Социальная направленность правового государства – Социальная направленность государства

Социальная направленность государства

Социальная направленность государства призвана ограничивать своекорыстные интересы и поползновения тех категорий населения, которые обладают значительным превосходством над другими в богатстве, силе, и ограждать «социально слабые» категории населения от произвола «социально сильных».

Согласно определению МОТ социальная защита как комплекс мер включает:

  • стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности;
  • предотвращение и компенсацию части доходов в случае возникновения основных социальных рисков с помощью механизма социального страхования;
  • предоставление социальной помощи уязвимым группам населения, не являющимся участниками системы социального страхования;
  • доступ граждан к основным правам и услугам, таким как образование и медицинская помощь.

Как показывает мировой опыт, наиболее эффективные и комплексные системы социальной защиты включают в себя государственные пособия, обязательное социальное страхование, пенсионное обеспечение и социальную помощь. При этом основным источником финансирования и общим регулятором системы социальной защиты выступает государство, поскольку оно охватывает все население и имеет более низкие административные расходы, нежели системы с участием частных институтов. Поскольку система социальной защиты затрагивает интересы всего населения, особое значение имеет обеспечение населения достоверной и полной информацией по ее основным сферам и направлениям.

В качестве механизма социальной политики, в том числе социальной защиты, важная роль принадлежит государственным социальным стандартам (ГСС), то есть устанавливаемым государством нормам и нормативам, обеспечивающим реализацию гарантированных Конституцией социальных прав граждан, а также порядок предоставления этих прав, служащих одновременно ориентирами для социальной и экономической политики социального государства.

В настоящее время в практической работе при формировании бюджетов различных уровней применяются социальные нормативы и нормы по широкому кругу показателей. Значительная часть законодательно установленных и закрепленных другими нормативно-правовыми актами социальных нормативов и норм определяют государственные гарантии и регулируют деятельность отраслей социально-культурной сферы: науки, образования, здравоохранения, культуры и др.

Повышению уровня социальной защищенности человека призвана способствовать государственная социальная стандартизация по важнейшим направлениям социальной политики.

Большинство этих нормативов и норм является обязательствами государства перед различными категориями и группами населения и должны им обеспечиваться за счет его финансовых ресурсов. Размеры установленных государством социальных нормативов и норм пересматриваются в зависимости от темпов инфляции и имеющихся финансовых ресурсов.

Многие социальные государства Европы на законодательной основе обеспечивают доступ своим гражданам к социальным правам, изложенным в принятой ими Европейской социальной хартии, и следуют модели социальной политики, обеспечивающей, по их определению, здоровый ум, здоровый дух в здоровом теле, гарантируя:

  • право на жилье, налагающее на государство обязательство гарантировать всем доступ к нормальному жилью по разумным ценам;
  • право на охрану здоровья для всего населения, что требует от государства обеспечить доступное и эффективное медицинское обслуживание каждого и проведения политики предупреждения болезней и опасностей на рабочем месте и несчастных случаев;
  • право на образование, предусматривающее, что государство должно организовать такую подготовку, которая обеспечит всеобщий доступ к рынку труда, а доступ к высшему образованию – исключительно на основе личных способностей;
  • право на работу, что обязывает государство проводить социальную и экономическую политику, гарантирующую полную занятость, обеспечивать свободу создания профсоюзов и организаций работодателей для защиты своих экономических и социальных интересов;
  • право на социальную защиту и, значит, на социальное страхование, социальную помощь и услуги, защиту от бедности и социального отчуждения, а также осуществление особых мер для защиты семьи и лиц пожилого возраста;
  • право на свободу передвижения и воссоединения семей;
  • право на исключение дискриминации по признаку расы, пола, возраста, цвета кожи, языка, религии, взглядов и др.

На конференции Совета Европы (14–15 ноября 2002 г.) по доступу к социальным правам показана цена пренебрежения государства к социальным правам своих граждан, в результате чего:

  • растет нищета и отчужденность в обществе;
  • снижается экономический рост, так как разрушается главная (человеческая) производительная сила;
  • население болеет, стареет и умирает;
  • падают нравственность, культура, теряются моральные ценности в обществе;
  • уменьшается человеческий потенциал;
  • уничтожается гражданское общество;
  • расслаивается общество, растет неравенство в нем и почва для экстремизма;
  • теряется легитимность самого государства.

Многие европейские социальные государства, присоединившиеся к Социальной хартии и неуклонно соблюдающие ее требования, добились высокого уровня жизни, большого экономического роста, стали высококонкурентоспособными.

В качестве ГСС в области оплаты труда и трудовых отношений предусматривается минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый Федеральным законом в соответствии с ценой труда и позволяющий гражданину содержать себя и семью (включая ребенка).

Минимальный размер оплаты труда по мере приближения его к уровню, обеспечивающему воспроизводство рабочей силы, станет исходной величиной для дифференциации заработной платы по сложности, квалификации, условиям и сферам приложения труда, а также другим критериям оценки трудового вклада работника, учитываемым в процессе заключения коллективных договоров между работниками и работодателями.

Должна повышаться, совершенствоваться и выравниваться по отношению к труженикам производственных отраслей заработная плата работников социальной сферы, которые не являются частью совокупного работника единого народно-хозяйствен­ного комплекса.

Государственные социальные стандарты в области обеспечения занятости и помощи безработным предусматривают установление:

  • порядка определения страхового взноса по страхованию на случай безработицы;
  • размеров, сроков и порядка предоставления пособия по безработице;
  • правил поиска новых рабочих мест;
  • порядка переобучения и профессиональной переподготовки безработных, порядка и сроков предоставления им информации по вопросам трудоустройства.

investobserver.info

5. Правовое и социальное государство

Правовое государство — правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.

Идея правового государства имеет длительную историю и занимает важное место в политических учениях прошлого. Уже в древности начались поиски принципов, форм, конструкций для установления надлежащих взаимосвязей права и власти.

Возникновение целостной концепции правового государства относится к концу XVIII — началу XIX вв. — периоду становления буржуазного общества. Так, в трактовке Дж. Локка в государстве должен верховенствовать закон, соответствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права и свободы человека.

Ш. Монтескье разработал концепцию разделения властей. Он различал законодательную, исполнительную и судебные власти — для предотвращения злоупотреблений власти необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.

Идеи создания правового государства оказали влияние на развитие конституционного законодательства — создание Конституции США 1787 г., Французской «Декларации прав человека и гражданина» 1789 г.

Сам термин правовое государство утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в. в трудах К. Вилькера и Р. фон Моля. В общем виде, правовое государство можно определить как государство, в котором господствует право, закон. Правовое государство реальное воплощение идей конституционализма. В его основе стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, гарантировать индивидуальные свободы и основополагающие права личности.

Принципы правового государства:

— верховенство правового закона — господство закона во всех сферах общественной жизни.

— реальность прав и свобод гражданина: права и свободы принадлежать человеку от рождения, следовательно, нужно гарантировать их проявление.

— взаимная ответственность государства и личности. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданином, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом. В этом случае необходимо преодолеть отчуждение гражданина от государства.

— разделение властей на судебную, законодательную и исполнительную.

— суверенитет народа.

— наличие развитого гражданского общества.

Гражданское общество — совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т. д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства. Термин был впервые употреблен в Англии в 1594 г., а свое специфическое значение приобрел в Шотландии в XVII в. и в Германии в XIX в. Первоначально гражданское общество трактовалось как общество в недеспотичных государствах, но уже в философии Гегеля оно определяется как сфера общественной жизни, находящаяся между семьей и государством.

Гражданское общество употребляется в широком, так и узком значении. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охваченную государством, его структурами часть общества, т. е. все то до чего «не доходят руки государства».

Оно возникает и изменяется в ходе естественно-исторического развития как автономная, непосредственно не зависимая от государства сфера. Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью.

Гражданское общество в широком и собственном значении этого слова непрерывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Представляет многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равных индивидов в условиях рынка и демократической правовой ответственности. Формируется снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, превращения поданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

В гражданском обществе преобладают горизонтальные отношения — отношения конкуренции солидарности, между юридически свободными и равноправными партнерами.

Социальное государство — государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий для существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе.

Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным людям, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формирования благоприятной для человека жизненной среды.

Идея социального государства была выдвинута немецким ученым Л. фон Штайном во второй половине XIX в. В 1939 г. немецкий ученый Герман Геллер ввел понятие «социальное правовое государство». Впервые социальный характер государства был провозглашен в Конституции ФРГ 1949 г.. Концепция социального государства окончательно оформилась во второй половине XX в.

Для формирования социального государства необходимы следующие условия:

1) конституционное закрепление частной собственности, принципа смешанной экономики рыночного типа, социальной и политической свободы и демократии, наличие системы гражданского, трудового и экономического законодательства.

2) открытость государственной власти, ее демократизм, либерализм, приверженность к гражданскому миру и социальному согласию, социальной справедливости.

Социальное государство зарождается и формируется на основе целенаправленной политики. Выделяются три модели социального государства: либеральная (Австралия, Великобритания, Канада, США, Япония), консервативная (Бельгия, Ирландия, Италия, Нидерланды, ФРГ), социал-демократическая (Дания, Норвегия, Швеция).

Статус социального государства официально закреплен в конституциях Германии, Испании, Франции, России и других странах. (Найти конституционные обязательства российского государства).

При необеспеченности социальной стороны жизнедеятельности людей, достойного уровня их жизни деформируется вся структура прав и свобод человека. Снижается политическая активность граждан, возрастает политическая апатия, неверие в государство.

Между правовым и социальным государствами есть как единство, так и противоречия. Единство состоит в том, что оба они призваны обеспечить благо индивида: первый — физическую безопасность граждан, по отношению к власти и друг к другу, индивидуальную свободу и основополагающие гражданские и политические права личности, с помощью установления четких границ государственного вмешательства и гарантий против деспотии. Социальное государство должно обеспечить социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существования каждого человека. Противоречия между ними проявляются в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства граждан, социальное же государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства как частная собственность, конкуренция, предприимчивость и т. д. и не порождать социальное иждивенчество.

Существуют явные отличия формирования правового социального государства в России и на Западе. Во-первых, экономические условия. Во-вторых, наличие гражданского общества. В-третьих, предыдущий исторический путь развития России. В-четвертых, ошибки в реформировании. И хотя Конституция РФ (12 декабря 1993 г.) закрепляет положение о том, что Россия — демократическое правовое и социальное государство, пока это только программная установка, для осуществления которой потребуется длительная напряженная работа.

15

studfiles.net

7. Социальное и правовое государство

Социальное государство– это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существо­вания, социальной защищенности, соучастия в управлении про­изводством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятель­ность такого государства направлена на всеобщее благо, утвержде­ние в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает иму­щественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды.

Правовое государство– это государство, в котором созданы условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека. В основе правового государства лежит стремление оградить человека от государственного террора, на­силия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Это государство, ограниченное в своих действиях пра­вом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личнос­ти и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотно­шения между личностью и властью определяются в нем консти­туцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не мо­гут быть нарушены законами государства и его действиями.

Признаки правового государства: 1)ограниченность государственной власти, признание свобод и прав граждан; 2)верховенство закона – закон един для всех; 3)разделение властей на 3 ветви: законодательную, исполнительную и судебную; 4)подконтрольность гражданскому обществу, которое заставляет государственную власть подчиняться законам, ею принятым, и служить населению всей страны; 5)взаимная ответственность государственной власти и граждан (государственная власть обязуется соблюдать права граждан, создавать условия для роста экономики, обеспечивать безопасность людей, а граждане обязуются соблюдать законы, починяться власти).

Правовое государство по своему замыслу не должно вмеши­ваться в вопросы распределения общественного богатства, обес­печения материального и культурного благосостояния граждан, социальное же государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и т.п., не порождать массовое социальное иждивенчество.

8. Избирательная система. Референдум

Избирательная система(ИС) – совокупность конституционных принципов организации и проведения выборов в органы государства. В ИС отражается сущность конституционного строя, при котором народ обладает подлинной властью при формировании депутатского корпуса и избрании Президента. В Избирательном кодексе РБ подробно урегулирована последовательность этапов проведения выборов.

Порядок проведения выборов в Беларуси устанавливается нормами Избирательного кодекса. В РБ используется мажоритарная система абсолютного большинства. Участие в них граждан определяется следующими принципами, закрепленными в Конституции: • всеобщее прямое, равное избирательное право при тайном голосовании. Всеобщность выборов означает, что каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, социального происхождения и т.д.; • право избирать предоставляется гражданам нашей республики с 18 лет; • право быть избранным в органы государственной власти определяется специальными законами. Возрастной ценз для избрания на пост Президента РБ установлен в 35 лет, депутата Палаты представителей – 21 г., члена Совета Республики – 30 л. В выборах не участвуют: • граждане, признанные судом недееспособными; • лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.

Избирательное право – система правовых норм, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов; – это право гражданина избирать и быть избранным.Избирательный процесс– это форма реализации избирательных прав граждан, урегулированный нормами избирательного права порядок подготовки и проведения выборов.Выборы– это способ формирования органов власти и управления на основе выражения политической воли граждан. Они являются главной формой проявления суверенитета народа, обеспечивают смену правящих элит и передачу власти мирным путем.

Референдум– особый тип голосования, в ходе которого граждане дают ответ на важные государственные вопросы, имеющие решительное значение для дальнейшего развития общества. В Конституции РБ определен порядок проведения референдумов. Могут проводиться республиканские и местные референдумы. Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. В референдумах участвуют граждане РБ, обладающие избирательным правом. Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума. Референдумы в РБ: 1991 – о сохранении СССР; 1995 – о статусе русского языка; 1996 – по 2 проектам Конституции; 2004 – выборы Президента на 5 лет народом.

studfiles.net

7. Социальное и правовое государство

Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существо­вания, социальной защищенности, соучастия в управлении про­изводством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятель­ность такого государства направлена на всеобщее благо, утвержде­ние в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает иму­щественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды.

Правовое государство – это государство, в котором созданы условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека. В основе правового государства лежит стремление оградить человека от государственного террора, на­силия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Это государство, ограниченное в своих действиях пра­вом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личнос­ти и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотно­шения между личностью и властью определяются в нем консти­туцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не мо­гут быть нарушены законами государства и его действиями.

Признаки правового государства: 1) ограниченность государственной власти, признание свобод и прав граждан; 2) верховенство закона – закон един для всех; 3) разделение властей на 3 ветви: законодательную, исполнительную и судебную; 4) подконтрольность гражданскому обществу, которое заставляет государственную власть подчиняться законам, ею принятым, и служить населению всей страны; 5) взаимная ответственность государственной власти и граждан (государственная власть обязуется соблюдать права граждан, создавать условия для роста экономики, обеспечивать безопасность людей, а граждане обязуются соблюдать законы, починяться власти).

Правовое государство по своему замыслу не должно вмеши­ваться в вопросы распределения общественного богатства, обес­печения материального и культурного благосостояния граждан, социальное же государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и т.п., не порождать массовое социальное иждивенчество.

8. Избирательная система. Референдум

Избирательная система (ИС) – совокупность конституционных принципов организации и проведения выборов в органы государства. В ИС отражается сущность конституционного строя, при котором народ обладает подлинной властью при формировании депутатского корпуса и избрании Президента. В Избирательном кодексе РБ подробно урегулирована последовательность этапов проведения выборов.

Порядок проведения выборов в Беларуси устанавливается нормами Избирательного кодекса. В РБ используется мажоритарная система абсолютного большинства. Участие в них граждан определяется следующими принципами, закрепленными в Конституции: • всеобщее прямое, равное избирательное право при тайном голосовании. Всеобщность выборов означает, что каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, социального происхождения и т.д.; • право избирать предоставляется гражданам нашей республики с 18 лет; • право быть избранным в органы государственной власти определяется специальными законами. Возрастной ценз для избрания на пост Президента РБ установлен в 35 лет, депутата Палаты представителей – 21 г., члена Совета Республики – 30 л. В выборах не участвуют: • граждане, признанные судом недееспособными; • лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.

Избирательное право – система правовых норм, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов; – это право гражданина избирать и быть избранным. Избирательный процесс – это форма реализации избирательных прав граждан, урегулированный нормами избирательного права порядок подготовки и проведения выборов. Выборы – это способ формирования органов власти и управления на основе выражения политической воли граждан. Они являются главной формой проявления суверенитета народа, обеспечивают смену правящих элит и передачу власти мирным путем.

Референдум – особый тип голосования, в ходе которого граждане дают ответ на важные государственные вопросы, имеющие решительное значение для дальнейшего развития общества. В Конституции РБ определен порядок проведения референдумов. Могут проводиться республиканские и местные референдумы. Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. В референдумах участвуют граждане РБ, обладающие избирательным правом. Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума. Референдумы в РБ: 1991 – о сохранении СССР; 1995 – о статусе русского языка; 1996 – по 2 проектам Конституции; 2004 – выборы Президента на 5 лет народом.

studfiles.net

Понятие и признаки социального государства. Социальная направленность российской государственности.

Понятие “социальное государство” впервые было выдвинуто в середине ХIХ века знаменитым немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815 — 1890), чья теория социального государства сложилась под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин, в результате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии. Он считал, что идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно “осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном или социальном государстве” (von Stein, 1876, S. 215). Социальное государство по Штейну, должно не только узаконить и охранять господствующих, но и сознательно служить интересам народа.

 

Среди либеральных ученых взгляды Штейна разделял Фридрих Науманн. Его представления об активном вмешательстве государства в хозяйственные и социальные отношения стали традиционным существенным элементом раннего немецкого либерализма

Характерными признаками являются:

· Демократическая организация государственной власти.

· Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего — должностных лиц государства.

· Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

· Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

· Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например, Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).



Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

Социальная направленность государства призвана ограничивать своекорыстные интересы и поползновения тех категорий населения, которые обладают значительным превосходством над другими в богатстве, силе, и ограждать «социально слабые» категории населения от произвола «социально сильных».

Согласно определению МОТ социальная защита как комплекс мер включает: стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности; предотвращение и компенсацию части доходов в случае возникновения основных социальных рисков с помощью механизма социального страхования; предоставление социальной помощи уязвимым группам населения, не являющимся участниками системы социального страхования; доступ граждан к основным правам и услугам, таким как образование и медицинская помощь.

Как показывает мировой опыт, наиболее эффективные и комплексные системы социальной защиты включают в себя государственные пособия, обязательное социальное страхование, пенсионное обеспечение и социальную помощь. При этом основным источником финансирования и общим регулятором системы социальной защиты выступает государство, поскольку оно охватывает все население и имеет более низкие административные расходы, нежели системы с участием частных институтов. Поскольку система социальной защиты затрагивает интересы всего населения, особое значение имеет обеспечение населения достоверной и полной информацией по ее основным сферам и направлениям. В качестве механизма социальной политики, в том числе социальной защиты, важная роль принадлежит государственным социальным стандартам (ГСС), то есть устанавливаемым государством нормам и нормативам, обеспечивающим реализацию гарантированных Конституцией социальных прав граждан, а также порядок предоставления этих прав, служащих одновременно ориентирами для социальной и экономической политики социального государства. В настоящее время в практической работе при формировании бюджетов различных уровней применяются социальные нормативы и нормы по широкому кругу показателей. Значительная часть законодательно установленных и закрепленных другими нормативно-правовыми актами социальных нормативов и норм определяют государственные гарантии и регулируют деятельность отраслей социально-культурной сферы: науки, образования, здравоохранения, культуры и др. Повышению уровня социальной защищенности человека призвана способствовать государственная социальная стандартизация по важнейшим направлениям социальной политики. Большинство этих нормативов и норм является обязательствами государства перед различными категориями и группами населения и должны им обеспечиваться за счет его финансовых ресурсов. Размеры установленных государством социальных нормативов и норм пересматриваются в зависимости от темпов инфляции и имеющихся финансовых ресурсов. Многие социальные государства Европы на законодательной основе обеспечивают доступ своим гражданам к социальным правам, изложенным в принятой ими Европейской социальной хартии, и следуют модели социальной политики, обеспечивающей, по их определению, здоровый ум, здоровый дух в здоровом теле, гарантируя: право на жилье, налагающее на государство обязательство гарантировать всем доступ к нормальному жилью по разумным ценам; право на охрану здоровья для всего населения, что требует от государства обеспечить доступное и эффективное медицинское обслуживание каждого и проведения политики предупреждения болезней и опасностей на рабочем месте и несчастных случаев; право на образование, предусматривающее, что государство должно организовать такую подготовку, которая обеспечит всеобщий доступ к рынку труда, а доступ к высшему образованию – исключительно на основе личных способностей; право на работу, что обязывает государство проводить социальную и экономическую политику, гарантирующую полную занятость, обеспечивать свободу создания профсоюзов и организаций работодателей для защиты своих экономических и социальных интересов; право на социальную защиту и, значит, на социальное страхование, социальную помощь и услуги, защиту от бедности и социального отчуждения, а также осуществление особых мер для защиты семьи и лиц пожилого возраста; право на свободу передвижения и воссоединения семей; право на исключение дискриминации по признаку расы, пола, возраста, цвета кожи, языка, религии, взглядов и др. На конференции Совета Европы (14–15 ноября 2002 г.) по доступу к социальным правам показана цена пренебрежения государства к социальным правам своих граждан, в результате чего: растет нищета и отчужденность в обществе; снижается экономический рост, так как разрушается главная (человеческая) производительная сила; население болеет, стареет и умирает; падают нравственность, культура, теряются моральные ценности в обществе; уменьшается человеческий потенциал; уничтожается гражданское общество; расслаивается общество, растет неравенство в нем и почва для экстремизма; теряется легитимность самого государства. Многие европейские социальные государства, присоединившиеся к Социальной хартии и неуклонно соблюдающие ее требования, добились высокого уровня жизни, большого экономического роста, стали высококонкурентоспособными. В качестве ГСС в области оплаты труда и трудовых отношений предусматривается минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый Федеральным законом в соответствии с ценой труда и позволяющий гражданину содержать себя и семью (включая ребенка). Минимальный размер оплаты труда по мере приближения его к уровню, обеспечивающему воспроизводство рабочей силы, станет исходной величиной для дифференциации заработной платы по сложности, квалификации, условиям и сферам приложения труда, а также другим критериям оценки трудового вклада работника, учитываемым в процессе заключения коллективных договоров между работниками и работодателями. Должна повышаться, совершенствоваться и выравниваться по отношению к труженикам производственных отраслей заработная плата работников социальной сферы, которые не являются частью совокупного работника единого народно-хозяйствен­ного комплекса. Государственные социальные стандарты в области обеспечения занятости и помощи безработным предусматривают установление: порядка определения страхового взноса по страхованию на случай безработицы; размеров, сроков и порядка предоставления пособия по безработице; правил поиска новых рабочих мест; порядка переобучения и профессиональной переподготовки безработных, порядка и сроков предоставления им информации по вопросам трудоустройства.



 

cyberpedia.su

Понятие и признаки социального государства. Социальная направленность российской государственности


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие “социальное государство” впервые было выдвинуто в середине ХIХ века знаменитым немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815 — 1890), чья теория социального государства сложилась под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин, в результате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии. Он считал, что идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно “осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном или социальном государстве” (von Stein, 1876, S. 215). Социальное государство по Штейну, должно не только узаконить и охранять господствующих, но и сознательно служить интересам народа.

 

Среди либеральных ученых взгляды Штейна разделял Фридрих Науманн. Его представления об активном вмешательстве государства в хозяйственные и социальные отношения стали традиционным существенным элементом раннего немецкого либерализма

Характерными признаками являются:

· Демократическая организация государственной власти.

· Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего — должностных лиц государства.

· Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

· Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

· Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например, Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

Социальная направленность государства призвана ограничивать своекорыстные интересы и поползновения тех категорий населения, которые обладают значительным превосходством над другими в богатстве, силе, и ограждать «социально слабые» категории населения от произвола «социально сильных».

Согласно определению МОТ социальная защита как комплекс мер включает: стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности; предотвращение и компенсацию части доходов в случае возникновения основных социальных рисков с помощью механизма социального страхования; предоставление социальной помощи уязвимым группам населения, не являющимся участниками системы социального страхования; доступ граждан к основным правам и услугам, таким как образование и медицинская помощь.

Как показывает мировой опыт, наиболее эффективные и комплексные системы социальной защиты включают в себя государственные пособия, обязательное социальное страхование, пенсионное обеспечение и социальную помощь. При этом основным источником финансирования и общим регулятором системы социальной защиты выступает государство, поскольку оно охватывает все население и имеет более низкие административные расходы, нежели системы с участием частных институтов. Поскольку система социальной защиты затрагивает интересы всего населения, особое значение имеет обеспечение населения достоверной и полной информацией по ее основным сферам и направлениям. В качестве механизма социальной политики, в том числе социальной защиты, важная роль принадлежит государственным социальным стандартам (ГСС), то есть устанавливаемым государством нормам и нормативам, обеспечивающим реализацию гарантированных Конституцией социальных прав граждан, а также порядок предоставления этих прав, служащих одновременно ориентирами для социальной и экономической политики социального государства. В настоящее время в практической работе при формировании бюджетов различных уровней применяются социальные нормативы и нормы по широкому кругу показателей. Значительная часть законодательно установленных и закрепленных другими нормативно-правовыми актами социальных нормативов и норм определяют государственные гарантии и регулируют деятельность отраслей социально-культурной сферы: науки, образования, здравоохранения, культуры и др. Повышению уровня социальной защищенности человека призвана способствовать государственная социальная стандартизация по важнейшим направлениям социальной политики. Большинство этих нормативов и норм является обязательствами государства перед различными категориями и группами населения и должны им обеспечиваться за счет его финансовых ресурсов. Размеры установленных государством социальных нормативов и норм пересматриваются в зависимости от темпов инфляции и имеющихся финансовых ресурсов. Многие социальные государства Европы на законодательной основе обеспечивают доступ своим гражданам к социальным правам, изложенным в принятой ими Европейской социальной хартии, и следуют модели социальной политики, обеспечивающей, по их определению, здоровый ум, здоровый дух в здоровом теле, гарантируя: право на жилье, налагающее на государство обязательство гарантировать всем доступ к нормальному жилью по разумным ценам; право на охрану здоровья для всего населения, что требует от государства обеспечить доступное и эффективное медицинское обслуживание каждого и проведения политики предупреждения болезней и опасностей на рабочем месте и несчастных случаев; право на образование, предусматривающее, что государство должно организовать такую подготовку, которая обеспечит всеобщий доступ к рынку труда, а доступ к высшему образованию – исключительно на основе личных способностей; право на работу, что обязывает государство проводить социальную и экономическую политику, гарантирующую полную занятость, обеспечивать свободу создания профсоюзов и организаций работодателей для защиты своих экономических и социальных интересов; право на социальную защиту и, значит, на социальное страхование, социальную помощь и услуги, защиту от бедности и социального отчуждения, а также осуществление особых мер для защиты семьи и лиц пожилого возраста; право на свободу передвижения и воссоединения семей; право на исключение дискриминации по признаку расы, пола, возраста, цвета кожи, языка, религии, взглядов и др. На конференции Совета Европы (14–15 ноября 2002 г.) по доступу к социальным правам показана цена пренебрежения государства к социальным правам своих граждан, в результате чего: растет нищета и отчужденность в обществе; снижается экономический рост, так как разрушается главная (человеческая) производительная сила; население болеет, стареет и умирает; падают нравственность, культура, теряются моральные ценности в обществе; уменьшается человеческий потенциал; уничтожается гражданское общество; расслаивается общество, растет неравенство в нем и почва для экстремизма; теряется легитимность самого государства. Многие европейские социальные государства, присоединившиеся к Социальной хартии и неуклонно соблюдающие ее требования, добились высокого уровня жизни, большого экономического роста, стали высококонкурентоспособными. В качестве ГСС в области оплаты труда и трудовых отношений предусматривается минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый Федеральным законом в соответствии с ценой труда и позволяющий гражданину содержать себя и семью (включая ребенка). Минимальный размер оплаты труда по мере приближения его к уровню, обеспечивающему воспроизводство рабочей силы, станет исходной величиной для дифференциации заработной платы по сложности, квалификации, условиям и сферам приложения труда, а также другим критериям оценки трудового вклада работника, учитываемым в процессе заключения коллективных договоров между работниками и работодателями. Должна повышаться, совершенствоваться и выравниваться по отношению к труженикам производственных отраслей заработная плата работников социальной сферы, которые не являются частью совокупного работника единого народно-хозяйствен­ного комплекса. Государственные социальные стандарты в области обеспечения занятости и помощи безработным предусматривают установление: порядка определения страхового взноса по страхованию на случай безработицы; размеров, сроков и порядка предоставления пособия по безработице; правил поиска новых рабочих мест; порядка переобучения и профессиональной переподготовки безработных, порядка и сроков предоставления им информации по вопросам трудоустройства.

 

studopedya.ru

Понятие и признаки социального государства. Социальная направленность российской государственности.

Понятие “социальное государство” впервые было выдвинуто в середине ХIХ века знаменитым немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815 — 1890), чья теория социального государства сложилась под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин, в результате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии. Он считал, что идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно “осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном или социальном государстве” (von Stein, 1876, S. 215). Социальное государство по Штейну, должно не только узаконить и охранять господствующих, но и сознательно служить интересам народа.

 

Среди либеральных ученых взгляды Штейна разделял Фридрих Науманн. Его представления об активном вмешательстве государства в хозяйственные и социальные отношения стали традиционным существенным элементом раннего немецкого либерализма

Характерными признаками являются:

· Демократическая организация государственной власти.

· Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего — должностных лиц государства.

· Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

· Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

· Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например, Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

Социальная направленность государства призвана ограничивать своекорыстные интересы и поползновения тех категорий населения, которые обладают значительным превосходством над другими в богатстве, силе, и ограждать «социально слабые» категории населения от произвола «социально сильных».

Согласно определению МОТ социальная защита как комплекс мер включает: стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности; предотвращение и компенсацию части доходов в случае возникновения основных социальных рисков с помощью механизма социального страхования; предоставление социальной помощи уязвимым группам населения, не являющимся участниками системы социального страхования; доступ граждан к основным правам и услугам, таким как образование и медицинская помощь.

Как показывает мировой опыт, наиболее эффективные и комплексные системы социальной защиты включают в себя государственные пособия, обязательное социальное страхование, пенсионное обеспечение и социальную помощь. При этом основным источником финансирования и общим регулятором системы социальной защиты выступает государство, поскольку оно охватывает все население и имеет более низкие административные расходы, нежели системы с участием частных институтов. Поскольку система социальной защиты затрагивает интересы всего населения, особое значение имеет обеспечение населения достоверной и полной информацией по ее основным сферам и направлениям. В качестве механизма социальной политики, в том числе социальной защиты, важная роль принадлежит государственным социальным стандартам (ГСС), то есть устанавливаемым государством нормам и нормативам, обеспечивающим реализацию гарантированных Конституцией социальных прав граждан, а также порядок предоставления этих прав, служащих одновременно ориентирами для социальной и экономической политики социального государства. В настоящее время в практической работе при формировании бюджетов различных уровней применяются социальные нормативы и нормы по широкому кругу показателей. Значительная часть законодательно установленных и закрепленных другими нормативно-правовыми актами социальных нормативов и норм определяют государственные гарантии и регулируют деятельность отраслей социально-культурной сферы: науки, образования, здравоохранения, культуры и др. Повышению уровня социальной защищенности человека призвана способствовать государственная социальная стандартизация по важнейшим направлениям социальной политики. Большинство этих нормативов и норм является обязательствами государства перед различными категориями и группами населения и должны им обеспечиваться за счет его финансовых ресурсов. Размеры установленных государством социальных нормативов и норм пересматриваются в зависимости от темпов инфляции и имеющихся финансовых ресурсов. Многие социальные государства Европы на законодательной основе обеспечивают доступ своим гражданам к социальным правам, изложенным в принятой ими Европейской социальной хартии, и следуют модели социальной политики, обеспечивающей, по их определению, здоровый ум, здоровый дух в здоровом теле, гарантируя: право на жилье, налагающее на государство обязательство гарантировать всем доступ к нормальному жилью по разумным ценам; право на охрану здоровья для всего населения, что требует от государства обеспечить доступное и эффективное медицинское обслуживание каждого и проведения политики предупреждения болезней и опасностей на рабочем месте и несчастных случаев; право на образование, предусматривающее, что государство должно организовать такую подготовку, которая обеспечит всеобщий доступ к рынку труда, а доступ к высшему образованию – исключительно на основе личных способностей; право на работу, что обязывает государство проводить социальную и экономическую политику, гарантирующую полную занятость, обеспечивать свободу создания профсоюзов и организаций работодателей для защиты своих экономических и социальных интересов; право на социальную защиту и, значит, на социальное страхование, социальную помощь и услуги, защиту от бедности и социального отчуждения, а также осуществление особых мер для защиты семьи и лиц пожилого возраста; право на свободу передвижения и воссоединения семей; право на исключение дискриминации по признаку расы, пола, возраста, цвета кожи, языка, религии, взглядов и др. На конференции Совета Европы (14–15 ноября 2002 г.) по доступу к социальным правам показана цена пренебрежения государства к социальным правам своих граждан, в результате чего: растет нищета и отчужденность в обществе; снижается экономический рост, так как разрушается главная (человеческая) производительная сила; население болеет, стареет и умирает; падают нравственность, культура, теряются моральные ценности в обществе; уменьшается человеческий потенциал; уничтожается гражданское общество; расслаивается общество, растет неравенство в нем и почва для экстремизма; теряется легитимность самого государства. Многие европейские социальные государства, присоединившиеся к Социальной хартии и неуклонно соблюдающие ее требования, добились высокого уровня жизни, большого экономического роста, стали высококонкурентоспособными. В качестве ГСС в области оплаты труда и трудовых отношений предусматривается минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый Федеральным законом в соответствии с ценой труда и позволяющий гражданину содержать себя и семью (включая ребенка). Минимальный размер оплаты труда по мере приближения его к уровню, обеспечивающему воспроизводство рабочей силы, станет исходной величиной для дифференциации заработной платы по сложности, квалификации, условиям и сферам приложения труда, а также другим критериям оценки трудового вклада работника, учитываемым в процессе заключения коллективных договоров между работниками и работодателями. Должна повышаться, совершенствоваться и выравниваться по отношению к труженикам производственных отраслей заработная плата работников социальной сферы, которые не являются частью совокупного работника единого народно-хозяйствен­ного комплекса. Государственные социальные стандарты в области обеспечения занятости и помощи безработным предусматривают установление: порядка определения страхового взноса по страхованию на случай безработицы; размеров, сроков и порядка предоставления пособия по безработице; правил поиска новых рабочих мест; порядка переобучения и профессиональной переподготовки безработных, порядка и сроков предоставления им информации по вопросам трудоустройства.

 


Читайте также:


Поиск по сайту

Поиск Лекций

poisk-ru.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *