Социалистические страны в мире – список 20 и 21 века

Содержание

Социалистический лагерь — это… СССР и страны соцлагеря

Современный мир, с учетом наличия в нем многих антагонистических государств, является однополярным. Чего не скажешь о событиях, происходивших несколько десятков лет назад. «Холодная война» разделила мир на страны социалистического и капиталистического лагеря, между которыми существовала постоянная конфронтация и нагнетание ненависти. Что же представляли собой страны социалистического лагеря, вы узнаете из следующей статьи.

Определение понятия

Понятие довольно широкое и противоречивое, но дать его определение возможно. Социалистический лагерь – это термин, который обозначает страны, ставшие на путь социалистического развития и поддержания советской идеологии, причем независимо от поддержки или враждебности к ним СССР. Яркий пример — некоторые страны, с которыми у нашей страны было скорее политическое противостояние (Албания, Китай и Югославия). В исторической традиции названные выше страны в США называли коммунистическими, противопоставля их своей демократической модели.

Вместе с понятием «социалистический лагерь» использовались также синонимичные термины — «социалистические страны» и «социалистическое содружество». Последнее понятие было характерным для обозначения стран союзников в СССР.

Истоки и формирование социалистического лагеря

Как известно, Октябрьская социалистическая революция была проведена под интернациональными лозунгами и декларированием идей мировой революции. Эта установка была ключевой и сохранилась во все годы существования СССР, но многие страны не последовали такому российскому примеру. Но после победы Советского Союза во Второй мировой войне многие страны, в том числе и европейские, последовали модели социалистического развития. Симпатия к стране — победителю нацистского режима — сыграла свою роль. Так, некоторые государства даже поменяли свой традиционный политический вектор с Запада на Восток. Расстановка политических сил на земле изменилась коренным образом. Поэтому понятие «социалистический лагерь» — это не какая-то абстракция, а конкретные страны.

Концепция стран социалистической ориентации воплощалась в заключении дружественных договоров и в последующей взаимопомощи. Группы стран, которые образовались после войны, также принято называть военно-политическими блоками, которые не раз находились на рубеже военных действий. Но в 1989-1991 году СССР распался, а большинство социалистических стран взяли курс на либеральное развитие. Распад социалистического лагеря был обусловлен как внутренними факторами, так и внешними.

Экономическое сотрудничество стран социалистического содружества

Главным фактором создания социалистического лагеря являлась экономическая взаимопомощь: предоставление кредитов, торговля, научно-технические проекты, обмен кадрами и специалистами. Ключевым из перечисленных видов взаимодействий является внешняя торговля. Этот факт далеко не значит, что социалистическое государство должно торговать только с дружественными странами.

Все страны, входившие в социалистический лагерь, продавали на мировом рынке продукцию своей народной экономики и получали взамен все современные материальные ценности: технологии, промышленное оборудование, а также сырье, необходимое для производства тех или иных товаров.

Страны социалистического лагеря

Африка:

Азия:

  • Народная Демократическая Республика Йемен;
  • Социалистическая Республика Вьетнам;
  • Демократическая Республика Афганистан;
  • Монгольская Народная Республика;
  • Китайская Народная Республика;
  • Народная Республика Кампучия;
  • Корейская Народно-Демократическая Республика;
  • Лаосская Демократическая Республика.

Южная Америка:

  • Республика Куба;
  • Народное Революционное Правительство Гренады.

Европа:

Существующие социалистические страны

В современном мире также существуют страны, которые в том или ином смысле являются социалистическими. Корейская Народно-Демократическая республика позиционирует себя как социалистическое государство. Точно такой же курс имеет место в Кубинской Республике и странах Азии.

В таких восточных странах, как Китайская Народная Республика и Вьетнам, государственным аппаратом управляют классические коммунистические партии. Несмотря на этот факт, в экономическом развитии этих стран прослеживаются капиталистические тенденции, то есть частная собственность. Подобная политическая и экономическая ситуация наблюдается и в Лаосской Республике, которая также входила в социалистический лагерь. Это своеобразный способ совместить рыночную и плановую экономику.

В начале XXI столетия социалистические тенденции стали возникать и закрепляться в Латинской Америке. Возникла даже целая теоретическая доктрина «Социализм XXI», которая активно применяется на практике в странах третьего мира. На 2015 год социалистические правительства находятся у власти в Эквадоре, Боливии, Венесуэле и Никарагуа. Но это не страны социалистического лагеря, такие правительства возникли в них уже после его распада в конце XX века.

Маоистский Непал

В середине 2008 года в Непале произошла революция. Группа коммунистов-маоистов свергла монарха и одержала победу на выборах в качестве Коммунистической партии Непала. С августа главой государства является главный партийный идеолог Баурам Бахаттараи. После этих событий Непал стал страной, где в политической и экономической жизни действует курс с явной коммунистической доминантой. Но курс Непала явно не похож на политику, которую проводили СССР и социалистический лагерь.

Социалистическая политика Кубы

Куба очень давно считается социалистическим государством, но в 2010 году глава республики Рауль Кастро взял курс на экономические перемены по китайскому образцу модернизации социалистического общества. Центральный аспект этой политики — увеличение роли частного капитала в экономической системе.

Таким образом, мы рассмотрели страны социалистической ориентации как прошлого, так и современности. Социалистический лагерь — это совокупность стран, дружественных СССР. Современные государства, проводящие социалистическую политику, не входят в этот лагерь. Это очень важно учитывать для понимания тех или иных процессов.

fb.ru

Социалистический мир и страны социалистического содружества.

С приходом в октябре 1964 г. к управлению партией и страной Л.И. Брежнева внешнеполитическая линия СССР не претерпела кардинальных изменений. Идеологическим обоснованием внешней политики оставалась теория марксизмаленинизма, как удобное прикрытие естественных для страны — лидера коммунистического блока — традиционных имперских замыслов. Со второй половины 1960х гг. великодержавные, имперские амбиции СССР возросли, политическая деятельность приобрела всемирный характер, охватывая не только традиционные для России регионы Европы и Азии, но и ряд стран Африки и Латинской Америки. Вместе с тем довольно скоро обнаружились определенные изменения в приоритетах и конкретных целях внешней политики. В отличие от Н.С. Хрущева, который заявил на XX съезде КПСС, что «ленинский принцип мирного сосуществования государств с различным социальным строем был и остается генеральной линией внешней политики нашей страны, и потому задача № 1 внешней политики СССР — неуклонно проводить принцип мирного сосуществования», Л.И. Брежнев уже в докладе 6 ноября 1964 г. продемонстрировал другой подход. На первое место были поставлены задачи укрепления сплоченности социалистических стран, оказание поддержки национальноосвободительной борьбе народов Азии, Африки и Латинской Америки. И только после этого было сказано о необходимости и дальше проводить политику мирного сосуществования.

Такое изменение приоритетов внешнеполитических целей СССР означало, что для советского руководства главным стало расширение рамок социалистической системы. Добиться этого можно было укрепляя, прежде всего, единство социалистического лагеря (начиная с 1960х гг. все чаще именуемого социалистическим содружеством) и оказывая поддержку революционным силам в «третьем мире».
На расстановку приоритетов сильно влияло проявление и распространение конфликтов в социалистическом мире: Китай, Албания, Румыния уже находились в состоянии раскола с Москвой, в других социалистических странах существовала опасность отхода от «общих закономерностей социалистического строительства», а значит, угроза ослабления позиций СССР.
С именем Л.И. Брежнева связано появление доктрины «ограниченного суверенитета», как ее стали называть на Западе. Строго говоря, контуры этой доктрины были очерчены кремлевскими идеологами и политиками еще до прихода Л.И. Брежнева к власти. Она просматривалась в документах совещаний коммунистических и рабочих партий социалистических стран 1957 и 1960 гг., активно пропагандировалась советским руководством в период подготовки и осуществления в 1968 г. вторжения в Чехословакию с целью обоснования правомерности этой акции. Смысл «доктрины» — сохранить и укрепить блок социалистических стран. Признавалось, что имеются слабые звенья в социалистическом лагере, что сохраняется угроза реставрации капитализма изза объективных трудностей или ошибок субъективного характера, существует вероятность войны с империалистическим окружением, а следовательно, необходимость такой чрезвычайной акции, как военная помощь дружественных стран в защите социалистического суверенитета, завоеваний социализма. «Когда существует угроза делу социализма в одной стране, угроза безопасности социалистического содружества в целом, — это уже становится не только проблемой народа данной страны, но и общей проблемой, заботой всех социалистических стран», — так обосновывал эту доктрину Л.И. Брежнев. Совещание коммунистических и рабочих партий 1969 г. вновь подтвердило тезис: «Защита социализма — интернациональный долг коммунистов».
Были внесены коррективы и в понимание принципов мирного сосуществования и соревнования стран с различным общественным строем. Официально политика мирного сосуществования не отвергалась, однако отход от ее прежнего понимания был существенным: упор делался не на компромисс и сотрудничество, а на продолжение непримиримого соперничества противоположных систем. Мирное сосуществование стало рассматриваться не более как новая форма классовой борьбы. Господствующей стала мысль о том, что мирное соревнование между капитализмом и социализмом не может быть длительным, что это временная тактика по отношению к капитализму. Получила распространение идея о постоянном усилении идеологической борьбы двух систем, настойчиво подчеркивалось, что в области идеологии не может быть компромиссов, что принцип мирного сосуществования не распространяется на сферу идеологии. Такие «уточнения» понадобились, чтобы оправдать поддержку «борцов против капитализма» в странах Запада и «третьего мира», а также обосновать преследования «инакомыслящих» внутри СССР и в странах социализма. Идеология конфронтации оставалась основой внешнеполитического курса.
В целом, внешнеполитическая деятельность брежневского руководства основывалась на идеологических схемах (по существу — мифах), придуманных в кабинетах кремлевских идеологов и закрепленных в заключительных документах партийных съездов. В их числе следует назвать утверждения о дальнейшем укреплении мировой социалистической системы, усилении ее воздействия на ход мирового развития, о том, что в современную эпоху главные направления исторического развития определяют мировая социалистическая система, силы, борющиеся против империализма за социалистическое переустройство общества. В то же время якобы произошло дальнейшее ослабление позиций капиталистической системы, углубился общий кризис капитализма, вступившего в свой третий этап. Эти выводы не соответствовали реальным процессам, происходившим в мире. Вера в эти и другие идеологические мифы порождала непомерные амбиции, сопровождалась постоянным стремлением расширить пределы социализма.
В отношении социалистических стран приоритетной оставалась задача устранения угрозы распада социалистического лагеря, сплочения его в политическом, военном, экономическом отношении, упрочения позиций Советского Союза. «Доктрина Брежнева» игнорировала такие демократические принципы отношений между народами и государствами, как уважение права каждого народа самостоятельно выбирать форму общественного устройства в своей стране, уважение суверенитета других стран. СССР попрежнему оставался «старшим братом», который определял основные направления деятельности своих союзников. Попрежнему происходило насаждение социализма советского образца в виде требования придерживаться апробированных в СССР «общих закономерностей социалистического строительства». За установленные рамки внутриполитические процессы в социалистических странах не должны были выходить. Если это происходило, то нависала угроза карательных мер, как случилось в Чехословакии.
Летом 1967 г. по инициативе писателейкоммунистов съезд писателей Чехословакии открыто выступил против руководства Коммунистической партии Чехословакии (КПЧ). А. Новотный вынужден был оставить руководство партией. КПЧ возглавил А. Дубчек, начавший демократическое обновление социализма в Чехословакии, стремясь придать ему «человеческое лицо». Новый лидер страны весной 1968 г. предпринял попытку вести самостоятельную политику, направленную на создание рыночных механизмов в экономике, демократизацию общества, рассчитывая путем сближения с западными державами уменьшить зависимость от СССР.
События в Чехословакии советское руководство воспринимало как угрозу завоеваниям социализма и влиянию Москвы. Лидеры соседних с Чехословакией Польши и ГДР не без оснований опасались, что коммунистический реформизм и демократическая стихийность распространятся на другие страны. Это существенно повлияло на выбор силового метода ликвидации «чехословацкого кризиса». В августе 1968 г. в Братиславе состоялась встреча руководителей странучастниц Варшавского договора. Они приняли заявление, в котором говорилось, что укрепление и защита завоеваний социализма во всех социалистических странах «является общим интернациональным долгом всех социалистических стран».
Политбюро ЦК КПСС приняло решение ввести войска ОВД в Чехословакию. Решение было одобрено руководителями ряда социалистических стран — ГДР, Польши, Венгрии, Болгарии — на встрече в Москве 18 августа 1968 г. Формально ввод войск ОВД, которому был придан характер интернациональной акции, проводился «по просьбе чешских товарищей». В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. на территорию Чехословакии началось массированное вторжение войск Советского Союза, Польши, ГДР, Венгрии, Болгарии. От президента Чехословакии Л. Свободы и министра обороны М. Дзура, заранее извещенных 0 планируемой операции, были получены гарантии, что чехословацкая армия не покинет казармы. Характерна фраза из телефонного разговора советского министра обороны А.А. Гречко с ■Г. Павловским, в то время главнокомандующим сухопутными в°йсками и зам. министра обороны СССР: «Передай Дзуру: если с их стороны будет хоть один выстрел, я его повешу на первой же осине». С помощью вооруженного вторжения «пражская весна» была остановлена. Утративший доверие советского руководства А. Дубчек был смещен, его сменил Г. Гусак, который пользовался полной поддержкой Москвы. Новые чехословацкие лидеры подписали в Москве секретный протокол, который узаконил пребывание иностранных войск в Чехословакии до окончания «нормализации» положения в стране, причем критерии «нормализации» не оговаривались.
Считалось, что военное вторжение в Чехословакию обошлось без человеческих жертв, поскольку при вводе войск боевых действий не велось. Однако в ходе передислокации и размещения советских войск (с 21 августа по 20 октября) в результате «недружественных» действий погибло 11 и было травмировано 87 советских военнослужащих. Кроме того, по другим причинам (аварии, небрежное обращение с оружием, болезни и др.) пострадало 85 человек. С 21 августа по 17 декабря 1968 г. погибли 94 и получили тяжелые ранения 345 граждан Чехословакии.
Неприкрытая агрессия против суверенного государства вызвала осуждение значительной части мирового сообщества, включая ряд крупнейших коммунистических партий. СССР и его союзники оказались в состоянии временной изоляции.
После «наведения порядка» в Чехословакии советское руководство уже не решалось на открытое военное вмешательство в дела социалистических стран. В условиях развивающейся в мире разрядки стали шире применяться другие способы сохранения влияния СССР в социалистических странах, а именно меры по усилению политической, экономической и военной интеграции Восточной Европы и СССР. В рамках Варшавского договора был подписан ряд межгосударственных договоров и соглашений. В 1969 г. был создан Политический консультативный комитет государствучастников ОВД, при котором в 1970 г. были образованы Комитет министров иностранных дел и Объединенный секретариат. Одновременно велось строительство Объединенных Вооруженных Сил, важную роль в их создании играл Политический консультативный комитет министров обороны государствучастников ОВД. СЭВ в 1971 г. принял комплексную программу углубления сотрудничества, рассчитанную на 1520 лет.

По инициативе Москвы было создано около 30 межгосударственных учреждений для координации работы промышленности, транспорта, распределения энергии, химического производства, производства вооружений. В итоге была обеспечена тесная экономическая и военная интеграция стран СЭВ и ОВД, усилился контроль СССР над экономической жизнью социалистических стран.

Усилия по углублению интеграции и сотрудничества социалистических стран имели определенные успехи. Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия создали объединенную энергосистему «Мир», действовал ряд крупных международных экономических организаций (Интерметалл, Организация сотрудничества железных дорог с общим парком грузовых вагонов, Институт по стандартизации, Международный банк экономического сотрудничества и др.). Осуществлялись крупные совместные экономические проекты: строительство крупнейшего в мире нефтепровода «Дружба» протяженностью 4649 км, газопровода «Союз», по которому ежегодно поступало в социалистические страны из СССР 15,5 млрд куб. м. газа, космическая программа «Интеркосмос», строительство промышленных предприятий в разных странах. Советский Союз поставил в восточноевропейские страны в 1965 г. — 8,3 млн т. нефти, в 1975 г. — около 50 млн т., а к началу 1980х гг. — 508 млн т., причем по ценам, которые были значительно ниже мировых. Активно развивалось сотрудничество в военной сфере. В рамках ОВД практически ежегодно в 1970е — начале 1980х гг. проводились военные маневры, преимущественно на территории СССР, ГДР, Польши.
Однако политика Москвы, направленная на сплочение социалистических стран и усиление контроля над ними, наталкивалась на многочисленные трудности. Сложным оставалось внутриполитическое положение в Польше и Чехословакии, к началу 1980х гг. дистанцировались от Москвы не только Китай, Албания, но и Румыния, Югославия, КНДР, Вьетнам, осложнились взаимоотношения с Кубой, разногласия с которой по некоторым вопросам усилились еще в 19651968 гг. Куба упрекала СССР за недостаточную твердость в отстаивании революционных принципов на международной арене, СССР Кубу — в экспорте революции, волюнтаризме. Но разногласия не разрушали советскокубинского сотрудничества. В 1972 г. Куба вступила в СЭВ, более стабильными стали ее отношения с соцстранами, тогда же состоялся визит Ф. Кастро в СССР, в 1974 г. — ответный визит Л.И. Брежнева на Кубу. В 1960 — 1980 гг. американцам так и не удалось внести раскол в отношения СССР и Кубы.
В 1970 г. после резкого повышения цен в Польше вновь начались волнения трудящихся. Особенное упорство проявляли Рабочие балтийских портов. С кризисом начала 1970х гг.

польскому руководству удалось справиться самостоятельно. Однако недовольство политикой властей оставалось. В 19801981 гг антиправительственная борьба развернулась с новой силой! Массовые выступления трудящихся привели к созданию независимого профсоюза «Солидарность» — первой в социалистическом лагере массовой общественнополитической организации возникшей не по команде сверху, а по инициативе самих трудящихся. «Солидарность» возглавила выступления за политические свободы, демократизацию общества, повышение жизненного уровня народа и т.д.
Забастовки достигли апогея летом 1980 г. ПОРП возглавил генерал В. Ярузельский, который в декабре 1981 г. ввел в стране военное положение. Это остановило нарастание социальной нестабильности и предотвратило ввод советских войск для «наведения порядка». Благодаря экономической, политической, военной помощи СССР польскому руководству удалось продержаться до середины 1980х гг. «Солидарность» превратилась во вполне реальную альтернативу власти коммунистов. Именно силы, поддерживавшие «Солидарность», привели к падению коммунистического режима в Польше, а ее лидер Лех Валенса стал первым президентом в постсоциалистической Польше, легко одержав победу на новых президентских выборах, состоявшихся в декабре 1990 г.
СССР находился в состоянии конфронтации с Китаем, а также Албанией, отношения с которой были разорваны еще в 1961 г. Обострение отношений с Китайской Народной Республикой началось еще в конце 1950х гг., после XX съезда КПСС, осудившего культ личности И.В. Сталина. Мао Цзэдун считал, что курс И.В. Сталина в принципе был правильным, заслуги вождя куда весомее, чем ошибки, что «Сталин был на 70% хорошим и на 30% плохим».
Немаловажную роль в возникновении и углублении разногласий сыграли личностные мотивы и образ действий лидеров — Н.С. Хрущева и Мао Цзэдуна. В 1961 г. Н.С. Хрущев отозвал всех советских специалистов из Китая (с 1950 по 1959 гг. в Китай было направлено 10 тыс. советских специалистов, в СССР приехало на учебу 20 тыс. китайцев). КПК объявила СССР классово враждебным Китаю, «социалимпериалистическим» государством, а советский режим стали называть в Китае «диктатурой крупной буржуазии», «диктатурой немецкофашистского типа, диктатурой гитлеровского типа». Венцом антисоветской истерии стал тезис, согласно которому КПСС предала социализм, а Советский Союз перестал быть социалистическим государством. Следует отметить, что даже в самый разгар полемики советская сторона не пыталась отлучить КНР от социализма не было и попыток представить Китай врагом номер один, хотя в 1970е гг. Китай фактически рассматривался как потенциальный противник. Вместе с тем советская критика также изобиловала навешиванием ярлыков, предвзятыми оценками, неоправданными обвинениями.
Китай и СССР, две крупнейшие мировые державы, вступили в дискуссию, а затем в ожесточенный конфликт, связанный с проблемами, значение которых далеко выходило за рамки двусторонних отношений. Прежде всего по вопросу о войне и мире, то есть о самой судьбе, гибели или выживании человечества. Это проявлялось в различии подходов сторон к разоружению, испытаниям и использованию ядерного оружия, путям и средствам сохранения мира, оценке перспектив мирового развития. В конфликт между СССР и КНР оказались втянутыми все без исключения социалистические страны, целый ряд стран «третьего мира», Движение неприсоединения, международные организации, в том числе ООН.
Следующий виток разногласий был связан с расхождением путей внутреннего развития СССР и Китая. Потерпев неудачу с «большим скачком» и «народными коммунами», Мао Цзэдун предпринял попытку ускорить развитие Китая посредством развязывания так называемой «культурной революции», продолжавшейся целое десятилетие. Считая, что в социалистических странах продолжается классовая борьба и сохраняется опасность реставрации капитализма, «культурная революция», по замыслу Мао Цзэдуна, должна была предотвратить эту опасность в Китае и одновременно политическими средствами мобилизовать трудовую активность масс. Во внешней политике усилилась линия на нагнетание международной напряженности: требовалось создать в стране атмосферу «осажденной крепости». При этом усиленно разыгрывалась антисоветская идеологическая карта.
Пекин выдвинул территориальные притязания к СССР, что придало советскокитайским отношениям чрезвычайную напряженность. В Китае стали считать, что договоры, заключенные в свое время между царской Россией и Китаем, определившие существующую линию границ, были неравноправными и несправедливыми, и потребовали возврата «своих» территорий. Нарастала напряженность на советскокитайской границе, кульмина

цией которого стал вооруженный конфликт на острове Даманском в марте 1969 г. Вооруженные столкновения имели место и в других приграничных районах. Военные акции были предприняты Пекином в целях закрепления проводимого в тот период антисоветского курса.
Раскол между СССР и Китаем вовлек в это противоборство все без исключения социалистические страны. Советскокитайские разногласия дали о себе знать в странах «третьего мира», повлияли на отношения КНР и СССР с западными странами. С 1970 г. Пекин в качестве главного инструмента налаживания сотрудничества с Западом использовал антисоветизм, провозгласил идею создания антисоветского альянса, стремился не допустить сближения СССР и США. Проблема отношений СССР И США занимала центральное место среди других глобальных советскокитайских разногласий. С 1979 г. Пекин выдвигал идею китайскоамериканского сотрудничества в борьбе против притязаний Москвы на доминирование в мире, призывал США, Японию и «третий мир» противодействовать советскому гегемонизму. Таким образом советскокитайские разногласия выдавались за разногласия между СССР и всем остальным миром.
Отношения СССР с Китаем стали быстро улучшаться после смерти Мао Цзэдуна и Л.И. Брежнева. «Культурная революция» провалилась. Руководство Китая вынуждено было искать иные пути укрепления страны. Был избран путь экономических реформ, внешней открытости как средства преодоления экономической отсталости Китая. В 1978 г. начал реализовываться курс на модернизацию страны. Это потребовало соответствующей перестройки внешней политики. Теперь Китай был заинтересован в спокойной, стабильной международной обстановке.
В 1982 г. в Москве было сделано заявление, что СССР относится к КНР как к социалистическому государству и готов договориться с ним на основе взаимного уважения интересов. В сентябре 1983 г. XII съезд КПК заявил об изменении внешнеполитической стратегии КНР: Китай отказался от линии на стратегическое партнерство с Западом и создание единого антисоветского фронта, провозгласил принцип самостоятельности и независимости внешней политики. Определяющее значение для отношений с СССР имело заявление КПК о том, что Советский Союз больше не рассматривается как социалимпериалистическое государство. Внешняя политика Китая перестала быть заидеологизированной, отпала необходимость маскировать защиту национальных интересов страны идеологическими лозунгами. Официальная нормализация отношений между КНР и Советским Союзом произошла в 1989 г.

www.istmira.com

Социалистические страны как пример феодализма: al_firsov — LiveJournal

История повторяется три раза: первый раз как трагедия и ещё пару раз – для тупых. Анекдот.Ру

В предыдущих статьях я говорил о том, какие теоретические ошибки совершили Маркс и Энгельс, почему Ленин ненавидел царскую семью, какие теоретические ошибки совершил Владимир Ульянов/Ленин, как в результате февральской революции феодализм должен был закончиться, и о том как октябрь вернул и развил феодализм в России. В этой статье мы поговорим о «Социализме-феодализме» в других странах.

Страны, избравшие путь социализма

Если верить Марксу, коммунизму соответствуют следующие обязательные моменты:


  1. Коммунистическая революция должна побеждать там, где капиталистические производственные отношения вступают в противоречие с развитием производительных сил. То есть там, где капитализм (производительность труда, пролетариат – могильщик капитализма) достиг своего максимального развития.

  2. Всякий новый строй только тогда является прогрессивным, когда увеличивает производительность труда. Соответственно, новый прогрессивный общественный строй должен, во-первых, высвободить производительные силы, и, во-вторых, должен резко увеличить производительность труда. Увеличить настолько, что коммунистическая страна уходит в отрыв по производительности труда.

  3. За счет увеличения производительности труда, а также за счет перераспределения прибавочной стоимости в пользу трудящихся классов жизнь трудящихся должна кардинально улучшиться.

  4. Государство должно исчезнуть, поскольку является инструментом эксплуатации одного класса другим.

Если по первому пункту Ленин расходился с Марксом (по его утверждению коммунистическая революция должна побеждать в наиболее слабом месте капитализма), то в остальном он вполне соглашался с Марксом.

В любом случае, государство, перешедшее в коммунизм/социализм, уже никогда не должно возвращаться в капитализм.

Что мы видим на практике (что показали последние 95 лет «так называемого социализма»).


  1. Коммунистическая революция побеждает не там, где капитализм достиг своего максимального развития, а, наоборот, только там, где феодальные отношения себя еще не изжили и еще могут перейти на новый глобально-государственный феодальный уровень.

  2. Государства, перешедшие к коммунизму/социализму (а точнее, к высшей стадии феодализма), не получают резкого увеличения производительности труда. Они получают его только в одном случае, если допускают капиталистические элементы в стране.

  3. Государства, перешедшие к коммунизму/социализму получают шанс один раз с совершить рывок выдавливанием части крестьянства в промышленность (так называемая индустриализация).

  4. Государства, перешедшие к «коммунизму/социализму» редко задерживаются в этом состоянии, а достаточно быстро (чем более развиты капиталистические отношения в стране – тем быстрее) переходят к капиталистическим отношениям.

Первой страной в мире, перешедшей к коммунизму, оказалась отсталая феодальная Россия. Посмотрим на другие страны, перешедшие за прошедшие 100 лет к социализму.

Монголия

На примере второй в мировой истории социалистической страны – Монголии видно, что в стране с переходом к социализму мало что изменилось.

В 1924-ом году Монголия провозглашена социалистической, в 1990-ом году отказалась от социалистического пути, перешла к президентскому правлению, разрешив оппозиционные партии, выборы.

Поголовье верблюдов, которое значительно увеличилось в Монголии за годы социализма, не говорит о новой экономической формации.

Страны социалистической ориентации

Это видно на примере тех отсталых феодальных стран, которые следом за Монголией у нас было принято было считать «социалистической ориентации»: Никарагуа, Гренада, Алжир, Ангола, Эфиопия, Мозамбик, Народная Республика Конго, Сомали, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Бенин, Зимбабве, Мадагаскар, Сан-Томе и Принсипи, Сейшельские острова, НДРЙ, Афганистан, Лаос, Бирма, Ливия, Сирия, Ирак, Египет (при Насере и раннем Садате), Буркина-Фасо, Танзания, Сан-Томе и Принсипи, Замбия, Зимбабве. и т.д.

Лидерам этих феодальных стран чтобы стать социалистическими достаточно было что-нибудь максимально приватизировать в стране, затянуть гайки диктатуры и получить кредит или партию оружия из России. После чего можно было называться социалистической страной.

Иногда для отсталой страны переход к от феодализма к социализму или от социализма обратно к феодализму заключался только в смене названия.

Ирак

В 1979-ом году президент Ирака аль-Бакр ушёл в отставку, якобы по болезни (утверждали, что он посажен под домашний арест). Его преемником был объявлен Саддам Хусейн, возглавлявший в то время региональное руководство партии «Баас» (Партия арабского социалистического возрождения). Режим Саддама остался другом России, но с этого момента Россия перестала называть Саддама товарищем, а стала называть господином. А режим в Ираке хоть и продолжал называть себя социалистическим, но для России режим Ирака стал опять считаться феодальным.

Ливия (Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия)

В 1969-ом году в результате военного переворота к власти в Ливии пришел Муамар Каддафи.

Он решил, что ему удобнее называть свое правление социалистическим. Страна стала называться название Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии.

В результате страна стала другом России. Страна получила от России многомиллиардные поставки оружия. В апреле 2008-го года за неделю до ухода с поста Президента России Владимир Путин посетит Ливию и за завтраком простит Муамару Каддафи долг Ливии в 4,5 миллиардов долларов. Это позволило Владимиру Путину неплохо позавтракать, но не спасло Каддафи от гибели в октябре 2011-го года. Какое-то время Россия называла Ливию социалистической, но позднее переименовала ее в феодальную диктатуру. Несмотря на это Ливия до самого момента гибели Муамара Каддафи оставалась другом России. Сейчас Ливия является феодально-исламским государством.

Алжир

В 1965-ом году в Алжире произошел военный переворот, к власти пришел Хуари Бумедьен, установивший в стране однопартийную систему и курс на «социализм». С этого времени и до настоящего момента страна является одним из лучших друзей России. После смерти Бумедьена с 1980-го года страна взяла курс на умеренный исламизм. Сейчас Россия не называет Алжир социалистической страной, а опять считает феодальной. В экономике Алжира около 60% национального дохода составляет экспорт нефти, и около 23-х процентов населения находятся на грани бедности. В настоящее время феодально-мусульманский Алжир является другом России и занимает второе место,

http://www.i-mash.ru/news/nov_otrasl/26153-rossija-prochno-zanimaet-vtoroe-mesto-na-mirovom.html

по экспорту оружия из России – 4,7 млрд. долларов в год (первое место занимает Индия – 8,2 млрд. третье место занимает – Китай – 3,5 млрд. долларов).

Сирия

В 1963-го в Сирии произошел  военный переворот. Формально в Сирии стала править партия БААС (в переводе на русский — Партия арабского социалистического возрождения, ПАСВ), и основные отрасли народного хозяйства были национализированы. В феврале 1966 года Сирию потряс уже пятый за 4 года переворот. Какое-то время Россия называла Сирию социалистической страной. Сейчас феодальная Сирия является другом России, но остается отсталой феодальной страной, власть в которой в ближайшие годы может перейти к радикальным исламистам.

Египет

Отсталая феодальная страна, основной доход – плата за проход судов по Суэцкому каналу, на втором месте – туризм, на третьем – нефтедобыча.

В 1961-ом году после военного переворота Сирия выходит из Объединенной Арабской Республики. Египет проводит национализацию 82-ух процентов промышленных предприятий. Россия начинает называть Египет социалистическим и делает ставку на Насера в «социализации» арабского востока. Однако, после поражения Египта в шестидневной войне 1967-го года позиции арабского социализма резко ослабевают.

В 1970-ом году после смерти Насера Египет переориентировался с СССР на США. С этого момента опять Россия начинает считать Египет феодальной страной.

Лаос

В декабре 1975-го года в Лаосе произошел военный переворот. При поддержке СССР и Вьетнама была образована Лаосская Народно-Демократическая Республика, которая формально вошла в социалистический лагерь. Страна остается феодальной. Основу экономики страны составляет сельское хозяйство (80% работающих), промышленность и контрабандная торговля опиумом.

Ниже уровня бедности находятся 26% населения.

Кампучия

В 1975-ом году к власти в Кампучии пришли «красные кхмеры». Крестьянский социализм упорно выстраивался Пол Потом, и Кампучия была объявлена Россией социалистической страной. Государственное устройство мало чем отличалось от политической системы большинства социалистических стран. Пол Пот был премьер-министром и генеральным секретарем компартии, Иенг Сари — заместителем премьера и министром иностранных дел, Сон Сен — министром обороны. Существовал парламент — Палата народных представителей. Но в 1978-ом году Пол-Пот развязал войну против Вьетнама, что и решило его судьбу. В 1979-ом году силами Вьетнам режим Пол-Пота был свергнут, и с октября 2004-го года Россия стала считать Кампучию феодальной монархией.

И т.д.

Хорошо, что в свое время СССР в разряд социалистических не согласился включить заодно и Центрально Африканскую Республику, президент которой Жан-Бедель Бокасса долго колебался между советским блоком, Западом и Движением Неприсоединения, но так и остался людоедом и многоженцем.

Все эти страны – отсталые родовые и феодальные общества, руководству которых социализм с его феодальным лицом показался особенно подходящим.

Страны, «выбравшие» социалистический путь развития после Второй мировой войны

То, что феодализм под названием «социализм» является временным регрессивным периодом видно и на примере тех немногих стран, которые после второй мировой войны силой оказались в социалистическом лагере, но с ростом производительности труда и развитием производственных отношений в стране поспешили покинуть социалистический лагерь:

Следует отметить судьбу следующей страны:

После ослабления финансовой поддержки со стороны СССР в 1990-ом году, в 1991-ом году государство распалось. Югославия была единственной успешной моделью реализации федерализма (в отличие от СССР, а теперь России, которые фактически являются унитарным государством), но сама федерация держалась на авторитете Броз Тито. После его смерти в 1980 году все решения, которые там принимались, смогли только немного отсрочить развал федерации. Сепаратизм, спад производства, массовые банкротства компаний, ориентированных на экспорт, рост внешней задолженности и чудовищная безработица привели в 1990 году к тому, что наиболее развитые регионы захотели выйти из федерации. Механизма решения этих проблем не существовало. Это привело к тяжелым последствиям, поскольку народы там перемешаны, говорят на разных языках, исповедуют разные направления религии и не желают договариваться. Началась кровопролитная война всех со всеми.

В связи с неравномерностью развития России, возможно, такая же судьба может ждать и Россию.

Отдельно стоит отметить две существующие социалистические страны:

В этой стране феодализм проявляет себя в полной мере, не увеличивая производительности труда и не улучшая жизнь граждан. В стране нет еды, все ходят строем, страна делает ракеты и строит бомбоубежища и побеждает на некоторых спортивных соревнованиях.

Эта страна в последние годы потеряла мощную поддержку из России и вынуждена изыскивать собственные способы для выживания – здесь власть вынуждена разрешить некоторые элементы капиталистических отношений. Стране уже не до борьбы за олимпийские медали.


  • Беларусь,

  • Кыргызстан,

  • Узбекистан,

  • Таджикистан,

  • Туркменистан.

В этих бывших российских республиках феодальная власть сохраняет свои позиции в связи с тем, что на момент отделения от России эти республики не были достаточно экономически развиты для введения капитализма. Здесь феодализм сохранил свои позиции, и он будет сохранять их еще какое-то время.

Особо следует отметить  Китай. Эта страна выбрала своеобразный способ перехода от феодализма (в его последней стадии – «социал-коммунизм») к капитализму. Страна не вышла из феодализма. В стране идет стремительный переход крестьянства из земледелия в промышленность (индустриализация).

Не везде и не полностью возобладали капиталистические отношения. В этой ситуации руководство Китая делает капиталистические преобразования, до последнего момента не отказываясь от  имеющихся феодальных рычагов. С одной стороны, в стране используются сохранившиеся феодальные рычаги управления для ускоренного развития капиталистических отношений в стране. С другой стороны, в стране идет борьба с теми пережитками феодализма (коррупция, бюрократия, воровство), которые мешают развитию капитализма в стране.

Такая ситуация (капиталистические преобразования, проводимые с помощью феодальных рычагов) чревата кризисом на самом верху. Китай, в отличие от России не имеет такого стратегического источника богатства, как сибирские залежи нефти и газа. Поэтому в Китае кризис феодализма и переход к капитализму возможны ранее, чем в России.

Как «социалистические» страны переходят к капитализму

Со временем в любой «социалистической» стране, несмотря на замороженность отношений, развивается экономика и товарно-денежные отношения. Класс эксплуататоров все больше обогащается, все больше усиливается расслоение общества. Рано или поздно появляется частный капитал связанные с этим капиталистические экономические отношения: продажа трудящимися своей рабочей силы не только государству, но и частному капиталу.

«Социалистические» отношения требуют, чтобы все граждане частично или полностью трудились на государство и государственных чиновников, а часть продукта своего труда отдавали или государству или чиновникам. Такие отношения становятся тормозом развития производительных сил.

В результате конфликта «социалистических» производственных отношений и состояния производительных сил в «социалистической» стране происходит революция.

Такая революция по своим конфликтам (конфликт между развитием производительных сил и феодальными производственными отношениями)  своим лозунгам (свобода граждан и свобода предпринимательства, ликвидация кабальных поборов, равенство граждан перед законом, взаимная ответственность государства и граждан, парламентский контроль над исполнительной властью и т.п.), своим движущим силам (трудящиеся, предприниматели, капиталисты) и своему результату (победа капиталистических отношений) является буржуазной революцией.

Развитие социализма в мире в настоящее время

«Развивающиеся страны — это страны, которые не развиваются». Теодор Шанин

В мире осталось немного стран, где еще сохранились феодальные отношения под видом социалистических или коммунистических: Россия, Китай, Куба, Северная Корея, Сирия, некоторые страны Средней Азии, Вьетнам, Албания.

В этих странах так или иначе развиваются капиталистические отношения. И вопрос перехода от феодальных (вертикальных/сословных/бесправных) отношений к капиталистическим (горизонтальным/партнерским/законным) – это вопрос времени.

Заключение

Последние 100 лет развития в мире «социализма» показали, что:


  1. «Социализм» побеждает не в развитых капиталистических странах (где созрел конфликт между развитием производительных сил и капиталистическими производственными отношениями). «Социализм» побеждает или в отсталых феодальных странах, или в тех странах, где феодальные отношения недавно сменились на капиталистические, но капитализм не успел укрепиться.

  2. «Социалистические» производственные отношения по сути своей остаются феодальными отношениями, отличающимися монополией государства на эксплуатацию труда и получение прибавочной стоимости и обязанностью трудящихся работать на государство, а крестьян отдавать часть произведенной сельскохозяйственной продукции государству.

  3. Со временем, с развитием производительных сил страна «социализма» переходит к капитализму.

  4. Переход «социализма» к капитализму является по своей сути буржуазной революцией.

  5. Чем сильнее развита экономика в «социалистической» стране – тем скорее, легче и бескровнее страна переходит от «социализма» к капитализму.

  6. При переходе от «социализма» к капитализму в стране происходят преобразования, ликвидирующие в государстве остатки феодальных отношений.

О том, что может ждать Россию в ближайшие годы, мы поговорим в следующей статье.

al-firsov.livejournal.com

Первое социалистическое государство — Славянская культура

Парагвай. Первое социалистическое государство. Примерно 200 лет назад на пылающем континенте, как называют Южную Америку, на месте сегодняшнего Парагвая в несколько больших чем сейчас границах находился Парагвай Эль Супремо. El Supremo (Верховный) — так называли бывшего адвоката Хосе Франсию жители страны.

Почти двухсотлетний эксперимент, который проводили перед этим в Парагвае отцы-иезуиты, привел к тому, что дикари и каннибалы из племени гуарани, жившие в сельве, с помощью Ордена Иисуса построили некий фьюжн из первобытнообщинного родоплеменного уклада, иерархичности Инкской империи и идеологии Города Солнца Томазо Кампанеллы. Это было первое социалистическое государство в мире, первый опыт построения общества, основанного на отказе от личной собствености, общественном благе, примате коллектива над личностью. Отцы-иезуиты весьма основательно изучили опыт управления в Империи инков и очень творчески подошли к его внедрению.

Эксперимент отцов в конечном итоге привел к тому, что нечеловеческими усилиями извне они были изгнаны, а Город Солнца — разрушен. Но психология индейцев уже преодолела точку невозврата, и на месте разрушенного возродилось новое — такое же, а в чем-то и лучше — государство Парагвай.

Оно образовалось на обломках испанской империи, которую трудолюбиво добивали новые молодые и хищные колонизаторы — англичане. Созданная их руками аргентинская хунта попыталась подмять под себя парагвайских индейцев и метисов (Парагвай был самой забытой дырой во всем букете испанских колоний, поэтому с белой расой там было тяжело — более 2/3 жителей составляли гуарани, а из оставшихся еще 2/3 были метисами). Однако парагвайцы уже в четвертьфинале всухую наклепали аргентинским кудесникам полные ворота безответных голов, после чего хунта даже не рискнула предлагать переигровку.

В этой войне и появился как признанный и безальтернативный лидер народа адвокат Хосе Франсия. Он был безоговорочным сторонником независимости Парагвая и был признан народом, а Конгресс присвоил ему звание пожизненного диктатора и поименовал его Эль Супремо — Верховным.

Супремо не был вегетарианцем — заговоры против республики пресекались нещадно, диверсанты, шпионы и предатели беспощадно бросались в тюрьму, а особо упоротые расстреливались. Надо отметить, что за все время правления Франсии таковых набралось около 1000 человек, из которых к стенке поставили всего 70.

Введя на революционной волне чрезвычайное положение, Франсия предельно жестко обошелся с преступными шайками, терроризировавшими страну. Буквально за несколько лет страна забыла, что такое преступность. Верховный стремительно восстанавливал идеологию отцов-иезуитов, хотя вполне разумно не устраивал полпотовские коммунны. В Парагвае возникла специфическая экономика, основанная на частном мелком предпринимательстве и общественном труде. Бесплатное образование (на дворе между прочим было начало 19 века!), бесплатная медицина, общественные продовольственные фонды, чрезвычайно низкие налоги вкупе с приличной по тем временам государственной промышленностью и мануфактурами создали экономическую независимость Парагвая и перевели его на самообеспечение.

Смерть Франсии в 74 года стала шоком для нации, но на смену ему пришел такой же жесткий и последовательный Карлос Лопес

Лопес весьма свирепо лупил по рукам желающим поживиться на халяву. Таковые были в основном среди иностранцев. Скажем, Лопес безо всяких церемоний вышвырнул американского консула Гопкинса, который попытался развернуть незаконный вывоз парагвайских товаров. Во внешней политике Лопес тоже был не робкого десятка и без малейшего почтения чуть не утопил американскую канонерку, которая заблукала в его территориальных водах, ведя сугубо разведывательные гидрографические исследования подходов к берегу.

В общем, у окружающих Парагвай соседей, а в особенности у хозяйничавших в Южной Америке англичан и американцев возникло стойкое подозрение, что что-то их стал беспокоить этот Гондурас Парагвай. Дурной пример был заразителен, и уже соседний Уругвай стал как-то внимательно присматриваться к соседям на предмет перенятия опыта. Что неудивительно — к середине 19 века Парагвай стал самой быстрорастущей и наиболее обеспеченной страной Южной Америки. Бедность там отсутствовала как явление, но и богатых в Парагвае хватало, и они были вполне мирно интегрированы в общественную ткань.

Такое терпеть было более невозможно, и была совершена классическая провокация. Бразилия напала на Уругвай и оккупировала единственный порт, через который шла вся торговля Парагвая — Монтевидео. Парагвай был вынужден проводить мобилизацию и вступать в войну. Война началась крайне неудачно, так как подкупленный генерал Эстигаррибия завел экспедиционный корпус Паргвая в ловушку. Мировое сообщество возопило об агрессии Парагвая, благополучно опустив предшествующие события, и сплотилось в борьбе с гнездом мирового терроризма. 1 мая 1865 года была сколочена коалиция из Бразилии, Аргентины и (!) Уругвая, которая уже в марте 66 начала наступление на Парагвай.

Не стоит даже упоминать, что свободолюбивое мировое сообщество гнало в адрес миротворцев оружие, боеприпасы и советников самыми крупными партиями и безвозмездно. То есть, даром, как говорила мудрая Сова Винни-Пуху.

Нетто-показатели коалиции и Паргвая были несопоставимы. 1,4 миллиона жителей в Парагвае — а только в Бразилии более 10 миллионов жителей. Со всй Южной Америки в армию интервентов хлынул сброд — пограбить самую богатую страну континента желающих почему-то находится сразу и с избытком. Бразильцы вдобавок гнали в армию рабов, обещая им свободу (и даже в отдельных случаях выполняя обещание).

Коалиция раздавала обещания и выражала уверенность, что воздушная фаза операция закончится за три месяца. Оккупанты не сообразили, что они будут иметь дело не с армией, а с вооруженным народом. Поголовно вооруженным — безо всякого преувеличения.

Естественно, коалиция встряла сразу. Ключевой пункт обороны Парагвая — крепость Умайту — стала парагвайским Севастополем и держалась 30 месяцев. Попытка обойти крепость привела к тому, что обходящие ее отряды были встречены женским (sic!) ополчением, которое в бою при Корумбе вместе с гарнизоном крепости вынесло оккупантов в болота, где неудачно сманеврировавшие оккупанты благополучно вымерли от крокодилов, дизентирии и прочих прелестей тропической сельвы.

Верблюд с золотом тоже попытался постучать в ворота Парагвайской крепости — верблюда попытался привести американский посол. Заговор раскрыли, посла традиционно на пинках вынесли из страны, после чего тема заговоров и предательства была закрыта. Коалиции пришлось штурмовать Парагвай в лоб.

Коалиция находилась на мировом коште — в ее адрес непрерывным потоком шло новейшее вооружение, флот интервентов вкупе с примкнувшими американцами (как без них) был бронирован и недоступен для парагвайских пушек. Медленно и с невероятными потерями интервенты продавливали оборону парагвайцев. Фактически, тупо перемалывали ее, платя невероятным соотношением потерь.

В конечном итоге Умайту в августе 68 года пала, через 4 месяца был взят Асунсьон. Но война на этом не закончилась. Интервентам противостоял весь парагвайский народ, который ушел с оружием в руках в сельву и вел партизанскую войну.

Абсолютно враждебный Парагваю бразильский историк Роше Помбу был вынужден признавать массовый героизм парагвайцев и писал: «Множество женщин, одни с пиками и кольями, другие с малыми детьми на руках яростно швыряли в атакующих песок, камни и бутылки. Настоятели приходов Перибебуи и Валенсуэла сражались с ружьями в руках. Мальчики восьми-десяти лет лежали мертвые, и рядом с ними валялось их оружие, другие раненые проявляли стоическое спокойствие, не издавая ни единого стона».

Последнее сражение этой войны произошло 1 марта 1870 года в ущелье Серро-Кора. В этом бою был уничтожен последний отряд свободного Парагвая и убит президент Лопес.

Итог войны — 90% мужского населения Парагвая было истреблено. Из полутора миллионов человек в живых осталось около 200 тысяч. http://9e-maya.ru/forum/index.php?topic=167.75
http://badnews.org.ru/news/paragvaj_pervoe_socialisticheskoe_gosudarstvo/2011-04-07-7503

Да, именно в таком «свободном мире» мы живём, именно такую «правдивую историю» изучаем, что вынуждены жить по чужим рецептам во главе с чужими, заглатывать ящичную пропаганду и терпеть, как её заглатывают дети.

Сведения вполне достоверные. После той войны соседи растащили части территории Парагвая. Власти обязали взрослых мужчин к многожёнству, чтобы восстановить население. Привлекли туда и русинов из Австро-Венгрии, от которых накануне и в период первой мировой избавлялась империя Габсбургов. Потом был диктатор-антикоммунист Стресснер (Стрёснер). Сейчас неплохо живут — экономика несколько напоминает китайскую, догоняющего типа.

Во всей Латинамерике есть русские старообрядческие общины. Многие живут на самозахваченной земле, без паспортов, но небедно, крепкими общинами, в которых взрослые достойно несут «соцобязательства» в пользу старых и малых.

3477 просмотров0 комментариев

slavyanskaya-kultura.ru

Страны социалистической ориентации — WiKi

Страны социалистической ориентации (иногда государства социалистической ориентации) — термин, принятый в советской публицистике и историографии для обозначения государств, с которыми СССР поддерживал тесные двусторонние связи в сфере политического, экономического, военного, научного, образовательного, культурного и других форм межгосударственного сотрудничества. Термин начал употребляться с конца 1960-х годов[1]. Ввод указанного термина в оборот был призван восполнить возникший с интенсификацией процесса деколонизации пробел в определениях субъектов международно-правовых отношений, которые в силу различных обстоятельств не соответствовали определению «социалистические страны», а признание их «капиталистическими» противоречило доктринальным принципам и установкам марксистско-ленинской философии и делало невозможным проведение курса на сотрудничество с ними в необходимом объёме, дискредитировало СССР как на международной арене, так и внутри страны (тема стран социалистической ориентации неоднократно обыгрывалась в творчестве антисоветски настроенных деятелей культуры и искусства). В то же время, называть их «просоветскими режимами» (как это делалось в публицистике и научной литературе капиталистических стран), означало с одной стороны признать таковые как просоветские, каковыми в сущности многие из них и являлись, с другой стороны поставить под вопрос легитимность нахождения этих политических режимов у власти в названных странах, что было немыслимо с точки зрения поддержания дальнейшего сотрудничества с ними. При этом, само употребление данного термина, как в научных, так и в публицистических трудах, позволяло обходить проблемные вопросы построения социализма в отдельных странах, при этом отдельные успехи на этом поприще в других странах преподносились как всеобщая тенденция[2].

Вкладываемое значение

Поначалу основную массу бывших колоний и доминионов именовали «освободившиеся страны» (когда ещё было не до конца ясно, каким останется формат их взаимодействия с бывшей метрополией), но с течением времени такая формулировка утрачивала актуальность, а многие из указанных государств собирались наладить или уже наладили тесные связи с СССР, что требовало от советской стороны научно артикулировать и официально закрепить их статус в таковом качестве (как стран-партнёров). Компромиссный вариант «социалистическая ориентация» предполагал, что указанные государства находятся на пути построения социализма (если принимать за эталон по умолчанию ту форму реального социализма, которая исторически сформировалась в Советском Союзе и именовалась развитым социализмом), их политический и социальный строй несёт в себе отдельные признаки социализма, но говорить о текущем этапе исторического развития этих государств, как о социалистическом строительстве, пока ещё преждевременно. При этом, «социалистическая ориентация» того или иного правящего режима могла оцениваться советскими учёными и публицистами сугубо с политических позиций, но никогда не с политэкономических, — экономические аспекты либо обходились стороной, либо вообще не принимались в учёт[1]. В 1970 году эта практика была закреплена Академией Наук СССР при помощи тезиса о том, что «характерной особенностью любой формы некапиталистического развития состоит в том, что переход к социализму начинается с политической надстройки, которая впоследствии создаёт условия для изменения структуры социально-экономического базиса».[1] За прошедшее с тех пор десятилетие курс внешней политики СССР претерпел существенные изменения и к концу 1970-х годов данный тезис был отвергнут советской наукой, в трудах крупных советских учёных подчёркивалось, что пробел между декларируемыми политическими целями и социально-экономическими реалиями в той или иной стране был непреодолимым препятствием на пути построения социализма. Признание этого обстоятельства как научного факта послужило стимулом для проведения множества научных конференций, фундаментальных исследований и научных публикаций, ставивших перед собой целью смену концептуального наполнения понятия «социалистической ориентации» в выгодных для советского строя формах[3] (при этом, особый акцент на отдельных вопросах реальной экономики стал делаться ещё до указанного поворота).[4] Среди советских партийно-государственных деятелей и представителей науки идеологами происходящей смены наполнения понятия «социалистической ориентации» были К. Н. Брутенц, Р. А. Ульяновский, А. А. Громыко и Е. М. Примаков, коллективный труд, редакторами которого они выступали, широко цитировался советскими учёными как аутентичное толкование понятия «социалистической ориентации».[2] Помимо прочего, там недвусмысленно утверждалось, что «социалистическая ориентация» — это прогрессивная форма государственной политики, но при этом, она никоим образом не может отождествляться с подлинным социалистическим строительством, в наилучшем случае она выступает лишь указателем в направлении социализма, первым шагом на пути к нему, и по определению является подготовительным, досоциалистическим этапом становления государственности той или иной страны[2]. Для исключения возможности обращения в научной полемике к истории становления социализма в самих советских республиках и отношений в системе «центр—окраины», в историческом контексте были разграничены страны социалистической ориентации 1920-х и 1930-х годов, к тому времени либо уже вошедшие в состав СССР (под ними подразумевались среднеазиатские социалистические республики в период становления там советской власти), либо являвшиеся его неизменными сателлитами на протяжении десятилетий (МНР), и страны социалистической ориентации современности, которым перспектива становления советской власти была недоступна по объективным причинам, географического, экономического и политического характера[5]. Более того, сам выбор «социалистической ориентации» на том или ином этапе исторического развития отныне рассматривался как обратимый процесс[2]. Указанные тенденции стали ещё более очевидными к началу 1980-х годов и наконец получили государственную оценку в период пребывания у власти Ю. В. Андропова[6]. В итоге проблема была списана на особенности классообразования указанных стран, как одно из непреодолимых препятствий на пути построения социализма[7].

Критерии

Основные критерии, по которым можно было судить о том, относилось ли то или иное государство к социалистическим странам или странам социалистической ориентации, следующие:

Критерий оценкиСоциалистическая странаСтрана социалистической ориентации
Форма правленияколлегиальнаяколлегиальная, единоличная или смешанная
Государственный стройреспубликанскийреспубликанский, монархический или иной
Политический режим[8]демократическийдемократический, революционно-демократический или иной
Субъект верховной властиорганизацияорганизация, группа лиц или отдельное лицо
Правящая организациянациональная (или интернациональная) социалистическая партияполитическая партия (Индонезия — ПКИ), фракция политической партии (Афганистан — Хальк), политическое движение (Никарагуа — сандинисты, Гренада — ДЖУЭЛ), религиозное движение (Ливан — Хезболла), религиозная группа (Сирия — алавиты), военно-политическая организация (Вьетнам — Вьетминь), военная хунта (Египет, Ирак, Судан — «свободные офицеры»), этническая группа (Гана — нзима), кровно-родственная община (Ливия — каддафа), варна (Индия — брахманы) или иная организационная форма
Соотношение классовых сил во власти (социальная природа государственной власти)[9][10]бесклассовый характерсильны позиции феодалов и помещиков (Бирма, Сирия, Ирак, Алжир), бюрократической буржуазии и родо-племенной знати (Гвинея, Танзания), военных (Египет, Сирия, Ирак), иностранной буржуазии (Алжир, Танзания, Сирия, НДРЙ, Ирак и др.)
Формы организации трудящихся[11][12]партийно-профсоюзные организациикомитеты производственных единиц (Гвинея), «ассамблеи трудящихся» (Алжир), «комитеты развития» (Танзания), «действия сельского обновления» (Народная Республика Конго), движения «добровольного труда» (Бирма, Алжир), движения «самопомощи» (Танзания), «добровольной бесплатной работы» и др.
Институционализация власти[11]превалирующая роль институтов государственной властипревалирующая роль ряда традиционных общественных институтов и учреждений: родоплеменная демократия, деревенские и религиозные общины, национально-этнические организации, советы старейшин и т. п.
Способ перехода к прогрессивному пути развития[13][14]социалистическая революциянационально-освободительная революция (Ангола, Мозамбик), национально-демократическая революция (Гвинея, Танзания), государственный переворот, военный переворот (Ирак, Ливия, Сирия, Бирма)

Объединяющим началом для социалистических стран и стран социалистической ориентации была концепция «диктатуры пролетариата».[15]

Специфика употребления

В целом, формулировка была довольно расплывчатой, что позволяло употреблять её в отношении только тех государств, которые поддерживали сотрудничество с СССР, и не употреблять её в отношении государств-сателлитов развитых капстран. Те из стран социалистической ориентации, где в силу произошедшей смены правящей верхушки произошла смена внешнеполитического курса на союз с Китаем, либо с капиталистическими странами, практически сразу же выпадали из данной категории, но могли вернуться обратно после очередной переориентации внешнеполитического курса на восстановление связей с СССР. При этом, с течением времени и постепенным переходом от послевоенного периода советской истории и начального этапа периода застоя (1960-е) к позднесоветскому времени (1980-е), перечень критериев, по которым гипотетически можно было идентифицировать ту или иную страну, как страну социалистической ориентации, становился всё более и более размытым. Среди стран-партнёров СССР на международной арене, относимых западными политологами к «радикальным» или «экстремистским» режимам (то есть, с военно-полицейской диктатурой у власти), наблюдалось всё меньше соответствия фундаментальным постулатам марксистско-ленинской философии, при этом на объёмах сотрудничества этих стран с СССР в количественном аспекте это обстоятельство не отражалось[2].

Существование стран социалистической ориентации, по логике вещей (в порядке обратной гипотезы), предполагало наличие стран капиталистической ориентации, — такое выражение так же употреблялось в научной полемике (как правило, применительно к ближневосточным монархиям, иначе называемым «нефтяными», и некоторым странам Тропической Африки), но частота его употребления была весьма невелика. Поэтому, выпавшие из категории стран социалистической ориентации попадали в категорию «реакционных режимов», «антинародных режимов» и т. п. Причём, если на заре сотрудничества, от стран социалистической ориентации требовались такие шаги, как проведение национализации и других форм отчуждения иностранной собственности в пользу государства, вкупе с устранением местных капиталистических и феодальных пережитков, то ко второй половине 1980-х на повестку дня в научной среде вышли вопросы о важной роли иностранных инвестиций в деле становления экономики стран социалистической ориентации, создания благоприятных условий (инвестиционного климата) для привлечения в страну иностранного капитала, увеличения количества занятого населения на предприятиях с иностранными инвестициями и удовлетворения потребительских нужд населения, учреждение совместных предприятий с частно-государственной формой собственности, и другие вопросы, само обсуждение которых в таких формулировках было немыслимо ранее. Подавалось это под предлогом необходимости считаться с историко-культурными предпосылками той или иной страны, местными традициями ведения хозяйства. Постепенно, акцент стал смещаться от мелких собственников к крупному бизнесу, оправдывая его присутствие в экономике стран социалистической ориентации[16].

Близким по значению было выражение «некапиталистическое развитие» (соответственно, «некапиталистические страны»), ограниченно употреблявшееся в СССР и на Западе с конца 1960-х — начала 1970-х годов, исходно применительно к Египту времён правления Гамаля Абдель Насера, проводившего дружественный по отношению к СССР курс внешней политики, — но его употребление в научной литературе так же было на грани дозволенного, поскольку вышеупомянутая марксистско-ленинская философия и основанная на ней советская идеология предполагали наличие только капиталистического и противостоящего ему социалистического лагерей, обсуждение гипотетически возможного третьего пути долгое время было табу в научной полемике (поскольку непременно касалось вопросов социализма в Китае и Югославии, существования движения неприсоединения и тому подобных вопросов и тем, само обсуждение которых не допускалось органами управления советской наукой). Кроме него пользовалось популярностью выражение «прогрессивные режимы», но в отличие от перечисленных, выражение «страны социалистической ориентации» употреблялось не только в науке и публицистике, но и в официальной правительственной документации.

На Западе выражение в дословном переводе (англ. socialist orientation, нем. sozialistische Orientierung, фр. orientation socialiste и др.) употреблялось только писателями-социалистами и деятелями левого толка, а также в переводных работах с русского языка.

Выход из употребления

Поскольку выражение было введено в оборот безо всяких нормативных документов, которые бы регламентировали его употребление, прекращение его употребления официально не регламентировалось и происходило подспудно. Тенденция к отказу от широкого употребления данного выражения в советских академических изданиях наметилась уже с середины 1980-х годов и происходила одновременно с интенсификацией двусторонних связей СССР с капиталистическими странами. В противовес ему поначалу наметилась тенденция к своеобразной регионализации научной терминологии применительно к названным странам, вместо отождествления с социалистическим путём развития их стали относить к определённым мега- и макрорегионам, — «арабские страны», «африканские страны», «азиатские страны», «латиноамериканские страны», «карибские страны» и тому подобные выражения, благодаря которым само слово «социализм» и производные от него (в частности, прилагательное «социалистический») исчезли из научного дискурса и перестали быть главным предметом научной полемики. Анализ программных речей советских лидеров и официальных заявлений советского правительства ко Дню международной солидарности трудящихся за период с 1984 по 1987 гг., проведённый сотрудницей Института им. Гарримана Колумбийского университета Элизабет Кридл Валькенье, показал, что к середине 1980-х годов, страны социалистической ориентации вообще перестали в них упоминаться, что не могло не отразиться на употреблении данного выражения в научной полемике[17].

Эквиваленты на замену

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 Valkenier, 1987, p. 24.
  2. 1 2 3 4 5 Valkenier, 1987, p. 25.
  3. ↑ Valkenier, 1987, pp. 24-25.
  4. ↑ Valkenier, 1987, pp. 30-31.
  5. ↑ Valkenier, 1987, pp. 25-26.
  6. ↑ Valkenier, 1987, p. 26.
  7. ↑ Valkenier, 1987, p. 27.
  8. ↑ Кива, 1978, с. 215.
  9. ↑ Кива, 1978, с. 56.
  10. ↑ Кива, 1978.
  11. 1 2 Губанов, 1981, с. 70.
  12. ↑ Губанов, 1981, с. 84.
  13. ↑ Кива, 1978, с. 141.
  14. ↑ Кива, 1978, с. 151.
  15. ↑ Valkenier, 1987, p. 28.
  16. ↑ Valkenier, 1987, p. 31.
  17. ↑ Valkenier, 1987, p. 23.

Литература

Иностранная
Советская
  • Губанов В. И. Политическая организация общества стран социалистической ориентации. — Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1981. — 158 с.
  • Кива А. В. Страны социалистической ориентации: Основные тенденции развития. — М.: Наука, 1978. — 287 с.
  • Попов Ю. Н. Социалистическая ориентация — форма перехода к социализму: Мнение советского ученого. — М.: Новости, 1985. — 102 с. — (Основы политических знаний).
  • Ушакова Н. А. Страны СЭВ и развивающиеся государства социалистической ориентации. — М.: Наука, 1980. — 183 с.

ru-wiki.org

Социалистические страны

Первым в мире социалистическим государством стала наша Родина —: Советский Союз, созданный в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции. Победа Октября — главное событие 20-го века, коренным образом изменившее ход развития всего человечества. В окружении врагов, преодолевая огромные трудности, наш народ показал всему миру героический пример строительства новой жизни.

Вторым социалистическим государством была Монголия, а после победы над фашистской Германией и милитаристской Японией образовались новые социалистические государства. В Европе это были Албания, Болгария,

Венгрия, Германская Демократическая Республика, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия. В Азии — Демократическая Республика Вьетнам, Китайская Народная Республика, Корейская Народно-Демократическая Республика.

Так образовалась мировая система социализма. Это было самое крупное историческое событие в жизни человечества после победы Великой Октябрьской социалистической революции.

Семья социалистических стран продолжает расти.

В 1959 г. победила революция на Кубе, которая стала первым социалистическим государством американского континента.

В 1975 г. образовалась Социалистическая Республика Вьетнам в результате воссоединения Северной и Южной частей страны. Этому предшествовала долгая и кровопролитная борьба с интервенцией американского империализма, которую поддерживала контрреволюционная южновьетнамская буржуазия. По численности населения (свыше 50 млн.) Вьетнам теперь третье социалистическое государство мира.

Ныне в странах социализма живёт свыше Уз всего населения Земли. Мировая социалистическая система стала великой силой, которая влияет на судьбы всего человечества. Наша страна и другие братские социалистические страны оказывали и продолжают оказывать бескорыстную помощь всем другим народам, которые строят новую жизнь, например народам Анголы.

В 1975 г. в Лаосе в результате победы патриотических сил к руководству пришла марксистско-ленинская Народно-революционная партия. Взяв власть в свои руки, трудящиеся этой страны приступили к строительству новой жизни.

На принципах социалистического интернационализма, верности марксизму-ленинизму строят свои отношения страны социалистического содружества, составляющие ядро мировой социалистической системы. Их дружба и взаимопомощь видны во всём. Много машин, оборудования, промышленных изделий и продуктов получает наша страна от друзей. В свою очередь, из Советского Союза в братские социалистические страны поступают нефть, уголь, руда, машины и многое другое, что необходимо им для успешного развития промышленности.

Советский Союз, Польша, ГДР, Чехословакия, Венгрия, Румыния совместными усилиями создали объединённую энергосистему «Мир», питающую электроэнергией их заводы и фабрики. С помощью Страны Советов в Болгарии, на Кубе сооружены металлургические предприятия; в Монголии — заводы, фабрики, жилые дома; в Чехословакии и Венгрии — метро. В годы десятой пятилетки под городом Оренбургом страны социалистического содружества будут добывать для своих нужд природный газ.

В Москве, на Калининском проспекте, есть большое светлое здание. Здесь находится Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Он решает важные вопросы хозяйственного сотрудничества социалистических стран, помогает согласовать их народнохозяйственные планы.

Чудесной, могучей силой обладает дружба народов социалистических стран. Мы вместе охраняем природу и изучаем космос. Наши инженеры вместе создают машины, а учёные делают открытия. Рабочие делятся передовым опытом, а хлеборобы — секретами хороших урожаев. Эту дружбу мы видим и в искусстве, и в спорте.

Народы социалистических стран активно борются за мир, за разоружение. Но в мире есть ещё силы, стремящиеся развязать войну. Мирный труд народов стран социалистического содружества надёжно охраняют их армии, объединённые на основе Варшавского договора. Армии стран — участниц Варшавского договора совместно проводят военные учения, имеют единое командование. Варшавский договор — надёжный щит всех миролюбивых сил.

Пример стран социализма вдохновляет трудящихся на борьбу против капиталистов. Люди во всех уголках земного шара, все, кто хочет свободы, независимости, мира, видят в социалистическом содружестве свою надежду и опору в борьбе за лучшее будущее.

Успехи стран социалистического содружества, достигнутые под руководством их коммунистических партий, убедительно говорят о том, что социализму принадлежит завтрашний день планеты.

www.webmechta.com

Социалистическая страна — европа — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Социалистическая страна — европа

Cтраница 1

Социалистические страны Европы решительно встали па этот путь. Политического консультативного комитета в Берлине они приняли принципиальный документ О военной доктрине государств — участников Варшавского Договора. В документе раскрыта суть сугубо оборонительного характера этой доктрины. Никогда, ни при каких обстоятельствах, говорится там, мы не начнем военных действий против какого бы то ни было государства пли союза государств, если сами не станем объектом вооруженного нападения. Никогда мы не применим первыми ядерное оружие.  [1]

Социалистические страны Европы выступают за действительную, честную нормализацию и развитие на пользу дела мира и ко взаимной выгоде политических, экономических и культурных контактов со всеми государствами, включая ФРГ. Но они никогда не согласятся делать это за счет своего единства, за счет интересов социалистического содружества в целом или отдельных стран, входящих в него, в частности за счет братской страны — Германской Демократической Республики. Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза и Советское правительство уполномочили меня еще раз заявить с трибуны вашего съезда, что права и интересы ГДР, интересы строительства социализма в вашей республике нам так же близки и дороги, как и вам, товарищи ( бурные, продолжительные аплодисменты, возгласы Ура.  [2]

Среди социалистических стран Европы наибольшими ресурсами нефти и газа располагает Румыния. Здесь разрабатывается свыше 30 месторождений. В 1981 г. в стране было добыто 11 6 млн. т нефти и 35 1 млрд. м3 природного и попутного газа.  [3]

Среди социалистических стран Европы наибольшими ресурсами нефти и газа располагает Румыния. Здесь разрабатывается свыше 30 месторождений. В 1981 г. в стране было добыто UJLMjiH.  [4]

Опыт малых социалистических стран Европы для нашей страны неприемлем: не те масштабы и условия.  [5]

В бывших социалистических странах Европы ( Польша, Венгрия, Чехословакия, Румыния, Болгария) была проведена национализация рудных и др. природных богатств, находящихся в недрах земли, а также леса, воды, крупной и средней промышленности.  [6]

В некоторых социалистических странах Европы существует практика проведения перманентных инвентаризаций. В этом случае постоянно действующая инвентаризационная комиссия подвергает проверке в натуре отдельные виды материальных ценностей в то время, когда их остаток является минимальным. Такая организация инвентаризации существенно снижает трудоемкость ее проведения и позволяет более оперативно выявлять естественную убыль и потери отдельных видов материальных ценностей. Ведь нередко в практике возникают такие ситуации, когда в натуре материальных ценностей уже нет, а по учету значится их остаток, представляющий собой естественную убыль или недостачу этих ценностей.  [7]

В свое время социалистические страны Европы в целях обеспечения своей безопасности, в ответ на создание блока НАТО были вынуждены создать организацию Варшавского Договора. Эта организация, являющаяся пе только военным, но и политическим союзом части социалистических государств, уже много лет успешно выполняет свою роль. Агрессивные устремления западногерманских империалистов и пх американских покровителей заставляют нас постоянно заботиться о всестороннем укреплении сотрудничества стран — участниц Варшавского Договора.  [8]

Теперь опытом всех социалистических стран Европы и Азии доказано, что подлинный прогресс возможен только на путях социализма.  [9]

Бонн действительно протянул социалистическим странам Европы руку. Но в этой руке зажат камень, и надо считать коммунистов очень наивными людьми, чтобы надеяться, что они этот камень не заметят.  [10]

После второй мировое войик социалистические страны Европы находились на разных уровнях промышленного pssiE — ткя. Некоторые на них практически не имели химической промышленности, в производство товаров бытовой химии во всех странах было на низком уровне.  [11]

Увеличение добычи нефти в социалистических странах Европы обусловлено открытием новых месторождений.  [12]

Обе стороны приветствуют большие успехи социалистических стран Европы в их борьбе за упрочение мира и безопасности па европейском континенте и отмечают, что Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшееся летом нынешнего года по инициативе стран — участниц Варшавского Договора и увенчавшееся позитивными результатами, имеет важное значение для обстановки в Европе. Обе стороны считают, что неустанное укрепление обороноспособности социалистических стран играет важную роль в деле обеспечения мира и безопасности в Европе.  [13]

Параллельно с ЕЭС СССР работают энергосистемы социалистических стран Европы, а также МНР. Через Выборгскую вставку постоянного тока параллельно, но несинхронно с ЕЭС СССР работает энергосистема Финляндии и энергообъединение Северных стран Европы. От сетей ЕЭС СССР осуществляется поставка электроэнергии также в Норвегию, Турцию и ряд других стран.  [14]

В наши дни, когда существует содружество социалистических стран Европы, Азии, Латинской Америки, КПСС и другие марксистско-ленинские партии, исходя из ленинских идей и развивая их, считают, что главным направлением в деле сплочения мировой социалистической системы является неуклонное осуществление принципов социалистического интернационализма, правильное сочетание национальных и интернациональных задач социалистических государств, развитие братской взаимопомощи и взаимной поддержки.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *