Составьте свой прогноз развития международных отношений – Какие меры включала континентальная блокада? Какие цели ставил Наполеон, прибегая к этой политике? Составьте свой прогноз развития международных отношений

14. Прогнозирование в сфере международных отношений и проблемы комплексного анализа.

План

1.Сущность политического прогнозирования..

2.Объективные основы политического
прогнозирования.
3.Некоторые формы
политического прогнозирования.

I.
Термин «прогноз» (от греческого
«прогнозис») означает предвидение,
предсказание. Прогнозирование – это
разработка прогноза.

Прогнозирование
обычно понимают в широком и узком
значении. В широком – это выработка
вероятного суждения о состоянии
какого-либо явления в будущем.В узком
– это специальное научное исследование
перспектив развития какого-либо явления,
преимущественно с количественными
оценками и с указанием более или менее
определенных сроков изменения данного
явления. По выражению Б.И.Краснова «в
самом общем виде прогнозирование – это
опережающее отражение действительности».

Основная причина, побуждающая
человека заниматься прогнозированием,
состоит в том, что существуют явления,
будущее которых он не знает, но они имеют
важное значение для решений, принимаемых
им сегодня. Поэтому он стремится
проникнуть своим интеллектом в будущее.
Каждый прогноз разрабатывается с целью
избежать нежелательных результатов
вероятного развития событий и ускорения
вероятного развития в желательном
направлении, а также с целью приспособиться
к неизбежному.

Поэтому прогнозирование
как одна из форм научного предвидения
находится в социальной сфере во
взаимосвязи с целеполаганием,
планированием, программированием,
проектированием, управлением. Там же,
где объекты неуправляемы, особенно в
природе, имеет место безусловное
предсказание с целью приспособить
действия к ожидаемому состоянию объекта.

Прогнозирование в социальной сфере
как научное предсказание, предвидение
будущего состояния объекта требует
информации о прошлом и настоящем
состоянии этого объекта, о тенденциях
его развития. Но даже при наличии исходных
данных мы не способны сделать прогноз,
если не понимаем социальных и экономических
взаимосвязей внутри процесса, объекта,
явления. Поэтому прогнозирование должно
основываться на определенной теории.
Без теории оно будет простым собиранием
информации и разных предположений.

Прогнозирование не направлено на
точность, прогнозирование связано с
попыткой определения фактов
соц-политического управления.

Прогнозирование
практикуется во всех сферах жизни
общества. Одним из его направлений
является политическое прогнозирование,
объектом которого выступает политика.
Как известно, различают политику
внутреннюю и внешнюю. Каждая из двух
основных областей политики имеет свою
специфику. Поэтому прогнозирование
в области политики

выступает в двух видах: внутриполитическое
и внешнеполитическое.

Для выявления
сущности политического прогнозирования
необходимо охарактеризовать его
особенности, специфику. Эта специфика
прежде всего проявляется в своеобразии
объекта прогнозирования, а затем
связанных с ним особенностях целей и
задач разработки прогнозов, а также
подхода к выбору методов прогнозирования.

Вся информация, важная для политиков,
делится на 5 групп:

1.фактографическая
информация (сырые данные)

2.
фактологическая – содержит в себе
логическую цепочку, заложена определенная
логика.

3.
аналитическая информация – что это?
что это значит?

4.
прогностическая – близка к анализу, но
этот анализ векторный, связан с решением
вопросов соц-пол управления.

5.
операциональная – содержит рекомендации
по поводу желательности.

Для
выработки пронозов и построения
операциональной информации мы применяем
прогностический метод.

Объект
политического прогнозирования очень
широкий и сложный по структуре. Поэтому
понятие «политическое прогнозирование»
означает многогранную и разноаспектную
деятельность по проведению специальных
научных исследований и разработке
прогнозов многочисленных составляющих
политики, в сфере их разносторонних
взаимосвязей и взаимодействий, а также
в области взаимосвязей с другими сферами
жизнедеятельности общества: экономической,
социальной, духовной.

Политические
прогнозы разрабатываются с целью
повысить эффективность и результативность
принимаемых решений, избежать
нежелательного направления развития
событий в различных областях политической
жизни и на участках воздействия политики
на экономику, социальную и духовную
сферы.

В целом в рассматриваемой
сфере важнейшей задачей прогнозирования
считается выявление перспективных
политических проблем и наилучших путей
их решения в интересах оптимизации
управления политическими процессами,
а также предвидение тех или иных
политических событий, как желательных,
так и нежелательных.

Типологизация
политических прогнозов строится на
различных критериях в зависимости от
цели, задач, объектов, характера периода
упреждения, методов и других факторов.

На основе проблемно-целевого
критерия, то есть в зависимости от того,
для чего разрабатывается прогноз,
различают прогнозы поисковые и
нормативные.

По периоду упреждения
– промежутку времени, на который
рассчитан прогноз – различают оперативные
(до 1 месяца), краткосрочные (до 1 года),
среднесрочные (обычно до 5 лет), долгосрочные
(до 15-20 лет) и дальносрочные (за пределами
долгосрочных).
(к содержанию)

II.
Каждый, кто разрабатывает научные
прогнозы и применяет их в практической
политике, так или иначе, вольно или
невольно руководствуется принципом
познаваемости действительности.
Следовательно, методологической основой
прогнозирования служит материалистическая
гносеология.

Объективная основа
прогнозирования политических событий
состоит в том, что их будущее заключено
в настоящем, но только в возможности.
Поэтому научные прогнозы политических
событий, явлений и процессов — это
осмысленные, осознанные возможности
развития политической жизни общества,
взятые в их теоретической обоснованности.

Возможность существует объективно
в самой действительности как скрытая
тенденция ее дальнейшего развития.
Поэтому иного пути для прогнозирования
будущего нет, кроме познания возможностей,
тенденций, заключенные в настоящем
состоянии политической системы. Таким
образом, научный прогноз раскрывает
будущее политическое событие как нечто
объективно обусловленное предыдущим
ходом вещей, то есть нечто детерминированное,
предопределенное законами развития и
функционирования политической системы.

Обычно считается, что за новыми
явлениями, фактами и процессами развития
настоящего стоит будущее, что в них
имеется будущее. Однако утверждать это
с достоверностью можно лишь с учетом
действия вскрытых наукой законов
развития объектов политического
прогноза. Иначе говоря, важнейшей основой
прогнозирования является действие
объективных законов определенной
области действительности, в данном
случае политической.

Политическая
жизнь представляет собой одну из сфер
жизнедеятельности людей, общества. И
ей так же, как и другим сферам, присущи
существенные, устойчивые, повторяющиеся
и необходимые связи и отношения, то есть
объективные закономерности.

Законы,
действующие в социально-политической
области, проявляются как тенденции или
возможности, которые не всегда превращаются
в действительность. Это, естественно,
затрудняет разработку политических
прогнозов.

Объективной основой
прогнозирования является и системное
строение политической сферы общества.
Любая система – это совокупность
взаимосвязанных и взаимодействующих
элементов, образующих определенную
целостность, единство. Свойства системы
не сводятся к сумме свойств ее компонентов.
Система активно воздействует на свои
компоненты и преобразует их сообразно
собственной природе. В то же время
изменение каких-то элементов может
привести к определенному изменению
всей системы. Система иерархична по
своей сущности: каждый ее элемент в свою
очередь может рассматриваться как
система, а сама исследуемая система
представляет лишь один из компонентов
более широкой системы. Все это необходимо
учитывать при постановке целей и задач
прогнозирования в рамках функционирования
и развития политической системы, при
разработке прогнозов и их использовании
в практической политике.
(к содержанию)

III. Практика прогнозирования и ее
теоретическое осмысление показали, что
при осуществлении этой деятельности
необходимо руководствоваться определенными
принципами. Важнейшими из них являются
принципы альтернативности и верификации.

Принцип альтернативности в данном
случае означает, что при разработке
прогноза должны быть предусмотрены,
обоснованы все вероятные направления
развития объекта, разные варианты
превращения имеющейся возможности в
действительность.

Принцип верификации
(проверяемости) означает, что прогноз
должен содержать в себе возможность
его подтверждения или опровержения.
Прогноз, который не может быть ни
подтвержден, ни опровергнут, бесполезен.
Верификация – это эмпирическая проверка
теоретических положений путем
сопоставления их с наблюдаемыми
объектами.

В настоящее время
политическое прогнозирование располагает
целым рядом методов. Среди них –
экстраполяция, моделирование, экспертиза,
коллективная генерация идей, построение
сценариев, прогнозные графы, а также
другие группы методов. Каждая группа
содержит несколько способов разработки
прогнозов.

Некоторые политологи
подразделяют методы политического
прогнозирования на объективные и
спекулятивные. Объективные – это такие
методы, которые основываются на
существующих, установленных опытом
тенденциях. В данном случае и решение
принимается на этой же основе. К таким
методам относятся экстраполяция,
моделирование, экспертиза и некоторые
другие. Спекулятивные – это такие
методы, которые основываются на
интуитивных рассуждениях, на осмыслении
оснований науки и культуры. К подобным
методам относятся коллективная генерация
идей («мозговая атака»), написание
сценариев, прогнозные графы и многие
другие.

Группы
методов
.


1. Одним
из важнейших способов современного
социально-экономического и политического
прогнозирования является экстраполяция.
Ее сущность заключается в том, что
достоверные выводы по одной части
какого-либо явления распространяются
на другую часть, на явление в целом, на
будущее данного явления. Экстраполяция
– это ведущий метод прогнозирования
будущего на основе существующих,
действующих в настоящем тенденций.

2.
Моделирование
– это метод исследования объектов
познания, то есть явлений, процессов,
систем, на их моделях. Возможность
моделирования, то есть переноса
результатов, полученных в ходе построения
и исследования модели, на оригинал,
основана на том, что модель в определенном
смысле отображает, воспроизводит,
моделирует какие-либо его стороны.
Прогнозирование методом моделирования
базируется на том, что модель имеет
теоретическую основу. При отсутствии
теории, которая послужила бы основой
для разработки предположения о будущих
отношениях, одной информации о настоящем
для этого недостаточно.

3. Из числа
спекулятивных методов рассмотрим
брейнсторминг,
то есть метод внезапных идей (по
отечественной терминологии «мозговая
атака»). Первая ступень брейнсторминга
– это генерация большого количества
идеей в небольшой период времени и в
небольшой группе (5-12 человек). На данной
ступени не делается оценки или комментариев
насчет осуществимости этих идей, что
могло бы привести к преждевременному
отрицанию. После того, как эта творческая
стадия завершена, идеи объединяются и
оцениваются, создаются дополнительные
возможности к вариантам вероятных
событий, затем наиболее важные
прогностические идеи выделяются.

  1. Дельфийский
    метод – метод последовательной
    корректируемой экспертной оценки.
    Выделяется группа экспертов по
    определенной исследовательской теме,
    а дальше каждый эксперт либо отвечает
    на ряд вопросов, затем их оценки
    сводятся к общему заключению. Потом
    экспертам возвращаются 2 положения:
    общее заключение и скорректированный
    прогноз.

  2. Системный
    подход – привязан к задачам аналитики.

М.А.
Хрусталев «Системное моделирование
международных отношений».

Опираясь
на сконструированную таким образом
теоретическую модель, М.А. Хрусталев
анализирует реальные процессы, характерные
для современного этапа мирового развития.
Системное моделирование дает науке о
международных отношениях те возможности
теоретического экспериментирования,
которых она в его отсутствие практически
лишена. Оно дает также возможность
комплексного применения прикладных
методов и техник анализа в самом
разнообразном их сочетании, расширяя
тем самым перспективы исследований и
их практической пользы для объяснения
и прогнозирования международных
отношений и мировой политики.

studfiles.net

Консульство и образование наполеоновской империи



  • ГДЗ
  • 1 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык

resheba.me

ЦВПИ МГИМО подготовил долгосрочный прогноз развития международной обстановки

Profile

Name: m_alexandrov

Entry Tags

08.08.08, 16 марта, 1915, 2013, 22 июня 1941, 23 февраля, 70 сессия, 9 Мая, aggression, attack, baltic states, bp, brexit, from facebook, international law, language, latvia, nato, referendum, russia, russian, spacex, syria, un, us, war, «Запад-2013», АНК, АУГ, Абхазия, Азербайджан, Азовское море, Акценты, Алиев, Анкара, Анкваб, Арктика, Армения, Асад, Афганистан, Б-52, БРПЛ, Бабурин, Багдасарян, Бако Саакян, Баку, Балтийск, Башар Асад, Белоруссия, Ближний Восток, Болтон, Британия, Британская империя, Брюссель, Бук, Бурджанадзе, Буткявичюс, ВС, ВТС, Валдайский форум, Вашингтон, Великая Отечественная война, Венгрия, Венесуэла, Вешняков, Вильнюсский саммит, Виталий Баласанян, Виталий Чуркин, Виттель, Владимир Путин, Внешнеполитические итоги 2018 года, Война, Восточное партнерство, Вторая мировая война, Вучич, ГКЧП, Газпром, Гарибашвили, Генеральная ассамблея ООН, Геноцид, Германия, Гитлер, Голос России, Гонконг, Горбачев, Грибаускайте, Грузия, Гурбангулы Бердымухамедов, Гюлен, Гюлистанский договор, Гюмри, ДНЯО, ДРСМД, Дагестан, Дашнакцутюн, День победы, Дональд Кук, Донбасс, ЕС, Евразийский Союз, Евразийский союз, Еврзийский союз, Евросоюз, Ельцин, Жириновский, Закавказье, Закарпатская Русь, Запад, Западная цивилизация, ИГИЛ, Иванишвили, Израиль, Ил-20, Ильхам Алиев, Ингушетия, Индия, Ирак, Иран, Иран Сирия, КНДР, Кавказ, Казахстан, Калибры, Калининград, Карабах, Каспий, Киев, Кита, Китай, Кокойты, Колеров, Конгресс, Косово, Кочарян, Кремль, Крым, Кувейт, Лавров, Латвия, Левон Тер-Петросян, Ленин, Ленинградское дело, Ливан, Линкявичюс, Литва, Лукашенко, МБР, МИГ-35, МИД, МИД РФ, Макфол, Маргвелашвили, Марк Пекала, Медведев, Месснер, Минрегион, Минригион, Минская группа, Минские соглашения, Молдавия, Москва, Московский договор, НАТО, НКР, Нагорный Карабах, Назарбаев, Нахичеванская декларация, Национальное собрание, Национальный вопрос, Новороссия, Нормандия, Нюрнбергский трибунал, ОБСЕ, ОДКБ, ООН, ОСВ-1, Обама, ПАСЕ, ПВО, ПРО, Партия труда, Патрушев, Пашинян, Пенсионная реформа в России, Польша, Прибалтика, Приднестровье, Прогноз, Прогнозы, Процветающая Армения, Путин, Пэтриот, РБК, РВСН, РПА, РСМД, Рига, Россия, Россия. Крым, Румыния, Русская нация, Русская служба, С-300, С-400, С-500, СБУ, СМИ, СНВ, СНВ-3, СНГ, СОИ, СС, СССР, СУ-24, США, Саакашвили, Санкции, Санциии, Саргсян, Сармат, Саудовская Аравия, Севастополь, Северная Корея, Сербия, Серж Саргсян, Си Цзиньпин, Симферополь, Сингапур, Сирия, Сталин, Су-24, ТС, Таможенныей союз, Таможенный союз, Тед Круз, Тиллерсон, Томагавк, Тор, Трамп, Транскаспийский газопровод, Ту-160, Туркмения, Турция, Узбекистан, Украина, Украино, Успасских, Хейгль, Холокост, Хрущев, ЦВПИ, Центральная Азия, Чеслав Геннадиевич Млынник, Чечня, ШОС, Энергомаш, Эпоха, Эрдоган, Эстония, Южная Осетия, Южный Кавказ, Юнкер, Ядерная война, Янукович, август 2008, авианосцы, агрессия, адмирал Кузнецов, анализ, арабская весна, аресты, армия, ассимиляция, база, базы, базы США, беженцы, безопасность, бизнес, битва за Кавказ, блеф, боевики, боевое братство, большевики, большевики. границы, борьба, вассалы, ввод войск, визит, внешний долг, внешняя политика, внешняя политика США, военная база, военная политика, военная помощь, военная стратегия, военная теория, военное давление, военное искусство, военное планирование, военное сотрудничество, военные базы, военные бюджеты, военные преступники, военные угрозы, военные удары, военные учения, военный контракт, война, война 2008 года, война в Европе, война в Сирии, война. Евразийский Союз, войска, войска ООН, вооружения, вооруженная оппозиция, вооруженные силы, воссоединение, восстание, вредительство, вторжение, вхождение, выборы, выборы в Госдуму, выступление, газ, гегемония, геноцид, геополитика, гибридная война, гибридная операция, гитлеровская Германия, глобализация, глобальный конфликт, глобальный проект, глобальный удар, государственность, двойные стандарты, демагогия, депортации, диверсии, диверсия, дипломатическая война, дипломатическая игра, дипломатия, дискриминация, дискуссия, доктрина, еврозона, евроинтеграция, евромайдан, европейская армия, европейские вооруженные силы, закат Европы, закон, законопроект, запрет на въезд, запугивание, защита, зона евро, игра, интеграция, информационная война, исламисты, исламский, карабахский клан, каратели, киевская хунта, коалиция, компенсация, компрадоры, конвенция, конвенция Монтре, конец западной цивилизации, конкуренция, конституционный, конституция, континуитет, конфликт, конфликт цивилизаций, конфликты, конфронтация, концлагеря, коррупция, космические корабли, космос, кризис, кризис на Украине, кризис. экономика, крылатые ракеты, крымские татары, курды, латыши, легионеры, либерализм, либералы, лидерство, майдан, меджлис, международная обстановка, международное право,

m-alexandrov.livejournal.com

Особенности и пути развития современных международных отношений

В настоящее время современные международные отношения характеризуются динамичным развитием, многообразием различных взаимосвязей и непредсказуемостью. Холодная война и, соответственно, биполярное противостояние ушли в прошлое. Переходный момент от биполярной системы к становлению современной системы международных отношений начинается с 1980-х годов, как раз во время политики М.С. Горбачева, а именно во время «перестройки» и «нового мышления».

В настоящий момент, в эпоху постбиполярного мира, статус единственной сверхдержавы – США находится в «фазе вызова», что говорит о том, что сегодня число держав, готовых бросить вызов Соединенным Штатам возрастает большими темпами. Уже на данный момент как минимум две сверхдержавы являются очевидными лидерами на международной арене и готовы бросить вызов Америке — это Россия и Китай. А если рассматривать взгляды Е.М. Примакова в его книге «Мир без России? К чему ведет политическая близорукость», то по его прогностическим оценкам роль гегемона США будут разделять с Европейским Союзом, Индией, Китаем, Южной Корее и Японией. [1]

В данном контексте стоит отметить важные события в международных отношениях, которые демонстрируют становление России в качестве независимой от Запада страны. В 1999 году, во время бомбардировки Югославии войсками НАТО, Россия выступила в защиту Сербии, что подтвердило самостоятельность политики России от Запада. [2]

Также необходимо упомянуть выступление Владимира Путина перед послами в 2006 году. Стоит отметить, что совещание послов России проходит ежегодно, однако именно в 2006 году Путин вперые заявил, что Россия должна играть роль великой державы, руководствуясь своими национальными интересами. [3] Через год, 10 февраля 2007 года прозвучала знаменитая Мюнхенская речь Путина, которая, по сути, является первым откровенным разговором с Западом. Путин провел жесткий, но очень глубокий анализ политики Запада, которая привела к кризису системы мировой безопасности. Кроме того, президент высказался о неприемлемости однополярного мира,  и теперь, через 10 лет стало очевидно, что сегодня Соединенные Штаты не справляются с ролью мирового жандарма. [4]

Таким образом, современные международные отношения сейчас находятся в транзите, а Россия с времен двадцатого века показала свою независимую политику во главе с достойным лидером.

Также тенденцией современных международных отношений является глобализация, которая противоречит Вестфальской системе, построенной на идее относительно изолированных и самодостаточных государств и на принципе «баланса сил» между ними. Стоит отметить, что глобализация имеет неравномерный характер,  так как современный мир является довольно ассиметричным, поэтому глобализация считается противоречивым явлением современных международных отношений. Необходимо упомянуть, что именно распад Советского Союза является мощным всплеском глобализации как минимум в экономической сфере, так как тогда же активно начали действовать транснациональные корпорации, имеющие экономический интерес.

Кроме того следует подчеркнуть, что тенденцией современных международных отношений является активная интеграция стран. Глобализация отличается от интеграции между странами отсутствием межгосударственных договоров. Однако, именно глобализация влияет на стимулирование процесса интеграции, так как делает межгосударственные границы прозрачными. Развитие тесного сотрудничества в рамках региональных организаций, активно начавшееся в конце двадцатого века, является очевидным тому доказательством. Обычно на региональном уровне происходит активная интеграция стран именно в экономической сфере, что положительно влияет и на глобальный политический процесс. В то же время процесс глобализации отрицательно влияет на внутреннюю экономику стран,  потому что ограничивает возможность национальных государств контролировать свои внутренние экономические процессы.

Рассматривая процесс глобализации, хотелось бы упомянуть слова министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, которые он произнес в рамках форума «Территория смыслов»: «Сейчас эта самая модель глобализации, включая ее экономические и финансовые аспекты, которую этот клуб избранных под себя выстроил – так называемая либеральная глобализация, она сейчас, по-моему, терпит фиаско». [5] То есть очевидным является факт того, что Запад хочет сохранить свое доминирование на международной арене, однако, как отметил, Евгений Максимович Примаков в свое книге «Мир без России? К чему ведет политическая близорукость»: «США уже давно не единоличный лидер» [6] и это говорит о новой фазе в развитии международных отношений. Таким образом, объективнее всего рассматривать будущее международных отношений, как становление не многополярного, а именно полицентричного мира, так как тенденция региональных объединений приводит к формированию не полюсов, а центров силы.

Активную роль в развитии международных отношений играют межгосударственные организации, а также неправительственные международные организации и транснациональные корпорации (ТНК), кроме того, большое влияние на развитие международных отношений оказывает появление международных финансовых организаций и глобальных торговых сетей, что также является следствием сдвига принципов Вестфаля, где единственным актором международных отношений было именно государство. Стоит отметить, что ТНК могут проявлять заинтересованность именно к региональным объединениям, так как они ориентированы на оптимизацию издержек и на создание единых производственных сетей, поэтому оказывают давление на правительство для развития свободного регионального инвестиционного и торгового режима.

В условиях глобализации и постбиполярности межгосударственные  организации все больше нуждаются в реформировании с целью придания их работе большей эффективности. Например, деятельность ООН, очевидно, нуждается в реформировании, так как, по сути, ее действия не приносят существенного результата для стабилизации кризисных ситуаций. Владимир Путин в 2014 году предлагал два условия для реформирования организации: согласованность в принятии решения по реформированию ООН, а также сохранение всех фундаментальных основ деятельности. [7] В очередной раз о необходимости реформирования ООН заговорили участники дискуссионного клуба «Валдай» на заседании с В.В. Путиным. [8] Также стоит упомянуть, что Е.М. Примаков говорил о том, что ООН должна стремиться к усилению своего влияния при рассмотрении вопросов, угрожающих национальной безопасности. А именно не предоставлять право вета для большого числа стран, право должно принадлежать только постоянным членам Совета Безопасности ООН. Также Примаков говорил о необходимости развития других структур кризисного регулирования, а не только СБ ООН, и рассматривал преимущества от идеи разработки хартии антитеррористических действий. [9]

Именно поэтому одним из важных фактором развития современных международных отношений является эффективная система международной безопасности. Одной из самых серьезных проблем на международной арене является опасность распространения ядерного оружия и других видов ОМУ. Именно поэтому стоит отметить, что в переходный период современной системы международных отношений необходимо способствовать усилению контроля над вооружениями. Ведь такие важные соглашения, как Договор по ПРО и Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) перестали действовать, а заключение новых так и осталось под вопросом.

Кроме того, в рамках развития современных международных отношений актуальным является не только проблема терроризма, но и проблема миграции. Миграционный процесс пагубно влияет на развитие государств, ведь от этой международной проблемы страдает не только страна-исхода, но и страна-реципиент, так как мигранты ничего положительного для развития страны не делают, в основном, распространяя еще более широкий спектр проблем, таких как наркоторговля, терроризм и преступность. Для решения ситуации данного характера используется система коллективной безопасности, которая также как и ООН нуждается в реформировании, потому что, наблюдая за их деятельностью, можно сделать вывод о том, что региональные организации коллективной безопасности не имеют согласованности не только между собой, но и с Советом Безопасности ООН.

Также стоит отметить значительное влияние мягкой силы (soft power) на  развитие современных международных отношений. Концепция мягкой силы Джозефа Ная подразумевает под собой способность добиваться желаемых целей на международной арене, не используя насильственные методы (жесткую силу), а применяя политическую идеологию, культуру общества и государства, а также внешнюю политику (дипломатию). В России понятие “мягкая сила” появилось в 2010 году в предвыборной статье Владимира Путина “Россия и меняющийся мир”, где президент ясно сформулировал определение данной концепции: “Мягкая сила” — это комплекс инструментов и методов достижения внешнеполитических целей без применения оружия, а за счет информационных и других рычагов воздействия”. [10]

На данный момент самыми очевидными примерами развития “мягкой силы” является проведение в России в 2014 году зимней олимпиады в Сочи, а также проведение чемпионата мира в 2018 году во многих городах России.

Стоит отметить, что в Концепциях внешней политики Российской Федерации 2013 и 2016 годов упоминается “мягкая сила”, использование инструментов которой признается неотъемлемой составляющей внешней политики. [11] Однако разница между концепциями заключается в роли публичной дипломатии. В Концепции внешней политики России 2013 года уделяется большое внимания именно публичной дипломатии, так как она создает благоприятный образ страны за рубежом. Ярким примером публичной дипломатии в России является создание в 2008 году Фонда поддержки публичной дипломатии имени А. М. Горчакова, главной миссией которого является «поощрение развития сферы публичной дипломатии, а также содействие формированию благоприятного для России общественного, политического и делового климата за рубежом». [12] Но,  несмотря на положительное влияние публичной дипломатии на Россию, в Концепции внешней политики России 2016 года исчезает проблематика публичной дипломатии, что выглядит довольно нецелесообразным, поскольку публичная дипломатия — это институциональная и инструментальная основа реализации «мягкой силы». Однако, стоит отметить, что в системе публичной дипломатии России активно и успешно развиваются направления связанные с международной информационной политикой, что уже является хорошим плацдармом для повышения эффективности внешнеполитической работы.

Таким образом, если Россия будет развивать свою концепцию мягкой силы, основываясь на принципы Концепции внешней политики РФ 2016, а именно на верховенство права в международных отношениях, на справедливый и устойчивый миропорядок, то Россия на международной арене будет воспринята положительна.

Очевидно, что современные международные отношения, находясь в транзите и развиваясь в довольно нестабильном мире, будут сохранять непредсказуемый характер, однако перспективы развития международных отношений с учетом усиления региональной интеграции и влияния центров силы дают достаточно позитивные векторы развития глобальной политики.

Ссылки на источники:

  1. Примаков Е.М. Мир без России? К чему ведет политическая близорукость.- М.: ИИК «Российская газета»  С-239.
  2. Операция НАТО против Союзной Республики Югославии 1999 года. – URL: https://ria.ru/spravka/20140324/1000550703.html
  3. Выступление на совещании с послами и постоянными представителями Российской Федерации. – URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/23669
  4. Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. – URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24034
  5. Современная модель глобализации терпит фиаско, заявил Лавров. – URL: https://ria.ru/world/20170811/1500200468.html
  6. Примаков Е.М. Мир без России? К чему ведет политическая близорукость. – М.: ИИК “Российская газета” 2009. С-239.
  7. Путин: ООН нуждается в реформе. – URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=1929681
  8. Заглянуть за горизонт. Владимир Путин встретился с участниками заседания клуба “Валдай” // Международный дискуссионный клуб “Валдай”. – URL: http://ru.valdaiclub.com/events/posts/articles/zaglyanut-za-gorizont-putin-valday/
  9. Примаков Е. М. Мир без России? К чему ведет политическая близорукость. – М.: ИИК “Российская газета” 2009. С-239.
  10. Владимир Путин. Россия и меняющийся мир // “Московские новости”. – URL: http://www.mn.ru/politics/78738
  11. Концепция внешней политики Российской Федерации (2013). – URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d447a0ce9f5a96bdc3.pdf
  12. Концепция внешней политики Российской Федерации (2016). – URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=3&ved=0ahUKEwi00bSw1LTXAhUKG5oKHR30BmcQFggyMAI&url=http%3A%2F%2Fpublication.pravo.gov.ru%2FDocument%2FGetFile%2F0001201612010045%3Ftype%3Dpdf&usg=AOvVaw3nGv2hrp-IeppZAELw_ZKx
  13. Фонд Горчакова // Миссия и задачи. – URL: http://gorchakovfund.ru/about/mission/

Гулянц Виктория

csef.ru

Американская разведка составила прогноз развития отношений с Россией

 

Изучая не самое далекое будущее, аналитики ЦРУ, Пентагона, Агентства национальной безопасности и других учреждений США, наделенных шпионскими полномочиями, выделили «глобальные тренды» развития ситуации в мире, «мегатенденции», которые скажутся на траекториях мирового развития, а также «ключевые факторы», определяющие ход событий.

 

Согласно прогнозам американских разведчиков, «в 2030 году мир будет отличаться от сегодняшнего кардинальным образом…. к 2030 году ни одна страна, включая США и Китай или любую другую крупную страну не будет мировым гегемоном».

 

В Национальном совете по разведке, который функционирует в составе управления Директора национальной разведки США, подсчитали, что к 2030 году население Земли составит 8,3 миллиарда человек — на 1,2 миллиарда больше, чем сегодня. В этой связи через 15-20 лет в мире усилятся такие демографические тенденции, как урбанизация и миграция населения. На фоне прогресса в развитии технологий здравоохранения вырастет продолжительность жизни, что будет способствовать старению населения, особенно, в развитых странах. Кроме того, к 2030 году на 35 процентов увеличится спрос на продукты питания, почти в два раза на воду, а также на энергоносители.

 

В тоже время, в ближайшие десятилетия так называемая сланцевая революция в США окончательно избавит Америку от энергетической зависимости и поможет полностью выровнять американский торговый баланс, который сегодня сильно перекошен в пользу импорта, в основном, китайской продукции. Новые технологии увеличения добычи углеводородов подорвут контроль со стороны ОПЕК за ценами на «черное золото». «Это может привести к коллапсу нефтяных цен и сильнейшему негативному эффекту для экономик, зависимых от экспорта нефти и газа», указывается в докладе НСР.

 

Развитие информационных технологий продолжит оказывать колоссальное влияние на рост экономической производительности и улучшения качества жизни в мире. Одновременно, социальные сети и кибербезопасность станут гораздо более динамичными рынками мировой экономики.

 

Что касается последней, то, согласно межведомственному мнению сотрудников американской разведки, экономические потенциалы Европы, Японии и в меньшей степени России продолжат относительный спад, в то время как экономики таких стран как Китай, Индия, Бразилия, Южная Африка, Индонезия и Нигерия будут неуклонно увеличивать свою долю в мире.

 

В 140-страничном докладе НСР не подвергается сомнению, что роль США в системе международных отношений будет «неизбежно снижаться» по сравнению с развивающимися странами. Впрочем, Америка останется «первой среди равных» вплоть до 2030 года, не только благодаря своей экономической мощи, но и доступа к продвинутым технологиям «жесткой» и «мягкой» силы, прогнозируют в Вашингтоне.

 

«Упадок доллара, в качестве глобальной резервной валюты и замена его другой валютой или корзиной валют стал бы наиболее явным индикатором потери США глобальных экономических позиций, что также существенно подорвет и политическое влияние Вашингтона», отмечается в докладе НСР.

 

Сценарии глобального развития не исключают внезапного коллапса США, который приведет к хаосу в международных делах

Прикидывая различные сценарии мирового развития до 2030 года, аналитики спецслужб США останавливаются на четырех вероятных траекториях, которые условно обозначены как «Буксующие двигатели», «Сотрудничество», «Джин из бутылки» и «Мир негосударственных акторов». И если первый сценарий — экономические неудачи США и ЕС и усиление их изоляционизма — по понятным причинам является наиболее неприемлемым для западных стран, то второй, предполагающий рост международного взаимодействия Америки, Европы и Китая, «грозит» миру экономическим процветанием на годы вперед и удвоением объема международной экономики к 2030 году. Оставшиеся два тренда, даже исходя из их названий, не предполагают в обозримой перспективе ничего хорошего США и их союзникам.

 

Кроме того, в катастрофических сценариях глобального развития нашлось место и таким экстравагантным и весьма маловероятным прогнозам, как сильнейшая эпидемия, солнечные и геомагнитные бури, которые могут вывести из строя спутники в космосе, а также всю электронику и энергетические сети на Земле. Полностью не исключается внезапный коллапс США, который приведет к хаосу в международных делах и вероятность региональной ядерной войны.

 

В докладе идет речь о том, что «модернизированная Россия может интегрироваться в более широкое международное сообщество». В тоже время «если Россия не сможет построить более диверсифицированную экономику и более либеральные внутренние порядки, страна может представить растущую угрозу региональной и мировой безопасности». Вообще касательно Российской Федерации в открытом докладе американских разведчиков фигурируют достаточно пессимистичные оценки — к 2030 году, считают они, население России сократится на 10 миллионов человек, что станет самым большим демографическим упадком в мире в обозначенный период и приведет к дефициту рабочей силы.

 

В тоже время, аналитики отмечают большие по сравнению с другими странами возможности России по защите собственного населения от растущих цен на продовольствие, а также возможный рост экономики после вступления страны в ВТО.

 

supportomon.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о