Служба таможенного контроля это – Таможенный контроль: понятие, основные принципы

Содержание

Таможенный контроль: понятие, основные принципы

Таможенный контроль служит одним из базисных понятий в области таможенного регулирования, доступным в узкой и широкой трактовке.

Статья 4 ТК ТС содержит определение термина таможенный контроль в широком смысле:

Определение 1

Таможенный контроль – это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств — членов Таможенного союза.

К указанной трактовке понятия «таможенный контроль» так или иначе можно привязать любые действия таможенных органов. Дабы конкретизировать терминологию, сформулируем также определение в узком понимании, опираясь на общее содержание ТК ТС и раздел 3 в частности:

Определение 2

Таможенный контроль – это набор действий по обеспечению проверки, производимых в законной форме и достаточных для соблюдения таможенного законодательства или выявления возможных нарушений.

Понятие таможенного контроля обладает следующими чертами:

  1. Таможенный контроль – это разновидность государственного контроля, действующая на основании принципов работы органов государственной власти. Таможенные отношения несут особую специфику, в связи с чем действие ФЗ №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (от 08.08.2001 г.) на таможенный контроль не распространяется.
  2. Законодательству, закрепляющему схему осуществления таможенного контроля, а также формы его проведения, присуща императивность.
  3. Осуществление таможенного контроля регулируется на основе множества правовых актов государств, входящих в Таможенный союз.

Классификация деятельности таможенных органов

Мероприятия, проводимые органами таможни в целях таможенного контроля, возможно классифицировать:

  1. по объекту контроля:
    1. контроль товаров;
    2. контроль транспортных средств;
  2. по направлению движения груза:
    1. контроль импорта товаров на территорию Таможенного союза;
    2. контроль экспорта товаров с территории Таможенного союза;
  3. по времени проведения:
    1. предварительные мероприятия, проводимые до ввоза товаров на таможенную территорию;
    2. текущие мероприятия, проводимые после ввоза товаров и транспортных средств, и до их выпуска;
    3. последующие мероприятия, проводимые после того, как товары утратили статус подведомственных таможенному контролю.
Замечание 1

Общемировая практика и Киотская конвенция задают современную тенденцию увеличения значимости и доли мероприятий последующего контроля.

Данная тенденция привела к законодательному увеличению срока, которым располагают таможенные органы, чтобы произвести проверку достоверности указанной при таможенном оформлении информации после выпуска товаров. Согласно статье 99 ТК ТС определен в этой связи максимальный срок: в течение трех лет со дня, когда товары были лишены статуса подведомственных таможенному контролю, органы таможни имеют возможность осуществлять последующий контроль.

Принципы проведения таможенного контроля

Выб

zaochnik.com

Федеральная таможенная служба

О службе

Деятельность

Документы

Госслужба

Пресс-служба

Госуслуги

Открытая служба

Электронная таможня

Таможенная статистика

Контакты

customs.ru

Таможенный контроль: понятие, виды, формы и методы

Библиографическое описание:

Серёмина Р. Н., Смолина Е. С. Таможенный контроль: понятие, виды, формы и методы [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 166-169. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/222/12539/ (дата обращения: 15.08.2019).



В данной статье проводится анализ основополагающих аспектов процедуры таможенного контроля в рамках нашей страны, а также уделяется внимание завершающей его стадии — таможенному контролю после выпуска товаров.

Ключевые слова: таможня, таможенный контроль, таможенный контроль после выпуска товаров

Нормативное регулирование порядка проведения таможенного контроля определяется главой 15 ТК ТС и главой 19 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 30 декабря 2012 г.) «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Тем не менее, ни в одном из указанных актов не присутствует законодательное закрепление понятия таможенного контроля.

В широком смысле таможенный контроль представляет собой вид государственного контроля, который осуществляется исключительно органами таможенной службы [5, С. 53].

Таможенный контроль это одно из средств реализации таможенной политики Российской Федерации, которое представляет собой совокупность мер, осуществляемых органами таможенной службы в целях обеспечения соблюдения всеми участниками таможенно-правовых отношений требований норм таможенного законодательства. Его основной целью является идентификация с помощью всевозможного рода проверок соответствия проводимых участниками таможенно-правовых отношений операций и действий в области таможенного дела требованиям норм таможенного законодательства и выявление на базе этого таможенных правонарушений, т. е. нарушений таможенных правил.

Значение таможенного контроля в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности обусловливается стандартом 6.1 Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции): «Все товары, включая транспортные средства, поступающие на или убывающие с таможенной территории, независимо от того, облагаются ли они пошлинами и налогами, подлежат таможенному контролю» [2, С. 35]. Таким образом, объектом таможенного контроля является любой товар, который перемещается через таможенную границу Таможенного союза.

Общие условия таможенного контроля тесно связаны с правовыми таможенными принципами, однако, не поглощаются ими всецело. Кроме того, они имеют меньший уровень общности, что объясняется тем, что они стоят на ступень ниже относительно принципов таможенного права, так как они регулируют действия органов таможенной службы, а не конкурирующих норм [24, C. 277].

На основе анализа положений отдельных глав Таможенного кодекса, а именно 15 и 16 глав, были выявлены следующие классификационные группы общих условий таможенного контроля:

− выбор таможенных действий;

− временная продолжительность таможенного контроля;

− помещение товаров и транспортных средств под таможенный контроль;

− допустимость проверки подлинности сведений, содержащихся в таможенных документах;

− места проведения таможенного контроля;

− обязанность управомоченных лиц предъявлять документы органам таможенной службы;

− неприемлемость причинения вреда при проведении процедуры таможенного контроля;

− использование средств технической поддержки при осуществлении таможенного контроля;

− всевозможные меры, которые предпринимаются и принимаются в отношении отдельных товаров и их групп [1].

Указанный перечень общих условий таможенного контроля не является доскональным и исчерпывающим.

Традиционно выделяют следующую группу принципов таможенного контроля:

1) принцип выборочности;

2) принцип достаточности;

3) принцип взаимодействия таможенных органов с таможенными органами иностранных государств сообразно с международными договорами, с другими контролирующими государственными органами, а также с непосредственными участниками деятельности внешнеэкономического масштаба;

4) принцип использования системы управления рисками [4, С. 99].

Система управления рисками (СУР) базируется на эффективном использовании имеющихся ресурсов органов таможенной службы для предупреждения нарушений таможенного законодательства таможенной службы и применяется для идентификации товаров, транспортных средств в международной перевозочной практике, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, а также степени реализации таможенного контроля.

Для выявления товаров, транспортных средств различной категории, документов и лиц, подлежащих проверке, а также степени доскональной проверки таможенными органами применяются всевозможные методы анализа рисков. Федеральная таможенная служба России, являющаяся уполномоченной в области таможенного дела, идентифицирует стратегию таможенного контроля, основываясь на системе мер оценки рисков. Такой тип стратегии конкретизируется документами, к которым применен ограниченный доступ.

Переходя к основным формам таможенного контроля, следует подчеркнуть, что они перечислены в главе 16 Таможенного кодекса Таможенного союза, к ним относится:

  1. Проверка документов и сведений.
  2. Устный опрос.
  3. Получение объяснений.
  4. Таможенное наблюдение.
  5. Таможенный осмотр.
  6. Таможенный досмотр.
  7. Таможенный досмотр личного характера.
  8. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков.
  9. Таможенный осмотр помещений и территорий.
  10. Учет товаров, которые находятся под контролем таможенных органов.
  11. Проверка системы учета товаров и отчетности по ним.
  12. Таможенная проверка. [1], [6, С. 145]

Таким образом, таможенный контроль, являющийся одним из ключевых элементов таможенного законодательства, позволил идентифицировать и предупредить случаи нарушения установленных норм и правил, касающихся перевозки объектов таможенного контроля через границы Таможенного союза.

В завершение настоящей статьи хотелось бы отметить тот факт, что важнейшим этапом таможенного контроля является его завершающая фаза — контроль после выпуска товаров.

С принятием Таможенного кодекса Таможенного союза произошло расширение инструментов таможенного контроля после выпуска товаров. В частности, усиление этого блока связано с введением таких форм таможенного контроля, как учет товаров находящихся под таможенным контролем, проверка системы учета товаров и отчетности, камеральная и выездная таможенная проверка. ТК ТС предусматривает и увеличение срока проведения постконтроля с одного года до трех лет, а также возможность проверять лиц, напрямую или косвенно участвующих в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру.

Основная задача проверочной деятельности — обеспечить достоверность заявленных декларантом сведений (о весе, стоимости, коде, стране происхождения товара и т. д.), влияющих на исчисление и уплату таможенных платежей. Решается эта задача с помощью выборочных проверок участников ВЭД, осуществляющих внешнеэкономические операции с максимальным риском нарушения таможенного законодательства. Таким образом, таможенный контроль после выпуска товаров проводится исключительно в отношении рисковых поставок. И основным принципом данной работы является выборочность.

Таможенная проверка как одна из действенных мер по минимизации рисков обеспечивает выявление, пресечение и предупреждение правонарушений и преступлений в области таможенного дела, создание условий для ускорения таможенного оформления добросовестных участников ВЭД и формирование честной конкуренции.

В целом же концепция усиления и развития таможенного контроля после выпуска товаров призвана создать реальный барьер на внутреннем рынке РФ на пути распространения контрафактных и контрабандных товаров, а также товаров, ввезенных на территорию РФ с нарушением таможенного законодательства.

В связи с образованием Таможенного союза возникает риск ввоза на территорию РФ товаров, происходящих из стран дальнего зарубежья, под видом товаров, происходящих из Республики Белоруссия или Казахстан. Данное обстоятельство требует усиления контроля со стороны подразделений таможенной инспекции, осуществляющих проверку факта выпуска товаров на внутреннем рынке Российской Федерации.

В то же время добропорядочным участникам ВЭД беспокоиться не о чем, так как таможенные органы, прежде чем провести проверочные мероприятия, должны располагать данными, которые могут свидетельствовать о нарушении таможенного законодательства [7].

Таким образом, таможенный контроль после выпуска товаров способствует ускорению процедур таможенного декларирования, поскольку после проведения проверочных мероприятий ряд незаконопослушных участников ВЭД уходит с рынка, что, во-первых, позитивно сказывается на процессах таможенного декларирования честных бизнесменов, а, во-вторых, помогает устранению недобросовестной конкуренции.

Литература:

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза, глава 15, глава 16 // действующая редакция с обновлениями от 12.08. 2015 г.
  2. Васильев Р. И. Правовое регулирование таможенного контроля // журнал «Административное и муниципальное право», рубрика «Полицейское право» — № 7–2011 г.
  3. Ириашвили Н. Д., Рассолов М. М. Таможенное право // 5-е изд., перераб. и доп. — Москва — 2011 г.
  4. Логинова А. С., Демичев А. А. Основы таможенного дела: учебник // ИЦ «Интермедия» — СПб.: 2014 г.
  5. Романов Д. В. Развитие системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации // журнал «Вестник Орловского государственного аграрного университета» — № 6 — том 15. – 2011 г.
  6. Якушевская Е. А., Развитие системы управления рисками как фактор повышения эффективности таможенного администрирования // журнал «Таможенная политика России на Дальнем Востоке» — № 1– Владивосток — 2014 г.
  7. Интернет-портал «Федеральная таможенная служба. Южное таможенное управление» // [Электронный ресурс]: http://yutu.customs.ru/, дата обращения: 22.05.2017 г.

Основные термины (генерируются автоматически): таможенный контроль, таможенное законодательство, выпуск товаров, таможенная служба, Таможенный союз, орган, Таможенный кодекс, Российская Федерация, таможенная проверка, таможенное декларирование.

Похожие статьи

О понятиях «таможенные операции» и «таможенные процедуры»…

таможенный контроль, таможенное законодательство, выпуск товаров, таможенная служба, Таможенный союз, орган, Таможенный кодекс, Российская Федерация, таможенная проверка

Совершенствование таможенного декларирования

таможенная декларация, таможенное декларирование, таможенный орган, таможенное декларирование товаров, электронная форма, Таможенный кодекс, Евразийский экономический союз, письменная форма…

Направления совершенствования таможенного контроля после…

таможенный контроль, таможенная проверка, выпуск товаров, Таможенный кодекс, проверяемое лицо, проведение, выездная таможенная проверка, таможенное декларирование, лицо, орган.

Таможенный контроль после выпуска товаров: современные…

Исследование особенностей деятельности таможенных органовтаможенный контроль, товар, Россия, орган, Российская Федерация

таможенно-тарифное регулирование, Таможенный союз, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация

Таможенная проверка: организационный и правовой аспекты

таможенный контроль, выпуск товаров, Таможенный кодекс РФ, Таможенный кодекс, таможенное регулирование, таможенная проверка, современное законодательство, Российская Федерация, орган, ТК РФ.

Проблемы, связанные с контролем таможенной стоимости…

таможенный контроль, товар, Российская Федерация, выпуск товаров, пошлина, таможенный орган, таможенная процедура, таможенная территория, внутреннее потребление, заявленная таможенная процедура. Учет корректировок таможенной стоимости при импорте…

Становление института таможенного контроля после выпуска

Ключевые слова: таможня, таможенный контроль, таможенный контроль после выпуска товаров.

Направления совершенствования таможенного контроля после… таможенный контроль, выпуск товаров, Россия, орган, таможенное законодательство, таможенная

Совершенствование методов таможенного контроля после…

таможенный контроль, таможенная проверка, выпуск товаров, Таможенный кодекс, проверяемое лицо, проведение, выездная таможенная проверка, таможенное декларирование, лицо, орган.

Перспективы применения СУР таможенными органами в ЕАЭС

таможенный контроль, таможенное законодательство, выпуск товаров, таможенная служба, Таможенный союз, орган, Таможенный кодекс, Российская Федерация, таможенная проверка

moluch.ru

объекты, формы, виды и многое другое

Таможенный контроль – средство реализации таможенной политики страны. В общем виде это комплекс мер, которые проводят органы таможни, цель их обеспечить соблюдение гражданами (физическими и юридическими лицами) норм законодательства в сфере таможенного права. Ключевая цель – определить насколько соответствуют проводимые действия лицами, которые пересекают границу, нормам ТК РФ.

Понятия

Прежде чем приступить к рассмотрению особенностей таможенного контроля, следует познакомиться с основными понятиями таможенного контроля. Так формами контроля называют определенные мероприятия проверки товаров, транспортных средств, личных документов, которые необходимы для проведения таможенного контроля (ТК). В процессе могут использоваться разные способы реализации и дополнительные технические средства.

В обязательном порядке проверяются документы и сведения, что подает декларант, независимо от того физическое он лицо или юридическое. Остальные меры применяются выборочно. Проводить ТК контролирующие органы имеют право и после выпуска из зоны контроля на протяжении времени, которое определяется в законе.

Принципы проведения

Для начала, следует разобраться какие, основные принципы проведения таможенного контроля. Регламентирует их Таможенный кодекс. Основные пункты выглядят так:

  • ТК осуществляется выборочно, причем инспектор самостоятельно определяет меры, которые можно считать достаточными в каждом отдельном случае. На него ложиться ответственность за полноту соблюдения конкретным лицом, которое пересекает границу норм закона. То есть, если через границу едет контрабандист, а инспектор решил, что тщательная проверка ни к чему, то именно должностное лицо таможенного органа несет ответственность за подобное нарушение.
  • Особенностью осуществления таможенного контроля является то, что могут применяться любые формы контроля, которые считаются необходимыми.
  • Таможня взаимодействует с участниками ВЭД, перевозчиками и организациями, которые занимаются перевозкой товаров через границу, в том числе с их профессиональными объединениями.
  • Реализовывать ту или иную форму контроля могут только таможенные органы, согласно требованиям закона.
  • Товары, транспортные средства, которые попадают на территорию страны, подвергаются таможенной проверке и находятся под ТК до проведения всех необходимых процедур. Таковыми, что находятся под ТК, они считаются, пока не будут выпущены в свободное обращение, уничтожены, от них не откажутся в пользу государства или не покинут территорию страны.
  • Использовать подконтрольные товары можно, но только в пределах разрешенных законом. Определяет это исключительно таможенный кодекс.
  • Существует такое понятие как таможенный контроль после выпуска товаров его вправе проводить таможенный орган в пределах своих полномочий. Он необходим для проверки заявленной декларантом информации, в особенности, если выявлены новые факты касательно товаров, транспортных средств. Срок такой проверки может достигать 1 года после подачи требуемых бланков.
  • В процессе осуществления ТК запрещено причинять вред товарам, грузам. Если подобное произошло, то ответственность несут должностные лица таможенного органа. Подобное возможно, если неправомерные действия инспектора будут доказаны, согласно закону.

Все указанные принципы таможенного контроля обязательны к выполнению, как представителями контролирующего органа, так и лицами, что пересекают границу РФ.

Объекты

Существует много объектов, которые в обязательном порядке подвергаются таможенному контролю, среди них:

  1. Товары, что попадают на территорию ТС с целью выпуска в свободный оборот.
  2. Товары, что попали в страну с нарушением процедур оформления – незаконно.
  3. Документы, которые должны предоставляться органам контроля для проведения процедур оформления.
  4. Объектом таможенного контроля является деятельность отдельных лиц, связанная с перемещением товаров через границу. В том числе это касается таможенных представителей, брокеров.
  5. Помещения и открытые площадки, которые используются для временного хранения товаров, что подлежат таможенному контролю.
  6. Внесение таможенных платежей, налогов.

К объектам также относятся проверка соблюдения ограничений касательно использования товаров и ТС, что применены касательно товаров проходящих процедуры проверки.

Формы

Существуют и применяются на практике разные формы контроля. Как уже упоминалось сам инспектор определяет, какие из них будут уместны и достаточны в том или ином случае.

Проверка предоставляемых документов, сведений

Суть процедуры в проверке документов и других данных, которые необходимы для пересечения границы тем или иным лицом.

Устный опрос

Эта форма таможенного контроля может быть использована для любого декларанта, который имеет полномочия заполнять соответствующие бланки. Чаще всего данную форму применяют к физическим лицам. У декларанта уточняют, везет ли он чрез границу любые запрещенные товары и не превышен ли беспошлинный их ввоз, не больше ли сумма валюты той, что разрешена к ввозу/вывозу. Иногда используется и для юридических лиц, если необходимо уточнить определенные данные касательно товаров транспортных средств, что перевозятся.

Получение пояснений

Такой способ таможенного контроля помогает выяснить определенные обстоятельства, которые могут оказать влияние на процедуру ТК. Такие пояснения оформляются в письменном виде в форме, что устанавливается законом на специальном бланке.

Наблюдение

Это объявленное открытое, целевое, разовое или систематическое наблюдение за конкретными лицами, которые несут ответственность за транспортировку товаров и заявленные в декларации данные. Осуществляется оно с использованием специальных технических средств.

Осмотр товаров и транспортных средств

Реализует эту процедуру инспектор в зоне таможенной инспекции. При этом происходит проверка целостности упаковки, пломб, других идентифицирующих элементов. Если нарушена целостность любого из указанных элементов, можно заподозрить что в упаковку, контейнер было добавлено что-либо незаконное. Это станет поводом для проведения досмотра или использования другой формы проверки. Осуществлять такую форму контроля инспектор имеет право даже, когда декларант отсутствует, если он не изъявляет такого желания.

Досмотр

Форму и порядок таможенного контроля в виде досмотра четко регламентирует закон. Суть ее в физической проверке товаров, автомобилей даже багажа физических лиц. Так как происходит проверка вместимости контейнеров, коробок, заводских упаковок и т.д. При этом допускается удаление упаковки, снятие пломб, другие действия, которые дадут возможность тщательно осмотреть товар, вместимость каждой коробки, контейнера. В отдельных случаях могут быть использованы специальные технические средства таможенного контроля, что поможет получить больше информации о подозрительном объекте. Среди них: рентгеновская техника, локационные приборы и т.д.

Подобная форма может быть обязательной или выборочной. В случае с обязательным досмотром, его проводят для:

  1. Подакцизных товаров – алкоголь, табачные изделия и другие товары, которые относятся к этой группе.
  2. Тех, что облагаются пошлиной – импортной и экспортной.
  3. Относящихся к товарам, к которым применяются меры не тарифного регулирования.
  4. Пересылаемые в международных почтовых отправлениям.
  5. Если по отношению к товару есть информация, через границу с нарушением норм закона.

Что касается выборочного досмотра, то он проводится по решению инспектора.

Личный досмотр

Процедура личного досмотра специфическая форма контроля, которая требует получения разрешения. Любого человека по желанию инспектора досматривать не имеют права. Для реализации такой формы контроля необходимы веские обоснования.

Проверка маркировки, идентификационных знаков

Порядок проведения таможенного контроля этой формы подразумевает такие действия:

  • Проверку марок, что подтверждает законность перевозки через границу товаров.
  • Другие идентификационные знаки, что их предусматривает закон.

Если соответствующих обозначений нет, то товар рассматривается как таковой, что пересек границу незаконно и может быть задержан или конфискован у владельца.

Другие формы проверки:

  1. Таможенная ревизия.
  2. Осмотр помещений, территорий.

Это специфические формы, которые используются в исключительных случаях, если есть конкретные обоснования реализовывать такую форму. Причем проводится она только в случае получения соответствующих разрешений и вышестоящих органов.

Виды ТК

Формы и виды таможенного контроля это абсолютно разные понятия и это требуется понимать. Под видом стоит понимать один из вариантов классификации, существуют такие:

  • В зависимости от формы: документальный и фактический. В первом случае инспектор проверяет документы и предоставляемые сведения, во втором физический товар, его упаковку, преимущественно ее целостность.
  • В зависимости от транспортного средства: водные суда, ж/д транспорт, автомобильный, таможенный контроль в аэропорту.
  • В зависимости от предмета: применяется для товаров или транспортных средств.
  • В зависимости от направления движения. Тут может быть ТК импортных, экспортных или транзитных товаров.
  • В зависимости от количества проверок, которому подвергается груз: однократный или многократный.

Приведенные виды таможенного контроля применяются в зависимости от типа груза, направления его движения, места расположения пункта пропуска и других существенных моментов.

Зоны таможенного контроля

Зоной проведения ТК считается место на пункте пропуска или в другом месте, которое имеет необходимое оборудование для реализации той или иной формы контроля. Формируются такие специальные участки так, чтобы процесс контроля было удобно реализовывать, конкретнее:

  1. Вдоль границы страны.
  2. В пунктах пропуска, где проводиться оформление товаров и грузов.
  3. На участках, где происходит перегрузка партий товаров.
  4. На складах временного хранения.
  5. На участках стоянки транспортных средств.

Правила обустройства и требования к зонам таможенного контроля принимаются Правительством страны.

Зоны контроля бывают таких типов:

  • Постоянные. Такие необходимы, если товары проходят чрез определенный участок на регулярной основе. Размещаются они зачастую вдоль границы страны на постоянно действующих пунктах пропуска через границу. Решение о создании такой зоны контроля принимает начальник таможенного органа.
  • Временные. Подобные формируются по решению начальника таможенного органа, которое оформлено в письменной форме. Необходимость в них возникает если требуется провести таможенный контроль за пределами постоянной зоны или обнаружены товары и ТС, которые необходимо проверить и они не находятся в зоне контроля.

Организация таможенного контроля требует создания специального выделения для рассматриваемых зон. Правила, которые регламентируют ее создания:

  1. Размещение на суше не дальше, на отдалении не больше, чем 30 км от линии границы.
  2. Выделение специальной надписью «Зона таможенного контроля» на российском и английском языке.

При организации временной зоны проверки допускается использование подручных средств для формирования ограждения. Для указания места проведения используются информационные щиты, указатели.

Средства контроля

Технические средства таможенного контроля это оборудование, которое помогает в процессе проведения проверки. Многие, кто старается скрыть что-то от инспекторов прибегают к ухищрениям и уловкам, которые невооруженным глазом не распознать – перевозка запрещенных веществ на или в теле, подмена товара в упаковках и много других методов обмана.

В процессе проверки могут использоваться только такие технические средства, которые соответствуют нормам закона.

Они должны иметь эксплуатационную документацию и использоваться только по необходимости. Для использования подобных приспособлений инспектора таможни в обязательном порядке проходят специальное обучение. Основная задача таких средств – проводить дистанционный контроль и ускорить процедуру контроля.

Среди преимуществ использования такие:

  • Уменьшение длительности проведения проверки.
  • Проведения контроля транспортных средств.
  • Возможность выявить спрятанные предметы, которые пытаются провезти без санкции на то органа таможни.
  • Получение информации об объекте без вскрытия упаковки.
  • Исследование труднодоступных мест в транспортных средствах.
  • Снижение трудозатрат на досмотр каждой единицы транспорта.

Используются технические средства для разных форм контроля, при этом должны соблюдаться требования закона. Высокая результативность использования технических средств достигается за счет использования разных вариантов проверки грузов.

Существует такая классификация подобных дополнительных аппаратов:

  • Первый класс – средства досмотра, опробования, поиска. Такая группа средств выполняет важнейшую задачу – помогает узнать внутреннее содержание, строение объекты, которое невооруженным глазом незаметно. Что касается технических средств поиска, то они помогают осуществлять непрерывную проверку с целью обнаружения тайников, спрятанных вложений.
  • Второй класс – средства оперативно визуального наблюдения. Используется для контроля в зоне проверки. Применяется к лицам, которые ведут себя подозрительно или на них есть ориентация.
  • Третий класс – веса, объем товара. Тут все предельно просто – проверяется вес отправления, его объем. Применяется по большей мере для сырьевых продуктов, которые отнесены в категорию важные. Тут же можно определить, какой далее использовать метод таможенного контроля.
  • Четвертый класс – контроль информации. Проверяются носители, на которых она содержится, если они пересекают границу страны.
  • Пятый класс – средства для осуществления оформления и проведения контроля.
  • Шестой класс – средства оперативно-технических действий. Применяемые средства помогают: проводить диагностику документов, товаров, предметов, которые перевозятся через границу. С помощью таких средств проводиться классификация отнесения к тому или иному классу, группе, согласно товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
  • Седьмой класс – средства для реализации дистанционного осмотра. Применяются по большей мере для крупногабаритных объектов и для удаленного контроля отдельных грузов.

После использования тех или иных средств удается определить дальнейшие действия для завершения таможенного контроля. С помощью рассмотренной техники удается определить подлинность документов, подтвердить классификацию товара и выполнить ряд других важных этапов таможенного контроля.

Существуют законные нормы касательно использования технических средств, среди основных пунктов:

  1. Технические средства должны быть безопасны для людей, которые находятся в зоне контроля и товаров, которые ними проверяются.
  2. Перечень технических средств принимается законодательством страны, так само, как и порядок их применения.
  3. В отдельных случаях допускается использование водных воздушных судов в целях проведения ТК.

Среди технического оборудования, которое применяется:

  • Металлодетекторы. Они помогают обнаружить сокрытые предметы из черных, цветных металлов. В распоряжении инспекторов портативные и стационарные детекторы. Последние, используются для проверки транспортных средств.

  • Досмотровые зеркала. У них имеется длинная ручка со сменными зеркалами разного размера, в том числе увеличительными.
  • Досмотровые щупы. С их помощью осуществляется забор проб и вложений. Выглядят как стержни из металла разного диаметра и длины. Основная задача их использования – не повредить груз, но при этом получить о нем дополнительную информацию.
  • Эндоскопы. Это оптические приборы, которые применяются для досмотра труднодоступных мест в автомобилях, которые пересекают границу. Также они незаменимы для проверки емкостей, что заполнены жидкостями, в том числе агрессивными.

Любые технические средства применяют на стадии фактического контроля.

Вывод

Таможенный контроль это процедура, перед которой поставлено много задач. Основная, которую следует выделить это контроль над соблюдением всех лиц, что перемещаются через государственную границу норм таможенного законодательства.

Видео: Таможенный контроль

brokeram.ru

Таможенный контроль — это… Что такое Таможенный контроль?

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Тамо́женный контро́ль — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза.

При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза.

Формы контроля

Таможенный контроль осуществляется в следующих формах:

  1. Проверка документов и сведений;
  2. Устный опрос;
  3. Получение пояснений;
  4. Таможенное наблюдение;
  5. Таможенный осмотр;
  6. Таможенный досмотр;
  7. Личный таможенный досмотр;
  8. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
  9. Таможенный осмотр помещений и территорий;
  10. Учет товаров, находящихся под таможенным контролем;
  11. Проверка системы учета товаров и отчетности;
  12. Таможенная проверка.

При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками.

Для целей проведения таможенного контроля создаются зоны таможенного контроля.

Контроль при ввозе

При ввозе таможенный контроль начинается с момента пересечения товаром и/или транспортным средством таможенной границы Российской Федерации и завершается в момент:

  • для внутреннего потребления;
  • Уничтожения;
  • Отказа в пользу государства;
  • приобретению условно выпущенным товарам, статуса товаров таможенного союза

Контроль при вывозе

При вывозе таможенный контроль начинается с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза и завершается в момент пересечения таможенной границы.


Вместе с тем после выпуска товаров и/или транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений. Такая проверка может осуществляться таможенным органом в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.

То есть фактически, таможенный контроль завершается спустя год после того, как субъект контроля перестаёт находиться под таможенным контролем.

dic.academic.ru

Таможенный контроль товаров

Таможенный контроль товаров – это один из инструментов реализации таможенной политики государств, который имеет своей целью регулирование процесса пересечения таможенных границ товарами. Данный процесс заключается в контроле за соблюдением правил и норм таможенного законодательства в сфере декларирования товаров и сбора таможенных платежей.

Организация таможенного контроля товаров требует не только знаний таможенного законодательства, но и специфических особенностей работы с теми или иными товарами, процедур и внутренних распорядков. Поэтому таможенное оформление и доставку грузов из-за рубежа можно доверить исключительно специалисту высокой квалификации со специализированным образованием и опытом работы в данной сфере.

Компания Expeditor Co готова стать вашим надежным партнером и взять все трудности таможенного оформления на себя.

Таможенные документы

Таможенное регулирование требует оформления большого количества сопроводительной документации. Количество документов зависит от этапа сделки. Например, это может быть подготовка товаров к отгрузке, обеспечение производства экспортных товаров, страховое, таможенное оформление сделок и товаров, хозяйственные и коммерческие документы или платежно-расчетные операции.

Если пакет документов сопровождает груз до пункта назначения, то это товаросопроводительные документы. К товаросопроводительным документам относятся транспортные, коммерческие, страховые документы и разрешительные документы. Набор сопроводительных документов будет зависеть от транспортируемого груза, его стоимости, пункта назначения и т.д.

Транспортные документы зависят от типа транспорта, соответственно, видов таких документов существует 9 штук. Порядок оформления транспортных документов содержится в международных конвенциях. Он предполагает, что товаросопроводительные документы оформляются перевозчиком на основе данных, полученных от грузополучателя или грузоотправителя. Они в обязательном порядке должны быть подписаны.

Отгрузочными документы называют тогда, когда они характеризуют отгрузку товара.

Коммерческие документы, к которым относятся коммерческие счета, дают полное описание товара по количеству, качеству и стоимости. Среди группы документов «коммерческие счета» выделяют: счета-проформы, счета-фактуры, счета-спецификации и предварительные счета.

Также таможенный контроль за международными перевозками предусматривает оформление документов, которые характеризуют товар по количеству и качеству. Количество поставляемой партии отражается в технической документации, спецификациях или упаковочных листах. Качество продукции подтверждается гарантийным обязательством, протоколом испытаний или разрешением на отгрузку.

Коммерческие документы оформляет грузоотправитель. Данная группа документов включает инвойс (счет-фактура), спецификации, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, которые подтверждают факт совершения сделки. Несмотря на то, что общие правила оформления данных документов содержаться в российском таможенном законодательстве, правила оформления внешнеторговых сделок могут значительно отличаться и иметь ряд характерных отличий, например, в инвойсе должны быть указаны сведения об условиях поставки по Инкотермс, код товара по ТН ВЭД и т.д.

Зоны таможенного контроля

Таможенный контроль товаров осуществляется в специальных таможенных зонах. Под зонами таможенного контроля понимаются определенные территории, созданные для проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением.

Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенных границ, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары и т.д. Соответственно, зоны таможенного контроля могут быть постоянными, если товары под таможенным контролем находятся там постоянно, или временными.

Формы таможенного контроля

Согласно таможенному кодексу РФ таможенный контроль может осуществляться в следующих формах:

  • Проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей;
  • Таможенный досмотр, который включает досмотр товаров и транспортных средств, а также личный досмотр, который является исключительной формой таможенного контроля;
  • Учет товаров и транспортных средств;
  • Устный опрос физических и должностных лиц;
  • Проверка систем учета и отчетности;
  • Осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон, магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться подлежащие таможенному контролю товары и транспортные средства либо осуществляться деятельность, контроль за которой со стороны государства отнесен к компетенции таможенных органов;
  • Проверка финансово-хозяйственной деятельности лиц;
  • Инвентаризация товаров и транспортных средств.

Также иногда выделяют иные формы таможенного контроля, к ним относятся – проверка документов и сведений, устный опрос, получение объяснений, таможенное наблюдение и проверка маркировки товаров специальными марками, наличие идентификационных знаков.

Виды таможенного контроля.

Несмотря на то, что в таможенной практике сложилось достаточно много видов и подвидов таможенного контроля товаров, в юридической практике выделяют следующие виды таможенного контроля:

  • Документальный и фактический таможенный контроль;
  • Таможенный контроль товаров и таможенный контроль транспортных средств;
  • Таможенный контроль ввозимых, вывозимых и транзитных товаров;
  • Таможенный контроль речных и морских судов, воздушных судов, железнодорожного и автомобильного транспорта;
  • Односторонний, двусторонний и совместный таможенный контроль;
  • Однократный и многократный таможенный контроль.

Также иногда выделяют таможенный контроль ручной клади, сопровождаемого и несопровождаемого багажа и т.д.

Методы и средства таможенного контроля

Методы таможенного контроля – это, прежде всего, различные приемы, которые позволяют осуществлять таможенный контроль. К ним относят:

  • Таможенный контроль по прибытии товаров и транспортных средств;
  • Таможенный контроль в процессе движения транспортных средств;
  • Сплошной таможенный контроль, когда сотрудники таможни используют все методы таможенного контроля, предусмотренные таможенным кодексом.

Средства таможенного контроля – это инструменты и приспособления, которые позволяют осуществлять таможенный контроль. Это могут быть:

  • Различные технические средства контроля;
  • Морские (речные) и воздушные судна таможенных органов;
  • Информационные ресурсы, базы и системы таможенных органов;
  • Поисковые собаки.

Под техническими средствами понимаются различные оптические увеличительные приборы, ультрафиолетовые и инфракрасные лампы для проверки подлинности документов, анализаторы, экспресс-идентификаторы, диктофоны, бинокли и т.д.

Сроки осуществления таможенного контроля

Согласно п.1 ст. 196 Таможенного кодекса Таможенного союза выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации. Указанные сроки включают время проведения таможенного контроля, в том числе контроль таможенной стоимости.

Контроль таможенной стоимости

Контроль таможенной стоимости регламентируется Порядком осуществления контроля таможенной стоимости, утвержденным Комиссией Таможенного союза.

Контроль таможенной стоимости может осуществляться как при таможенном контроле товаров, так и при выпуске товаров. Однако, он не осуществляется если товар ввозится физическими лицами для личного использования, не предусматривающего предпринимательской деятельности.

Контроль таможенной стоимости осуществляется посредством:

  • Контроля правильности метода определения таможенной стоимости декларантом;
  • Контроля правильности структуры заявленной таможенной стоимости декларантом;
  • Контроля документального подтверждения заявленной стоимости и всех ее компонентов;
  • Проверки стоимости при помощи системы управления рисками.

По результатам проверки уполномоченное должностное лицо таможенного органа может вынести следующие решения – принять таможенную стоимость, запросить дополнительные сведения или произвести корректировку таможенной стоимости. Принятое решение проставляется на первом листе ДТС или на основном листе декларации на товары и может содержать следующие записи:

  • ТС принята;
  • ТС уточняется;
  • ТС подлежит корректировке.

Услуга таможенного контроля в компании Expeditor Co

Таможенный контроль товаров – это сложная и приносящая множество забот процедура. Поэтому компания Expeditor Co поможет вам быстро, спокойно и с минимальными затратами пройти все этапы таможенного контроля товаров. Высокие стандарты качества работы, штат высококвалифицированных специалистов и многолетний опыт работы в данной сфере гарантируют успешное сотрудничество.

unilogist.com

Лекция 12. Таможенный контроль

План лекции:

1. Понятие и значение таможенного контроля.

2.Понятие, виды и содержание общих условий таможенного контроля.

3. Понятие, виды и содержание таможенных действий.

— проверка документов и сведений;

— устный опрос;

получение пояснений;

— таможенное наблюдение;

— таможенный осмотр товаров и транспортных средств;

— таможенный досмотр товаров и транспортных средств;

— личный досмотр;

— проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

— осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;

— таможенная ревизия;

— наложение ареста на товары;

— изъятие товаров;

— назначение экспертизы.

4. Способы таможенного контроля.

1. Понятие и значение таможенного контроля.

Под таможенным контролем понимают «сквозной» феномен», заслуживающий выделения в самостоятельную отдельную часть таможенного дела и таможенного права». Под таможенным контролем «одно из средств реализации таможенной политики России». Таможенный контроль — это «один из ключевых институтов таможенного права» и одновременно «является одной из важнейших функций таможенных органов»; однако он не проводит разграничения между двумя значениями термина «таможенный контроль». Таможенный контроль «одним из основных институтов таможенного права как комплексной отрасли законодательства РФ».

Правовая основа таможенного контроля закреплена в ст. 358—400 ТК РФ. В ст. 11 (подп. 19 п. 1) ТК РФ приведено определение понятия «таможенный контроль»: это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства России. Оно фактически не отличается от определения, приводившегося в Таможенном кодексе РФ 1993 г. (п. 16 ст. 18).

Таможенный контроль — это осуществление таможенными органами Российской Федерации правомочных действий, направленных на соблюдение юридическими и физическими лицами законодательства РФ, международных договоров РФ и правил, регулирующих порядок ввоза, вывоза или транзита грузов, транспортных средств, валюты и валютных ценностей.

Основная цель таможенного контроля — выявление с помощью различных форм контроля соответствия проведенных таможенных операций и действий таможенному законодательству; соблюдение физическими и юридическими лицами, участвующими в таможенной деятельности, установленных таможенных правил и процедур. Характер и содержание деятельности таможенных органов во многом определяются именно таможенным контролем, занимающим важное место в сфере таможенного дела.

Основные функции таможенного контроля:

• обеспечение соблюдения таможенного законодательства;

• принятие мер по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;

• обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ, являющейся основой суверенитета государства;

• осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля;

• взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;

• обеспечение соблюдения разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;

• участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров (товары — любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии) и транспортных средств, перемещаемых (совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств) через таможенную границу РФ, и в реализации этих мер;

• осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу РФ.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *