Сми законы – » » () 27.12.1991 N 2124-1 ( ) /

простыми словами основные положения :: BusinessMan.ru

Федеральный закон о СМИ провозглашает свободу массовой информации. В документе указано, какая деятельность компаний не подлежит ограничениям. Акт также формулирует основные понятия в медиа-сфере, правила регистрации средств массовой информации, порядок распространения сведений. Рассмотрим основные изменения закона о СМИ.

Допустимая деятельность

Не подлежат ограничениям:

  1. Получение, распространение, поиск массовой информации.
  2. Владение, распоряжение, учреждение и пользование СМИ.
  3. Приобретение, изготовление, эксплуатация и хранение технического оборудования и устройств, материалов и сырья, которые предназначены для распространения и производства медиа-продуктов.

Ключевые понятия

Федеральный закон о СМИ разъясняет основные определения, используемые в медиа-сфере. Среди них:

  1. Массовая информация. Она включает в себя аудио-, печатные, аудиовизуальные и прочие материалы и сообщения, которые предназначены для неопределенного количества лиц. Соответственно, в качестве СМИ выступает периодическое издание, видео-, теле-, радио- или кинохроникальная программа либо иная форма распространения информации.
  2. Продуктом является тираж (его часть) отдельного номера газеты/журнала либо видео-, аудиозаписи, отдельный выпуск теле-, радио-, кинохроникальной программы.
  3. Распространением продукции называют продажу (раздачу, подписку, доставку) информационных материалов и сообщений.
  4. Специализированным СМИ именуется такое медиа-средство, в отношении которого действуют особые правила. Они касаются, в частности, его регистрации и распространения его продукции.
  5. Редакция СМИ - это учреждение, предприятие, гражданин или объединение нескольких лиц, которые осуществляют изготовление и выпуск медиа-продукта. Руководителем выступает главный редактор.
  6. Журналист - лицо, осуществляющее создание, редактирование, подготовку, сбор материалов и сообщений для редакции зарегистрированного СМИ и связанное с ней договорными (трудовыми) отношениями (или занимающееся указанной деятельностью по предоставленным полномочиям).

Недопустимость цензуры

Закон о СМИ (последняя редакция) запрещает должностным лицам, государственным органам, учреждениям, организациям, общественным объединениям требовать от медиа-компаний предварительного согласования материалов и сообщений. Не допускается наложение запретов на распространение медиа-продукции или отдельных их частей. Закон о СМИ, однако, устанавливает одно исключение. Цензура может иметь место в том случае, если автором или интервьюируемым выступает должностное лицо. Нормативный акт запрещает финансирование и создание учреждений, органов, организаций, привлечение служащих, которые будут требовать от медиа-компаний предварительного согласования материалов и сообщений.

Ограничения

Закон о СМИ запрещает злоупотреблять свободой производства и распространения информации. Это означает, что медиа-продукты не могут использоваться для совершения уголовных преступлений, разглашения тайн, охраняемых законом, распространения сообщений, в которых содержатся публичные призывы к террористической деятельности или поощряется терроризм, прочих экстремистских материалов, а также пропагандирующих культ жестокости и насилия, порнографию.

Закон о СМИ запрещает осуществлять скрытые вставки, применять технические приемы и способы распространения сведений в радио-, видео-, теле-, кинопрограммах, художественных и документальных фильмах, компьютерных информационных файлах, программах по обработке текстов, относящихся к специальным медиа-средствам, которые могут воздействовать на подсознание граждан или сказываться негативно на состоянии их здоровья. Не допускается освещать приемы изготовления и применения, указывать места приобретения запрещенных средств (наркотических, психотропных) и их аналогов, пропагандировать какие-либо преимущества использования тех или иных соединений, предоставлять иные сведения, не подлежащие раскрытию в соответствии с ФЗ.

Спорный момент

На телевидении существуют различные программы, темы которых касаются разоблачения разнообразных нарушений. Большая часть из них направлена, как утверждают их авторы, на защиту потребительских прав. В таких программах журналисты осуществляют проверку качества продукции и услуг, предоставляемых населению. При этом далеко не всегда съемки проходят без скандалов. Однако журналисты, осуществляя свою деятельность, ссылаются на закон о СМИ. "Ревизорро" - одна из таких программ, наделавшая достаточно много шума.

В настоящее время юристы и представители разных ведомств ведут споры о правомерности деятельности журналистов. Некоторые специалисты говорят о том, что ведущие программы нарушают права собственника, другие, напротив, высказываются положительно о действиях. Если опираться на закон о СМИ, то в нем не установлено каких-либо прямых запретов. Однако действия журналистов можно рассматривать в рамках иных нормативных актов, и в этих случаях можно установить ряд нарушений, которые повлекут разного рода ответственность (вплоть до уголовной).

Сбор сведений при контртеррористической операции

Порядок пребывания журналистов на объекте или территории проведения КТО устанавливается ее руководителем. Закон о СМИ запрещает освещение данных о специальных средствах, тактике, технических приемах ведения операции, если это может создать серьезные препятствия для нее или поставить под угрозу здоровье и жизнь людей. Информация о служащих подразделений и лицах, содействующих КТО, выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию теракта, а также об их родственниках может быть предана публичной огласке в соответствии с действующими нормативными актами о гостайне и персональных сведениях.

Законы, регулирующие СМИ

Нормативная база, регламентирующая медиа-средства и продукты, состоит из рассматриваемого правового документа, а также актов, принимаемых в соответствии с ним. Если в межгосударственном договоре, который заключен РФ, предусматриваются другие правила, нежели те, которые устанавливают законы о СМИ в России, применяются положения международных соглашений.

Применение нормативного документа

Закон о СМИ распространяется на медиа-средства, учреждаемые в РФ. Что касается деятельности компаний, созданных за пределами государства, то положения нормативного акта применяются только в части, которая касается распространения их продукции на территории страны. Иностранцы, лица без гражданства, а также зарубежные организации реализуют права и исполняют обязанности наравне с предприятиями и гражданами РФ, если другое не установлено в законодательстве.

Регистрация медиа-средства

Редакция СМИ вправе осуществлять свою деятельность после прохождения соответствующей процедуры. Для регистрации учредитель медиа-средства подает заявление. Это необходимо в том случае, если продукция предназначается для распространения преимущественно:

  1. По всей территории РФ, за ее границами, в пределах некоторых субъектов страны. Заявление в этом случае направляется в службу, осуществляющую надзор за соблюдением законодательства в сфере коммуникаций и охраны культурного наследия.
  2. На территории определенного региона или муниципального образования. Заявление в этом случае учредитель подает в территориальные структуры указанной выше службы.

СМИ будет считаться зарегистрированным после получения соответствующего свидетельства.

businessman.ru

простыми словами основные положения 🚩 Законодательство

Согласно закону о СМИ запрещается ограничивать им следующую деятельность:

  • осуществлять поиск, получение и распространение сведений любыми законными способами;
  • регистрировать, владеть, пользоваться и распоряжаться средствами массовой информации;
  • покупать, самостоятельно изготавливать, хранить и использовать техническое оборудование, устройства, сырье и материалы, использующиеся при приготовлении и распространении информационных продуктов.

В законе приводятся основные понятия, использующиеся в медийной сфере, и дается им однозначное определение.

Массовая информация – это аудиоматериалы, печатная продукция, видеоматериалы и сообщения, предназначенные для широкого круга лиц. Таким образом, средствами массовой информации признаются печатные издания, видео- или кинопрограммы, радио и телевидение, а также все другие формы распространения информации неопределенному кругу лиц.

Продукция СМИ – это тираж или часть тиража периодического печатного издания, аудио- и видеозаписи, а также отдельные выпуски радио, телевизионных и кинопрограмм.

Распространение продукции СМИ – это ее продажа в различных ее формах, в том числе подписку, раздачу и доставку.

Специализированными средствами массовой информации признаются такие СМИ, в отношении которых законодательство предусмотрело особенные правила их регистрации, деятельности, распространения сведений.

Редакция – это орган, непосредственно изготовляющий и выпускающий медийные продукты. Редакцией признается как учреждение или предприятие, так и отдельное лицо или ряд лиц. Главный редактор – руководитель редакции.

Журналист – отдельное лицо, самостоятельно или с помощью кого-либо поиск, получение, редактирование и создание материалов, предназначенных для редакции. Журналист обязательно должен быть связан с редакцией трудовыми или договорными отношениями либо заниматься своей деятельностью по особым, предоставленным редакцией полномочиям.

В законе о СМИ сказано, что ни одно лицо, организация, общественное объединение, государственный орган или должностное лицо не вправе требовать от СМИ какого-либо согласования их продукции.

Запрещается каким-либо образом ограничивать распространение продукции СМИ, материалов, сообщений и их частей.

Запрещается создавать, финансировать любые организации, привлекать отдельных лиц и группы лиц с целью цензурирования средств массовой информации.

Однако есть и исключения. Если автором аудиовидеоматериала, печатного издания выступает должностное лицо либо если это лицо дает интервью.

Законодательство РФ запрещает средствам массовой информации злоупотреблять свободой слова, свободой СМИ. Это значит, что информационная продукция не должна:

  • использоваться для совершения уголовных преступлений;
  • разглашать охраняемые законодательством секреты и тайны;
  • призывать граждан к террористической деятельности;
  • поощрять терроризм и экстремизм в любых его проявлениях;
  • пропагандировать насилие, жестокость и порнографию.

Запрещается использование любых технических способов воздействия на сознание граждан и негативного влияния на их здоровье. Среди них: скрытые вставки в телерадиопрограммах, видео- и кинофильмах, специальные компьютерные файлы, программы по обработке текстов.

Запрещено распространять информацию о способах приготовления и использования наркотических и психотропных средств (и их аналогов), освещать места их распространения.

Запрещается распространять и другую информацию, не подлежащую раскрытию согласно законам РФ.

В законе о СМИ содержится много требований и правил к рекламе.

Например, закон не допускает к выпуску недобросовестную и недостоверную рекламу. Под недобросовестной рекламой понимается некорректное сравнение рекламируемой продукции с ее аналогами, реклама, портящая репутацию продукции конкурентов и самих конкурентов. Под недобросовестной рекламой также понимается реклама запрещенных товаров и недобросовестная конкуренция с точки зрения антимонопольного законодательства. Недостоверной рекламой считается предоставление заведомо неточных сведений о товаре или услуге.

Кроме того, реклама не должна подстрекать аудиторию на совершение противоправных действий, содержать призывы к жестокости и насилию, создавать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемым продуктом. Носители рекламы (щиты, растяжки) не должны мешать безопасности движения любого вида транспорта.

В рекламе запрещено использовать порнографические материалы, сцены табакокурения и распития алкоголя, искажать сведения с помощью иностранных слов и выражений, ссылаться на государство, одобряющее рекламный продукт.

Помимо прочего, в рекламе:

  • запрещено использовать нецензурные выражения и оскорбления;
  • запрещено вести пропаганду через рекламу;
  • цены на товары и услуги указывать только в валюте РФ (рубли), и лишь в случаях крайней необходимости – в иностранной валюте;
  • нельзя вводить рекламу в обучающие книги для детей (учебники, учебные материалы).

Средствам печати предписывается указывать в каждом экземпляре печатного издания указывать наименование издания, список учредителей, Ф. И. О. главного редактора, номер выпуска и дату его выхода из печати. Сверх того, газеты обязаны указывать время подписания номера в печать, индекс издания, тираж, стоимость одного экземпляра и адрес редакции.

В печатных изданиях запрещается вести пропаганду или рекламу:

  • табакокурения;
  • распития спиртных напитков;
  • медицинских услуг, предлагающих аборты.

В настоящий момент телевидение выпускает большое количество телепрограмм и передач, разоблачающих нарушителей законодательства. При этом авторы этих программ и передач считают, что таким образом они защищают права потребителей. Журналисты и съемочные группы приобретают продукцию и услуги в целях проверки их качества, которое на поверку оказывается крайне низким. При этом сотрудники СМИ прикрываются в своей деятельности законом о средствах массовой информации.

Во многих случаях съемки этих передач происходят со скандалами. Яркий пример – передача «Ревизорро» на телеканале Пятница.

Поведение журналистов при съемках вызывает у юристов, адвокатов и правозащитников споры о правомерности такой деятельности. Одна сторона утверждает, что во время таких съемок, так или иначе, нарушаются права собственников. Другие – поощряют действия журналистов.

Если рассматривать действия журналистов с точки зрения закона о СМИ, то они действуют в рамках этого акта. Но если рассмотреть те же действия с точки зрения других нормативных актов, в их деятельности можно найти множество нарушений, влекущих за собой административную и даже уголовную ответственность.

Отдельные правила журналистской деятельности установлены при проведении контртеррористических операций (КТО). В этом случае, находясь на объекте или в зоне действия КТО, журналист подчиняется руководителю операции.

Средствам массовой информации строго запрещается раскрывать любые сведения о тактике проведения операции, используемых приемах и средствах. Если эти сведения попадут через журналистов террористам, это может сорвать операцию, привести к серьезным человеческим жертвам.

Раскрывая информацию о служащих, привлеченных к контртеррористической операции, и об их родственниках СМИ обязаны руководствоваться законами о государственной тайне и охране персональных сведений.

В 2017 году в статью 35 закона о СМИ была введена поправка, касающаяся обязательных сообщений.

Во-первых, редакция обязана бесплатно и в срок публиковать сообщения согласно решению суда. Во-вторых, государственные средства массовой информации обязаны публиковать сообщения вышестоящих федеральных и государственных органов.

Как и в предыдущей версии, редакция любого СМИ обязана бесплатно и в кратчайшие сроки подавать сигналы оповещения об опасности, экстренную информацию ввиду возникшей опасности для населения. В том числе СМИ обязаны публиковать сведения о порядке действий населения, публиковать сообщения органов исполнительной власти и местного самоуправления.

www.kakprosto.ru

Статья 35. Закон о СМИ N 2124-1 от 27.12.1991

Редакция обязана опубликовать бесплатно и в предписанный срок:

вступившее в законную силу решение суда, содержащее требование об опубликовании такого решения через данное средство массовой информации;

поступившее от органа, зарегистрировавшего данное средство массовой информации, сообщение, касающееся деятельности редакции.

Редакции средств массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, обязаны публиковать по требованию этих органов их официальные сообщения в порядке, регулируемом уставом редакции или заменяющим его договором, а равно иные материалы, публикация которых в данных средствах массовой информации предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Государственные средства массовой информации обязаны публиковать сообщения и материалы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации".

Редакции средств массовой информации по обращению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с территорией распространения средства массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в зависимости от формы распространения массовой информации выпускать в эфир сигналы оповещения и (или) экстренную информацию об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите или публиковать указанную экстренную информацию.

www.zakonrf.info

Список нормативных правовых актов РФ о СМИ

Российская Федерация

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ О СМИ

Подборка документов и извлечения из них сделаны сайтом: http://www.medialaw.ru/

Полнотекстовые документы размещены на сайте: http://www.garant.ru/

Нормативные правовые акты РФ о СМИ – скачать

в раздел библиотека

ЗАКОНЫ

Конституция Российской Федерации

Конституция Российской Федерации (извлечения)

Полный текст Конституции РФ смотри здесь

Законы, имеющие основным предметом регулирования деятельность СМИ

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»

Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»

Законы, регулирующие информационные отношения и связь, рекламу, авторское право

Закон РСФСР «О языках народов Российской Федерации» (извлечения)

Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» (извлечения)

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая (извлечения)

Полный текст ГК РФ смотри здесь

Федеральный закон «О государственной тайне»

Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» (извлечения)

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Федеральный закон «О рекламе» (извлечения)

Федеральный закон «О связи» (извлечения)

Полный текст ФЗ «О связи» смотри здесь

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (извлечения)

Полный текст ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» смотри здесь

Федеральный закон «О коммерческой тайне»

Федеральный закон «О персональных данных»

Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» (извлечения)

Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» (извлечения)

Полный текст ФЗ «О референдуме Российской Федерации» смотри здесь

Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (извлечения)

Федеральный закон «О политических партиях» (извлечения)

Федеральный закон «Об общественных объединениях» (извлечения)

Полный текст ФЗ «Об общественных объединениях» смотри здесь

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (извлечения)

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (извлечения)

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» (извлечения)

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (извлечения)

Законы, действующие в условиях военного положения, чрезвычайных ситуаций, а также направленные на борьбу с экстремизмом и терроризмом

Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» (извлечения)

Федеральный конституционный закон «О военном положении» (извлечения)

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (извлечения)

Федеральный закон «О противодействии терроризму» (извлечения)

Полный текст ФЗ «О противодействии терроризму» смотри здесь

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (извлечения)

Федеральный закон «Об увековечении победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» (извлечения)

Законы, основным предметом регулирования которых не являются информационные отношения

Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации»

Полный текст ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» смотри здесь

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (извлечения)

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (извлечения)

Федеральный закон «О лекарственных средствах» (извлечения)

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (извлечения)

Федеральный закон «О национально-культурной автономии» (извлечения)

Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (извлечения)

Федеральный закон «Об ограничении курения табака» (извлечения)

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (извлечения)

Полный текст ФЗ «Об охране окружающей среды» смотри здесь

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (извлечения)

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (извлечения)

Кодексы Российской Федерации, регулирующие деятельность СМИ

Гражданский кодекс Российской Федерации (извлечения)

Полный текст ГК РФ смотри здесь

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (извлечения)

Полный текст ГПК РФ смотри здесь

Уголовный кодекс Российской Федерации (извлечения)

Полный текст УК РФ смотри здесь

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (извлечения)

Полный текст УПК РФ смотри здесь

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (извлечения)

Полный текст КоАП РФ смотри здесь

Трудовой кодекс Российской Федерации (извлечения)

Полный текст ТК РФ смотри здесь

Налоговый кодекс Российской Федерации (извлечения)

Полный текст Налогового кодекса РФ смотри здесь

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (извлечения)

Полный текст Арбитражного процессуального кодекса РФ смотри здесь

Другие Кодексы Российской Федерации (для справок)

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации

Полный текст Уголовно-исполнительного кодекса РФ смотри здесь

Семейный кодекс

Полный текст Семейного кодекса смотри здесь

Жилищный кодекс

Полный текст Жилищного кодекса смотри здесь

Таможенный кодекс

Полный текст Таможенного кодекса смотри здесь

Бюджетный кодекс

Полный текст Бюджетного кодекса смотри здесь

Градостроительный кодекс

Полный текст Градостроительного кодекса смотри здесь

Кодекс торгового мореплавания

Полный текст Кодекса торгового мореплавания смотри здесь

Кодекс внутреннего водного транспорта

Полный текст Кодекса внутреннего водного транспорта смотри здесь

Воздушный кодекс

Полный текст Воздушного кодекса смотри здесь

Лесной кодекс

Полный текст Лесного кодекса смотри здесь

Водный кодекс

Полный текст Водного кодекса смотри здесь

Земельный кодекс

Полный текст Земельного кодекса смотри здесь

Законы, вносящие изменения в Федеральные законы РФ

Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» (извлечения)

ПРОЕКТЫ ЗАКОНОВ

Проект Федерального закона «О праве на информацию»

(принят Государственной Думой в первом чтении в 1997 году, в декабре 2000 года, так и не пройдя второго чтения, был возвращён к состоянию первого чтения и отклонён Государственной Думой.)

Проект Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

(Версия Минэкономразвития РФ от 20 октября 2003 года)

Проект Федерального закона Российской Федерации «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

(Версия Минэкономразвития РФ от 11 апреля 2005 года)

Проект Федерального закона «О государственной защите нравственности и здоровья граждан и об усилении контроля за оборотом продукции сексуального характера»

(Принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в 1999 году. Отклонен Президентом РФ 11 мая 1999 года.)

Проект Федерального закона «О Высшем совете по защите нравственности телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации»

(Принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в марте 1999 года. Отклонен Президентом РФ.)

Проект Федерального закона «О телевизионном вещании и радиовещании»

(3 сентября 1997 года принят Государственной Думой в первом чтении, в 2000 году, так и не пройдя второго чтения, был возвращён к состоянию первого чтения и отклонён Государственной Думой.)

Проект Федерального закона «О Федеральной комиссии по телерадиовещанию Российской Федерации» (с пояснительной запиской)

Проект разработан Д.А. Головановым на основе «Принципов образования, организации и деятельности специального государственного органа Российской Федерации в сфере лицензирования телерадиовещания (Федеральной комиссии по телерадиовещанию)», разработанных Рабочей группой Института проблем информационного права (г. Москва) и одобренных западноевропейскими и российскими экспертами ТАС.

ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ

Указ Президента РФ 16/09/97 г. N 1033. О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 6 октября 1995 г. N 1019 «О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации»

Указ Президента РФ 4/08/97 г. N 823 «О совершенствовании структуры государственного радиовещания в Российской Федерации»

Указ Президента РФ N 1019 6.10.95 «О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации»

ПОСТАНОВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2000 г. № 265. «Об утверждении положения о Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. № 1359. «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2000 г. № 346. «Об утверждении положений о государственной комиссии по радиочастотам, государственной комиссии по электросвязи и государственной комиссии по информатизации при министерстве российской федерации по связи и информатизации»

в раздел библиотека

evartist.narod.ru

Глава 3. Система законодательства о сми

Структурообразующий характер Закона о СМИ.

Важная норма, определяющая структуру законодательства о СМИ содержится в ч. 1 ст. 5 Закона Российской Федера­ции «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. Здесь закреплено, что любой акт федерального и республиканского законодательства о средствах массовой информации должен издаваться в соответствии с Законом о СМИ. Тем самым законодатель фактически придал этому нормативному акту характер мини-конституции в данной сфере. Он определил Закону о СМИ роль структурообразую­щего фактора, интегрирующего различные по своему мес­тоположению в законодательстве правовые нормы в еди­ную систему взаимосвязанных, взаимодополняющих по своему назначению норм, регулирующих относительно обо­собленную совокупность общественных отношений, возни­кающих в процессе организации и функционирования СМИ. Аналогичную роль в системе законодательства о выборах играет Федеральный закон «Обосновных гарантиях изби­рательных прав и права на участие в референдуме граж­дан Российской Федерации».

Непосредственно из текста Закона о СМИ вытекает обя­занность законодателя принять законы об издательском деле (ч. 1 ст. 21), о телекоммуникационных сетях (ч. 2 CT-J24), о порядке формирования и деятельности Федераль­ной и территориальных комиссий по телерадиовещанию (ч. 2 ст. 30), о дополнительных основаниях аннулирования лицензии на вещание (ч. 2 ст. 32), о государственной, ком­мерческой и иной специально охраняемой законом тайне (ч. 1 ст. 40), о случаях, когда журналист не вправе произво­дить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки (п. 6 ч. 1 ст. 47), о защите чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества журналиста в связи с осуществлением им профессиональ­ной деятельности как лица, выполняющего общественный долг (ч. 4 ст. 49). Кроме того, Закон о СМИ предполагает внесение дополнений в Уголовный кодекс, Уголовно-про­цессуальный кодекс, Кодекс об административных право­нарушениях для конкретизации мер ответственности за ущемление свободы массовой информации (ст. 58), за зло­употребление свободой массовой информации (ст. 59) и за иные нарушения законодательства о СМИ (ст. 60).

Закон о СМИ предусматривает также издание федераль­ным правительством актов, определяющих размер и поря­док уплаты регистрационного сбора (ч. 1 ст. 14), потиражного сбора с продукции рекламных и эротических СМИ (ч. 3 ст. 29), платы за лицензию на вещание (ч. 6 ст. 31) и т.д. Кроме того, Закон о СМИ предполагал издание органа­ми местного самоуправления нормативных актов, касаю­щихся порядка распространения продукции эротических СМИ (ст. 37).

Часть этих правовых норм и актов уже существуют в законодательстве. Так, в начале 90-х годов в действующий тогда КоАП РСФСР были внесены дополнительные статьи, предусматривающие ответственность за нарушение поряд­ка изготовления и распространения продукции СМИ, объяв­ления выходных данных и представления обязательных экземпляров (ст.ст. 1711—1713; ныне — ст.ст. 13.21, 13.22 и 13.23 Кодекса Российской Федерации об административ­ных правонарушениях от 30.12.2001 года № 195-ФЗ), а в УК РСФСР — статья «Воспрепятствование законной про­фессиональной деятельности журналиста» (ст. 144 УК РФ). Появились и законы, касающиеся правового режима ин­формации («Огосударственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене»), отдельных ви­дов СМИ и отдельных аспектов их деятельности («Опоряд­ке освещения деятельности органов государственной влас­ти в государственных средствах массовой информации», «О порядке освещения органов государственной властив государственных средствах массовой информации», «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации», «Об экономичес­кой поддержке районных (городских) газет», «О связи», «О рекламе», «О таможенном тарифе», «Об обязательном экземпляре документов», «Об основных гарантиях изби­рательных прав и права на участие в референдуме граж­дан Российской Федерации» и др.)

В некоторых из них, например, в Федеральном законе «О порядке освещения деятельности органов государствен­ной власти в государственных средствах массовой инфор­мации» прямо указывается на его принадлежность к зако­нодательству о СМИ, в других же такое упоминание отсутствует. Так, в Законе «Огосударственной поддерж­ке...», хотя и не указывается, к какой отрасли законода­тельства он относится, однако все основные термины и понятия взяты из Закона о СМИ.

Изменение и дополнение Закона о СМИ.

Собственно законодательство о СМИ развивается как через изменение Закона о СМИ, так и через издание дополняющих его зако­нов. Те 11 поправок, что были внесены в Закон о СМИ в 1992 — 2000 гг. путем принятия семи федеральных зако­нов, радикально ничего в нем не изменили. Но в некоторых случаях даже казалось бы незначительные, чисто юридико-технические поправки оказывались контрпродуктивны­ми. Так, Федеральный закон от 2 марта 1998 г. № 30-ФЗ исключил из ст. 36 Закона о СМИ максимальные квоты на объемы размещения рекламы в средствах массовой инфор­мации, «не зарегистрированных в качестве специализиру­ющихся на сообщениях и материалах рекламного характе­ра». Эти квоты были перенесены в ст.ст. 11 и 12 Федерального закона «О рекламе», а в ст. 36 Закона о СМИ оставлена лишь отсылочная норма: «Распространение рек­ламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе».

Однако, законодатель не учел, что в Законе о СМИ, как и в ряде других федеральных законов (в том числе в Законе о рекламе), используется понятие «средство массовой инфор­мации, зарегистрированное в качестве специализирующе­гося на сообщениях и материалах рекламного характера».

Содержание этого понятия определялось ранее через отно­шение к установленным в ст. 36 квотам (если учредитель намерен отводить под рекламу больше места, чем установ­лено квотой, то должен в заявлении о регистрации средства массовой информации указать, что оно будет специализи­рованным рекламным). Перенос квот в Закон о рекламе привел к тому, что теперь невозможно обязать учредителя СМИ рекламного характера заявить его на регистрацию именно в таком качестве, поскольку право на учреждение СМИ может быть ограничено только законодательством о СМИ (ст. 1 Закона о СМИ), а Закон о рекламе к этой отрасли не относится.

Существенным изменениям подверглась, пожалуй, лишь ст. 4 «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации». Так, Федеральный закон от 19 июля 1995 г. № Ц4-ФЗ дополнил часть первую данной статьи указанием на недопустимость использования СМИ «для распростране­ния передач, пропагандирующих порнографию, культ на­силия и жестокости». Однако в таком дополнении не было и нет никакой необходимости.

Другой пример — дополнение ч. 2 ст. 4 запретом на использование скрытых вставок, воздействующих на под­сознание людей, «в художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах об­работки информационных текстов». Как будет показано ниже, данный запрет лишь порождает противоречия в пра­вовой системе.

В 2000 году ст. 4 была дополнена еще одной, третьей частью следующего содержания: «Запрещается распрост­ранение в средствах массовой информации, а также в компь­ютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения нарко­тических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их ана­логов и прекурсоров, за исключением рекламы наркотичес­ких средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III в соответствии с Федеральным законом «О наркотичес­ких средствах и психотропных веществах», в средствах массовой информации, рассчитанных на медицинских и фар­мацевтических работников, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федераль­ными законами». Естественно, сразу возникли многочис­ленные вопросы относительно того, распространяется ли этот запрет, например, на показ сцены вдыхания кокаина в кинокомедии о Крокодиле Данди или на репортаж с общеиз­вестного места распространения наркотиков?

Чтобы ответить на все эти вопросы, нужно прежде всего принять во внимание тот факт, что данная правовая норма была введена законом, сфера правового регулирования которого имеет не самостоятельный, а производный харак­тер. Это ясно отражено в названии Федерального закона от 20 июня 2000 года № 90-ФЗ — «О внесении дополнения в ст. 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» в связи с принятием Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веще­ствах». Отсюда следует, что при применении ч. 3 ст. 4 Закона о СМИ должен в первую очередь учитываться смысл исходной, базовой правовой нормы, содержащейся в ст. 46 Федерального закона«О наркотических средствах и пси­хотропных веществах». Эта статья направлена на запрет пропаганды наркотиков. Вот почему при применении ч. 3 ст. 4 Закона о СМИ необходимо рассматривать как правона­рушение исключительно использование СМИ для пропа­ганды наркотиков. При этом должны быть приняты во внимание особенности субъективной стороны такого право­нарушения как запрещенная правовой нормой пропаганда. Данное правонарушение предполагает наличие прямого либо косвенного умысла. Иная форма вины по определению не применима к подобному составу правонарушения.

В конце ч. 3 ст. 4 Закона о СМИ содержится запрет на распространение «иной информации, распространение кото­рой запрещено федеральными законами». Данная норма представляется избыточной, поскольку в российской право­вой системе отсутствуют иные федеральные законы, содер­жащие запрет на распространение информации о наркоти­ках. Следовательно, данная норма не имеет нового правового содержания и самостоятельно применяться не может1.

Начиная с 1997 г., Государственная Дума ведет работу над коренной реформой Закона о СМИ. 14 января 1998 г. палата приняла в первом чтении проект Федерального за­кона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российс­кой Федерации «О средствах массовой информации» ». Текст законопроекта ясно высвечивал сверхзадачу: во-первых, создать нормативную базу для передела собственности в сфере массовой информации и, во-вторых, резко ограни­чить свободу массовой информации путем упрощения ме­ханизмов прекращения деятельности СМИ.

На достижение первой цели объективно были направле­ны нормы, уничтожавшие институт учредителя СМИ пу­тем механического переименования учредителя в издате­ля. Императивное закрепление за издателем полномочий собственника и учредителя может привести не только к юридической путанице, но и, главное, к установлению аб­солютной диктатуры владельцев СМИ. Вторая цель могла быть легко достигнута путем многократного расширения перечня оснований для приостановления и прекращения выпуска СМИ по решению суда.

Правда, в дальнейшем, на пути ко второму чтению зако­нопроект лишился многих наиболее одиозных положений. И, может быть, именно поэтому он был отвергнут во втором чтении 17 февраля 1999 г.

Конечно, потенциал Закона о СМИ далеко не исчерпан. То «золотое сечение», которое удалось получить в результа­те развития основных идей закона СССР «О печати и дру­гих средствах массовой информации» от 12 июня 1990 г. в российском законе «Осредствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года, на протяжении последнего деся­тилетия служило опорой не только и даже не столько существования СМИ, сколько демократического развития нашей страны в целом. Однако ни союзный Закон о печати, ни российский Закон о СМИ не смогли обеспечить цивилизо­ванную свободу массовой информации, не дали стопроцент­ного результата. В отсутствие стойких демократических традиций и нравственных ориентиров даже самые ясные и недвусмысленные правовые установления породили на практике широчайший разброс толкований и применений. В представлениях создателей таблоидов и «околотаблои­дов» свобода СМИ вырождается в анархическую «волю» без руля и ветрил, а конфиденциальность источника — в юри­дическое прикрытие бездоказательного «компромата»... Одновременно в головах недалеких чиновников ответствен­ность СМИ перед обществом трансформируется в цензуру и диктат. Так свобода превращается в пугало, закон — в призрак, а профессиональная этика — в благие пожелания.

Обновление Закона о СМИ может иметь смысл только в контексте достижения следующих целей.

Во-первых, следует привести Закон о СМИ в соответ­ствие с Конституцией Российской Федерации 1993 г., с новыми Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации.

Во-вторых, необходимо устранить те внутренние проти­воречия, неточности и пробелы в Законе о СМИ, что выяви­лись в практике правоприменения. Один из таких пробе­лов — регулирование вопросов распространения СМИ в цифровых телекоммуникационных сетях. Разумеется, ни­какая реформа Закона о СМИ не сможет заменить создание самостоятельного закона о деятельности в телекоммуника­ционных сетях. Но когда он еще появится? Ситуация ослож­няется появлением систем интерактивного телевидения2.

В-третьих, необходимо дополнить Закон о СМИ право­выми нормами, регулирующими вновь сформировавшиеся общественные отношения в сфере экономики рынка средств массовой информации, чтобы поддержать процессы кон­центрации СМИ, но при этом обеспечить транспарентность и положить предел монополизации, в том числе, со стороны государства.

В-четвертых, нужно осуществить имплементацию меж­дународно-правовых норм. Уже после принятия Закона о СМИ наша страна вступила в Совет Европы, ратифицирова­ла Европейскую Конвенцию о защите прав человека и ос­новных свобод, присоединилась кБернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, Флорентийскому соглашению о ввозе материалов образо­вательного, научного и культурного характера, ряду дру­гих актов международного права. Предполагается присоединение кЕвропейской Конвенции о трансграничном те­левещании. И здесь не ограничишься общим правилом о приоритете норм международных договоров Российской Федерации над ее законами. Нужна серьезная работа по полномасштабной имплементации этих норм в отечествен­ное законодательство.

Все это позволяет сделать вывод: реформа закона о СМИ необходима и возможна. Но при этом она должна быть адекватна своим целям.

Пробельность и избыточность в законодательстве о СМИ.

К сожалению, парламент до сих пор не смог принять важнейшие законы, которые должны были бы превратить положения Закона о СМИ в стройную систему законодатель­ства. Серьезнейший пробел в правовом регулировании пре­допределен отсутствием закона о телерадиовещании. Зако­нодательство о СМИ будет неполным пока не вступит в силу этот правовой акт, принятие которого прямо предусмотрено ч. 2 ст. 30 Закона о СМИ. Трудно не обратить внимание на исключительные превратности судьбы этого закона. Приня­тый Государственной Думой 12 мая 1995 г. и поддержанный Советом Федерации, он был отклонен Президентом. Дума сумела 20 марта 1996 г. преодолеть президентское вето, но при голосовании в Совете Федерации 10 апреля 1996 г. закон собрал лишь 16 процентов голосов. Анализируя этот итог, нельзя не учитывать, что на законе о телерадиовеща­нии скрещиваются противоположные интересы мощных социальных сил, а минимизация правового регулирования дает простор административному усмотрению в вопросе о свободе аудиовизуальной информации, для реорганизаций государственных телерадиокомпаний и эффективного воз­действия на их программную политику, для произвольного распределения и перераспределения каналов вещания.

Не началась даже подготовка закона об основах эконо­мических отношений в сфере массовой информации. Имен­но этот закон должен был бы положить конец продолжаю­щейся монополизации СМИ, обеспечить транспарентность отношений собственности и контроля, гарантировать неза­висимость редакционной политики. Недвусмысленный на­мек на необходимость принятия данного нормативного акта содержится в перечне сведений, которые должны быть сообщены при регистрации СМИ, а именно, в отношении каких других СМИ заявитель является учредителем, соб­ственником, главным редактором, редакцией, издателем или распространителем (п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о СМИ).

Вместо того, чтобы установить основы экономических отношений в данной сфере, законодатель пошел по пути элементарного патернализма, приняв Федеральные законы «О государственной поддержке средств массовой информа­ции и книгоиздания Российской Федерации» и«Об экономи­ческой поддержке районных (городских) газет». Причем, последний долгое время не действовал, поскольку средства на его исполнение не предусматривались в федеральном бюджете, а в нашей правовой системе действуют только те законы, которые не приостановлены законом о федераль­ном бюджете3.

Конечно, не будь этих законов, экономический кризис неминуемо привел бы к гибели многие некоммерческие СМИ. Но беда в том, что данные федеральные акты подме­няют комплексное регулирование рынка СМИ системой временных льгот и привилегий. На местах данные меха­низмы копируются с известными «уточнениями», в резуль­тате чего допуск к налоговым льготам получают только лояльные к властям СМИ.

Серьезную опасность представляют нормативные акты, пытающиеся регулировать те общественные отношения, которые в этом не нуждаются. В пределах подобных зон избыточного правового регулирования свобода массовой информации оказывается существенно ограничена. Наи­более яркий пример — многочисленные законопроекты, в которых ясно различимы черты пресловутого Федераль­ного наблюдательного совета по обеспечению свободы сло­ва на государственном телерадиовещании.4Эти мотивы прослеживаются в законопроектах«О государственномрегулировании и контроле оборота продукции сексуально­го характера», «О государственном управлении и поддер­жке Всероссийской государственной телевизионной и ра­диовещательной компании», «О Высшем Совете по защите нравственности телевизионного вещания и радиовеща­ния в Российской Федерации» и др.

Главным недостатком этих законопроектов является сме­шение права и морали, что характерно только для теокра­тических и тоталитарных государств. Так называемый «Высший совет» предстает в законопроекте государствен­ным органом, определяющим нравственный характер мате­риалов телевидения и радио в соответствии с установлен­ными им самим критериями. Это является прямым нарушением конституционных принципов идеологическо­го разнообразия и запрета на установление какой-либо иде­ологии в качестве государственной или обязательной. При­чем проект не дает юридического определения таких понятий как «нравственность», «любовь и уважение к Оте­честву», «вера в добро и справедливость» и т.п. В результа­те деятельность Высшего Совета неминуемо сведется к про­извольному истолкованию этих терминов и юридически неосновательному решению вопросов возложения ответ­ственности в конкретных случаях.

В России, которая в соответствии с Конституцией являет­ся светским и демократическим государством, подобного рода регулирование неконституционно. Более того, оно про­тиворечит Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку вводит ограничения, которые не являются необходимыми в демократическом обществе.

В законодательстве «распылено» немало отдельных норм, регулирующих отношения в сфере СМИ, но не входящих непосредственно в систему законодательства о средствах массовой информации. Наличие таких норм свидетельству­ют об относительной неразвитости законодательства о СМИ. Причем нередко именно через «распыленные» нормы в сферу СМИ проникают многочисленные предписания, про­тиворечащие Закону о СМИ. Например, Федеральный за­кон «О физической культуре и спорте в Российской Феде­рации» от 29 апреля 1999 г. ограничивает свободу массовой информации, устанавливая в ст.ст. 21, 22, что все СМИ в обязательном порядке «формируют у граждан потребность в занятиях физическими упражнениями», а телерадиоком­пании «организуют ежедневные передачи оздоровительной направленности (утренняя, производственная гимнастика)». При этом не забыты финансовые интересы спортивного биз­неса: «...Трансляция спортивных соревнований и других спортивных мероприятий по каналам теле- и радиовеща­ния, съемки и фотографирование спортивных соревнова­ний и других спортивных мероприятий, производство за­писи их изображения и их звуковые записи осуществляются только при наличии разрешений организаторов спортив­ных соревнований или других спортивных мероприятий либо соглашений в письменной форме о приобретении прав у организаторов спортивных соревнований».

В законодательстве о выборах, напротив, нормы, касаю­щиеся использования СМИ, вполне уместны, однако они не всегда отличаются четкостью и последовательностью.

В УК РФ имеется отдельный состав, призванный защи­тить профессиональные права журналистов. Правда, ст. 144 немало потеряла по сравнению со своей предшественницей — ст. 1401 УК РСФСР. Если в прежней редакции диспозиция включала злостное воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной профессиональной деятельности жур­налистов, а равно принуждение их к распространению либо отказу от распространения информации с целью ограниче­ния свободы массовой информации, то в новой редакции сохранилось лишь принуждение к распространению или от­казу от распространения информации. В таком виде сфера применения данной уголовно-правовой нормы сужается.

Помимо законов, статус СМИ на федеральном уровне определяется также многочисленными указами Президен­та, постановлениями Правительства, нормативными акта­ми Центризбиркома, а иногда и ведомственными инструк­циями. В той части, в которой данные акты ограничивают свободу массовой информации, они противоречат положе­ниям ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, кото­рая устанавливает, что подобные ограничения могут вво­диться только федеральным законом и только в строго определенных целях, а с учетом требований ст. 10 Европей­ской Конвенции о защите прав человека и основных сво­бод — также только в той мере, в какой это необходимо в Демократическом обществе.

Региональное законодательство о СМИ.

Вопрос о пределах компетенции субъектов Российской Федерации в сфере массовой информации далеко не так прост. Пункт «и» ст. 71 Конституции Российской Федерации устанавли­вает, что «федеральные транспорт, пути сообщения, инфор­мация и связь» относятся к исключительной компетенции Российской Федерации. Что же касается региональных средств массовой информации, то здесь реализуется исклю­чительная компетенция субъектов Федерации, поскольку ст. 72 Конституции Российской Федерации не указывает «региональные информацию и связь» среди предметов со­вместной компетенции. В то же время п. «е» ст. 72 относит общие вопросы культуры к совместной компетенции Феде­рации и ее субъектов. Сюда же попадает и административное законодательство (п. «к»). Следовательно, законодательство о СМИ по необходимости распадается на три сегмента, в первом из которых реализуется исключительное ведение Федерации, во втором — совместное ведение, в третьем — исключительное ведение субъекта Федерации.

Хотя в Конституции Российской Федерации не детали­зируется, что подразумевается под категориями «федераль­ные... информация и связь», однако можно с уверенностью утверждать, что речь идет об общенациональных средствах массовой информации, регулирование деятельности кото­рых даже практически невозможно на уровне регионов. Для примера зададимся вопросом: сможет ли орган государствен­ной власти субъекта Федерации обязать федеральную теле­компанию показывать передачи эротического характера в то или иное время, да еще с учетом многочисленности часовых поясов в России? Хотя подобное предусмотрено ч. 2 ст. 37 Закона о СМИ, однако практически нереализуемо.

Не будем, однако, забывать, что п. «в» ст. 71 Конститу­ции Российской Федерации относит к исключительной компетенции Федерации «регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина», а следовательно, регули­рование и защиту свободы массовой информации, закреп­ленной в ст. 29 как одно из конституционных прав челове­ка и гражданина. Следовательно субъект Федерации вправе регулировать отношения в сфере массовой информации, во-первых, только опираясь на федеральный закон, и, во-вторых, не затрагивая вопросов регулирования свободы массовой информации. В то же время региональные власти обязаны защищать свободу массовой информации, руко­водствуясь при этом нормами Федерального закона о СМИ.

В четырех субъектах Российской Федерации (республи­ки Адыгея, Башкортостан, Кабардино-Балкария, Ханты-Мансийский автономный округ) приняты комплексные за­коны«О средствах массовой информации». Кроме того, в нескольких десятках регионов действуют законы, касающи­еся экономической поддержки СМИ, освещения в государ­ственных и муниципальных СМИ деятельности соответству­ющих органов власти и самоуправления, распространения продукции средств массовой информации эротического ха­рактера и т.д.

Порой встречаются довольно экзотичные для российс­кой правовой системы нормативные акты. Так, с 1991 г. в Татарстане действует закон «О защите чести и достоин­ства Президента Республики Татарстан», устанавлива­ющий административную ответственность в виде штрафа и конфискации продукции СМИ за публичное оскорбление или клевету в отношении главы республики. Причем штра­фу подвергаются как физические лица, так и средства массо­вой информации (точнее было бы сказать — редакции). Оче­видно, что данный нормативный акт, мягко говоря, не вполне согласуется с Конституцией Российской Федерации, гаран­тирующей каждому защиту его чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 ) на началах равенства — независимо, помимо проче­го, от его должностного положения (ч. 2 ст. 19).

Региональные законы о СМИ, как правило, не только менее демократичны, чем Федеральный закон, но и зачас­тую откровенно игнорируют его. Так, Кодекс Республики Башкортостан о средствах массовой информации даже не упоминает Федеральный закон о СМИ. Кодекс открывает «лазейки» для создания органов цензуры, вводит дополни­тельные требования при регистрации СМИ, расширяет пе­речень оснований для отказа в регистрации, для признания свидетельства о регистрации недействительным, для пре­кращения деятельности СМИ и т.д., а журналистов, пред­ставляющих «внереспубликанские», т. е. зарегистрирован­ные на федеральном уровне или в других субъектах Российской Федерации средства массовой информации, при­равнивает к иностранным корреспондентам.

Создатели Кодекса не остановились перед изменением пред­мета регулирования данного нормативного акта, распростра­нив его действие на «компьютерную информацию» и создав тем самым проблему его сопряжения с другими источниками информационного права. Они расширили перечень составов злоупотребления свободой массовой информации, включив сюда «использование выражений и аудио-видеопродукции, оскорбляющих человеческое достоинство». Одновременно они забыли такую «мелочь» как использование СМИ для совершения уголовно наказуемых деяний.

Кодекс в некотором роде предопределяет создание орга­нов цензуры, устанавливая, что «недопустимость цензуры» не распространяется на «случаи, предусмотренные действу­ющим законодательством». Он вводит дополнительные тре­бования при регистрации СМИ, расширяет перечень основа­ний для отказа в регистрации, для признания свидетельства о регистрации недействительным, для прекращения дея­тельности СМИ и т.д. В то же время Кодекс существенно ограничивает самостоятельность редакций в пользу учреди­телей, ограничивает их возможности по защите своих инте­ресов, поскольку не содержит норм об условиях освобожде­ния редакций и журналистов от ответственности. По всем перечисленным и многим другим позициям Кодекс явно противоречит императивным нормам Федерального закона о СМИ. Кроме того, в нем есть противоречия с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом, законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» и др.

В то же время Кодекс содержит интересные правовые решения ряда проблем, не затронутых федеральным зако­нодательством. Так, в нем есть статья о недопустимости монополизации СМИ. Правда, норма ст. 10 «Ни один учре­дитель не вправе иметь в собственности, владении, пользо­вании, управлении более тридцати процентов всех средств массовой информации, зарегистрированных (осуществля­ющих деятельность) в республике» вряд ли может быть признана оптимальной. Примечательна и формула, содер­жащаяся в ст. 7: «За разглашение средствами массовой информации государственной, коммерческой или иной тай­ны, охраняемой законодательством, ответственность несут лица, передавшие информацию в средства массовой инфор­мации. Редакция или ее сотрудник, получившие информацию без нарушения действующего законодательства и не имеющие официального письменного уведомления о нали­чии в ней тайны, ответственности за разглашение ее не несут». О ценности упомянутых норм говорит тот факт, что они уже начали репродуцироваться в законодательстве дру­гих субъектов Российской Федерации. Так, аналогичные положения содержатся в Законе Ханты-Мансийского ав­тономного округа о СМИ.

Если же сравнить Кодекс с Законом Кабардино-Балкарс­кой Республики «О средствах массовой информации и из­дательской деятельности», то бросается в глаза близость последнего к федеральному законодательству. Правда, и здесь делаются исключения из общего правила о недопус­тимости цензуры для «случаев, специально оговоренных в законодательстве» (ст. 4). Есть и другие расхождения с Законом Российской Федерации о СМИ, однако они не носят системного и, как правило, принципиального харак­тера. Отсюда следует, что федеральное законодательство о СМИ вполне пригодно для того, чтобы составлять основу региональных законов о СМИ.

Этот вывод напрашивается и при анализе Закона Ханты-Мансийского автономного округа о СМИ. Имеющиеся здесь расхождения с Федеральным законом незначительны, но порой носят комичный характер. Так, ст. 9 предоставляет право обращаться в суд с иском о прекращении деятельности СМИ не только органам, перечисленным в Законе Российс­кой Федерации о СМИ, но также Судебной палате по инфор­мационным спорам при Президенте Российской Федерации.

Не меньшее удивление способны вызвать нормы, уста­навливающие вразрез с УК РФ административные штрафы за «разглашение в средствах массовой информации госу­дарственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны», а также за «вмешательство средств массовой ин­формации в частную жизнь человека, в том числе сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия или согласия его наследников, опубликование или предание гласности иным способом содержания личных писем и документов гражда­нина» (ст.ст. 51, 52). Очевидно, что юридическая значи­мость таких норм равна нулю. В то же время можно толь­ко приветствовать попытку регионального законодателя установить административную ответственность за введение цензуры, монополизацию СМИ, незаконный отказ в регист­рации СМИ, воспрепятствование распространению продук­ции СМИ, злоупотребление правами журналиста, оказание давления на руководство редакции и т.д. (ст.ст. 49—70).

Нельзя не признать, что как федеральное, так и регио­нальное законодательство о СМИ развиваются довольно хаотично.

Во-первых, существующая ныне практика законотвор­чества в значительной степени характеризуется бессистем­ным поточным производством пробельных и противоречи­вых нормативных актов, конъюнктурных по содержанию и не приспособленных для правоприменения. Такая практика лишь усиливает разбалансированность правовой системы, и без того переживающей трудный, хотя и естественный пери­од адаптации к относительно новой конституционной базе.

Во-вторых, известный еще с досоветского периода пра­вовой нигилизм ныне стал тотальным явлением, охватив­шим как властные структуры, так и общество в целом. Власть и подвластные в равной мере игнорируют законода­тельные установления, подчиняясь лишь праву силы, де­нег или хитрости. В такой ситуации всякие новые законы лишь увеличивают энтропию правовой системы.

В-третьих, существующие планы законопроектных ра­бот отражают подчас лишь степень личной заинтересован­ности отдельных групп депутатов. Вакуум закономерно за­полняется ведомственным нормотворчеством. В итоге растет «коэффициент юридического бюрократизма» — отношение количества подзаконных актов к числу законов. Причем, как показывает практика, именно с помощью инструкций легче всего добиться целей и результатов, совершенно про­тивоположных тем, которые закладывались буквой и ду­хом Закона о СМИ. В этой связи трудно удержаться, чтобы не вспомнить, как еще в дореформенной России предписы­валось «всем властям, не исключая и высших правитель­ственных мест, утверждать свои определения на точных словах закона, не переменяя в них, без доклада Император­скому Величеству, ни единой буквы и не допуская обманчи­вого непостоянства самопроизвольных толкований»5.

[1]См.: Заключение Экспертного совета при Подкомитете Государ­ственной Думы по печатным СМИ № 1 от 5 октября 2000 года «О пра­вовом содержании ч. 3 ст. 4 Закона РФ "О средствах массовой информа­ции"».

[2]См.:Кривошеев М.И., Федунин В.Г. Интерактивное телевидение. М.: Радио и связь, 2000;Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение. Новые сред­ства массовой информации - их аудитория, техника, бизнес, политика. Тбилиси; Ганатлеба, 1989.

[3]Например, ст. 119 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год» от 27 декабря 2000 года № 150-ФЗ гласит: «Приостановить с 1 января по 31 декабря 2001 года действие законодательных актов Рос­сийской Федерации, реализация которых не предусмотрена настоящим Федеральным законом, согласно приложению 38».

[4]Федеральный наблюдательный совет по обеспечению свободы слова на государственном телерадиовещании был образован в 1993 г. и прекратил свое существование ровно через месяц вместе с образовавшим его Верховным Советом Российской Федерации.

[5]Цит. по:Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права.Chalidze Publications. NY. С. 168.

studfiles.net

Система современного российского законодательства о СМИ. Закон РФ о средствах массовой информации как базовый нормативный акт

 

В Петровские времена и даже ранее, во времена Ивана Грозного были документы, регламентирующие деятельность переписчиков книг (библии), которые при переписке допускали ошибки и даже добавляли что-то от себя. Оттуда пошла первая цензура - духовная. Она самая старая и самая жестокая. Сохранилась духовная цензура до 1917 года. Кроме того, была цензура иностранная (все, что переводилось на русский язык и привозилось из-за рубежа). В то время сформировались два вида цензуры:

1. Предварительная (разрешающая)

2. Последующая (карательная)

Манифест 1905 года вводил свободу слова. Ослабление рычагов контроля (в том числе и цензурного), дало возможность печати развиваться.

В советское время руководители страны спекулировали на положении печати в царское время. Обещали свободу слова, но уже 26 октября вышел декрет о печати. Буржуазные газеты были закрыты, частные типографии национализированы. Журналисты стали выходить из рядов рабочих и крестьян. В 1922 году при ВКП(б) был организован политический отдел и сектор по печати, введена предварительная цензура (Главлит), имеющая свои отделения на местах (Облит). Где их не было - редактор выполнял функции цензора.

После войны, когда вышла декларация 1948 года о правах человека и гражданина, где были и гуманитарные части, в Советском Союзе стали подумывать (в 1965 году) о принятии Закона о печати. Суслов, воспользовавшись событиями в Чехословакии, отказался от его принятия. И только с приходом к власти Горбачева (1984 год) стал разрабатываться закон о печати. Появился «Закон о печати и других средствах массовой информации», который отменял цензуру и разрешал частным лицам учреждать издания. Максимально демократичный закон. Затем в 1991 году был принят новый закон.

История российского права – это история цензуры. Закона о печати в прежние времена не было. Но существовали постановления ЦК партии и Верховного Совета. Закон 1990 года отменил цензуру, разрешил учреждать СМИ физическим лицам.

Российское право о СМИ полинормативное. Много законов регулируют деятельность СМИ. Закон о СМИ – основа (7 глав).

4 уровня права о СМИ.

1. Международное

2. Конституционное

3. Законодательные (подзаконные) акты.

4. Ведомственные

Международные – декларация прав человека, Европейская конвенция.

Законодательное – закон о государственной тайне, Информации и информатизации (отменен), Об авторском праве и смежных правах (защищается еще и Гражданским кодексом РФ, вступит в силу с июля). Есть право субъектов федерации, законы, регулирующие СМИ (В Ростовской области – об экономической поддержке газет и журналов, в Татарстане – о защите чести и достоинства президента).



Ведомственный уровень – инструкции и распоряжения, принимаемые министерствами, департаментами и так далее. Принцип – нижестоящие не должны противоречить вышестоящим (тогда приводят в соответствие с федеральным законодательством, многие отменяют).

Конституционное законодательство широко распространено в странах Европы (отсюда – «континентальное»).

В массово-информационной области действуют общая для всей правовой системы иерархия нормативных документов. Принципиальные основы законодательства о СМИ содержатся в Конституции РФ: свобода мысли и слова, запрет на антигуманную пропаганду в различных ее проявлениях, беспрепятственное движение информации, запрет на цензуру (ст. 29), идеологический плюрализм (ст. 13), неприкосновенность частной жизни (ст. 23 и 24), свобода творчества (ст. 44) и др.

Закон РФ «О средствах массовой информации» защищает редакции от принудительного воздействия извне и вмешательства в производственный процесс, описывает механизмы взаимодействия редакций с государством, учредителями и издателями, источниками информации и гражданами, гарантирует журналисту защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества и предоставляет ему личную независимость в творческом и гражданском отношениях, формулирует права и обязанности журналиста. Некоторые дополнения к тексту были сделаны уже в 1995 г., и, вероятно, появятся новые уточнения, подсказанные опытом работы.

В структуру отраслевого права входят федеральные документы, так или иначе затрагивающие сферу массовой информации. Назовем самые заметные среди них: «О государственной тайне» (1993), «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (1994), «Об информации, информатизации и защите информации» (1995), «О рекламе» (1995), Гражданский и Уголовный кодексы и др. Постепенно формируется практика согласования различных законоположений, без чего невозможно добиваться реализации каждого из них. Отдельные нормы, которые лаконично представлены в Законе «О средствах массовой информации», получают подробное толкование в специальных правовых актах. Так, короткое упоминание об обязанности СМИ направлять бесплатные экземпляры изданий в библиотеки и другие хранилища как бы развертывается в Законе «Об обязательных экземплярах документов». Статья 42 («Авторские произведения и письма») подкрепляется действием глубоко детализированного Закона «Об авторском праве и смежных правах» и т.д.



Закон «О средствах массовой информации»

Принят 27 декабря 1991 года.

Глава I. Общие положения.

Свобода массовой информации, которая не подлежит ограничениям.

Основные понятия о средствах массовой информации (что понимается под СМИ, периодическим изданием, теле-радио-видеопрограммами, редакцией, журналистом, издателем, распространителем и т.д.).

Недопустимость цензуры, злоупотребления свободой массовой информации.

Глава II. Организация деятельности средств массовой информации.

Учредитель, регистрация СМИ, недопустимость повторной регистрации, заявление о регистрации, перерегистрация и уведомление, освобождение от регистрации, отказ в регистрации и так далее. Прекращение и приостановление деятельности СМИ (решением учредителя либо через суд), возникновение прав и обязанностей (с момента регистрации СМИ). Статус учредителя, редакции. Ограничения, связанные с учреждением организаций, осуществляющих вещание (иностранные граждане и капитал). Устав редакции, статус издателя, договоры. Информагентства, иные средства массовой информации.

Глава III. Распространение массовой информации.

Порядок распространения, выход в свет (эфир), выходные данные, тираж, обязательные экземпляры.

Федеральная комиссия по телерадиовещанию (вырабатывает государственную политику в области лицензирования). Лицензии на вещание и их аннулирование. Искусственные помехи и хранение материалов радио- и телепередач, обязательные сообщения. Распространение рекламы (ссылка на Закон о рекламе). Эротические издания (передачи с 23 до 4 часов, продажа – в запечатанных упаковках, с специально предназначенных местах).

Глава IV. Отношения СМИ с гражданами и организациями.

Право на получение информации (которое имеют граждане). Запрос информации (направляет редакция). Отказ в предоставлении информации (если содержит охраняемую законом тайну) и отсрочка (7 дней, если не представлено уведомление). Конфиденциальная информация (охраняется редакцией до решения суда). Авторские произведения и письма, право на опровержение и его порядок, основания отказа, право на ответ.

Глава V. Права и обязанности журналиста.

Права журналиста (искать, запрашивать, получать информацию, право доступа к официальным лицам и документам, произведения записей, проверять достоверность, отказаться от подготовки материала или подписи под ним), аккредитация, обязанности журналиста (соблюдать устав редакции, проверять достоверность информации, сохранять конфиденциальность источника, предъявлять удостоверение). Скрытая запись (допускается для защиты общественных интересов или по решению суда). Недопустимость злоупотребления правами журналиста, специальный статус (распространяется на штатных и внештатных авторов).

Глава VI. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации.

Межгосударственные договоры и соглашения, распространение зарубежной информации, зарубежные корреспонденты.

Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о СМИ.

Возложение ответственности, освобождение от ответственности, ответственность за ущемление свободы массовой информации и злоупотребление ею, ответственность за иные нарушения законодательства. Порядок обжалования, возмещение морального вреда.

 

 

cyberpedia.su

Закон о СМИ — Википедия

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (Закон о СМИ) — нормативно-правовой акт, регулирующий отношения между участниками производства массовой информации в России: между обществом и СМИ; государством и СМИ; учредителем, издателем и редакцией СМИ; редакцией и автором; редакцией, автором и «действующими лицами» публикации; редакцией, автором и источником информации; СМИ и гражданами РФ и другие.

Закон установил запрет цензуры и создание юридических возможностей для учреждения и регистрации не зависящих от государства и политических партий газет, журналов, теле- и радиопрограмм, агентств новостей.

История принятия Закона о СМИ

В первую очередь, принятие Закона о СМИ — это отмена предварительной цензуры (требования к редакции СМИ от должностных лиц о предварительном согласовании материалов). Если говорить о двадцатом столетии, то предварительной цензуры не было лишь в промежуток с 1917 года (первый закон о печати) по 1922 (когда вновь была введена предварительная цензура). Следующего закона о печати (1990 год) пришлось ждать 68 лет.

В результате смены режима в 1917 году все существовавшие дооктябрьские законы, касающиеся журналистской деятельности, были отменены. Одним из первых декретов Совета народных комиссаров СССР стал Декрет «О печати» от 27 октября (9 ноября) 1917 года, в котором говорилось: «Когда новый порядок упрочится, всякие административные воздействия на печать будут прекращены; для неё будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом согласно самому широкому и прогрессивному в этом отношении закону». Вслед за этим большевики ввели цензуру. «Прогрессивный закон» пришлось ждать долго: до 1990 года вся сфера печати, радио и телевидения управлялась решениями Центрального Комитета КПСС и Совета министров СССР. Современный Закон «О средствах массовой информации» во многом повторяет основные положения Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации», вступившего в силу 1 августа 1990 года (принятого 12 июня 1990 года). И союзный, и республиканский законы были приняты на основе авторских проектов Ю. М. Батурина, М. А. Федотова и В. Л. Энтина.

Закон «О средствах массовой информации» был принят Верховным Советом России и подписан Президентом РСФСР Ельциным Борисом Николаевичем 27 декабря 1991 года. В силу вступил с момента опубликования — с 14 февраля 1992 года, однако официально называется Закон «О средствах массовой информации» 1991 года.

Видео по теме

Сопутствующие Законы

  • Принципиальные основы законодательства о СМИ, на которые опирается Закон о СМИ, содержатся в Конституции Российской Федерации: свобода мысли и слова, запрет на антигуманную пропаганду в различных её проявлениях, запрет на цензуру (ст. 29), идеологический плюрализм (ст. 13), неприкосновенность частной жизни (ст. 23 и 24), свобода творчества (ст. 44)3

Основные главы Закона о СМИ

Закон о СМИ состоит из 7 глав, включающих в себя 62 статьи[1]:

Глава I. Общие положения

В ней указаны основные понятия средств массовой информации, упоминается о запрете цензуры и о запрете злоупотребления массовой информацией.

Глава II. Организация деятельности средств массовой информации

Здесь собраны все необходимые сведения о статусе, правах учредителя и регистрации средства массовой информации.

Глава III. Распространение массовой информации

В данной главе собраны сведения о правилах распространения СМИ, порядке регистрации и получении лицензии на вещание.

Глава IV. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями

В четвёртой главе собраны права запроса и получения информации, случаи отказа или отсрочки в предоставлении информации. А также указаны порядок и право на опровержение материала в СМИ, право на ответ.

Глава V. Права и обязанности журналиста

Права и обязанности журналиста, порядок аккредитации, указаны недопустимые злоупотребления правами журналиста, а также правила использования скрытой записи.

Глава VI. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации

О доступе к материалам зарубежных средств массовой информации положении зарубежных корреспондентов.

Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации

Раскрывает порядок ответственность за нарушения законодательства о средствах массовой информации, возмещение морального вреда и случаи освобождения от ответственности.

Поправки в законе о СМИ

1 сентября 2012 года вступили в силу поправки (принятые в июле 2011 года)[1] в Закон о СМИ, заявленная цель которых - предостеречь детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.[источник не указан 333 дня]

Статья 25 «Закона о средствах массовой информации» приобрела ещё и 6 пункт: «Распространение продукции средства массовой информации, осуществляемое с нарушением требований, установленных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию“, может быть прекращено судом на основании заявления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. При этом распространение указанной продукции может быть приостановлено судом в целях необходимости обеспечения иска, предусмотренного настоящей частью.» [2]

Вторая часть 27 статьи закона о СМИ дополнена следующим содержанием: "При демонстрации кинохроникальных программ и при каждом выходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения, телепрограммы, равно как и кинохроникальные программы, также знаком информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»[3]

Ограничение иностранного капитала в СМИ

С февраля 2016 года закон «О СМИ» (статья 19.1) ограничивает участие иностранных юридических и физических лиц (в том числе россиян с двойным гражданством) в капитале российских СМИ: теперь они могут прямо или косвенно владеть и контролировать до 20 % акций или долей[2]. Соответствующий законопроект № 604509-6 был принят Госдумой 26 сентября 2014 г. «За» высказались 95,6 % депутатов.[3][4] Ранее действовало ограничение в 50 % и только для теле- и радиокомпаний[5].

Ужесточение ограничений авторы поправок депутаты Государственной думы Вадим Деньгин (ЛДПР), Владимир Парахин («Справедливая Россия») и Денис Вороненков (КПРФ) объяснили «холодной информационной войной» против России и «деофшоризацией» экономики[6].

По разным оценкам, поправки затронули 30-35 % российского медиарынка, однако СМИ связали принятие документа в первую очередь с газетой «Ведомости» и журналом Forbes: именно они больше всего писали на серьёзные экономические и общественно-политические темы и имели при этом независимую редакционную политику[7].

См. также

Примечания

wiki2.red

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о