Совет безопасности оон состав – 31.Совет Безопасности оон (состав, компетенция).

Содержание

Как функционирует ООН — Совет Безопасности — Кратко об ООН

Совет Безопасности

Согласно Уставу Организации Объединенных Наций, Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Он может быть созван в любое время при возникновении угрозы миру. Устав обязывает все государства-члены выполнять решения Совета.

Совет состоит из 15 членов. Пять из них — Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция — являются постоянными членами. Остальные 10 членов Совета избираются Генеральной Ассамблеей на двухгодичный срок. Государства-члены продолжают обсуждать вопрос об изменении членского состава Совета и методы работы, с тем чтобы обеспечить отражение современных политических и экономических реалий.

Решения Совета считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти его членов. За исключением голосования по процедурным вопросам, решение не может быть принято, если кто-либо из постоянных членов Совета проголосует против, то есть использует свое право вето.


Совет Безопасности. Октябрь 2008 года.

При рассмотрении вопроса о возникновении угрозы международному миру Совет сначала рассматривает пути мирного урегулирования спора. Он может выработать принципы урегулирования или выступить в роли посредника. В случае развязывания боевых действий Совет предпринимает усилия по прекращению огня. Он может также направить миротворческую миссию, с тем чтобы помочь сторонам сохранять перемирие или обеспечить разъединение противоборствующих сил.

Совет может принимать меры по обеспечению выполнения принятых им решений. Он может вводить экономические санкции или устанавливать эмбарго на поставки оружия. В редких случаях для обеспечения выполнения принятых им решений Совет уполномочивал государства-члены использовать «все необходимые средства», включая совместные военные действия.

Совет также представляет Генеральной Ассамблее рекомендации относительно кандидатуры на должность Генерального секретаря и относительно приема в Организацию Объединенных Наций новых членов.

www.un.org

Украина и еще 4 страны вошли в обновленный состав Совета Безопасности ООН — Международная панорама

ООН, 1 января. /Корр. ТАСС Олег Зеленин/. В Совете Безопасности (СБ) ООН приступают к работе пять новых непостоянных членов — Египет, Сенегал, Украина, Уругвай и Япония. Они сменят Чад, Нигерию, Литву, Чили и Иорданию и будут представлены в ключевой структуре всемирной организации до 31 декабря 2017 года.

В Совет Безопасности входят 15 стран-членов ООН, из которых 5 являются постоянными и имеющими право вето — Россия, США, КНР, Франция, Великобритания. Остальные (непостоянные) избираются на ротационной основе раз в два года по географическому признаку. Резолюции СБ имеют обязательную силу и считаются принятыми, если за них проголосовало 9 из 15 стран при условии, что не воспользуется правом вето ни одно из государств, входящих в «пятерку» постоянных членов.        

Пять новых временных членов были определены в ходе голосования, проходившего в Генеральной Ассамблее ООН 15 октября. На этот раз выборы по сути были безальтернативными, так как страны-кандидаты не имели реальных конкурентов. В итоге все они набрали необходимые две трети голосов, причем наименьшую поддержку получила Украина — за нее проголосовали 177 из 193 государств-членов ООН.

Совет Безопасности ООН

Выборы непостоянных членов СБ ООН. Досье

«Вопросы особой важности» для Киева

Безусловно, пристальное внимание в ближайшие месяцы будет приковано к Украине — единственному члену СБ, на территории которой идет вооруженный конфликт. Для Киева этот двухлетний срок в Совете Безопасности будет четвертым за всю историю. В последний раз Украина входила в его состав в 2000-2001 гг., а до этого — в 1948-1949 и 1984-1985 гг.

По итогам голосования в Генассамблее глава МИД страны Павел Климкин заявил журналистам, что в ходе работы в Совбезе украинская сторона намерена уделять внимание всей его повестке дня, касающейся международного мира и безопасности, но при этом подчеркнул, что Киев определил также «вопросы особой важности». Среди них он назвал крушение малайзийского Boeing в Донбассе в июле 2014 года.

29 июля РФ наложила вето на резолюцию об учреждении трибунала по авиакатастрофе, которая, по мнению Москвы, неверно квалифицировала случившееся как «угрозу международному миру и безопасности».

Вскоре после этого украинская сторона заявила, что будет продолжать добиваться создания трибунала и не исключает, что этот вопрос может быть повторно вынесен на рассмотрение СБ.

С вхождением представителя Киева в состав Совбеза от этого органа ООН следует ожидать большего внимания к ситуации на востоке Украины. В первый год конфликта в Донбассе СБ созывался по меньшей мере раз в месяц, однако в последнее время подобные встречи проводятся все реже. Так, заседание 11 декабря стало первым за 5 месяцев.

Ранее президент Украины Петр Порошенко заявил, что в ходе двухлетнего срока на посту непостоянного члена Киев также намерен уделять значительное внимание «реформированию Совета Безопасности и противодействию злоупотреблением права вето постоянными членами СБ».

Актеры второго плана

Право вето, которым наделены Россия, Китай, Соединенное Королевство, США и Франция, служит единственным их отличием от временных членов Совбеза. В то же время, именно из-за этого ограничения полномочий последние зачастую воспринимаются как «актеры второго плана».

Такую оценку, в частности, дает газета The New York Times в короткой заметке, посвященной избранию новых членов СБ. «Ни один из них не будет иметь какого-то влияние на пятерых постоянных членов Совета. Но они могут использовать свою временную позицию для того, чтобы продвигать собственные приоритеты во внешней политике, либо совершать нападки на своих оппонентов», — написало издание.

В то же время, не стоит забывать, что для принятия резолюции Совета Безопасности все же необходимы 9 голосов из 15 его членов, так что воспринимать временных членов СБ как статистов все же не следует.

Сами временные члены СБ ООН как правило мирятся с ролью второго плана в Совбезе, однако некоторые открыто высказывают недовольство тем, что решения по важнейшим вопросам зачастую принимаются в кругу «постоянной пятерки».

Так, в октябре представитель Венесуэлы при ООН Рафаэль Рамирес на заседании Совбеза упрекнул коллег в неуважительном отношении к мнению непостоянных членов. Поводом для недовольства латиноамериканской страны стало принятие резолюции, продлевающей санкции в отношении Сомали и Эритреи. Рамирес, ставший единственным, кто не поддержал документ, утверждал, что Венесуэла была фактически отстранена от работы над текстом.

Региональная проблематика

Опыт показывает, что непостоянные члены СБ чаще всего уделяют приоритетное внимание региональным вопросам. От Японии стоит ожидать созыва заседаний по ситуации с правами человека в КНДР, что наверняка вызовет раздражение у Китая. В декабре Пекин и Москва уже во второй раз безуспешно попытались помешать обсуждение этой темы в СБ.

Не исключено, что предметом дискуссий могут стать оспариваемые Пекином и Токио территории в Восточно-Китайском море, однако, как правило подобные темы в СБ ООН не поднимаются. В качестве примера можно привести 2013-2014 гг., когда непостоянным членом Совета была Аргентина, которая на протяжении почти 200 лет добивается установления суверенитета над Мальвинскими (Фолклендскими) островами, населенными преимущественно выходцами из Великобритании. Несмотря на это, в последние годы обсуждение этого вопроса велось в других структурах, в частности, в комитете ГА ООН по деколонизации.

Египет после завершения двухлетнего срока Иордании в Совбезе становится единственным представителем Лиги арабских государств и всего Ближнего Востока, и это возлагает на страну дополнительную ответственность. От Каира следует ждать повышенного внимания к палестино-израильскому урегулированию, а также более сдержанной по сравнению с Иорданией позиции в сирийском вопросе.

В Новый год с новым постпредом

Менее чем за месяц до наступления Нового года в дипмиссии Украины при ООН сменилось руководство — вместо Юрия Сергеева постоянным представителем страны при всемирной организации был назначен Владимир Ельченко, до недавних пор занимавший должность посла в РФ.

Ельченко уже присутствовал на заседании Совета Безопасности 11 декабря, когда обсуждалась ситуация на Украине. Пока он не отметился публичными выступлениями, но попал в поле зрения СМИ после того, как по окончании встречи СБ обменялся рукопожатием и парой слов с российским постпредом Виталием Чуркиным.

Между тем, вернувшийся в Киев Сергеев, возглавлявший украинскую дипмиссию в ООН с 2007 года, в одном из интервью признался, что узнал о своей отставке из СМИ.

Уругвай — председатель СБ в январе

Совет Безопасности является основным органом ООН, согласно ее Уставу отвечающим за поддержание международного мира и безопасности. Работой СБ руководит председатель, который меняется каждый месяц в порядке ротации. В январе эту функцию будет выполнять делегация Уругвая.

В течение месяца ожидаются ежеквартальные дебаты по положению на Ближнем Востоке, а также заседание по вопросу защиты гражданских лиц в условиях вооруженных конфликтов. Кроме того, пройдут традиционные брифинги, посвященные гуманитарной ситуации в Сирии и ходу операции по химическому разоружению страны.

На протяжении 2015 года Совбез провел не менее 200 заседаний и принял десятки резолюций. Одной из наиболее знаковых из них стала резолюция 2254, принятая 18 декабря и утвердившая план мирного урегулирования конфликта в Сирии. Также стоит отметить одобренную за два дня до этого комплексную резолюцию по борьбе с терроризмом, в которой приоритетное внимание уделяется угрозе со стороны запрещенной в РФ группировки «Исламское государство». Не исключено, что именно эти две темы будут превалировать в течение 2016 года.

Кроме того, в этом году в ООН пройдут выборы нового генерального секретаря, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

Спецпроект на тему

tass.ru

Совет Безопасности ООН. Постоянные члены Совета Безопасности ООН

Среди влиятельнейших организаций мира всегда упоминают ООН. Знание принципов ее работы важно для любого человека, который желает быть в курсе мировых политических, социальных и экономических событий. Какова история данного учреждения и кто входит в число участников?

Что такое ООН?

Организацией Объединенных Наций называется своеобразный центр решения проблем человечества. В составе ООН осуществляют свою деятельность тридцать других учреждений. Их коллективный труд направлен на то, чтобы на всей планете соблюдались права человека, сокращался масштаб нищеты, а также шла постоянная борьба с заболеваниями и экологическими проблемами. Организация может вмешаться в политику любого государства, если его курс не будет соответствовать общепринятым нормам морали. Иногда резолюции совета безопасности ООН и различные санкции против таких стран могут быть крайне решительными.

История создания организации

Возникновение ООН произошло по ряду военных, политических и экономических причин. Человечество пришло к осознанию того, что бесконечная череда войн подрывает всеобщее процветание, а значит, необходимо принять меры для обеспечения мирных условий, гарантирующих процветание и прогресс. Первые шаги к созданию организации были сделаны в 1941 году, когда была основана Атлантическая Хартия и подписана Декларация правительством СССР. На тот момент руководителям крупнейших стран удалось сформулировать основную задачу, которая заключалась в поиске пути к мирным международным отношениям. В следующем году в Вашингтоне двадцать шесть государств, участвующих в антигитлеровской коалиции, подписали Декларацию Объединенных Наций. Название этого документа в будущем ляжет в основу названия организации. В 1945 на конференции, участие в которой приняли СССР, США, Китай и Великобритания, был создан итоговый документ, ставший впоследствии Уставом ООН. 26 июня — дата подписания этого соглашения — считается днем объединенных наций.

Содержание Устава ООН

Данный документ является воплощением демократических идеалов человечества. В нем сформулированы права человека, утверждены достоинство и ценность каждой жизни, равноправие женщин и мужчин, равенство разных народов. Согласно Уставу, цель ООН заключается в поддержании мира во всем мире и улаживании всяческих конфликтов и споров. Каждый член организации считается равным другим и обязан добросовестно выполнять все принятые обязательства. Ни одна страна не имеет права угрожать другим или применять силу. ООН имеет право вмешательства в военные действия внутри любого государства. Также Устав подчеркивает открытость организации. Стать ее членом может любая мирная страна.

Принцип работы ООН

Данная организация не представляет собой правительство какой-либо страны и не может издавать законы. В число ее полномочий входит предоставление средств, которые помогают устранению международных конфликтов, а также разработка политических вопросов. Каждая страна, являющаяся участником организации, может выразить свое мнение. Основными органами ООН считают Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Совет по Опеке, Экономический и Социальный, и, наконец, Секретариат. Все они находятся в Нью-Йорке. Международный Суд по правам человека расположен в Европе, а точнее, в голландском городе Гаага.

Совет Безопасности ООН

В свете постоянных военных конфликтов и неослабевающего напряжения между некоторыми странами, данный орган приобретает особую важность. Совет Безопасности ООН включает пятнадцать стран. Стоит отметить, что десять из них периодически избираются согласно определенной процедуре. Только пять стран постоянно входят в Совет Безопасности ООН: Россия, Великобритания, Китай, США и Франция. Чтобы организация приняла какое-то решение, нужно, чтобы за него подали голоса не менее девяти членов. Чаще всего результатом собраний становятся резолюции. За время существования Совета их принято более 1300.

Как функционирует этот орган?

За время своего существования Совет Безопасности ООН обзавелся определенным количеством методов и форм воздействия на ситуацию в мире. Орган может выразить государству осуждение, если действия страны не соответствуют Уставу. В недавнем прошлом члены Совета Безопасности ООН были крайне неудовлетворены политикой ЮАР. За проведение в стране апартеида государство было неоднократно осуждено. Другой ситуацией в Африке, в которую вмешивалась организация, стали военные действия Претории против других стран. На этот счет в ООН были созданы многочисленные резолюции. Чаще всего обращение к государству предполагает прекращение военных действий, требование о выводе войск. На данный момент больше всего беспокоит Совет Безопасности ООН Украина. Все возможности организации направлены на урегулирование конфликтной ситуации и примирение сторон. Такие же функции уже применялись во время разрешения палестинских вопросов и в период военных действий в странах бывшей Югославии.

Исторический экскурс

В 1948 Совет Безопасности ООН разработал такой метод урегулирования, как использование групп наблюдателей и военных миссий наблюдения. Они должны были контролировать, как государство, на которое были направлены резолюции, соблюдает требования о прекращении военных действий и перемирии. Вплоть до 1973 таких наблюдателей отправляли только постоянные члены Совета Безопасности ООН из числа западных стран. После этого года в состав миссии стали входить и советские офицеры. Впервые они были направлены в Палестину. Многие наблюдательные органы до сих пор контролируют ситуацию на Ближнем Востоке. Кроме того, постоянные члены Совета Безопасности ООН формируют миссии, которые осуществляют свою деятельность в Ливане, Индии, Пакистане, Уганде, Руанде, Сальвадоре, Таджикистане и других странах.

Сотрудничество с другими организациями

Деятельность Совета постоянно сопровождается коллективной работой с региональными органами. Сотрудничество может носить самый разнообразный характер, включая регулярные консультации, дипломатическую поддержку, миротворческую деятельность, наблюдательные миссии. Заседание Совета Безопасности ООН может проходить совместно с ОБСЕ, как это происходило во время конфликтов в Албании. Организация также объединяется с экологическими группами для регулирования ситуации на западе африканского континента. Во время вооруженного конфликта Грузии ООН объединилась с миротворческими силами СНГ.
В Гаити Совет сотрудничал с ОАГ в рамках международной гражданской миссии.

Инструменты Совета Безопасности

Система урегулирования мировых конфликтов постоянно совершенствуется и модернизируется. Недавно был разработан способ контроля над ядерной и экологической угрозами, предупреждения об очагах напряженности, массовых эмиграциях, стихийных бедствиях, голоде и эпидемиях. Информация по каждому из перечисленных направлений постоянно анализируется специалистами в данных областях, которые определяют, насколько велика опасность. Если ее масштаб действительно вызывает тревогу, о ситуации будет уведомлен председатель Совета Безопасности ООН. После этого будут приняты решения о возможных действиях и мерах. При необходимости будут задействованы и другие органы ООН. В приоритете организации – превентивная дипломатия. Все инструменты политического, правового и дипломатического характера направлены на предупреждение разногласий. Совет Безопасности активно способствует примирению сторон, установлению мира и прочим превентивным действиям. Чаще всего используется такой инструмент, как операция по поддержанию мира. Подобных мероприятий за время существования ООН было проведено более пятидесяти. Под ОПМ понимается совокупность действий беспристрастных военных, полицейских и гражданского персонала, направленных на стабилизацию обстановки.

Контроль за введением санкций

Совет Безопасности включает в себя несколько вспомогательных органов. Они существуют для контроля за санкциями ООН. Такими органами можно назвать Совет управляющих Компенсационной комиссии, Специальную комиссию по ситуации между Ираком и Кувейтом, Комитеты в Югославии, Ливии, Сомали, Анголе, Руанде, Гаити, Либерии, Сьерра-Льоне и Судане. Например, в Южной Родезии тщательный контроль над экономической ситуацией привел к устранению расистского правительства и возвращению гражданам Зимбабве независимости. В 1980 страна стала членом ООН. Действенность контроля проявлялась и в Южной Африке, Анголе и Гаити. Тем не менее стоит отметить, что в некоторых случаях санкции имели и ряд негативных последствий. Для соседних государств принятые ООН меры оборачивались материальным и финансовым ущербом. Впрочем, без вмешательства ситуации привели бы к гораздо более тяжелыми последствиями для всего мира, поэтому некоторые издержки вполне оправдывают себя.

Правила Устава относительно Совета

Несмотря на то что иногда последствия могут быть достаточно спорными, данный орган ООН должен функционировать без перерыва. Это решено Уставом. Согласно ему, организация обязана максимально быстро и эффективно принимать решения. Каждый член Совета Безопасности должен постоянно находиться на связи с ООН для немедленного выполнения своих функций в экстренной ситуации. Промежуток между заседаниями органа не должен быть больше двух недель. Иногда это правило не соблюдается на практике. По средним подсчетам, Совет Безопасности собирается для официальных заседений около семидесяти семи раз в течение года.

fb.ru

Список членов Совета Безопасности ООН

Совет Безопасности ООН был организован в 1945 году с принятием Устава ООН. До 1965 года Совет Безопасности состоял из 11 членов — пяти постоянных и шести непостоянных членов, с 1966 года количество непостоянных членов увеличено до 10.

Постоянные члены

В соответствии со статьёй 23 Устава ООН постоянными членами Совета Безопасности ООН являются:

  1.  Китайская Республика (в 1971 году под давлением КНР и стран социалистического блока место Китайской Республики передано Китайской Народной Республике, фактически контролирующей большую часть территории Китая)
  2.  Франция
  3. Союз Советских Социалистических Республик
    (в 1991 году  Российская Федерация приняла на себя права и обязательства бывшего Советского Союза и заняла его место в Совете Безопасности ООН)
  4. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии
  5. Соединённые Штаты Америки

Решение Совета Безопасности ООН принимается только в случае, если совпадают голоса всех постоянных членов Совбеза (это положение трактуется как право вето постоянного члена Совбеза), за исключением случаев голосования по процедурным вопросам.

Непостоянные члены

Региональные группы ООН

Непостоянные члены избираются по принципу равномерного регионального представительства. Государства-члены ООН поделены на пять групп, каждая из которых имеет определённое число мест в Совете Безопасности:

  1. Африканская группа (54 государства) — 3 места
  2. Азиатская группа (53 государства) — 2 места (+ 1 место постоянного члена — КНР)
  3. Восточно-европейская группа (CEIT, 23 государства) — 1 место (+ 1 место постоянного члена — Россия)
  4. Группа государств Латинской Америки и Карибских островов (GRULAC, 33 государства) — 2 места
  5. Группа государств Западной Европы и прочих государств (WEOG, 28 государств) — 2 места (+ 3 места постоянных членов — США, Великобритания, Франция)

Одно место в группе государств Западной Европы и прочих государств обязательно должно предоставляться западноевропейскому государству. Представитель арабских государств поочерёдно выбирается от африканской и азиатской группы.

До 1966 года существовало другое деление на региональные группы: латиноамериканская группа (2 места), западноевропейская группа (1 место), группа Восточной Европы и Азии (1 место), ближневосточная группа (1 место), группа Содружества наций (1 место).

Непостоянные члены ООН избираются Генеральной Ассамблеей ООН сроком на два года, каждый год по одной пятёрке. Одно государство не может занимать место непостоянного члена более одного срока подряд.

Непостоянные члены Совета Безопасности ООН по годам

1946 — 1965

С 1966 года

dic.academic.ru

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН — это… Что такое СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН?


СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН
— главный постоянно действующий политический орган ООН, на который, согласно Уставу ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Состоит из 15 членов: 5 постоянных членов Совета (РФ, США, Великобритания, Франция, Китай) и 10 непостоянных членов, избираемых в Совет на двухлетний срок в соответствии с процедурой, предусмотренной в Уставе. Совет наделен широкими полномочиями в деле мирного урегулирования международных споров, недопущения военных столкновений между государствами, пресечения актов агрессии и других нарушений мира и восстановления международного мира. В соответствии с Уставом СОН только Совет и никакой другой орган или должностное лицо ООН имеет право принимать решения о проведении операций с использованием Вооруженных сил ООН, а равно решать вопросы, связанные с созданием и использованием Вооруженных сил ООН, в частности, такие, как определение задан и функций вооруженных сил, их состава и численности, структуры командования, сроков пребывания в районах операций, а т.ж. вопросы руководства операциями и определение порядка их финансирования. Для оказания давления на государство, действия которого создают угрозу международному миру или представляют собой нарушение мира, Совет может решить и потребовать от кленов ООН применения мер, не связанных с использованием вооруженных сил, например, таких, как полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или других средств сообщения, а т.ж. разрыв дипломатических отношений. Если такие меры будут сочтены Советом недостаточными или уже оказались недостаточными, он уполномочен предпринимать действия, связанные с использованием воздушных, морских и сухопутных вооруженных сил. Эти действия могут, включать демонстрацию, блокаду, операции вооруженных сил членов ООН и др. Совет вносит рекомендации о приеме государств в члены ООН, об исключении членов ООН, систематически нарушающих принципы Устава ООН, о приостановлении осуществления прав и привилегий, принадлежащих члену ООН, если против этого члена он предпринимает действия превентивного или принудительного характера.

Совет делает рекомендации Генеральной Ассамблее ООН относительно назначения Генерального секретаря ООН, выбирает вместе с ней членов Международного Суда ООН и может принять меры для исполнения решения этого Суда, которое то или иное государство отказалось выполнить. Согласно Уставу, Совет может принимать помимо рекомендации юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств — членов ООН. Каждый член Совета имеет один голос. Решения по процедурным вопросам принимаются Советом, если за них поданы голоса не менее чем 9 любых его членов. Решения по вопросам существа считаются принятыми, если за них голосовали не менее 9 членов, включая совпадающие голоса всех 5 постоянных членов. Если хотя бы один постоянный член проголосует против, решение считается отклоненным. Основой деятельности Совета и всей ООН является принцип единогласия постоянных членов Совета. Согласно Уставу ООН СБ должен функционировать непрерывно и осуществлять быстрые и эффективные действия от имени членов ООН. С этой целью каждый член Совета обязан постоянно находиться в месте пребывания ООН. За все время существования ООН не было практически ни одного важного международного события, ставившего под угрозу мир и безопасность народов или вызывавшего споры и разногласия между государствами, на которые бы не обращалось внимание Совета, причем значительное число их стало предметом рассмотрения на заседаниях Совета Безопасности.

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. 2004.

  • СОВЕТ БАНКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
  • СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ РФ

Смотреть что такое «СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН» в других словарях:

  • СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН — главный постоянно действующий политический орган ООН, на который, согласно Уставу ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Состоит из 15 членов: 5 постоянных членов Совета (РФ, США, Великобритания …   Юридическая энциклопедия

  • СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН — СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН, один из главных органов ООН, действует постоянно. По Уставу ООН на Совет Безопасности ООН возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Это единственный орган ООН, определяющий… …   Современная энциклопедия

  • Совет безопасности оон — (англ. UN Security Council) один из 6 главных органов Организации Объединенных Наций (ООН). Согласно Уставу ООН (ст. 23 32), на СБ. ООН возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. При исполнении… …   Энциклопедия права

  • Совет Безопасности ООН — орган ООН, который несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и может быть созван в любое время дня или ночи при возникновении угрозы миру. Совет Безопасности состоит из 15 членов, причем пять из них (Китай,… …   Финансовый словарь

  • СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН — один из шести главных органов ООН, единственный могущий принимать решения, обязательные для членов ООН. СБ постоянно действующий орган, заседающий в штаб квартире ООН в Нью Йорке (США). На него возложена основная ответственность по поддержанию… …   Энциклопедия юриста

  • СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН — важнейший постоянно действующий орган ООН. Устав ООН возлагает на него главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Состоит из 15 членов: 5 постоянных (Китай, Франция, Россия, Великобритания и США), 10 избираются на… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Совет безопасности ООН — важнейший постоянно действующий орган ООН. Устав ООН возлагает на него главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Состоит из 15 членов: 5 постоянных (Китай, Франция, Россия, Великобритания и США), 10 избираются на… …   Политология. Словарь.

  • СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН — СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН, постоянно действующий орган ООН. Устав ООН возлагает на него главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Состоит из 15 членов. Постоянные члены С Б ООН: Великобритания, Китай, Россия (до 1991 …   Русская история

  • Совет Безопасности ООН — (Security Council, United Nations), гл. орган Организации Объединенных Наций, на к рый возложена ответственность за поддержание мира во всем мире, С,Б. состоит из 5 постоянных членов: Великобритании, США, России, Китайской Народной Республики и… …   Всемирная история

  • Совет Безопасности ООН — (Security Council, UNSC) СБ ООН, состав Совета безопасности ООН, функции и полномочия Совета безопасности ООН История создания Совета безопасности ООН, постоянные и непостоянные члены Совета безопасности ООН, исторические решения Совета… …   Энциклопедия инвестора

  • Совет Безопасности ООН — У этого термина существуют и другие значения, см. Совет безопасности. Зал заседаний Совета Безопасности ООН …   Википедия


dic.academic.ru

Совет безопасности ООН Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Совет безопасности.
Совет Безопасности ООН
Административный центр
  • Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
Тип организации principal organ of the United Nations[d][1] и юрисдикция
Основание
Дата основания 1946
Материнская организация Организация Объединённых Наций
Дочерние организации United Nations Stabilisation Mission in Haiti[d]
un.org/securityco…​ (англ.)
un.org/securityco…​ (кит.)
un.org/securityco…​ (фр.)
un.org/securityco…​ (ар.)
un.org/securityco…​ (рус.)
un.org/securityco…​ (исп.)
 Медиафайлы на Викискладе

Совет Безопасности ООН (англ. United Nations Security Council, фр. Conseil de sécurité de l’ONU, араб. مجلس أمن الأمم المتحدة‎, кит. 联合国安全理事会, исп. Consejo de Seguridad de la ONU) — постоянно действующий орган Организации Объединённых Наций, на который, в соответствии со статьёй 24 Устава ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Относится к числу шести «главных органов» ООН.

ru-wiki.ru

Совет безопасности ООН: состав, порядок работы.

Он занимает особое место в системе главных органов ООН. Гос-ва — члены ООН для обеспечения быстрых и эффективных действий возложили на него главную ответ-ть за поддержание межд-ного мира и безопасности и при исполнении обязанностей, вытекающих из этой ответ-ти, Совет Безопасности действует от их имени (ст. 24 Устава).

В отличие от Генеральной Ассамблеи, включающей всех членов Организации, Совет Безопасности имеет ограниченный состав. Кол-во его членов фиксируется в Уставе ООН (ст. 23), вследствие чего для изменения численного состава Совета необходимо внесение поправок в Устав.

Совет Безопасности состоит из 15 гос-в-членов (до 1965 г. состоял из 11 членов), при этом имеются постоянные и непостоянные члены.

Постоянными членами Совета явл-ся 5 гос-в: Советский Союз, США, Великобритания, Франция и Китай. В настоящее время место Союза ССР в Совете Безопасности занимает РФ (поправка, в Устав в связи с этим не вносилась).

Генеральная Ассамблея избирает 10 др. гос-в — членов ООН в качестве непостоянных членов Совета Безопасности (до расширения состава было 6 непостоянных членов). Эти члены избираются на 2хгодичный срок, причем ежегодно подлежат переизбранию 5 гос-в. При избрании непостоянных членов выделяют степень участия членов Организации в поддержании межд-ного мира и безопасности, а также справедливое географическое распределение.

В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1963 г., расширившей состав Совета, места непостоянных членов распределяются: от Африки и Азии — 5 членов, от Восточной Европы — 1, от Латинской Америки — 2, от Западной Европы и др. гос-в — 2. Вместо выбывающих ввиду истечения 2хгодичного срока непостоянных членов избираются гос-ва того же географического района.

Совет Безопасности расследует любой спор или любую ситуацию, которая может привести к межд-ным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию межд-ного мира и безопасности.

Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления межд-ного мира и безопасности.



Совет Безопасности определяет какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и может потребовать от членов ООН применения этих мер, к которым относятся полный или частичный перерыв экономических отношений, ж/дорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

Члены ООН подчиняются решениям Совета Безопасности и выполняют их.

Действенность резолюций Совета Безопасности о санкциях обусловлена их выполнением гос-вами, в т.ч. с использованием внутригос-ных правовых средств.

Совет Безопасности уполномочен предпринимать действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления межд-ного мира и безопасности (демонстрацию, блокаду и др.)

Совет Безопасности наделен правом формирования и применения вооруженных сил ООН для поддержания межд-ного мира и безопасности. Все члены ООН обязаны предоставлять по требованию Совета Безопасности на установленный период необходимые национальные вооруженные силы в его распоряжение, а также иную необходимую помощь. Предоставление вооруженных сил должно осущ-ться на основании особых соглашений между Советом Безопасности и соответствующими гос-вами. Соглашения фиксируют численность и род войск, их дислокацию, характер предоставляемых средств обслуживания.

Важное место в деят-ти Совета Безопасности занимают операции по поддержанию мира (миротворческие акции).

Полномочия Совета Безопасности не затрагивают неотъемлемого права гос-в на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения, до тех пор пока Совет Безопасности не примет необходимых мер.

Совет Безопасности является постоянно действующим органом и организуется т.о., чтобы он мог ф-ционировать непрерывно. Каждый член Совета имеет своего постоянного представителя.

Каждый член Совета Безопасности имеет 1 голос. Решения Совета Безопасности по процедурным вопросам считаются принятыми, когда за них поданы голоса 9 членов Совета. Особый порядок предусмотрен Уставом для принятия решений по существу, по вопросам непроцедурного характера. Такие решения считаются принятыми, когда за них поданы голоса 9 членов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета. В том случае, если хотя бы один из постоянных членов Совета голосует против, решение не принимается (право вето). Если же один или несколько постоянных членов воздерживаются либо не участвуют в голосовании, то решение, поддержанное 9 членами, считается принятым.

Межд-ный суд ООН.

Это главный судебный орган ООН, действующий в соответствии с Уставом ООН и Статутом Межд-ного Суда. В его состав входят 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности. Компетенция Суда включает в себя разрешение споров между гос-вами, взявшими на себя обязательство выполнять его решения по конкретным делам, и разработку консультативных заключений по юр-ским вопросам.

Межд-ный Суд был создан в качестве главного судебного органа ООН. Его предшественник — Постоянная палата межд-ного правосудия, действовавшая в рамках Лиги Наций в 1922—1940 гг.

Правовую основу, компетенцию и деят-ть Суда составляют гл. XIV Устава ООН и Статут Межд-ного Суда; образующий неотъемлемую часть Устава.

Суд имеет свой регламент.

Статут включает четыре главы: I — Организация Суда;

II — Компетенция Суда; III — Судопроизводство; IV — Консультативные заключения.

Все члены Организации являются участниками этого Статута. Есть возможность участия в Статуте и др. гос-в, не являющихся членами ООН, на условиях, определяемых Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности (статус Швейцарии).

Участниками Статута являются гос-ва, а членами Суда являются индивиды — судьи, избираемые из числа лиц высоких моральных качеств, которые удовлетворяют требованиям, предъявляемым для назначения на высшие судебные должности, или являются юристами с признанным авторитетом в области межд-ного права.

Суд состоит из 15 членов, в числе которых не может быть 2х граждан одного и того же гос-ва. РФ представлена в Суде. Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, которые проводят выборы одновременно и независимо друг от друга; для избрания необходимо в обоих органах получить абсолютное большинство голосов. Срок полномочий члена Суда — 9 лет, но возможно переизбрание. Он не может быть отрешен от должности, кроме случая, когда, по единогласному мнению др. членов Суда, он перестает удовлетворять предъявляемым требованиям. Суд избирает председателя и вицепредседателя на 3хлетний срок с возможным переизбранием, а также назначает секретаря.

Члены Суда при исполнении судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Место пребывания и деят-ти Суда — г. Гаага (Нидерланды). По решению Суда возможно проведение его заседаний в др. местах.

Суд является постоянно действующим органом. Он заседает в полном составе; для образования судебного присутствия считается достаточным кворум в 9 судей. По мере необходимости образуются камеры в составе 3х (или более) судей для разбора определенных категорий дел.

Официальными языками Суда являются французский и английский. На этих языках готовятся материалы, ведется судопроизводство, формулируются решения. По ходатайству стороны ей должно быть предоставлено право пользоваться другим языком, не относящимся к категории официальных.

Стороны выступают в Суде через представителей и могут пользоваться помощью поверенных или адвокатов. Все эти лица пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для самостоятельности выполнения их обязанностей.

Судопроизводство состоит из 2х элементов — письменного и устного. Слушание проводится публично, но Суд может принять и иное решение и стороны могут потребовать недопуска публики.

Основная ф-ция Суда — разрешение споров между гос-ми.

К ведению Суда относятся все дела, которые передаются ему гос-ми как сторонами в споре, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими дог-ми и конвенциями. В межд-ных дог-рах есть специальные нормы относительно юрисдикции Межд-ного Суда в связи со спором о толковании и (или) применении определенных дог-рных положений. Любой спор между гос-ми-участниками, который не разрешен путем переговоров или предусмотренных процедур, передается по требованию любой из сторон в споре на разрешение Межд-ного Суда, если стороны в споре не договорились об ином способе урегулирования.

При рассмотрении межгос-ных споров к судебному производству принимаются дела, переданные обеими спорящими сторонами. Такого правила придерживаются многие гос-ва — участники Статута Суда, включая РФ. Применяется правило обязательной юрисдикции Суда по правовым спорам, признаваемое гос-ми, сделавшими по этому поводу специальные заявления. Для рассмотрения спора достаточно обращения одной из спорящих сторон.

Суд решает переданные ему споры на основании межд-ного права и применяет:

а) межд-ные конвенции, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими гос-ми;

б) межд-ный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

в) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

г) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Решение Суда обязательно для участвующих в деле сторон. Каждый член Организации обязуется выполнить решение Суда по тому делу, в котором он является стороной. В случае невыполнения одной из сторон решения Суда Совет Безопасности ООН может по просьбе другой стороны сделать рекомендации или принять меры для приведения решения в исполнение.

2я ф-ция Межд-ного Суда — принятие консультативных заключений по юр-ским вопросам. Такие заключения могут запрашивать Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности, а также другие органы ООН и специализированные учреждения.

СНГ

Содружество Независимых Гос-в

Решение о создании СНГ было принято руководителями России, Белоруссии и Украины на встрече в Минске 8 декабря 1991 г. В Соглашении о создании СНГ сказано, что СССР прекратил свое существование,а договаривающиеся гос-ва образовали СНГ.

К сфере их совместной деят-ти, реализуемой через общие координирующие институты Содружества, относятся:

координация внешнеэкономической деят-ти;

сотрудничество в формировании общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики;

сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;

вопросы миграционной политики;

борьба с организованной преступностью.

21 января 1992 г. руководители Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины на встрече в Алма-Ате приняли Декларацию, в которой было подтверждено прекращение существования СССР и образование СНГ. Тогда же было принято решение о создании высших органов Содружества — Совета глав гос-в и Совета глав правительств.

Соглашение о создании СНГ вступило в силу для каждого гос-ва-участника с момента его ратификации.

В рамках СНГ действует большое число двусторонних договоров, регулирующих различные аспекты политического, экономического, гуманитарного, военного сотрудничества.

Целями Содружества являются:

осущ-ние сотрудничества в политической, экономической, социальной, культурной и иных областях;

развитие гос-в-членов в рамках общего экономического пространства;

обеспечение прав и свобод чел-ка в соответствии с общепризнанными принципами и нормами межд-ного права и документами СБСЕ;

свободное общение и передвижение граждан в Содружестве;

правовая помощь и сотрудничество в иных сферах отношений;

мирное разрешение споров между гос-вами — членами СНГ.

Членами СНГ являются страны, ратифицировавшие Соглашение о создании СНГ 1991 г. и Протокол к нему 1991 г. к моменту принятия Устава СНГ. Членами СНГ могли стать также те гос-ва, которые приняли на себя обязательства по Уставу до 22 января 1994 г. После этой даты участником СНГ может стать гос-во, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех гос-в-членов.

Уставом СНГ предусматривается также возможность ассоциированного членства. Страны — не члены СНГ могут принимать участие в работе органов Содружества в качестве наблюдателей.

Гос-во — участник СНГ вправе выйти из Содружества, известив об этом депозитария Устава СНГ (Правительство Белоруссии) за 12 месяцев до даты выхода.

В настоящее время в СНГ участвуют все республики бывшего СССР, за исключением прибалтийских и в некоторых случаях — Украины.

Совет Европы.

Совет Европы создан после 2й мировой войны и действует на основании Устава 1949 г. Участниками Совета Европы являются около 40 гос-в, в т.ч. и Россия.

Цели Совета Европы:

обеспечение более тесных связей между г-вами Европы;

содействие превращению Европы в демократическое пространство;

защита прав чел-ка;

координация деят-ти Совета с другими европейскими гос-вами.

Гос-во, желающее вступить в Совет Европы, должно соответствовать следующим условиям:

правовое устройство и институты должны соответствовать принципам демократии;

народные представители должны избираться путем свободных, равных и всеобщих выборов.

Учитываются также гарантии осуществления свободы выражения мнения, защита национальных меньшинств, соблюдение основ межд-ного права, и — обязательное условие — подписание Европейской конвенции по защите прав чел-ка и основных свобод 1950 г.

Органами Совета являются — Комитет министров, Консультативная ассамблея, Совещания отраслевых министров, Секретариат.

Комитет министров (высший орган Совета) состоит из министров иностранных дел гос-в-членов и заседает 2 раза в год. Комитет определяет программу работы Совета, принимает бюджет Совета, назначает членов Европейской комиссии по правам человека. Решения Комитета министров принимаются либо в форме рекомендаций, либо в форме конвенций, подлежащих ратификации.

Консультативная ассамблея состоит из депутатов и из заместителей, избираемых из числа членов национальных парламентов.

Совещания отраслевых министров (юстиции, экономики и т.д.) созываются по мере необходимости и решают вопросы.

Секретариат возглавляет Генеральный секретарь, избираемый Консультативной Ассамблеей

Местопребывание Совета — г. Страсбург (Франция).

Европейский союз.

Европейский Союз (ЕС) был создан на основе Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) 1951 г., Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г., Европейского экономического сообщества 1957 г. в результате объединения в 1957 г. этих ранее самостоятельных организаций и назывался вплоть до недавнего времени Европейскими сообществами.

В 1965 г. на основе Брюссельского дог-ра были созданы единые органы Сообществ. Единый Европейский акт 1986 г. оформил передачу ЕС полномочий в области охраны окружающей среды, культуры и образования, охраны здоровья, технологической и социальной политики, единое таможенное пространство. Соглашение 1990 г. урегулировало вопросы беспрепятственного перемещения через границы стран — членов ЕС товаров, рабочей силы и капиталов.

Маастрихтские соглашения 1992 г. (вступили в силу в 1993 г.) завершили процесс юр-ского оформления механизма Сообществ, предусмотрев создание к концу XX в. тесного политического и валютно-экономического союза стран ЕС. Дог-р о Европейском Союзе дополнен 17 протоколами. Дог-ром введено гражданство ЕС.

Первоначальными участниками ЕС были Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, ФРГ. В 1973 г. к ЕС присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, в 1981 г. — Греция, в 1986 г. — Испания и Португалия, в 1995 г. — Швеция, Австрия и Финляндия. Сегодня в ЕС входят 15 государств.

1) ЕС представляет собой федеративное гос-воподобное образование добровольно объединившихся стран.

2) ЕС является межд-ной организацией, а ее право — это межд-ное право.!!!

3) ЕС — это межд-ная организация с элементами конфедерации.

Гос-ва, вошедшие в ЕС, не утеряли своего суверенитета. Однако Союзу был делегирован необычайно широкий объем правомочий. Право ЕС имеет прямое действие на тер-рии стран-участниц и приоритет перед национальным правом. Цели ЕС:

создание политического и торгово-экономического союза стран — членов Союза,

обеспечение свободного движения товаров и услуг, а также миграции рабочей силы в рамках ЕС,

введение единой валюты,

фактическая отмена внутренних границ стран Союза,

совместная внешняя политика и политика в области межд-ной безопасности и др.

Право Европейского Союза состоит из 2х больших групп норм:

внутреннее право Союза как межд-ной организации;

право Союза, регулирующее конкретные виды политико-экономической, социальной и культурной деят-ти гос-в Союза.

Главными органами ЕС являются Европейский Совет, Европейская комиссия, Совет Европейского Союза, Европейский парламент, Европейский суд.

Европейский Совет составляют главы гос-в и правительств гос-в ЕС и Председатель Европейской комиссии, их заместители (министры иностранных дел) и член Комиссии. Совет заседает 2 раза в год.

Европарламент состоит из депутатов, избираемых в странах-участницах в ходе прямых выборов на 5 лет. Европарламент контролирует Европейскую комиссию и Совет, разрабатывает право ЕС и бюджет Союза.

Сессии Европарламента (ежемесячные) проходят в г. Страсбурге (Франция), чрезвычайные сессии — в г. Брюсселе (Бельгия), где работают комитеты Европарламента, секретариат Европарламента — в г. Люксембурге.

Совет Европейского Союза состоит из министров гос-в-членов (в зависимости от рассматриваемого вопроса). Представительство в Совете, когда требуется квалифицированное большинство голосов, неодинаково. Так, Германия имеет 10 голосов, Ирландия — 3, Люксембург — 2 и т.д. Местонахождение Совета — г. Брюссель.

Европейская комиссия состоит из 20 членов и председателя, назначаемого правительствами стран ЕС с согласия Европарламента. Комиссия наблюдает за соблюдением решений норм и решений ЕС и организует их исполнение. Местонахождение Комиссии — г. Брюссель.

Европейский суд состоит из 15 судей, 9 генеральных прокуроров (назначаются на 6 лет). Суд разрешает споры между гос-вами ЕС, между органами Европейского Союза и гос-вами-членами, между органами ЕС, между Европейским Союзом и юр-скими и физ-кими лицами, готовит экспертные заключения.

В ЕС упразднены все таможенные пошлины на внутриевропейских границах на все виды товаров, а в отношении стран, не входящих в ЕС, проводится единая таможенная политика.

РФ активно сотрудничает со странами Европейского Союза.

stydopedia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *