы найдете много интересных фотографий. Если у вас есть интересные снимки Москвы, присылайте их мне, или добавляйте через специальную форму на сайте. Также, я буду очень признателен, если вы разместите информацию об этом проекте у себя в журнале.

При подготовки описания использовались метериалы http://ru.wikipedia.org и http://allzd.ru/.

varlamov.ru

Вокзалы Москвы

Все вокзалы Москвы

Казанский вокзал строил архитектор А.В. Щусев (он же автор гостиницы «Москва», например, и Мавзолея на Красной площади). Щусев применил древнерусский «хоромный» принцип сочетания непохожих объемов. Получилось здание, которые некоторые пассажиры иногда принимали даже за Кремль. Визитная карточка вокзала — угловая башня, напоминающая башню Сююмбике Казанского кремля. На шпиле ее сидит дракон Зилант, символ старой Казани. А еще на здании можно увидеть часы со знаками зодиака. В создании интерьеров Казанского вокзала участвовали Н.К. Рерих, А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере. Строили вокзал с 1913 по 1948 год. Он самый молодой, но один из самых крупных в Москве.

Только с Казанского вокзала электрички ходят по «неправильному» пути, подходя к платформе с левой стороны. Дело в том, что ветка на Рязань в 1862 году проектировалась и строилась совместно с английскими инженерами. А им привычнее был «правый руль». Переделывать все оказалось слишком накладно, так и оставили.

Расписание Казанского вокзала

Курский вокзал — это «два в одном»: он объединил в себе сам Курский и бывший Нижегородский вокзалы. «Съехались» они под одну крышу в 1896 году, когда по проекту архитектора Н. Орлова на Садовом кольце появилось изящное здание с белыми колоннами. До сих пор на вокзале существуют разные выходы на платформы Курского и Горьковского направлений. В 70-х годах вокзал приобрел современный облик: построили 200-метровое здание с большим стеклянным фасадом. Днем внутри залов почти всегда было солнце, а вечером «солнышком» были окна самого вокзала, освещавшие всю привокзальную площадь. Большой козырек крыши имитировал навес перрона, а сама складчатая крыша намекала на ритм движения поезда.

Курский, в отличие от многих московских вокзалов, не тупиковый, а транзитный. Отсюда одинаково легко можно уехать в Анапу и в Санкт-Петербург. Это один из самых крупных вокзалов Москвы, недавно прошедший реконструкцию. В надземной части находятся залы ожидания и кассы, в подземной — камеры хранения, выходы на платформу и проход к метро.

Расписание Курского вокзала

Ленинградский вокзал. Он появился в Москве самым первым, в 1849 году. И назывался сначала Николаевским, как и его брат-близнец в Санкт-Петербурге. Оба вокзала спроектированы архитектором К.А. Тоном, тем самым, который строил Большой Кремлевский дворец. Интерьеры вокзала тоже были по-царски роскошными, ведь он неоднократно встречал императорские семейства. После революции вокзал стал называться Октябрьским, затем Ленинградским. В 1977 и в 2013 году вокзал пережил две реконструкции, расширился, стал справляться с большим потоком пассажиров. Исторический фасад, выходящий на Комсомольскую площадь, при всех реконструкциях сохранялся таким, как был.

Это единственный вокзал Москвы до сих пор подчиняющийся не Московской железной дороге, а Октябрьской, т.е. Санкт-Петербургу. А еще это экспериментальный вокзал: здесь часто испытывают технологические новинки. Например, именно с Ленинградского вокзала отправлялся первый раз по маршруту Москва-Санкт-Петербург «Сапсан», переманивающий сейчас пассажиров у аэропортов.

Расписание Ленинградского вокзала

Савеловский вокзал связывал Москву с северными областями. Идею строительства дороги предложил Савва Мамонтов. В Рыбинске кончался большой водный путь по Волге, и надо было оттуда наладить доставку большого числа грузов в столицу. Руководил строительством А. Сумароков. 10 марта 1902 года новый вокзал, изящное здание в стиле модерн, был торжественно открыт. Назывался он тогда Бутырским – по местности, где располагался («бутырками» звались мелкие селения, отделенные перелесками и полями).

В 1987 году вокзал реконструировался и расширился почти в 2 раза. Отсюда уходили поезда на Рыбинск, Углич. Еще был неспешный и очень красивый маршрут с Савеловского вокзала на Санкт-Петербург через Сонково. А 90-х годах вокзал чуть не закрыли, часть дальних поездов отменили, остальные перевели на соседний Белорусский. Сейчас с Савеловского вокзала уходят только региональные экспрессы и пригородные поезда.

Расписание Савеловского вокзала

Ярославский вокзал считается одним из самых красивых в России. Талантом архитектора в нем соединены мотивы русских былин со стилем модерн. Это настоящая северная сказка, созданная в 1902—1904 годах Ф. О. Шехтелем на месте старого деревянного здания.

До 1955 года вокзал носил название Северного: отсюда дорога идет и к Белому морю, и за Полярный круг, и к Деду Морозу со Снегурочкой. А еще можно уехать на Дальний Восток. Это самый крупный среди вокзалов Москвы по объему пассажирских перевозок. И самый первый, где появились электрички: в 1929 году электрифицировали участок Москва—Мытищи.

Расписание Ярославского вокзала

Павелецкий вокзал появился почти на 3 года позже, чем была построена ветка Москва-Павелец. Эта дорога связала 12 губерний России и снабжала Москву мукой, зерном, крупами, нефтепродуктами и другими грузами. А пассажиры сначала прибывали по соединительной ветке Бирюлёво-Царицыно на Курский вокзал. Так договорились между собой Рязанско-Уральская и Курская дороги. Наконец, 1 сентября 1900 года был открыт и свой вокзал. Официально назывался он Саратовским, но чаще — вокзалом на Зацепе, а с 1941 — Павелецким. Реконструкция, проведенная в 1980 году, увеличила пропускную способность вокзала в 4 раза, а объем помещений — в 6. При этом облик здания сохранился.

Расписание Павелецкого вокзала

Белорусский вокзал. Его история началась в 1860-х годах, когда одновременно, из Москвы и Смоленска, начала строиться линия Москва-Смоленск. И вокзал тогда назывался Смоленским. Затем Брестским, Александровским, Белорусско-Балтийским. Инженер Иван Струков в 1912 году построил замечательное здание в неоклассическом стиле, с элементами ампира и готики. Неповторимый облик вокзала до сих пор привлекает кинематографистов.

На Белорусском вокзале встречали летчиков Валерия Чкалова и Михаила Громова, исследователей Северного полюса с Иваном Папаниным, многие зарубежные делегации. И, конечно, солдат-победителей в 1945 году. В 1941 отсюда уходили эшелоны на фронт, и здесь же в первый раз звучала песня «Священная война». В здании вокзала есть Воинский зал и музей.

Вокзал всегда был хорошо оснащен технически. В начале XX века именно на Белорусском вокзале появились первые автоматы по продаже жд билетов. В расписании поездов Белорусского вокзала названия городов Варшава, Берлин, Париж, Ницца — вещь привычная. Это московское «окно в Европу» и удобный пересадочный узел для пассажиров аэропорта Шереметьево, куда ходит аэроэкспресс.

Расписание Белорусского вокзала

Киевский вокзал — памятник Отечественной войне 1812 года. Первый вокзал, построенный в 1899 году и называвшийся тогда Брянским, был маленьким, темным и неудобным. В год 100-летия Бородинской битвы решили построить новый.

Проект здания с элементами классицизма и ампира сделал архитектор И.И. Рерберг. А инженер В.Г. Шухов, тот, кто строил знаменитую телебашню на Шаболовке, придумал перекрыть огромный перронный зал уникальной остекленной арочной конструкцией. Длина павильона – 321 метр, высота – 30, ширина – 47. До сих пор этому проекту нет равных. Вокзал знаменит и своей часовой башней со скульптурами, высотой с 17-этажный дом. Интерьеры расписаны в тематике 1812 года.

Расписание Киевского вокзала

Рижский вокзал — «родственник» петербургского Витебского вокзала. Их проектировал один и тот же архитектор, С.А Бржозовский, но строительство, за неимением времени, отдал Ю.Ф Дитриху. Имя свое вокзал менял неоднократно: Виндавский, Балтийский, Ржевский, и с 1946 года — Рижский. Торжественное открытие нового вокзала состоялось 11 сентября 1901 года. Красивый, торжественный, в неорусском стиле вокзал считался на тот момент самым удобным в Москве. И самым технически оснащенным: для освещения платформ и залов тут была своя электростанция.

Московско-Виндавская дорога открывала путь в Прибалтику, к незамерзающим морским портам. Поток пассажиров вокзала не очень большой. Зато здесь находится Музей железнодорожного транспорта.

Расписание Рижского вокзала

www.tutu.ru

Как называются вокзалы Москвы? Список, описание, особенности

В столице огромной страны и одновременно городе, в котором число жителей превысило 12 миллионов человек, должно быть несколько вокзалов. Это позволяет обеспечивать постоянные беспроблемные перемещения жителей. Кто-то приезжает в город на заработки, кто-то – в качестве туриста. Логично, что в каждом отдаленно расположенном районе мегаполиса есть свой пункт отправления. Сколько вокзалов в Москве? Список показывает, что сейчас их девять, если учитывать только железнодорожные. Есть также речные, не столь популярные и используемые преимущественно для экскурсионных поездок по реке.

Общий перечень

В списке вокзалов Москвы есть различные по степени загруженности объекты. Сравнительно меньше людей можно встретить на Савеловском вокзале, к примеру. Это объясняется тем, что с этого места можно уехать только на пригородных поездах. Если требуемое направление находится за пределами Московской области, то следует воспользоваться услугами других станций.

Ниже помещен список железнодорожных вокзалов Москвы по их названиям:

  1. Казанский.
  2. Курский.
  3. Павелецкий.
  4. Ленинградский
  5. Ярославский.
  6. Киевский.
  7. Савеловский.
  8. Рижский.
  9. Белорусский.

Стоит отметить, что все объекты из перечня являются архитектурными памятниками и значимыми культурными объектами. Инфраструктура территорий развита, везде есть комнаты отдыха, рестораны, сервисные центры. Повышенное внимание уделяется безопасности граждан. По любым возникшим вопросам можно обращаться за помощью к обслуживающему персоналу.

Казанский вокзал

Из общего списка 9 вокзалов Москвы каждый имеет свои архитектурные особенности. Казанский – один из старейших, появился еще в XIX веке. Если точнее, здание было построено в 1862 году. Прежнее название – Рязанский вокзал, по наименованию магистрали, которую он обслуживал в то время.

С 90-х было открыто движение поездов в город Казань, в связи с чем пункт переименовали. Была проведена также реконструкция здания, но уже в начале следующего столетия. Планировку усовершенствовали, теперь корпус стал более просторным и вместительным. Изменился и внешний облик здания: по проекту архитектора А. Щусева корпус был дополнен двумя башнями. Общая композиция сочетает в себе элементы русского и восточного стилей. В 90-х XX века достроили третью башню, в которой сейчас располагаются выставочные залы.

С вокзальной станции поезда следуют в Адлер, Самару, Воронеж, по-прежнему в Казань и в некоторые другие города.

Курский и Павелецкий вокзалы

Более современный облик имеет здание Курского вокзала. Несмотря на то, что сам пункт отправления появился в XIX веке, новый проект был реализован в 1970-х. Старый корпус был выполнен из дерева и находился в несколько другом месте. Называли его тогда Нижегородским.

Современное строение сделано в стиле постконструктивизма, где бетон сочетается со стеклом. Дополняет конструкцию 9-метровый козырек «гармошкой». Когда-то это был крупнейший из списка вокзалов Москвы объект. Перевозки осуществляются в южных направлениях. Именно отсюда можно уехать в Белгород и на Северный Кавказ, а также в пригород.

Особое внимание уделяется системе безопасности на станции. На территории есть зоны отдыха и ожидания – обычные и залы бизнес-класса.

Также по направлению на юг можно уехать с Павелецкого вокзала. Оттуда следуют поезда в Среднюю Азию и в Поволжье. Кроме того, вблизи находится отправной пункт аэроэкспресса, который перевозит пассажиров в аэропорт Домодедово. В годы советской власти в течение нескольких лет вокзал называли Ленинским. Именно сюда прибыл поезд, который перевозил тело Владимира Ильича в столицу.

Ленинградский и Ярославский вокзалы

Оба здания расположены на Комсомольской площади, там же, где и Казанский вокзал. Ленинградский специализируется на северо-западном направлении. В частности, перевозит людей в Санкт-Петербург, Мурманск, Псков, а также в крупные города других государств: Таллин и Хельсинки. Строение является памятником архитектуры. Из списка жд вокзалов Москвы этот был построен первым. Причина – в необходимости связать два крупнейших города железнодорожной линией.

В северной столице создали идентичное московскому строение в стиле классицизма. Корпус двухэтажный, композиционно симметричный. В центральной части на крыше находится небольшая башенка с часами. Последняя реконструкция завершена в 2013 году. В результате появились более современные интерьеры, в помещениях находятся фуд-корты, многочисленные магазины, сервисный центр.

Одно из самых необычных по конструкции зданий – Ярославский вокзал. Выполнен в неорусском стиле по проекту двух архитекторов: Ф. Шехтеля и Л. Кекушева. Во внешнем оформлении можно заметить традиционные элементы русского зодчества. Это узорные украшения, небольшие башенки, арки.

Сооружение своим видом напоминает терем. Из материалов же использовались, в основном, железобетон и облицовочные плиты. Со станции можно добраться до Сибири, Урала и Дальнего Востока. Именно с этой точки начинается ветка Транссибирской магистрали, самой протяженной дороги на планете.

Киевский вокзал

Поезда в сторону Украины, Молдавии и стран Юго-Восточной Европы следуют со станции Киевского вокзала. Изначально пункт предназначался для соединения Москвы с Брянском. Сооружение было обновлено после революции 1917 г. Теперь оно стало каменным. С одной стороны возвышается башня с часами более 50 м в высоту. Сбоку расположены колоннады.

Отличительной особенностью, которой нет больше ни в одном из списка вокзалов Москвы, считается уникальный дебаркадер. При его сооружении использовали сочетание стекла и металла. Впечатляющая конструкция в длину составляет 321 м, по высоте – 28 м.

Еще один важный момент: на данном вокзале есть остановка аэроэкспресса, специального поезда, перевозящего людей в аэропорт Внуково.

Савеловский вокзал

Отправным пунктом большинства электричек является Савеловский вокзал. Его можно найти на площади Бутырской заставы. В отличие от других уже упомянутых строений, это выглядит довольно просто и лаконично. Представляет собой невысокое двухэтажное здание в стиле модерн, окрашенное в розовато-белые тона. Ранее со станции отправлялись и поезда дальнего следования, но на рубеже веков необходимость в этом отпала.

Сейчас электрички с вокзала движутся в Дубну, Лобню, Савелово и другие населенные пункты. Точное расписание электричек вокзалов Москвы из списка, в том числе и отправляющихся с данной станции, можно узнать у диспетчера справочной службы самого вокзала, позвонив по дежурному номеру телефона.

Рижский вокзал

Строение появилось позже и до сих пор остается одним из менее людных вокзалов столицы. С этой точки можно уехать в Ригу, Псков. Станция располагается на единственной железнодорожной ветке, откуда можно добраться до Латвии.

Облик постройки привлекает наличием множества деталей, узорчатой резьбой, наличниками на окнах. Во всем этом можно усмотреть оттенки древнерусского зодчества. Красивое здание, стоящее параллельно путям, не раз становилось фоном для советских и российских кинофильмов. К примеру, здесь снимали «Вокзал для двоих» – популярный фильм с Л. Гурченко в главной роли.

Вблизи путей в настоящее время представлена экспозиция музея железной дороги. Она была открыта относительно недавно – в начале 2000-х.

Белорусский вокзал

На площади Тверской заставы находится еще один вокзал Москвы из списка – Белорусский. В соответствии с наименованием, пункт связывает столицу России с городами Белоруссии, а также с Литвой и некоторыми странами Восточной Европы. Объект считается исторически значимым: в 1941 году это был пункт, с которого отправлялись воевать и защищать свою Родину солдаты. Позднее на фоне постройки были сняты несколько фильмов, посвященных Великой Отечественной войне.

Что касается стиля, сооружение сочетает в себе элементы классицизма и готики. По цвету для покраски стен была выбрана спокойная гамма зеленоватых оттенков. Сейчас внутри, помимо касс и залов ожиданий, размещен музей. Как и другие вокзальные помещения Москвы, это было реконструировано и усовершенствовано. Качество обслуживания посетителей находится на высоком уровне.

Список речных вокзалов Москвы

Расписание и список вокзалов Москвы на Москве-реке можно узнать в экскурсионных бюро, занимающихся речными перевозками пассажиров. Всего в столичном городе два таких пункта. Северный речной вокзал находится на побережье Химкинского водохранилища, рядом с парком. Это еще один памятник архитектуры, посмотреть на который приезжают все гости столицы. Возведен был в 1937 году. По форме напоминает корабль, принадлежит к стилю «сталинский ампир». Автор проекта – А. Рухлядев.

Здание имеет башню со шпилем. Со стороны водохранилища можно увидеть величественную лестницу из гранита, ступени которой спускаются к воде. На фасаде одного из блоков помещены расписные диски. В них представлены разнообразные сюжеты: строительство Дворца Советов, освоение Арктики и другие.

Предназначен вокзал преимущественно для грузовых кораблей. Также используется как пункт, с которого отплывают экскурсионные теплоходы. Южный речной вокзал используется реже. Оттуда также отправляются прогулочные катера для туристов и отдыхающих.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *