Социальные роли личности – 44. Личность и общество. Социальные роли личности

Социальная роль личности

Что означает понятие социальная роль личности? Почему даже те, кто изо всех сил старается вести себя одинаково во всех ситуациях, все же по-разному поступают, будучи дома или на работе, находясь в магазине или в гостях. Дело в том, что мы постоянно меняем свои социальные роли в зависимости от положения и обстановки вокруг. Это абсолютно естественно для каждого человека.

С точки зрения психологической науки, социальная роль – это сформировавшийся поведенческий образ, который наделен совокупностью самоопределенных (субъективных) и общеустановленных (объективных) функций.

Насколько раскроется и реализуется социальная роль, зависит от того, как человек ощущает свой нынешний статус и насколько он им доволен, от того, чего общество ожидает от личности в данной ситуации, от отношений с партнерами по жизни в обществе.

Понятие социальной роли включает в себя важность личности в обществе со всеми особенностями ее проявления. Здесь имеется в виду статус – положение человека. Статусы могут быть профессиональные, родственные, политические, религиозные – и это только наиболее выраженные. Кроме этого, мы бываем покупателями, пациентами, слушателями, читателями… Люди могут входить в одно и то же социальное сообщество, не общаясь между собой и не зная друг друга. Они одновременно принадлежат ко многим группам, и по своей роли в одних определяют поведение в других. К примеру, преуспевающий бизнесмен, занимая высокое положение среди предпринимателей, скорее всего, будет занимать высокий статус в группе родственников. Однако это – необязательное условие.

Социальная роль человека как мужчины или женщины предопределена природой. Также заранее понятно, как играть роль пожарного, доктора – профессиональные роли.

Одни социальные роли личности легко подвержены изменениям, другие отличаются стабильностью. Например, межличностные роли. Трудно заставить себя вдруг полюбить человека, который вызывает антипатию, бросить роль ведущего и стать ведомым. Поэтому с выбором и принятием такой роли, которая может стать вашей «второй кожей», нужно быть особенно внимательным. Если нужно расстаться с отрицательно влияющей на ход жизни социальной ролью, необходимо постараться переключиться на новое занятие, нового человека, объективно рассуждая о том, что такие перемены действительно пойдут на пользу.

Можно выделить роли скрытые и актуальные – те, которые проявляются здесь и сейчас. Случается так, что в непредвиденной ситуации приходится действовать по несвойственной нам схеме, брать на себя роль других, которые не могут быть рядом и занимать свое место. Такие роли называются спонтанными. Переход из детства в подростковую фазу, взросление, создание семьи, появление детей, зрелость – все это и многое другое привносит в нашу жизнь новые социальные роли и корректирует уже существующие. Здесь важны адекватное восприятие новых статусов, потенциал и желание учиться, чтобы успешно пройти свои жизненные позиции. Всему свое время, поэтому дети должны побыть детьми сколько им положено – со всеми вытекающими последствиями, чтобы позже справиться с новым статусом.

Социализация – обучение той или иной новой общественной роли — чаще происходит «в процессе», посредством наблюдения и копирования людьми поведения других, приспосабления его «под себя».

Если освоить роль недостаточно хорошо, может иметь место асоциальное поведение как в данной группе, так и в других. Поэтому социальная роль должна быть обязательно понятна, ее необходимо выполнять и совершенствовать. Если человек проводит больше времени в одной роли, чем в остальных, значит, на сегодняшний день он самоутверждается именно в этом качестве.

fb.ru

«Социальные статусы и роли личности»

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………3

1.Социальный статус личности…………………………………………………………….4

2.Социальная роль личности………………………………………………………………..5

Заключение………………………………………………………………………………………….7

Литература…………………………………………………………………………………………..7

Введение

Личность изучается комплексом наук. Социология — одна из решающих определяющих в этом комплексе, но она все-таки не способна заменить все остальные: философию, этику, психологию, социальную психологию, педагогику и т.д. Вовлекая в круг своих размышлений данные самых различных наук, социология, между тем, преимущественно концентрируется на одном ракурсе изучения личности – личность как источник социальной жизни, как ее единственный реальный носитель и деятель, как далее неразделимый элемент социальной жизни, социальных взаимодействий, институтов и т.д.

Для выполнения конкретных функций в ходе социального взаимодействия на человека накладываются определенные функциональные обязанности. И вместе с тем он наделяется определенными правами, что является своеобразной формой фиксации принципа «платы» и «вознаграждения», лежащего в основе социальных связей наиболее значимые обязанности и права возникают, естественно в рамках социальных институтов. В этом случае обязательства и права достаточно четко регламентированы, выполнение человеком его обязанностей контролируется.

1. Социальный статус личности

В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.

Социальным статусом называется общее положение личности в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением1.

Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные (достигнутые). К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй – профессия, квалификация, образование и другие, социально значимые качества личности.

Определенные статусы являются престижными, другие – наоборот. Престиж – это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Так, например, существует престиж профессий. В 50-е-60-е годы в СССР престижными были профессии инженера, летчика, военного. В 70-е годы престижной становится профессия торгового работника. На современном этапе высокий престиж имеют профессии программиста, экономиста, юриста. На положение человека в обществе также влияет его авторитет. Авторитет – это признание обществом или общественной группой заслуг, личных и деловых качеств человека. Человек, занимающийся престижной профессией, имеющий престижную должность между тем может не обладать авторитетом.

В любом обществе существует некоторая иерархия социальных статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

б) системы ценностей, характерной для данного общества.

Если престиж каких-либо статусов необоснованно завышен или, наоборот, занижен, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается тенденция к утрате этого равновесия, не может нормально функционировать.

На ранних этапах развития общества социальный статус личности определялся, главным образом, предписанными факторами – происхождением, местом рождения. Возможности изменения социального статуса были очень невелики, общество характеризовалось очень низкой социальной мобильностью. Превращение крестьянина в дворянина было исключением из правил. В России, например, дворянское достоинство было дарована потомкам Ивана Сусанина, получил дворянство за спасение Александра II от покушения Каракозова в 1866 году крестьянин Осип Комиссаров. Чем выше уровень цивилизованности общества, тем меньше влияют предписанные факторы на формирование социального статуса. В современном обществе человеку даны все права, дающие человеку возможность социальных перемещений. На первый план выдвигаются такие факторы как образование, квалификация, талант. В результате успешной борьбы чернокожего населения США за свои права в 60-е годы XX века, многие афро-американцы сумели существенно изменить свой социальный статус

2.

2. Социальная роль личности

Социальный статус личности, прежде всего, оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которым он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью.

Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе

3.

Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, в законодательном акте) или же иметь неформальный характер.

Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой.

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность.

    В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

1)описание типа поведения, соответствуещего данной роли;

2) предписания (требования), связанные с данным поведением;

3)оценка выполнения предписанной роли;

4) санкция — социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы.

Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через ее поведение (например, презрение), или юридическими, политическими, экологическими и т.д., реализуемыми через деятельность конкретных социальных институтов. Смысл социальных санкций состоит в том, чтобы побудить человека к определенному типу поведения. Они являются одним из важнейших элементов социального регулирования.

Ученые предлагают ряд классификаций социальных ролей и выделяют базисные (основные) социальные роли. К ним относятся: роль труженика, роль собственника, роль потребителя, роль гражданина, роль члена семьи. Общество выдвигает ролевые требования по отношению к человеку, которые закрепляются в предписаниях, правилах, законах, моральных и нравственных нормах, традициях. Многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).

Заключение

Несмотря на то, что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, она (личность) тем не менее, сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения 4.

Литература

1. Курс лекций по социологии. / Под ред. И.Н.Савенокова. – М.: МарТ, 1998.

2. Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2002.

3. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. — М.: Прометей, 2003

4.Эфендиев А.Г. Основы социологии. Курс лекций. — М.: Знание России, 1999

1 Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. — М.: Прометей, 2003. – С. 67

2 Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. — М.: Прометей, 2003. – С. 68-69

3 Курс лекций по социологии. / Под ред. И.Н.Савенокова. – М.: МарТ, 1998. – С. 124

4 Эфендиев А.Г. Основы социологии. Курс лекций. — М.: Знание России,1999. – С. 215.

7

studfiles.net

Социальные роли личности

Содержание

Введение

Глава I. Личность и социальные роли: понятие и сущность

1.1 Сущность личности

1.2 Понятие и виды социальных ролей

Глава II. Социальные роли как инструмент взаимодействия личности и общества

2.1 Социальный статус и ролевая активность личности

2.2 Ролевые и внутриличностные конфликты

2.3 Развитие личности. Обучение социальным ролям

Заключение

Библиография

Введение

По одному из наиболее общих определений — социальная роль, это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных институтов, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — это поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, определяется как ролевой набор. В любом способе взаимодействия различных людей, каждый из индивидов, включенных в такое взаимодействие, выполняет определенную роль. В каждой социальной ситуации каждый из индивидов выполняет определенную роль: отец, мать, сын, дочь, профессор, студент, болельщик, покупатель, пассажир и т.д. Современное общество требует от личности постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от личности требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями. Как правило, исполнение какой-либо роли связано со стремлением человека соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих.

В ролевой теории личности основными аналитическими единицами являются собственное Я (единица личности), социальный статус (единица социальной структуры) и социальная роль (единица культуры). Социологическое видение личности предполагает анализ ее роли и способов участия в общественной жизни. Этим определяется актуальность рассматриваемой нами темы.

В настоящей работе мы ставим перед собою основной целью изучить понятие и сущность социальных ролей личности и рассмотреть социальные роли как важный инструмент взаимодействия личности и общества.

Основные задачи работы :

— изучить понятие личности в социологии; определить понятие и виды социальных ролей;

— рассмотреть процесс обучения социальным ролям; определить механизмы взаимодействия социального статуса и ролевой активности личности.

Для решения поставленных задач мы пользовались следующей специальной литературой: монографиями Ю. Платонова [I, 8], Т. Шибулани [I, 10], И. Васильенко и Н. Дулиной [I,10], статьями Л. Божович [II. 1], О. Козловой [II. 2], и В. Ольшанского [II, 3]. При теоретическом изучении темы мы использовали учебники и учебные пособия Е. Бабосова [I, 1], М. Комарова [I, 3], С. Лебедовой [I, 4], С. Фролова [I, 9]. Определенные мысли и идеи мы почерпнули из работ зарубежных авторов Д. Майерса [I, 5] и Т. Парсонса [I, 6].

Глава I. Личность и социальные роли: понятие и сущность

1.1 Сущность личности

Личность – необычайно сложное понятие, которое является одним из центральных понятий социологии, философии и психологии. На социологическое понятие личности заметно влияют философские концепции и психологические теории. Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга[1] . Для социолога “личность” — это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга[2] (т. е. они отмечают в людях социально типическое).

Философия больше оперирует емким понятием “человек”, которое включает и его биологическую, и ментальную, и культурную природу[3] . Социологи берут в расчет прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общежития (как непосредственный продукт сосуществования с другими), несколько абстрагируясь от всего остального.

Личность – единственный социальный субъект, который по уровню функциональной сложности сопоставим с обществом в целом. Социологическое видение личности предполагает анализ ее роли и способов участия в общественной жизни. В ролевой теории личности основными аналитическими единицами являются собственное Я (единица личности), социальный статус (единица социальной структуры) и социальная роль (единица культуры)[4] . Рассмотрим их подробнее.

При определении сущности личности в социологии существуют две «оппозиционные» трактовки. Первая предполагает видение сущности личности как воспринятой, перенятой у общества. Такая трактовка восходит к определению личности, которое дал в XIX веке Д. Майерс, он определил ее как «совокупность всех общественных отношений»[5] .

Другая трактовка акцентирует внимание на сущности личности и ее особости, индивидуальности. Сущность этой трактовки можно проиллюстрировать с помощью определения В. Розанова «личность творит, приносит нечто новое в мир не общим, что есть у нее с другими людьми, а исключительным»[6] .

Оппозиция этих двух подходов восходит к давнему спору. Школа Л.С. Выготского, в которой был разработан «деятельностный подход» к определению сущности личности, искала источник неповторимости «Я» человека в его бытии, в социальных отношениях, взаимосвязях, в его деятельности. Западная социология в лице одного из своих лидеров Ж. Пиаже отстаивает прямо противоположную позицию: сущность личности в ее задатках, в неповторимых генах закодированных особенностях, которые определяют индивидуальность данного человека[7] .

В рамках деятельностного подхода источником развития личности являются ее способности, стимулирующие активность человека. Другой подход основную роль в развитии личности отводил потребностям как стимулятору человеческой активности. Сущность личности не проявляется с момента рождения человека. Личностью человек становится. Процессом подготовки к выполнению роли субъекта социальной жизни человека является процесс воспитания. Основные участники этого процесса — общество и сам индивид. Общество с момента рождения человека социализирует его, приобщает к культуре, дает знания, учит этическим и эстетическим нормам, т. е. передает социокультурный опыт. Человек, овладев этим опытом, начинает сознавать свою особость, индивидуальность.

Понятие личности многозначно. С одной стороны, оно обозначает конкретного индивида как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное единство индивида, как совокупность его черт, образовавшихся в процессе взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его субъектом труда, познания и общения.

Понятие личности используется в социологии в двух значениях:

1) под личностью понимается «нормативный» тип человека, соответствующий требованиям общества, его ценностно-нормативным стандартам. Синонимом служит «модальная личность», или национальный характер, под которым понимается совокупность социально-значимых черт поведения личности, включая традиционные для данной культуры стереотипы поведения (трудолюбие, общительный нрав, деловитость, коллективизм и др.)[8] ;

2) второе определение личности (социологическое) рассматривает его как члена социальной группы, общества, коллектива, организации, посредством своей деятельности включенного в различные виды социальных систем[9] .

Личность является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого.

В социологических работах личность трактуется как совокупность ролей и статусов, которые она занимает в обществе.

1.2 Понятие и виды социальных ролей

Впервые определение социальной роли было дано американским социологом Р. Линтоном в 1936 г. Он рассматривал социальную роль как динамическую сторону социального статуса, как его функцию, связанную с набором норм, в соответствии с которыми должна вести себя в определенных ситуациях личность. Эти нормы определяют те виды поведения, которые человек, обладающий данным социальным статусом, может осуществлять по отношению к лицу с другим статусом и, наоборот, поступки второго лица по отношению к первому. Понятие социальной роли, таким образом, относится к таким ситуациям социального взаимодействия, когда регулярно и на

mirznanii.com

СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ.


ТОП 10:

Социологическое понимание личности развивается и конкретизируется в понятиях социального статуса и социальной роли. Взаимодействуя с другими индивидами и социальными группами, человек подчиняется социальным нормам (правилам поведения): нравственным, религиозным, правовым, политическим и др. Эти нормы предопределяют некоторые права и обязанности каждого лица. Содержание норм указывает на положение данного лица по отношению к другим лицам, то есть, на его социальный статус. Но если нормы, правила поведения абстрактны, едины для всех членов общества, то права и обязанности зависят от личных качеств человека и от его “стартовых” возможностей: положения родителей, покровительства влиятельных лиц и др. Таким образом, опираясь на социальные нормы, права и обязанности создают социальный статус личности — её место в социальной структуре.

Термин “статус” пришёл в социологию из правоведения, где означал положение лица в системе правовых отношений. Ввиду того, что объект социологии шире объекта права, правовой статус (гражданин, лицо без гражданства, беженец и др.) можно считать частным случаем социального статуса. Другим частным случаем социального статуса является личный статусчеловека — положение, которое он занимает в малой социальной группе в зависимости от оценкисвоих личных качеств членами группы (лидер, аутсайдер, любимец, “паршивая овца”, “белая ворона” и др.)

Виды социальных статусов:

1) Предписанный статус — объективно заданное положение лица в обществе, для достижения которого ему не надо прилагать никаких усилий. Предписанные статусы определяются полом, возрастом, расой, социальным происхождением, положением родителей и другими обстоятельствами. Предписанные статусы объективны не только по генезису (принц, нищий), но и по существованию (“Рожденный ползать летать не может”).

2) Достигаемый статус — положение лица в обществе, зависящее от способностей и личных усилий человека. Мужчина — статус предписанный, рыцарь — достигаемый. Женщина — статус предписанный, а “комсомолка, спортсменка, красавица” – достигаемый.

В реальной жизни личность обладает не одним, а несколькими статусами. Дома мужчина- отец и муж, на работе — начальник цеха, в техническом обществе — эксперт, в вузе – преподаватель. Набор статусов различен, однако не все статусы равнозначны. В изменяющихся социальных условиях доминирует то один, то другой социальный статус.

Социальные статусы связаны с социальными ролями, в значительной мере определяя их. Социальная роль есть вид социально значимой деятельности, это ожидаемое поведение,ассоциируемое с определённым статусом. Если статус указывает на место в социальной структуре общества, то социальная роль указывает на способ поведения.

Необходимые моменты социальной роли:

1) Эмоции. Одни роли требуют сдержанности (судья, священник), другие — экспрессии (актер, певец, агитатор, рекламный агент).

2) Способ поведения. Как и статусы, роли бывают предписанными и достигаемыми. Мальчики и девочки играют в детстве в разные игры, а в юности выбирают сходные или различные профессии.

3) Масштаб. Данная социальная роль личности влияет на нескольких лиц (папа), другая на несколько сотен людей (директор завода).

4) Формализация. Некоторые роли предусматривают общениепоформальным правилам (дипломатический приём, религиозный ритуал, официальное совещание), другие предполагают неформальные взаимоотношения людей (компания друзей, дискотека и др.).

5) Мотивация. Различные виды ролей связаны с различной мотивацией. Романтик едет в неосвоенные края за запахом тайги, предприниматель едет туда же с целью заработать деньги, а осуждённого ссылают в ту же тайгу, не спрашивая его согласия.

Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором. Предписанным ролям не надо обучаться, они даются человеку объективно. Например, некто — сын своих родителей. Хорошо ли, плохо ли, но он выполняет роль без предварительной подготовки.

Иное дело — роли достигаемые. Им надо учиться. Ролевое обучение — сверхзадача образования. Смысл его состоит не просто в усвоении знаний, а в способности к практической деятельности в роли судьи, администратора, предпринимателя, преподавателя и т.д. Когда говорят, что человек учится всю жизнь, в этих словах нет преувеличения. Усвоение знаний -процесс, а образование — результат процесса и он совсем не сводится к сумме знаний. Можно знать, как ходят шахматные фигуры, но проигрывать всем партнёрам. В этом примере процесс не завершился результатом.

Ролевое обучение предполагает выполнение двух задач:

1) Обучение обязанностям и осуществление прав в соответствии с играемой ролью;

2) Приобретение установок, чувств, ожиданий, соответствующих данной роли.

Выполнение второй задачи несравненно труднее, чем первой. Сравнительно просто обучить человека той или иной роли, но очень трудно внушить ему любовь к ней, увлечённость ею. Опыт истории не раз свидетельствовал, что от поколения к поколению передаются знания, а не образование или чувства.Но одних знаний недостаточно. Каждое поколение допускает похожие ошибки, начиная учиться в эмоциональном плане с нуля. Чувства воспитываются заново в каждом поколении людей. Поэтому выражения “привить любовь” или “превратить знания в убеждения” вовсе не лишены смысла.

Между социальными ролями личности часто возникает некая несогласованность: одна роль противоречит другой. Такие ситуации называются ролевыми конфликтами. Ролевой конфликт — это столкновение ценностей, лежащих в основе мотивов роли. Ценности по своей природе бескомпромиссны, поэтому ролевые конфликты болезненно переносятся людьми. Ролевые конфликты — излюбленная тема литературы и кино. Мятущаяся в сложных обстоятельствах душа человека — наглядная иллюстрация конфликта. Так, например, в фильме “Сорок первый” любящая женщина убивает любимого: революционерка в ней победила женщину.

Взаимосвязь социальных статусов и социальных ролей.

Статусам принято придавать доминирующее значение по отношению к ролям. Действительно, статус в значительной мере определяет ролевой набор, а доминирующий статус — доминирующую роль. Например, фермер, раз он фермер, обязан производить сельскохозяйственную продукцию; студент, раз он студент, должен учиться; врач — лечить людей и т.д. Как говорится, положение обязывает.

Вместе с тем, имеет место и влияние роли на статус, такое влияние, которое изменяет сам статус. Например, отличившегося в бою солдата назначают командиром. Наполеон говорил, что каждый солдат носит в ранце маршальский жезл, что в его эпоху соответствовало действительности. Проявивший усердие клерк ставится начальником, абитуриент — студентом и т.д.

Имеет место постоянное взаимодействие: статусы определяют роли, а роли изменяют статусы. То общество более прогрессивно, в котором, при прочих равных условиях, больше достигаемых статусов и ролей, чем предписанных.

 

3. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА.

Слово “общество” — одно из наиболее употребляемых в науке и обыденной речи. Оно представляется ясным, понятным, поэтому люди обычно не утруждают себя анализом данного термина, который, впрочем, обозначает не только человеческое общество. Учёные говорят о сообществах животных, птиц, насекомых и даже растений.

Обыденное сознание отождествляет общество с населением. Однако общество не является совокупностью физических тел индивидов. Население — это субъект, носитель общества, а не само общество. В начале 90-х г.г. XX века население Украины было примерно таким же, что и 10 лет спустя, а общество стало совершенно иным. Возможен и такой случай, когда общество осталось неизменным, но население изменилось. Стал иным его национальный или религиозный состав. Так бывает при массовых миграциях населения, завоеваниях и связанных с ним перемещениях населения.

Не менее распространено отождествление общества с государством. Государство — политический институт и уже потому неравнозначно обществу. Между ними имеются и другие различия: общество возникает раньше государства, ориентируется на естественное право, в то время как государство использует позитивное право, которое оно создаёт. Общество выражает мнение и пожелание, государство же применяет власть и принуждение. Обществу присущи не только формальные, но и неформальные институты, а государство строго формализовано. Наконец, государство — лишь часть общества.

Из сказанного видно, что общество не является ни населением, ни государством. Оно обладает собственной спецификой. Общество есть система социальных отношений в области экономики, политики, права, нравственности, религии, науки, техники, искусства, фольклора,семьи, быта и др., функционирующих между всеми видами носителей этих отношений: индивидами, малыми и большими социальными группами, государством. Общество есть поток повседневной жизни людей с их целями, радостями и печалями, планами и надеждами, заботами и тревогами, рождениями и уходами в мир иной. В повседневной жизни люди легко отличают одно общество от другого, хотя и не всегда могут объяснить отличия. Объяснение содержится в признаках общества.

1) Имя, самоназвание общества. Каждое общество имеет имя, которое иногда становится названием государства.

2) Собственная история. История народа начинается с истории рода, но познать её во всей полноте и точности, вряд ли, возможно, поэтому история, доводимая до членов общества, обычно “причёсана” в угоду идеологии государства.

3) Собственная культура. Несмотря на взаимовлияние культур, остается некое ядро родной культуры, позволяющее отдельно стоящему человеку осознать свою причастность именно к данному, а не к иному обществу. В культурном плане в составе данного общества могут существовать общества с иной культурой. Культура малочисленного общества как бы автономно существует в составе культуры “большого” общества.

4) Самовоспроизводство населения за счёт браков между признанными членами общества. Население может пополняться за счёт мигрантов, однако, основная масса населения – “коренная нация”.

5) Территория обитания. Население как субъект общества живёт на земле и за ним постепенно закрепляется определённая территория. Признак большинства населения на какой-либо территории позволяет осознать большинство “коренной” нацией и нередко служит предлогом для перекройки границ государств. Коренная нация — понятие не научное, а идеологическое. Пропаганда объявляет большинство “коренной” нацией, хотя, вряд ли, даже Адама и Еву можно считать коренными жителями Земли, поскольку до грехопадения они не жили на ней.

6) Система правления. Это самый важный признак общества. Власть — не только государственная! — связывает членов общества в единое целое. Кто осуществляет управление, какова система правления — эти моменты очень важны для понимания особенностей общества. Без управления нет общества, управление существовало до государства и существует в некоторых обществах вне государства.

 

 

4.Сплочённость общества как необходимое условие его существования.

Общества, как и твёрдые тела в природе, бывают «плотными» и «рыхлыми». Плотность и рыхлость в социологическом лексиконе уместнее обозначать сплочённостью и разделённостью. Главным признаком общества является система правления – понятие более широкое, чем государственная власть. Государству принадлежит, разумеется, львиная доля власти, однако, существуют и другие центры власти: церковь, политические партии, профсоюзы, общественные неполитические организации (к которым трудно причислить современные профсоюзы). Одно общество отличается от другого тем, как в нём организована система правления. На почве власти формируются различные социальные институты (органы государства и указанные институты), составляя центральную институциональную систему. Эта система стремится к контролю за каждым телодвижением членов общества. Прямое принуждение малоэффективно, поэтому власть использует элементы доминирующей культуры. Важнейшими из них являются религия (или то, что за неё выдаётся), язык, фольклор, ментальность, традиции, обычаи, праздники. Доминирующая культура представляет собой центральную культурную систему. Перед ней ставится задача формирования «нужных» ценностных ориентаций и стереотипов поведения. Обе системы –власти и культуры – работают в одном направлении, обе стремятся к одной цели – максимальной сплочённости общества. Сплочённость, солидарность общества – это такое состояние социальных отношений, при котором интересы общества в целом более значимы, чем интересы больших социальных групп, отдельных территориальных общин и столицы. Существуют разные степени сплочённости, но всем им присущ приоритет общественных интересов над групповыми.

Стремление сколотить всех членов общества как единую команду внутренне противоречиво. Если бы, никто и ничто не мешало интеграции населения, её теоретикам и практикам пришлось бы столкнуться с явлением, которое описал в своей «Басне о пчёлах» английский философ XVII-XVIII века Б.Мандевиль. Все существенные противоречия между социальными группами были бы устранены, и общество лишилось бы стимулов развития. Поэтому максимально предельная сплочённость членов общества существует лишь в виде идеализированного понятия, вроде, идеального газа, математической точки, параллельных прямых, абсолютно твёрдого тела и др. Тем не менее, ценность таких понятий известна. Другой крайностью является дезинтеграция общества, распад его на самостоятельные общества. Между этими крайностями существуют реальные общества с рядом факторов, препятствующих как абсолютной интеграции, так и абсолютному распаду. Последнее достаточно хорошо известно из истории. Для социологии б¢ольший интересе представляют факторы, препятствующие абсолютной интеграции, так как их сочетание и интенсивность определяют степень сплочённости данного общества.

Дело в том, что сплочённость всегда предполагает нечто однородное, одинаковое, сходное, а им могут быть, в первую очередь, общественные ценности. Все индивиды и их группы должны исповедовать одну религию, иметь одинаковые представления о мире, отмечать одни и те же праздники, заниматься традиционной хозяйственной деятельностью, одинаково думать, чувствовать, оценивать и т.д. Без всего этого бессмысленно говорить об абсолютной сплочённости населения.

Однако в реальной жизни существуют в пределах общества носители разных верований (даже в пределах одной религии), разных наречий (даже в пределах одного всем понятного языка), разных обычаев и традиций и т.д. Религиозные, расовые и национальные противоречия противодействовали с разным успехом столь желанной центральной власти нивелировке членов общества. Классовые противоречия, хотя и выливались порой в восстания и войны, в меньшей мере затрагивали души людей, поскольку никто не мог припомнить время, когда бы не было ни богатых, ни бедных. Классовое неравенство рассматривалось как своего рода закон природы. Что касается религиозных, расовых и национальных противоречий, их носители имели перед глазами образцы состояния общества. Это было доброе старое время, когда, будто бы, не было богохульников, «цветных» и иноземцев. Это время ставили в пример, на него равнялись в оценке современной ситуации.

Существуют ещё три фактора сплочённости (или дезинтеграции, в зависимости от того, с какой стороны посмотреть) населения.

1.Это природа, которая объективно способствует сплочённости или «рыхлости» общества. Обычно природные условия неблагоприятные: студёные или знойные пустыни. Условия для ведения хозяйства исключают быстрый рост населения, поэтому все пустыни мало населены. Плотность населения на огромных пространствах ничтожна, соответственно этому управлять им сложно. На таких территориях обычно не возникают самостоятельные государства, их население включается в состав более развитых обществ. Напротив, там, где природа благоприятна для роста народонаселения, возникают первые государства.

2.Другим фактором является тип государственного устройства: унитарное или федеративное. Первый предполагает наиболее возможную сплочённость, второй – относительную сплочённость. При федеративном устройстве ослабевают обе центральные системы: институциональная и культурная, зато возникают центры, распространяющие своё влияние на часть территории государства.

3.Отношение центра к периферии. Само по себе это отношение не зависит от типа государственного устройства, так его примеры имеются как в унитарных, так и в федеративных государствах. Отношение центра к периферии – одна из стыдливо замалчиваемых социологией проблем. Правда, отчасти она затрагивается в социологии города, но лишь отчасти. Речь идёт о роли столицы в общественной жизни. В демократических обществах столица не подавляет другие города страны. В ряде государств столица — не самый большой город (Вашингтон, Бразилиа, Канберра, Оттава, в недавнем прошлом Бонн), но и там, где он является самым большим городом (в Европе это сложилось исторически), столица не подавляет региональные города. Рядом с Лондоном есть Ливерпуль, Манчестер, Эдинбург, Глазго; рядом с Парижем – Марсель, Лион, Бордо; рядом с Берлином –Гамбург, Мюнхен, Франкфурт и т.д. Все эти города по уровню развития сопоставимы со столицами, главы государств, парламенты, правительства могли бы быстро переехать в них без больших неудобств для населения.

 

В государствах, которые тоже называют себя демократическими, ситуация иная. Столица – обычно самый большой город с наиболее развитой инфраструктурой – системой транспорта, связи и материально-технического снабжения. Всё лучшее: вузы, НИИ, театры, концертные залы, стадионы, издательства, библиотеки, музеи и прочее сосредоточено в столице. Она не допустит того же на периферии, ибо столица. Политико-административный центр государства мог бы быть расположен в небольшом городке, однако, что же придаст ему величие, если он не самый большой, самый красивый, самый благоустроенный, самый научный, вузовский, спортивный, в общем, самый-самый… Во имя своего статуса столица не только не допустит развития периферии, но и отнимет всё, что можно у неё: артистов, певцов, учёных, спортсменов и др. Поэтому в государстве лишь один лучший научный центр, вуз, футбольная команда, театр и т.п. Столица обеспечивает жителям более высокий уровень и качество жизни, стараясь не допускать ошибок прошлого. А в прошлом революции (французские, российские и др.) обычно начинались в столицах.

Столичных жителей в наше время закармливают, отчего они смотрят на общество через очки своего благополучия (относительного, разумеется). Москвичи лишь в конце 80-х годов поняли, увидев пустые прилавки, как жил советский народ. А до сих пор во все стороны ехали «колбасные» электрички, село возвращало себе отнятое столицей. В столице полно командированных лиц, поскольку всё, что нужно, можно достать, «пробить», прочитать только в столице. «Образцовый коммунистический город» времён застоя через несколько лет превратился в образцовый капиталистический город современной России. А в Украине Киев превращается в «європейське місто». Строится город в центре города, в то время как в других городах нет средств на ремонт театра, на жильё для жильцов рухнувших домов, не выплачиваются пенсии, не хватает средств для армии и т.д. Главное, чтобы приехавшие в столицу люди видели, какая она красивая. Естественно, такое положение дел не вызывает у населения чувства семьи единой. Жирующие столицы на фоне не работающих заводов и разграбленных колхозов – не самый лучший портрет общества.

Сплочённость выступает в качестве цели руководителей общества и государства. В связи с этим большой интерес представляют собой средства достижения этой цели. Строго говоря, таких средств всего два: ограничение свободы и расширение свободы. Консолидация населения по принципу ограничения свободы хорошо известна из истории прошлого и современности. Она производится путём унификации, ассимиляции меньшинств большинством, нивелировки членов общества, уподобляемых муравьям. В случае сопротивления их уничтожают или изгоняют из общества. На первый взгляд, это эффективный путь решения проблемы. Однако его внутренняя слабость заключается в том, что он действует до тех пор, пока сохраняется принуждение. С окончанием или уменьшением насилия, меньшинства расовые, религиозные, национальные начинают предъявлять претензии угнетающему большинству, пытаются образовать самостоятельные государства или, хотя бы, добиться большей свободы в рамках существующего государства. Примеры тому дают воюющая Чечня в России, а также другие автономные республики. Якутия ввела у себя английский язык в качестве второго государственного языка и мечтала о собственном представительстве в ООН. Президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов, обещавший в 1990 году превратить республику в российский Кувейт, через десять лет возмечтал об особом договоре с Россией, по которому Россия защищала бы Калмыкию, а во всём остальном республика была бы самостоятельной. Татария и Башкирия некоторое время

не платили налоги в федеральный бюджет. Такого рода факты – оборотная сторона угнетения региональной «элиты» «элитой» московской, а противостояние охватило и широкие слои населения. Тут уж не сплочённости приходится говорить, а об опасности развала страны. Украине развал не грозит, но противоречия такого же типа, как и в России сохраняются. Страна делится на части по религиозному, национальному, историческому признакам. Это объективный факт, с ним нельзя не считаться. Поэтому пора бы прекратить игры с одной православной религией, с одни языком, одной нацией

Консолидация общества путём ограничения свободы меньшинств непродуктивна и недолговечна. Достаточно центру ослабеть, периферия придёт в движение, нередко сепаратистское. Ограничению свободы противостоит её расширение, сбалансированное распределение политических свобод и культурных ценностей между центром и регионами, а внутри регионов между городами и районами. Когда найдена формула баланса не только в отношениях столицы и периферии, а и в плане отношений рас, религий, наций, каждая большая социальная группа, каждый регион и город будут не подчинёнными у центра и расового, религиозного, национального большинства, а партнёрами в социальных отношениях. Ниша каждого известна всем, известны и его возможности, известна и ответственность. Отсюда свобода в определённых конституцией пределах, а также необходимость подчиняться ней. Например, провинции Квебек в Канаде для отделения от других провинций и образования самостоятельного государства не хватило голосов всего нескольких тысяч голосов. Сепаратисты вынуждены были подчиниться основному закону страны. Так сказалась сила права, а не право силы. Только жизнь по праву, пронизанному идеалами справедливости, свободы и равенства, способна обеспечить максимально возможную степень сплочённости членов общества. Эта же модель социальных отношений применима и к человечеству в целом. Интеграция народов вовсе не означает, что они потеряют своё «лицо» в процессе объединения. Единство в разнообразии – такова единственная разумная альтернатива будущего человечества.

.

 

 

5. КАЧЕСТВО НАСЕЛЕНИЯ КАК СУБЪЕКТА ОБЩЕСТВА.

Слово “качество” применительно к населению звучит непривычно: привычно лишь говорить о его количестве. Тем не менее, многочисленные факты действительности свидетельствуют о различном поведении людей в однотипных ситуациях. Различия в значении поведения отдельных людей фиксируются обыденным сознанием легко и просто. В характеристике данной личности содержится и её “качество”. Но что легко установить для индивида, то весьма сложно для населения в целом.

Понятие качества населения — одно из самых мало разработанных в социологии. Оно интересует пока одних лишь экономистов (качество рабочей силы) и демографов (воспроизводство населения). Внимание социологов понятия качества населения пока не привлекает по причине некоторых блокирующих разработку проблемы препятствий. В самом деле, почему можно легко установить “качество” Иванова как трудолюбивого человека, Петрова как смелого и мужественного, Сидорова как умного и находчивого, но нельзя установить “качество” всех Ивановых, Петровых и Сидоровых, из которых состоит данное население, вместе взятых? Преградой тому выступают следующие обстоятельства:

1) Идеал равенства, точнее, его упрощенное толкование. Из идеи равенства людей в нравственном, правовом и политическом отношениях делается неявный вывод об их равенстве во всех других отношениях. Следовательно, если один народ (население) “качественнее” другого, то это, будто бы, подрывает тезис об их равенстве. Такое равенство выглядит как одинаковость всех людей, что противоречит фактам действительности. Идея равенства стала популярной в массах потому, что была призвана смягчить, уменьшить реально существующие различия между людьми.

2) Расизм. Доказывание различного качества населения вполне возможно вызовет обвинения в расизме. Опасения получить такое обвинение вынуждает исследователей закрывать глаза на очевидные факты. Однако расизм не имеет прямого отношения к данной проблеме. В пределах одной и той же расы (и не только белой) существовали и ныне действуют народы, одни из которых могут быть отнесены к “историческим”, другие к “неисторическим”.

3) Идеологии государств. По самой своей сути идеология любого государства никогда не признает ущербности своего населения в сравнении с населением других государств. Напротив, пропагандисты стремятся представить историю страны по возможности более древней, как будто, в древности находят аргументы своего мнимого величия. Жалкие попытки представить данную страну эпицентром мировой культуры не только унижают население, но и мешают понять его.

Но даже эти преграды не могут скрыть актуальности проблемы качества населения. Политическая независимость государств Латинской Америки, завоёванная в первой половине XIX века, не сделала многих из них экономическими “тиграми”. Желанная политическая независимость десятков стран Азии и Африки, полученная в 40-е — 60-е г. г. XX века, не привела к не менее желанному процветанию населения, кроме “элиты”. Бывшие союзные советские республики также не блещут успехами. Причину ищут в действиях политиков, что само по себе, конечно, верно. Однако не менее верно было бы изучить состояние населения, из которого произошли политики. Большинству населения, видимо, недоступно понимание простого факта: чванливый, жуликоватый чинуша — это лишь одна сторона медали. На другой стороне медали — трусливый, холуйствующий обыватель, живущий по принципу “моя хата с краю, я ничего не знаю”. Как писал русский философ В.С.Соловьёв, «…качество правительствующих деятелей зависит от качеств того общества, из которого они выходят, и, следовательно, самым надёжным путём улучшения представляется перевоспитание общества… для такого перевоспитания необходимы уже готовые воспитатели, а их-то, вероятно, и недостаёт». Практика прозябания “независимых” государств указывает на некую характеристику населения, выражаемую известными словами: каждый народ заслуживает то правительство, которое он имеет.

В философии качество понимается как непосредственно чувственно данная реальность. Внешне качество обнаруживается через свойства. Применительно к населению свойства приобретают вид стереотипов поведения, присущих большинству членов общества. Поэтому качество населения можно определить следующим образом: совокупность типичных для большинства населения признаков поведения. Один из наиболее явных признаков — активность населения. Насколько активно население, таково и его качество.

Активность населения не уподобляется рефлекторной активности животного, она обладает определённым смыслом. Имеется в виду не столько смысл жизни индивида, сколько смыслсуществования большой социальной группы, к которой принадлежит индивид, и смысл существования общества, одним из элементов которого является социальная группа. Отсюда и более конкретное определение: качество населения — это его способность к самоорганизации исамореализации, к полноценной жизни. Во внешне политическом аспекте качество населения проявляется в способности к защите от агрессии других государств, а также в защите от чрезмерного культурного влияния других народов.

Несмотря на разнообразие исторических судеб и особенности культур, представляется возможным выделить некоторые общие для всех населений критерии качества.

1) Состояние здоровья большинства населения. Больной человек явно уступает в “качестве” здоровому, поскольку он недостаточно активен. Кто часто и подолгу болеет, тот мало живёт и трудится. Медицинская статистика способна дать впечатляющую картину количества больных, потерянные дни, недели, месяцы и годы пассивного существования, а также экономические потери государств.

2) Уровень реального образования большинства населения. Под образованием имеется в виду не обладание “аттестатами зрелости” и дипломами, а способность к творчеству в любой области общественной жизни, способность решать проблемы и преодолевать трудности. С этой точки зрения количество формально образованных и их фактическое количество не всегда совпадают. Социология образования в принципе могла бы установить разницу между этими величинами.

3) Уровень развития науки и техники. История науки и техники свидетельствует, население каких стран совершало открытия и изобретения, изменивших облик мира и жизнь отдельной семьи. Ничто не продвигало человечество так далеко вперёд, как научные открытия и технические изобретения. Они изменили за несколько столетийобраз жизни миллионов людей, которые должны бы быть благодарны учёным и изобретателям. История науки техники также свидетельствует, что некоторые народы, точнее, населения, внесли крайне скромный вклад в научно-технический прогресс, а вклад иных равен нулю.

4) Ментальность населения. Ментальность — устойчивый и типичный для большинства населения образ чувств, мыслей и поведения. Причина той или иной ментальности — тайна велика. Возможно, она кроетсяво взаимодействии наследственности и культуры. Некоторые черты ментальности вошли в поговорку: французы галантны, итальянцы темпераментны, немцы пунктуальны, англичане консервативны, американцы деловиты, японцы самоотверженны. Но русские ленивы, нелюбопытны (А.С.Пушкин), в России много дураков и плохих дорог, а где два украинца, там три гетмана… Если норманнская версия истории Руси верна и наши предки, действительно приглашали норманнов править собой, это объяснит многие факты в поведении потомков.

5) Самовоспроизводство родной культуры. На протяжении столетий контакты носителей различных культур приводили к заимствованию образцов культур других наций и рас. Это нормальное явление взаимообогащения культур. Иногда любовь к родине не позволяет предпочесть чужое, пусть даже лучшее, своему родному. Благодаря патриотизму развивается или сохраняется родная культура. Так, например, несмотря на преимущества метрической системы мер, предложенной французами, англичане даже на пороге XXI века не отказались от своих футов, фунтов, унций, ярдов и миль. Для сравнения: когда-то в России были пальцы, локти, аршины, пуды и версты.

Отрицательные последствия культурных контактов сказываются в тех случаях, когда культура одного населения подавляет культуру другого. Это выражается в угасании национальных традиций, обычаев, верований, праздников и др. В XVIII веке самобытность русской культуры подверглась влиянию культуры Германии (главным образом Пруссии), в XIX веке — культуре Франции, в XX веке — Англии и США. Насаждалось всё иноземное: одежда, причёски, парики, музыка, стереотипы поведения, техника, экономические теории, политические институты, речевые обороты и т.д. Украинская культура подверглась ещё большему влиянию культуры Польши. Качество населения проявилось в поведении его наиболее активной части. Сладострастно топтали родное и пресмыкались пред иноземным дворяне, предприниматели, учёные, журналисты, деятели литературы и искусства, спортсмены и другие категории населения. По этому поводу Ф.М.Достоевский писал: «Наши западники – это такой народ, что сегодня трубят во все трубы с чрезвычайным злорадством и торжеством о том, что у нас нет ни науки, ни здравого смысла, ни терпения, ни уменья; что нам дано только ползти за Европой, ей подражать во всём рабски и, в видах европейской опеки, преступно даже и думать о собственной нашей самостоятельности». Атрофия воли к самостоятельной жизни породила у восточных славян логику подражания: всё отечественное — плохое, все иноземное — хорошее, следовательно, чтобы шагать вровень с веком, надо делать всё, как “у них”. Придворные идеологи раболепствовали перед зарубежной культурой, процесс упадка родных культур они представляли движением по пути прогресса, “подтягиванием” до уровня передовых культур. И всё это с непременным оголением верхней челюсти, означающей улыбку пресмыкателей (улыбка тоже заимствована у американцев). «Чи готовий ти до Хєллоуину»? – вопрошает «бигборд» одессита. Непонятно, почему гражданин Украины должен отмечать американский праздник, а москвичи – ирландский праздник святого Патрика.

Пресмыкательство перед чужой культурой особенно хорошо видна на примере языка. Простойфакт массового изучения иностранных языков в учебных заведениях свидетельствует об ущербности национального сознания, поскольку другая страна наш язык (да ещё за государственный счёт!) не изучает. Если “им” наш язык не нужен, а нам “их” язык необходим, то “они” важнее нас. В то же время данное неравенство — лишь часть более сложной проблемы. Иностранные языки проникают в языки более слабых субъектов культуры и вытесняют языки национальные.

Подсчёт заимствований из языка народа А народом Б и, напротив, заимствований из Б народом А даёт красноречивое представление о качестве каждого из народов-населений. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с заменой отечественных слов иностранными. Например, нечто хорошее – “супер”, образ – “имидж”, обноски – «секондхэнд», градоначальник – “мэр”, продавец – “реализатор”, сосиска – “хот дог”, вратарь – “голкипер”, встреча вверхах — “саммит”, беседа только с Вами – “суперэксклюзивное интервью” и т.д. и т.п. Более того, в русском или украинском культурном поле иностранные слова даже конкурируют между собой. Так, например, прекрасные слова “благодетель” и “покровитель” были заменены на “меценат”, которое, в свою очередь, было вытеснено словом “спонсор”. К французскому слову “карта” привыкли как к родному, теперь же в украинском языке оно заменено английским словом “мапа”.

Между тем, в Западной Европе иностранная лексика воспринимается не так покорно, как на востоке континента. Итальянцы не говорят больше “окей”, а произносят родное “си”, не говорят “спич”, а произносят “речь”. Французы называют компьютер “ординатером”, а плейер “балладером”. Во Франции и Польше даже штрафуют государственных служащих за употребление иностранных слов при наличии отечественных аналогов. Группа преподавателей германских вузов начала кампанию за проведение лексической реформы современного немецкого языка. Они призывают исключить слова английского (точнее, американского) происхождения и заменить их на французские аналоги. Один из идеологов кампании заявил: «Мы не считаем США достойным примером для подражания, пока они нарушают международное право…» В конце XX века многие поняли, что “главный” язык мира — угроза национальной самобытности. Но это




infopedia.su

Социальные роли личности

Личности свойственно занимать какую-то жизненную позицию, а это, в свою очередь, порождает социальные роли, применяемые при определенных обстоятельствах.

Личность, как носитель социальных ролей

Под понятием «социальная роль» следует понимать некую модель поведения, отвечающую требованиям, ожиданиям, издавна предписанных обществом. Иными словами, это действия, необходимые для выполнения личности, занимающей определенный социальный статус. Как пример, проанализируем социальную роль «врач». Многие ожидают, что он сумеет в считанные минуты оказать первую медицинскую помощь или вылечить от незнакомого вам недуга. В случае, когда личности не удается исполнить, предписанные ее статусом роли, а также оправдать ожидания окружающих, к ней применяются или определенные санкции (руководителя лишает его должности, лишение родителей родительских прав и пр.)

Важно отметить, что социальная роль личности в обществе не имеет границ. В одно мгновение вы играете роль покупателя, в иное – заботливой матери. Но порой одновременное выполнение нескольких ролей может привести к их столкновению, к возникновению ролевого конфликта. Ярким тому примером послужит рассмотрение жизни женщины-матери, увлеченной построением успешной карьеры. Так, ей нелегко бывает совмещать такие типичные для ее личности социальные роли как: любящая жена, ответственный работник, мать, чье сердце полно нежности к ее малышу, хранительница домашнего очага и пр. В таких ситуациях психологи рекомендуют, дабы избежать возникновения вышеупомянутого конфликта, правильно расставлять приоритеты, отдавая первое место той социальной роли, к которой больше всего тянет.

Стоит отметить, что этот выбор во многом определяют ценности, что доминируют, список личностных приоритетов и, наконец, сложившиеся обстоятельства.

Не будет лишним упомянуть о том, что классифицируют как формальные (те, что закреплены законом), так и неформальные роли социального характера (поведенческие нормы, правила, что присущи каждому обществу).

Социальные позиции и роли личности

К социальной позиции следует относить статус, некий престиж, который приписывается личности посредством общественного мнения. Она являет собой общую характеристику человека в обществе (материальное положение, принадлежность к определенным социальным группам, профессию, образование и т.п.)

 

womanadvice.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *