Совокупная налоговая нагрузка это – Налоговая нагрузка. Формула расчёта в 2018-2019 году

Содержание

Налоговая нагрузка совокупная — Энциклопедия по экономике

НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА СОВОКУПНАЯ  [c.449]

Налогоплательщики и налоговые агенты, налоговый учет Налоговая нагрузка совокупная — см.  [c.957]


Совокупная налоговая нагрузка — это расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде ввозных таможенных пошлин (кроме таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, федеральных налогов (кроме акцизов), НДС на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (кроме взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации) инвестором, осуществляющим инвестиционный проект, на момент начала финансирования инвестиционного проекта.  [c.218]

Если при определении макроэкономического показателя налоговой нагрузки проблем в части определения сумм налогов практически не существует (берется вся совокупность поступающих в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды налогов и сборов), то на уровне предприятия такая проблема есть. Вопрос заключается, главным образом, в том, следует ли включать в сумму налогов ту ее часть, которая представляет собой уплачиваемый работниками предприятия налог на доходы физических лиц. Здесь среди российских ученых и практиков нет единой точки зрения.  [c.66]

Таким образом, общий показатель совокупной налоговой нагрузки налогоплательщиков должен быть скорректирован с учетом указанного коэффициента собираемости, или, проще говоря, на сумму ежегодного прироста недоимки по платежам во все виды бюджетов и внебюджетные фонды.  [c.73]

Финансовое право — это совокупность норм, регулирующих финансовую деятельность государства, т.е. деятельность по аккумуляции, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, которые и дают возможность осуществлять реальное государственное управление. С помощью норм финансового права государство направляет потоки денежных средств в нужном для него направлении, где они аккумулируются и расходуются и, таким образом, стимулируется развитие той или иной деятельности государства как в экономической, так и социально-культурной области. Для развития рыночной экономики очень важно, во-первых, чтобы государство поддерживало области деятельности, непосредственно влияющие на рынок, т.е. направляло деньги на развитие и поддержание промышленности, сельского хозяйства и, конечно, малого и среднего бизнеса. С другой стороны, очень важно, чтобы налоги, собираемые государством для пополнения доходной части всей бюджетной системы, не ложились бы тяжелым бременем на юридических и физических лиц, которые при непосильной налоговой нагрузке сворачивают производство, а стимулировало бы их платить налоги полностью и в то же время давало бы уверенность, что уплата налогов их не разорит.  [c.3]

Следовательно, нефтегазовый сектор и в условиях изменившейся макроэкономической роли — усиления фискальной направленности государственной экономической политики — тем не менее находит адекватные для себя решения, что, как показывает практика последних двух-трех лет, в совокупности оказало на отрасль стабилизирующее воздействие. Те предприятия, которые создали производственные мощности, сохранили кадры, потенциал, научились продуктивно работать в условиях рыночной экономики, используя благоприятную конъюнктуру смогли обновить основные фонды и решить многие социально-экономические проблемы как своих коллективов, так и тех регионов, в которых эти коллективы работают. А самое главное, они нарастили свои финансовые возможности. В последнее время появились определенные положительные сдвиги в системе налогообложения. Однако реальные расчеты доходов нефтяных компаний и выплачиваемых ими налогов по состоянию на середину 2001 г. показывают, что правительство вряд ли снизит налоговую нагрузку с 42% в 2000 г. до 37% в 2002 г. Скорее всего произойдет увеличение налоговой нагрузки до 44%. Поэтому, например, такой элемент фискальной системы, как таможенные пошлины, требует постоянной работы нефтяных и газовых компаний с государственными органами.  [c.154]

Совокупная налоговая нагрузка — расчетный сум-  [c.196]

В отношении понятия налогового давления есть несколько точек зрения. Существует определение налогового давления как совокупное воздействие налоговой нагрузки на экономику страны, экономического субъекта либо иного налогоплательщика. Подразумевается, что этот термин описывает явление, поэтому не имеет количественной характеристики.  [c.9]

Совокупная налоговая нагрузка — расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде ввозных таможенных пошлин (за исключением особых видов пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осу-  [c.9]

Проект Налогового кодекса РФ предусматривает снижение совокупной налоговой нагрузки в целом на экономику (в % к ВВП) и на ее субъектов за счет сокращения общего числа налогов, снижения отдельных ставок и сокращения объема льгот. При этом пересматриваются подходы к возникновению и исполнению налогового обязательства, порядок уплаты налогов и отношения между налоговыми органами, налогоплательщиками и другими участниками налоговых отношений.  [c.164]

Тем не менее в Законе не зафиксирован принцип неизменности правовых основ инвестирования, а лишь перечислены условия, которые некоторое время могут оставаться неизменными. Кроме того, в Законе речь идет исключительно об инвесторах, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты, определяемые правительством, поэтому понятие неизменности совокупной налоговой нагрузки относится только к этим инвесторам. При этом в Законе не оговорена проблема сохранения коммерческих результатов, долгосрочной доходности инвестора, имеющих первостепенное значение. В условиях возможных изменений экспортных пошлин, регионального и местного законодательства, увеличения размера НДС, взносов в Пенсионный фонд и т.п. говорить о стабильности условий инвестирования достаточно сложно.  [c.401]

Совокупная налоговая нагрузка — расчетный общий объем денежных средств, подлежащих уплате инвестором в бюджетную систему на день начала финансирования проекта в форме ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов (за исключением акцизов и НДС на товары, произведенные на территории РФ) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ).  [c.11]

Так, согласно тексту Закона В случае, если вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, изменяющие размеры ввозных таможенных пошлин , федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации), которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность инвестора по реализации приоритетного инвестиционного проекта на территории Российской Федерации по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой , действовавшими в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта, то такие новые федеральные законы и иные нормативные акты Российской Федерации, а также изменения и дополнения, вносимые в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, не применяются в течение сроков, указанных в пункте 3 настоящей статьи .1 Согласно пункту 3 данного Закона, стабильность налогового режима для инвестора, реализующего инвестиционный проект, гарантируется в течение срока окупаемости, но не более семи лет со дня начала его финансирования. Дифференциацию сроков окупаемости инвестиционных проектов исходя из их видов устанавливает Правительство РФ. Таким образом инвесторам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты, гарантируется иммунитет от изменения налогового законодательства.  [c.43]

Закон Об иностранных инвестициях в Российской Федерации также распространяет положения о гарантиях неизменности налогового режима для инвесторов только на определенную категорию коммерческих организаций. Согласно статье 9 (пункты 1-2) данного Закона, в случае неблагоприятного для инвестора изменения законодательства РФ, приводящего к увеличению совокупной налоговой нагрузки на инвестиционный проект, эти изменения не применяют в отношении инвестора, реализующего приоритетный инвестиционный проект в течение срока его окупаемости, но не более семи лет с момента начала осуществления проекта. Следует отметить, что из данного правила сделаны исключения. Статья 9 не страхует от изменения ставок таможенных пошлин, направленных на защиту экономических интересов России, а также ставок акцизов и НДС. Данная оговорка не случайна, так как именно таможенные пошлины, акцизы и НДС являются основными доходными источниками федерального бюджета. Эти косвенные налоги и составляют основную налоговую нагрузку на изготовителя, поэтому фактически инвестор гарантирован только от неблагоприятного изменения менее значимых (второстепенных) налогов. Кроме того, данное правило распространяется только на приоритетные инвестиционные проекты, которые определяет Правительство РФ, а также на коммерческие организации с иностранными инвестициями, если доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале такой организации превышает 25%. Таким образом, в отношении инвесторов проводится неодинаковая налоговая по-  [c.45]

ИНВЕСТИЦИИ ИНОСТРАННЫЕ совокупная налоговая нагрузка  [c.329]

В случае, если вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, изменяющие размеры ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами в соответствии с законодательством РФ), федеральных налогов (за исключением акцизов, НДС на товары, производимые на территории РФ) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ), либо вносятся в действующие федеральные законы и иные нормативно-правовые акты РФ изменения и дополнения, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов либо устанавливают режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций в РФ по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта за счет иностранных инвестиций, то такие новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также изменения и дополнения, вносимые в действующие федеральные законы и иные  [c.332]

Наконец, отсутствие или нехватка денежных средств у налогоплательщиков, необходимых для своевременной и полной уплаты налогов и сборов, приводит к формированию недоимки и (или) неденежным зачетам, что сказывается на уровне собираемости налогов. НАЛОГОВЫЙ ПРЕСС (налоговое бремя, налоговая емкость) — общий объем обязательных платежей (налогов и сборов), взимаемых государством с юридических и физических лиц, совокупная налоговая нагрузка. Ее уровень определяется необходимостью финансирования расходов государства по осуществлению принятых им на себя функций (управление, оборона, здравоохранение, фундаментальная наука и др.).  [c.119]

СОВОКУПНАЯ НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА  [c.718]

СОВОКУПНАЯ НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА — показатель, исчисляемый в соответствии со ст. 2 Закона № 160-ФЗ. Определяется как расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, осуществляющими инвестиционный проект за счет иностранных инвестиций, на момент начала финансирования инвестиционного проекта в виде  [c.718]

Совокупная налоговая нагрузка 718  [c.907]

Предполагается, что с введением части II Налогового кодекса РФ налоговая нагрузка, понимаемая как отношение совокупных налоговых изъятий к валовому внутреннему продукту (ВВП), снизится с 35,1 до 32,4% ВВП. Однако даже такое совокупное налоговое бремя представляется чрезмерным. Экономистами выявлена позитивная корреляционная зависимость между уровнем благосостояния страны (ВВП на душу населения) и максимально возможной долей налоговых изъятий. (В этом отношении уместно привести высказывание французского философа Ш. Монтескье Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им .)  [c.139]

В-третьих, совокупный показатель налоговой нагрузки в России является несовершенным еще и потому, что имеются существенные погрешности измерения самого ВВП. При этом невозможно определить количественное влияние этой погрешности на размер перераспределяемого через систему налогов ВВП. Это связано с тем, что при оценке ВВП Госкомстат России производит досчет свои ч официальных данных на сум-  [c.73]

Из табл. 30 видно, что, начиная с 2002т., основная доля налоговой нагрузки приходится на 3 вида налогов налог на добычу полезных ископаемых, вывозные таможенные пошлины на нефть и налог на прибыль. Их совокупная доля в общей сумме уплачиваемых налогов составила за 2004 г. порядка 70-75 %.  [c.92]

Следующим этапом определения налоговой нагрузки является расчет эффективной налоговой ставки. Эффективная налоговая ставка может быть рассчитана разными способами, однако основная идея заключается в том, чтобы получить отношение суммы налога к доходу до налогообложения (эффективная ставка с налоговключающей базой) или к доходу после налогообложения (эффективная ставка с налогоисключающей базой). При этом может рассматриваться совокупный доход одного из видов, к которому преимущественно и относится (в указанном выше смысле) уплачиваемый налог, тогда речь идет об одном из видов средней эффективной ставки. Если мы рассматриваем предельный доход, т.е. добавочную единицу дохода, получаемую при определенных предположениях, и дополнительно уплачиваемый  [c.217]

При этом следует отметить, что в краткосрочной перспективе более широкая демографическая структура российского населения будет иметь менее благоприятные последствия для финансирования пенсионной системы. Это объясняется тем, что отмечаемое в последние годы увеличение доли пожилых людей в общей численности населения сопровождалось снижение рождаемости и, следовательно, совокупная доля населения нетрудоспособного возраста (дети и пенсионеры) в общей численности населения не увеличивалось. По данным Роскомстата, в 2002 г. удельный вес россиян трудоспособного возраста составил 60,8% по сравнению с 57,0% в 1989 г. и 57,3% в 1997 г. Это означает, что в краткосрочной перспективе для финансирования пенсионной системы в России может и не потребоваться незамедлительное увеличение общей налоговой нагрузки на работающее население. При этом, однако, может возникнуть необходимость в определенной реструктуризации общей системы налогообложения и государственных расходов в ответ на происходящие изменения в демографической ситуации. Что же касается долгосрочных перспектив, российской пенсионной системе придется решать такие же финансовые проблемы, вызванные процессами старения населения, как и большинству других стран со средним уровнем доходов.  [c.134]

В 1994 г. отношение просроченной кредиторской задолженности к ВВП достигло примерно одной четверти и до 1996 г. незначительно колебалось относительно этого уровня. В 1997 г. отношение просроченной кредиторской задолженности к ВВП поднялось до 28,3 %. Совокупный объем всех неплатежей достиг54,3 % ВВП, втом числе просроченных — 29,2 %. Нарастающая эмиссия квазиденег обеспечивала ему высокую степень независимости от макроэкономической политики правительства и Центрального банка и стало основным фактором роста в российской экономике. Еще один фактор — существенное сокращение относительной налоговой нагрузки на производителей. В промышленности отношение фактически выплачиваемых налогов к добавленной стоимости упало X  [c.63]

economy-ru.info

Налоговая нагрузка. Что это и зачем ее считать?

Сегодня мы поговорим о налоговой нагрузке. Что это и зачем нужно  ее считать?

Понятие “налоговая нагрузка” я, прежде всего,  связала бы с понятием “налоговое планирование”, ведь  грамотное налоговое планирование данного показателя помогает снизить налоговые риски, связанные с началом выездной проверки, а также претензиями налоговых органов в уклонении от уплаты налогов и необоснованной налоговой выгоде.

Снижение или распределение налоговой нагрузки всегда вызывает вопросы у проверяющих. Несмотря на то, что есть множество законных  способов налоговой оптимизации, иногда, снижение  показателя  «налоговая нагрузка» может привести к  внеплановой выездной налоговой проверке, которая, в большинстве случаев, заканчиваются доначислением налогов и штрафами.

Как грамотно планировать данный показатель?

Во-первых:

Налоговую нагрузку надо воспринимать, как один из самых основных критериев   планирования выездных налоговых проверок. Мы должны изучить документы регламентирующие понятие «налоговая нагрузка». Вот эти документы:

  1. Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. В данном документе содержится формула расчета совокупной налоговой нагрузки, а в Приложении №3., отражены показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства. Ежегодно, не позднее 5 мая, приложение пополняется данными за прошедший год. Эти данные можно также увидеть и на сайте ФНС.
  2. Письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722. Данное письмо содержит формулы расчета налоговой нагрузки для конкретных налогов и налоговых режимов, а также перечислены критерии налоговых рисков. Несмотря на то, что письмо ФНС № АС-4-2/12722 от 17.07.2013 было отменено в марте 2017г в части организации работы комиссий по вопросам правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты налогов, все остальные параметры этого документа для налоговиков остаются актуальными.

Во-вторых:

Рассчитаем налоговую нагрузку:

Совокупная налоговая нагрузка рассчитывается по формуле:

НН = Н : Д * 100%

где,

НН – Налоговая нагрузка (в %)

Н – сумма налогов, начисленных за период расчета.

Д – Доходы по данным бухгалтерского учета без НДС и акцизов. Включаются все доходы (доходы от реализации и прочие доходы).

 

Письмо № АС-4-2/12722 содержит следующие принципы расчета нагрузки:

По налогу на прибыль:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где: ННп — налоговая нагрузка по налогу на прибыль;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации;

Др — доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;

Двн — внереализационный доход, определенный по данным декларации по прибыли.

По НДС (1-й способ):

ННндс = Нндс / НБрф,

где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБрф — налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ).

По НДС (2-й способ):

ННндс = Нндс / НБобщ,

где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБобщ — налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ плюс экспорт).

Для ИП:

ННндфл = Нндфл / Дндфл,

где: ННндфл — налоговая нагрузка по НДФЛ;

Нндфл — НДФЛ, начисленный к уплате по декларации;

Дндфл — доход по декларации 3-НДФЛ.

Для УСН:

ННусн = Нусн / Дусн,

где: ННусн — налоговая нагрузка по УСН;

Нусн — УСН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Дусн — доход по УСН-декларации.

Для ЕСХН:

ННесхн = Несхн / Десхн,

где: ННесхн — налоговая нагрузка по ЕСХН;

Несхн — ЕСХН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Десхн — доход по ЕСХН-декларации.

Для ОСНО:

ННосно = (Нндс + Нп) / В,

где: ННосно — налоговая нагрузка по ОСНО;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации по НДС;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации по прибыли;

В — выручка, определенная по отчету о прибылях и убытках (т. е. без НДС).

К формулам расчета для ИП, УСН, ЕСХН и ОСНО есть примечание, что в случае, если налогоплательщик также платит иные налоги (на землю, воду, транспорт, имущество, НДПИ, акцизы, природные ресурсы), то начисления по этим налогам учитываются в расчете. НДФЛ в этом перечне отсутствует, а значит, в отличие от формулы, определенной для расчета совокупной налоговой нагрузки, не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам.

Из анализа формул, относящихся к НДС, можно сделать вывод, что в расчете не учитывается НДС налогового агента, который по правилам заполнения декларации по этому налогу не входит в итоговую сумму, начисленную к уплате.

Цифра, рассчитанная по любой из формул, определяется в процентах, т.е. путем умножения на 100.

Все вышеприведенные формулы абсолютно разные, но все они отвечают экономическому смыслу показателя налоговой нагрузки и имеют право на существование.

Какой же уровень налоговой нагрузки можно назвать допустимым и каков порядок действий при налоговом планировании данного показателя?

1 шаг. Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за предшествующие периоды.

На данном этапе необходимо сравнить полученные данные с данными за предшествующие периоды, а затем сравнить с данными в Приложении № 3 Приказа ФНС России  от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.  на сайте ФНС.   Необходимо помнить, что  каждый год данные обновляются.

На 2017  установлены следующие величины совокупной налоговой нагрузки по видам экономической деятельности, вот некоторые из них: 

Сельское хозяйство9.8%
Рыболовство3.4%
Добыча полезных ископаемых38.5%
Производства по обработке различных материалов7.1%
Распределение электричества, газа, воды4.8%
Строительство12.3%
Торговля оптовая и розничная2.6%
Гостиницы и рестораны9%
Связь, транспорт7.8%
Различного рода операции с недвижимостью, аренда17.5%
Поставка различного рода коммунальных услуг25.8%

2 шаг. Рассчитать нагрузку по всем налогам в раздельности.

Необходимо учитывать, что , например, по налогу на прибыль для предприятий производственной сферы показатель менее 3% – будет считаться низким. Для торговых организаций показатель налоговой нагрузки менее 1% , также, считается низким. (Письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722).

3 шаг. Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы.

Доля вычета не должна превышать 89% (Письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722).

В третьих:

При наличии существенных отклонений от контрольных значений, либо в сравнении с прошедшими аналогичными налоговыми периодами необходимо:

  1. Проверить результаты расчета данных налоговой нагрузки, в связи с возможностью ошибок;
  2. Если расчет не верный – необходимо пересчитать данные;
  3. Если расчет верный – подготовить для налоговой службы аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки.

Причинами низкой налоговой нагрузки могут быть:

  1. Наличие инвестиционной деятельности
  2. Сезонность и низкая реализация,
  3. Увеличение цен поставщиков основных материалов, товаров
  4. Создание складского запаса
  5. Наличие экспортных операций и т.д.

Вывод:

Безусловно, выездная налоговая проверка – дело ответственное, ведь она может обойтись проверяемой организации в серьезные деньги, и это не выдумка, а статистика.

Всегда считайте налоговую нагрузку, и заранее будьте готовы к проверке и даче пояснений в случае значительных отклонений от нормативов или значений предыдущих налоговых периодов.  Это позволит Вам правильно осуществить налоговую оптимизацию в рамках налогового планирования. Вы сможете снизить риск проведения плановой или внеплановой выездной налоговой проверки. Не забудьте, также проверить компанию по всем признакам попадания под концепцию выездных проверок. Подробнее читайте  в статье Критерии самоконтроля для оценки вероятности выездной проверки. Ведь, всегда лучше предотвратить проверку, либо грамотно подготовиться к ее проведению, чем разбираться с ее последствиями. Ведь, как говорится: «Кто предупрежден – тот вооружен!»

smartbusinessmy.ru

формула расчета в 2019 году, пути и методы снижения, нормативы

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие деятельность на территории России с целью извлечения прибыли, обязаны уплачивать налоги в доход государства.

Эти поступления являются основным финансовым инструментом страны для осуществления свойственных ей функций. Поэтому ею должны быть созданы как условия для обеспечения успешной работы предприятий, так и организован контроль за уплатой ими назначенных налоговых отчислений.

Содержание статьи

Что это такое

Одним из основных показателей, характеризующих финансовое состояние организации, является величина налоговой нагрузки на неё. Этот показатель определяется на основании бухгалтерской отчетности налогоплательщика.

Величина нагрузки определяется как сумма уплаченных налогов в совокупности, отнесенная к бухгалтерской выручке предприятия за отчетный период.

Общепринятым является также термин, определяющий этот показатель как «налоговое бремя».

В различных методиках расчета налогового обременения юридических лиц и ИП исключается налог на доходы физических лиц, поскольку в данном случае уплата НДФЛ производится из суммы заработной платы, уже включенной в состав затрат компании. В данном случае налогоплательщик выступает как агент, выполняющий функцию перечисления средств.

Назначение расчета нагрузки

Сама по себе оценка этого показателя носит аналитический характер, при этом различные его пользователи применяют такие данные по разному:

  • для органов ФНС его значительное отклонение от среднего показателя по отрасли является поводом для налоговой проверки, чтобы выяснить природу нетипичного явления;
  • для руководителя предприятия анализ дает импульс для определенных действий в части снижения налогооблагаемой базы законными способами, ведь целью его существования как юр. лица является извлечение прибыли.

Документы для скачивания (бесплатно)

Существующие нормативы

Формирование налогооблагаемой базы – прерогатива руководства организации, а базой для такого решения является Налоговый Кодекс РФ.

Искусственное и неправомерное занижение этого показателя влечет за собой серьезную ответственность как для предприятия, так и лично для его руководителя.

Размер налогооблагаемой базы используется при начислении налога на прибыль. Данный показатель всегда проверяется при производстве проверок налоговой инспекцией. При исчислении налогового обременения он применяется при любом способе расчета.

Одним из важных показателей эффективности деятельности предприятия является также его рентабельность.

Величина налоговой нагрузки, как относительный показатель, настолько важна, что нормируется государством в качестве статистического показателя. Показатели этой величины утверждаются законодательно как оценочная категория, различная для отдельных отраслей. Так, на текущий год действуют следующие среднеотраслевые нормативы:

  1. Сельскохозяйственные предприятия – 2,9.
  2. Рыболовецкие – 7,1.
  3. Горнодобывающие производства – 35,2.
  4. Топливодобыча – 39,0.
  5. Предприятия обрабатывающих отраслей – 7,5.
  6. Предприятия издательского бизнеса – 13,6.

Поскольку такие показатели являются косвенно формирующими прибыль компании, они достойны самого пристального внимания со стороны руководства.

Как ее правильно посчитать

В основном при расчете применяется два основных направления:

  • по структуре налогов, уплачиваемых предприятием и включаемых в соотношение для расчета;
  • по показателю, с которым сравниваются эти обязательные отчисления.

Способ №1

В соответствии с формулой, предложенной Минфином, по которой итог суммы всех уплаченных налогов относится к полной выручке предприятия от реализации основных товаров и услуг в сумме с внереализационными доходами:

НН = (Нсум / (В + Вд)) * 100 %, где

  • НН – нагрузка;
  • Нсум – общая сумма уплаченных налогов;
  • В – выручка от реализации продукции;
  • Вд – внереализационные доходы.

Методика не определяет зависимость величины налогового обременения от структуры применяемых налогов, а указывает только на налогоемкость выпущенной и реализованной продукции, не давая реального понимания значимости нагрузки.

Способ №2

Следующий метод учитывает показатели:

  1. Сумму фактически уплаченных налогов и сборов увеличивают на величину задолженности по этим показателям. Фактически используется начисленная сумма к платежу.
  2. НДФЛ не включается, поскольку предприятие его не оплачивает, ограничиваясь простым перечислением.
  3. Величина платежей косвенного характера должна быть включена в общую сумму при расчете по причине значительного влияния на экономику организации.
  4. Полученная сумма обязательных платежей относится к создаваемой компанией в процессе работы новой стоимости товаров или услуг.

По такой методике получают абсолютную и относительную величину налогового обременения. Абсолютная учитывает суммарный показатель всех обязательных платежей, включая налоги и взносы в различные фонды, и просчитывается с использованием такого соотношения:

АНН = НП + ПФ + ДН, где

  • АНН – абсолютная нагрузка;
  • НП – сумма уплаченных налогов;
  • ПФ – сумма уплаченных сборов во внебюджетные фонды;
  • ДН – неоплаченные налоги в виде задолженности.

Этот показатель отражает реальную сумму расходов по уплате налогов, но не дает представления о величине налогового обременения.

Если рассчитанный показатель соотнести с суммарным выпуском продукции предприятием в денежном выражении, будет получен показатель налоговой нагрузки, которая вычисляется как отношение абсолютной нагрузки к вновь созданной стоимости продукции. Таким образом, выражение для ее расчета будет выглядеть следующим образом:

ВСС = ЗПл + НП + ПФ + П, где

  • ВСС – вновь созданная стоимость;
  • ЗПл – расходы на оплату труда персонала;
  • П – величина прибыли компании.

ОНН = (АНН / ВСС) * 100%, где:

  • ОНН — относительная нагрузка.

При таком способе:

  • не учитывается влияние уплачиваемых налогов на величину произведенной стоимости;
  • в расчете показаны все обязательные платежи и недоимки по ним;
  • расчет объективен вне зависимости от размеров предприятия и его профильной или отраслевой принадлежности.

Можно привести еще много способов расчета этого важнейшего показателя. Общим моментом и принципом построения всех методик является сравнение суммы обязательных отчислений с суммой выручки для их покрытия.

Эти способы можно применять одновременно, поскольку они дают нужную степень детализации для анализа финансового состояния предприятия при достаточной достоверности.

Методы снижения показателя

Повышение собираемости налогов – важнейшая задача налоговой системы государства.

Собственники предприятий ставят перед собой цели прямо противоположные, и это понятно – их главная задача заключается в повышении эффективности производства. Для этого есть два вида способов: законные и незаконные.

К первым из них принадлежит налоговое планирование:

  1. Для оптимизации величины начисляемых налогов нужно четко знать законодательство и использовать все имеющиеся в нем нестыковки и пробелы для уменьшения налогового бремени.
  2. Максимальное использование предоставляемых государством льгот в части налогообложения. Например – использование труда инвалидов на производстве дает право получить определенные преференции.
  3. Если организация является участником ВЭД, нужно использовать любую возможность использования различий между законодательством внутренним и стран партнеров. В этом случае налоговые органы ни одного государства не смогут предъявить претензий.
  4. Нужно обратить внимание и грамотно использовать имеющиеся в государстве специальные налоговые режимы, где можно получить определенное преимущество в конкуренции.

Если на предприятии величина налогового обременения составляет 25-30%, значит, налоговое планирование находится на хорошем уровне.

Интересная практическая информация по снижению нагрузки представлена на следующем видео:

znaybiz.ru

Что такое налоговая нагрузка? Определение термина, расчет, изменения 2018 — Контур.Бухгалтерия

Что такое налоговая нагрузка, как ее вычислить и какова ее роль в предпринимательской деятельности? Расскажем в нашей статье.

Коэффициент налоговой нагрузки: что это и как он рассчитывается

Что такое налоговая нагрузка? Это один из показателей финансовой стабильности вашей компании.  Налоговая нагрузка может быть абсолютной величиной — это точная цифра, обременение на уплату налогов. Также она может быть относительной — это процент средств, которые компания выделяет из своей выручки на погашение налогов. Чтобы вычислить относительную нагрузку, нужно сумму налогов компании за год разделить на сумму выручки за год.

Банки используют показатели налоговой нагрузки при анализе рисков. Само собой, налоговая нагрузка — не единственный критерий при проверке платежеспособности (есть ещё порядка 80 показателей), но важный. Большая налоговая нагрузка обычно означает, что у компании может быть низкая рентабельность. Для расчет этого коэффициента данные по выручке нужно взять из бухгалтерской отчетности (строка 2110), налоги за год — из налоговой отчетности.

Уровень налоговой нагрузки = сумма ваших налогов за год / выручка * 100 %

Налоговую нагрузку полезно считать на разных уровнях экономики:

  • для государства или регионов;
  • по типам отраслей;
  • по группам предприятий, имеющих аналогичный с вами вид деятельности;
  • по конкретным хозсубъектам;
  • на одного человека.

В зависимости от уровня может меняться база расчётов: это может быть выручка с НДС или без него, доходы предприятия, затраты или прибыль, плановый доход/прибыль.

Коэффициент налоговой нагрузки и среднеотраслевой показатель

Коэффициент налоговой нагрузки зависит от типа экономической деятельности компании: для каждого типа индивидуально на уровне законов определено конкретное среднее значение. Может так получиться, что показатель КНН вашей компании ниже, чем средний по всей отрасли. Это не всегда хорошо: к вам могут нагрянуть налоговики. «Ниже среднего» означает, что существует вполне реальная возможность того, что вы платите налогов меньше других игроков отрасли. Или у вас ошибки в расчетах.

Чтобы узнать среднеотраслевое значение, ездить или звонить в налоговую не нужно — вся информация размещена на сайте ФНС, налоговики ее выкладывают ежегодно до 5 мая последующего года.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль и НДС

Нагрузку по налогу на прибыль можно определить исходя из данных налоговой декларации.

Нагрузка по налогу на прибыль = (весь исчисленный налог / (выручка + доходы от внереализационной деятельности)) * 100 %

Показатель менее 2–3 % означает, что ваша налоговая нагрузка низкая.

Нагрузка по НДС = (вычеты по НДС / начисленный НДС) * 100 %

Значения по вычетам и начисленному НДС надо взять за четыре предыдущих квартала.

Что изменилось в 2018 году

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2017 году считается без страховых взносов. Нужно учитывать все «личные» налоги компании как налогоплательщика и НДФЛ. Ориентироваться нужно также на показатели налоговой нагрузки за прошлый год.

Однако уже в первом квартале 2018 года, вероятно, учитывать страховые взносы придется. В нынешнем году налоговая имеет право проверить ваши данные за предыдущие три года (начиная с 2014-го), поэтому вам нужно тщательно сравнить текущие показатели нагрузки с прошлыми годами. Если есть сильное отклонение, то вас наверняка попросят объяснить причину или назначат проверку.

Хотите быстро рассчитывать и уплачивать налоги? Облачный веб-сервис Контур.Бухгалтерия позволяет вести все необходимые операции через интернет. Познакомьтесь с возможностями сервиса бесплатно в течение 30 дней, ведите учет, начисляйте зарплату, отчитывайтесь онлайн и работайте в сервисе совместно с коллегами.

www.b-kontur.ru

определение и характеристика ее составляющих

Зачастую для оптимизации налогообложения прибыли финансовыми службами крупных холдингов разрабатываются схемы, в которых находит отображение организация движения финансовых и товарно-сырьевых потоков таким образом, чтобы растворялись посреднические структуры с аффилированными лицами (должностные лица, которые являются руководителями или входят в состав учредителей нескольких предприятий одного холдинга).

Мировой опыт в сфере налогообложения показывает, что оптимальная налоговая нагрузка на плательщика должна составлять до 40% дохода.

Налоговое бремя в России предприятий общей системы налогообложения составляет иногда до 70% суммы общей выручки. Такой высокий процент объясняется уровнем налоговой цены выручки, полученной плательщиком, и зависит от базы налогообложения и налогов, которые уплачиваются предприятием в бюджет.

На уровне субъекта хозяйствования налоговая нагрузка отражает долю взыскиваемой в виде налогов части совокупного дохода. Данный показатель рассчитывается в виде отношения совокупности налоговых платежей к общему объему реализации товаров, услуг и работ. Методик расчетов достаточно много в научной литературе. Они отличаются количеством учитываемых налогов и принимаемой во внимание суммы объемов реализации.

Отображение результатов деятельности предприятий производит налоговая нагрузка, расчет которой основан на учете таких показателей: прямые и непрямые налоги, единый социальный налог и, конечно, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев. Ставки налогов принимаются в соответствии с действующим законодательством. При этом должны быть учтены основные факторы, оказывающие существенное влияние на налоговую нагрузку:

— учетная политика предприятия;

— льготы и другие преференции;

— бюджетная, инвестиционная и налоговая политики государства;

— наличие бюджетных дотаций, отсрочек и рассрочек по платежам, а также инвестиционного налогового кредита;

— размещение бизнеса в оффшорной или свободной экономической зоне (на территории России).

Полная налоговая нагрузка предприятия представлена в виде отношения совокупности начисленных и уплаченных налоговых платежей к выручке от реализации товаров за конкретный период, включая и прочие доходы.

НН = Н / (ВД + ВНД)*100%, где

НН – показатель налоговой нагрузки;

Н – сумма начисленных и уплаченных налогов;

ВД – доходы от реализации;

ВНД – внереализационные расходы.

Налоговая нагрузка субъекта хозяйствования анализируется с помощью количественных показателей, используя коэффициентный метод. В отличие от других, этот метод позволяет оценить налоговое бремя даже на таких отдельных финансовых потоках организаций, как поступления, выручка, непрямые налоги, прирост капитала субъекта, заработная плата и дивиденды.

Коэффициент налоговой нагрузки представляет собой отношение размера налоговых платежей к финансовому потоку в первоначальном виде. Значения данного показателя находятся в диапазоне от нуля до единицы. При этом налоговые платежи отсутствуют при нулевом значении, и весь входящий финансовый поток изымается в виде налога в бюджет- при единице.

Существует и другой показатель, характеризующий налоговую нагрузку, который рассчитывается как отношение оставшегося после налогообложения финансового потока к первоначальному. Такой показатель носит название коэффициент выхода.

Налоговая нагрузка может регулироваться с помощью методов государственного управления. Например, снижая налоговое бремя на прирост капитала, государство создает благоприятные условия для быстрейшего развития таких субъектов.

На уровне государства налоговая нагрузка также исчисляется по принципу конкретного субъекта хозяйствования. Однако в этом случае речь идет о доходах бюджета в виде налоговых и неналоговых поступлений, а объем реализации представлен объемами товарооборота по статистическим данным.

fb.ru

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности

Налоговая нагрузка – это показатель, рассчитываемый как отношение суммы налогов, уплаченных налогоплательщиком, к сумме его выручки по бухгалтерской отчетности, умноженное на 100%. Каждая организация может рассчитать его самостоятельно по формуле:

Налоговики в свою очередь определяют коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности, т. е. некое среднее значение для каждой отрасли (п. 1 Общедоступных критериев оценки рисков ВНП, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). И если получается, что уровень нагрузки в конкретной организации ниже, чем среднеотраслевой показатель, это может стать основанием для включения компании в план выездных проверок (п. 1 разд. 4 Концепции системы планирования ВНП, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, Письмо Минфина России от 23.06.2016 N 03-02-08/36472). Ведь это значит, что организация платит меньше налогов (их доля составляет меньшую часть ее выручки), чем другие компании, работающие в той же сфере. Что вызывает у контролирующих органов определенные подозрения.

Как видно из формулы, страховые взносы в сумму уплаченных налогов за год не включаются (Письмо ФНС России от 22.03.2013 N ЕД-3-3/1026@).

Показатели среднеотраслевой налоговой нагрузки

Значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности находятся в свободном доступе. ФНС публикует их по окончании каждого года на своем сайте не позднее 5 мая следующего года (п. 6 Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). На данный момент в документе содержатся данные за период с 2006 по 2015 гг. И разброс значений по отраслям достаточно большой: за 2015 год – от 1,4% до 41,5%.

Показатели налоговой нагрузки по конкретным налогам

Низкий уровень нагрузки по конкретному налогу (налогу на прибыль, налогу при УСН и т.д.) может стать поводом для отбора налогоплательщика в список тех, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии. Так, нагрузка по налогу на прибыль определяется по данным декларации по налогу на прибыль как отношение исчисленного налога к сумме выручки и внереализационных доходов, умноженное на 100%. Если полученное значение составляет менее 3% (а для торговых организаций – менее 1%), то уровень нагрузки считается низким. И значит, компания попадет в «комиссионный» список.

Налоговая нагрузка по НДС определяется по-другому: как отношение суммы вычетов по НДС за 4 предыдущих квартала к сумме начисленного НДС за тот же период, умноженное на 100%. Здесь низкой признается нагрузка при значении показателя 89% или более (Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722).

glavkniga.ru

Что такое «налоговая нагрузка» и как ее посчитать

Выездная налоговая проверка – страшный сон любого бизнесмена. Лучший способ ее пройти – избежать. Уменьшить вероятность выездной проверки можно, если ориентировать свой бизнес на такой показатель, как «налоговая нагрузка». Именно о ней пойдет речь в этой статье.

Сам термин «налоговая нагрузка» был введен в оборот в 2007 году и впервые его употребили в приказе ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Известно, что именно «налоговая нагрузка» играет одну из решающих ролей в принятии решения о выездной налоговой проверке.

Определение налоговой нагрузки

Если говорить простым языком, то «налоговая нагрузка» это отношение между налогами и доходами, то есть это тот процент от оборота, который пошел на налоги. При чем расчет может производиться для различных экономических уровней, например, как для государства в целом, так и для конкретного человека или по хозяйственным отраслям. Базовым показателем для расчетов могут выступать, как данные по выручке, так и доходы, а так же иные показатели в зависимости от поставленных целей и задач.

«Налоговая нагрузка» по видам деятельности по России в целом доступна в свободном доступе на сайте ФНС. Именно на них следует ориентироваться при уплате налогов. Если Ваш показатель «налоговой нагрузки» значительно, ниже среднестатистического, то именно Вы рискуете оказаться в списках на проверку. Кроме того, в целом, знание своей «налоговой нагрузки» поможет Вам понять состояние «здоровья» Вашего бизнеса.

Как посчитать «налоговую нагрузку»?

Для расчета налоговой нагрузки используется несколько формул, которые определены приказом ФНС № ММ-3-06/333@ и письмом ФНС № АС-4-2/12722. Та или иная формула отражает показатель в зависимости от целей расчета. Приведем в качестве примера, наиболее распространенную формулу, которая поможет Вам определить состояние Вашего показателя «налоговой нагрузки». Она называется «налоговая нагрузка по налогу на прибыль».

«Налоговая нагрузка» = «Налог на прибыль» / (Доход, указанный в декларации по прибыли + внереализационный доход в декларации по прибыли)

Полученный показатель следует умножить на 100, чтобы получить проценты.

Ориентируясь на него, Вы сможете более точно понять состояние Вашего бизнеса.

Так же, существует ряд других формул, например:

Налоговая нагрузка по НДС

НДС к уплате по декларации / налоговая база, определенная разделом 3 декларации по НДС

Налоговая нагрузка по УСН (упрощенной системе налогообложения)

Налог по УСН, по декларации / доход по декларации

Налоговая нагрузка по ОСНО (общей системе налогообложения)

(НДС по декларации по НДС + налог на прибыль по декларации по прибыли) / выручка по отчету о прибылях и убытках

После подсчетов, Вам следует понять, является ли полученные результаты допустимыми. Для этого, необходимо сравнить свою «налоговую нагрузку» с показаниями за предыдущий отчетный год, ориентируясь только на свой основной вид деятельности даже в том случае, если большую часть дохода, Вы получили от другой деятельности! Таблицу с показателями, Вы можете скачать тут.

Если Ваши показатели, значительно, ниже, это значит, что ваш показатель «налоговой нагрузки» может вызвать подозрения. Так же, следует учесть, что плохим признаком является нахождение «налоговой нагрузки» в пределах до 3% для производства и до 1% для предприятий услуг и торговых организаций.

Если Вы являетесь плательщиков НДС – вычет по НДС не должен превышать 89%.

Заключение

Дорогой читатель, целью нашей статьи было не напугать Вас, а предупредить. Следует учитывать, что расхождения в показателях «налоговой нагрузки» не является сигналом к обязательному проведению проверки. «Налоговая нагрузка» — это лишь один из основных показателей, который учитывается при принятии решения налоговой инспекцией. В любом случае, налоговая принимает решение об ее проведении, исходя из множества факторов. Но мы настоятельно рекомендуем Вам, если Вы все еще не являетесь нашим клиентом, проверить свой показатель нагрузки, дабы избежать возможных проверок.

sodconsult.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *