Сообщение о деятеле культуры россии 5 класс – :

Технологическая карта урока по ОДНКР на тему «Величие многонациональной российской культуры» (5 класс)

Урок №1

Раздел 1. В мире культуры

Класс: 5

Тема урока

Величие многонациональной российской культуры

Дата урока:

Цель урока

Определить основные источники духовно-нравственной культуры.

Тип урока

Вводный урок.

Планируемые
результаты

Предметные: уметь объяснять значение понятия «многонациональная культура», «духовно-нравственная культура»; расширят знания об известных деятелях науки и культуры.

Личностные: идентифицировать свою принадлежность к народу, стране, государству; проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов; проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; различать основные нравственно-этические понятия; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности. 

Метапредметные: уметь самостоятельно определять цели урока, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора; Уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; Уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; Смысловое чтение; Формировать и развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Методы и формы обучения

Методы: рассматривание и обсуждение шмуцтитула, учебный диалог, просмотр и обсуждение видеофильма, рассказ учителя, обсуждение докладов и презентаций

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основное понятия/имена

«духовно-нравственная культура», «Многонациональная культура», Шолом-АЛЕЙХЕМ, АНДРЕЙ Рублёв

Образовательные ресурсы

Виноградова НС.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015.; Фильм «Андрей Рублёв»

Организационная структура урока

Этапы/структура урока

Время

Формы

обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы обучения

1. Организационный момент

1

Фронтальная.

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

2. Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности

Что означает «Духовно-нравственная культура»?

3

Фронтальная.

Предлагает рассмотреть учебник/Рассмотреть шмуцтитул (с.6)

Предлагает сформулировать цели и задачи данного ОДНКР..

— Что мы узнаем нового на уроках ОДНКР? О чём будем говорить?

Предлагает охарактеризовать каждое слово в выражении «духовно-нравственная культура».

Духовно(Душа, религия, вера и др.)

Нравственная (идеал, ценность и др)

Культура(Литература, Музыка, Танцы, Кино,Наука, Архитектура и др.)

-Обо всём этом пойдёт речь на наших, то есть о том, что составляет внутренний мир человека.

Рассматривают картинки/надписи на шмуцтитуле. (с.6)

Пытаются самостоятельно дать характеристику курса ОДНКР. Предлагают варианты ответа на то, о чём будет идти речь на уроках данного предмета.

Характеризуют слова в выражении. Делают вывод.

Рассматривание и обсуждение шмуцтитула.

Беседа по вопросам.

3. Первичное усвоение новых знаний

«Многонациональная Российская культура»

Фронтальная.

-А кто создаёт культуру? (Человек)

— Поскольку курс называется ОДНК России, мы будем говорить о людях которые создавали и создают культуру нашей страны. Как вы думаете , только ли русские принимали участие в создании культуры России? (Нет). Предлагает прочитать текст учебника, и найти ответ на этот вопрос.

Дают определение понятию «Образованный человек».

Отвечают на вопросы.

Читают текст в учебнике (с.7-8), находят ответ на вопрос.

Беседа по вопросам.

Учебный диалог:чтение и обсуждение текста учебника (с.7-8)

-Посмотрите на портреты людей на (с.8-10). Это известные деятели науки и культуры. Есть ли среди них знакомые вам лица?

-Что вы можете сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?

Рассматривают иллюстрацию. Отвечают на вопросы. При необходимости пользуются доп. Литературой или интернет ресурсами.

Беседа по ил иллюстративному материалу «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они про славили

Россию?».

5.Первичная проверка понимания

«Андрей Рублёв»

-На вопрос: «Кто самый известный иконописец в России?» — многие из вас, не задумываясь, ответят: (Андрей Рублёв)

Организует просмотр фильма об Андрее Рублёве.

-Какой вклад он внёс в культуру родной страны?

-Как называется самая известная икона Андрея Рублёва? (Тройца)

Смотрят фильм.

Отвечают на вопросы. Описывают сюжет иконы Андрея Рублёва «Троица». При необходимости пользуются материалом учебника (с.11).

Просмотр и обсуждение видео фильма об Андрее Рублёве.

«Жизнь и творчество Шолом-Алейхема»

Знакомит учащихся с биографией известного еврейского писателя Шолом-Алейхема. СМ.ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Слушают учителя. Делают записи в тетради.

Рассказ учи теля о жизни и творчестве Шолом-Алейхема.

Физминутка

6. Первичное закрепление

«Словесный портрет выдающегося деятеля культуры»

Фронтальная.

Индивидуальная.

Предлагает составить небольшой рассказ/ доклад/презентацию на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России».

Выполняют работу. Если не успевают, работа остаётся на дом.

Выступление учащихся.

Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля куль туры

России».

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Фронтальная.

Организует беседу по вопросам:

-Что означает выражение «Многонациональная Российская культура»?

-Можно ли назвать культу России-великой?

Предлагает оценить эмоциональное состояние на уроке. Подводит итог занятия.

Отвечают на вопросы. Участвуют в беседе.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Оценивают свою работу на уроке.

Беседа по вопросам.

8.Домашнее задание

Фронтальная.

Озвучивает д/з: (Если не успели на уроке)

-Подготовить доклад/презентацию/фильм на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России»

Записывают д/з в дневник

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Рассказывают, что знаменитый еврейский писатель Шолом-Алейхем за свою жизнь сменил много профессий: он был репетитором, маклером, работал в журнале, играл на бирже и т. д. Но память о себе он оставил как выдающийся писатель, все сторон не раскрывший в своих произведениях

жизнь еврейского народа. Настоящее имя его было Соломон Наумович (Шломо Нохумович) Рабинович. Он родился в 1859 году в небогатой патриархальной еврейской семье в городе Переславле, неподалёку от Киева. Мальчик рано потерял мать и уже в 15 лет решил стать писателем. Свои произведения Рабинович выпускал под псевдонимом Шолом-Алейхем, что в переводе означает «мир вам». Окончив школу, Шолом-Алейхем работал репетитором в богатой семье и влюбился в свою ученицу. Через несколько лет молодые люди вопреки воле родителей девушки поженились и были счастливы долгие годы. У Шолом-Алейхема родилось шестеро детей. Он вообще очень любил детей и в разное время создал для них много рассказов и повестей. Большинство своих произведений Шолом-Алейхем написал на идише.

В начале ХХ века появились первые переводы его стихотворений и прозы на другие языки. Творчество писателя становится известно не только еврейскому читателю. Росту популярности Шолом-Алейхема способствовало и то, что он много путешествовал, часто выступал перед своими читателями. Шолом-Алейхема называют еврейским Марком Твеном. Известно о встречах этих двух выдающихся писателей. Более того, Марк Твен в шутку называл себя американским Шолом-Алейхемом. Скончался писатель в 1916 году в Нью-Йорке и похоронен там на Старом кладбище.

infourok.ru

Презентация к уроку (5 класс) на тему: Год культуры в России

Классный час «ГОД КУЛЬТУРЫ РОССИИ»

Цель: привлечение внимания учащихся к вопросу становления культуры в России через подготовленные сообщения и участие в викторине.

Задачи:

1) дать определения, что такое культура, что такое национальная культура;

2) подготовить сообщения по периодам формирования культуры в России;

3) принять участие в игровых заданиях и проверить знания культуры.

Форма проведения: беседа, викторина.

Оборудование: презентация, сообщения учащихся.

Ход мероприятия:

Классный руководитель: Ребята, тема нашего классного часа «Год культуры в России».  Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2014 год в России объявлен годом культуры.  А вы знаете, что такое культура? Попытайтесь ответить на этот вопрос.

Учащиеся: … (предлагают свои ответы)

Классный руководитель: Трудно, не правда ли? Кого вы можете назвать культурным человеком? … (Это человек, который имеет высшее образование, знает несколько языков, разбирается в кино, живописи, музыке и литературе? Или тот, кто все умеет делать своими руками, для кого никакая техника не представляет секрета?)

Учащиеся: … (предлагают свои ответы)

 Классный руководитель: Да, вы правы. Это и первый, и второй, и третий.

Теперь мы  близки к ответу на первый вопрос. Культура — это сумма знаний и умений, накопленных человечеством во всех областях деятельности людей (Слайд № 2). Согласитесь, что и далекие наши предки, крестьяне, не знавшие грамоты,  могут быть названы культурными людьми. В конечном счете, культурный человек — это каждый из вас, если вы умеете самостоятельно думать и делать (создавать!) то, что нужно людям. То есть творить добро.

Классный руководитель: А что такое национальная культура?

Учащиеся: … (предлагают свои ответы)

 Классный руководитель: Говоря научным языком, это то, что вместе с общностью языка, территории, традициями и обычаями составляет суть народа, выделяет его среди других народов (Слайд № 3).

Национальная культура повседневно входит в нашу жизнь. Вспомните, какие песни пела вам мама, какие сказки вам рассказывали и читали. Все это тоже явления национальной культуры, с ними вы вступили в жизнь, их для вас любовно хранили ваши предки.

Культура России формировалась на протяжении нескольких тысячелетий, и история ее может быть (хотя и достаточно условно) разделена на несколько периодов: древний, языческий, или дохристианский, средневековый — от момента принятия на Руси православия до эпохи преобразований Петра Великого: новый -объединяющий XVIII и XIX века; новейший — культура XX столетия (Слайд № 4). Ребята (это могут быть одноклассники или учащиеся другого класса) подготовили интересные сообщения о становлении культуры в России. Предоставляем им слово.

Учащийся 1: Многие исследователи считают, что до принятия христианства никакой культуры на Руси как бы и не было. Будь это так, Россия никогда не стала бы могучим государством. Наши языческие предки — славяне — умели прекрасно трудиться, обладали богатым воображением, тонко чувствовали природу, стремились к созданию собственного искусства, творчески перерабатывали заимствованные у соседей элементы культуры. Так и в славянскую культуру органично вплетались элементы древнегреческой, римской, индоарийской, византийской, тюркской и, некогда, общей славяно-германо-кельтской культур (Слайд № 5).

Учащийся 2: Обычно центрами экономики, культуры и языческой религии были города. Один из них — легендарный Аркона на острове Руген (Руян) в Балтийском море            (Слайд №6). Здесь более тысячелетия поклонялись четырехголовому Свантевиту и Ран — супруге морского божества Эгер. (Аркона был разрушен в 1168 году.) Из многочисленных ранних славянских богов того времени позднее появился общеславянский Род. Жрецы, называвшиеся волхвами, создавали языческие ритуалы, возглавляли жертвоприношения и праздники.

Славяне, как и многие иные народы, наделяли магическими свойствами и деревья, особенно могучие дубы, и отдельные великолепные рощи, и некоторые камни, реки, озера, животных. Связано это было с весьма глубокой в то время зависимостью человека от природы, страхом перед неурожаем, болезнью скота, неудачной охотой или рыбной ловлей.

Учащийся 3: Следует отличать славянскую культуру от собственно русской, которая зародилась позднее праславянской вместе с появлением в VIII веке первых русских государств — Киевского и Новгородского княжеств — и обособлением русского языка. К началу правления в Киеве кн. Владимира уже существовал целый свод различных поверий, легенд, обычаев, а сами русы поклонялись очень сложному собранию богов. Здесь и громовержец Перун, и богиня плодородия Макошь, бог скотоводства Белес, богиня красоты Лада. Почитались Хоре и Вихрь — бог ветра, Сварог, бог-кузнец, и крылатый, с телом собаки, Семаргл (Слайд №7).

Классный руководитель: Ребята, посмотрите на слайд (Слайд №7) и попробуйте определить, где какой бог.

Учащийся 4: В языческий период была создана оригинальная музыкальная и песенная культура. Высокого уровня достигло искусство игры на музыкальных инструментах: свирели, сопелке, дуде, трубе, роге, гуслях, струне, смычке; русских музыкантов приглашали на праздники в другие страны (Слайд № 8).

Классный руководитель: Ребята, посмотрите на слайд (Слайд №8) и попробуйте определить, где какой музыкальный инструмент.

Учащийся 4: В это же время сформировалась очень своеобразная русская орнаменталистика — способ украшения жилищ (всемирно известные деревянные кружева), одежды, утвари. Любимыми мотивами этих орнаментов были символы Солнца и Луны, Земли, Воды, Неба, а также птицы, петухи, драконы, кони и утко-кони, крылатые собаки и, конечно же, символы семян, ростков, плодов и самого поля. Ведь русы с древнейших времен считались прекрасными ратарями, или пахарями.

Учащийся 5: Вместе с принятием Православия, официально начавшегося на Руси в 988 г. с крещением св. кн. Владимира и жителей Киева, в нашу страну пришли лучшие достижения греческой и византийской культуры. В Святой Троице русские распознавали принципы славянского трибожия (Сварог-Дажбог-Семаргл), в Богоматери — богиню плодородия Макошь и т. д. Но в то же время христианская культура Византии была несомненно богаче знаниями, церковной канонической обрядностью, достижениями архитектуры, живописи (Слайд №9).

Учащийся 6: Первыми по-настоящему образованными людьми в Киевской Руси стали священнослужители, монахи. Они сами постигали Слово Божие и несли его людям.

И вот уже в 1037 г. Ярослав Мудрый начинает строительство киевского Софийского собора, великолепного памятника архитектуры, изукрашенного мозаиками и фресками. Строили его русские мастера под руководством греческих архитекторов (Слайд №10).

Следует знать и то, что при св. Владимире была основана в Киеве первая школа. Первыми книгами-учебниками стали букварь, часослов и псалтирь. С тех времен и вплоть до XX в. сохранялся в России обычай обучения по ним грамоте. В XI в. на Руси появляется церковная литература, обращенная к русской жизни. В конце XII в. появляется великий памятник русского и мирового поэтического искусства, наиболее значительное произведение литературы допетровской эпохи — «Слово о полку Игореве», повествующее о походе кн. Игоря на половцев. Сегодня «Слово… » переведено на десятки языков народов мира.

Учащийся 7: С начала татарского нашествия (40-е годы XIII в. ) начинается новый период в истории России и новый этап в развитии русской культуры.

В разгар татарского произвола св. Сергий Радонежский закладывает Троицкую обитель (Слайд №11), выросшую впоследствии в центр русской духовности — Троице-Сергиеву Лавру. Последователи великого старца — преподобные Кирилл и Ферапонт, продвигаясь на север, основывают монастыри, ставшие крупнейшими не только религиозными, но и культурными и научными центрами, с великолепными библиотеками рукописных книг и историческими архивами.

С падением татарского ига науки и искусства расцветают с новой силой. В 1555 году двое русских зодчих-самоучек — Барма и Постник — возводят в Москве Покровский собор, известный ныне как храм Василия Блаженного (Слайд №12).

Учащийся 8: Следующая эпоха в развитии русской культуры связана с именем Петра Великого. Начатые им масштабные преобразования затронули все сферы бытия народа. Дворцы новой столицы, Санкт-Петербурга, были великолепны, но выстроены в стиле итальянского барокко.

Военные победы, создание современной армии и флота, строительство столицы, развитие промышленности требовали огромных затрат. Известно, что на пушки переливались даже церковные колокола. Все это отозвалось застоем в культурной жизни на огромной территории Российской империи. В созданной Петром I Петербургской Академии наук долгое время не было ни одного русского человека (Слайд №13). Первым стал М. В. Ломоносов, поистине светоч русской науки и литературы. Его достижения легли в основу новой русской культурной традиции, принесшей мировую славу России в XIX веке.

Этот век справедливо можно назвать веком русской культуры. Созвездия гениев украшают историю нашей Родины во всех областях духовной культуры. В литературе это Пушкин и Лермонтов, Гоголь и Салтыков-Щедрин, Тургенев, Некрасов, Толстой, Достоевский, Чехов. В музыке — Глинка, Римский — Корсаков, Чайковский, Мусоргский, Рахманинов. В науке — Пирогов, Менделеев, Лобачевский. В архитектуре —  Росси.  И многие, многие другие.

Учащийся 9: В «век просвещения» Екатерины II расцветает искусство русского театра. Основаны Александринский и Мариинский театры в Петербурге, Большой театр в Москве, созданы многочисленные театры в провинции (Слайд №14). На этих подмостках выросла и стала непревзойденной слава русского балета (Анна Павлова) и русской оперы (Шаляпин). Блестящее развитие получила в XIX в. русская религиозно-философская мысль, выросли крупнейшие историки, естествоиспытатели, путешественники.

К концу XIX века Россия — просвещенная мировая держава. Здесь находятся крупнейшие библиотеки (Московская государственная — около 40 млн. книг, Публичная в Петербурге — около 30 млн. книг, Академии наук — около 20 млн. книг). В Санкт-Петербурге созданы Государственный Эрмитаж с его всемирно известным собранием произведений искусства и Русский музей, в Москве — Третьяковская галерея, открыты для посетителей кремлевские Грановитая и Оружейная палаты. Богаты и собрания провинциальных музеев, огромные сокровища прикладного искусства собраны в монастырях (Слайд №15).

Ученик 10: И вот наступил век XX, век новых яростных поисков и открытий как в искусстве так и в науке. Достаточно произнести лишь три слова: кибернетика, космонавтика, кинематограф.

А начинался век относительно спокойно. В поэзии формируются новые течения — символизм, футуризм (Блок, Северянин, Ахматова, Гумилев, Мандельштам, Есенин, Цветаева, Пастернак). Блистает Московский общедоступный театр (впоследствии МХАТ) Станиславского и Немировича-Данченко. Новые театры создают Мейерхольд и Вахтангов. В сокровищницу мирового искусства кино входят десятки русских фильмов. Достаточно назвать режиссеров Сергея Эйзенштейна и Андрея Тарковского. Достижения отечественной науки несомненны и впечатляющи.

Классный руководитель: Да, достижения отечественной культуры впечатляющи.

А теперь небольшая викторина.  Внимательно прослушайте информацию об одном из великих представителей культуры нашей страны и назовите, кто это.

1. Русский баснописец, сатирик, автор многих трагедий и комедий. Автор более 300 басен, в которых высмеивал личные и общественные пороки:  глупость, зависть, бахвальство. Его известные басни: «Ворона и лисица», «Лебедь, рак и щука», «Мартышка и очки» и др. (Крылов Иван Андреевич).

2. Великий русский поэт и писатель, справедливо считающийся создателем современного русского литературного языка. За сравнительно недолгую жизнь — он погиб в 37 лет от раны, полученной на дуэли — им написаны сотни стихотворений, поэмы, ставшие классическими: «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник»  и др., роман в стихах «Евгений Онегин», исторические драмы «Борис Годунов» и «Маленькие трагедии», великолепные «Повести Белкина», «Капитанская дочка» и «Дубровский» — в прозе, его сказки «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке» (Пушкин Александр Сергеевич).

3. Один из великих представителей сатирического жанра. Известность молодому писателю принесли «Вечера на хуторе близ Диканьки». К лучшим произведениям Гоголя относятся его бессмертная комедия «Ревизор», роман-поэма «Мертвые души», повести «Шинель», «Тарас Бульба», «Игроки» и др. (Гоголь Николай Васильевич).

4.  Граф, гений русской словесности, автор множества рассказов, повестей, романов, сказок, философских и публицистических работ. Его главные произведения : «Казаки», «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», «Крейцерова соната» (Толстой Лев Николаевич).

5. Прекрасный художник-баталист. Участник многих сражений, погиб при взрыве броненосца «Петропавловск» во время русско-японской войны. Наиболее известны его полотна «Апофеоз войны», «Смертельно раненый и др. (Верещагин Василий Васильевич)

6. Физик, химик, поэт, историк, художник, человек энциклопедических знаний. В далеком XVIII веке поле деятельности для человека такого масштаба было огромным. Он заложил основы физической химии и учения о цвете, высказал принцип сохранения материи и движения, открыл атмосферу на Венере. Он — автор многих трудов в области электричества, оптики, металлургии, экономики, горного дела. Основатель Московского университета и знаменитой фабрики фарфора под Петербургом. Возродил искусство мозаики (Ломоносов Михаил Васильевич).

7. Химик, открыл периодический закон химических элементов, составляющий фундамент современного учения о веществе (Менделеев Дмитрий Иванович).

8. Физик и электротехник, изобретатель радиосвязи (Попов Александр Степанович).

9. Основоположник космонавтики, обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений (Циолковский Константин Эдуардович).

10. Конструктор ракетно-космических систем, и в истории освоения космического пространства с его именем связана эпоха первых замечательных достижений. Под его руководством созданы многие баллистические и геофизические ракеты, ракеты-носители и пилотируемые космические корабли «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космическое пространство (Королёв Сергей Павлович).

Классный руководитель: Молодцы. Спасибо за участие в викторине. 

Я думаю, что много нового и интересного вы сегодня узнали. На сегодня это всё. До встречи на следующей неделе. Тема нашего следующего классного часа …

Источники:

orurz.org›content/культура-россии

imyanauki.ru

Яндекс.Картинки

nsportal.ru

Выдающиеся деятели культуры и искусства РТ: справочники

За цикл электронных справочников «Выдающиеся деятели культуры и искусства РТ Национальная библиотека Республики Татарстан стала победителем IV этапа Всероссийского смотра-конкурса электронной продукции служб информации по культуре и искусству (2013 г.)

Все права на электронные издания принадлежат Национальной библиотеке Республики Татарстан. При любом использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна. При использовании в интернет-изданиях прямая гиперссылка обязательна.

Габдулла Тукай

Муса Джалиль

Фатих Хусни

Карим Тинчурин

Галимджан Ибрагимов

Сара Садыкова

Разиль Валеев 

Амирхан Еники

Галиасгар Камал

Хасан Туфан

Салих Сайдашев

Назиб Жиганов

Хади Такташ

Рустем Яхин

Габдулла Кариев

Леонид Любовский

Мансур Музафаров

Баки Урманче

Ахмед Ерикеев

Фатима Ильская

Масгут Латыпов 

Риза Ишмурат

Фарид Яруллин

Адель Кутуй

Хуснулла Валиуллин

Джаудат Файзи

Наки Исанбет

Шайхи Маннур

Наби Даули

Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская

Тази Гиззат

Александр Ключарев

Гумер Баширов

Сибгат Хаким

Абдурахман Абсалямов

Мирсай Амир

Ибрагим Гази

Аяз Гилязов

Шигабутдин Марджани

Ильдар Юзеев

NEW! Хай Вахит

Рекомендательный библиографический список литературы к юбилею татарского композитора Фасиля Ахметова

Рекомендательный библиографический список литературы к юбилею композитора Рафаэля Белялова

Рекомендательный библиографический список литературы к юбилею композитора Альберта Лемана

Рекомендательный библиографический список литературы к юбилею композитора Алмаза Монасыпова

 

 

 

 

Серия персональных справочников, посвященных выдающимся деятелям культуры и искусства РТ: концептуально- методические основы.

 

 

 

 

 

 

 

Последнее обновление: 30 мая 2019, 10:21

kitaphane.tatarstan.ru

Подготовьте сообщение или доклад об одном из деятелей российской культуры XIX в.

Александр Андреевич Иванов родился в 1806 году в семье художника и преподавателя исторического класса Императорской Академии художеств. «Посторонним» слушателем Академии Александр стал уже в 11 лет. За время учёбы награждён двумя серебрянными медалями, в 18 лет получил за картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора» малую золоту медаль, а в 21 – большую золоту медаль за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару». За эту же картину он получил официальное звание художника, получил XIV (самый низший) ранг табели.

Как получивший большую золотую медаль, Иванов имел право стать пенсионером (то есть получающим пансион – содержание) и отправиться в Европу. В 1830 году Общество поощрения художников выделило необходимые средства. Иванов выехал вначале в Дрезден, но очень быстро местом его жительства стал Рим.

Италия предоставляла огромные возможности для художников, завершать своё образование туда отправлялись живописцы из разных стран. В этой стране можно было найти образцы искусства и Возрождения, и Античности. Учитывая, что тогда не было даже цветной печати, не говоря уже о фотографии, в полной мере оценить всё это и использовать как пример можно было только на месте. Главным методом обучения было копирования работ древних. Известна копия «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле работы Иванова.

В 1834-1835 годах Александр Андреевич создал картину «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине», за которую получил звание академика. После такого успеха вполне можно было вернуться и начать успешную карьеру на родине. Но пенсионер мог сам регулировать время своего обучения и Иванов остался. Не следует думать, что он прожигал огромное количество не своих денег. В то время Папская область с центром в городе Рим была отсталым и потому дешёвым государством. Живший за границей, преимущественно также в Вечном городе с 1836 года Николай Васильевич Гоголь хвастал, как мало тратит (сумма получалась значительно меньше, чем уходило на жизнь в Санкт-Петербурге). Тем более, что ни Гоголь, ни Иванов не появлялись в свете (то есть не ходили по балам), а посвящали себя работе.

В 1836 году Александр Андреевич приступил к созданию главной своей картины – «Явление Христа народу». На это у него ушло более 20 лет. Это не значит, что он ходил с умным видом и делал по одному мазку краски в день – полотно требовало детальнейшей проработки. Из названия можно решить, что центральной там является фигура Христа, занимающая большую часть холста. Но на самом деле Спаситель виден почти на самом горизонте. На первом плане изображённый ждущий его народ. И здесь показаны самые разные типажи лиц, характеров, поз, фигур. Художник создал множество эскизов, прорабатывая отдельные фигуры, лица и даже элементы пейзажа. В Росси прошло и закончило «мрачное семилетие» (наиболее реакционный период правления Николая I), отгремела Крымская война, и Иванов всё это время жил в Италии, вдалеке от всех тревог.

Только в 1858 году законченную картину художник впервые показал публике – в Санкт-Петербурге. Тогда же художник заразился свирепствовашей в городе холерой и умер в 52 года.

Александр Андреевич Иванов стал художником одной картины: предшествовашие работы не остались в истории живописи, хотя и сохранились; да и мастер воспринимал их скорее как подготовку к созданию главного шедевра. Но грандиозное полотно «Явление Христа народу» того стоило.

ingvarr.net.ru

По обществознанию. Помогите написать сообщение об деятеле культуры не русской национальности в России. (архитекторы и т. п

КАРЛ ПАВЛОВИЧ БРЮЛЛОВ по праву заслужил звание гениального мастера кисти. В своем стремлении глубже осмыслить пути и тенденции развития живописи искусствоведы создают целую классификацию направлений и обширную картотеку понятий и терминов, способствующих более четкому и внятному описанию художественного наследия тех или иных мастеров кисти. Но есть личности, не вписывающиеся в общепринятые каноны, выходящие за их рамки, разрушающие сложившиеся стереотипы. Одним из таких талантливейших живописцев был Карл Павлович Брюллов . Главным отличием творчества художника от произведений многих его российских современников следует назвать наднациональный масштаб дарования этого уникального виртуоза живописи. Потомок прадеда, прибывшего в Россию из Франции, сын живописца-миниатюриста, академика орнаментной скульптуры, Карл Брюллов с первых дней своей жизни находился в атмосфере искренней и глубокой любви к искусству. Его отец старательно развивал в детях умение рисовать и ценить прекрасное. Благодаря домашним занятиям и редкостной одаренности Карл заметно выделялся из общего ряда учеников Академии, в которую он поступил в 1809 году. Его острый глаз, развитое чувство пропорций, точная, выверенная и одновременно пластичная постановка рисунка, подкрепляемая упорной практикой, позволили Карлу далеко обогнать в мастерстве своих однокашников. Брюллов яснее многих других ощущал веяния романтизма, пошатнувшего классические каноны и в российской литературе, и в живописи. Его все больше привлекал жанр портрета, позволяющий передать индивидуальные черты личности, отразить живой характер конкретного человека. После создания в 1821 году в Петербурге Общества поощрения художников Карл Брюллов и его брат Александр были удостоены высокой чести стать первыми молодыми живописцами, отправленными за счет общественных средств в Европу. Знакомство с лучшими образцами живописи, скульптуры и архитектуры Германии, Австрии, Италии потрясло Карла Павловича. Готические храмы, полотна Тициана, Рафаэля, Леонардо, античные статуи полностью перевернули его представление об изобразительном искусстве. Бурлящая вокруг жизнь все сильнее притягивала живописца своим многообразием и яркостью. За годы работы в Италии он практически полностью отошел от мифологических сюжетов и создал множество образцов великолепной жанровой и портретной живописи. В стремлении познавать новое Карл Брюллов освоил самые различные изобразительные техники. Его интересовало все – масло и акварель, сепия и рисунок. В свои произведения художник вложил собственное понимание живописи, значительно расширившееся под влиянием знакомства с лучшими образцами работ старых мастеров, тонкое чувство формы, удивительную пластичность. В портретной живописи Брюллов создал отдельное направление, названное впоследствии «романтическим портретом» , в котором весьма существенную роль играл цвет, помогавший выразительнее и ярче передать настроение и характер персонажей. Мастерство живописца заметно росло. Если некоторые из ранних его портретов напоминали глянцевые картинки, то в более поздних работах Брюллов достиг глубоко индивидуального подхода, позволившего ему создать широкий ряд уникальных психологических образов, ставших подлинными свидетельствами эпохи. Но главным достижением живописца современники признали его поистине монументальное историческое полотно «Последний день Помпеи» . На написание картины, размер которой составил около тридцати квадратных метров, от первого замысла до завершения потребовалось целых шесть лет. Триумф и слава обрушились на мастера. Его произведение с восторгом и благоговением встретили Рим и Париж, прежде чем оно прибыло в Россию следом за своим гениальным создателем, вызванным ранее приказом императора. Однако на родине далеко не все по достоинству оценили творчество живописца. Вскоре после пышной встречи волна славословий схлынула, и начались трудности. Смелость и новизна в подходе к написанию многих полотен вызывали обилие критических отзывов.

ффффффффуууууууууууууууууууууу а покороче нельзя

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *