Сменность в школе – Кто устанавливает сменность занятий в образовательной организации?

Содержание

Кто устанавливает сменность занятий в образовательной организации?

Кто устанавливает сменность занятий в образовательной организации? Управление образования настаивает на переводе учащихся 2-3 классов на обучение в 1 смену. В школе нет возможности переоборудовать дополнительно кабинеты для реализации программы начального общего образования. Может ли управление образования издать приказ о переводе отдельных классов на обучение в первую смену?

Сменность занятий определяет школа. В учреждениях с углубленным изучением предметов, для 1-х,5-х, выпускных классов и классов с детьми с ОВЗ обучение проводят только в первую  смену.  В остальных классах, в том числе во 2-ых и 3-их, возможно обучение во вторую смену. Управление образования не может издать приказ о переводе классов на обучение в первую смену, это не входит в его компетенцию.

Обоснование

Федеральный закон № 273-ФЗ, ч. 1 ст. 28

<…>Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.<…>

Федеральный закон  от 29.12.2012 № 273-ФЗ, ч. 2 ст. 30

<…>Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.<…>

СанПиН 2.4.2.2821-10, пункт 10.4

<…> В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену.
В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.<…>

www.menobr.ru

Вторая смена в школе: плюсы и минусы — Статьи — Дети 3-7 лет

Фотобанк Лори

Некоторые родители бывают недовольными из-за того, что их ребенок полгода будет учиться во вторую смену, но так ли это плохо? Рассмотрим ряд недостатков и приемуществ обучения во вторую смену.

Недостатки обучения во вторую смену

1. Чрезмерно загруженная вторая половина дня и свободная первая половина. Чем это чревато? По утрам школьники подолгу спят, не успевая сделать много дел, зато вторая половина дня перегружена, что приводит к переутомлению.

2. Вынужденный отказ от внешкольного отдыха и хобби. Из-за перегруженности послеобеденного времени дети перестают посещать кружки и секции, гулять с друзьями, мало общаются со сверстниками. Конечно, далеко не все родители считают это минусом, однако для всестороннего развития ребенка это очень важно.

Во вторую смену не училась, но всегда о ней мечтала — уж очень люблю утром поспать.

Леди *Пользователь «Дети Mail.ru»

3. Изменение биоритмов организма школьника. Резкая смена режима дня – это серьезный стресс, особенно для детского организма. Учащиеся, привыкшие получать усиленную нагрузку с утра, а вторую половину дня проводить более расслабленно, тяжело переносят смену режима. Организм может тормозить, не сразу приспособится к новым условиям.

4. Ограниченная возможность участвовать во внеклассных мероприятиях. У детей, которые учатся во вторую смену, почти не бывает внеклассных мероприятий. А ведь это немаловажно для гармоничного развития школьника, расширения его кругозора. К сожалению, посещение музеев, театров, кино и прочих культурных мероприятий приходится переносить на выходные или вовсе отказываться от подобного досуга.

5. Проблема встречи детей из школы. К тому времени, когда заканчиваются занятия у учащихся во вторую смену, на улице, как правило, уже темно. Далеко не во всех семьях есть возможность встречать детей после занятий.

6. Отсутствие возможности контролировать времяпровождение ребенка до школы. Утром дети часто остаются дома одни, и собираются в школу самостоятельно. К сожалению, часто это означает, что ребенок может не поесть, забыть закрыть квартиру, оставить включенными электроприборы и т.д.

7. Затруднения при выполнении домашних заданий. Если ребенок делает уроки вечером, после второй смены, то, чаще всего, он уже серьезно переутомлен, что не может не сказаться на качестве выполнения домашней работы. Если же школьник откладывает ее выполнение на утро, это тоже грозит плохой оценкой – ведь если у ребенка возникли сложности, ему некому помочь, взрослых дома нет.

Преимущества обучения во вторую смену

1. Учащиеся во вторую смену дети лучше высыпаются. Особенно это важно зимой, когда подъем приходится на темное время суток, что, соответственно, отрицательно сказывается на работоспособности организма.

2. Выполнение домашних заданий «на свежую голову». У большинства детей мозг активнее работает в первой половине дня, поэтому делать уроки с утра гораздо эффективнее.

3. Освоение навыков самоорганизации. Утром у школьников будет время не спеша собраться в школу: умыться, одеться, позавтракать. Возможность сделать это, не торопясь, очень важна для детей младшего школьного возраста. Кроме того, ребенок, обучающийся во вторую смену, быстрее осваивает навыки самостоятельности, учится собирать портфель без посторонней помощи, одеваться и т.п.

Вторая смена — мой ночной кошмар! Слава богам, у нас все пока что нормально. Мне кажется, с обучением во вторую смену день потерян и у ребенка, и у родителей.

4. Учащиеся во вторую смену дети меньше болеют. Это объясняется тем, что они меньше контактируют с людьми.

5. Улучшается дисциплина. Учителя отмечают, что при обучении во вторую смену фиксируется снижение числа опозданий, что благоприятно сказывается на общей дисциплине. Кроме того, во второй половине дня школьники часто более качественно воспринимают учебный материал, так как не «клюют носом», сидя за партами.

6. Уменьшается число травм и случаев потери вещей. Скорее всего, это связано с тем, что в школах во вторую смену обучается меньше детей, чем в первую. А значит, в коридорах на переменах становится свободнее.

Как помочь ребенку адаптироваться к обучению во вторую смену

Следует переходить на новый режим постепенно, это снизит стресс для детского организма. Не разрешайте ребенку, обучение которого проходит во вторую смену, спать до обеда: время подъема лучше сдвигать постепенно, следя за тем, чтобы оставалось достаточно времени для выполнения домашней работы.

Придется сократить время прогулок после уроков. Для того, чтобы детский организм получал достаточно свежего воздуха, хватит 30 минут.

Научите ребенка грамотно разделять домашние задания на «вечерние» и «утренние». Вечером рекомендуется выполнять уроки, при выполнении которых может потребоваться помощь взрослых. То, что школьник может выполнить самостоятельно, лучше перенести на утро.

Если вы волнуетесь из-за того, что ребенок будет не эффективно расходовать время, контролировать своевременное выполнение дел можно с помощью таймера на телефоне. Определенное время должно быть отведено на завтрак, выполнение уроков, а также на сборы в школу. Соблюдение строгого графика поможет ребенку все успевать даже без дополнительного контроля взрослых, а также приучит к дисциплине и улучшит навыки самоконтроля.

deti.mail.ru

Во сколько начинается вторая смена в школе?

Есть люди, которые просто не могут просыпаться с утра пораньше. Они согласны сидеть до поздней ночи, но только, чтобы не вставать, ни свет, ни заря. Таких людей называют «совами», и современное общество создано определенно не для них. Однако и для таких людей существует немного радости в этом мире – вторая смена в школе. Так что, следует рассмотреть ее основные аспекты.

Бывает ли такое?

Для некоторых родителей в новинку слышать о второй смене в школе. Обычно они удивленно изгибают брови и говорят, что такого быть не может. Но так ли это?

Действительно, в советские времена о второй смене практически никто не слышал. Ученики ходили в школу по утрам, а после занятий посещали кружки по интересам или попросту шли домой. Но времена меняются, меняются условия труда и, чего греха таить, демография регионов.

В основном вторую смену в школах вводят в двух случаях:

  • Слишком много учащихся. Согласно действующему законодательству муниципалитет должен обеспечить образованием всех, кто проживает на определенной территории. И если количество учеников превышает количество мест, специально создается вторая смена.
  • Слишком мало педагогов. Эта проблема касается небольших и отдаленных населенных пунктов. Зачастую именно там прослеживается острая нехватка педагогов. Поэтому бывают ситуации, когда школа нанимает учителя на полставки, который уже работает в другом учебном заведении. Чтобы он мог совмещать, специально создаются классы второй смены. Такое, конечно, случается крайне редко, но все же имеет место.

Как видим, учеба во второй половине дня — вынужденная мера, но законна ли вторая смена в школе?

Согласно закону

Рассматривая санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учебных заведениях, можно отметить, что вторая смена в школе вполне закона. Согласно акту в первой половине дня обязаны посещать школу только ученики 1-х, 5-х и выпускных классов, то есть 9-х и 11-х. Остальные школьники могут учиться во вторую смену.

Так что, если ребенок не является учащимся вышеперечисленных классов и учится во вторую смену, то это вполне законно и не нужно паниковать. Но, несмотря на наличие в школе первой и второй смены, занятия не должны начинаться раньше 8 часов утра. Непозволительны также и нулевые уроки.

Помимо этого, важно знать, что если общеобразовательное заведение является специализированным лицеем, гимназией или школой с углубленным изучением чего бы то ни было, то вторая смена здесь не предусмотрена. В таких учебных заведениях нагрузка на учащихся выше и количество изучаемых предметов больше. Если ввести в таких заведениях вторую смену, то нагрузка на учащихся будет слишком велика, более того, ученики второй смены не смогут максимально эффективно усваивать необходимый материал и выполнять домашние задания.

Но во всех остальных учебных заведениях первая и вторая смена в школе – нормальное явление. Главное, чтобы не было третьей смены, так как это противоречит всем писаным и неписаным законам.

Минусы обучения во вторую смену

Итак, вторая смена в школе – законная. Однако хорошо учится во второй половине дня или плохо? Здесь, как и в каждой ситуации есть свои плюсы и минусы. Если говорить о недостатках, то можно сказать, что учеба во второй половине дня несколько ущемляет учеников, хотя многое зависит от расписания второй смены в школе, но об этом потом.

Первый минус обучения, с которым сталкивается ученик второй смены, — это разделенный на части день. Вроде кажется, что времени предоставлено достаточно и до занятий, и после, но по факту ничего не успеваешь сделать. Эта проблема возникает из-за неумения подстроиться под новый режим, а также от неправильного распределения своего времени. Если рассуждать логически, то можно заметить, что некоторые школьники второй смены ведут вполне полноценную жизнь: успевают ходить на кружки, делать уроки и гулять с друзьями. В решении этой проблемы поможет правильно составленное расписание и режим дня.

Еще одна проблема состоит в том, что материал усваивается лучше в первой половине дня, когда организм отдохнувший, а мысли свежие. Этот общеизвестный факт сложно опровергнуть, хотя и с ним можно вполне успешно поспорить.

Третья проблема заключается в плотной загруженности второй половины дня. Если ребенок учится во вторую смену в школе, то ему придется забыть о долгих вечерних прогулках, встречах с друзьями и прочих внешкольных развлечениях. Когда приходишь домой в 7-8 вечера, немногое успеваешь сделать: быстро поужинать, пересмотреть домашнее задание, выполнив самое сложное, ну и еще час-другой посмотреть телевизор или посидеть в Интернете. Однако не стоит полностью отказываться от привычных вещей, лучше сократить время развлечений или совместить прогулки и встречи с друзьями.

Положительные стороны

В школах со второй сменой можно найти и положительные стороны. Первое и самое важное — это никаких звонков будильника в беспросветную рань. В особенности это радостная новость так называемым «совам», у которых биологические часы не настроены на ранние подъемы. Хотя, чего греха таить, просыпаться тогда, когда выспался, а не под звонок будильника мечта для всех: и «сов», и «жаворонков».

Перед занятиями вполне достаточно времени, чтобы доделать уроки, посетить какой-то кружок и не спеша собраться.

Вторая смена не такая уж и плохая вещь, главное правильно подготовить ребенка к изменениям, составить грамотное расписание и научиться рационально распределять время. Тогда от учебы в школе во вторую смену останутся только положительные воспоминания.

Временные рамки

Родители нередко задаются вопросом о том, во сколько начинается вторая смена в школе. Трудно ответить однозначно. Здесь многое зависит от того, на сколько приходят учащиеся первой смены и как долго длятся перемены. Немаловажную роль играет факт: после какого класса занимают кабинет учащиеся второй смены. К примеру, у первоклассников 3 или 4 урока, так что вторая смена может приходить уже к 12 часам и занимать кабинет.

Намного проще будет рассмотреть на примере среднестатистического учебного заведения: во сколько вторая смена в школе начинается. Если предположить, что первая смена приходит к 8 часам утра, перемены между уроками не слишком длительные, у первой смены шесть уроков в день, то получим следующие данные:

Урок

Начало

Окончание

Перемена

1-й урок

08:00

08:45

00:10

2-й урок

08:55

09:40

00:10

3-й урок

09:50

10:35

00:25 (большая перемена)

4-й урок

11:00

11:45

00:10

5-й урок

11:55

12:40

00:10

6-й урок

12:50

13:35

00:20 (приход второй смены)

Таким образом, получается 13:55, вот со скольки вторая смена в школе начинается чаще всего. В основном между первыми и вторыми сменами делают перерыв на 25 минут, чтобы учащиеся второй половины дня начинали заниматься ровно в 14:00. Если же в расписании учащихся первой смены предусмотрено 5 уроков в день, то начало второй смены смещается на час, то есть на 13:00.

Расписание

Таким образом, занятия второй смены заканчиваются около шести-семи вечера в зависимости от количества уроков. Если принимать во внимание тот факт, что уроки начинаются в 14:00 расписание второй смены в школе будет выглядеть следующим образом:

Урок

Начало

Окончание

Перемена

1-й урок

14:00

14:45

00:10

2-й урок

14:55

15:40

00:10

3-й урок

15:50

16:35

00:25 (большая перемена)

4-й урок

17:00

17:45

00:10

5-й урок

17:55

18:40

00:10

6-й урок

18:50

19:35

Конец занятий

Естественно, шесть уроков второй смены заканчиваются поздно, поэтому школьная администрация пытается сдвинуть начало занятий на более раннее время. Например, чтобы освободить кабинет на час раньше, последним уроком для первой смены могут поставить физкультуру, иностранный язык или любой другой предмет, который проходит в специализированном кабинете.

Начальная школа

Что касается второй смены в начальной школе, естественно она начинается и заканчивается раньше. Чаще всего занятия начинаются в 12 часов дня, а заканчиваются в четыре. Хотя бывает и такое, что дети приходят на занятия и в два часа дня.

Как показывает практика, младшеклассникам труднее всего адаптироваться к новому расписанию. Конечно, заботливые родители всячески будут помогать своим детям. И рано или поздно, путем проб и ошибок будет разработан оптимальный режим дня. Ученые сходятся во мнении, что самым лучшим вариантом станет такое расписание:

  • 7:00 – подъем.
  • 7-00-7:30 – зарядка, водные процедуры.
  • 7:30-8:00 – завтрак.
  • 8:00-8:20 – короткая прогулка.
  • 8:20-10:00 – выполнение домашнего задания.
  • 10:00-11:30 – свободное время и второй завтрак.
  • 11:30-13:00 – прогулка, игры на свежем воздухе.
  • 13:00-13:30 – обед.
  • 13:30-14:00 – сборы и дорога школу.
  • 14:00-18:00 – уроки в школе.
  • 18:30-19:00 – спортивные игры на свежем воздухе.
  • 19:00-20:00 – ужин и свободное время.
  • 20:30-7:00 – сон.

Это один из наиболее оптимальных вариантов режима дня для школьников возрастом 7-8 лет. Естественно, занятия в школе могут начинаться в разное время, поэтому режим дня каждый должен менять под себя, а для этого нужно учитывать некоторые нюансы.

Приоритеты расписания

Прежде чем составлять расписание, необходимо учитывать, что ребенок – это не робот, который должен только учиться. У него могут быть свои потребности, интересы и, более того, свой биологический ритм, способности и наклонности. В первую очередь, при составлении расписания стоит обращать внимание на такие вещи, как:

  • Здоровое питание. В понимание этого входит не только разнообразие, и польза пищи, но и время для ее приема – не менее получаса в домашних условиях.
  • Сон и отдых. Время, отведенное для сна, нельзя сокращать в пользу уроков.
  • Прогулки на свежем воздухе. Ученые уже давно со всех сторон изучили влияние прогулок на улучшение запоминания материала. Родителям, дети которых учатся во вторую смену, важно следить за количеством времени, которое ученики проводят на свежем воздухе.
  • Учеба. В какую бы смену не учился ученик, не стоит нагружать его дополнительными занятиями сверх меры. Вне всяких сомнений, знания важны, но стоит усвоить одну беспрекословную истину – знания, полученные «из-под палки», никогда не принесут пользы. Они забудутся, как только станут ненужными (после контрольных или экзаменов).

Золотая середина

Если кто-то читал Аристотеля, он наверняка помнит «Принцип золотой середины». Его не стоит даже объяснять (он вполне очевиден), а вот применить к созданию оптимального распорядка дня для учащихся второй смены, очень даже полезно.

Нередко можно встретить ситуации, когда ученики либо вовсе не руководствуются каким бы то ни было распорядком, или их день расписан вплоть до последней минуты, проведенной в ванной.

В первом случае ребенок проявляет свою активность исключительно на уроках, так как они начинаются в определенное время. Выполнение домашних заданий при таком раскладе становится проблемой. Если руководствоваться исключительно обязанностями ученика, и страхом перед плохой оценкой домашнее задание нередко остается невыполненным. А если его и делают, то этот процесс затягивается на долгие 4-5 часов. Ведь у ребенка нет специально отведенного времени на выполнение уроков.

В случае со строгим распорядком дня, который расписан по минутам, на ребенка оказывается слишком высокое давление, что впоследствии может привести к неврозам. Как же тогда быть?

Распорядок дня нужно составлять таким образом, чтобы были обозначены основные, конкретные дела, которые нужно выполнить. К примеру, возьмем такие простые пункты, как сделать уроки, полить цветы и вынести мусор. Если ученик учится во вторую смену, то вполне логично, что часть уроков он будет делать утром, поэтому домашние дела можно перенести на вечер. Проще говоря, нужно обозначить не временные рамки (с 10:30 до 10:40 поливать), а период, когда это нужно сделать (утром или вечером). Таким образом, можно снизить давление на ученика, упорядочить график и сделать обучение во вторую смену даже приятным.

Как учиться?

Еще один вопрос, который стоит рассмотреть, — это время, когда лучше всего делать уроки учащимся второй смены. Бытует мнение, что не стоит делать домашние уроки, вернувшись со второй смены. Вот только задание заданию рознь. В особенности это касается учеников средней и старшей школы. Например, учить стихотворения наизусть лучше вечером, также в это время нужно делать все самые сложные задания или хотя бы часть из них.

Наутро лучше оставить письменные упражнения, переводы и повторение пройденного материала. Такие задания намного проще, они не требуют больших умственных и энергетических затрат. Кроме того, небольшая мозговая активность с утра поможет настроиться на рабочий лад. Если же перед началом занятий загрузить ребенка всеми невыученными материалами, то когда придет время уроков, он уже будет слишком уставшим, чтобы запоминать новый материал.

Поэтому для учеников второй смены намного лучше делать вечером сложные задания, оставляя на утро только самые простые упражнения. В крайнем случае, с вечера необходимо подготовиться к выполнению заданий: найти материалы или подготовить черновые варианты решенных упражнений.

Вторая смена в школе, учиться после обеда – это еще не конец света. Хотя, если послушать отзывы родителей, то учеба во второй половине дня представляется для них настоящей катастрофой. Действительно, в этом мире большинство организаций играют по правилам «жаворонков», невольным «совам» второй смены приходится несколько ущемлять свои потребности. Но так ли это на самом деле? Неважно, в какой смене учится ученик: первой или второй, и у тех, и у других в сутках 24 часа, главное — научится правильно ими пользоваться. Поэтому очень важно составить хороший распорядок дня и следовать ему.

А слухи о том, что ученики второй смены лишены возможности посещать кружки – сплошная нелепость. Подобное говорят только те, кто никогда не искал соответствующих внешкольных заведений. Вторая смена — это вовсе не преграда на пути к получению хорошего образования, а скорее препятствие, которое некоторым даже нравится. Так что, при правильном подходе учеба во вторую смену легко может превратиться в самые приятные воспоминания о школьной жизни.

fb.ru

Две смены в школе — советы адвокатов и юристов

Краткое содержание

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:

Бесплатно с мобильных и городских

Вопросы

1. Положена ли доплата директору школы, если школа работает в две смены?

1.1. Неизвестно, все зависит от подписанных с ним документов собственника этого учреждения, равно как и просто от существующих решений собственника по этому вопросу.

2. Помогите пожалуйста. С первого класса за нами закрепили кабинет, мы сейчас переходим в 4, мы усилиями ролителей сделали ремонт, повесили рулонные шторы, в этом году нам предоставили новый кабинет, потому что негде проводить продленки для 1 класса, так как школа переполнена у нас две смены, мы хотим остаться в своем классе, руководство школы на встречу не идёт и отказывает нам, что делать, родители возмущены.

2.1. Проблема в том, что перемещение детей в классах остается на усмотрении директора школы. Вы можете написать жалобы в департамент образования и прокуратуру. Может и удастся решить этот вопрос.
С уважением.

2.2. Здравствуйте,
Родители такие вещи не решают и помещение в школе выбирать не могут. Все решает руководство школы.

Ремонт вы делали на добровольных началах скорее всего.
Желаю Вам удачи и всех благ!

3. По графику сменности сторожей в школе работают 2 человека по 10 часов через день с 23.00 до 09.00. Иногда согласно месячной норме рабочего времени выводятся с графика на подменного одна или две смены. Что незаконно или все правильно?

3.1. Все законно вот если бы у вас был 1 человек который работает 2 смены подряд это было бы незаконно.

4. Дочь работает школьным учителем. Недавно в школе сменился директор. И теперь завуч, пришедшая с новым директором, подходит к учителям и персонально просит сдать по две тысячи с аванса. Деньги нужны, чтобы ожидаемая проверка рособрнадзора прошла без замечаний. Обещает потом вернуть деньги, выплатив премию. Понимаю, что звучит дико, но как и кому написать жалобу, чтобы потом не обвинили в клевете? Доказательств ведь нет.

4.1. Зафиксировать на телефон факт передачи средств и в полицию с заявлением.

5. Работаю в школе учителем начальных классов. В тарификации 20 часов. Директор и завуч постоянно ставят меня на замену в другие классы во вторую смену. Я и говорила, что не могу, и просила не ставить, не слышат. Как мне отказаться от второй смены? Есть ли закон, в котором говорится о том, что не не обязана работать в две смены?

5.1. Здравствуйте! Любое замещение отсутствующего происходит только с согласия работника (ст.60.2 ТК РФ). Как отказаться? Скажите нет.
Ах да, еще. На период замещения временно отсутствующих педагогических работников, работнику, который заменяет, нагрузка меняется (п.5.2 Приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601). А любое изменение нагрузки (уменьшение, увеличение) допускается только по соглашению сторон (п.1.7 Приказа).

6. В школе интернат работаем в две смены утром и с обеда с перерывом 4 часа нам ничего не доплачивается законно это.

6.1. Здравствуйте, нет, это нарушает ваши трудовые права. Обращайтесь с жалобой в трудовую инспекцию, пусть они разбираются.

7. Работаю учителем в школе. Расписание составили в две смены (с утра прихожу к 1 уроку и заканчиваются в 16:00, всего уроков в неделю 33 + кл.руководство) могу ли я отказаться работать во вторую смену? Тогда останется 27 ч. в неделю.

7.1. Здравствуйте, Валентина!

Согласно пункту 1.7 Порядка определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 №1601:

1.7. Временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объема учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре, допускается

только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме, за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников в сторону его снижения, предусмотренного пунктами 1.5 и 1.6 настоящего Порядка.

То есть учебная нагрузка может быть уменьшена с 33 до 27 часов, но при условии, что работодатель не возражает против этого.

Успехов!

8. Я закончила пединститут в 1994 году, и начала с августа того же года работать в школе. Я — учитель математики и информатики. После третьего курса проходила практику в пионерлагере. Отработала две смены, но трудовую книжку тогда не заводила. Как выиграть два следующих года учёбы в пользу педстажа?

8.1. Доброе утро Дина Федоровна. Когда Вы проходили практику Вам выдавали направление. Вам необходимо обратиться в пединститут и получить данное направление. После чего представить в пенсионный фонд. Если пенсионный фонд вынесет решение об отказе в назначении досрочной пенсии, то Вы можете обжаловать его в суд. Звоните, проконсультирую.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:

Бесплатно с мобильных и городских

www.9111.ru

Вторая смена в школе — советы адвокатов и юристов

Краткое содержание

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:

Бесплатно с мобильных и городских

Вопросы

1. Законно ли в начальной школе 3 года подряд ставить детям вторую смену?

1.1. Запретов, на федеральном уровне — для этого не существует.

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и

организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
10.4. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены,

обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов

компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

2. Законно ли вторая смена по субботам в школе. 6 класс.

2.1. Здравствуйте. В се эти вопросы регулируются Уставом школы.

3. Можно ли убрать вторую смену в школах?

3.1. Конечно можно, пишите путину он все может.

4. Можно ли устанавливать вторую смену в школе на весь год для учеников 10 класса?

4.1. Если ваша школа относится к учреждениям с углубленным изучением отдельных предметов, лицею и гимназии, то обучение во вторую смену незаконно. Это запрещено п.10.1 СанПИН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» , утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189.
Если же школа обычная, то запрет на обучение учеников 10 класса во вотрую смену на весь год обучения отсуствует.

5. Законна ли вторая смена в школе с углубленным изучением отдельных предметов?

5.1. Здравствуйте! В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят в первую смену. Жалуйтесь в Роспотребнадзор.

Может ли директор школы самостоятельно сделать вторую смену для учеников 3-х классов в белгородской области? Читать ответы (1)

6. Документ регламентирующий отмену второй смены в школах.

6.1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». ознакомьтесь с п. 10.4. Пока две смены не отменили. Но в три смены обучать не имеют права.
П. 10.4. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.
В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.

6.2. Нет единого документа на федеральном уровне, который регламентирует отмену второй смены в школах. Данный вопрос решается в каждом регионе и в каждом образовательном учреждении индивидуально.

6.3. Доброго времени суток. Федеральное законодательство не предусматривает обязательных требований к сменам учебных учреждений, существует санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, которые носят рекомендательный характер, а правило сменности в школах утверждаются внутренними документами учебного учреждения.

7. Правомерно ли перевести обучение в школе во вторую смену.

7.1. Здравствуйте! Правомерно. Смотря в каком классе это обучение. В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

8. Скажите пожалуйста имеет ли директор школы ставить учеников начальных классов второой год подряд учиться во вторую смену. В прошлом году мой ребёнок был во втором класс во вторую смену, сейчас перешёл в третий класс опять ставят во вторую смену.

8.1. Прийдите на прием в гороно
и расскажите об этой проблеме.

9. Наш четвертый класс переводят во вторую смену. Я против, так как ребенок во второй половине дня посещает школу иностранных языков и занимается спортом. На мое заявление, с описанием всей ситуации, директор не реагирует. Подскажите, может ли мне в моей просьбе отказать директор школы, если в параллельных классах есть места.

9.1. Может, если в четвертую смену переводится класс, в котором учится ваш сын.
Но если другие классы учатся во вторую смену, то вы можете написать заявление директору о переводе вашего сына в другой класс, который учится в вторую смену и обосновать это необходимостью посещения школы иностранных языков и занятий спортом. Если в других классах есть места, то отказать в переводе в другой класс на законных основаниях вам не могут.
Удачи.

10. Вопрос по поводу второй смены в школе для 3 класса, имеет ли право школа ставить вторую смену для 3 кл.?

10.1. В соответствии с п. 10.4 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» —
Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.
В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.

11. Ребёнок учиться в 4 классе во вторую смену и до 7 класса, так как у нас присоединена ещё одна школа! Ребёнок находиться сам по себе целый день! Я и папа работают! Как можно повлиять на руководство, что б перейти в первую смену?

11.1. Только из-за Вашей семьи школа не может менять график сменности целого класса или потока. А вообще сменность устанавливается школой. Более двух смен не допускается.

12. Вопрос касается школы, второй год хотят что бы мы учились во вторую смену, в том году объяснили тем что в нашем кабинете будет учиться первый класс, а вы уже второй значит большие, на следующий год в первую будете, сейчас выясняем что опять вторая.

12.1. Судя по использованным формулировкам, СанПин нарушали в прошедшем году, в этом в допустимых пределах действуют.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»10.4. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.

12.2. Это определяется школой. По нормам СанПиН в обязательном порядке в первую смену обучаются только учащиеся 1-х, 5 х, 9-х и 11-х классов, и дети, обучающиеся в специальных (коррекционных) классах.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 22.05.2019) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993)
10.4. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену.
В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.

13. Мы учимся в общеобразрвателтеой школе, г. Екатеринбурга. Ребенок переходит в 4 класс, при этом 1 класс мы учились в первую смену, а 2 и 3 во вторую, 4 класс тоже предстоит вторая смена законно ли это?

13.1. Это определяется школой. По нормам СанПиН в обязательном порядке в первую смену обучаются только учащиеся 1-х, 5 х, 9-х и 11-х классов, и дети, обучающиеся в специальных (коррекционных) классах.

13.2. Законно.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 22.05.2019) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993)
10.4. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену.
В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:

Бесплатно с мобильных и городских

www.9111.ru

Вторая смена в школе учится

Краткое содержание

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:

Бесплатно с мобильных и городских

Вопросы

1. В школе хотят что бы дети учились в субботу ВО ВТОРУЮ СМЕНУ это законно.

1.1. Нарушение закона здесь нет,потому что по закону об образовании школам предоставлено право самостоятельно устанавливать режим учебы школьников

2. Может ли только один класс в школе учиться во вторую смену?

2.1. Если больше детей не нет. то может. а почему нет.

3. Скажите пожалуйста имеет ли директор школы ставить учеников начальных классов второой год подряд учиться во вторую смену. В прошлом году мой ребёнок был во втором класс во вторую смену, сейчас перешёл в третий класс опять ставят во вторую смену.

3.1. Прийдите на прием в гороно
и расскажите об этой проблеме.

4. Ребёнок учиться в 4 классе во вторую смену и до 7 класса, так как у нас присоединена ещё одна школа! Ребёнок находиться сам по себе целый день! Я и папа работают! Как можно повлиять на руководство, что б перейти в первую смену?

4.1. Только из-за Вашей семьи школа не может менять график сменности целого класса или потока. А вообще сменность устанавливается школой. Более двух смен не допускается.

5. Вопрос касается школы, второй год хотят что бы мы учились во вторую смену, в том году объяснили тем что в нашем кабинете будет учиться первый класс, а вы уже второй значит большие, на следующий год в первую будете, сейчас выясняем что опять вторая.

5.1. Судя по использованным формулировкам, СанПин нарушали в прошедшем году, в этом в допустимых пределах действуют.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»10.4. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.

5.2. Это определяется школой. По нормам СанПиН в обязательном порядке в первую смену обучаются только учащиеся 1-х, 5 х, 9-х и 11-х классов, и дети, обучающиеся в специальных (коррекционных) классах.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 22.05.2019) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993)
10.4. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену.
В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.

6. Мы учимся в общеобразрвателтеой школе, г. Екатеринбурга. Ребенок переходит в 4 класс, при этом 1 класс мы учились в первую смену, а 2 и 3 во вторую, 4 класс тоже предстоит вторая смена законно ли это?

6.1. Это определяется школой. По нормам СанПиН в обязательном порядке в первую смену обучаются только учащиеся 1-х, 5 х, 9-х и 11-х классов, и дети, обучающиеся в специальных (коррекционных) классах.

6.2. Законно.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 22.05.2019) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993)
10.4. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену.
В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.

7. Год назад переехали в другой город, купили квартиру. К началу учебного года прописка готова не была, вкомитете образования определили ребенка в школу которая не так уж и близко от дома. Ссылаясь на отсутствие мест в школе. Ребенок идёт в 6 класс и следующий учебный год будут учиться во вторую смену.. Хотим перевести ребенка в школу ближе к дому. В школе по месту пропискиговоряи мест нет. То же самое говорят и в комитете по образованию. Как быть?

7.1. Здравствуйте! Говорить о том что нет мест вам будут бесконечно, необходимо письменно обратиться в отдел образования и получить отказ. А затем с этим отказом обратиться в соответствующие органы.

8. Мы проживаем в Московской области. Ребенок во втором классе и будет учиться во вторую смену с 12.00, только в школе официально второй смены нет, они называют это подсменой? Это законно?

8.1. Нет, это же вторая смена. А, как это называется, решает администрация. Вторых смен не должно быть..

9. Мой ребёнок учится в 6 классе., во вторую смену. На следующий год, должны учиться в первую, но администрация говорит, что в столовой не хватает столов. Если родители курят, то дети будут учиться в первую смену. Правомерно ли поступает администрация школы? Спасибо.

9.1. Нельзя сказать точно, но принять такое решение (об обучении этого класса во вторую смену) — закон не запрещает, но все зависит от собственника (муниципальное образование), можете уточнить в соответствующем органе местного самоуправления.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:

Бесплатно с мобильных и городских

www.9111.ru

Чем плоха вторая смена и другие секреты школы

Как облегчить своему первокласснику знакомство с школой? О психоэмоциональных особенностях дошколят и первоклассников рассказывает детский психолог и телеведущая Наталья Барложецкая

Наталья Барложецкая. Фото с сайта www.facebook.com

Психолог Наталья Барложецкая, ведущая популярной программы «Суперняня» на телеканале Рен-ТВ 

Почему дети хотят в школу?

Есть две группы детей: с внешней мотивацией и с внутренней. Внешняя мотивация – это когда ребенок сам еще не хочет в школу, но мама ему так хорошо описала первый класс, да еще купила новые карандаши и рюкзак, и роль ученика ребенку начинает нравиться. Если спросить его, почему он хочет в школу, он ответит: «Там будет много ребят, у них будут новые тетрадки, краски, пенал».

Ребенок с внутренней мотивацией уже созрел для того, чтобы узнать что-то новое. Если его спросят, почему он хочет в школу, он ответит: «Там много интересного расскажут, и я научусь вычитать и умножать».

В любом случае, какой бы ни была мотивация, первый класс – это место, где ребенок учится учиться.

Что важнее: школа или учитель?

Иллюстрация Н. Роквелла. Фото с сайта www.liveinternet.ru

Когда родители спрашивают меня, что лучше — выбирать школу или учителя, мой совет однозначный: учителя. В первые четыре года закладывается любовь к учебе и будущее отношение к школе. Если вы выберете не учителя, а школу – к пятому классу ребенку может совсем расхотеться учиться.

Чем важен возраст «6 и 6»

Когда родитель приходит в школу, первое, на что он должен обратить внимание — документы, которые его просят подписать. Среди них будет согласие на проведение работы психолога с ребенком.

Психолог имеет право работать с ребенком только после разрешения родителя.

Фото с сайта blog.repetit.ru

Ребенок, достигший шести с половиной лет, может не проходить психолого-педагогическую комиссию вообще, и должен быть зачислен в первый класс.

Затем я бы советовала родителям выяснить, по каким комплектам учебников будет проходить обучение. Существуют программы, которые требуют особенной подготовки учителя, поэтому не лишним было бы удостовериться, что учитель действительно имеет право преподавать по прилагаемой программе.

Стоит выяснить и учебное расписание. Произвольное внимание (когда ребенок может сосредоточиться, на чем просят) начинает формироваться не раньше 6 лет и 6 месяцев. Именно поэтому психологи не рекомендуют отдавать ребенка в школу до этого возраста: эмоциональная сфера ребенка зачастую к школе еще не готова.

Физкульт-минутки развивают межполушарные связи

Первоклассники приходят в школу в 8.00, как и все остальные дети, но продолжительность урока у них короче — 35 минут. Почему же фактически урок длится 45 минут «от звонка до звонка»? Дело в том, что первоклашкам необходимо время, чтобы сосредоточиться, достать из рюкзака все принадлежности, осмотреться: это пять минут до урока и пять минут после. Нужно понимать, что это нормальный процесс, а это время детям необходимо!

В течение всего первого класса каждые семь минут обязательно должны быть перерывы: пять физкульт-минуток за урок. Это очень важно для развития межполушарных связей и увеличения концентрации внимания детей. Особенно это полезно для ребят с гипо- и гиперактивностью.

Дети, которые гуляют, делают меньше ошибок

Фото с сайта gym1.ucoz.ru

Сейчас в каждой школе ввели обязательный динамический час – прогулку между уроками. По сути, это всего лишь 25 минут на свежем воздухе, остальное время уходит на то, чтобы одеться, раздеться, выйти, построиться…

Прогулки очень полезны, даже если на улице дождь: благодаря динамическому часу повышается уровень познавательной активности у детей.

Мы замеряли уровень концентрации внимания и количество ошибок в группах, которые гуляли и которые не гуляли. Выяснилось, что при написании диктантов дети, которые гуляли, делали меньше ошибок, чем дети, которые не гуляли. Это объясняется очень просто: во время прогулки дети, во-первых, переключают внимание, а во-вторых, обогащаются кислородом, полезным для мозговой деятельности.

Бац – вторая смена!

Если вас определили учиться во вторую смену, — вас обрекают на менее успешное освоение ребенком программы.

Наш мозг лучшее воспринимает информацию утром. Абсолютно у всех! Я не встречала ни одного научного обоснования того, что существуют «совы» и «жаворонки». С утра голова ясная.

Во вторую смену учиться ребенку не стоит – лучше поменять школу.

Утро вечера мудренее

Ю. Пименов. «Огни Москвы». Фото с сайта slovoedka.blogspot.ru

У любого человека уровень концентрации внимания в течение дня разный. Утром – повышенный, после 6 часов вечера производительность падает на 60%. Поэтому, когда родители делают с ребенком уроки до полуночи, я говорю: лучше пусть ребенок придет в школу вообще с невыученными уроками, но выспавшийся!

Ничего хорошего после восьми часов вечера из выполнения домашнего задания не выйдет.

А с 18 до 20 часов я рекомендую делать только устные уроки: чтение, например.

Если ребенок не успел сделать письменные уроки – ложимся спать, а утром встаем чуть раньше. Исследования показывают, что задания, которые ребенок вечером выполняет за час, утром он успевает сделать за 20 минут. Особенно страдают от этого детки с повышенной ответственностью: они не могут лечь спать, пока не закончат дело, и если что-то не получается, они говорят: «Я лучше перепишу». А время уходит, концентрация внимания падает, ошибок становится все больше и больше… Это тупиковый путь. Утро вечера мудренее.

За работу — с чистыми руками

Когда вы делаете с ребенком домашнее задание, переключать внимание необходимо каждые семь минут. Введите ритуал, который будет предшествовать выполнению домашнего задания: например, сходите помыть руки. Желательно делать это в одно и то же время. Это повысит концентрацию внимания и поможет выработать привычку.

Начать с простого или сложного?

Иллюстрация Н. Роквелла. Фото с сайта ru.pinterest.com

У одних детей работоспособность увеличивается в процессе урока, у других уменьшается. Кому-то легче сразу сесть и начать, но потом ребенок устает, а кому-то тяжело начать, но в процессе он «втягивается». Нельзя ко всем применять «золотое правило» начинать со сложного. Это правило подходит лишь для 50% детей.

Тест Тулуза-Пьерона поможет определить, с чего надо начинать: с простого или сложного.

Похвала – критика — похвала

До 6 лет, когда ребенок «накалякает» что-то в альбоме и принесет маме — он ждет похвалы и только похвалы. Он еще не осознает, что что-то может делать плохо. И если мама говорит: «Знаешь, твой домик недостаточно хорош: здесь надо добавить тучку, здесь — солнышко», — ребенок не поймет этого совсем. И это нормально.

Только с 5 лет начинает зарождаться рефлексия, а саморефлексия и того позже.

Сначала ребенок замечает, что и как делают другие. Часто это называют периодом ябедничества: малыш оценивает действия других: «А Федя описался!», «А Вася не доел кашу!». И когда его спрашивают: «А ты сам-то доел кашу?» — он задумчиво отвечает: «Нет…» А это для него просто не важно! Важно то, что он стал замечать, что кто-то делает что-то не так или не хорошо.

Фото с сайта www.allwomens.ru

Как это ни странно, это тоже нормальный процесс! Это закономерный этап личностного развития. Ребенок еще не может перейти к самостоятельной деятельности. Сначала он только учится оценивать, а решать проблему сам пока не может: «А Петя забрал мою игрушку!» — «И что?» — спрашивает педагог. «Накажите его!» — «Но зачем наказывать? Ты попросил его вернуть игрушку?» — «Нет».

И только потом развивается следующий этап: ребенок вдруг открывает, что он и сам что-то делает не так!

Это уже саморефлексия: способность оценить результаты своей деятельности с негативной стороны. Она формируется с шести до семи лет. До этого возраста мы должны хвалить все, что делает ребенок. А потом, прежде чем критиковать, надо найти три вещи, за которые можно похвалить (или больше). Иначе — критика «подрезает крылья».

Критики должно быть не больше трех пунктов! Закончить комментарий нужно опять похвалой — ребенок должен уходить в состоянии подъема.

«Похвала – критика – похвала» — только таким образом можно побудить ребенка осознать свои недостатки и исправлять их.

Если критики больше, чем похвалы – он не станет ничего делать.

Гипо- и гиперактивные дети повышают уровень толерантности в классе

Фото с сайта ladyinlife.ru

Сейчас часто встречаются такие заболевания у деток, как малая мозговая дисфункция, гиперактивность или дефицит внимания.

Примерно 2-3 таких человека есть в любом классе. Эти детки будут мешать всем непременно.

Они будут ходить по классу, сползать под парту, качать впереди стоящий стул… Такие ученики попадают либо за первую парту, где учитель постоянно его видит и контролирует, либо за последнюю – чтобы меньше мешал классу.

Когда меня спрашивают, где таким детям лучше, я отвечаю: «У подходящего учителя».

Если учитель обладает повышенным авторитаризмом, склонен к тому, чтобы по мелочам прижать к ногтю, мол, «ты мешаешь всему классу», «сядь нормально», «сколько раз тебе говорить» — представьте,  какое отношение у одноклассников вырабатывается к такому ребенку. Ведь в этом возрасте дети очень ориентированы на отношение взрослого значимого человека.

У некоторых детей даже бывает, что мама уже становится не такая важная, как учительница: это говорит о высоком уровне учебной мотивации у ребенка. Он уже ориентируется не на отношения с мамой, а на отношения с учителем.

Есть учительницы, которые рассуждают так: «Машенька – зеленоглазая, Васенка – блондин, а Ванечка – очень активный, и что?» И дети понимают: «И ничего!» Учительница делает Ванечку своим помощником: он сбегает за мелом, он помоет тряпку и т.д. Есть масса способов заинтересовать такого ребенка! Можно сделать его «шефом» над другими. Можно похвалить его «авансом», поставить пятерку.

Такие детки могут дать очень много! В классах, где они есть, уровень тревожности ниже, а уровень мотивации и толерантности выше, чем в классах, где таких деток нет.

Детям с гипо- и геперактивностью особенно важно найти хорошего учителя. Если учитель его не полюбит, у него большие шансы стать изгоем. Поэтому я рекомендую не гнаться за уровнем школы и хорошими оценками – пусть лучше ребенок чувствует себя в классе комфортно и учится в своем темпе. Но родителям придется осваивать учебную программу с ребенком дома.

Если ребенку в школе плохо, не ждите — уходите

Иллюстрация Н. Роквелла. Фото с сайта parade.com

Когда на вашего ребенка едет велосипедист, вы же не ждете, пока он его собьет! Если ребенку не нравится в школе, ему может быть физически плохо, это психосоматика: его тошнит, у него болит живот, голова, становится тревожным сон на нервной почве. Это все называется школьным неврозом. И даже если вы очень хотели попасть в эту школу, но в первом классе ребенку не нравится – переходите или меняйте учителя.

Чтобы преодолевать тревожность и школьный невроз, лучшие средства – сон и хорошее питание.

Спать днем я рекомендую детям вплоть до четвертого класса, а первоклассникам особенно.

Очень помогают снять напряжение спортивные занятия. Спорт дает очень много: дисциплинированность, хорошее здоровье, выносливость. Это миф, что у спортсменов низкий интеллект! Моя практика показывает обратное.

Еще совет: в период с первого по третий класс заведите кошку.

А вот в том случае если вы поменяли школу или учителя, и все повторяется – это повод задуматься, может, не учитель виноват?

Нравится ли учителю ваш ребенок?

Фото с сайта psihocentr.ru

Сейчас во всех крупных городах ведутся группы подготовки к школе. Ребенка можно туда не водить, но я бы все-таки советовала. В школе, к примеру, три первых класса. Три учителя распределяют уроки: один ведет у дошкольников обучение грамоте, другой математику, третий – английский язык. И в течение дня ребенок имеет возможность увидеть всех трех учителей.

Спрашивайте у ребенка, какая учительница ему больше понравилась. Это очень важно: уже перед школой начинают складываться отношения с учителями, и ребенок идет к тому учителю, которого уже знает и любит. За неделю это сложнее понять, поэтому я рекомендую ходить в группу год.

Очень важно, когда складываются доверительные отношения родителя и учителя. Спросите вечером, как ваш ребенок сегодня себя вел. И если учитель один раз ответил: «Ну, ничего, нормально», второй раз ответил: «Сегодня что-то не очень», а в третий раз признался: «Тяжеловато» — надо выбирать другого учителя, которому с вашим ребенком будет более легко и комфортно.

Ведь учителя тоже делают отбор в свой класс – усиленно хвалят тех детей, с которыми им больше хочется работать. И это хорошо! От этого лучше и учителю, и ребенку. Если вы хотели к опытной, хорошей учительнице, но она не нравится вашему ребенку или он не нравится ей – лучше пойти к молодой.

Самые говорливые дети – самые популярные

Фото с сайта newtonew.com

Ребенку в школе предстоит не только усваивать знания, но устанавливать отношения с одноклассниками. Стоит малышу быть чуть-чуть не таким, как все остальные, и он занимает определенную нишу.

Самые говорливые и быстрые занимает самую выгодную нишу. Чтобы тренировать у ребенка реакцию, я советую дома играть в ассоциации.

Часто бывает ситуация: учитель задал вопрос, половина класса тянет руки. Все хотят скорее ответить, хотят, чтобы спросили именно их. И пока они «выпрыгивают из штанов», кричат «я знаю, я знаю!» — часто забывают и сам вопрос, и свой ответ. И получается: учитель спрашивает тянувшего руку Петю, а он впадает в ступор и не может вспомнить, о чем же был вопрос. А в этот момент на него смотрит весь класс! И ребеночек понимает: что-то не так…

Все это очень влияет и на его самооценку, и на его авторитет в классе. А хорошая реакция тут поможет.

Два друга в классе – значит, тебя приняли

Фото с сайта www.factroom.ru

Постепенно в классе выделяются малые группировки по общим интересам: если ребенок имеет двух друзей, которые выбрали его — это очень хорошо, этого достаточно.

Как правило, в любом классе найдется 2-3% детей, которые не захотят дружить с вашим ребенком ни за что, каким бы прекрасным он ни был. Выдохните: и с вами тоже не все люди на свете хотят дружить!

Не стремитесь к лидерству! Как показывает практика,

лидеры в школе редко добиваются успеха в жизни. И наоборот:

дети, которые были вторыми, «середнячки» — учатся воевать, противостоять, преодолевать сопротивление.

В 3-4 классе у девочек начинается «проверка»: когда все начинают дружить против одной. Таким образом они проверяют, как она реагирует на давление. Поэтому надо сразу научить ребенка, что ему стоит найти только двух друзей — и не стремиться дружить со всеми. Два друга в одном классе – это значит, что тебя в классе приняли.

 

www.miloserdie.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *