Создание общественного движения – Как создать общественное движение 🚩 регистрация общественного движения 🚩 Культура и общество 🚩 Популярное

Содержание

Общественные движения

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Юр. лица » Общественные движения

Это некоммерческая организация, цели ее создания не связаны с извлечением и распределением прибыли между участниками.

СТ. 30 Конституции устанавливает возможность граждан на объединение и отстаивание своих коллективных интересов. Это обеспечивает развитие институтов гражданского общества. Одной из форм реализации этого права служит общественное движение.

Понятие и признаки общественного движения

Общие признаки, которыми характеризуется общественное движение, перечислены в ст. 123.7-1 ГК и в ст. 9 закона «Об общественных объединениях».

  • Оно отличается следующими особенностями:
  • Общественное движение – некоммерческая организация. Цели ее создания не связаны с извлечением и распределением прибыли между участниками.
  • Оно не подлежит обязательной государственной регистрации. В отличие от коммерческих юрлиц, общественное или общественно-политическое движение считается созданным с момента принятия соответствующего решения.

Однако возникновение правоспособности увязывается с процедурой госрегистрации.

  • Служит добровольным объединением граждан на основе общности интересов и единства целей. Участники общественного движения вступают в него на основании собственных убеждений и желаний. В их число могут входить и юрлица.
  • Не имеет членства. Участниками общественного движения становятся все граждане, так или иначе поддерживающие его деятельность. В отличии от политической партии, участие в таком объединении не предполагает выдачу документа о принадлежности к нему.

Благодаря этим характеристикам, можно получить следующее определение.

Общественное движение – это созданное гражданами и (или) юридическими лицами общественное объединение на основе общности интересов, преследующее любые общественно-полезные цели, не имеющее членства и получающее права юрлица после процедуры государственной регистрации.

Виды общественных движений

Закон «О общественных объединениях» и ГК устанавливают открытый перечень целей, которые преследуют общественные движения. Это служит удобным основанием для классификации.

Среди них выделяются социальные и политические.

Первые предполагают действия объединения, направленные на развитие общества. Нередко целью таких движений служит стремление обратить внимание социума на ту или иную проблему. Примерами служат организации, выступающие в защиту животных, отдельных категорий граждан (инвалиды, ветераны войн и другие).

Политическое общественное движение служит не формой борьбы за власть (акторами в этой сфере могут быть только политические партии), а способом повлиять на выборных лиц и чиновников по тому или иному вопросу.

Это можно назвать общественным лоббизмом. Примерами могут служить общественно-политические движения, выступающие за отмену смертной казни, за принятие или отмену того или иного закона, устанавливающего определенные права.

Хотя перечень целей и носит отрытый характер, любая из них связана с социальной или политической сферой жизни общества.

Правовое регулирование участия в работе общественных движений

Согласно ст. 18 закона, общественные или общественно-политические движения могут быть созданы не менее, чем 3-мя физическими или юридическими лицами, являющимися общественными объединениями.

Учредители становятся участниками в момент принятия решения о создании этой организации на общем собрании, съезде или конференции.
Ст. 19 закона предъявляет требования к участникам. Ими могут быть граждане, достигшие совершеннолетия.

Исключение составляют молодежные общественные и общественно-политические движения. Права на участие в них возникают с 14 лет. Другим исключением являются детские общественные движения, куда граждане могут вступать с 8 лет.

Указанные нормы предусматривают ряд ограничений.

Не имеют такого права следующие категории лиц:

  • Иностранцы или апатриды, чье пребывание на территории России нежелательно. Соответствующие нормы должны предусматривать процедуру признания их таковыми.
  • Фигуранты перечня лиц, связанных с финансированием терроризма и легализацией преступных доходов.
  • Общественные объединения, признанные экстремистскими.
  • Лица, чья деятельность была признана экстремистской на основании судебных решений.
  • Лица, лишенные свободы по приговору суда и отбывающие наказание в местах лишения свободы.

Особенности регистрации общественных движений

Общественные или общественно-политические движения регистрируется в ином порядке, нежели коммерческая организация.

В отличие от последних, эта процедура осуществляется минюстом. Представленные документы проходят более тщательную проверку.

Они не должны содержать положения экстремистского толка. Кроме того, устав проходит проверку на предмет того, нарушаются ли права участников.

Перед регистрацией желательно передать документы юристам для предварительной экспертизы, поскольку любое несоответствие закону приведет к отказу.

Управление движением

Развитие общественных движений невозможно без управления. Ст. 9 закона устанавливает, что орган, выполняющий такие функции, должен быть коллегиальным.

Именно он осуществляет гражданскую правоспособность общественного движения.

Этот орган управляет всей собственностью объединения, которая необходима для обеспечения его деятельности.

В качестве таковой могут служить движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги, а также другие объекты гражданских прав.

advokat-malov.ru

Устав общественного движения… | Докипедия

Действующий

Утвержден
общим собранием учредителей
Общественного движения

Протокол [N , число, месяц, год]

1.1. Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

1.2. Полное наименование: Общественное движение [официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности] (далее по тексту — Общественное движение).

1.3. Местом нахождения Общественного движения является [вписать нужное].

1.5. Деятельность Общественного движения основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности.

1.6. Деятельность Общественного движения является гласной, а информация об его учредительных и программных документах — общедоступной.

1.7. Общественное движение может вступать в союзы (ассоциации) общественных объединений.

1.8. Общественное движение может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством. 1.9. Общественное движение является юридическим лицом с момента его государственной регистрации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

1.10. Общественное движение имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

1.11. Общественное движение имеет самостоятельный баланс/смету.

1.12. Общественное движение вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории.

1.13. Общественное движение имеет печать с полным наименованием на русском языке.

1.14. Общественное движение вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

1.15. Члены Общественного движения не сохраняют прав на переданное ими Организации в собственность имущество, в том числе на членские взносы.

1.16. Члены Общественного движения не отвечают по обязательствам Организации, а Организация не отвечает по обязательствам своих членов.

1.17. Общественное движение осуществляет свою деятельность в пределах территории [вписать нужное].

2.1. Целями Общественного движения являются: [вписать нужное].

2.2. Для осуществления уставных целей Общественное движение имеет право:

— свободно распространять информацию о своей деятельности;

— участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными настоящим Федеральным законом и другими законами;

— проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

— учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

— представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

— осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

— выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

— участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2.3. Общественное движение может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям.

2.4. Общественное движение может создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности.

2.5. Доходы от предпринимательской деятельности Общественного движения должны использоваться только для достижения уставных целей, а также на благотворительные цели.

3.1. Учредителями Общественного движения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, созвавшие общее собрание, на котором принимается Устав Общественного движения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Учредители Общественного движения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.

3.2. Учредители Общественного движения имеют право:

— получать информацию о деятельности Общественного движения;

— вносить на рассмотрение Правления и должностных лиц Общественного движения любые предложения о совершенствовании его деятельности;

— участвовать в мероприятиях, проводимых Общественным движением;

— избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы Общественного движения;

— контролировать деятельность руководящих органов Общественного движения;

3.3. Участие в движении является добровольным.

3.4. Участниками Общественного движения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, выразившие поддержку целям данного движения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия. Участники общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.

3.5. Участники Общественного движения имеют право:

— получать информацию о деятельности Общественного движения;

— участвовать в мероприятиях, проводимых Общественным движением.

4.1. Высшим руководящим органом Общественного движения является Съезд (Конференция).

dokipedia.ru

Регистрация общественного движения

Общественным движением является, состоящее из участников и не имеющее членства, массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Посредством участия в общественных движениях граждане имеют возможность в цивилизованных формах общаться с государством и обществом, донося свои требования.

Обычно общественные движения создаются для выражения гражданами своей позиции по различным социально-значимым вопросам. Отличительными чертами общественного движения от других общественных объединений являются многочисленность его участников, отсутствие фиксированного членства и четкой организационной структуры.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об общественных объединениях», общественные организации могут регистрироваться в порядке, предусмотренном законом, и приобретать права юридического лица, либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Согласно этому же Закону, граждане могут быть учредителями и участниками общественных движений только по достижении 18 лет. При этом сказано, что участниками молодежных общественных движений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а участниками детских общественных движений могут быть граждане, достигшие 8 лет. Условия и порядок участия, включая условия выбытия из участия в общественном движении по возрасту, определяются уставом соответствующего общественного движения. Государственная регистрация молодежных и детских общественных движений осуществляется в случае избрания граждан, достигших 18 лет, в руководящие органы указанных движений. То есть, учредителями любого общественного движения вправе выступать только полностью дееспособные граждане.

В случае госрегистрации общественного движения, его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом, который является учредительным документом движения. Постоянно действующий орган общественного движения является коллегиальным и выборным, он подотчетен съезду (конференции) или общему собранию участников движения. Учредителями общественного движения могут быть физические лица, их должно быть не менее трех, а также другие зарегистрированные общественные объединения. Но только общественные объединения не могут создать общественное движение, в составе учредителей обязательно должны быть физические лица. Учредители не сохраняют прав на переданное ими в собственность организации имущество, не отвечают по обязательствам организации, а организация не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Органом, осуществляющим государственную регистрацию общественных движений, является Министерство Юстиции РФ или его территориальные органы. Документы представленные в МинЮст для регистрации проходят доскональнейшую проверку. Проверяется правильность заполнения документов, достоверность указанных в них сведений, соответствие положений устава закону, и т. п. Поводом для отказа в госрегистрации может стать любая мелочь: неправильная форма гарантийного письма, подтверждающего адрес, непредставление решения органа исполнительной власти по месту нахождения движения, подтверждающего право на использование в названии имени государственного или общественного деятеля, несоответствие видов экономической деятельности целям создания движения и др. Особую сложность представляет приведение положений устава в соответствие с законом, но отказ в регистрации можно получить и за лишнюю галочку в каком-либо из приложений к заявлению. Поэтому, во избежание лишней траты денег и нервов, лучше доверить проведение государственной регистрации общественного движения специалистам.

www.logosinfo.ru

Как создать молодежную организацию 🚩 создание молодежной организации 🚩 Общественные движения

Автор КакПросто!

Все чаще современная молодежь выражает свою жизненную позицию с помощью создания определенных тематических организаций. Но, к сожалению, не все знают, как правильно оформить необходимые документы и собрать необходимое количество людей, чтобы не возникало вопросов в дальнейшей деятельности.

Статьи по теме:

Инструкция

Обдумайте все мельчайшие подробности с момента создания до полноценной работы с различными объединениями и организациями. Побеседуйте с руководителями уже имеющихся организаций и следуйте всем советам, которые они вам порекомендуют. Обратите внимание на все, что вам скажут, ничто не пропускайте мимо ушей, любая информация для вас будет очень полезна.

Молодежные организации пользуются сейчас большой популярностью. Конкуренция очень велика, поэтому требования растут с каждым днем и постоянно корректируются. Создаваемая вами организация должна соответствовать определенным параметрам и пользоваться спросом. Чтобы организация пользовалась спросом, организатор обязательно должен быть ответственным, отзывчивым, строго соблюдающим устав молодежной организации. Помните, никогда не стоит действовать в одиночку.

Объединяющаяся молодежь должна четко представлять свои цели и идти к ним. Отдавайте предпочтение не количеству участников, а качеству проделанной работы, чтобы зарегистрированная организация оправдала возложенные на нее надежды. Проструктурируйте правильно свою организацию, чтобы после достижения какой-либо цели не произошло рассредоточение.

Соберите необходимые документы и подайте их в администрацию муниципального образования. В перечень документов, как правило, входит устав организации, учредительный договор, заявление о регистрации, сведения об инициаторах и квитанция об уплате регистрационного сбора. Все документы подготовьте в двух экземплярах.

При оформлении организации не допускайте досадных ошибок, чтобы не последовало отказа. Документы можно отправлять по электронной почте.

Позаботьтесь о финансовой составляющей вашей организации. Заключите договоры с фирмами, способными выделять постоянно хотя бы небольшую сумму денег.

www.kakprosto.ru

4.4. Общественные движения и организации

 

Общественные движения и организации: сущность, типология и роль в политической системе общества. Жизнедеятельность современного общества определяется не только государством и политическими партиями, но и различными объединениями граждан, которые призваны наиболее полно выражать интересы самых различных групп населения и обеспечивать взаимодействие между ними и властью.

Добровольные союзы людей с общими взглядами на различные явления жизни — типичная черта любого общества. В прошлом — это философские школы различных направлений, литературные и художественные школы, масонские ложи, рыцарские ордена, музыкальные салоны и т.д.

На современном этапе можно выделить две наиболее распространенные формы объединений: общественные движения и общественные организации, Главное их отличие от политических партий состоит в том, что они не ставят перед собой цели завоевания политической власти, а лишь стремятся повлиять на нее.

Общественное движение можно определить как относительно массовое объединение граждан, стремящихся к реализации общей цели. В нем, как правило, отсутствуют жесткая централизованная организация, фиксированное членство, программу заменяет цель, состав участников неоднороден, идеология включает широкий политический спектр политических ориентаций.

В становлении и развитии общественных движений можно выделить несколько стадий:

1. Создание предпосылок движения. Для этой стадии характерно появление причин, вызывающих недовольство граждан. Это могут быть экономические трудности, дискриминация определенных групп населения, угроза ядерной, экологической катастрофы и т.д. В связи с этим появляется немногочисленная группа лиц, которая способна придать этому недовольству целенаправленный и массовый характер.

2. Стадия разработки, формулирования целей и задач.

3. Стадия агитации, на которой пропагандируются цели

движения, разъясняются их задачи, происходит вербовка сторонников движения и привлекаются сочувствующие.

4. Стадия развернутой деятельности. Это основная стадия, на которой движение занимается реализацией своей цели. Апеллируя к общественности, оказывая влияние и даже давление на правительство, оно пытается разрешить ту социальную проблему, в связи с которой возникло.

5. Когда цели осуществлены либо оказалось, что их невозможно реализовать, наступает стадия затухания движения. Эту фазу можно отдалить сменой задач, форм работы, корректировкой цели.

Попытки запретить, устранить общественное движение «сверху», административными мерами, как правило, безуспешны. Если проблема осталась неразрешенной, то движение, если оно было достаточно сильным, обязательно возродится. Если проследить динамику общественных движений, то можно выделить следующую цепочку: общественное движение — общественная организация — политическая партия. Однако не из всякого общественного движения вырастает политическая партия, иногда же из одного движения рождается несколько партий.

Для общественной организации также характерны такие черты, как массовость, добровольность, интерес (побудительный мотив к объединению). В отличие от общественного движения она представляет собой стабильное централизованное образование, имеющее устав, управленческий аппарат, постоянное членство с уплатой определенного денежного взноса. Все это делает общественные организации устойчивыми и располагающими большими возможностями для решения социальных проблем.

Вместе с тем любая организация не застрахована от бюрократизации и формализации, что приводит к разрыву между интересами аппарата управления и рядовых членов, к неспособности чиновников выразить и защитить потребности тех, ради кого создавалась организация. Так произошло в 70-е гг. ХХ в. в странах Запада, когда «старые», традиционные профсоюзы не смогли перестроить свою работу в условиях технологических изменений в экономике. Эта же болезнь глубоко поразила и традиционные общественные организации СССР — профсоюз, комсомол и др., члены которых ограничивали свою деятельность уплатой членских взносов и проведением по инициативе сверху массовых мероприятий. Следствием этого явилась утрата доверия к ним и формирование альтернативных общественных объединений.

Так, в 60 — 70-е гг. в Западной Европе возникло радикальное движение студенческой молодежи — «новые левые», подвергшее резкой критике государственное социально-экономическое устройство, основанное на частной собственности. В противовес ему сформировалось движение «новые правые», представленное интеллигенцией и технократами, опиравшееся на идеи неоконсерватизма. В СССР аналогичные процессы начались позднее, лишь и середине 80-х гг.

Особую роль в общественно-политической жизни играют лоббистские (англ. lobbi — крытая прогулочная площадка, коридор) организации. Политическую окраску термин «лоббирование» приобрел во второй половине XIX в. в США, когда под ним стали понимать покупку голосов за деньги в коридорах конгресса. В политический лексикон других стран он вошел в ХХ в. Под лоббизмом понимается политика, направленная на отстаивание отельными социальными и политическими силами своих интересов в органах государственной власти. Свое лобби, например, имеют в Конгрессе США профсоюзы, религиозные общины, антивоенное движение и т.д., причем с 1946 г. их деятельность регулируется законом и находится . под финансовым контролем.

Лоббистские группы возникают, как правило, в том случае, когда в организации или движении начинает доминировать частный интерес, не совпадающий с общесоциальным. Организации такого рода не афишируют свою деятельность, информация либо строго дозирована, либо вовсе отсутствует. Они создаются при высших государственных органах в виде различных комитетов, комиссий, советов, бюро, через которые и влияют на принятие политических решений. Способы политического давления самые различные: подкуп, угрозы, саботаж, террор, целенаправленное формирование общественного мнения и др.

Влиятельными общественно-политическими объединениями являются такие союзы предпринимателей, как Британская конфедерация промышленности, Американская национальная ассоциация промышленников, Российская ассоциация директоров предприятий и др. Их роль в политике определяется финансовыми возможностями, позволяющими субсидировать избирательные кампании, оказывать определенные услуги, а то и просто подкупать правительственных чиновников и депутатов. Союзы предпринимателей влияют на государственные решения по финансированию тех или иных проектов, предоставлению налоговых льгот и т.д.

Несмотря на то что общественные объединения не ставят цели завоевания власти, тем не менее деятельность многих из них на современном этапе носит политическую окраску. Так, ряд организаций оказывают прямое влияние на политические решения (лоббистские), другие — политизированы в меньшей степени.

Такие движения, как антивоенное, экологическое и некоторые другие, можно с полным основанием отнести к общественно-политическим, ибо они не только оказывают давление на власть, но и играют важную роль в политическом воспитании граждан, стремятся к преобразованию общественной жизни.

В силу большого разнообразия и количества общественных объединений их уместно классифицировать. В зависимости от отношения к существующим социально-политическим порядкам выделяют консервативные, оппозиционные, реформаторские объединения. Консервативные ориентированы на сохранение статус-кво в обществе. Их социальная база — слои, приближенные к властным структурам. Оппозиционные общественные формирования недовольны действиями властей и выступают за коренные перемены, за отставку высших должностных лиц и т.д., реформаторские — за изменения, но в рамках существующего строя и закона.

По способам и методам деятельности общественные объединения делятся на насильственные и ненасильственные. В настоящее время преобладают объединения, предпочитающие мирные формы политической деятельности.

По половозрастному признаку выделяют женские, молодежные движения, движения пенсионеров; по социальной принадлежности — движения рабочих, фермеров, крестьян, интеллигенции, частных предпринимателей и т.д., по профессиональному критерию — движения врачей, ученых, экономистов, писателей и т.д.

В зависимости от целей и задач, которые преследуют общественные формирования, их можно разделить на экологические, антивоенные, правозащитные, движение гражданских инициатив и др.

Общественные объединения выполняют следующие функции:

• представляют и защищают интересы граждан;

• объединяют граждан, помогая им обрести сторонников и единомышленников. С их помощью общество постепенно приобретает четкую структуру;

• способствуют решению отдельных социальных проблем, ибо не только привлекают внимание общества к негативным явлениям, но и предлагают свои варианты решения, свою помощь;

• выполняют посреднические функции между государственными органами и гражданами и таким образом обеспечивают между ними обратную связь и осуществляют социальный контроль над властными структурами;

• оказывают влияние на формирование общественного мнения.

Реализация названных функций в общественно-политической жизни страны является необходимым условием для эффективного функционирования политической системы, а также важнейшим показателем развитости гражданского общества.

Именно общественные объединения создают тот защитный слой, который не позволяет государству беспрепятственно вторгаться в жизнь граждан. В свою очередь граждане имеют возможность цивилизованно, в рамках закона, общаться с властью, влиять на нее.

            Новые социальные движения на Западе. В 70-е гг. ХХ в. в странах Запада на смену традиционным общественным формированиям пришли новые (альтернативные), социальные движения (НСД).

В качестве причин их появления и быстрого распространения можно назвать:

• нерешенность и усугубление старых и появление многих новых социальных проблем, в частности загрязнение окружающей среды, гонка вооружений и милитаризация многих государств, региональные конфликты, снижение качества жизни и многие другие;

• кризис доверия к органам государственной власти, к традиционным профсоюзам, политическим партиям и другим политическим институтам;

• осознание гражданами недостатков представительной демократии, их стремление к прямому участию в решении различных вопросов в государстве;

• развитие сети коммуникаций, что облегчает общение между людьми, а следовательно, способствует их объединению.

В силу указанных причин новые социальные движения фактически носят формы социального протеста.

Наиболее массовые и популярные у граждан — экологические, антивоенные, правозащитные, неофеминистские, коммунитарные, гражданских инициатив и другие движения.

Теоретики экологического движения считают, что в современную эпоху первоочередными для человечества становятся глобальные проблемы, нерешенность которых может привести к гибели земной цивилизации. Основная опасность, по их мнению, заключается в росте индустриального производства, которое, сращиваясь с государством, создает «мегамашину», противостоящую индивиду. Ставка на экономический рост, максимизацию прибыли ведет к ухудшению экономической ситуации, загрязнению окружающей среды, истощению природных ресурсов. По расчетам специалистов, сохранение существующих тенденций приведет к тому, что запасы нефти, угля, черных и цветных металлов, воды, древесины будут исчерпаны через несколько десятилетий. Хищническая эксплуатация природы привела к нарушению естественных биологических процессов, унифицирует природное многообразие. Это крайне неблагоприятно сказывается и на природе самого человека, вызывает возрастание мутаций и тяжких врожденных заболеваний. В связи с этим в среде экологистов возникает осознание необходимости изменения нравственных ориентиров самих людей. Человек должен жить естественной жизнью в гармонии с природой, во взаимопонимании друг с другом, не загрязняя окружающую среду, тело и разум.

Основополагающими принципами экологического движения являются следующие:

— отказ от экономического роста;

— противопоставление «мегамашине» «контрэкономики», федеративных объединений самоуправляющихся коммун;

— бережное отношение к природе;

— нравственное воспитание человека;

— контроль общественности за принятием и исполнение решений, касающихся проблем экологии;

— борьба за безъядерный мир.

Сторонники экологического движения действуют  очень активно. Так, всему миру широко известна деятельность организации «Гринпис». На основе движения более  чем в 20 западных странах сформировались и стали заметной силой экологические партии, а в ФРГ, Бельгии, Голландии, Норвегии, Франции, Швеции, Австралии они либо входили, либо входят в национальные парламенты, Европарламент и авторитетные международные организации. На выборах в представительные учреждения различного уровня экологисты получают от 3 до 10 % голосов.

Не меньшей популярностью и массовостью отличается  антивоенное движение. Его корни восходят к 20 — 30-м гг. XIX в., когда возникли первые пацифистские общества. После второй мировой войны консолидирующей основой сторонников мира явились антифашизм и борьба против атомной войны. Значительной вехой в истории антивоенного движения были Конгресс деятелей культуры в защиту мира (Вроцлав, август 1948 г.) и I Всемирный конгресс  сторонников мира (Париж — Прага, апрель 1949 г.), принявший Манифест в защиту мира. Спустя год на II Всемирном конгрессе в Варшаве был создан Всемирный совет мира, развернувший кампанию по подписанию Стокгольмского воззвания, квалифицировавшего атомную  войну как преступление против человечества.

В 50 — 60-е гг. создается множество национальных анти военных, антиядерных объединений (британские компания за ядерное разоружение (Си-Эн-Ди) и коалиция Комитет ста, западногерманский комитет «Борьба против атомной смерти», итальянский Совет борьбы за мир и др.).

Антивоенное движение последовательно выступало и выступает против колониальных войн и агрессивных действий Франции, Великобритании, США. На современном этапе в его деятельности обозначилась тенденция ухода от ориентации на решение какой-либо одной, центральной проблемы. Основные усилия членов антивоенного движения направлены на работу в пользу позитивного мира, за выживание мировой цивилизации, за безъядерный, ненасильственный и безопасный мир, за обеспечение интегрального планетарного сотрудничества.

Переход многих стран к демократическим принципам государственного устройства потребовал усиления внимания к проблеме соблюдения прав и свобод человека, что способствовало оформлению правозащитного движения. Его идеология изложена во Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., где сказано, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве» (ст.1), что «каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами». В это движение входят такие известные международные организации, как «Хельсинкский комитет», «Эмнисти интернэшнл», «Международное общество прав человека», «Фриден Хауз», Международный суд ООН и др., которые информируют мировое сообщество о соблюдении прав человека в разных странах, а также оказывают помощь, юридические услуги политзаключенным, способствуют получению политического убежища жертвами репрессий и т.д.

Частью правозащитного является диссидентское (лат. dissidens (dissidentis) — несогласный, противоречащий). Его всегда можно обнаружить в авторитарных режимах, особенно в период их разложения. Традиционные лозунги диссидентов — демократизация общественной жизни, правовое государство, гласность, открытое общество. К наиболее известным диссидентским организациям относятся Инициативная группа защиты прав человека в СССР (1969), Комитет прав человека в СССР (1970), Советское отделение Международной амнистии (1974), Московская и республиканские хельсинкские группы (1976). Деятельность диссидентов сводилась в основном к перепечатке (самиздату) и распространению запрещенной властями художественной литературы, в частности произведений А. Солженицына, Б.Пастернака, А. Сахарова и др., а также информированию мировой общественности об ущемлении прав граждан и конкретной помощи (моральной и материальной) лицам, подвергшимся репрессиям. Несмотря на небольшую численность (не более 2 тыс. человек), это движение внесло серьезную лепту в разрушение тоталитарных структур и переход к демократии.

Серьезную социальную силу представляет феминистское движение (фр. femmes — женщина). Идейные историки этого движения восходят к «Декларации прав женщины и гражданки» (1791), созданной французской писательницей О.де Гуж в противовес «Декларации прав человека и гражданина», в которой провозглашались права и свободы только для лиц мужского пола. Основные требования феминисток — равноправие женщины и мужчины во всех сферах общественной жизни — в основном были реализованы в XIX — ХХ вв. в большинстве развитых стран: женщины добились равных с мужчинами прав на труд, на образование, избирать и быть избранными, занимать государственные должности. В 70-е гг. ХХ в. сформировалось неофеминистское движение, направленное на освоение женщинами комплекса новых прав.

Следует отметить, что это движение не является монополитным. Так, его радикально-революционное крыло объявило эксплуатацию «женщины мужчиной», или «войну полов», основной формой угнетения. Более умеренная часть движения выступает за расширение женского представительства во властных структурах, за преодоление патриархальных стереотипов сознания. Если классический феминизм предполагал, что свободная женщина будет вести себя так же, как и мужчина, то современное женское движение доказывает, что равноправие дает женщине возможность для самовыражения.

Реальное влияние на политическую жизнь оказывают и такие новые общественные движения (НДС), как движение солидарности с «третьим миром», выступающее против эксплуатации Западом природных и людских ресурсов стран Афро-Азиатского региона. Оно требует создания экономического порядка, который покончил бы с закабалением развивающихся стран, вывозом в них устаревших, экологически вредных технологий и «мусорным туризмом» (захоронением на их территории ядерных и радиоактивных отходов).

Каковы же общие характерные черты новых социальных движений?

1. Специфическая социальная база. В новых социальных движениях участвуют представители всех социально-демографических групп современного общества, прежде всего средних слоев. Значительную роль играет интеллигенция. Особенно активны учителя школ, преподаватели вузов, студенчество, старшеклассники. Все большее участие принимают женщины, в том числе домохозяйки. Вовлекаются даже такие категории населения, которые раньше были совершенно пассивны в общественно-политической жизни, например священнослужители, военные. Так, широко известна деятельность международной организации «Генералы в борьбе за мир». Если говорить о возрастном составе участников, то ядро большинства из них составляет молодежь.

2. Поиск новых форм, стиля, образа жизни. Это находит свое выражение в многообразных альтернативных структурах в сфере услуг (различные туристические бюро, спортивные организации, рестораны, пивные, магазины и т.д.), в области науки и культуры (информационные центры, альтернативные газеты и журналы, научно-исследовательские институты, кинотеатры, школы, детские сады и т.д.), в сфере общественно-политической деятельности (разнообразные гражданские комитеты, политические группы, комитеты и группы помощи «третьему миру» и т.д.).

Только в США в той или иной мере в таких альтернативных формированиях занято около 4 млн. человек. В ФРГ насчитывается более 40 тыс. групп самопомощи, в которых участвуют примерно 0,5 млн. человек.

3. Принципы организации. В отличие от традиционных общественно-политических институтов, учреждаемых «сверху», НСД формируются «снизу», на основе добровольности. Основополагающим принципом своей организации они считают принцип «базисной демократии», в основе которого лежат автономность и децентрализация общественных структур, постоянный контроль за должностными и выборными лицами со стороны рядовых участников и возможность смены руководства любого уровня в любое время. Кроме того, в партиях «зеленых», например, действует так называемый императивный мандат, означающий, что партийное руководство и фракции «зеленых» в парламенте обязаны выполнять требования 3 рядовых членов.

Составная часть и практическое условие «базисной демократии» — принцип ротации руководства, который многие участники движений стремятся последовательно соблюдать на всех уровнях. Так, фракция «зеленых» в бундестаге ФРГ за два года обновляется практически полностью. Важными организационными принципами являются гласность, надпартийность, консенсус.

4. Разнообразие форм и методов протеста в деятельности НСД. Наряду с использованием традиционных митингов, демонстраций, забастовок их участники пытаются: найти и более оригинальные способы привлечения внимания общественности к социальным проблемам. В этих целях проводятся блокады судов на реках, «прогулки» на катерах с забором проб воды и немедленной демонстрацией населению концентрации вредных веществ, используются яркая символика, а также игровые и театрализованные формы протеста — публичные суды, трибуналы.

В основе новых форм и методов борьбы лежит принцип ненасилия, что, однако, не исключает использование отдельными движениями насильственных методов. Так, например, члены радикальной антивоенной организации «Плаушерс» (США), желая ускорить процесс разоружения, проникают на территорию военных заводов, баз и выводят из строя важные детали ракет, боеголовок. Однако насилие порождает насилие, поэтому практически все влиятельные движения используют ненасильственные действия: не выполняют официальных распоряжений, противоречащих нравственным принципам (например, отказ от военной службы), осуществляют меры, направленные на пресечение определенных действий (доставка грузов на военные базы, вывоз с баз и т.д.). Их цель — привлечь внимание широкой общественности к той или иной проблеме.

Таким образом, НСД представляют собой современные массовые движения протеста с широкой социальной базой, новой проблематикой и требованиями, приоритетом общечеловеческих ценностей, для которых характерен поиск новых форм борьбы и принципов организации. Они стремятся создать в обществе благоприятную атмосферу для развития инициативы, творческих сил, способностей индивида.

Современные общественно-политические объединения в Республике Беларусь. В годы широкого размаха новых социальных движений на Западе в Беларуси, входившей в состав СССР, существовала достаточно разветвленная система традиционных общественных объединений (примерно 100 всесоюзных, более 200 республиканских и около 800 местных). Их место в политической системе определялось руководящей ролью КПСС. Характерной особенностью того периода была массовость общественных объединений при пассивности, инертности со стороны большинства их участников. Многие рядовые члены свою деятельность в них ограничивали уплатой членских взносов, ибо сознавали, что в существующей политической системе они не могут оказать реального влияния на принятие политических решений, т.е. практически все общественные объединения существовали формально, а их деятельность контролировалась партийными, государственными органами. И возникали они по инициативе «сверху», когда давалась соответствующая установка. Эго обусловило формализм, бюрократизацию управленческого аппарата, инертность большинства членов общественных объединений доперестроечного времени,

Ситуация начинает меняться в годы перестройки, всколыхнувшей политическую и социальную активность граждан. Пик подъема их инициативы, выразившийся в создании неформальных общественных формирований, пришелся на конец 80-х гг. (Неформальными считаются общественные объединения, сформированные на основе широкого круга целей и интересов, не имеющие официального статуса или даже сознательно избегающие его приобретения.) Первыми такими организациями в Беларуси были созданные в 1987 г. «Талака» — национально-культурное объединение молодежи, политические дискуссионные клубы «Современник», «Свтанак», «Тутэйшыя» и др. Их деятельность носила в основном культурно-просветительный и экологический характер.

Чем же было обусловлено появление новых общественных формирований в этот период?

Важнейшей социально-экономической предпосылкой  этого был переход к рыночной экономике, приведший к усложнению социально-классовой структуры общества, к формированию новых социальных слоев и групп со своими специфическими интересами, например молодых фермеров, кооператоров, предпринимателей и т.д. Отсюда потребность в объединениях, способных выразить и защитить их интересы.

Следует отметить, что реформирование экономики идет очень трудно, болезненно, с большими издержками, кризисными явлениями и ухудшением материального положения большинства населения. Все это является питательной почвой для возникновения оппозиционных общественно-политических формирований.

Политической предпосылкой возникновения новых объединений в Беларуси явилась начавшаяся демократизация политической системы общества, приведшая к росту социально-политической активности масс, выразившейся в стремлении реализовать свою инициативу созданием различных групп по интересам. Фактически это была ответная реакция граждан на формализм, бюрократизм, социальную демагогию, укоренившиеся в деятельности традиционных общественных движений и организаций. Поэтому характерной чертой «неформалов» стало объединение в борьбе не столько «за», сколько «против» чего-либо.

Принятием в октябре 1990 г. Закона об общественных объединениях были заложены правовые основы их деятельности. Духовными же предпосылками явились кризис коммунистической идеологии, а также достаточно высокий уровень образования граждан. Демократизация общественной жизни привела к раскрепощению сознания и поведения, к росту гражданского и национального самосознания, что и нашло отражение в создании массовых общественных формирований.

Говоря о причинах возникновения новых общественных объединений, нельзя не сказать и о том, что устаревшие технологии, отсутствие очистных сооружений, эксплуатация природных ресурсов, Чернобыльская катастрофа привели к серьезным экологическим проблемам. Это вызвало к жизни наряду с экологическими объединениями создание специфических организаций, посвятивших свою деятельность преодолению последствий Чернобыльской аварии.

Общественные организации и движения республики действуют на основе принятого 4 октября 1994 г. Закона об общественных объединениях, гарантирующего гражданам право на создание общественных объединений и вступление в уже действующие, кроме тех; деятельность которых направлена на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и безопасности государства, пропаганду войны, насилия, разжигание национальной, религиозной и расовой вражды. Этот юридический документ также регламентирует принципы создания, статус, условия прекращения, права и условия деятельности общественных формирований.

По состоянию на 1.07.98 г. Минюстом было зарегистрировано 2256 общественных формирований, в том числе: 940 — республиканских, 140 — международных и 1176 — местных.

Только профсоюзных организаций насчитывается 42, из которых 33 отраслевые и 8 независимых. Для координации отраслевых профсоюзов действует Федерация профсоюзов белорусская.

В 1999 г. на основе Декрета Президента проведена перерегистрация общественных формирований, после которой их число резко сократилось.

Анализ возрастного и социального состава участников общественных объединений показывает, что в них фактически представлены все возрастные группы. Довольно активны женщины. Костяк движений составляют, как правило, люди с высшим образованием: представители гуманитарной и технической интеллигенции; студенчество, учащиеся старших классов школ и ПТУ. В конце 90-х гг. был заметен рост независимых рабочих организаций на предприятиях, отстаивающих наряду с общедемократическими требованиями специфические интересы рабочих.

Среди множества общественных объединений, действующих в республике, можно выделить «правый» и «левый» фланги. «Правые» объединяются на платформе рыночной экономики, для «левых» характерны идеи социальной справедливости, равенства, общественной собственности на средства производства.

Наиболее ярким представителем «правого» крыла является Белорусский народный фронт «Возрождение» (БНФ), зарегистрированный в июне 1991 г. Программные установки БНФ включают создание правового государства, укрепление государственного суверенитета Беларуси, национальное возрождение, расширение сферы применения белорусского языка, в экономической сфере — приватизация основных производственных фондов — промышленных предприятий, земли, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и т, д. Во внешней политике четко прослеживаются прозападная ориентация и идея создания Балтийско-Черноморского союза. БНФ, начав свою деятельность как общественно-политическое движение, постепенно приобретал черты политической партии. Так, согласно Уставу, принятому II съездом (март 1991 г.), прием в первичные организации осуществлялся на основе письменного заявления, с уплатой членских взносов. Участники получали членские удостоверения и значки единого образца. Этот процесс был завершен 19 августа 1993 г. официальной регистрацией БНФ как политической партии. В настоящее время действуют и партия БНФ, и движение БНФ «Возрождение».

Более умеренные, центристские позиции занимают белорусское объединение «Яблоко», Белорусский республиканский фонд поддержки демократических реформ им. Л.Сапеги, аналитический центр «Стратегия» и др. Они также выступают за формирование правового государства, рыночной экономики. Однако в отличие от БНФ во внешнеполитической деятельности ориентируются не только на Запад, но и на Восток, не отрицая необходимости возрождения национальной культуры, уважительно относятся к русскому языку и культуре.

На левом фланге социально-политического спектра Беларуси находятся движение «За демократию, социальный прогресс и справедливость», «Народное движение белорусское», выступающие за идеалы социализма и социальной справедливости, за тесный союз с Россией и другими странами СНГ, вплоть до восстановления СССР.

Сформировалось в Беларуси и правозащитное движение, представленное Белорусским отделением Американского бюро по правам человека и соблюдению законности, Белорусской секцией Международного общества прав человека, Белорусского отделения Хельсинкского комитета, Белорусской ассоциацией защиты прав человека и др.

Среди молодежных выделяются Белорусский патриотический союз молодежи, организация «Прямое действие», которые основными целями считают патриотическое воспитание, оказание помощи и поддержки президенту и правительству.

В оппозиции к власти находятся белорусская социал-демократическая молодежная организация «Маладая грамада», «Малады фронт», программные задачи которых включают построение демократического общества с многоукладной рыночной экономикой.

В республике действуют общественные формирования, имеющие своей целью защиту интересов национальных меньшинств: Союз поляков Беларуси, Белорусское объединение еврейских организаций и общин, татарское объединение «Аль-Китаб», белорусское общество немцев «Немецкий дом» и др.

Религиозную направленность имеют Белорусский христианско-демократический союз (10 групп, куда входят православные, католики, протестанты, баптисты-пятидесятники), основная цель которых — выражение и защита интересов христиан, Белорусская католическая громада (главные задачи: возрождение государственности в христианских идеалах, бело русизация религиозной жизни и т.д.).

В последние годы возникли также различные союзы, объединяющие граждан по профессиональному признаку. Это прежде всего Союз предпринимателей, в который входят около 3500 предприятий, кооперативов, ассоциаций, частных предпринимателей. Основная цель, которую он преследует, — это создание условий для свободной предпринимательской деятельности, формирования рынка, развития свободной конкуренции.

Белорусская ассоциация политических наук объединяет ученых: политологов, юристов, социологов, философов, экономистов, политических историков, практических политологов.

Союз независимых экономистов объединил прогрессивные творческие силы республики. Они рецензированием экономических программ, разрабатываемых в официальных государственных органах. Кроме того, предлагают правительству собственные экономические концепции.

Широкое развитие в последние годы получило экологическое движение. Организационно оно оформилось в 1989 г. созданием Белорусского экологического союза (БЭС). Основной целью, поставленной БЭС, явилась «организация активного участия населения республики в решении природоохранных и экологических задач, нацеленных на ликвидацию кризисной экологической ситуации…». На современном этапе экологическое движение представлено тремя партиями «зеленых», множеством благотворительных фондов, оказывающих помощь инвалидам, детям, пострадавшим от аварии на ЧАЭС, и др.

Сформировалось и действует в республике и женское движение, представленное 21 организацией (Белорусское социал-демократическое объединение «Женская громада», «Социальная инициатива», партия «Надежда» и др.), которые ставят перед собой задачи достижения подлинного равноправия с мужчинами, паритетных возможностей быть представленными во властных структурах.

Анализ состояния общественно-политической жизни республики показывает, что в ней наличествуют общественно-политические объединения самой различной идеологической ориентации. Вместе с тем формальное существование, низкая деловая активность многих из них свидетельствуют, что в Беларуси только закладывается основы гражданского общества.

 

studfiles.net

Устав общественного движения

Утвержден

общим собранием учредителей

Общественного движения

Протокол [N , число, месяц, год]

1. Общие положения

1.1. Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

1.2. Полное наименование: Общественное движение [официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности] (далее по тексту — Общественное движение).

1.3. Местом нахождения Общественного движения является [вписать нужное].

1.4. Общественное движение осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Федеральным законом «Об общественных объединениях», другими нормативно-правовыми актами РФ и настоящим Уставом.

1.5. Деятельность Общественного движения основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности.

1.6. Деятельность Общественного движения является гласной, а информация об его учредительных и программных документах — общедоступной.

1.7. Общественное движение может вступать в союзы (ассоциации) общественных объединений.

1.8. Общественное движение может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.

1.9. Общественное движение является юридическим лицом с момента его государственной регистрации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

1.10. Общественное движение имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

1.11. Общественное движение имеет самостоятельный баланс/смету.

1.12. Общественное движение вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории.

1.13. Общественное движение имеет печать с полным наименованием на русском языке.

1.14. Общественное движение вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

1.15. Члены Общественного движения не сохраняют прав на переданное ими Организации в собственность имущество, в том числе на членские взносы.

1.16. Члены Общественного движения не отвечают по обязательствам Организации, а Организация не отвечает по обязательствам своих членов.

1.17. Общественное движение осуществляет свою деятельность в пределах территории [вписать нужное].

2. Цели общественной организации

2.1. Целями Общественного движения являются: [вписать нужное].

2.2. Для осуществления уставных целей Общественное движение имеет право:

— свободно распространять информацию о своей деятельности;

— участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными настоящим Федеральным законом и другими законами;

— проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

— учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

— представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

— осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

— выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

— участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2.3. Общественное движение может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям.

2.4. Общественное движение может создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности.

2.5. Доходы от предпринимательской деятельности Общественного движения должны использоваться только для достижения уставных целей, а также на благотворительные цели.

3. Учредители и участники общественного движения

3.1. Учредителями Общественного движения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, созвавшие общее собрание, на котором принимается Устав Общественного движения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Учредители Общественного движения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.

3.2. Учредители Общественного движения имеют право:

— получать информацию о деятельности Общественного движения;

— вносить на рассмотрение Правления и должностных лиц Общественного движения любые предложения о совершенствовании его деятельности;

— участвовать в мероприятиях, проводимых Общественным движением;

— избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы Общественного движения;

— контролировать деятельность руководящих органов Общественного движения;

3.3. Участие в движении является добровольным.

3.4. Участниками Общественного движения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, выразившие поддержку целям данного движения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия. Участники общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.

3.5. Участники Общественного движения имеют право:

— получать информацию о деятельности Общественного движения;

— участвовать в мероприятиях, проводимых Общественным движением.

4. Органы управления общественной организацией

4.1. Высшим руководящим органом Общественного движения является Съезд (Конференция).

4.2. Основная функция Конференции — обеспечение соблюдения Общественным движением целей, в интересах которых оно было создано.

4.3. К компетенции Конференции относится решение следующих вопросов:

4.3.1. Изменение Устава Общественного движения.

4.3.2. Определение приоритетных направлений деятельности Общественного движения, принципов формирования и использования его имущества.

4.3.3. Образование исполнительных органов Общественного движения и досрочное прекращение их полномочий.

4.3.4. Утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса.

4.3.5. Утверждение финансового плана Общественного движения и внесение в него изменений.

4.3.6. Создание филиалов и открытие представительств Общественного движения.

4.3.7. Участие в других организациях.

4.3.8. Реорганизация и ликвидация Общественного движения.

4.4. Вопросы, предусмотренные пунктами 4.3.1-4.3.3 и 4.3.8 настоящего Устава, относятся к исключительной компетенции Конференции.

4.5. Конференция правомочна, если на ней присутствует более половины ее членов.

4.6. Решение Конференции принимается большинством голосов учредителей, присутствующих на собрании. Решение Конференции по вопросам ее исключительной компетенции принимается [единогласно или квалифицированным большинством голосов].

4.7. Постоянно действующим руководящим органом Общественного движения является выборный коллегиальный орган — Правление, которое подотчетно Конференции.

4.8. Правление избирается Конференцией сроком на [вписать нужное]. Конференция вправе досрочно переизбрать Правление.

4.9. Количественный состав Правления составляет [кол-во] членов.

4.10. Правление осуществляет текущее руководство деятельностью Общественного движения и принимает решения на своих заседаниях.

4.11. Возглавляет заседания Правления Председатель Правления, который избирается из его членов.

4.12. Заседание Правления правомочно, если на нем присутствует более половины его членов.

4.13. Решения на заседании Правления принимаются большинством голосов членов, присутствующих на заседании.

4.14. К компетенции Правления относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию Конференции, определенную настоящим Уставом, в том числе:

4.14.1. Организация выполнения решений Конференции.

4.14.2. Созыв Конференции, утверждение повестки дня заседания, определение даты, места, времени и порядка его проведения.

4.14.3. Предварительное одобрение годового отчета и годового бухгалтерского баланса перед утверждением их Конференцией.

4.14.4. Распоряжение имуществом и средствами Общественного движения.

4.15. Правление в лице Председателя осуществляет права юридического лица от имени Общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с настоящим Уставом.

4.16. Председатель Правления:

— без доверенности действует от имени Общественного движения, представляет его во всех учреждениях, организациях и предприятиях, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом;

— принимает решения и издает приказы по вопросам внутренней деятельности Общественного движения;

— организует подготовку и проведение заседаний Правления;

— несет ответственность в пределах своей компетенции за использование средств и имущества Общественного движения в соответствии с его уставными целями и задачами.

4.17. Организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам Правления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе Правления.

4.18. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общественного движения осуществляется Ревизионной комиссией (Ревизором).

4.19. Ревизионная комиссия (Ревизор) избирается Правлением сроком на [вписать нужное] в составе [кол-во] членов.

4.20. Члены Ревизионной комиссии (Ревизор) не могут одновременно являться членами Правления Общественного движения, а также занимать иные должности в органах управления Общественного движения.

4.21. Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности Общественного движения осуществляется по итогам деятельности Общественного движения за год, а также во всякое время по инициативе Правления или Конференции.

5. Порядок внесения изменений и дополнений в Устав

5.1. Изменения и дополнения в Устав Общественного движения, утвержденные Конференцией, подлежат государственной регистрации.

5.2. Государственная регистрация изменений и дополнений в Устав Общественного движения осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

5.3. Изменения и дополнения в Устав Общественного движения вступают в силу с момента их государственной регистрации.

6. Собственность и источники формирования имущества общественной организации

6.1. Общественное движение может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности Общественного движения, указанной в Уставе.

6.2. В собственности Общественного движения могут также находиться учреждения, издательства, средства массовой информации, создаваемые и приобретаемые за счет средств Организации в соответствии с ее уставными целями.

6.3. Собственность Общественного движения охраняется законом.

6.4. Имущество Общественного движения формируется на основе вступительных и членских взносов, добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с Уставом Общественного движения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности; других не запрещенных законом поступлений.

7. Порядок реорганизации и ликвидации общественной организации

7.1. Реорганизация Общественного движения осуществляется по решению Конференции.

7.2. Имущество Общественного движения переходит после ее реорганизации к вновь возникшим юридическим лицам в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ.

7.3. Ликвидация Общественного движения осуществляется по решению Конференции либо по решению суда по основаниям и в порядке, предусмотренным Федеральным законом «Об общественных объединениях».

7.4. Имущество, оставшееся в результате ликвидации Общественного движения, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные Уставом, либо на цели, определяемые решением Конференции о ликвидации Общественного движения, а в спорных случаях — решением суда. Решение об использовании оставшегося имущества публикуется ликвидационной комиссией в печати.

8. Символика общественной организации

8.1. Эмблема Общественного движения: [описание].

8.2. Герб Общественного движения: [описание].

8.3. Флаг Общественного движения: [описание].

8.4. Гимн Общественного движения: [текст].

love-credit.ru

Как создать общественное движение

Феномен общественных движений не достаточно изучен нашей социологической наукой. А зря, так как именно с появления общественных движений нередко начинаются глубинные преобразования общества и его социальных структур.

Большевистской революции 1917 года предшествовала целая волна социалистических движений. Руководство КПСС хорошо понимало этот факт, и потому в школьный курс истории советской школы вошли разделы, посвященные петрашевцам (еще «досоциалистам» и «дореволюционерам»), политико-литературным кружкам Белинского и Герцена. Казалось бы: ну, собирался десяток человек на «квартирниках», чего-то обсуждал, спорил — ну, и что? Капля в море
многомиллионной России. Но из этих малочисленных кружков в последующие годы разродилось широкое и вполне массовое движение народников-социалистов. Далее оно раскололось и породило новые волны общественных движений, которые, пройдя вновь стадию кружков, уже марксистких, привели к созданию большевистской партии, а потом к революции и созданию одной из двух сверхдержав ХХ века — СССР, уже полноценного мирового проекта.

Партия хорошо осознавала начало этой новой эпохи, где собственно проходил первоначальный генезис социалистического проекта, потому и попала история этих малочисленных групп в школьные учебники советской поры.

Так же с невеликих кружков диссидентского движения началась страница краха советского проекта. Те же несколько десятков человек, собирающиеся на кухнях своих квартир, те же споры-обсуждения. Итог — переворот начала 90-х и грандиозная последующая за этим событием деформация общества.

Конечно же, все эти повороты истории не следует сводить к появлению тех или иных кружков и движений. Понятно, что за всеми этими «зигзагами истории» стоят и объективные причины. Но кроме объективных причин, толкающих историю вперед, существуют и причины СУБЪЕКТИВНЫЕ, то есть те, которые зависят от воли и действий конкретных людей соответствующей поры. Именно от действий таких людей и зависит конкретный поворот общественного развития, когда объективные законы эпохи подводят страны и народы к очередной точке бифуркации. Тут и становится важным, чьи идеи, чей общественный проект, какой социальный генезис возьмет верх над остальными течениями. Законы этого противоборства и приоткрывает нам изучение общественных движений. Потому так важно осознать законы общественного генезиса, как формируется ЭТО САМОЕ НАЧАЛО, как оформляется тот самый СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР.

И ведь анализировать есть что. Даже оглянувшись на несколько десятилетий назад, мы видим пеструю картину общественных движений, представителей которых еще нетрудно встретить по жизни и узнать подробности зарождения и развития движения из первых уст. В особенности интересны те из общественных движений, что появились снизу, и развивались часто не только без государственной поддержки, но порой даже преодолевая государственное давление.

К таким движениям относятся: движение КСП, поисковое движение, коммунарское движение, диссидентское движение, движение хиппи, движение КЛФ (клубы любителей фантастики), движение меломанов (русский рок, кельтский фолк и т.д.), ролевое движение, Fido-net, движение клубов исторической реконструкции и т.д.

Проанализировав их, нетрудно увидеть некоторые закономерности, свойственные всем движениям.

1. Движения развиваются волнами. И хотя определенный сдвиг фаз между ними имеет место быть (какое-то началось чуть раньше, а какое-то чуть позже), все же все указанные выше движения последних десятилетий можно поделить на две большие группы.
Движения 1960-85 гг. — первые шесть из перечисленных движений, и движения другой волны 1985-2010 (как мы думаем) гг. — последних четыре.

Есть еще несколько движений типа скаутского движения, но мы его (их) выносим за скобку, так как нам наиболее интересны движения, не имеющие государственной поддержки, а, следовательно, демонстрирующие особую живучесть. Также вынесем за скобку движения, способные найти экономическую нишу, а, следовательно, перешедшие на качественно иной уровень. К ним можно отнести явление частных новаторских школ, тренинговых компаний и т.д. К этому явлению мы еще обратимся в будущем.

2. Анализ движений показывает, что все они имеют определенное время жизни. Наиболее яркие — около 25 лет, менее развитые — около 12-13 лет, причем последние являются, как правило, не столько отдельными движениями, сколько фазами или отдельными ветками 25-летних. Это эмпирический закон. Время жизни имеет, судя по всему, объяснения в законах социальной динамики. В качестве примеров таких отдельных веток можно указать на движения пионерских штабов, макаренковских педотрядов, культармейства в 70-х — начале 80-х годов ХХ века — все они ответвления и составные части более крупного коммунарского движения, все используют одинаковый набор базовых форм существования (лагерь-сбор, откровенные разговоры, КТД — коллективные творческие дела, Советы Дела и т.д.).

3. Новые движения появляются на стыках старых и используют в своем ГЕНЕЗИСЕ отдельные формы и элементы движений старых, создавая новую комбинацию. Например, ролевое движение появилось на стыке коммунарского движения, клубов КЛФ, движения хиппи, и КСП. Различные формы существования этих движений были взяты на вооружение и ролевиками: от КЛФ была взята культура конвентов, из КСП вылупились менестрели, от хиппи еженедельные тусовки ролевиков в парках и скверах, от коммунарских Советов Дела ролевые «мастерятники». А скажем, движение диссидентов в формировании ролевиков не участвовало. В итоге ролевое движение оказалось полностью аполитичным, так как не переняло соответствующей традиции.

Таким, образом, от качеств старых движений, участвующих в генезисе, зависят и характерные черты, ценности и формы существования движения нового. В некотором смысле старые движения передают «эстафетную палочку» новому.

Отметим, что стык движений старых — это тоже некоторая организационная форма, некая пространственная среда – «инкубатор». Ролевики вылупились в среде педагогов-коммунаров, посещавших КЛФ-ную «Аэлиту»; само коммунарское движение формировалось в рамках «Фрунзенской коммуны» и лагеря «Орленок». Некоторые из движений имеют иностранное происхождение и потому первичный инкубатор вычислить намного сложнее, например, хиппи или Fido-net.

4. Движение не рождается без выделения удобного транслятора форм существования. Для КСП — это песенный слет в лесу + школа авторской песни, где учат играть на гитаре и писать стихи; для коммунаров — коммунарский сбор + СД, готовящее его; для ролевиков — это тренировки по фехтованию + Игры и коны; для Fido — конференции (прообраз форумов в Интернете) и т.д.

Собственно в «инкубаторе» и идет рождение удобных трансляторов. Как только они созданы, движение «вылупляется» и распространяется в массы.

5. Зависимость от доступности материальной базы тоже играет существенную роль в генезисе многих движений. Так движение КСП обязано своим распространением появлению магнитофона, а движение FIDO-net (фидошники, они же сетевики) было бы не возможно без появления персонального компьютера. Здесь важно отметить, что в случае если транслятор и мультипликатор явления (как в случае КСП) зависят от некого материального ресурса, то он должен иметь широкое распространение в массах.

Данный пункт хорошо согласуется с известным марксистским тезисом о необходимости роста производительных сил. Качественно новое явление, как правило, предполагает проявление этого роста, что хорошо видно на примерах распространения магнитофонов и компьютеров. В этом случае движение имеет повышенные шансы для перехода в новую более высокую фазу, подразумевающее укоренение нового быта, и новые качественные возможности в общественной структуре, но об этом далее.

6. Отдельная тема — это потребностная сфера появления движения. Для КСП — это отсутствие свободы слова и потребность его выразить, для ролевиков — дефицит раскрытия творческого образовательного потенциала в период схлопывания старых экономических ниш и т.д. Эта черта — следствие влияния объективных факторов на появление и развитие движений. Эти же факторы обусловлены динамикой развития общественной формации как таковой, историко-культурными особенностями, выработанными к этому времени в общественной ткани данной страны или народа.

Тем не менее, не говорить об этом нельзя, так как во многом появление движения есть Ответ на Вызов современной эпохи, когда общественные противоречия толкают группу инициаторов, порождающих необходимый транслятор, на поиск новой формы существования общественной жизни. Общий Ответ на сходные противоречия, базовый транслятор, определяющий новые формы жизнедеятельности, новый быт и традиции, формирующиеся в это время, предопределили особенность данной фазы общественного генезиса, которую Л. Гумилев определил как «консорция – или общность судьбы», отражая тот факт, что мы наблюдаем сходную реакцию на одни и те же противоречия.

7. Зарождение движения имеет свои фазы развития. Учитывая этот факт, имеет смысл выделить три типа возможных консорций.

Первый — номинальная фаза, или консорция первого порядка, коллектив от 7-10 до 30-40 человек. Таков, как правило, размер, единичной неформальной группы, часто маркируемый как неформальный клуб или общественно-социальный (или политический) кружок. Логика жизни консорции первого порядка имеет свои закономерности, прекрасно описанные в знаменитой работе Ланцберга и Кордонского «Технология группы». Обычное время жизни такого объединения — 3-4 года, после чего состав полностью обновляется, сохраняется лишь лидер группы плюс один-два-три сторонника-помощника, которые и создают видимость долголетия клуба (отряда, кружка и т.д.) как целого.

В некотором смысле, если считать данное объединение, как детище соответствующего лидера, его авторский проект, то такое представление имеет право на существование. Но с точки зрения общности личностного состава, его персоналий, клуб распадается и начинает новый цикл своей жизни. В жизни такого клуба есть свои подфазы существования, типа описанного «бунта стариков», подробности легко найти в упомянутой «Технологии группы», и потому здесь мы не будем на них останавливаться.

Консорция второго порядка — это совокупность нескольких объединений первого порядка (обычно от 3 до 10), умеющих сохранять некую организационную общность. В неформальной среде подобные объединения получили названия «кругов» или «систем».

Круг отличается от системы более высоким уровнем автономии базовых коллективов. Как правило, эта автономия стремится быть абсолютной и один клуб не может <влезть> в дела другого через оговоренные процессуальные механизмы, а оказывает влияние лишь посредством завоеванного ранее авторитета. Общность круга поддерживается участием в общих делах (сборы у коммунаров, игры у ролевиков, слеты у КСП, общие сообщества-форумы-эхи у фидошников и т.п.). Часто члены — первичные объединения такого круга разбросаны по разным городам, лишь время от времени съезжаясь на совместные дела и посещая друг друга в качестве гостей. Забавно, когда объединения, относящиеся к одному «подвиду» не знают друг друга, или не хотят знать, а порой и откровенно враждуют в рамках одного и того же города, а круг свой строят с иногородними объединениями. Это показатель того, насколько лидеры объединения дорожат своей автономией. Влияние иногородних членов круга всегда лишь опосредованное и потому не
страшное, регулярные выезды к «своим» в другой город помогают сплотить клуб во время такой поездки. Внутри же города может начаться конкуренция за лидерство, переход народа из клуба в клуб, на что лидеры клубов часто реагируют очень резко, вплоть до разрыва контактов.

Системы — это такие номинальные объединения первого порядка консорций, которым удалось преодолеть болезнь «автономизации». Как правило, они наоборот поощряют (или не препятствуют) переход из объединения в объединение, имеют совместную кадровую, а часто финансовую и материальную базу, свои координационные органы управления Системой в целом. Поэтому в отличие от кругов они нередко представляют объединение групп в рамках одного города. Как объединения они куда менее рыхлые, чем круги, и имеют куда больший организационный потенциал, что часто превращает их в лидеров среди иных кругов или как минимум поднимает авторитет на очень значительную высоту.

Системы легко решают проблемы кризиса номинальной фазы, когда через три года народ просто растекается по разным членам-группам системы, сохраняя былую общность. Таким образом, системы, а часто и круги, образовавшиеся из распада былой консорции первого порядка, продлевают свою жизнь до 7-10 лет. После этого периода кризис накрывает и эти типы объединений, выкашивая личный состав почти полностью. Как и отдельный клуб, система или круг могут начать новый цикл жизни, сохранив ядро лидеров.

Движение — это консорция третьего, высшего порядка. Как круги и системы состоят из отдельных клубов и кружков, так и движение в целом состоит из множества кругов и систем, живущих и умирающих в его теле. Поэтому в движении часто выделяют поколения, возглавляемые различными лидерами на разных этапах своего существования. Собственно, движениям и переходу к ним от консорций более низкого порядка и посвящена эта статья.

8. Движение после смерти, то есть окончания 25-летнего цикла, не всегда исчезает бесследно. Хотя и окончательный распад тоже возможен. Так почти полностью исчезли тимуровцы — движение 30-х годов, поглощенные войной; почти не оставили следа после себя в виде реально действующих и объединенных в единый общественный формат клубов коммунары. Отдельные разрозненные коммунарские клубы еще встречаются, но единого движения уже не представляют
и интегрированы в рамки иных. Те же, которым удалось избежать гибели, например, КСП, переходят, по выражению того же Л. Гумилева, в «мемориальную фазу» своего существования.

Фаза эта очень интересна. По массовости движение в этой фазе может быть значительным. Например, Грушинский фестиваль КСП ежегодно собирает десятки и сотни тысяч поклонников. Но в то же время лидерство в общественной жизни такое движение теряет. Пассионарии, ищущие
и создающие новые формы жизни, группируются в рамках новых движений.

Авторитетность же движения в «мемориальной фазе» резко падает. Оно с трудом набирает новых членов, проигрывая битву за молодежь. Массовость же отдельным формам существования движения придает былое поколение, ностальгирующее по прошлой эпохе, благо численно за многие годы существования движение нарастило огромные толпы былых поклонников. Мемориальная фаза может длиться достаточно долго до физического вымирания таких ностальгирующих носителей. Впрочем, такое движение вполне может принять участие в генезисе новых, и потому сохранение его имеет некоторый смысл. В некоторых случаях оно может даже возродиться и пойти на новый цикл существования, как это бывает с консорциями более низких порядков. Но исторически таких прецедентов немного, и событие это редкое. В качестве примера можно назвать лишь поисковиков, переживших два цикла существования в качестве полноценного движения.

9. Переход в новое качество — та планка, которую необходимо движению взять для того, чтобы не раствориться и не отвердеть в реликтовой, мемориальной форме дальнейшего существования, отжив свой 25-летний цикл. Для этого движению необходимо занять социально-экономическую нишу в общественном разделении труда. Если общество признает за движением выполнение соответствующих функций, то движение перерастает эту свою форму существования и становится явлением совершенно другого порядка. Л. Гумилев называет подобную фазу генезиса общества — конвикцией.

Из общественных движений до конвикций доросли пионерское движение 20-30-х годов в СССР, скаутское движение начала века на Западе, из последних примеров, это, судя по всему, движение сетевиков. Начавшись в рамках FIDO-net, оно благополучно преобразовалось в ЖЖ и уверенно заняло нишу в общественной коммуникации. Переход от консорции к конвикции говорит о серьезной победе движения в деле трансформации общества и продолжении социального генезиса уже на качественно ином уровне развития.

Традиции и формы существования, выработанные движением, утверждаются в обществе уже на куда более весомый временной цикл, разрастаясь до целой общественной страты. Новый быт (бытиЕ) этой страты утверждается в общественной ткани. Возможно, поэтому Л. Гумилев определяет конвикцию, как «общность быта», а не судьбы, как это было с консорциями.

ВЫВОДЫ:
— волна 1985-2010 года на исходе. Это значит, что мы входим в то время, когда старые движения начинают отдавать инициативу движениям новым. Генезис этих новых движений начинается сегодня. Так, например, появляется новая левая молодежная волна. Она уже вполне проявила себя, хотя ее развитие еще далеко не окончено, и не понятно, будет ли завершено. Но оранжевые революции в СНГ привлекли внимание к происходящим процессам в нынешней молодежной среде, и потому высветили еще незавершенный генезис. Отметим, что движения в отдельной волне зарождаются целым «пакетом» при небольшом сдвиге фаз, друг относительно друга.

Поэтому сейчас вероятность появление новых движений будет нарастать. Мы имеем шанс оказать влияние на генезис этой новой волны, так как роль Субъективного фактора в начальных фазах генезиса очень велика. От процесса зарождения напрямую зависят и те качества, которые будет нести в себе и культивировать новое движение. Если же мы упустим момент, то образовавшийся вакуум заполнят иные общественные движения, и мы упустим шанс создать субъекта изменения социального пространства в нужном ключе возрождения нашего общества. Ждать нового столь благоприятно момента тогда придется долго — 20-25 лет, до генезиса новой волны.
— Для зарождения движения, способного стать опорой и зародышем новой общественной системы, необходимо создание «инкубаторов» на стыках уже существующих позитивных общественных движений. Необходимо помнить, что кроме упоминавшихся в данной работе движений, существует еще целая волна, относящаяся, по мнению автора, к негативным движениям, разрушающим нашу страну и общество. Например, движение скинхедов. Материалом для создания нового движения сейчас могут выступить ролевики, сетевики (как уже говорилось, Fido-net ныне переформатировался в ЖЖ), а также субкультуры тренинговых компаний и частного образования. Последние дают возможность движению перерасти себя и занять определенную экономическую нишу, а через некоторое время расширить эту нишу и перейти к конвикциям.

При этом хорошо бы, чтобы новое движение воспринимало себя как политический субъект — только так можно будет ставить вопрос о серьезном, нешуточном изменении общества как такового. Для этого необходимо пересечение и с мемориальными политическими движениями былой поры. Оживление молодежного политического сектора говорит о том, что подобный генезис сейчас вполне вероятен.
— Новое движение с большой вероятностью будет сетевым, объединено единым информационным пространством, его элементами будут проектная форма существования, школы, тренинговые компании и игровые сессии, различные предприятия новой экономики.
— Потребностная сфера для появления движения очевидна – возрастающее недовольство распадающейся системой образования и человеческого общежития, отсутствие вертикальных лифтов, дальнейшее социальное расслоение и т.д. Это обстоятельство будет заставлять людей искать компенсирующие формы, как это было с КСП, коммунарами, ролевиками, КЛФ и другими общественными движениями. Поиск будет идти как в области культуры, так и в области организации производства и политики.

Текст: Михаил Кожаринов, основатель и руководитель негосударственной школы «Перспектива», г.Москва

Фото из архива «Иной газеты»

Рекомендуемые ссылки:

Забудьте всё, что вы знали, потому что здесь другие законы.

Это не сказка и это не фантазия, это происходит здесь и сейчас, на улицах Москвы начала XXI века. Тысячелетняя война Света и Тьмы ведётся за умы и души людей, ведь магическую энергию Иные черпают из людских эмоций.

Это Мир Иных: Магов и вампиров, ведьм и оборотней и других существ стоящих над человеком. Каприз природы подарил им власть над Сумраком, другим слоем реальности, на котором происходят магические войны.

www.beriki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *