Составить кластер ценности для человека – Система жизненных ценностей человека: виды ценностей и формирование системы

Содержание

Система жизненных ценностей человека: виды ценностей и формирование системы

Что важно для вас и что является главным в жизни? Каждый человек, которому будет задан такой вопрос, ответит на него индивидуально. Один скажет, что самое главное в жизни – это карьера и достаток, другой ответит, что этот власть и статус в обществе, третий приведёт в пример семью, отношения и здоровье. Перечислять можно довольно долго, однако нам нужно лишь понять, что то, что является важным для человека, управляет его действиями. Исходя из того, какие у него приоритеты, он будет заводить друзей, получать образование, выбирать место работы, другими словами, выстраивать свою жизнь.

И тема настоящей статьи – это жизненные приоритеты, а если сказать более точно – жизненные ценности. Далее мы поговорим о том, что это такое, какие вообще бывают ценности и как происходит формирование их системы.

Что такое жизненные ценности?

Итак, жизненными ценностями человека можно назвать ту шкалу оценок и мер, при помощи которой он выверяет и оценивает свою жизнь. В различные периоды существования человека эта шкала трансформировалась и видоизменялась, но определённые меры и оценки присутствовали в ней всегда и продолжают присутствовать сейчас.

Жизненные ценности человека являются абсолютными величинами – они занимают первое место в его мировоззрении и оказывают прямое воздействие на то, какие направления жизнедеятельности будут для него приоритетными, а что он будет воспринимать как второстепенное.

Какие бывают жизненные ценности?

В первую очередь следует указать на то, что система жизненных ценностей человека может состоять из нескольких элементов:

  • Общечеловеческие ценности
  • Культурные ценности
  • Индивидуальные ценности

И если первые два элемента обусловлены, главным образом, общими представлениями людей о том, что хорошо и что плохо, что важно и что второстепенно, а также особенностями той культуры, в которой родился и воспитывался человек, то к третьему элементу можно отнести сугубо субъективные мировоззренческие особенности. Хотя и в этом случае можно выделить нечто общее, что объединяет жизненные ценности всех людей вообще.

Таким образом, к общей системе жизненных ценностей человека можно отнести:

  • Здоровье – оно является одной из основных жизненных ценностей, разделяемой множеством людей и ценимой довольно высоко. Но к здоровью можно отнести не только физическое или духовное благополучие, но и благополучие социальное, выражающееся в отсутствии социальных кризисов в жизни. Особого внимания заслуживают показатели физического и социального благосостояния, которые отражаются на внешней привлекательности и в атрибутах социального положения, таких как общественный статус, обладание определёнными вещами, соответствие стандартам и брендам;
  • Успех в жизни – ещё одна ценность, которая находится в почёте на протяжении долгого времени. Получение хорошего образования является залогом стабильного будущего, успешной карьеры, наличие высокого заработка и общественного признания – всё это важно для многих людей. Но в это же время достаточно велико и число приверженцев так называемого дауншифтинга – явления, в котором люди, уже сумевшие достичь успеха и социального статуса, приходят к пониманию того, что уже нет сил выносить социальный прессинг, отходят от дел и уходят в простую жизнь, дабы сохранить душевное равновесие и целостность. На сегодняшний день особо ценным является навык приспособления к разным условиям и обстоятельствам жизни и способность зарабатывать, не работая по найму;
  • Семья – остаётся одной из главных жизненных ценностей для людей всего мира, невзирая на то, что сегодня наблюдается тенденция отказа от браков, тем более ранних, отказа от рождения детей, а также пропаганда однополых отношений. Кроме того, даже тот факт, что в наше время можно использовать деньги для получения бесконечного количества сексуальных связей и видимости любви, не может идти ни в какое сравнение с тем, что для людей по-прежнему остаются значимы настоящая семья и потребность в продолжении рода;
  • Дети – и здесь мы снова можем сказать, что, несмотря на пропаганду отказа от детей (чайлдфри) для подавляющего числа людей дети продолжают оставаться смыслом существования, а рождение и воспитание потомства превращается в цель жизни. И огромное значение здесь отводится возможности для человека оставить после себя потомство, как след, а также передачи своего жизненного опыта и закрепления своего индивидуального «Я» в том, что будет продолжать существование дольше его самого.

Руководствуясь всем этим, можно сделать вывод, что система жизненных ценностей людей, которой они руководствуются в течение всей своей жизни, в большинстве случаев представлена их стремлением к самореализации, закреплению своей индивидуальности и передачи её во времени.

Но, помимо перечисленных жизненных ценностей, можно назвать и ряд других, которые также встречаются очень часто:

Различия же в жизненных ценностях и приоритетах объясняются тем, что люди отличаются по психологическим типам. Это говорит о том, что и ваша система жизненных ценностей совершенно индивидуальна, но то, что для вас имеет наибольшее значение, и то, что вы цените, как самое главное в жизни, для кого-то другого может быть совершенно ничего не значащим или вообще отсутствовать в его системе ценностей. Хотя, конечно же, вещи, значимые для всех и каждого, как и моральные ценности, имеют место быть, независимо то того, где рождён человек и в какое время.

Теперь же давайте поговорим на тему того, как происходит формирование системы жизненных ценностей.

Особенности формирования системы жизненных ценностей

Система жизненных ценностей каждого человека начинает формироваться уже с первых лет его жизни, однако окончательно она формируется лишь к достижению ответственного возраста, т.е. примерно к 18-20 годам, хотя и после этого может в чём-то меняться. Сам же процесс её формирования проходит по определённому алгоритму.

Схематично данный алгоритм можно выразить так:

  • Стремление > Идеал
  • Стремление > Цель > Идеал
  • Стремление > Ценности > Цель > Идеал
  • Стремление > Средства > Ценности > Цель > Идеал

Однако впоследствии между всеми этими пунктами появляется ещё один – этика, в результате чего вся схема приобретает следующий вид:

  • Стремление > Этика > Средства > Этика > Ценности > Этика > Цель > Этика > Идеал

Отсюда получается, что в первую очередь возникает идеал и само стремление к этому идеалу. Идеал, который также можно назвать образом, если к нему не возникает стремления, уже таковым не является.

На первой стадии, чаще всего являющейся инстинктивной, идеал нейтрален с этической точки зрения, т.е. его нельзя как-либо оценить, да и формироваться он может в виде чувственно-эмоциональной субстанции, содержание которой определить довольно сложно. Смысл же, который придаётся идеалу, формируется только на стадии трансформации в цель. И только после этого, достигая третьей стадии, происходит формирование ценностей, служащих ресурсами, условиями и правилами для достижения цели, которая ведёт к идеалу. А весь алгоритм, в конце концов, завершается так называемой инвентаризацией необходимых и имеющихся средств по достижению цели.

Каждый элемент представленного алгоритма крайне важен, однако нужно обратить внимание на то, что идеал, цель и средства формируются и выбираются под воздействием не только потребностей, но и норм этического характера, которые как бы «фильтруют» все стадии алгоритма. Одновременно с этим, этические нормы могут иметься в сознании человека, а также в массовом сознании, представляя собой результаты действия предыдущих алгоритмов, а значит, и восприниматься как «существующие объективно». Кроме того, они могут формироваться и как новые, будучи обусловленными вновь возникшим идеалом и соответствующим ему алгоритмом.

Жизнь любого человека, о чём мы уже упоминали, с самого детства начинает подчиняться данному алгоритму, причём не важно, чего это касается: выбора будущей профессии, любимого человека, политических или религиозных взглядов и совершаемых поступков. И здесь особую роль играют именно «идеалы», независимо от того, существуют они в сознании человека или в его подсознании.

Подытоживая, можно сказать, что система жизненных ценностей человека является достаточно стабильной структурой, несмотря на то, что подвержена изменениям, как небольшим, так и глобальным. А осознание самим человеком своей системы жизненных ценностей – это первый шаг на пути к пониманию своего жизненного предназначения.

4brain.ru

Система ценностей человека: как повлиять на формирование

Добрый день, дорогие читатели! Вы когда-нибудь задумывались о том, почему у одних людей жизнь складывается легко и радостно, а другие как будто притягивают в свою жизнь всякого рода нелепые моменты, попадают в неприятные жизненные ситуации? Огромную роль в выборе жизненного пути и правильного следования по нему играет система ценностей человека. Это – ориентир каждого, правила и представления о нормальной жизни, работе, учебе, досуге, общении. Эти характеристики играют ключевую роль в каждом действии, намерении, поступке, а также в реакции на ситуации и даже слова людей.

Благодаря этому каждый человек точно знает, что занимает в жизни центральное место, а что не так уж и важно. Следовательно, на этом строится и модель его поведения в разных ситуациях.

Какие бывают ценности?

В зависимости от сферы, к которой относятся ценности, их можно условно разделить на:

  • культурные;
  • общечеловеческие;
  • индивидуальные.

Все ценности, кроме индивидуальных, формируются на основании мнения окружающих, а также особенностей местности, в которой родился человек, традициями и тенденциями в общении. А вот к индивидуальным ценностям относятся исключительно субъективные особенности мировоззрения индивидуума. Рассмотрим подробно каждый вид.

Общечеловеческие

К системе общечеловеческих жизненных ценностей относятся:

  • Здоровье. Наверное, для каждого здравомыслящего человека оно является неоспоримой ценностью жизни, без которой абсолютно не нужны ни материальные, ни духовные блага. Очевидно, когда у нас что-то болит, нам не нужно ничего, кроме как избавиться от недуга. Мы тратим любые деньги, сколько угодно времени и сил на восстановление привычного здорового состояния нашего организма.
  • Жизненный успех. Конечно, начинается все со школьного образования. Каждый из нас стремится хорошо учиться в школе, чтобы в будущем поступить в престижное высшее учебное заведение, а дальше – найти хорошую работу по специальности. Все это сулит нам хороший заработок и, как следствие, успешную карьеру. Мы чувствуем, что реализовались в жизни и получаем от этого удовольствие. Хотя в наши дни многие, добившись таких результатов, не выдерживают социального прессинга и прибегают к так называемому дауншифтингу – возвращению к простой жизни, подальше от густонаселенных городов и поселков и поближе к природе.
  • Семья. Для многих карьера не представляет собой никакой ценности, если этот успех не с кем разделить. Многие чувствуют необходимость трудиться и достигать результатов не для себя, а в целях заботы и обеспечения своей семьи. Ведь родные и близкие – это те, кто тебя всегда ждут, поймут, услышат. Формирование семьи у таких людей может начинаться уже со старших классов школы или с института.
  • Дети – цветы жизни. И многие живут, следуя этому принципу. Они видят в них свое отражение и продолжение. Им мы передаем свой жизненный опыт и силы, часто даже в ущерб себе. Стоит отметить, что хотя в наши дни имеет место пропаганда отказа от потомства под названием «чайлдфри», для многих дети были и остаются главной ценностью жизни.

Как итог вышесказанному важно отметить, что такая система имеет стремление к самореализации. Кто-то реализует себя в карьерном росте, кто-то – в семье, кто-то – в детях. Это все преследует одну цель – закрепление собственной значимости и трансляция ее в будущее.

Культурные

К культурным жизненным ценностям относятся:

  • творчество и духовность;
  • тесное общение с родственниками;
  • друзья;
  • свобода суждений;
  • самооценка и уверенность в собственных силах;
  • независимость;
  • уважение окружающих;
  • работа, отвечающая интересам;
  • смелость и мужественность;
  • ответственность;
  • реализация в творчестве и работе;
  • путешествия и т.д.

Индивидуальные

К индивидуальным жизненным ценностям относятся самые важные для каждого человека вещи. Их основа формируется в детстве благодаря окружению. Для кого-то это будет правда, честь и справедливость, для кого-то – много денег и хорошая работа, для кого-то – здоровая семья и счастье близких ему людей.

Все люди имеют свой психологический тип. Именно поэтому мы думаем и ведем себя по-разному в идентичных ситуациях, стремимся к разным целям.

Правильное формирование жизненных ценностей

Жизненные ориентиры и ценности начинают формироваться еще в раннем детстве. Процесс и результат зависят от условий, в которых находится ребенок. Ключевую роль играет, конечно же, семья, а также близкие люди и друзья, с которыми малыш проводит больше всего времени.

Никто не знает, как определить, что будет главным. Все зависит от собственных представлений индивидуума. Личностная система ценностей ребенка будет создаваться и совершенствоваться не только по его личному опыту, но и по вашим подсказкам и примеру.

Чтобы правильно сформировать жизненные ценности малыша, нужно стараться делать следующее:

  • личным примером показывать, что в жизни важно, а что можно пустить на самотек;
  • окружить ребенка добротой и пониманием;
  • смотреть хорошие фильмы и читать книги с моральным смыслом, где наказывается жадность и ложь, а поощряется честность, щедрость, правда;
  • помогать и давать советы в выборе друзей и людей, на которых стоит ровняться, подкрепляя слова сравниванием достижений этих личностей;
  • выслушать ребенка даже если он неправ, говорить с ним и давать ненавязчивые советы.

Ценности формируются с годами не только из вашего личного опыта, но и с мнений значимых для вас людей. Это могут быть как родители, так и наставники, преподаватели, школьные друзья и т.д. Это те люди, которыми вы восхищаетесь и которых безмерно уважаете.

Косвенно на процесс влияют религия, тенденции в социуме, культурные особенности территории, на которой проживает человек, и много других факторов. Важно пытаться окружать ребенка хорошими и добрыми людьми. Главное, по возможности, как можно дольше изолировать его от негативно влияющих личностей.

Как определить свои жизненные ценности?

Собственные ценности определяются в 3 шага:

  •  Возьмите лист бумаги и запишите на нем все, что считаете важным. Неважно, насколько большой или маленький получится этот список.
  •  Пересмотрите его детально и проанализируйте каждый пункт. Постоянно задавайте себе вопрос: это точно важно или без него можно обойтись? Если возникает хоть малейшее сомнение, смело вычеркивайте этот пункт.
  •  Повторяйте действия из предыдущего пункта, сокращая перечень до 7-10 пунктов – это и есть ваши личные ценности.

Стоит отметить, что люди, которые отличаются веселым характером и оптимизмом, в любой ситуации стараются учитывать действие факторов, влияющих на их жизненные ценности, отсекают все лишнее. Такой подход позволяет со временем сформировать из них по-настоящему мощный механизм, диктующий направление движения в любой, даже самой запутанной жизненной ситуации.

Четкое понимание своих ценностей важно, так как это позволяет обдуманно и направлено формировать свой характер, контролировать действия, желания и, конечно же, решения.
У всех нас разные установки. Но, посмотрев вглубь себя, проанализировав свои действия и поступки, мы безошибочно сможем определить, что для нас важнее всего, что является ориентиром каждого нашего решения. Это поможет делать только взвешенный выбор, самостоятельно принимать решения, обдумывать и моделировать результаты и только потом действовать.

Рекомендация

Если вас не устраивают, те ценности которые вам привили в детстве, то это необходимо исправлять. Опираясь на свой опыт, я скажу, что это очень не просто. Как уже написано выше, ценности прививаются с детства и откладываются в нашем подсознании.

Одним из очень эффективных методов замены установок, является работа с подсознанием. Для начала можете почитать, вот эти 30 бесплатных уроков. Я думаю, что этих уроков вам вполне хватит.

Заключение

Также, если вам интересна тема развития человека, то я рекомендую посмотреть статью про чакры человека и их раскрытие.

Всего хорошего, друзья! Надеюсь, вы узнали что-то новое и интересное для себя, что сможете с успехом применить в своей жизни. Будьте честными сами с собой. Помните всегда о том, что важно, и не зацикливайтесь на второстепенных вещах. До встречи за новой интересной беседой!

 

 

qvilon.ru

Главные жизненные ценности людей: что наиболее важно в жизни и как это понять?

Ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью решение каких-то проблем и обстоятельствами, постоянно проверяющими нас на прочность. И в сегодняшнем мире всевозможных забот и стрессов огромную роль играют наши жизненные ценности, являющиеся своеобразными указателями на жизненном пути.

Если всё, что мы говорим и делаем, соответствует нашим жизненным ценностям, жизнь отличается правильностью и содержательностью, а сами мы довольны и уверены в себе. Однако нередко получается так, что наши действия расходятся с глубинными убеждениями, по причине чего в жизнь вторгается беспокойство и раздражительность. И это является показателем того, что что-то не так. Кроме того, такие ощущения могут сделать нас несчастными, и только в том случае, когда мы всегда поступаем по совести, сохраняется и чувство собственного достоинства, и состояние счастья.

Жизненные ценности человека можно смело назвать его внутренним компасом, по которому необходимо сверять все шаги. Ведь когда имеются определённые установки, человеку гораздо проще продумывать действия и принимать верные решения, что и является основой продуктивной и полноценной жизни.

Но давайте поразмыслим на тему того, что может быть нашими жизненными ценностями.

Что главное в жизни?

Определить свои приоритеты – это очень важно, т.к. чёткое понимание жизненных ценностей способствует формированию характера, контролю действий, желаний и, конечно же, решений.

Естественно, установки у людей разные, но всё же есть возможность назвать что-то, что в большей степени характерно для всех людей; что-то, что имеет для них первостепенное значение.

Так что же это может быть?

Среди главных жизненных ценностей людей можно выделить следующие:

  • Оптимизм – ценнейшее качество, позволяющее видеть хорошее абсолютно во всём. Да и у людей, отличающихся оптимизмом, жизнь сама по себе лучше, а плохое случается существенно реже, т.к. их отличает высокая способность к преодолению проблем
  • Любовь – пожалуй, то, что присуще большей части людей. Но понимать её следует не только как романтическое чувство, но и как отношение к окружающему миру и живым существам в нём, пропитанное добром и состраданием
  • Вера в людей – чувство, которое распространяется как на окружающих, так и на себя самого. Сюда можно отнести и решительность, и силу воли, и чувство доверия. Всё это может помочь человеку преодолеть жизненные трудности и быть способным прийти на помощь другому
  • Понимание – то, что необходимо большинству из нас. Если в жизни есть понимание, то поступки других людей, какими бы они ни были, практически всегда можно понять, ведь видны их истинные причины. Понимание освобождает от обид, гнева, депрессий, ощущения потери контроля над своей жизнью и многих других отрицательных эмоций и состояний
  • Толерантность – особая форма терпимости и понимания, позволяющая находиться в гармоничном состоянии с самим собой и окружающими людьми, даже если что-то в них кажется крайне абсурдным и неприемлемым
  • Уважение – ещё одна очень важная ценность, предоставляющая каждому возможность видеть в окружающих людях самое лучшее и находить силы для исправления своих собственных недостатков. Не бывает идеальных людей, но если есть уважение, то замечать в каждом что-то светлое и хорошее можно безо всяких проблем. И здесь интересно то, что, чем больше человек уважает других, тем больше они уважают его
  • Терпение – поистине особенная ценность, которая способствует созданию в сознании человека самого лучшего состояния, позволяющего не только со спокойствием и смирением принимать других людей и вызовы жизни, но и принимать наиболее верные и обдуманные решения
  • Дисциплина – многие путают это понятие по своему качеству с рутиной, но между ними есть большая разница. Рутина предполагает однообразие и следующую за ней скуку, а дисциплина – это особое настроение, согласно которому, человек делает то, что должен, и то, что важно для него. Конечно, это требует сильного характера, зато результат оправдывает самые смелые ожидания
  • Честность – её можно назвать фундаментом любых других жизненных ценностей. Если быть честным с самим собой, можно чётко осознать свои особенности и понять свои главные принципы и установки. А если быть честным с другими, это позволит выстроить наиболее продуктивные взаимоотношения
  • Благодарность – не зря говорят, что за всё, даже за плохие события в жизни нужно говорить миру «спасибо». Если человек культивирует в себе ощущение благодарности к окружающей реальности и другим людям, его жизнь удивительным образом начинает налаживаться и приносить гораздо больше хороших событий, положительным эмоций и ярких впечатлений
  • Прощение – развитая способность прощать автоматически нейтрализует такие деструктивные состояния, как гнев, обида, душевная боль, нередко заставляющие людей годами жить прошлым. Когда человек отпускает от себя обиду, он сам создаёт себе все условия для движения вперёд по жизни
  • Надежда – эту внутреннюю ценность можно без обиняков назвать источником энергии, придающим силы и согревающим в ситуациях, когда всё идёт из рук вон плохо, и нет никакого «света в конце тоннеля». Надежда даёт человеку уверенность в том, что всё будет хорошо, и свято верить, что «самый тёмный час перед рассветом»
  • Дружба – если человек ценит дружбу, значит, в его жизни есть не только те люди, с которыми можно хорошо провести время, но и те, кто поддержит в трудную минуту, даст совет, станет опорой и будет рядом, когда это необходимо
  • Семья – конечно же, семья испокон веков являлась одной из главных ценностей всех людей. Причин этому может быть много: и продолжение рода, и возможность подарить миру частичку себя, и возможность провести старость в кругу любимых и т.д.

Несомненно, не все эти ценности могут быть важны для каждого из людей, но это и не столь важно. Важнее то, что эти ценности есть, и все их объединяет какая-то созидательная составляющая, и если у всех людей планеты среди главных ценностей есть хотя бы одна из названных выше, значит, в каждом есть что-то хорошее. Но давайте продолжим.

Далеко не все люди могут чётко понять, какие ценности движут ими по жизни, а это говорит о том, что есть, над чем задуматься, и есть, с чем работать.

Как определить свои жизненные ценности?

Для определения жизненных ценностей сегодня существует довольно большое количество приёмов и методик. Мы же расскажем о самом простом варианте.

  1. Запишите на листе бумаги всё, что считаете важным в своей жизни, но важным настолько, что не сможете без этого жить, если этого не будет.
  2. Список может получиться довольно длинным, но теперь его нужно пересмотреть. Спрашивайте себя на каждом пункте о том, действительно ли это является тем, без чего вы станете абсолютно несчастны, или от этого можно было бы отказаться? Если есть хоть даже небольшое сомнение по какому-то пункту, смело вычёркивайте его.
  3. Повторяйте шаг №2, пока в вашем списке не останется не более десяти пунктов. Полученный в результате список и можно считать списком ваших главных жизненных ценностей, опираясь на который и следует в дальнейшем строить свою жизнь.

Помните о том, что ваши основные жизненные ценности будут сформированы на основе всего, что было в вашей жизни, и будут включать в себя не только ваши личные мнения, но и мнения тех людей, которые для вас что-то значат: родителей и других членов семьи, друзей и наставников (учителей, преподавателей и т.п.), людей, которыми вы восхищаетесь и т.д. Кроме того, воздействие будет оказано и социокультурными особенностями, тенденциями в обществе, религиозными институтами и много чем ещё.

Люди, которые отличаются наибольшей эффективностью и оптимизмом, всегда стараются учесть максимальное количество факторов, оказывающих влияние на их жизненные ценности, и, по возможности, отсечь лишние. По этой причине опираться вам нужно стараться лишь на те значения, которые являются самыми важными для вас, и которые с годами сформировали вас как личность. Если вы будете действовать таким образом, то ваши жизненные ценности станут для вас предельно мощным инструментом, способным помочь сделать себя и свою жизнь лучше и оказать поддержку в любых трудностях, которые будут встречаться на вашем пути.

ВАЖНЫЙ СОВЕТ: Мы прекрасно понимаем, что определить свои главные жизненные ценности может быть не так уж просто, как кажется на первый взгляд. Именно поэтому мы предлагаем вам не просто составить список своих приоритетов и выбрать из него наиболее значимые, а провести всестороннюю оценку своей личности: узнать жизненные ценности, особенности характера и темперамента, преимущества и недостатки, тип личности, предрасположенности и даже виды деятельности, подходящие вам более всего. Всё это и многое другое ждёт вас в нашем курсе по самопознанию, который не имеет аналогов ни в электронном, ни в письменном виде. Переходите по этой ссылке.

4brain.ru

Основные жизненные ценности - Психологос

Какие основные жизненные ценности? Сколько их вообще? Список всех жизненных ценностей огромен, но всё слишком большое можно разделить на части. В синтон-подходе основные жизненные ценности здоровой личности могут быть сгруппированы в три основных круга ценностей:

  • Личная жизнь и отношения,
  • Дело, бизнес, работа,
  • Собственное развитие

Если же и эти части разделить на более мелкие, у нас получится следующий список.

Любовь, азарт, развлечения и отдых.

Это ценности радости – отрывайся, наслаждайся, живи на всю катушку. Путешествие в далёкую тёплую страну, где лазурное море и белый песочек. Игра в казино, когда от ставок захватывает дух. Романтика встреч в кафе, где уютный полумрак и прекрасный человек напротив.

Семья, взаимопонимание, дети.

Это длительные отношения в паре, родители и дети, друзья и близкие. Это ценность отношения с другими людьми. Здесь тоже есть любовь – как радостная забота, ласковое внимание, тёплое уважение. Вот мужчина после рабочего дня радостно идёт домой – там его семья, его жена и дети. Вот молодой парень бросает всё и едет помогать родителям с огородом – потому что родителям уже тяжёло, а он их любит. Вот женщина ерошит волосы ребёнку и садится рядом, чтобы почитать сказку.

Дом, комфорт, деньги.

Это ценность упорядоченного быта. Она лежит на стыке двух сфер – ведь «дом, комфорт, деньги» очень нужны для семьи и не помешают отдыху. С другой стороны, деньги – это уже выход в сферу «Дело, работа, бизнес». Молодая пара на весь день едет в IKEA, чтобы купить мебель в свою новую квартиру. Они тщательно выбирают каждый стул и каждую полку – купить хочется много, а денег меньше, чем хочется.

Моё дело, мои проекты.

Чем вы занимаетесь по жизни? На что тратите время, когда уходите на работу? Какие планы строите, засыпая вечером? Это всё – ценность дела. Здесь собрано всё, что касается вашей работы, ваших идей и планов по созданию и развитию. Парень с подросткового возраста увлекался фотографией и видеосъёмкой. Везде старался ухватить что-то необычное. Прошло десять лет – он снимает дорогие, качественные клипы и хочет замахнуться на кино.

Карьера, власть, статус.

Это ценность социального развития – получения более высокого социального статуса, новых возможностей влиять и делать. Мужчина раз за разом меняет машину, покупая всё боле престижные марки. Женщина ходит только в дорогие бутики. Каждый из них показывает свой статус и каждый много работал, чтобы достичь такой высоты.

Образование, повышение профессиональной квалификации.

Сложно делать своё дело хорошо без образования и опыта. Поэтому ценность развития мастерства находится сфере «Дело, работа, бизнес». С другой стороны, любое образование и повышение профессиональной квалификации обязательно приводит к личностному развитию. Поэтому ценность развития мастерства одновременно относится к сфере «Я и собственное развитие». Вот девушка внимательно смотрит, как выглядит голливудская звезда на вручении «Оскара». Девушка – стилист, она смотрит церемонию, чтобы уловить самые модные тенденции. Девушка – на работе.

Личностный рост, социальные и психологические навыки.

Это ценность развития личности. Личностный рост можно коротко назвать словом «мудрость». Это зрелость, взвешенные выводы, внимание к другим людям. Социальные навыки – это поведение в обществе, например, умение с рабочим разговаривать на одном языке, а с интеллигентом на другом. Психологические навыки – это преодоление своих страхов, владение своими эмоциями, чистота и ясность мышления. Девушка была язвительной и вспыльчивой, рядом с ней было тяжело. Она занялась собой и стала мягче в общении, аккуратнее в выражении чувств. Рядом тут же появились люди.

Красота, здоровье, гармоничное развитие.

Внешность, стройная фигура, хорошо развитая мускулатура, умение танцевать и красиво двигаться – это всё ценность тела. Эта ценность лежит на стыке двух сфер – когда человек занимается своим здоровьем, он обязательно развивается, поэтому ценность справедливо входит в сферу «Я и собственное развитие». С другой стороны, красота и здоровье сильно влияет на отношения и поэтому относится к сфере «Личная жизнь и отношения». Спортивному, подтянутому парню легче заинтересовать девушку. Гибкой и грациозной девушке проще привлечь внимание парня.

Духовный рост, познание жизни, реализация предназначения.

Если вы живете не только для себя, если для вас важно оставить в жизни добрый след - у вас самые высокие мотивы, вас можно назвать человеком с духовными устремлениями. Если же вы любитель литературы о духовных практиках, где продается стандартный набор из астрологии, йоги, эзотерики и целительства вместе с психотерапией и восточными учениями, то вы просто покупатель литературы этого жанра.

www.psychologos.ru

Жизненные ценности человека: основные приоритеты для каждого

Откройте ваши руки, чтобы изменить, но не отпустить свои ценности. (Далай-лама)

Содержание:

Перед нами ежедневно стоит необходимость решать какие-то задачи. Каждый день мы сталкиваемся с какими-то обстоятельствами, которые испытывают наше терпение и характер. В этой ситуации очень большое значение имеют наши жизненные ценности, которые служат маркерами и позволяют нам убедиться, что мы движемся по нашему пути в правильном направлении. Когда все слова и действия приведены в соответствие с нашими ценностями, жизнь кажется нам правильной и содержательной, а мы сами уверены и довольны собой. Но если случается так, что наше поведение не соответствует внутренним убеждениям, мы очень скоро начинаем ощущать беспокойство и раздражение, которые зарождаются и растут внутри нас. Это неприятное чувство подсказывает нам, что не все благополучно в нашем мире. Мало того, эти ощущения могут стать источником беспокойства и несчастья для нас. И только твердо следуя указаниям нашей совести, мы можем сохранить чувство собственного достоинства и ощущать себя самодостаточными и счастливыми.

Наши жизненные ценности – это наш внутренний компас, по которому мы должны сверять каждый свой шаг по жизненной дороге. Есть проблемы со здоровьем, деньгами, отношениями? Это потому, что наши внутренние модели мира не совпадают с тем, что есть на самом деле. Тяжело принимать любое решение? А это потому, что мы не уверены в том, чего мы действительно хотим и что для нас действительно важно. Когда у нас есть определенные установки, нам легче взвешивать варианты и находить правильное решение – ведь жизненные ценности человека служат ему опорой, и, следуя им независимо от обстоятельств, мы начинаем жить более полноценной и продуктивной жизнью.

Что может стать главным для вас?

Очень важно определиться с тем, что является наиболее главным для вас, ведь жизненные ценности помогают формировать характер и контролировать наши поступки, желания и решения. Конечно, у разных людей внутренние установки разные: для одного важнее всего то, что кажется не настолько важным для другого, а для третьего и вообще главный ориентир в жизни отличается от того, что важно и для первого, и для второго. И все же мы можем перечислить наиболее часто упоминающиеся разными людьми критерии, имеющие первостепенное значение в их жизни и должны иметь особое значение для каждого человека. Итак, какие могут быть жизненные ценности?

  • Любовь – это, наверное, вообще самое первое, что назовет практически каждая из нас. Это важная личностная ценность, которая заслуживает особого места в жизни каждого человека. И здесь речь идет не только о романтическом чувстве, потому что это не единственный вид любви, которую способен испытывать человек. Так, как вы любите своих близких и друзей, вы можете любить и остальных людей. Любовь к людям рождает сострадание, а это еще одно, о чем мы должны сказать, когда перечисляем основные жизненные ценности. Когда мы приходим к состраданию, мы начинаем видеть в людях лучшее, в то время как они видят лучшее в нас.
  • Понимание, в котором нуждается каждый человек. Как часто можно увидеть людей, которые держат в своем сердце гнев и обиду на других, в причинах поступков которых они не хотят разобраться. Гнев делает их слепыми и отдаляет от окружающих. Если же вы готовы понять и принять людей и обстоятельства, которые вынуждают их поступать так или иначе, вы получите контроль над ситуацией и сможете с каждым найти общий язык.
  • Уважение к людям – тоже очень важный критерий. Оно не только позволяет нам черпать вдохновение в лучших качествах окружающих, но и позволяет лучше увидеть и постараться исправить свои недостатки. Никто не совершенен; а уважение является единственным способом, с помощью которого мы можем замечать положительное в других и стремиться совершенствовать самих себя. И, как многие другие жизненные ценности, уважение имеет свойство отражаться от других людей к вам – чем с большим уважением вы относитесь к окружающим, тем большее уважение они проявляют к вам.
  • Дисциплина, которую многие, к сожалению, путают с рутиной и стараются ее избегать. Рутина означает, что мы уныло делаем что-то весьма однообразное; дисциплина же – это когда человек действует даже с некоторой долей веселья, но главное, что его волнует, это полное выполнение своих обязанностей. Дисциплинированный и ответственный человек всегда будет уважать свое и чужое время, поэтому одной из его характерных черт можно назвать пунктуальность.
  • Вера в других. Она может распространяться и на ваше отношение к самой себе. Это ваша решимость, которая способна поднять человека, если он упал. Его сомнение в себе в трудную минуту может быть уничтожено вашей верой в него. И что интересно, эта вера заразительна – чем больше вы верите в других, тем больше крепнет ваша вера в себя.
  • Благодарность. Когда вы тратите всего лишь секунду на то, чтобы сказать «спасибо», выразив свою признательность другому, вы зажигаете огромный огонь дружелюбия и ответной благодарности к вам этого человека. Именно благодарность помогает увидеть и ощутить то изобилие радости, на которое щедра наша жизнь.
  • Прощение. Умение прощать освобождает нас от боли и гнева, которые заставляют нас «застревать» в прошлом. Когда вы прощаете, вы отпускаете обиду и двигаетесь вперед по своей жизни.
  • Дружба. Друзья поддерживают нас, и они всегда готовы помочь советом, если мы их об этом просим. Друзья служат нам опорой в трудностях и всегда бывают рядом с нами в радости.
  • Надежда. Это именно то топливо, которое греет нас, когда мы устали и не видим дорогу. Надежда убеждает нас, что иногда вопрос не в том, «сбудется ли», а в том, «когда» это будет.
  • Оптимизм. Есть такое выражение: «Если тебе достался лимон – сделай из него лимонад!» Это очень ценное качество – уметь видеть хорошее даже там, где его очень трудно увидеть. У людей с таким качеством плохого в жизни всегда меньше, чем хорошего. Вернее, плохого и не бывает – потому что они умеют ему противостоять.
  • Терпение – это ценность, которая создает лучшее состояние ума, более эффективное для принятия решений.
  • Толерантность. Есть такие люди, с которыми нам порой не хочется иметь дела. Но вместо того, чтобы показывать им свое презрение, лучше проявить терпимость – это лучшая и достойная альтернатива.
  • Честность. Это даже обсуждать не стоит. И не удивляйтесь, что этот критерий мы называем в самом конце – это потому, что честность является основой, на которой стоят все другие жизненные ценности, какие бы они у вас ни были. Честность состоит не только в том, чтобы признаться в своей ошибке на работе или рассказать супругу правду о том, куда вы потратили деньги с его карточки. Честность состоит в том, чтобы признаться себе, что вы не совершенны. Это единственный способ, с помощью которого вы сможете повлиять на свою жизнь, чтобы изменить ее к лучшему.

Как устанавливать и использовать свои основные приоритеты?

Есть очень эффективный способ определить свои ценности, и заключается он в следующем:

  1. Составьте список того, что кажется вам наиболее важным в вашей жизни – настолько важным, что вы не сможете быть счастливой без этого. Ваш первоначальный список может быть очень длинным – это не страшно, вы подкорректируете его позже.
  2. Пересмотрите свой список и спросите себя: это действительно то, без чего я не смогу жить счастливо? Без этого моя жизнь действительно будет казаться невыносимой? Если есть хоть какое-то сомнение – удалите это из вашего списка.
  3. Повторите этот процесс до тех пор, пока ваш список не сократится до шести – десяти значений. Вот теперь у вас есть список самых важных именно для вас жизненных ценностей. Опираясь на них, вы сможете идти по жизни, испытывая свою значимость и удовлетворение всем, что вы будете делать.

Ваши личные ценности состоят из всего того, что случилось в вашей жизни, и включают они в себя множество различных влияний: влияние ваших родителей и семьи, отношение к религии, ваше образование, художественные предпочтения, круг вашего общения и множество других факторов, от которых зависит жизненный опыт и сложившееся мировоззрение каждого человека. Эффективные люди всегда признают и учитывают это воздействие окружающей среды; они разрабатывают четкий, ясный и осмысленный «набор» убеждений и приоритетов. Как вы действуете дальше, если вы можете считать себя сложившимся человеком со стройной системой ценностей?

  • Вы демонстрируете и моделируете свои приоритеты в личном и профессиональном поведении, при принятии важных решений и во время межличностного взаимодействия.
  • Вы можете опираться на свои ценности в семье, строя отношения с мужем и воспитывая детей.
  • Вы корректируете и устанавливаете жизненные цели, основанные на ваших главных личностных критериях.

Поэтому выберите именно те значения, которые действительно наиболее важны для вас, значения, которые определяют ваш характер. Они будут одним из самых мощных инструментов, доступным вам, с помощью которого вы сможете стать такой, какой вы сами хотите быть. Это инструмент достижения ваших целей и мечтаний, инструмент влияния на других людей и на окружающую вас действительность. Не упускайте свою возможность!

jlady.ru

Интерактивный урок «Мои жизненные ценности, или Ценности, которым нет цены»

Разделы: Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


“Умрет человек в человеке –
заменить его будет некем...”

I часть. “Жизненные ценности”.

(Весь диспут сопровождается презентацией о жизненных ценностях...)

- Ребята, я приглашаю вас в путешествие, по дороге “Жизненные ценности Человека” или “Ценности, которым нет цены” (слайд №4)

- Как вы считаете, действительно ли ценности так важны в жизни человека?

 (Ответы)

- Что именно вы считаете ценностью? (ответы)

- Вот видите, какие разные у всех нас понятия о ценностях. У нас, на Кавказе (вернее, в Закавказье, в Грузии) есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить примерно такие надписи: “Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил 3 года“, или “Нугзар Гаприндашвили. Родился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет”.

Что на Кавказе считать не умеют? Может, со смыслом делались эти приписки на могильных плитах? А с каким смыслом?

(ответы)

- Смысл приписок в том, что таким образом односельчане оценивали насыщенность и общую ценность жизни данного человека.

 (ответы)

- Мы всё говорим “ценность”, “Жизненная ценность” а может  быть, кто-нибудь знает. Что же такое “ценность”? Может это, то же самое. Что цена?

(ответы)

- Так какие же бывают ценности?

 (ответы)

- А считаете ли Вы различными понятия ценности и жизненные ценности. Если да, то  почему, если нет, то в чем их сходство?

(ответы)

 - А как вы думаете, зачем нам вообще нужны жизненные ценности, может без них значительно проще?

 (ответы)

- Что Вы понимаете под словами “жизненные ценности”?

(ответы)

- Представьте такую ситуацию (слайд № 5)

Собака, яростно лая, припадала на задние лапы. А перед ней, умирая от ужаса,  сидел маленький, беззащитный котёнок. Он умирал от страха. Рядом стояли два мальчика и наблюдали, что же будет дальше. Вдруг на улицу выбежала женщина, она отогнала собаку и сердито сказала мальчикам: “Как вам не стыдно? ” “А что стыдного, мы же ничего не делали, - ” ответили мальчики.

“Вот это и плохо, - ” гневно сказала женщина.

Почему разгневалась женщина? Ведь не мальчики же натравили собаку?

(ответы)

А теперь вернемся к нашему эпиграфу.

“Умрет человек в человеке –
заменить его будет некем...”

- Вот какое определение слова “ценность” я нашла в Википедии – свободной энциклопедии

(слайд №6)

Цемнность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей выполняет  роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям.

(Делаем общий вывод с ребятами.)

Так что скажем проще: это индивидуальные(у каждого человека они свои, особенные) особо дорогие мыслительные вещи, которым придается огромное значение.

- Ценности у людей индивидуальны, а, следовательно, строго индивидуальны смыслы. У одного человека высшая ценность – это спасти жизнь, которой грозит опасность. У другого человека высшая ценность – это спасти себя самого от всяких напастей. И логика их поступков будет противоположна, как небо и земля.

- И сейчас я вам предлагаю составить свой список ценностей: что для вас наиболее важно, а что не очень.

(ответы)

- Как уже говорилось, жизненные ценности  у всех разные  и сейчас я хочу попросить вас ответить на вопросы: с вашей точки зрения (слайд №7)

1. Преуспевающий человек – это человек, который...

2. Неудачник – это человек, который...

3. Человек в жизни состоялся, если он имеет...

4. Человек в жизни не состоялся, если он не имеет...

5. Истинные ценности – это ...

6. Мнимые ценности – это ...

(ответы)

- Предлагаю вам послушать притчу (слайд №8)

Притча о царе Соломоне (о двух женщинах, деливших ребенка)

Однажды к царю Соломону, известному своей мудростью, пришли на суд две женщины. Они жили в одном доме и были соседями. Обе недавно родили ребенка.

Прошлой ночью одна из них задавила своего младенца и подложила его к другой женщине, а живого у той взяла себе. Утром женщины стали спорить, каждая доказывала, что живой ребенок ее, а мертвый - соседки.

Так же спорили они и перед царем. Выслушав их, Соломон приказал принести меч.

Меч немедленно был принесен.  Ни минуты не раздумывая, царь Соломон молвил:

- Пусть будут довольны обе. Рассеките живого ребенка пополам и отдайте каждой половину младенца.

 Одна из женщин, услышав его слова, изменилась в лице и взмолилась:

- Отдайте ребенка моей соседке, она его мать, только не убивайте его!

Другая же, напротив, согласилась с решением царя.

- Рубите его, пусть не достанется ни ей, ни мне, - решительно сказала она.

Тут же царь Соломон изрек:

- Не убивайте ребенка, а отдайте его первой женщине: она его настоящая мать.

Материнская любовь – одно из самых священных и сильных чувств.

- Послушайте еще одну древнюю притчу о каменотесах (слайд №9)

Три каменотеса усердно работали в каменоломне. Философ спросил их, что они делают.

- Неужели ты не видишь – дроблю эти проклятые камни! – раздраженно буркнул один.

- Зарабатываю себе на жизнь, -пожал плечами другой.

- Я строю храм! – гордо ответил третий.

Как вы думаете, у кого из каменотёсов самая благородная цель?

(Ответы)

Первый никогда не будет счастлив, потому что у него нет никакой цели.

Второй будет счастлив, пока сможет зарабатывать себе на хлеб.

Только третьего можно назвать по-настоящему счастливым: он видит большую, красивую цель, ради которой работает и живет.

(слайд №10)

Храмы строятся по всей России, и наша республика не является исключением. Народ, который живет в нашей многонациональной республике, как один из тех каменотёсов - преследуя самые благородные цели, приносят духовно-нравственные ценности, а они необходимы как хлеб...

- Я вам желаю, чтобы вы всегда помнили о том, что только от вас самих, от ваших жизненных ценностей и целей зависит, каким будет ваш жизненный путь...

- Да, ценности сформировались в истории человечества, как некие духовные опоры, которые помогают нам выстоять в трудные минуты жизни, не сломаться.

- Вот как определяли ценности философы разных времен (слайд №11-13)

1. Демокрит – древнегреческий философ: Бог. Демократия. Культура. Знания.

Творчество.

2. Э. Кант – немецкий философ: Бог. Свобода. Добро. Счастье.

3. Л. Толстой – русский писатель, мыслитель: Любовь. Отечество. Свобода. Труд. Здоровье. Природа.

- А почему именно эти ценности так важны?

А теперь среди 10 определите для себя самые важные и поставьте их в порядке убывания

(слайд № 14) Прокомментируйте.

  • Здоровье
  • Природа
  • Труд
  • Знание
  • Любовь
  • Творчество
  • Дружба
  • Милосердие
  • Религия
  • Патриотизм

Жизнь, достойная человека – это жизнь, построенная на общечеловеческих ценностях, так как именно они делают нас людьми.

II часть. Ценности.

- Мы продолжим разговор о ценностях.

- Есть ли у вас или в вашем доме что-то такое, что вы можете считать действительно ценным? Назовите это?

(Ответы ребят)

Человечество не может существовать без чего-то для него святого, а значит, ценного. Каждый сам определяет, что для него свято и дорого. Однако многие святыни одинаковы для всех.

Давайте попробуем назвать то, что является ценным для большинства людей. Да, ценности сформировались в истории человечества как некие духовные опоры (слайд №15)

Есть ценности которым нет цены...
Клочок бумаги с пушкинским рисунком,
Учебник первый в твоей школьной сумке
И письма не вернувшихся с войны...
Но если занят ты одной заботой
Приобретать вещественное что-то,
Не стоишь ты ни гнева, ни любви.
Преуспевай! Не покушайся только
На ценности, которым нет цены.

- Среди общечеловеческих ценностей неоспоримыми является искусство, например, живопись.

(слайд №16-20)

Любите живопись, поэты,
Ведь ей единственной дано
Души восторженной приметы
Переносить на полотно...

- Искусство живописи - это одно из достижений гения человека.

Особенность художника - в обостренной зоркости его восприятия. Он видит то, что бывает скрыто от равнодушного взора, видит красоту в будничном, неожиданное – в привычном. Давно созданные полотна будоражат наши сердца, заставляют восхищаться и преклоняться перед творениями мастеров, разгадывать загадки, оставленные в веках.

- Почему мы любим природу? (слайд №21-22)

То ласковая, то грозная и величественная, природа всегда влечет нас, манит, потому что в ней – гармония и красота, потому что мы сами – часть её. Общение с природой вносит в нашу душу мир и покой, доставляет нам духовную и физическую радость.

- Также нет цены воздуху, которым мы дышим, цены нет воде, которую мы пьем, бесценно тепло, необходимое нам для обогрева и поддержания жизни, сама жизнь бесценна, бесценна любовь.

(слайд №23-24)

- Мы живем на планете, представляющей собой раскаленный шар, на поверхности которого держится тончайшая пленка остывшего вещества, на котором мы и существуем. Этот баланс создавался многие миллиарды лет, а разрушить его можно в одно мгновенье, потеряв при этом все, что не имеет цены.

- Если на планете исчезнет жизнь, некому будет платить и некому будет получать прибыль. Это абсолютное отсутствие цены тоже можно назвать ценностями без цены, но в этом случае вещи и явления не будут бесценны, просто они будут уже никому не нужны.

Природу как важнейшую ценность мы должны беречь.

- И в заключение  хочу рассказать вам ещё одну притчу (слайд №25)

 В одном собрании заспорили, что на свете для человека хуже всего. Кто говорил — болезни, кто говорил— смерть, кто говорил— бедность...   Много всякого было сказано. Спросили и Ходжу Насреддина:

— А ты  что думаешь? — Плохо, когда не сбывается то, чего хочешь, — ответил Насреддин. — Но куда хуже, когда сбывается то, чего не хочешь, — подумав, добавил он. Пусть в вашей жизни сбывается только то, чего вы хотите и желаете и пусть ваши желания опираются на истинные, а не мнимые ценности.

19.05.2014

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

что это такое в школе? Прием "кластер" в начальной школе

Каждый преподаватель стремится сделать процесс обучения ярче, веселее и интереснее. Ведь необычность ситуации заставляет детей лучше запоминать информацию.

Отличный способ добиться желаемого - обратить свой взор на кластер. Что это такое? В школе это прием, которым пользуется учитель в процессе урока. Так называется графический метод организации информации, в которой выделяются главные смысловые единицы, фиксирующиеся в виде схемы с пояснением всех связей между ними. Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала. Он служит наглядной схемой-подспорьем для учащегося.

Прием «кластер» развивает умение формирования собственного мнения на основе опыта и наблюдений. Кроме того, он содействует самообразовательной деятельности учеников, умению работать как в группе, так и самостоятельно, активизирует учебную деятельность. У ребят есть возможность вносить исправления в готовые схемы.

Кластер – что это такое? В школе это возможность для детей проявить себя, показать, как они видят предложенную проблему или тему. Это свобода творчества.

Кластер – что это такое в школе?

Расскажем о приеме более подробно. Сам термин в переводе означает «созвездие» или «пучок». Кластером называется графический прием систематизации знаний в виде «грозди» или «пучка» взаимосвязанных фактов.

Кластер как метод критического мышления

На что ориентирована современная система образования? На повышение самостоятельности младшего школьника. Критическое мышление – это педагогическая технология, которая стимулирует интеллектуальное развитие учеников. Прием «кластер» в начальной школе – это один из его методов.

Критическое мышление проходит три стадии: вызов, осмысление, рефлексия.

Первый этап – стадия активизации. Происходит вовлечение всех учащихся в процесс. Его цель – воспроизведение уже имеющихся знаний по заданной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка проблемных вопросов по теме. Фаза осмысления характеризуется организацией работы с информацией. Это может быть чтение материала в учебнике, обдумывание или анализ имеющихся фактов. Рефлексия – это стадия, когда полученные знания перерабатываются в ходе творческой деятельности, после чего делаются выводы.

Если взглянуть на эти три стадии с точки зрения традиционного урока, то становится очевидным, что они не являются принципиально новыми для учителей. Они присутствуют в большинстве случаев, только называются несколько иначе. «Вызов» в более привычном для учителя названии звучит как «актуализация знаний» или «введение в проблему». «Осмысление» - это не что иное, как «открытие нового знания учащимися». В свою очередь, «рефлексия» совпадает с этапом закрепления новых знаний и их первичной проверкой.

В чем же различие? Что принципиально нового несет технология «составление кластера» в начальной школе?

Элемент необычности и новизны заключается в методических приемах, ориентируемых на создание условий свободного развития каждой личности. Каждая стадия урока подразумевает использование своих методических приемов. Их существует достаточно много: кластер, инсерт, синквейн, таблица толстых и тонких вопросов, зигзаг, «шесть шляп мышления», верные и неверные утверждения и прочие.

Технология «кластер»: каковы достоинства и результаты применения этого метода?

Какие умения формируются и развиваются в процессе данной работы?

  1. Умение формулировать вопросы.
  2. Находить главное в большом объеме учебного материала.
  3. Устанавливать причинно-следственные и логические связи.
  4. Строить умозаключения.
  5. Переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде.
  6. Проводить аналогии.
  7. Сравнивать и анализировать.

Применение технологии «кластер»: преимущества

  1. Позволяет охватить значительно больший объем учебного материала.
  2. Вовлекает всех учеников в обучающий процесс.
  3. Деятельность интересна детям.
  4. Ученики открыты и активны, так как у них нет страха высказать неправильное суждение.
  5. Организует творческую деятельность, обеспечивает полет фантазии.

В какой последовательности действовать, составляя кластер?

Последовательность действий при составлении «грозди» логична и проста.

Посередине классной доски или чистого листа пишется ключевое слово или предложение, являющееся главным в раскрытии темы, идеи. Далее вокруг записываются другие слова или предложения, которые выражают факты, идеи, образы, подходящие для выбранной тематики. По мере записи все новые элементы соединяются прямой линией с ключевым понятием. Каждый «спутник», в свою очередь, тоже имеет «спутников» - так устанавливаются новые логические связи между понятиями.

На каком этапе урока продуктивнее использовать прием кластера?

Кластер в начальной школе можно использовать на любом этапе урока. Он подойдет и на стадиях вызова, осмысления и рефлексии, а также в качестве базовой стратегии проведения урока.

При организации работы с младшими школьниками необходимо учитывать их возрастные особенности. Помните, что учитель на этих уроках является своего рода координатором работы: направляет усилия учеников в необходимое русло, сталкивает различные суждения, способствует созданию условий, которые будут побуждать к самостоятельному принятию решений.

Чем хорош кластер? Что это такое в школе? Метод самостоятельной работы учащихся. Чтобы этот прием стал технологичным, достаточно провести подобную работу 2-3 раза. Учащиеся с удовольствием составляют кластеры. Над вопросами, которые не успели рассмотреть на уроке, можно поработать дома. Применение метода «кластера» не ограничивается только классно-урочной деятельностью младших школьников.

Как применять метод кластера на разных этапах урока?

Этап вызова

На этой стадии учащиеся высказывают и фиксируют все знания по теме, которые у них имеются, а также все ассоциации и предположения. Здесь кластер – стимулирующий компонент познавательной деятельности младших школьников, которые создает мотивацию к размышлению до начала изучения новой темы.

Этап осмысления

На этой стадии прием кластера позволит структурировать учебный материал, улучшив качество его усвоения.

Этап рефлексии

Это стадия обобщения полученных знаний и умений, которые поможет систематизировать кластер.

Примеры составления подобных схем, по крайней мере, некоторые из них, представлены на странице. Метод хорош тем, что подойдет для использования на любом уроке и на всех стадиях занятия, в виде его общей стратегии. Так, в начале урока ученики фиксируют все знания, которыми они владеют. Далее по ходу занятия учащиеся дополняют схему новыми данными. Желательно это делать другим цветом.

Прием кластера способствует развитию умения выделять главное, предполагать и составлять прогнозы, анализировать и дополнять.

Существуют ли какие-либо принципы составления «грозди»?

Кластер по истории или какой-либо другой дисциплине можно оформить в виде модели планеты со своими спутниками или в виде грозди.

Ключевое понятие, мысль располагается по центру, далее, по сторонам от нее, обозначаются крупные смысловые части, которые соединяются с центральной "планетой" прямыми линиями. Это могут быть предложения, словосочетания или слова, которые выражают факты, мысли, ассоциации или образы, касающиеся темы.

Можно разделить лист на определенное количество секторов, которые будут иметь общую часть в центре - это ключевое понятие и блоки, связанные с ним.

Кластер – примеры правильной конкретизации, систематизации фактов, которые содержатся в изучаемом материале. Так, вокруг "спутников" уже существующей "планеты" появляются еще меньшие спутники, менее значительные единицы информации, которые более полно раскрывают тему и расширяют логические связи.

Кластер: примеры в начальной школе. Как правильно оформить «гроздь»?

Оформление кластера зависит от того, каким способом учитель организовал урок: например, «гроздь» может быть оформлена на доске, на отдельных листах или даже в тетрадях учеников, по ходу выполнения ими индивидуальных заданий. Составляя кластер, лучше всего использовать разноцветный мел, ручки, карандаши, маркеры или фломастеры. Это позволит выделить ключевые моменты и нагляднее отобразить общую картину, упростить процесс систематизации и классификации информации.

Как составить кластер на уроке: советы и рекомендации

Составляя «гроздь», не бойтесь излагать все свои мысли, предположения, факты и фиксировать все, что приходит на уровне ассоциаций. Ведь в ходе работы все неверное и неточное можно исправить или дополнить. Ученики могут дать волю воображению, фантазии и интуиции, работая до тех пор, пока поток идей не иссякнет. Не нужно беспокоиться и из-за наличия значительного количества смысловых звеньев на схеме. Кластер на тему, которая сама по себе обширна, и должен получиться достаточно большим. Главное – найти как можно больше логических связей между блоками. На этапе анализа работы все систематизируется и встанет на свои места.

Как применять метод кластера на уроках?

Итак, кластер. Примеры в начальной школе могут быть поистине разнообразными: этот прием может применяться практически на каждом уроке при изучении самых разнообразных тем.

Используя этот метод работы, можно использовать абсолютно любую форму: коллективную, индивидуальную или групповую. Она определяется поставленными целями и задачами урока, возможностями учителя и учащихся. Допустим переход из одной формы в другую.

Например, на этапе вызова каждый ученик работает в индивидуальном порядке: каждый ребенок создает собственный кластер в своей тетради. Когда начинают поступать новые знания, уже во время общей дискуссии и обсуждения, опираясь на персональные рисунки, можно составить одну общую графическую схему.

Кластер можно использовать как способ организации работы во время урока или в качестве домашней работы. Если вы задаете учащимся составить кластер дома, то помните о важности наличия у учеников определенного опыта и навыков его составления.

Технология «кластера»: пример

В качестве примера возьмем составление «грозди» на уроке обществознания. Изучаемая тема – «Монархия».

В начале работы над «гроздью» учащиеся высказывают все ассоциации и предложения по этому вопросу, а учитель, в свою очередь, фиксирует их на доске.

Пример: власть, монарх, форма правления, глава государства, единовластие, государственные строй, власть.

Далее следует ознакомительное чтение параграфа в учебнике. По ходу ознакомления с материалом или по результату прочтения текста кластер дополняется «свежими» фактами. Учитель фиксирует их на доске с помощью мела другого цвета.

Итог урока – анализ полученной картины. Обязательно обсуждение правильности или неправильности первоначальных фактов и суждений. Немаловажный этап – это обобщение полученных знаний.

Что дает применение кластера в процессе обучения детям?

Метод кластера способствует развитию системного мышления, способности к творческой переработке материала, учит ребят классифицировать и анализировать не только факты из учебника, но и свои оценочные суждения, развивает навык рассмотрения сразу нескольких позиций, учит формулировать и высказывать свое собственное мнение, которое выработано на основе опыта и наблюдений.

Вывод

Урок с применением технологии кластера, или «грозди», дает детям возможность проявить себя, высказать свое мнение, а также предоставляет простор для творчества. В целом нетрадиционные методы обучения, которые активно используются в образовательном процессе, способствуют повышению мотивации учащихся, дарят ощущение собственной свободы, формируют обстановку взаимовыгодного сотрудничества.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *