Социальный статус государственного служащего. Чем отличается служащий от рабочего. Основные отличия рабочего от служащего
К настоящему времени сформировался дефицит квалифицированных представителей рабочих специальностей- занятые физическим трудом люди с «золотыми руками» сегодня ценятся очень высоко. Молодому человеку, который лишь определяется, быть ли ему рабочим или получить высшее образование и стать служащим, нужно иметь представление об отличиях одной категории от другой.
Адвокат Контингента в Ванкувере
В настоящее время рабочая сила все чаще состоит из независимых подрядчиков и контингентов. Независимый подрядчик — один нанятый для выполнения определенной задачи или задач, не зависящих от партии найма. Контингентными работниками являются лица, услуги которых передаются в лизинг от кадровой компании, которая в целом сохраняет за собой рабочих как «служащих». Использование такого персонала действительно дает возможность сократить издержки. Но четкое понимание того, кто может претендовать на этот статус и последствия неправильной классификации таких работников, имеет решающее значение для всех предприятий.
Несмотря на то, что на протяжении нескольких последних десятилетий существенно снизился престиж рабочих специальностей и ежегодно тысячи молодых людей по всей стране получают дипломы юристов и экономистов, ситуация понемногу выправляется. Дело в том, что если никто не станет работать руками, а все будут управленцами, то производство чего бы то ни было окажется попросту невозможным. Кроме того, рабочий высокой квалификации может зарабатывать гораздо больше, чем его сверстник-«белый воротничок», избежав при этом так называемого профессионального выгорания.
Суды признали растущее использование независимых подрядчиков и контингентов. Вместе с тем они также признали растущее злоупотребление такими соглашениями. Действительно, 9-й округ недавно отметил, что «корпорации все чаще применяют практику найма временных сотрудников или независимых подрядчиков в качестве средства предотвращения выплаты вознаграждений работникам и тем самым увеличения их прибыли». Суды не будут определять правовые отношения между двумя сторонами, основываясь исключительно на призыве терминов «независимый подрядчик» или «условный работник».
Основные отличия рабочего от служащего
Прежде всего служащие отличаются от рабочих тем, что выполнение их должностных обязанностей не подразумевает физический труд. В большинстве случаев выполнение поставленной перед служащим задачи совершенно не обязательно должно выполняться в соответствии с каким-то установленным алгоритмом действий. Это предоставляет возможность представителям данной социальной группы творчески подходить к своей повседневной работе. Служащий может быть задействован и в промышленности (инженеры, сметчики, энергетики), и в госаппарате (всевозможные чиновники), и в образовании (профессора, аспиранты), и в торговле (менеджеры, мерчендайзеры). Оплата труда служащих в большинстве случаев представляет собой фиксированный оклад + премии за конкретные проекты.К рабочему же классу традиционно относят всех тех, кто зарабатывает себе на жизнь физическим трудом. Его представителями являются и шахтеры, и сварщики, и электролизники, и водители, и занятые в конвейерных производствах люди. Заработная плата рабочего чаще всего сдельно-премиальная. Для того, чтобы начать свою карьеру в одной из рабочих специальностей, не нужно получать высшее образование – достаточно окончить профтехучилище (сейчас такие учебные заведения чаще называются «лицей») или техникум, а в некоторых случаях бывает достаточно и полного среднего образования.
В их состав включают
В этой арене вещество управляет формой. Суды рассматривают многие факторы, в том числе «экономические реалии» отношений, и будут смотреть за кулисы на фактическую механику отношений, чтобы определить ее истинную природу. Традиционные отношения между работодателем и работником характеризуются степенью управления работодателем. Работодатель сохраняет за собой право контролировать предпринимательскую деятельность работника. Кроме того, работник обязан следовать инструкциям работодателя по вопросам, связанным с выполнением требуемой работы.
Особенности труда рабочего и служащего
Подавляющее большинство служащих работает 40 часов в неделю, например, с 8 до 17 часов при пятидневной рабочей неделе. У рабочего может быть такой же график, а может быть и сменный, в котором одна смена длится 6, 8, 12 или 24 часа и может начинаться в утреннее, дневное или вечернее время.Место работы служащего – это чаще всего кабинет, в котором он создает интеллектуальный продукт, используя для этого компьютерную технику и не подвергаясь при этом сильным нагрузкам. Рабочее место представителя рабочего класса – это цех, шахта, кабина спецтехники- там с применением механических инструментов труда человек создает реально поддающийся исчислению продукт.
Независимый подрядчик, наоборот, остается независимым от нанимателя. В таких отношениях партия по найму не сохраняет значительной степени контроля за проведением наемной стороны. В то время как договор найма на контракты для выполнения задачи, независимый подрядчик, в отличие от сотрудника, почти полностью контролирует процесс завершения задачи. Например, компания может нанять кого-то для установки оборудования в своем офисе, но у него мало контроля над тем, как именно эта задача будет достигнута.
Контин
vctn.ru
Государственные служащие как социально-профессиональная группа
Понятие и термин «государственный служащий» имеют в практике отечественного государственного строительства свою историю.
Впервые эта категория людей появилась в России под общим названием «служилые люди» в XV в. Служилые люди — дворяне находились на службе у государя и Русского государства, получая за службу не денежное жалованье, а земельный надел с крестьянами — поместье.
Реформы Петра I изменили «государеву службу», и вместо «служилых людей» в России появился правовой институт государственной службы и появилась категория «чиновников». Чиновник служил государю и отечеству и был жалован чином, денежным содержанием в соответствии с Табелью о рангах. Табель о рангах содержала 14 чинов — воинских (сухопутных, гвардейских, морских, артиллерийских), статских (гражданских) и придворных.
На статской службе табельный чиновник поэтапно проходил такие должности, как асессор, регистратор в провинции, регистратор коллегии, секретарь в провинции, секретарь коллегии, советник в коллегии, титулярный советник, советник сената, секретарь сената, президент коллегии, тайный советник, генерал-прокурор, действительный тайный советник, канцлер [9, с.230].
В советские времена официального понятия «государственный служащий» не существовало. Эта категория не имела в СССР правового статуса, предметного содержания и потому законодательно не нормировалась, не исследовалась и учеными. Поэтому в СССР отсутствовали концептуальные и правовые основы этого понятия, хотя существовал большой аппарат государственных, партийных, комсомольских и профсоюзных работников. Советская Конституция устанавливала социальную структуру общества, включавшую в себя только три социальные категории: рабочие, колхозники (крестьяне) и служащие. Безусловно, здесь превалировал не научный или социальный, а политический подход. Понятием «служащий» обозначали всех, кто занимался умственным (нефизическим) трудом и кого нельзя было включить в ту пору в престижные социальные группы рабочих и крестьян.
К государственным служащим относили не только работников советских государственных органов (работников госаппарата), но всех тех, кто состоял на службе у государства и не работал на производстве — военных, врачей, учителей. Более того, в эту категорию включались и работники негосударственных структур — аппарат партийных, комсомольских, профсоюзных органов и организаций. Наука не пыталась выяснить различие между понятиями «служащий» и «государственный служащий».
И тем не менее на исходе советской эпохи в социологии сформировались подходы к определению понятия «государственный служащий». В широком смысле оно трактовалось так: государственный служащий — это профессиональный работник умственного труда любой государственной организации. В узком смысле — это профессиональный управленец органов государственной власти.
В постсоветское время утвердился второй подход — государственный служащий в узком смысле слова, что было в 1995 г. закреплено законодательно [9, с.230]. Впервые нормативное определение понятия «государственный служащий» было дано в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» 1995 г. № 119-ФЗ.
Закон устанавливал, что государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта Федерации. Позднее Концепция реформирования системы государственной службы РФ 2001 г. [3] дала более расширенную трактовку данного понятия:
—государственный служащий — это гражданин Российской Федерации, приверженный интересам служения обществу и государству, обладающий надлежащими качествами и профессиональной подготовкой, исполняющий обязанности по замещаемой должности государственной службы на основе служебного контракта, получающий денежное содержание за счет средств соответствующего бюджета, соблюдающий ограничения, связанные с государственной службой, и требования, содержащиеся в должностном регламенте государственного служащего, и несущий ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей.
Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ [5] разделяет понятие «государственный служащий», выделяя два их вида: «федеральный государственный служащий» и «государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации».
Федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.
Государственный гражданский служащий субъекта РФ — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В развитие данного понятия Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ [6] дал определение понятия «гражданский служащий» — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы.
Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета Российской Федерации [7]. Подчеркивается, что нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, а государственного служащего субъекта РФ — субъект РФ.
Можно дать и теоретическое определение понятия государственного служащего: государственный служащий — это физическое лицо, имеющее гражданство РФ, назначенное в установленном нормативными актами порядке на должность государственной службы и возмездно исполняющее служебные обязанности в объеме предоставленных по ней полномочий.
Институт гражданства регулируемый Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г., представляет собой устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. По закону государственным служащим России может быть только гражданин РФ.
Приобретение гражданства другого государства (или двойное гражданство) не позволяет находиться на российской государственной службе, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Исключение составляет только военная служба по контракту в Российских Вооруженных силах — законодательство позволяет иностранцам (из стран СНГ) поступать на контрактную военную службу России на должности солдат, сержантов и старшин сроком на пять лет.
Гражданин при поступлении на государственную службу, кроме своего общего (конституционного) правого статуса, приобретает особый правовой статус, гражданин попадает в определенный правовой режим запретов, ограничений, связанных с государственной гражданской службой, после издания соответствующего правового акта о назначении на должность.
Государственная гражданская служба — это профессиональная деятельность. Для гражданского служащего его служебная деятельность является основной работой. Государственная служба осуществляется на контрактной основе. Контракт наряду с иными актами определяет статус гражданского служащего. Исходя из анализа законодательства о государственной гражданской службе можно выделить три основных признака, характеризующих понятие государственного гражданского служащего.
1. Государственный гражданский служащий — это гражданин Российской Федерации. Иностранные граждане или лица без гражданства не могут быть государственными служащими в Российской Федерации.
2. Государственный гражданский служащий — это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы.
3. Гражданин приобретает статус государственного гражданского служащего в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом.
4. Гражданский служащий исполняет свои обязанности профессионально и на возмездной основе, за счет средств государственного бюджета.
Признаки государственного служащего РФ.
1. Наличие должности государственной службы главный признак. Под исполнением обязанностей по должности государственной службы следует понимать осуществление служащим своих должностных полномочий. Назначение на должность осуществляется представителем нанимателя на конкурсной или внеконкурсной (где это разрешается законом) основе. На отдельные высшие должности государственной службы РФ назначает Президент РФ. Так, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и их заместители назначаются и освобождаются от должности указами Президентом России. Правительство РФ назначает на должность заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств.
Основная же часть федеральных государственных служащих и гражданских служащих субъектов РФ назначается на должности приказом по государственному органу [3, с.368]. Должность государственной службы должна быть включена в Реестр должностей федеральной государственной службы или в реестры должностей государственной гражданской службы субъекта РФ, которые вместе составляют Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации.
2. Наличие акта (приказа) руководителя государственного органа или его структурного подразделения о назначении на должность, а также подписание служебного контракта. Издание акта (приказа) руководителя должно предшествовать заключению служебного контракта, а не наоборот. В данном случае законодатель отдаст приоритет правам гражданина. Заключая служебный контракт, поступающий на государственную службу должен быть уверен, что его назначение уже состоялось.
3. Служебный контракт, представляющий собой соглашение между представителем нанимателя и гражданином о прохождении государственной службы и замещении должности, устанавливает права и обязанности сторон. В законодательстве институт служебного контракта обстоятельно отрегулирован. Служащий добровольно берет на себя обязательства по прохождению государственной службы. Необходимость личного волеизъявления служащего для прохождения государственной службы подтверждает демократизм существующей системы государственной службы России. В Российской Федерации согласно Конституции запрещен принудительный труд, что в полной мере распространяется на государственную службу (кроме военной по призыву на срочную службу).
4. Денежное содержание из государственного бюджета — федерального или регионального. Компенсацию за свою службу государственный служащий получает от государства в денежной форме, которая имеет различное обозначение в зависимости от вида государственной службы — денежное содержание, вознаграждение, довольствие. Получение денежного содержания только за счет средств государственного бюджета устраняет опасность финансово-экономического давления на госслужащих и их подкупа со стороны коммерческих и иных негосударственных структур или физических лиц. Централизованное государственное финансирование работников государственного аппарата в определенной мере создаст заслон таким негативным явлениям, как лоббирование и коррупция [3, с.179].
Особенность социально-профессиональной группы государственных служащих состоит в том, что она имеет единую ментальную основу (бюрократическое сознание) и разные праксеологические характеристики. Ведь среди служащих находятся инженеры, менеджеры, экономисты, юристы, т. е. представители различных профессий.
Большинство современных государственных служащих не имеет образования по специальности, поэтому можно говорить не только о профессиональной адаптации на новом месте работы, но и о вторичной профессиональной социализации, которая обычно происходит в процессе профессионального обучения. Для служащих органов власти, впервые поступивших на службу, эти процессы совпадают по времени: отсюда вытекает необходимость профессионального переобучения этой категории служащих для ускорения процессов профессиональной социализации и адаптации. Исследование становления группы государственных служащих направлено, прежде всего, на повышение эффективности и оптимизацию первичного структурного звена всей управленческой системы российского социума — системы государственной службы.
Профессии дифференцируются в зависимости от степени сложности и ответственности выполняемой работы и отражающимся в общественном сознании в виде престижа профессии: на простые и сложные, низшие и высшие, или на занятия, с одной стороны, и собственно профессии, с другой стороны. Подобное разделение имеет глубокие основания в самой структуре, генезисе, а стало быть, и в функционировании профессии. Оно помогает, исходя из задач нашего исследования, обосновать правомочность конструирования профессии (группы профессий), связанной с государственной службой.
Профессия (профессии) государственных служащих носит синтетический, комплексный характер. Она (они) включает такие институционально оформленные виды жизнедеятельности людей, как информационно-аналитическая, консультативная, прогностическая, проективная, административно-распорядительная, организационно-регулятивная, коммуникативная деятельность и др. [8, с.58]
В содержании профессии государственных служащих в первую очередь находит отражение совокупность квалификаций ряда специальностей как интегральных характеристик родовых видов трудовой деятельности. Они соответствуют тем формам вопросов, которые приходится решать государственным служащим. К ведению органов государственной власти субъекта РФ относятся вопросы социальной поддержки и социального обслуживания социально уязвимых категорий населения, пожилых людей, инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В процессе профессиональной социализации личность осваивает профессиональные связи и отношения, определяемые нормами и стереотипами профессиональной культуры, символическими профессиональными образами, социальной ролью, социально-психологическим климатом профессионального пространства. Профессиональная социализация (включающая целый ряд взаимосвязанных этапов и состояний индивида) выступает в качестве важнейшего фактора формирования личности работника, его социально-профессиональной мобильности.
Профессиональная социализация выступает процессом ориентации, выбора, освоения и реализации индивидом своих сущностных сил в рамках конкретного профессионального занятия. В результате профессионализации и включения людей в профессиональные группы социализационный процесс приобретает в основном коррекционный характер. Это в полной мере относится к профессиональной социализации лиц, осваивающих профессию (профессии) государственных служащих [2, с.448].
В процессе профессионализации, включения в профессию (профессии) государственных служащих в жизнедеятельности личности формируется устойчивая профессиональная ориентация, выбор профессии. В ходе получения профессионального образования закладываются основы профессиональной квалификации, следовательно, и профессиональной компетентности. Интеграция в профессиональное сообщество при поступлении на работу и осуществлении профессиональной карьеры сопровождается профессиональной адаптацией работника на каждом из ее этапов.
Социальная компетентность помогает чиновнику осуществлять свою профессиональную деятельность в рамках институциональных отношений, взаимосвязанных с административными требованиями, должностными обязанностями, вытекающими из специфики муниципального органа, учреждения, статусной иерархии. В то же время социальная компетентность государственного чиновника испытывает обратное влияние институциональных особенностей его профессиональной деятельности.
Развитие социальной компетентности государственных служащих и его влияние на повышение их профессионализма рассматривается нами как один из главных факторов, обусловливающих эффективность государственной службы. В то же время, очевидно, что без экономической составляющей эффективность этой службы будет неполной, поскольку в основе функционирования системы положен хозяйственный механизм [1, с.154].
Специфика влияния социальной компетентности государственных служащих на их профессионализм связана с реализацией групповых интересов граждан путем организации работы субъектов хозяйственной деятельности в рамках социальной и экономической инфраструктуры территории. Профессионализм чиновника основывается на полном и глубоком знании законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность собственника, а также на его менеджерском, организационно-регулятивном опыте.
Без социальной компетентности чиновников сложно говорить о создании надежной системы государственной службы, решения важнейших вопросов стратегического развития социально-политических институтов, формирования пирамиды общественной власти и многогранной структуры общественных отношений. Социальная компетентность государственных служащих также является важнейшим детерминантом становления и развития их сознания и поведения. Складывается нормативно-правовая база работы государственных служб. Определились в основном главные элементы системы этих служб.
Таким образом, развитие социальной и профессиональной компетентности государственных служащих и их влияние на повышение профессионализма, рассматривается как один из главных факторов, обусловливающих формирование этики государственной службы.
Литература:
1. Аверин А. Н. Социальная политика и подготовка управленческих кадров: учеб. пособие / А. Н. Аверин. — М.: Данисов и К, 2005. — С.154.
2. Игнатов, В. Г. Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность. Основы теории и организации: учебное пособие/ В. Г. Иванов. — М.: «Март»; Ростов — на — Дону: Март. 2005. — 448с.
3. Концепция реформирования системы государственной службы РФ (утв. Президентом РФ 15.08.2001 № Пр-1496)
4. Нечаева Т. В., Кирилин А. В. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. М.: Деловой двор, 2013. — 368 с.
5. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон № 58-ФЗ от 27.05.2003 // Собрание законодательства РФ. 02.06.2003. -№ 22.-Ст. 2063.
6. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный Закон РФ от 27.07.2004 № 79-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. -N 31.-Ст. 3215.
7. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный Закон РФ от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Ст. 13.
8. Попов, В.Г., Профессиональная культура современного российского государственного чиновника./В. Г. Попов, В. В. Китаев, Б. С. Хохряков, Н. Г. Чевтаева — М.: Екатеринбург: УрАГС, 2003. -С. 58.
9. Чиркин В. Е. Государственное и муниципальное управление. М.: Юрист, 2003. — 230с.
moluch.ru
Социально-бытовое обеспечение госслужащих.
Соц.-быт. обеспеч-е — представление жилищ., соц.-культур., мед. и др. услуг — в их натуральном и денеж. выражении.
Во-первых, это гарантии, касающиеся госслуж-го: обязат. гос. страхование, мед. обеспечение, защита, санат.-курорт. обслуживание, компенсация стоимости переезда в др. местность в связи с переводом госслуж-го на др. госдолжность госслужбы, предоставление жилой площади.
Во-вторых, это гарантии, кот. предостав-ся членам семьи госслуж-го в случае его смерти, связанной с исполн-ем обязан-тей госслужбы: 1) семья умершего имеет право на внеочеред. получение жил. площади на тех же условиях и основаниях, что и на момент смерти госслуж-го; 2) семье сохраняется мед. и санат.-курорт. обслуж-е; 3) члену семьи, взявшему на себя обязан-ть осущ-ить погребение умершего госслуж-го, выдается пособие на погребение в размере сложившихся в дан. местности миним. расходов на погребение; 5) нетрудоспособным членам семьи назначается пенсия по случаю потери кормильца.
Гос. защита госслужащих при исполнении должн. обязан-тей.
Госслужащий при исполнении должн. обязан-тей находится под защитой гос-ва. Никто не вправе вмешиваться в его служ. деят-ть, кроме лиц, прямо уполномо-х на то законом.
Под гос. защитой понимаются различные меры охраны от насилия, угроз, др. неправомерных действий в связи с исполнением им обязан-тей по замещаемой госдолжности госслужбы:
1. Применение уполномо-ми на то госорганами мер безопасности в целях охраны жизни и здоровья защищаемых лиц, а также обеспечения сохранности их имущества; 2. применение мер прав. защиты, предусмат-х в т.ч. повышенную уг. ответ-ть за посягательство на их жизнь, здоровье, имущество; 3. осущ-е мер соц. защиты, предусмат-х реализацию права на матер. компенсацию в случае гибели (смерти) защищаемых лиц, причинения им телесных повреждений и иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи с их служ. деят-тью.
Пенсионное обеспечение госслужащих.
Обеспечение осущ-ся в соотв-вии с ФЗ «О пенсиях» и З., регул-ми прохождение госслужбы. Для установления пенсии госслуж-х имеет значение: стаж госслужбы, стаж муниц. службы, особые заслуги, наличие госнаград или званий. Пенсия госслужащим выплачивается за счет гос-ва.
Имеют право лица, достигшие установл-го закон-вом гос-ва пенс. возраста, при наличии общего труд. стажа для мужчин — не менее 25 лет, для женщин — не менее 20 лет, в т.ч. стажа госслужбы — не менее 10 лет.
Госслуж-му, ставшему инвалидом 1 или 2 группы, имеющему необходимый стаж для назначения пенсии госслуж-го, пенсия по инвалидности назначается в соот-вии с З.
Госслуж-му, ставшему инвалидом вследствие труд. увечья или проф. заболевания при исполнении служ. обязанностей, пенсия по инвалидности назначается независимо от общего труд. стажа.
Госслуж-му, имеющему одновременно право на различ. гос. пенсии, назначается (переназначается) одна пенсия по его выбору. В случае смерти госслуж-го пенс. обеспечение членов его семьи осущ-ся в соот-вии с пенс. закон-вом гос-ва.
Понятие, цели и условия профессиональной подготовки государственных служащих.
Под проф. подготовкой госслужащих, впервые принятых на госслужбу, имеется в виду обучение знаниям, умениям и навыкам в соот-вии с проф. и квалификац. требованиями, предъявляемыми к соот-щим госдолжностям. Содержание и объем проф. подготовки опреде-ся на основе оценки уровня знаний, умений и навыков, степени развития деловых и личностных качеств госслужащих, впервые принятых на госслужбу.
Проф. подготовка кадров для гражд. службы осущ-ся в образоват. учреждениях высшего проф. и среднего проф. образования. Заключение договора на обучение между гос. органом и гр-ном с обязат. последующего прохождения гражд. службы после окончания обучения в течение определ. срока осущ-ся на конкурсной основе. В рамках указанного договора, а также по согласованию образоват. учреждения проф. образования с гос. органом в этом гос. органе осущ-ся практика и стажировка обучающихся.
Проф. подготовка связана с продвижением по службе, оценкой качества службы, системой ден. содержания, присвоением квалификац. разрядов, применением норм поощрения.
Координация подготовки кадров для гражд. службы осущ-ся соот-вующим органом по управлению госслужбой.
Повышение квалификации госслужащего и профессиональная переподготовка.
Дополн. проф. образование гражд. служащего включает в себя проф. переподготовку, повышение квалификации и стажировку. Осущ-ся в течение всего периода прохождения гражд. службы.
Основания:1) назначение на иную должность гражд. службы в порядке должн. роста на конкурс. основе; 2) включение в кадровый резерв на конкурс. основе; 3) результаты аттестации гражд. служащего.
Повышение квалификации осущ-ся не реже 1 раза в 3 года. Может получать дополн. проф. образование за пределами тер-рии РФ. Осущ-ся с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от гражд. службы.
Вид, форма и продолжит-ть получения дополн. проф. образования устанав-ся представителем нанимателя в зависимости от группы и категории должности гражд. службы, замещаемой гражд. служащим.
Подтверждается соот-щим документом гос. образца и яв-ся преимущ. основанием для включения гражд. служащего в кадр. резерв на конкурс. основе или продолжения замещения гражд. служащим должности гражд. службы.
Правовые основания прекращения гос.-служ. отношений.
Основания прекращения — отстранение от заним. должности и прекращение служ. контракта.
Отстранение: 1. Появление на службе в нетрез. виде; 2. Не прошедший обучение в области охраны труда; 3. Суд. решение об отстранении от долж-ти госслуж-го, привлекаемого к угол. ответ-ти; 4. В период урегул-я конфликта интересов.
Прекращение: 1. Соглашение сторон; 2. Истечение срока действия; 3. Волеизъявление госслуж-го; 4. Расторжение по инициативе представителя нанимателя; 5. Перевод госслуж-го в др. орган или иную структуру; 6. Обстоят-ва, не зависящие от воли сторон; 7. Выход из гражд-ва; 8. Неисполнение обязан-тей; 9. Нарушение обязат. правил заключения служ. контракта и т.д.
Прав. положение госслуж-го при ликвидации и реорганизации гос-служ. отношений.
Гарантии: 1. Предложение др. госдолжности в др. госоргане с учетом квалиф-ции, профессии и занимаемой ранее должности. 2. При невозможности трудоуст-ва, госслуж-му гарантир-ся переподготовка или переквалиф-ция с сохранением на этот период ден. содержания по ранее занимаемой должности. 3. При увольнении выплачивается сред. заработок в теч-е 3 месяцев. 4. В случае не предоставления госслуж-му работы в соотв-вии с его професс-ей, служащий остается в реестре госслуж-х с сохранение в теч-е 1г. стажа госслужбы.
Понятие и виды юридической ответственности на государственной службе.
Это меры принудит. характера, кот. предусма-ся законом и др. НПА в качестве реакции гос-ва на совершение госслужащим правонарушения.
Ответ-ть госслужащих наступает за нарушение законности и служ. дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должн. обязанностей. Служ. дисциплина на госслужбе — обязательное для служащих соблюдение служ. распорядка госоргана и должн. регламента, установ-х в соот-вии с ФЗ, иными НПА, НА госоргана и со служебным контрактом.
Госслужащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.
studfiles.net
СЛУЖАЩИЙ — это… Что такое СЛУЖАЩИЙ?
СЛУЖАЩИЙ — СЛУЖАЩИЙ, служащая, служащее. 1. (служащий, реже служащий). прич. действ. наст. вр. от служить. Прибор, служащий для зажигания. Специалист, служащий в тресте. 2. (служащий, реже служащий). Занятый службой, состоящий на службе (разг.). Служащие… … Толковый словарь Ушакова
служащий — Слуга, чиновник. Штат служащих, персонал. Кондукторская бригада. Он служит в молодцах (в лавке). Я тебе не мальчик (не слуга). Ср. … Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999.… … Словарь синонимов
Служащий — (англ. employee) в трудовом праве работник, трудовые функции которого не связаны с непосредственной деятельностью в производственной сфере, а обеспечивают управление, выработку административно хозяйственных решений, подготовку, анализ и учет… … Энциклопедия права
СЛУЖАЩИЙ — СЛУЖАЩИЙ, его, муж. Работник, занятый интеллектуальным, нефизическим трудом в разных сферах деятельности: государственной, административной, хозяйственной и др. Правительственные служащие. С. министерства, банка, фирмы. С. санатория, больницы,… … Толковый словарь Ожегова
служащий — сотрудник — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом Синонимы сотрудник … Справочник технического переводчика
СЛУЖАЩИЙ — В страховании ответственности и в практике выплаты компенсаций работникам: индивидуальное лицо, предоставляющее услуги другому лицу в соответствии с имеющимся или подразумеваемым договором в обмен на заработную плату или другое имеющее стоимость… … Страхование и управление риском. Терминологический словарь
служащий — I см. служащий; его; м. II ая, ее. см. тж. служащий, служащая занятый службой 2), состоящий на службе. С ие люди. С ие граждане … Словарь многих выражений
служащий — ▲ действующее лицо ↑ служба служащий (скромный #. мелкий #) … Идеографический словарь русского языка
Служащий — (англ. employee) в трудовом праве работник, трудовые функции которого не связаны с непосредственной деятельностью в производственной сфере, а обеспечивают управление, выработку административно хозяйственных решений, подготовку, анализ и учет… … Большой юридический словарь
служащий — а, е, заст. Отриманий за службу. Служащий хліб … Український тлумачний словник
dic.academic.ru
26) Социальная защищенность служащих как фактор устойчивости государственной службы.
Особая государственная роль гражданских служащих вызывает необходимость их адекватной социальной поддержки: рационально разработанной, твердо установленной системы социальных норм, регулирующих профессиональную деятельность гражданских служащих.
Данные нормы, регулируя отношения внутри института гражданской службы, обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность отношений.
Социальная защита государственных служащих – своеобразный социальный институт, включающий деятельность органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации по созданию и обеспечению комплекса мер, гарантирующих реализацию законных прав чиновников, обеспечение их нормальной жизнедеятельности и поддержание профессионального статуса.
Социальная защищенность государственных гражданских служащих реализуется в:
достаточной обеспеченности материальными, социальными и культурными благами, всеми видами довольствия, жильем, в обеспечении им на этой основе высокого качества жизни;
высоком уровне организации условий и оплаты труда, создания условий для самообразования, повышения культурного уровня и отдыха;
справедливом характере взаимоотношений, перспективе роста, прочных гарантиях прав и уважения достоинства личности;
предоставлении особых гарантий государственному гражданскому служащему в результате получения им увечья (травмы) или членам его семьи в случае его гибели (смерти).
Закрепленная на законодательном уровне социальная защищенность гражданских служащих является фактором повышения эффективности государственного управления и отражает качественные характеристики профессиональной деятельности государственных гражданских служащих.
Общественная потребность в профессиональной деятельности трудоспособных граждан, в интересах государства и общества, вынужденных подвергать риску свою жизнь и здоровье или ограниченных в возможностях вести дополнительную трудовую деятельность для поддержания своего благосостояния или его повышения, обусловливает создание системы социальной защиты.
Социальная защита соответствующих категорий лиц обеспечивается гарантиями государства в плане достаточной для жизни материальной компенсации невозможности самостоятельного получения доходов, а также обеспечения бытовых услуг.
Для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений гражданским служащим гарантируются:
1) равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности;
2) право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;
3) условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;
4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
5) медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет;
6) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения обследования в медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь;
7) выплаты по обязательному государственному страхованию;
8) возмещение расходов, связанных со служебными командировками;
9) возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган; обеспечение гражданского служащего служебным жилым помещением, возмещение гражданскому служащему расходов на наем (поднаем) жилого помещения;
10) защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей;
11) государственное пенсионное обеспечение.
Дополнительные гарантии:
1) дополнительное профессиональное образование с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания;
2) транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должности гражданской службы, а также компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием;
3) замещение иной должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа;
4) единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы;
5) иные государственные гарантии.
studfiles.net
Социальная защита государственных служащих 3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы социального обеспечения и социальной защиты государственных служащих в Российской Федерации……………………… 6
1.1. Понятие, функции, виды социального обеспечения………………………………… 6
1.2. Принципы социального обеспечения государственных служащих…………..13
1.3. Роль государства по обеспечению права на социальное обеспечение…….. 19
Глава 2. Анализ системы социального обеспечения и защиты государственных служащих на примере Администрации Новгородской области…………………… 26
2.1. Характеристика администрации Новгородской области………………………. 26
2.2. Социальное обеспечение и социальная защита государственных и муниципальных служащих Администрации Великого Новгорода………………. 37
Заключение…………………………………………………………………………………………….. 46
Список литературы…………………………………………………………………………………. 48
ВВЕДЕНИЕ
Проводимые в настоящее время в России административная реформа и укрепление государственных органов управления тесно связаны с формированием единой и целостной государственной гражданской службы. Современная государственная гражданская служба России находится в стадии реформирования, т.е. активно идет процесс разработки нормативных правовых актов, поиск эффективных механизмов и технологий управленческой деятельности.
Развитие гражданской службы, обеспечивающей реализацию функций государства, создающей условия для повышения эффективности экономики и развития институтов гражданского общества, влечет за собой необходимость определения факторов и механизмов, способствующих реализации целей профессиональной служебной деятельности гражданских служащих.
Для эффективного выполнения служебных обязанностей государственные гражданские служащие наделены особым правовым статусом, включающим в себя права, обязанности, запреты, ограничения и иные элементы. У гражданского служащего особый работодатель – государство, и для того, чтобы он профессионально и качественно исполнял свою служебную деятельность, имел эффективную мотивацию к труду, был застрахован от непродуманных управленческих технологий, нужна система статусных гарантий, комплекс мер социальной защиты, выработки которых он вправе требовать от государства.
Одним из важных условий становления эффективной государственной гражданской службы является формирование системы социальной защиты как комплекса контролируемых государством экономических, социальных и правовых гарантий, обеспечивающих государственным гражданским служащим выполнение должностных полномочий.
В федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в Указах Президента Российской Федерации определены правовые основы, сущность и структурные элементы системы социальной защиты государственных гражданских служащих Российской Федерации.
Вместе с тем, в настоящее время система социальной защиты государственных гражданских служащих Российской Федерации недостаточно обеспечивает привлечение на службу достойных граждан, не развивает у служащих стремления к эффективной служебной деятельности. Отсутствие у большинства гражданских служащих уверенности в стабильности своего положения, недостаточная разработанность механизмов реализации социальной защиты, закрепленных в нормативных правовых актах, неудовлетворенность гражданских служащих собственным материальным обеспечением, несоответствующим напряженности труда, сказывается на стабильности кадров и эффективности их профессиональной деятельности.
Определенные в федеральном законе нормы социальной защиты требуют дальнейшего развития как в рамках принятия дополнительных нормативных документов, так и в форме определения организационных, экономических и управленческих механизмов реализации защитных мер.
Целью данной курсовой работы является изучение системы социального обеспечения и социальной защиты государственных служащих.
В соответствии с целью данной работы были поставлены следующие задачи:
— изучить виды, функции социального обеспечения и социальной защиты;
— проанализировать роль государства по обеспечению права на социальное обеспечение;
— дать характеристику администрации Новгородской области;
— исследовать социальное обеспечение и социальную защиту государственных и муниципальных служащих Администрации Великого Новгорода.
Объект исследования – государственная гражданская служба Российской Федерации.
Предметом исследования является система социального обеспечения и социальной защиты государственных служащих.
В качестве источниковой базы исследования использованы Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающие нормативные правовые основы развития системы социальной защиты государственных гражданских служащих, а областные законы Новгородской области, периодическая печать.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие, функции, виды социального обеспечения
Конституцией РФ (ч. 1 ст. 39) каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Не являются исключением и государственные гражданские служащие.
Законодательство о социальном обеспечении государственных гражданских служащих, в том числе федеральных, находится в стадии реформирования (как, впрочем, и законодательство о социальном обеспечении в целом). Поэтому представляется весьма актуальной выработка системы принципов социального обеспечения на федеральной государственной гражданской службе. Эти принципы возникают в результате преломления общих принципов социального обеспечения через сферу особенностей государственно-служебных отношений и обеспечивают системный поход к реформированию социального обеспечения на государственной службе, к выработке его новых форм и видов.
Содержание понятия социального обеспечения, его параметры сформировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в нашей стране.
Социальное обеспечение как реально существующее общественное явление нуждается в научной обоснованности. Иногда определение того или иного понятия дает сам законодатель, и оно воспринимается наукой как легальное. Однако определение социального обеспечения как многоаспектного явления в законодательстве нет. Поэтому разными авторами это понятие трактуется по-разному. В науке сложились две основные концепции содержания понятия социальное обеспечения — экономическая и правовая.
Как экономическая категория социальное обеспечение служит определенным инструментом, используемым обществом, государством для решения одной из острейших проблем – социальной проблемы неравенства личных доходов людей, которые не являются следствием неравенства производительности труда и эффективности производства. В целях более справедливого распределения национального дохода во всех странах в начале 20 века получает развитие политика перераспределения доходов, осуществляемых государством с помощью фискальной и социальной политики, основным звеном которой как раз и является социальное обеспечение.
В то же время социальное обеспечение – это и правовая категория, так как государства реализуют политику перераспределения доходов посредством правового механизма, закрепляя нормативным путем организационно – правовые способы осуществления социального обеспечения; порядок образования соответствующих финансовой систем и их правовой статус, силы управления социального обеспечения; круг лиц, подлежащих социальному обеспечению; виды обеспечения, условия их предоставления; механизм защиты нарушенных прав.
Обеспечение адресовано человеку обществом, государством в тех случаях, когда он по независящим от него обстоятельствам нуждается в поддержке, оно гарантирует определенный социальный комфорт, восстанавливает статус полноценного члена общества. В связи с этим социальное обеспечение безусловно является и очень важной социальной категорией.
Исходя из вышесказанного, можно выделить сущностные признаки социального обеспечения на современном этапе:
1) государственный характер устанавливаемых в обществе организационно – правовых способов распределения совокупного обще
mirznanii.com
Государственные и муниципальные служащие как социально-профессиональная группа.
В России «государственные служащие» традиционно рассматривается, прежде всего, как чиновничество — группа должностных лиц, обладающих особым социально-правовым статусом и местом (рангом) в иерархии государственных организаций. В советский период функционировала в органах власти и в обществе группа государственной бюрократии. Группы государственных служащих не существовало. Поэтому сегодня она как особая социально-профессиональная общность в нашей стране находится еще в стадии формирования /34/.
Государственные служащие предстают в виде разновидности бюрократической общности чиновников, члены которой осуществляют на профессиональной основе публичную, имеющую опосредованно или непосредственно властную, управленческую природу, социально-обслуживающую деятельность. Эта деятельность может быть представлена как совокупность конкретных видов профессиональных услуг, осуществляемых государственными служащими по отношению к населению в соответствии с полномочиями /34/.
Особенность социально-профессиональной группы государственных служащих состоит в том, что она имеет единую ментальную основу (бюрократическое сознание) и разные праксеологические характеристики. Ведь среди служащих находятся инженеры, менеджеры, экономисты, юристы, т.е. представители различных профессий.
Большинство современных государственных служащих не имеет образования по специальности, поэтому можно говорить не только о профессиональной адаптации на новом месте работы, но и о вторичной профессиональной социализации, которая обычно происходит в процессе профессионального обучения. Для служащих органов власти, впервые поступивших на службу, эти процессы совпадают по времени: отсюда вытекает необходимость профессионального переобучения этой категории служащих для ускорения процессов профессиональной социализации и адаптации. Исследование становления группы государственных служащих направлено, прежде всего, на повышение эффективности и оптимизацию первичного структурного звена всей управленческой системы российского социума — системы государственной службы /34/.
Профессии дифференцируются в зависимости от степени сложности и ответственности выполняемой работы и отражающимся в общественном сознании в виде престижа профессии: на простые и сложные, низшие и высшие, или на занятия, с одной стороны, и собственно профессии, с другой стороны. Подобное разделение имеет глубокие основания в самой структуре, генезисе, а стало быть, и в функционировании профессии. Оно помогает, исходя из задач нашего исследования, обосновать правомочность конструирования профессии (группы профессий), связанной с государственной службой. Профессия (профессии) государственных служащих носит синтетический, комплексный характер. Она (они) включает такие институционально оформленные виды жизнедеятельности людей, как информационно-аналитическая, консультативная, прогностическая, проективная, административно-распорядительная, организационно-регулятивная, коммуникативная деятельность и др. /37/.
В содержании профессии государственных служащих в первую очередь находит отражение совокупность квалификаций ряда специальностей как интегральных характеристик родовых видов трудовой деятельности. Они соответствуют тем формам вопросов, которые приходится решать государственным служащим. К ведению органов государственной власти субъекта РФ относятся вопросы социальной поддержки и социального обслуживания социально уязвимых категорий населения, пожилых людей, инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации /25/.
В процессе профессиональной социализации личность осваивает профессиональные связи и отношения, определяемые нормами и стереотипами профессиональной культуры, символическими профессиональными образами, социальной ролью, социально-психологическим климатом профессионального пространства. Профессиональная социализация (включающая целый ряд взаимосвязанных этапов и состояний индивида) выступает в качестве важнейшего фактора формирования личности работника, его социально-профессиональной мобильности. Профессиональная социализация выступает процессом ориентации, выбора, освоения и реализации индивидом своих сущностных сил в рамках конкретного профессионального занятия. В результате профессионализации и включения людей в профессиональные группы социализационный процесс приобретает в основном коррекционный характер. Это в полной мере относится к профессиональной социализации лиц, осваивающих профессию (профессии) государственных служащих /25/.
В процессе профессионализации, включения в профессию (профессии) государственных служащих в жизнедеятельности личности формируется устойчивая профессиональная ориентация, выбор профессии. В ходе получения профессионального образования закладываются основы профессиональной квалификации, а следовательно, и профессиональной компетентности. Интеграция в профессиональное сообщество при поступлении на работу и осуществлении профессиональной карьеры сопровождается профессиональной адаптацией работника на каждом из ее этапов. Социальная компетентность помогает чиновнику осуществлять свою профессиональную деятельность в рамках институциональных отношений, взаимосвязанных с административными требованиями, должностными обязанностями, вытекающими из специфики муниципального органа, учреждения, статусной иерархии. В то же время социальная компетентность государственного чиновника испытывает обратное влияние институциональных особенностей его профессиональной деятельности /25/.
Развитие социальной компетентности государственных служащих и его влияние на повышение их профессионализма рассматривается нами как один из главных факторов, обусловливающих эффективность государственной службы. В то же время, очевидно, что без экономической составляющей эффективность этой службы будет неполной, поскольку в основе функционирования системы положен хозяйственный механизм /2/.
Специфика влияния социальной компетентности государственных служащих на их профессионализм связана с реализацией групповых интересов граждан путем организации работы субъектов хозяйственной деятельности в рамках социальной и экономической инфраструктуры территории. Профессионализм чиновника основывается на полном и глубоком знании законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность собственника, а также на его менеджерском, организационно-регулятивном опыте. Без социальной компетентности чиновников сложно говорить о создании надежной системы государственной службы, решения важнейших вопросов стратегического развития социально-политических институтов, формирования пирамиды общественной власти и многогранной структуры общественных отношений /2/.
Социальная компетентность государственных служащих также является важнейшим детерминантом становления и развития их сознания и поведения. Складывается нормативно-правовая база работы государственных служб. Определились в основном главные элементы системы этих служб.
Таким образом, развитие социальной и профессиональной компетентности государственных служащих и их влияние на повышение профессионализма, рассматривается как один из главных факторов, обусловливающих формирование этики государственной службы.
8. Управление как социальный феномен. Процессы управления имеют место в любых сложно организованных динамических объектах. В науке такие объекты обозначаются понятием система. Системами являются природные объекты (живые организмы), а также различные организованные объединения людей и их составляющие (социальные системы).
В социальных системах управление осуществляется посредством определенных взаимодействий и отношений между людьми, в процессе которых они формулируют и ставят перед собой или другими людьми определенные цели и добиваются их достижения.
Процесс управления реализуется с помощью особой системы, или механизма управления, основными элементами которого являются следующие:
— субъект управления;
— объект управления;
— цель управления;
— управленческое воздействие;
— его результат;
— механизм обратной связи.
Социальное управление включает два основных подкласса – управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной деятельностью людей. Важнейшими видами социального управления являются административно-государственное (политическое) управление, управление социально-культурной сферой (духовным производством), управление материальным производством.
В наиболее общем виде процесс социального управления можно разделить на две составные, взаимообусловленные и взаимосвязанные части: административную, областью которой является разработка и определение политики (как системы целей, задач и путей их решения), и собственно управленческую (оперативную, исполнительскую, направленную преимущественно на технологическую и техническую организацию объекта управления).
Связующее звено между двумя частями единого процесса социального управления – непосредственное руководство людьми, обеспечивающее, с одной стороны, разработку и постановку задач, а с другой – их принятие и выполнение. В таком понимании менеджмент выступает как объединяющее понятие всего социального управления, включая его составные части, уровни и звенья.
infopedia.su